Как рассчитать зарплату педагога дополнительного образования 2020

Опубликовано: 17.09.2024

6.1.1. Месячная заработная плата учителей, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации и повышений по основаниям, указанным в разделе 8, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.

Пример 1. Учитель математики ведет преподавательскую работу в V - IX классах в объеме 23 часа в неделю.

Месячный заработок указанного учителя рассчитывается путем умножения установленного ему размера ставки заработной платы на 23 часа (недельный объем учебной нагрузки) и деления полученного результата на 18 (норму часов педагогической работы в неделю, за которую в этих классах выплачивается ставка заработной платы).

В таком же порядке исчисляется месячная заработная плата:

а) учителей за работу в другом образовательном учреждении (одном или нескольких), осуществляемую на условиях совместительства;

б) учителей, для которых данное учреждение является местом основной работы, при возложении на них обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также по проведению занятий по физкультуре с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

6.1.2. Установленная учителям, педагогам дополнительного образования при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.

6.1.3. Тарификация учителей производится один раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебными планами на каждое полугодие предусматривается разное количество часов на предмет.

6.1.4. Исчисление заработной платы учителей за работу по обучению детей, находящихся на длительном лечении в больницах, а также учителей вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (классов очного обучения, групп заочного обучения) в зависимости от объема их учебной нагрузки производится два раза в год - на начало первого и второго учебных полугодий.

Тарификация учителей, осуществляющих обучение обучающихся, находящихся на длительном лечении в больницах, если постоянная сменяемость обучающихся влияет на учебную нагрузку учителей, производится следующим образом: в учебную нагрузку учителя включаются при тарификации на начало каждого полугодия не все 100% часов, отведенных учебным планом на групповые и индивидуальные занятия, а 80% от этого объема часов. Месячная заработная плата за часы преподавательской работы будет определяться в этом случае путем умножения ставки заработной платы на объем нагрузки, взятой в размере 80% от фактической нагрузки на начало каждого полугодия и деленной на установленную норму часов в неделю.

Установленную таким образом месячную заработную плату учителю следует выплачивать до начала следующего полугодия, независимо от фактической нагрузки в разные месяцы данного учебного полугодия, а по окончании каждого учебного полугодия часы преподавательской работы, выполненные сверх объема учебной нагрузки, установленной при тарификации, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам.

При невыполнении по не зависящим от учителя причинам объема учебной нагрузки, установленной при тарификации, уменьшение заработной платы не производится.

6.1.5. В учебную нагрузку учителей за работу с заочниками включаются часы, отведенные на полугодие учебным планом на групповые и индивидуальные консультации, а также 70% от объема часов, отведенных на прием устных и письменных зачетов. Расчет часов в учебном плане на прием устных и письменных зачетов производится на среднее количество обучающихся: в группе от 9 до 15 человек - на 12, в группе от 16 до 20 человек - на 18.

Пример 2. Учитель математики ведет преподавательскую работу с заочниками в группе наполняемостью 16 - 20 человек. Учебным планом на этот предмет предусмотрено 6 зачетов на учебный год, т.е. 3 зачета на каждое полугодие. На прием зачетов отводится 1 час (т.е. по 1/3 часа на 1 зачет). Следовательно, при тарификации на первое полугодие учителю будет запланировано: 1/3 часа x 3 зачета x 18 чел. = 18 часов - на прием всех зачетов в полугодии. Учителю при тарификации включается лишь 70% времени, предусмотренного на зачеты: 18 часов: 100% x 70% = 12,6 часа на все полугодие, поскольку на практике не у всех обучающихся зачеты принимаются своевременно.

В неделю количество часов, которое будет включаться в его учебную нагрузку, составит: 12,6 часа : 17 недель = 0,74 часа. Если учитель принял в первом полугодии зачеты у 18 обучающихся, то в конце полугодия ему должна быть выплачена разница в заработной плате за 5,4 часа (18 часов - 12,6 часа). Если учитель принял зачеты у 20 обучающихся, то разница увеличивается еще на 2 часа. Если из группы выбывают, например, 2 человека, разница в часах будет составлять: 18 часов - 12,6 часа - 2 часа = 3,4 часа.

При тарификации общее количество часов, предусмотренное на учебный предмет по учебному плану, делится на число учебных недель полугодия, затем к полученному результату прибавляется 0,74 недельных часа на прием зачетов. Исходя из полученного средненедельного объема учебной нагрузки учителю определяется месячная заработная плата, которая выплачивается ежемесячно независимо от фактической нагрузки в разные месяцы полугодия.

6.1.6. За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям оплата труда педагогических работников и лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу, в том числе занятия с кружками, производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным выше причинам.

Лицам, работающим на условиях почасовой оплаты и не ведущим педагогической работы во время каникул, оплата за это время не производится.

6.2. Оплата труда тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования спортивного профиля, осуществляющих образовательную деятельность в специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, детско-юношеских спортивных школах:

6.2.1. Оплата труда тренеров-преподавателей в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки.

Оплата труда тренеров-преподавателей в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки может осуществляться исходя из недельного объема учебно-тренировочной работы или исходя из норматива оплаты, установленного в процентах на одного занимающегося.

Форма и система оплата труда тренеров- преподавателей в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки определяются учреждением.

При оплате труда тренера-преподавателя в зависимости от учебной нагрузки (часов учебно-тренировочной работы) ставка заработной платы тренеру-преподавателю выплачивается за 18 часов в неделю.

При оплате труда тренера-преподавателя по нормативу на одного занимающегося учитывается численный состав занимающихся и объем учебно-тренировочной работы:

Период
обучения
(лет)

Минимальная
наполняемость
групп, чел.

Максимальный
объем учебно-
тренировочной
работы
(час./неделю)

Норматив
оплаты
труда
(в % на
одного
занимаю-
щегося)

Зарплата учителя — это либо оклад, либо оплата отработанных академических часов. К этой сумме прибавляют стимулирующие и компенсационные надбавки, доплату за квалификацию и стаж. Но в зависимости от учебного учреждения, где трудится педагог, выплаты начисляют разными методами.

Нормативная база

Новая система оплаты труда

С 1992 по 2008 год в РФ работникам бюджетной сферы, включая учителей, платили с учетом единой тарифной сетки — системы разрядов, которая позволяла посчитать зарплату учителя с учетом уровня его квалификации. С 01.12.2008 от такого метода начали отказываться, но реформа и внедрение новой системы оплаты труда (НСОТ) длится до сих пор.

Те, кто уже перешел на новый метод, в заработную плату работников сферы образования включает:

  • оклад;
  • стимулирующие выплаты;
  • компенсационные надбавки.

Начисляет дополнительные суммы работодатель, исходя из установленного положения об оплате труда. Но некоторые руководители, имея доступ к финансам, не только не выплачивают надбавки, но и занижают оклады. Чтобы не допустить ситуации, когда оклад ниже МРОТ, чиновники предлагают в законе прописать необходимость соблюдать пропорцию «70/30», где 70% приходится на оклад, а остальные — на надбавки.

Руководство образовательных организаций обязано знакомить сотрудников со штатным расписанием и тарификационным списком (абз. 4 п. 3.1 постановления Минтруда от 10.10.2003 №69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»).

Как рассчитывается зарплата учителя начальных классов и как ее считают предметникам:

Тарификационный список преподавателей

Зарплата учителей

Как считать зарплату по новой системе

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Минобрнауки в 2020 году разработала новые единые рекомендации на 2020 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол №11). Они предписывают вносить в трудовой договор следующие компоненты оплаты:

  • должностной оклад в фиксированном размере;
  • ставку заработной платы;
  • предусмотренные компенсационные выплаты и их размер;
  • условия получения стимулирующих надбавок.

Ставка устанавливается за календарный месяц или за норму труда. Имеется в виду количество академических часов, которые следует отработать в определенный период за ставку заработной платы. Обычно норма устанавливается из расчета 18 часов в неделю.

К выплатам стимулирующего характера, согласно письму Минобрнауки от 29.12.2017 №ВП-1992/02, относятся:

  • за интенсивность (например, работу на 2 ставки);
  • за высокие результаты (достижения учеников, правительственные награды);
  • за стаж непрерывной работы;
  • за качество работы (например, применение инновационных педагогических технологий);
  • премии по итогам отчетного периода.

Компенсационные выплаты предусмотрены за работу в экстремальных климатических условиях, сверхурочные часы, совмещение должностей, выход в выходные или праздники.

В качестве примера рассмотрим, какая зарплата получится у учителя русского языка и литературы высшей категории со стажем 16 лет при следующих начальных данных:

  • должностной оклад — 5 000 руб.;
  • работает в неделю 20 часов;
  • надбавка за стаж — 500 руб.;
  • повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию — 0,2;
  • доплата за проверку письменных работ — 0,1.

Получаем за нагрузку: 5 000 руб. / 18 × 20 = 5 555,56 руб.

За категорию доплата составит: 5 555,56 х 0,2 = 1 111,11 руб.

За проверку работ: 5 555,56 х 0,1 = 555,56 руб.

Добавляем еще 500 рублей за непрерывный стаж.

В итоге получим:

5 555,56 + 1 111,11 + 555,56 + 500 = 7 722,23 (руб.)

Расчет по базовому окладу

Не во всех регионах еще перешли на НСОТ, есть такие, где сохраняется расчет, исходя из оклада. Если алгоритм, как начисляется зарплата учителям, основан на окладе и зависит от фактического объема выполняемой работы, годовая нагрузка обязательно фиксируется в трудовом договоре. В организациях среднего профессионального и высшего образования этот показатель иногда меняется по семестрам. Поэтому для каждого полугодия нагрузку рекомендуется прописывать отдельно.

По должностному окладу з/п обычно устанавливают тем педагогическим работникам, которым четко установлена продолжительность рабочего времени (ПРВ). От нагрузки она не зависит. Из приказа Минобрнауки №1601, ПРВ в сфере образования не превышает 36 часов.

Должностной оклад устанавливается педагогам-психологам, социальным педагогам, организаторам. То есть тем, кто находится на рабочем месте весь день, вне зависимости от количества уроков.

К должностному окладу иногда прибавляют компенсационные и стимулирующие выплаты.

Расчет по фиксированной ставке

Ежегодно в образовательных учреждениях утверждают тарификацию. За ставку заработной платы педагог отрабатывает определенное количество часов. На ее основе определяется базовый оклад. Но к нему применяются повышающие коэффициенты, позволяющие увеличить доход:

  • за квалификационную категорию (максимум 1,15);
  • за ведение трудовой деятельности в сельской местности;
  • за обучение сирот;
  • за работу с детьми с ограниченными возможностями;
  • за наличие в классе учащихся с девиантным поведением.

Коэффициенты суммируются, а иногда все они (кроме К — за категорию) заменяются на компенсационные выплаты.

Посмотрим, как рассчитать зарплату учителя начальных классов с нагрузкой 23 часа в неделю и высшей квалификационной категорией при ставке 6 000 рублей за 18 часов.

Доход = 6 000 × 23 / 18 × 1,15 = 8 817 рублей.

В некоторых школах устанавливается повышающий коэффициент за возрастные особенности учащихся. И именно педагоги начальных классов их получают.

Как влияют на зарплату преподаваемые дисциплины

Еще один важный вопрос — из чего состоит зарплата учителя-предметника. В письме Минобрнауки от 26.11.2006 №ИК-244/03 заявлено, что за сложность и приоритетность предмета тоже применяют повышающие коэффициенты. На такую привилегию вправе рассчитывать преподаватели:

  • русского языка;
  • математики;
  • иностранных языков;
  • предметов, по которым большинство учеников сдает ЕГЭ.

Возможно увеличение доходов и тем, кто ведет предметы, которым сопутствуют вредные условия труда (физика, химия).

Ученико-часовая оплата труда

По сути, это почасовая оплата труда, где доход сотрудника зависит от объема выполненной им работы. Чаще всего ее применяют в отношении совместителей.

Руководство устанавливает определенную стоимость одного академического часа (одного урока в школе, половины пары в колледже или вузе). Но иногда в формулу включается и количество учеников в каждом классе. В среднем профессиональном и высшем образовании на число студентов ориентируются только при расчете оплаты приема экзаменов и зачетов.

Согласно письму Минобрнауки №ИК-244/03, оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

как рассчитывать оклад педработников

Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно. Посчитаем, сколько примерно получает педагог-математик, если он:

  • обучает 525 человек во всей школе;
  • работает 36 часов в месяц;
  • за сложность предмета получит коэффициент 0,1, а за категорию — 0,2;
  • стоимость ученико/часа — 20 руб.

Подставляем в формулу и получаем:

20 х 525 х 36 х 0,1 х 0,2 = 7 560 (руб.)

Помимо этой суммы, ему доплатят за проверку тетрадей, классное руководство, ведение кабинета, иные обязанности.

Сколько в среднем получают учителя

Независимо от метода начисления заработной платы, ежегодно бюджетникам повышают выплаты на уровень инфляции и выше. В бюджете на текущий год запланировано повышение на 5,4%, в 2021 году обещают поднять оклады на 6,6%, а еще через год — на 6,1%. Есть еще так называемые «майские указы», которые предусматривают, что зарплаты школьных учителей власти обязаны поднять до 100% от средних трудовых доходов по региону, а вузовских педагогов — до 200%. Поэтому у некоторых номинальные размеры зарплат вырастут значительно.

Пока же ситуация с зарплатами учителей такая (по данным Росстата за I квартал 2020 года):

Педагогические работники дошкольных образовательных организаций

Педагогические работники образовательных организаций общего образования

Преподаватели образовательных организаций высшего профессионального образования

Какие зарплаты получают учителя в России в новом учебном году 2020-2021, хватает ли им этих денег, выяснял “Весь Искитим” сегодня, 12 ноября.

Как посчитать зарплату школьному учителю

Для начала нужно понять, из чего складывается зарплата педагога:

8)Ещё часто фонд школ помогает молодому специалисту.1)Базовый оклад – он состоит из минимум 18 часов ведения уроков в неделю, чем больше у педагога часов, тем больше у него зарплата.
2)Отдельно платят за проверку тетрадей и дополнительные занятия.
3)Почти каждый месяц учитель может получить стимулирующую надбавку, она платится за олимпиадников и за внедрение новых технологий.
4)Надбавка в 5000 рублей платится за классное руководство.
5)Отдельно считает работа с детьми-инвалидами и различными группами здоровья.
6)У сельского учителя рабочий час стоит больше, чем у его коллеги из города.
7)Также заработная плата зависит от стажа и квалификации.

Месячный доход учителей даже в одной школе значительно отличается. Молодой педагог может получать от 18 000 рублей, а учитель, проработавший 20 лет в школе, имея высшую категорию и нагрузку в 36 часов, зарабатывает 27 тысяч рублей в месяц. А ещё школьным работникам доплачивают за сложность предмета.

На 2020 год зарплата педагогов предметников по стране примерно такая:

Подробнее на Весь Искитим: https://vesiskitim.ru/2020/11/12/163625-zarabotnaya-plata-uchitelya-2020-2021-kak-rasschityvaetsya-i-skolko-platyat-pedagogam-istorii-iz-pervyx-ust Учитель английского языка – 29 000р
Учитель физики – 24 000р
Учитель информатики – 22 675р
Учитель истории – 21 692р
Учитель русского языка и литературы – 20 998р
Учитель физкультуры – 24 730р
Учитель биологии – 20 648
Учитель химии – 20 998р
Учитель математики – 23 669р

Отметим, что учителя в частных школах зарабатывают больше, там руководство учебного заведения само решает сколько педагог должен получать в месяц.

Государство устраивает заплата учителей?

Напомним, в октябре 2020 года п редседатель Государственной думы Вячеслав Володин напрямую заявил:

-Механизм подсчёта усреднённой зарплаты учителей, мягко говоря, не совсем корректный. По бумагам из Росстата педагоги получают 40 тысяч рублей, а в реальности — значительно меньше.

После его слов было принято решение пересчитать зарплату учителям. Уже с 2021 года платить учителям будут по-новому. На сколько увеличат зарплату, пока неизвестно.
Но буквально вчера, 11 ноября, председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление, исходя из которого за классное руководство педагоги абсолютно всех российских школ будут получать 5 000 рублей. Все ранее установленные надбавки также сохранятся за учителями. Раньше за классное руководство выплачивали 1 000 рублей в месяц.

Хватает ли учителям заработных денег?

-Нет. Ставка учителя с высшей категорией 10 200 рублей. Ставка уборщицы в школе выше. Какие ценности мы можем привить детям? Школьный учитель:

– Я начинающий педагог, проработала один год в школе, и у меня зарплата не 18 000, а 7 000 рублей с вычетом налога. Анонимный пользователь:

– Педагогический стаж составляет более 20 лет, работала в школе 7 лет, затем в системе СПО, сейчас преподаю в федеральном вузе. Имею степень кандидата наук, являюсь доцентом, имею множество научных и методических публикаций (как отечественных, так и зарубежных). Еженедельная нагрузка составляет 24 аудиторных часа… Ставка доцента 21 500 “грязными”… то есть на руки получаю 18 800 за ставку… Зарплата иногда бывает выше ( “аж” 26- 28 тысяч на руки), но в этом случае необходимо работать по 12 часов (имею ввиду дополнительные курсы, хозрасчетную деятельность вуза). На занятия к 8.30 или к 10.00 и до 19.30 (20.00) вечера. Домой к 21.00 или позднее, час-другой “отдохнуть” выполняя работу по дому, до 2 ночи готовиться к урокам или писать статью (к отчету по НИР пригодится…). Кстати, опубликовать статью ВАК стоит от 4 000 до 6 000, WoS – 15 000 и выше… Курсы повышения квалификации, опять же, надо проходить… ВСЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ЗА СВОЙ СЧЕТ И СОБСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ. Татьяна:

-Учитель с 32-летним стажем и высшей категорией. Веду по 29 часов в неделю, классное руководство, обязательно подготовка детей к конкурсам, олимпиадам, экзаменам. 28 000 рублей вместе со стимулирующими. Алёна:

-Я учитель русского языка и литературы из Орловской области, стаж работы – 25 лет, первая квалификационная категория. Получаю 20 000 рублей при нагрузке 30 часов в неделю. Причем, за 12 часов из 30 мне доплачивают 25%, так как это дети с ОВЗ. Сюда же входит и выплата за классное руководство. Антонина:

– То же самое. Только у нас коррекционная школа и нет никаких надбавок. Сняли, чтоб не жили слишком хорошо. 38 лет стажа. Русский язык. Высшая категория. За проверку тетрадей (3 класса) получаю в месяц 666,11 копеек. Года два тому назад вообще целый год за проверку не платили. Стаж никакой роли не играет. Всех давно уравняли. “Денег нет, но мы держимся.” Тамара:

Гость:
– Дети называют учителей НИЩЕБРОДАМИ -это нормально? О каком воспитании может идти речь. Зарплата должна быть не меньше 40 000 рублей за ставку. Но этого никогда не будет, особенно в нищих регионах. Но вы держитесь!

С 1 июля для бюджетников введут очередные изменения по зарплатам. Они касаются среди прочего премий и надбавок работникам. Сейчас чиновники, профсоюзы поясняют бюджетным организациям, как будет работать новая схема оплаты труда, при этом чтобы «не допустить и предупредить социальную напряженность в коллективе» и исключить случаи снижения зарплат. Напомним, предыдущие существенные изменения по зарплатам бюджетников, которые ввели с 2020 года, сопровождались многочисленными ошибками в начислении и выплате зарплат бюджетникам, жалобами бюджетников, коллективными обращениями, пишет TUT.BY.

Июльские изменения по зарплатам бюджетников предусмотрены указом № 482 от 22 декабря 2020 года. После этого профильные ведомства приняли постановления, чтобы ввести зарплатные новшества, в том числе в здравоохранении, образовании, культуре.

Если коротко про изменения, которые введут с 1 июля:

  • увеличат размера средств, которые идут на премирование работников бюджетных организаций - с 5% до 20% (но в пределах предусмотренных выделенных денег на оплату труда);
  • на премирование смогут направлять неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, в том числе неиспользованные в январе-июне этого года (об этом ранее заявляли в Минтруда);
  • у медиков отменят надбавку за высокие достижения в труде, а у работников культуры отменят надбавку "за высокие профессиональные и творческие достижения в труде";
  • у работников культуры появится "надбавка за высокие профессиональные и творческие достижения в работе, сложность и напряженность труда" - в размере от 5 до 25% суммы окладов работников;
  • для медиков введут новую компенсирующую выплату - базовая доплата;
  • в здравоохранении надбавка за сложность и напряженность работы будет не ограничена максимальным размером (сейчас - до 200% оклада);
  • в здравоохранении надбавку за обеспечение показателей деятельности бюджетной организации установят руководителям бюджетных организаций в размере до 200% оклада включительно (сейчас - до 100% оклада включительно).

Выше перечислены основные новшества, которые введут с 1 июля в целом для бюджетников, а также некоторые изменения конкретно для медиков, работников культуры. Более детально про планируемые зарплатные новшества для бюджетников в отдельных сферах деятельности можно найти в постановлениях профильных ведомств (они перечислены по ссылке). Но нужно учитывать, что планируемые новшества прописаны "на языке" законодательства, некоторым может быть затруднительно самостоятельно разобраться в изменениях. В этой ситуации можно попробовать обратиться за пояснениями к своему руководству. Есть шанс, что они уже разобрались, как с 1 июля будут по-новому рассчитывать зарплаты.

"Поскольку с 1 июля 2021 года на премирование будут направляться не только средства в размере 20% сумм окладов работников, но и неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, то установление иных стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат в конкретном размере позволит сохранить уровень оплаты труда работников, установленный до 1 июля 2021 года", - поясняли ранее в Минтруда.

Чиновники называют предстоящие изменения совершенствованием системы оплаты труда.

Сейчас на местах проводят совещания и дают пояснения, в том числе чтобы по «недопущению и предупреждению социальной напряженности в коллективах». Это делают поручению правительства №30/102-103/2788р от 23 апреля - по вопросам реализации указа №482.

На одном из семинаров по июльским зарплатным изменениям особое внимание уделили ситуации по бюджетным организациям сферы образования, здравоохранения". Также говорилось про "незамедлительное принятие действенных меры по исключению случаев снижения заработной платы работников бюджетных организаций".

В некоторых бюджетных организациях в проекте коллективного договора, который намерены ввести с 1 июля после введения зарплатных новшеств, прописывают, что наниматель и профсоюз обязуются «принимать исчерпывающие меры по социальной защищенности работников, а также недопущению и предупреждению социальной напряженности в коллективе». А также проводить разъяснительную работу с каждым работником по вопросам новой системы оплаты труда.

Почему чиновники и в самих организациях полагают, что из-за зарплатных новшеств может возникнуть социальная напряженность, не поясняется. Не исключено, что из-за предыдущего опыта по существенным изменения по зарплатам в 2020 году, которые сопровождались многочисленными ошибками в начислении и выплате зарплат бюджетникам, жалобами бюджетников, коллективными обращениями.

Напомним, ранее в Минфине заявляли, что назрела необходимость пересмотра штатов бюджетных организаций.


По последним данным Росстата, зарплата школьного учителя в среднем по стране составляет 42 тысячи рублей в месяц. Но сама по себе эта цифра мало о чем говорит. В половине регионов России учителя получают от 23 до 30 тысяч рублей. При этом в Ямало-Ненецком автономном округе - 103, на Чукотке - 113 тысяч (с учетом "северных" надбавок), а в Москве - 116 тысяч. Но и в Ингушетии, и в Алтайском крае, и в Москве, и во Владивостоке педагогу нужно выполнить федеральный государственный образовательный стандарт, подготовить детей к проверочным работам, экзаменам в 9-м классе и одиннадцатом. Плюс есть план воспитательной работы, нужно провести "внеурочку", заполнить кучу отчетов, за которые учителям оплата, как правило, не производится… "Средняя зарплата по региону достигается за счет того, что учителя берут больше нагрузки", - рассказала "­Российской газете" заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования ­Татьяна Куприянова.

- По нашим оценкам, в начале 2020 года учителя работали в среднем не менее чем на 1,7 ставки. И нагрузка еще значительно "подросла" с началом пандемии, - добавила Татьяна Куприянова.

Что это значит на практике? Чем меньше оплата за норму - 18 уроков в неделю - тем меньше учитель защищен от перегрузок. Низкие ставки и оклады - одна из самых наболевших проблем учителей. По данным мониторинга 2020 года, который профсоюз проводил вместе с минпросвещения, в 80% регионов месячная ставка (оклад) учителя за норму часов учебной нагрузки - меньше федерального МРОТ. В некоторых субъектах она и вовсе - три-четыре тысячи рублей. Все, что сверху, - разные выплаты и надбавки, которые начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам. Во многих регионах есть система баллов, которые даются за совершенно разные вещи: от применения новых методик, побед учеников в олимпиадах - до выступления на педсоветах, ведения портфолио учеников, оформления коридоров школы. Список того, за что начисляются баллы, может быть настолько большой и "разношерстный", что директор, манипулируя им, легко может добавить баллы "любимчикам" и забрать их у "провинившихся" учителей.

Еще один штрих к общей картине. В регионах могут применяться самые разные системы оплаты труда: в одних она определяется стоимостью образовательной услуги за "ученико-час", в других - ставки формируются на основе профессиональных квалификационных групп должностей, или в зависимости от образования, стажа работы, квалификационных категорий. В итоге, к примеру, в российской глубинке молодой специалист, который не имеет ни нагрузки сверх нормы, ни классного руководства, будет получать ровно МРОТ, то есть 12 130 рублей.

- Минпросвещения, минтруд, минфин и наш профсоюз уже направили свои предложения в правительство. Подходы предлагаются разные. Они сейчас обсуждаются, - рассказала Татьяна Куприянова. - Наши многолетние наработки в рамках социального партнерства - единых рекомендаций, утвержденных Российской трехсторонней комиссией, показывают: гарантированная часть зарплаты учителя за норму учебной нагрузки должна составлять не ниже 70% от средней по региону, а минимальные размеры ставок и окладов работников в виде базовых должны получить статус федеральных гарантий. Ниже МРОТ они падать не должны. Но выше - это порадует всех педагогов!

Кроме того, по словам эксперта, сейчас обсуждается перечень обязательных компенсационных и стимулирующих выплат. Что в него может войти? Профсоюз предлагает ввести обязательные компенсационные выплаты, например, за работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья или детьми, нуждающимися в длительном лечении, за работу в сельской местности, с детьми и подростками с отклонениями в поведении. И, конечно, - за классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами, мастерскими и лабораториями, руководство предметными и методическими комиссиями. И это далеко не полный список.

Сейчас на федеральном уровне из этого списка установлена только одна выплата - 5 тысяч рублей в месяц классным руководителям. Ее получают более 800 тысяч педагогов. Есть еще стимулирующие выплаты - они направлены на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу. Эксперты профсоюза предлагают отнести к обязательным - выплаты за квалификационные категории, стаж непрерывной работы в образовательной организации. Плюс - предлагается не просто утвердить их перечень, но и определить на федеральном уровне минимальный размер выплат, ниже которого в регионах они быть не могут. Потому что в одном регионе за первую категорию учителю могут добавлять 300 рублей к зарплате, а в другом за нее же - 3 тысячи.

При формировании единой модели оплаты труда важно не забыть про педагогов-дефектологов, логопедов, психологов, мастеров производственного обучения, методистов. В общем, всех тех, на ком и сегодня школам приходится сильно экономить. И не только работников школ, но и колледжей. То есть учесть работников всех государственных и муниципальных образовательных организаций.

- Все эти меры должны привести к тому, что зарплата учителей вырастет, а дифференциация между регионами уменьшится. Но нужно точно просчитать, какая нужна федеральная поддержка регионам при введении новой системы оплаты труда. Если этого не сделать, большого смысла во всей остальной работе просто не будет, - уверена Татьяна Куприянова. - Если взять все детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, колледжи, детские дома и школы-интернаты, то годовой фонд оплаты труда в этой системе значительно превышает триллион рублей. По некоторым ведомственным оценкам, чтобы базовые ставки и оклады только учителей превысили уровень МРОТ, понадобится дополнительно 200 млрд рублей. По оценкам экспертов Профсоюза, на реализацию этого масштабного социального проекта - введения новой системы оплаты труда в сфере образования - потребуются значительно большие бюджетные ассигнования. Может быть, поэтапно, но решать эту задачу необходимо.

Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС:

- Главная проблема в системе оплаты труда педагогов - это большая дифференциация на всех уровнях. Не только между регионами, но и между школами с разной формой собственности. Так, учителя в муниципальных школах получают около 41 тысячи рублей, в региональных - 68 тысяч, а в федеральных - около 80 тысяч. Грубо говоря, если в школе один учитель получает 80 тысяч, а два других - по 20 тысяч, то вместе у них будет средняя по региону. Все зависит от директора: он прекрасно знает, как можно "играть" ставками и разными выплатами. Есть и еще один важный нюанс - многие учителя с невысокой зарплатой, - это педагоги старшего возраста, которые получают еще и пенсию. Директор это прекрасно знает и специально выделяет больше средств молодым, чтобы удержать их в школе. Естественно, учитель со стажем такой ситуацией недоволен. Единая отраслевая модель могла бы сгладить углы. Но проблема еще и в том, что какой бы прекрасной и совершенной она ни была, все упирается в отсутствие у регионов собственных средств на повышение зарплат. Ключевой конструктивный путь - развивать экономику. Если мы сможем пройти пандемию относительно благополучно, то тогда по выходу из нее экономика начнет расти. А вместе с ней - и зарплаты учителей.

Как рассказали "Российской газете в пресс-службе правительства РФ, "в настоящее время в правительстве идет проработка предложений по созданию единой модели оплаты труда педагогов".

- Совместно с Минтрудом России, Минфином России и при активном участии Общероссийского Профсоюза образования министерство просвещения разрабатывает требования к системе оплаты труда педагогов, учитывающие как особенности формирования ставки (оклада), так и перечень компенсационных и стимулирующих выплат. Соответствующие предложения внесены в правительство и проходят необходимые процедуры доработки и согласования, - рассказали в министерстве просвещения. - Учитывая особый контроль и приоритетный подход к вопросам повышения престижа педагогического труда и формирования достойного уровня заработной платы, в процессе принятия указанные в проекте документы обязательно пройдут экспертное и самое главное общественное обсуждение, прежде всего в педагогической среде. В подобной работе важно опираться на ожидание и мнение самих педагогов, и все механизмы для этого будут задействованы.

Читайте также: