Как удержать из зарплаты перерасход по гсм

Опубликовано: 26.04.2024

В соответствии с частью первой ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Так, удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться (часть вторая ст. 137 ТК РФ):

  • для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
  • для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;
  • для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое;
  • при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

Ни одно из названных оснований к рассматриваемой ситуации не относится. Поскольку непосредственно работникам денежные средства не выдаются, то считать их авансом нельзя. Кроме того, удержания неизрасходованных и своевременно не возвращенных авансов в любом случае допускается только с письменного согласия работника (письмо Роструда от 09.08.2007 N 3044-6-0).

Как следует из вопроса, работники организации не представили в бухгалтерию путевые листы, необходимые для учета и списания ГСМ. Если обязанность по представлению указанных документов закреплена в трудовом договоре либо в должностной инструкции, ином локальном нормативном акте, имеет место неисполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, то есть дисциплинарный проступок (часть первая ст. 192 ТК РФ). Удержания из заработной платы за нарушение трудовой дисциплины законом не предусмотрены.

В тоже время при наличии к тому соответствующих оснований работодатель имеет право привлечь работника к материальной ответственности за причиненный ущерб (часть первая ст. 232 ТК РФ). Работник возмещает только прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение (ухудшение состояния) наличного имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ст. 238 ТК РФ). Расход ГСМ, не подтвержденный документами, может признаваться прямым действительным ущербом.

Из ст. 241 ТК РФ следует, что за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если нет оснований для привлечения его к полной материальной ответственности. Перечень случаев, когда работник несет полную материальную ответственность, установлен ст. 243 ТК РФ. Таким образом, работник должен будет возместить причиненный ущерб в полном размере, если имеется одно из оснований, предусмотренных ст. 243 ТК РФ.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку в целях установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения (часть первая ст. 247 ТК РФ). Для проведения проверки работодатель, как правило, создает комиссию с участием соответствующих специалистов. По смыслу ст. 233 ТК РФ в ходе проведения проверки комиссия должна установить:

  • совершение работником действия (бездействия), приведшее к причинению ущерба, и его противоправность;
  • вину работника в причинении ущерба;
  • причинную связь между поведением работника и наступившим ущербом;
  • наличие прямого действительного ущерба;
  • размер причиненного ущерба;
  • отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника, которые впоследствии придется также доказывать в случае передачи спора на рассмотрение суда (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю").

Сумма ущерба в пределах среднего месячного заработка взыскивается по распоряжению работодателя (часть первая ст. 248 ТК РФ), которое может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Это может быть день окончания упомянутой проверки или окончания работы специальной комиссии (ст. 248 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлов Иван

28 января 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

П роблема контроля расходования топлива и предотвращения его сверхнормативного использования является актуальной для большинства предприятий, эксплуатирующих транспортные средства. Если у компании имеются одна-две машины, за каждой из которых закреплен конкретный водитель, это не составит большого труда. Но если автопарк предприятия крупнее, да еще и эксплуатируется в несколько смен, то требуется детальный ежедневный анализ потребления ГСМ. Результатом могут стать выводы о перерасходе, вероятной причиной которого является поведение водителя. По итогам «разбора полетов» компания, скорее всего, захочет взыскать стоимость необоснованно израсходованных ГСМ с нерадивого работника. В этом случае необходимо очень четко соблюдать все требования к процедуре установления факта перерасхода и взыскания причиненного ущерба. В противном случае действия организации могут быть успешно оспорены в суде.

Минтранс рекомендует

Термин «перерасход» (или «пережог») топлива, хотя и является общеупотребимым и понятным для транспортных компаний, но законодательно не определен.

Базовый документ для установления его смысла – Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, далее – Методические рекомендации). Этот документ обязателен для всех организаций и предпринимателей, эксплуатирующих автомобильную технику на территории России.

Пункт 3 Методических рекомендаций определяет, что нормой расхода ГСМ является установленное значение меры его потребления при работе автомобиля. Такая мера потребления устанавливается путем расчета расхода бензина или дизтоплива в литрах на 100 км пробега. Соответственно, перерасходом топлива будет считаться превышение этого норматива.

Для нормирования расхода ГСМ Методические рекомендации определяют базовые значения расхода топлив. Они установлены для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Например, автомобиль «Ока» (ВАЗ-1111) должен потреблять 6,5 литра бензина на 100 км пути, а BMW X5 с бензиновым «движком» 4,8 литра – почти в два с половиной раза больше: 15,5 л.

Кроме того, в Методических рекомендациях установлены различные поправочные коэффициенты и надбавки, учитывающие выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. К ним, например, относятся:

  • зимние надбавки (устанавливаются в зависимости от региона эксплуатации автомобиля);
  • повышающие коэффициенты при работе в горной местности, на дорогах со сложным планом, при вождении, требующем частых остановок, и т.д.

Соответственно, каждая компания рассчитывает норму расхода исходя из своей ситуации. При этом конкретный размер поправочных коэффициентов и надбавок в рамках предусмотренных Методическими рекомендациями пределов утверждаются приказом или распоряжением руководителя компании. С документом, устанавливающим итоговые нормы расхода, все водители должны быть ознакомлены под личную подпись.

Три причины

На основании данных о пробеге автомобиля за определенный период рассчитывается нормативный расход топлива. Его сравнивают с фактическим расходом, а затем делается вывод о соблюдении либо несоблюдении норматива. В последнем случае причины могут быть следующими.

Во-первых, возможно, компания сама не учла всех особенностей эксплуатации автомобиля и не применила все необходимые в конкретных условиях надбавки к нормативу.

Во-вторых, не исключены неисправности в работе топливной системы. На перерасход могут влиять и особенности вождения автомобиля в конкретных условиях: например, при управлении транспортным средством на более низких передачах при заданной скорости расход ГСМ, как известно, возрастает. Такая ситуация может возникнуть, если имеются препятствия при движении (пресловутые «пробки») или приходится двигаться по спуску с ограничением скорости и т.д.

Наконец, наиболее волнующая компанию причина – это неправомерные действия самого водителя. К сожалению, не всегда сотрудники организации являются кристально честными, а отсутствие контроля может спровоцировать их слить горючее из бака служебной машины, например, в личный автомобиль (при этом километраж, требуемый для оправдания залитого по документам топлива, просто приписывается), или присвоить себе его стоимость.

Контрмеры

Способов выявления недобросовестных действий водителей, к сожалению, не так много. Самый оптимальный – это установка на транспортные средства систем мониторинга пройденного расстояния, которые водитель не в состоянии «подкрутить» (практика свидетельствует, что показания обычных одометров народные умельцы запросто могут изменить). В этом случае по приборам учета можно будет с достоверностью установить пробег (разработчики соответствующих систем контроля гарантируют расхождение не более 5%). Соответственно, «подкрутить» данные системы водитель не сможет. Также возможна установка систем контроля уровня топлива в баке. В этом случае отследить слив будет еще проще – резкое падение уровня топлива за короткий промежуток времени будет видно по приборам учета.

Если предприятие занимается регулярными перевозками, причем одними и теми же путями, оно может составить паспорта маршрутов с приложением к ним актов замера их протяженности. В этом случае расчетный километраж уже будет известен, а при установлении поправочных коэффициентов к норме расхода ГСМ будут учтены все особенности конкретной дороги. Следовательно, водитель не сможет в путевых листах отразить километраж, весьма отличающийся от данных паспорта маршрута.

Обязательным составление паспортов маршрутов является только для пассажирских перевозок (см. Правила организации пассажирских перевозок, утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200).

К сожалению, если приборы контроля отсутствуют, а маршрут постоянно меняется, установить точный пробег автомобиля практически нереально.

Если же в компании возможно внедрение какой-либо из описанных схем, нужен дальнейший систематический мониторинг. Для этого необходимо детальное сравнение данных путевых листов, систем учета километража и информации об остатках топлива в баке по окончании смены. Причем если анализировать данные о километраже возможно, например, за несколько дней или за неделю, то измерять остаток топлива надо именно ежедневно, а когда автомобиль «трудится» посменно, то каждую смену. Это позволит избежать споров о том, в смену какого именно водителя произошел «пережог». В итоге если контролер обнаруживает перерасход, то по данному факту должна быть проведена проверка.

Кто виноват?

Независимо от субъективной убежденности компании в неправомерности действий работника процедура взыскания с него стоимости «пережога» должна быть соблюдена от «А» до «Я». Для проведения служебной проверки может быть создана специальная комиссия.

Если проверку обстоятельств причинения ущерба компания не проведет, то ее действия по удержанию стоимости ГСМ с водителя могут быть признаны незаконными (см., например, решение Эжвинского районного суда Республики Коми от 26.04.2012 № 2-453/2012).

Поскольку стоимость перерасходованного топлива представляет для компании материальный ущерб, взыскание будет проводиться по правилам ТК РФ (гл. 39).

Одно из основных условий привлечения работника к материальной ответственности – наличие его вины. В ситуации с перерасходом ГСМ даже наличие данных систем учета и контроля безусловным доказательством вины не будет. Он, как уже было сказано, может быть вызван разными причинами. Поэтому основания считать работника виновным могут быть установлены только после того, как будут исключены все другие факторы, которые повлияют на перерасход.

И что делать?

Сначала организация должна документально подтвердить, что никаких технических причин для перерасхода нет. Для этого необходимо проверить узлы и агрегаты, работа которых влияет на расход ГСМ. Если на предприятии существует своя ремонтная база или в штате имеются соответствующие специалисты, то провести обследование и оформить заключение смогут они. В противном случае целесообразно обратиться в автосервис, который также может документально подтвердить отсутствие на автомобиле неисправностей и конструктивных особенностей, влияющих на расход топлива. Если будет установлено, что «пережог» мог быть вызван техническими причинами, привлекать к ответственности водителя, разумеется, нельзя.

Далее. Если автомобиль исправен, необходимо проверить, не является ли перерасход результатом конкретных дорожных условий его эксплуатации. Особенно это актуально для автомобилей, находящихся в интенсивной эксплуатации, и «возрастного» транспорта (например, автомобили специальных служб, общественный транспорт, транспорт экспедиционных компаний и т.д.). Как правило, их расход ввиду изношенности всех систем редко соответствует нормативному. Поэтому здесь никак не обойтись без так называемого «контрольного заезда (замера)». Для его проведения за управление автомобилем либо рядом с водителем садится незаинтересованное лицо, замеряются данные спидометра и уровень топлива в баке. Затем автомобиль выезжает и в течение 3-4 часов эксплуатируется в дорожных условиях (они должны быть аналогичны тем, в которых он используется обычно). После этого данные спидометра и топливного бака измеряются вновь и фактический расход сравнивается с нормативным.

В результате может оказаться, что конкретный автомобиль действительно расходует топлива больше, чем это предусмотрено нормативом. В таком случае предприятию придется либо увеличить нормативы, либо принять факт перерасхода как данность, на которую повлиять невозможно. Из необходимости проведения проверки обоснованности норм расхода исходит и существующая судебная практика (решение Советского районного суда г. Омска от 02.06.2009 по иску С. к муниципальному унитарному предприятию города Омска (номер неизвестен); решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 19.12.2011 по делу № 2-503/11).

Перерасход – в расход

Вопрос о том, может ли предприятие в целях налогообложения установить норму расхода ГСМ по конкретному автомобилю выше максимально предусмотренной (на основании данных контрольных заездов), фактически открыт.

С одной стороны, Методические рекомендации являются обязательными для всех компаний. Более того, в п. 3 документа сказано, что он применяется в том числе и при налогообложении. С другой стороны, ни в подп. 5 п. 1 ст. 254, ни в подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, которые закрепляют возможность учесть в расходах затраты на приобретение ГСМ, ничего не сказано о каких-либо предельных нормах. При этом Минтранс России, специалисты которого написали Методические рекомендации, не наделен полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере налогов.

В итоге компаниям при нормировании расходов на ГСМ не остается ничего другого, как исходить из общей нормы ст. 252 НК об экономической оправданности и документальном подтверждении затрат. Если организация представит документы, подтверждающие, что на конкретном технически исправном автомобиле расход ГСМ выше норм, утвержденных Минтрансом России, и такое положение вещей является экономически оправданным, она будет вправе принять в расход их полную стоимость. Однако риск доказывания правомерности таких действий будет лежать на налогоплательщике (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 по делу № А27-8757/2011).

Объяснительная

По факту обнаружения перерасхода с работника необходимо истребовать письменное объяснение (ч. 2 ст. 247 ТК РФ). И это не должно быть пустой формальностью. Все изложенные доводы должны быть проверены и оценены. Например, в объяснительной работник может указать, что в какое-то время покидал автомобиль. И, возможно, именно в этот промежуток кто-то слил бензин из бака, а сам он ни при чем. В подобной ситуации возможность взыскать ущерб именно с водителя будет зависеть от двух факторов.

Во-первых, нужно выяснить, позволяет ли инструкция водителя и иные внутренние документы компании покидать автомобиль после прекращения движения. Конечно, очевидно, что невозможно не выходить из автомобиля в течение всей рабочей смены. Но если документами предусмотрено, что покидать автомобиль водитель может, например, только после постановки его в охраняемый гараж либо передав транспорт под контроль иных работников, то все основания для привлечения нарушителя к материальной ответственности будут налицо.

Во-вторых, остается открытым вопрос о том, соблюдала ли сама компания обязанность по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст. 239 ТК РФ). И если будет установлено, что водитель оставил автомобиль без присмотра, например, потому, что ему не был обеспечен доступ на охраняемую предприятием территорию либо отсутствовали работники, которым он должен передавать транспортное средство, то о наличии в его действиях вины не может быть и речи.

Размер имеет значение

После того, как будут оценены все обстоятельства, повлекшие «пережог», и компания будет располагать достаточными данными о вине работника, необходимо определиться с размером взыскиваемого ущерба.

Применительно к перерасходу ГСМ это будет цена его приобретения (с НДС) на день причинения ущерба (ч. 1 ст. 246 ТК РФ).

Водителя нельзя признать полностью материально ответственным лицом в отношении используемого топлива. Дело в том, что ГСМ в понимании ст. 243 и 244 ТК РФ не является вверяемым работнику имуществом, а сам водитель не является лицом, с которым может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Используемые ГСМ служат для них лишь средством, необходимым для исполнения трудовых обязанностей, которым водителя должен обеспечить работодатель (ст. 22 ТК РФ).

При взыскании с работника стоимости перерасходованного ГСМ следует соблюдать ограничения, предусмотренные ст. 138 ТК РФ. По общему правилу размер разового удержания не может превышать 20% заработной платы, причитающейся работнику. Получается, что если стоимость перерасхода превысит 20% начисленной зарплаты, то взыскивать придется ежемесячно не более чем по 20% до возмещения всей суммы ущерба.

Взыскание с работника суммы причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя в срок не позднее 1 месяца с момента окончательного установления размера ущерба (ст. 248 ТК РФ).

Альтернативные варианты

Конечно, описанный порядок взыскания с работников стоимости ГСМ является весьма кропотливым, требующим учета многих факторов и правильного оформления всех необходимых документов. Поэтому в некоторых случаях предприятия обеспечивают возмещение затрат по «пережогу» иными способами.

Наличие перерасхода уменьшает премию

Чтобы применить этот способ, внутренними документами компании выплата премии должна быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия перерасхода.

Но здесь также следует учитывать, что перерасход может быть вызван иными причинами, а не только действиями работника. Поэтому, чтобы сотрудник не смог оспорить депремирование, целесообразно ставить премирование в зависимость от доведения работником факта перерасхода до работодателя.

Например, в инструкции водителя можно прописать обязанность незамедлительно по окончании смены доводить до руководства информацию о наличии перерасхода. С технической точки зрения, возможно отследить исполнение этой обязанности, если на автомобиле установлены приборы учета пробега (километража), данные которых водитель не может изменить. По окончании смены, получив данные о пробеге, измерив остаток топлива в баке и сравнив эти данные со сведениями о количестве топлива на начало смены, водитель самостоятельно может рассчитать, вышел ли он за пределы норматива. Далее, узнав об обнаруженном перерасходе, представители администрации могут принять оперативные меры для установления его причин. Работник, в свою очередь, оградит себя от материальной ответственности в спорной ситуации. Если же водитель обязанности по своевременному информированию о перерасходе ГСМ не выполнил, допустив его нарастание, лишение такого работника премии будет обоснованным.

Водитель оплачивает перерасход путем покупки топлива

Конечно, такой способ возможен только при согласии водителя. Но в качестве мотивации работнику можно объяснить, что в противном случае будет проведено служебное расследование, и факт привлечения к материальной ответственности может негативно отразиться на характеристике такого водителя, например, при применении поощрений либо при поиске им новой работы.

Как написать объяснительную записку о перерасходе ГСМ, работаю водителем перерасход по моей вине.

Как написать объяснительную записку о перерасходе ГСМ, работаю водителем перерасход не по моей вине.

Удержание с зарплаты за перерасход ГСМ.

С меня требуют объяснительную за перерасход ГСМ. Перерасход из за увеличении средней старости а/м.

Работаю водителем, на работе обвинили в перерасходе топлива ГСМ. и требуют оплаты на погашение ущерба организации. Я готов возместить но позже хочу обратиться в суд. да и как правильно написать объяснительную по перерасходу если моей вины нет.

Может ли работодатель лишить премии работника за перерасход ГСМ?

Составили приказ за перерасход ГСМ ставят в счет автомобили с навигацией нашей вины нет куда обращаться.

Вот мне написали в обходном листе увольнения, перерасход 208 литров по ГСМ, Но я с этим не согласен, вопрос сдавать ли мне обходной лист то есть обратно в отдел кадров и снимут ли с моей заработной платы за перерасход? Или же мне надо будет потребовать с них новый обходной лист предоставили и чтобы там не было написано за перерасход по ГСМ? (Работал водителем)

Сотрудник подал заявление на увольнение, но имеет очень большой долг перед организацией за перерасход ГСМ. Действия ОК?

С заработной платы водителя дальнобойщика работодатель удерживает каждый месяц за перерасход ГСМ, штрафы. Являются ли удержания законными?

Директор издал приказ о нормах расхода ГСМ. руководствуясь изобретенной самим формулой. Перерасход грозится высчитывать из з.платы. Что делать.

Мне вынесли выговор и я с ним не согласен. Я работаю на Камазе в полевых условиях и по этому идёт перерасход ГСМ сверх нормы. С моей заработной оплаты труда хотели удержать за перерасход ГСМ. Утром перед выездом на работу я попросил сделать хронометраж (контрольный замер) по расходу ГСМ (дизельного топлива) мне было отказано. Я написал служебную записку на имя директора о перерасходе ГСМ. После всего этого приехало руководство организации и ничего конкретно не решив я поехал на работу. Хочу заметить, что в тот день нас было четыре машины с которых хотели произвести удержание и только мне сделан выговор. Я член совета трудового коллектива подразделения (автогаража) и естественно задавал вопросы по поводу списания ГСМ (диз. топлива) от имени всего коллектива. Грубых слов и матерного выражения не было. Разговаривал вежливо и почтительно. В тот день я отработал в поле на хим. обработке зерновых 9 часов. Задержка выезда составила 40 минут. И на основании этого мне вынесли выговор.

Компания из зарплаты удерживает за перерасход ГСМ т.к. километраж у них свой а фактически получается больше лишнее говорят платите сами.

По материалам проверки бюджетного учреждения выявлен перерасход ГСМ. Причина - увеличение базовой нормы расхода. Вышестоящая организация требует срочного возмещения перерасхода. Вопрос: кто виноват?

1. Руководитель (приказ об утверждении нормы противоречит нормативному документу)?

2. Бухгалтер (как использовавший в расчете неверную норму)?

3. Водитель (какую норму дали, по такой и списывал)?

С водителем заключен договор о полной материальной ответственности.

При ответе нужна ссылка на законодательные акты, вопрос принципиальный.

При увольнении с водителя была удержана сумма перерасхода по бензину. Водитель обратился в суд о взыскании заработной платы, но мы об этом узнали только когда получили судебный приказ о взыскании долга по заработной плате, в котором предложено в 10-дневный срок представить оправдательные документы. Необходимо ли представлять в суд документы подтверждающие перерасход ГСМ, или это совсем другая история (мы должны обратиться в суд самостоятельно)? Заранее спасибо.

Имеет ли право работодатель удержать из зарплаты за перерасход ГСМ. Письменного согласия работник на удержание не давал, факт кражи не доказан. На машине установлен Глонас Факта слива ГСМ не установлено, пережог произошел из-за весенней распутицы, обильных осадков.

Директор фирмы закупал за свои деньги ГСМ для автомобилей, мы занимаемся пассажироперевозками. Сделал авансовый отчет, Может ли бухгалтер ему выдать перерасход по авансовому отчету?

Как доказать вину водителя, если за руку его не поймали при сливе ГСМ, а перерасход по его вине, сам факт распоряжения ГСМ в суде чем подтвердить, технически исправен, стоит глонасс, в суде говорит не он и все, не знаю кто.

Пожалуйста может ли работодатель взыскать с меня сумму якобы за перерасход ГСМ. я работаю водителем на дальних расстояниях, списываю ГСМ согласно нормам расхода, которые установлены были давно, сдаю путевки диспетчеру, он их отдает на обработку нормировщику, он в свою очередь их после проверок и расчетов сдает в бухгалтерию, с января месяца работодатель пересмотрел нормы на ГСМ и ввел новые, не предупредив ни кого, сегодня 22 го февраля вызвал водителей, диспетчера, нормировщика и поставил перед фактом, что водители воруют ГСМ и он пересмотрел все путевые листы за январь месяц и насчитал лично мне 700 литров перерасхода. Мотивируя это тем что он хозяин и я должен внести в кассу 25000 руб. Подскажите по закону ли это и куда мне следует обратиться в случае взыскания с меня денег. С благодарностью Персианов Виктор Иванович.

Работаю водителем в дорожной организации. На автомобиле установлены нормы, которые не соответствуют фактическому расходу ГСМ. Директор организации не хочет ни в чем разбираться, и вешает весь перерасход на водителя. Говорит что удержит весь перерасход из заработной платы. Правомерны ли его действия? Подскажите в этой не простой ситуации.

Организация на ОСНО. Как оформить удержание с зарплаты сотрудника за ГСМ? Сотрудник использует служебный транспорт для личных целей. ГСМ оплачивается по топливной карте организации. Сотрудник написал заявление об удержании за ГСМ из заработной платы. Действует ли в данном случае ограничение суммы удержания из заработной платы сотрудника?

Нормативное регулирование

Если сотрудник ездит на служебном автомобиле по личным делам, то у него возникает натуральный доход, подлежащий обложению НФДЛ в виде оплаты товаров (ГСМ) и за предоставление имущественных прав (пользование служебным автомобилем) в интересах работника (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 09.03.2017 N 03-04-05/13125).

Для того чтобы у сотрудника не возникало дохода, облагаемого НДФЛ, необходимо его письменное согласие на компенсацию стоимости ГСМ, купленных Организацией, и оплату за пользование служебным автомобилем (должен быть обоснованный расчет и договор).

У Организации возникнет доход, а вместе с ним и обязанность начислить НДС со стоимости реализации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ) и уплатить налог на прибыль (п. 2 ст. 249 НК РФ, п. 4 ст. 250 НК РФ).

Ограничение удержаний из заработной платы работника Трудовой кодекс накладывает только в случаях, предусмотренных ст. 137 ТК РФ, по удержаниям, не зависящим от воли работника. На данный случай действие ограничений ст. 138 ТК РФ не распространяется (Письмо Роструда от 26.09.2012 N ПГ/7156-6-1).

Отражение удержания за ГСМ в 1С

Настройка нового вида удержания


Поле Категория удержания не заполняется, так как для вида удержания Удержание за ГСМ в списке отсутствует подходящая категория.

Удержание за ГСМ из заработной платы

Для отражения удержания из заработной платы необходимо в документе Начисление зарплаты , раздел Зарплата и кадры – Зарплата – Все начисления на вкладке Удержания выбрать сотрудника, указать вид удержания и сумму, подлежащую удержанию.


Проводки по документу:



Формирование Расчетного листка


Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    Платформа: 1С:Предприятие 8.3 (8.3.16.1063) ОСНО Конфигурация: 1С:Комплексная автоматизация 2 (2.4.12.77).Добрый день, в ЗУПе провела разовой начисление- аренда авто у.Добрый день! Индивидуальный предприниматель на ОСНО приобрел автомобиль для личного.Добрый день! В комментариях по вопросу об использовании личного автотранспорта.

Карточка публикации

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

Приобретение малоценных объектов сроком использования более 12 месяцев

Разъяснения по обязательному применению ФСБУ 5/2019 «Запасы» с 2021 года

Спасибо огромное Марии за семинар! Очень актуально для пострадавших организаций. Много полезного услышали для себя!

Проблема контроля расходования топлива и предотвращения его сверхнормативного использования является актуальной для большинства предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства. Если у вас имеются одна-две машины, за каждой из которых закреплен конкретный водитель, это не составит большого труда. Но если автопарк крупнее, да еще и эксплуатируется в несколько смен, то требуется детальный ежедневный анализ потребления ГСМ. Результатом могут стать выводы о перерасходе, вероятной причиной которого является поведение водителя. По итогам разбора полетов вы, скорее всего, захотите взыскать стоимость необоснованно израсходованных ГСМ с нерадивого работника. В этом случае необходимо очень четко соблюдать все требования к процедуре установления факта перерасхода и взыскания причиненного ущерба. В противном случае действия предпринимателя могут быть успешно оспорены в суде.

Минтранс рекомендует

Термин "перерасход" (или "пережог") топлива, хотя и является общеупотребимым и понятным для транспортных компаний, но законодательно не определен.

Базовый документ для установления его смысла - Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (утв. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, далее - Методические рекомендации). Этот документ обязателен для всех организаций и предпринимателей, эксплуатирующих автомобильную технику на территории России.

Пункт 3 Методических рекомендаций определяет, что нормой расхода ГСМ является установленное значение меры его потребления при работе автомобиля. Такая мера потребления устанавливается путем расчета расхода бензина или дизтоплива в литрах на 100 км пробега. Соответственно, перерасходом топлива будет считаться превышение этого норматива.

Для нормирования расхода ГСМ Методические рекомендации определяют базовые значения расхода топлив. Они установлены для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Например, автомобиль "Ока" (ВАЗ-1111) должен потреблять 6,5 литра бензина на 100 км пути, а BMW X5 с бензиновым "движком" 4,8 литра - почти в два с половиной раза больше: 15,5 л.

Кроме того, в Методических рекомендациях установлены различные поправочные коэффициенты и надбавки, учитывающие выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. К ним, например, относятся:

  • зимние надбавки (устанавливаются в зависимости от региона эксплуатации автомобиля);
  • повышающие коэффициенты при работе в горной местности, на дорогах со сложным планом, при вождении, требующем частых остановок, и т.д.

Соответственно, каждая компания рассчитывает норму расхода исходя из своей ситуации. При этом конкретный размер поправочных коэффициентов и надбавок в рамках предусмотренных Методическими рекомендациями пределов утверждаются приказом или распоряжением руководителя компании, индивидуальным предпринимателем. С документом, устанавливающим итоговые нормы расхода, все водители должны быть ознакомлены под личную подпись.

Три причины

На основании данных о пробеге автомобиля за определенный период рассчитывается нормативный расход топлива. Его сравнивают с фактическим расходом, а затем делается вывод о соблюдении либо несоблюдении норматива. В последнем случае причины могут быть следующими.

Во-первых, возможно, компания сама не учла всех особенностей эксплуатации автомобиля и не применила все необходимые в конкретных условиях надбавки к нормативу.

Во-вторых, не исключены неисправности в работе топливной системы. На перерасход могут влиять и особенности вождения автомобиля в конкретных условиях: например, при управлении транспортным средством на более низких передачах при заданной скорости расход ГСМ, как известно, возрастает. Такая ситуация может возникнуть, если имеются препятствия при движении (пресловутые "пробки") или приходится двигаться по спуску с ограничением скорости и т.д.

Наконец, наиболее волнующая предпринимателя причина - это неправомерные действия самого водителя. К сожалению, не всегда сотрудники являются кристально честными, а отсутствие контроля может спровоцировать их слить горючее из бака служебной машины, например, в личный автомобиль (при этом километраж, требуемый для оправдания залитого по документам топлива, просто приписывается) или присвоить себе его стоимость.

Контрмеры

Способов выявления недобросовестных действий водителей, к сожалению, не так много. Самый оптимальный - это установка на транспортные средства систем мониторинга пройденного расстояния, которые водитель не в состоянии "подкрутить" (практика свидетельствует, что показания обычных одометров народные умельцы запросто могут изменить). В этом случае по приборам учета можно будет с достоверностью установить пробег (разработчики соответствующих систем контроля гарантируют расхождение не более 5%). Соответственно, "подкрутить" данные системы водитель не сможет. Также возможна установка систем контроля уровня топлива в баке. В этом случае отследить слив будет еще проще - резкое падение уровня топлива за короткий промежуток времени будет видно по приборам учета.

Если предприниматель занимается регулярными перевозками, причем одними и теми же путями, можно составить паспорта маршрутов с приложением к ним актов замера их протяженности. В этом случае расчетный километраж уже будет известен, а при установлении поправочных коэффициентов к норме расхода ГСМ будут учтены все особенности конкретной дороги. Следовательно, водитель не сможет в путевых листах отразить километраж, весьма отличающийся от данных паспорта маршрута.

К сведению. Обязательным составление паспортов маршрутов является только для пассажирских перевозок (см. Правила организации пассажирских перевозок, утв. Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200).

К сожалению, если приборы контроля отсутствуют, а маршрут постоянно меняется, установить точный пробег автомобиля практически нереально.

Если же возможно внедрение какой-либо из описанных схем, нужен дальнейший систематический мониторинг. Для этого необходимо детальное сравнение данных путевых листов, систем учета километража и информации об остатках топлива в баке по окончании смены. Причем если анализировать данные о километраже возможно, например, за несколько дней или за неделю, то измерять остаток топлива надо именно ежедневно, а когда автомобиль "трудится" посменно, то каждую смену. Это позволит избежать споров о том, в смену какого именно водителя произошел "пережог". В итоге если контролер обнаруживает перерасход, то по данному факту должна быть проведена проверка.

Кто виноват?

Независимо от субъективной убежденности предпринимателя в неправомерности действий работника процедура взыскания с него стоимости "пережога" должна быть соблюдена от А до Я. Для проведения служебной проверки может быть создана специальная комиссия.

К сведению. Если проверку обстоятельств причинения ущерба компания не проведет, то ее действия по удержанию стоимости ГСМ с водителя могут быть признаны незаконными (см., например, решение Эжвинского районного суда Республики Коми от 26.04.2012 N 2-453/2012).

Поскольку стоимость перерасходованного топлива представляет для ИП материальный ущерб, взыскание будет проводиться по правилам ТК РФ (гл. 39).

Одно из основных условий привлечения работника к материальной ответственности - наличие его вины. В ситуации с перерасходом ГСМ даже наличие данных систем учета и контроля безусловным доказательством вины не будет. Он, как уже было сказано, может быть вызван разными причинами. Поэтому основания считать работника виновным могут быть установлены только после того, как будут исключены все другие факторы, которые повлияют на перерасход.

И что делать?

Сначала предприниматель должен документально подтвердить, что никаких технических причин для перерасхода нет. Для этого необходимо проверить узлы и агрегаты, работа которых влияет на расход ГСМ. Если на предприятии существует своя ремонтная база или в штате имеются соответствующие специалисты, то провести обследование и оформить заключение смогут они. В противном случае целесообразно обратиться в автосервис, который также может документально подтвердить отсутствие на автомобиле неисправностей и конструктивных особенностей, влияющих на расход топлива. Если будет установлено, что "пережог" мог быть вызван техническими причинами, привлекать к ответственности водителя, разумеется, нельзя.

Далее. Если автомобиль исправен, необходимо проверить, не является ли перерасход результатом конкретных дорожных условий его эксплуатации. Особенно это актуально для автомобилей, находящихся в интенсивной эксплуатации, и "возрастного" транспорта (например, автомобили специальных служб, общественный транспорт, транспорт экспедиционных компаний и т.д.). Как правило, их расход ввиду изношенности всех систем редко соответствует нормативному. Поэтому здесь никак не обойтись без так называемого контрольного заезда (замера). Для его проведения за управление автомобилем либо рядом с водителем садится незаинтересованное лицо, замеряются данные спидометра и уровень топлива в баке. Затем автомобиль выезжает и в течение 3 - 4 часов эксплуатируется в дорожных условиях (они должны быть аналогичны тем, в которых он используется обычно). После этого данные спидометра и топливного бака измеряются вновь и фактический расход сравнивается с нормативным.

В результате может оказаться, что конкретный автомобиль действительно расходует топлива больше, чем это предусмотрено нормативом. В таком случае предпринимателю придется либо увеличить нормативы, либо принять факт перерасхода как данность, на которую повлиять невозможно. Из необходимости проведения проверки обоснованности норм расхода исходит и существующая судебная практика (Решение Советского районного суда г. Омска от 02.06.2009 по иску С. к муниципальному унитарному предприятию г. Омска (номер неизвестен); Решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 19.12.2011 по делу N 2-503/11).

Перерасход - в расход

Вопрос о том, может ли предприниматель в целях налогообложения установить норму расхода ГСМ по конкретному автомобилю выше максимально предусмотренной (на основании данных контрольных заездов), фактически открыт.

С одной стороны, Методические рекомендации являются обязательными для всех. Более того, в п. 3 документа сказано, что он применяется в том числе и при налогообложении. С другой стороны, ни в пп. 5 п. 1 ст. 254, ни в пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, которые закрепляют возможность учесть в расходах затраты на приобретение ГСМ, ничего не сказано о каких-либо предельных нормах. При этом Минтранс России, специалисты которого написали Методические рекомендации, не наделен полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере налогов.

В итоге ИП при нормировании расходов на ГСМ не остается ничего другого, как исходить из общей нормы ст. 252 НК об экономической оправданности и документальном подтверждении затрат. Если будут представлены документы, подтверждающие, что на конкретном технически исправном автомобиле расход ГСМ выше норм, утвержденных Минтрансом России, и такое положение вещей является экономически оправданным, она будет вправе принять в расход их полную стоимость. Однако риск доказывания правомерности таких действий будет лежать на налогоплательщике (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 по делу N А27-8757/2011).

Объяснительная

По факту обнаружения перерасхода с работника необходимо истребовать письменное объяснение (ч. 2 ст. 247 ТК РФ). И это не должно быть пустой формальностью. Все изложенные доводы должны быть проверены и оценены. Например, в объяснительной работник может указать, что в какое-то время покидал автомобиль. И, возможно, именно в этот промежуток кто-то слил бензин из бака, а сам он ни при чем. В подобной ситуации возможность взыскать ущерб именно с водителя будет зависеть от двух факторов.

Во-первых, нужно выяснить, позволяет ли инструкция водителя и иные внутренние документы покидать автомобиль после прекращения движения. Конечно, очевидно, что невозможно не выходить из автомобиля в течение всей рабочей смены. Но если документами предусмотрено, что покидать автомобиль водитель может, например, только после постановки его в охраняемый гараж либо передав транспорт под контроль иных работников, то все основания для привлечения нарушителя к материальной ответственности будут налицо.

Во-вторых, остается открытым вопрос о том, соблюдал ли сам предприниматель-работодатель обязанность по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст. 239 ТК РФ). И если будет установлено, что водитель оставил автомобиль без присмотра, например, потому, что ему не был обеспечен доступ на охраняемую предприятием территорию либо отсутствовали работники, которым он должен передавать транспортное средство, то о наличии в его действиях вины не может быть и речи.

Размер имеет значение

После того как будут оценены все обстоятельства, повлекшие "пережог", и предприниматель будет располагать достаточными данными о вине работника, необходимо определиться с размером взыскиваемого ущерба.

Применительно к перерасходу ГСМ это будет цена его приобретения (с НДС) на день причинения ущерба (ч. 1 ст. 246 ТК РФ).

К сведению. Водителя нельзя признать полностью материально ответственным лицом в отношении используемого топлива. Дело в том, что ГСМ в понимании ст. ст. 243 и 244 ТК РФ не является вверяемым работнику имуществом, а сам водитель не является лицом, с которым может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Используемые ГСМ служат для них лишь средством, необходимым для исполнения трудовых обязанностей, которым водителя должен обеспечить работодатель (ст. 22 ТК РФ).

При взыскании с работника стоимости перерасходованного ГСМ следует соблюдать ограничения, предусмотренные ст. 138 ТК РФ. По общему правилу размер разового удержания не может превышать 20% заработной платы, причитающейся работнику. Получается, что если стоимость перерасхода превысит 20% начисленной зарплаты, то взыскивать придется ежемесячно не более чем по 20% до возмещения всей суммы ущерба.

Взыскание с работника суммы причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя в срок не позднее 1 месяца с момента окончательного установления размера ущерба (ст. 248 ТК РФ).

Альтернативные варианты

Конечно, описанный порядок взыскания с работников стоимости ГСМ является весьма кропотливым, требующим учета многих факторов и правильного оформления всех необходимых документов. Поэтому в некоторых случаях предприниматели обеспечивают возмещение затрат по "пережогу" иными способами.

Наличие перерасхода уменьшает премию

Чтобы применить этот способ, внутренними документами выплата премии должна быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия перерасхода.

Но здесь также следует учитывать, что перерасход может быть вызван иными причинами, а не только действиями работника. Поэтому, чтобы сотрудник не смог оспорить депремирование, целесообразно ставить премирование в зависимость от доведения работником факта перерасхода до работодателя.

Например, в инструкции водителя можно прописать обязанность незамедлительно по окончании смены доводить до руководства информацию о наличии перерасхода. С технической точки зрения возможно отследить исполнение этой обязанности, если на автомобиле установлены приборы учета пробега (километража), данные которых водитель не может изменить. По окончании смены, получив данные о пробеге, измерив остаток топлива в баке и сравнив эти данные со сведениями о количестве топлива на начало смены, водитель самостоятельно может рассчитать, вышел ли он за пределы норматива. Далее, узнав об обнаруженном перерасходе, представители администрации могут принять оперативные меры для установления его причин. Работник в свою очередь оградит себя от материальной ответственности в спорной ситуации. Если же водитель обязанности по своевременному информированию о перерасходе ГСМ не выполнил, допустив его нарастание, лишение такого работника премии будет обоснованным.

Водитель оплачивает перерасход путем покупки топлива

Конечно, такой способ возможен только при согласии водителя. Но в качестве мотивации работнику можно объяснить, что в противном случае будет проведено служебное расследование, и факт привлечения к материальной ответственности может негативно отразиться на характеристике такого водителя, например при применении поощрений либо при поиске им новой работы.

Читайте также: