Какой график работы у водителя трамвая

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства транспорта РФ от 2 октября 2020 г. № 404 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса"

В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3, 2006, N 27, ст. 2878) и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр Е.И. Дитрих

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2020 г.
Регистрационный № 61331

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 2 октября 2020 г. № 404

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса

I. Общие положения

1. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса (далее - Особенности) разработаны в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395.

2. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих на трамваях и троллейбусах, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки пассажиров (далее - водители).

3. Особенности являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения трамваев (троллейбусов) должны разрабатываться с учетом норм настоящих Особенностей.

В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, работодатели (юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели) устанавливают особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, - по согласованию с представительным органом работников.

4. Графики работы и графики сменности на линии составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и содержит информацию, предусмотренную статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации 1 .

Графики работы и графики сменности утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

II. Рабочее время

5. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации, графиком работы или графиком сменности.

6. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем, - 7 часов.

7. В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии или случаях, предусмотренных статьей 31 Трудового кодекса Российской Федерации 2 - с иным представительным органом работников.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.

8. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Указанная продолжительность ежедневной работы (смены) водителей может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с работником.

9. Водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 5 часов после начала работы.

Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время - не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительной ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктом 8 настоящих Особенностей.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями рабочей смены водителей может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

10. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возращения с линии, а также время следования от рабочего места до места медицинского осмотра (в том числе вне территории депо) и обратно;

б) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возращения с линии в трамвайное (троллейбусное) депо;

в) время управления трамваем (троллейбусом) на линии;

г) время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах и на конечных станциях;

д) время простоев трамваев (троллейбусов) на линии;

е) время нахождения водителя в резерве;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии простейших неисправностей подвижного состава;

з) время нахождения водителя на обязательных мероприятиях, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, проводимых работодателем.

11. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт "б" пункта 10 настоящих Особенностей), и время проведения медицинского осмотра водителя (подпункт "а" пункта 10 настоящих Особенностей) устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.

12. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации 3 .

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

III. Время отдыха

13. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установлении графиком работы или графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителям могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления и конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.

В случаях, когда по условиям производства предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить водителю возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

14. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна составлять не менее 12 часов. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха рассчитывается как двойная продолжительность времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.

15. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 24 часов. При этом в среднем за месяц продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

16. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

17. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации 4 . При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы или графиком сменности как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2011, № 50, ст. 7359.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 9, ст. 812.

Обзор документа

С 2021 г. будут действовать новые особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса. Ранее изданный приказ по этому вопросу отменяется в рамках механизма "регуляторной гильотины".

Уточнено, что при разделении рабочего дня (смены) на две части перерыв между ними устанавливается не позже чем через 5 часов после начала работы, а не через 4 часа. Скорректированы нормы о времени отдыха.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Водитель трамвая – профессия не самая прибыльная и легкая, зато одна из самых востребованных в современном обществе. И в связи с бурным развитием электротранспорта во всех странах ее можно считать еще и перспективной.

Что нужно для того, чтобы стать водителем трамвая?

Если человек хочет стать водителем трамвая, то он должен соответствовать ряду квалификационных требований. Следовать нужно такому алгоритму:

Прохождение медкомиссии. В отношении работы водителем трамвая нет каких-либо гендерных ограничений. Работать здесь могут и женщины. Однако установлены возрастные ограничения принимают только тех, кто старше 21 года. Кроме того, нужно будет пройти медкомиссию и взять справку о том, что соискатель не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Кстати, перед каждой поездкой водитель должен проходить обязательный медосмотр, а контролируют при этом артериальное давление, слух и зрение.

Водитель трамвая

После прохождения медосмотра соискатель заключает с электротранспортным предприятием ученический договор, в котором будут сразу прописаны условия, на которых водитель сначала будет проходить обучение, а уже затем полноценно работать. На теоретическую подготовку отводятся 2-3 месяца, в течение которых соискателя обучают не только ПДД, но и основам работы с механическим, электрическим и пневматическим оборудованием, а также основы управления трамваем.

Также устраивают практические занятия – для начала на тренажерах, при этом они достаточно сложны. Такие тренажеры полностью имитируют кабину транспортного средства. Во время обучения многие предприятия выплачивают стипендию от 7.5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от успеваемости ученика. Также ему предоставляется место в общежитии, а еще начинающий водитель может рассчитывать на бесплатное питание.

Учебная практика в трамвайном парке. Этот этап длится от трех недель до месяца. После этого нужно будет сдать экзамен по вождению и по теории управления. Сначала практическая часть, и оценивать ее будут сотрудники учебно-курсового комбината.

Водитель трамвая

Экзамен в ГИБДД. Это уже только теоретическая часть. По итогам экзамена соискатель получает водительские права. Если не удалось сдать с первого раза, ничего страшного не произойдет, можно пересдать экзамен.

Стажировка. После того, как соискатель получит права, его направят на стажировку в парк, и там он, скорее всего, и будет потом работать уже на постоянной основе. В среднем пассажирская практика занимает 205 часов. В это время у специалиста нет права работать самостоятельно. Он управляет трамваем только под руководством инструктора. Но его труд все равно оплачивается. Это не зарплата, а стипендия, но она примерно равна оплате труда начинающего водителя и составляет 20-23 тысячи рублей.

Только после успешного преодоления всех этапов можно будет устраиваться на работу на постоянной основе.

Дополнительные выплаты и льготы

Хотя в современных условиях работу водителя трамвая можно считать достаточно надежной и стабильной, из-за стрессового фактора ему нужна дополнительная мотивация. Тем более что оплата труда хотя и бывает достаточно высокой, у начинающих водителей она будет практически минимальной, так что особого энтузиазма не вызывает. В то же время мотивация обычно носит нематериальный характер. Например, водителям трамваев положено дополнительно 12 дней к оплачиваемому отпуску. Также им гарантирован бесплатный проезд городским транспортом, в том числе и на метро, а это существенная экономия.

Для иногородних работников привлекательным может оказаться факт предоставления места в ведомственном общежитии – особенно это касается столицы, где снимать квартиру очень дорого. Ну а для семейных сотрудников еще один бонус – бесплатные путевки для детей на популярные отечественные базы отдыха.

Водитель трамвая

Заработная плата водителя трамвая в России

Как уже было отмечено ранее, заработная плата водителя трамвая зависит от его опыта или класса. Но к тому же она может в значительной степени варьировать в разных регионах. Неудивительно, что самые высокие зарплаты у водителей трамвая в Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах проложены и крупнейшие трамвайные системы. Начинающий водитель здесь получает около 20-22 тысяч рублей в месяц. Опытный водитель трамвая может получать в Москве до 50 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а также в Челябинской области зарплата водителя составляет 35-40 тысяч рублей.

Зарплата водителя трамвая

В Австралии водитель городского электротранспорта получает в месяц порядка 3200 австралийских долларов. А вот в Китае, где электротранспорт считается одной из самых перспективных отраслей, несколько лет подряд попытались запустить трамвай-беспилотник. Правда, повсеместного распространения такой опыт пока не получил, поскольку возникает слишком много трудностей, в том числе и по соображениям этики, а не только безопасности. Но и расходы на прокладку маршрута тоже достаточно высоки.

Возможные трудности в работе

Работа водителя трамвая достаточно сложна. Это только на первый взгляд кажется, что она представляет собой нечто рутинное. На самом деле от водителя требуется, чтобы он постоянно находился в тонусе, всегда был сконцентрирован на своей работе, поскольку отвечает за своих пассажиров.

Во сколько встают вагоновожатые, из-за чего случаются ДТП и почему в баре проще

Для работы в челябинских трамваях, которые городские власти назвали приоритетным видом транспорта, не хватает сотрудников. По подсчётам самих работников, в каждое из двух депо требуется около 40 человек. Водителей и кондукторов просят задержаться на смене и вызывают из отпусков. Одна из вагоновожатых — молодая женщина — рассказала 74.ru, в каких условиях приходится работать за зарплату в 23–25 тысяч рублей.

Марина (имя изменено. — Прим. ред.) работает вагоновожатой несколько лет. Говорит, осуществила мечту — в детстве сильно впечатлила поездка на трамвае. И теперь первая смена у неё начинается в пять утра. Чтобы добраться до депо и включить вагон, приходится просыпаться в половине четвёртого. А когда выпадает вторая — раньше полуночи домой не возвращается.

Несколько вагонов ежедневно остаются в депо из-за нехватки кадров

Фото: Татьяна Тихонова

Вагон не объедет

— Пешеходы ненавидят автомобилистов, автомобилисты — пешеходов. Трамвайщики в глубине души ненавидят всех, — говорит Марина. — Водители легковушек забывают, что вагон не объедет, и летят прямо под колёса. В результате и дешевые «Жигули», и дорогие «мерсы» разрезаются, словно консервные банки. Пешеходам было бы неплохо перечитать, как погиб герой булгаковского романа «Мастер и Маргарита», которому отрезала голову женщина.

По словам Марины, трамваи попадают в ДТП по вине неосмотрительных пешеходов и автомобилистов

Фото: Олег Каргаполов

На перекрёстке Цвиллинга и Тимирязева сбили бабушку. Она не заметила, что загорелся красный, и продолжала идти. Водитель [трамвая] ехал на пересечении трамвайных и троллейбусных линий, под которым вагон обесточивается. А когда нет напряжения, теряется и торможение. Водитель понадеялся, что бабушка успеет перейти, но увы. Он начал тормозить, но уже не хватило расстояния. Женщина получила травмы. Водителя могут признать виновным с большой вероятностью. Ещё одна наша девушка после ДТП получила условный срок и перевелась в кондукторы, — продолжает водитель. — Часто случаются падения пассажиров, которые не держатся за поручни. Кто-то не готовится на выход. Недавно женщину с коляской зацепило дверью на проспекте Победы. Знаете, почему так происходит? В наших вагонах нет салонного зеркала, и мы видим человека только тогда, когда он уже в дверях.

После жёсткой критики полпреда президента по УрФО Николая Цуканова, который во время визита в Челябинск указал на заросли травы, власти активно взялись за стрижку газонов. А вот водителей трамваев беспокоит не только эстетика вопроса.

— На Дзержинского все рельсы заросли травой. А на участке ЦХП — ЧМК целый коридор зарослей, ночью света нет, — говорит Марина. — Никогда не знаешь, кто может быть в этой траве — собака или пьяный горожанин прилёг отдохнуть.

Зелёный коридор по-челябински

Фото: «Челябинский транспорт»/Vk.com

Менеджеры по продаже билетов

В этом году водителям трамвая начали выплачивать премии за выполнение графиков (доплаты были и раньше, но насчитывались по-другому). Рации, которые купили для оперативной связи, оказались как мёртвому припарка.

— Раньше была специальная волна, но за неё надо платить. Нам купили любительские рации. Сигнал плохой, большие помехи. Только шумит и фонит. Мало кто ею пользуется, некоторые вообще выключают, — признаётся Марина. — Диспетчеров службы организации движения рациями не оснастили. У них на человека 100 вагонов и кнопочный мобильный телефон для связи. С кондукторов требуют выручку. А мы где пассажиров возьмём? Силой их затаскивать? Мы же не менеджеры по продаже билетов!

У кондуктора план по выручке, выполняй как хочешь

Фото: Татьяна Тихонова

Сегодня из-за нехватки кадров около 6–8 вагонов не выходят на линию, рассказала водитель. Начальство просит задержаться до 17 часов тех, кто работает с пяти утра.

Водитель трамвая отмечает, что те же деньги можно заработать где-нибудь в баре или магазине, поэтому выдерживают не все, особенно молодые. Остаются либо фанаты своего дела, либо те, кто вот-вот выйдут на пенсию. При большой текучке кадров набрать новых специалистов непросто — на обучение одного вагоновожатого уходит около полугода. Уходит и технический персонал, который способен оживлять металлолом.

— Кому хочется вставать в три утра при большой ответственности за жизни людей, и всё это за 23 тысячи рублей? При графике пять через два, шесть через два накатываем около 180 часов, — вздыхает водитель трамвая. — Люди работают шесть через один, семь через один, чтобы накатать 200 и получить хотя бы 24–25 тысяч рублей. Некоторые уезжают в другие города и продолжают работу по профессии там. Например, в соседнем Екатеринбурге водители трамваев получают 32–35 тысяч рублей, в Москве или Санкт-Петербурге — от 40 тысяч рублей. То есть даже с учётом съёмной квартиры у них останется примерно столько же, сколько здесь, живя в своей квартире.

«Так было всегда»

В ООО «ЧелябГЭТ» катастрофические цифры нехватки персонала не подтвердили, но признали, что год назад при переходе из МУП в ООО «по наследству» досталось сокращение зарплаты всем категориям работников горэлектротранспорта, а также были отменены выплаты в 5% за малоопытность (поддержка молодых, чтобы сразу не убежали) и компенсации иногородним. Тогда действительно люди увольнялись десятками.

— Для повышения престижа профессии в ноябре 2017 года было принято решение о возвращении надбавок за малоопытность, ежемесячной доплаты за проезд, а также выплаты иногородним сотрудникам. А с 1 июля 2018 года мы провели повышение тарифной ставки водителям троллейбусов и трамваев на 5%. Боремся за каждого водителя, — заверил директор ООО «ЧелябГЭТ» Александр Павлюченко.

Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса

  • Федеральное законодательство

Приложение. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса

I. Общие положения

1. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса (далее – Особенности) разработаны в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395.

2. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих на трамваях и троллейбусах, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки пассажиров (далее – водители).

3. Особенности являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения трамваев (троллейбусов) должны разрабатываться с учетом норм настоящих Особенностей.

В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, работодатели (юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели) устанавливают особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, – по согласованию с представительным органом работников.

4. Графики работы и графики сменности на линии составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и содержит информацию, предусмотренную статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации 1 .

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878.

Графики работы и графики сменности утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

II. Рабочее время

5. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации, графиком работы или графиком сменности.

6. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем, – 7 часов.

7. В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии или случаях, предусмотренных статьей 31 Трудового кодекса Российской Федерации 2 – с иным представительным органом работников.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.

8. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Указанная продолжительность ежедневной работы (смены) водителей может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с работником.

9. Водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии – с иным представительным органом работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 5 часов после начала работы.

Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время – не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительной ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктом 8 настоящих Особенностей.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями рабочей смены водителей может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

10. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возращения с линии, а также время следования от рабочего места до места медицинского осмотра (в том числе вне территории депо) и обратно;

б) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возращения с линии в трамвайное (троллейбусное) депо;

в) время управления трамваем (троллейбусом) на линии;

г) время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах и на конечных станциях;

д) время простоев трамваев (троллейбусов) на линии;

е) время нахождения водителя в резерве;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии простейших неисправностей подвижного состава;

з) время нахождения водителя на обязательных мероприятиях, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, проводимых работодателем.

11. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт «б» пункта 10 настоящих Особенностей), и время проведения медицинского осмотра водителя (подпункт «а» пункта 10 настоящих Особенностей) устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии – с иным представительным органом работников.

12. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации 3 .

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2011, № 50, ст. 7359.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

III. Время отдыха

13. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установлении графиком работы или графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителям могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления и конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.

В случаях, когда по условиям производства предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить водителю возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

14. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна составлять не менее 12 часов. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха рассчитывается как двойная продолжительность времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии – с иным представительным органом работников.

15. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 24 часов. При этом в среднем за месяц продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

16. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

17. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации 4 . При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы или графиком сменности как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 9, ст. 812.

Конечно, есть и свои сложности — например, рабочий график. Он у водителей трамваев скользящий, 5/2. «Когда выходишь в первую смену, вставать приходится очень рано — в два, в три часа ночи. Привыкнуть к этому довольно сложно. Во вторую работать попроще, но домой попадаешь только часам к двум ночи», — признается водитель трамвая четвертого разряда Алексей Илюшин, с которым «За рулем» отправляется в рейс.

Вторая смена начинается ориентировочно с 13–14 часов — в зависимости от того, когда первая смена откатает положенные часы. Их количество распределяет нарядчик. Всего существует три графика: восьми-, девяти- и десятичасовой. «Часто выходит так, что работа выпадает на праздники. Понятное дело, семье это не нравится. Но работа есть работа», — говорит Алексей.

Нарушил Правила — до свидания!

Сначала Алексей проходит медосмотр. Давление в норме, признаков опьянения с помощью алкотестера не выявлено. Теперь медицинский работник должен поставить соответствующий штамп в путевом листе, где прописывается номер сегодняшнего маршрута и номер вагона. Вообще, к медосмотру водителей в депо подходят очень серьезно — все-таки они ответственны за жизнь не одного десятка людей. Опоздание и уж тем более — появление на рабочем месте с запахом перегара — грубейшие нарушения трудовой дисциплины. В последнем случае водителя отстраняют от работы и ставят на его место дежурного. Наказать за проступок могут рублем. К примеру, лишить 13-й зарплаты и премии, которые составляют внушительную часть заработка водителя трамвая. Кроме того, руководство депо может наложить на сотрудника дисциплинарное взыскание. Бывали случаи, когда подгулявших накануне водителей на месяц отправляли чистить ремонтные канавы. Впрочем, как правило, с безответственными сотрудниками долго не церемонятся: раз нарушил, два нарушил, а на третий — извините, до свидания.

Ни дня без кофе

После того как водитель допущен к вождению, направляемся отмечаться к диспетчеру, который рассказывает, где стоит вагон. Идем искать. По пути Алексей объясняет, что любой водитель должен знать наизусть все маршруты в своем депо (как правило, их пять-шесть штук). Исключение — лишь для новичков со стажем до года. Им разрешается работать на одном направлении. Дальше — все как у всех.

Сегодня нам достался 11-й маршрут, любимый у Алексея. «Он такой большой, интересный: уехал и никогда не знаешь, что встретится по пути. Иногда специально прошу поставить меня именно на него, и обычно мне идут навстречу», — объясняет он. Маршрут занимает в среднем чуть больше часа, конечная остановка — «Останкино». Там водители делают перерыв между рейсами минут на 10–15, — чтобы перекусить и выпить кофе. Без него никуда. «Конечно, когда каждый день ездишь по столько часов по одним и тем же местам, глаз замыливается, теряется концентрация. Кофе помогает снова собраться. Ну и бутерброды всегда беру с собой из дома — чтобы не ездить на голодный желудок», — говорит водитель.

Отсутствие «газа» и другие тонкости управления

Слева внизу находится педаль безопасности. Нога водителя должна непрерывно находиться на ней. Это своего рода стоп-кран — отпускать ее можно только в экстренных ситуациях. По соседству справа — педаль-песочница. Она позволяет посыпать песком рельсы для лучшего сцепления с колесами. Но нажимать ее необязательно — посыпать пути можно и с помощью кнопки на приборной панели. Любопытное открытие: в трамвае нет педали газа в привычном для водителей авто понимании. Существует только пятнадцать тормозных и столько же ходовых позиций, за счет которых и регулируется скорость движения.

Шустрые водители и длинный тормозной путь

Управляя техникой, надо всегда учитывать ее габариты. Особенно если ты ведешь большую многотонную машину. «Мне непонятно, зачем некоторые автомобилисты лезут под трамвай. Вагон весит в среднем 45 тонн, длина тормозного пути даже на скорости 40 км/ч будет метров 60. Так что имейте в виду: остановиться перед внезапно возникшим препятствием мне не так-то просто. Да и оттормаживаться резко я не буду — в салоне люди, которые могут упасть и получить увечья», — говорит Алексей. По его словам, в последнее время шустрых автолюбителей стало меньше — и дело тут вовсе не в вежливости на дорогах. Сейчас в Москве для трамваев создают выделенные полосы, на которые так просто не заедешь. Если бы их не было — некоторые так бы и продолжали бросаться под колеса, уверен водитель трамвая.

Поблажек для девочек нет

Исторически сложилось так, что водителями трамваев в основном становились женщины. Спрашиваем у Алексея, актуально ли это в наши дни. Тот отвечает, что женщин-водителей трамваев действительно больше, чем тех же водителей автобусов или машинистов, но это вовсе не означает, что работа эта простая и непыльная. «Девочки должны точно так же уметь сцеплять вагоны, устранять мелкие поломки. Для этого под рукой всегда нужно иметь набор инструментов, — рассказывает Алексей. — А если не справляешься, всегда можно позвать на помощь коллег. У нас не принято отказывать в помощи — мы все в депо почти как семья».

Читайте также: