Какой оклад у председателя верховного суда рф

Опубликовано: 17.09.2024


Заработная плата судьям оплачивается из бюджета региона или страны. В последние годы она выросла в отличие от других работников бюджетной сферы, которые из-за недавнего кризиса так и не дождались повышения своих зарплат. Правда, не за счет увеличения оклада, а как доплата за выслугу лет. При этом увеличилось количество ставок, только в Крыму и Севастополе на их зарплату из бюджета было выделено больше 45 миллионов рублей.

Большинство могут удивиться тому, сколько получает судья, даже посчитают ее чрезмерно завышенной. Но профессия судьи очень нервная, груз ответственности невероятно большой, а график зачастую ненормированный. А чтобы начать хорошо зарабатывать, придется немало лет потрудиться.

Полномочия судьи

Судья – это представитель судебной ветви власти, стать им может любой гражданин Российской Федерации старше 25 лет. Для этого нужно сдать специальные экзамены и соответствовать всем требованиям, предусмотренным законом. К таким, например, относится наличие высшего юридического образования, стаж работы по специальности, отсутствие судимостей и заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей. После того как экзамены сданы, необходимо подать дело в судебную комиссию и администрацию Президента, именно в его полномочии входит право назначения на должность.

В полномочия судьи входит принятие решений, оспорить которые можно только в сулее высшей инстанции. В России существуют деление судей на категории: мировой, федеральный судьи, Высшего Арбитражного, Верховного и Конституционного суда. Работа каждой категории отличается компетенцией рассматриваемых дел и, следовательно, заработной платой.

Разница в заработной плате

Оплата работы судьи, как и в любой другой сфере, зависит количества стажа, региона, где он работает и должности, которую занимает. Так, например, мировые судьи зарабатывают от восьмидесяти, федеральные от ста пятидесяти, в Высшем арбитражном до двухсот тысяч рублей, а в Конституционном полмиллиона рублей в месяц. Складывается она из следующих частей:

  1. Оклад зависит от занимаемой человеком должности. В законе он прописывается в процентах от оклада председателя Верховного суда РФ, он получает 100; его помощник – 93 %, а меньше всех в любом регионе получают в мировом суде – 60%, но это, правда, не касается городов федерального значения, например, в Москве цифра 64 %.
  2. Надбавка за выслуженные года, естественно, чем выше стаж, тем больше оплата. До пяти лет стажа прибавляется 15% от оклада, до десяти лет – 25%, до двадцати лет – 30%, а дальше 50%.
  3. Надбавка за квалификацию – каждый судья должен повышать свою квалификацию, стажироваться в других судах. Делать это нужно каждые в три года. После каждого раза ему назначается новый класс квалификации, который учитывается при начислении зарплаты. Всего их девять за самый низкий добавляется 30% от оклада, а за высший первый класс целых 150%.
  4. Различные выплаты специального характера, которые получают работники, которые имеют ученую степень, а также подтвердивших знание иностранного языка и использующих его в своей профессиональной деятельности. За звание доцента – 5% от оклада, доктора и заслуженные юристы – 10%.
  5. Материальные поощрения – они могут иметь разные основания, в основном выплачиваются за хорошую работу.
  6. Другие доплаты могут быть связаны с местностью, где работает судья. На Крайнем Севере и регионах приравненных к нему зарплаты выше.

График

Все перечисленное суммируется и выплачивается каждый месяц, а после выхода на пенсию судьи в России получают суммы равные оклады. При этом действующим законом им гарантирована их безопасности.

Последние два года индексация заработных плат была заморожена, но это касалось только оклада. Все надбавки, доплаты и материальные поощрения индексировались в прежнем порядке.

Почему зарплата такая высокая

Размер заработной платы у судьи и ее постоянное повышение объясняется тремя причинами: загруженностью, давлением со стороны и коррупцией. Возможно, первый пункт многим покажется надуманным, однако это не так. Работающим в этой сфере все время приходится трудиться сверх положенного времени, в выходные и праздники. Достойное вознаграждение поддерживает их интерес к собственной работе.

Судьи постоянно сталкиваются с попытками оказать на них влияние со стороны. Согласно действующему законодательству только специально уполномоченные органы вправе изучать их деятельность, но в реальной жизни все обстоит иначе. Каждое рассмотренное судьей дело влечет за собой последнее разного характера. Нередкой бывает ситуация, когда эта категория государственных служащих получает угрозы. Высокая оплата труда компенсирует риск угрозы жизни и здоровью.

Коррупция еще один немаловажный фактор, обосновывающие ту зарплату, какую получают судьи. Это одна из самых главных проблем в стране, высокая заработная плата помогает уменьшить тягу государственных служащих к взяткам. По оценке экспертов благодаря этому решению удалось сократить коррупцию в судах в несколько раз.

Перспективы заработной платы судей

С учетом всех изменений, затронувших экономическую сферу в последние несколько лет, правительство рассматривает вариант возобновления индексации судейский зарплат (с 2015 года индексировался только надбавки, но не оклад).

Представители Министерства финансов РФ предложили заменить принцип постоянной индексации заработной платы на ежегодное обсуждение этого вопроса в рамках планирования бюджета на ближайший год. Это поможет ограничиваться только имеющимися ресурсами, не выходить за их рамки и в результате бюджет государства не возьмет на себя обязательств, способных привести к его дефициту. Однако эта идея не смогла получить депутатской поддержки. В Думе настаивают, что индексация позволяет избежать обесценивания заработной платы бюджетных работников. Отмена или заморозка указанного принципа грозит появлением неприятных последствий в социальной сфере, поэтому, как только появятся средства, индексация должна быть возобновлена.

Деньги

Однако заработная плата судей уже гораздо выше среднюю по всем регионам, поэтому не нуждается столь остро в индексации как многие другие бюджетные должности, в том же судейском аппарате, секретари и помощники судей редко получают больше тридцати тысяч. А начальная зарплата у работника без опыта не превышает восемнадцати тысяч.

Тем менее судьи должен сохранить ряд социальных гарантий, которые подчеркивают значимость и престиж занимаемой профессии.

Последствия увеличения зарплаты судьям

Так как деятельность судей оплачивается из бюджета, возникает закономерный вопрос, откуда в казне появится столько денег. В прошлом году выдвигалось предположение перевести помощников и остальных работников судебного аппарата на государственную службу, но в итоге это не пошло дальше законопроекта.

Средняя зарплата судьи гораздо выше, чем у любого работника этой сферы, по первоначальной задумке должна была сократить уровень коррупции. Это действительно имело положительные последствия, но не слишком значительные, чтобы успокоить граждан, возмущенных большими зарплатами тем, кто постоянно переносит слушанья и не старается вникнуть в суть разбираемого дела.

В настоящее время заметного повышения судейских окладов не предполагается. Однако тенденция последних десятилетий и заработная плата западных коллег показывает, что расти она все же будет.

Ситуация в других странах

Зарплата судьи даже в маленьком городе в начале карьеры превышает почти 2,5 раза среднюю зарплату обычного гражданина. Однако по сравнению с другими странами наша страна только на 36 (из 47) месте по уровню заработной платы рассматриваемой категории работников.

Неоспоримое лидерство уже очень долгое время удерживает Швейцария, где каждый судья получает не меньше ста тысяч евро в год с учетом уплаты налога. Второе место у Норвегии – шестьдесят две тысячи евро в год. Дальше в порядке убывания Кипр (52), Нидерланды (43), и Финляндия (40), самый низкий уровень в Молдове – чуть больше двух тысяч евро.

В среднем европейские судьи получают по двадцать пять тысяч евро. С 2006 года она увеличилась на 12 %, хотя по всей стране рост был не больше одного процента. Как и в России, высокий заработок судей объясняли попыткой искоренить коррупцию, однако особых результатов эта политика не принесла, из-за чего было вынесено предложение об заморозке индексаций зарплаты, как варианта сэкономить бюджетные деньги. Эксперты прогнозируют в скором времени протесты со стороны работников суда, зато простые граждане эту инициативу поддержат, потому что то, сколько зарабатывает судья, даже в небольшом городе, им не нравится.

Цена судьи: сколько получают российские судьи

Зарплата судьи – это одна из привилегий, которую государство дает за стрессовую и объемную работу, помимо других социальных гарантий и защит. Размер ее должен быть достойным, гарантировать неподкупность судьи и компенсировать высокие нагрузки. Исследование 2018 года показало: 62% судей перерабатывают в два и более раз, а еще 5% работают в пять раз больше, чем должны. Судьи ежегодно сдают декларации о доходах: в прошлом году председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев заработал за 2017 год 11,36 млн руб., а глава Конституционного суда Валерий Зорькин – 12,9 млн руб.

Материальное обеспечение судей установлено законом «О статусе судей», последние изменения в закон вносились в ноябре 2018 года. Фактическая «зарплата» судей складывается из окладов трех типов и доплат за различные достижения и навыки. Все расчеты ведутся от должностного оклада председателя Конституционного суда. Он закреплен указом президента (от 19 марта 2013 года № 207) и составляет 32 752 руб. в месяц.


Несмотря на то, что в законе прописан должностной оклад председателя КС, все остальные должностные оклады (кроме судей КС) считаются в процентной зависимости от оклада председателя ВС, который составляет 98% от оклада председателя КС. Например, должностной оклад мирового судьи составляет 19 258,14 руб., а судьи областного суда – 23 109,76 руб. На размер оклада влияет статус суда и география: судьи московских и петербургских судов, а также крупных городов получают больше.





На основе должностного оклада (который посчитан в графике выше для каждых должностей) рассчитывается денежное поощрение судей. В законе прописан коэффициент для каждой категории судей – почти для всех он составляет 2,2. Для судей КС коэффициент выше – 10,1, а для судей Верховного суда – 5,9. Коэффициент умножается на должностной оклад и прибавляется к зарплате.


Третий существенный и обязательный кусок зарплаты основан на квалификационном классе. Всего их 10 (с первого по девятый и высший), для перехода в следующий необходимо сдавать аттестацию. При этом мировые судьи могут быть от девятого до седьмого класса, а в Верховном суде могут работать только судьи первого и высшего классов. Мировой судья девятого (самого низкого )класса получит надбавку в 5777,4 руб., а судья кассационного или апелляционного суда общей юрисдикции первого класса – около 35 531,19 руб.


Дальнейшие надбавки связаны с особыми достижениями и статусами. Учитывается звание «Почетный юрист России», а также ученая степень. Важной частью является доплата за выслугу лет, судьи начинают ее получать после двух лет работы. При этом разные судьи за одни и те же достижения получают разные надбавки (из-за разного должностного оклада). Мировой судья за степень кандидата юридических наук получит 962,9 руб., а судья кассационного суда общей юрисдикции – 1315,9. Некоторые доплаты предусмотрены только для судей Конституционного суда – им добавляют 20% от должностного оклада за знание и использование в работе иностранных языков.


Таким образом, начинающий мировой судья со стажем три года работы в 2018 году в месяц получает 19 258,14 должностного оклада, 42 367,9 руб. денежного поощрения, 5777,4 руб. за девятый квалификационный класс и 2888,7 руб. за выслугу лет. То есть его зарплата составит около 70 290 руб. При этом судья высшего суда первого класса со стажем работы более 20 лет получит 27 282,36 руб. должностного оклада, 160 963 руб. денежного поощрения, 36 830 руб. за квалификационный класс и 13 641,18 руб. за выслугу лет, то есть около 238 716 руб. (без учета других доплат).

Об оплате труда работников судов в
Российской Федерации

(с изменениями на 14 сентября 1995 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2013 года на основании
Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Президиум Верховного Совета Российской Федерации

1. Установить размеры должностных окладов судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда Российской Федерации; судей Верховного Суда Российской Федерации, Верховных Судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных судов, судов автономной области и автономных округов, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, районных (городских) народных судов, Высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных и городских арбитражных судов, арбитражных судов автономной области и автономных округов в процентном отношении соответственно к должностным окладам Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации согласно приложению N 1.

2. Размеры доплат судьям за квалификационные классы исчислять в процентном отношении к окладам по занимаемой должности согласно приложению N 2.

3. Доплаты за выслугу лет производить в виде ежегодных надбавок согласно приложению N 3. Основания и порядок выплаты судьям доплат за выслугу лет устанавливаются решением Конституционного Суда Российской Федерации, Президиумом Верховного Суда Российской Федерации и Пленумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации. *3)

4. Установить, что при определении размеров доплат за выслугу лет судьям Конституционного Суда Российской Федерации в стаж работы засчитывается время предшествующей работы по юридической специальности.

5. Судьям, имеющим ученые степени кандидата юридических наук и доктора юридических наук, производится доплата в размере соответственно 5 и 10 процентов должностного оклада.

6. Установить доплаты за классные чины работникам аппаратов судов согласно приложению N 4.

7. Установить доплаты за выслугу лет работникам аппаратов судов согласно приложению N 5.

8. Установить, что при исчислении стажа работы судьи арбитражного суда в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" учитывается время его предшествующей работы в должности государственного арбитра.

9. Признать утратившими силу:

10. Настоящее Постановление вводится в действие с 1 августа 1992 года.

11. Внести настоящее Постановление на утверждение Верховного Совета Российской Федерации.

Председатель Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И.Хасбулатов

Москва, Дом Советов России
21 сентября 1992 года
N 3503-1

Приложение N 1
к постановлению Президиума ВС РФ
от 21 сентября 1992 года N 3503-1

Соотношение
размеров должностных окладов судей
(в процентах)

Председатель и судьи Конституционного Суда Рос-
сийской Федерации, Председатель Верховного
Суда Российской Федерации, Председатель Выс-
шего арбитражного суда Российской Федерации

Председатель Конституционного Суда 100

Председатель Верховного Суда, Председатель Выс-
шего арбитражного суда 98

Заместитель Председателя Конституционного
Суда 95

Секретарь Конституционного суда 90

Член Конституционного Суда 85

Судьи Верховного Суда Российской Федерации,
Высшего арбитражного суда Российской Федера-
ции (здесь и ниже за 100% взят должностной ок-
лад Председателя Верховного Суда Российской
Федерации и Председателя Высшего арбитражного
суда Российской Федерации)

Первый заместитель Председателя 95

Заместитель Председателя 90

Председатель судебной коллегии, Председатель
судебного состава, Секретарь Пленума 85

Член Верховного Суда, судья Высшего арбитраж-
ного суда 80

Судьи Верховных Судов республик в составе Рос-
сийской Федерации, краевых, областных судов,
судов автономной области и автономных округов;
судьи Высших арбитражных судов республик
в составе Российской Федерации, краевых, област-
ных арбитражных судов, арбитражных судов ав-
тономной области, автономных округов

Заместитель Председателя 75

Председатель судебной коллегии 67

Член суда, судья арбитражного суда 65

Судьи Московского и Санкт-Петербургского горо-
дских судов, Московского и Ленинградского област-
ных судов; Московского городского и Московско-
го областного арбитражных судов, арбитражного
суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области

Первый заместитель председателя 78

Заместитель председателя 73

Председатель судебной коллегии 69

Член суда, судья арбитражного суда 67

Судьи районных (городских) народных судов

Заместитель председателя 60

Примечание: должностной оклад Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, установленный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3188-1, с 1 августа 1992 года исчисляется в твердой сумме.

Приложение N 2
к постановлению Президиума ВС РФ
от 21 сентября 1992 года N 3503-1

Размеры доплат судьям за квалификационные классы

Судья высшего квалификационного класса 30

Судья первого квалификационного класса 25

Судья второго квалификационного класса 22

Судья третьего квалификационного класса 20

Судья четвертого квалификационного класса 17

Судья пятого квалификационного класса 15

Примечание: установленные в настоящем приложении размеры доплат за квалификационные классы устанавливаются также судьям военных судов.

Приложение N 3
к постановлению Президиума ВС РФ
от 21 сентября 1992 года N 3503-1

Размеры доплат судьям за выслугу лет

Свыше 10 лет 4,0

Свыше 15 лет 5,0

Свыше 20 лет 6,0

Приложение N 4
к постановлению Президиума ВС РФ
от 21 сентября 1992 года N 3503-1

Размеры доплат за классные чины работникам
аппаратов судов

Государственный советник юстиции 1 класса 27

Государственный советник юстиции 2 класса 25

Государственный советник юстиции 3 класса 23

Советник юстиции 1 класса 21

Советник юстиции 2 класса 20

Советник юстиции 3 класса 19

Юрист 1 класса 18

Юрист 2 класса 16

Юрист 3 класса 15

Приложение N 5
к постановлению Президиума ВС РФ
от 21 сентября 1992 года N 3503-1

Размеры доплат за выслугу лет работникам
аппарата судов

Свыше 10 лет 20

Свыше 15 лет 25

Свыше 20 лет 30

Свыше 25 лет 35

Примечание: под работниками аппарата судов понимаются служащие, имеющие классные чины.


Судебный департамент при Верховном суде (ВС) опубликовал проект закона о судебной службе. Она будет выделена в отдельный вид госслужбы. Ею будут охвачены работники аппаратов Конституционного суда (КС), судов общей юрисдикции (СОЮ) и арбитражных судов, а также самого судебного департамента. Большинство положений документа повторяют нормы Закона о госслужбе. С помощью законопроекта департамент рассчитывает также поднять уровень зарплаты работников суда в два раза.

О том, что Судебный департамент разработал проект закона о судебной службе, стало известно в июне этого года (см. здесь). Вчера документ был опубликован на сайте Суддепа для антикоррупционной экспертизы, но днем уже исчез со страницы. Как пояснила пресс-служба, это связано с техническими сбоями на сайте.

Необходимость создания нового вида службы разработчики объясняют тем, что работники аппарата суда являются процессуальными фигурами. Например, помощнику судьи может быть заявлен отвод. А секретарь судебного заседания не только ведет и подписывает протокол, но и несет ответственность за его достоверность. «Процедура выработки и подготовки судебного акта реализуется не только судьей», отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Основная часть законопроекта — это правила поступления на судебную службу и прохождения ее. Похожие положения можно встретить и в Законе о госслужбе — в частности, о порядке заключения договора, необходимости избегать конфликта интересов, основаниях для увольнения и наложения дисциплинарных взысканий. Впрочем, есть и особенности. Например, суды могут устанавливать дополнительные квалификационные требования к тем, кто хочет устроиться в них на работу.

Одна из главных целей законопроекта — повышение зарплаты работников суда. Сейчас она ниже, чем у специалистов того же уровня в других госорганах, следует из пояснительной записки. «Это приводит к тому, что выпускники юридических вузов предпочитают идти на работу в иные сферы, а суды теряют хороших специалистов», жалуются авторы документа.

Должностной оклад судебных служащих будет исчисляться в процентном соотношении с окладом Председателя КС. Согласно Указу Президента от 19 марта 2013 года № 207 он составляет 32 752 руб. Так, в ВС помощник судьи будет получать 40% от этой суммы, секретарь судебного заседания ВС — 31%. Помощник судьи и секретарь судебного заседания в областных судах и арбитражных судах уровня кассации, апелляции и Суда по интеллектуальным правам смогут получать около 40% и 35% от оклада Председателя КС. Примерно столько же (39%) будут получать судебные служащие на аналогичных должностях в районных судах, гарнизонных военных судах и арбитражных судах субъекта. У секретаря судебного заседания таких судов зарплата составит 34% от оклада Председателя КС.

Кроме этих выплат, судебные служащие будут получать оклады за классный чин в процентах от должностного оклада. Например, у действительного госсоветника судебной службы 1-го класса оклад за чин составит 40% от должностного, у госсоветника судебной службы 1-го класса — 31%, у советника судебной службы 1-го класса — 22%, у референта 1-го класса — 19%. Самый маленькой оклад за классный чин будет у секретаря 3-го класса — 14% от должностного оклада.

Законопроектом также предложено повысить коэффициенты допвыплат. Ежемесячная надбавка за выслугу в размере 10% от ставки будет полагаться за стаж от одного года до двух (сейчас — от года до пяти). Проработавшим в суде от двух до пяти лет прибавят 20% (сейчас 15%), от пяти до 10 лет — 30% (сейчас 20%). Прибавка в 50% будет положена тем, кто проработал от 15 до 20 лет, 60% — от 20 до 25 лет. А максимальная прибавка — 70% — достанется работникам аппарата суда со стажем более 25 лет (сейчас на максимальную прибавку в размере 30% от оклада могут рассчитывать те, кто отслужил более 15 лет).

Таким образом, с учетом всех выплат зарплата работников аппарата суда может вырасти в два раза. Об этом ранее сообщал Судебный департамент. На повышение смогут рассчитывать и работники аппарата мировых судей и уставных судов в регионах. Но только при условии, что это будет отражено в нормативных актах субъекта.

Разработчики проекта решили перенести в СОЮ опыт организации работы в арбитражных судах. Это предполагает концепция реформирования СОЮ, на которую ссылаются авторы законопроекта в пояснительной записке. Согласно концепции в СОЮ появятся руководители аппаратов, которые сейчас есть в арбитражах. Помимо них на уровне Верховных судов субъектов появятся администраторы, чья задача — «организация материально-технического, хозяйственного обеспечения и организация мероприятий по обеспечению безопасности судебной деятельности». При этом аналогичная должность администратора суда будет исключена из системы Судебного департамента. Наконец, на уровне регионов в СОЮ должны ввести позиции «руководителей секретариата председателя суда» и его заместителя. Таким образом, структура СОЮ субъектов приблизится к арбитражным судам.

Среди новшеств законопроекта — введение формы для работников аппаратов судов (о ней говорит ст. 50). Она будет иметь специальные нашивки и погоны, которые соответствуют присвоенным чинам. Носить такую форму обязательно «в случае участия служащего судебной службы в судебном заседании в соответствии с занимаемой им должностью, а также в других случаях его официального представительства».

Повышение зарплат может коснуться не только сотрудников аппаратов, но и самих судей. В сентябре этого года Минфин подготовил поправки в Закон о статусе судей, согласно которым коэффициент расчета поощрения увеличивается на 0,3 от оклада судьи. Рост будет идти поэтапно начиная с октября 2014 года и до 2016 года. В результате к 2017 году размер ежемесячного дохода Председателя КС достигнет 98% денежного вознаграждения Президента, обещали авторы поправок. Его месячный заработок превысит 350 тыс. руб. (подробнее здесь).


Судьи в России получают оклад, который, в теории, должен поощрять справедливость и непредвзятость работника, а также компенсировать моральный ущерб в виде стрессов.

Основной принцип

Подробно об образовании судейских доходов мы рассказывали в тексте «Цена работы: сколько получают российские судьи». Зарплаты судей складываются из трёх основных переменных и различных доплат. Все выплаты строго зафиксированы в законе «О статусе судей».

Исследования Цена мантии: сколько зарабатывают судьи за рубежом

В этом смысле изменения судейских зарплат, которые происходят раз в несколько лет (последние такие изменения были дважды в 2013 году и один раз в 2018), представляют собой индексацию. Сама же структура выплат не меняется. Индексация проводится после специального указа президента. Очередное повышение состоится в октябре 2019 года.


На картинке ниже указан должностной оклад председателя Конституционного суда. Он также закреплён указом президента (от 19 марта 2013 года № 207) – 32 752 руб. в месяц.

От него высчитываются в процентах оклады председателя Верховного суда и далее по цепочке всех остальных работников, это закреплено в ст. 19 ФЗ «О статусе судей».

Учитывая все индексации и повышение в сентябре, должностной оклад председателя КС составит с октября 2019 года 37 480,7 руб.


Повышение должностных окладов, в сравнении с 2013 годом, составило около 4000 руб. Фактически повышение больше: вслед за должностным окладом поднялись и доплаты (они считаются в процентах от должностного оклада), а также выплаты за квалификационный класс и доплаты за отдельные выслуги.






Общие данные

Заработная плата судей, собственно говоря, как и их помощников, формируется на основе государственного бюджета, а если говорить точнее, то тех показателей, которые в него закладывают власти. Проект бюджета на 2020 год уже рассмотрен и принят еще в 2019 году. И в нём описывается программа на ближайшие три года, в которой прописаны данные об увеличении расходов судебной системе Российской Федерации.

Говоря о финансировании более конкретно, стоит сделать вывод о том, что в 2020 году из бюджета будет выделено 203 миллиарда рублей, из которых на зарплаты конкретно пойдет 77 миллиардов рублей. Для сравнения: если говорить о том, что будет с зарплатой помощника судьи в будущем, то в 2021 году из бюджета на этот вопрос будет выделено 80 миллиардов рублей.

Заработки судейских работников в 2020 году

Резкого роста окладов сотрудников юстиционной системы не произошло, несмотря на то, что руководство страны неоднократно указывало на необходимость финансовой мотивации госслужащих.

Единственная надбавка, которая произошла, это ежегодная индексация. Эта компенсация производилась уже неоднократно. Можно предвидеть, что и в 2021 году будут произведены инфляционные добавки.

Каждый год индексирует суммы заработных плат государственных служащих, чиновников на величину зарегистрированного в России процента инфляции.

В 2019 году добавка составила 4, 4 %, в 2020 – 4 %. В реальности эта сумма сильно занижена по отношению к реальному росту цен на самые востребованные продукты питания.

Государственная дума неоднократно возвращалась к рассмотрению проекта о повышении выплат бюджетным работникам. На деле из-за проблем с бюджетом дальше слушаний дело не идет.

Интересно. На материальное обеспечение бюджетников было выделено в 2020 году 209 миллиардов рублей.

Что нужно знать?

Общественность обычно считает, что представители судебной системы буквально «гребут деньги лопатой». Речь здесь идёт в некотором роде о коррупции, но по большому счету все считают, что в судах люди получают необычно высокие зарплаты.

Такая картина складывается по причине того, что официальные источники не скрывают данных о том, что мировой судья получает заработную плату на уровне 80 000 рублей, федеральный судья может рассчитывать на получение 150 000 рублей, а представитель конституционного суда получает не меньше 500 000 рублей.

На таком фоне можно подумать, что рост зарплат представителям судебной системы особо и не нужен, ведь они не страдают от недостатка финансов. Однако увеличение зарплаты помощникам судей необходимо по причине того, что ставка у этих представителей судебной системы довольно небольшая.

Она, конечно зависит от того, какому судье человек помогает, то есть чем выше зарплата руководителя, тем более высоким её размер будет для помощников. Однако разница показателей колоссальна.

Как формируется зарплата работников суда

Окончательная ежемесячная зарплата формируется за счет нескольких критериев, одним из которых является оклад:

  1. По должности;
  2. По квалификации;
  3. Дополнительные денежные поощрения, которые зависят от должностного оклада и категории суда.

Верховный судья может получить надбавку к зарплате:

  1. За долговременную и успешную раб
  2. оту;
  3. Повышение квалификации, защиту научной работы;
  4. Навыки владения иностранными языками.

Если судья отработал три года, он еще является начинающим, но при этом уже может зарабатывать более 50 000 рублей в месяц.

Вероятность уменьшения заработка судей


Несмотря на плановую индексацию, в 2020 году некоторые судьи могут получить меньше, чем они обычно получали. Это коснется тех служащих, которые были понижены в квалификационном классе. Соответственно, чем выше класс, тем больше сумма оклада.

В судопроизводстве выделяют 10 классов, и за каждый из них присваивается определенная сумма денег. Например, мировой судья первого класса получает 35500, а девятого – значительно меньше. Разница в заработке между классами очень существенна, поэтому у работников суда есть мотивация для повышения квалификации, и, как следствие, улучшения материального положения.

Какую работу выполняют помощники?

Работа помощника судьи довольно престижна. Человек, который занимает данный пост, обычно занимается изучением исковых заявлений от населения, а также подготавливает проекты и дела. Параллельно в их обязанности входит организация слушаний, Предварительных судебных заседаний, а также всевозможных разбирательств.

Судьи могут на свое усмотрение просить своих помощников заниматься поиском тех или иных претендентов, которые разбираются по какому-либо конкретному делу в текущий момент времени. Они ищут ответ на вопрос, который может быть задан любым участником в судебном порядке в зале заседания, а также формируют отчёты о проделанной работе.

Для того, чтоб понимать, что последние новости о повышении окладов помощникам судей в России вовсе не является праздным желанием сделать работу бюджетников более высокооплачиваемой, стоит сказать о том, что помощники судьи несут высокую ответственность за подготовку документов, которые прикладываются к делу.

Именно они зачастую общаются с участниками процессов и могут делать какие-то выводы, а также они собирают от заявителей справки, и любую другую информацию, которая может быть использована в суде.

При этом основными качествами, которыми обязаны обладать представители данной профессии, является:

  • не конфликтность;
  • трудолюбие;
  • деликатность
  • желание все сделать вовремя и правильно;
  • скрупулезность, потому что иногда от одной небольшой детали зависеть целый исход дела.

От каких факторов зависит работа судьи?

Официальная ставка помощника судьи на 2020 год в РФ напрямую зависит от того, сколько получает судья. Помощники обычно получают оклад, и процент от зарплаты того, на кого не работают. Правда оклад обычно не превышает размера МРОТ, то есть он небольшой.

Основная ставка делается на процент. В свою очередь судья получает основной оклад, размер которого зависит от должности, надбавку за квалификацию, а также стаж работы, и поощрения, выплакивающиеся каждый месяц за качественное выполнение трудовых обязанностей.

На основании этой информации можно сказать, что в судебной отрасли есть некоторые проблемы, связанные с тем, что единственное, на что могут рассчитывать помощники судей, это индексация. Речь идёт об умножении окладов (данное слово стоит несколько раз подчеркнуть, потому что никакие другие поощрительные выплаты, процентные ставки, премии данный момент не затрагивает) на момент инфляции.

Официально индексация заработных плат помощников судей в России будет такой же, как и у других бюджетников. Оклада увеличится примерно на 4 %, и если вычесть их из 12 000 рублей (средний размер МРОТ), то прибавка будет совсем небольшой.

Судебная реформа и ее особенности

Не так давно судебная система Российской Федерации пережила колоссальные изменения. Были созданы новые кассационные и апелляционные суды, которые сделали процессуальное законодательство более доступным.

Данные факты не особо влияют на вопрос о том, какой будет прибавка к зарплате помощникам судей в 2020 году в России, но знать это надо.

Дело в том, что судебная реформа призвана оптимизировать судебный процесс, и, что немаловажно, повысить независимость судей. Принята она была, как любят цитировать эксперты, «в соответствии с запросами гражданского общества», но ее целью должно было стать снижение нагрузки на суд.

Сегодня специалисты суда, к которым относятся и их помощники, просто не в состоянии рассмотреть каждое дело по заявлению от населения в том виде, которого оно заслуживает. Речь не идёт о «халатности» выполнения каких-либо трудовых обязанностей, просто у человека есть свой трудовой ресурс, поэтому для идеального рассмотрения дел число представителей судебной системы должно ежегодно расти.

Однако реформа стало в некоторой степени тем фактором, который привел к сокращению сотрудников судебного аппарата. Известно, что в условиях кризиса пришлось идти на непопулярные меры для того, чтобы хотя бы сохранить заработную плату бюджетникам на том уровне, на котором они были.

Что касается увеличения окладов, то производилась она за счет тех средств, которые освобождались после увольнения или сокращение тех или иных сотрудников. В связи с этим возникает вопрос о том, будет ли сокращение помощников судей в 2020 году. Однако ответить на него можно отрицательно, во всяком случае, никакой информации по этому поводу в прессе не рассматривалось даже на уровне слухов.

В целом, можно сказать что 2020 год не станет тем временем, когда зарплаты работников судебной системы смогут существенно изменится. Можно рассчитывать только на индексацию, а также на выплату премий за хорошую работу и качественное выполнение дополнительных обязанностей, что прописано в трудовом законодательстве. Дополнительная финансовая поддержка в этом случае не предусмотрена.

Все чаще появляется информация о том, что в следующем году зарплата чиновников будет расти, хотя по многим данным она и сейчас представляет собой внушительную сумму у руководящих должностей. Но зарплата работников аппарата суда остается на предельно низком уровне.

Какие варианты увеличения зарплат работникам аппарата суда планируются?

Министерством труда уже давно выдвигались предложения провести реформирование в системе оплаты труда чиновников. Необходимо изменить саму структуру расчета окладов и начисления всевозможных прибавок.
Федеральный закон о государственной службе не дает точной информации по поводу реально существующих окладов чиновников, поэтому Минтруда была предложена пилотная схема разграничения доходов чиновников различных уровней.

Уровень госслужащего предлагалось определять количеством расчетных единиц. Например:

· младшему специалисту федерального органа госвласти начисляется до девятнадцати расчетных единиц;

· начальнику отдела этого же органа – двадцать три;

· руководителю администрации города – тридцать пять;

· губернатору – шестьдесят расчетных единиц.

Предлагалось, чтобы одна расчетная единица была равна фиксированной сумме – например, 1300 рублей. Отсюда следует, что даже без дополнительных выплат оклад чиновников представляет собой внушительную сумму. Также предлагалось начислять чиновникам и работникам аппарата суда доплаты начисляются за срок и условия службы, чин, местный коэффициент и др. Поэтому даже одна и та же должность в сходных ведомствах будет оплачена по–разному. Например, после года работы к минимальному окладу прибавляют десять процентов, через пять лет – пять процентов. За службу в особых условиях добавляют до двухсот процентов. Это не считая все остальные пункты дополнительных выплат.

Но данный проект так и был похоронен, как и закон о судебной службе для работников аппарата суда.

Дополнительное матстимулирование аппарата суда

Правительство по поручению Президента разработало программу, которая поспособствует повышению интереса у рядовых граждан к государственной службе. Одним из основных пунктов этого проекта является достойная заработная плата. При этом дефицит бюджета не позволяет просто увеличивать расходы. Поэтому повышение зарплаты чиновникам планируется за счет сокращения их количества. В этом случае бюджет не будет истощен, а зарплата оставшихся госслужащих вырастет.

За 2016-2018 годы проведено сокращение не менее 13 тыс. чиновников различного уровня, что позволило высвободить десятки миллиардов рублей.

Заместитель министра труда придерживается мнения, что из-за прогрессирующей инфляции уже давно необходимо повысить оклад чиновникам. При этом добавочная часть (за чин, срок службы и т.д.) останется прежней. Альтернативно – Правительство предлагает увеличить финансирование на материальное стимулирование, сообщает РБК.

Такое заявление вызвало волну негодования у рядовых граждан, негодование только крепнет после ситуации с индексацией. Многие считают, что повышение оклада является стремлением чиновников получить как можно больше средств при индексации, но большинство возмущающихся не в курсе реального положения дел с заработной платой у рядовых чиновников – тех же работников аппарата суда, не получающих и 20 тыс. рублей.

Сколько реально получает аппарат суда?

Однако вычисление средней заработной платы госслужащих по всей стране не отражает действительного положения вещей. Предъявляемые числа в двести тысяч рублей характерны только для зарплаты высших чинов из администрации президента. В Государственной думе служащим начисляется около ста сорока тысяч рублей, в Министерстве труда средняя зарплата составляет примерно сто девять тысяч рублей, а Федеральное агентство по делам молодежи выплачивает своим сотрудникам около пятидесяти тысяч рублей.

Зарплата младшего государственного служащего в аппарате суда составляет от 12 до 19 тысяч рублей ежемесячно, а по итогам года – не более 22-23 тысяч рублей, что зачастую меньше, чем у кассира крупного гипермаркета или офисного менеджера.

К примеру, разброс зарплат по судам следующий:

· Секретарь суда от 11.5 до 14 тысяч рублей;

· Секретарь судебного заседания – от 13 до 15 тысяч рублей;

· Помощник судьи – до 17 тысяч рублей.

В этом случае индексация наоборот была бы положительной мерой и была бы полезной чиновником низкой ступени.
На сегодняшний день известно только то, что в будущем году заработная плата государственных служащих подвергнется индексации, подробностей же о материальном стимулировании работников аппарата суда и о конкретных суммах пока что нет.

Читайте также: