Какая зарплата у эрнста константина

Опубликовано: 26.09.2024

Константин Эрнст с деньгами

Константин Львович Эрнст гордо стоит «у руля» Первого канала с октября 1999 года. Несмотря на различные проколы, включая нераскрывшееся кольцо сочинской олимпиады, работа менеджера вполне устраивает кремлёвскую администрацию. Более того, Константину Львовичу выдан карт-бланш на самые смелые телевизионные и киноэксперименты. Гендиректор-трудоголик посвящает им всё своё время. При этом мало кто знает, сколько зарабатывает Константин Эрнст за организацию работы телеканала, запуск новых проектов и освещение на экране происходящих в стране событий.

Работа на Первом канале

Константин Эрнст с Владимиром Путиным

Константина Львовича можно считать долгожителем отечественного телевидения. На свой нынешний пост он заступил 20 лет назад. За пару прошедших десятилетий Эрнст запустил не один десяток новых программ, предложил совершенно новый принцип формирования телевизионной сетки и анализа пристрастий зрителей.

Информация о доходах руководителя Первого канала строго засекречена. Эксперты полагают, что официальный ежегодный заработок гендиректора не превышает 10 млн рублей. На практике суммы несколько выше.

На величину выплат влияют очередные проекты, которым был дан «зелёный свет» при участии Константина Львовича, а также показатели прибыли телеканала на рекламе, а они остаются довольно высокими, несмотря на наметившееся снижение.

Критики Эрнста утверждают, что при запуске каждой новой передачи Константин Львович чётко просчитывает, какую финансовую отдачу он лично будет иметь с этого начинания. «Относится к Первому каналу как к своей вотчине» — пожалуй, таково главное обвинение, которое периодически звучит в адрес генерального директора.

Чем ещё занимается

Эрнст с женой

На первый взгляд может показаться, что управление Первым каналом не оставляет Эрнсту возможностей для дополнительного заработка. Но это не так. 58-летний генеральный директор выкраивает в своём графике время на:

  • общественную работу;
  • написание сценариев;
  • участие в создании кинофильмов;
  • организацию важных для страны мероприятий.

Премии и награды

Эрнст с поднятыми пальцами

В январе 2018-го Константин Львович Эрнст вошёл в число получателей премии Правительства РФ. Так в российском Белом доме отметили работу телевизионного деятеля по организации различных важных государственных телевизионных трансляций, в частности, прямого эфира с военно-морского парада в Санкт-Петербурге в 2017 году.

Эрнст неоднократно становился обладателем и других престижных наград с полагающимся к ним денежным вознаграждением.

В среднем размеры премий составляют от 250 до 500 тыс. рублей. Это разовые выплаты, которые, впрочем, не столь редки для профессионала, обладателя нескольких «ТЭФИ», орденов, медалей и благодарностей.

Эрнст на фоне киноэкрана

Константин Львович — продюсер сразу нескольких громких кинопремьер последних 20 лет. При его участии на экраны страны вышли такие картины:

  • «72 метра»;
  • «Ирония судьбы. Продолжение»;
  • «Турецкий гамбит»;
  • «Викинг»;
  • «Дневной дозор»;
  • «Ночной дозор».

«Дозоры» позволили Константину заработать славу успешного кинопродюсера не только в России, но и в Штатах, где также проявили интерес к экранизации романов Сергея Лукьяненко.

Кроме того, Эрнст стал одним из инициаторов создания отечественного байопика «Высоцкий. Спасибо, что живой», сделавшего хорошую кассу в прокате, а, значит, позволившего пополнить свой кошелёк и продюсеру фильма.

Не секрет, что доход только от одной успешной картины может составлять несколько миллионов долларов.

Выгоду приносит и продюсирование телевизионных сериалов, которых в послужном списке Константина Львовича немало:

  • «Брежнев»;
  • «Гибель империи»;
  • «Есенин»;
  • «Паук»;
  • «Саранча»;
  • «Троцкий».

Организация мероприятий

Константин Эрнст — организатор зимних Олимпийских игр в Сочи

Руководитель Первого канала заслужил репутацию талантливого организатора торжественных церемоний. Вершиной его мастерства стал старт зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года. Здесь Эрнст выступил не только продюсером, но и автором сценария. Работа получилась качественной, за неё Константин Львович был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, который гендиректор получил лично из рук Владимира Путина.

Оценили креатив от Эрнста и иностранцы. Например, представители южнокорейского Пхёнчхана попросили Константина Львовича стать их консультантом при подготовке церемоний открытия и закрытия Олимпиады-2018.

Информация о гонораре за работу над этим и аналогичными проектами также держится в секрете. Но речь может идти о нескольких миллионах рублей, ведь цена успеха, равно как и неудачи, очень высока.

Константин Львович Эрнст имеет репутацию профессионального телепродюсера, автора сценариев и ведущего. Сегодня имя, заработанное благодаря успешным программам и фильмам, работает на него, принося неплохое вознаграждение и расширяя спектр возможностей.

  • Автор: MVS
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

9 месяцев назад

каждый раз, включая ТВ, у меня появляется желание пристрелить эрнста, который сделал из своего поста свою кормушку.

конченный конкретно человек интересно что его ждет на том свете

Русь-Русия * РУСия-Матушка, ты спишь? – А дирижируют евреи, Оркестром антирусских пений, Не понимая, ты, – молчишь, Не излучая изъявлений, – Бужу тебя: – скорей проснись: Не выдавала разрешений – Согласия, на извращения, Но, и, Протеста, – разозлись Сбросив желающих соития, С тобой, во скоп иудо-зрителей – Встань во весь рост и распрямись, Дай наотмашь поработителям, По-русски крикнем – за…бись, – Слава Руси – Освободителям! Евразия – в руках Спасителей – Народа Русов – Учредителей, Спокон-веков была и есть! И будет, на Правах Властителей Мира – объявится Хранителем, По-русски скажем: – Оглянись! – Освободили Мир от измов, От всяких, до иудаизма, Пой и танцуй, но не молись, – Свободен Мир и от нацизма, Родоплеменного эгоизма, Расо-этнических каприз… РУСии-Матушки – народам, Не осознав, придёт пи…сец! Все испытали плеть фашизма, Пряник евреев извратизма, Пора и выводы – вконец – Развеять флаг РУСи-РУСии, РУСов Республики, отныне, Народа-НАЦИИ внести, По всей Евразии снести Сепаратистские симптомы! Рассадим по местам воров, Не столь, известно-отдалённым! Желающим – дверь за кордон, И, заживёт Страна изгоев Несостоявшихся, по воле Синедриона мудрецов, И англосакской, блин, короны, Заморской – США – породе Сефардов – мировых истцов… Отечества – РУСии Сила: – Встань на защиту сердцу милого Пространства Родины, прошу! Начни с Москвы и Петербурга, И, с Украины, БелоРУСии, – Три ветви РА объедини ВеликоРУСов, БелоРУСов А МалоРУСов – отдери, Метлой из русской крапивы, Чтоб Малая не смела ветвь, Подвергнуть Ствол и Крону Древа Смерти, по факту расчленения, Изъять из рук нерусский меч, – От Изначалья – Древо Вечно! Так образумь Малую встречным Проходом Сил РУСии Млечным Залей бесплатным молоком И, накорми насущным хлебом, Пред – выпори крапивной мерой, И, навсегда им рот заткни, Советской Армии Примером! * 07.06.2019, г. Москва, река «Десна», (без редакции – экспромт)


Иллюстрация: sputnik.tj

Закончился очередной конкурс Евровидения. Странное мероприятие, заставляющее вспомнить слова А. С. Пушкина: «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь; не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку».

Есть вокальные конкурсы, скажем в Сан-Ремо, был такой в Сопоте… Но назвать Евровидение вокальным конкурсом… Да, было такое, но в последнее время конкурс стал, с одной стороны, политизированным мероприятием, венцом которого явился отказ Украины пропустить в страну российскую исполнительницу Юлию Самойлову. А с другой — то, что исполнила в 2018 году победительница из Израиля Нету Барзилай, музыкой назвать язык не поворачивается. Собственно говоря, нынешнее Евровидение — это такая сельская дискотека, где каждый выделывается, как может. Кто в чертей оденется, кто, отрастив бороду, платьишком прибарахлится, кто из рояля вылезет, кто повизжит, кто…

Простите, но вспоминается тот же Александр Сергеевич: «Один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой, здесь ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный и гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукот». Поэтому само участие России в этом конкурсе, мягко говоря, вызывает много вопросов. Среди них главный — «Оно тебе надо?» Уж сколько раз твердили миру, а точнее, российскому миру телевидения: зачем нам этот конкурс? Бородатых дам у нас нет, ибо все же мы живем в 21-м веке, а не в 19-м, когда Энни Джонс и ей подобные выступали в цирке Барнума; звезды российские не разъедаются до размеров той же Барзилай или Дестини из Мальты; да и российских исполнителей хард-рока, типа победителей нынешнего года, в России никто на Евровидение не пошлет.

И вот тут ключевой момент — а кто у нас посылает на Евровидение? Вообще послать можно кого угодно и куда угодно — это в России может каждый. Но вот послать кого-то на евротусовку фриков — тут нужно быть поистине всемогущим. Как непотопляемый директор Первого Константин Эрнст! Тут недавно EADaily провело опрос: «Считаете ли вы работу Первого канала благом для России?». Да, ответили зрители, считаем. Правда, таких оказалось всего 3%. Вдумайтесь: если 3% зрителей считают работу Первого канала благом для своей страны, то значит 97% зрителей считают, что работа Первого приносит стране вред?

Например, канал перегружен довольно дебильными ток-шоу с перетряхиванием грязного белья актеров, главный герой половины передач на Первом — тест ДНК, поэтому канал демонстрирует ходульные, картонные киносериалы (в одном из таких главную героиню сыграла жена Константина Львовича). На Евровидение отправляют «певицу», за которой стоит «большой» человек, дальний родственник семьи. Он-то и раскручивает Манижу. И начинается, как говорили в мое время, «цирк на дроте»: Манижу внезапно «выбирают телезрители».

Какие такие телезрители, если о ней практически никто не слышал? Кто она такая? Певица, практически не выступавшая на большую аудиторию, но которая выступает против домашнего насилия, поддерживает ЛГБТ-сообщество, представляет Россию в ООН по делам беженцев (кто ее туда выбрал) и называет себя «человеком мира». По-видимому, под телезрителями Константин Эрнст подразумевает себя и своих сотрудников. Кстати, подавляющему большинству «до фени», кто Манижа по национальности. Советская эстрада никогда не делила певцов по национальностям, и все они и пели в России, и представляли СССР во всем мире. И никто за границей не воспринимал, скажем, Ротару или Вайкуле как украинку или латышку. Но теперь для раскрутки и хайпа начали хвататься за то, что кто-то якобы обвиняет Манижу в том, что она таджичка.

Это глупость. Она просто очень средняя певица, с очень плохой песней (например, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко просто назвала эту песню бредом). Манижа и весь окружающий ее коллектив надеялись, что можно будет проскочить на своей экзотичности, отвязности, драйве. Как это уже было не раз на Евровидении. Но получилось, как говаривали в годы моей молодости, «непроханже». Фокус не удался — факир был пьян. Оказывается, за год искусство для малолеток сильно ушло вперед.

Господи, а как толкали Манижу! Как сопели и пыхтели. Прям по анекдоту: муж неожиданно вернулся, любовник спрятался под кровать, ребенок заглядывает: «Что, не дышишь? А как дышал!» Вот и Первый канал — как дышал, как дышал! И прогнозы, что победит, и высказывания экспертов, что лучше Манижи не было. И маму показывали, и бабушку, и команду всю, и костюмы. Я вот даже записал предсказание «выдающегося» нумеролога: «Нумеролог Клара Кузденбаева, некогда предсказавшая бронзу Сергея Лазарева на Евровидении и попадание Полины Гагариной в тройку лидеров конкурса, дала прогноз для Манижи. „Она все-таки войдёт в тройку победителей“». Провидице теперь надо съесть собственную шляпу и заткнуться навеки.

Но вот пришел финал и оказалось, что «король-то голый». Платьице, которое скроили Эрнст и компания, оказалось далеко не новым барахлом. Самое забавное, что Первый канал не унывает — они теперь рассказывают, что нахождение в десятке — это несомненная победа. А если бы было 15-е место, говорили бы про двадцатку, наверное… Такое поведение заставляет вспомнить старый анекдот, где есть такая строчка: «Смотрите, весь обкакался, а как головку держит!».


фото Славы Филиппова для GQ

Накануне открытия Олимпиады в Сочи, поздно вечером, Владимир Путин заехал на стадион «Фишт», специально чтобы поздравить с днем рождения креативного продюсера церемонии, генерального директора Первого канала Константина Эрнста. «Спасибо вам и вашей команде», — сказал президент, незадолго до этого встречавшийся с Эрнстом наедине. Особое положение главы Первого и его непростой характер у многих вызывают недовольство, слухи о его отставке появляются дважды в год. «Эрнст обратился к гаранту, и гарант ему сказал: «Пока работайте», — интерпретирует итоги встречи один из участников рынка.

Цена вопроса

Генеральный директор «Красного квадрата» Илья Кривицкий утверждает, что сделка была денежной, причем оценка превысила рыночную. При объявлении о продаже впервые официально прозвучало, что единственным владельцем компании, крупнейшего производителя программ для самого главного в России телеканала, является Лариса Синельщикова, бывшая гражданская жена Эрнста.

Сам Эрнст, по словам источника на Первом канале, знал о готовящейся сделке с Ротенбергом, но никакой финансовой выгоды от нее не получил. Участники рынка в этом сомневаются. «Красный квадрат» идеологически — компания Эрнста, — говорит один из них. — Любой чайник, включенный там, — его идея». Другой вспоминает, что, когда Александр Роднянский, которому Эрнст помог в свое время перебраться в Москву из Киева, заработал большие деньги на IPO «СТС Медиа», Эрнсту было обидно. Сделка по «Красному квадрату» — возможность оценить наконец его заслуги в деньгах. Глава Первого канала отказался от общения с Forbes для этой статьи.

Вероятно, за продажей «Красного квадрата» стояло и желание обезопасить компанию от слишком пристального внимания извне. «Хотя мы занимаемся реальным производством, всех интересует почему-то только семейственность», — говорит Илья Кривицкий. Источник на рынке говорит, что сделка была мотивирована и политически: «Это сигнал всем, что «Красный квадрат» не частная лавочка и не карманная компания и что к позиции Эрнста теперь не придерешься».

Рука Эрнста

Валдис Пельш катается на ялтинской канатной дороге, Арина Шарапова прогуливается по набережной в Коктебеле, Дмитрий Харатьян дирижирует оркестром на площади Симферополя. «Мы расскажем и покажем, как живет сегодня Крым», — сообщал рекламный ролик Первого канала, анонсируя документальный сериал «Остров Крым». В эфир его пустили 7 апреля, всего через три недели после того, как жители полуостра высказались за присоединение к России.


Проект начали снимать сразу после референдума — в Крым выехали несколько съемочных групп, частично сценарий дописывался на месте. За производство «Острова Крыма» отвечал «Красный квадрат». Компания не первый раз запускает проект «с колес», без долгого согласования со всеми инстанциями на канале. Гендиректор Илья Кривицкий признается, что часто начинает работу над заказами до того, как подписаны все контракты или заплачены деньги. Такая неформальная схема взаимоотношений с продюсерскими компаниями существует не только на Первом — без нее каналы не могли бы делать живое телевидение.

Компания была создана в 2007 году Ларисой Синельщиковой при активном участии Эрнста, на тот момент ее гражданского мужа. Ранее Синельщикова возглавляла телекомпанию ВИД, которая была основным поставщиком программ Первого канала. Зачем понадобилась новая компания? Каналу нужен был эффективный современный производитель, который может обеспечить низкие цены и большой поток, а ВИД не хотел меняться, объясняет Кривицкий.

С самого начала «Красный квадрат» «имел форму и амбиции независимой производящей структуры», говорит Александр Кессель, первый гендиректор компании, проработавший на этой должности около года. Людей переманили из того же ВИДа. «У нас были талантливые люди, которым другая компания предложила больше денег», — вспоминает Александр Любимов, основатель ВИДа, ныне член совета директоров РБК. В «Красный квадрат» перекочевали и многие успешные проекты и ВИДа, и других производителей — «Последний герой», «Фабрика звезд», «Кто хочет стать миллионером?».

Новые дорогие проекты тоже заказывались, по словам Любимова, именно «Красному квадрату», в итоге объем производства ВИДа сильно сократился, а новая компания начала быстро расти.

В «Красном квадрате» 90% выручки обеспечивает производственная студия. Помимо нее в группу входят рекламное агентство «Мандарин», которое продает спонсорскую и интернет-рекламу на Первом, компания по дистрибуции прав «Изюм» и интернет-компания «Гранат», которая делает официальные сайты для ряда развлекательных программ. Контрольный пакет во всех принадлежит теперь Ротенбергу.

«Красный квадрат» заточен персонально под Эрнста, под его личное видение Первого канала», — говорит в интервью Forbes Сергей Васильев, гендиректор Vi («Видео Интернешнл», селлер Первого канала). Как рассказывают в «Красном квадрате», Эрнст утверждает все их программы — от кастинга и до названий. Если проект ему нравится, компания может сразу снимать эфирные пилоты. Эрнст участвует в обсуждениях проектов и сторонних производителей. «Когда ты знаешь, что над этим 15 минут подумал Эрнст, уверенности в продукте больше», — признается Александр Акопов, чья компания «Амедиа» снимает для Первого сериалы. Первый канал может отдавать «Красному квадрату» более дорогие и перспективные проекты, но предъявить какие-либо формальные претензии ему сложно. «Конечно, независимые продюсеры скажут, что им платят меньше, чем «Красному квадрату», — говорит бывший сотрудник компании. — Но «Красный квадрат» всегда может объяснить свои цены тем, что у них самый крутой режиссер или продюсер. Факт остается фактом: «Квадрату» не нужно ужиматься и выживать». Компания может позволить себе долго ждать оплаты, задержка платежей для крупных каналов — распространенная практика. За 2013 год долги Первого перед производственными компаниями выросли почти вдвое, с 2,9 млрд до 5,4 млрд рублей. На главного кредитора, «Красный квадрат», приходится 1,6 млрд рублей.


Разрыв отношений между Синельщиковой и Эрнстом на бизнес не повлиял. Более того, в прошлом году объем производства для Первого вырос.

Напряженные отношения

«Красный квадрат» казался привлекательным активом не только Ротенбергу. За год до сделки о покупке «Красного квадрата» задумались в окружении Юрия Ковальчука, главного медиамагната путинской эпохи, владельца «Национальной Медиа Группы» (НМГ). Сделка выглядела вполне логичной — в 2010 году аффилированная с миллиардером компания «Согаз» стала акционером Vi, а через год Ковальчук появился на канале, выкупив у структур Романа Абрамовича 25% акций.


Приценивался Ковальчук и к «Красному квадрату»: компания PwC по заказу НМГ провела аудит «Красного квадрата», но сделка не состоялась. «В тот момент бизнес-структуры Юрия Ковальчука активно приобретали каналы-вещатели, и, возможно, продакшн-компании не рассматривались как приоритетные, — отвечает в письме на вопрос Forbes Лариса Синельщикова. — В любом случае мы прошли полный due diligence и остались абсолютно довольны друг другом». В структурах Ковальчука — компаниях НМГ и «АБР Менеджмент» — вопрос Forbes о причинах отказа от покупки «Красного квадрата» оставили без ответа. Возможно, он просто не решился покупать еще один актив, тесно связанный с Эрнстом. Банкиров могли смутить и особенности отношений «Красного квадрата» и Первого — когда производственная компания снимает проект за свои деньги и лишь потом подписывает контракт.

После появления «Согаза» в капитале Vi Эрнсту, как говорит один из участников рынка, «пришлось объяснять некоторые аспекты своих отношений с селлером на разных уровнях, включая самые высокие». Первый и Vi вместе уже 15 лет, и гендиректор Сергей Васильев рассказывает, что ни с кем из руководителей каналов не общается так плотно, как с Эрнстом: они встречаются еженедельно.

Эрнст всегда внимательно следил за поступлением денег на канал — 90% выручки обеспечивает прямая реклама. Рекламные доходы Первого постоянно растут, хотя и не очень быстро (за 2013 год общая выручка составила 29,6 млрд рублей, годом ранее — 29 млрд рублей). Если надо, Эрнст всегда готов был лично встречаться с рекламодателями, объяснять свою позицию. «Мы используем оружие под названием Эрнст, чтобы отстоять выгодные нам условия либо максимально подчеркнуть важность этого клиента для нас», — говорит коммерческий директор Первого канала Петр Шепин. «Иногда по нескольку часов спорили», — вспоминает Давид Якобашвили, встречавшийся с Эрнстом в бытность главой «Вимм-Билль-Данна». По его словам, на этих встречах глава Первого вел себя жестко и чаще всего добивался своего.

Другие рекламодатели рассказывают, что были случаи, когда Первый канал в одностороннем порядке повышал на 5–10% цены по уже заключенным договорам. На Первом это опровергают. «Можно, конечно, спорить, не соглашаться, сокращать бюджеты, но альтернатив не так много, если мы говорим о больших рекламодателях с продуктами массового спроса, которым нужна качественная аудитория с охватом по всей России», — говорит представитель крупного рекламодателя. Один из самых ярких примеров — отказ Procter & Gamble в начале 2008 года размещать рекламу на Первом из-за повышения цен. Эрнста не смутил ни уход рекламодателя, ни протесты «Видео Интернешнл» — последнее слово в обсуждении спорных вопросов или цен на год всегда было за ним. P&G вернулась через полгода.

Устраивает ли такая ситуация Ковальчука? Инвестиции в Первый оказались гораздо менее прибыльными и прозрачными, чем в «СТС Медиа» (убыток Первого составил около 1 млрд рублей против 5,1 млрд рублей прибыли «СТС Медиа» по 2013 году). «Недовольство Ковальчука можно объяснить: им дали купить компанию, которая не приносит особых денег и на которую невозможно влиять изнутри», — говорит источник на медиарынке.

Последний герой

Все на Первом канале, как и в «Красном квадрате», выстроено в соответствии с видением Эрнста. «Когда он уезжал в отпуск, все, конечно же, расслаблялись, — рассказывает бывший сотрудник Первого. — Но не проходило и трех дней, как нам говорили: Эрнст вернулся, завтра все на летучку». «В Эрнсте живет художник, он реально телевизионный человек, — говорит бывший глава холдинга «ПрофМедиа» Рафаэль Акопов. — Он болеет за телевидение, рассматривает его в первую очередь как искусство, а уже потом, возможно, как средство промывания мозгов».


Георгий Цыпин, художник-постановщик церемонии открытия Олимпиады, рассказывает, как Эрнст отстоял шоу, которое оказалось существенно дороже ожиданий. «Мы с Болтенко (Андрей Болтенко, главный режиссер Первого канала, — режиссер церемонии. — Forbes) были готовы упрощать или выкидывать какие-то вещи, но Эрнст спас церемонию, — рассказывает Георгий Цыпин. — Решение денежных вопросов он взял на себя — я никогда в этих встречах не участвовал, но знаю, что он дрался за наши идеи и, следовательно, за их финансирование. Только у него есть достаточно влияния и мужества, чтобы взять на себя эту ответственность». Такое упорство было вознаграждено: Владимир Путин, комментируя церемонию открытия Олимпиады, заметил, что она была недешевой (только официально на церемонии открытия и закрытия было выделено 1,6 млрд рублей), «но стоила того».


На Первом канале, в своей вотчине, Эрнсту, безусловно, средства находить проще. «Такой бухгалтерии или строгой отчетности, которые есть на СТС или на ТНТ, на Первом канале никогда не было», — говорит бывший сотрудник Первого. «Коммерсант в Эрнсте вторичен, — говорит Сергей Васильев. — Но при этом у него есть четкое понимание, что деньги берутся не из тумбочки и что их нельзя бездумно тратить на реализацию собственных творческих амбиций». К деньгам как к показателю личного статуса Эрнст, по словам знакомых с ним людей, относится достаточно индифферентно. Не носит дорогих часов или украшений, iPhone у гендиректора Первого канала появился только несколько месяцев назад, во время Олимпиады.

Как говорит Петр Шепин, он избегает лишний раз просить финансовой помощи у государства. В 2008 году Шепин подготовил для Первого антикризисный план, и в одном из его вариантов значительно увеличивались государственные субсидии: «Эрнст сказал: «Если можно не просить, давай не просить». Ему важно лично отвечать не только за победы, но и за проблемы. Безусловно, он человек системы, но в отличие от большинства ее представителей, он ее не использует в своих интересах».

Сейчас Первый, как и другие общероссийские общедоступные каналы, получает от государства субсидии на распространение сигнала в городах с населением менее 100 000 человек. В 2013 году эти субсидии составили 3,7 млрд рублей (в 2007-м — 895 млн рублей). У канала НТВ меньший технический охват, и он получает меньше субсидий — за 2013 год всего 705 млн рублей. ФГУП ВГТРК, у которого другая структура и другая система затрат, по сведениям газеты «Коммерсантъ», получил за последний год более 19 млрд рублей.

Других постоянных и крупных субсидий Первый не получает. Хотя Эрнст не ставит прибыль главной своей целью, ему, очевидно, важно оставаться в плюсе — коммерческий успех делает его позиции более сильными по сравнению с другими государственными каналами. Играют роль и личные амбиции. «Ему действительно круто быть главным коммерческим каналом Восточной Европы», — говорит Шепин.

Будучи человеком системы, Эрнст всячески старается подчеркивать свое особое в ней положение. Эрнст иногда фрондирует своей самостоятельностью, например, когда вопреки требованиям депутатов Госдумы отказался уволить Владимира Познера. Он в меньшей степени, чем руководители других крупных СМИ, заинтересован в выстраивании дипломатических отношений с представителями разных ветвей власти. «Эрнст никого не слушает, в том числе и во власти, игнорирует звонки с просьбами и требованиями, и это очень всех раздражает, — говорит источник, близкий к руководству Первого. — Он считает, что у него есть только один руководитель, и он ему абсолютно лоялен». Источник в правительстве подтверждает, что «снять Эрнста может только один человек».

Эта лояльность помогает Эрнсту противостоять давлению со стороны менее крупных начальников. Из-за нее же он в итоге и не отступает от генеральной линии партии. «Пропаганда на Первом канале, конечно, не так бросается в глаза, как у Киселева или на НТВ, но зато она более эффективна», — говорит один из участников рынка.

Из-за желания вести собственную игру у Эрнста всегда было множество могущественных недругов от руководителей конкурирующих госканалов до людей в Администрации президента — именно там, как говорит источник Forbes, в прошлом году обсуждалась отставка Эрнста.


Впрочем, слухи о его отставке возникают два раза в год — источники на рынке говорят, что, как правило, речь идет о подковерных интригах, а не о действительном недовольстве его работой.

«Как государственного менеджера Эрнста могут уволить в любой момент, — говорит Сергей Васильев. — Но зачем? Я не очень себе представляю, кому от этого может быть реальная польза и кто сегодня может лучше управлять Первым каналом, чем он».

Найти формальный повод для атаки на Первый несложно — например, можно упомянуть выплату дивидендов в меньшем размере. Как компания с госучастием Первый канал должен платить дивиденды в размере 25% от прибыли, но он систематически платит меньше — за 2012 год, к примеру, заплатил всего 5%. В письме Эрнста на имя премьера Дмитрия Медведева, процитированного газетой «Известия», сам гендиректор канала объяснил этот факт тем, что его канал нацелен в первую очередь не на получение прибыли, а на создание «единого социально-культурного и информационного пространства в стране».

Однако перевести формальные претензии в настоящую административную интригу против Эрнста очень сложно, пока ему доверяет Владимир Путин.

Новое развитие

Аркадий Ротенберг давно искал выходы на медийный рынок — активов, непосредственно связанных со СМИ, у него еще не


было. Как говорит официальный представитель бизнесмена Андрей Батурин, в «Красном квадрате» Ротенберг, который является владельцем хоккейного и футбольного клубов «Динамо» и спонсором автогоночной команды SMP Racing, хочет развивать в первую очередь спортивное направление.

Акционеров «Красного квадрата» эта перспектива не пугает. «Такое сотрудничество полностью соответствует стратегии развития компании, — говорит Лариса Синельщикова, впервые в ответах для Forbes комментирующая сделку по «Красному квадрату». — Не говоря уже о личных симпатиях — все, кто знает Аркадия Романовича как человека и бизнесмена, прекрасно понимают, какое это счастье и какая удача — иметь такого партнера».

Как изменятся отношения Первого канала и «Красного квадрата» после сделки с Ротенбергом? Делать прогнозы никто пока не решается. «Неважно, кто акционер. Важнее, чтобы в компании остались люди, на которых Эрнст может полагаться в реализации своего представления о программной политике канала», — говорит один из участников рынка.

Оператор во время прямого эфира программы "Сегодня" на телеканале НТВ. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Красавец-ведущий в кадре - лишь макушка айсберга. На условного Ивана Урганта или, допустим, Владимира Соловьева работает целая армия «бойцов невидимого фронта» - администраторов, продюсеров, сценаристов, операторов, режиссеров, видеоинженеров и т. п. О том, какие суммы ежемесячно поступают на банковские карты работников ТВ, «КП» на условиях анонимности рассказали несколько бывших и действующих сотрудников крупнейших российских телеканалов, а также компаний, производящих программы по их заказу. Кроме того, мы изучили резюме работников телевидения, размещенные в открытом доступе на сайте одного из рекрутинговых онлайн-сервисов. Так что цифры у нас получились хоть и неофициальные, но, смеем надеяться, близкие к реальным.

От «главного по печенькам» до шеф-редактора

С чего начать, если опыта у вас никакого, но вы юны, полны энтузиазма и бредите телевидением? С должности администратора (40-50 тысяч руб.), конечно.

«В команде ток-шоу это самая низовая позиция, куда берут без опыта, - объясняет наш источник. - Он встречает гостей, распихивает их по студиям и гримеркам, составляет списки на «проходки», отвечает за проезд машин; следит, чтобы в редакции не кончались чай-кофе-печеньки, относит кассеты в монтажку, бумаги в бухгалтерию - словом, человек незаменимый. Все так и норовят его чем-то озадачить».

Студийные операторы во время прямого эфира. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Несколько больше получает младший редактор ток-шоу (50-60 тысяч руб.) его задача - искать интересные темы для программы. Это «низовой планктон»: он разрабатывает истории, вызванивает героев - уговаривая их на съемки, может и приврать. Нужно уметь общаться с людьми, втираться в доверие. У группы младших редакторов есть «локальный начальник» - старший редактор (80-100 тысяч рублей). Его задача — креатив, концепция и личная разработка наиболее важных историй.

Заметно больше платят шеф-редактору реалити-шоу (150-250 тысяч руб.). Но надо понимать, что это надбавка за подчас круглосуточную работу: «Было и побольше, но нас же кризиснуло года три назад». Сейчас на ТВ, кстати, бум реалити, спрос на профи есть.

Над документальными программами, в изобилии предлагаемых любым каналом, трудятся продюсеры (60-100 тысяч руб) «Это «гибридная» профессия, когда ты делаешь все, - рассказали «КП». - Сначала сидишь на телефоне - ищешь истории и спикеров, сам выезжаешь на съемки, потом сидишь с видеоинженером на монтаже».

Зарплата зависит от крутизны канала, времени эфира: «Есть программы на не очень крупных каналах, где продюсерам платят 30-40 тысяч. Текучка там страшная — люди набираются опыта и уходят».

«Надо сильно постараться, чтобы заработать на ТВ меньше 50 тысяч, - откровенничает бывший сотрудник ток-шоу Первого канала. - Считается, что «шоколаднее» всего на НТВ - там стабильно, надежно и зарплаты немного выше, чем в среднем по рынку. А скромнее всего платят на «России 1». Мой друг, чтобы дотянуть до «стольника» (100 тысяч рублей. - Авт.), вынужден пахать там в двух проектах сразу».

Я б в ведущие пошел

Элита телеэфира - ведущие. Оказывается, меньше всего им платят в новостях и в утренних программах.

«250 тысяч рублей максимум! - вздыхает наш информатор с интонацией «ну и как прикажете жить на такие деньги?»

Меньше всего платят телеведущим утренних шоу и новостных программ. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Речь не о суперзвездах вроде Екатерины Андреевой, а о рядовых, но узнаваемых ведущих.

«А за что им платить? - иронизирует другой источник. - Они же читают новости с суфлера, тут много ума не надо. Ток-шоу сложнее вести. Я вел дневные новости на федеральном канале в начале нулевых. Тогда начинающим ведущим вообще платили $1700 (109 тысяч рублей по нынешнему курсу. - Авт.)».

Неплохо платят спортивным комментаторам. На портале hh.ru мы нашли объявление спортивного журналиста, автора популярного youtube-канала, в послужном списке которого работа на чемпионатах мира по хоккею и футболу, матчах Лиги наций по футболу. Его устроила бы работа с полной занятостью с зарплатой 350 тысяч рублей. При этом он не так известен, как, скажем, Дмитрий Губерниев.

Сколько платят ведущим дневных политических шоу? В Сети пишут, что доход Артема Шейнина составляет до 2 млн в месяц. «При всей их нагрузке и узнаваемости от силы 600-800 тысяч руб., - сомневается наш источник. - У его коллег рангом пониже и того меньше. Денег на телевидении сейчас немного».

Светит нам богатая звезда

Если зарплаты рядовых сотрудников ТВ известны более или менее точно, с ведущими первого эшелона все сложнее - доплата за «звездность» может быть самой разной. Как-то пролил свет Андрей Малахов - в интервью Ксении Собчак он признался, что на Первом канале ему платили $50 тысяч в месяц (3,2 млн руб.). И это, с его слов, было много меньше, чем зарплата Ивана Урганта и Владимира Познера. Впрочем, Иван Ургант сам назвал размер своих доходов в интервью рэперу Басте: около $3 млн в год, то есть 16 млн руб. в месяц. В сравнении с заокеанскими коллегами Иван - форменная беднота: американская телезвезда Эллен Дедженерес, у которой тоже свое шоу, по данным СМИ США получает $50 млн в год (то есть по 267 млн руб. в месяц, но минус налоги, конечно).

«Наша главная звезда - это Андрей Малахов. Сейчас он ведет две программы, одна из них ежедневная, плюс он сам их продюсирует. Рискну предположить, что теперь его ежемесячный доход может составлять в районе 10-15 млн руб., - считает наш источник. - Но ведущих такого калибра у нас буквально человек пять на все каналы».

Иногда ведущим платят не ежемесячный оклад, а гонорар за пакет программ или ставку за съемочный день. Это касается в первую очередь приглашенных ведущих из числа актеров кино.

«Ставка топового актера за съемки в шоу для прайм-тайма в 500 тысяч руб. в день - обычное дело, - полагает наш информатор. - Допустим, съемки идут десять дней — значит, его гонорар 5 млн рублей. Чаще платят, как у нас говорят, «аккордом»: половину суммы до съемок, половину после. 500 тысяч — ставка за день у Дмитрия Нагиева. Но за «Голос» ему могут платить меньше — тут свою роль играет, что это все-таки Первый канал, а это очень престижно».

На заре телекарьеры, утверждает источник «КП», 500 тысяч руб. за неделю работы получала Настя Ивлеева, когда ее впервые заманили из Сети на ТВ - в программу «Можно все!» на канале «Ю». Это было значительно меньше, чем главной звезде шоу — блогеру Стасу Давыдову. Позже Настя стала звездой и ТВ, и Сети, она давно зарабатывает больше, а Давыдов прозябает в Интернете, теряя просмотры.

В документальных тележурналах, научных или исторических фильмах даже ведущим-звездам предлагают не так много, как в праймовых шоу - в районе 200 тысяч рублей за съемочный день.

КСТАТИ

Кто ищет работу на ТВ

Из реальных объявлений на портале вакансий.

1. Режиссер, оператор. Работал в программах «Непутевые заметки», «Поедем, поедим!». Желаемая зарплата: 80 тысяч руб.

2. Исполнительный продюсер. Работал в программах «Большой вопрос», «Экстрасенсы против детективов», «Авиаторы». 200 тысяч руб.


Иллюстрация: sputnik.tj

Закончился очередной конкурс Евровидения. Странное мероприятие, заставляющее вспомнить слова А. С. Пушкина: «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь; не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку».

Есть вокальные конкурсы, скажем в Сан-Ремо, был такой в Сопоте… Но назвать Евровидение вокальным конкурсом… Да, было такое, но в последнее время конкурс стал, с одной стороны, политизированным мероприятием, венцом которого явился отказ Украины пропустить в страну российскую исполнительницу Юлию Самойлову. А с другой — то, что исполнила в 2018 году победительница из Израиля Нету Барзилай, музыкой назвать язык не поворачивается. Собственно говоря, нынешнее Евровидение — это такая сельская дискотека, где каждый выделывается, как может. Кто в чертей оденется, кто, отрастив бороду, платьишком прибарахлится, кто из рояля вылезет, кто повизжит, кто…

Простите, но вспоминается тот же Александр Сергеевич: «Один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой, здесь ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный и гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукот». Поэтому само участие России в этом конкурсе, мягко говоря, вызывает много вопросов. Среди них главный — «Оно тебе надо?» Уж сколько раз твердили миру, а точнее, российскому миру телевидения: зачем нам этот конкурс? Бородатых дам у нас нет, ибо все же мы живем в 21-м веке, а не в 19-м, когда Энни Джонс и ей подобные выступали в цирке Барнума; звезды российские не разъедаются до размеров той же Барзилай или Дестини из Мальты; да и российских исполнителей хард-рока, типа победителей нынешнего года, в России никто на Евровидение не пошлет.

И вот тут ключевой момент — а кто у нас посылает на Евровидение? Вообще послать можно кого угодно и куда угодно — это в России может каждый. Но вот послать кого-то на евротусовку фриков — тут нужно быть поистине всемогущим. Как непотопляемый директор Первого Константин Эрнст! Тут недавно EADaily провело опрос: «Считаете ли вы работу Первого канала благом для России?». Да, ответили зрители, считаем. Правда, таких оказалось всего 3%. Вдумайтесь: если 3% зрителей считают работу Первого канала благом для своей страны, то значит 97% зрителей считают, что работа Первого приносит стране вред?

Например, канал перегружен довольно дебильными ток-шоу с перетряхиванием грязного белья актеров, главный герой половины передач на Первом — тест ДНК, поэтому канал демонстрирует ходульные, картонные киносериалы (в одном из таких главную героиню сыграла жена Константина Львовича). На Евровидение отправляют «певицу», за которой стоит «большой» человек, дальний родственник семьи. Он-то и раскручивает Манижу. И начинается, как говорили в мое время, «цирк на дроте»: Манижу внезапно «выбирают телезрители».

Какие такие телезрители, если о ней практически никто не слышал? Кто она такая? Певица, практически не выступавшая на большую аудиторию, но которая выступает против домашнего насилия, поддерживает ЛГБТ-сообщество, представляет Россию в ООН по делам беженцев (кто ее туда выбрал) и называет себя «человеком мира». По-видимому, под телезрителями Константин Эрнст подразумевает себя и своих сотрудников. Кстати, подавляющему большинству «до фени», кто Манижа по национальности. Советская эстрада никогда не делила певцов по национальностям, и все они и пели в России, и представляли СССР во всем мире. И никто за границей не воспринимал, скажем, Ротару или Вайкуле как украинку или латышку. Но теперь для раскрутки и хайпа начали хвататься за то, что кто-то якобы обвиняет Манижу в том, что она таджичка.

Это глупость. Она просто очень средняя певица, с очень плохой песней (например, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко просто назвала эту песню бредом). Манижа и весь окружающий ее коллектив надеялись, что можно будет проскочить на своей экзотичности, отвязности, драйве. Как это уже было не раз на Евровидении. Но получилось, как говаривали в годы моей молодости, «непроханже». Фокус не удался — факир был пьян. Оказывается, за год искусство для малолеток сильно ушло вперед.

Господи, а как толкали Манижу! Как сопели и пыхтели. Прям по анекдоту: муж неожиданно вернулся, любовник спрятался под кровать, ребенок заглядывает: «Что, не дышишь? А как дышал!» Вот и Первый канал — как дышал, как дышал! И прогнозы, что победит, и высказывания экспертов, что лучше Манижи не было. И маму показывали, и бабушку, и команду всю, и костюмы. Я вот даже записал предсказание «выдающегося» нумеролога: «Нумеролог Клара Кузденбаева, некогда предсказавшая бронзу Сергея Лазарева на Евровидении и попадание Полины Гагариной в тройку лидеров конкурса, дала прогноз для Манижи. „Она все-таки войдёт в тройку победителей“». Провидице теперь надо съесть собственную шляпу и заткнуться навеки.

Но вот пришел финал и оказалось, что «король-то голый». Платьице, которое скроили Эрнст и компания, оказалось далеко не новым барахлом. Самое забавное, что Первый канал не унывает — они теперь рассказывают, что нахождение в десятке — это несомненная победа. А если бы было 15-е место, говорили бы про двадцатку, наверное… Такое поведение заставляет вспомнить старый анекдот, где есть такая строчка: «Смотрите, весь обкакался, а как головку держит!».

Читайте также: