Как совмещать работу и автошколу

Опубликовано: 17.09.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Самый сок!

всё то интересное в сети, что попало в мои сети

Как всё устроено: Инструктор в автошколе

Автоинструктор анонимно рассказал The Village, почему так много ослов на дорогах, как часто инструкторы женятся на своих ученицах и сколько километров нужно проехать, чтобы стать профессионалом.

О профессии

Я не пришёл в профессию автоинструктора — она сама пришла ко мне. Я был водителем такси, а у хорошего извозчика, даже если он при компании, существует круг постоянных клиентов. Постоянными можно считать тех, кто просит в аэропорт отвезти раз в полгода или кто ездит каждый день до метро. Постепенно у меня образовался круг своих клиентов, и некоторые из них стали просить обучить их вождению. Как сейчас помню, моего первого ученика звали Саша. Так я стал совмещать работу таксиста и инструктора: до обеда возил людей, после обеда — обучал.

Разумеется, обучал на машине без дополнительных педалей, заезжал на учебную площадку нелегально, платил деньги, причём немаленькие, и мне разрешали ездить среди учебных машин. Так я подготовил к экзамену в ГАИ первых пять человек. Тренерская деятельность мне понравилась: я бы сравнил её с работой столяра, который из деревянной болванки может сделать всё что угодно. Так и автоинструктор: из человека, который даже не знает, с какой стороны подойти к автомобилю, я делаю хорошего водителя, а в конце курса сижу, как министр, и меня везёт мой ученик.

О культуре вождения

Почему на наших дорогах так много ослов? Я нескромно могу сказать, что проблема прежде всего в инструкторах. Большая часть пришли в автошколы 15−20 лет назад, после развала Союза образовывалось много частных школ или приватизировались учебные комбинаты. А в России в это время как раз был разгар бандитизма и агрессивная атмосфера повсюду, в том числе на дорогах. Те люди, которые начали свою работу в автошколе в то время, вынуждены были учить людей противостоянию, самозащите, ответной агрессии. Времена сменились, а автоинструкторы остались прежними. Что касается девушек, тут ещё одна причина — многие не доучиваются в автошколе, и их начинают обучать мужья. А у мужа «широкая шея», и его девиз на дороге: не обращай внимания, ни о ком не думай, ты главная.

О школах и частниках

В автошколе, где я работаю, полуторачасовое занятие стоит порядка 500 рублей. А теперь вдумайтесь: прокат коньков стоит 400−500 рублей за час. Но тут лезвие и ботинки, а у нас целый автомобиль, да ещё преподаватель в придачу. Частные автоинструкторы, конечно, зарабатывают значительно больше: 1 200−1 500 рублей за урок, в зависимости от задачи. Но чтобы работать частником, надо самостоятельно оборудовать автомобиль дублёрами органов управления, поставить его на учёт, получить удостоверение автоинструктора.

Я совмещаю работу в автошколе с частными уроками, и хочу заметить, что, по сути, качество урока за 1 500 и за 500 рублей не отличается, ведь человек не виноват, что пришёл в автошколу, где дешёвые уроки. Кстати, уходить совсем на вольные хлеба я не хочу. Частный рынок не даёт стабильности: сегодня некуда девать учеников, а завтра никого нет. Плюс никогда не знаешь, сколько уроков возьмёт человек. В автошколе ученик в большинстве случаев пройдёт целую программу, подготовится к экзамену. А тут нужно удерживать учеников, предлагать скидку, торговаться, заниматься маркетингом, но тогда творчество, которое привлекает меня в профессии, уйдёт на второй план.

О призвании

Моё убеждение, что хороший автоинструктор получится из водителя, который проехал не менее 500 тысяч километров без единой аварии. Если где-то в ямку попал — это не считается, главное, без серьёзных ДТП. То есть автоинструктор — человек, который сам не допускает ошибок за рулём. Когда я пришёл в инструкторы, у меня пробег составлял один миллион триста тысяч. Я двадцать три года за рулём, семь из них работаю в автошколе.

И конечно, нужно обладать природным стержнем педагогики. Меня часто спрашивают, как хватает терпения. Я отвечаю, что не в терпении дело. Я ничего не терплю, я леплю. Скульптор ведь, когда лепит, получает удовольствие. Если у ученика что-то не получается, я тоже получаю удовольствие, ведь есть к чему стремиться. Мне нравится, что люди будут помнить обо мне, что ко мне приходят все разные, а уходят одинаковые: я передаю свой стиль вождения. Было несколько случаев, когда в Москве на дорогах мне встречались мои ученики. Они меня узнавали, и я их, по стилю вождения. Но я суеверный, не считаю, сколько у меня было учеников, это плохая примета.

Об учениках

Не знаю, чем это объяснить, но иногда идут учиться мужчины средних лет, иногда молодые люди. Сейчас стало больше женщин 30−40 лет, в прошлом году было много молодых ребят до 25. Обучать легче женщин. На генетическом уровне у женщины заложено воспринимать мужчину как авторитетный источник информации, поэтому она очень внимательно слушает. А мужчина соревнователен по своей сути, он пытается противостоять и не сделает так, как я его прошу, пока не обожжётся. Женщин-автоинструкторов, кстати, мало, и тут я должен сказать немного обидную вещь: так уже повелось, что мужчине больше подвластен автомобиль. Посмотрите, только в каждом сотом автобусе в России за рулём окажется женщина. Хотя в Австралии, например, есть даже женщины-дальнобойщицы.

Часто встречаются капризные ученики, которые, скажем, категорически не хотят учиться на машине российского производства. Но это заблуждение: для человека, умеющего ездить, вообще не должна иметь значения марка автомобиля. Моя «Лада-Калина», например, в управлении намного легче, чем ряд её одноклассников. Многое зависит не от марки машины, а от того, как установлено сиденье, как вы сели на него, как отрегулирована рулевая колонка, как выставлено давление в шинах. Упругость педалей — это вообще свойство, связанное не с маркой автомобиля, а с маркой производителя сцепления.

Об обучении

Как правило, обучение проходит на собственной машине инструктора. Редко бывает, что школа имеет свой автопарк. Самое лучшее время для обучения — утро с 9:30 до 12 часов, после у инструктора заканчиваются силы. Это вообще похоже на спортивную подготовку: тренер по футболу или по борьбе не может говорить шёпотом. Бывают очень эмоциональные моменты, когда приходится крикнуть «беги», «бей» или «выжимай сцепление». И строгость обязательно должна быть. Я заранее предупреждаю, чтобы не пугать, что у меня грубый голос. Но в какой-то момент я должен умолкнуть. Нужно давать «ездовым» — мы так называем учеников, которым уже можно выезжать в город, — больше свободы самовыражения, не принося в жертву безопасность, разумеется.

Об экзаменах

Упражнения, которые сдают в ГИБДД и отрабатывают на площадке с автоинструктором, придуманы не зря. «Змейка», «горка», «въезд в бокс» предназначены для выработки утончённой работы левой ноги с педалью сцепления, чувства взаимосвязи руля и хода самой машины. Когда я смотрю художественный фильм, я сразу вижу, умеет актёр водить машину или, условно говоря, был вызван инструктор, который показал ему, как выехать из арки.

Об отношениях

Автомобиль — интимная зона, когда люди находятся друг от друга на расстоянии менее метра. Но личные отношения с учеником — это нарушение неписаного профессионального кодекса и вся педагогическая деятельность насмарку, так как нарушается субординация. Я никогда не перехожу на ты со своими учениками, и меня в 39 лет называют только по имени и отчеству.

Моя работа включает касание руками каких-либо частей тела ученика. Например, когда нужно удержать, докрутить руль. Какое-то время назад я пришёл к способу помогать подруливать, держа ученика за запястье. Самое страшное на дороге, когда ученик начинает тормозить, причём буквально, то есть сильно жать на тормоз. Тогда приходится убирать ногу, подводя свою руку под бедро ученика. Но и тут я стараюсь соблюсти приличия и делать это не ладонью, а тыльной стороной руки. Не знаю, что она чувствует при этом, но я стараюсь ни о чём не думать. В этот момент для меня не важно, мужчина это или женщина, для меня это просто ученик.

alt="Лихачей к обучению водителей не допустят. Чтобы работать инструктором, необходимо пять лет не нарушать правила. Фото: Михаил Синицын/ РГ" />
Лихачей к обучению водителей не допустят. Чтобы работать инструктором, необходимо пять лет не нарушать правила. Фото: Михаил Синицын/ РГ

В иерархии рабочих категорий появился новый профессиональный стандарт: мастер производственного обучения вождению транспортных средств. Этот стандарт утвержден приказом минтруда. То есть теперь все те инструкторы, которые обучали будущих водителей вождению, должны соответствовать этому стандарту.

Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

В общем, готовить водителей должны будут профессионалы своего дела. А не так, как было раньше. Ведь требований к инструкторам особых не было. И этим пробелом активно пользовались недобросовестные автошколы, которые вписывали в документы абы кого, лишь бы получить заключение от ГИБДД о соответствии школы требованиям закона.

Теперь этот номер не пройдет. Мастер должен будет иметь не только водительское удостоверение соответствующей категории, на которую обучает водителя, но также стаж управления транспортным средством не менее 3 лет, а также документ на право обучения вождению.

Требования по наличию прав и такого документа зафиксированы в Правилах дорожного движения. А вот требования к стажу - это нововведение, и оно обосновано тем, что тот, кто обучает, должен уметь безопасно и эффективно управлять машиной или мототехникой соответствующей категории и подкатегории в различных условиях движения. А также демонстрировать способы и приемы управления.

Кроме того, впервые в требованиях к так называемым инструкторам установлено, что они не должны иметь серьезных нарушений Правил дорожного движения, за которые лишают прав, как минимум в течение 5 лет. Заядлым лихачам и нарушителям не место в этой профессии.

Для обучения мастер теперь должен уметь применять педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению. А также владеть современными техническими средствами обучения и образовательными технологиями. Причем все это с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Впервые предъявлены требования, что он должен владеть методикой обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов-колясочников, для обучения которых применяется ручное управление. Если не соблюдено хоть одно из условий, то инструктор может лишиться работы.

- Инструктор должен быть, безусловно, вежлив и корректен. И это обязательное требование к профессии, за несоблюдение которого также можно лишиться занимаемой должности, - говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. - Он должен конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения, соблюдать нормы педагогической этики.

Также он должен уметь разработать рабочую программу обучения вождению, знать правила, законодательство, содержание образовательных стандартов и программ обучения, требования охраны труда на автотранспорте.

Фото: Михаил Синицын/РГ

- Все эти требования говорят, что обучающий вождению теперь должен быть профессионалом высокого класса, - считает Татьяна Шутылева. - Для подготовки таких спецов разработаны специальные программы обучения. Это дополнительные профессиональные программы для переподготовки и повышения квалификации.

А в соответствии с новым стандартом повышать свою квалификацию мастера теперь должны один раз в три года.

Остается надеяться, что с выходом стандарта высокие требования, предъявляемые теперь к мастерам производственного обучения вождению, поднимут весь процесс подготовки водителей на новый уровень.

Сейчас согласно Стратегии по безопасности дорожного движения поставлена задача к 2024 году сократить количество жертв ДТП до четырех погибших на 100 тысяч населения. Сейчас этот показатель - 14 погибших.

Чтобы получить водительские права, необходимо пройти соответствующее обучение, которое позволяет досконально изучить Правила Дорожного Движения, применять практические навыки вождения на дороге. Сколько учатся в автошколе и как выбрать автошколу, чтобы управлять автомобилем безопасно для себя и других, будет рассказано ниже.

Тебе нужна автошкола? Приходи к нам!

Сроки обучения в автошколе

Вопрос – «сколько учатся в автошколе?» является неправильным. Многое зависит от загруженности ученика. Лучше задать вопрос по-другому: «сколько часов в автошколе выделено на обучение?». Рассмотрим на примере подготовки водителей к вождению легковых автомобилей – категория В. После внесения корректировок Министерством образования в программу, положенные 150 часов увеличились до 190. Основная часть – 130 часов отдается теоретическим основам, на практические занятия отведено – 56 часов, а оставшиеся 4 часа занимает экзаменационная часть.

Поэтому, общее время обучения в автошколе варьируется от 2,5 до 5 месяцев. Быстро освоить программу и приступить к экзаменам можно при 4-5 кратных недельных занятиях. Если же посещать учебное заведение 2 раза в неделю, то продолжительность курса растянется на 5 месяцев.

сколько часов в автошколе фото

Сократить время на подготовку к экзаменам позволит наличие водительских прав какой-либо категории. На переподготовку в этом случае отводится 84 часа. 122 часа отведено для освоения программы вождения мопеда или скутера.

Можно ли обучаться онлайн

Благодаря развитию интернет технологий, сегодня стало возможно и дистанционная подготовка будущих водителей. Такой вариант приемлем для людей, не способных посещать обычные занятия даже по вечерам. Однако, онлайн обучение относится только к теоретической части программы, тогда как практические уроки вождения придется брать привычным способом.

Прежде чем приступать к изучению теории онлайн, следует подумать – какую автошколу выбрать. Дело в том, что для освоения программы дистанционно у учебного заведения должна быть соответствующая лицензия. В целом, данный способ получение водительских прав отличаются многочисленными преимуществами:

  • ученик сам выбирает время изучения теории с учетом графика;
  • учиться на права могут те, у кого ненормированный рабочий день и возможности регулярно посещать школу нет;
  • чтобы освоить теорию достаточно иметь доступ в глобальную сеть в удобное для ученика время;
  • за дистанционные уроки будущий водитель заплатит меньше, чем за офлайн занятия.

Освоение теоретического курса проводится также, как и уроки в школе, но здесь можно дополнительно разбирать темы. Видео материалы, при необходимости остаются доступными для просмотра еще и еще раз, вопросы преподавателю можно задавать в индивидуальном порядке или разобрать его в общем чате. При сложностях с выполнением домашних заданий поможет онлайн преподаватель.

какую автошколу выбрать фото

Для оценки качества онлайн программы, большинство автошкол предлагают демо-версию. Пройдя ее, человек понимает – каким образом проходит дистанционное обучение и подходит ли оно лично ему. Сколько по времени обучение в автошколе будет длиться по удаленной программе? Примерно столько же, сколько и при освоении офлайн программы. Здесь также все зависит от графика самого ученика. Согласитесь, отлично звучит: автошкола дома!

Советы по выбору автошколы

Учтите и следующие факторы:

1. Расположение офиса школы и автодрома – ездить на протяжении нескольких месяцев придется регулярно, поэтому расстояние до дома имеет решающее значение.

2. Асфальтированный автодром учебного заведения должен быть оснащен дорожными знаками, светофорами и разметкой.

3. Стоимость обучения играет немаловажную роль в вопросе – как выбрать автошколу в Москве. Ведь учреждений для подготовки водителей много и цены примерно одинаковы. Но, их нужно тщательно проанализировать. Слишком низкая стоимость, нередко, указывает на плохое качество обучения. К примеру, практическое вождение может проводиться не с каждым учеником индивидуально, а в группе. Или в стоимость не входят траты на бензин во время практического вождения.

4. Оснащение учебных классов, квалификация преподавательского состава также очень важны при выборе заведения. Информация есть на сайте школы. Можно посетить ее лично. Пособия должны быть новыми, актуальными. Хорошо, если классы оснащены автотренажерами.

5. Как выбрать автошколу, чтобы не пожалеть впоследствии? Конечно же, ознакомиться с автопарком. Учиться вы можете на машине с автоматической или механической коробкой передач. Но, лучше все же выучиться на механике, хотя это будет несколько сложнее. Водительские права впоследствии можно будет использовать и для езды на авто с коробкой-автомат.

как правильно выбрать автошколу фото

О том, сколько времени учиться в автошколе, было сказано выше. Однако, при заключении договора следует обратить внимание на права и обязанности сторон, общее количество часов и сроки обучения. Учесть необходимо и обязанность школы по отношению к ученикам после окончания курса. К примеру, сопровождает ли инструктор по вождению на экзамены.

Требования к работникам автошкол

Из пункта 21.3 Правил Дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090) следует, что мастер производственного обучения (обучающий) , должен иметь при себе удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории и документ на право обучения вождению.

21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

В соответствии со статьей 26, Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, обучение водителей транспортных средств классифицируется как профессиональное обучение.

Статья 26. Условия получения права на управление транспортными средствами
1. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

А в соответствии со статьей 46, Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 года, программы профессионального обучения (в том числе обучение вождению), могут осуществлять только педагогические работники, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и удовлетворяющие требованиям профессионального стандарта.

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам

Согласно номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к педагогическим работникам организаций (автошкол), осуществляющих образовательную деятельность по подготовке водителей, относятся преподаватели и мастера производственного обучения.

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
2. Должности иных педагогических работников
Мастер производственного обучения
Преподаватель

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом N 761н Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года установлены следующие требования к педагогическим работникам.

Мастер производственного обучения
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Преподаватель
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В статье 108 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года даны разъяснения по образовательным уровням (образовательные цензы), установленным в Российской Федерации, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 108. Заключительные положения
1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:
1) среднее (полное) общее образование — к среднему общему образованию;
2) начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
3) среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
4) высшее профессиональное образование — бакалавриат — к высшему образованию — бакалавриату;
5) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура — к высшему образованию — специалитету или магистратуре;
6) послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
7) послевузовское профессиональное образование в ординатуре — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
8) послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

В письме Минобрнауки России от 11 сентября 2014 года N АК-2924/06, сказано следующее, требование о наличии высшего или среднего профессионального образования, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.

Согласно пункту 9 Единого квалификационного справочника лица (Приказ N 761н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года), допускается в случае отсутствия у работника специальной подготовки, но имеющего достаточный опыт работы, по решению аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности.

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

При этом, отсутствие у претендента на должность, требуемого уровня образования, может быть причиной отказа в заключении с работником трудового договора со стороны работодателя, прием на работу и создание аттестационной комиссии отнесены к компетенции образовательной организации.

Дмитрий Калистратов. Фото из личного архива

Дмитрий Калистратов. Фото из личного архива

«Нашу деятельность в принципе трудно назвать бизнесом» — считает сооснователь «Автошколы «Стрела» Дмитрий Калистратов. И все же это бизнес, просто со своими особенностями и сложностями. О том, как открыть свою автошколу и выделиться на этом высококонкурентном рынке, Дмитрий рассказал «Про бизнес».

Как родилась идея

— Предпринимательством я занимался и до открытия автошколы. Работал в нескольких направлениях: занимался продажей промышленного компрессорного оборудования генераторов и сварочников, открывал спецмонтажное предприятие и рекламное диджитал-агентство.

У моего будущего партнера Андрея Незнаева был опыт работы в сфере безопасности дорожного движения, а познакомились мы, когда работали в одной команде — он был начальником сервисного центра промышленного оборудования.

Однажды Андрей сказал, что ему предложили должность директора автошколы. Зная его как ответственного сотрудника, я убедил его, что если он действительно хочет чего-то добиться в жизни, надо становиться предпринимателем. И… предложил открыть свою автошколу.

Идея Андрею понравилась. Но возник вопрос, где взять деньги на открытие. Я уехал отдыхать на 10 дней, а Андрей принялся считать.

Дмитрий Калистратов с партнером. Фото из личного архива

Дмитрий Калистратов (слева) с партнером. Фото из личного архива

Что нужно для открытия автошколы

Через несколько дней у нас был полный просчет. Для запуска бизнеса требовалось 35 000 белорусских рублей (около $ 17, 5 тыс.). Деньги я взял в долг у своего знакомого.

Роли поделили следующим образом: я буду отвечать за финансирование и маркетинг, Андрей — за всю внутреннюю кухню и документооборот.

Так как идея возникла в начале августа, а сезон в автошколах начинается с сентября, у нас на запуск оставалось совсем мало времени. Весь месяц мы жили на даче и планировали каждый день.

Что было необходимо для запуска автошколы:

1. Две переоборудованные сертифицированные машины. Стоит такая услуга примерно 800 рублей. Нашли в интернете несколько организаций, которые этим занимаются. Оставалось поторговаться и согласовать комфортную для себя цену.

Что касается самих автомобилей, мы планировали купить их немного б/у и даже оставили залог за одну из них. Но тут мне повезло увидеть рекламу новых автомобилей по сниженной цене. Поехали в автосалон с мыслью купить одну новую машину, но по итогу взяли сразу две.

2. Оборудованный класс для обучения. Он подлежит обязательной сертификации по ТКП 5.3.14. Там указаны все требования, условия и необходимая документация.

Парты, стулья, компьютеры, плакаты, телевизор, светофоры, вентиляция, освещение — все это должно соответствовать жестким требованиям регламента.

3. Внутренняя документация СТБ 2191.1 и СТБ 2191.2, в которой указаны все необходимые документы и процессы для работы автошколы. А это карточки курсантов, журналы учета, карточки вождения, журналы и карточки по зачетам и многое, многое другое. В общем, бумагу мы закупаем тоннами:)

4. Сайт и реклама. Над методом привлечения клиентов долго не размышляли — решили, что это будет обычный контекст, только в агрессивной форме: высокие ставки за клик, специальные интересные запросы. У нас хороший маркетолог). Дальше подключили SEO, SMM, а потом заработало и сарафанное радио

5. Учителя и инструкторы. Для их привлечения давали объявления на TUT.BY. Собеседования проводили сами.

Фото из личного архива Дмитрия Калистратова

Фото из личного архива Дмитрия Калистратова

В итоге нам удалось запуститься за месяц. Хотя изначально это казалось просто нереальным. Обычно на это уходит минимум 2−3 месяца. Как у нас получилось? Думаю, просто было огромное желание и мы работали каждый день по 12 -14 часов в день, все четко просчитывали и поэтапно шли к своей цели.

В сентябре мы были готовы принимать первых желающих учиться у нас. До конца года набрали 78 человек, что позволило нам перекрыть затраты на содержание автошколы, заработную плату и аренду и думать о дальнейшем развитии.

Как работать на высококонкурентном рынке

Конечно, открывая автошколу, я понимал, что мы входим в высококонкурентный сегмент, рынок обучения вождению находится далеко не на подъеме — легко не будет. Но я также понимал, что если все сделать четко и правильно, то все получится.

Вокруг локации нашей «Автошколы «Стрела» находятся другие крупные автошколы, которые работают давно. И нам предстояло сделать что-то лучшее, заинтересовать людей. Но как? Ответ был очевиден — мы должны были стать лучше конкурентов.

Мы решили сделать ставку на:

1. Честность: сразу закладывать в стоимость обучения все наши затраты, чтобы потом не добирать со студента по 20−30 рублей за пересдачу зачета, например, тем самым увеличивая стоимость обучения. Один раз заплатив за обучение, студент должен отучиться и получить права.

По нашим наблюдениям, другие школы часто изначально заявляют цену ниже, но все зачеты и экзамены впоследствии у них платные. Мы считаем, что так они вводят курсантов в заблуждение, а это нечестно. Мы разработали свою систему приема экзаменов, при которой студент который реально готовится к ним, — спокойно сдает.

2. Качество обучения и сервис. В числе наших преимуществ мы озвучиваем новые автомобили, удобное месторасположение, новые современные классы, кофе/чай. Также своим плюсом считаем приветливых мастеров и преподавателей и безупречную администрацию, которая решает любой вопрос в режиме 24/7.

Фото из личного архива Дмитрия Калистратова

Фото из личного архива Дмитрия Калистратова

Поскольку опыта создания и управления автошколой у меня и моего партнера не было, мы начали собирать статистику наших учеников. Внедрили специальную программу учета и ведения каждого клиента на всех этапах обучения — чтобы своевременно решать все возникающие вопросы. Это CRM, куда вносятся данные курсантов и потенциальных клиентов. Система недорогая, оплачиваем ее раз в полгода.

Почему автошкола — это нелегкий бизнес

Деятельность автошкол в принципе трудно назвать бизнесом — это огромный труд и ответственность. Основной заработок — это моральное удовлетворение и благодарность довольных клиентов. Расскажу об основных сложностях:

1. Стартовый капитал. Т.к. сумма на запуск нужна немалая — пришлось брать заемные деньги.

2. Огромный документооборот.

3. Сезонность обучения — и как следствие кассовый разрыв. Наиболее ярко он выражен летом.

4. Высококонкурентная среда.

5. Итоги нашей деятельности подводит ГАИ.

6. Команда. На самом деле — это главное. Собственно, как и в любом бизнесе. Но собрать в одном месте профессионалов — очень сложно.

В частности были проблемы с мастерами производственного обучения. Это люди с характером, но в большей степени от их профессионализма и личных качеств зависит, смогут ли ученики сдать экзамен в ГАИ, а от их человеческого отношения зависит, понравится ли ученику наше обучение и сможет ли он рекомендовать автошколу своим знакомым.

А понять сразу, хороший человек или нет, сложно. За неполные 2 года работы мы уволили больше 15 человек — я считаю, это много. Но мы дорожим нашей репутацией.

Сейчас мастеров набираем только по рекомендациям, выработали и прописали все регламенты работы. Нарушаешь — ты не с нами.

У нас выработались определенные жесткие критерии к соискателям-мастерам: честность, порядочность, ответственность, пунктуальность.

Фото из личного архива Дмитрия Калистратова

Фото из личного архива Дмитрия Калистратова

О настоящем и планах

Затраты на работу автошколы значительные, поэтому рентабельность невысокая. Определить ее сложно, т.к. на деятельности автошкол очень сильно влияет сезонность. Поэтому финансовый результат будем считать по итогу года. Но при этом мы все время прирастаем и вкладываемся в дальнейшее развитие.

Пока вложенные средства еще не окупились: по нашим подсчетам, это произойдет в следующем году. Конечно, если набор будет стабильным и все будет ровно, без финансовых рывков.

За 2017 году мы обучили 780 человек. Обучение у нас стоит от 595 рублей.

На сегодня у нас работают 29 специалистов, 21 учебный автомобиль и 4 учебных класса. До конца этого лета открываем 5-й класс и увеличиваем количество автомобилей до 25.

А с середины 2019 года на условиях франшизы планируем запустить 6 учебных классов в областных центрах.

Читайте также: