Какая работа ведется с молодыми учителями

Опубликовано: 17.09.2024

В коллективах, где опора на оценку качества воспитания сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.

Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости. С молодыми и начинающими педагогами я использую различные формы работы:(они представлены на слайде)

• Педагогические мастерские,где ставится цель: обмен опыта работы педагогов имеющих разные квалификационные категории.

• Методическое объединение воспитателей.Цель которого: повышение профессионального уровня педагогов.

• Мастер –класс: передача педагогами своего опыта, авторских находок. Опытные педагоги, не только умело показывают работу молодым специалистам, но и обсуждают с ними различные аспекты и приемы использования технологий, нюансы и возможности при использовании технологии в конкретных задачах, рассказывают при помощи каких методов и приёмов были достигнуты полученные результаты.

• Консультации молодых педагогов: цель – помощь в адаптации и знакомство с системой работы, направленной на повышение педагогической грамотности молодых специалистов и воспитателей, имеющих перерыв в работе.

• Широко применяю различные формы индивидуальной работы с воспитателями. Например, собеседования в начале и конце года, посещение и анализ занятий с целью помощи.

• Семинары – практикумы, направлены на повышение уровня практической подготовки молодого воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана.

• В детском саду регулярно проводятся деловые игры, предусматривающие коллективную деятельность, направленную на обучение, воспитание и развитие педагогов с использованием моделей, имитаций, ролей. Деловые игры позволяют более полно воспроизводить деятельность педагогов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, определять механизм их решения.

• Начинающий воспитатель направляется в группу, где работает опытный воспитатель, который может на личном примере продемонстрировать методически правильное проведение занятия, прогулки, любого режимного момента, дать необходимые советы, рекомендации, консультации, ответить на возникающие вопросы. Стараемся за каждым молодым педагогом закрепить опытного наставника, который выполняет те же функции.

• С целью стимулирования творческих проявлений молодых воспитателей в ДОУ проводятся конкурсы методических разработок, творческие конкурсы, разнообразные выставки продуктов детского творчества и т. д. Такая форма работы позволяет молодым специалистам учиться самим и непосредственно перенимать опыт у профессионалов

• Широко применяем различные формы индивидуальной работы с воспитателями. Например, собеседования в начале и конце года, посещение и анализ занятий с целью помощи.

В работе с педагогами используем и мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, способствующий решению многих задач,а именно:

— возможность точной, доступной и яркой передачи информации,

— одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,

— быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.

Таким образом, мультимедийные презентации, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.

Одной из эффективных форм работы с молодыми педагогами в ДОУ является «Школа малоопытного педагога», целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. (п

К работе «Школы малоопытного педагога» привлекаются опытные, творческие специалисты, рассматриваются теоретические и практические вопросы. Для молодого воспитателя, проработавшего 1–2 месяца, проводится дискуссия на тему "Адаптация молодого педагога в Д0У". Педагог делится своими трудностями и проблемами, и коллектив совместно ищет пути их решения. Успехом пользуются дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики. Каждый воспитатель высказывает свое мнение и отстаивает его. Активно используются открытые занятия с последующим обсуждением увиденного, семинары-практикумы, где теоретический материал подкрепляется примером из практики, показом отдельных приемов и способов работы.

Сегодня Вашему вниманию предлагается одна из нетрадиционных форм работы с малоопытными педагогами - мастер- класс с использованием элементов тренинга. Данная форма работы с позволяет активизировать педагогов в деятельности, вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций

Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения.

Управление образования о. Муром объединило всех молодых педагогов города. Изначально проводились разовые мероприятия по повышению профессионального мастерства, затем работа приобрела системный характер.

На протяжении 8 лет в городе успешно функционирует клуб молодых специалистов “Союз горячих сердец”.

Деятельность клуба строится на основе комплексно-целевой программы “ Адаптация молодого учителя ”.

Клуб имеет свою символику, гимн. Работу клуба координирует актив, возглавляемый президентом.

2. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости

Социальные перемены, протекающие в России сегодня, радикально изменили облик российского общества. Страна находится на подъёме, интенсивно развивается экономика, накоплено достаточно ресурсов. Необходимо выработать долгосрочную стратегию развития и важно иметь кадры, которые будут воплощать эту стратегию в жизнь.

Чем раньше молодой специалист убедится в правильности выбора профессии, чем меньше прогнозируемых трудностей встретит он, тем более квалифицированным специалистом он может в итоге стать.

В современном мире знания стремительно устаревают. Это требует и постоянной профессиональной подготовки, и постоянного совершенствования инструментария для самостоятельной работы с информацией.

Практика показывает, что специалист максимально раскрывает свой потенциал только тогда, когда он понимает свою роль в решении общих задач и получает адекватную оценку со стороны коллег.

Таким образом, необходимо создавать условия для развития внутренних мотивов педагогического роста, формировать личность педагога с объективным восприятием Я-концепции, способной к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.

3. Ведущая педагогическая идея

Развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и личностно-нравственных качеств молодых педагогов, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.

Повышение уровня профессиональной компетенции молодых специалистов через дифференциацию и оптимальное сочетание видов и форм работы, стимулирование профессиональной творческой активности и стремления к профессиональному росту.

Развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям, предъявляемым Концепцией модернизации российского образования, современной жизнью, инициативой “Наша новая школа”.

Теоретическая основа опыта

Педагогические исследования Г.К. Селевко, который, изучив современные образовательные технологии, выделил их ведущие педагогические идеи, очертил круг задач, решение которых позволит достичь ведущих целей образовательной деятельности, и определил основной инструментарий.

В процессе работы над блоком “Современный урок, каким ему быть?” научная разработка, практическое обоснование идей и технологий, их анализ позволяют каждому молодому педагогу определить личностно-значимый вариант воплощения содержания образования. Данный Г.К.Селевко анализ концептуальных основ передового педагогического опыта Е.Н.Ильина, Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, С.Н.Лысенковой, М.Монтессори, изучение особенностей содержания и методик позволяют молодым учителям определить стратегию саморазвития, помогают в решении тех методических проблем, которые объективно возникают в деятельности молодого специалиста.

Сегодня ученые – практики осознают необходимость специально созданной целостной системы адаптации и становления молодых педагогов, целенаправленной комплексной работы по выявлению и развитию их потенциала.

В результате исследования выявлена и апробирована система методологических условий, способствующих созданию педагогического кредо молодым специалистом, ведущая к закреплённости молодых педагогов в образовательных учреждениях.

В настоящее время в стране реализуется Концепция модернизации Российского образования, инициатива “Наша новая школа”. Образованность общества, а особенно молодежи, должна стать основой для решения социальных и экономических проблем, сохранение и развитие науки и культуры, национальных традиций, укрепление государства и обеспечение его безопасности. В решении этих задач определяющая роль принадлежит учителю. Будущее школы – это компетентные педагоги.

Любое обновление школы требует реконструкции не только материально-технической базы и содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические линии должны развиваться параллельно.

Инфантильный, неразвивающийся учитель никогда не воспитает творческую созидательную личность. Не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникационными навыками, не способный найти свое место в социуме учитель не научит этому учеников.

Управление образования г. Мурома в течение 8 лет в системе работает с молодыми специалистами-учителями разных специальностей по различным направлениям.

Создана комлексно-целевая программа “Адаптация молодого учителя”.

Вот уже 7 лет в городе успешно функционирует Клуб молодых специалистов “Союз горячих сердец”, сплотивший 125 начинающих учителей города.

Работа с молодыми специалистами и со стажерами традиционно является одной из самых важных составляющих деятельности и методической службы города и района. Она посвящена анализу наиболее типичных затруднений учебного, дидактического характера, которые испытывают студенты – выпускники и начинающие учителя в своей преподавательской деятельности. С позиции системного подхода работу с молодыми учителями можно представить как процесс самостоятельной деятельности тех, кто организуют ее, руководит и управляет повышением профессионального уровня учителей, объект, он же субъект (молодой учитель); среда (средства и условия труда).В результате целенаправленного воздействия на объект (субъект) формируется

Организация работы с молодыми специалистами предполагает следующие этапы:

- диагностика, выявление состояния проблемы;

- анализ целевых установок при создании программы развития; разработка стратегии основных направлений работы;

- формирование плана действий по реализации стратегии;

- апробация комплексно-целевой программы; корректировка отдельных составных элементов работы.

Проведение диагностики и самодиагностики педагогической деятельности направлено на овладение каждым учителем навыками самоанализа, самооценки, что позволяет переводить работу с кадрами в режиме активного саморегулирования и самокоррекции, распознать профессиональные и личностные особенности учителя.

Овладение навыком самодиагностики позволяет учителю самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. При этом учитель выходит на новый уровень самоорганизации - в режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска.

Как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника может протекать длительно и сложно.

Для планирования деятельности по программе “Становление молодого учителя” были выявлены доминирующие затруднения: недостаточное владение учебным материалом по преподаваемому предмету; отсутствие навыков владения методами практической работы при осуществлении дифференцированного подхода к учащимся; воспитательная работа.

Данные проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист на старте педагогической деятельности знает достаточно, но мало умеет, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества; выявляются противоречия между профессиональной направленностью и выбранной специальностью, происходит переоценка собственных сил и идеализация выбранной профессии. Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной специальности.

Главная цель комплексно-целевой программы – оказание помощи начинающим педагогам в профессиональной адаптации.

Целями также являются:

- развитие мировоззрения, профессионально - ценностных и личностно-нравственных качеств молодых педагогов, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.

- развитие современного диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность.

- формирование у учителей толерантности, чувства меры, гибкости, мобильности и т.д.

Данные цели реализуются через следующие задачи:

- развитие профессиональных навыков, педагогической техники молодых учителей, в том числе навыков применения различных средств обучения и воспитания, общения со школьниками и их родителями.

- использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий.

- развитие готовности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.

- выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузок в работе молодых учителей.

Для достижения поставленных целей и реализации указанных задач были проведены следующие мероприятия.

1. Семинары-тренинги: Семинары-тренинги по интерактивным методам обучения и воспитания. Участники этих семинаров знакомились с прогрессивными методами преподавания и воспитания, методикой применения новых педагогических технологий.

На семинарах по практической психологии молодые учителя научились, овладели методами психологии общения. Отдельный семинар был посвящён работе с родителями.

2. “Современный урок – какими ему быть?” - этот блок обучения молодых учителей включает в себя и лекционный курс, и своеобразные мастер-классы для молодых учителей. Ведут их педагоги со стажем, признанные мастера члены клуба “Пеликан”. Задача мастер-классов – показать начинающим учителям интересные методики, педагогические ходы, которые можно использовать на уроках по всем школьным дисциплинам.

3. После семинаров и проведённых мастер-классов, методисты, наставники, руководители образовательных учреждений посещают уроки молодых учителей, дают им необходимые рекомендации и советы.

4. Участники клуба знакомят с материалами семинара, идеями, предоставленными на них, других учителей города.

Это способствует повышению профессионализма молодых учителей, а также их ответственности.

5. Диспуты, дискуссии, “круглые столы”, проведенные на базе Центра работы с педагогическими кадрами (ЦРПК), позволили обсудить современные, новейшие методики, технологии, достижения психолого-педагогической науки, поделиться накопленным опытом апробации, возникшими проблемами, обсудить открытые и взаимопосещённые уроки и мероприятия.

6. Консультирование педагогов по конкретным профессиональным проблемам – консультации на базе ЦРПК для молодых учителей. Кроме этого учителя используют базу ЦРПК для повышения своей компьютерной грамотности, получают доступ к материалам периодической печати, поиску методических новинок, в том числе через Интернет.

7. С целью оказания методической помощи, а также обобщения материалов, наработанных в ходе проекта, планируется выпуск методического сборника “В помощь молодому учителю”. В сборник войдут методические советы учителю, статьи, посвященные вопросом применения новых педагогических технологий, разработка уроков по различным школьным дисциплинам с применением активных методов преподавания, частично материалы опубликованы в журнале “Школа лидера”.

8. С целью пропаганды достижений молодых учителей, повышения их заинтересованности в росте профессионализма в ходе проекта 1 раз в 2 года проводится смотры-конкурсы “Признание”, “Мисс образования”.

9. Совместные досуговые мероприятия, экскурсии в Москву, Владимир, Дивеево; совместное посещение спектаклей и концертов, посещение бассейна, совместное проведение праздников сплотили членов клуба.

Результаты проекта и его эффект для решения указанной проблемы.

В ходе реализации комплексно-целевой программы молодые учителя города получают доступ к самым прогрессивным идеям образования и воспитания, информацию о новых педагогических технологиях. Посещая мастер-классы опытных учителей, участники проекта смогут на практике увидеть педагогические приёмы и применения активных методов преподавания. У всех участников проекта будет возможность на практике применить полученные знания, обсудить организованные мероприятия, поделиться проблемами и найти пути выхода их них.

Все молодые учителя города получают возможность использовать базу УО и ЦРПК для получения квалифицированных консультаций.

Семинары-тренинги и мастер-классы проводятся на базе различных школ. Молодые учителя знакомятся с методической базой этих школ, опытными учителями-предметниками, оформлением кабинетов и накопленным раздаточным и дидактическим материалом, что, несомненно, востребовано ими в работе.

Участие в конкурсе “Признание” активизирует процесс самообразования молодых учителей, способствует их активной жизненной позиции, представляет опыт лучших учителей, служит пропаганде учительского труда и закреплению в школах молодых кадров, стимулирует учителей к творческой работе.

В ходе выполнения проекта созданы условия для роста профессионального мастерства педагогов. Через постоянную, систематическую, профессиональную учёбу на местах формируется мастерство учителя. Сотрудничество в течение длительного времени, позволяет улучшить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма.

Таким образом, программа помогает и молодым учителям, и руководителям школ решать целый ряд проблем, стоящих перед молодыми учителями, способствует поиску и проявлению учителями своего педагогического кредо, и, что очень важно, взаимодействию молодых учителей друг с другом и с образовательными структурами.

На прошлой неделе наш блогер Кирилл Макеев объяснял, почему молодому учителю выгоднее работать на себя, чем становиться частью коллектива. А сегодня другой наш блогер, Андрей Вдовенко, рассказывает, какие ещё причины удерживают молодёжь от работы в школе.

По словам Ольги Васильевой, бывшего министра образования, около половины выпускников педагогических учебных заведений высшего образования не идут работать в школы. В целом в стране наблюдается увеличение среднего возраста учителей (19 из 40 преподавателей — пенсионеры, а средний возраст сегодняшнего российского учителя составляет 52 года). Половина школьных педагогов заявляет о нехватке учителей-предметников, а министерство просвещения прогнозирует обострение дефицита кадров работников образования в школах в ближайшие 5-7 лет. Почему молодёжь не хочет идти работать в школу? Отвечает выпускник педвуза, не работающий по специальности, на основе опыта своих сокурсников, которые всё же вступили на этот тернистый путь.

Любой труд должен достойно оплачиваться

твоё лицо, когда ученики ходят с айфонами, а ты можешь позволить себе его только в кредит

«Это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю? Ну вот», — Дмитрий Медведев, бывший премьер-министр РФ

Да, это традиционная лебединая песня врачей, учителей и других бюджетников о том, что работы много, платят мало, на которую многие уже смотрят, как на ленивое нытьё. Некоторые даже, вторя нашему бывшему премьер-министру, говорят: «Вы же знали, куда шли. Вы же учителя, а всё о деньгах твердите».

Я не буду сравнивать зарплату учителей в России и других развитых стран (об этом читайте здесь: раз, два). Я не буду разводить бесконечную тираду о том, что майские указы президента, согласно которым зарплата учителей должна быть приравнена к средней по региону, не выполняются (раз, два, три, четыре).

Я хочу поговорить о другом, а конкретно — о загруженности российских учителей

Официальная трудовая неделя учителей из России больше, чем у коллег из зарубежья на 5 часов. Приблизительно она равняется 43-46 часам, из которых на ведение уроков в среднем уделяется 24 часа (так называемая «ставка»). Хотя я лично знаю молодого специалиста, ставка которого составляет 30 часов. Но это без учёта времени, затраченного на подготовку к урокам (что очень важно для молодых учителей, только нарабатывающих методическую базу), проверку домашних и контрольных работ, заполнение бесконечных отчётов (на них уходит до трети затраченного времени).

А ещё учителю могут дать (чуть ли не насильно) классное руководство, а это: посещение профилактических бесед, взаимодействие с учителями, и много всякой бесполезной порчи бумаги. И есть родительские собрания, внеурочная деятельность, дежурства на ёлках (зачем, спрашивается, если там нужна полиция) и многое, многое другое.

Почему электронные журналы пока не спасают школы (хотя должны бы)

Даже озвученная здесь цифра в 60 часов (а это 2,5 суток) реальной рабочей недели учителя мне кажется довольно оптимистичной. Ведь для таких информационно-насыщенных предметов, как, например, история, на подготовку надо тратить ещё больше времени. Особенно молодым учителям.

В итоге мы получаем молодого педагога, у которого нет времени на личные потребности в будни, у которого нет выходных, и который отдыхает только ночью (и то не всегда), а получает плату в основном только за ставку (те самые 24 часа). Захочется ли молодому человеку работать сутками, а получать как за неполную рабочую неделю (всё-таки учительские зарплаты всё ещё далеки от средних) на «нормальной работе»? Нет, конечно. Не удивительно, что всего лишь 10% студентов собираются по окончании вуза работать в школе.

Учитель — это звучит гордо (на самом деле нет)

быть учителем — грустно =(

Экономика рынка установила совершенно иные показатели успешности в сознании молодых людей: это достойная оплата труда, возможность совмещать работу и отдых, перспектива карьерного роста. Допустим, молодого специалиста, видящего своё призвание в обучении детей, не смущает низкая зарплата и отсутствие возможности подниматься по карьерной лестнице (не будем кривить душой, большинство учителей и через 20 лет будут работать учителями). С чем он столкнётся? А столкнётся он с хамским отношением со всех сторон: от родителей, начальства и детей. Давайте по пунктам.

1. Ни один человек не сочтёт нормальной необходимость, например, в нерабочее время прийти на работу или обсуждать какие-то детали профессиональной деятельности вместо того, чтобы вечерком посмотреть сериал. А вот с учителем встречаться в нерабочее время можно. Писать и звонить ему после 10 вечера тоже можно.

Требовать от учителя что-то можно и нужно, и вообще он неправильно моего ребёнка воспитывает. Обязательно при этом угрожать учителю судом и письмами в высокие инстанции

Нужно ли здесь говорить про набившую оскомину тему: «Мой ребёнок не такой, он не мог такого сделать, это всё учителя/другие дети виноваты». Мне даже рассказывали, как одна родительница обвиняла учителя в заговоре с другими родителями против её ребёнка. Разве объяснишь такой мамаше, что родители далеко не всё знают про собственных детей, и что как раз поэтому воспитание ребёнка должно идти из семьи.

А мы при этом ещё даже не коснулись щекотливой темы недоплат, «занижения» премий и в целом финансовой незащищённости учителя. Педагогам очень часто не доплачивают, и определённо можно говорить, что в некоторых школах «пилят» в том числе и учительскую зарплату.

5 простых правил, как общаться с учителями в чатах

«В распоряжении директоров оказалось законное основание творить любой произвол через издание локальных (то есть, внутришкольных) актов. Так, скажем, приказом по школе закреплено право директора одному учителю платить за урок 300 руб., а другому — 2,4 тыс. руб. И ничего сделать нельзя: в локальный акт можно вписать что угодно, и формально закон не будет нарушен. По некоторым расчетам, таким образом директор экономит до 10 млн руб. в год. Куда именно идут средства, догадаться несложно. Да, зарплата директора не может превышать учительскую больше чем в 5 раз — а вот размеры стимулирующих доплат не оговорены. И руководство многих школ щедро платит себе надбавки», — учитель школы для инвалидов Ирина Канторович в интервью «МК»

Как ни странно, по моему опыту прохождения практик в школе, именно от детей современному учителю «достаётся» меньше всего

Конечно, отдельные прецеденты были, но в целом нынешние дети показались мне довольно покладистыми, обучаемыми и пытливыми. Если, конечно, к ним приложить достаточно усилий. Но это мой опыт. В реальности в СМИ очень часто говорят и пишут о неадекватном поведении учителей (чем ставят их фактически в позицию перманентно виноватых, всех — из-за единиц), а вот о том, что педагога ученики могут и послать, и устраивать различные издёвки, говорят значительно реже. На мой взгляд, такое отношение детей может идти из семьи: если родители не уважают труд учителя, то и ребёнок этого делать не будет.

Резюмируя сказанное: созданные нынче условия преподавания и взаимодействия учителя с окружающими не только не дают ему возможности стать этаким авторитарным диктатором в своём классе, но и наоборот низводят его до положения бесправной обслуги, не давая даже возможности качественно исполнять хотя бы собственные обязанности, а попытки повысить его статус в некоторых моментах просто смешны.

Итог: зачем вообще работать учителем?

твоё лицо, когда отвёл 30 уроков за неделю, а аванс задержали

Что мы получаем в итоге? А в итоге мы получаем учителя, вечно уставшего, бесправного, находящегося в постоянном стрессе, не имеющего ни сил, ни времени на качественное преподавание, получающего зарплату сравнимую с зарплатой кассира из «Пятёрочки». И это при этом, что в основном тексте не нашлось места многим другим проблемам.

Например, вторжению школы в личную жизнь учителей (вот, например, нашумевшая история, когда учительницу «попросили» за фото в купальнике в соцсети). Не сказал я и о том, что в первые годы работы зарплата учителя компенсируется выплатами для молодого специалиста, но если за это время не получить категорию, она сократится на треть или даже больше. Или о том, что во многих школьных коллективах отношения между самими учителями далеки от нормального взаимодействия. Или о невозможности реализации творческого потенциала педагогической профессии в нынешней ситуации. Продолжать можно было бы бесконечно.

О тяжёлых условиях учительского труда свидетельствует и статистика: 33% учителей увольняются в первые три года работы, а больше пяти лет в школе прорабатывает только 54% молодых педагогов. 1/5 часть работающих в школе преподавателей подумывает об увольнении, а четверть вынуждена работать по совместительству.

В таких условиях не только неудивительно, что молодые люди не торопятся стать учителями, но и возникает вопрос: почему старые преподаватели не уходят?

Дело в том, что учителя (особенно проработавшие в школе немало лет) небезосновательно бояться не найти себя в иных сферах деятельности и лишиться тех немногих социальных гарантий, что всё же у них есть.

Я не идеализирую российских учителей: среди них немало некомпетентных, ленивых и даже неадекватных людей, в том числе и среди молодых специалистов, уже занявших место у школьной доски или только готовящихся сделать это в перспективе. Многие из них не понимают профессию, не знакомы с педагогической этикой и возрастной психологией, плохо знают предмет и в целом не хотят и не умеют учить. Но, быть может, именно создание условий, в которых учитель не чувствовал бы себя загнанным животным, привлекло бы в школы молодых, амбициозных, творческих, эрудированных молодых людей, с горящими глазами готовых двигать вперёд российскую школу. Тех самых, которым наш бывший премьер посоветовал идти в бизнес.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Вернуться на главную страницу Психолого-педагогическая поддержка Педагогам Молодой педагог

Для слабовидящих

Главное меню

Урегулирование споров

Информация


Vinaora Visitors Counter

Все мы когда-то были молодые!

Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. С чего начать? Казалось бы, что полученных знаний в вузе достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает того педагогического опыта, который приходит не сразу, а с годами.

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.

Наставничество


Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.
Толстой Л. Н.

Молодые педагоги и их наставники


Наставник - Брухис Марина Анатольевна и молодой педагог Плахова Анастасия Викторовна


Наставник - Яценко Ирина Владиировна и молодой педагог Степанова Полина Алексеевна


Горбунова Ксения Викторовна


Лебедева Олеся Дмитриевна

Как стать гуру в своем деле?

Как стать гуру в своем деле?

1) Расширяйте свой кругозор. Принимайте активное участие в мероприятиях, где обсуждаются интересующие Вас профессиональные вопросы.

2) Обменивайтесь своими профессиональными мыслями с коллегами-единомышленниками, говорите о своих идеях, делитесь опытом.

3) Сохраняйте активность и заинтересованность в делах. Не отказывайтесь от трудных, требующих сосредоточения дел. Но учитесь и своевременно целенаправленно расслабляться.

4) Научитесь извлекать уроки из своего опыта. Неудачи и негативный опыт являются прекрасным делом, так как дают нам возможность развиваться. Дело всегда можно начать по-новому.

5) Развивайте в себе активность и нестандартный подход к решению профессиональных проблем, целенаправленно формируйте в себе креативность. Используйте для этого всевозможные источники, экспериментируйте.

Проблемы дисциплины на уроках

Проблемы дисциплины на уроках

Как вести себя твердо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе. Сталкиваясь с подобными случаями, учитель должен уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» ребенка, выбирать наиболее эффективный способ немедленного прекращения выходки и разрабатывать поддерживающую стратегию взаимодействия с этим ребенком, позволяющую снижать повторение подобных проступков в будущем.

Под «плохим» поведением понимаются не только хулиганские и хамские выходки, но также любое неадаптированное, «инфантильное», недостойное поведение. К образцам такого поведения относятся также потеря интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя, — то есть все, что указывает на неадаптированность ученика.

Каковы же мотивы плохого поведения учеников? Классификация, положенная в основу этого практичного подхода, создана американским ученым — педагогом и психологом Рудольфом Дрейкурсом. Когда его спрашивали, почему он придумал именно четыре мотива, он отвечал, что ничего не придумал. Он просто наблюдал за детьми и увидел только эти мотивы. «Если кто-то увидит что-то иное, — говорил он, — пусть напишет свою книгу». В самом деле, любая теория личности предполагает какое-то свое объяснение «плохого» (неподходящего) поведения детей. Теория Дрейкурса четко направлена на выбор воспитательной стратегии, на будущее. Определение мотива не ставит на ребенке «крест», скорее обозначает условия роста. Для одних детей хорошо, когда они в центре внимания; для других — когда они главные в любой ситуации; для третьих — когда они могут отомстить за обиду; для четвертых — когда их оставляют в покое.

Учителю необходимо знать истинный мотив «плохого» поведения ученика, чтобы правильно строить свое собственное поведение и понимать реакцию ученика на то или иное педагогическое воздействие.

Психологический климат на уроке

Психологический климат на уроке

В организации процесса успешного обучения важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, моральными нормами и интересами.

В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:

* Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, вовне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;

* Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;

* Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;

* Разумная и полезная деятельность всех на уроке;

* Умение быть сдержанным в движениях, словах.

Памятка для наставника молодого педагога

Памятка для наставника молодого педагога

1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.

2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.

3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.

4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.

Легко ли быть молодым учителем

Легко ли быть молодым учителем.

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?" - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.

Step by step для новичков

Step by step для новичков

2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

Поверь в ребенка

Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

Рекомендации молодому учителю

1. Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

2. Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

3. Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

4. Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

5. Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.

До полноценного преподавания в школе начинающий педагог сталкивается с детьми только во время университетской практики. Но одно дело преподавать детям, когда в классе присутствует их педагог, и совершенно другое — учить самостоятельно.

Для начала нужно определить для себя манеру поведения. Каким педагогом вы хотите быть? Учитывайте при этом своё реальное поведение. Нельзя улыбаться детям на перемене, а со звонком на урок становиться Медузой Горгоной. Вас немедленно раскусят.

Не нужно бояться детей — отводить взгляд, лепетать что-то под нос. Возьмите себя в руки, выпрямитесь, произносите слова чётко, помните про визуальный контакт. Если ученики почувствуют ваш страх, то построить отношения с ними в дальнейшем будет непросто.

2. Преступление и наказание

Выбрав определённое поведение с детьми, кратко «обрисуйте» школьникам причинно-следственные связи их плохого поведения или нежелания учиться. Например, если ученик болтает на уроке, мешает остальным, то вначале он получит лишь устное предупреждение. Три подобных замечания — дневник на стол. Ещё один проступок — запись для родителей в дневнике.

По такому принципу можно построить «условия» получения двоек, пересдач и т.п. Если меры наказания будут озвучены заранее, то и возмущений среди учеников не будет. Когда ученик решится хулиганить, он будет в полной мере осознавать, на что идёт.

3. Всегда на связи

Не будьте для своих учеников Цербером. Специально обговаривать нужно не только меры наказания, но и различные «плюшки». Объявите удобное вам время для всевозможных пересдач, а также для пояснения непонятных тем. Часто учащимся бывают непонятны некоторые моменты на уроке, но они стесняются об этом сказать. В семье тоже не всегда есть человек, способный объяснить трудную тему. В итоге неусвоенные материалы копятся, как снежный ком, который со временем почти невозможно разгрести. Уведомите учеников, что к вам можно обращаться во внеурочное время за разъяснениями, и выполняйте свои обещания.

4. Право на ошибку

Часто способные и дерзкие ученики следят за деятельностью нового преподавателя лишь для того, чтоб подловить последнего. Цель — заметить ошибку, неточность, указать на неё перед всем классом, дабы унизить педагога.

На отлично.jpg

Не сдавайтесь, у вас все обязательно получится!

5. Доброе слово и кошке приятно

Будьте справедливы и проявляйте уважение. Не кричите на учеников, не шутите над ними, не обижайте и не дразните, не приказывайте. «Волшебные» слова «спасибо» и «пожалуйста» и здесь сослужат службу.

Дать возможность детям почувствовать себя на равных, суметь войти в их положение и объяснять мотивы вашего поведения — залог успешных отношений с учащимися. Например, не кричать с требованием «закрыть всем рты», а объяснить, что у вас мигрень и попросить вести себя потише. Дети — тоже люди, вот в чём секрет.

6. Не «по понятиям»

Однако тут важно соблюсти грань: доброе отношение и неформальное общение. Второй вариант между учителем и учеником не уместен.

Часто, начиная работать в школе сразу после окончания университета, молодой преподаватель чувствует небольшую возрастную разницу между собой и учениками (особенно старших классов). Хочется общаться с учениками «современно», употребляя сленговые слова, шутки и прочее. Кажется, так будет гораздо проще установить дружеские отношения, дети начнут вас любить и слушать, и вот уже премия «Учитель года» начинает маячить на горизонте.

В реальности же ваши слова и действия могут быть превратно истолкованы, а также переданы родителям и администрации. К тому же слишком «расслабившихся» учеников будет очень сложно заставить вновь вдумчиво относиться к вашим занятиям. Важно придерживаться некой золотой середины: не отталкивать школьников, но и не слишком сближаться с ними.

Поддержка.jpg

Дети обязательно поддержат вас, будьте для них наставником и примером!

7. Почувствуйте себя архивариусом

Многие преподаватели гораздо больше любили бы свою профессию, если бы не «бумажная волокита». Нужно не только провести урок и проверить тетради, но и заполнить классный журнал и электронный дневник. Кажется, что это пустая трата времени, однако в некоторых случаях выполнение столь скучной работы поможет сберечь ваши нервы.

Не отдавайте на руки детям проверенные самостоятельные, контрольные и лабораторные работы. Огласите итоги, позвольте ознакомиться, но проверенные задания отдавайте родителям на собрании. Таким образом, в случае обращения к вам истеричной родительницы, не понимающей, почему у её сына выходит двойка в четверти, вы сможете всё спокойно объяснить и показать. Нередко школьники прячут от семьи свои неудачные работы, ведут несколько дневников, лгут об успеваемости. Ваши подробные записи, отражение происходящего в электронном журнале спасут ситуацию в случае конфликта.

8. Время вести дневник

И ещё раз по поводу дневников. Лучше всего работать не только со школьными журналами и дневниками учеников, но и со своим/своими. Вам придётся делать много заметок не только о текущих занятиях, но и о различных встречах, экскурсиях, совещаниях, педсоветах и прочем. Эффективнее всего будет завести два дневника и разделить заметки: в одном отмечать только учебные моменты, в другом записывать данные о мероприятиях и т.п. В данном случае не стоит надеяться на свою память — информации будет слишком много, лучше всё зафиксировать на бумаге.

Разгрузить ваши бумажные записи помогут различные интернет-ресурсы для педагогов. С их помощью можно получить готовую презентацию, план урока, полезные советы. Используйте современные технологии, чтобы оставить больше времени для себя.

9. Добрый совет дороже денег

Внимайте советам и замечаниям администрации. Часто ваши уроки будут посещать, особенно поначалу. И, порой, замечания будут неприятные. Старайтесь отделить реальный совет от устаревшего, невзирая на тон самого замечания.

Администрация может дать дельный совет по поводу ведения занятий, правда в резкой форме — подобным часто грешат и преподавательские коллективы, и дирекция школы. Но комментарий этот может вам действительно помочь — так что прочь эмоции, слушайте замечания и подстраивайте сказанное под себя.

10. «С ремеслом спеши дружить — в коллективе легче жить»

Будучи частью школьного коллектива, вам так или иначе придётся общаться с другими учителями. Не всегда атмосфера педагогического коллектива бывает приятной, но не стоит сторониться коллег. Будьте открыты и дружелюбны. По возможности выберите себе наставника — человека, который мог бы вам помогать на первых порах. Разобраться с календарно-тематическим планированием, объяснить основные ошибки, рассказать про тонкости профессии — с этим и многим другим сможет помочь друг-коллега.

Рассматривая советы, нетрудно заметить, что в их основе лежат простые истины: быть открытым, аккуратным, справедливым, не бояться того, что делаешь. Такие «правила» помогут избежать некоторых проблем в будущем и сработают в любой профессии, а особенно в педагогической сфере.

Читайте также: