Как считается среднемесячный заработок госслужащего

Опубликовано: 17.09.2024

Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 818
"Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих"

С изменениями и дополнениями от:

4 августа 2015 г., 9 августа 2016 г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

17 октября 2009 г.

Правила
определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих

С изменениями и дополнениями от:

4 августа 2015 г., 9 августа 2016 г.

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяют порядок расчета среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих (далее соответственно - среднемесячный заработок, гражданские служащие).

2. Для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:

а) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы (далее - должностной оклад);

б) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;

в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;

г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;

д) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

е) ежемесячное денежное поощрение;

ж) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

з) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

3. Кроме выплат, указанных в пункте 2 настоящих Правил, для определения среднемесячного заработка учитываются также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

4. Для определения среднемесячного заработка гражданских служащих, денежное содержание которых устанавливается в виде единого денежного вознаграждения в соответствии с частью 3 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - денежное вознаграждение), учитываются следующие выплаты:

а) денежное вознаграждение;

б) ежемесячное денежное поощрение;

в) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

г) другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

5. За период сохранения за гражданским служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации денежного содержания по замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы для определения среднемесячного заработка учитывается указанное денежное содержание.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 августа 2016 г. N 761 в пункт 6 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

6. Расчет среднемесячного заработка производится по выбору гражданского служащего исходя из денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2 - 4 настоящих Правил, за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" (дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (далее - расчетный период).

7. При исчислении среднемесячного заработка из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время суммы соответствующих пособий не учитываются.

8. Размер среднемесячного заработка при отсутствии в расчетном периоде исключаемых из него в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил времени нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и периода временной нетрудоспособности определяется путем деления общей суммы денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2 - 4 настоящих Правил, начисленной в расчетном периоде, на 12.

В случае если из расчетного периода исключаются в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил время нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и период временной нетрудоспособности размер среднемесячного заработка определяется путем деления указанной суммы на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году). При этом выплаты, указанные в подпунктах "ж" и "з" пункта 2, пункте 3 и подпунктах "в" и "г" пункта 4 настоящих Правил, учитываются при определении среднемесячного заработка в размере одной двенадцатой фактически начисленных в этом периоде выплат.

9. В случае если расчетный период состоит из времени нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и периода временной нетрудоспособности, указанных в пункте 7 настоящих Правил, а также если в расчетном периоде отсутствуют фактически отработанные дни, по выбору гражданского служащего исчисление среднемесячного заработка производится:

а) с учетом положений пункта 8 настоящих Правил исходя из суммы денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2 - 4 настоящих Правил, начисленной за предшествующий период, равный расчетному;

б) с применением положения абзаца первого пункта 8 настоящих Правил исходя из фактически установленного ему денежного содержания в расчетном периоде.

10. При замещении гражданским служащим в расчетном периоде должностей федеральной государственной гражданской службы в различных федеральных государственных органах исчисление среднемесячного заработка производится с учетом положений пунктов 6 - 8 настоящих Правил исходя из начисленного в расчетном периоде суммированного денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2 - 4 настоящих Правил, в соответствии с замещаемыми должностями федеральной государственной гражданской службы.

11. При централизованном повышении (индексации) в расчетном периоде денежного содержания (денежного вознаграждения) учитываемые при исчислении среднемесячного заработка выплаты, за исключением установленных в фиксированном размере, рассчитываются с учетом соответствующего повышения (индексации), в том числе за часть расчетного периода, предшествующую дате повышения (индексации).

12. Гражданским служащим, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами Российской Федерации, среднемесячный заработок определяется исходя из денежного содержания, устанавливаемого в рублях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Размер среднемесячного заработка, за исключением случаев его исчисления в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного гражданскому служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Размер среднемесячного заработка, в том числе сохраненного гражданским служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации, определенный с учетом денежного содержания (оплаты труда), установленного им в соответствии с федеральными законами "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О прокуратуре Российской Федерации", не может превышать в расчетном периоде 2,8 должностного оклада по соответствующей должности федеральной государственной гражданской службы согласно перечню соответствия должностей, замещаемых указанными лицами, должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым им исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утверждаемому Президентом Российской Федерации.

15. При замещении в расчетном периоде гражданским служащим должностей, по которым установлены различные должностные оклады (денежное вознаграждение), размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), определяемого путем суммирования размеров установленных гражданскому служащему в каждом месяце расчетного периода должностных окладов (денежного вознаграждения) и деления полученной суммы на 12.

16. При работе гражданского служащего в расчетном периоде на условиях неполного служебного времени среднемесячный заработок не может превышать 2,8 фактически получаемого в расчетном периоде должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), в том числе исчисленного в порядке, предусмотренном пунктом 15 настоящих Правил.

17. Настоящие Правила не распространяются на гражданских служащих, особый порядок оплаты труда которых устанавливается в соответствии с частью 14 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

В ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" были внесены изменения, касающиеся среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим (далее - госслужащие). В частности, максимальный размер такого заработка был увеличен с 2,3 до 2,8 должностного оклада.

На основании данных изменений утверждены правила определения среднемесячного заработка.

Среднемесячный заработок рассчитывается исходя из денежного содержания и других выплат за последние 12 месяцев госслужбы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (далее - расчетный период). Приведен открытый перечень выплат, учитываемых при определении среднемесячного заработка.

Из расчетного периода исключаются время нахождения в отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время пособия не учитываются.

Указано, как определяется максимальный размер среднемесячного заработка для различных категорий госслужащих.

Правила не распространяются на госслужащих, особый порядок оплаты труда которых устанавливается в зависимости от показателей эффективности и результативности служебной деятельности.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 818 "Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих"

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 23 октября 2009 г. N 202, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 октября 2009 г. N 43 ст. 5068

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 9 августа 2016 г. N 761

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. N 790

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Порядок исчисления среднего заработка (денежного содержания) госслужащего утвержден постановлением Правительства №562 от 06.09.2007 года. В статье разберем, как определяется средний заработок госслужащего для расчета отпускных, пособия на период временной нетрудоспособности, а также выясним особенности сохранения среднего заработка госслужащего на время пребывания в командировки и на период проведения служебной проверки.

Что включает средний заработок госслужащего

Средний заработок госслужащего, который также называют размером денежного содержания, включает в себя следующие виды выплат:

  • оклад госслужащий, установленный в соответствие с занимаемой должностью и классным чином;
  • надбавка за выслугу лет;
  • надбавка за особые условия труда;
  • надбавка за работу со сведениями, представляющими собой государственную тайну;
  • премии за добросовестную работу, выполнение поставленных задач, т.п.;
  • материальная помощь;
  • выплата, начисляемая при предоставлении отпуска.

Для госслужащих, работающих в районах Крайнего Севера либо на территориях, приравненных к северным, размер денежного содержания определяется с учетом районного коэффициента и северной надбавки.

Выплаты, начисляемые госслужащему в виде отпускных, компенсации командировочных расходов, пособия на период временной нетрудоспособности, в расчет среднего заработка не включаются.

Надбавки и доплаты госслужащим

Согласно закону №79 от 27.07.2004 «О госслужбе в РФ», а также в соответствие с указом Президента №763 от 25.07.2006 года «О денежном содержании госслужащих», установлен следующий порядок расчета надбавок и доплаты государственным служащим:

  • стаж госслужбы от 1-го года до 5-ти лет – 10% должностного оклада;
  • стаж от 5-ти до 10-ти лет – 15%;
  • стаж от 10-ти до 15-ти лет – 20%;
  • стаж более 15-ти лет – 30%;
  • для младшей группы госслужащих – 60% должностного оклада;
  • для старшей группы – от 60% до 90%;
  • для ведущей группы – от 90% до 120%;
  • для главной группы – от 120% до 150%;
  • для высшей группы – от 150% до 200%.

Как рассчитать средний заработок госслужащего: примеры

Порядок расчета среднего заработка (размера денежного содержания) зависит от целей его определения.

Согласно п. 5 Правил, денежное содержание госслужащего определяется как оплата за отработанное время в следующих случаях:

  • профессиональная подготовка госслужащего, в том числе переподготовка, повышение квалификации, стажировка;
  • пребывание госслужащего в служебной командировке;
  • время проведения служебной проверки;
  • отстранение от работы на период урегулирования конфликта интересов.

Рассмотрим пример. Курилов В.В. – госслужащий одного из структурных подразделений при городском муниципалитете. Оклад, установленный Курилову в соответствие с занимаемой должностью и классным чином, составляет 18.412 руб.

Стаж госслужбы Курилова – 12 лет, в связи с чем ему назначена надбавка в размере 20% от оклада. Также Курилову выплачивается надбавка за особые условия труда в размере 60% от оклада.

В период с 3 по 7 декабря 2021 года Курилов находился в служебной командировке.

Согласно п. 5 Правил исчисления должностного оклада госслужащего, на время командировку Курилова начислена зарплата как за фактически отработанное время.

Рассчитаем зарплату Курилова по итогам декабря 2021 года:

18.412 руб. + 18.412 руб. * 20% + 18.412 руб. * 60% = 33.141,60 руб.

Средний заработок госслужащего для расчета отпускных

Расчет размера денежного содержания, выплачиваемого госслужащему на период ежегодного отпуска, осуществляется согласно п.6 Правил.

Расчетным периодом для определения среднего заработка является 12-ть месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска (например, при отпуске с 03.12.2021 расчетным период ом будет 01.12.2017 – 30.11.2021).

Выплаты госслужащему учитываются в расчете денежного содержания в следующем порядке:

№ п/п

Вид выплат госслужащему

Порядок учета в расчете среднего заработка

Учитывается в полном объеме

Учитывается в полном объеме

Учитывается в размере 50% от размера фактической выплаты

Размер денежного содержания, рассчитываемый для выплаты отпускных госслужащему, определяется по формуле:

СрЗаргос отпуск= ДенСодерж / 12 мес. / 29,3,

где ДенСодерж – размер денежного содержания, определенный согласно п. 6 Правил;
29,3 – среднее количество календарный дней в месяце.

Рассмотрим пример. Госслужащий Филиппов оформил отпуск с 12 по 25 ноября 2021 года.

Расчетный период для определения среднего заработка Филиппова – с 01.11.2017 по 31.10.2021.

В течение указанного периода Филиппову начислены:

Рассчитаем размер денежного содержания, который учитывается при расчете среднего заработка:

204.000 руб. + 20.400 руб. + 19.300 руб. * 50% = 234.050 руб.

Определим средний заработок Филиппова для расчета отпускных:

234.050 руб. / 12 мес. / 29,3 = 665,67 руб.

Рассчитаем отпускные Филиппову за 14 дней:

665,67 руб. * 14 дней = 9.319,39 руб.

Средний заработок госслужащего для расчета больничного

Средний заработок госслужащего для определения размера пособия на период нетрудоспособности рассчитывается в соответствие с общими правилами – на основании закона №255-ФЗ «Об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством».

Расчетным периодом для определения среднего заработка является:

  • 12 календарных месяцев – для расчета больничного;
  • 24 календарных месяца – для расчета пособия по беременности и родам.

При расчете среднего заработка учитывается общая сумма денежного содержания госслужащего, а именно оклад, премии, надбавки, материальная помощь в полном объеме.

Согласно ст. 7 и ст. 77 закона №255-ФЗ, сумма пособия на период нетрудоспособности рассчитывается так:

Период выплаты пособия определяется в календарных днях на основании листка нетрудоспособности

Рассмотрим пример. Госслужащий Никаноров предоставил в бухгалтерию больничный лист на период с 10 по 14 декабря 2021 года (5 дней).

Расчетный период для определения среднего заработка Никанорова – с 01.12.2017 по 30.11.2021.

В течение указанного периода Никанорову начислены:

Определим средний заработок Никанорова для расчета пособия на период временной нетрудоспособности:

(198.000 руб. + 29.700 руб. + 8.500 руб. + 7.800 руб.) / 12 мес. / 29,3 = 693,97 руб.

Общий страховой стаж Никанорова – 14 лет, в связи с чем ему выплачивается пособие в размере 100% от среднего заработка.

Рассчитаем отпускные Никанорову за 5 дней:

693,97 руб. * 5 дней = 3.469,85 руб.

Средний заработок госслужащего при увольнении

При увольнении госслужащему выплачивается компенсация в размере среднего заработка:

  • при увольнении в связи с упразднением госоргана либо реорганизацией – в 4-кратном размере денежного содержания;
  • при расторжении служебного контракта на основании п. 11 ч. 1 закона «О госсслужбе», на основании нарушения правил заключение договора – в размере среднего заработка за 1 месяц.

Расчет денежного содержания при выплате компенсации при увольнении включает:

  • оклад, надбавки, денежные поощрения – в полном объеме;
  • премия, материальная помощь, выплата при предоставлении отпуска – в размере 50%.

Указанные выплаты определяются в размере, установленном на дату расторжения служебного контракта.

Рассмотрим пример. 01.10.2021 года госслужащий Уткин уволен в связи с упразднением госоргана. При увольнении Уткину выплачено пособие в 4-кратном размере денежного содержания.

На момент расторжения служебного контракта размер денежного содержания Уткина составляет:

1. В соответствии с Федеральным законом РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» при уходе в очередной отпуск государственному гражданскому служащему производится единовременная выплата в размере двух (трех) окладов денежного содержания. Учитывается ли данная выплата при исчислении среднего заработка, в том числе для оплаты отпускных и пособий по временной нетрудоспособности, если она начислена в одном из месяцев расчетного двенадцатимесячного периода перед наступлением события?

2. В Перечень выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, не включается материальная помощь, выплачиваемая сотрудникам учреждений (организаций, предприятий), так как данная выплата не связана с выполнением работником трудовой функции.

Если в регионе применяется районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, следует ли начислять районный коэффициент на материальную помощь?

1. Согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Трудовым кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Помимо видов выплат, прямо перечисленных в п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 г. № 213, для расчета среднего заработка учитываются другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.

Ст. 50 Закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся, в частности, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Таким образом, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим предусмотрена системой оплаты труда и, следовательно, учитывается при исчислении среднего заработка для оплаты отпуска.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ.

Следовательно, вышеуказанная единовременная выплата к отпуску учитывается и при расчете среднего заработка для оплаты «больничных».

2. Как мы указали выше, материальная помощь, выплачиваемая гражданским служащим за счет средств фонда оплаты труда, относится к денежному содержанию гражданского служащего (ст. 50 Закона № 79-ФЗ).

Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих должен быть определен соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (например, руководителем государственного органа).

П. 9 ст. 50 Закона № 79-ФЗ установлено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

То есть если материальная помощь выплачивается гражданскому служащему за счет фонда оплаты труда, к ее сумме следует применить «уральский» коэффициент.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в Свердловской области, был введен постановлением Совета Министров СССР от 21.05.1987 г. № 591 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР».

от 17 октября 2009 года N 818

(с изменениями на 9 августа 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года N 790 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.08.2015, N 0001201508100037);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 года N 761 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.08.2016, N 0001201608110009) (вступило в силу с 1 января 2017 года).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 октября 2009 года N 818

Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих

(с изменениями на 9 августа 2016 года)

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяют порядок расчета среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих (далее соответственно - среднемесячный заработок, гражданские служащие).

2. Для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:

а) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы (далее - должностной оклад);

б) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;

в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;

г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;

д) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

е) ежемесячное денежное поощрение;

ж) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

з) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

3. Кроме выплат, указанных в пункте 2 настоящих Правил, для определения среднемесячного заработка учитываются также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

4. Для определения среднемесячного заработка гражданских служащих, денежное содержание которых устанавливается в виде единого денежного вознаграждения в соответствии с частью 3 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - денежное вознаграждение), учитываются следующие выплаты:

а) денежное вознаграждение;

б) ежемесячное денежное поощрение;

в) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

г) другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

5. За период сохранения за гражданским служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации денежного содержания по замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы для определения среднемесячного заработка учитывается указанное денежное содержание.

6. Расчет среднемесячного заработка производится по выбору гражданского служащего исходя из денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2-4 настоящих Правил, за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 Федерального закона "О страховых пенсиях" (дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (далее - расчетный период).

7. При исчислении среднемесячного заработка из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время суммы соответствующих пособий не учитываются.

8. Размер среднемесячного заработка при отсутствии в расчетном периоде исключаемых из него в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил времени нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и периода временной нетрудоспособности определяется путем деления общей суммы денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2-4 настоящих Правил, начисленной в расчетом периоде, на 12.

В случае если из расчетного периода исключаются в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил время нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и период временной нетрудоспособности размер среднемесячного заработка определяется путем деления указанной суммы на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году). При этом выплаты, указанные в подпунктах "ж" и "з" пункта 2, пункте 3 и подпунктах "в" и "г" пункта 4 настоящих Правил, учитываются при определении среднемесячного заработка в размере одной двенадцатой фактически начисленных в этом периоде выплат.

9. В случае если расчетный период состоит из времени нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и периода временной нетрудоспособности, указанных в пункте 7 настоящих Правил, а также если в расчетном периоде отсутствуют фактически отработанные дни, по выбору гражданского служащего исчисление среднемесячного заработка производится:

а) с учетом положений пункта 8 настоящих Правил исходя из суммы денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2-4 настоящих Правил, начисленной за предшествующий период, равный расчетному;

б) с применением положения абзаца первого пункта 8 настоящих Правил исходя из фактически установленного ему денежного содержания в расчетном периоде.

10. При замещении гражданским служащим в расчетном периоде должностей федеральной государственной гражданский службы в различных федеральных государственных органах исчисление среднемесячного заработка производится с учетом положений пунктов 6-8 настоящих Правил исходя из начисленного в расчетном периоде суммированного денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2-4 настоящих Правил, в соответствии с замещаемыми должностями федеральной государственной гражданской службы.

11. При централизованном повышении (индексации) в расчетном периоде денежного содержания (денежного вознаграждения) учитываемые при исчислении среднемесячного заработка выплаты, за исключением установленных в фиксированном размере, рассчитываются с учетом соответствующего повышения (индексации), в том числе за часть расчетного периода, предшествующую дате повышения (индексации).

12. Гражданским служащим, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами Российской Федерации, среднемесячный заработок определяется исходя из денежного содержания, устанавливаемого в рублях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Размер среднемесячного заработка, за исключением случаев его исчисления в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного гражданскому служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Размер среднемесячного заработка, в том числе сохраненного гражданским служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации, определенный с учетом денежного содержания (оплаты труда), установленного им в соответствии с федеральными законами "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О прокуратуре Российской Федерации", не может превышать в расчетном периоде 2,8 должностного оклада по соответствующей должности федеральной государственной гражданской службы согласно перечню соответствия должностей, замещаемых указанными лицами, должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым им исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утверждаемому Президентом Российской Федерации.

15. При замещении в расчетном периоде гражданским служащим должностей, по которым установлены различные должностные оклады (денежное вознаграждение), размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), определяемого путем суммирования размеров установленных гражданскому служащему в каждом месяце расчетного периода должностных окладов (денежного вознаграждения) и деления полученной суммы на 12.

16. При работе гражданского служащего в расчетном периоде на условиях неполного служебного времени среднемесячный заработок не может превышать 2,8 фактически получаемого в расчетном периоде должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), в том числе исчисленного в порядке, предусмотренном пунктом 15 настоящих Правил.

17. Настоящие Правила не распространяются на гражданских служащих, особый порядок оплаты труда которых устанавливается в соответствии с частью 14 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"


Верховный Суд направил на новое рассмотрение трудовой спор о выплате компенсации сокращенной сотруднице ИФНС, указав нижестоящим судам на то, что следует учитывать при определении ее размера в случае увольнения госслужащего.

Татьяна Воробьева с октября 1993 г. по апрель 2017 г. занимала различные должности государственной гражданской службы в налоговой инспекции по г. Мончегорску Мурманской области. Соответствующее подразделение было присоединено к межрайонной инспекции Мурманской области, поэтому сотрудница была уволена в связи с сокращением.

При увольнении Татьяна Воробьева получила компенсацию в размере своего шестимесячного денежного содержания. При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 6 сентября 2007 г. № 562. В соответствии с этим актом были учтены ее оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии.

Она обратилась к работодателю с просьбой пересчитать компенсацию. В своем заявлении она указала, что инспекция не учла выплаченные Воробьевой средства материального стимулирования и полученные перед увольнением премии. По мнению работника, это привело к занижению размера ее месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации.

Межрайонная ИФНС пояснила, что в данном случае действительно не были учтены материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаченные за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование госслужащих сверх установленного фонда оплаты труда. Данные выплаты, по мнению работодателя, не учитываются при определении соответствующей компенсации, поскольку не включены в п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Относительно премий инспекция указала, что они были учтены.

Полагая, что премии, начисленные ей в течение 12 месяцев перед увольнением, учтены не полностью, а также что суммы материального стимулирования тоже подлежали учету, Татьяна Воробьева обратилась в суд.

Оленегорский городской суд Мурманской области отказал работнику в удовлетворении ее исковых требований. Разрешая спор, первая инстанция исходила из того, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав их денежного содержания, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, выплачиваются в пределах лимитов бюджета ФНС. Суд пришел к выводу, что эти денежные средства не подлежат учету при определении денежного содержания Воробьевой для исчисления компенсаций при увольнении.

Апелляция поддержала вывод первой инстанции. Оленегорский городской суд сослался на то, что письмо Минфина от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, касающееся дополнительного материального стимулирования на основании Постановления Правительства от 27 марта 2014 г. № 238-7, не отменяет действие приказа Минфина от 17 октября 2007 г. № 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС. Последним актом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Не согласившись с решениями, Татьяна Воробьева обратилась за защитой своих прав с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, рассмотрев дело, вынес Определение № 34-КГ19-4 от 22 июля 2019 г. ВС указал, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения.

Как указал Суд, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами. Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению ВС, относится к указанным выплатам. Исходя из этого, нижестоящим судам необходимо было определить правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Верховный Суд обратил внимание на тот факт, что материальное стимулирование Воробьевой было выплачено ей на основании указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований сверх фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.

ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих. Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.

Нижестоящие суды исходили из того, что разъяснения, содержащиеся в письме Минфина от 15 июля 2014 г., не подлежат применению в данном деле. Однако ВС напомнил, что именно на Минфин возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, поэтому при разрешении исковых требований Воробьевой необходимо было принять во внимание его позицию.

Также высшая инстанция опровергла довод о том, что письмо от 15 июля 2014 г. не подлежало применению, поскольку противоречило приказу Минфина № 90н. Противоречие, по мнению первых двух инстанций, заключалось в том, что письмо указывает на необходимость учета суммы материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований при исчислении денежного содержания гражданских служащих. Приказ же, напротив, устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав соответствующего денежного содержания, пояснил ВС.

Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601. Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.

С учетом этого ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, нижестоящие суды при разрешении спора применили буквальный подход, тогда как ВС разъяснил, что раз денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, то их следовало учесть при расчете компенсаций.

«Суд указал, что денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, поэтому их следовало учесть при расчете компенсаций», – отметил адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин. Адвокат также привел аналогичные примеры из практики, сославшись на Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС от 3 июня 2019 г. № 34-КГ19-1 и апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27 марта 2019 г. по делу № 33-4449/2019.

Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва согласилась, что позиция ВС соответствует сложившейся практике. «Верховный Суд неоднократно указывал на ошибки нижестоящих судов, которые не определяли правовую природу выплат материального стимулирования», – сообщила она, сославшись на определение от 28 августа 2017 г. № 2-КГ17-13).

«На формирование фонда оплаты труда государственных служащих влияют разные факторы, в том числе источник и цель финансирования. Поэтому, безусловно, должны учитываться природа и цель дополнительных выплат», – подвела итог Виктория Соловьёва.

Адвокат и партнер МКА «Яковлев и Партнеры» Вероника Сальникова в комментарии «АГ» отметила, что Верховный Суд не только указал на обстоятельства, в которых не разобрались нижестоящие суды, но и пошел еще дальше, разъяснив, как формируется фонд оплаты труда государственных служащих за счет бюджетных ассигнований, а также какими нормативными документами следовало руководствоваться судам.

Читайте также: