Какая работа может быть включена в стаж работы по юридической специальности

Опубликовано: 14.05.2024

Настоящая Инструкция устанавливает порядок определения стажа работы по юридической профессии, который в соответствии со статьей 119 Конституции Российской Федерации необходим для кандидатов на должности судей федеральных судов.

1. В стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами.

Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии.

Примечание. Для органов юстиции и судебных органов (общей юрисдикции), нотариата, адвокатуры, судебной экспертизы и других учреждений юстиции такой перечень установлен Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 19 марта 1980 года N 2;

при назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывается срок их военной службы на офицерских должностях (Указ Президента Российской Федерации от 13.03.95 г. N 263).

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 19 апреля 2000 г. N 694 упомянутый выше указ признан утратившим силу. О требованиях, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда см. Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации"

2. В стаж работы по юридической профессии включается также работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике.

Примечание. Время исполнения народным заседателем обязанностей судьи районного (городского) суда засчитывается в стаж работы по юридической профессии.

3. Период нахождения в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответственно полутора и трех лет засчитывается в стаж работы по юридической профессии, если отпуск был предоставлен при выполнении обязанностей по одной из должностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей Инструкции.

4. Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы. При этом учитывается работа на территории как Российской Федерации, так и других республик бывшего Союза ССР.

5. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

Министр юстиции
Российской Федерации

27 декабря 1996 г. N 10 (35) - 5

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации

27 декабря 1996 г.

Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации

27 декабря 1996 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 1997 г.

Регистрационный N 1250

В стаж работы по юридической профессии включается работа на должностях требующих высшее или среднее юридическое образование. При отсутствии соответствующего образования работа на указанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии. Также засчитывается в стаж работа, которая непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, и если она требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике.

Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (утв. Минюстом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. N 10 (35) - 5)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 1997 г.

Регистрационный N 1250

Настоящая Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования

Текст Инструкции опубликован в газете "Российские вести" от 27 февраля 1997 г. N 38, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, N 4 (дата подписания выпуска в печать 20 февраля 1997 г.), в Еженедельнике официальной информации "Курьер", 1997, N 5, в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1997, N 5

Под термином «адвокат» (лат. advocatus — от advoco — приглашаю) всегда понимался юрист, оказывающий юридическую помощь, в том числе защиту в суде. Адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре предусмотрен ряд требований, которым должно соответствовать лицо, претендующее на получение статуса адвоката. Эти требования включают в себя образовательный ценз, наличие соответствующего юридического стажа, отсутствие судимости и полная дееспособность.

Установление повышенных требований к лицам, претендующим на звание адвоката, преследует своей целью создание гарантий оказания квалифицированной юридической помощи, гарантий максимального соблюдения прав граждан.

Итак, статус адвоката вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности.

Что касается юридического стажа, то лицо, желающее стать адвокатом, должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, либо пройти стажировку в адвокатском образовании сроком от одного до двух лет.

При этом у лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения.

В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:

  • в качестве судьи;
  • в государственной должности, требующей высшего юридического образования, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах;
  • в должности, требующей наличие высшего юридического образования, в существовавших до принятия действующей Конституции государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории РФ;
  • в муниципальной должности, требующей высшего юридического образования;
  • в должности, требующей высшего юридического образования, в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
  • в должности, требующей высшего юридического образования, в юридических службах организаций;
  • в должности, требующей высшего юридического образования, в научно-исследовательских учреждениях;
  • в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  • в качестве адвоката;
  • в качестве помощника адвоката;
  • в качестве нотариуса.

При этом не могут претендовать на получение статуса адвоката лица:

  • признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными
  • имеющие непогашенную или неснятую судимость, причем за совершение умышленного преступления.

Иностранные граждане и лица без гражданства, отвечающие вышеназванным требованиям, также могут претендовать на получение статуса адвоката. То есть законодатель не установил каких-либо ограничений, связанных с гражданством.

Однако следует отличать статус адвоката, приобретенный гражданином иностранного государства в порядке, установленном Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, с правовым положение адвоката иностранного государства, оказывающего юридическую помощь на территории РФ по вопросам права того или иного иностранного государства. Последние не допускаются к оказанию юридической помощи на территории РФ по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации. Кроме того, адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории РФ, регистрируются федеральным органом юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством РФ. При отсутствии данной регистрации осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории РФ запрещается.

В случае если претендент на получение статуса адвоката соответствует указанным выше требованиям, то он вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта РФ с заявлением о присвоении ему статуса адвоката.

Помимо заявления о присвоения статуса адвоката в квалификационную комиссию лицо представляет следующие документы, подтверждающие установленные законом требования к претенденту на получение статуса адвоката:

  • копию документа, удостоверяющего личность, как правило, паспорта;
  • анкету, содержащую биографические сведения, форма и содержание которой устанавливается квалификационной комиссией;
  • копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности;
  • копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности.

Претенденту может быть предложено представить и другие документы.

При необходимости квалификационная комиссия организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов, представленных претендентом на статус адвоката, путем направления в соответствующие органы запросов. Органы, получившие запрос квалификационной комиссии, должны предоставить запрашиваемые сведения в течение месяца с момента получения данного запроса.

После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске к квалификационному экзамену. При предоставлении недостоверных сведений в квалификационную комиссию претенденту будет отказано в допуске к квалификационному экзамену. В случае отказа в допуске к квалификационному экзамену лицу по его просьбе выдается выписка из протокола заседания комиссии с мотивированным решением, которое может быть обжаловано в суд.

К устному собеседованию допускаются претенденты, получившие положительную оценку по результатам первой части экзамена (письменные ответы на вопросы либо тестирование).

При проведении устного собеседования претендент выбирает экзаменационный билет, включающий не менее четырех вопросов из произвольно разложенных на столе, и в этом же помещении в пределах установленного комиссией времени готовится к ответу. Члены квалификационной комиссии по результатам выполненных заданий принимают решение в отсутствие претендента открытым голосованием именными бюллетенями простым большинством голосов.

Экзамен считается не сданным, если претендент хотя бы по одному из вопросов экзаменационного билета показал неудовлетворительные знания, либо правильно ответил менее чем на установленное советом адвокатской палаты в процентном соотношении количество вопросов письменного задания или тестирования.

Претендент, не сдавший квалификационного экзамена, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена не ранее чем через год.

Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката, учитывая результаты пройденного претендентом квалификационного экзамена, принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката.

Успешно сдавшему квалификационный экзамен претенденту квалификационная комиссия не вправе отказать в присвоении статуса адвоката. В таких случаях решение об отказе в присвоении статуса адвоката может быть обжаловано в суд.

Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.

Квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия решения о присвоении претенденту статуса адвоката уведомляет территориальный орган юстиции, который в свою очередь в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение, которое является единственным документом, подтверждающим статус адвоката.

Ведение территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области юстиции регионального реестра адвокатов призвано упорядочить отношения, связанные с приобретением и подтверждением статуса адвоката. При внесении сведений об адвокате в региональный реестр адвокату присваивается регистрационный номер, который указывается в удостоверении адвоката.

Адвокат в трехмесячный срок со дня присвоения статуса адвоката обязан уведомить совет адвокатской палаты об избранной им форме адвокатского образования. В случае отсутствия в адвокатской палате в течение четырех месяцев сведений об избрании адвокатом формы адвокатского образования статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта РФ, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате.

Адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта РФ, сведения о нем вносятся только в один региональный реестр. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании. Тем не менее, адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории РФ без какого-либо дополнительного разрешения, независимо от того, в региональном реестре какого субъекта РФ он зарегистрирован.

Пример дискриминационный, но жизненный: девушка, получив хорошее юридическое образование, лет десять работала юристом в режиме интенсива, сложные и интересные дела, много командировок, встреч и написаний исков по ночам. Но тут зазвенел биологический будильник, включились инстинкты и она погрузилась с головой в радость материнства, рожая один за другим "будущих юристов" и выпадая из профессии года на два - три. Когда последний ребенок сдан в детский сад, она появляется на пороге офиса работодателя и говорит - я вернулась. Вопрос: что у нее осталось в голове? А в курсе ли она, что ГК, НК и ЗК переписали, КАС приняли, а ВАСа и вовсе больше нет? Сколько времени нужно для возврата в право? И возможно ли это без повторного обучения? Или это как на велосипеде ездить и "техника" работы с нормами права навсегда с тобой?

Конечно же она начинает уверять, что в курсе всех последних изменений, читала новости на pravo.ru и т.п., глаза честные. Но ведь на самом деле такое пассивное наблюдение за правоприменением и законотворчеством не более, чем поход в зоопарк, который не делает тебя зоологом. А выходит она на работу сегодня, на свою прежнюю позицию (например, ведущий юрисконсульт), на понижение не согласна. Уволить ее по Трудовому кодексу РФ нельзя, но и доверить ей сложные дела сходу тоже не готова - квалификация утрачена.

Трудовой кодекс предполагает повышение квалификации работника (в силу ст. 196 ТК РФ работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности).

Ст.195.1 ТК РФ: Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

С 1 июля 2016 г. применение профстандартов работодателями станет обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, если ТК РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ установлены такие требования (Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ).

На сегодняшний день, по коду областей профессиональной деятельности 09 "Юриспруденция" утвержден только один стандарт: Следователь-криминалист (Приказ Минтруда России N 183н от 23.03.2015).

Требования к квалификации юристов in house по факту закреплены только в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) :

Юрисконсульт I категории: высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта II категории не менее 3 лет.

Юрисконсульт II категории: высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта или других должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.

Юрисконсульт: высшее профессиональное (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

При этом по факту наличие диплома о юридическом образовании вообще не обязательно, чтобы работать юристом:

Определение Московского городского суда от 10.11.2011 по делу N 33-36335 - Иск о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, компенсации морального вреда удовлетворен в части правомерно, так как работодатель был согласен при поступлении на работу истца с отсутствием у нее высшего юридического образования и истец работала на данной должности продолжительное время, взысканиям не подвергалась

п. 8. Постановление Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 (ред. от 25.10.2010) "Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих": Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Как быть на практике?

Первая мысль, которая приходит к работодателю - проведу-ка я аттестацию и в случае чего уволю по п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ. Однако, здесь возникает вопрос - когда можно провести аттестацию в отношении такого работника? В Трудовом кодексе РФ нет четкого регулирования. Работодателю рекомендуется воспользоваться другими нормативными правовыми актами, например Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110.

В п. 3 указанного Положения установлен запрет на проведение аттестации в отношении следующих лиц из числа гражданских служащих:
- находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В этом случае аттестацию можно провести не ранее чем через год после окончания такого отпуска.

Практику увольнения из коммерческой организации по п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с не соответствием занимаемой должности (выполняемой работе) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, проведенной в течение года с момента выхода работника из отпуска по уходу за ребенком, я не нашла.

Как быть - однозначного ответа нет. Конечно же все зависит от конкретного специалиста. Есть те, кто быстро втягиваются, а есть те - кому нужно время. И работодателю остается только набраться терпения.

У меня есть много примеров, когда девочки в роддом из суда ехали и возвращались к практике через пару месяцев, чтобы не потерять клиентов/работу. Что в общем-то тоже не самый правильный путь, на мой взгляд.

Какой период выпадения из профессии является оптимально допустимым? Один год? Больше-меньше?

Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (утв

5. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

Настоящая Инструкция устанавливает порядок определения стажа работы по юридической профессии, который в соответствии со статьей 119 Конституции Российской Федерации необходим для кандидатов на должности судей федеральных судов.

Стаж работы по специальности

Впервые в российском законодательстве понятие страхового стажа появилось в Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ и определялось как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, за которые уплачиваются страховые взносы.

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 установил, что судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет и т.д. При этом в стаж работы по юридической профессии данный Закон включает время работы в государственных должностях, требующих юридического образования, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ; муниципальных должностях, в т.ч. в органах местного самоуправления и др.

Как определить юридический стаж

Данный документ был утвержден Минюстом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. Согласно Инструкции, в юридический стаж включается весь срок работы в законодательных, исполнительных или судебных органах государственной власти, муниципальных органах власти, а также профсоюзных и других общественных организациях.

В стаж работы по юридической профессии включается также работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике. Примечание. Время исполнения народным заседателем обязанностей судьи районного (городского) суда засчитывается в стаж работы по юридической профессии. 3. Период нахождения в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответственно полутора и трех лет засчитывается в стаж работы по юридической профессии, если отпуск был предоставлен при выполнении обязанностей по одной из должностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей Инструкции. 4. Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке.

Об утверждении Правил и условии исчисления стажа работы по специальности для гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий социального обеспечения

В целях реализации подпункта 3) пункта 4 постановления Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2021 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила и условия исчисления стажа работы по специальности для гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий социального обеспечения.
2. Признать утратившим силу приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан «Об утверждении Правил исчисления стажа работы по специальности для гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий социального обеспечения» от 30 марта 2021 года № 106-п (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5648, опубликован в газете «Юридическая газета» от 5 июня 2021 года № 84 (1681).
3. Департаменту труда и социального партнерства Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде в течение пяти рабочих дней со дня их получения в одном экземпляре на государственном и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление для опубликования в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Нурымбетова Б.Б.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

1. Настоящие Правила и условия исчисления стажа работы по специальности для гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий социального обеспечения регулирует порядок и условия исчисления стажа работы по специальности для гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий социального обеспечения (далее – организации).
2. В стаж работы по специальности засчитывается все время работы по той же специальности в организациях независимо от организационно-правовой формы, а также включается время:
1) пребывания на государственной службе по той же специальности;
2) прохождения действительной военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами, военнослужащими сверхсрочной службы в Вооруженных Силах, внутренних, пограничных войсках, органах управления и частях гражданской обороны Республики Казахстан и бывшего Союза Советских Социалистических Республик, системе органов Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и Комитета государственной безопасности Союза Советских Социалистических Республик, Службе государственной охраны Республики Казахстан, Службе внешней разведки Республики Казахстан «Сырбар» и Республиканской гвардии Республики Казахстан, военно-следственных органах и Национальной гвардии Республики Казахстан, кроме лиц, уволенных со службы по отрицательным мотивам;
3) отпуска в связи с беременностью и рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), а также время отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком, предоставленного в соответствии с законодательством;
4) работы за границей, если перед направлением за границу работник работал по специальности в государственном учреждении и в течение двух месяцев со дня возвращения из-за границы, не считая времени переезда, поступил на работу в государственное учреждение;
5) обучения по направлению государственных учреждений на курсах по подготовке, переподготовке и повышения квалификации кадров с отрывом от работы, если работник до поступления на курсы работал в государственном учреждении и после окончания их вернулся в государственное учреждение;
6) вынужденного прогула при незаконном увольнении и последующем восстановлении на работе;
7) прохождения интернатуры до 1 сентября 2021 года и клинической ординатуры по специальности;
8) работы на должностях по идентичным специальностям независимо от сферы деятельности, в которой протекала его трудовая деятельность;
9) время работы в сфере социального обеспечения, образования и здравоохранения на должностях по социальным, педагогическим и медицинским специальностям.
3. Стаж работы по специальности, засчитываемый в соответствии с настоящими Правилами, учитывается в календарном исчислении.
4. В случае повышения должностного оклада работника, исчисление должностного оклада с учетом стажа осуществляется со дня его повышения.
5. Стаж работы по специальности и идентичность специальностей определяется при приеме на работу квалификационной (аттестационной) комиссией организации по установлению трудового стажа, состав которой утверждается руководителем организации.
6. Решение квалификационной (аттестационной) комиссии об установлении стажа работы по специальности оформляется протоколом. Оригинал протокола передается в кадровую службу, копия протокола в бухгалтерию.
7. В соответствии со статьей 35 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2021 года документом, подтверждающим трудовую деятельность работника, является любой из следующих документов:
1) трудовая книжка;
2) трудовой договор с отметкой работодателя о дате и основании его прекращения;
3) выписки из актов работодателя, подтверждающих возникновение и прекращение трудовых отношений на основе заключения и прекращения трудового договора;
4) выписки из ведомости выдачи заработной платы работникам;
5) послужной список (перечень сведений о работе, трудовой деятельности работника), подписанный работодателем, заверенный печатью организации (при ее наличии);
6) выписки из единого накопительного пенсионного фонда о перечисленных обязательных пенсионных взносах;
7) сведения из Государственного фонда социального страхования о произведенных социальных отчислениях;
8) архивная справка, содержащая сведения о трудовой деятельности работника.

Стаж работы по юридической специальности должен быть

Для лиц, претендующих и занимающих высшие и главные государственные должности государственной службы, необходимо иметь профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы; ведущие и старшие государственные должности государственной службы — высшее профессиональное образование по специальности «Государственное управление» либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным. В стаж работы по юридической специальности на основании письма Министерства юстиции РФ от 10 октября 1995 г.

В юридический стаж также может быть включена работа на других должностях, но только в том случае, когда она была непосредственно связана с защитой прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также касалась укрепления законности и правопорядка и требовала специальных правовых знаний и навыков их практического применения. Женщинам следует знать, что в юридический стаж входят и периоды, когда они находились в частично оплачиваемых и дополнительных отпусках по уходу за малолетними детьми.
Но в этом случае отпуска должны быть предоставлены при выполнении вышеперечисленных должностных обязанностей.

Стаж работы по специальности

Стаж Трудовой Общий — суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности гражданина. Общий трудовой стаж имеет юридическое значение при установлении государственной трудовой пенсии по старости, а в соответствующих случаях пенсии по… … Словарь бизнес-терминов

СТАЖ ТРУДОВОЙ ОБЩИЙ — суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности гражданина. Общий трудовой стаж имеет юридическое значение при установлении государственной трудовой пенсии по старости, а в соответствующих случаях пенсии по… … Энциклопедия трудового права

Стаж по юридической специальности

Вашему новом работодателю нужно объяснить, что в юридический стаж входит преподавательская деятельность по юридическим дисциплинам не только в ВУЗе, но и до 2021 года входило преподавание в СУЗах. после 2021 в юр. стаж засчитывается преподавательская только вузах

В названной инструкции написано, что в стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях,для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование.

Как определить стаж работы по юридической специальности

МВД РФ правдивые сведения о себе и фактическом месте проживания на момент подачи документов. Перед вынесением решения о предоставлении или непредоставлении РВП вся эта информация может быть проверена соответствующими уполномоченными органами. Процедура оформления РВП в 2021 году не изменилась по сравнению с предыдущим периодом. Ее можно условно разделить на 5 шагов:

Настоящая Инструкция устанавливает порядок определения стажа работы по юридической профессии, который в соответствии со статьей 119 Конституции Российской Федерации необходим для кандидатов на должности судей федеральных судов.

Стаж работы по специальности

Согласно федеральному закону от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 3 лет. На должности прокурора субъекта РФ, приравненных к ним прокуроров назначаются лица, достигшие 30 лет и имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 5 лет.

Как определить стаж работы по юридической специальности

Предполагается, что новый закон вступит в силу со дня официального опубликования и будет распространяться на судей, назначенных на должность после этой даты. Для действующих судей, назначенных на должность до вступления в силу нового закона, а также судей, ушедших в отставку до даты вступления в силу нового закона, предусматривается возможность выбора по их желанию законодательства, регулирующего порядок подсчета стажа судебной работы при определении права на отставку, получение ежемесячного пожизненного содержания и выходного пособия. На судей, достигших возраста 60 лет (женщин — 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, независимо от времени их назначения судьей «в соответствии с их выбором при исчислении стажа работы для назначения ежемесячного пожизненного содержания» распространяются положения пункта 1 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

К примеру, если я захочу в будущем стать судьей и отработаю 5 лет по юридической специальности на условиях неполного рабочего дня, получу ли я право стать судьёй или мне придётся дополнительно отработать 5 лет уже на условиях полного рабочего дня?

Чем отличается страховой стаж от трудового стажа

Согласно ст.2 Закона «О трудовых пенсиях» страховой стаж – это учитываемая для определения права на труд. пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деят-ти, в течение которой выплачивались страховые взносы в пенсионный фонд, а т/ж иные периоды, зачитываемые в страховой стаж.

Временной период, на протяжении которого человек официально занимался общественной либо трудовой деятельностью, рассчитываемый в принятых порядках, называют трудовым стажем. Его наличие на сегодняшний день является важным и необходимым фактом, без которого не начисляются социальные гарантии и компенсации. Такое требование, конечно, прописано в актах законодательства о труде Российской Федерации.

Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде

Я работала ведущим экономистом Управления сельского хозяйства и продовольствия, главным бухгалтером в налоговой инспекции и начальником отдела кассовых операций и инкассации Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Брестской области в г. Дрогичине. Общий стаж госслужбы составляет 16 лет.01.06.2021 года наш отдел ликвидировали и я стою на учете в фонде занятости.
Могу ли я претендовать на пенсию госслужащего в связи с тем, что я более пяти лет работала главным бухгалтером в Малоритском районном производственном объединении по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства, которое было в подчинении Госкомсельхозтехники БССР?

Кроме того, стаж работы по специальности требуется для получения свидетельства о допуске СРО к выполнению отдельных видов строительных и инженерных работ. Согласно ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса России, для получения свидетельства установлено и такое требование, как стаж работы по соответствующей специальности на протяжении как минимум 5 лет.

В частности, в ст. 256 ТК России упоминание стажа работы по специальности происходит в связи с указанием на то, что период пребывания в отпуске по уходу за ребенком засчитывается в трудовой стаж, в т. ч. и так называемый спецстаж, за исключением ситуаций, когда сотрудник досрочно выходит на пенсию.

Стаж работы по специальности это

Должность судебного пристава вправе занимать лицо: Для начисления юридического стажа для назначения судей действующее законодательство предусматривает обязательность соответствия следующим требованиям: Для получения адвокатского статуса помимо юридического образования необходимо следующее: В органах Министерства внутренних дел общая продолжительность службы предусматривает право лица на льготную пенсию. При этом в выслугу лет входит:

Коэффициент профессионально-квалификационного уровня работника (К1) определяют за формулой: где ОБ — оценка образования (ОБ = 1; 2; 3); S — оценка стажа работы по специальности (S = 0,25; 0,5; 0,75; 1,00); R — оценка изобретательской, рационализаторской, публицистической и другой деятельности (R = 0,1; 0,2; 0,3); 4,3 — постоянная величина, которая соответствует сумме максимальных оценок образования, стажа, изобретательской, рационализаторской, публицистической и другой деятельности.

Что входит в юридический стаж

В юридический стаж также может быть включена работа на других должностях, но только в том случае, когда она была непосредственно связана с защитой прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также касалась укрепления законности и правопорядка и требовала специальных правовых знаний и навыков их практического применения.

Женщинам следует знать, что в юридический стаж входят и периоды, когда они находились в частично оплачиваемых и дополнительных отпусках по уходу за малолетними детьми. Но в этом случае отпуска должны быть предоставлены при выполнении вышеперечисленных должностных обязанностей.

Земляницина Дарья

За почти два десятилетия своего существования Закон об адвокатуре неоднократно претерпевал изменения, связанные с развитием правовых доктрин и политики, проводимой государством и адвокатской корпорацией. Однако он и по сей день требует существенных корректив, отвечающих современным вызовам.

В 2017 г. Министерство юстиции РФ подготовило проект распоряжения Правительства РФ об утверждении Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, цель которого – формирование единой правовой основы предоставления юридических услуг в России (по сути, введение «адвокатской монополии»).

Проект предусматривает постепенный переход лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру путем сдачи упрощенного квалификационного экзамена.

В Концепции предлагается, что «квалификационный экзамен в упрощенном порядке может быть предусмотрен для всех лиц, имеющих высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации или Союзе ССР, либо ученую степень в области юриспруденции и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет в организациях (либо в качестве индивидуальных предпринимателей по этому виду деятельности), оказывающих юридические услуги на территории Российской Федерации».

Статья 9 Закона об адвокатуре содержит перечень требований к претендентам на статус адвоката, где помимо прочего указано наличие стажа работы по юридической специальности не менее двух лет либо стажировка в адвокатском образовании в установленные законом сроки.

Виды работы по юридической специальности с учетом положений ст. 6 Закона об адвокатуре можно, полагаю, разделить на четыре группы:

  • требующие наличия специального статуса (деятельность в качестве судьи, нотариуса, адвоката, помощника адвоката);
  • работа на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, иных госорганах; должностях в существовавших до принятия действующей Конституции РФ государственных органах СССР, РСФСР и РФ, находившихся на территории РФ; муниципальных должностях; должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
  • работа на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях либо в качестве преподавателя юридических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и научных организациях;
  • работа на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций.

В проекте Концепции к этому списку добавлены индивидуальные предприниматели, оказывающие юридическую помощь.

Тем не менее сохранение ст. 9 Закона об адвокатуре в нынешней формулировке – даже с изменениями, предлагаемыми в проекте Концепции, – не устраняет, на мой взгляд, следующие проблемы:

  • невозможность проверки ИП, оказывающих юридическую помощь, на предмет реальности такой деятельности;
  • невозможность проверки лиц, работающих в должности, требующей высшего юридического образования в юридической службе организации, на предмет реальности осуществления такой деятельности;
  • отсутствие законодательного определения термина «юридическая служба организации» и неясность, как быть при отсутствии такого подразделения;
  • лишение лиц, работающих у индивидуального предпринимателя в качестве юриста, права сдать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката.

Одна из задач Концепции состоит в создании условий для лишения низкоквалифицированных юристов права оказывать юридические услуги и исключении недобросовестных консультантов из профессии.

Для выполнения данной задачи, решения указанных проблем и достижения «чистоты» профессии целесообразными представляются следующие варианты.

Чтобы подтвердить реальную практику в области права, возможно дополнительно требовать от претендента предоставления решений судов, в которых данное лицо указано в качестве представителя стороны спора, а также договоры, претензии, исковые заявления, жалобы, составленные претендентом в период его работы в организации, приказы, распоряжения, вынесенные в отношении него. Также необходимо проводить по названным документам собеседование для подтверждения того, что они действительно подготовлены претендентом.

Если претендент не может представить указанные документы, к сдаче квалификационного экзамена он не допускается.

Полагаю, такие меры помогут воспрепятствовать получению статуса адвоката неквалифицированными юристами, поскольку оказание ими правовой помощи может привести к нарушению прав и законных интересов их доверителей.

Законодатель, устанавливая требования к претенденту о наличии специального стажа или прохождении стажировки, добивался того, чтобы в адвокатуру приходили лишь лица, уже имеющие знания, профессиональные навыки, опыт и понимание того, что представляет собой адвокатская деятельность. Для тех, у кого из перечисленного есть только соответствующее образование, предусмотрена возможность пройти стажировку в адвокатском образовании, которая позволит к знаниям, приобретенным в период обучения, добавить навыки, необходимые для работы адвоката. Эта возможность закреплена и в проекте Концепции.

Еще одна проблема связана с определением достаточного юридического стажа для допуска к сдаче квалификационного экзамена.

Как указывалось, в юридический стаж для приобретения статуса адвоката включается также работа в юридической службе организации в должности, требующей высшего юридического образования.

При буквальном толковании Закона об адвокатуре становится ясно, что в стаж засчитывается работа только в юридической службе юрлица. Однако законодательство не содержит термина «юридическая служба». Остается неясным, как быть, если в организации такое подразделение отсутствует. В связи с этим полагаю необходимым изложить подп. 6 п. 4 ст. 9 Закона в следующей редакции: «на требующих высшего юридического образования должностях в организациях».

Считаю также, что положения Закона об адвокатуре необоснованно лишают возможности допуска к сдаче квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката граждан, имеющих высшее юридическое образование, являющихся индивидуальными предпринимателями, а также лиц, работающих юристами у ИП.

Полагаю, это нарушает ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, которой провозглашено равенство всех перед законом и судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Юристы организаций, на мой взгляд, ничем не отличаются от юристов – индивидуальных предпринимателей или юристов, работающих у ИП, поэтому непонятно, чем обусловлена такая дискриминация со стороны законодателя.

Считаю, что невключение в стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, трудовой деятельности в должности, требующей высшего юридического образования, в том числе у ИП нарушает принцип равенства и лишает корпорацию квалифицированных специалистов.

В проекте Концепции указанное неравенство частично устраняется путем предоставления допуска к адвокатуре индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридическую помощь, но при этом «забыто» об их сотрудниках-юристах.

Полагаю, что решить проблему позволит внесение в Закон об адвокатуре изменений, предусматривающих допуск для сдачи квалификационного экзамена индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридическую помощь, и лиц, работающих у ИП на должностях, требующих высшего юридического образования, с предоставлением ими внутренних документов, подтверждающих, что их должность требует высшего юридического образования, а также доказывающих факт выполнения такой работы.

Читайте также: