Как выстраиваются отношения сотрудников между собой в доу

Опубликовано: 10.05.2024

-Конфликты воспитатель-родитель и конфликты в коллективе.

-Как вести себя воспитателю в конфликтных ситуациях (примеры).

Конфликтные ситуации — неотъемлемая часть жизни любого человека, и детский сад не становится исключением. Большинство людей не любят конфликты и стараются избегать их, однако когда речь идет о детях, это не всегда возможно. Правильно выстроив поведение при возникновении неприятных ситуаций, можно сохранить здоровые отношения между детьми, воспитанниками и педагогами, воспитателями и родителями.

Типы конфликтных ситуаций в ДОУ.

Конфликтные ситуации в ДОУ можно разделить на несколько типов: конфликты между членами педколлектива, воспитателей и родителей, между родителями, между детьми.

Рассмотрим основные причины их возникновения.

Когда речь идет о возникновении конфликтов между педагогами, то наиболее распространенными причинами являются отсутствие материального и морального удовлетворения от труда. К таким причинами можно отнести следующие:

  • Взаимное влияние воспитателей и вспомогательного персонала, когда результаты работы одних обуславливают эффективность работы других.

Например: несвоевременное выполнение обязанностей помощника воспитателя может отрицательно сказаться на режимных моментах в ДОУ.

  • Перенесение проблем, которые должны решаться с руководством на горизонтальный уровень отношений, например, нехватка какого-либо оборудования.
  • Неверное или нечеткое определение обязанностей в коллективе.

Нередко возникают конфликтные ситуации между воспитателем и родителями. Например, ребенок сложно адаптируется к новым условиям при поступлении в детский сад, капризничает, а родители требуют от педагога повышенного внимания к малышу. В некоторых случаях коммуникация между воспитателем и родителем усложняется по личным причинам.

Экспресс-тест:

ВОПРОС №1: Какова наиболее частая причина разногласий воспитателя и семьи дошкольника?

-Родителям не нравится воспитатель.

- Конфликт воспитателя с ребенком в группе.

Такие конфликтные ситуации условно можно разделить на две группы: воспитатель ведет себя некорректно или родители предъявляют повышенные требования к его работе. В первом случае следует проанализировать положение и попытаться найти общий язык с педагогом. Возможно, стоит обратиться к членам семьи, чтобы они попытались сгладить конфликт. Также следует узнать, сталкиваются ли другие родители с такими же проблемами. Если решение найти не удается, то следует обращаться к руководству детского сада. Случается, что родители требуют особенного отношения к своему ребенку или внимания, который педагог государственного детсада просто не может дать. Не стоит забывать, что в группе находится около 20 детей, и каждый нуждается в индивидуальном подходе. В этом случае стоит подумать, как получить желаемое, отдав ребенка в частные детские сады или студии.

Как обратить рабочий конфликт себе и другим на пользу?

Одной из часто встречающихся причин возникновения конфликтов в ДОУ служит недопонимание между родителями. Оно может возникать из-за организационных моментов или когда в конфликт вступают дети. Очень важно не переносить собственные размолвки на детей, не поощрять их ссоры друг с другом. Всегда нужно стараться услышать другую сторону и максимально корректно и понятно донести свою точку зрения на ситуацию. Обе стороны конфликта должны понимать, что скорее всего его решение требует компромисса. Если произошел конфликт между детьми, то следует выслушать их, желательно в присутствии воспитателя, и разобраться в проблеме. Не всегда то, что рассказывает ребенок оказывается правдой. Если же с родителями не удается достичь мира, то стоит обозначить рамки общения, при которых дети не будут страдать.

Обязательного решения требует конфликтная ситуация в детском саду между детьми. Конечно, речь идет о конфликте, который затянулся или часто повторяется. Дети ссорятся и мирятся много раз на день, забывая об этом. Поэтому несвоевременное вмешательство взрослых может создать настоящий длительный конфликт. Если же дети постоянно попадают в одни и те же ситуации, то им стоит показать, как можно выходить из конфликта. Это служит хорошей тренировкой умения слушать оппонента, учитывать интересы других, уступать и искать компромиссы. Конфликты и их решения является обязательным атрибутом социализации детей, и родителям следует помогать в этом своему ребенку. Также важно понимать и поддерживать своего малыша, которому очень важна любовь и забота родителей.

Как премировать воспитателей, чтобы избежать конфликта в коллективе?

Как выдать премию и избежать конфликта?

Как вести себя воспитателю в конфликтных ситуациях ?(примеры)

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации в детском саду на примерах, а также разберем, как правильно выходить из них.

Ситуация 1 Ребенок приносит свою игрушку в детский сад и остро реагирует, если ее берут без разрешения. Он может плакать, злиться и даже драться. Так он показывает свое исключительное право на владение игрушкой. Как вести себя педагогу? Воспитатель рассказывает, как пользоваться чужими игрушками и настаивает, что всегда нужно просить разрешения, прежде чем что-то взять. Нельзя отнимать силой, если ребенок не хочет делиться. Можно предложить игру «Давай договоримся», когда педагог отслеживает заранее оговоренное количество времени. Детей нужно поддержать, если они переживают отказ, стимулировать их находить другие игрушки и не капризничать. Также нужно поощрять детей делиться или меняться игрушками, следить, чтобы никто не был обижен. Можно соорудить «Волшебный короб», придумать про него сказку. В коробе, который стоит на видном месте, будут храниться игрушки, которые принесены из дома и которыми сейчас никто не играет.

Ситуация 2 Нередко педагогам также бывает сложно быстро и правильно отреагировать при возникновении конфликтной ситуации. Рассмотрим высказывания воспитателей, если появляется конфликт из-за домашних игрушек. «Не приноси игрушки, если не следишь за ними». Дети могут потерять свою игрушку во время прогулки или в группе, начать капризничать перед уходом домой, от того что не находят ее. Воспитателю же нужно обеспечить соблюдение режима дня. «Ты плохо себя ведешь — отнеси игрушки в шкаф». Так воспитатель может изменить поведение ребенка. «Отдай игрушку, Дима — твой друг», «Не жадничай, это плохо». Воспитатель апеллирует к моральным принципам, чтобы предотвратить конфликт.

Во всех приведенных ситуациях воспитатель остро реагирует на нежелательное поведение ребенка. Однако такая реакция не всегда приводит к положительным последствиям.

Как вести себя педагогу? Нужно акцентировать внимание детей на необходимости следить за своими игрушками, не терять их, находить перед уходом домой. Отмечать, у кого из детей получается это делать. Также следует проанализировать, какова причина частого обращения ребенка к воспитателю при потере игрушки. Следует задать детям вопросы о дружбе, друзьях, узнать, что они вкладывают в эти понятия. При появлении нежелательных реакций нужно разобраться в их причинах. Если недостаточно профессиональных знаний или опыта, то можно обратиться к другому педагогу, педагогу-психологу, пройти курсы повышения квалификации.

Ситуация 3 Примером конфликтов в ДОУ могут быть ситуации, когда потеря игрушки означает утрату маленькой ценности, памятного предмета или подарка. Расстраиваются не только дети, но и родители. Часто они требуют найти игрушку, а это нарушает распорядок дня, например, когда дети должны собираться на прогулку.

Как вести себя педагогу? Чтобы предотвратить подобные ситуации, лучше обсудить их возможность на первом родительском собрании. Следует спросить у родителей, как они организовывают обхождение с домашней игрушкой на прогулке. Возможно, стоит рекомендовать родителям не отдавать в детский сад игрушку, если она особенно ценна или дорога. Также стоит отметить, что педагог не может отвечать за сохранность игрушки. Важно сохранять доброжелательность и корректно объяснить пределы ответственности воспитателя.

Ситуация 4 Ребенок сломал чужую игрушку, и родители требуют возмещения.

Нужно ли в этой ситуации воспитателю включаться в разговор? Мы рекомендуем при возникновении споров попросить родителей выяснить это вне садика. Если воспитатель становится на сторону одного из родителей, он может быть втянут в конфликт, а это всегда нежелательно.

Конфликты воспитатель-родитель и конфликты в коллективе.

Конфликт, как обязательный компоненты общественной жизни, присутствует и в отношениях педагога и родителей. Для воспитателя крайне важно грамотно выстроить стратегию поведения в конфликтной ситуации, найти правильные механизмы урегулирования конфликтов в ДОУ. Прежде всего, нужно проанализировать причины возникновения конфликтов.

Родители чаще всего недовольны таким:

  • с ребенком мало проводят времени;
  • условия недостаточны для укрепления его здоровья;
  • к ребенку не находят подхода;
  • используются наказания;
  • плохо следят за внешним видом ребенка;
  • ребенка заставляют или не заставляют есть;
  • ребенок не получает полной свободы действий;
  • он создает проблемы для воспитателей;
  • ребенка могут обидеть агрессивные или гиперактивные дети.

Воспитатели также имеют претензии к родителям.

Самыми распространенными бывают:

  • неуважительное отношение к персоналу детского сада;
  • неаккуратность оплаты услуг;
  • у детей нет сменной одежды, они не подготовлены к садику;
  • нарушается режим дня, когда детей забирают поздно;
  • предъявляются слишком высокие требования.

Анализ конфликтных ситуаций в ДОУ показывает, что к ним применимы общие правила классификации конфликтов:

  • возникновение противоречий;
  • осознание конфликта хотя бы одной стороной;
  • конфликтное поведение;
  • исход конфликта.

Существует 5 способов разрешения конфликтов в ДОУ, согласно общей классификации путей выхода из конфликта:

  1. Конкуренция — каждый сосредотачивает внимание только на своих интересах.
  2. Уклонение — не уделяется внимание своим интересам и интересам партнера.
  3. Компромисс — обе стороны идут на уступки.
  4. Приспособление — учет интересов другого человека в ущерб собственным.
  5. Сотрудничество — позволяет учесть интересы обеих сторон.

Наиболее эффективными способами выхода из конфликта выступают сотрудничество и компромисс. В коллективе возможно появление конфликтов между двумя людьми, личностью и группой или двумя группами. Как правило, протекание и разрешение конфликтных ситуаций в ДОУ не отличается от решения конфликтных ситуаций между родителями и воспитателями. Однако педагогам следует приложить усилия, чтобы конфликт не отражался на их профессиональной деятельности, а также атмосфере в детском саду. Для этого следует проанализировать конфликтную ситуацию, возможно, привлечь для этого руководство и найти пути выхода из него. Конфликты в детском саду неизбежны, однако успешность функционирования образовательного учреждения зависит от того, насколько своевременно и корректно они будут решены. Воспитателям и руководству ДОУ следует обращать внимание на причины возникновения конфликтов, устранять их, а также формировать правильную стратегию выхода из подобных ситуаций.

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Серова Ольга Евгеньевна, Якупова Елена Юрьевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №125»

Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец

Взаимодействие участников образовательного процесса просто необходимо.

Основная цель такого взаимодействия - это повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического и психологического здоровья детей. Семья и дошкольное образовательное учреждение – два важных института воспитания ребенка.

Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание ведущей роли семьи в воспитании детей. В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что часть родителей интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Другая крайность, родители, постоянно дающие рекомендации и советы педагогам. Педагоги, очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по разным причинам.

Следовательно, одной из основных задач современного детского сада является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями, пропаганды педагогических знаний.

Семья и детский сад, реализуя свои особые функции в процессе воспитания и развития ребенка, не могут заменить друг друга. Поэтому, для успешного воспитания детей дошкольного возраста так важно установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями воспитанников.

Выстраивание партнерских отношений возможно лишь в том случае, если детский сад станет открытой системой.

Существует определенные принципы, на которых строится успешное взаимодействие ДОУ и семьи.

Первый принцип: дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

Второй принцип: организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье, подход к родителям, как к активным субъектам образовательного процесса.

Готовясь к сотрудничеству с семьей, педагогу требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию.

Выделяют следующие формы работы с родителями:

коллективные - общие и групповые родительские собрания, беседы, консультации, лекции, утренники, развлечения, дни открытых дверей.

индивидуальные - консультации эпизодические и систематические, по запросам родителей.

наглядные - памятки, тематические выставки, папки передвижки, папки раскладушки, информационные стенды.

Мастер-классы, круглые столы, квесты, творческие конкурсы, смотры - конкурсы, выставки и другие.

Следует отметить, что для успешного взаимодействия участников образовательного процесса, важными являются не только формы работы, но и тот период, когда эта работа стала осуществляться.

На базе МАДОУ «Детский сад №125» г. Череповца в рамках системы работы по социальной адаптации всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, взаимодействие с родителями воспитанников начинается еще до поступления ребенка в детский сад.

В доадаптационный период работа с детьми и родителями рассматривается как общая работа с семьей.

Основными задачами работы с семьей в доадаптационный период являются:

1. Формирование положительного настроя родителей и детей на детский сад.

2. Снижение у родителей и детей эмоционального напряжения и тревоги.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению детского сада.

Работа с семьей начинается за 2-3 месяца до поступления ребенка в детский сад.

Работа с педагогами в доадаптационный период направлена на решение следующих задач:

1. Актуализация знаний педагогов о возрастных особенностях ребенка раннего возраста.

2. Развитие профессионально - личностных качеств, которые помогают построить эмоционально - доверительные отношения с воспитанниками.

После поступления ребенка в детский сад, работа с семьей сводится к поддержке всех участников образовательного процесса для минимизации потерь в психологическом и физическом здоровье детей. Это осуществляется через тренинги для педагогов и практические занятия с детьми и родителями.

Современным родителям зачастую не хватает времени на чтение практических пособий и методической литературы, раскрывающих возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста, как следствие, роль родителей в развитии ребенка снижается к минимуму. Помочь родителям найти оптимальный путь раскрытия и развития потенциала детей раннего дошкольного возраста может обучение их парно - игровому взаимодействию на совместных мероприятиях в ДОУ в постадаптационный период.

Данный компонент реализуется уже не только через проведение практических занятий, но и через музыкальные развлечения. Совместные досуги детей и родителей, являясь традиционно устоявшейся формой музыкального воспитания, используются с совершенно новыми задачами, и выступают в качестве активной формы обучения взрослых.

Включенность родителей в развлечения в качестве непосредственных участников, помогает педагогам ненавязчиво, не директивно, без чтения лекций и нотаций учить взрослых игровому взаимодействию и общению с детьми раннего возраста и развивать у родителей направленность на понимание и принятие возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Центральными составляющими сюжета в данных мероприятиях выступают игры (подвижные, дидактические, музыкально-ритмические). Во время игр родителям предлагается помочь ребенку принять игровую роль, совместно что-то нарисовать, слепить, станцевать, спеть. Это помогает не только лучше узнать возможности своего ребенка, понять его индивидуальные особенности, но и освоить новые способы организации игр и занятий, востребованных в домашних условиях.

Данные совместные досуги рекомендуется предварять игровыми занятиями, где родители на другом содержании обучаются игровому взаимодействию. Это предлагается в связи с тем, что на праздниках, особенно на первом, у родителей может быть скованность, излишняя требовательность к ребенку, многие родители могут стесняться выполнять с ребенком игровые действия, что негативно отразится на эмоциональном состоянии малыша.

Перспективный план организации совместных досугов детей раннего возраста с родителями

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ д\с №4 «Взаимодействие сотрудников, детей и родителей в ДОУ» Подготовила: Чоткараева М.Р.

Педагог в ДОУ должен работать так, чтобы родитель смог:

- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

-Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;

-Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;

- Быть эмоциональной поддержкой ребёнку .

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно – правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе об образовании и др.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно – правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе об образовании и др.

Так в Законе об образовании записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей .

Так в Законе об образовании записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей .

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Взаимодействие, взаимоотношения – родственные слова. А отношения – это взаимная связь. Человек проявляет себя как личность только во взаимодействии. Во взаимоотношении с другими он познаёт себя, других и окружающий мир. Создавая семью, человек вступает в отношения; друзья, работа – это тоже отношения.

Педагог дошкольного учреждения –

не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Взаимодействие, взаимоотношения – родственные слова.

А отношения – это взаимная связь. Человек проявляет себя как личность только во взаимодействии. Во взаимоотношении с другими он познаёт себя, других и окружающий мир. Создавая семью, человек вступает в отношения; друзья, работа – это тоже отношения.

Самым трудным и порой неразрешимым, считается общество, остаётся вопрос о взаимоотношении полов. При встрече людей происходит взаимодействие, которое чему-то учит.

Самым трудным и порой неразрешимым, считается общество, остаётся вопрос о

взаимоотношении полов.

При встрече людей происходит взаимодействие, которое чему-то учит.

 «Любая встреча чему-то учит. Даже встреча с пьяницей - не делай так, как он. Не ущемляйте взаимодействие друг друга, это раскрытие таланта» (В.П. Гоч).

«Любая встреча чему-то учит. Даже встреча с пьяницей - не делай так, как он. Не ущемляйте взаимодействие друг друга, это раскрытие таланта»

Г. Джеймс советовал: «Первое, что нужно усвоить во взаимоотношениях с другими людьми, это то, что им нельзя мешать быть счастливыми, - так как они того хотят, если только это не мешает нам стать счастливыми – тем способом, как мы того хотим»

Г. Джеймс советовал:

«Первое, что нужно усвоить во взаимоотношениях с другими людьми, это то, что им нельзя мешать быть счастливыми, - так как они того хотят, если только это не мешает нам стать счастливыми – тем способом, как мы того хотим»

При взаимодействии человек проявляет эмоции положительные (радость) и отрицательные (злость, гнев). Эмоции, как и ощущения, - форма отражения действительности. Эмоции могут угнетать мышление, но могут активизировать мысль, вдохновлять. Свои эмоции и мысли человек выражает при помощи слов. Древняя мудрость гласит: «Одно хорошее слово и в жёсткий мороз согреет, худая же речь и из жары в озноб бросит». Или ещё говорят, что слово может лечить, и слово может убить.

При взаимодействии человек проявляет эмоции положительные (радость) и отрицательные (злость, гнев).

Эмоции, как и ощущения, - форма отражения действительности. Эмоции могут угнетать мышление, но могут активизировать мысль, вдохновлять.

Свои эмоции и мысли человек выражает при помощи слов.

Древняя мудрость гласит:

«Одно хорошее слово и в жёсткий мороз согреет, худая же речь и из жары в озноб бросит».

Или ещё говорят, что слово может лечить, и слово может убить.

Результат неправильного взаимодействия – ссора или конфликт. Как правильно взаимодействовать Не ущемляйте интересы друг друга, это раскрытие таланта. Проявляйте благодарность тем, с кем взаимодействуете, даже не зная, как оно произойдёт. Если взаимодействие не удалось сделайте вывод, как не надо поступать. При взаимодействии с близкими людьми будьте благодарны им за то, что они рядом с вами. Не начинайте взаимодействие во время возбуждения. Говорите и слушайте себя, что вы говорите. При взаимодействии не забывайте такую библейскую заповедь: «Возлюби ближнего как самого себя». Душевный человек живёт эмоциями. Духовный – без эмоций, даёт реальные советы и помогает выйти из затруднительного положения.

Результат неправильного взаимодействия – ссора или конфликт. Как правильно взаимодействовать

  • Не ущемляйте интересы друг друга, это раскрытие таланта.
  • Проявляйте благодарность тем, с кем взаимодействуете, даже не зная, как оно произойдёт. Если взаимодействие не удалось сделайте вывод, как не надо поступать.
  • При взаимодействии с близкими людьми будьте благодарны им за то, что они рядом с вами.
  • Не начинайте взаимодействие во время возбуждения.
  • Говорите и слушайте себя, что вы говорите.
  • При взаимодействии не забывайте такую библейскую заповедь: «Возлюби ближнего как самого себя».
  • Душевный человек живёт эмоциями. Духовный – без эмоций, даёт реальные советы и помогает выйти из затруднительного положения.

8. Колебания, сомнения – потеря личного времени, уходит энергия и человек стареет. 9. Неправильное взаимодействие способствует ухудшению вашего самочувствия. 10. Не жалей себя, твоим путём никто не пойдёт. 11. Самое высокое состояние, которое возникает при взаимодействии, - полное благополучие, спокойствие. 12. Не контролируйте другого. Контроль – возвращение к прошлому опыту. А живёт человек настоящим. 13. Улыбка – это ключ в духовный мир. 14. «Великая власть ваша, если вы владеете собой»

«Проблемные», «трудные», «закомплексованные», «педагогически запущенные» дети – это всего лишь результат неправильно сложившихся отношений в семье.

«Проблемные», «трудные», «закомплексованные», «педагогически запущенные» дети – это всего лишь результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Хочу вам посоветовать общайтесь со своим ребёнком с позиции В.А. Петровского на основе 3-х «П»: 1. Понимаю тебя – смотрю на мир глазами ребёнка. 2. Принимаю тебя – я люблю тебя такого, какой ты есть. 3. Признаю – ты мой партнёр, включаю тебя в свою взрослую жизнь.

Хочу вам посоветовать общайтесь со своим ребёнком с позиции

В.А. Петровского на основе 3-х «П»:

1. Понимаю тебя – смотрю на мир глазами ребёнка.

2. Принимаю тебя – я люблю тебя такого, какой ты есть.

3. Признаю – ты мой партнёр, включаю тебя в свою взрослую жизнь.

Детский сад и семья имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Чаще использовать золотое правило психологии «ДА, НО».

Детский сад и семья имеют свои особые функции и

не могут заменить друг друга.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Чаще использовать золотое правило психологии

Для этого необходим ряд условий: Взаимное доверие педагога и родителей; Учет индивидуальности каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень; Использование разнообразных форм работы с родителями; Систематичность и последовательность работы с родителями; Педагогический такт.

Для этого необходим ряд условий:

  • Взаимное доверие педагога и родителей;
  • Учет индивидуальности каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень;
  • Использование разнообразных форм работы с родителями;
  • Систематичность и последовательность работы с родителями;
  • Педагогический такт.

Для создания новой модели необходимо пересмотреть роль педагога.

  • Полное информирование родителей о развитии и успехах их ребенка;
  • Объективное оценивание ребенка;
  • Тактичные рекомендации о том, как нужно поступать родителям в том или ином случае;
  • Рекомендации родителям о плодотворном проведении досуга с ребенком;
  • Компетентность педагога в развитии и образовании ребенка;
  • Педагог опирается на инициативу родителя и предлагает на этой основе своё;
  • Тактично узнает о ребенке у родителя и объективно оценивает его.
  • Педагог не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.
  • Оказывает помощь родителю в создании условий для успешной деятельности и реализации личностных потребностей ребенка;
  • Педагог не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.

Именно при соблюдении этих условий можно говорить о создании новой модели взаимодействия семьи и детского сада .

Эта модель начнет работать, если в неё заложена коллективная творческая деятельность участников педагогического процесса. Чтобы отношения родителя и педагога были партнерскими, чтобы родитель и педагог стали сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьями воспитанников. Искать пути налаживания взаимоотношений должны именно сотрудники детского сада, педагоги, ведь они имеют соответствующую квалификацию.


-80%

Чтобы исключить возможность возникновения неприятных проявлений "человеческого фактора" между ребенком и воспитателем, родители должны приложить максимум усилий для достижения взаимопонимания с педагогом. И сегодня мы расскажем, как этого добиться.

Как наладить отношения с воспитателем

Отправляя своего малыша в детский сад, любой родитель волнуется о его безопасности, грамотном воспитании и комфортном времяпрепровождении. И очень надеется что воспитатель, который на определенный период времени станет главнейшим человеком для ребенка, сможет обеспечить надлежащий уход и заботу об их родной кровиночке.

Как показывает практика, хорошее отношение воспитателя к ребенку во многом зависит от взаимоотношений педагога с родителями малыша. Ведь каким бы высококвалифицированным профессионалом ни был воспитатель, ничто человеческое ему не чуждо, и если мама/папы не могут найти с ним общего языка, то негативное отношение педагога к родителям может отразиться на их ребенке.

Чтобы исключить возможность возникновения неприятных проявлений "человеческого фактора" между ребенком и воспитателем, родители должны приложить максимум усилий для достижения взаимопонимания с педагогом. И сегодня мы расскажем, как этого добиться.

Почему опасно не общаться с воспитателем


Важно понимать, что проявить инициативу для достижения взаимопонимания с воспитателем должны в первую очередь родители. Ведь напряженные отношения и недоверие к сотруднице детсада со стороны родителей может стать причиной страдания именно их ребенка. Например:

  • нелестными высказываниями в адрес воспитателя при ребенке родители могут подорвать авторитет педагога в глазах воспитанника, что неизбежно приведет к напряженным отношениям между ними и нежеланию малыша ходить в детский сад.
  • из-за плохих отношений с родителями сотрудники детского сада могут предвзято относиться к ребенку, вследствие чего малыш перестанет чувствовать себя в детском саду комфортно.
  • из-за отсутствия доброжелательного общения между взрослыми никто вовремя не сигнализирует о проблеме с малышом, что может стать причиной ее усугубления.

Что чаще всего мешает наладить хорошие взаимоотношения между воспитателем и родителями?

1. Ревность родителей к появлению еще одного авторитетного человека в жизни их ребенка.

2. Подозрения со стороны родителей в недостатке индивидуального внимания от воспитателя к их крохе.

3. Сомнения в профессионализме педагога и нежелание родителей прислушаться к советам воспитателя.

4. Сокрытие проблем в воспитании ребенка, как со стороны родителей, так и со стороны воспитателя.

Родители должны понимать, что не только они переживают и волнуются, когда отдают своего ребенка в детский сад. Педагог тоже испытывает страхи и сомнения – в своем профессионализме, в справедливой оценке его работы, в способности оправдать возложенные на него ожидания. Поэтому неблагодарность, презрение и апатичность со стороны родителей способны полностью разрушить энтузиазм, на котором фактически держится труд воспитателя.

Как подружиться с воспитателем?


Выгода от хороших взаимоотношений с воспитателем очевидна – родители своевременно будут осведомлены обо всем, что происходило с их ребенком в то время, пока он находился в детском саду. Кроме того, они всегда могут посоветоваться с опытным педагогом на предмет улучшения поведения ребенка дома и его общего развития.

Как это не удивительно, но найти взаимопонимание с любым воспитателем относительно легко. И для этого не нужно "лебезить" перед педагогом и "заваливать" его дорогими подарками. Достаточно просто следовать простым советам.

Возьмите за правило регулярное общение с воспитателем утром или вечером. Желательно находить для этого время хотя бы раз в неделю. Дежурный вопрос "Как дела у Пети/Маши/Вани?" уже заложит основу для контакта. Можно поинтересоваться, с кем малыш наладил отношения, а с кем – нет, хорошо он себя вел или капризничал, всю ли порцию он съедает и т.д. Важно продемонстрировать не только заботу о ребенке, но и веру в профессионализм педагога.

Похвала всегда считалась самым доступным и универсальным средством успешной коммуникации. Педагог, который тратит огромное количество энергии на воспитание активных и разных по характеру детей, не просто желает вознаграждения в форме простого человеческого "Спасибо", он на него рассчитывает. Обычная словесная благодарность, да еще и подкрепленная описанием достоинств педагога и его положительного влияния на ребенка, наверняка будет по достоинству оценена воспитателем.

Активный родитель – лучший помощник и друг воспитателя. Помощь родителей в проведении экскурсии или подготовке к празднику просто бесценна, ведь детей в группе много и воспитателю сложно справится с ними в непривычной для малышей обстановке. Поэтому стремление родителей оказать посильную нематериальную помощь всегда будет принята с благодарностью и признательностью.

При возникновении ссор между детьми родителям нужно вмешаться как можно раньше и не сваливать решение конфликта только на сотрудников детсада. Необходимо подключить к обсуждению проблемы других родителей, и всесторонне обсудить возникшую ситуацию всем вместе: родителям и воспитателю.

Постарайтесь избегать в разговоре с воспитателем обвинительных речей, пусть даже скрыто демонстрирующих ваше недовольство. Лучше выбрать для разговора позицию ребенка, например, "Ваня переживает оттого, что с ним не хотят дружить".

Бывают ситуации, когда воспитатель явно демонстрирует отсутствие профессионализма (например, он позволяет себе грубые высказывания в разговорах с детьми, открыто игнорирует их просьбы и проблемы, либо обходится с воспитанниками слишком строго). Если недовольство воспитателем никак нельзя побороть, и, на ваш взгляд, его способы воспитания детей кардинально отличаются от методов, принятых в современной педагогике, нужно поднять вопрос среди других родителей и, возможно, коллективно обратиться к воспитателю или руководству детского сада.

В любом случае необходимо искать компромиссы и придерживаться дружелюбного (в крайнем случае, нейтрального) тона в общении с сотрудниками детского сада. Кстати, в такой линии поведения есть и еще одно дополнительное преимущество: родители на личном примере смогут показать ребенку, что любую конфликтную ситуацию можно решить мирно, без скандалов и споров.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Взаимодействие воспитателя с специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения направлено на создание оптимальных условий для полноценного всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их здоровья в соответствии с государственным образовательным стандартом и программами, реализуемыми в учреждении. Так же на организацию работы среди родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания и обучения детей в семье, способствовать пропаганде педагогических и гигиенических знаний, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к участию в деятельности учреждения, определяемой уставом и родительским договором.

Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения.

Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ. Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности. Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения не разрывны на протяжении всего образовательного процесса. Старший воспитатель оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, помогает осуществить подготовку к аттестации. Совместно принимаются меры по оснащению групп современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению их учебно-методической, художественной и периодической литературой.

Осуществляется работа по соблюдению в образовательном процессе норм и правил пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице.

Взаимодействия воспитателя с музыкальным работником образовательного учреждения.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку.

Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Эти занятия часто начинаются в группе, где происходит что-то интересное для детей. Например, дети обнаружили, что пропали некоторые игрушки, и отправляются их искать. Они приходят в зал… и начинается игровое музыкальное занятие. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

В деятельность музыкального руководителя и воспитателя входит также проведение музыкально-речевых занятий. Эти занятия являются связующим звеном в деятельности педагогов. Занятия нацелены на развитие речи средствами выразительного пения, являются дополнительными. Воспитатель активно помогает музыкальному руководителю в его проведении. Содержание занятия включает литературный и музыкальный материал.

На музыкальных занятиях развиваются, совершенствуются и закрепляются певческие навыки детей, формируется стереотип правильного произношения слов. Эмоциональная основа музыкальных занятий способствует более качественному усвоению различных навыков. Воспитатель, присутствуя на таких занятиях, обогащает методику своей работы по развитию речи детей и приближает её к методике музыкального руководителя.

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность.

Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий:

- приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

- продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

- во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны держать в центре музыкально-образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности, и это является главным результатом. Целью гуманно-личностного подхода, провозглашенного педагогикой сотрудничества, является подход к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся неразвитые способности, силы и возможности. Задача педагогов разбудить эти силы и использовать их для более полного развития.

Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Педагоги должны субъективно взаимодействовать с детьми. Такой стиль взаимодействия педагога с ребенком предоставляет ребенку право выбора (песни, игры) для разучивания. Игровая мотивация, наличие диалога и полилога (т. е. взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, игровым персонажем и детьми) делает занятие очень динамичным. В ходе занятия при постановке вопроса ребенку музыкальный руководитель (воспитатель) формирует вопрос таким образом, что в нём закладываются два варианта ответа. Например: «Какое настроение вызвала у вас музыка весёлое или грустное?», «Как поют птенчики высоким или низким голоском?». Дети отвечают, как правило, всегда правильно.

В процессе субъектного взаимодействия педагоги постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей.

Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействия воспитателя с руководителем физического воспитания образовательного учреждения.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – богатство нации. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность.

В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателем и руководителем физического воспитания. Эффективность физкультурно-образовательной работы в дошкольном учреждении во многом определяется их взаимодействием. Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач: общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации. Педагогическая деятельность направлена на ребенка, поэтому их действия должны быть согласованы между собой. Планирование их совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляется в виде планов: консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.

Они в одинаковой мере:

- знают программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты);

- проводят диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением;

- знают особенности состояния здоровья воспитанников и планируют занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями;

- формируют у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.);

- используют средства физической культуры для воспитания нравственных

(морально – волевых) качеств у воспитанников;

- контролируют физическую нагрузку по внешним признакам утомления;

- используют средства физической культуры для формирования у детей нормального полу ролевого поведения;

- осуществляют закаливание в процессе занятий физическими упражнениями;

- обеспечивают безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями;

- оказывают детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях;

- планируют, проводят и анализируют физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика);

- информируют родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

Жизнь каждого ребенка в ДОУ строится на основе продуманного чередования физических нагрузок, разных видов и форм деятельности.

Взаимодействия воспитателя с медицинским работником образовательного учреждения.

Взаимодействие воспитателя и медицинского работника направлено на:

контроль санитарного состояния помещений и участка детского сада;

соблюдение санитарного режима по назначению врача, организацию мероприятия по закаливанию детей;

обеспечение организаций оздоровительных мероприятий, соблюдение режима дня, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей;

учет отсутствующих по болезни, изоляция заболевших детей;

производится совместный ежедневный утренний прием детей;

участие в педагогических советах, посвященных проблеме физического развития и здоровья детей;

санитарно-просветительская работа родителей;

соблюдением графика получения пищи группой;

ведение табелей на питание детей по группе;

организацию питания в группе.

Взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем образовательного учреждения.

Во взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем происходит ежедневно, на протяжении всего дня прибывания детей в детском саду, в него входит:

участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем;

создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников;

совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечение сохранения и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;

организация с учетом возраста воспитанников их работы по самообслуживанию, соблюдению требований охраны труда, оказания им необходимой помощи;

участие в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников;

несение ответственности за их жизнь и здоровье детей;

одевание и раздевание детей, проведение закаливающих мероприятий;

обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;

выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности;

обеспечение охраны жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья;

совместная работа с детьми;

взаимодействие в работе по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса и по созданию для воспитанников благоприятного эмоционального климата в группе в период их пребывания в дошкольном учреждении.

Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо их тесное взаимодействие.

Взаимодействие педагогов, специалистов и воспитателей

Образовательный процесс в ДОУ осуществляют:

деятельность

воспитатели возрастных групп

воспитательно-образовательная деятельность по всем направлениям образовательного процесса

музыкальное развитие детей интегративного характера

инструктор по физической культуре

физическое развитие детей интегративного характера

коррекция и развитие речи с интеграцией во все образовательные области

отслеживание процесса развития, профилактическая работа, охрана психологического здоровья ребенка, диагностика психического развития детей и оказание консультативной помощи родителям и педагогам

Структура взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей

воспитатели возрастной группы

инструктор по физической культуре

воспитатели других возрастных групп

Рациональная организация взаимодействия педагогов является важнейшим фактором, влияющим на эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Тесное взаимодействие педагогического коллектива обеспечивает интегративный характер педагогического процесса.

Читайте также: