Каким должен быть работник культуры

Опубликовано: 17.09.2024

Какие же требования предъявляются к работникам в сфере культуры?
Во-первых, это общие (универсальные, инвариантные) требования, в том числе:
• психосоматическое здоровье — физическое здоровье, психическое здоровье, внешняя привлекательность или, как минимум, не отталкивающая внешность, что особенно важно при обилии контактов в сфере культуры;
• профессиональная компетентность — достаточный уровень образования, умения, навыки, профессиональный и деловой опыт, организаторские способности;
• личностно-нравственные качества — добросовестность, порядочность, надежность, принципиальность (или личная преданность).
Во-вторых, помимо общих требований, работники сферы культуры должны отвечать также ряду специфических требований, вытекающих из особенностей сферы. Это особая ориентация на творческую деятельность и на работу с людьми, способность к публичной импровизации и т. д. Работник культуры должен хорошо разбираться в вопросах истории культуры, современной культурной жизни, текущей политической ситуации. Поскольку его работа часто оказывается связанной с детьми, работник культуры должен быть в известной степени педагогом и воспитателем подрастающего поколения.
Более конкретные требования определяются уставными функциями, отдельными проектами и программами, должностными инструкциями, состоянием дел на конкретных участках.
В последние годы все более выдвигается на первый план ориентация в вопросах гражданского права, общая правовая и экономическая компетентность.
О требованиях к современной менеджментной подготовке, в том числе и в сфере культуры, выше уже шла речь.
Профессиональная подготовка работников культуры осуществляется в гуманитарных высших учебных заведениях (университеты, академии и институты культуры, факультеты ряда университетов, вузы художественного творчества: театральные, изобразительного искусства, музыки, кинематографии) и средних специальных учебных заведениях (колледжи, училища).
Ежегодно для сферы культуры выпускается до 60 тыс. специалистов, однако укомплектованность сферы специалистами с высшим и средним специальным образованием до сих пор не превышает 50%, причиной чего является высокая текучесть кадров, державшаяся до самого последнего времени на уровне 33% от общего числа.
Поскольку дальнейшее расширение сети учебных заведений сферы культуры весьма проблематично, совершенствование комплектации отрасли компетентными специалистами оказывается связанным, прежде всего, с совершенствованием приема и подготовки, особенно — введением новых специальностей, реально соответствующих потребностям сферы культуры в современных условиях, использованием активных методов обучения с опорой на знакомство с реальной практикой работы.
В свете упоминавшихся в первых разделах пособия изменений, происходящих в сфере культуры и технологии менеджмента вообще, создались исключительно благоприятные возможности для гуманитарного образования и гуманитарных вузов как в подготовке менеджеров и компетентных работников социально-культурной сферы, так и в подготовке на своей базе компетентных менеджеров и специалистов по гуманитарно-ориентированным аспектам и технологиям менеджмента для других сфер. Это предполагает, в свою очередь, серьезную структурную и содержательную перестройку вузовского гуманитарного образования.
Что касается формального организационного аспекта, то оно, как и прежде, должно состоять из двух основных частей:
1) общего («сквозного») гуманитарного образования, обеспечивающего различные специальности — разумеется, с учетом их особенностей;
2) профильного гуманитарного образования, обеспечивающего профессиональную подготовку специалистов соответствующего профиля.
Новый акцент может быть связан с формой подготовки в рамках каждого из этих основных двух блоков. Для первого — «сквозного» блока естественной является традиционная подготовка в форме курсов, обеспечиваемых соответствующими кафедрами. Для профильной же подготовки более естественной представляется подготовка в режиме мастер-классов, подобно тому, как это делается в творческих вузах. Да и самой жизнью, явочным порядком эта практика получает все большее распространение в гуманитарных вузах. Проблема заключается в вовлечении в вузовскую сферу не только ведущих теоретиков, но и специали- стов-практиков, заинтересованных в передаче своего опыта. Но эта проблема традиционна для высшей школы.
Менее тривиальны в этих условиях проблемы совершенствования содержания гуманитарного образования. Как представляется, в обоих основных блоках — как в сквозном, так и в профильном — это содержание (помимо общеобразовательных циклов и дисциплин) может быть интегрировано в несколько модулей:
« Теория культуры и прикладная культурология », включая философию и теорию культуры, культуру и личность, современные культурные процессы (культура города, села, молодежи, субкультуры), организационную культуру, отрасль культуры, социально-культурную сферу и т. д. Возможные профильные специальности: социальный работник, инженер-социолог, социолог-культуролог и т. п.
«Художественная культура», включая историю искусств, современные художественные процессы (театральная жизнь, музыкальная жизнь, кино-видеопроцесс и т. д.), теоретическую и практическую эстетику, практическую стилистику (помещение, костюм, внешний облик), имиджеология, фирменный стиль, системный дизайн и т. д. Возможные профильные специальности: искусствовед, имиджмейкер.
«Экономикаи менеджмент», включая общую и отраслевую экономику, экономику фирмы (предприятия), экономический анализ, экономику капиталовложений, статистику, бухгалтерский учет, финансы и кредит, общий и отраслевой менеджмент, коммерческий и некоммерческий маркетинг, внешнеэкономическую деятельность, НИОКР, технологию управления нововведением и т. д. Возможные профильные специальности: экономист, менеджер, маркетолог.
«Право», включая гражданское, хозяйственное, административное, трудовое, уголовное право, международное право и т. д. Возможные профильные специальности: юрист.
« Интеллектуальная и информационная культура», включая: логику, риторику, убеждающую аргументацию, иностранные языки, основы редакторского (работа с текстом) и журналистского дела, работу с книгой и другими источниками, документооборот, рекламу, public relations, информатику, компьютерную грамотность и знакомство с конкретными АРМ и т. д. Возможные профильные специальности: организатор PR, рекламист, редактор.
Каждый из модулей важен для подготовки по всем специальностям и может иметь двоякое исполнение: профильное — как обеспечивающее соответствующие специальности и сквозное — как обеспечивающее другие специализации.

23.Применение санкций, как определённой меры воздействия на подчиненных.

В работе могут допускаться упущения, а то и нарушения. У руководителя могут возникать претензии к работникам, и он должен принимать по отношению к подчиненным определенные меры воздействия — санкции. Имеет смысл выстроить эти возможные меры в некую систему последовательных действий. 1. В случае первого нарушения имеет смысл ограничиться собеседованием с глазу на глаз с работником, допустившим нарушение. Он мог что-то не понимать или понимать неправильно, поэтому необходимо дать ему шанс самому сделать все необходимые выводы, пощадить его самолюбие. Такое собеседование лучше проводить спокойно. 2. При повторном нарушении уже не следует ограничиваться собеседованиями. Поэтому вполне приемлемо публичное замечание. 3. Если и это не помогает, следует еще более дистанцироваться от нарушителя и придать замечанию более формальный характер: например, дополнить публичное замечание (высказанное уже в более категоричной форме) требованием представления нарушителем письменного объяснения происшедшего. 4. Следующим шагом уже может быть дальнейшая формализация санкций: издание приказа с выговором, наложение штрафов и т. п. 5. Недейственность всех предыдущих санкций означает неадекватность работника и бессмысленность продолжения трудовых отношений, поэтому вполне можно с ним расстаться. Правовая форма увольнения может быть различна (по собственному желанию работника, по статье, с передачей материалов в прокуратуру и прочее) — в зависимости от степени нарушений и причиненного ущерба. Прохождение всех отмеченных этапов оправдано, если руководитель исходит из собственной заинтересованности в работнике и тот демонстрирует встречную заинтересованность

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; N 40, ст. 4544; 2010, N 52 (ч. 1), ст. 7104; 2012, N 21, ст. 2652; N 40, ст. 5456; 2013, N 5, ст. 396; 2014, N 4, ст. 373) приказываю:

1. Утвердить перечни должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, согласно приложениям 1 - 7 к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства культуры Российской Федерации от 15.08.2008 N 41 "Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений" (зарегистрирован Минюстом России 02.09.2008, регистрационный N 12209).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации В.В. Аристархова.

Министр В. Мединский

Перечень должностей работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности "Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений", "Деятельность концертных и театральных залов", "Деятельность цирков"

1. Руководители

Директор программ, творческого коллектива цирковых организаций;

заведующий репертуарной частью, заведующий текущим репертуаром;

заведующий театрально-производственной (художественно-производственной,

заведующий мастерской по ремонту музыкального (звукового, светового) оборудования;

заведующий музыкальной мастерской;

заведующий нотной библиотекой;

заведующий отделом организации гастролей;

заведующий отделом по работе со зрителем;

начальник концертного отдела;

начальник международного отдела;

начальник отдела продаж;

начальник службы (отдела) образовательных (просветительских) программ;

начальник гримерного цеха;

начальник мебельного цеха;

начальник монтировочного цеха;

начальник цеха реквизита;

начальник электроосветительного цеха;

начальник билетных касс;

начальник бутафорского цеха;

начальник лекторийного сектора;

начальник макетно-поделочного цеха;

начальник машинного цеха;

начальник парикмахерского цеха;

начальник пошивочного цеха;

начальник столярного цеха;

начальник художественного цеха;

начальник цеха по росписи костюмов.

2. Художественный персонал

главный художник-модельер театрального костюма;

главный художник по свету;

заведующий музыкальной частью;

заведующий художественно-постановочной частью, постановочной частью;

заведующий художественно-постановочной частью программы (аттракциона, коллектива) цирка;

заведующий режиссерским управлением;

руководитель литературно-драматургической части;

руководитель литературно-рекламной части;

руководитель литературно-музыкальной части;

руководитель литературной части;

руководитель оркестровой части;

управляющий творческим коллективом;

помощник (главного режиссера, дирижера, балетмейстера, художественного руководителя).

Сегодня меняется понимание культурного досуга. И современные клубы вынуждены искать новые формы общения с аудиторией, переосмысливать накопленный опыт, использовать новые механизмы и принципы работы для привлечения зрителей, для организации самодеятельного творчества, для создания комфортного культурного пространства .
Для меня дом культуры – это место, где я проработала более 38 лет. На протяжении их я стараюсь запечатлеть интересные моменты тех или иных мероприятий, праздников, событий, чтобы отразить в памяти чувства людей, когда они раскрывают свои таланты, демонстрируя радость, грусть и другие эмоции, например, в песне, танце….
Признаться, я и сама на протяжении многих лет воплощала мечту своей юности – пение в ансамбле народной песни.
Дом культуры, я считаю, это место, где можно отдохнуть душой, пообщаться, встретиться с друзьями, побывать в роли артиста или посмотреть творчество своих детей на сцене. А кто-то просто приходит отдохнуть от повседневного быта.
В наше время, когда жизнь наполнена бесконечными трудностями, проблемами и заботой, хочется чего-то особенного – светлого и доброго.
В преддверии профессионального праздника работников культуры хочу пожелать коллегам идти в ногу со временем, здоровья, творческих успехов во всех начинаниях, вдохновения и счастья.

Любовь Кайгородова, ведущий методист по социо-культурной деятельности МБУК КРДКиД.

Дарим людям радость

Для меня работник культуры – это настоящее призвание, трудное, но захватывающее, творческое и всепоглощающее. Главное предназначение нашей профессии – дарить людям радость.
Профессия сложная, но прекрасная, которой я отдала более 20 лет. Кто работает в культуре, тот знает, какой это тяжелый труд. Ежедневно быть у всех на виду, общаться и находить контакт с людьми всех возрастов, взглядов и убеждений. Вечерами, в выходные и праздничные дни находиться на работе, даже дома на отдыхе, в гостях, просто, когда идешь по улице, придумывать что-то новое и интересное.
Своим творчеством и любовью к своей профессии мы зажигаем сердца, дарим людям радость и хорошее настроение, создаем праздник, открывая заветные двери в мир прекрасного. А наша любовь к зрителю эхом отзывается в сердцах слушателей.
Нам не дарят песни и сонеты,
Не слагают оды в нашу честь.
Может быть не слышали поэты
Что на свете культработник есть!
Не встают артисты на катурны,
Чтоб воспеть великие дела
Скромного работника культуры,
Славного работника села!
Впрочем, не за строчку же в куплете
И не в благодарность от лица.
Делаем мы дело, мы в ответе
За людские души и сердца.

Татьяна Кулакова, заведующая
методическим отделом МБУК КРДКиД.

Пусть сияют глаза зрителей

Как показывает практика, очень важными для клубного работника оказываются организаторские способности, умение налаживать и поддерживать контакты с людьми. Клубный работник должен иметь «психологическое чутье»: быстро и правильно понимать людей, находить к ним индивидуальный подход, быть тактичным и проявлять педагогическую находчивость.
Во всем этом мне помогает мое педагогическое образование и образование психолога, а также многолетний управленческий опыт. В наше время не просто наладить работу трех домов культуры и вызвать у людей желание идти в клубы. В этом мне помогают наши специалисты-стажисты: Николай Васильевич Черемных и Татьяна Ивановна Баранова. Очень ценю позитив и желание работать наших молодых девушек, которые только-только начинают делать первые шаги в нашей сфере, а работают в ней только самоотверженные и преданные своему делу люди, а другие просто не выдерживают. А ведь временные трудности ничто по сравнению с тем ощущением удовлетворенности, которое ты испытываешь после удачно проведенного мероприятия и сияющих глаз своих односельчан.
В профессиональный праздник желаю всем коллегам оптимизма, терпения, творческих задумок и полные залы благодарных зрителей.

Нина Норова, директор Рождественского
центрального дома культуры.

Ради этого следует жить

Всемирно известный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери считает, что культура – это внутреннее содержание человека, которое открывается ему через упорный труд, верования, обычаи и знания, накопленные веками. И я разделяю его точку зрения.
Для меня культура – это внутренняя, душевная составляющая, при которой человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, осознает свою значимость. Такому человеку для счастья достаточно лишь заниматься любимым делом.
Если человек делает что-то от чистого сердца, с вдохновением, то это не может оставить равнодушным, это завораживает.
Именно такой принцип лежит в основе моей работы – с полной самоотдачей служить культуре. Это то, ради чего следует жить.

Галина Пендюр, заведующая отделом
по культурно-досуговой
деятельности МБУК КРДКиД.

Гореть самим – зажечь других

Быть работником культуры – это настоящее призвание, профессия – не из легких: попробуйте каждый день зажигать других оптимизмом, добротой, любовью и надеждами!
Моя профессия захватывающая, творческая и звездная. Работник культуры на селе – это самый публичный человек. Если он идет на выборы, его обязательно изберут жители, и он будет депутатом. Это очень универсальный человек, потому что найдет подход ко всем. Это очень чуткий человек, который может достучаться до каждого, и его все знают. А если настоящий профессионал возглавляет учреждение культуры, то такому учреждению обеспечен успех. В 2014 году, в Год культуры, мы получили Диплом лучшего учреждения культуры РФ, находящегося на территории сельского поселения, и вошли в 100 лучших учреждений культуры РФ.
Для меня работа директора учреждения культуры – это постоянный творческий поиск, в этом году я отмечаю 30-летний стаж работы в отрасли.
Поздравляю с праздником своих коллег – ярких звездочек. И желаю гореть самим – зажечь других!

Марина Иванова, директор МБУ
«Культурно-спортивный комплекс»
Менделеевского сельского поселения.

Жить работой, дышать творчеством

Быть работником культуры – это значит успешно заниматься любимым и понятным для себя делом. Жить работой, дышать творчеством, отдыхать задумками!
Это значит быть в центре самых интересных, увлекательных дел и ярких событий! Общаться с людьми разного возраста: идти в ногу с активной и творческой молодёжью, набираться мудрости и опыта от людей старшего поколения, зажигать маленькие звёздочки таланта в детях и помогать разгореться всем ярким пламенем творчества перед любознательным и взыскательным зрителем.
Быть работником культуры – значит опираться в своей работе на сплочённый круг единомышленников и почти 30 лет быть руководителем хорового коллектива, где каждая участница-певунья по-особенному дорога тебе и незаменима!
Быть работником культуры – это значит увлекать и вести за собой всех к намеченной цели, невзирая на усталость или домашние заботы. Это значит, что вся твоя семья живёт клубными проблемами и нуждами. Это значит – твои родные дети с самых малых лет находятся в гуще культурной жизни и всегда на сцене рядом! Это значит, что все праздничные мероприятия дома культуры – это, по сути, твои семейные праздники!
Быть работником культуры, значит стараться всегда находить что-то новое, необычное, чтобы в очередной раз дарить людям бурю положительных эмоций, впечатлений, удивлять и радовать всех окружающих!
Это значит, на протяжении стольких лет быть коллегой самых активных и позитивных людей, знающих и умеющих сделать жизнь простого человека разнообразной и незабываемой!
Дорогие мои коллеги-клубники! От всей души искренне поздравляю вас с Днём культуры! Желаю вам здоровья, благополучия, семейного тепла и уюта! Пусть каждый день приносит вам улыбки, радость и любовь!

Галина Попова,
художественный руководитель
Сюзьвяковского СДК


Ежегодно 25 марта отмечается День работников культуры. Но за яркой стороной – праздниками, выставками, концертными программами кроется нелегкий и кропотливый труд: репетиции, подбор костюмов и т.д. А как живется людям этого призвания на селе? С какими трудностями и радостями сталкиваются они? На данные вопросы ответили сами работники этой не простой, но так нам иной раз необходимой профессии.

Марина Николаевна Ботина, художественный руководитель Никулинского сельского клуба:

- Я работаю художественным руководителем местного клуба с 2014 года, до этого 4 года трудилась здесь же библиотекарем. Работу свою люблю, предана ей и душой, и сердцем. Хочется начать, конечно же, с приятного – третий год мы входим в состав Пестяковского сельского поселения, и состояние дел реально изменилось по сравнению с тем, как было раньше. Во-первых, со стороны руководства мы чувствуем постоянное внимание, заботу; во-вторых, нам помогают в решении существующих проблем и для этого выделяются средства. Так, за три года кроме ремонта конька крыши здания и ремонта хозпостроек, произвели замену пришедшей в негодность трубы кочегарки, в самом клубе приобрели новые занавески, занавес для сцены – работы проделаны большие, и это очень приятно. В 2019 году куплен новый музыкальный центр – работать не то что приятно, работать хочется!

В деревне все жители знают друг друга, вкусы и привычки, поэтому репертуар, программы даже подбираются с учетом предпочтений односельчан, и это положительно. И не могу не сказать о моих главных помощниках, участниках художественной самодеятельности, которая не только просто жива, а имеется даже преемственность поколений – выступали бабушки, вместе с ними стали выступать дети, а теперь участвуют и внуки, продолжая творческое дело. Также функционирует ветеранская организация, внося свою лепту в культурную жизнь деревни. В общем, трудимся, стараемся, есть свои маленькие «звезды». И в работе мне очень помогает наш маленький коллектив – два кочегара и техслужащая.

Но есть и проблемы. Одна из самых главных – это малочисленность населения. В связи с этим есть проблемы как с молодыми кадрами в художественной самодеятельности, так и посещаемостью, которая иногда может быть лучше. Неужели у телевизора интересней смотреть одни и те же программы, чем посмотреть вживую на своих участников-односельчан, которые готовились, чтобы порадовать зрителей. За это я очень переживаю. Летом приезжают дети, внуки, дачники, наполняемость, конечно, выше. Мы даже иногда проводим дискотеки – молодежь очень рада, пусть ребят и немного. Дом культуры на селе – это не только место отдыха или развлечения, это место общения, обсуждения новостей, даже решения каких-то общих вопросов. Мы работаем для людей, культура очень важна и необходима.

Галина Алексеевна Худякова, художественный руководитель МУК «Дом культуры и досуга» Нижнеландеховского сельского поселения:

- Насколько я могу судить на протяжении последних 12 лет работы, которые посвятила служению культуре в Нижнеландеховском ДК, — культура на селе живет и развивается! И держится благодаря усилиям активистов художественной самодеятельности, с которыми мы совместными усилиями дарим остальным жителям праздник. Эти люди, преданные сценическому искусству, на протяжении многих лет постоянно участвуют во всех мероприятиях и праздничных программах районного и областного уровней. Заслуга во многом относится к фольклорному коллективу «Лебедушка», который недавно отметил свое 40-летие. Первоначальное вокальное творчество участниц расширилось, и они овладели другими жанрами – выступают и как театральные артисты, танцоры, ставят сценки, читают стихи и т.д. Основой художественной самодеятельности является «Лебедушка». В любую погоду, в снег и дождь адепты культуры спешат на репетиции. Очень радует, что во многих мероприятиях участвуют воспитанники детского сада под руководством воспитателя И.Н. Скворцовой – зрителям очень нравится наблюдать за юными дарованиями.

Жители очень хорошо посещают наши мероприятия и горячо поддерживают выступления самодеятельных артистов, давая стимул для дальнейшего развития и заряд бодрости. Они понимают, что все наши старания – только для земляков, нижнеландеховцев (ну, и, гостей, естественно).

Благодаря визиту губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского был произведен ремонт Дома культуры, но, к сожалению, только наружной части. А само здание очень старое, холодное, печи требуют ремонта, — мы надеемся, что в дальнейшем ДК обзаведется пластиковыми окнами, станет намного теплее. Но, кроме всех проблем с ремонтом, одна из главных трудностей – отсутствие средств для организации и проведения мероприятий. Так хочется поблагодарить участников призами, пусть небольшими, а денег нет. Поэтому приходится как-то «выкручиваться» самим.

Огорчает, что мало молодежи – население в основном пожилого возраста, выпускники после школы уезжают учиться, а потом не возвращаются в родное село. А нам так не хватает молодых творческих кадров…

Но, несмотря на все проблемы, мы трудимся для зрителей, стараемся подарить им хорошее нестроение, радость и теплоту души. Поздравляем всех коллег с профессиональным праздником, желаем, несмотря на все трудности, «светить ярко для зрителей и зажигать своим светом других».

Сегодня отмечает юбилей заслуженный работник культуры России Лилия Ходункова


Лилия Леонидовна Ходункова относится к тем людям, для которых Родина не бывает большой и малой. Родина для нее простирается на тысячи километров с востока на запад и с севера на юг. Но главное, что она всегда в душе, в генетической памяти, сохранившей множество славных и горьких страниц истории нашей страны, в которой нашли отражение биографии родных и близких людей.

Родилась Лилия Леонидовна в Новосибирской области, в селе Довольном. И хоть много лет прошло с тех пор, как она уехала из родных мест, с неизменной теплотой и любовью вспоминает родителей, дом, где выросла, свою школу, неповторимую сибирскую природу. Как же не вспоминать?! Это ведь Родина.

Ставропольские степи, бескрайние пшеничные поля, сливающиеся с небом на горизонте, сёла, утопающие в зелени садов. Всё это так не похоже на сибирские пейзажи. И всё же, когда в середине 60-х годов семья Ходунковых переехала на Ставрополье, Лилия Леонидовна всей душой приняла южный край - с любовью к людям, новому месту жительства, с огромным желанием работать.

Подходящий характер для работы в культуре


Со своей будущей профессией Лилия Ходункова определилась еще в школьные годы. Как это часто бывает, судьбоносную роль в этом сыграла любимая учительница. Александра Петровна Шнякова преподавала русский язык и литературу, а в свободное от учебных занятий время готовила с ребятами выступления самодеятельности, литературно-музыкальные постановки, тематические вечера. Неудивительно, что девочка по примеру любимой учительницы захотела в будущем стать организатором культурных мероприятий. После окончания школы она поступила в Новосибирское культпросветучилище, а позже в Московский государственный институт культуры.

В Ипатово Лилия Леонидовна приехала уже дипломированным специалистом с опытом работы. Для районного Дома культуры молодой режиссер стала настоящим подарком судьбы. Здесь она создала самодеятельный театр, о котором вскоре заговорили не только в своем районе. На сцене обычные сельские труженики - животноводы, механизаторы, продавцы из сельпо, учителя - перевоплощались в героев А. Островского, М. Горького, М. Светлова, Л. Леонова. За несколько лет в Ипатовском народном театре поставили больше десяти спектаклей. Надо сказать, что шли они с аншлагами, которым могли позавидовать столичные театры.


В конце 60-х супруга Лилии Леонидовны Константина Дмитриевича Ходункова перевели на партийную работу в Красногвардейский район, а ей на новом месте предложили занять должность заведующей районным отделом культуры. Хоть это и было повышение, но принимать его было очень тяжело - слишком многое связывало с ипатовским Домом культуры. В Красногвардейском же многое пришлось начинать почти с нуля. Л.Л. Ходункова сделала упор на работу с кадровым составом. И это, как показало время, было единственно верным решением. Если сначала пришлось привлекать специалистов даже из других мест, то через несколько лет в райцентре был открыт филиал краевого культпросветучилища, где стали готовить кадры для своих клубов и домов культуры. Результат не заставил себя ждать - районная культура поднялась в крае с 28-го места на третье!

«Коня на скаку остановит», в лесу самолёт «приземлит».


Кстати, Лилия Леонидовна и сегодня убеждена, что кадры решают всё. От их профессионализма и постоянного совершенствования в профессии по большому счету зависит успех каждого дела. Сейчас и в культуре, и в любой другой отрасли как никогда важна подготовка кадрового резерва, считает Лилия Ходункова. Есть талантливая молодежь и есть специалисты с многолетним опытом. Важно не просто грамотно воспользоваться их потенциалом, но и поддержать, стимулировать желание добиваться общих результатов.

Лилия Леонидовна знает, о чем говорит, ведь она только в Ставрополе на культурной ниве трудится уже без малого 40 лет. В 1978 году вчерашний завотделом культуры Красногвардейского района Лилия Ходункова была назначена руководителем отдела культуры Ставропольского горисполкома. Годы, которые сегодня с ироничным оттенком называют «застойными», оказались весьма продуктивными, в частности, для развития культурной отрасли города. Тогда были открыты детская хореографическая школа, детская школа искусств, музыкальные школы в микрорайонах города. В Ставрополе заработал в полную силу городской Дом культуры. Получили свои помещения многие учреждения культуры и искусства, был реконструирован Дом дружбы.

В 1978 году горисполком принял решение о создании парка Победы в Кругленьком лесу. Кстати, самолёт ИЛ-18 «приземлился» в городской зоне отдыха тоже с легкой руки Лилии Леонидовны, и до сих пор вызывает удивление отдыхающих - как же его сюда пригнали. И еще один факт: горожане были очень довольны тем, что в новом парке появилось колесо обозрения, а завотделом культуры горисполкома Л.Л. Ходункова, которая лично ездила за ним на завод в Ейск, получила нагоняй на партийном бюро «за нецелевое использование средств».

Правда, следует отдать должное городскому руководству, которое по большому счету внимательно относилось к инициативам руководителя отделом культуры. Лилия Леонидовна с благодарностью вспоминает тогдашнего председателя горисполкома Б.М. Чурсанова, который даже при скромном бюджете находил возможность поддерживать её проекты. В отделе культуры у Л. Ходунковой собрались специалисты, на которых, не сомневаясь, можно было положиться в любой ситуации и запросто свернуть горы. С некоторыми из них ее на долгие годы связала крепкая дружба.

Тогда же Лилия Леонидовна вплотную подошла к проблемам сохранения отечественного наследия. Под ее руководством специалисты городского отдела культуры В. А. Братусина и Л. И. Кушнарёва проделали кропотливую работу по учету всех памятников истории, архитектуры, культуры Ставрополя, на каждый были составлены специальные паспорта. Но кто в конце 70-х годов прошлого века мог представить, что Грушевское городище, археологические раскопки которого проводились силами студентов и преподавателей пединститута при непосредственном участии и финансировании отдела культуры горисполкома, станет болевой точкой уже в наши дни. Тогда Л.Л. Ходункова занималась организацией научных исследований уникального памятника федерального значения, а треть века спустя ей вместе с единомышленниками, учеными и деятелями культуры приходится защищать городище от полного уничтожения.

Памятники - историческое лицо города

С 1997 года заслуженный работник культуры РФ Лилия Леонидовна Ходункова возглавляет Ставропольское краевое отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, отдавая всю себя работе и на этом посту. Она не привыкла делать что-либо вполсилы. Заслуженный отдых - это понятие никак не сочетается с образом жизни Лилии Леонидовны. Ей до всего есть дело. К примеру, пять лет назад региональное отделение ВООПИиК обратилось к городским властям с предложением очистить исторический центр Ставрополя от лишней рекламы и иностранных названий на вывесках. Руководство краевого центра поддержало инициативу общества охраны памятников, и постепенно проспект Карла Маркса стал менять свой облик, избавляясь от ненужной пестроты. На Ермоловском бульваре были установлены скамейки и светильники, стилизованные под старину. Город постепенно становится более привлекательным в туристическом отношении как для его жителей, так и для гостей.

Позитивные перемены не могут не радовать. Но остается еще немало моментов, на которые Лилия Леонидовна не может закрывать глаза. К примеру, она считает, что здание бассейна на Крепостной горе - чужеродный объект на исторической территории. И то, что по заповедному месту, где был заложен наш город, ездит транспорт, это тоже неправильно.

«Во многих исторических городах административные органы размещаются в заповедной зоне, и проезд транспорта там запрещен, - говорит она. - В Великом Новгороде чиновники и даже первые лица города не считают зазорным выйти из машины, чтобы пройти пешком до места работы. А у нас, чтобы сократить путь из одной точки города до другой, прямо по сердцу Ставрополя, по Крепостной горе, мчатся авто. И уж если мы говорим о туристической привлекательности краевого центра, то и автопарковке на площади Ленина не место. У нас есть уникальные культурно-исторические объекты, к которым следует относиться должным образом».

Говоря о памятниках, Лилия Леонидовна никогда не забывает о людях, с чьими судьбами они связаны, и часто становится инициатором проектов, возвращающих из забвения имена наших земляков. Что особенно важно, к работе над ними привлекает школьников и студентов. Так было с Даниловским кладбищем в Промышленном районе. ВООПИиК поставил задачу - найти могилы участников Великой Отечественной войны и с помощью документальных свидетельств, информации от родственников, рассказать землякам об этих людях. К работе подключились многие добровольцы из числа школьников и студентов. Учебные заведения, предприятия и учреждения города взяли шефство над захоронениями, регулярно проводят здесь субботники. Не случайно и проект Ставропольского отделения ВООПИиК, одобренный Администрацией Президента РФ В. В. Путина в номинации «Вопросы молодёжной политики и патриотического воспитания», назывался «Могил забытых не бывает». А в прошлом году региональное отделение ВООПИиК было отмечено дипломом лауреата конкурса «Что мы сделали для Ставрополья» в номинации «Хранители культурного наследия Ставрополья».

Лилия Леонидовна — ветеран труда, почетный член Всероссийского общества охраны памятников, почётный житель села Красногвардейского, награждена медалями «За заслуги перед Ставропольским краем» и «За заслуги перед г. Ставрополем». У нее еще много наград. И для того чтобы рассказать о том, какое место занимает наш город в жизни Лилии Леонидовны Ходунковой, а также она сама в судьбе Ставрополя, ставшего для нее по-настоящему родным, не хватит не то что газетной полосы, но и целого номера «Вечерки». Об этом говорят её дела, а также люди, вместе с которыми много лет она трудится.

Читайте также: