Каким должен быть прокурорский работник

Опубликовано: 14.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Кобец А.В. Система профессионально важных качеств личности прокурора // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/01/4263 (дата обращения: 12.04.2021).

П.А. Баринов отмечает, что высокое качество подготовки юриста требует комплексного подхода, то есть сочетания таких аспектов, как: специальная служебная подготовка; правовое образование; формирование определенных профессионально важных психологических свойств личности. Только единство в решении указанных задач обеспечивает подготовку юристов высокой профессиональной компетентности [4].

В действующей практике деятельности правозащитных органов психологическим аспектам работы с кадрами, то есть изучению особого, человеческого фактора, не придавалось должного значения. В основном учитывались такие факторы, как опыт службы, формальные взаимоотношения в служебной иерархии, дисциплинарные требования, статистические показатели выполнения службы и др. Поэтому целесообразно рассмотреть профессионально важные качества личности прокурора.

Профессия юриста характеризуется чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Эта деятельность в первую очередь связана с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат данное основное понятие: правоприменительная деятельность, правозащитная деятельность и т.п. Программа решения профессиональных задач, как правило, сформулирована в правовой норме. На рис. 1 приведена схема экстравертивной и интровертивной структуры деятельности юриста.


Рис. 1. Общая схема психологического анализа профессиональной деятельности юриста.

На рис. 2. представлена профессиограмма деятельности юриста, отражающая как общую структуру данной деятельности, так и ее цели, способы, а также качества личности профессионала, необходимые для ее успешного осуществления (т.е. охватывает элементы психограммы).


Рис. 2. Схема профессиограммы деятельности юриста

Система профессионально важных качеств личности прокурора представляет комплекс психологических свойств личности, необходимых для эффективного выполнения определенной деятельности, решения профессиональных служебных задач. Профессиональная деятельность работников правоприменительной системы включает в себя целый ряд направлений. Каждое из них требует от работников наличия соответствующих свойств, которые обозначают профессионально важные качества личности. Под профессионально важными качествами следует понимать индивидуальные свойства субъектов труда, влияющих на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее освоения.

В табл. 1. показаны основные составляющие подструктуры профессиональной деятельности юриста: профессиональная мотивация; профессиональная компетентность; профессионально важные психологические качества специалиста.

Таблица 1. Профессионально обусловленая структура личности юриста

КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КАТЕГОРИИ)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ КОМПОНЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессиональная мотивация и направленность специалиста

Социально-профессиональные интересы: готовность к взаимодействию с людьми, направленность на успех, достижения и профессиональный рост, надежность, социальная ответственность

Познавательные, коммуникативные, эмоционально-волевые процессы

Научная компетентность, специальная практическая компетентность, персональная компетентность (знания и умения), квалификация

Профессионально важные психологические качества

Типологические, характерологические, интеллектуальные, эмоционально-волевые качества

Профессиональная самостоятельность, склонность к планированию, креативность, аналитичность, наблюдательность, диагностические способности, профессиональная мобильность, самоконтроль

Подготовка высококвалифицированных прокуроров должна прежде всего обеспечивать решение основных задач: воспитание адекватной профессиональной мотивации, целеустремленности на выполнение социально значимых служебных задач; формирование высокой профессиональной компетентности, что означает единство профессиональных знаний, эрудиции и способов эффективной реализации деятельности; развитие адекватного комплекса профессионально важных личностных качеств.

Система профессионально важных качеств личности работника прокуратуры включает в себя функциональные подструктуры: мотивация, профессиональная целеустремленность; психические процессы: познавательные, коммуникативные, регуляторные. Указанные психологические подструктуры образуют единую систему свойств, которая становится основой профессиональной компетентности работника прокуратуры. В деятельности прокуроров различных должностных уровней особое внимание уделяется показателям сформированности интеллектуальных процессов, поскольку одной из основных функций прокурора является оценка социальной, политической, профессиональной информации, постановка стратегических целей, планов деятельности, прогнозируемый контроль и оценка ситуаций в правоохранительной системе. Высокие требования предъявляются к коммуникативным и регуляторным качествам. И чем выше иерархический служебный уровень работника, тем более масштабным и компетентным должно быть профессиональное мышление прокурора [6].

Специфика психологических профессионально важных качеств и их соответствие требованиям выполняемой деятельности является важным условием определения профессиональной пригодности лиц, претендующих на ответственные должности в правоприменительной системе, их профессиональной аттестации, прогнозирования успешности выполняемой ими работы.

Прокурор, как представитель государства, осуществляет общий надзор за работой государственных органов и должностных лиц, за соблюдением закона в процессе правоприменительной деятельности и защиты законных прав граждан в судебном процессе, в местах отбывания наказаний. Важно, чтобы этот надзор был активным и принципиальным, чтобы ни одно нарушение закона не оставалось без реагирования. Можно выделить такие виды прокурорского надзора: а) надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор); б) надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; в) надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах; г) надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний осужденных и других мер принудительного характера, назначенных судом.

Контролируя процесс судебного разбирательства, прокурор последовательно выполняет следующие функции: изучает материалы и выводы предварительного следствия; участвует в распорядительном заседании суда по решению вопроса о передаче подозреваемого в суд; участвует в процессе судебного разбирательства, в допросе обвиняемых, потерпевших и свидетелей, экспертов, участвует в дискуссии с представителями защиты; готовит и выражает в суде обвинительную речь.

Поддерживая перед судом государственное обвинение, прокурор принимает активное участие в исследовании доказательств, формирует в своем сознании концептуальную модель события и представляет суду свое мнение по поводу применения статей уголовного кодекса и меры наказания по отношению к подсудимым. Прокурор не может стать над судом, но он должен способствовать успешному торжеству истины и законному осуществлению всех судебных процедур.

Мотивация труда прокурора как необходимый компонент включает в себя такие качества личности, как уважение к работе правоведа, любовь к истине, профессиональный долг, патриотизм, стремление к справедливости, социально-ценностные ориентации, высокий уровень правосознания. Только адекватная правовая мотивация обеспечивает соответствующую стойкую целенаправленность деятельности работника правоприменительной системы государства. Такая мотивация формируется под влиянием конкретных социальных явлений, в процессе профессионального обучения, закрепляется и совершенствуется в условиях практической деятельности. Все формы профессиональной деформации правоприменительной деятельности связаны прежде всего с отсутствием или с деградацией профессиональной мотивации и правосознания.

Прокурор должен иметь высокоразвитое теоретическое, логично-доказательное мышление, так как основным содержанием его умственной работы является анализ и обобщение фактов, понимание их сущности и причин, предсказание их последствий. Данный тип мышления предполагает наличие у прокурора таких качеств ума, как глубина, широта, мобильность, критичность, целеустремленность, самостоятельность, креативность.

Профессиональная память прокурора, в своей долгосрочной форме способна хранить значительные объемы профессиональных юридических знаний, а также точно использовать эти знания в плане оперативной (кратковременной) памяти [2].

Высокие требования предъявляются к культуре речи прокурора, что составляет его «риторический инструментарий». Речь является интеллектуальным средством формирования, теоретического обобщения и практического выражения мнений правоведа. Она является необходимым средством общения прокурора с коллегами, со всеми участниками судебного процесса, средством выступления в суде. Обвинительная речь прокурора произносится сразу же после окончания судебных споров. Она отражает кульминационный момент психологического конфликта в судебном процессе и имеет огромный социально-психологический эффект. Это выступление имеет, как правило, категорически утвердительный характер как протест общества и граждан против зла и преступности, как символ неотвратимости наказания за преступления против личности и государства. При произнесении публичной речи прокурора очень важен «эффект присутствия», что рассматривается в трех основных аспектах: техническом, эмоциональном и содержательном. Овладению всеми указанными аспектами профессиональной речи способствует общеязыковая грамотность прокурора, психологическая тренировка, изучение ораторского искусства [2].

В регуляторной сфере деятельности прокурора, особенно в эмоционально-волевой сфере, следует отметить такие виды моральных чувств, как ответственность, вера в справедливость, оптимизм, честность, мужество, принципиальность, стрессоустойчивость. Для организации своей деятельности и регуляции поведения других людей в сфере волевых качеств прокурора стоит выделить следующие характеристики: правовая целеустремленность, самоконтроль, решительность, настойчивость, дисциплинированность, лидерство [5].

Указанные когнитивные, коммуникативные и регуляторные профессионально важные качества проявляются в деятельности прокурора в форме индивидуальных особенностей личности, которые могут иметь в своем генезисе как природные, так и социальные детерминанты. К первым можно отнести типологические свойства нервной системы (черты характера), которые не решают в полной мере, но определенным образом влияют на успешность овладения конкретной профессией, требуют наличия сильной, уравновешенной и лабильной нервной системы. К социально опосредованным индивидуальным особенностям прокурора следует отнести следующие качества: черты характера, направленность, общие и профессиональные способности, интеллектуальную, правовую, психологическую культуру как потенциал успешности работы [4].

Выводы

Разработка системы профессионально важных качеств деятельности прокурора представляет особый теоретический и практический интерес, так как способствует четкому определению и пониманию роли профессионально важных свойств личности специалиста, организации адекватного профотбора, воспитанию и самовоспитанию качеств, необходимых для обеспечения высокой эффективности различных видов правоприменительной деятельности.

Работники прокуратуры осуществляют надзор за выполнением законов Российской Федерации. Давайте рассмотрим, какие требования работники прокуратуры вправе предъявлять к гражданам Российской Федерации. Также рассмотрим их обязанности.

Кадровые работники прокуратуры

Функции сотрудников правоохранительного органа

  • исполнение законов страны;
  • надзор или контроль над работой государственных структур;
  • составление актов реагирования на ошибки предприятий;
  • рассмотрение писем, заявлений от граждан или предприятий о нарушениях работы;
  • контроль за выполнением законов, ведение следствия;
  • действия на стороне обвинителя или государства.

Правовой статус работников прокуратуры

Сотрудник такой организации обязательно должен быть гражданином страны, на которую работает. При этом иметь полное высшее образование, для некоторых профессий необходим опыт и стаж работы. У сотрудника обязательно должна быть соответствующая физическая подготовка. При вступлении в должность служащий проходит испытательный срок (до 6 месяцев). Если обязанности на занимаемой должности заключаются в дополнительной помощи служащему правоохранительных органов, то на такое место работы могут претендовать студенты, проходящие обучение на юридическом факультете.

Генеральная прокуратура РФ

Будущему прокурору обязательно должно быть больше 25 лет, стаж работы в такой организации должен быть не менее 3 лет. Сотрудники являются лицами, которые защищают государство. Сами они также попадают под его защиту. Работники прокуратуры в своей деятельности обязаны выполнять приказы прокурора. Они должны правильно организовать сбор статистических данных и справок. Документы и их копии должны обязательно предоставляться по требованию прокурора. Обязанностью прокурора является посещать местные совещания глав города, а также принимать непосредственное участие в жизни города либо района.

Особенности сотрудничества

При вступлении в должность будущему сотруднику обязательно шьется профессиональная форма или обмундирование. Готовая форма не продается, поэтому купить ее не получится. У сотрудника прокуратуры должен быть комплект синей формы. Она считается рабочей. Парадная форма имеет белый цвет. В набор одежды входят брюки для мужчин и юбка для женщин, форменные рубашки белого и синего цветов с короткими и длинными рукавами, форменный галстук, фуражка, китель с погонами. В подтверждение занимаемой должности работнику выдается удостоверение Следственного комитета. Документ имеет вид маленькой раскладной книжки красного цвета. Данный документ очень важен для сотрудника органов, так как он содержит всю информацию о человеке. Удостоверения нельзя давать третьим лицам. Перед выходом на работу его всегда нужно брать с собой. Без данного удостоверения сотруднику прокуратуры имеют право отказать в предоставлении информации.

Звания и льготы сотрудников

В нашей стране для прокуратур и юстицией действует ряд званий:

  • Действительный советник прокуратуры.
  • Государственный советник юстиции 1, 2, 3 класса.
  • Старший советник.
  • Советник прокуратуры.
  • Младший советник 1, 2, 3 класса.
  • Младший юрист.

Форма прокурора

Сотрудникам с правовым статусом работников прокуратуры присуждаются классные звания, они идут наряду с военной классификацией. Рассмотрим подробнее соответствие чина воинскому званию:

  1. Действительный советник равен генералу.
  2. Советник 1 класса равен генерал-полковнику.
  3. Советник 2 класса равен генерал-лейтенанту.
  4. Советник 3 класса равен генерал-майору.
  5. Старший советник равен полковнику.
  6. Советник юстиции равен подполковнику.
  7. Младший советник равен майору.
  8. Юрист 1 класса равен капитану.
  9. Юрист 2 класса равен старшему лейтенанту.
  10. Юрист 3 класса равен лейтенанту.
  11. Младший юрист равен младшему лейтенанту.

Прокурор в суде

Служащим правоохранительных органов обязательно положены льготы.

  • Служащие имеют право на предоставление судебного иммунитета.
  • Работники прокуратуры постоянно находятся под защитой страны, это распространяется и на их родственников (Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»).
  • Служащим разрешается ношение оружия и опасных средств.
  • Служащие застрахованы, имеют право проходить бесплатное лечение в медицинских учреждениях.
  • Работники имеют право на бесплатное пользование некоторыми видами транспорта.
  • Служащим положено бесплатное жилье.
  • Работникам прокуратуры положены ежегодные путевки (им самим, их детям и родственникам).

Сотрудники правоохранительных органов не имеют права вступать в политические партии.

Нельзя заниматься предпринимательской деятельностью и иметь дополнительные источники дохода.

Правила поведения

Помощник прокурора

Сотрудники судов должны соблюдать определенные правила поведения.

Правила поведения работников аппарата суда регламентируются законодательством России, а именно Конституцией РФ.

Правила общего характера:

  • При работе с коллегами и посетителями необходимо сохранять спокойствие, не повышать голос, избегать лишних жестов.
  • Сотрудник не должен отвечать, если его оскорбляют или обвиняют, нельзя проявлять агрессию.
  • При общении с судьей необходимо проявлять такт и уважение, нельзя обсуждать коллег правоохранительных органов или распускать слухи о них.
  • Внешний вид сотрудника прокуратуры должен быть аккуратным. Необходимо носить нагрудную визитную карточку с указанием полного имени, звания и должности. Необходимо носить служебную форму или деловую одежду, удостоверение всегда должно быть при себе.
  • Каждый сотрудник суда отвечает за свое рабочее место и обязан держать его в чистоте и порядке, отвечать за сохранность инвентаря и техники. Из здания выносить ничего нельзя без соответствующего разрешения.
  • Работник суда на рабочем месте должен придерживаться правил техники безопасности, соблюдать правила пожарной безопасности.
  • Служащему прокуратуры нельзя курить в общественных местах и находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.

Правила профессиональной этики:

  • Сотрудник своей деятельностью не должен влиять на судебный процесс.
  • При ведении дела работнику не разрешается дискриминировать подследственного на основании национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации и т.д.
  • Личная критика или чье-то мнение не должно влиять на сторону обвинения.
  • Необходимо учитывать мнения всех людей, обратившихся в суд.
  • Сотрудник должен строго соблюдать правила неразглашения секретной информации.
  • Служащий суда должен корректно контролировать передачу данных на публичных выступлениях и при предоставлении информации для прессы.
  • Сотрудник не должен использовать свое положения для получения выгоды.

Работник прокуратуры должен осознавать свою ответственность перед государством и его гражданами. Проблемы личного характера не должны влиять на его профессиональную деятельность.

Прокурор

Человек, занимающий должность прокурора – это официальное лицо, поставленное надзирать за соблюдением выполнения законов страны в ряде сфер жизни ее граждан. Также представитель профессии имеет полномочия государственного обвинителя, в качестве которого он выступает в суде. Действуя от имени государства, сотрудник имеет четкий перечень прав и обязанностей, которых должен придерживаться при любых обстоятельствах. С каждым годом юриспруденция становится все более востребованной среди молодежи. Тем, кто задумался о данном направлении, стоит ознакомиться с описанием профессии «прокурор», ее спецификой.

Особенности профессии

Профессия прокурора появилась еще в Древнем Риме, когда формировалась система работы суда. Она была построена на обвинении и защите подозреваемого двумя противоборствующими сторонами под контролем судьи.

В России первые представители направления возникли только во времена Петра I в результате проводимых реформ. Изначально такие сотрудники больше походили на агентов тайных служб. Сторону обвинения в суде с обязательством четко соблюдать законы страны прокуроры заняли уже в 20 веке после образования Советского Союза.


Краткая информация о профессии прокурор в качестве государственного обвинителя:

  • после проведения расследования по делу документы с заключением следователя рассматриваются прокурором. В случае недостаточности аргументов или наличия ошибок сотрудник отправляет дело на доследование. Если доводы удовлетворительны, документы передаются в суд;
  • во время судебного разбирательства прокурор старается доказать виновность обвиняемого, выступая против доводов адвоката. Благодаря действию в России презумпции невиновности, недостаточность улик будет трактоваться в пользу представшего перед судом. Чтобы обвинить преступника, доказательства прокурора должны быть четкими и неопровержимыми;
  • если суд выносит неудовлетворительный для обвинения приговор, прокурор может его обжаловать в установленном порядке.

Помимо участия в гражданских или уголовных делах представители прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод граждан, выполнением законов страны. Они принимают обращения или жалобы, возбуждают дела при выявлении нарушений, контролируют работу подотчетных структур и ведомств, следят за деятельностью исправительных заведений.

Прокуроры задействованы в законотворчестве. Они изучают, проверяют, оценивают предлагаемые им на рассмотрение акты или постановления. При наличии признаков нарушения законности сотрудник выносит предостережение, представление или протест. При необходимости этот юрист способен сам обратиться в суд, если ему очевидны признаки несоблюдения законов страны.

Где учиться на прокурора

Прокурор – это профессионал высокого уровня квалификации. Сегодня юристов учат многие ВУЗы, некоторые делают это заочно или дистанционно. Также существует вариант с получением профессии путем прохождения профильных курсов.

Независимо от того, какой путь будет выбран, учиться на прокурора придется не менее 4-4,5 лет. Поступающим важно иметь высокие баллы ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, истории. В зависимости от специфики учебного заведения перечень того, какие предметы придется сдавать на прокурора, может быть дополнен.

Курсы

Человеку без вузовского диплома юриста выучиться на прокурора с помощью курсов не удастся. Этот подход предназначен для тех, кто получил юридическое образование в определенной сфере, а теперь хочет перейти к более узкой специализации. Также такой вариант подходит лицам, которые после обучения по профессии «военный прокурор» решили перейти на гражданку. Продолжительность курсов составляет 3-6 месяцев. Обычно выданные в результате учебы документы указывают на получение второго профессионального образования.

Высшее образование

Для начала карьеры прокурора нужно закончить юридический факультет университета. В России действуют десятки ВУЗов, выпускники которых могут рассчитывать на работу по выбранному направлению.


В качестве варианта можно поступить в одно из следующих заведений:

  • Московская государственная юридическая Академия;
  • Академия генеральной прокуратуры РФ;
  • Уральская государственная юридическая Академия;
  • Саратовская государственная Академия права;
  • Хабаровская государственная Академия экономики и права.

Получение высшего образования – только первый шаг, который надо сделать, чтобы обрести желаемую специальность. Выпускнику придется несколько лет поработать помощником прокурора или наработать опыт работы в суде другим способом. После этого начальство выдвигает его на вакантную должность по показанным результатам, или сотрудник может сам подать на нее заявку.

Опасная работа

Задумываясь о прокурорской должности, следует взвесить плюсы и минусы профессии. Главной негативной характеристикой карьеры называют повышенный уровень опасности для юриста. Он часто сталкивается с различными видами давления со стороны преступников, нарушителей, коррумпированного начальства. Прокуроры высшего звена нередко рискуют здоровьем и даже жизнью, принимая участие в громких судебных разбирательствах. Постоянный стресс, занятость, высокая степень ответственности – еще несколько минусов карьеры. При всем этом зарплата у таких юристов на порядок ниже, чем у их оппонентов – адвокатов. Это повышает вероятность согласия на получение взятки, что автоматически превращает служителя закона в преступника.


Несмотря на присутствие очевидного негатива, прокурор – это уважаемая, престижная профессия, способная стать стартом неплохой карьеры. Хоть доход такого сотрудника ниже, чем у адвоката, он превышает средний по России. С учетом надбавок, премий, стажа сумма получается приличная. Получение опыта участия в судебных разбирательствах повышает ценность профессионала. При желании он способен в любой момент переквалифицироваться в адвоката высокого уровня.

Карьера

Система взаимодействия структур правоохранительных органов постоянно меняется, что приводит к частичной смене схемы развития карьеры юристов. Она остается примерно неизменной в плане того, что любой представитель исполнительной власти способен добиться многого при наличии амбиций. Карьера юриста начинается с места следователя или помощника прокурора. После получения базового опыта сотрудник сам получает должность государственного обвинителя, постепенно поднимается по карьерной лестнице за счет выигранных дел.

Высшей ступенькой в этом направлении юриспруденции становится должность Генерального прокурора Российской Федерации. По пути к ней сотрудник может занимать посты его заместителей, советников, помощников.

Выбирая такую карьеру, важно понимать, что прокурор любого уровня не имеет права вступать в политические партии, занимать посты в сфере государственной власти. Ему запрещено вести деятельность, связанную с коммерцией и финансами. Допустимо лишь совмещение основной должности с преподаванием, творчеством, научной работой.

Рабочее место

Государственный обвинитель работает в прокуратуре. Изначально он может быть занесен в кадровый резерв в ожидании подходящей должности. На старте карьеры юристу предлагают место помощника, старшего помощника или заместителя. Случается, что первые месяцы работнику приходится служить на общественных началах в ожидании распределения. Рабочее место юриста может меняться в соответствии с горизонтальным развитием его карьеры. Перемещение происходит между районной, областной, городской, генеральной отделениями прокуратуры.

Важные качества

Для работы в прокуратуре надо обладать рядом определенных черт характера, иначе продвижение по служебной лестнице будет проблематичным. От юриста требуется острый им, умение анализировать, запоминать и обрабатывать большие объемы информации. Прокурор – это дисциплинированный, ответственный, пунктуальный человек, обращающий внимание на любые мелочи. Не менее важны стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, коммуникабельность, умение красиво говорить.


В государственных обвинителях ценятся честность и принципиальность, которые не позволят им нарушить закон.

Знания и навыки

Юридический факультет дает только базовое образование, которого достаточно для старта карьеры. Прокурор должен хорошо знать основы законодательства, принципы ведения судебного процесса. В перечень обязательных навыков входят понимание особенностей документооборота, компьютерная грамотность, знание правил использования служебного оружия. Сотрудник должен постоянно следить за изменениями в законодательстве, совершенствовать свои теоретические знания и практические навыки.

Средняя зарплата

Общий заработок представителя обвинения складывается из оклада и дополнений в виде премий, надбавок. Изначально он составляет 25-35 тыс. рублей в зависимости от места службы, должности, степени занятости. Средняя зарплата прокурора с опытом работы находится в пределах от 40 до 80 тыс. рублей. При значительной выслуге лет и хорошем звании цифры могут быть еще выше. Доход Генерального прокурора РФ составляет 500 тыс. рублей в месяц.

Профессия прокурора, или государственного обвинителя, требует серьезных вложений в карьеру в виде времени. Она отнимает много сил, может привести к ухудшению физического здоровья, психического состояния. При всем этом должность остается престижной и востребованной.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 апреля 2018 года N 224

В целях повышения эффективности работы с кадрами в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 N 114 "Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации", а также в Кодекс и Концепцию, утвержденные этим приказом, изменения, заменив слово "учреждения" в соответствующем падеже словом "организации" в соответствующем падеже, слова "Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации" в соответствующем падеже - словами "Университет прокуратуры Российской Федерации" в соответствующем падеже.

1) в подпункте 1.1 слово "(следователя)" исключить;

2) подпункты 1.3-1.5 изложить в следующей редакции:

"1.3. Стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство и не совершать поступков, дающих основание сомневаться в его честности и порядочности.

1.4. При любых обстоятельствах воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении им своих служебных обязанностей, избегать имущественных (финансовых) связей, конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету прокуратуры Российской Федерации и тем самым подорвать доверие общества к ее деятельности.

1.5. При осуществлении профессиональной деятельности не оказывать предпочтения отдельным гражданам, каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям и быть независимым от их влияния.";

3) подпункт 2.1.3 изложить в следующей редакции:

"2.1.3. Придерживается общих принципов и норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих.";

4) подпункты 2.1.5-2.1.7 изложить в следующей редакции:

"2.1.5. Принимает меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

2.1.6. Уведомляет руководителя органа, организации прокуратуры обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

2.1.7. Стремится быть верным гражданскому и служебному долгу, исполнять свои служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.";

5) подпункты 2.1.9 и 2.1.10 изложить в следующей редакции:

"2.1.9. Соблюдает беспристрастность, исключающую возможность влияния его политических и религиозных убеждений на принятие решений, связанных с исполнением служебных обязанностей.

2.1.10. Принимает меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, ставшей известной ему в связи с исполнением служебных обязанностей, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность.";

6) подпункт 2.1.15 изложить в следующей редакции:

"2.1.15. Воздерживается от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органов, организаций прокуратуры и их руководителей, если это не входит в его служебные обязанности.";

7) дополнить подпунктами 2.1.16 и 2.1.17 следующего содержания:

"2.1.16. Не допускает возможности получения в связи с исполнением служебных обязанностей вознаграждений от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения), за исключением случаев, установленных законодательством.

2.1.17. Придерживается делового стиля одежды, соответствующего статусу государственного служащего, соблюдает разумную достаточность в использовании ювелирных изделий и иных украшений.";

8) подпункт 2.2 изложить в следующей редакции:

"2.2. Прокурорский работник, имеющий полномочия руководителя в системе органов и организаций прокуратуры, кроме того:";

9) подпункты 2.2.1-2.2.3 изложить в следующей редакции:

"2.2.1. Содействует установлению и поддержанию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

Принимает меры к недопущению коррупционно опасного поведения со стороны подчиненных ему работников, подавая своим личным поведением пример честности, беспристрастности и справедливости.

2.2.2. При определении объема (нагрузки) и характера работы руководствуется принципами справедливости и равномерности, учитывает личные и деловые качества, квалификацию и опыт работы подчиненных работников, не допуская дискриминации путем предоставления отдельным работникам незаслуженных благ и привилегий.

2.2.3. Не допускает по отношению к подчиненным работникам высокомерия, пренебрежительного тона, грубости, в том числе ненормативной лексики, бестактности, некорректных и оскорбительных замечаний, необоснованных претензий и обвинений.";

10) подпункт 2.2.5 изложить в следующей редакции:

"2.2.5. Оказывает всестороннюю поддержку и помощь молодым специалистам (с опытом работы до 3 лет, впервые поступившим на службу в органы прокуратуры).";

11) подпункт 3.1 дополнить абзацами вторым - четвертым в следующей редакции:

"Прокурорские работники должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными и проявлять терпимость в общении с коллегами.

Недопустимы угрозы, оскорбительные выражения, реплики или действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие конфликты между коллегами и их противоправное поведение.

Межличностные конфликты не должны разрешаться публично, в грубой вызывающей форме.";

12) подпункт 4.3 изложить в следующей редакции:

"4.3. Не допускает использования своего служебного положения для оказания влияния на деятельность любых органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих, граждан, других прокурорских работников при решении вопросов личного характера и получения преимуществ как для себя, так и в интересах иных лиц.";

13) подпункты 4.4 и 4.5 изложить в следующей редакции:

"4.4. Пользуется свободой слова, вероисповедания, правом на участие в ассоциациях, объединениях и общественной деятельности, за исключением случаев, установленных законодательством.

4.5. Участвуя в социальных сетях и форумах информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не допускает обсуждений деятельности государственных органов и их должностных лиц, высказываний в некорректной и грубой форме с использованием нецензурной лексики, размещения фото-, видео- и текстовых материалов, способных нанести ущерб репутации прокурорского работника или авторитету органа прокуратуры.".

1) в абзаце втором пункта 2.2 слово "(следователя)" исключить;

а) первое предложение второго абзаца изложить в следующей редакции:

"В этих условиях в качестве одной из первостепенных задач следует рассматривать сохранение кадрового потенциала системы и воспитание высокопрофессиональных специалистов, верных избранной профессии и служебному долгу.";

б) абзац третий исключить;

3) в пункте 4.2 абзац второй исключить;

4) в пункте 4.6 слова "или следственных", "и показаний, отказ от данных ранее показаний", "свидетелей, иных лиц, а также самих", "и следователей" исключить;

5) в пункте 4.8 слова "следователей и" исключить;

6) в абзаце втором пункта 5.1 слова "и следователей" исключить;

7) в пункте 5.4 слова "или следователя" исключить;

8) в подпункте 5.5.1 абзацы третий и четвертый исключить;

а) после слов "надежного защитника Отечества" дополнить словами:

"способного осуществлять прокурорский надзор в составе экипажей подводных лодок и надводных кораблей, на территории иностранных государств в местах дислокации воинских контингентов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в условиях боевых действий.";

б) дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Психологическое сопровождение процессов формирования личности курсантов прокурорско-следственного факультета Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, налаживание их взаимоотношений и адаптации организуются с учетом исполнения ими обязанностей военной службы.";

10) в абзаце первом подпункта 5.5.6 слова "в следственно-оперативных группах по расследованию особо тяжких и иных преступлений, имеющих большой общественный резонанс;", "и следственных", ",а также в условиях применения к участникам уголовного процесса мер государственной защиты" исключить;

а) в абзаце втором слово "(следователя)" исключить;

б) в абзаце девятом слова "и Лучший следователь" исключить;

а) абзац первый после слов "тактике осуществления прокурорской деятельности" дополнить словами ", а для военных прокуроров дополнительно уровню военной подготовки (физической подготовленности и огневой подготовке).".;

б) абзац третий после слов "классного чина" дополнить словами "(воинского звания)";

13) в абзаце третьем пункта 6.8 слова "индивидуальных планов работы" заменить словами "индивидуальных планов воспитания и обучения";

14) в пункте 6.9 слово "(следователя)" исключить;

15) абзац первый пункта 6.11 после слов "классный чин" в соответствующих числе и падеже дополнить словами "(воинское звание)" в соответствующих числе и падеже;

16) абзац первый пункта 6.12 после слов "очередной чин" дополнить словами "(воинское звание)", после слов "соответствующих чину" словом "(званию)";

а) абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:

"Необходимо осуществлять следующие мероприятия:

обобщать и анализировать положительный опыт воспитательной работы с кадрами, накопленный органами прокуратуры Российской Федерации, используя его при разработке и подготовке соответствующих организационно-распорядительных и методических документов;";

б) абзац четвертый исключить;

в) в абзаце пятом слово "организовать" заменить словом "осуществлять";

г) в абзаце шестом слово "повысить" заменить словом "повышать";

д) абзац одиннадцатый исключить.

4. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего работу с кадрами.

3.3. Прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются ТК РФ и федеральными законодательными и нормативными правовыми актами с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Условия, включаемые в трудовые договоры, как уже отмечалось, не могут ухудшать положение работников органов и учреждений прокуратуры по сравнению с действующим законодательством и коллективными договорами. Проекты нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников системы органов прокуратуры, разрабатываются Генеральной прокуратурой РФ с учетом мнении ЦК профсоюза, а на территориальном уровне — работодателями с учетом мнения соответствующих выборных профсоюзных органов.

Режим труда работников органов и учреждений прокуратуры регулируется правилами внутреннего трудового распорядка соответствующих органов прокуратуры, утверждаемыми администрацией с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Работодатели обеспечивают работникам органов и учреждений прокуратуры нормальную продолжительность рабочего времени, не превышающую 40 часов в неделю, за исключением работников, для которых законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Охрана труда и здоровья работников при проведении кадровой политики в органах и учреждениях прокуратуры рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений. В органах и учреждениях прокуратуры с численностью работников более 10 человек создаются комитеты (комиссии) по охране труда из представителей работодателей и профсоюзных организаций.

Работодатели создают службы охраны труда или назначают ответственных за состояние охраны труда, имеющих соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, разрабатывают и осуществляют мероприятия по обеспечению безопасных условий труда и сохранению здоровья работников.

Аттестация прокурорских работников. Аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров, определению уровня профессиональной подготовки и соответствия работников занимаемой должности, созданию резерва кадров на выдвижение, решению вопросов о присвоении работникам первоначальных классных чинов, досрочном присвоении классных чинов, а в органах военной прокуратуры — воинских званий, а также классных чинов (воинских званий) выше положенных по занимаемой должности.

Аттестации подлежат работники, занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, а в органах военной прокуратуры — и воинских званий. Аттестация должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Однако работник органов прокуратуры может быть аттестован досрочно в межаттестационный период в следующих случаях: при выдвижении на вышестоящую должность, при наличии существенных упущений в работе или совершении порочащего его проступка, а также по просьбе самого работника.

Для проведения аттестации в органах и учреждениях прокуратуры РФ создаются соответствующие аттестационные комиссии. Аттестационная комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии, которыми являются руководители структурных подразделений прокуратуры, учреждения. Ее состав утверждается приказом соответствующего руководителя органа или учреждения прокуратуры.

Комиссия представляет собой совещательный орган. На заседании комиссии обсуждаются и вырабатываются для руководителя соответствующего органа прокуратуры предложения по кадровым и другим вопросам, связанным с прохождением службы в органах прокуратуры. Комиссия заслушивает объяснения и ходатайства, обменивается мнениями и путем голосования принимает решение простым большинством голосов.

Для проведения аттестации утверждаются график проведения аттестации и повестка дня заседания комиссии, составляются списки работников, подлежащих аттестации, подготавливаются необходимые документы и справочные материалы. Во всех случаях аттестации предшествует изучение деятельности работника, его деловых и моральных качеств, истребуются отзывы отраслевых (структурных) подразделений.

В аттестационных документах должны содержаться краткие сведения о работнике: год рождения, образование, стаж работы в прокуратуре, наличие наград, данные о его профессиональной подготовке, творческих и организаторских способностях, инициативности, компетентности, организованности, деловитости, ответственности за выполнение служебного долга, повышении профессионального уровня (самостоятельной учебе, прохождении стажировок, обучении в региональных учебных центрах, институтах повышения квалификации, аспирантуре), морально-психологических качествах, чертах характера, наклонностях, отношении к коллегам, умении работать с подчиненными, обучать и воспитывать их, способности принимать ответственные решения, готовности служить в отдаленных регионах, местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в зонах вооруженных конфликтов, состоянии здоровья, работоспособности, фактах упущений и ошибок в работе, причинах неправильного поведения, а также устранении недостатков, отмеченных при предыдущей аттестации, сведения о которой предоставляются в аттестационную комиссию.

В заключении должны быть сделаны выводы и рекомендации: о соответствии занимаемой должности, неполном служебном соответствии занимаемой должности, несоответствии занимаемой должности, назначении на должность с понижением, освобождении от занимаемой должности, увольнении в связи с достижением предельного возраста нахождения paботника на службе в органах и учреждениях прокуратуры либо пребывания на военной службе, зачислении в резерв на выдвижение, назначении на вышестоящую должность, присвоении первоначального классного чина и т.д.

При необходимости может быть отражено, какие недостатки по службе и в поведении необходимо устранить аттестуемому. Аттестационные документы подписываются соответствующими должностными лицами органов прокуратуры (руководителем или заместителем).

Аттестация проводится, как правило, в присутствии аттестуемого. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин оно проводится в его отсутствие. Обязательным является присутствие на заседании комиссии работника, аттестуемого впервые, а также сотрудника, обжаловавшего аттестацию, либо работника, в отношении которого сделан вывод о неполном служебном соответствии занимаемой должности или несоответствии занимаемой должности.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает докладчика, аттестуемого, мнения кадровой службы, членов комиссии, проводит открытое голосование и большинством голосов присутствующих членов комиссии принимает решение. При равенстве голосов работник также признается соответствующим занимаемой должности.

Аттестации утверждаются Генеральным прокурором РФ, нижестоящими прокурорами, а также их заместителями.

Присвоение классных чинов прокурорским работникам. Прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины. Генеральным прокурором РФ могут быть присвоены классные чины и другим работникам.

Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ. В свою очередь, постановлением Правительства РФ утверждены Нормы выдачи и описание знаков различия и форменного обмундирования прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины.

Отпуска работников органов и учреждений прокуратуры. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории РФ.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж службы в качестве прокурора или следователя, научного или педагогического работника предоставляется: после 10 лет на 5 календарных дней, после 15 на 10, а после 20 лет на 15 календарных дней.

Перевод прокурорского работника на службу в другую местность. Перевод прокурорского работника в интересах службы в другую местность допускается только с его согласия, а при переводе в местности с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями требуется также медицинское заключение. Перевод прокурорского работника на службу в другую местность по его инициативе допускается лишь по согласованию с руководителями соответствующих органов прокуратуры.

Прокурорским работникам, переведенным на постоянную службу в другую местность, расходы на их переезд и переезд членов их семей возмещаются в полном объеме за счет средств федерального бюджета.

Поощрение и дисциплинарная ответственность прокурорских работников. За примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности ими могут быть получены следующие поощрения: объявление благодарности, награждение Почетной грамотой, занесение на Доску почета, в Книгу почета, выдача денежной премии, награждение подарком, ценным подарком, именным оружием, досрочное присвоение классного чина или классного чина на ступень выше очередного, награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации» или «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора РФ. Особо отличившиеся работники могут быть представлены к присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» и награждению государственными наградами РФ.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации» или «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры.

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске.

Порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем Следственного комитета при прокуратуре РФ, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией Следственного комитета при прокуратуре РФ.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

Читайте также: