Какая зарплата у артистов балета мариинского театра

Опубликовано: 17.09.2024

Сколько зарабатывают артисты балета в России
Фото: cоцсети

Ежедневные изнурительные тренировки балерин – титанический труд. За хрупкими и изящными плечами стоит начатая еще в раннем детстве колоссальная работа над собой, которая не оставляет равнодушным ни одного зрителя. А как оплачиваются эти старания – подробнее в нашем материале.

Пробиться в люди в хореографической сфере не так уж и легко. Как правило, танцоры начинают свой творческий путь в регионах, а уже из них, участвуя в различных конкурсах и фестивалях, самые способные попадают в престижные театры мегаполисов. Заработная плата артиста балета чаще всего зависит от полученных наград и профессионального опыта.

Спектакли могут проходить несколько раз в месяц, а могут и чуть ли не каждый день. За выход на сцену балерины получают заработок, зависящий от стажа и навыка работы (начинающие ≈ 1600 руб., в составе кордебалета ≈ 16500 руб., солисты ≈ 45000 руб.). Некоторые приобретают еще и определенные надбавки (за звание заслуженного артиста, за звание народного артиста, за выслугу лет и т.д.). Каждая репетиция тоже оплачивается (≈ от 600 до 2600 руб.). Более того, за участие в спектакле к оплате прибавляют фиксированный оклад. Полученные гранды делят между всеми участниками труппы. Так, например, танцовщики кордебалета могут получить до 100000 руб. за месяц. Однако доходы далеко не всегда равномерны – несколько месяцев это может быть почти «голый» оклад только за репетиции. Стоит отметить, что гонорары мужчин в балете значительно превышают гонорары женщин, так как они в данной сфере – редкость. И все же наибольшую прибыль все члены труппы получают во время концертов за границей.

Учитывая, что гастроли длятся примерно до 90 дней и за это время может состояться около 100 спектаклей, танцовщики успевают заработать ≈ от 4000 до 30000 евро. В сравнительной таблице отражена выручка от выступлений в своей стране и за рубежом (в евро) на примере доходов балерин Большого театра:

Сколько зарабатывают артисты балета в России

Помимо этого, правительство Российской Федерации снижает бюджетные расходы за счет повышения пенсионного возраста. С 2020 года все танцоры выходят на пенсию так же, как и другие граждане (в 63 года – женщины и в 65 лет – мужчины). До этого артисты балета заканчивали свою работу по льготному пенсионному стажу: 15 лет – для исполнителей сольных партий, 20 лет – для участниц кордебалета. Размер ежемесячной пенсионной выплаты рассчитывается по следующему алгоритму: происходит расчет ставки, которая зависит от размера заработной платы гражданина и выработки лет; определяется минимальный размер пенсионной выплаты, учитывая региональное расположение. Как правило, он составляет от 40% до 55% от ставки. После завершения своей карьеры многие работают преподавателями и балетмейстерами в театрах, вузах и балетных школах. Но встречаются и те, которые выбирают для себя совершенно другой путь, начиная заниматься каким-либо бизнесом, никак не связанным с искусством танца. Стоит также упомянуть, что ранний уход танцовщиков из балета чаще всего связан с высокой травмоопасностью их деятельности (вывихи, переломы, артриты и варикоз – распространенные понятия в хореографических кругах). Так, состояние здоровья артиста балета в 35 лет соответствует почти 60-летнему возрасту.

Цискаридзе считает, что русский балет теряет мировое признание из-за управленцев-«середняков»

Почему столь спешная встреча Байдена с Путиным

Строительство «Северного потока - 2» уже ведётся в немецких территориальных водах под охраной 4 кораблей

Корабли Северного флота не на шутку напугали команду авианосца Queen Elizabeth

Священникам с зарубежным образованием придется доучиваться в России

Латвийский депутат: ЕС получил удар по лицу

Океан придумал, как бороться с пластиковым мусором, чем это может закончиться для человека?

The Trumpet: Байден, возможно, подписал «смертный приговор» Украине решением по «Северному потоку - 2»

Кто опускает новый «железный занавес» над Россией

Интересы общества требуют, чтобы у представителей власти не было интересов вне страны

Когда пьяному море не по колено. Поездка на электросамокате для солиста Мариинского театра обернулась комой

Челябинский театр кукол представит спектакль на Международном детском фестивале

Председатель Госсовета Крыма Константинов: Для Лукашенко настал час истины​ ​

Портал Frankfurter Rundschau назвал оружие России, которое готово защитить «Северный поток – 2» в случае нападения

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В новом выпуске — балерина. Попасть в московские и петербургские балетные труппы очень сложно, еще тяжелее поступить в хорошую танцевальную академию. Танцоры делятся на две категории — артисты кордебалета и сольные исполнители. Мы спросили артистку кордебалета, как можно попасть в театр и академию вне конкурса, от чего зависит зарплата балерины, почему мужчины-танцоры зарабатывают больше.


Профессия

Артистка кордебалета

Доход

45 000–55 000 рублей

Расходы

7 000 рублей

8 000 рублей

7 000 рублей

2 500 рублей

Проезд в общественном транспорте

20 000 рублей

5 000 рублей

Косметика
и салоны красоты

Как стать балериной

Я захотела стать балериной еще в четыре года, родители к этому положительно отнеслись и сразу записали меня в обычную студию для детей. После этого я поступила в студию балета в Подмосковье, где учеба в младшей школе совмещалась с танцами. Затем пошла в профессиональное училище в том же городе.

Однажды я поехала на танцевальный конкурс в Санкт-Петербург, где меня заметил педагог из Академии русского балета имени А. Я. Вагановой и пригласил учиться у них. На первом курсе училища я решила попробовать туда поступить, и меня взяли вне конкурса. Конечно, это была большая удача, потому что, как правило, конкурс очень большой. Из 200–300 человек поступают лишь три или четыре танцора.

В академии я отучилась три года очно, а последний, четвертый год заканчиваю заочно, потому что уже нашла работу в театре. После двух лет обучения я получила диплом о среднем профессиональном образовании и перешла на бакалавриат, в котором нужно учиться два года. Один год уже пройден, а весной 2017-го я получу диплом о высшем образовании.

Могу сказать, что учиться точно сложнее, чем работать, но я привыкла к тяжелым нагрузкам с самого детства. На учебе ты на ногах абсолютно каждый день с 10 или 11 утра. Основная сложность заключается в том, что специальные предметы совмещены с общеобразовательными. То есть классический танец, дуэт, характерный танец и актерское мастерство чередуются с обычными парами. Все почему-то думают, что танцорам делают поблажки в плане общеобразовательных предметов, но это неправда. Нас очень серьезно спрашивают на парах и во время сессии, и от оценок, естественно, зависит, получаешь ты стипендию или нет. Она составляет 2800 рублей в месяц.

На работу танцоры могут устроиться во время государственных экзаменов, когда на просмотры приходят художественные руководители разных театров. Но лично я решила заранее съездить в Москву, чтобы присмотреться, и выбрала один из местных театров. Я поехала туда в мае — меня взяли, но попросили приехать через месяц во время общего конкурса. Он, кстати, составляет 100 человек на место. Я сдавала станок вместе с этой толпой, но только меня одну попросили остаться, всем остальным сказали: «Спасибо и до свидания!» Конечно, многие талантливые ребята упорно бились за свое право танцевать и после нескольких просмотров все-таки смогли устроиться в театр.

Я танцевала и во время государственных экзаменов в Санкт-Петербурге, а на просмотр приходили люди из Мариинского и Михайловского театров. Меня взяли в последний, но я сделала выбор в пользу Москвы, потому что это мой дом и тут живут родные. К тому же в Петербурге я постоянно болела из-за своеобразного климата. Я не пожалела о своем выборе, потому что зарплата в нашем театре больше, чем в Михайловском. В общем, стандартная история с разницей в доходах у питерцев и москвичей. Правда, в Петербурге тоже можно хорошо зарабатывать, потому что спектаклей в среднем больше. Еще у мальчиков доходы всегда выше, чем у девочек, потому что они более востребованы и реже встречаются в балете.

Особенности работы

Количество работы разное, но мы стабильно приходим в театр шесть дней в неделю, а отдыхаем по вторникам. Работа начинается в 11 утра, но заканчивается в разное время — в 13, 15 или 17 часов. Если вечером спектакль, то в театре задерживаемся до 10 вечера. В принципе, мы отдыхаем в государственные праздники, но иногда их сокращают. Плюс девушки имеют право брать три выходных в месяц по женским делам — это оплачивается.

В нашем театре не такая жесткая конкуренция, как в Мариинке, и коллектив более дружный. Но, как и в любом месте, где работает много женщин, есть змеи, которые за спиной могут говорить что угодно. Это нормально — надо просто привыкнуть и не расслабляться. Могу точно сказать, что даже в нашем театре есть связи и блат. И даже когда человек не особо талантлив, ему дадут танцевать на первых ролях, если кто-то влиятельный замолвил словцо. А в кордебалете танцуют все, то есть вся наша труппа из ста человек. Но лично я уже танцевала сольные номера — например, в балете «Щелкунчик» выходила на испанский танец. Жесткой иерархии не существует, так что, если ты стараешься, можешь получить шанс исполнять сольные номера.

Доходы

Зарплата артиста балета зависит от количества спектаклей в месяц. Участие в определенном спектакле приносит тебе разное количество так называемых баллов, от которых и зависит зарплата. Также количество баллов обусловлено тем, исполняешь ты сольный номер или задействован в кордебалете. Я артистка кордебалета. Оклад у такого танцора без дополнительных баллов за спектакли — 42 тысячи рублей в месяц. Плюс доплата за выходы на сцену. В среднем получается от 45 до 55 тысяч рублей в месяц. У солистов ставка выше, однако конкретные цифры назвать сложно — они об этом особо не распространяются, но под 100 тысяч выходит точно.

Расходы

Каждый месяц 2,5 тысячи рублей железно уходит на проезд. К счастью, я пока живу с родителями, поэтому не нуждаюсь в регулярной покупке продуктов. Трачу только на кафе, рестораны и столовую в театре. Получается примерно 6–8 тысяч рублей в месяц. Примерно от 10 до 20 тысяч уходит на развлечения вроде походов в кино и покупки одежды. Иногда хожу в музеи или театры, но редко, ведь все свое время я провожу в театре, поэтому на другие нет уже времени и желания. Если выдается выходной, я стараюсь провести его дома тупо лежа на диване.

Каждый месяц я стараюсь откладывать от 10 до 20 тысяч рублей на покупку чего-то дорогого или на путешествия. Я очень люблю тратить деньги, мне тяжеловато себя ограничивать, но все-таки к расходам надо подходить с умом и не раскидываться направо и налево. Летом я всегда езжу на курорты, обычно в Сочи. Кроме того, зимой и летом я посещаю Петербург, потому что учусь на заочном и надо сдавать сессию.

Я не трачу деньги на работу, так как в театре нам централизованно выдают трико и очень хорошие американские пуанты — по девять пар в год.

5 тысяч рублей в месяц уходят на косметику и салоны красоты. Маникюр я делаю не особо регулярно, потому что в театре он банально запрещен. Ногти можно красить только бежевым или телесным лаком. На маникюр я трачу где-то 1,5 тысячи рублей в месяц. Косметику я люблю: если покупаю, то из люкс-сегмента или профессиональную, но стараюсь делать это постепенно. В один месяц беру тушь, в другой — тональник или еще что-то, а какие-то деньги уходят на покупку средств для ухода за волосами. В театре есть гримеры, которые делают нам макияж и прически. Можем гримироваться и самостоятельно, если не нужен какой-то особенный мейкап, а вот волосы всегда должны быть аккуратными.

В этом году мы были на недельных гастролях в Таиланде, за которые получили 35 тысяч рублей. Планировалась поездка в Китай, но ее в последний момент отменили, что очень обидно. Наш театр не так часто выезжает на гастроли, но все о них мечтают, потому что это прибыльно и интересно.

В следующем году я планирую поступать на педагога, так как физически не смогу танцевать всю жизнь — да и не хочу, наверное. Лучше быть хорошим учителем, тем более у них неплохие зарплаты. Я также думала о получении образования, не связанного с танцами, но никаких конкретных идей на этот счет нет. Век балерины не такой долгий, но и не такой короткий, как принято считать. Танцевать можно в среднем до 35–38 лет.

Ростом около 168 см, худые - до 50 кг. С узкими ступнями и кистями. Идеальная осанка и не похожая ни на чью другую походка. Из-за этих примет некоторым балерины кажутся жителями другой планеты. Другие видят в них неуравновешенных и ранимых особ, как героиня Натали Портман в фильме «Черный лебедь». Что из стереотипов о представительницах этой прекрасной профессии - правда, а что вымысел, нам рассказала Ирина Попова, одна из 37 балерин Театра оперы и балета, станцевавшая ведущую роль в спектакле «Не ревнуй меня к Бродвею».

Типичная балерина


Вес - до 50 кг.

Рост - примерно 168 сантиметров.

Требований «90-60-90» нет. Тело просто должно быть пропорциональным: длинные ноги, тонкая талия.

Детей принимают в балетные кружки с любого возраста, а вот в профессиональные училища - с 10 лет. Сама Ирина поступила туда именно в этом возрасте. Когда ребенок поступает в хореографическое училище, преподаватели обязательно смотрят на его внешние и профессиональные данные.

Обязательно должна быть идеальная растяжка. Сесть на любой шпагат должно быть проще простого. Иначе никак. Посмотрят и на прыжок. Он должен быть от природы красивым. Хотя, если по какой-то причине он далек от идеала, но у вас все в порядке с остальными данными - красиво и правильно прыгать научат. Правда, придется трудиться больше, чем остальным.


После этого обратят внимание на медицинскую карту. Не должно быть никаких болезней, при которых нежелательна физическая нагрузка. С болезнями сердца и вовсе в балете делать нечего.

Девочки и мальчики не должны быть полноватыми. К тому же обязательно обратят внимание на их родителей, чтобы выявить саму склонность к полноте.

В течение 8 лет обучения в училище детей еще могут отчислить, если заметят, что ребенок стал высоким или потолстел.


У мечтающих стать балеринами должна быть идеальная растяжка

Обычный день балерины протекает напряженно.

- Встаем, как и многие, в 7 утра. Потом целыми днями на работе, - рассказывает Ирина. - Первая репетиция с 10 утра до 14 часов дня, потом дневной отдых и вечернее занятие с 18 до 21.

А вот лечь спать раньше полуночи не получается.

- После репетиций еще адреналин не выветрился, который не дает нам уснуть, - делится Ирина. - А после выступлений часто обсуждаем, все ли у нас получилось, как станцевали партию, как отреагировал зал.

- Балерины работают 6 дней в неделю. Выходной у нас по понедельникам, - говорит Ирина. - В эти дни мы обычно отсыпаемся или делаем какие-то дела по дому. Я, например, обычно выходные провожу с ребенком.

Раз в год вся труппа уходит в отпуск на 2 месяца: июль и август. Но и в это время балерины не дают своему телу расслабляться. Кто-то участвует в работе других трупп, кто-то просто продолжает репетировать. Иначе организм отвыкнет от нагрузок.





Реалити-шоу «Русский балет»

Закулисная жизнь балерин - через что проходит каждый артист, чтобы добиться мирового признания? 16+

По субботам в 17.00 на телеканале «Ю».

Как и в любой профессии, в театре есть свои запреты. Например, балеринам приходится отказываться от больших праздников - Нового года, майских каникул. В это время всегда выступления и репетиции.

Балерины не поедут кататься на горных лыжах или сноуборде - слишком травмоопасно. Даже при катании на коньках есть риск - могут не те мышцы работать. И о тренажерных залах стоит забыть: нарастишь большие бедра, которые для балета неприемлемы.

- Все думают, что мы постоянно сидим на диетах, но это не так, - говорит, тем не менее, Ирина Попова. - Просто правильно питаемся - почти не едим сладкого, больше ограничений нет. Все калории сжигаются на репетициях.

А вот то, что хорошая балерина ставит крест на семье и рождении ребенка - по словам нашей героини, миф.

- Я бы так не сказала, что все балерины отказываются от семьи. Конечно, ребенок для нас - это ответственный шаг, - говорит Ирина. - Балетный век короток: лишь 20 лет танцуем, а потом - «пенсия». Когда забеременеешь, еще минус полтора года. Но я продолжала танцевать и на пятом месяце. После уже не влезла в костюмы. Примерно около года сидела дома, затем вышла работу. С ребенком в это время помогала мама.

Сейчас у Ирины подрастает 5-летний сын, с которым она старается проводить все свободное время.

Кое-какие ограничения есть и по внешнему виду. Например, нельзя делать тату на открытых частях тела.

- Замучаешься замазывать, - говорит Ирина. - Тату неэстетично, не по правилам сцены. Ну, и волосы красить в яркий цвет нежелательно.

Кстати, сценический цвет волос у балерин - темный. Светловолосым приходится использовать накладки. К ним прибегают также те девушки, у которых короткая стрижка. Нельзя привлекать лишнее внимание. Все балерины, особенно танцующие в кордебалете, должны быть похожи. Правда, несмотря на похожесть, у них заводятся поклонники.

В своей профессии балерины, конечно, любят грим, наряды, гастроли. Но это считают частью своей работы. Кроме этого, часто балеринам передают цветы в гримерку.

- У тех, кто часто ходит на балеты, появляются свои кумиры, - рассказывает Ирина. - У меня был один тайный поклонник, часто оставлял цветы, но он влюбился в мой сценический образ. Мы же в жизни другие. Там мы в пачках, загримированные. И поведение у нас другое. Например, мы не столь высокомерны, как можем показаться на сцене.

Еще существует мнение, что балерины стирают ноги в кровь и больно тянутся.

- Конечно, у нас есть мозоли, - говорит Ирина. - Они сухие, поэтому летом мы не можем спокойно выйти в босоножках.

Ноги в кровь не стирают. Балерины знают о возможных последствиях и сразу клеят лейкопластыри или подкладывают силиконовые подушечки. К тому же и их пуанты сделаны из пластика - они намного мягче тех, которые были ранее.


Пуанты за 4 тысячи рублей

В месяц балерины используют две пары пуантов. После того, как они становятся мягкими - танцевать неудобно. Хорошая пара американских пуантов стоит чуть больше 4 тысяч рублей.

- Мы получаем, как и обычные горожане, которые работают на государство, - говорит Ирина. - Средняя зарплата - 15 тысяч рублей.

Подрабатывать балерины не успевают.

- Дневной перерыв нам дается для отдыха, - продолжает Ирина. - Если мы будем в это время преподавать или еще что-то, к концу недели у нас просто не хватит сил на полноценные репетиции.

Правда, есть те, кто все-таки решаются на подработку: преподают хореографию.

Артистами Большого театра становятся только самые талантливые танцоры и певцы. На начальном этапе карьеры им нужно проявить себя и привлечь внимание руководителей. Прославившиеся профессионалы зарабатывают очень большие гонорары и гастролируют по всему миру.


Доходы танцоров балета

Карьера балерины начинается еще в детстве. Специальная комиссия отбирает девочек 9 – 10 лет, поступающих в хореографическое училище. В этом возрасте наиболее развита пластичность и гибкость. Большие физические нагрузки во время учебы выдерживают далеко не все. Многие отсеиваются в первый же год.

Остальным приходится проявлять силу характера и целеустремленность, много работать.

Стипендия студента хореографического училища – всего 2850 руб. ($42) в месяц. За эти деньги покупают по 2 пары американских пластиковых пуантов ежемесячно. Учат не только виды танцев, но и общеобразовательные предметы, уделяя им минимум внимания.


Обучение продолжается 8 – 9 лет, потом сдают госэкзамен, где присутствуют представители многих театров страны. Они выбирают приглянувшихся танцоров и приглашают в свои труппы. На одно место в престижных театрах конкурс около 100 человек и выше.

В таблице показаны заработки балерин в странах СНГ:

Начальный оклад З/п солистов З\п опытной танцовщицы
В нац.вал. $ В нац.вал. $ В нац.вал. $
Россия, RUB 17000 250 150000 2203 40000 588
Казахстан, KZT 72000 198 370000 1018 161000 443
Украина, UAH 4700 166 27000 954 11900 421
Беларусь, BYN 358 172 2100 1011 866 417

Карьерный рост

Начинающий артист, выпускник училища или балетной школы, зарабатывает всего 9000 руб. ($132) в месяц. Юноши получают больше девушек, так как их намного меньше.

Молодые балерины участвуют в массовке. Им платят 400 руб. ($5,9) в день. Следующая ступень – танцы в кордебалете, где зарплата достигает 30 – 40 тыс. ($441 – 588) в месяц. Столько же получают гримеры, костюмеры, осветители, билетеры и т.д. Работники монтировочного цеха получают 70000 руб. ($1028).


Зарплата артиста с опытом от 1 года зависит от количества спектаклей в месяц. За каждое выступление начисляют определенное количество баллов, которое зависит от того, танцует балерина в кордебалете или в сольном номере. Артисты кордебалета Большого театра зарабатывают 42000 ($617) + доплата за количество выходов на сцену, выслуга лет, премии, надбавки за звание и т.д.


За 1 спектакль платят от 1500 до 15000 руб. ($22 – 220) – зависит от важности исполняемой роли. За каждую репетицию – от 500 руб. до 3000 ($7,3 – 44). В месяц бывает от 4 до 25 выступлений. Средний заработок составляет 55000 руб. ($808).

  • Прима балерина получает около 150000 ($2203).
  • Дублерша – 62500 ($918).
  • Народный артист – от 120 до 200 тыс. ($1763 – 2938) в месяц.

Со временем каждый член труппы получают надбавки:

  • за выслугу лет – 13500 ($198);
  • за звание заслуженного или народного артиста – от 18 до 23 тыс. руб. ($264 – 338).


В регионах страны балерины зарабатывают:

  • Московская обл. – 89083 руб. ($1308);
  • Челябинская – 60000 ($881);
  • Пермский край – 45833 ($673);
  • Ленинградская обл – 25000 ($367);
  • Новосибирская – 20500 ($301).

В статистические данные о средней зарплате входят оклады руководства, артистов и технических работников. В каждом театре есть свои солисты. Они зарабатывают от 100000 руб. ($1469) в месяц. Большой доход приносят гастроли по стране и особенно, за рубежом. За неделю гастролей в Таиланде артистам платят от 35000 ($514). К жалованью добавляют приличные командировочные.

Выручка оперных певцов

Для пения в оперном театре необходимо иметь широкий голосовой диапазон. Певцы выступают без микрофонов, зрители замечают малейшие погрешности исполнения. Начинающие артисты поют в хоре и получают от 7000 руб. в месяц ($103). Средняя зарплата певца в России составляет 23000 руб. ($338).


Жалованье в регионах:

  • Красноярский край – 21167 ($311);
  • Московская обл. – 9000 ($132).

Максимальный оклад соответствует 67870 ($997) в месяц.

В крупных городах получают:

  • Москва – 50000 руб. ($734);
  • Санкт-Петербург – 30000 ($441).

Большинство работодателей предлагают вакансии с оплатой труда от 13 до 26 тыс. ($191 – 382). Начинающие, но талантливые певцы зарабатывают от 1500 евро за 1 спектакль.

Ильдар Абдразаков работает в знаменитых оперных театрах мира – Большом, Ла Скала, исполняет партии главных героев знаменитых постановок.

Его гонорар за частный корпоратив или концерт составляет от 200 до 300 тысяч долларов.

Оперная дива Анна Нетребко, начинала свой путь с театральных подмостков Петербургской Марьинки. Ее годовой доход составляет от $2,8 до $3,75 млн. За каждое выступление она получает от $50 тыс. Билет на ее выступление у официального дистрибьютора стоит 50000 руб. ($734).


Гастролируя за рубежом, артисты такого уровня зарабатывают огромные гонорары, но многие знаменитые оперные театры установили определенную ставку на каждый выход артиста уровня Доминго и Каррерас:

Актеры театров принимают участие в съемках для рекламы и кино. У каждого из них – своя ставка. Один работает за 5000 руб. ($79,4), а другому – мало и 50000 ($734). За рекламные съемки получают от 35 до 100 тыс. руб. ($514 – 1469).

  • В муниципальных театрах певцы и танцоры зарабатывают по 20 – 30 тыс. ($294 – 441).
  • В областных и федеральных – от 30000 до 40000 ($441 – 588).

Оклады руководителей

Директора и художественные руководители знаменитых театров получают баснословные прибыли:

  • Гендиректор Большого театра – 7,21 млн руб. ($105754) в год;
  • Директор Мариинского театра – 340 млн ($587526).

Худрук – это режиссер, постановщик, сценарист и администратор в одном лице.


В театрах оперы и балета они зарабатывают:

  • Мариинский – 154,1 млн ($2263444) в год;
  • Национальный филармонический оркестр – 76,1 млн ($1117768);
  • Санкт-Петербургская академическая филармония им. Шостаковича – 44 млн ($646279);
  • Театр Наций – 37 млн ($543462).

В драматических театрах их заработки соответствуют:

Средняя оплата труда драматических актеров в Москве – от 36 до 44 тыс. ($528-646).

Театральные прибыли

Большинство учреждений культуры России выживают за счет дотаций со стороны государства. Только самые крупные и известные из них получают крупную выручку от своей деятельности, но этих средств все равно не хватает.

Большой театр финансируют:

  1. Бюджет РФ – 300 млн руб.
  2. Доход от продажи билетов – 2,45 млрд руб. в год.
  3. Спонсорские взносы – около 351 тыс. евро.
  4. Выручку от гастролей (сложно подсчитать, об этом умалчивают).

Областные и муниципальные театры выживают, как могут.

Государственной поддержки не хватает, поэтому артисты выступают на корпоративах, детских утренниках и т.д.

Максимальная стоимость билета в Большой театр – 15000 руб. ($220), остальные – от 2 до 8 тыс. ($29 – 117). На представления с мировыми знаменитостями цена возрастает до 50000 ($734). Перекупщики продают в 2 – 3 раза дороже.

Администрация активно борется с этим явлением, стараясь перекрыть мошенникам возможность получения наживы.

Каждая постановка стоит не менее 60 млн руб. ($881289). Чтобы попасть на представление в Мариинском театре, за 1 билет платят от 1450 руб. ($20,5).

Вакансии

  1. ФГБУК ЕГА Театр оперы и балета Екатеринбурга приглашает танцоров кордебалета с высшим хореографическим образованием для участия в постановках нового сезона. Зарплата – 15000 руб. ($220).
  2. Театр Оперы и балета в Улан0Удэ, требуется солист хора с высшим вокальным образованием и опытом работы. Оклад – до 25000 ($367).
  3. В Театр кукол, г. Кемерово, требуется режиссер-постановщик, художественный руководитель коллектива с опытом от 5 лет. Оплата труда – 30000 руб. ($441).

2. Выплаты за участие в конкретных партиях – сдельная форма оплаты.

«Гениальными» руководителями балетной труппы были сделаны РАСЦЕНКИ каждой партии во всех спектаклях. (Копия этого документа есть у авторов). Эти расценки не согласованы ни с Министерством по культуре, ни с Комитетом по финансам, ни с комиссией по труду и занятости). Эта задумка появилась у Юрия Фатеева. Хотели бы мы посмотреть его реакцию на такую инициативу начальства, если бы это появилось в период его работы артистом балета, и его лишили бы заработка.

Вот выдержка из интервью, данным Юрием Фатеевым обозревателю "Известий" Светлане Наборщиковой 25.11.2008, вскоре после назначения его на должность: «… Самая болезненная реформа коснется распределения зарплаты. Я не считаю, что люди, которые числятся в труппе, но не несут большую репертуарную нагрузку, должны оплачиваться наравне с теми, кто дышит театром, не вылезает из репетиционного зала. Необходима дифференцированная оплата труда. Ввести ее в моей власти. Говоря о людях, не дышащих интересами театра, мы, в основном, имеем в виду артистов кордебалета, а он у нас достаточно обширный. При таком количестве народа мы можем иметь два, а то и три качественных кордебалетных состава. Их у нас пока нет». Это демагогия воспринята им ещё от О.М. Виноградова – Хлестаковщина.

Очень интересная характеристика артистов кордебалета, между прочим, лучшего КОРДЕБАЛЕТА в мире, что признано всеми мировыми балетными критиками.

Интересно, кто заставляет руководство держать в театре артистов, которые «только числятся». Зачем раздувать труппу, пополняя ее вновь и вновь, если, по словам Ю. Фатеева, в труппе есть «… люди, которые числятся в труппе, но не несут большую репертуарную нагрузку». Они что – отказываются заработать на пропитание? Или не могут? Уверены, что среди танцующих артистов балета не найдется ни одного, кто отказывается от работы. Происходит ровно наоборот. Особенно сейчас, при введении новой формы оплаты труда.

Не совсем понятно, как оценивались трудозатраты, если так можно выразиться, в каждой партии, при создании этого эпохального документа. При его изучении складывается впечатление, что просто всё «с потолка» взято, малограмотным артистом. И теперь артисты не думают о том, как танцевать ту или иную партию, не думают о воплощении того или иного образа, а думают о том, сколько они смогут заработать. В каждом театре есть стенд, на котором размещается информация о репетициях, занятости в спектаклях и пр. Интересную картинку теперь можно наблюдать у этого стенда в Мариинском театре. Некоторые артисты приходят к этому стенду чуть ли не с калькулятором! Возможно, по их подсчётам, при начислении зарплаты их обманывают. Посмотрите «распечатку начислений» – отрывок бумажки с загадочными обозначениями, которую и для туалета-то, неприлично использовать.

Направленная, якобы, на повышение результативности и качества работы система переводит творчество в разряд рыночных отношений. И дело даже не в том, что один артист получает больше, чем другой. Наверное, это правильно: больше работаешь – больше получаешь, при одинаковых ролях или способностях. Но театр, в том числе и балетный, имеет свою определенную специфику. Можно это объяснить на маленьком примере. Работая на заводе и изготавливая, например, болт, рабочий может этих болтов изготовить столько-то и получить за это – столько-то. А если выпустит их больше – больше получит (так называемая сдельная форма оплаты труда). Ура – справедливость! Можно ли себе представить ситуацию, в которой рабочего ограничивают в возможности изготовить больше деталей и, как следствие, меньше заработать? Что же это за сдельная форма оплаты будет? Нонсенс. Есть, конечно, производства, когда необходимо изготовить определенное количество таких «болтов» - больше их просто не нужно. Но тогда речь не идет о сдельной форме оплаты. А что может сделать артист балета Мариинского театра (или другого какого-нибудь), если он хочет работать, а по какой-то причине ему не дают этого сделать? Ссылаясь, например, на то, что труппа большая и всем надо заработать, или на то, что в этом месяце у тебя мало работы, зато в следующем будет больше, или на то, что раньше это танцевали высокие артисты, а теперь будут – маленькие? Причин может быть огромное количество, в том числе: - «Ну, не люблю я тебя». Хороший пример можно привести из репертуара театра. Например, в декабре 2010 г. в репертуаре было большое количество балетных спектаклей, и работы было много. А вот в феврале 2011 г. балетных спектакле 16, а в марте этого же года – аж, целых 9 и т.д. Ну, и как артисты могут заработать? Кто отвечает за репертуарную политику? И кто будет доплачивать хотя бы среднюю зарплату (минимум биологического выживания)? Гергиев, Фатеев или Правительство? Почему так плохо сформирован репертуар? Как заработать, если нет спектаклей? Контроля нет, что хочу то и ворочу! Предполагалось, что будут оплачивать репетиции (как это делается в западных балетных труппах), да что-то не очень спешат это делать. Возможно, рассматривать и западный вариант оплаты, но надо знать свою историю и свои традиции. А если учесть, что участие в тех или иных партиях зависит, как это не прискорбно, от того, как к тебе относится начальство или от того, есть ли у тебя кто-то важный за спиной (это общеизвестный факт, и касается он не только Мариинского театра), то и получается, что при равных возможностях и способностях, кто-то «наделает болтов» столько, сколько захочет, а кто-то - столько, сколько захочет начальник. Тем более, что качество спектаклей даже некому оценивать. Или репертуарная политика только от непосредственного начальника зависит? Нет. Сколько и каких балетных спектаклей Гергиев прикажет поставить в репертуар, столько и поставят. В великом городе нет ни одного органа, который бы мог контролировать театр, Анатолий Чубайс здорово продавил ситуацию при Ельцине Б.Н. Смольный или другой компетентный орган города отстранён от контроля за деятельностью театра, а ведь театр находится в зоне нашего города, а Москва далеко, события множатся каждый день. Так и хочется закричать: помогите!

3. Стимулирующая надбавка за мастерство и особые заслуги.

Эта выплата, вернее ее величина, полностью зависят от решения начальства, без учета мнения Худсовета. Вообще, не очень понятно, кто и как оценивает заслуги того или иного артиста. Для премьеров и солистов величина надбавок регулируется контрактом, а у обыкновенных артистов эта надбавка, в основном, выражается в «отбавке». Кроме системы, так называемого «стимулирования», в труппе были введены еще и штрафные санкции артистам за те или иные «правонарушения». В конце месяца их суммируют и учитывают при начислении надбавок. Такого нет ни в одном учреждении на всем обозримом культурном пространстве. Сидят два человека и решают: - «Вчера ты оступился (неважно по какой причине, может, дырка в линолеуме) – не дадим надбавки. Сегодня, как нам показалось, ногу поднял на 40%, а надо на 45% - снимем 30%. А у тебя форма, по нашему мнению, не очень хорошая – со всех твоих партий – 25% поснимаем. А тебя я вообще не люблю, т.к. ты сказал, что «надо снимать надбавки с руководства за плохую работу». Будешь у меня на хлебе и воде. Будешь знать, где твоё место». Вот и всё стимулирование. А ещё штрафы за то, что опоздал на урок, причем, у разных артистов величина этого штрафа может быть разная. (В зарубежных театрах, например, уроки артистам оплачивают, как и репетиции). Определения качества в балете задача далеко не простая и субъективная. Отсюда беспредельная возможность властвовать, всё для коррупции…

Между прочим, в проходящей сейчас реформе культурной сферы, такое положение, когда надбавки единолично распределяет руководитель, будет вообще во всех театральных коллективах. Дорвались!

Из этих составляющих и складывается так называемая ЗАРАБОТНАЯ плата балетных артистов Мариинского театра. Руководители стали работодателями.

В старых контрактах была зафиксирована величина надбавки, получаемой из средств Гранта Президента России (тогда еще В.В. Путина). Может быть, это было и не совсем правильно, может быть, кто-то из артистов и был не доволен тем, что существовала, в некотором роде, уравниловка, но такая ситуация позволяла хоть отчасти быть уверенным в заработной плате. Бездумно подойдя к хорошей инициативе руководства страны «повышение результативности и качества работы» новая система превратилась в фарс и привела артистов к полной рабской зависимости.

Или так было задумано? Бесконтрольность руководства в театре - главная причина несправедливости. Вы сами понимаете, профсоюз это нано-величина, хотя представитель профсоюза от балетной труппы иногда добивается возвращения отнятого выходного и приводит всю труппу в истерическое состояние. Да и вообще, новый контракт – это особая статья. В нем, между прочим, черным по белому написано, что у артистов 6-ти дневная неделя с одним условным выходным днем. Это, в каких таких Законодательных актах есть определение - «условный» выходной день?! Из-за бездарного руководства очень часто случается, что выходной день переносится на неопределенный срок. А это единственный выходной, за который артист балета должен решить все житейские проблемы. А семья, дети…?. Артисты же не в безвоздушном пространстве живут, даже те « …которые приходят по выходным дням и занимаются самостоятельно. Они фанатики. Не замечают ничего, кроме балета» - выдержка из интервью г-на Фатеева. Это пока они 1 или 2 года работают. А про выходные дни на гастролях - вообще смех сквозь слезы. Теперь день вылета и день прилета считается выходным днем! У артиста нет даже возможности адаптироваться к другому временному поясу. Прилетел, на следующий день – генеральная репетиция и спектакль. Вернулся, на следующий день с утра на урок и вперёд. Куда – в могилу?

Самая большая проблема, как всегда, человеческий фактор. Как могут один, два человека беспардонно распоряжаться судьбами и жизнями такого коллектива. Раньше минимум 10 человек решали, друг друга контролируя. Было относительно справедливо! Соблюдалась Конституция. Это не высокие слова. Для артиста балета, как впрочем, и для любого артиста, жизнь – это сцена. Если ты не выходишь на сцену по независящей от твоих профессиональных способностей причине, возникает естественный вопрос – ПОЧЕМУ? И дать ответ тебе на этот вопрос должно твое непосредственное начальство. В этом случае авторитет нравственно-профессионального руководства (талант) должен быть такой высокий, чтобы каждый балетный артист мог быть уверен в адекватной оценке своих профессиональных качеств. Всё должно быть подчинено требованиям профессии и «ничего личного». То, что сейчас происходит в театре, не поддается никакой логике. Уровень труппы падает, об этом скажет любой зритель, а не только балетный критик или артист. Всё очевиднее становится отсутствие концепции развития балета в театре. А кто будет об этой проблеме думать: г-ну Гергиеву не до балета – он занят более глобальными проектами, а главного балетмейстера или художественного руководителя балета как не было, так и нет.

Искусство, как театральное, так и балетное – дело тонкое. Какие критерии оценки качества исполнительского мастерства? Кому-то нравиться одно, а кому-то совершенно другое. В классическом балете есть каноны, которые дают возможность оценить профессионализм артиста балета. При всех равных «качественных и количественных» показателях, все артисты разные, но все они (артисты Мариинского театра) высокие ПРОФЕССИОНАЛЫ, иначе, зачем руководство их отбирало из многих студентов Академии или отбирало по конкурсу артистов на работу в театр? Так и оценивать их труд надо, как высокопрофессиональный, а не как секретарш или уборщиц в офисе (хотя труд тоже не простой). Введение «новой» формы оплаты, по мнению специалистов, разрабатывающих эту концепцию, должно было привести не только к «повышению результативности и качества работы», но и к увеличению заработной платы. Действительно, у незначительного количества артистов зарплата выросла значительно, а большинство артистов очень сильно пострадали, не снизив при этом свои профессиональные качества и не отказываясь от работы. Их просто отстранили, взяли у них часть зарплаты и перераспределили среди удобных. В Мариинском театре нет артистов, которые «едят чужой хлеб». Еще раз скажем – все работают с полной отдачей, а если найдётся один пример, так надо ставить вопрос об уходе работника перед коллективом и перед худсоветом труппы.

Нет секрета в том, что и на пенсию артисты балета имеют право выйти в 40 лет мужчины и женщины не за «красивые глаза». Как правило, к концу своей творческой карьеры 90% артистов имеют тяжелые профессиональные заболевания, связанные с травмами опорно-двигательного аппарата. Нет нужды говорить о том, сколько стоит сейчас наша бесплатная медицина. Кстати, во время зарубежных гастролей для артистов балета оформляется почему-то не рабочая, а туристическая страховка, которая естественно не сможет покрыть расходы на лечение, если артист получит травму. Экономия на здоровье человека.

Заканчивая службу в таком возрасте, редко кто успевает получить дополнительное образование. Это связано, в первую очередь, с «ломаным» графиком работы в течение всего рабочего времени (обязательный утренний урок, дневные репетиции, утренние и вечерние спектакли и один выходной день). Некоторым удается получить дополнительное педагогическое образование в Академии Русского Балета, которую заканчивали ранее. И то, слава Богу, что руководство Академии идёт иногда на какие-то уступки работающим артистам в плане посещаемости. Иначе не будет профессиональных студентов.

Безусловно, изначально получая профессию артиста балета, нужно быть готовым и к травмам, и к сложному графику, и прочим «удовольствиям» этой профессии. Но, нельзя забывать о том, что это искусство совмещено с огромными человеческими затратами не только на физиологическом, но и на морально-психологическом уровне, и эти затраты должны быть достойно компенсированы.

Что уж говорить о планировании личной жизни. Об этом не может идти и речи в таких условиях. А проблема балерин, которые готовятся стать мамами? Нет возможности балерину перевести на лёгкий труд на время ожидания ребенка, ну не могут женщины в это время танцевать. В советское время такой балерине ежемесячно выплачивался средний заработок до её возвращения на сцену. А теперь они получают базовый оклад. Нашли на ком сэкономить. Господи! Да их по пальцам можно пересчитать – будущих мамочек Мариинского театра.

Рабский труд, казалось, у нас отменен давным-давно. Так вот, табличка - «РАБЫ», висит на шкафчике в одной из мужских гримёрок. И висит она не без оснований! Мариинский театр это ХРАМ искусства. Как во всяком храме в нём тоже есть РАБЫ, но.

Попадая в этот ХРАМ высокого искусства, артист постепенно превращается в раба, полностью зависящего от зачастую предвзятого мнения непосредственного начальника. О каком творческом росте можно говорить, если был Приказ, запрещающий репетировать партии, которых нет в репертуаре артиста, но которые он хотел бы станцевать, т.е. если артист хочет подготовить какую-то партию (из текущего репертуара театра) самостоятельно для возможного участия в том или ином спектакле, он это сделать не имеет права. Он должен сначала получить разрешение на возможность попробовать, а потом уже получить репетиционное время. Что уж говорить о подработке на стороне. Заработать в театре не всегда получается (в связи с новой формой оплаты труда), так тебе ещё и подработать не дадут. «Не пущать!» или «договориться» с начальником. Ещё одна фраза из интервью Фатеева: - «С личными гастролями у нас больших проблем нет. Этот вопрос решается достаточно мирным путем. Во всяком случае, пока». Речь, конечно, идет о солистах. А куда «бедному крестьянину податься»? Что делать артисту кордебалета или корифею, если ему предложили что-нибудь станцевать на другой сцене или принять участие в съёмках? Почему надо прятаться, выдумывать какие-нибудь больничные. В нашей стране совместительство не запрещено и работать по контрактам в других местах тоже. Что за феодализм? Можно привести ещё одну выдержку из интервью Фатеева: «Мне и хочется, чтобы все, кто работает в труппе, любили свое дело. Чувствовали, что руководителю с ними интересно. (А как насчет мании величия?-прим. авт.) Таких людей немало. Я вижу девочек, которые приходят по выходным дням и занимаются самостоятельно. Они фанатики. Не замечают ничего, кроме балета. Мне кажется, это здорово. Русская балетная школа славится именно своей духовностью. Одухотворённостью. Тем, что дыхание неземное исходит со сцены в зрительный зал». Как хорошо любить девочек или мальчиков, которые не замечают ничего кроме балета. Как замечательно сказано, особенно про фанатизм и духовность и дыхание неземное, но кушать-то хочется всем, даже, как, ни странно, балеринам. А через год или два они получают травмы, за них работают старшие артисты, и их фанатизм на этом заканчивается. Ситуация, сложившаяся в театре вызывает у артистов уже не любовь, а недоумение и отвращение. О какой «одухотворённости» можно говорить, когда психологическое напряжение, вызванное бездарным руководством, достигло «точки кипения». О каком ТВОРЧЕСТВЕ можно говорить, о какой «эффективности и повышении качества»?

Еще одно интересное наблюдение: Юрий Фатеев в своем же интервью призывает ориентироваться на западные труппы.

- «Возьмём лучшие западные компании. Там человек, получающий зарплату, качественно используется в каждом спектакле. … А у нас люди порой забывают о том, что они артисты балета, и перекладывают свою нагрузку на плечи других. (Это кто интересно перекладывает? Очень бы хотелось, чтобы уважаемый г-н Фатеев назвал их поимённо. Вызывают возмущение такие инсинуации. Впечатление, что г-н Фатеев о каком-то клубном коллективе любителей рассуждает. – прим. авт.) Раньше у нас была действенная система переизбрания. Раз в пять лет собиралась комиссия, состоящая из балетмейстеров-репетиторов, педагогов, представителей руководства. И если комиссия считала, что человек не соответствует профессии, его могли просто уволить. Сейчас, если артист достиг 38 лет, ему можно предложить уйти на балетную пенсию. Но и это не всегда срабатывает: по российскому законодательству можно трудиться до шестидесяти».

Это кто, интересно, танцует после выхода на балетную пенсию? А поимённо? Жаль, нет комиссии для оценки работы такого начальника.

Разве можно сравнивать западные балетные труппы, да ещё и лучшие, с нашим театром. Представляете, какая там заработная плата, какая социальная защита, какой там профсоюз, какие страховки и пр. Ну и потом, Государственных трупп за рубежом крайне мало, в основном частные. Мариинский театр – театр федерального подчинения, т.е. самый, самый ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. Кто-нибудь из артистов «Ковен-Гардена» или «Нью-Йорк сити балет» живет в общежитии, проработав в государственном театре более 10 лет, и не потому, что ему это нравиться, а потому, что нет денег на покупку простой однокомнатной квартиры. В России многие артисты кино, снимаясь в рекламе, могут позволить себе запросто квартиры покупать. Порадуемся за них. А как быть с гордым званием АРТИСТА МАРИИНСКОГО ТЕАТРА? Как ощущать себя наследником великого русского - советского балетного искусства? Как чувствовать себя представителем ЛУЧШЕГО БАЛЕТНОГО ТЕАТРА В МИРЕ, когда ты подходишь к расписанию и считаешь – хватит тебе денег до следующей зарплаты на пропитание, а не на нормальную человеческую жизнь или нет. Одно издевательство.

С уважением и надеждой на Решение этих проблем сегодняшних правителей нашей страны.

Читайте также: