Как совмещать работу учебу и семью

Опубликовано: 17.09.2024

 Правила взрослой жизни: как успевать все

Актуальный вопрос для всех, кто входит во «взрослость». На него подробно и с подпунктами ответит блогер Анна Всехсвятская.

Существует мнение: чем удачнее карьера или учеба, тем больше времени она забирает. Мол, если девушка добивается успеха в профессиональной сфере — ей приходится жертвовать личной жизнью. И наоборот: если мечтает ежедневно качественно проводить время с семьей — пусть забудет о самореализации. Я считаю это заблуждением. Следуя нескольким правилам, можно легко совмещать работу и учебу с личной жизнью.

Электронные планеры вместо бумажных списков.

Мы живем в век ускоренной реальности, поэтому нам нужны гибкие инструменты планирования, которые помогают мгновенно подстраиваться под меняющиеся обстоятельства. Я пользуюсь электронным ежедневником Doit.im, который идеально организует и экономит мое время. Это приложение разработано на основе GTD— эффективной системы тайм-менеджмента, предложенной Дэвидом Алленом. Главные принципы этой системы: планировать неделю заранее, ничего не держать в голове, все выносить на внешний носитель, делить проекты на односложные действия, концентрироваться только на следующем шаге, 5-ти минутные дела выполнять сразу.

В Doit.im все идеи, мысли, задачи распределяются по папкам: «Сегодня», «Завтра», «Следующие», «Ожидает выполнения», «Когда-нибудь» и т.д. В планере можно расставить приоритеты (срочно/несрочно, важно/средневажно /маловажно), плюс переносить дела одним кликом, перетащив задачу на нужную дату или в другую папку. Мобильная версия Doit.im помогает все держать под контролем и упрощает повседневную жизнь, снижая уровень стресса.

Расставляйте приоритеты.

Стремительный ритм жизни заставляет нас думать сразу обо всем и хвататься за 2-3 дела одновременно. Однако ученые давным-давно доказали, что наш мозг не может эффективно работать в таком режиме. Никто из нас не способен сосредоточиться одновременно на нескольких делах. Вместо этого мы постоянно перескакиваем с одной задачи на другую. Такое переключение в режиме автоматической коробки передач взрывает наш мозг и быстро снижает продуктивность.

Что делать? Убрать все лишнее и сосредоточиться на главном. Научитесь говорить «нет» второстепенным задачам. Заведите мусорную корзину, в которую мысленно будете выкидывать маловажные дела. С помощью простейшего инструмента — матрицы Эйзенхауэра — определите круг по-настоящему главных задач. Сфокусируйтесь и работайте с ними по очереди: закончив одно дело, переходите к следующему в порядке приоритета. Остальные перенесите на следующую неделю или отложите до лучших времен. Так вы повысите свою эффективность и будете быстрее доводить дела до конца.

Делегируйте рутину.

Большая ошибка — взваливать на себя все, включая рутинные дела. Синдром «Все сама» приводит к нервным срывам, мешает развиваться и способствует развалу отношений. Если вам надоело разрываться между работой, учебой и семьей, вам придется что-то кому-то делегировать.

Разделите все дела из вашего списка на 2 группы: 1) творческие, любимые и 2) рутинные, скучные. В идеале из 2 списка все дела надо перепоручить. Выберите хотя бы пару нелюбимых занятий, которые отнимают у вас колоссальное количество времени. Например, уборка и мытье окон. Посчитайте, сколько стоит час вашего рабочего времени и сопоставьте с ним выполнение рутинного дела. Или соотнесите духовную стоимость упущенного времени: пока вы убираете, ваш ребенок произнес первое слово или сделал первый шаг. Может, пора перепоручить это занятие, чтобы потратить свое время более эффективно: заработать больше денег или заняться более важными и приятными делами?

Разграничивайте сферы жизни.

Согласно исследованию ученых Суррейского университета Великобритании, более 60% сотрудников продолжают думать о работе по окончании рабочего дня. Из-за этого они испытывают раздражительность, тревогу и проблемы со сном. Они не успевают толком восстановиться, что сказывается и на личных отношениях, и на продуктивности, и на качестве жизни в целом.

Психологи советуют четко разграничивать рабочее и личное время, сознательно отвлекаться и расслабляться после работы. Если во время семейных ужинов вы будете отвечать на звонки шефа или своих подчиненных, терпение близких рано или поздно закончится. Золотое правило: занимайтесь на работе работой, а дома — семьей. Придя домой, не начинайте сразу же решать домашние проблемы. Дайте себе 10-15 минут, чтобы остыть и настроиться на другой лад. Заварите чай, включите расслабляющую музыку, посидите в тишине или помедитируйте. Такая сознательная пауза помогает переключиться с работы на отдых и качественнее проводить свободное время с близкими.

Планируйте не только работу, но и отдых.

Многие забывают или попросту не считают нужным планировать отдых, поэтому выделяют на него время по остаточному принципу. Это очень сильно снижает качество жизни. Вместо того, чтобы заранее опросить друзей о возможности организовать пикник, вы звоните им в последний момент и выясняете, что в выходные все разъехались. Приходится коротать время в одиночестве, довольствуясь интернетом или телевизором.

Качественный отдых, который по-настоящему эмоционально и физически заряжает, требует тщательной подготовки. Планируйте заранее ваши уикенды, чтобы не упускать возможность как следует отдохнуть. Встречи с друзьями, театры, выставки, путешествия и другие интересные активности приносят гораздо больше удовлетворения, чем диванное безделье. Каждое воскресенье я отвожу полчаса на планирование следующей недели, в том числе и отдыха. Продумайте несколько вариантов на разные случаи, чтобы выходные стали интереснее и как следует перезарядили вашу внутреннюю батарейку.

Подробнее о том, как внедрить в жизнь принципы гибкого тайм-менеджмента и сочетать все важные сферы своей жизни, я рассказала в книге «Время в порядке». Моя система «Успеваю все» уже помогла 7 тысячам девушек выйти из режима «белка в колесе», повысить качество жизни, наполнить каждую минуту смыслом и радостью.

Современные инструменты женского тайм-менеджмента — это палочки-выручалочки, которые помогают не потерять себя в бесконечной гонке за достижениями и вызволяют из болота ежедневной рутины. Мои выпускницы умеют регулировать нагрузку и эффективно планируют свое время. Все они — успешные и счастливые люди, которые всегда заняты делом, при этом никуда не торопятся и не доводят себя до изнеможения исключительно работой или учебой. Чтобы не откладывать личную жизнь в долгий ящик, научитесь грамотно организовывать свой день и вы удивитесь, что вам не нужен 25-й час в сутках. Времени хватит на все, если им правильно пользоваться.

Самореализация — это важно. Но многие родители боятся браться за что-то новое, откладывают поступление на курсы, которые им интересны, думая, что у них не хватит времени и на учебу, и на семью. Мы поговорили со студентами и выпускниками БВШД о том, как они совмещали обучение и семейные обязанности.

Дарья Кургузова, курс «Современное искусство»

Тимофей, 8 лет; Арина, 6 лет; Антон, 11 месяцев

Я строила классическую карьеру как специалист в сфере коммуникаций с 2003 года, работала в разных отраслях (политика, IT, финансы, космическая отрасль, авиация). Довольно быстро выросла от рядового сотрудника до PR-директора. Однако, материальные достижения и социальный статус не приносили мне полного удовлетворения, так как с детства я мечтала заниматься искусством или работать в сфере, связанной с творчеством.

Тогда моя мечта не осуществилась — я росла в 90-е, и наша семья жила за чертой бедности. Зарабатывать пришлось с 13 лет, чтобы помогать близким. Речь тогда шла не о выборе профессии, а о получении прикладных знаний и диплома. По первому образованию я историк, что в то время считалось универсальным гуманитарным образованием, дающим возможность работать в целом спектре профессий.

Все годы карьеры, несмотря на плотный график, я искала возможности, чтобы развиваться в творческом плане. После работы я ходила на курсы по классической живописи и графике, мастер-классы и уроки художников. Тогда я воспринимала это исключительно как хобби.

В 2015 году мой старший сын начал очень сильно болеть, и я стала думать о возможности получить новую профессию, которая бы позволила мне совмещать профессиональное развитие и уход за детьми, а также использовать мой творческий потенциал.

Про Британку я узнала на последнем месте работе, и это знакомство перевернуло мою жизнь. Я стала готовиться к поступлению на британский бакалавриат (с прицелом на Product Design), так как рассматривала только коммерчески выгодные профессии — как мать я должна была думать о необходимости содержать не только себя, но и детей. Для знакомства с методикой школы я поступила на Introduction Art & Design, и была просто потрясена, каким увлекательным и вдохновляющим может быть образовательный процесс. Я не только получила огромный объем прикладных и теоретических знаний и навыков, но и открыла новый для меня мир современного искусства.

Осенью 2016 года я поступила на курс Foundation Art & Design, где проучилась всего 3 месяца — совмещать полноценную работу, семью и интенсивную учебу я не смогла. Еще на Foundation у меня стали закрадываться мысли о дальнейшем поступлении на BA (Hons) Fine Art. Я отбрасывала их, так как совершенно не представляла, как смогу зарабатывать после получения такого образования. Несмотря на это, я решила перейти на курс российского дополнительного высшего образования, и после собеседования куратор курса «Современное искусство» Михаил Левин меня взял, так как увидел мою мотивацию продолжить обучение. Я очень благодарна, что мне пошли на встречу. Ведь в конечном счёте я попала именно туда, куда хотела, хотя и боялась себе в этом признаться.

После первого полугодия на 1 курсе ДПО «Современное искусство» я поняла, что хочу полностью посвятить себя обучению. Я уволилась с основного места работы и сосредоточилась на изучении того огромного пласта знаний, с которым была практически не знакома. В материальном плане было очень тяжело — приходилось рассчитывать лишь на периодические заработки и на свои силы. Я не могла позволить себе няню и прежний уровень жизни. Родные меня осуждали и думали, что я сделала большую ошибку.

Мне кажется, самое важное — преодолеть страх изменений и попробовать. Если есть мечта, то надо постараться её осуществить. В любом случае, выход за границы комфорта всегда ведёт к серьёзному личностному росту. Мне было очень страшно менять образ жизни, но я понимала, что сейчас или никогда. Если не пойду за своими желаниями, возможно, буду жалеть всю жизнь. Кроме того, теперь я понимаю, что мой новый опыт может стать великолепным конкурентным преимуществом даже на традиционном рынке труда.

Мой основной лайфхак — максимально учиться делать всё своими руками. Сначала меня к этому вынуждали материальные сложности. Я знаю, что часть моих коллег отдавали некоторые виды работ на аутсорсинг, я же была вынуждена делать всё сама. Помимо прикладных навыков в сфере искусства, я научилась монтировать фильмы, работать со звуком, работать в фотошопе, иллюстраторе и других приложениях. Новые навыки поддержали меня в материальном плане (часть из них я смогла монетизировать уже в процессе обучения), а также расширили мой профессиональный кругозор. Например, я сделала на заказ несколько вполне профессиональных сайтов, разрабатывала дизайн для футболок, писала концепции и тексты к художественным проектам, осуществляла исследования на разные темы и др. Кроме того, новые знакомства дали мне возможность использовать мой прежний опыт для заработка на международных проектах в сфере искусства (я работала как куратор и PR-менеджер в рамках Miami Art Week, World Art Dubai и в Лондоне). Я поняла, что мои прежние навыки очень востребованы и в сфере искусства. Могу сказать, что это сильно повлияло на мою самооценку.

Уже в самом начале обучения в Британке я заметила, как стремительно развивается творческий потенциал моих детей. Мы вместе смотрели фильмы об искусстве, изучали разные проекты. Они задавали много вопросов, стали проявлять намного больше инициативы — рисовать, лепить, делать разные конструкции и т. д. Мне даже не приходилось их мотивировать. Важно было доверить им свои материалы (кисти, краски, разные инструменты, фотоаппарат), допускать, где возможно, к своим проектам и поддерживать их в индивидуальных начинаниях. И сейчас мне всегда очень интересно их мнение — у детей очень нестандартный и незамыленный взгляд.

Иногда именно дети давали мне гениальные и простые идеи для моих проектов или очень ясную обратную связь. Именно дети поддерживали меня на моём новом пути. Уверена, что даже если их новый опыт не будет связан с будущей профессией, он очень сильно влияет на их мировоззрение, содействует развитию воображения, способности критически мыслить.

В прошлом году моя дочь решила, что будет художницей. Пока мы начали с занятий по рисованию в рамках дошкольного образования. Год назад она рисовала домик, цветочек и радугу, теперь же не боится экспериментов, освоила разные простые художественные техники. У неё удивительное чувство цвета и композиции — полагаю, мне есть, чему у нее поучиться.

После первого года обучения я обрела уверенность в себе, увидела перспективы. Постепенно наладились и мои отношения с родными. Полагаю, что моя уверенность и вдохновлённость, а также первые материальные и профессиональные успехи, помогли изменить ситуацию. В настоящее время я заканчиваю учебу и думаю о дальнейшем профессиональном развитии. Я знаю точно, что как бы не сложилась моя жизнь, свою художественную практику я буду обязательно продолжать. Много идей и планов ждут своего воплощения.

10 лайфхаков от Дарьи, как совмещать учебу и семью:

1. Научиться расставлять приоритеты — всё успеть невозможно. Строить планы необходимо, но с детьми всегда надо быть готовым, что график придётся корректировать не в свою пользу.

2. Стараться выполнять учебные задачи с запасом по времени. Оставлять все на последний момент, когда есть дети, это риск ничего не успеть. Ребенок может заболеть или вы можете оказаться в ситуации, когда необходимо пожертвовать личным (учебным) временем ради важных семейных дел.

3. Держите в курсе своих кураторов и учителей, если что-то идёт не так. У большинства из них можно найти поддержку и понимание. Однако, для меня важно осознание того, что моя «ситуация» — это моя проблема, и только я должна искать решения. Дети не оправдание, а вы не на «особом» положении.

4. Очень важно находить время для сна и отдыха! Без этого происходит перегорание, могут начаться проблемы со здоровьем и в семье. Учеба может стать не в радость — так же, как и семейная жизнь. Чтобы успевать делать интеллектуальную часть работы, (когда надо сосредоточиться), я стала ложиться вместе с детьми и вставать в 6 утра. Так я получала час-полтора тишины. До этого я сидела до ночи, пропуская хорошее время для сна и восстановления, быстро уставала и теряла мотивацию.

5. Максимально эффективно использовать время. В метро можно читать или делать наброски, писать тезисы для проекта или просто думать. На детской площадке — наблюдать за людьми, природой, обсуждать свои наблюдения с ребёнком. Во время домашних дел можно слушать лекции или аудиокниги.

6. Держать под рукой блокнот или скетчбук, чтобы записывать свои идеи. Даже если они пришли ночью, когда вы вставали к малышу. От усталости и многозадачности память может вас подвести, а идея может оказаться очень хорошей.

7. Привлекать детей к творчеству, насколько это возможно, обсуждать с ними свои идеи. Это помогает им чувствовать сопричастность к вашей новой жизни и развивать их мыслительные способности и креативность. Вы удивитесь, какие у детей могут быть крутые идеи и какие они честные критики.

8. Если есть ощущения перегорания, сильной усталости, не доводите до края. Лучше взять паузу, хотя бы на 1 день, даже если горят дедлайны. Часто этого бывает достаточно, чтобы перезагрузится и работать с прежней силой. Ваш самый ценный ресурс — вы сами.

9. Не стоит сравнивать свои результаты и достижения с другими! Пусть ваш внутренний критик самостоятельно себя оценивает. Каждая ситуация уникальна, у каждого свой объём ресурсов. Сравнение (как правило, не в свою пользу) может привести к ощущению неполноценности, раздражению и потере творческого потенциала.

10. Научитесь себя хвалить, а не только критиковать. Для меня признак хорошо сделанной работы — чувство удовлетворения. Даже если меня критикуют, а я довольна своими результатами, значит, все сделано как надо.

Юлия Левина, выпускница курса «Дизайн интерьера. Базовый курс», соосновательница дизайнерского бюро UN Buro

Пётр, 6 лет; Тимофей, 11 лет

Я долгое время работала юристом в сфере строительства. Но как это часто бывает в жизни, происходит щелчок, и все, что раньше радовало, перестает приносить удовольствие. В такой ситуации есть два варианта развития событий — либо дальше «тянуть эту лямку», искать и придумывать оправдания, почему нужно продолжать это делать, либо сказать себе, что определенный этап жизни закончился, и нужно идти дальше.

Для того, чтобы что-то поменять в жизни, не обязательно быть азартным человеком. Это не про азарт, хотя ситуация и похожа на своего рода рулетку. Ведь может случиться, что ставка на новое не принесет ожидаемой радости и удовлетворения. Но, несмотря на схожесть ситуации и красивую метафору, это не про игру и азарт, а совсем про другое.

Я совсем не азартный человек, и мне ближе то, что я уже хорошо знаю и понимаю. Но когда я поняла, что моя нынешняя работа больше мне не интересна, хотя она давала стабильный доход и определенность, сделать следующий шаг стало очень просто.

В сентябре я пришла на День открытых дверей в Британскую высшую школу дизайна, а в октябре уже начала учиться. Поэтому какого-то особенного времени на подготовку и расчет времени у меня не было. Все получилось очень быстро и естественно.

Если говорить про какие-то конкретные подготовительные действия, то это можно назвать «генеральной уборкой». Ведь когда меняешь уже устоявшийся образ жизни, то главным ресурсом становится время и возможность все успевать — проводить время с детьми и мужем, отдыхать, учиться, работать, встречаться с друзьями, читать, гулять. То есть делать все то, из чего обычно состоит жизнь взрослых людей. И здесь ко мне пришла осознанность. Я интуитивно стала разбирать и «выбрасывать» из своей жизни все ненужное, старое, то, чем я не пользуюсь, но почему-то годами держу при себе. Это фактически была работа по книжке Мари Кондо «Магическая уборка». Только убирала я не хлам из своей квартиры, а хлам из своей жизни.

Первая ситуация, когда хотелось бросить учебу, произошла в самом начале, когда на первом курсе в программе были сложные предметы. Так, уже через месяц нам поставили макетирование. Я сидела по 10 часов в день и резала ножом сначала бумагу, потом пенокартон. Фигуры не клеились, швы не сходились, пропорции не выстраивались. Смысл происходящего ускользал от меня, было отчаяние и ощущение, что я ошиблась и просто не тяну всю эту новую жизнь. Но уже после первой сданной сессии ко мне опять пришло вдохновение и уверенность в собственных силах.

Второй раз желание все бросить пришло, когда я вернулась после летних каникул на второй курс. К тому времени у нас уже было свое дизайнерское бюро, много клиентов и заказов. И мне на секунду показалось, что я уже все умею, и мне больше не нужно ничему учиться дальше. Я получила все, что так хотела, и дальнейшая учеба казалась просто потерей времени. Но при работе с очередным заказом я поняла, что мне не хватает каких-то элементарных знаний и навыков, и я без вопросов вернулась за парту. Сейчас я вспоминаю все это и смеюсь, но мне удалось остаться верной своему выбору, получить качественное образование и стать специалистом высокого класса.

Моему младшему сыну сейчас 6 лет. В отличие от старшего, которому 11, и он уже существует в своем подростковом мире, младший принял на себя всю силу дизайнерского торнадо. Но это и не могло не произойти. Если меня что-то захватывает, это наполняет энергией всех вокруг.

Во-первых, год назад при выборе между футболом и архитектурной детской мастерской в музее «Гараж» он безальтернативно пошел в «Гараж». И теперь он может объяснить такое понятие, как малая архитектура, и показать свой проект по этой теме.

Во-вторых, я постоянно делюсь с ним удачными и не очень дизайнерскими решениями. Также я его привлекаю, когда делаю очередной проект — рассказываю, предлагаю ему выборы и обсуждаю их с ним. Так мы выстраиваем понимание стиля и красоты в окружающем пространстве. То есть дизайн стал для него таким ключом к пониманию и осознанию мира.

Закончив обучение в Британке, я точно знаю, что менять профессию не страшно. Мы выбираем профессию не на один раз и не на всю жизнь. Поэтому ошибиться с выбором можно, а порой и нужно, чтобы что-то понять и осознать. Так что бояться этого не стоит. В связи со всем этим у меня ушел привычный всем родительский страх, что ребенок должен обязательно поступить в определенное место и получить определенную профессию. Жизнь сегодня меняется очень быстро, поэтому пусть они получают любое образование, какое им нравится. Если же это не станет их жизнью и призванием, всегда есть возможность все изменить. И мама в этом деле прекрасный пример.

музколледж

Каким вам представляется среднестатистический студент? Вчерашний школьник, питающийся одними роллтонами и вечно без денег? Герои нашего материала развенчивают стереотипы и доказывают, что студентом можно быть в любом возрасте. Взрослые студенты Архангельского музыкального колледжа поделились своим опытом, как же совмещать учебу с семьей и работой.

Вот уже 86 лет Архангельский музыкальный колледж открыт для желающих получить среднее специальное образование в сфере музыкального искусства. Большую часть студентов представляют юноши и девушки, только что окончившие 9-й или 11-й класс. Но это не значит, что взрослым людям, которые хотят научиться музыке, вход закрыт.

– У нас нет заочной формы обучения. Сейчас в связи с пандемией часть теоретических дисциплин проводится в дистанционном формате, но в целом образование студенты получают в привычной для них форме. Есть студенты с гибким графиком работы, кто-то работает по сменам. Все возможно – было бы желание, – считает директор колледжа Ольга Фофанова.

музколледж

Каждый год колледж принимает порядка 60 первокурсников. Последние годы примерно 10% из них – взрослые студенты, имеющие за плечами высшее образование. На вступительных испытаниях кроме проверки творческих навыков приемная комиссия выясняет, сможет ли поступающий совмещать учебу с другими своими обязанностями. Это исключает возможность скорого отчисления не оценившего свой потенциал и не справившегося с нагрузкой студента.

– Если взрослый абитуриент говорит, что он не планирует работать во время обучения, то я интересуюсь, на что он будет существовать. Думаю, это логичный вопрос. Сейчас академическая стипендия в колледже чуть выше средней по СПО – 1200 рублей. При этом мы все понимаем, что это не тот уровень дохода, который позволит взрослому человеку учиться и не работать, – говорит Ольга Александровна.

К слову, успеваемость у взрослых студентов высокая. Это обусловлено мотивацией к получению нужных для них знаний, желанием заниматься тем, что интересно.


– Я думаю, что тенденция к получению среднего профессионального образования после обучения другой специальности будет еще больше развиваться. Иногда родители боятся отпустить проживающего в области ребенка учиться в город, ведь здесь ему нужно будет проживать в общежитии, а значит, самому готовить, убирать, планировать расходы, – рассказывает директор. – Еще есть такие случаи, когда родители вместе с детьми приходят на Дни открытых дверей и говорят, что ребенок очень хочет заниматься музыкой, но они пока не разрешат своему сыну или дочери поступить в колледж, что музыкант – это несерьезная профессия. Дети по велению родителей получают другое образование, отдают родителям диплом, а потом возвращаются в колледж, для того чтобы заниматься тем, что им по-настоящему интересно. Такие истории я часто слышу на вступительных собеседованиях.

После окончания колледжа многие из них трудоустраиваются по новой специальности. Один из таких выпускников – Александр Пошин, получивший диплом в 2019 году. Сейчас он успешно работает преподавателем в Детской музыкальной школе № 1 Баренцева региона.

музколледж

Стоит сказать, что и сама Ольга Александровна не отстает от своих студентов. Сейчас она учится на первом курсе в магистратуре САФУ имени М. В. Ломоносова по направлению «Прикладная культурология».

– У меня не было цели пойти учиться ради очередного диплома. Узнав, что в этом году набирается курс магистрантов по этой специальности, я предварительно попросила учебный план программы. Мне захотелось более глубоко изучить разные отрасли культуры, а не только музыку. К тому же меня привлекли дисциплины, связанные с изучением именно нашего региона. Не сомневаюсь, что моя нынешняя учеба даст новый толчок в моей работе, – делится Ольга Фофанова.

О том, каково это – совмещать учебу, работу и семью, рассказали студенты Архангельского музыкального колледжа.

Анна Кузнецова, 27 лет, 3-й курс:

– По первому образованию я энергетик промышленных предприятий, но в этой сфере не работаю. В колледж поступила по совету друзей-музыкантов, с которыми работала в кавер-группе в качестве вокалистки. Конкретной цели у меня не было: просто было интересно попробовать себя в чем-то новом. Два года я обучалась по направлению «Эстрадное пение», затем перешла в рамках того же отделения на инструментальное (саксофон), так как инструментальное исполнительство больше удовлетворяет мои ожидания от музыкального образования.

Я чувствую нехватку времени и сил при совмещении работы и учебы. Однако у нас на отделении есть трое взрослых студентов-мужчин, которые являются главами семейства и также работают на постоянной основе. Но тут стоит сказать, что они уже имели достаточный базовый уровень навыка исполнительства на инструменте. В противном случае работать, содержать семью и учиться инструменту с нуля было бы крайне сложно, потому что это требует много времени. Пока что планов на будущую профессию у меня нет: я все еще в поиске себя.

Виктория Филиппова, 32 года, 3-й курс:

– Когда я окончила школу, передо мной стоял выбор: идти в музыку или дизайн. Я выбрала дизайн, пошла в архитектуру. Музыка тогда не перевесила, так как на тот момент я думала, что не смогу успешно обучаться без музыкальной школы за плечами. Получила два образования: среднее профессиональное по специальности «Дизайн интерьера» и высшее экономическое (направление «Финансы и кредит»).

В колледж я поступила волей случая. В планах этого не было, пока моя подруга не позвала пойти с ней за компанию подавать заявление. Пару дней я подумала и решила: «А почему бы и нет?» Сказали бы мне лет пять назад, что в 30 лет я пойду учиться в музыкальный колледж – не поверила бы! Сейчас понимаю, что все не случайно. Я учусь по направлению «Эстрадное пение». Никогда профессионально этому не обучалась, но всегда очень хотела, поэтому выбор отделения был очевиден.

Мне нелегко совмещать работу в СМИ и обучение в колледже, так как и там, и там важно на 100% быть в процессе. Но мне очень повезло с начальством: руководитель пошел мне навстречу и предоставил условия для совмещения. Надеюсь, что моя дальнейшая деятельность будет связана с музыкой!

Илья Дунаев, 35 лет, 3-й курс:

– У меня уже есть неполное высшее образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство», но работаю я в Детской музыкальной школе № 3 в Северодвинске, так как с детства занимался музыкой.

Сейчас учусь на отделении «Музыкальное искусство эстрады». Решил, что изучать джаз намного проще и быстрее, если есть рядом люди, у которых можно узнать ответы на интересующие вопросы. При совмещении семьи, работы и учебы самый главный ресурс – время, которого иногда не хватает, но при большом желании все возможно.

Алина Собко, 32 года, 2-й курс:

– По высшему образованию я экономист (направление «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»). По специальности работала три года, потом пять лет была госслужащим, сейчас нахожусь в декретном отпуске.

После получения диплома музыкальной школы я долгое время не садилась за фортепиано. Через год после окончания вуза меня пригласили играть в группе на синтезаторе, но в какой-то момент я поняла, что мне ближе всего чистый звук родного фортепиано, и ушла. Позже пришло осознание того, что мне не по душе офис и хочется работать в музыкальной сфере. Я хочу стать концертмейстером, учителем музыки. Для этого выбрала направление «Инструментальное исполнительство» по классу «Фортепиано», люблю звучание именно этого инструмента.

Нелегко совмещать учебу и уход за ребенком, но в этом мне помогают мама и супруг. И к сожалению, возможности заниматься за инструментом столько времени, сколько хотелось бы, нет.

О чём следует помнить, если вы собираетесь совмещать учёбу и работу

Никого не удивишь тем фактом, что студенты-старшекурсники совмещают работу с учёбой на дневном отделении. Иногда этот выбор продиктован необходимостью: вам нужно самостоятельно оплачивать своё обучение или финансово помогать семье. Но чаще всего ребята просто хотят, чтобы их считали взрослыми, и не желают спрашивать у родителей деньги на карманные расходы.

Не важна причина, по которой вы решили начать работать, не окончив университет, важно одно: вы должны успешно справляться как с работой, так и с учёбой, и самое главное — одно не должно мешать другому.

Сегодня мы поговорим о том, что следует помнить, если вы собираетесь совмещать учёбу и работу.

Если вы пока не нашли работу

Могу поспорить, что даже если вы всерьёз никогда не задумывались о поиске работы, то всё равно пару раз бросали такую фразу в разговоре с однокурсниками или друзьями: «Вот собираюсь работу найти», «В университете одна теория, пора подыскивать работу и заниматься практикой», «Уже работать хочу, надоел этот универ», «Работать пойду, там хоть деньги платят» — формулировки могут быть различными, но суть всегда одна и та же.

Возможно, вы и не хотели всерьёз искать работу, вам просто хотелось показать себя крутым и взрослым человеком, который уже задумывается о профессиональной самореализации.

Но вот вы всё-таки решили отставить в сторону пустые разговоры и занялись поиском работы всерьёз. Итак, с чего начать.

Не ищите работу из категории «для студентов»

Когда я заглядываю в раздел «Работа для студентов», мне становится более чем грустно. Официанты и промоутеры — вот на какие должности, по мнению работодателей, могут претендовать учащиеся вузов.

Вы учитесь в высшем учебном заведении, вы получаете специальность, которая (очень хочется в это верить) вам нравится и по которой вы собираетесь дальше работать и строить карьеру. Так зачем же отнимать у себя драгоценное время, занимаясь совершенно посторонней деятельностью? Постарайтесь найти работу по специальности.

Вам будет казаться, что вы ничего не умеете, ничего не знаете, неконкурентоспособны и вообще вам ещё рано метить так высоко. Это чувство неуверенности в себе и собственных способностях вам стоит задушить на самом корню, иначе проживёте с ним всю жизнь — и в студенческие годы, и после того, как окончите университет.

Дерзайте и замахивайтесь на большее. Учитесь на юриста, журналиста, бухгалтера и т. д.? Самое время, чтобы начать постигать азы профессии на практике. Смело ищите вакансии в своей профессиональной области, и пусть вас не смущает бесконечное количество требуемых навыков и строчки «обязательно высшее профильное образование» и «опыт работы на аналогичной позиции от одного года». Про опыт работы — это как в известном анекдоте:

Чтобы устроиться на работу, нужно иметь опыт работы. А чтобы получить опыт работы, нужно работать. Никак не могу решить, с чего же мне начать.

А насчёт требований — они в большинстве случаев завышены, так что не спешите сдаваться, не успев даже начать. Конечно, не стоит врать работодателю, наделяя себя мифическими навыками и способностями, которых у вас нет, но вот показать себя молодым начинающим специалистом, который готов многому научиться — это уже совсем другое дело.

Не отказывайтесь от рабочих шансов, которые выпадут вам в университете

И нет, я имею в виду не работу в университете в качестве лаборанта (хотя иногда это очень хороший вариант).

В университете вы будете проходить практику на предприятиях, начиная с младших курсов, и если вы хорошо себя покажете, то, возможно, вас пригласят на работу. Не спешите отказываться.

Очень часто бывают возможности устроиться на работу «по протекции». Иногда сами предприятия отправляют в университет запрос с просьбой посоветовать талантливых ребят, а иногда пятикурсники подыскивают кого-нибудь из студентов на своё место, так как переезжают в другой город или просто хотят сменить место работы.

Помните, что это хороший шанс, а упускать хорошие шансы — это глупо.

Устраивайтесь на работу летом

Первый рабочий месяц будет для вас одним из самых сложных. Во-первых, вам нужно освоиться и влиться в коллектив. Во-вторых, вникнуть во все свои рабочие обязанности. Летом у вас нет пар, экзаменов, зачётов и прочих учебных дел, так что вы можете полностью посвятить своё время работе.

Так что, если есть возможность, старайтесь устроиться на работу летом. Так вы сэкономите кучу собственных нервов, которые, несомненно, понадобятся вам осенью, когда к рабочему прибавится ещё и учебный фронт.

Если вы уже устроились на работу

Первое и самое главное — не жалуйтесь

Вы будете собой гордиться. И, конечно же, иногда вам захочется, чтобы вас пожалели.

Мы любим жаловаться, и в этом нет ничего плохого. Иногда нам это просто необходимо. Но в данном случае, когда вы жалуетесь на то, что вы «устали совмещать работу и учёбу, вам безумно тяжело, не хватает времени на личную жизнь и так хочется послать всё к чертям», задумайтесь на минуточку: вы действительно хотите, чтобы вас пожалели?

Вы хотите, чтобы вам сказали что-нибудь вроде: «Ах ты, бедненький, и учишься, и работаешь! Наверное, тяжело тебе приходится, времени свободного совсем нет?». Могу поспорить, что совсем не этого вы хотели. Вы мечтали услышать: «Слушай, какой ты молодец, всё успеваешь и успешно со всем справляешься! Я тобой горжусь / я тебе завидую белой завистью» и т. д.

На самом деле вы хотите не жалости, а похвалы.

Вот какова ваша истинная цель. Вы хотите, чтобы люди признали ваши достижения, вы гордитесь собой и хотите, чтобы другие тоже гордились вами.

Конечно, нам это кажется странным: подойти к человеку и сказать, что вот я сейчас буду рассказывать тебе, какой я молодец, а ты меня похвали. Но попробуйте хотя бы один раз, и вам это перестанет казаться нескромным и необычным.

Все мы хотим, чтобы другие признавали наши достижения, видели то, чего мы достигли, и в этом совершенно нет ничего зазорного.

Расставляйте приоритеты

Я устроилась на первую работу летом, после того как закончила третий курс. Я хорошо училась, редко пропускала занятия и не собиралась опускать планку и дальше. Учёба всегда была в приоритете, я никогда об этом не думала, но всегда знала, что если мне однажды придётся выбирать между учёбой и работой, то я всегда выберу первое.

Это был мой выбор, хотя я знаю десяток ребят, которые бросали учёбу на старших курсах ради работы.

Вы должны с самого начала понимать, что для вас важнее и от чего вы откажетесь, если обстоятельства вынудят вас сделать выбор.

Планируйте своё время

Мне во многом повезло: на первой работе у меня был свободный график, не было необходимости находиться в офисе ежедневно с 9:00 до 17:00.

Не считая, конечно, одного: несмотря на свободный график, я должна была выполнять всю свою работу вовремя. Я никогда не считала себя гиперответственным человеком, но всегда знала, что не смогу не выполнить задание в срок, и неважно, какое оно: рабочее или учебное.

Очень часто работа и учёба играли в перетягивание каната, и получалось что-то вроде этого:

И после пары недель в роли зомби, который засыпает в 3:30, а встаёт в 6:30, вывод можно сделать только один:

Я сова, и мне совсем не сложно было заниматься рабочими и учебными делами по ночам, вот только вставать по утрам было, мягко скажем, тяжеловато. После того как я несколько раз благополучно проспала, просто потому что обессиленный организм наотрез отказывался реагировать на звук будильника, я поняла, что нужно что-то менять.

Помните, что здоровье (как физическое, так и психическое) — это один из наших ценнейших невосполнимых ресурсов, и если вы его угробите, то вам уже будет не до работы и не до учёбы. Поставьте себе самому дедлайн: после 23:30 только отдых и никакой учёбы и работы.

Поначалу вам будет сложно успевать завершать все дела к определённому сроку, но со временем (у меня на это ушло около двух недель) вы привыкнете и останетесь в выигрыше: вы будете нормально высыпаться и отдыхать и при этом не забивать ни на рабочие, ни на учебные таски.

Стоит ли рассказывать на работе о том, что вы студент, а на учёбе о том, что вы работаете

Сообщить своему работодателю о том, что вы студент, безусловно, стоит. Помните, что на учёбе у вас случаются сессии, серьёзные пары, которые не прогуляешь, или какие-либо ответственные мероприятия, то есть в любом случае будут такие моменты, когда вам нужно будет присутствовать в университете в рабочее время. Не забывайте, что часто вы не просто работаете в коллективе — вы работаете в команде, где ошибка или пофигизм одного может свести на нет все усилия и достижения другого.

А вот сообщать на учёбе о том, что вы работаете, стоит не всегда.

Многие преподаватели негативно относятся к вторичной занятости студентов, считая, что она будет отрицательно сказываться на учёбе. Другое мнение часто бывает у преподавателей-практиков, которые работают на предприятии и пару раз в неделю ведут у вас профильные дисциплины. У таких преподавателей можно спокойно отпроситься с пары, а потом закрыть пропуски дополнительными выступлениями, докладами и т. д.

Вы знаете нравы своих преподавателей, поэтому, прежде чем во всеуслышание объявлять о том, что вы работаете, подумайте, а не выйдет ли это вам потом боком.

Про отпуск

Старайтесь брать отпуск на сессию, если чувствуете, что она обещает быть кровопролитной. Обложившись книжками, конспектами и планшетами, пытаясь вбить в бедную голову тонну информации, вы отодвинете работу даже не на второй, а на какой-нибудь четвёртый план и потом не разгребёте все образовавшиеся завалы.

Про выходные

Кто-то когда-то сказал, что «праздники мы устраиваем себе сами». То же самое можно сказать и про выходные.

У каждого из нас бывают такие моменты, когда мы понимаем, что нам всё надоело, мы ничего не хотим и нам нужно отдохнуть. Игнорирование таких порывов грозит апатией и депрессией, так что не слишком увлекайтесь выходными не по календарю, но устраивайте их себе, когда чувствуете в этом острую необходимость: возьмите отгул на работе и прогуляйте учёбу. Свободное время проведите так, как вам хочется: поспите, погуляйте или займитесь тем, что вам нравится.

После такого внепланового выходного вы наберётесь сил и сможете работать и учиться более продуктивно.

Не бойтесь просить помощи у коллег

В этом нет ничего постыдного. Хорошо, если вы работаете в отделе, а не самостоятельным, единственным и незаменимым специалистом. Хотя в любом случае помните, что выход можно найти всегда. И по секрету: многие люди любят помогать другим, так они чувствуют свою важность и полезность.

Забывайте об учёбе на работе, а на работе — об учёбе

Как только вы переступили порог рабочего кабинета, вы перестали быть Ивановым из X-41 и Петровой из Y-52. Вы сотрудник, который работает в компании. Как только вы оказались в университете, вы перестали быть сотрудником и стали студентом.

Не стоит на учёбе нервничать из-за работы и пытаться за 10-минутную перемену провести деловые переговоры. Не стоит на работе изводить себя учебными проблемами. Всему своё место и своё время.

Отдыхайте на работе от учёбы, а на учёбе — от работы.

Помните, что можете остановиться в любой момент

Вы не подписывали трудовой договор кровью. Вас никто не приковывал цепями к парте в университете. Это ваша жизнь, и в ваших силах в любой момент отказаться от всего, что считаете ненужным.

Совмещали/совмещаете ли вы работу и учёбу? Поделитесь опытом в комментариях.

Фото: Gabriel Kuchta / Getty Images

Один из главных трендов образования - непрерывное обучение в течение жизни. С приходом технологий профессии постоянно трансформируются, и чтобы успевать за меняющимся рынком, нужно держать руку на пульсе: проходить курсы повышения квалификации, тренинги, посещать профессиональные конференции. Следование принципу lifelong learning поможет остаться успешным на протяжении всей жизни и избавиться от страха, что ваша профессия когда-нибудь станет неактуальной.

Ирина Новикова, руководитель Algoritmika Coding Bootcamp:

«Мы живем в очень быстро развивающемся мире, где постоянно появляются новые технологии, инструменты, модели управления и т.д. Поэтому учиться необходимо, в первую очередь, для того, чтобы сохранять актуальность своих знаний.

Во-вторых, вы должны все время расширять области своей экспертизы, если хотите роста и продвижения по карьерной лестнице. Вы не сможете развиваться, выполняя одну и ту же работу, не беря на себя больше ответственности и не расширяя зону своих полномочий. Самый эффективный способ расширить область своей экспертизы — это дополнительное обучение по тем навыкам, которых вам не хватает.

В-третьих, обучение просто расширяет ваш кругозор. Когда вы выбираете для изучения новую для себя область, у вас появляются новые интересы, растет круг вашего профессионального общения. Вы находитесь в постоянном движении и сохраняете живость ума».

Как мотивировать себя учиться

Во взрослом возрасте, когда школа и университет уже давно позади, бывает сложно заставить себя вернуться к учебе. Чтобы мотивировать себя на обучение, нужно подобрать курс, который заинтересует именно вас. Можно ориентироваться как на тему курса, так и на результат, который вы получите по окончании. Например, вы будете обладать новыми навыками, которые приведут к карьерному росту. Такая цель поддержит вашу мотивацию.

Фото:Andrea Piacquadio / Pexels

При выборе курса ориентируйтесь на его формат. Определите, что вам удобнее: посещать физические классы или учиться в онлайне. Заниматься в группах по расписанию или самостоятельно знакомиться с материалом в любое удобное время. Если обучение комфортным образом впишется в вашу жизнь, у вас будет больше желания посещать занятия.

Ирина Новикова:

«У взрослых людей достаточно мало времени. Как правило, у них уже довольно серьезная, интенсивная работа, есть семья, дети и большое количество обязательств.

Поэтому, чтобы поддержать в себе мотивацию на обучение, нужно очень четко выбрать тематику курса, понять, какими конкретными навыками вы будете обладать после завершения, и как вы сможете применить их в работе или жизни. Идеально, если полученные знания пригодятся еще в процессе обучения, в этом случае ваша мотивация будет только расти, а не угасать».

Как найти время на учебу

Чтобы пройти курсы, нужна не только мотивация, но и свободное время. Вам может показаться, что из-за завалов на работе и домашних дел найти его практически невозможно. Перед тем, как искать курсы, определите, сколько сил вы готовы отдать на обучение. Не стоит переоценивать свои возможности: если вы возьмете курс, который занимает слишком много времени и полностью исключает досуг, есть вероятность, что вы все забросите или провалите финальный экзамен. Не забывайте, что многие курсы включают самостоятельную работу вне занятий, и на нее тоже уходит время.

Полезно будет обзавестись календарем и записывать туда все дедлайны и цели. Когда к вашей работе добавится обучение, будет сложно следить за текущими задачами. Четкое расписание поможет ничего не забыть и выполнять задания вовремя. Главное не только записать, но и придерживаться расписания. Так вы не окажетесь в завале, и ваше обучение пройдет в размеренном темпе.

По словам Новиковой из Algoritmika Coding Bootcamp, есть два основных критерия эффективного обучения, которые особенно актуальны для курсов, не привязанных к определенным часам:

учиться следует регулярно;

обучение следует проводить небольшими отрезками времени.

«Будет гораздо продуктивнее заниматься по 20 минут каждый день, чем восемь часов, но раз в неделю. Это связано с усвояемостью знаний нашим мозгом, об этом есть множество исследований. Психологически нам гораздо легче выделить в своем графике 20-30 минут пять дней в неделю, чем, например, весь день в выходной. Также важно понаблюдать за собой и понять, в какое время дня вам комфортнее учиться, когда вы лучше воспринимаете новую информацию и забить в календаре эти слоты».

Как договориться с руководителем о курсах

Курсы по повышению квалификации могут проходить по выходным, вечером или лежать в открытом доступе с возможностью заниматься в любое время. А могут совпадать с рабочими часами. Если вы столкнулись с последним вариантом - придется говорить с руководителем и просить отпускать вас на обучение. Многие компании заинтересованы в том, чтобы их сотрудники всегда обладали актуальными знаниями. Курсы - легкий способ их получить. Если вы подойдете к начальнику с прямым вопросом, есть вероятность, что он быстро согласится. Такая просьба покажет вас как инициативного сотрудника, что тоже прибавит плюсов.

Несколько советов, как аргументировать свою просьбу:

  • Объясните, что некоторые необходимые навыки сложно получить в процессе работы, так как технологии быстро меняются. После занятий вы будете в курсе последних отраслевых разработок и поможете компании опережать конкурентов.
  • Учиться с другими профессионалами - полезно. Курсы наверняка будут проходить с семинарами или обсуждением тем с участниками. Вы сможете пообщаться с людьми из вашей отрасли и узнать, как обстоят дела в их компаниях: с какими трудностями они сталкиваются, как их решают и какие технологии используют. В дальнейшем вы сможете применить их опыт в вашей фирме.
  • После курсов вы сможете взять на себя больше обязанностей. Например, стать коучем для других сотрудников и передать им знания, которым научились. Вы также сможете привнести новые идеи для развития и, возможно, начать новый проект или направление.


Как попросить компанию оплатить обучение

Если вы выбираете курс для повышения кругозора, и он не связан напрямую с рабочими обязанностями, не стоит просить у компании его оплачивать. Во всех других случаях у такой просьбы есть шанс на успех. Что нужно сделать, чтобы убедить вашего начальника:

  • Проведите качественный анализ: узнайте, сколько будут стоить ваши курсы, как долго и в какое время они будут проходить. Ваш начальник задаст вам эти вопросы, и лучше знать ответы заранее. Будьте готовы описать программу курса и навыки, которые вы получите.
  • Подберите несколько альтернативных курсов. Изучите цены и плюсы каждого. Возможно, цели вашей компании расходятся с вашими представлениями о них. Так руководство сможет посмотреть, какой вариант будет самым подходящим для фирмы.
  • Изучите политику вашей компании: отправляли ли кого-то на курсы до вас и есть ли у фирмы такая финансовая возможность. В поисках информации можно обратиться к корпоративному сайту, документам для сотрудников или опросить коллег. Если вы не первый человек с такой просьбой - это может стать вашим аргументом.
  • Подготовьтесь к возможным вопросам. Продумайте, как вы будете совмещать курсы и работу, повлияет ли это на вашу продуктивность. Если у вас есть начатые проекты, сможете ли вы завершить их вовремя или лучше выбрать более удачное время для учебы. Предположите, какие вопросы могут возникнуть, и постарайтесь найти на них ответ. Руководитель увидит, что вы основательно подготовились и действительно заинтересованы в обучении. Это может сыграть вам на руку и помочь убедить.
  • Расскажите, какую пользу ваши курсы принесут компании. Если фирма потратит деньги на ваше обучение, она должна что-то получить взамен. Этому вопросу стоит уделить особое внимание. Опишите, как вы собираетесь применять полученные знания на практике, и приведите конкретные примеры, связанные с текущими бизнес-задачами компании.
  • На случай, если ваш начальник заинтересуется программой, изучите, есть ли у курса возможность получить групповую скидку. Возможно, компания отправит на обучение не только вас, но и ваших коллег.

Полезные советы

Как включить обучение в рабочие будни:

  • Определитесь с целями. Ответьте на вопрос: что вы хотите от обучения
  • Разберитесь, сколько часов вы готовы тратить на учебу
  • Подберите удобный формат: онлайн или офлайн
  • Найдите курсы, которые подходят под ваши запросы
  • Впишите занятия в свой календарь, включая время на подготовку к семинарам и на домашние задания

Если занятия проходят в рабочее время:

  • Сформулируйте аргументы, которые раскроют преимущества вашего обучения
  • Изучите программу курса
  • Найдите выгоду для вашей компании
  • Подготовьте презентацию для руководства (письменную или устную)
  • Подготовьтесь к возможным вопросам
  • Поговорите с руководителем

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Читайте также: