Какими качествами должен обладать госслужащий

Опубликовано: 17.09.2024

Исследование и характеристика принципа профессионализма и компетентности, как фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы. Ознакомление с основными нравственными требованиями, предъявляемыми к государственным служащим.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 27.05.2015
Размер файла 20,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления

Профессиональные и личностные качества госслужащих

По дисциплине: «Государственное и муниципальное управление»

Направление «38.03.04 - Государственное и муниципальное управление»

Евгений Александрович - студент

Гр. № БГ-11z ,1 курса

1. Профессиональные качества госслужащего

2. Личностные качества госслужащего

Государственная служба Российской Федерации призвана регулировать общественные процессы, обеспечивать целостность государства и реализацию интересов граждан.

Государственным служащим можно в полном смысле данного слова называть в нашей стране любого штатного или внештатного сотрудника государственного учреждения, государственной структуры, который занимается непосредственной реализацией государственной службы. Соответственно, сфера деятельности государственного служащего становится прозрачной после выяснения специфики государственной службы. Под ней же, в свою очередь, следует понимать целенаправленную профессиональную деятельность по реализации государственной политики и претворению в жизнь государственных решений. Соответственно, государственная служба есть практическая сторона работы органов государственной власти.

Итак, государственные служащие, по сути, представляют собой то первичное звено, человеческий фактор, который определяет общую картину, связанную с функционированием государственных структур по претворению государственной политики в жизнь, а также по ее донесению до каждого рядового гражданина. Можно сказать, что государственные служащие, несмотря на свою кажущуюся закрытость от постороннего вмешательства, все же находятся достаточно близко к простому населению страны, поскольку переориентируют на него крупномасштабные проекты государственных решений.

Таким образом, не возникает никаких сомнений, что деятельность государственного служащего очень важная и нужная, что заниматься ею могут только люди, имеющие достаточную квалификацию, достаточный уровень профессионализма, опыта и смекалки, обладающие живым умом и природной склонностью к истине.

1. Профессиональные качества госслужащего

Одним из фундаментальных принципов организации и функционирования государственной службы является принцип профессионализма и компетентности, которые сказываются на имидже госслужащего. Под профессионализмом госслужащего, согласно нормативной базе, понимается приобретенное качество способностей личности, соответствующее профессиональным требованиям или превосходящее их, т.е. имеются в виду глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельностью. Под компетентностью - понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности.

Важнейшим показателям, определяющим имидж госслужащего, является его компетенция - это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях. То есть компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.

К профессиональным компетенциям могут быть причислены лишь те знания, понимания, умения, навыки и ценностные ориентации, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности в конкретной области.

Под профессиональной компетентностью государственного служащего, оказывающей влияние на его имидж, мы подразумеваем, прежде всего, его образовательный уровень, специальные профессиональные знания, умения и навыки, общие инструментальные навыки, а также способности госслужащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности, но в то же время предполагаем, что все это подкреплено личностными и деловыми качествами государственного служащего, его общей гуманитарной культурой, умением разбираться в окружающем мире и, безусловно, коммуникативной компетентностью.

Государственному служащему, деятельность которого постоянно пересекается с деятельностью других людей, коммуникации позволяют организовывать общественную деятельность и обогащать её новыми связями и отношениями. Однако порой специалисты госслужбы, отличающиеся высоким уровнем профессиональных знаний, навыков и умений, обладающие необходимой эрудицией, но при этом не владеющие правилами взаимодействия с другими людьми, оказываются совершенно беспомощными в коммуникационном процессе, поскольку любое общение эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

Таким образом, мы определяем профессиональную коммуникативную компетентность государственного служащего как основывающуюся на коммуникативных способностях, умениях и знаниях, интеллектуально, личностно и мотивационно обусловленную социально-профессиональную характеристику, позволяющую ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные и адекватные коммуникативные действия в определенном круге ситуаций взаимодействия в профессиональной деятельности, что влияет на формирование положительного имиджа такого специалиста.

2. Личностные качества госслужащего

Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим можно разделить на 4 группы:

- Эта группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

- Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность - эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

- Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

- Качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение - это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

- Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;

- Соблюдение принципов государственной службы;

- Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;

- Честная служба государству;

- Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

- Отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;

- Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

- Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;

- Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

- Не заниматься предпринимательской деятельностью;

- Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах;

- Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;

- Стремиться создавать деловой имидж государственного служащего;

- Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;

- Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;

- В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

Проступком, позорящим честь и достоинство государственного служащего, может признаваться такое действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием государственного служащего и делает невозможным дальнейшее выполнение им своих служебных полномочий: грубое нарушение общепринятых норм и правил поведения, умаляющее авторитет государственной службы; умышленные нарушения закона; недобросовестность, повлёкшая существенные негативные последствия; систематические действия или бездействие, свидетельствующие о преднамеренном нарушении государственным служащим данной им присяги.

Одним из самых серьёзных факторов, определяющих критическое отношение населения к руководству и аппарату управления всех ветвей и уровней власти, является отсутствие в работе властных структур подлинного внимания к человеку, уважения его личного достоинства, чуткости, тактичности, профессиональной этики.

Проявлением приверженности государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех уровнях его деятельности является способность уважительно относится к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признать в человеке равные с собой права на достойное существование, понимать и чувствовать, что все люди равны, что человек - главная ценность социальной жизни, - первое условие всякой деятельности. Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает возможности в каждом человеке, на какой бы ступеньке иерархической лестницы он ни стоял, видеть, прежде всего, человека. профессионализм государственный нравственный

Одно из противоречий, образующихся вследствие нахождения государственных служащих между управленческой элитой и народом, заключается в специфике духовного мира государственного служащего - постоянном преодолении желания сохранить некоторую степень самостоятельности относительно ведомства и общегосударственной линии. Способность сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности.

Репутация госслужащих характеризуется высоким уровнем профессионализма личности и деятельности госслужащих, постоянным стремлением к развитию профессионализма, возвышению личностно-профессиональных стандартов и эталонов, наличием целевой и мотивационно-смысловой системы, соответствующей системе настоящих профессионалов. Данные системы обладают доминантной регулирующей силой. Такие госслужащие отличаются высоким уровнем морально-нравственной нормативности регуляции поведения, деятельности и отношений. Не нарушают закон, не злоупотребляют своим служебным положением. Среди личностно-деловых качеств преобладают целеустремленность, ответственность, принципиальность, дисциплинированность, справедливость, честность и порядочность. Они являются настоящими патриотами своей страны, своего края. Их отличает гуманистическая направленность личности, внимательное и доброжелательное отношение к людям, стремление помочь в решении их проблем. Кроме того, они характеризуются направленностью на работу с населением и для населения, высокой психологической готовностью к такой работе. Во взаимодействии с населением и коллегами по работе у них доминирует гибкий стиль, оперативное реагирование на возникающие проблемы, стремление решить их в интересах людей. При осуществлении управления преобладает демократический и либеральный стиль, в сложных ситуациях берут ответственность на себя, действуют решительно и энергично. Госслужащие с высоким уровнем деловой репутации постоянно заботятся о своей репутации и деловом имидже. У них высокий уровень продуктивной рефлексивной организации деятельности, поведения и отношений. Деятельность их отличается открытостью.

1. Федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 31.

2. Федеральный Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003. N 58-ФЗ / Справочно-правовая система «Консультант +».

3. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» : указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 / Справочно-правовая система «Консультант +».

4. Бодуан, Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз : предмет и мастерство / Ж.-П. Бодуан ; пер. с фр. А.В. Полунина. - М. : ИМИДЖ-Контакт : ИНФРА, 2009.

5. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. Учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Охотского. -М.: Изд-во РАГС, 1998.

6. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессиональная этика государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. / Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март Т», 2000.

7. Психология и этика делового общения. Учебник для Вузов. / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

8. Этика государственной службы. / Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный бюллетень. №2 (22), 98. -М.: Изд-во РАГС, 1998.

9. Государственная служба. Учебное пособие. / Отв. Ред. А.В. Оболонский. -М.: Дело, 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и структура профессионализма и компетенции, их уровни и качественные особенности. Проблема профессионализма кадров государственных органов и местного самоуправления, их профессиональной компетентности. Основы профессиональной этики в управлении.

курсовая работа [39,4 K], добавлен 04.09.2014

Сущность и понятие управленческих кадров, их значение для организации. Проблемы профессионализма и квалификации в системе государственной службы. Причины возникновения проблем профессионализма в подготовке кадров в Вооруженных Силах Российской Федерации.

курсовая работа [33,1 K], добавлен 12.02.2014

Характеристика особенностей возникновения и функционирования неформальных организаций, определение их влияния на эффективность формальной организации. Исследование распределения полномочий между руководителями на основе принципа единства подчинения.

курсовая работа [137,6 K], добавлен 26.12.2011

Исторический опыт нормативно-правового регулирования государственной службы в России. Институт государственной службы. Правовые проблемы и социологический аспект организационного поведения госслужащих. Современная модель государственного служащего.

курсовая работа [43,7 K], добавлен 28.09.2008

Модели развития профессионализма. Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма. Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов. Обеспечение высокой продуктивности и стабильности профессиональной деятельности.

контрольная работа [29,4 K], добавлен 27.03.2013

Взгляды зарубежных и отечественных психологов на понятие коммуникативной компетентности как фактора эффективного делового общения. Экспериментальное исследование ключевых параметров уровня профессионализма менеджера методами фокус-групп и анкетирования.

дипломная работа [195,4 K], добавлен 06.05.2011

Способы производства товаров и предоставления услуг. Методы управления техническим прогрессом. Поощрение технической компетентности. Применение принципа "непрерывного совершенствования" в организации посредством применения гибких производственных систем.

Главная задачей государственной службы в РФ является регулирование общественных процессов, обеспечение целостности государства, охраны конституционного строя РФ, защита прав и интересов граждан.

Государственным служащим является любой работник, сотрудник государственного учреждения, который занимается реализацией вопросов относительно государственной службы. Государственная служба – включает в себя профессиональную служебную деятельность граждан России по вопросам обеспечения исполнения полномочий: федеральных и иных органов государственной власти, то есть государственная служба – это профессиональная деятельность человека в органах государственного управления.

Государственные служащие занимаются переориентацией крупномасштабных проектов решений государственного аппарата по отношению к населению. Государственная служба важное звено, главный стержень в государственном управлении, требующая грамотных, компетентных, квалифицированных, опытных, смекалистых специалистов.

1. Профессиональные качества госслужащего

Одним из важнейших принципов реализации государственной службы является принцип компетентности и профессионализма, которые имеют непосредственное значение на имидж служащего.

Профессионализм – понятие, включающее в себя способности личности, которые соответствуют профессиональным требованиям, всесторонние знания, умения, навыки в соответствующих вопросах государственной службы. Компетентность – включает показатели, которые характеризуют профессиональные знания, осведомленность в вопросах государственно-служебной деятельности и способности к эффективной и результативной реализации в деятельности государственной службы.

Имидж госслужащего определяется его компетенциями – способностью применения знаний, умений и практических навыков, а так же личных качеств, для успешной реализации идей в разных ситуациях. То есть компетенции – это некие внутренне-скрытые новообразования психологического аспекта, которые проявляются в деятельностных проявлениях. К компетенциям можно отнести те знания, умения и практические навыки, которые будут необходимы для осуществления и реализации деятельности в конкретной ситуации.

Под профессиональной компетентностью госслужащего мы понимаем его профессиональные знания, умении и навыки необходимые для успешной реализации государственной служебной деятельности, но в тоже время неразрывно связанной с его личностными характеристиками, а именно: общий уровень образованности, культуры, умении разбираться в людях, умении решать конфликтные ситуации, быть коммуникативным, эрудированным, сдержанным, пунктуальным и т.д. Деятельность госслужащего постоянно имеет связь с деятельностью других людей и порой бывает так, что госслужащие с высоким уровнем подготовки, эрудированные и грамотные слабо воздействуют в коммуникационном процессе, так как любое общение будет эффективным тогда, когда предусматривает компетенции взаимодействующих друг с другом людей. Таким образом, профессиональная компетентность стоит во главе деловых качеств государственного служащего как основывающаяся на способностях коммуникативных умений, знаний, навыков, позволяющих эффективно, результативно, ответственно осуществлять коммуникативные действия в определенном круге вопросов взаимодействия в профессиональной деятельности, что непосредственно влияет на положительный имидж такого специалиста.

2. Личностные качества госслужащего

Государственный служащий должен обладать набором личностных характеристик, нравственных требований, которые условно можно разделить на группы:

1. Группа властных распорядительных полномочий: профессионализм, способность к лидертсву, решительность.

2. Исполнительская дисциплина: внимательность, дисциплинированность, пунктуальность, законопослушность и законоисплонительность, пунктуальность, своевременное, высококвалифицированное выполнение всех распоряжений, решений и поручений, педантичность.

3. Умение общаться, коммуникативные возможности. При чем умение общаться с различными слоями населения, их интересами, социальным статусом, уровнем доходов и др. Госслужащий должен уметь уважать не только «равных себе», а так же уважать чужую точку зрения, принимать ее во внимание, быть тактичным по отношению к людям, сдержанным, воспитанным, владеть грамотной лексической и грамматической русской речью и (или) иностранными языками, обладать умением себя «подать», умением слушать и слышать.

4. Особое положение госслужащего, которое всегда находится под взором общественности. Госслужащий не должен забывать о своем статусе в рабочее, а так же личное от работы время. Личное поведение, сдержанность, культура поведения, аскетизм. Каждая индивидуальная личность, представляющая интересы государства должна понимать и помнить, что от каждого сделанного поступка госслужащего будет зависеть сложившееся мнение у граждан о государстве вцелом. Данные набор качеств называют «Эффектом аквариума».

При практическом выполнении профессиональных задач на первом месте выступает необходимость выполнения этических требований, которые должны выполняться как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных задач. А именно:

Госслужащий дожжен ставить во главенство интересы государства, а не свои – личные, частные, быть приверженным к нравственным этическим принципам, обладать патриотическим чувствами к родной стране, соблюдать важнейшие принципы государственной службы: принцип федерализма, законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина; равного доступа к государственной службе. Обладать постоянной готовностью, выступать на защиту Конституции, законов, положений государственного строя, не отказываться и не нарушать установки присяги на верность службе в родной стране, не отказываться от соблюдения законных требований, быть честным и совестливым в принятии решений государственного значения. Находиться в постоянном поиске наиболее эффективных, рациональных и рентабельных способов выполнения государственных задач. Госслужащий должен обладать набором качеств, отвергающих дискриминационный признак по отношению одного субъекта к другому, за особые привилегии или вознаграждения, взятки. Никогда не использовать служебное положение в достижении личных целей и интересов. Не давать обещаний личного характера, связанных с выполнением служебных полномочий. Сохранять конфиденциальную государственную информацию, не заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью. Быть корректным с коллегами, соблюдать деловой режим общения. Стремиться создавать деловой, официальный стиль государственного служащего. Не высказывать общественно свое мнение о других политических деятелях. Избегать корыстных побуждений в достижении личного успеха. В общении с населением соблюдать правила поведения, вести себя на достойном уровне, демонстрируя вежливое общение, равное отношение ко всем гражданам, уметь слышать противоположную позицию обсуждаемых вопросов относительно управленческих решений.

Одним из важнейших критических факторов отрицательного отношения к органам государственной службы, выступает тот факт, что служащие зачастую не уделяют должного внимания к личности граждан, уважению их достоинств, не проявляют чуткости, чувства эмпатии, тактичности и профессиональной этики.

Недостойным поступком, позорящим звание государственного служащего выступает такое поведение, которое делает невозможным его дальнейшее пребывание в данной должности, а именно: несоблюдение Конституции и законов РФ, осквернение и высмеивание государственных символов страны, грубое нарушение общепринятих норм и правил поведения, принижающее авторитет государства, умышленное уклонение от соблюдения законов, о нарушении соблюдения государственной присяги, недобросовестность.

Пиком приверженности профессиональным нравственно-этическим требованиям на всех уровнях государственной деятельности является способность уважительного отношения к достоинству и чести человека, уважении его прав и свобод, понимании и чувствовании проблем граждан, как своих личных, умении признавать равные права человека, независимо от социального статуса.

Умение сделать правильный выбор морального долга, нравственности является показателем высокой духовной культуры государственного служащего, целью которого является достижение общего государственного блага, чувства ответственности за сделанные поступки, чувства совести перед общественным мнением граждан за последствия и влекущие за собой результаты.

Репутация государственного служащего зависит от высокого уровня профессионализма, его компетенций, постоянного стремления к достижению высоких моральных стандартов и эталонов, наличием высоких морально-этических качеств, соблюдением законов, целеустремленности, ответственности, пунктуальности, порядочности, дисциплинированности, честности, коммуникативных умений. Госслужащих достойно выполняющих сои обязанности отличает гуманистическая направленность, желание помочь окружающим, не используя в личных интересах государственное положение, обладают гибким стилем общения, высокой психологической подготовленностью при работе с населением, преобладает умение демократического стиля руководства, решительны, настойчивы.

При стремлении всех государственных служащих, занимающих ответственную должность к достижению целей, сохраняя высокие моральные качества, будет достигнут эффективный результат руководства и управления государственной службы Российской Федерации.

Проблема взаимоотношения общества и чиновников в России существовала всегда и сегодня является предметом многих исследований [1, 2]. Среди причин народной «нелюбви» к чиновникам наиболее существенным фактором выступает феномен инфор­мационного обмена, а также результат практически однонаправленной деятельности средств массовой информации.

В массовом сознании образ чиновника имеет психологическое основание. Государственный служащий олицетворяет государство, в связи с этим представляется образ человека заботливого, возможно, строгого, но справедливого, умного. Люди желают доверять чиновнику, они идут к нему со своими бедами и проблемами, за добрым советом. Чиновник должен защищать интересы граждан и государства по закону и справедливости. Он поступает достойно и действует уверенно. Чиновник должен быть максимально компетентен в своей работе, что законодательно закреплено. Описанный образ соответствует традиционному патерналистскому типу поведения, типичному для чиновника среднего и старшего класса дореволюционного периода. Для такого образа присущи некоторая элитарность, кастовость, узнаваемость и существование в определенной общественной нише.

С целью выявления современного отношения населения к госслужащим, а также отношения самих госслужащих к своей высокой миссии нами проводилось исследование по теме «Население и госслужба: проблемы взаимоотношений и привлекательности госслужбы для населения». В ходе исследования были опрошены жители г. Ульяновска разных возрастных категорий и социального статуса, а также государственные служащие, работающие в государственных органах исполнительной власти Ульяновской области. Для проведения исследования было разработано 2 анкеты. Первая анкета содержит такие вопросы, как: «Кто такие чиновники? Как Вы относитесь к чиновникам? Какими качествами должен обладать госслужащий?» и др. Проанализировав ответы по этому опроснику, мы сделали некоторые выводы об отношении жителей г. Ульяновска к госслужащим. Вторая анкета содержит вопросы, ответы на которые выявляют отношение самих государственных служащих к выполнению своих обязанностей.

По полученным данным на январь 2014 года можно утверждать, что отношение населения к госслужащим нейтральное, хотя большинство ульяновцев признаёт, что и в госаппарате работают разные люди. На вопрос «Кто такие чиновники?» получены интересные ответы: среди респондентов нашлись те, кто уверен, что чиновник – человек, который удачно устроился и хорошо зарабатывает (19 %); 4 % уверены, что чиновники – служащие, которые служат не народу, а исполнению правил, норм и законов; 2 % опрошенных считают слово «чиновник» ругательным. На вопрос «Как Вы относитесь к чиновникам?» большинство респондентов ответили, что у них нейтральное отношение (68 %), негативно к чиновникам относятся 22 % и положительное отношение у 10 % опрошенных. Стоит отметить, что положительное отношение к сотрудникам государственного аппарата высказывали в основном лишь те, кто сами в нем работают, а вот у молодых людей преобладает нейтральное отношение к чиновникам.

Среди качеств, которыми должен обладать госслужащий, большинство выделили «образованность и грамотность», затем идут «следование интересам граждан», «стратегическое мышление», «владение политической ситуацией», и в последнюю очередь госслужащие должны обладать предприимчивостью.


Возможно, именно общим негативным отношением к чиновникам объясняется тот факт, что, несмотря на сравнительно стабильное и относительно «благополучное» положение, только 23,8 % ульяновцев говорят о том, что госслужба остаётся привлекательной, однако 30,3 % респондентов так не считают. Обнадеживает то, что госслужба остаётся привлекательной для самых молодых (36,5 %) представителей группы молодых людей возраста до 30 лет. Однако как бы парадоксально это ни звучало, стоит отметить, что именно молодые люди до 30 лет и люди, не находящиеся на госслужбе, говорят о том, что заработная плата чиновников должна зависеть от качества их работы, а их работу необходимо подчинить общественному контролю.

На вопрос «Какие первоочередные проблемы необходимо решить чиновникам?» – 52 % опрошенных утверждают, что самая важная проблема – коррупция, 22 % – проблемы в медицинском обслуживании; 16 % респондентов считают, что необходимо решать проблемы в ЖКХ; 5 % – проблемы с дорогами и 5 % – проблемы в образовании и науке.

Несомненно, на формирование позитивного отношения современного общества к чиновникам и государственным служащим влияют средства массовой информации, исключением не стали и СМИ Ульяновской области. Как отметили ульяновцы, в СМИ Ульяновской области преобладает негативная информация о чиновниках (71 %), преобладание позитивной информации наблюдает 21 % респондентов, и 8 % опрошенных считают, что в СМИ нет никакой информации о чиновниках. К причинам преобладания негативной информации большинство отнесли «общую тенденцию по России» (82 %), некоторые отметили, что «скандалы отвлекают людей от других проблем» (17 %), и 1 % респондентов считают, что причина негатива в СМИ – это политический заказ.

Несмотря на то, что существует множество проблем, которые необходимо решить чиновникам, и многие крайне недовольны работой представителей власти, население твёрдо уверено, что можно улучшить отношение общества к чиновникам, так считают 79 % опрошенных, 20 % придерживаются противоположного мнения и 1 % респондентов ответили «не знаю».

Вот только прежде, чем менять отношение общества к государственным служащим, может, стоит изменить отношение самих госслужащих к их высокой миссии?

Не случайно замечено, что начинать нужно с самих госслужащих, и на это есть все основания!

Работа на службе у государств во все времена считалась престижной. Имелось мнение, что людей привлекает высокий общественный статус и работа на благо общества. Сегодня, как показывают результаты исследования, преобладают несколько иные подходы при оценке мотивов поступления на государственную службу. Не секрет, что для многих госслужба является местом, где приобретается определенный уровень профессионализма, необходимый для перехода на другую, более высокооплачиваемую работу. Именно поэтому этот вариант на первом месте среди мотивов поступления на госслужбу, так ответил 51 % респондентов. Следующее обстоятельство, привлекающее людей на эту работу, – возможность карьерного роста (30 %). Третьим по значимости преимуществом госслужбы является стабильность, её отметили 9 % опрошенных. Интересная работа, возможность приобрести полезные связи, дружный коллектив – каждый из этих вариантов около 3 % респондентов рассматривает как преимущество государственной службы. Список продолжают: изменение сферы деятельности, возможность самореализации (от 2 до 4 %). И на самом последнем месте остаётся служба на благо общества – 1 %.


Таким образом, очевидным становится обстоятельство, что современная госслужба не обладает какими-то явными преимуществами с практической точки зрения. По полученным данным можно сделать вывод, что на госслужбу в основном идут люди, стремящиеся повысить уровень профессионализма и добиться карьерного роста, всё остальное уходит на задний план.

Чтобы лучше понять то, что сегодня представляет собой государственный служащий, был проведен анализ целей, которые перед собой ставят госслужащие. Большинство респондентов (57 %) ответили, что главная их цель – самореализация, на втором месте оказалось повышение знаний и навыков – 27 %. Профессиональный и карьерный рост занял третью ступень пьедестала у опрошенных – 16 %. Стоит отметить, что ни один госслужащий не ответил, что самая главная его цель – это служба государству!

Рассматривая материальную сторону привлекательности работы на госслужбе, мы убедились, что ожидания респондентов совсем не совпадают с реальностью. Большинство опрошенных желают иметь заработную плату от 30 до 50 тысяч рублей (48 %), на заработную плату от 15 до 30 тысяч рублей претендует 39 % респондентов, и только 13 % опрошенных считают, что за такой нелёгкий труд необходимо получать от 50 до 100 тысяч рублей.

Также государственным служащим предлагалось проранжировать характеристики их службы, исходя из их предпочтений, и вот какие результаты мы получили.


Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что современная государственная служба с точки зрения корпоративного менеджмента является неконкурентоспособной. Госслужащие не чувствуют себя социально защищенными, многие не видят реальных перспектив для продвижения наверх. Единственными существенными обстоятельствами, стимулирующими работу госслужащих, являются благоприятный микроклимат в коллективе и преданность непосредственному руководству. Однако в соответствии с принципами менеджмента эти обстоятельства явно недостаточны, чтобы добиться от сотрудников эффективного выполнения своих служебных обязанностей.

Несомненно, низкая удовлетворенность доходами накладывает свой отпечаток на социальное восприятие и самочувствие госслужащих.

Низкий уровень удовлетворенности и слабые мотивирующие факторы объясняют то обстоятельство, что многие госслужащие не испытывают сильной привязанности к своему месту работы.

Общий вывод по результатам проведенного исследования, цель которого состояла в выявлении отношения госслужащих к своей работе, весьма неутешителен. Можно отметить, что у работников госсектора, к сожалению, недостаточно стимулов для выполнения своей работы на более высоком уровне. Факторами, формирующими у современного госслужащего низкий уровень лояльности к своей работе, являются: невысокая зарплата, незначительный социальный пакет и весьма туманные перспективы карьерного роста в совокупности с абстрактным представлением о себе, как о служителе обществу. Как следствие такого отношения к работе, распространено мнение о госслужбе как о некотором перевалочном пункте на пути к более доходной работе в негосударственном секторе.

Таким образом, исследование показало необходимость повышение качества госслужбы через улучшение ее социального престижа. Для повышения позитивного отношения как общества к госслужащим, так и самих госслужащих к своей работе необходимы меры усовершенствования системы мотивации их труда, переход к формированию нового представления о госслужбе как о полноценном наемном труде, когда достойное материальное вознаграждение предлагается взамен профессионализму. Повышение уровня заработной платы – это не единственный подход к мотивации государственных гражданских служащих. Существует масса методов нематериального характера: организация досуга для госслужащих и членов их семей (посещение театров, кинотеатров, выставок, концертов), предоставление льгот на санаторно-курортное лечение, льгот на поездки в транспорте, предоставление абонементов на посещение спортивно-оздоровительных комплексов, проведение тренингов и деловых игр на сплочение и командообразование и т.п. Отдача и ориентация на качественный результат возможны только в том случае, если госслужащий будет уверен в том, что он служит государству, а государство в свою очередь даёт ему и членам его семьи своего рода гарантии достойной жизни. Только когда у самих государственных гражданских служащих изменится отношение к своему предназначению, вот только тогда можно будет изменить мнение общества и сформировать у него позитивное отношение к государственной гражданской службе.

Рецензенты:

Лапин А.Е., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономического анализа и государственного управления Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск.

Романова И.Б. д.э.н., профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск.

Эффективность работы органов исполнительной власти во многом зависит от профессионализма государственных гражданских служащих и их профессионального развития. Основу такого развития составляют механизмы конкурсного замещения государственных должностей, утверждения должностных и административных регламентов, стимулирования труда, индивидуального планирования профессионального развития, дополнительного профессионального образования, оценки деятельности, проведения служебных, плановых и внеплановых проверок, организации внутреннего и внешнего контроля и другие.

Государственная гражданская служба имеет специфические особенности, подлежащие учету при ее организации и осуществлении. Такими особенностями являются особый порядок замещения должностей, оценка соответствия профессиональной компетенции занимаемой должности посредством аттестации и сдачи квалификационных экзаменов, соблюдение исполнительской дисциплины и выполнение должностного регламента, стимулирующие выплаты и надбавки к окладу за особые условия труда, соблюдение служебной этики и ограничения на получение и распространение информации.

Для разработки таких методов необходим анализ профессиональной деятельности государственных служащих, определение требуемых деловых, морально-нравственных и личностных качеств, подлежащих формированию или развитию в ходе профессиональной деятельности. Требуется определить или уточнить компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности государственных гражданских служащих. Это относится к умению получать и анализировать информацию, обобщать данные, излагать мысли и структурировать информацию, готовить заключения и формулировать выводы, взаимодействовать с коллегами, отстаивать точку зрения, аргументировать мнение, предлагать решения, способствовать новациям и нововведениям. Необходимо оценивать организаторские и лидерские способности, умения решать поставленные задачи, координировать и контролировать ход их выполнения, брать на себя ответственность, планировать и выполнять работу, разрешать спорные ситуации и конфликты, анализировать проблемы и прогнозировать последствия принимаемых решений, систематически пополнять и обновлять профессиональные знания, быть в курсе проблем и тенденций развития общества. При этом требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих должны быть конкретизированы в зависимости от групп и категорий должностей государственной службы.

Теоретическую основу исследования составили подходы к пониманию природы и особенностей формирования профессионально важных качеств специалиста: акмеологический подход (Бодалев А.А., Деркач А.А., Кузьмина Н.В., Рогов Е.И. и др.); деятельностный подход (Басов М.Я., Гальперин П.Я. Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Теплов Б.М. др.); системный подход (Климов Е.А., Карпов А.В., Иванова Н.Л., Дружинин В.Н., Зеер Э.Ф., Шадриков В.Д., Поваренков Ю.П., Бодров В.А.); комптентностный подход (Гуревич К.М., Марищук В.Л.).

В работе использованы теоретические методы (анализ и обобщение научной литературы, анализ учебных и научно-методических материалов), профессиографический метод, психодиагностическое тестирование, анкетирование. В исследовании использовались следующие методики: 16 факторный личностный опросник Р.Б. Кеттела, 5-ти факторный опросник Р. МакКрае и П. Коста, характерологический опросник Леонгарда. Эмпирической базой исследования выступило Министерство сельского хозяйства Саратовской области, в выборку попали более 70 сотрудников – государственных служащих.

Эмпирические данные позволили составить типологический портрет государственного служащего. Ему свойственны следующие черты: открытость (фактор А), интеллектуальность (фактор В), эмоциональная устойчивость (фактор С), независимость (фактор E), решительность и готовность к достижению цели (фактор G), самостоятельность (фактор I), способность ладить с людьми (фактор L), уверенность в себе (фактор О), сочетание стремления к самостоятельным решениям и действиям и способность брать ответственность за них (факторы Q2, Q3), адекватная самооценка (фактор MD).

Были проанализированы первичные факторы. По результатам средних значений в группе государственных служащих, установлено, что государственным служащим свойственно: высокая степень активности, общительность, поиск новых впечатлений, потребность быть рядом с другими людьми, сотрудничество, самоуважение, настойчивость в достижении целей, самоконтроль поведения, самокритичность, эмоциональная стабильность, любознательность, пластичность.

Для государственных служащих характерна выраженности таких черт личности как гипертимность, аффектно-экзальтированность, демонстративность. Гипертимность выражается в стремлении к активной деятельности, склонности к лидерству, быстрой реакцией на происходящие события, быстрым принятием решений, способствует достижению творческих и производственных успехов, при этом часто сопровождается легкомысленностью, отсутствием самокритичности. Аффективно-экзальтированность характера дает личности более резкие эмоциональные переживания.

На следующем этапе исследования был изучен «Должностной регламент» специалистов разного уровня: консультанта, главного специалиста-эксперта, начальника отдела инвестиционной политики и целевых программ министерства сельского хозяйства Саратовской области. Согласно концептуальным подходам к определению структуры про-фессионально важных качеств были выделены следующие аспекты: свойства личности (отношения личности, интересы и склонности), свойства индивида (свойства темперамента и особенности психических процессов. профессионально важные качества рассматривать как взаимодействие разноуровневых свойств человека; способности, задатки, элементы опыта: знания, умения, навыки. Далее эти аспекты были структурированы и на основе данного должностного регламента составлены анкеты по оцениванию профессионально-важных качеств специалистов, государственных служащих.

Проведено анкетирование по изучению профессионально-важных качеств государственных служащих. Было выявлено, что у государственных служащих на высоком уровне развиты навыки самообучения, планирования собственной деятельности, коммуникативная компетентность, правовая и информационная грамотность, на среднем уровне развиты управленческие способности, мотивация к выполнению профессиональной деятельности, на сравнительно низком уровне развиты аналитические способности.

С целью установления зависимостей между личностными чертами и профессионально важными качествами государственных служащих был проведен корреляционный анализ данных. Подсчет корреляционной матрицы проводился с помощью компьютерной программы «Statistica 6.0». Получены следующие корреляционные плеяды:

Умение определять потребность в информации, проводить анализ и представлять результаты аналитической обработки информации положительно связано с такими личностными свойствами как демонстративность, дипломатичность, самостоятельность, и отрицательно связано с показателем смены настроения.

У служащих, обладающих такими качествами как общительность, доминантность, самостоятельность, самодисциплина, практичность, развиты навыки управления персоналом.

Навыки по разрешению конфликтов связаны с таким личностным свойством как самостоятельность, демонстративными чертами характера.

Участие в составлении методических рекомендаций и рекомендаций по вопросам, входящим в его компетенцию положительно связано с дипломатичностью, самостоятельностью, демонстративность и отрицательно связано с тенденцией смены настроения.

Организаторские способности положительно связаны с такими личностными свойствами как общительность, доминантность, эмоциональная устойчивость, самодисциплина.

Управленческие способности положительно связаны с такими личностными свойствами как доминантность, самодисциплина, эмоциональная устойчивость, общительность, самостоятельность.

В результате проведенного исследования, установлено, что профессионально важные качества положительно и отрицательно связаны с личностными особенностями государственных служащих. Таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу о существовании достоверно связанных личностных качеств с результатами профессиональной деятельности государственных служащих Министерства сельского хозяйства Саратовской области. Разработка новых систем диагностики, коррекции и развития профессионально- важных качеств государственных служащих позволит повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти.

Работа, которая выполняется государственными служащими, требует от каждого определенной подготовки, поведения, индивидуальных качеств, коммуникационных характеристик.

Важность вопроса

требования к госслужащим

В специальной литературе, как отечественной, так и зарубежной, вопрос о наличии определенных качеств у госслужащих освещается довольно широко. Связано это с тем, что уточнение требований, которым представители данной категории должны соответствовать, имеет большое значение как в теории, так и на практике. Во-первых, это нужно для более тщательного подбора кандидата на определенную должность. Во-вторых, сам госслужащий тоже должен знать, какие качества необходимы в его работе, и, если они у него присутствуют, то есть вероятность, что, самосовершенствуясь и непрерывно обучаясь на рабочем месте, он разовьет и другие нужные качества.

Требования к госслужащему в СССР

В юридической литературе советского времени выделялись деловые, политические и моральные качества.

Перечень деловых характеристик:

  • присутствие управленческой подготовки и общего образования, соответствующего должностному профилю;
  • наличие опыта (это обусловлено должностью), стажа работы;
  • хорошие организаторские способности;
  • инициативность, креативность;
  • устойчивая работоспособность;
  • постоянное стремление к улучшению своих профессиональных навыков. Были еще определенные требования к поведению госслужащих.

Некоторые из этих качеств довольно сложно охарактеризовать или закрепить в нормативном порядке. Если первые два можно подтвердить определенными документами об образовании или записями в трудовой книжке, то остальные качества объективным способом подтвердить весьма трудно.

требования к поведению госслужащих

До начала девяностых годов требования к госслужащим не были нигде отражены нормативно, так как в стране не было единого правового акта о госслужбе.

Классификация качеств госслужащего Г.В. Атаманчука

Следующая классификация принадлежит Г.В. Атаманчуку, выделяющему качества двух уровней для развития персонала госуправления.

1). Исходные или первичные качества, которыми должен обладать претендент на государственную должность. Они подразумевают наличие следующих аспектов:

  • общекультурный, включающий жизненные установки, ценности и цели, опыт коммуникации с людьми, эстетические, этические умения, культуру речи;
  • профессиональный, деловой, то есть осведомленность в тонкостях управления в определенной области общественной жизни, проверенная на практике трудовая активность, дисциплинированность, опыт государственной и общественной работы, осознание ответственности за итоги труда, навыки в повышении своей квалификации;
  • личностный, включающий честность, устойчивость в вопросах морали, самостоятельность, высокоразвитую волю, инициативность, надежность, решительность и коммуникабельность.

требования к служебному поведению госслужащего

Имелись и квалификационные требования к госслужащим.

2). Сформированные непосредственно в процессе осуществления государственной деятельности, продвижения по карьере, наработки опыта:

  • общекультурные: доскональные знания об истории своей страны и главных интеллектуальных достижениях современности, высокий уровень ораторского мастерства, способность к проведению мероприятий массового характера, лидерские качества и ответственность за них, способность к масштабному мышлению;
  • деловые: организованность, способность задавать направление деятельности других и осуществление контроля за ней, последовательное и настойчивое решение задач, ориентирование в социальных и научно-технических достижениях, применение их в практической деятельности;
  • личностные: соблюдение собственных принципов, мужественность, навыки убеждения, умение противоборствовать личной выгоде; идеальное поведение в различных ситуациях.

Конечно же, данный список качеств неполный. Каждый человек может иметь различное сочетание перечисленных характеристик.

А какие требования сейчас выдвигаются к госслужащим?

Требования современного периода

квалификационные требования к госслужащим

К госслужащим сегодня предъявляются требования, обусловленные местом государственного органа, в котором они работают, и специфики их деятельности в конкретной должности.

В современном российском законодательстве квалификационные требования к данной категории лиц закреплены нормативно. Они имеют отношение только к сфере квалификации служащего, а потому не отступают от принципа Конституции о доступности госслужбы для всех граждан.

Появление такого права в тексте основного закона страны означает не только соответствие международным правовым нормам, но и разрыв связей с долговременным существованием номенклатурных должностей, на которые влияли такие ограничения, как данные в анкете (принадлежность к партии, социальный статус, национальность и т.д.) или же моральная устойчивость и политическая грамотность, имеющие достаточно произвольную интерпретацию.

Требования к служебному поведению госслужащего должны неуклонно соблюдаться.

Право общего доступа

Право на одинаковый для всех граждан доступ к госслужбе входит в число демократических прав, являющихся гарантией, которая останавливает бюрократизацию аппарата государства и не дает ему превратиться в независимую от гражданского общества силу.

Предоставление общего доступа должно способствовать обновлению аппарата госслужащих, чтобы он не стал закрытой кастой. При этом не нужно трактовать данное право в буквальном смысле, то есть как возможность любого гражданина претендовать на исполнение государственной должности в любой момент. Для предотвращения такой интерпретации конституционные нормы были конкретизированы. Помимо прочих принципов госслужбы утвержден и принцип равного для всех граждан доступа, если имеются соответствующие навыки и профессиональная подготовка.

требования к должности госслужащего

Итак, рассмотрим подробнее требования, предъявляемые к госслужащим.

Кто может стать госслужащим?

В Российской Федерации имеют право поступать на госслужбу совершеннолетние граждане, которые владеют государственным языком, имеют соответствующее профессиональное образование и подходят по всем установленным для госслужащих параметрам. При этом не может быть никаких преимуществ или ограничений, обусловленных расовой, национальной принадлежностью, полом, языком, состоянием имущества, должностным положением, происхождением, религиозными и иными убеждениями.

Нынешняя общественно-политическая обстановка в стране выдвигает особые профессиональные требования к госслужащим, поскольку интеллектуальные способности, качество аппарата и деятельность его работников имеют непосредственное влияние на авторитет государства.

Компетентность и профессионализм

В Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ», кроме общего доступа граждан к госслужбе, закреплен еще и такой немаловажный принцип, как компетентность и профессионализм госслужащих. Он подразумевает глубокие познания в соответствующей области общественной жизни, а также наличие подготовки в управленческой теории, знание прав и их применения в сфере своей деятельности.

этические требования госслужащего

Какие еще требования к должности госслужащего известны?

На протяжении длительного периода в нашей стране не было нормативно закрепленного обязательного требования о наличии у госслужащих соответствующего образования и опыта работы по своей специальности. Впервые об этом было упомянуто в ФЗ «Об основах государственной службы РФ».

Базовые требования

Требования из данного перечня относятся к:

  • степени профессионального образования в зависимости от специализации и вида государственных должностей;
  • стажу, опыту работы по своей специализации;
  • знанию Конституции РФ, законов федерального уровня, уставов, конституций, законов субъектов, имеющих отношение к занимаемой должности.

требования предъявляемые к госслужащим

Этические требования госслужащего имеют немаловажное значение.

Дополнения

Эти требования являются базовыми в перечне профессиональных характеристик госслужащего. В зависимости от места, условий, времени деятельности какого-либо государственного органа они дополняются иными требованиями, такими как: компетентность в своей области, обладание специальными знаниями. Наблюдается общемировая тенденция к росту требований, предъявляемых к квалификации госслужащих. Обыденным становится требование высокой научной и профессиональной квалификации.

Единственное, что должно определять выбор кандидатов на государственную должность, - это наличие у них качеств, которые необходимы для выполняемых ими обязанностей, а также нужного уровня профессиональной подготовки.

Читайте также: