Какая зарплата у гонщиков в россии

Опубликовано: 17.09.2024

Профессия автогонщика относится к опасным, но потому и азартным видам деятельности. Каждый заезд это риск, но для любителей экстрима - лучшее сочетание хобби и работы.

Автогонщик – спортсмен, профессинальный участник автомобильных гонок. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Особенности профессии

Автогонки – это зрелищный спорт. Гонщик управляет специальным, произведённым на заказ, гоночным автомобилем. Каждый такой автомобиль эксклюзивен, совершенен, великолепен. Автогонщик по своим профессиональным качествам должен соответствовать этому чуду техники и инженерной мысли.

От того, насколько гонщик чувствует свой автомобиль и сливается с ним в едином порыве, зависит успех соревнований. Управление автомобилем — это определенная координация движений, у гонщика она опережает сознание. Это должны быть автоматические реакции, которые нарабатываются множеством повторений, зависят от опыта. Гонщик достаточно много времени уделяет тренировкам, поэтому, когда он участвует в соревнованиях в режиме реального времени, какие-то вещи у него получаются автоматически.

Автогонщик ведет серьезную подготовку к соревнованиям задолго до их начала. В его задачи входит: изучение топографии трассы, ведение гонки соответственно рельефу трассы; эксплуатация и управление гоночным автомобилем; теоретическая разработка эффективных маневров на трассе перед гонкой совместно с тренером или самостоятельно при прохождении трассы; оценка возможностей транспортного средства и участие в его усовершенствовании; регулярные тренировки при подготовке к гонке; психологическая подготовка к гонке.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Престижность, азарт, для любителей экстрима - невероятный выброс адреналина. Гонщиков называют адреналиновыми наркоманами.

Минусы

Опасность и серьезный риск, колоссальная ответственность. За автогонщиком стоят спонсоры, механики, целая команда, благодаря которой становится возможным участие в гонках. Груз ответственности перед ними очень сильно давит.

Автогонщик - это не столько профессия, сколько призвание. Пилот автомобиля, автогонщик, ничего не получает, кроме уважения и восхищения людей, которые за него болеют. И кубка, который стоит несколько сотен рублей. Есть суперпрофессиональные пилоты, их единицы в России, которые за свой труд получают деньги. Но в российском кольцевом спорте их не наберется и пяти человек. Подавляющее же большинство гонщиков делают это ради собственного удовольствия, вкладывают свои деньги в гонки. Наиболее талантливые, опытные, профессиональные находят возможность привлекать чужие деньги (деньги спонсоров). Как правило, автогонщики зарабатывают на жизнь в сфере, косвенно связанной с гонками – это может быть автомобильная журналистика, тренерская и инструкторская работа, подготовка автомобильных презентаций и т.п.

Виды автомобильных соревнований можно классифицировать по типам трасс, на которых проводятся состязания, по особенностям гоночной техники, по особенностям спортивного регламента и т. д.

От вида гонок зависит состав экипажа машины. Например в гонке на болиде по кольцу гонщик управляет машиной самостоятельно. А в галли экипаж машины состоит из двух человек: первый пилот – это водитель, второй пилот – это штурман.

Гоночные автомобили.

Европейские фирмы начали строить гоночные автомобили после 1900 года. На сегодняшний день существует большое количество различных гоночных автомобилей. По рабочему объему двигателя и массе гоночные автомобили подразделяются на группы — гоночные формулы: формула-1(3 литра, менее 500 кг), формула-2 (до 1,6 литра, менее 450 кг), формула-3 (до 1 литра, менее 400 кг). Наиболее известные фирмы по производству гоночных автомобилей — это «Лотус» (Великобритания), «Порше» (Германия), «Форд» (США).

Рабочее место

Организации автомобильного спорта (спортсмен, тренер); спортивные клубы; спортивные секции.

Важные качества

Способность идти на риск, быстрота реакции, развитое пространственное воображение, распределение внимания, гибкость мышления, высокая помехоустойчивость, уверенность в себе, хорошая координация движений, физическая выносливость, способность анализировать и прогнозировать развитие ситуации, психическая и эмоциональная устойчивость, настойчивость и упорство, стремление к победе, отменное здоровье, острое зрение, хороший глазомер, отличная концентрация.

Оплата труда

Обучение на автогонщика

Профессиональным автогонщиком можно стать, занимаясь в спортивных клубах и секциях.

Знаменитые автогонщики

В Формуле-1 болиды обладают огромной скоростью, и безопасности автогонщика уделяется большое внимание. Перед каждым заездом проверяется состояние гонщика и автомобиля. Участник Формулы-1 обязан надеть специальный комбинезон фирмы Sparco, который защищает его от огня в течение 14 секунд. Одним из лучших автогонщиков мира является Льюис Хэмилтон – британский автогонщик, который выступает в команде Vodafone McLaren Mercedes. Он стал самым молодым чемпионом мира в истории Формулы-1 - в 23 года. До сих пор никому не удалось достичь его результата.

Автоспорт в России

На высочайшем уровне автоспорт находится в Татарстане - все руководство республики занимается автоспортом. Там есть шикарный автодром, лучшая в Европе ралли-кроссовая трасса, сейчас уже практически закончено строительство кольцевой трассы. Татарстан — это настоящее прибежище автомобильного спорта, единственное на всю РФ. В Подмосковье есть только один автодром — Мячково. В Красноярске есть еще небольшой трек, но он находится слишком далеко от Москвы. Такая плачевная ситуация в российском автоспорте объясняется тем, что для организаторов неприбыльно проводить автогонки, малорентабельно, им остается маленькая наценка. Чаще всего невозможно провести соревнование без помощи со стороны, без дополнительного спонсорства. Есть серьезная проблема в девелоперах от автоспорта или в промоутерах. В России нет трассы для проведения этапов «Формулы—1», в свое время не нашлось инвестора, который готов был вложить в это бешеные деньги. Такой огромный профессиональный автодром дал бы толчок автоспорту в России.

Автоспорт в Америке

В Америке индустрия автоспорта развита великолепно. Невероятно популярны гонки из серии NASCAR — 36 этапов в год, 40 автомобилей на старте, на каждом автомобиле установлено по 6 камер, которые в режиме реального времени «поливают» всю трассу. Это значит: 240 камер на автомобилях плюс такое же количество по всему треку. Порядка 150 тысяч зрителей на каждой гонке. Десятки миллионов зрителей у телеэкранов, которые смотрят за этой серией. Гонки идут три дня подряд: пятница, суббота, воскресенье. Это профессиональная, серьезная и чрезвычайно прибыльная индустрия.

Евгений Кустов

Одно из любимых развлечений спортивных болельщиков — считать деньги в карманах спортсменов. Ну а сейчас, когда гонок нет и не предвидится, исследование авторитетного портала RaceFans о зарплатах гонщиков Формулы-1 в сезоне-2020 пришлось как никогда ко двору.

Подчеркнём: данные журналиста Дитера Ренкена примерные, основанные на его общении с руководителями команд и менеджерами гонщиков и других инсайдов. Однако можно быть уверенными: примерный порядок сумм Ренкен знает точно. Давайте изучим весь список и выберем самое интересное.

Зарплаты пилотов Формулы-1 в 2020 году по версии RaceFans (в $ млн)

Льюис Хэмилтон («Мерседес») — 40
Себастьян Феттель («Феррари») — 30
Макс Ферстаппен («Ред Булл») — 25
Даниэль Риккардо («Рено») — 20
Шарль Леклер («Феррари») — 10
Валттери Боттас («Мерседес») — 8
Карлос Сайнс-младший («Макларен») — 8
Серхио Перес («Рейсинг Пойнт») — 8
Ромен Грожан («Хаас») — 7
Эстебан Окон («Рено») — 5
Кими Райкконен («Альфа Ромео») — 5
Кевин Магнуссен («Хаас») — 5
Лэнс Стролл («Рейсинг Пойнт») — 3
Александер Албон («Ред Булл») — 2,5
Ландо Норрис («Макларен») — 2
Даниил Квят («Альфа Таури») — 2
Пьер Гасли («Альфа Таури») — 2
Антонио Джовинацци («Альфа Ромео») — 1
Николас Латифи («Уильямс») — 1
Джордж Расселл («Уильямс») — 1.

«Ред Булл» здорово экономит на пилотах

В случае с «быками» продолжает окупаться стратегия с подготовкой собственных пилотов Формулы-1. Во-первых, воспитанники заключают максимально длинные и скромные контракты, а во-вторых, если вдруг кого-то перестанут устраивать условия, то он ещё десять раз подумает, жаловаться ли руководству, ведь всегда есть кандидаты на замену. Вот и получается, что трём пилотам «быки» платят всего-то шесть с половиной миллионов долларов. И это ещё Албон получил прибавку сразу в два миллиона после повышения в «Ред Булл».

Понятное исключение — Макс Ферстаппен. Ради сохранения голландца ещё на три года «Ред Булл» поднял зарплату с прошлогодних 16 млн до 25 (повторимся, все цифры неофициальные). Теперь Макс зарабатывает в 12,5 раз больше Квята и Гасли, да и Албон недалеко ушёл. Несправедливость? Ну, Даниилу, Пьеру и Алексу всего-то надо стабильно выдавать выступления на уровне коллеги, и всё постепенно изменится.

Зарплаты Феттеля и Риккардо под угрозой

С подозрением мы смотрим и на 20-миллионный контракт Риккардо. Да, «Рено» нужно было завалить Даниэля деньгами, чтобы переманить из «Ред Булл». Но как быть сейчас? Команда продолжает барахтаться в середине пелотона, напарник Окон получает в четыре раза меньше (к слову, в два раза меньше, чем Хюлькенберг), а желанная смена регламента перенесена на 2022 год и может быть отложена даже до 2023-го. Так нужен ли середняку гонщик ценой в 20 млн? Оправдать такие траты в глазах руководства Абитебулю будет трудно. Так что либо Дэну придётся пойти на уступки, либо его сманят «Феррари» или «родители» из «Ред Булл», либо… Либо мы ничего не поймём, если и новое соглашение австралийца окажется не менее щедрым.

7 млн Грожану?!

Что год назад, что сейчас мы недоумеваем по поводу жалования Ромена Грожана. Спору нет, француз сделал для «Хааса» очень многое в первые сезоны существования, но его выступления в 2018-2019 годах никак не оправдывают столь щедрого контракта.

Впрочем, напомним, что данные RaceFans неофициальные — вполне возможно, что на самом деле Ромен пошёл на уступки, чтобы сохранить своё место. Иначе получается, что Грожан зарабатывает почти на уровне Сайнса (а в 2019-м даже опережал его — 7 против 4) и в 3,5 раза больше Ландо Норриса. Учитывая нестабильное положение «Хааса», более чем уверены, что в следующем году так много на пилота американцы не потратят. Если, конечно, останутся в Формуле-1.

Стролл сына не обидит

Довольно забавно смотрятся и три миллиона долларов, которые выписал Лэнсу Строллу владелец «Рейсинг Пойнт» Стролл-старший. Впрочем, тут уж придираться не будем: семья сама решит, у кого сколько должно лежать в карманах. При этом внутри коллектива субординация соблюдается: куда более сильный и опытный Перес зарабатывать восемь миллионов против трёх у напарника. Не забываем, что Чеко помогают многочисленные мексиканские спонсоры, так что в его случае «Рейсинг Пойнт» тоже явно не остаётся внакладе.

Кто достоин повышения

Ну и последнее. Предлагаем погадать, кто может надеяться на прибавку в 2021-м, а кому придётся пойти на сокращение — как уже упомянутым нами Феттелю, Риккардо и Грожану.

Ещё один сильный сезон наверняка позитивно скажется на банковском счёте Ландо Норриса. Если закрепится в «Ред Булл», то получит больше Александер Албон. Антонио Джовинацци вправе ждать прибавки, если обгонит «пенсионера» Райкконена — особенно если сам Кими решит завершить карьеру и освободит $ 5 млн, а на его место придёт «дешёвый» новичок из академии «Феррари». Впрочем, во всех этих умозаключениях мы исходим из того, что сезон-2020 Формулы-1 всё-таки будет. Как боссы команд и менеджеры пилотов будут торговаться насчёт контрактов в отсутствие гонок, сказать решительно невозможно.

«Кто и сколько зарабатывает в автоспорте?» — это один из самых популярных вопросов, который нам задают регулярно. В автоспорте много представителей разных профессий, и сегодня мы расскажем вам про работу фотографов и гоночных маршалов.

Сколько зарабатывает фотограф на гонках?

Как начать снимать гонки, насколько это сложно и сколько можно заработать расскажет фотограф Формулы-1 и Российской серии кольцевых гонок Евгений Сафронов.

Евгений Сафронов: «Чаще всего крупные международные гоночные серии аккредитуют только большие медиа корпорации, либо представителей от гоночной команды или конкретного пилота. На такие гонки нельзя просто прийти и попросить пустить поснимать. На локальных, небольших соревнованиях без этого можно обойтись – но зато на таких гонках можно собрать себе портфолио.

Доход у всех разный – у этого рынка нет общих правил, кто как договаривается, столько и платят. Например, у меня одна фотография в единичном экземпляре с международных гонок стоит от 75 – 100 евро. Есть определенные условия – если фото будет использоваться в рекламе на билбордах и тиражироваться, то мне нужно согласовывать условия использования.

В России сильной конкуренции пока нет – но с каждым годом я все меньше и меньше снимаю в РФ, а на Формуле-1 все очень сложно и жестко. Гоночные команды привыкли работать с теми, с кем они работают уже на протяжении десятков лет.

Когда появляется что-то новое на рынке, то это может приносить новых клиентов – у меня получаются больше импрессионистские фотографии. Но я один никогда не смогу конкурировать с агентствами, которые привозят 5-10 фотографов на одну гонку: они полностью «покрывают» всю трассу и события.
Я не могу с ними конкурировать ни по охвату, ни по скорости – у них есть люди с ноутбуками и по итогам гонки они сразу же скидывают фото на флэшки или загружают на сервер. Уже через пару минут после финиша у агентства уже есть фотографии.

В дни соревнований я очень мало сплю: возвращаюсь с гонки, смотрю фото, отправляю их клиенту. На следующий день рано утром я уже снова на трассе. Часто до трассы нужно добираться около полутора часов. Мне очень повезло, ведь нравится то, что я делаю, мне это в кайф, и поэтому все тяготы и проблемы воспринимаются легко».

О работе гоночного маршала

Что же это за профессия такая – «маршал на гонках»? Чем он занимается, как им стать, насколько опасна эта работа и сколько на этом можно заработать – ответы на эти вопросы в интервью с Романом Бражниковым, директором RDS-Юг (Российская Дрифт Серия).

Роман Бражников: «Очень давно, когда я занимался «нелегальными» гонками, я случайно я познакомился с ребятами из федерации российского автоспорта. Они пригласили меня на гонки, попробовать поучаствовать в качестве маршала. Я согласился, приехал и увидел, что такое реальный автоспорт. Тогда проходили соревнования ралли-спринт и Time Attack.

Если говорить о том, как попасть на гран-при Формулы-1 в России или «посудить» Российскую серию кольцевых гонок, то это сложнее — мы все там начинаем с малого. Сначала ты стажер, потом получаешь 3-ю категорию — тебе уже можно попасть на большие соревнования. С 3-ей категорией ты можешь быть судьей, который занимается флаговой сигнализацией, или ты можешь быть тем человеком, который выбегает на трассу чтобы локализовать столкновение. Все зависит от того, где хочешь развиваться.

На гонках поддержки гран-при Формулы-1 был случай – на первом же повороте столкнулись сразу 4 машины, летали коробки передач и трансмиссия. Нам пришлось быстро за 10 минут все это собирать и чистить трассу. Потом гонка продолжилась.

На гран-при Формулы-1 приезжает более 450 маршалов. Это волонтерское движение, нам не платят за эту работу. За работу на Российской серии кольцевых гонок нам платят около 1500-2000 рублей в сутки: но оплачивают питание, проживание и дорогу до места проведения соревнований.
Работа очень тяжелая: стоишь на посту с 8 утра и до 7 вечера. Мы просто люди, больные автоспортом».

О других профессиях в автоспорте

В гонках есть еще множество других профессионалов, которые остаются «за кадром». Не так давно мы даже снимали отдельное видео про профессию гоночного механика.
Вы всегда можете задать свой вопрос в комментариях под нашим видео на Youtube – как знать, может именно ваш комментарий станет идеей для нашего следующего видеоролика!

Полная версия интервью в нашем видео:

Любители скорости и острых ощущений мечтают стать автогонщиками. Описание профессии, её преимущества, недостатки, а также варианты обучения и возможности карьерного роста помогут лучше понять особенности этой уникальной специальности. Принимая участие в различных соревнованиях, её представители рискуют жизнью, но получают за это хорошее финансовое вознаграждение.

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

Направления деятельности

Автогонщиком (пилотом гоночного автомобиля) называют человека, который всю свою жизнь посвящает соревнованиям на трассах России и мира. В этой профессии есть много направлений. Они отличаются друг от друга видом автомобилей и трасс, на которых соревнуются спортсмены.

Основные направления:

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

Плюсы и минусы профессии

Каждый день гонщик зарабатывает деньги, рискуя собственной жизнью и здоровьем. Несмотря на это, у профессии есть много положительных сторон, которые заставляют полюбить её.

Основные преимущества:

  • престижность профессии;
  • возможность постоянно испытывать выброс адреналина;
  • высокая заработная плата;
  • шанс стать всемирно известным спортсменом;
  • возможность путешествовать по разным странам.

Помимо достоинств, у специальности есть и несколько существенных недостатков. Большинство из них связаны с опасностью для водителей гоночных авто.

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

Главные недостатки:

  • высокий риск травм, в т. ч. и смертельных;
  • большая ответственность;
  • необходимость управлять машиной на гоночной трассе при любых погодных условиях.

Личные качества

Человек, который хочет участвовать в гонках и становиться в них победителем, должен обладать определённым набором личных качеств. Без них добиться успеха будет практически невозможно.

Необходимые качества:

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

  • смелость;
  • решительность;
  • высокая скорость реакции;
  • уверенность в своих силах;
  • умение концентрировать внимание;
  • прекрасное зрение и слух;
  • развитая сила воли;
  • целеустремлённость;
  • умение работать в команде.

Основные обязанности

Прежде чем начать автомобильную карьеру, нужно понимать, что в обязанности пилота входит не только участие в гонках. Кроме своих прямых функций, автогонщик выполняет десяток других, которые понадобятся во время соревнований.

Главные обязанности:

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

  • изучение всех особенностей трассы (углы наклона дорожного полотна, крутизна поворотов, оптимальные точки торможения и прочее);
  • выработка гоночной стратегии;
  • оценка состояния и возможностей автомобиля;
  • проведение тренировочных и тестовых заездов;
  • раздача интервью средствам массовой информации;
  • совершенствование гоночной техники.

Предъявляемые требования

Принять участие в гонках может только человек, который соответствует всем требованиям профессии. Их довольно много, поэтому отбор кандидатов в автогонщики считается одним из наиболее жёстких.

Перечень требований:

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

  • идеальное здоровье и прекрасное физическое состояние;
  • отсутствие проблем с вестибулярным аппаратом, зрением и слухом;
  • способность хорошо переносить повышенные перегрузки;
  • знание технических характеристик транспортного средства и актов автомобильных гонок;
  • умение устранять поломки;
  • наличие опыта вождения при различных погодных условиях;
  • навыки проведения работ по подготовке машины к гонкам;
  • способность грамотно высказывать свои мысли и общаться с представителями средств массовой информации;
  • умение правильно вести себя в аварийных ситуациях.

Варианты трудоустройства и карьера

Прежде чем посвятить себя профессии автогонщика, нужно узнать, где можно обучиться, потенциальную зарплату и возможные места трудоустройства. Эта информация поможет понять целесообразность выбора и определить правильный порядок действий.

Автогонщик — это не самая востребованная специальность. Из-за этого попасть в автоспорт без большого количества денег в кармане практически невозможно. Спортсмены, которые по тем или иным причинам не смогли достичь успехов, имеют шанс проявить себя в смежных профессиях.

Возможные места работы:

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

  • спортивный клуб;
  • детские секции и школы автогонок;
  • компания, занимающаяся организацией соревнований;
  • гоночная команда (должности механика, аналитика, штурмана и другие).

Чтобы понять, сколько зарабатывает профессиональный автопилот, достаточно посмотреть на его дорогостоящую личную собственность. В большинстве случаев доход топовых гонщиков зависит от выбранного направления и команды, в которой он находится. Размер оклада варьируется в широком диапазоне и может достигать десятков миллионов долларов. При этом спортсмен-любитель ограничивается грамотой или кубком за победу в соревнованиях. Если автогонщик занимается тренерской деятельностью, то его зарплата составляет 25−35 тыс. рублей в месяц.

Построить успешную карьеру удаётся лишь некоторым гонщикам. В большинстве случаев спортсмены довольствуются местом в команде среднего или низкого уровня. У специалистов, занимающихся тренерской деятельностью, верхней ступенькой карьерной лестницы станет должность главного тренера какой-либо любительской или полупрофессиональной команды.

Способы обучения

Чтобы получить шанс стать русской звездой автоспорта, нужно знать, куда обращаться начинающему спортсмену. В большинстве случаев первой ступенью становится запись в спортивный клуб или секцию. Делать это нужно в юном возрасте, чтобы успеть пройти все этапы становления в качестве гонщика.

Обучение проводят лишь в тех городах, где для этого есть подходящие условия. Лучшие автотрассы и школы при них находятся в следующих регионах:

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

  • Республика Татарстан;
  • Москва и Московская область;
  • Красноярский край;
  • Краснодарский край;
  • Ленинградская область.

Стать гонщиком в России трудно, но возможно. Для этого нужно приложить максимум усилий и извлекать пользу даже из своих ошибок. Если удастся стать частью этой сферы деятельности, то можно будет не только получать удовольствие от работы, но и хорошую заработную плату.


Фото Артура Лебедева / ТАСС
Фото Артура Лебедева / ТАСС

19–20 октября на «Сочи Автодроме» проходит финальный этап Российской дрифт-серии, второго по популярности автоспортивного события в стране после «Формулы-1». Чемпионат существует с 2009 года, а в 2019-м собирает в среднем по 10 000–12 000 зрителей за этап и зарабатывает больше 80 млн рублей в год. Forbes узнал у участников РДС, как стать профессиональным дрифтером, можно ли на этом заработать и сколько стоит содержать команду в чемпионате по дрифту.

Как стать профессиональным дрифтером?

Илья Федоров, пилот команды Aimol Racing:

— В начале нулевых в интернете появились видеоролики крутых японских дрифтеров. Мы смотрели, восхищались и пытались повторить их трюки на улице. Я тогда жил в Хабаровске, работал оператором на местном телеканале. У меня был небольшой грузовичок типа «Газели», на нем и учился дрифтить. Зимой получалось немного, а летом разгонялся, затягивал ручник и проезжал некоторое расстояние боком — на этом и весь летний дрифт. Потом выменял отцовский грузовичок на Toyota Mark 2, следом взял Nissan Silvia, эта машина для дрифта лучше подходит. Я и на работу на ней долгое время ездил. А по вечерам тренировались с друзьями на площадке возле хоккейного стадиона. В 2006-м впервые участвовал в соревнованиях. На набережной нам выделяли часть аллеи, отгораживая зрителей ленточкой. У меня неплохо получалось, и в 2009-м я решил заявиться на гонки во Владивостоке. Поехал на своей машине, в ней же и ночевал. 15 000–20 000 рублей обошлись дорога и шины. В 2011-м у меня появился спонсор — магазин шин из Хабаровска. Сначала дали 150 000 рублей на участие в супер-дрифт-битве в Красноярске, потом заключили контракт на год, затем продлили. Четыре года они меня поддерживали, а когда сотрудничество прекратилось, в качестве бонуса мне оставили машину.

В 2013 году съездили с Гочей Чивчяном на соревнования в Японию. И впечатление было такое, будто мы в космос попали. Машины, организация гонки — все на запредельном уровне. Пилоты — боги. Выступил я неудачно — въехал в стену, но все равно чувствовал себя участником очень крутого события.

В 2014-м я перебрался во Владивосток, стал тренером и пилотом на автодроме «Прим Ринг». В 2017-м меня пригласили пилотом в команду Aimol Racing, то есть мне предоставили автомобиль, шины и возможность участвовать в гонках РДС. Дорогу и проживание оплачивал сам. За год набежало около 400 000 рублей. Но я неплохо себя проявил и уже в следующем году стал постоянным сотрудником команды на зарплате. В мои обязанности входит не только выступление на этапах РДС (их всего 6 в году), но и участие в различных промо-мероприятиях, настройка автомобиля и много другой рутинной работы. Плюс еще работаю дрифт-тренером на трассе в Мячково. В сумме зарабатываю около 1,5 млн рублей в год.

Артур Лебедев / ТАСС
Артур Лебедев / ТАСС

Можно ли заработать на команде по дрифту?

Георгий Чивчян, пилот и владелец команды «Форвард Авто»:

— Дрифт в России сейчас очень круто развивается, но пока еще у нас не дошло до того, чтобы пилоты этим зарабатывали. В РДС соревнуются около 40 гонщиков, и у многих есть спонсоры, но вкладывают ребята еще больше, чем получают. А есть те, кто вообще без партнеров, да еще и на подиум заезжают. Я тоже первые пять-семь лет ездил на свои деньги. Но мне повезло, у меня была возможность выдернуть какую-то сумму из бизнеса, тем более он тесно связан с автомобилями. У нашей семьи сеть магазинов автозапчастей — в Красноярске, Москве и Краснодаре. Поначалу я увлекся дрифтом как хобби. Но тогда это стоило адекватных денег, а потом чемпионаты стали развиваться — пришлось искать спонсоров и диверсифицировать бизнес. Например, мы теперь строим под заказ машины для профессионального дрифта — на одно авто может уйти до полугода, стоить будет 6–8 млн рублей. Сейчас у нашей команды девять спонсоров, в основном бренды автозапчастей. Это наши давние партнеры, но каждый год мы пересматриваем условия сотрудничества. Чем серьезнее спортивные цели, тем больше расходы на их достижение. Например, мы купили фуру для переездов между этапами, сделали вторую машину, чтобы не гонять одну из Владивостока в Москву и обратно, организуем павильон для спонсоров на этапах РДС. Плюс в команде работают 12 человек: механики, инженеры, видеооператоры. Когда в конце года сводишь баланс, от спонсорских взносов ничего не остается, наоборот — обычно еще 30% я добавляю из бюджета компании. Но мы рассматриваем это как маркетинговые расходы.

Сколько стоит команда в дрифте?

Константин Копылев, team-менеджер «Лукойл Рейсинг HGK Дрифт»:

— Мы не выступали в РДС почти 10 лет, но в 2019-м решили вернуться. Долго присматривались к тому, как развивается чемпионат. Сначала обратили внимание на хорошую посещаемость, потом на данные по медиаохвату. И еще важный фактор, что у РДС вовлеченная аудитория. Многие зрители попадают на трибуны не случайно, а специально приезжают болеть за конкретного пилота. Дрифт простой и понятный, его интересно смотреть, а команда РДС добавила в гонки элементы шоу, чего не хватает другим автоспортивным сериям. Так что в современном российском автоспорте дрифт — самая подходящая площадка для продвижения бренда в целом и новых продуктов. Сезон-2019 стал для нас пробным. Мы поддержали двух пилотов со своими машинами. Учитывая стоимость автомобиля для дрифта — под $150 000, это сократило наши расходы. Сейчас в дрифте у нас нет команды в классическом понимании, со стационарной базой, мы собираемся только на этапы — и это тоже экономия. Чуть больше 30% затрат в этом году составляют шины, потому что после каждого парного заезда приходится менять задние колеса (а одна шина стоит от 5000–7000 рублей. — Forbes). За четыре этапа мы использовали 216 шин. Вторая по величине статья расходов — 26% — ремонт гоночных автомобилей. Еще 19% — логистика. 10% приходится на бензин. Для дрифта нужно специальное топливо с высоким октановым числом, оно значительно дороже обычного — 250–570 рублей за литр. Технические жидкости мы используем свои. И это важная для нас причина участия в РДС. Когда автомобиль находится в состоянии дрифта, мотор испытывает повышенные нагрузки — масло приходится менять каждый этап. Получается, что мы в реальном времени испытываем свои продукты в агрессивном режиме. И сразу же получаем аналитику, как масло ведет себя в таких условиях. В итоге сейчас мы за сезон тратим на команду в дрифте меньше, чем в кольцевых гонках, а получаем и тестовый полигон, и отличный маркетинг.

Читайте также: