Какой график работы у стюардесс

Опубликовано: 17.09.2024

Бортпроводник – профессия интересная, а какой график работы у стюардесс и бортпроводников? Как вообще проходит их рабочая смена и какие условия труда у бортпроводников? Давайте узнаем.

Многие мечтают о профессии стюардессы, но не знают толком, что из себя представляет эта работа. Мечты о небе – хорошо, но когда дело доходит до составления конкретного плана действий, надо учитывать все аспекты: от уровня заработной платы, до возможностей карьерного роста.

Отдельный разговор – это график работы бортпроводников. Сразу скажем, график является как преимуществом, так и недостатком профессии. Для многих именно возможность так строить свое время является главной причиной выбора этой работы.

В любом случае, прежде чем останавливать свой выбор на профессии бортпроводника, нужно рассмотреть не только все преимущества, но и узнать о недостатках и возможных поджидающих трудностях.

График работы бортпроводников

График работы стюардесс непредсказуемый и ненормированный. Он дает одновременно свободу и полную подчиненность плану полетов. У стюардесс нет четко определенных выходных дней, таких, какими у большинства остальных являются суббота и воскресенье. А часто они, вообще, работают без выходных. Отдыхают стюардессы между рейсами, то есть график работы бортпроводников часто может быть весьма непростой.

Фактически, возможность свободно распоряжаться своим временем у стюардесс имеется только в отпуске. Как преимущество – отпуск у них гораздо длиннее, чем у представителей офисных профессий, он составляет 72 дня. В отпуске стюардессы два раза в год, получается два отпуска, каждый примерно по месяцу.

Все остальное время жизнь и график работы стюардессы подчинены плану полетов, который может изменяться, поэтому вызвать на работу стюардессу могут, практически, в любое время дня и ночи, в любую минуту. И даже в выходной могут позвонить и вызвать на работу, поэтому, стюардессам сложно даже в выходной выехать, к примеру, на дачу. Выходные нужно заказывать заранее и нет гарантии, что с них не сорвут, что называется, в последнюю минуту.

Примерный график работы стюардесс

Как выглядит график работы стюардесс, во многом зависит от авиакомпании. У каждой есть свои особенности и свое расписание полетов. Выходными стюардессы считаются те дни, когда нет полетов.

Например, прилетели в другой город и те дни, которые остаются до следующего рейса, будут считаться выходными, но при этом стюардесса не дома, не может спланировать на эти дни никаких мероприятий, не видит родных, не занимается домашними делами.

Иногда стюардесса прилетает ранним утром, часа в 4, пока проводятся послеполетные мероприятия, пока она доберется домой - уже окончательно наступает утро, после бессонной ночи она отсыпается, а завтра опять в рейс. Казалось бы, выходной, но не вполне полноценный, так как, проснувшись вечером, стюардесса готовится уже к следующему рейсу. Вечером стюардессы ждут звонка с известием, нужно ли лететь, в какой город.

Как правило, график работы бортпроводников включает разные рейсы. Они могут быть дневные или ночные, короткие или долгие, разворотные или эстафетные.

Иногда стюардесса не бывает дома неделями. Есть еще так называемые резервные дни - стюардесса приезжает в аэропорт и ждет в резерве, вдруг придется заменить свою коллегу, выбывшую из строя по какой-либо причине.

Разворотный рейс – когда самолет прибывает и через короткое время летит обратно. Стюардессы не очень любят такие рейсы, так как подготовка к ним занимает столько же времени, как ко всем остальным, а летного времени получается мало и отдохнуть толком не получается.

Эстафетные рейсы – когда между рейсом туда и рейсом обратно несколько дней промежутка. Тогда экипаж успевает отдохнуть и посмотреть город. Такие рейсы, особенно в теплые страны, ценятся.

В авиакомпаниях, осуществляющих международные авиаперевозки, график работы бортпроводников примерно такой: утром куда-нибудь в Европу, разворотный рейс, прилетели – улетели, вечером уже дома. Завтра летите, к примеру, во Владивосток, дня на три. Возвращаетесь домой, два дня дома и опять в полет.

Иногда случаются приятные сюрпризы, могут дать несколько выходных дней, обычно такое случается в низкий сезон. Самые напряженные дни – лето и период новогодних праздников.

Так как график пребывания стюардессы дома нельзя предугадать - иногда они дома через день, а иногда находятся в командировка по несколько недель. Поэтому, если у стюардессы есть дети, она не обойдется без помощников, бабушек и дедушек, которые смогут заниматься ребенком, пока мама в полете.

В целом, многие считают график работы стюардесс большим преимуществом и многие высказываются в таком духе, что они не смогли бы сидеть в офисе от звонка до звонка. Гораздо интереснее, когда жизнь полна динамики и неожиданных путешествий. Здесь каждый выбирает, что предпочесть, к чему есть склонность. Если охота к перемене мест – ваше отличительное качество – работа стюардессы вам идеально подходит.

В далеком 2014 году Карина была офисным клерком, и мысль «что я здесь делаю?» не покидала ее ни на минуту. Как-то она пожаловалась одногруппнице и вскользь бросила: «Вот бы стать стюардессой!» Как оказалось, слова попали по адресу: одногруппница, бывшая бортпроводница, сказала, что авиакомпания, где она работала, как раз ведет набор. Оказалось, что мечты сбываются. С тех пор Карина проводит много времени в небе и уже забыла, что такое рутина. Потому что — путешествия, далекие страны, новые лица, ночные рейсы, джетлаг и все такое.

Мы в AdMe.ru наткнулись на блог стюардессы, где она делится полезными советами, курьезными историями, безжалостно разрушает мифы об авиации и рассказывает о закулисье профессии и о том, что же происходит там, за шторкой.

Как строится работа

Экипаж приходит на рейс за 2 часа до вылета. Нам рассказывают о направлении, загрузке, распределяют обязанности и напоминают об аварийных процедурах. Возможно, я вас удивлю, но у меня иногда бывает такое, что я забываю, куда и на чем лечу. Особенно если это разворотный рейс, когда приземлились и сразу же полетели обратно.

Распределение обязанностей - это всегда волнительный момент. Например, мало кто из девушек любит отвечать за загрузку багажа. Холодно, темно, ветрено, мокро. И обидно: пришла на работу с укладкой и макияжем — и вся эта красота за 5 минут улетучивается, пока ты стоишь и считаешь багаж под бортом. Дальше мы проходим медицинский контроль, поднимаемся на борт и принимаем свои зоны в ответственность.

График работы стюардесс

Конечно, мы отправляем свои пожелания до 15 числа каждого месяца, пока не сформирован план полетов. В 90 % случаев наши пожелания учитываются. А потом я проснулась.
Нет, нет и нет. Мы не заказываем себе рейсы и полагаемся на волю планирования.

Не мы решаем, куда, на сколько, с кем полетим. Будет это рейс туда-обратно или будет возможность отдохнуть несколько дней. Поскольку я работаю в чартерной авиакомпании, все рейсы международные и командировки достаточно частые. В топе любимых направлений у бортпроводников нашей авиакомпании — это Доминикана.

Стюардессы совмещают работу и отдых

Как правило, продолжительность командировки зависит от расписания рейсов. Бывает, обратный рейс через 5 дней, и это значит, что мы остановимся в стране прибытия в отеле и спокойно отдохнем положенное время. А бывает, что самолет летит обратно уже через сутки. Тогда мы чуть погрустим и идем скорее отсыпаться в номер.

Есть так называемые «закрутки» — это такая командировка, когда экипаж прилетает, иногда и с пассажирами, в один город, оттуда через некоторое время выполняет рейс в другой город. Из этого города выполняет рейс в третий город — и так до бесконечности. Шучу, конечно, но бывает всякое.

Нештатные ситуации никто не отменял

Рейс с Кипра в Питер. Незадолго до снижения из кабины пилотов звучит информация, повергшая всех в шок. В том числе экипаж. Оказывается, аэропорт Пулково не принимает по причине экономического форума. Сколько — неизвестно. Видимо, долго, раз было принято решение совершить посадку в Таллине. Нам угрожали судом и расправой. Видимо, за то, что мы организовали этот форум. Пассажиры хотели выйти в здание аэропорта, но в эстонском аэропорту их не ждали.

Под крики в салоне и невыносимую духоту мы разносили воду, которая стремительно заканчивалась. Баки с водой тоже опустошались с той же скоростью, с которой наполнялись баки с отходами. Пассажиры разделились на два лагеря: одни кричали на нас под плач своих детей, другие встали на нашу защиту. Вся эта история закончилась благополучно, никто не пострадал, через пару часов мы улетели-таки в Питер. Позже командир, с которым мы выполняли тот рейс, рассказывал, что в авиакомпанию приходили жалобы, в которых нас называли фашистами.

7 мифов о летной работе

  • Миф № 1: Чтобы стать стюардессой, нужно окончить авиационный вуз. Правда: достаточно полного или среднеспециального и прохождения первоначального обучения на бортпроводника.
  • Миф № 2: Красота — единственный критерий отбора. Правда: внешность — важный, но далеко не главный критерий. Да, требования к росту есть: он должен быть не ниже 160 см, но никто не будет требовать, чтобы параметры вашей фигуры были 90—60—90.
  • Миф № 3: У стюардессы несложная работа. Правда: мы не просто так каждые полгода проходим медкомиссию и раз в год садимся за парту.
  • Миф № 4: Стюардесса — это официантка на борту. Правда: в первую очередь обеспечивает безопасность пассажиров.
  • Миф № 5: Карьерных перспектив в этой профессии нет. Правда: продвижение по карьерной лестнице примерно такое: сначала ты идешь в экипаж экономкласса, затем тебя переводят в бизнес-класс, потом ты можешь работать в первом классе. Дальше можно стать старшим бортпроводником, а потом дорасти до инструктора, после чего стать старшим бортпроводником-инструктором.
  • Миф № 6: Стюардессы много зарабатывают. Правда: как правило, наша зарплата выше средней зарплаты на земле. Но она напрямую зависит от налета. Нет налета — нет большой зарплаты.
  • Миф № 7: Летная работа наполнена романтикой. Правда: ну, да, конечно, особенно когда ты собираешь использованную посуду после обслуживания или когда видишь гору памперсов в туалете, и это в лучшем случае в туалете.

Многие романтизируют профессию: красивая форма, полеты в облаках и космические зарплаты. Но эта работа — тяжелый труд, как моральный, так и физический.

Практически каждый полет — новый коллектив

Мы всегда летаем в составе разных экипажей. Видишь человека в первый раз — и бывает, что больше его и не увидишь. Как правило, сработаться всегда легко. Но бывают исключения из правил: не всегда, не каждый и не со всеми может найти общий язык. В этом случае можно письменно попросить не планировать рейсы с этим человеком. Конечно, придется обосновать свою просьбу.

Также в некоторых авиакомпаниях можно закрепиться с коллегой, то есть, наоборот, попросить ставить тебя в рейсы с ним. Например, с мужем или женой. Но вот пойдут ли навстречу, зависит от политики авиакомпании.

Экипаж обожает разыгрывать новеньких

Летим. Звонит интерфон. Испуганные глаза стажерки. «Отвечай, чего смотришь», — говорит ей коллега. Стажерка снимает трубку и слышит следующее: «Это техник из багажного отсека. Мы тут окоченели! Попроси пилотов сделать у нас потеплее». Девушка в замешательстве кладет трубку и спрашивает у коллеги, что делать. Та, еле сдерживая смех, говорит, что нужно позвонить пилотам. Девушка скорее бежит к пилотам и передает их просьбу. В ответ слышит дикий хохот. Конечно, никаких техников в багажном отсеке во время полета нет и быть не может, как и любых других людей.

Самое сложное в работе — неблагодарность и хамство пассажиров

Рейс Питер — Дубай. Здороваюсь. Улыбаюсь. Оборачиваюсь на возмущения первого же вошедшего пассажира: «Что это тут на полке? Куда положить вещи?» Отвечаю: «Имущество авиакомпании. Можно убрать ваши вещи на любую свободную полку. Я помогу». Свободных полок полным-полно. «Конечно поможете. Мне не платят за то, чтобы я перекладывал ваши мешки. Мне нужна свободная полка над моим креслом!»

За годы работы первый раз сталкиваюсь, чтобы мужчина не предложил помощь. Как бы не возмущались пассажиры отсутствием места на полках, они всегда вызываются помочь. «Эта ситуация не стоит того, чтобы так со мной разговаривать, тем более я вам помогаю. Сейчас уберу», — отвечаю я. Всего 5 минут назад я еле водрузила огромный мешок с пледами на полку. Снова с трудом перетаскиваю мешок на другую полку на глазах у двухметрового мужчины и после этого вместо простого человеческого «спасибо» слышу следующее: «Как вас зовут? Я буду жаловаться!»

Уборка в самолетах

После того, как граница дает добро, приходят сотрудники клининговой службы и проводят уборку. Слышала, что в некоторых авиакомпаниях, чтобы минимизировать издержки, бортпроводников обязывают проводить уборку. К счастью, в авиакомпании, где я работаю, нас эта участь обошла.

Недавно Константин Сёмин выпустил видеоролик «Стюардессы или уборщицы?», в котором зачитал письмо стюардессы «Аэрофлота». Оказывается, самый известный российский авиаперевозчик решил отныне экономить на клининговых услугах. Теперь убираться в салоне и мыть туалеты должны бортпроводники – те самые, которые потом подают еду пассажирам. Никаких доплат за это не даётся.

Стюардессы "Аэтофлота": полет нормальный?

Нам удалось побеседовать с автором этого письма. Вот что рассказала нашей редакции стюардесса «Аэрофлота».

— Как Вы пришли в авиацию? Мечтали об этой работе с детства?

— Я задумалась об этой работе в 14 лет. Посмотрела фильм про стюардессу, если честно. Мне показалось очень интересным, что бортпроводник соединяет в себе всё: доброту, отзывчивость, заботу. И тут же работаешь психологом, врачом, в какой-то степени поваром, предоставляешь высокий сервис. Если вдруг возникнет ситуация, угрожающая жизни людей, то ты – один из важнейших людей на борту. Ты делаешь что-то важное, просто многие об этом не задумываются. Но для меня это всегда было и будет так.

— Работа стюардессы ещё с советского времени считалась престижной. А как сейчас?

— Если говорить об отношении пассажиров, то всё поменялось. Для многих это просто обычные официантки, которые не могут ничего сказать в ответ на хамство, так как они в форме и ограничены в своих действиях и словах. Защиты нет никакой, зарплата низкая для такой работы, условия плохие, отношение начальства – потребительское. Престижем тут мало что назовёшь…

— Каков график работы у бортпроводников?

— Вообще мы не должны летать более 80 часов в месяц. Но как только бортпроводник устраивается на работу, его заставляют подписывать договор о переналёте до 90 часов. Это все делают. Если не будешь подписывать, то будешь летать 80 часов, но это будут самые ужасные, ночные и короткие рейсы. И так до тех пор, пока сам не уволишься от измождения и усталости.

— А сколько обычно получает стюардесса в «Аэрофлоте»?

— Зарплата в среднем 80 тысяч рублей. Это – при полном выработанном месяце. И это ещё очень хорошо, если столько насчитают. Но по факту никто не понимает, как они начисляют зарплату. Я могу отлетать 89 часов в месяц, а в следующем месяце – 79, и зарплата будет одинаковая.

— Пробовали разобраться в системе оплаты?

— Зарплата обычно разделяется на оклад и премию. Каков оклад у стюардесс?

Оплата у нас почасовая. Для начинающих – от 160 рублей в час. Столько я поначалу и зарабатывала. Затем зарплата может составлять 180-190 рублей. У бортпроводников с большим стажем – около 200-220 рублей.

В конце месяца в расчетном листе по зарплате есть графы типа: «доплата за язык», «доплата за ночные», «доплата за работу в бизнес классе. Но по какому принципу начисляют – неизвестно.

— На Ваш взгляд, с чем может быть связана такая неопределённость?

— Думаю, там очень много воруют, поэтому всё так запутанно. Я как-то летала ночными рейсами почти месяц, а в итоге получила за это доплату 400 рублей. И это, мне кажется, максимальное, что ты можешь получить за работу ночью.

— Есть ли разница в зарплате на внутренних и международных рейсах?

Бортпроводник за работой

— Да, за международные доплачивают около 500 рублей. Плюс, если это командировка, то платят какие-то суточные. Но тоже никто не знает, как их начисляют. Знаю также, что Савельев [генеральный директор ПАО «Аэрофлот», член Высшего совета партии «Единая Россия» – Ред.] давно уже хочет убрать эту и иные доплаты бортпроводникам. Но пока ещё они у нас есть.

— Какой рейс считается командировкой?

— Примерно от 5 часов полёта и выше. Например, Испания, Америка, Эмираты, Япония, Таиланд. Там мы обычно остаёмся на сутки. А то, что до 5 часов, – это «разворотные» рейсы. Как пассажиры выходят, делаем уборку, сажаем новых пассажиров – и обратно. В аэропорт мы даже не выходим.

— Если бортпроводник работает на внутренних рейсах, велик ли шанс попасть на международное направление?

— Вопрос не в этом. Все мы летаем и внутренними, и международными рейсами. У меня, например, английский «на пять», и я, как и другие, летаю по России. Главное – разница в процентном соотношении. У меня было, что с моим английским я летала постоянно по России. Почему? Чтобы все получали одинаково.

— То есть, уравниловка.

— Да. Это какой-то парадокс. Когда я ушла работать в бизнес-класс, то думала, что буду получать больше. Ведь за это есть доплата. А в итоге получаю столько же, потому что мне стали ставить больше России. Минус доплата за заграничные рейсы.

— Практикует ли работодатель депремирование? Если да, то за что?

—За всё. Как захотят, так и накажут. Помните недавнюю ситуацию с котами, которые умерли в багажном отсеке самолёта? Так вот, уже обвинили в этом грузчиков. Но ведь животные получили обморожение! Как это связано с грузчиками?

Или, например, наказывают за то, что не хочешь быть старшим бортпроводником. Или если вдруг перепутаешь спецпитание. Типов спецпитания, которое пассажир может заказать бесплатно, много: кошерное, бессолевое, низкой жирности, и так далее. За ошибку сразу депремируют, плюс выговор от начальства.

А ещё нельзя фотографии в форме размещать. Конечно, все размещают. Разве сделать красивую фотографию на фоне самолёта – это преступление? Наоборот, положительная реклама. Но делать это запрещено, поэтому, если ты как-то не угодил, как-то нужно тебя прижать, могут даже за это наказать. Если только захотят.
Поэтому все всего боятся.

— Кроме штрафов и выговоров, какие ещё формы наказания использует работодатель?

— Например, просишь выходной за месяц – запросто могут не дать. Мол, есть «производственная необходимость», поэтому всё. Ещё один типичный приём – понижение до работы в эконом-классе, если чем-то не угодил. Наказывают также ночными рейсами, короткими рейсами по России.

— В чём же тут наказание?

— Оплата почасовая. Ты приходишь на работу за два часа, и эти часы не оплачиваются. Только час перед вылетом и полчаса после прилёта, но очень мизерными суммами. По факту платят за полётные часы. Ну вот и будешь гонять каждый день в Казань, где один час туда и один обратно. Вот и вся зарплата. А устаёшь очень. Ведь времени на обслуживание в коротких рейсах мало, а пассажиров – столько же, сколько и на долгих рейсах. То есть, летать будешь каждый день, а зарплата будет 40-50 тысяч, так как полётных часов будет мало.

— А что бывает в случае объективных трудностей? Например, рейс надолго задержан. Чем в этой ситуации обеспечены бортпроводники?

— Как-то у нас была задержка рейса на 16 часов. Нас не отпустили домой. Сначала поселили в отель: мол, отдыхайте. Время при этом за рабочее не считается: ты ведь в отеле отдыхаешь и не работаешь. Но при этом звонили каждые два часа и говорили, что рейс опять перенесли. И это можно назвать отдыхом? Конечно, заснуть уже ни у кого не получалось… И за все эти 16 часов нам не заплатили. Только за полёт.

— Чем-то ещё со своей стороны обеспечивает работодатель?

— Работодатель обеспечивает форму, конечно же. Честно говоря, она не из самого лучшего материала. Зимой холодно, а летом безумно жарко, так как сплошная синтетика; тело вообще не дышит.

Есть декретные, и вроде неплохие: 70-80 тысяч каждый месяц беременности.

Плюсом является отпуск в 70 рабочих дней. Работа ведь считается вредной. Но на самом деле эти 70 дней не дают. Сейчас реальный отпуск – около 63 дней, а первые два года моей работы давали только 56. Потом кто-то пожаловался в прокуратуру, сфотографировал документы, и компанию прижали.

— Как отреагировала компания?

— Запретили пользоваться телефонами в главном офисе компании. Доставать из сумки нельзя или даже просто держать в руках.

— Высока ли текучка кадров?

— Очень и очень высока. Я пришла в авиакомпанию на собеседование несколько лет назад, и вот до сих пор идёт непрерывный набор бортпроводников.

— Какие требования предъявляют к кандидатам?

— Практически никакие. Берут уже без образования, после школы сразу.

— Почему так?

— Думаю, такими легче всего управлять и принуждать к чему-либо. Без образования человек как пластилин. Лепи что хочешь.

— Получается, работодателю будет несложно выгнать нелояльного работника и заменить его другим?

— Верно. Ведь приходящие сейчас работать люди – это уже не те бортпроводники, которые в аварийной ситуации могли бы действовать как настоящие спасатели… Это молоденькие мальчики и девочки, которые после учебы в три месяца знают лишь то, как подавать напитки пассажирам, а вот в плане безопасности – большой провал. Авиакомпания уже давно делает ставку именно на сервис, а вовсе не на знания и навыки бортпроводников в аварийных ситуациях.

— А по какой причине люди обычно уходят?

— Уходят по причине ужасного отношения к работникам. Когда начинаешь работать в авиакомпании, постепенно начинаешь ощущать свою ничтожность. Работаешь как раб, твоих прав не существует. Как большой дядя скажет, так и будешь делать…

— Каковы обязанности бортпроводника? За что он обязан отвечать?

— Об этом лучше всего расскажет должностная инструкция.

Должностная инструкция бортпроводника

Должностная инструкция бортпроводника

Должностная инструкция бортпроводника

Должностная инструкция бортпроводника

Должностная инструкция бортпроводника

Должностная инструкция бортпроводника

Должностная инструкция бортпроводника

Должностная инструкция бортпроводника

— Вы упоминали о большой нагрузке на бортпроводника. Сколько бортпроводников должно быть в каждом рейсе? Где это прописано? И сколько их на самом деле?

— Количество бортпроводников прописано в Руководстве для бортпроводников, глава «Организация деятельности». Там прописано, сколько должно быть максимально и минимально бортпроводников на каждом типе самолёта.

Организация деятельности бортпроводников

Организация деятельности бортпроводников

Реальность такова, что в большинстве случаев мы летаем минимальными составами. Исключение составляют полеты в те страны, где свои требования к безопасности, и там требуют максимальное количество бортпроводников. Тогда выхода у «Аэрофлота» нет, ставят максимально или среднее количество. В остальных же случаях – только минимум.

— И этого недостаточно?

— Конечно, нет. Вот смотрите, для самолёта “Airbus 321” минимальный состав – 5 человек, максимальный – 6. Если, например, кому-то из пассажиров плохо, то один бортпроводник оказывает помощь и тем самым «вылетает» из обслуживания полностью. Нагрузка на оставшихся – колоссальная. На борту в эконом-классе – 167 человек. А бортпроводников осталось двое, так как остальные двое работают в бизнес-классе и должны находиться там. Вот два бортпроводника и работают со 167 пассажирами.

— Что будет, если бортпроводники начнут работать строго по регламенту?

— Будут проблемы, поскольку работать строго по регламенту у нас невозможно. Например, вылет у меня в 14:00, значит, за час я должна быть на работе. Но тут сообщают – и это ситуация не из редких, – что самолёт прилетит с задержкой, поэтому приходите на борт не за час, а за 30-40 минут, скажем. Но при этом время вылета никто не переносит! Тебе говорят: через 3 -5 минут пассажиры пойдут. А как это возможно, если по сервисным процедурам ничего не готово? Ведь ты приходишь на самолёт, и нужно подготовить все к приходу пассажиров.

Но это ладно, как же авиационная безопасность? Есть у нас специальные списки, в которых фигурируют пункты по проверке исправности аварийного оборудования, кресел, привязных ремней, кухонного оборудования, противопожарных систем в туалетных комнатах. В итоге времени не остаётся на такую проверку. И это нормально… Времени нет, никто толком проверить не успевает, но так делается специально: ведь авиакомпания может потерять большие деньги за задержку вылета.

— Каков средний возраст стюардесс? Есть ли в «Аэрофлоте» дискриминация по возрасту?

— Средний возраст сейчас от 19 до 30 лет. Ещё несколько лет назад среди старших бортпроводников было много мужчин и женщин за 40. Сейчас большинство убрали в эконом-класс. Точно знаю, что после 40 лет стать старшим бортпроводником ты уже не сможешь.

— Правда ли, что с 16 января вас заставляют самих убирать салон самолёта?

— Правда. Это происходит на российских рейсах до полутора часов: Белгород, Воронеж, Волгоград, Ижевск, Казань, Нижнекамск, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Саратов, Самара, Сыктывкар, Уфа, Саранск, Ульяновск.

Организация деятельности бортпроводников

— «Аэрофлот» решил сэкономить на клининге?

— Да, это единственный логический ответ. У нас, например, есть уборка в Париже, и никто не в претензии, поскольку это связано с безопасностью: у французов часто забастовки, и их клининг мы не пускаем на борт. А уборка на рейсах по России никак не связана с безопасностью. Она связана с эксплуатацией работников.

— Как же теперь выглядит ваш «рабочий день»?

— Если я лечу, например, в Казань, то прихожу на работу за 2 часа до вылета. Потом на самолёте подготавливаем все к обслуживанию, потом взлёт и обслуживание пассажиров питанием, потом посадка и высадка пассажиров, потом уборка самолёта силами бортпроводников. Снова подготовка к обслуживанию, взлёт, обслуживание, посадка и высадка пассажиров. Все было так и раньше, естественно, кроме уборки.

— В сентябре СМИ писали о голодовке , которую устроила сотрудница «Аэрофлота» Илона Борисова. Вы что-нибудь слышали об этом?

—Да, я слышала от коллег, но уже после того, как всё прошло. Насколько я знаю, её уволили… Начальство активно препятствовало распространению информации об этом событии, чтобы другим бортпроводникам неповадно было.

— Как ваши коллеги отнеслись к этому событию?

—Поговорили и забыли. Что может маленький человек против системы…

— Разве они не задумываются о коллективной защите своих прав? Или страх перед начальством пересиливает?

— О защите прав думают все. Вот только страх силен перед увольнением. Значительная часть бортпроводников авиакомпании – приезжие. Это те, кто живёт на съёмном жилье, либо у человека уже ипотека. И семья, конечно. Для таких потерять работу – губительно. Вот так и крутится каждый сам по себе.

— Вы знаете о Шереметьевском профсоюзе бортпроводников? Не возникало ли мысли присоединиться к нему?

— Мне кажется, всё это не имеет смысла, так как не работает. Профсоюз существует, вот только толку от него в данной ситуации нет. Как мы видим, условия в авиакомпании только хуже, даже при существующем профсоюзе.

А что я один могу сделать?

Благодаря этой беседе мы не только узнали об условиях труда бортпроводников «Аэрофлота», но и увидели их настроения. К сожалению, картина получилась печальной. Наёмные работники в массе своей боятся. Боятся увольнений, штрафов, наказаний, боятся всего. Им не приходит в голову, что они могут быть огромной, всесокрушающей силой, которая вызовет неподдельный испуг у самого работодателя. Для этого нужна лишь солидарность. Одного, двух, трёх бортпроводников можно без труда выгнать и заменить их другими. Но если вдруг забастует половина всех бортпроводников компании, то рейсы встанут, и работодатель понесёт огромные убытки, а значит – вмиг станет сговорчивым. Организоваться на коллективную борьбу, действовать по принципу «один за всех и все за одного» – вот ключ к успеху.
Да, всякая борьба за свои права ещё не гарантирует успеха. Может быть, удастся победить, а может быть, придётся остаться у разбитого корыта.

Но одно известно точно: если за свои права не бороться, если молча терпеть, то обязательно станет хуже в 100% случаев. Покорные работники останутся у разбитого корыта с абсолютной гарантией.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Фото: depositphotos.com

Это совсем другие стандарты обслуживания, более индивидуальный подход. Например, мы кормим наших гостей не тогда, когда придет время, как в экономическом классе, а когда они пожелают. Всю еду мы должны сервировать, украшать, знать состав блюд. В напитках нужно разбираться: какая где выдержка, какой букет. Если у пассажира аллергия на чеснок, я должна знать, что ему предлагать категорически нельзя. Плюс у нас даже пижамы и постельное белье есть, а кресла раскладываются в кровать. Если пассажир захочет, я расстелю ему постель с подушкой, простыней и одеялом. Кстати, пижамы у нас бывают разных размеров. Бортпроводника класса «Империал» не каждый пассажир видит. Мы находимся в носовой части самолета и одеты иначе. В экономическом и бизнес-классе у девочек есть брюки, юбка и сарафан, а у нас только платье. Причем оно другого дизайна и шьется не по стандартным размерам. Когда я успешно прошла обучение на класс «Империал», с меня сняли мерки и сшили новую форму.

О различиях между российскими пассажирами и иностранцами

Как правило, иностранных пассажиров вообще не видно и не слышно. Они тихонечко сядут, а потом либо газету читают, либо фильм смотрят. И всегда очень благодарные, что бы ты ни сделал. Поставил тарелку — говорят спасибо, поставил масленку — снова благодарность. А русские чаще воспринимают все происходящее как данность.

О родах на борту

Мне не доводилось принимать роды, но года три назад в нашей авиакомпании такой случай был. На рейсе в Южно-Сахалинск у женщины начались роды. На борту оказалась акушерка, так что все в самолете и произошло. А мама символично назвала мальчика Боингом.

О любимом аэропорте

Самый любимый — всегда тот, в который возвращаешься, то есть домашний. А еще сингапурский. Шикарнее аэропорта я не видела: там и водопад, и деревья растут прямо внутри. Одним словом — восторг.

Об отдыхе экипажа в ожидании обратного рейса

Организацией отдыха экипажа руководит командир воздушного судна. Так что, куда бы мы ни собрались, нужно получить его разрешение. Кроме этого, запрещено путешествовать в одиночку, обязательно нужно брать с собой коллегу. А еще существует отбой — до 10 вечера надо вернуться в гостиницу. Если рейс в Америку, там уже на следующий день обратно. Плюс из-за смены часовых поясов очень хочется спать, так что не до экскурсий. Я вот во Владивостоке уже была раз тринадцать, но из гостиницы не выбиралась. Хотя море там в пяти шагах от отеля. Но есть заветные рейсы, например на Мальдивы. Там можно три-четыре дня провести на острове.

«Куколкой» в бизнес-классе называют льняную салфетку, в которую заворачивают приборы. А еще есть слово «умка» — так мы называем несопровождаемых детей.

О профессиональном жаргоне бортпроводников

Рейсы туда — обратно в один день мы называем разворотными, а вот дальние, когда мы остаемся в городе, куда прилетели, — эстафетными. «Куколкой» в бизнес-классе называют льняную салфетку, в которую заворачивают приборы. А еще есть слово «умка» — так мы называем несопровождаемых детей. Перед рейсом можно узнать, что сегодня с нами летит пять умок.

О словосочетании «бортпроводник в резерве»

Бортпроводник в резерве — это тот, кто подменяет коллегу, если вдруг что-то случилось. Например, бортпроводник едет на свой рейс, встал в пробку и понимает, что ему вовремя не успеть. Тогда он звонит диспетчеру, предупреждает, и вместо него летит бортпроводник из резерва. Каждый бортпроводник так дежурит несколько раз в месяц. Когда идешь в резерв, надо готовить большой чемодан. Я туда и купальник кладу с кремом для загара и шерстяные носки с шапкой. Потому что не знаешь, куда отправят.

О разнице между словами «бортпроводник» и «стюардесса»

Когда я только училась, мне было неприятно, когда меня стюардессой называли. Сейчас уже привыкла. Потому что для людей, которые с авиацией не связаны, слово «стюардесса» привычнее. А бортпроводник — это официально и для трудовой книжки.

О том, зачем во время взлета и посадки просят открывать шторки иллюминатора

Это делается для того, чтобы видеть, что происходит за бортом. Вдруг какая-то внештатная ситуация, которую может заметить пассажир. Кроме этого, он видит положение самолета и может ориентироваться в пространстве. А ночью, когда в салоне гасят свет, шторки иллюминатора открывают для того, чтобы глаза привыкали к темноте.

Екатерина Девяткина
26 лет

бортпроводник-инструктор лоукостера «Победа»
стаж полетов 7 лет

О карьере бортпроводника

Ты приходишь стажером, потом становишься рядовым бортпроводником. Потом можно дорасти до старшей стюардессы, которая управляет кабинным экипажем в рейсе. И следующая ступень — бортпроводник-инструктор, который работает как в офисе, так и летает, ведет свою группу стюардов и обучает стажеров. Наша профессия относится к вредным. Существуют ограничения: девушки могут непрерывно летать семь с половиной лет, мужчины — десять лет. А с 45 лет можно официально выйти на пенсию. Но я на нее, конечно, не собираюсь.

О запомнившемся рейсе

У меня был улыбающийся рейс. Бортпроводников часто спрашивают, как можно весь рейс стоять и улыбаться. И пассажиры решили тоже попробовать и устроили флешмоб. В течение всего полета весь борт сидел и улыбался. А еще мне запомнился мой первый стажерский рейс. Я тогда разлила все чайники с чаем, которые были на кухне. А потом еще и сок на пассажира вылила трясущимися руками. Но он отреагировал нормально, не ругался.

На одного бортпроводника на наших рейсах приходится порядка 50 пассажиров. Всего в наших самолетах 189 посадочных мест, а в бригаде обычно четыре стюарда. Это число может быть увеличено до пяти или шести человек, но минимально — четыре.

На рейсах в Европу пассажиры чаще заказывают рыбу. А вот на таких направлениях, как Турция или Египет, наоборот, просят мясо и курицу.

О нелепых просьбах пассажиров

Однажды на моем рейсе пассажир долго недоумевал, почему мы не предлагаем ему на выбор несколько блюд. Долго спрашивал: «Ну как же так, как же так?» — а потом поразил всех, предложив нам подвезти недостающий набор. И это на высоте 10 000 м. И знаете, что я еще заметила? На рейсах в Европу пассажиры чаще заказывают рыбу. А вот на таких направлениях, как Турция или Египет, наоборот, просят мясо и курицу.

Мне нравится, как выглядит наша форма — жилетка с юбкой выполнены в форме платья. А из аксессуаров мне вполне хватает платка. Я летала в пилотке, и мне она мешала. А к каблукам я привыкла. Когда мы встречаем пассажиров, их высота должна быть 5–7 см. А в горизонтальном полете можно воспользоваться сменкой и надеть каблук пониже. Ну а с макияжем вообще проблем нет. Я и форму погладить, и накраситься, и прическу сделать могу легко за полчаса.

О страхе во время полета

Однажды я сильно испугалась, когда при очень плохих погодных условиях мы перегоняли борт из Домодедова во Внуково. Рейс был без пассажиров. Самолет легкий, его так и мотало при боковом ветре. Я думала, что мы выкатимся за полосу, но обошлось. С тех пор уже ничего не боюсь.

Инна Зайберт
38 лет

старшая бортпроводница
стаж в «Вим-авиа» 8 лет

О карьере бортпроводника

Некоторые бортпроводники приходят в компанию уже со стажем, но новичков всегда больше. Им необходимо пройти первоначальную подготовку — это три месяца в учебном центре, а потом еще налетать 30 стажерских часов, и только после этого они получают допуск к самостоятельной работе. А дальше особой разницы по направлениям у новеньких и стареньких нет. Разве что на долгие рейсы (как правило, это страны ЕС) чаще отбирают самых опытных бортпроводников. График полетов составляется на месяц вперед, рейсы разные, по России и зарубежью. А еще должно выходить определенное количество летных часов в месяц — это так называемая саннорма. В России это 80 часов в месяц.

Предельного возраста в нашей работе нет, ты можешь летать до тех пор, пока проходишь медицинскую комиссию.

О предельном возрасте бортпроводников

Я почти не видела, чтобы у нас летали бортпроводники старше 50 лет. А вот в иностранных компаниях их возраст выше. В России в стюардессы берут с 18 лет, а на Западе, как правило, после 25–30. Предельного возраста в нашей работе нет, ты можешь летать до тех пор, пока проходишь медицинскую комиссию. Другой вопрос, что переход в другую компанию после 40 весьма проблематичен.

О питании на борту

У нас свое питание — как у пассажиров бизнес-класса. Оно отличается наличием дополнительных закусок. Как и у пассажиров, есть выбор из трех блюд: рыба, мясо, курица. Рационы питания для экипажа часто меняются, это зависит от сезона.

О том, могут ли пассажиры попросить добавку

Как правило, на рейс загружают питание по количеству пассажиров. Но если у нас остаются лишние порции, а какой-нибудь пассажир очень вежливо попросит добавки, то ему, конечно, не откажут.

Юлия Багаутдинова
28 лет

бортпроводница
стаж в «Аэрофлоте» 3 года

О дороге до аэропорта

Я живу в Москве. Раньше я ездила в Шереметьево на машине. У меня даже была традиция: обязательно по дороге покупала кофе в пластиковом стаканчике и выпивала его по дороге. К тому же летчикам и бортпроводникам дают скидки на парковку в аэропорту. Но сейчас я пересела на «Аэроэкспресс» — нет риска попасть в пробку.

О частоте полетов

У «Аэрофлота» очень высокая интенсивность полетов. Многие рейсы разворотные — то есть в один день туда и сразу обратно. Но когда летим в США или Гонконг, у нас есть время на отдых. Это, как правило, день, не больше. Но все равно можно успеть выйти в город, прогуляться, устроить шопинг. В том же Нью-Йорке мы же не в гостинице при аэропорте живем. На Манхэттен всегда можно успеть выбраться.

Когда я лечу бортпроводником, мне вообще не до турбулентности. Как бы ни трясло, мне все равно. Я на борт прихожу, как к себе домой. Я знаю, что дома ничего плохого не произойдет. Но все меняется, как только я лечу пассажиром. Особенно если еще и другой авиакомпанией. Это явно что-то психологическое. Я начинаю вести себя как самый типичный пассажир: ко всему прислушиваться, присматриваться, волноваться.

Когда я лечу бортпроводником, мне вообще не до турбулентности. Как бы ни трясло, мне все равно.

О том, как кормят пилотов во время полета

Назначают одну из бортпроводниц на рейсе, которая будет отвечать не только за пассажиров, но и за пилотов. Мы пилотов кормим тогда, когда они захотят есть. У них питание довольно сильно отличается и от пассажирского, и от нашего, потому что их рацион должен состоять из определенных ингредиентов. А сама для себя я в полете выработала правило: меньше ем, больше пью.

О родах в воздухе

В нашей авиакомпании было немного таких случаев. Первый был давно, пассажирка начала рожать прямо над океаном во время рейса. Сесть было негде, поэтому принимать роды пришлось в воздухе. Экипаж консультировали врачи по радиосвязи из ближайшего аэропорта. А второй случай был в 2012 году — тогда самолет летел из Симферополя. Роды принимали наши бортпроводники и оказавшаяся в числе пассажиров медсестра. После рождения ребенка самолет произвел вынужденную посадку на полпути в Москву. Все прошло благополучно, нас готовят и к таким ситуациям на борту.

О флирте с пассажирами

Пассажиры регулярно пытаются флиртовать. Но я ни на одно свидание не соглашаюсь. У меня уже и заготовленный ответ есть: «Летите нашей авиакомпанией еще раз, и мы обязательно встретимся».

О профессиональном жаргоне

Самое распространенное — это слово «касалетка». Его уже все пассажиры знают. Касалетка — это такая фольгированная посуда для горячего, в которой можно разогревать. Поэтому бортпроводники так называют еду.

О том, что чаще всего воруют

Чаще всего пассажиры уносят пледы, особенно когда в холодное время года рейс из теплой страны. Пассажиры их забирают, а потом в них кутаются.

Александр Андреев
41 год

бортпроводник-инструктор
стаж в «Вим-авиа» 12 лет

О своей специальности

Я наставник стажеров. Это значит, что для новичков я и мама, и папа в одном лице. Ко мне они попадают после авиационно-учебного центра. Существует правило, что окончивший АУЦ бортпроводник должен проработать в компании три года, это прописывается в контракте. А еще я присутствую при отборе будущих бортпроводников. Это своего рода кастинг. Первым делом нужно пройти врачебно-летную экспертную комиссию, чтобы понять, годны ли вы к этой профессии по состоянию здоровья. Дальше тесты по психологии: на стрессоустойчивость, например не выльет ли человек пассажиру горячий чай на голову. Ну и конечно, смотрим на внешность, куда без этого. Часто приходят те, кто думают, что бортпроводник — это тот, кто водичку раздает во время полета и все. Таких мы отсеиваем. А еще, знаете, многие просто вбивают в поисковик: «стюардесса зарплата», видят тысяч 50–60, и это для них становится определяющим фактором. Я даже и не мечтал такие деньги получать в свои 18 лет, а главное, не руководствовался таким критерием.

О том, что делают бортпроводники, когда все пассажиры спят

Минуты отдыха у нас есть, но прилечь вздремнуть, конечно, нельзя. Каждые 20 минут мы должны проверять салон, туалетные комнаты, узнавать, все ли хорошо с самочувствием пассажиров. Может быть, вы ужасно хотите пить, но не можете нажать на кнопку вызова бортпроводника. А так если я появлюсь в салоне, то вы поймаете меня и попросите.

Непрямой массаж сердца должен уметь делать любой бортпроводник. Роды, кстати, тоже нужно уметь принимать.

О вынужденных посадках

У меня была одна аварийная посадка, когда мы летели из Салоников. У пассажирки случилась диабетическая кома. Мы поняли, что до Москвы она долететь не сможет, а на борту врача не нашлось, поэтому капитан принял решение сесть в Одессе. Пассажирку мы тогда спасли. А вообще, скажем, непрямой массаж сердца должен уметь делать любой бортпроводник. Роды, кстати, тоже нужно уметь принимать.

О страхе во время полетов

Что бы ни было, нужно стоять и улыбаться. Как в фильме «Экипаж», когда отрывался хвост самолета. Когда самолет проходит зону турбулентности, необходимо, чтобы в салоне был бортпроводник. Не должно быть такого, чтобы все стюарды садились и пристегивались. Нам вроде и нужно пристегнуться, но и о реакции пассажиров забывать нельзя. А еще юмор помогает. Я вот люблю сказать: «Посмотрите на меня: я вон без волос — и то уже сколько лет летаю».

О внешнем виде мужчины-бортпроводника

Главное для бортпроводника — ухоженные руки плюс пристальное внимание к прическе и лицу. Пассажир на тебя смотрит снизу вверх, поэтому недопустимо, чтобы у тебя волосы из носа росли. Поэтому я пользуюсь матирующими средствами и на маникюр регулярно хожу. Кому будет приятно получить поднос с едой из неухоженных рук?

О профессиональных приметах

Главная примета — ничего не зашивать. Оторвались две пуговицы от жилетки прямо перед полетом — иди так. За это ругать не будут. А если пришьешь, обязательно будет задержка рейса или какая-то аварийная ситуация. Что-то да случится.

О разнице между российскими и иностранными пассажирами

Иностранцы четко понимают, что самолет — это в первую очередь средство перевозки, и требовать там за два часа полета горячее, а еще шампанского налить — просто глупо. Главное — довезите меня и мой багаж. А российские пассажиры, наоборот, думают, что это ресторан «Седьмое небо» со всеми вытекающими пожеланиями.


Профессия у меня очень интересная. Не могу сказать, что опасная, но ответственность лежит большая: за обилие документации, а главное, жизнь всех пассажиров. Мы обязаны оказать первую помощь, если кому-то станет плохо, умеем принимать роды, делать перевязки, иммобилизировать переломы. Конечно, у пилотов ответственность тоже велика, но, по моим ощущениям, у нас не меньше. По статистике, работа бортпроводника сочетает в себе более 120 профессий: пожарный, медсестра, лингвист, психолог, повар и т. д.

Обучение

Чтобы попасть на борт, необходимо пройти обучение. Отбор на него очень строгий: сначала собеседование по английскому языку, потом медицинская комиссия. Надо было обойти около 20 докторов, предоставить свою медкарту из поликлиники. В это время отсеивается порядка 90% желающих, примерно поровну на каждом этапе. То есть до обучения доходит только десятая часть кандидатов. В процессе учебы тоже происходит отсев, но уже не такой большой.

Обычно обучение длится 3 месяца, 6 дней в неделю с утра до ночи. Потом идут тренировочные полеты, где мы выступаем в качестве стажера. В среднем стажировка длится 5-7 коротких рейсов — от 2 до максимум 4 часов туда и обратно. В полете мы выполняем всю обычную работу бортпроводника, пассажиры никогда не отличат стажера от члена команды. Ну, разве что, по наивному взгляду. Нашу работу оценивают будущие коллеги, устраивают мини-экзамен по пройденному материалу. И в итоге либо дают добро, либо нет. Но, конечно, все эти усилия оправданны, потому что в итоге ты получаешь профессию своей мечты.

В полете

Особых курьезов или экстрима в работе лично у меня не было: не знаю уж, к сожалению или к счастью. Только один раз попали в серьезную зону турбулентности: была очень большая яма, секунд 5 мы летели просто вниз. Нам-то все равно, мы привыкли. Даже больше скажу: я обожаю турбулентность. Не могу объяснить, почему. Может, из-за адреналина или азарта, как в детстве на высоких качелях или каруселях. А пассажиры все очень испугались, побелели, наверное, начали молиться. Хотя ничего страшного не произошло, обычная яма. Тем более что попали мы в нее минут через 10 после взлета, все еще были пристегнуты, обслуживание не началось. Вообще, на мой взгляд, в зоне турбулентности катастрофа невозможна в принципе. Самые опасные этапы полета — взлет и посадка. Все катастрофы случаются именно тогда. Так что лучше слушать очень внимательно, выполнять все просьбы проводников про пристегнутый ремень, поднятые спинки кресел. А у нас вечно ручную кладь не хотят убирать, собак норовят на руки взять, хотя их в течение всего полета положено держать в клетке под сиденьем. Или в багажном отделении, если вес животного превышает 5 кг.

В самолете пассажиры делятся на разные категории, которых насчитывается до 12: с ограничениями по слуху, зрению, с другими ограничениями жизнедеятельности, с младенцами. Эту информацию указывают при покупке билета или непосредственно перед вылетом, оповестив представителя компании. И с каждой категорией мы должны работать отдельно в индивидуальном порядке.

Иногда просят сфотографироваться с нами или записывают на видео демонстрацию средств защиты перед полетом. В нашей авиакомпании проводник сам решает, соглашаться или нет, но в каждой собственные правила. Вообще, чем крупнее авиакомпания, тем выше в ней зарплаты и жестче требования к сотрудникам.

Как совместить работу с личной жизнью

Почему-то считается, что у нас график неудобный, дома нет то днями, то ночами, то месяцами, личную жизнь невозможно построить. Абсолютная неправда. Конечно, график работы зависит от компании. В одних командировки длятся до месяца: сначала летишь из России в Китай, потом — на Филиппины, оттуда в какую-нибудь южноамериканскую страну. В других они минимальные, не больше пары дней: слетал и вернулся. Нормально у нас девочки создают семьи, рожают и воспитывают детей.

Конечно, и служебные романы случаются — между бортпроводниками и летчиками, потому что среди бортпроводниц большинство женщины, а среди летчиков много молодых людей. Правда, сейчас и женщины идут в авиацию летчиками. А вот мужчины в бортпроводники, к сожалению, не спешат. Но там, где они есть, мы их очень ценим. Потому что работа наша физически тяжелая, тележки по 200 кг весят. И если одни самолеты летят в горизонтальном положении, то у других в полете немного задран нос. Пассажиры этого не замечают, но толкать тележку в сторону носа становится гораздо труднее.

Чуть-чуть о неприятном

Конечно, высота, давление, радиация бесследно не проходят: варикоз начинается уже в 20-25 лет, это наше основное профессиональное заболевание. Бывает, женщины детей теряют или вовсе не в состоянии забеременеть, пока летают, поэтому вынуждены увольняться. Но это уже от генетики зависит. Наверное, проблемы со здоровьем — самый большой недостаток нашей работы, за ним надо особенно тщательно следить. Но ведь у всего есть свои недостатки, как говорится в известном фильме. И они мне совершенно не мешают любить свою профессию!

Читайте также: