Каким должен быть госслужащий

Опубликовано: 17.05.2024

Работа, которая выполняется государственными служащими, требует от каждого определенной подготовки, поведения, индивидуальных качеств, коммуникационных характеристик.

Важность вопроса

требования к госслужащим

В специальной литературе, как отечественной, так и зарубежной, вопрос о наличии определенных качеств у госслужащих освещается довольно широко. Связано это с тем, что уточнение требований, которым представители данной категории должны соответствовать, имеет большое значение как в теории, так и на практике. Во-первых, это нужно для более тщательного подбора кандидата на определенную должность. Во-вторых, сам госслужащий тоже должен знать, какие качества необходимы в его работе, и, если они у него присутствуют, то есть вероятность, что, самосовершенствуясь и непрерывно обучаясь на рабочем месте, он разовьет и другие нужные качества.

Требования к госслужащему в СССР

В юридической литературе советского времени выделялись деловые, политические и моральные качества.

Перечень деловых характеристик:

  • присутствие управленческой подготовки и общего образования, соответствующего должностному профилю;
  • наличие опыта (это обусловлено должностью), стажа работы;
  • хорошие организаторские способности;
  • инициативность, креативность;
  • устойчивая работоспособность;
  • постоянное стремление к улучшению своих профессиональных навыков. Были еще определенные требования к поведению госслужащих.

Некоторые из этих качеств довольно сложно охарактеризовать или закрепить в нормативном порядке. Если первые два можно подтвердить определенными документами об образовании или записями в трудовой книжке, то остальные качества объективным способом подтвердить весьма трудно.

требования к поведению госслужащих

До начала девяностых годов требования к госслужащим не были нигде отражены нормативно, так как в стране не было единого правового акта о госслужбе.

Классификация качеств госслужащего Г.В. Атаманчука

Следующая классификация принадлежит Г.В. Атаманчуку, выделяющему качества двух уровней для развития персонала госуправления.

1). Исходные или первичные качества, которыми должен обладать претендент на государственную должность. Они подразумевают наличие следующих аспектов:

  • общекультурный, включающий жизненные установки, ценности и цели, опыт коммуникации с людьми, эстетические, этические умения, культуру речи;
  • профессиональный, деловой, то есть осведомленность в тонкостях управления в определенной области общественной жизни, проверенная на практике трудовая активность, дисциплинированность, опыт государственной и общественной работы, осознание ответственности за итоги труда, навыки в повышении своей квалификации;
  • личностный, включающий честность, устойчивость в вопросах морали, самостоятельность, высокоразвитую волю, инициативность, надежность, решительность и коммуникабельность.

требования к служебному поведению госслужащего

Имелись и квалификационные требования к госслужащим.

2). Сформированные непосредственно в процессе осуществления государственной деятельности, продвижения по карьере, наработки опыта:

  • общекультурные: доскональные знания об истории своей страны и главных интеллектуальных достижениях современности, высокий уровень ораторского мастерства, способность к проведению мероприятий массового характера, лидерские качества и ответственность за них, способность к масштабному мышлению;
  • деловые: организованность, способность задавать направление деятельности других и осуществление контроля за ней, последовательное и настойчивое решение задач, ориентирование в социальных и научно-технических достижениях, применение их в практической деятельности;
  • личностные: соблюдение собственных принципов, мужественность, навыки убеждения, умение противоборствовать личной выгоде; идеальное поведение в различных ситуациях.

Конечно же, данный список качеств неполный. Каждый человек может иметь различное сочетание перечисленных характеристик.

А какие требования сейчас выдвигаются к госслужащим?

Требования современного периода

квалификационные требования к госслужащим

К госслужащим сегодня предъявляются требования, обусловленные местом государственного органа, в котором они работают, и специфики их деятельности в конкретной должности.

В современном российском законодательстве квалификационные требования к данной категории лиц закреплены нормативно. Они имеют отношение только к сфере квалификации служащего, а потому не отступают от принципа Конституции о доступности госслужбы для всех граждан.

Появление такого права в тексте основного закона страны означает не только соответствие международным правовым нормам, но и разрыв связей с долговременным существованием номенклатурных должностей, на которые влияли такие ограничения, как данные в анкете (принадлежность к партии, социальный статус, национальность и т.д.) или же моральная устойчивость и политическая грамотность, имеющие достаточно произвольную интерпретацию.

Требования к служебному поведению госслужащего должны неуклонно соблюдаться.

Право общего доступа

Право на одинаковый для всех граждан доступ к госслужбе входит в число демократических прав, являющихся гарантией, которая останавливает бюрократизацию аппарата государства и не дает ему превратиться в независимую от гражданского общества силу.

Предоставление общего доступа должно способствовать обновлению аппарата госслужащих, чтобы он не стал закрытой кастой. При этом не нужно трактовать данное право в буквальном смысле, то есть как возможность любого гражданина претендовать на исполнение государственной должности в любой момент. Для предотвращения такой интерпретации конституционные нормы были конкретизированы. Помимо прочих принципов госслужбы утвержден и принцип равного для всех граждан доступа, если имеются соответствующие навыки и профессиональная подготовка.

требования к должности госслужащего

Итак, рассмотрим подробнее требования, предъявляемые к госслужащим.

Кто может стать госслужащим?

В Российской Федерации имеют право поступать на госслужбу совершеннолетние граждане, которые владеют государственным языком, имеют соответствующее профессиональное образование и подходят по всем установленным для госслужащих параметрам. При этом не может быть никаких преимуществ или ограничений, обусловленных расовой, национальной принадлежностью, полом, языком, состоянием имущества, должностным положением, происхождением, религиозными и иными убеждениями.

Нынешняя общественно-политическая обстановка в стране выдвигает особые профессиональные требования к госслужащим, поскольку интеллектуальные способности, качество аппарата и деятельность его работников имеют непосредственное влияние на авторитет государства.

Компетентность и профессионализм

В Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ», кроме общего доступа граждан к госслужбе, закреплен еще и такой немаловажный принцип, как компетентность и профессионализм госслужащих. Он подразумевает глубокие познания в соответствующей области общественной жизни, а также наличие подготовки в управленческой теории, знание прав и их применения в сфере своей деятельности.

этические требования госслужащего

Какие еще требования к должности госслужащего известны?

На протяжении длительного периода в нашей стране не было нормативно закрепленного обязательного требования о наличии у госслужащих соответствующего образования и опыта работы по своей специальности. Впервые об этом было упомянуто в ФЗ «Об основах государственной службы РФ».

Базовые требования

Требования из данного перечня относятся к:

  • степени профессионального образования в зависимости от специализации и вида государственных должностей;
  • стажу, опыту работы по своей специализации;
  • знанию Конституции РФ, законов федерального уровня, уставов, конституций, законов субъектов, имеющих отношение к занимаемой должности.

требования предъявляемые к госслужащим

Этические требования госслужащего имеют немаловажное значение.

Дополнения

Эти требования являются базовыми в перечне профессиональных характеристик госслужащего. В зависимости от места, условий, времени деятельности какого-либо государственного органа они дополняются иными требованиями, такими как: компетентность в своей области, обладание специальными знаниями. Наблюдается общемировая тенденция к росту требований, предъявляемых к квалификации госслужащих. Обыденным становится требование высокой научной и профессиональной квалификации.

Единственное, что должно определять выбор кандидатов на государственную должность, - это наличие у них качеств, которые необходимы для выполняемых ими обязанностей, а также нужного уровня профессиональной подготовки.

Государственная гражданская служба сегодня – одна из самых закрытых в карьерном плане профессиональных отраслей. И хотя по всей России существует множество факультетов государственного управления, информации о построении успешной карьеры на госслужбе практически не найти. Вчерашним студентам приходится опираться на обрывочные и устаревшие сведения из академической среды, а ведомства не уделяют должного внимания формированию объективной и полной картинки для тех, кто находится на стадии выбора своего профессионального будущего.

Все указанные в статье примеры основаны на реальной практике и, естественно, могут иметь исключения. Это субъективное восприятие вещей, пропущенное через собственный жизненный и профессиональный опыт автора.

Как попасть на госслужбу и в какое ведомство при этом стремиться?

На сегодняшний день в России трудится порядка 37 600 федеральных государственных гражданских служащих. Это сотрудники центральных аппаратов 20 федеральных министерств, располагающихся в Москве. Подробно про попадание на службу со студенческой скамьи я уже рассказывал в своей предыдущей статье. Зарплаты, условия труда и его содержание – про все эти базовые для нас вещи вы можете прочитать именно там.

Конкурс ВТБ – придумай имя голосовому помощнику и выиграй Iphone 12

Каждое из 20 ведомств имеет свои преимущества, и если вы чувствуете, что душа лежит именно к работе с конкретной отраслью народного хозяйства (транспортом, например), то не нужно переубеждать себя и пытаться попасть в более престижную и оплачиваемую большую ведомственную четверку.

Начните с Министерства транспорта, усвойте базовые навыки, необходимые в нашей профессии, и уже потом переходите в ведомство вашей мечты. В ведомства попроще, как это ни очевидно звучит, проще попасть.

Что должен знать и уметь идеальный кандидат?

Сразу оговорюсь, что практически ничего из нижеперечисленного мной не преподают в вузе. Не потому, что система образования не практикоориентирована, а потому, что основная задача высшего образования – научить студента мыслительному, исследовательскому и аналитическому процессу.

Если имеется светлый ум, интерес к выбранной профессиональной отрасли и академические навыки, то на базовом уровне все осваивается довольно быстро. Благо, что работа на начальных позициях больше напоминает обучение в корпоративном университете.

Тебе сначала сто раз покажут, объяснят и не будут предъявлять особых требований к результатам труда.

Для успешного начала карьеры потребуются следующие навыки:

  • грамотный письменный и устный русский язык;
  • ясное и понятное изложение своих мыслей и замечаний к проекту документа;
  • уверенная работа с существующей нормативной правовой базой;
  • написание проектов нормативных правовых актов, а также знание процессуальной стороны вопроса их согласования и утверждения;
  • формирование оптимизационных предложений в рамках зоны ответственности;
  • четкое структурирование и правильная архивация входящей и исходящей корреспонденции;
  • освоение сленгового языка госслужбы и формального канцелярита.

Как выбрать модель развития на госслужбе?

Главное требование к начинающему госслужащему – наличие стойкой мотивации к работе в системе, ведь именно с этим после получения первого денежного содержания возникают основные проблемы.

Эйфория от попадания в министерство и освоения большого объема нового знания улетучивается, ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов, видишь, как растет уровень оплаты труда у однокурсников из коммерческого сектора, и глубоко задумываешься. И здесь очень важно покопаться в себе на уровне ценностных и мировоззренческих установок. Понять, что реально, глубинно тобой движет, и проанализировать, есть ли этому место в системе государственного управления.

Допустим, что мотивация к продолжению работы все-таки найдена, азы освоены и у тебя, если ты все правильно сделал, появилась возможность карьерного выбора. При этом у начинающего чиновника есть две ключевые траектории профессионального развития:

  1. отраслевая,
  2. общая.

Первая траектория хороша быстрым ростом капитализации госслужащего в качестве единицы экономических отношений. Получая узкую специализацию в отраслевом департаменте, госслужащий быстро обрастает необходимыми контактами коллег из других ведомств, становится узнаваем в рамках регулируемой отрасли/рынка, а также стремительно наращивает довольно дорогую профессиональную экспертизу.

Этот путь особенно хорош для тех, кто использует ведомства в качестве карьерного трамплина в частный сектор или государственную корпорацию. Но помните про функциональные колодцы отраслевых департаментов – это их главное преимущество и главный минус.

Есть и вторая модель, что куда больше располагает госслужащего к формированию целостного понимания о том, как работает система государственного управления. Это работа в обеспечивающих департаментах, включающих следующий функционал:

  • кадровое делопроизводство,
  • развитие человеческого капитала,
  • проектное управление,
  • корпоративная культура,
  • управление делами,
  • правовая экспертиза.

Особенно вам повезет если вы попадете в подразделение с низкой дистанцией власти и наличием запроса на изменения со стороны руководства ведомства. Самое ценное, что есть в этих департаментах – возможность принять активное участие в управлении изменениями, возможность пощупать давно устоявшиеся процессы руками, оптимизировать отдельные их звенья, а то и полностью переписать весь процесс.

Лучше всего в подобные департаменты приходить под конкретную оптимизационную сверхзадачу, дабы не утонуть в рутине повторяющихся операций.

Какой из этих вариантов лучше? Каждый сам даст для себя ответ в зависимости от его долгосрочных целей, карьерной ситуации и личностных интересов. Ну а я пока работаю в рамках второй модели.

Немного о важности команды на государственной службе

Для построения успешной карьеры важно учесть множество вещей, но критическое значение имеет именно команда. При этом под командой можно понимать как непосредственное окружение – отдел или блок под одним из заместителей директоров, – так и в целом департамент.

Почему это важно? Специфика госслужбы такова, что практически все в твоей профессиональной жизни в конкретный момент времени зависит от непосредственного руководителя. Именно он может депремировать тебя, а может представить к ведомственной награде.

Отсутствие взаимопонимания с непосредственным руководителем, откровенно слабый, выгоревший, коррумпированный или некомпетентный глава отдела – все это в первую очередь ударит по тебе и по твоей карьере. Из своего опыта хочу отметить, что порой при выборе следующего места работы конкретный функционал отдела или департамента не так важен, как возможность получения опыта работы с выдающимися представителями нашей профессии.

Очень важно понимать, что фактически первичной функциональной единицей в министерстве является именно начальник отдела. С него идет спрос, он распределяет задачи в рамках отдела, контролирует их исполнение и проверяет качество, а в случае чего и несет ответственность за ошибки его подчиненных.


На уровне директора департамента все задачи распределяются на начальников отделов, а дальше каждый из них сам волен решать, как выполнить то или иное поручение с учетом выделенных ему человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов. Не столь важно, какую должность в отделе ты занимаешь, в любом случае ты действуешь с оглядкой на начальника отдела, если не было поручено иное. Проще говоря, отдел из пяти человек – это один ценный специалист и его четыре помощника той или иной степени компетентности.

Допустим, что вы попали в один из перспективных отделов и вам повезло с грамотным и понимающим руководителем. В этом случае ваша ключевая задача – всесторонне облегчить жизнь ему, вашим коллегам по отделу, блоку и департаменту.

Особенно ценится возможность передать вам определенную зону ответственности и забыть про нее ровно до того момента, когда надо будет что-то согласовать, завизировать или подписать.

Сами следите за сроками, равномерно распределяйте нагрузку, вовремя привлекайте коллег к реализации контрольного поручения, а когда представляете что-то на решение руководителя, то готовьте несколько альтернативных вариантов. Я вас уверяю, что проблем с карьерным ростом у вас не будет никогда. Команда, делегируемые поручения, возросшая ответственность, ваша репутация – все это будет тянуть вас вверх по карьерной лестнице.

Может ли отдельный чиновник что-то изменить?

Сколько раз за свою недолгую карьеру я слышал о том, что все уже решено за нас, все давно поделено и коррупционная составляющая решительно не позволит хорошему и проактивному человеку сделать ничего положительного. При чем эта позиция зачастую присуща не только людям со стороны, но и самим чиновникам.

И здесь, как и в любом сложном вопросе, есть две стороны одной медали. Безусловно, ситуация, в которой у молодого чиновника получается удовлетворить собственные юношеские амбиции (как карьерные, так и в сфере управления изменениями) очень редка. Несмотря на преобразования последних десяти лет, система государственного управления все еще безумно консервативна и инертна.

У каждого из нас есть убеждения и собственное видение того, как должны выглядеть курируемые нами отрасли, однако ситуация, в которой человек несет единоличную ответственность за важное в масштабе страны направление, – исключительна.

Подобный уровень ответственности доступен лишь самому высокому руководству (начиная от заместителей министра), ибо сама концепция бюрократии подразумевает размытие ответственности не только между различными департаментами, министерствами, но и между различными ветвями власти. Исходя из этого, имплементация собственной картины мира в курируемые отрасли – скорее исключение, чем распространенная практика.

Но не все так плохо. На самом же деле, управление изменениями на государственной службе вполне можно приравнять к отдельному виду искусства. И здесь я снова обращусь к своему опыту. Выстраивание и успешная реализация долгосрочного карьерного трека в ведомстве возможна в случае наличия четкого осознания в формате:

  • для чего вы здесь,
  • какие задачи решаете,
  • куда решение этих задач вас приведет.

Я сменил уже несколько департаментов и в каждом из них находил возможность, помимо текучки, оперативной, ежедневной работы, уделять внимание работе над изменением институциональной среды, среды, в которой я работаю.

В курируемой мной в настоящий момент отрасли у меня есть научно выверенная и подтвержденная ВАКовскими статьями и магистерской диссертацией картина мира и каждое свое операционное действие я стараюсь максимально подогнать под определенный образ.


Когда это возможно – проявляю инициативу и беру на себя дополнительную работу потому, что она на чуточку, но приближает курируемую отрасль к красивой картинке в моей голове. Когда это невозможно, просто популяризирую свою точку зрения.

В целом, теория малых дел ярчайшим образом проявляет себя именно в масштабных системах, вроде государственной службы. Сама система настолько инертна и забюрократизирована, что она не позволяет откровенным дуракам наделать глобальных глупостей, а прорывным ребятам зачастую обрубает крылья и сильно демотивирует.

Умение принять это как данность, переосмыслить свое место в системе, постепенно прийти к управлению изменениями в рамках теории малых дел, сформировать собственное видение курируемой отрасли и научно обосновать его – признак зрелого бюрократа и образцового чиновника. И поверьте, что таких людей в нашей стране куда меньше, чем всем нам этого бы хотелось.

alt="Майка, джинсы или костюм с иголочки? Каков выбор, такова, к сожалению, и карьера. Фото: Hung_Chung_Chih / iStock" />
Майка, джинсы или костюм с иголочки? Каков выбор, такова, к сожалению, и карьера. Фото: Hung_Chung_Chih / iStock

Дресс-код - это такая штука, которая очень влияет на восприятие представителя власти

Насколько наши госслужащие просвещены по части дресс-кода?

Гилана Михайлова: Если бы они были просвещены хотя бы процентов на шестьдесят, мы бы не занимались разработкой этих рекомендаций столько времени.

А сколько времени вы ею занимались?

Гилана Михайлова: Год. А до этого еще год готовились. Это достаточно сложная и трудоемкая работа. В ней участвовали специалисты по протоколу, этикету, стилисты, имиджмейкеры, портные.

Госслужащие привлекались к этой работе?

Гилана Михайлова: Конечно. Они у нас были экспертами. Мы им посылали проекты на отзыв. Надо сказать, что в своих рекомендациях госслужащие были намного жестче, чем разработчики.

Много ли госслужащие в этом понимают? Вы же сами сказали: если бы они были просвещены хотя бы процентов на шестьдесят.

Гилана Михайлова: Тем не менее они встречаются каждый день со своими коллегами, что-то их раздражает в одежде, что-то не нравится.

Разработать дресс-код для чиновников - это был заказ правительства?

Гилана Михайлова: Нет. Это была инициатива ряда ответственных людей, которые сталкиваются с государственными служащими и которым не очень приятно, когда те выглядят, скажем так, не как представители власти и люди, которыми хотелось бы гордиться. Ну и запрос федеральных структур, с которыми мы активно сотрудничаем. Дресс-код - это такая штука, которая очень влияет на восприятие государственного служащего общественностью.

Документ, который вы подготовили, уже лег чиновникам на столы?

Гилана Михайлова: Да, месяца полтора назад мы его разослали по регионам.

Лучше правила знать и от них отступать, чем не знать и делать все неправильно

Итак, что уместно и что неуместно в одежде чиновника?

Гилана Михайлова: Все зависит от ситуации. Если человек работает в офисе и у него нет встреч - это одно. Если человек летит в командировку - это другое. Если человек приглашен на прием к губернатору - это третье. Всего пять дресс-кодов для дам и шесть для мужчин. Они очень детально проработаны. До цвета костюмов, длины носков для мужчин и использования аксессуаров для женщин.

Ну, цвет костюма темно-синий или серый - так ведь?

Гилана Михайлова: В целом, да. Хотя дамы могут себе позволить больше цветов, включая черный. Хотя, надо сказать, черный - очень сложный цвет, имеет множество оттенков, и его бывает трудно сочетать друг с другом, если возникнет идея надеть черную юбку от одного и пиджак от другого.

А какой должна быть сорочка для мужчины?

Гилана Михайлова: С сорочками все просто. Никаких принтов. Почти любой мелкий рисунок годится. Цвета тоже прописаны, и там довольно большой спектр. Кроме слишком ярких.

Цвет галстука?

Гилана Михайлова: Любой, какой нравится.

И красный?

Гилана Михайлова: Почему нет? Но не "трамповский" красный, а бордовый или красный с какими-то вставками.

Аксессуары?

Гилана Михайлова: О них тоже сказано. Например, для дам невозможны войлочные или какие-то рукодельные из ракушек, найденных в счастливое время с ребенком на берегу моря. Это все только для дома, на работу в этом ходить не очень прилично. Недопустимы также всякие снеговики или змеи.

А изделия из янтаря?

Гилана Михайлова: Это уже бижутерия, она может быть и с серебром, и с золотом, это все вполне допустимо.

Прописан ли ценовой диапазон в одежде, аксессуарах?

Гилана Михайлова: В документе ничего не говорится о ценах. Этот вопрос тонкий и остается на усмотрение госслужащего. Мы же понимаем, что госслужащие очень разные и у них разные зарплаты. Тем не менее, если дама работает, скажем, в администрации области или края и на ней "Шанель", и все считают, что это не фейк, а настоящая "Шанель", мне кажется, это не очень корректно по отношению к людям, с которыми ей приходится встречаться.

Существует ли некая мода внутри дресс-кода?

Гилана Михайлова: Конечно. Если человек разбирается в моде, понимает тренды и ему интересно себя каким-то образом наряжать, то почему нет? Тут дресс-код только в помощь.

Прически?

Гилана Михайлова: Аккуратные. Главное, чтобы они были. Проснуться и не расчесавшись прийти на работу - значит проявить неуважение к посетителям. Голова не должна быть бесформенной.

Мне кажется, лучше, чем кто бы то ни было, это понимает бывший сенатор Валентина Петренко.

Гилана Михайлова: Это ее собственное позиционирование. Ее и знают все благодаря прическе. В любой точке мира она очень запоминаема и никогда не потеряется.

Разработанный документ - это рекомендации или предписания?

Гилана Михайлова: Это рекомендации. Это не дамоклов меч. Лучше правила знать и от них отступать, чем не знать и оказаться в неловкой ситуации.

Я встречала парочку депутатов в косоворотках

Люди с трудом принимают любые регламентации, особенно в одежде. "Я сама знаю, что и когда надевать, не надо мне указывать". Вы уверены, что чиновники не будут пренебрегать вашими советами?

Гилана Михайлова: Есть очень маленький процент просто неадекватных людей. На госслужбе они тоже есть. И они говорят: нет, мы будем ходить в "леопардах", мы будем носить белые прозрачные блузки с черным бельем, мы таким образом позиционируем себя. Но рано или поздно им объяснят, что они представители государственной власти, они несут определенную ответственность за ту или иную часть работы именно в государственной сфере, как представители государства. И поэтому должны выглядеть подобающе. Большинство людей, с которыми мы встречались и разговаривали о дресс-коде, говорили: ну наконец-то, теперь хотя бы понятно, что и когда уместно надевать.

Фото: instagram / kpp26.ru

И все равно государственные мужи сопротивляются дресс-коду. Бывший руководитель службы протокола президента СССР, бывший шеф протокола первого президента России Владимир Шевченко рассказывал мне, что на Горбачева так и не удалось надеть фрак, а Ельцина с трудом удалось облачить в смокинг.

Гилана Михайлова: Я думаю, даже вы, прекрасно выглядящий, будете себя неловко чувствовать во фраке. А люди с лишним весом или нестандартной фигурой - они вообще себя чувствуют пингвинами в нем. И это нормальное человеческое сопротивление. Но мы же не про фраки, а про повседневную одежду чиновника. Если вы встречаетесь с такими-то людьми, заходите в такие-то учреждения, приглашены на такие-то приемы, то вам рекомендуется дресс-код такой-то. Вы, конечно, можете в джинсах прийти на прием к губернатору или президенту, но вряд ли ваша карьера продолжится после этого, вы ведь проявили неуважение, а не просто пришли в джинсах.

Кто из российских чиновников, на ваш взгляд, может служить эталоном в одежде?

Гилана Михайлова: Из дам - несомненно, Валентина Матвиенко. Из противоположного пола - один из самых элегантных мужчин, кроме президента, - господин Лавров. Он всегда выглядит хорошо. За исключением случая, когда он в Монголию прилетел в джинсах. Видимо, в самолете не успел переодеться. И уверена, что он сам не очень комфортно себя чувствовал.

По этому поводу была определенная реакция с монгольской стороны?

Гилана Михайлова: Была. И пресса об этом тоже не умолчала.

А выезд на пикник или на рыбалку в ходе официального визита - в этих случаях дресс-кода не существует?

Гилана Михайлова: Нет, это все равно дресс-код, просто другой. Все участники пикника или рыбалки знают, что мероприятие публичное, что работают журналисты, идет телесъемка, и поэтому имеет значение, как ты одет.

Известный советский танцовщик Махмуд Эсамбаев был депутатом Верховного совета СССР, куда являлся на заседания в безукоризненном европейском костюме, но неизменно в папахе. Национальные акценты в дресс-коде допускаются?

Гилана Михайлова: А почему нет? Правила нужно знать, чтобы иметь возможность их обходить, с чем прекрасно справлялся любимый в нашей семье Махмуд Эсамбаев. Я встречала парочку депутатов в косоворотках. Выглядело не так импозантно, как папаха Эсамбаева, но вообще национальная одежда входит в рамки высшего дресс-кода. Но Россия светское, цивилизованное государство. У нас не принято ходить в кокошниках и сарафанах на прием к губернатору или в Кремль.

Бывает, пиджак болтается, как у Пьеро, или, наоборот, едва сходится на груди

Каковы типичные ошибки в дресс-коде у наших чиновников?

Гилана Михайлова: У дам - яркие и дорогие украшения, что неприемлемо, они ведь "слуги народа". Короткие юбки на дамах не первой молодости. Кроме того, некоторые дамы приходят на конференцию в тех же коротких юбках, и они не думают, что им придется сидеть на сцене. Некоторые молодые дамы приходят на высокой шпильке, и это подчас кончается травмой, потому что есть учреждения, где плитка гладкая и по ней очень трудно ходить. Неуместны открытые плечи. Бросается также в глаза неумение использовать макияж - он либо слишком яркий, либо вообще отсутствует, что одинаково плохо.

А у мужчин?

Гилана Михайлова: Короткие носки. Стоптанные ботинки. Не своего размера пиджаки. Бывает, пиджак болтается, как у Пьеро, или, наоборот, едва сходится на груди. Складывается впечатление, что у кого-то взял напрокат и должен вернуть по окончании мероприятия. Или, бывает, мужчина надевает пиджак, а сверху куртку, которая короче пиджака, и полы пиджака развеваются, когда он идет в этой куртке. Я не понимаю, в чем проблема? Почему эту куртку не заменить на плащ, пальто. Пиджак из-под куртки смотрится ужасно. Короткие рукава сорочки с костюмом или блестящие костюмы - в той же категории.

Может, во избежание "вольностей" в одежде госслужащего стоило вернуться к мундиру?

Гилана Михайлова: У нас дипломаты имеют мундиры и по торжественным случаям их надевают. Как и прокуратура, военные, еще ряд министерств. Но, на мой взгляд, вводить мундиры для всех чиновников нецелесообразно. Даже если они вынуждены будут заплатить из своего кармана часть денег за свои мундиры, то другая часть все равно ляжет на карман налогоплательщиков.

Фото: EPA/OLIVIER HOSLET

А у советской номенклатуры был дресс-код? Вот, скажем, френч. Его в 30-е годы все начальники носили.

Гилана Михайлова: Френч и всякого рода мундиры связаны с нашей военной историей. Френч - это дисциплина, это подчинение приказам, это мобилизованность. В 50-е годы уже перестали носить френчи. Люди настроились на мирную жизнь, и это отразилось в одежде.

А комиссарская кожанка - это был дресс-код?

Гилана Михайлова: Скорее, символ времени. Кожанкой можно было подчеркнуть свою революционность. Так же, как, например, красной косынкой.

Если человек плохо выглядит, мне не хочется за него голосовать

Как соотносятся дресс-код и мода? Дресс-код может игнорировать моду?

Гилана Михайлова: Он ее не игнорирует. Скажем, две пуговицы на однобортном пиджаке у губернатора не противоречат моде. А лет двадцать назад в ходу были пиджаки с тремя пуговицами, и мужчины-госслужащие следовали этой моде.

Дресс-код играет какую-то роль в достижении успеха?

Гилана Михайлова: Несомненно. Потому что именно внешний вид кричит о людях больше, чем они сами могут о себе сказать. Если у тебя пиджак больше, чем ты, на парочку размеров, да еще на плечах которого перхоть. А мне бы хотелось, чтобы госслужащие хорошо выглядели. Они должны соответствовать своему положению и показывать общественности не заскорузлость бюрократии, а современный подход к государственной службе. В том числе и внешним видом. Если человек плохо выглядит, мне не хочется за него голосовать и большого доверия он у меня не вызывает.


Гилана Михайлова - директор Центра международного протокола РАНХиГС, исполнительный директор Национальной ассоциации специалистов по протоколу (НАСП). В 1998 г. провела первую в России конференцию по протоколу с участием В.Н. Шевченко, шефа протокола президента России. В 2001 г. создала агентство "Деловой протокол", которое является все эти годы лидером в области подготовки специалистов по протоколу, этикету и кросс-культурным коммуникациям на российском рынке услуг. С 2001 г. помогает в организации крупных международных конференций, форумов, саммитов. С 2007 г. - персональный консультант ряда руководителей министерств и регионов России и Казахстана в области подготовки к работе с прессой, протокола, развития личной карьеры и взаимодействия с внешней аудиторией. С 2014 г. специализируется на проведении тренингов в области протокола. Часто выступает экспертом на радио, телевидении, автор ряда статей и публикаций по протоколу, менеджменту в организации официальных мероприятий и кросс-культурным коммуникациям.

Госслужба – это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации в рамках исполнения полномочий и функций государственных органов.

Отличительная черта госслужбы заключается в масштабе выполняемой государственными служащими работы – их труд направлен на удовлетворение интересов и потребностей граждан, на решение задач, стоящих перед целыми отраслями (здравоохранение, транспортная система, образование), а не отдельно взятой компании. Таких сложных, разноплановых, амбициозных и интересных проектов, а значит и возможностей для профессионального и личностного роста, вам не предложит ни одна компания!

В сфере государственной службы, как и в коммерческом секторе, работают представители самых разных профессий: юристы, финансисты, строители, медики, IT-специалисты и многие другие.

Как поступить на государственную гражданскую службу города Москвы

Мы хотим видеть в нашей команде активных и увлеченных людей, которые смогут применить свои профессиональные знания и умения для решения актуальных задач, стоящих перед столицей. Если вы горите желанием помогать Москве развиваться и совершенствоваться, регистрируйтесь на Карьерном портале Правительства Москвы. Здесь вы найдёте информацию о вакансиях и конкурсах, объявленных в органах исполнительной власти города Москвы.

Мы рекомендуем вам заполнить и поддерживать в актуальном состоянии резюме, а также следить за обновлениями Карьерного портала и при появлении вакансий, соответствующих вашему профессиональному опыту, функциональным и отраслевым профилям служебной деятельности, направлять отклик и принимать участие в объявленном конкурсе.

Регистрируясь на Карьерном портале Правительства Москвы, вы получаете возможность самостоятельно управлять своей карьерой!

Поступление на государственную гражданскую службу проходит в основном по результатам конкурса на замещение должности государственной гражданской службы.

Конкурс заключается в оценке соответствия ваших профессиональных знаний и умений квалификационным требованиям, предъявляемым к конкретной должности:

  • уровень образования
  • стаж работы по специальности или стаж гражданской службы (государственной службы иных видов)
  • знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

Поступить на государственную службу можно также без конкурса, если:

  • вы уже включены в кадровый резерв, сформированный на конкурсной основе
  • вы претендуете на должность категорий «Руководители» и «Помощники (советники)» с ограниченным сроком полномочий
  • речь идет о должности категории «Руководители», назначение и освобождение от которой осуществляется Мэром Москвы
  • с вами заключается срочный служебный контракт (для должностей гражданской службы категорий «Специалисты» и «Обеспечивающие специалисты»)
  • вас назначают на должность, которая относится к группе младших должностей гражданской службы
  • должность предполагает при исполнении должностных обязанностей использование сведений, составляющих государственную тайну (согласно перечню должностей, утвержденному правовым актом государственного органа).

Окончательное решение о назначении кандидата на вакантную должность остается на усмотрение представителя нанимателя.

Информация о конкурсах на вакансии и включению в кадровый резерв госслужбы города Москвы, а также о вакансиях без прохождения конкурса публикуется на Карьерном портале Правительства Москвы и сайтах органов исполнительной власти города.

Что такое квалификационные требования

Квалификационные требования - это набор профессиональных знаний и конкретных навыков, которые необходимы для эффективной работы сотрудника на занимаемой им должности. Квалификационные требования предъявляются к любой профессиональной деятельности, и госслужба - не исключение.

Перечень квалификационных требований зависит от категории и группы должностей.

Требования, предъявляемые к образованию:

категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы - наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры;

категории "руководители", "помощники (советники)" ведущей группы должностей гражданской службы, категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы - наличие высшего образования;

категория «Обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы – наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки для замещения должностей гражданской службы не предъявляются.

Кроме того, должность определяет перечень профессиональных знаний и компетенций, необходимых для исполнения сотрудником своих основных задач и функций. Другими словами, на должность главного специалиста по юридическим вопросам идеальным кандидатом будет человек с юридическим образованием, имеющий практический опыт представления организации в судах различных инстанций и владеющий навыками работы с правовыми базами данных.

Можно ли поступить на госслужбу без опыта работы

Ключевые компетенции госслужащего Правительства Москвы

Компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков и моделей поведения, которые обеспечивают достижение эффективного результата в конкретной профессиональной или управленческой деятельности госслужащего Правительства Москвы.

5 ключевых компетенций госслужащих Правительства Москвы.

Профессионализм – высокий профессионализм характеризуется способностью госслужащего отлично разбираться в своей сфере, глубоким пониманием узкопрофессиональных вопросов своей области, способностью профессионально проконсультировать по широкому кругу вопросов в рамках своих полномочий.

Правосознание – данная компетенция включает в себя уважение и соблюдение закона, норм, правил, выполнение взятых на себя обязательств, эффективное устранение конфликтов интересов в рамках своей компетенции, четкое исполнение антикоррупционных мероприятий.

Коммуникация – навыки эффективного публичного выступления; способность четко и ясно излагать мысли с учетом особенностей аудитории или конкретного собеседника, открытость и доброжелательность в общении, способность улаживать конфликты, умение аргументировано доказывать свою позицию, убеждать других в своем мнении.

Результативность – высокая результативность обеспечивается за счет умения формулировать цели и механизмы их достижения, добиваться выполнения поставленных задач, способности мыслить в категориях ключевых показателей эффективности (КПЭ), готовности постоянно внедрять механизмы совершенствования работы, ставить перед собой «высокую планку».

Управление (для должностей категории «Руководители») – навыки управления, среди которых: умение четко формулировать подчиненным цели и задачи и эффективно контролировать их исполнение, способность координировать работу сотрудников, навыки мотивации и развития подчиненных, навыки управления ресурсами своего подразделения; готовность брать на себя ответственность и риски за все, что происходит в подразделении.

Представитель нанимателя

Как попасть на стажировку в Правительство Москвы

Для участия в программе стажировки в Правительстве Москвы необходимо подать заявку на Карьерном портале Правительства Москвы, а затем пройти все этапы конкурсного отбора:

1 волна: отбор на стажировку через «Летнюю карьерную школу»:

- Первый тур: подача заявки на «Летнюю карьерную школу» через Карьерный портал Правительства Москвы;

- Полуфинал: видеоинтервью и онлайн-тестирование;

- Финал: участие в Летней карьерной школе и онлайн интервью;

- выход на стажировку 6 октября.

Волна 2 — общий конкурс:

- Первый тур: подача заявки на стажировку через Карьерный портал Правительства Москвы;

- Полуфинал: видеоинтервью и онлайн-тестирование;

- Финал: деловая игра и онлайн интервью;

- выход на стажировку 8 декабря.

Как пройти практику в Аппарате Мэра и Правительства Москвы или в органах исполнительной власти города Москвы

  • специальность, по которой вы обучаетесь
  • характер практики
  • продолжительность практики
  • даты ее начала и завершения.

Практика проходит на основе договора между вузом и Аппаратом Мэра и Правительства Москвы или органом исполнительной власти города Москвы.

Какие социальные гарантии есть у госслужащих

В соцпакете государственных служащих есть все социальные гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ - оплачиваемые отпуска, больничные листы и пр. Плюс к этому у госслужащих есть ряд других социальных гарантий:

  • ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска
  • бесплатная или льготная путевка в санаторий (на курорт)
  • выплаты к отпуску: материальная помощь, компенсация за неиспользованную путевку .

Возрастные ограничения для госслужащих

Поступить на госслужбу можно с 18 лет и работать на благо города вплоть до 60 лет. Другими словами, впервые устроиться на государственную службу не могут люди в возрасте 60 лет и старше. Такие возрастные рамки установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 25.1).

По решению представителя нанимателя срок гражданской службы может быть продлен - но только гражданскому служащему, на условиях срочного служебного контракта и до момента достижения им возраста 65 лет.


Прием на работу бывшего государственного (муниципального) служащего сопровождается определенными трудностями правового и организационного характера. Это обусловлено реализацией антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

В новом номере разберем порядок уведомления, ответственность за невыполнение требований антикоррупционного законодательства, а также наиболее часто встречающиеся вопросы.

Минтруд разъяснил, что не все бывшие государственные (муниципальные) служащие обязаны сообщать предыдущему работодателю о трудоустройстве, а только те, которые указаны:

  • в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
  • в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
  • в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).

Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе менее двух лет и должность, им замещаемая, была указана в Перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.

Обязанность уведомить бывшего нанимателя возложена и на самого работника.

Помимо заключения трудового договора, возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

  • договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;
  • вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.

Уведомление

Правила сообщения работодателем о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29(далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил работодатель обязан уведомить нанимателя на последнем месте работы бывшего служащего в письменной форме.

В соответствии с пунктом 3 Правил уведомление должно быть подготовлено на бланке организации, подписано руководителем или иным уполномоченным лицом, заверено печатью (при наличии).

Пункт 5 Правил предусматривает содержание такого уведомления:

  • фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
  • дата и место его рождения;
  • наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.
  • наименование организации-работодателя (полное и сокращенное);
  • дата и номер приказа о приеме на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок его действия;
  • название должности по штатному расписанию, а также перечень должностных обязанностей по новому месту работы.
  • дата и номер гражданско-правового договора;
  • срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
  • предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
  • размер вознаграждения по договору.

Уведомление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению бывших госслужащих.

Важно! Дальнейшая работа нового сотрудника возможна только с согласия такой комиссии.

По итогам рассмотрения заявления служащего о даче согласия на работу в коммерческой (некоммерческой) структуре комиссия конкретного государственного органа принимает одно из двух решений:

  • дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
  • отказ в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.

Копия протокола в трехдневный срок с момента проведения заседания комиссии предоставляется самому служащему и по решению комиссии может быть предоставлена новому работодателю.

Если комиссия отказала бывшему служащему в работе в данной должности, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор и уволить в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 83 ТК РФ. Однако после увольнения тот же работодатель может принять его на работу на другую должность, работа по которой будет разрешена комиссией.

Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение вышеперечисленных требований при трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего может привести к прекращению трудового договора.

В случае неуведомления работником нового работодателя трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а работник - уволен (абзац 5 части 1 статьи 84 ТК РФ). Увольнение производится по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя

Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.

Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы

К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.

Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

Читайте также: