Как проверить работу врачей

Опубликовано: 17.05.2024

Вопрос: как я могу я инициировать проверку действий врачей поликлиники и кожно-венерологического диспансера, чтобы понять, не было ли с их стороны допущено серьёзных ошибок при лечении моего деда? А именно:

1. При неуверенности в диагнозе и безуспешности лечения никто не взял анализы (и не предложил это сделать самостоятельно платно) для проверки диагноза. Это было сделано лишь в больнице после госпитализации.

2. При ухудшающемся на протяжении 2 месяцев (после первого посещения врачом поликлиники) состоянии больного врачи ни разу не предложили госпитализацию. При этом когда мы сами запросили госпитализацию, нам ее согласовали, т.е. это было возможно.

3. Отсутствие контроля за эффективностью лечения (не назначение повторных посещений, задержка с вызовом дерматолога из диспансера), приведшая в т.ч. к заражению от деда моей бабушки - через 1.5 месяца после первого обращения к врачу.

Здравствуйте, Вам необходимо официально обратиться в медицинскую организацию за документами. Согласно ч. 5 ст. 22 ФЗ РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закона

Далее Вы вправе произвести медицинскую экспертизу качества оказания медицинской помощи по медицинским документам. Порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи описан в Методических рекомендациях, содержащихся в письме ФОМС от 15.09.2016 №8546/30-5. Кроме, того Вы вправе обратиться в Росздравнадзор с жалобой по которой будет проведена проверка качества лечения, а также Вы можете обратиться в общероссийскую общественную организацию «Лига пациентов» http://ligap.ru, которые рассматривают и анализируют случаи, требующие защиты прав пациентов.

Вы лично никак не сможете ознакомиться к примеру с медицинской документацией, тем более сделать из этого определенные выводы, так как здесь необходима проверка со стороны специалистов в данной сфере.

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

Статья 64. Экспертиза качества медицинской помощи

1. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

Т.е. возникает в таком случае необходимость в проведении соответствующей проверки уполномоченным органом порядка надлежащего оказания медицинской организацией медицинской помощи пациенту, по результатам которой могут быть приняты соответствующие меры.

Но Вы вправе подать соответствующее заявление, изложить в нем указанные в вопросе обстоятельства, по нему и будет проведена внеплановая проверка.

Заявление необходимо подать в региональный Росздравнадзор, проверка по нему будет проведена в рамках Приказа Минздрава РФ

от 26 января 2015 года N 19н

Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья

Планирование проведения проверок

26. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

2) поступление в Росздравнадзор (территориальные органы) обращений и заявлений граждан

60. Основанием для начала административной процедуры «Принятие мер по результатам проверки» является выявление при проведении проверки нарушений обязательных требований, в связи с чем должностные лица Росздравнадзора (территориального органа), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;

3) в случае наличия признаков административного правонарушения, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составить протокол об административном правонарушении.

http://docs.cntd.ru/document/4.

При проведении проверки также будут учитываться в том числе и положения Приказа Минздрава РФ

Кто проверяет медицинские организации? фото

В Федеральном законе № 323 от 21.11.2011 прописано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также должностные лица в рамках своих полномочий несут ответственность за обеспечение гарантий в сфере здравоохранения. Государственный контроль должен касаться качества и безопасности деятельности медицинских учреждений, обращения медикаментов, лекарственных средств и медицинских изделий, а также санитарно-эпидемиологического надзора.

Органы госнадзора, осуществляющие проверки в сфере здравоохранения

Органы государственного контроля (надзора) можно условно разделить на два типа:

  1. К первой группе относятся те, которые осуществляют проверки в целях контроля охраны здоровья: Росздравнадзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Роспотребнадзор, а также иные органы (например, Россельхознадзор осуществляет ветеринарный и фитосанитарный надзоры).
  2. Вторая группа – это прочие органы госнадзора, проводящие проверки коммерческой, предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения. В эту категорию входят Роструд и государственные трудовые инспекции в субъектах РФ, ОВД, Прокуратура, Роскомнадзор, Росприроднадзор, ФСБ, ФСТЭК, налоговые инспекции, Фонд социального страхования РФ и другие.

Согласно действующему законодательству, главными проверяющими органами в медицинской сфере являются Росздравнадзор и его уполномоченные представительства исполнительной власти Российской Федерации, а также Роспотребнадзор.

Формы и виды проверок органами госконтроля

Существует четыре вида проверок, которые применяются в отношении медицинских организаций:

  1. Плановая. Предполагает проверку соблюдения юрлицом или индивидуальным предпринимателем требований, прописанных в правовых актах.
  2. Внеплановая. Выражается в проверке соблюдений требований, установленных муниципально-правовыми актами, выполнения предписаний, проведения мероприятий по профилактике заболеваний.
  3. Документальная. Предметом проверки является информация, содержащаяся в документации.
  4. Выездная. В ходе этого вида проверки осуществляется выезд сотрудников надзорных органов непосредственно в медицинское учреждение. Они оценивают состояние территории, зданий и сооружений, оборудования, реализуемых товаров и т. д.

проверка медицинских учреждений

Особенности проведения проверок

Проверка медицинских организаций регламентирована Федеральным законом № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Однако часто бывает, что и со стороны надзорных органов, и со стороны медицинского учреждения совершаются нарушения. Как избежать неприятных ситуаций? Как обеспечить юридическую защиту и минимизировать риски ответственности? Как застраховать себя от ошибок и с наименьшими потерями выйти из конфликта «работник-работодатель»? Как правильно вести себя во время проверки и предотвратить возможные провокации?

На эти и многие другие вопросы возможно получить ответ на семинаре «Проверки органами надзора и правоохранительными органами. Административная и уголовная ответственность». Он пройдет 12 марта 2020 года. Мероприятие будет полезно для руководителей лечебно-профилактических учреждений, их заместителей, начальников структурных подразделений, главных и старших медицинских сестер, которые несут ответственность за выполнение производственного контроля.

Спикер семинара – Полина Георгиевна Габай, юрисконсульт по медицинскому праву. Каждому слушателю выдается сертификат участника. Чтобы зарегистрироваться на мероприятие, позвоните по телефону 8-800-707-48-27, напишите оператору онлайн-чата или оставьте свой номер для обратной связи.

Нововведения по приказу №29н о медосмотре работников

Многие работодатели обеспокоены новыми введениями относительно прохождения медосмотра сотрудниками. Забегая вперед скажем, что глобальных изменений в этой системе нет, но с некоторыми нововведениями все же стоит ознакомиться.

Требования к оценке состояния здоровья работников со стороны медицинских учреждений претерпели изменения. С 1 апреля нынешнего года в силу вступают новые изменения. На смену ранее действующему приказу №302н Минздравсоцразвития РФ (от 12.04.2011) пришел приказ Минздрава №29н (от 28.01.21). Пришедшие на смену правила и обязательства находятся в открытом доступе для каждого гражданина на просторах интернет-ресурсов. Срок действия нового документа действителен в течение ближайших 6 лет. Основные изменения произошли в списках несущих вред и опасность для здоровья человека, а также в особенностях проведения профосмотров.

Какие изменения предусмотрены согласно приказу №29н

Обратите внимание на некоторые реформы (информация будет полезна для работодателей, работников и сотрудников медучреждений):

  1. Перед прохождением медосмотра работник должен предоставить ряд документов. Список остался прежним, что и раньше, но к нему добавился полис ОМС и ДМС (при наличии).
  2. Теперь периодический медосмотр допустимо проводить с использованием передвижной бригады врачей (к примеру, медики могут приехать на предприятие с целью оценки состояния здоровья работников). В нынешних условиях пандемии это важное изменение, которое позволяет как сократить риск заражения сотрудников коронавирусной инфекцией, так и оптимизировать время рабочего процесса (не придется терять рабочий день для посещения клиники).
  3. С первого дня апреля нынешнего года работодателям будет разрешено не предоставлять список некоторых сотрудников в Роспотребнадзор (полный список представлен в Приложении к приказу №29Н).
  4. Оценка состояния здоровья проводится на основе анализа условий труда, которые могут варьироваться в зависимости от специфики профессиональной деятельности. Это означает, что работнику могут потребоваться дополнительные обследования, которые не всегда указаны в обязательном списке к прохождению.
  5. Медосмотр необходимо проходить теперь и работникам офисов, чья деятельность предполагает использование компьютерной техники с излучением.
  6. Для всех трудящихся в медицинской сфере, независимо от рода деятельности, теперь необходимо прохождение медосмотра. Ранее эта мера была предусмотрена только для медицинского персонала.
  7. Для работников сферы общепита медосмотр больше не будет проводиться для всех сотрудников (как было до нововведений). Пройти медицинское обследование теперь должны только те работники, чья профессиональная деятельность связана со складированием/продажей/перевозкой/ хранением пищевых продуктов.
  8. Работодатель обязан утверждать также списки штатных единиц для прохождения предварительного профосмотра при трудоустройстве.

Что нового предусмотрено для проведения периодических медосмотров


Регулярный медосмотр – это мониторинг за самочувствием сотрудников в динамичном состоянии (1 раз в год или чаще). Его цель – своевременно выявить начальную стадию заболевания, которое может развиться в зависимости от вида профессиональной деятельности, а также распознать возможные медицинские противопоказания к ведению определенных видов работ сотрудника.

Периодичность оценки состояния здоровья сотрудников предприятия зависит от производственных факторов, которые могут представлять опасность и вред для работника. Как правило, медицинское обследование проводится не реже 1 раза в год. Для прохождения периодического медосмотра работник должен прийти в клинику в согласованный день. При себе нужно иметь паспорт, СНИЛС, направление от работодателя на прохождение профосмотра. Если этого требуют условия работы, необходимо предоставить заключение из психоневрологического диспансера (к примеру, для работников частных охранных предприятий). В дополнение к этим документам нужно предъявить полис обязательного медицинского страхования и дополнительного медицинского страхования (при наличии).

Для каждого сотрудника, проходящего профосмотр в медучреждении, предусмотрена амбулаторная медкарта, в которую вносятся результаты исследований и заключение комиссии враче. Ведение медкарты может осуществляться в электронном виде.

По предварительному соглашению с работником в письменном виде, результаты медкомиссии отправляются в Фонд Социального Страхования.

Хорошая новость для работодателей: при проведении периодического медосмотра учитываются данные о состоянии здоровья работника, полученные в ходе предыдущего медосмотра в лицензированном медучреждении (данные о здоровье актуальны в течение года после прохождения медосмотра). Это значит, что потребуются меньшие финансовые затраты со стороны работодателя для оплаты периодического медосмотра сотрудникам.


Документы для медорганизации от работодателя

Медицинской организации в обязательном порядке потребуется поименный список соискателя. Руководитель компании, отправляющий персонал на медосмотр, должен утвердить этот список и предоставить его в медучреждение не позднее, чем за 2 месяца до предполагаемой даты проведения медосмотра.

После получения медицинской организацией поименного списка, она составит календарный план и отправит его на согласование с руководителем компании. Утверждение календарного плана – обязанность медорганизации. Работодатель обязан в течение 10 рабочих дней ознакомить персонал с согласованным планом.

Список врачей и анализов для прохождения медосмотра согласно приказу №29н


Предварительный осмотр (для первичного приема на работу), а также периодический осмотр (регулярное обследование сотрудников согласно плану) с 1 апреля 2021 года будут включать следующие виды обследований:

  • Общие исследование крови;
  • Исследование мочи;
  • Антропометрия;
  • Результаты электрокардиограммы;
  • Снимок легких;

Обязательны к посещению терапевт и невролог. Для женщин потребуется консультация гинеколога.

В зависимости от специфики профессиональной деятельности, работнику может потребоваться посетить хирурга, дерматовенеролога, оториноларинголога. Список медицинских исследований регламентируется сферой деятельности работника, а также его возрастной категорией.

В каком случае медосмотр считается завершенным


Наши специалисты подходят к проведению профосмотра очень профессионально. Мы не упускаем из виду ни один критерий оценки состояния здоровья. Каждый работодатель может быть уверен, что медицинский осмотр в наших клиниках будет выполнен профессионально.

Все вышеперечисленные изменения вступают в силу в ближайшее время. Если у Вас остались вопросы, позвоните нам по контактному телефону. Мы постараемся предоставить Вам актуальную информацию и согласуем время для проведения медосмотра.

В прошлом материале мы говорили о том, как электронные медицинские карты (ЭМК) упрощают работу врачей и жизнь пациентов. Благодаря ЭМК, больной может рассчитывать на совместную помощь всех специалистов, к которым он обращался, а врач получает возможность быстро составить полное представление о состоянии больного.

У ЭМК есть еще один плюс: они помогают повысить качество медицинской помощи. Об этом сегодня и пойдет речь. Рассказываем, как реализуется контроль качества медицинских услуг в DOC+ и какую роль в этом процессе играют электронные карты.



«Только спросить: про больницы, про здоровье, про детей»

Первый этап: организация системы контроля качества

В «классических» больницах качество медицинских услуг, контролируют с помощью обходов территорий и палат и сбора врачебных консилиумов, а также проверки медицинских карт (в том числе их проверяют страховые компании). Например, в США участие в оценке рабочих процессов поликлиники принимают 74% врачей, а в Швеции — 93%.

Мы — мобильная клиника, поэтому наши сотрудники узнают мнение клиентов не в процессе обхода палат, а по телефону. Сейчас наш колл-центр делает два звонка.

Если человеку было назначено лечение, мы звоним ему через 40 минут после вызова и просим оценить сервис по пятибалльной шкале. Также операторы предлагают воспользоваться услугами клиник-партнеров, если врач рекомендовал посещение узкого специалиста или дополнительное обследование: МРТ, рентген и др.

Второй звонок выполняется через 3 дня: мы перезваниваем клиенту и спрашиваем о его самочувствии. Наша электронная система автоматически сортирует порядок обзвона по специальной формуле, чтобы упростить работу оператору — сначала в списке те, кому нужно звонить в первую очередь.

Чтобы получить больше фидбека о работе сервиса, мы общаемся с пациентами в чатах, проводим опросы и осуществляем тестовые вызовы, когда под видом клиента врача вызывают сотрудники DOC+. Однако все это очень трудоемкие процессы, которые не лишены субъективизма. Они не позволяют осуществлять контроль качества системно и в полном объеме.

Единственным массовым источником информации о предоставляемых медицинских услугах являются электронные карты. В них мы можем увидеть все жалобы пациента и результаты осмотра и оценить на их основе назначения врача.

В начале работы нашего проекта для проверки ЭМК мы организовали так называемую биржу электронных карт, на которой сообщество врачей-сотрудников DOC+ в формате peer-to-peer оценивало назначения и ставило соответствующие баллы.

Чтобы сбалансировать систему, каждую карту проверяли два доктора. Если проставленные ими баллы не сильно отличались друг от друга, считалось, что карта успешно проверена. В противном случае карта направлялась на дополнительную проверку старшим экспертам, — этими экспертами у нас были заместители главного врача по терапии и педиатрии — которые выносили финальный вердикт по спорным моментам.

Второй этап: создание спецкомиссии

Первое время одну карту также проверяли два специалиста комиссии, потому что разногласия сохранялись даже среди лучших и опытнейших врачей. Каждый раз, когда возникал такой кейс, приходил арбитр в лице заместителя главврача и решал спорные моменты.

Однако, в отличие от прошлой модели, теперь врачебная комиссия (ВК) получила возможность вырабатывать стандарты. При решении проблемы, вызвавшей разногласия, создавался прецедент, которым доктора руководствовались в дальнейшем.

Со временем такой подход позволил накопить опыт и снизить число ситуаций, когда оценки двух экспертов значительно отличались, до 5% (и ниже). В этот момент мы перешли к модели проверки «одна карта — один эксперт», чтобы снизить нагрузку на ВК. Однако

5% ЭМК по-прежнему проверяются двумя экспертами. Это позволяет нам убедиться, что члены комиссии ставят оценки объективно, и контролировать устойчивость всей системы.

Как проводится оценка

Комиссия получает на проверку обезличенную информацию о пациенте: историю болезни, показатели при осмотре, диагноз, данные о том, какие препараты назначил врач (имя которого также скрыто), какие анализы рекомендовал сдать и к каким узким специалистам обратиться.

Эксперты проверяют ЭМК на точность и корректность заполнения: оценивается полнота осмотра больного и сбора анамнеза, соответствие диагноза отмеченным симптомам и др. Проверка ведется по 20 критериям согласно инструкциям, выданным экспертам. Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале: 0 — «не соответствует стандартам»; 0,5 — «частично соответствует»; 1 — «соответствует стандартам».

Мы используем трехбалльную систему, поскольку пока еще возникают спорные ситуации. Для таких ситуаций и оставлен вариант «частично соответствует». Однако со временем мы планируем полностью формализовать все процессы и перейти на бинарную систему оценки по каждому критерию — ЭМК будет или соответствовать требованиям, или не соответствовать.

В этом случае не будет каких-то промежуточных вариантов, и отбор станет более жестким: либо врач был во всем прав, либо нет. Все последние рекомендации Минздрава по оценке качества предлагают именно бинарную систему.

Зачем это нужно

Такая система оценки позволяет нам с каждой заполненной и проверенной ЭМК повышать качество оказываемых услуг. Все баллы, которые поставил эксперт, сохраняются в базе данных. Эта информация позволяет выявлять недостатки системы, анализировать проблемы с постановкой диагноза и назначением лечения. Из статистики мы узнаём, насколько правильно врачи прописывают лекарства, чтобы можно было сразу внести коррективы в их работу.

Мы видим проблемы, с которыми сталкивается большинство врачей, а также области, которые вызывают затруднения у отдельного доктора. Это позволяет нам оперативно принимать меры: проводить семинары и лекции по нужным темам или просить одних специалистов «подтянуть» других.

Вся эта работа помогает сформировать стандарты лечения, основанные на лучших практиках и доказательной медицине, и «вооружить» ими всех врачей.

Также у доктора есть возможность прийти на заседание ВК и обсудить все интересующие моменты. В ближайшее время мы начнем проводить такие встречи ежемесячно. Эти собрания будут интегрированы в общий график обучения наших врачей.

Выборка и распределение ЭМК

Экспертиза целиком находится в ведении врачебной комиссии, которая смотрит карты и самостоятельно их анализирует. Однако мы работаем над автоматизацией этого процесса, чтобы помочь экспертам с оценкой ЭМК.

Как работает сейчас: уже создан специальный алгоритм отбора карт, формирующий стек на проверку из 20% ЭМК и учитывающий разные факторы: сколько карт этого доктора уже проверено, является ли эта карта «специфической». Например, мы чаще проверяем ЭМК, по которым оформлялись больничные листы, из-за требований ФСС.

Второй алгоритм системы отбирает карты из сформированной очереди и распределяет их среди экспертов.

Как будет работать в будущем: мы стараемся сделать алгоритмы отбора карт более интеллектуальными. Идея состоит в том, чтобы с помощью техник машинного обучения натренировать алгоритм предсказывать балл, который поставит комиссия.

Обучающая выборка для системы формируется на основании накопленных данных о картах и проставленных баллах. На этих данных будут обучены 20 моделей — по одной на каждый критерий — которые начнут предсказывать вероятность неполучения высшего балла по заданному критерию.

Полученные этими алгоритмами оценки объединяются в одну итоговую, показывающую общую вероятность того, что карта не получит высший балл. Таким образом, набор ЭМК, подлежащий проверке, можно будет упорядочить по оценке вероятности. Это позволит выявлять «хорошие» и «плохие» ЭМК и назначать картам, требующим проверки врачебной комиссией, более высокий приоритет.

Сейчас работу в этом направлении ведет департамент обработки и анализа данных DOC+. Его задача — с помощью машинного обучения найти признаки, которые влияют на оценку по каждому из критериев, и построить математическую модель, оценивающую карту по этим признакам.

Для обработки неструктурированных данных используется NLP-препроцессор, который был разработан ранее для нужд другого внутреннего проекта. Препроцессор умеет извлекать из жалоб пациентов и анамнеза, который врач пишет в свободной форме, различные симптомы и их характеристики. Использование этих данных поможет строить более качественные модели (о том, как устроена наша система обработки естественного языка, мы расскажем в одном из следующих материалов).

Такая форма приоритизации снизит нагрузку на врачей и позволит оценивать большее количество карт. Кроме того, она увеличит скорость проверки, так как мы будем выявлять «ошибочные» ЭМК прямо в момент заполнения (а не через три дня, когда эксперт их проверит), а врач, находясь у пациента, будет получать подсказки от системы.

Мы в DOC+ создаем услугу для массового рынка, поэтому должны показывать стабильно высокое качество в условиях роста аудитории — это ключевой аспект нашей стратегии. В самом начале пути мы оказывали медпомощь лишь силами наших врачей. Такой подход позволил нам контролировать качество предоставляемых услуг, чтобы затем расширить их спектр, имея за плечами понимание того, как работает рынок.

Мы оказали более 100 тыс. медицинских услуг и набрали в штат 350 врачей двадцати разных специальностей. Например, в декабре 2016 с DOC+, кроме терапевтов и педиатров, начали работать ЛОРы и неврологи. Также появилась возможность вызывать медсестру для проведения процедур и импортировать результаты лабораторных анализов из партнерских лабораторий, а данные осмотра — из партнёрских клиник.

При этом наша полуавтоматизированная система контроля качества работы докторов позволила DOC+ стать обладателем уникальной для всего рынка экспертизы, которая открыла возможности для развития новых продуктов. Она позволяет нам поддерживать стабильно высокое качество телемедицинской помощи по 10 врачебным специальностям в DOC+ Онлайн. А невидимые интеграции дают возможность контролировать уровень медицинских услуг, которые оказывают нашим пациентам партнерские офлайн-клиники.

Мы убеждены, что подобные системы автоматизации процессов, работающие на стыке IT и медицины, помогут снизить вероятность возникновения врачебных ошибок. А база знаний, которую мы формируем, откроет возможности для предоставления персонализированной помощи клиентам.


Дополнительное чтение: материалы из нашего блога «Только спросить»:

Систему здравоохранения активно реформируют и улучшают, поэтому контроль качества и безопасности медицинской помощи стали вести более строго. Разберемся, какие меры должны принимать руководители больниц, как фиксировать работу в этом направлении и откуда ждать проверок.

  • Что такое экспертиза, контроль качества медицинской помощи
  • Кто вправе проводить контроль качества медицинской помощи
  • Как контролируют качество медпомощи на разных уровнях

Что такое экспертиза, контроль качества медицинской помощи

Контроль качества медицинской помощи — это комплексная процедура, которая включает в себя анализ работы больниц и проверку деятельности медицинского персонала. Порядок и особенности проведения КМП регулируются Приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 июня 2019 года №381н, а также прочими методическими нормативными документами, которые могут быть приняты в субъектах РФ.

Приказ по внутреннему контролю качества медицинской помощи: фрагмент приложения к акту

Приказ по внутреннему контролю качества медицинской помощи фрагмент приложения к акту

Глубина оценки зависит от уровня ее проведения. Обычно в ходе экспертизы проверяют деятельность медиков, в том числе насколько правильно они подбирают методы диагностики, лечения, реабилитации, все ли пациенты получают помощь в нужном объеме и в установленные сроки. Основная задача контролирующих органов — выявить нарушения в ЛПУ и устранить их.

Для полноты оценки эксперты проводят медико-экономическую проверку, изучают отзывы пациентов, а также анализируют прочие показатели, которые указывают на качество оказываемой помощи. Результаты вносят в акт, на основании которого разрабатывают комплекс мер по улучшению качества помощи. Если выявлены серьезные нарушения, возможно наложение штрафных санкций.

Справка: после ужесточения КМП, издания дополнительных нормативных актов пациенты стали находиться в более выгодном положении. Сократилось время ожидания приема, увеличилась ответственность медработников. Реформирование системы в целом позитивно влияет и на работу врачей. Например, электронные очереди позволяют планировать день, а цифровые больничные облегчают бумажную работу.

Кто вправе проводить контроль качества медицинской помощи

Проведение контроля качества медицинской помощи входит в обязанности различных фондов и служб, о чем сказано в ст. 64 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ». КМП могут осуществлять лица с профильным образованием, стажем работы свыше 10 лет. Кроме того, специалист должен пройти подготовку и иметь подтверждающий документ.

Внутренний контроль качества медицинской помощи обязаны проводить все учреждения. Организации, которые пренебрегают этим, привлекают особое внимание Росздравнадзора. В ходе проверок эксперты находят нарушения, ведь вся документация и деятельность сотрудников больницы подлежит углубленной оценке. Стоит отметить, что практически в каждом ЛПУ есть ряд недочетов, за которые можно привлечь к ответственности.

Как контролируют качество медпомощи на разных уровнях

1 уровень: внутренний контроль качества медицинской помощи заведующим

Заведующий отделением обязан систематически вести 100% контроль. Для этого он осуществляет проверку первичной документации, личный осмотр пациентов в условиях больницы или на дому. Заведующий контролирует работу всех врачей, назначения, наблюдает в динамике процесс выздоровления, а при необходимости — корректирует лечение, назначает дополнительные обследования и т.д.

Усиленному контролю подлежат три случая:

  1. Зарегистрирован факт повторной госпитализации из-за одного и того же заболевания, по поводу которого больной недавно находился в ЛПУ.
  2. В базе данных есть пациенты с удлиненными или укороченными сроками лечения.
  3. Первично присвоили инвалидность лицу трудоспособного возраста.

Заведующий отделением ЛПУ дает оценку качеству оказания помощи в первичной медицинской документации или в журнале контроля КМП. Если выявлены нарушения, он фиксирует их в протоколе или карте экспертной оценки, описывает ошибки подчиненных, возможные последствия и дает экспертное заключение.

Рассчитайте примерную стоимость обучения

Рассчитайте примерную стоимость обучения

2 уровень: внутренний контроль качества медицинской помощи заместителем главного врача

Заместитель ежемесячно анализирует документацию, осматривает пациентов и собирает сведения на врачебных комиссиях. КМП ведется на всех уровнях оказания помощи и обслуживания пациентов в 30% случаев от объема 1 уровня. Заместитель главврача вносит сведения в журнал формы № 035/у-02.

Фрагмент журнала № 035/у-02

Фрагмент журнала 035у-02

Справка: индивидуальная экспертиза проводится главным врачом или его заместителем только при поступлении жалоб, запросов правоохранительных органов, смертельных исходах, случаях внутрибольничного инфицирования или при появлении серьезных осложнений у пациентов.

Заместитель главного врача ежемесячно проверяет отчеты КМП, которые подготовили заведующие. На основании анализа информации эксперт подготавливает годовой, полугодовой или квартальный отчет, пишет рекомендации по улучшению качества медицинской помощи, составляет проекты управленческих решений.

3 уровень: внутренний контроль качества медицинской помощи врачебной комиссией

Результаты оценки и контроля фиксируют в журнале клинико-экспертной работы — его форма утверждена приказом Минздрава РФ от 21.05.2002 года №154. Председатель комиссии формирует сводку раз в месяц, квартал, полугодие и год, после передает ее на следующий уровень контроля.

Обратите внимание! Сокрытие нарушений расценивается как серьезный проступок. Если заведующий отделением, заместитель главврача и представители комиссии утаят факты некачественного оказания медицинской помощи, не исключено, что в вышестоящие инстанции поступят обращения от пациентов, их родственников или опекунов. В ходе разбирательств возможен отзыв лицензий на ведение медицинской деятельности, весомые штрафы и уголовная ответственность.

4 уровень: контроль территориальными органами управления здравоохранением

На этом уровне изучают отчеты, которые подготовили заведующие отделениями, заместители главврача и представители ВК. Эксперты в целом анализируют работу медицинских учреждений, скорость совершенствования и внедрения новых технологий, оправданность управленческих решений. Дополнительно оценивают серьезность нарушений и необходимость наложения санкций, разрабатывают планы по улучшению качества оказываемой помощи.

5 уровень: контроль органами управления здравоохранением субъекта России

Анализ КМП ведут по материалам отчетов предыдущих уровней, результатам проверок и социологических исследований. Возможна внеплановая оценка из-за поступления заявлений и жалоб граждан.

Учитывайте, что органы управления здравоохранением вправе:

  • привлекать научные и исследовательские организации;
  • получать доступы ко всем территориями;
  • вести съемку, копировать документы и т.д.

Главный внештатный специалист клинико-экспертной службы и сотрудники органа управления здравоохранением оказывают организационно-методическую поддержку больницам. Они помогают им в разработке мер по улучшению качества обслуживания с целью сохранения здоровья граждан.

Совет. Ведите постоянный контроль качества медицинской помощи. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 июня 2019 года №381н поможет вам сориентироваться, что, как и в каком объеме проверять, поэтому изучите его особенно тщательно. Ответственный подход к КМП позволит предупредить серьезные нарушения и штрафные санкции.

Читайте также: