Как выбрать машину по зарплате

Опубликовано: 17.09.2024

В своем прошлом посте про управление личными финансами, я уже затрагивал этот вопрос и порекомендовал тратить на автомобиль не больше, чем свой годовой заработок. Я считаю это максимумом, что можно позволить потратить себе на личную машину. В этом посте я подробно раскрою этот вопрос и расскажу про различные варианты стоимости автомобиля с учетом вашего дохода. Так как машина для нас – одна из целей или критериев успешной жизни.

Начну с тех, кто пережил огромное стремление завладеть личным авто – с Европы. Там, как правило, принято, что авто должно стоить около дохода за 6 месяцев. Это связано с достаточно высокими доходами у населения, с ужесточением экологических норм, которые стимулируют покупать более экологически чистые новые автомобили, с адекватной кредитной политикой, а также с тем, что автомобили достаточно доступны по цене для европейцев.
Если следовать этой практике, то человек, зарабатывающий 30-35 тысяч р. рублей в месяц (около 1000 долларов) в СНГ, может мало, что себе позволить купить. И если бы мы следовали этой практике, то машин бы стало в разы, а может и в десятки раз меньше.

Люди более состоятельные и хорошо зарабатывающие рекомендуют, чтобы стоимость авто не превышала 3-х месячных зарплат или 3-х месячного личного дохода. Для наших реалий – это уже совсем никак, что можно купить за 100.000 рублей или за 3 тысячи долларов? Ничего хорошего и нового. Другими словами, для нас – это фантастический вариант.
Поэтому, я для наших вариантов считаю, что оптимальной разбежкой будет стоимость автомобиля равная от 6 до 12 месячных зарплат, то есть тот самый доход за 1 год максимум.

Как считать месячный доход для покупки автомобиля?
Многих интересует вопрос, как считать доход, тем, что остается после повседневных расходов или именно величиной зарплаты, считать надо именно зарплату. Если ты зарабатываешь 1000 долларов, то не важно, какие у тебя расходы, машину ты можешь себе позволить стоимостью от 6 до 12 тысяч максимум.

Подчеркну, что речь идет о стоимости нового автомобиля, так как стоимость бу машины брать не корректно, ведь, когда она была новой, она стоила совершенно других денег. Иначе можно купить бушный автомобиль, а он будет расходовать весь ваш доход на ремонты и обслуживание.

Что же касается того, если вы не один, а у вас семья, то стоимость надо считать с учетом этого фактора, если вы все работаете и покупаете один автомобиль на семью, то можно считать совокупность доходов мужа и жены. Если же вы хотите, чтобы у каждого был свой автомобиль, то складывать доходы нельзя, можно оценивать совокупный доход с мужа и жены разделить на две машины. Если вы на двоих зарабатываете за 6-12 месяцев 20-30 тысяч долларов, то мы можете купить один автомобиль в этих границах или две машины, которые суммарно будут находиться в этих границах.

Почему важно соблюдать рамки стоимости машины?
Эти границы заданы не случайно, они позволяют, накопить на автомобиль не особо напрягаясь, за 1-2 года вполне можно накопить деньги на покупку автомобиля ценой 6-12 месячных доходов. То есть вам не придется влазить в долги или брать кредиты.
Также это важно, потому что вам машину придется обслуживать. Новую машину тоже надо обслуживать, страховать, возить на ТО в официальный сервис, заправлять и даже менять то, что не предусмотрено, как гарантийный случай. Если вы купить машину выше этих границ, то придется существенную часть своего бюджета спускать на автомобиль.

Покупка машины ценой 6-12 месяцев по большому счету будет отражать ваш реальный доход, все, что выше уже будут понтами, за которые вам придется платить стоимостью обслуживания машины.

Кредиты, накопления и долги на автомобиль
Я категорический противник того, чтобы на автомобиль брать кредиты и одалживать деньги. Если вы это делаете, то это явный признак, что стоимость машины, вам не по карману и машина будет тяготить ваш бюджет.
Не надо покупать понты в кредит, купите машину по вашему карману и заработку, многие люди после таких покупок плачут, а машины стоят. Тем более, что машина – это такая покупка, которая дешевеет, вы никогда не вернете своих денег, а с учетом кредитов и долгов, придется отдавать еще больше. Автомобиль не та вещь, которую нужно покупать в долг, кроме тех случаев, когда она поможет вам зарабатывать больше денег.

Есть еще тип людей, которые покупают машины выше границ 6-12 месяцев, но делают это за свои накопления, это лучше, чем покупать в кредит, но тоже плохо. Обычно машина покупается на все или большую часть накоплений. Хоть она и не в долг, она все равно вам не по карману, ее обслуживание все равно будет съедать ваши доходы, это тоже не выход, чтобы покупать машину дороже, чем можешь себе позволить.

Покупая бушный автомобиль, помните, что исходить надо из его цены за новый, а не тот, что он стоит сейчас, иначе попадете в ловушку низкой цены и дорогого обслуживания. Конечно, если автомобиль уже порядком старый, то запчасти и его обслуживания тоже становится несколько дешевле, но зачем вам старый автомобиль, если только он вам не безумно нравится, я не понимаю.
Особенно ярко заметно, когда люди за 900-1200 тысяч рублей (10-15к$) покупают машины представительского или бизнес класса, и наивно думают, что обманули систему: купили бизнес класс за цену бюджетного сегмента, а потом жалуются, что у них нет денег, их обслуживать. Ездят весь год на зимней резине, потому что на летнюю резину нет денег.

Обслуживание автомобиля
Кроме стоимости самого автомобиля, очень важную часть финансового планирования этой покупки должна быть оценка будущего обслуживания машины. Нужно знать, что меняется по гарантии, что не меняется, сколько стоят плановые техосмотры по регламенту, сколько машина расходует бензина, сколько стоят расходные запчасти. Сколько машина теряет в стоимости спустя несколько лет. Так вы будете знать свои будущие расходы на обслуживание. Можно даже сэкономить и не брать большой двигатель, за который придется платить большой налог, тратить кучу денег на топливо.

Хотелось бы еще остановиться на таком моменте, как непредвиденные или не гарантийные поломки. Есть мнение, которое я разделяю, что автомобиль должен быть таким по стоимости, чтобы вы могли абсолютно любую поломку, даже самую серьезную закрыть доходами за 1 месяц. Если у вас так не получится, то машина, скорее всего, вам не по карману.
Более продвинутый вариант – это в случае утраты автомобиля, вы купите себе такой же, даже не задумываясь и не сильно переживая за деньги, но такое не каждый может себе позволить. Также есть полная страховка на любые случаи. Но если у вас так, поздравляю, вы достигли высокого уровня в балансе доходов и управлении личными деньгами.

Хочу отметить, когда автомобиль не нужно покупать, если ваши доходы не позволяют купить автомобиль в рамках 6-12 месяцев зарплаты, то вам категорически противопоказана покупка автомобиля. Вы на него еще просто не заработали, многие не хотят мириться с этим и покупают в долг или в кредит, копят, покупают рухлядь, но потом платят за такие решения долгими долгами и постоянной жизнью без денег.

Я рекомендую, чтобы стоимость вашего автомобиля, новой машины, была в рамках 6-12 месяцев зарплаты или дохода, лучше, когда еще меньше, но для многих это просто невозможно, поэтому держитесь хотя бы в рамках 6-12 месяцев. Мы все любим красивые понты, но за них приходится дорого платить, поэтому покупайте машины с расчетом на нормальное использование, а не на работу на этот автомобиль. Будьте разумными людьми, развивайтесь, зарабатывайте больше и будут у вас дорогие и красивые машины по карману и по вашим доходам, а не на последние деньги.

Откуда пошла эта мысль, концов уже не найти, однако считается, что в развитых странах автомобиль должен стоить не более 6 (в иной интерпретации - 12) месячных зарплат, чтобы его владелец не становился заложником "вещизма".

12, а лучше 6

Смысл идеи таков. Автомобиль (если не говорим про редкий коллекционный экземпляр) не является ни исторической ценностью, ни объектом инвестиций. В лучшем случае это рабочий инструмент, который помогает зарабатывать деньги. Для большинства владельцев это лишь транспортное средство, которое, безусловно, улучшает качество жизни и отражает социальный статус, но требует затрат и при покупке, и при дальнейшей эксплуатации. И вот эти самые затраты должны как-то соответствовать уровню доходов и не превышать некой его части. В противном случае не машина будет для тебя, а ты для машины.


И якобы эта логика работает для разных стран и большинства слоев населения, за исключением крайне бедных и самых богатых. Скажем, даже в богатой стране менеджер среднего звена может себе позволить новый автомобиль гольф-класса, но никак не премиумный бизнес-седан. А его начальнику вполне по силам покупка новой "пятерки" BMW, но Porsche Panamera не его уровень.

Наши реалии

Понятно, что у нас своя специфика, корни которой уходят в прошлое. Скажем, в середине 1970-х средняя зарплата в СССР приближалась к 150 руб., новый "запорожец" стоил около 4000 руб., "Москвич-412" - порядка 5000 руб., ВАЗ - от 5500 до 6500 руб. в зависимости от модели. То есть для рядового гражданина машина стоила не менее всех его зарплат за 2 года.


При этом сэкономить на покупке подержанного автомобиля можно было далеко не всегда: в условия жесточайшего дефицита 5-летние "жигули" с рук вполне могли стоить как новые… которые все равно в свободной продаже фактически отсутствовали, так как на них была очередь на несколько лет.

Понятно, что в такой ситуации покупка автомобиля для многих становилась чуть ли не событием всей жизни, хотя, конечно, достаточно было и тех, кто мог себе позволить менять автомобиль каждые несколько лет, но ведь и уровень доходов тоже наверняка позволял.

Сейчас номинальная начисленная средняя заработная плата в Беларуси находится на уровне 1200 руб., так что новый "бюджетник" стоимостью 24.000-28.000 руб. эквивалентен усредненной двухлетней зарплате. К счастью, разнообразие автомобилей сейчас куда больше, чем в советские времена, даже несмотря на все таможенные и прочие ограничения. Есть выбор и среди дорогих автомобилей, и среди дешевых. Но можно ли придерживаться "правила 6 зарплат"? Скорее нет, чем да, и вот почему.

Можно рассуждать о том, что для многих белорусов автомобиль - это не просто средство передвижения, а еще и отражение своего "эго", способ самовыражения и так далее. Но думается, что основная причина - в существующем реальном уровне доходов.


Одно дело, если ты специалист IT-индустрии или топ-менеджер и получаешь на руки 4000-5000 руб. ежемесячно, и совсем другое, если зарабатываешь всего 600-800 рублей. Найти за 4000-5000 руб. автомобиль, который не превратится в "недвижимость" без постоянных вливаний, достаточно сложно, не говоря уже про желание удовлетворить свои требования по части комфорта, динамики, других потребительских качеств. Поэтому и увеличивается бюджет покупки, скажем, в полтора-два раза, чтобы ну хоть что-то приличное на "вторичке" найти. И это уже никак не 6 скромных зарплат.

Сколько-сколько?

На своих страничках в соцсетях мы организовали опрос, где попросили белорусских автомобилистов ответить, во сколько зарплат обошелся их последний автомобиль. В качестве примера приведем результаты опроса в нашей группе ВКонтакте. Как видим, около трети ответивших потратили на покупку машины примерно годовой доход. Еще 15,5% выбрали вариант с двухлетней зарплатой, а 23% понадобилось еще больше времени работать, чтобы приобрести автомобиль. И лишь около трети проголосовавших вписались в 6-месячный доход, причем часть из них (10,5%) даже смогла купить машину за три зарплаты.


Valera Aladka: Езжу на почти двухмесячной зарплате, и меня моя машина устраивает.

sasha.zenkovich: Учитывая, что стипендия 120 р, то 37.

weezyfbabyblr: Когда покупал, стоила как раз 6 зарплат, а сейчас выросла до 9…

aleksandrskulovers: Машина меня разорила, потом сломалась, теперь стоит под домом :)

Max130680: У меня две машины - первая стоила 18 зарплат , вторая - 1,5 :)

senjzu: Было 6, стало 10.

Найти свой уровень

Пообщавшись с опытными автомобилистами, мы подобрали несколько показательных, на наш взгляд, историй на тему стоимости автомобиля в привязке к доходам.

"Был студентом, подрабатывал, наскреб на старые "жигули" за 200 долларов. Но это конец 1990-х, это тогда две зарплаты средних было, а моих подработок, наверное, 5-6 было. Поэтому уже после универа устроился работать, сменил "жигулятор" на Golf II за 800 долларов - и это 4 мои зарплаты на те времена.

Потом еще машины менял, постепенно рос в их качестве, но и доходы выше становились. Так что, наверное, в 5-6 зарплат почти всегда вписывался. Сейчас Focus свежий за 10.500 купил, но перед очередным витком "чудес" и доход был под 1500 долларов, так что тоже, считай, вписался", - рассказывает Константин.


"Первая машина 20 лет назад стоила 19 зарплат, вторая была на год старше и в 2,5 раза дороже, но обошлась в 15 зарплат. Потом уровень доходов немного рос, но и других расходов хватало, поэтому я как-то увлекся "старичками" - и они стоили 4-6 зарплат. Было весело, но они порой выбешивали внезапными поломками. Я понял, что от "ретро" устал.

Поэтому следующая машина была абсолютно новой - и обошлась чуть дороже годового дохода. Это было по-своему круто: я просто ездил и ни к чему не прислушивался, а к друзьям-"гаражникам" только на кофе приезжал. Но именно ее я безвозвратно потерял (угнали!), так что следующий автомобиль сгоряча купил по принципу "абы ездил". Сначала он обошелся в пол-зарплаты, но быстро наверстал упущенное вложениями в ремонт, и вскоре я от него избавился. Хотя там тоже был свой кайф: ездишь как хочешь, идешь в магазин - окна-двери можно не закрывать…


Сейчас пришел к некой золотой середине. Точнее, практически вернулся к "старичкам", только не таким дряхлым. Пусть обойдется в полугодовой доход, но мозги не компостирует. Вот только рубль упал, так что для будущей покупки или количество зарплат надо увеличивать, или сами доходы", - рассуждает Николай.

"Первые мои машины стоили дороже, чем я мог себе позволить, и их обслуживание было для меня слишком накладным. - вспоминает Алексей. - Я помню постоянные "напряги", когда надо было ехать в ремонт, потому что что-то скрипит, что-то стучит, мне некомфортно ездить на такой машине. Но я понимаю, что это 200 долларов, а для меня это деньги. Да, я тогда просто мало зарабатывал. Но я помню те впечатления: езжу - и парюсь. Это как носишь красивую обувь, которая выглядит отлично, но постоянно натирает.

Потом стал зарабатывать больше, но и машина стала дороже, и уровень расходов на содержание был весомым. Когда запускал свой бизнес, какое-то время жил практически на накопления. Стоимость машины была для меня достаточно большой. И я понимал, что если случится что-то, авария или серьезная поломка, то я не смогу ее отремонтировать, для меня это будет проблемой.

Поэтому я захотел машину с меньшим расходом топлива и чтобы ее ремонт был более доступным. Нынешний автомобиль покупался как временный "бюджетный" вариант. Но сейчас я понимаю, насколько мне комфортнее и спокойнее ездить на такой машине.

Теперь, даже когда доходы вновь возросли, это является моей концепцией отношения к автомобилю, который стоит 3-4 мои нынешние зарплаты и который можно легко себе позволить обслужить. С таким подходом я получаю гораздо меньше напряжений, связанных с расходами, самой машиной. Я не переживаю по поводу того, что с ней может что-то случиться, и получаю гораздо больше удовольствия от жизни. Вопрос не в автомобиле. Если я хочу машину лучше, я должен зарабатывать больше".

Наш вердикт


Вписать стоимость машины всего в несколько своих зарплат удается далеко не всем - слишком скромны наши доходы или высоки пожелание к личному автомобилю, - но оптимальный баланс находится не всегда. Говоря же о стоимости автомобиля применительно к доходам, неплохо бы помнить и о второй составляющей - расходах.

В любом случае, если вы чувствуете, что работаете только на бензин и запчасти, либо смените работу на более денежную, либо поменяйте автомобиль на более доступный.

Ну а для читателей Автобизнеса мы организуем отдельный опрос. Оставляйте в комментариях свои аргументы в пользу существующего мнения.

Подержанные, новые и даже на запчасти - в базе объявлений Автобизнеса найдутся машины для любых целей и на любой кошелек

На самом деле, вопрос планирования автомобильного бюджета очень и очень важен, ведь многие из нас не покупают машину, лишь потому, что боятся слишком больших затрат на автомобиль и не знают, как узнать полную стоимость владения автомобилем. Если Вы - не исключение, то предлагаю Вам, перед тем как решить, какой автомобиль купить (да и стоит ли покупать машину вообще), взять калькулятор и посчитть, во сколько денег Вам обойдется покупка авто и сколько стоить его последующая эксплуатация. Рассчитанный таким образом бюджет должен хорошо сочетаться с Вашими доходами, и тогда машина не станет для Вас обузой, а плюсы от ее использования будут перекрывать все ее недостатки.

Как рассчитать полную стоимость автомобиля и затраты на автомобиль

Итак, весь автомобильный бюджет можно разделить на две части:

    • Первоначальные расходы на покупку

    Это стоимость автомобиля, то есть затраты, возникающие один раз, в момент приобретения машины

      • Периодические расходы на эксплуатацию

      Это повторяющиеся затраты на автомобиль, которые начнутся сразу после покупки

      Первоначальные затраты на автомобиль потребуются от Вас только при покупке. К этому моменту соответствующая кругленькая сумма должна быть у Вас в кармане. А вот с периодическими расходами все не так просто, но если в двух словах, то для Вашего «автомобильного счастья» Ваши доходы, должны превышать периодические расходы на автомобиль как минимум раза в два, а лучше в три. Рассмотрим расходы на автомобиль более подробно.

      Вообще то, полную стоимость автомобиля можно узнать только после того, как Вы его продадите. Для того, чтобы выяснить полную стоимость владения автомобилем надо к цене его покупки прибавить все затраты на автомобиль за весь срок владения им, а затем из этой суммы вычесть цену за которую он был Вами продан. Но учитывать все расходы на машину, это довольно скучно, поэтому никто так не делает и полную стоимость посчитать удается далеко не каждому.

      Первоначальные расходы на покупку. Стоимость автомобиля

      Каждый будущий автовладелец, перед покупкой, спрашивает себя: «За сколько купить машину?» Подороже или подешевле? Этот вопрос особенно актуален, если автомобиль покупается в кредит, когда разброс доступных цен достаточно велик. Но как определить, стоимость автомобиля, который будет Вам по карману?

      Все довольно просто: в идеале Ваш автомобиль должен стоить примерно столько, сколько составляют Ваши доходы за один год, в этом случае машина вообще не будет обременять Ваш бюджет. Разумеется, речь идет о покупке нового или почти нового авто, ведь пожилой и заметно подешевевший, когда-то очень дорогой автомобиль, способен быстро опустошить карман своего нового владельца уже одной только стоимостью своего обслуживания.

      Кстати: при расчете можно учитывать доходы всех членов семьи, которые будут принимать участие в финансировании покупки автомобиля.

      В принципе, если Вам не надо платить за ипотеку и автомобиль Вы покупаете, не залезая в долги, то стоимость машины может достигать полутора и даже двух Ваших годовых доходов. Но в этом случае Ваш кошелек сразу же ощутит расходы на автомобиль, можно сказать, что большая часть денег будет уходить на содержание машины. А вот покупать авто стоимостью более двух своих годовых доходов я Вам настоятельно не советую. Не удивляйтесь, если следующим Вашим автомобилем довольно скоро станет что-то более доступное.

      Как узнать полную стоимость автомобиля

      Чтобы Вам стало абсолютно ясно, зачем все это нужно, что все это значит и можно ли без этого обойтись, давайте рассмотрим каждый пункт более подробно:

        • Цена автомобиля

        Пожалуй, с этой статьей расходов все предельно ясно. При покупке без использования кредита – это вся стоимость автомобиля, а при покупке в кредит – это первоначальный взнос.

          • Дополнительное оборудование

          Стоимость «допов» может достигать 10% от стоимости авто и более, но если Вы желаете сэкономить, то от них можно полностью отказаться. К дополнительному оборудованию относится все, что не установлено на автомобиль на заводе, но может быть установлено в автосалоне. Это может быть сигнализация, автомагнитола, парктроник, бортовой компьютер и т.д. Некоторые пункты из дополнительного оборудования действительно очень полезны, но если платить за него Вы не хотите, то смело отказывайтесь, тем более, что цены на него в автосалонах, обычно завышены раза в 2-3.

          Пошлина за госрегистрацию сейчас составляет 800 р, а за номера придется заплатить еще 2000 р. Если машину Вы покупаете с рук и на ней уже установлены номера, то эти две тысячи рублей можно сэномить, оставив себе старые номерные знаки, при условии, что они хорошо читаются и не повреждены.

            • Страховка ОСАГО

            Страховка ОСАГО - обязательна. Для регистрации автомобиля на свое имя, кроме документов на автомобиль и договра, Вам придется предъявить инспектору ГИБДД и полис ОСАГО, в котором Вы будете вписаны собственником ТС. Формула расчета цены полиса зависит от региона и населенного пункта (город/село), мощности двигателя, возраста, общего водительского стажа и безаварийного стажа водителя. В зависимости от данных параметров ОСАГО может обойтись Вам в сумму от 3 до 22 т.р. Чтобы узнать точную стоимость страховки используйте Калькулятор ОСАГО от страховой комании РЕСО.

            Следующие два вида расходов относятся скорее к периодическим затратам на автомобиль, которые мы рассмотрим ниже, но они имеют обыкновение возникать сразу же при покупке машины, поэтому смело включаем их в первоначальные расходы на авто.

            КАСКО для автомобиля

              • Страховка КАСКО

              Этот вид страховки обязательным не является, но я Вам, друзья, настоятельно рекомендую им воспользоваться и вот почему. Во-первых, очень много машин угоняют в первый же месяц после их покупки. Особенно это касается подержанных авто, зачастую их продают заведомо с целью последующего угона у нового владельца. Кстати, от угона можно купить полис КАСКО с франшизой или полис на короткий срок, что позволит прилично сэкономить. Во-вторых, КАСКО просто обязательно, если у Вас пока нет опыта вождения, причем в этом случае Вам нужно полное КАСКО без франшизы. Стоимость полиса полного КАСКО может составлять от 5 до 15% стоимости авто, но это очень примерные цифры, поэтому в каждой ситуации надо производить точный расчет.

                • Техосмотр

                Этот пункт актуален только при покупке подержанного авто, новым машинам проходить технический осмотр теперь нет необходимости. Первый техосмотр машина должна пройти, когда ей исполнится 3 года, затем в 5 лет, а далее ежегодно. По новым правилам, контролировать проведение техосмотра теперь будут не ГИБДД, а страховые компании, поэтому для автомобилей старше 3-х лет обязательным условием получения полиса ОСАГО, является наличие действующего талона техосмотра. Стоимость техосмотра составляет около 400 р. –расходы небольшие, но учитывать их надо.

                Кроме всего прочего, при покупке подержанного авто может иметь место такая статья расходов, как диагностика и восстановительный ремонт.

                Сколько стоит диагностика и ремонт автомобиля

                  • Диагностика и ремонт

                  Платную диагностику проводить не обязательно, но очень рекомендуется, особенно если Вы абсолютно не в курсе, на что смотреть, покупая подержанный авто. Напоминаю, друзья, диагностику надо проводить не после покупки, а перед ней. Нужна диагностика для того, чтобы вовремя выявить неполадки требующие ремонта и возможно снизить цену покупки. А вот ремонт, и возможно недешевый – это то, что может случиться, если на диагностике неумело сэкономить.
                  С другой стороны, при покупке подержанной машины, небольшой ремонт является вполне нормальным явлением, если продавец сразу сообщил, что требуется заменить и сделал на это скидку.

                  Сколько стоят шины

                    • Шины

                    Еще одна статья расходов, которую надо выделить из общей массы – это шины. Они являются самым дорогим «расходником», а потому их надо упомянуть отдельно. К тому же, необходимость в их покупке может встать очень остро, если машину Вы покупаете осенью или зимой, ведь шины – это безопасность и экономить на них – себе дороже.

                    Шины – это действительно расходный материал, причем самый дорогой, особенно, если Вы водите автомобиль активно, с интенсивными разгонами и резкими торможениями. Комплект новых шин с дисками обойдется в сумму от 10 до 100 тыс.р., в зависимости от класса автомобиля, хотя бывают варианты и подороже. А вот износить шины можно за пять сезонов, а можно и за один – смотря как ездить. Стоимость шин для разных моделей сильно различается, а узнать, сколько будут стоить шины и диски на выбранную Вами модель авто, Вы всегда можете в любом интернет магазине по продаже авторезины, например здесь.

                    Периодические расходы на эксплуатацию. Затраты на автомобиль

                    Да, с периодическими расходами все несколько сложнее, но если в двух словах, то для гарантии Вашего «автомобильного счастья» Ваш суммарный доход, должен превышать расходы на автомобиль, хотя бы раза в два.

                    Нередко, начинающие автолюбители бывают разочарованы слишком высокими расходами на купленный автомобиль. Чаще всего это бывает, когда покупают не очень новый автомобиль, который когда то стоил весьма и весьма недешево. Дело в том, что с возрастом цена автомобиля снижается, а расходы на него могут только возрастать. Что же делать? Как не оказаться в неприятной ситуации, когда автомобиль вместо радости принесет проблемы?

                    Спланировать свои будущие расходы на автомобиль довольно просто, надо просто взять лист бумаги, калькулятор и телефон или сесть за компьютер и залезть в интернет. Часть расходов автолюбители несут практически ежедневно, а часть из них возникают один раз в год, но правильнее будет сложить вместе все расходы за год и разделив их на 12 месяцев, найти средние расходы на автомобиль в месяц.

                    Как подсчитать затраты на автомобиль

                    Какие же периодические расходы на автомобиль ожидают Вас после его покупки?

                    • Расходы на топливо
                    • Расходы на техническое обслуживание (ТО)
                    • Транспортный налог
                    • Расходы на страховку ОСАГО и КАСКО
                    • Платежи по кредиту
                    • Техосмотр

                    Теперь рассмотрим более детально каждую статью затрат на автомобиль.

                    Как спланировать расходы на топливо

                      • Расходы на топливо

                      Если Вы будете проезжать хотя бы 15-25 тыс.км. в год, то расходы на топливо станут для Вас одной из крупнейших статей затрат на автомобиль. Заранее рассчитать расходы на топливо – довольно трудно, но сделать это – необходимо. При расчете следует учитывать расстояние, которое Вы собираетесь покрывать ежедневно, а так же средний расход топлива, характерный для выбранного Вами автомобиля. Спланируйте будущие затраты на топливо, что бы аппетит Вашего железного спутника не стал для Вас неприятным сюрпризом.

                      Расходы на ТО

                        • Расходы на техническое обслуживание (ТО)

                        Каждому будущему автовладельцу перед покупкой машины необходимо понять одну очень важную вещь: автомобиль не только делает нашу жизнь легче, он еще требует внимательного к себе отношения. Чтобы машина хорошо послужила, ее необходимо качественно и своевременно обслуживать, всегда проводить ТО в соответствии с графиком и не пропускать его. Качественное ТО, выполненное в срок, почти гарантирует, что Ваш автомобиль никогда Вас не подведет.

                        Расходы на техническое обслуживание сильно зависят от места его проведения, пробега, марки и модели авто, но в среднем стоимость одного технического обслуживания может составлять от 4-5 тыс.р. ($150) для автомобилей эконом-класса, до 15 тыс.р. ($500) для добротных иномарок. Но это не предел. Для автомобилей премиум-класса стоимость техобслуживания может переваливать и за $1000.

                          • Транспортный налог

                          Транспортный налог в нашей стране устанавливается властями каждого субъекта федерации самостоятельно, а потому в разных регионах он сильно отличается. Кроме того, размер транспортного налога зависит от мощности двигателя автомобиля.

                          Сколько же можно заплатить в год транспортного налога? Порядки сумм примерно такие: за малолитражку в большинстве регионов придется выложить 1,5-3 т.р. в год. А вот для авто с двигателем в 300 лошадей, например Audi A8, транспортный налог может составлять 22,5 т.р. в Москве, 45 т.р. в Нижнем Новгороде и 2,4 т.р. в Чеченской республике. Поэтому, если Вы живете в "дорогом" регионе, то будьте внимательны, выбирая модификацию автомобиля по основным параметрам.

                          Калькулятор транспортного налога

                          Проще всего и наиболее точно выяснить размер транспортного налога позволяет онлайн-калькулятор на официальном сайте налоговой службы. Не забудьте перед расчетом указать свой регион.

                            • Расходы на страховку

                            Об этой статье расходов уже упоминалось выше, в числе первоначальных расходов на автомобиль. Добавлю лишь, что стоимость ОСАГО и КАСКО Вы можете выяснить, позвонив в страховую компанию или в онлайн-калькуляторе, например, здесь и здесь.

                            автомобиль в кредит

                              • Платежи по кредиту

                              Такая статья периодических расходов на автомобиль возникает только у тех, кто приобретает автомобиль в кредит, в ином случае, данный пункт Вы можете смело пропустить. В двух словах можно сказать, что платежи по всем Вашим кредитам (а не только по автокредиту), должны составлять не более одной трети от Ваших семейных доходов. Не забывайте, кроме оплаты кредита машина будет требовать от Вас и других периодических затрат.

                                • Техосмотр

                                Как уже упоминалось выше, этот пункт можно пропустить, если Вы покупаете новый автомобиль. Первый раз машина проходит техосмотр через 3 года после выпуска, затем по окончании 5 лет, а далее ежегодно. Если же Вы покупаете машину с пробегом, то имейте ввиду: стоимость техосмотра составляет всего 400 р. Сумма небольшая, но учитывать ее надо.

                                Сколько стоит владеть автомобилем: итоги

                                Стоимость покупки автомобиля

                                Сервис находится на сайте Quto.ru. Откройте вкладку "Легковые", выберите модель авто и нажмите "Стоимость владения":

                                Стоимость владения автомобилем

                                Внизу откроются две таблицы "Расходы на обслуживание" и "Ежегодное снижение стоимости".

                                Расчет стоимости владения автомобилем

                                Обратите внимание, расчет выполняется для стоимости (пункт 7) той комплектации авто, которую Вы выберете в колонке слева (пункт 1). Также можно указать годовой пробег (п.2) и город регистрации автомобиля (п.3) (это влияет на топливные расходы и транспортный налог). По моим прикидкам, эти расчеты довольно точны, они учитывают разные ставки налога и коэффициент региона при расчете страховки. В любом случае такой расчет лучше, чем ничего, поэтому передаю эту информацию Вам и надеюсь, что она пригодится Вам при расчете будущих расходов на автомобиль.

                                Друзья, на этом я завершаю эту статью. Спасибо, что дочитали до конца и если она оказалась вам полезна, не стесняйтесь, ставьте лайк, отправляйте друзьям, комментируйте и задавайте вопросы. А я желаю Вам верно рассчитать свои силы и выбрать самый подходящий автомобиль как по-карману, так и по-душе!

                                Отзывы и комментарии

                                Уважаемые автомобилисты! Приглашаю вас принять участие в обсуждении. Комментируйте, высказывайте свое мнение, спрашивайте, отвечайте, дополняйте статью, делитесь опытом

                                Пойдет! Полезное приложение. Народ, у кого Яблоко, протестируйте и отпишите здесь свое мнение.

                                Автомобиль не должен стоить больше, чем ты зарабатываешь за полгода…
                                Или за год.
                                Или за три месяца.

                                За свою жизнь я слышал такие фразы тысячи раз. И каждый раз удивлялся. Причем сразу по двум причинам.

                                Во-первых, почему мы считаем доходы и не принимаем во внимание расходы? Люди могут одинаково зарабатывать, но при этом совершенно по-разному тратить. Допустим, в сервисе работают два мастера – опытный Иван Петрович и молодой Саша.

                                Иван Петрович зарабатывает в месяц примерно сто двадцать тысяч рублей. К сожалению, в свои сорок пять он уже довольно серьезно болен – проблемы с обменом веществ, которые требуют дорогостоящих лекарств. На них уходит в среднем тридцать тысяч в месяц. У Ивана Петровича есть старики-родители с нищенской пенсией, которым он помогает, отдавая еще двадцать тысяч. Есть двое детей – сын-десятиклассник и дочь-семиклассница. Жена у него работает, но ее зарплаты хватает только ей самой на шпильки. Квартплата, продукты, одежда для всей семьи, карманные деньги отпрыскам… Вот и получается, что со своих 120 тысяч Иван Петрович может отложить в лучшем случае червонец.

                                У Саши зарплата гораздо ниже – около полтинника. Но живет он с родителями, семьи нет, на «коммуналку» тратиться не надо. На еду он отдает матери десятку в месяц. На одежду, всякие бытовые мелочи и проезд до работы уходит еще десятка. Пятерка улетает на посиделки с друзьями… Почти половина зарплаты остается у Саши на руках.

                                И вот выходит так, что зарплата у Ивана Петровича в два с половиной раза больше, чем у Саши – а денег остается в два с половиной раза меньше. Кто из них может позволить себе более дорогую машину?

                                Но тут мы подходим ко второму моменту. На самом деле, глубоко неважно, сколько стоит автомобиль. Накопить можно хоть на «Феррари», вопрос в том, что будет дальше. Как говорил еще мой инструктор в автошколе, надо брать не ту машину, которую ты сможешь купить, а ту, которую сможешь содержать. Думаю, мне не надо объяснять, что затраты на автомобили, купленные по одной цене, могут отличаться в разы, и что новая бюджетка обойдется владельцу, скорее всего, намного дешевле, чем десятилетний премиум за те же деньги.

                                Так какую же машину я могу себе позволить? Лично я лично для себя выработал следующий критерий: машина должна быть такой, чтобы я мог без проблем отремонтировать ее в случае любой, даже самой серьезной поломки (кузовню в расчет не берем – на это есть страховые). Меня искренне изумляет ситуация, когда на сервис приезжает человек на машине за 600 тысяч, ему называют 10 тысяч за ремонт и он грустно уезжает – потому что у него нет таких денег. Я так не смогу; я вообще не готов ставить машину под забор из-за поломки.

                                Но это, опять же, мои взгляды. Что делать Вам – решайте сами.

                                Комментарии 24

                                Будучи согласным с сутью, глухо поворчал. Всегда недоумеваю, когда для опровержения (уточнения, разъяснения) одного штампа, пользуются другим штампом.

                                В данном случае стало интересно, что с человеком случилось, что он тратит на лекарства 30 тысяч и при этом способен работать, а не имеет первую группу инвалидности.

                                Не менее интересна хрестоматийная старушка-мать, который двух пенсий не хватает на что? На устрицы? На луивиттон? На создание инфоповода "в городе Н мошенники лишили старушку последних накоплений — под видом сатнехников-хирургов обманом выманили у нее гробовые — 2 миллиона 600 тысяч рулей."

                                "изумляет ситуация, когда на сервис приезжает человек на машине за 600 тысяч, ему называют 10 тысяч за ремонт и он грустно уезжает"
                                а что тут изумительного? машина за 600 тыс это лада веста. нормальная ситуация посчитать, что ремонт в 10 тыс слишком дорог для этой модели. И поискать подешевле, в гаражах.
                                А за сколько должно быть авто, чтобы не удивляться грусти в глазах владельца от суммы 10 тыс? дешевле 400 тыс машин-то и нету.

                                Я наблюдал это на примере Гранд Витары

                                гранта, гранд)… Сузуки гранд Витара от миллиона начинается, вроде бы. или речь о примерной текущей стоимости приехавшего авто?

                                Естественно, речь о стоимости на данный момент, а не о том, за сколько ее когда-то давно купили новой.

                                Я порой думаю и Волгу с драйва убрать. А потом понимаю, что так веселее😁 Я столько нового о себе узнаю, по марке автомобиля 👍

                                Оставлю здесь свое очень важное /ни кому не нужное мнение.

                                Правильные вещи пишите, разделяю Ваши взгляды относительно личного транспорта. При этом, я придерживаюсь принципов, не переплачивать за "свистелки". Это касаемо только меня и моего отношения к вещам. В семье такое отношение разделяется не во всем (7 летний телефон и 15 летняя машина только у меня).

                                Но из поста в пост реально создается впечатление, что Вы как бы оправдываетесь перед читателями. При этом в Вашем гараже указаны автомобили, которые призваны перевести Вас в ранг "могу позволить, но не хочу". Зная наш народ, могу Вас понять. Но в то же время, Вы так же причисляете себя к разряду людей, с машинами для "статуса/имиджа /понтов". Получается, высмеивая их, Вы высмеиваете и себя?

                                Пы. Сы. : Все мои машины стоили на момент покупки, одну мою месячную зп.

                                Это, к сожалению, распространенная вещь у нас в стране — воспринимать любой диалог как признак слабости. Если человек считает нужным что-то объяснять или рассказывать — он обязательно "оправдывается".

                                В моем гараже не было машин для "понтов", за исключением разве что "Теаны", и то в данном случае вопрос спорный.

                                На самом деле фраза, что машина должна стоить не больше твоего годового дохода — принадлежит кому-то из известных людей. Честно говоря подзабыл кому, но дело то не в этом. Речь шла про новый автомобиль! Это очень даже важный момент. Понятно что и здесь есть нюансы, но смысл в том, что отсюда вычисляются примерные расходы на содержание автомобиля. И конечно это несколько упрощенная ситуация. Строго говоря, это правило могло быть корректно для одинокого человека. А иначе нужно уже считать доход в пересчете на члена семьи. Т.е человек с ЗП 100 тыс, по этой логике может позволить себе машину ценой 1.2 млн за новую. Но если он женат, жена домохозяйка и у него есть ребенок иждивенец, то его месячный доход условно 33 тысячи и машина получается уже должна быть не дороже 400 тыс за новую! А вот с б/у уже могут быть нюансы. Даже тот автомобиль который новый стоил этих самых денег, будучи старым может быть уже не так уж по карману, ибо надежность уже не та. Но и тут правило более менее работает, просто потому что запчасти стоят все-таки соразмерно начальной стоимости автомобиля, но менять таки приходится чаще. А вот покупка за те же 400 тыс ведра премиум класса 20 летней давности, цена которого в нового допустим 2.4 ляма явно не по карману, т.к. содержание будет дороже, о чем вы и пишете.
                                И я так отмечу, данное правило довольно таки корректное. По факту, когда мы покупаем б/у автомобиль " по карману", на самом деле мы как правило покупаем дороже озвученного правила. Это потому (в нормальном случае, вариант, когда покупают в кредит машину, которая заведомо дорогая, не рассматриваем), что очень часто для нашей страны машины соответствующей нашей годовой ЗП или просто нет, или это скажем так спорный вариант, или, что даже чаще, она нас чем-то не устраивает (размером, комфортом, крутостью, подставьте сами то что нужно). И мы идем на повышенный по цене автомобиль, просчитав (в лучшем случае), что эту машину мы потянем.
                                Собственно как пример, у меня сейчас подобная в некотором смысле ситуация. Машина б/у, новой стоила ну в принципе примерно сопоставимо с годовой ЗП. Я ее тяну и даже больше, тяну и вторую. Но, если пересчитать ЗП на члена семьи — ситуация уже не такая радужная. И собственно хотя мне и по карману машина и я понимаю, что сознательно пошел пусть несколько в ущерб комфорту в жизни в пользу более удобного для моих задач и для семьи автомобиля, но если бы я брал машину которая новой стоит соответственно моему годовому доходу, как члена семьи, было бы сильно легче финансово ее содержать.
                                Так что правило то, изначально, довольно логичное, вот только нашими людьми искажено.

                                P.S. Кстати с б/у можно руководствоваться примерно этим правилом, машина которая новой стоила примерно как ваш годовой доход, скорее всего действительно будет вам по карману, с оговоркой, что для приведения ее в такой более менее рабочий вариант придется вложить в нее от 20 до 100% стоимости покупки ( в зависимости от возраста и состояния). На самом деле может и больше конечно, но рассматриваем адекватные варианты. То бишь смотрите на цену машины примерно среднюю по рынку подходящего вам года, накидывайте сверху процентов 30 — получите приблизительно ее цену после приведения ее в порядок.

                                У меня машина стоит, как полторы зарплаты:):) Хе-хе, менять надо, получается:)
                                Ну а если серьёзно, то я люблю говорить иначе: обувь и машина должны быть по размеру.

                                По-прежнему придерживаюсь правила трёх зарплат. И возможности обслуживать машину у официального дилера с оригинальными расходники и качественным маслом (нет, я не про масло у дилера).

                                Наш последний и единственный семейный автомобиль (от второго авто я отказался) я покупал за наличные, за 840 тыс. руб. и это было тогда (в конце 2013 года), когда я уже мог себе позволить купить без кредитов (и содержать) ни один, а несколько автомобилей класса люкс.

                                Мои рекомендации по владению автомобилем следующие:

                                • Стоимость автомобиля не должна превышать 35% годового дохода (до налогов)
                                • Сумма всех расходов, без кредита, не должна превышать 10% чистого дохода
                                • Сумма всех расходов, с кредитом, не должна превышать 20% чистого дохода
                                • Срок кредита не должен превышать 3 года

                                Давайте разберем каждую цифру по отдельности.

                                Почему не более 40% от годового дохода (после налогов)?

                                Давайте, для примера, возьмем доход на семью в 100,000 рублей в месяц.

                                Если следовать рекомендации, то семья с доходом в 100,000 рублей (50,000 х 2), после налогов, не должна тратить на покупку автомобиля более 480 000 рублей.

                                Самые проадаваемые (новые) автомоибли в России (Lada X-Ray, Skoda Rapid, Renault Duster, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Ford Focus, Kia Rio, некоторые модели Toyota и др.) попадают в ценовую категорию 600-800 тыс. рублей. Различные модификации Лады можно купить за 300-600 тыс. рублей. (Все данные приведены за 2018 год).

                                Вторая причина не превышать лимит в 40%

                                К чему я это? К тому, что считается неразумным вкладывать деньги в то, что так сильно теряет свою стоимость.

                                Третья причина не превышать лимит в 40%

                                Если вы покупаете машину в кредит, то именно такой уровень стоимости, при кредите на 3-4 года с первоначальным взносом, скажем, в 20%, не позволит платежам по кредиту превышать 10-15% (это третья рекомендация. см. ниже).

                                В финансах это называют Opportunity Cost. Чем больше вы потратите на автомобиль, тем больше денег вы будете терять (амортизация, обслуживание, страховки и т.д.). Часть этих денег (если купить автомобиль по карману) можно было бы вкладывать в доходные инструменты. Именно эта возможность заработать деньги и будет потеряна.

                                Ежемесячно сэкономленные на автомобиле и инвестированные в доходные инструменты 200$, обеспечат вас к пенсии ежемесячным доходом от 1 до 4 тысяч долларов ЕЖЕМЕСЯЧНО (в зависимости от вашего возраста на данный момент)! Этих денег хватит, чтобы более менее безбедно жить почти в любой точкке мира! А теперь позвоните своим родителям и спросите какая у них пенсия! 🙁

                                Статистика по России за 2018 г.

                                Наибольшей популярностью в России пользуются автозаймы на сроки от 3 до 5 лет. Средняя ставка по кредитам составляет 14-16%.

                                Самыми «кредитными» марками являются Kia, Hyundai и Lada. Помимо них в топ-10 входят Nissan, Volkswagen, Toyota, Renault, Skoda, Mercedes-Benz и Datsun.

                                Расходы на авто не должны превышать 10% чистого (после налогов) дохода

                                При в этом под расходами понимается:

                                • тех. обслуживание
                                • расходы на ремонт и запчасти
                                • расходы на страховку (осаго и каско)
                                • авто налог
                                • расходы на бензин
                                • расходы на резину (летнюю и зимнюю)
                                • штрафы
                                • стоянка, парковка
                                • мойка и др.

                                Амортизация и расходы по автокредиту в данный лимит не входит!

                                Почему 10%? Опять же это общеизвестная рекомендация, рекомендуемая различными финансовыми гуру и мною лично. А 10 потому, что помимо расходов на автомобиль есть и другие, важные расходы: расходы на автокредит, на питание, на жилье (аренда или ипотека) и коммуналку, на одежду, на медицину, на детей, на лайфстайл и пр. И для каждого расхода существуют свои нормативы. Я допускаю увеличение данной величины до 15%, но при условии отсутствия автокредита!


                                🚗 Автомобильный Калькулятор в Excel от MoneyPapa. Покажет оптимальные стоимость автомобиля и сумму ежемесячных расходов, рассчитает правильный автокредит на сроки от 1 до 5 лет. Плюс видео-инструкция. Скачайте бесплатно!

                                Сумма всех расходов, с кредитом, не должна превышать 20% чистого (после налогов) дохода

                                Почему 20? Объяснение такое же, как и в предыдущем пункте. Если честно и 20% много! Т.к. это значит, что автомобиль владеет 1/5-той вашей жизни, вашего времени, ваших возможностей. Это не мало!

                                Если предположить, что расходы на автомобиль не превышают 10%, то на обслуживание автокредита остается 10% (20-10=10). Давайте посмотрим, какую сумму может взять семья из нашего примера, с доходом в 100,000 руб. в месяц. Используя кредитный калькулятор, получается, что семья сможет взять кредит в районе 300-350 тыс. рублей, при ставке 14-16%, сроком на 3-4 года.

                                И не стоит забывать, что к математике добавляется стресс и тревога, которые растут пропорционально величине кредитов. Подробнее здесь .

                                В тему

                                Список всех подкастов здесь.
                                Спасибо, что смотрите, читаете и слушаете MoneyPapa!

                                👍 Если Вы прочитали для себя что-то полезное, то, пожалуйста, поддержите проект MoneyPapa и сделайте следующее:

                                1️⃣ подпишитесь на мои новости здесь
                                2️⃣ подпишитесь на меня на ютубе, в инстаграм, в телеграм и в фейсбуке
                                3️⃣ и лайк, подписка, комментарий!

                                Так я буду знать, что Вам нравится то, что я делаю и я буду создавать полезные материалы ещё! Заранее большое спасибо!

                                👋 А я желаю Вам благополучия в финансах, в семье и по жизни!
                                С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa

                                Скачайте Бесплатно: Годовой Бюджет Семьи в Excel от MoneyPapa

                                moneypapa.ru - годовой бюджет семьи Excel
                                Эксель файл, который использует MoneyPapa для своей семьи! Топ 1 самых скачиваемых файлов!

                                Скачайте Бесплатно: Кредитный Калькулятор в Excel, который Вам не покажут банкиры !

                                moneypapa.ru - кредитный калькулятор

                                Топ 2 самых скачиваемых файлов!

                                К Финансовой Свободе за 21 день!


                                Практическое Руководство с заданиями на каждый день. Для самостоятельного изучения финансов на практике. Бестселлер.

                                20+ Финансовых Форм, Таблиц и Калькуляторов для Тотального и Самостоятельного Управления Семейными Финансами!

                                moneypapa.ru - Видеокурс

                                Таблицы и Калькуляторы, без которых невозможны контроль и ведение финансов! По цене пары чашек кофе! Бестселлер!

                                Читайте также: