Кто относится к должностным лицам гибдд

Опубликовано: 03.10.2024

Дать ответ на вопрос: «Что делать, если сотрудник ДПС превышает свои полномочия?», поможет статья Уголовного Кодекса Российской Федерации 286. В ней обозначено, к какой ответственности привлекается сотрудник ДПС, если нарушает свои должностные обязанности.

Что делать если сотрудник ДПС превышает свои полномочия
Так, за превышение своих прав должностному лицу грозит:
  1. Денежное взыскание в размере 80000 руб. или 1 зарплата, а также списание иного дохода за последние полгода.
  2. Отстранение от некоторых видов работ на срок до пяти лет.
  3. Осуществление прямых обязанностей в понудительном порядке на срок до четырех лет.
  4. Пребывание под стражей на срок от четырех месяцев до полугода.
  5. Пребывание в тюрьме сроком 4 лет.

Также, в статье указано, что к правонарушениям, которые являются превышением полномочий относится и совершение иных действий, которые не предусматривают квалификацию сотрудника и нарушают права человека.

Представитель патрульной службы нарушил свои полномочия, как доказать

Прежде чем доказывать превышение должностных прав, сотрудника ДПС следует разобраться в том, что же можно им предпринимать:
  1. Тормозить автомобиль. Буква закона гласит, что останавливать транспортное средство, сотрудник ДПС не имеет права в тех местах, где это запрещено, а также на перекрестках и переходах. Но, как правило, обжаловать такое поведение не будет возможности.
  2. Запрашивать у водителя предоставить права и документы на машину.
  3. Заставлять водителя покинуть машину и предоставить на осмотр багажник.
  4. Изъять права на машину, но только в том случае, если человек за рулем прибывает под воздействием алкоголя и препаратов, наркотического происхождения.
  5. Заняться составлением протокола о нарушении прав и выписать заключение о совершенной ответственности.

Конечно же, наилучшим свидетельством того, что представитель ДПС нарушил свои должностные обязанности, считается съемка на видео. Она должна производиться в зоне происшествия и указывать на все обстоятельства, которые относятся к совершенному правонарушению. Но есть и иные дополнительные доказательства. К ним можно отнести различные документы, которые могут иметь отношение к делу. Это—наличие фотографий и показания очевидцев происшествия.

Кому предъявлять жалобы

Законодательство предоставляет каждому гражданину право, обжаловать поведение сотрудников ДПС.

Сделать это можно путем обращения в любую из следующих инстанций:
  1. Отделение, где несет службу сотрудник ДПС, а именно обращение к его прямому начальнику.
  2. Суд, который относится к району отдела ГИБДД, где трудится недобросовестный сотрудник патрульной службы.
  3. Прокуратура.

Посылается жалоба в одну из вышеперечисленных инстанций исходя от конкретного случая, и какие полномочия нарушил представитель ДПС. К примеру: к водителю были применены взыскательные меры, касающиеся дисциплины. В таком случае, жаловаться необходимо прямому начальнику инспектора ДПС. А в том случае, если в поступках сотрудника были замечены уголовные наклонности, то жалоба направляется прямо в прокуратуру. А если водитель после незаконного поведения инспектора, хочет его привлечь к ответственности, то ему следует обратиться в суд.

ВАЖНО . В любом случае, принятие решения, которое будет относиться к наказанию сотрудника ДПС, принимаются непросто. Лучше всего в таком вопросе попросить помощи у юриста, так как, если жалоба будет составлена неверно, ее не примут к рассмотрению.

Пострадавший от неправомерного поведения сотрудника ДПС водитель, должен не только восстановить сам факт произошедшего правонарушения, но, а также, и аргументировать свое заявление при помощи действующего законодательства.

Правильное оформление претензии

Оформление жалобы напрямую зависит от того, кому жаловаться будет гражданин. Если он обращается именно к начальнику представителя ДПС, то жалоба должна иметь вид постановления о незаконных штрафных санкциях. Претензия составляется лично заявителем и отправляется в то филиал ГИБДД, где несет службу сотрудник ДПС.

Как составить жалобу правильно, описано ниже:
  1. Название подразделения, куда пересылается жалоба. Узнать его можно в отделении ГИБДД.
  2. Всю информацию о самом заявителе.
  3. Данные работника ДПС.
  4. Число, в которое произошло происшествие и относящиеся к нему обстоятельства. Можно приложить видео или фотографии, а также показания свидетелей.
  5. Сделанные копии всех документов, которые имеют отношения к делу.

После того, как основной текст жалобы написан, необходимо заверить все подписью и поставить дату, в которую она составлялась. Желательно жалобу отправлять при помощи почты, заказным письмом или же обратиться на сайт ГИБДД. Но, именно отправка через почту, даст возможность заявителю подтвердить тот факт, что отправка состоялась, так как, на руках у него будет квитанция. После отправки, анализ жалобы происходит в течении одного месяца, с того момента, как письмо поступило в отделение ГИБДД.

В том случае, если жалоба отправляется в прокуратуру, то необходимо подкрепить ее более основательными документами, так как прокуратура требует конкретных фактов. Претензия в прокуратуру имеет конкретный образец для заполнения, и найти его можно в отделении органа по месту проживания.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, а также по всей России +7 (800) 350-56-12

Как правило, жалоба должна содержать:
  1. Название органа, в который она направлена.
  2. Всю информацию о заявителе, в том числе, данные из паспорта и все контакты, по которым с ним можно связаться. То есть, не только адрес и мобильный, или же домашний телефон, но желательно и электронный адрес.
  3. Информацию о работнике ДПС, который превысил свои полномочия. Его инициалы, а также номер, который имеется на жетоне.
  4. Данные о самом происшествии.
  5. Ущерб, который был нанесен заявителю.
  6. Конкретное описание жалобы заявителя.

Как гласит буква закона, рассматривать поступившую жалобу прокуратура может целых 10 дней.

ВНИМАНИЕ . В том случае, если жалоба заявителя будет оправляться в судебный орган, то должен быть составлен иск, так как именно исковое заявление примется на рассмотрение, а не обыкновенная жалоба.

Сам иск должен содержать такую информацию:
  1. Название суда.
  2. Все данные как о заявителе, так и о сотруднике ДПС.
  3. При каких обстоятельствах произошло происшествие.
  4. Просьба о признании всех совершенных действий сотрудником ДПС, незаконными.

Как только судом будут рассмотрены все предоставленные документы, среди которых, также, могут быть и видеосъемка, и фотографии, им будет вынесено решение.

Как правило, оно может быть следующим:
  1. Удовлетворение искового заявления.
  2. Неудовлетворение иска.

Если, иск будет одобрен судом, то все должностные нарушения сотрудника ДПС признаются незаконными, а протокол, который он составил на заявителя, аннулируется.

Как узнать превысил ли сотрудник ДПС свои полномочия или нет

Для того, чтобы начинать жаловаться на работника патрульной службы в соответствующие органы, нужно быть точно уверенным в том, что он совершил правонарушение. Для этого, лучше всего рассмотреть несколько популярных случаев.

Случай 1. Сотрудник требует остановить авто. Такая просьба должна исходить от инспектора только в том случае, если для этого у него есть веские основания.

Как правило, к ним относятся:
  1. Несоблюдение правил движения на дороге;
  2. Наличие информации о том, что водитель замешен в каком-либо происшествии;
  3. Машина числится в розыске;
  4. На дороге проводятся мероприятия, которые требует ограничить на ней проезд.

Случай 2. Проверка документов. Требовать предъявить документы, а также права на машину, инспектор может только лишь на рабочих постах или на КПП. Но есть и исключения. Так к примеру, по закону, сотрудник ДПС имеет право требовать предоставить документы, если работает по мероприятиям специального назначения.

Случай 3. Досмотр машины. Происходить он может, опять же, при наличии веских оснований. И, к тому же, досматривать машину инспектор имеет право только в присутствии дух свидетелей и после составления протокола. Следует уточнить— в качестве понятых не могут выступать коллеги инспектора. Если все перечисленные правила соблюдены, то препятствовать досмотру машины водитель не имеет права, так как, за это он может быть заключен под стражу на целых 15 дней.

Случай 4. Некорректное поведение. Инспекторы ДПС должны вести себя вежливо как с водителями, так и с его пассажирами. Все задаваемые им вопросы обязаны иметь веское основание. Также инспектор не имеет права оскорблять водителя, если с ним в машине находятся дети. Если же, инспектор начинает учить водителя, как и что ему нужно делать, а также проявлять грубость, то это является превышением его должностных полномочий.

Заключение

Каждый водитель должен знать, что имеет право предпринимать, остановивший его сотрудник ДПС и как он должен себя вести. Такие знания помогут наказать недобросовестного сотрудника патрульной служу и отстоять свои законные права.


Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

При остановке транспортного средства автолюбители имеют ряд прав, а инспектор - ряд обязанностей. До этого момента мною часто обсуждались права, которые имеют водители при составлении протоколов и вынесении постановлений. Однако ряд важных прав повляется у автолюбителя уже сразу после остановки транспортного средства, то есть ещё до составления первого протокола.

Для выяснения тех прав, которые есть у водителей при останове автомобиля нужно обратиться к Административному регламенту ГИБДД от 02.03.2009г. №185 (далее - Регламент ГИБДД).

Прочитав Регламент ГИБДД, мы узнаем что:

Во-первых, инспектор ДПС обязан уважительно относиться ко всем остановленным автолюбителям. Он обязан обращаться к автолюбителям на «Вы», быть вежливым, тактичным и объективным (пункт 19 Регламента ГИБДД).

Там же в Регламенте ГИБДД предусмотрена обязанность инспектора излагать в понятной форме все свои просьбы и требования. При этом инспектор обязан исключать из своей деятельности все ситуации, когда автолюбитель может неправильно его понять. Он не должен умалчивать какие-либо важные сведения, не должен вводить автолюбителя в заблуждение или использовать при общении уловки. Пренебрежение к автомобилисту, неправомерное «давление», завуалированные угрозы – недопустимы. Такие незаконные действия могут привести не только к дисциплинарной ответственности инспектора, но и к отмене составленного протокола.

Во-вторых, сотрудник обязан строго соблюдать закон (там же в Регламенте ГИБДД). Не должны допускаться нарушения процессуальных норм под видом необходимости привлечения «правонарушителя» к ответственности. Допущенные при получении доказательств нарушения должны приводить к исключению их из доказательной базы (часть 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В-третьих, в соответствии с пунктом 20 Регламента ГИБДД, сразу после остановки транспортного средства инспектор обязан представиться (сообщить свою должность, звание и фамилию). Сразу после этого он должен сообщить автолюбителю причину и цель обращения. Говорить инспектор должен громко и чётко.

Если автолюбитель не услышал что-то, то инспектор ДПС обязан повторить сообщаемые сведения. Он не имеет права уклоняться от исполнения вышеуказанной обязанности путём произнесения сообщаемых сведений скороговоркой, шёпотом, невнятно. Такие действия будут означать, что сотрудник не исполнил свою обязанность, а значить допустил нарушение.

Поскольку «остановка автомобиля» - принудительное действие, а значить ограничивает права автолюбителя, то инспектор обязан разъяснить остановленному автомобилисту основание и повод такого ограничения, а также права и обязанности, возникающие в связи с данными ограничениями (абзац 3 пункта 20 Регламента ГИБДД).

В-четвёртых, если автомобилист попросил автоинспектора предъявить служебное удостоверение, то он должен сделать это незамедлительно (абзац 5 пункта 20 Регламента ГИБДД). Для изучения текста служебного удостоверения автолюбителю должно быть предоставлено достаточное время. Недопустимым будет быстро взмахнуть удостоверением перед глазами автомобилиста, так чтобы он ничего не успел прочитать. Такое действие не будет считаться «предъявлением удостоверения».

В-пятых, все сигналы со стороны инспектора (например, сигнал об остановке автомобиля) должны быть четкими и понятными. Это требование пункта 22 Регламента ГИБДД. При этом недопустимыми со стороны инспектора будут любые действия, которые ставят под угрозу безопасность участников дорожного движения или провоцируют нарушение ПДД. Ведь сам смысл деятельности автоинспектора – обеспечение безопасности дорожного движения.

В-шестых, если, по мнению автоинспектора, водитель допустил нарушение ПДД, то сотрудник ГИБДД обязан подробно объяснить автолюбителю, в чём заключается якобы допущенное нарушение. Делать это нужно со ссылкой на конкретное законодательство (пункт 23 Регламента ГИБДД). При этом перед тем как требовать с автомобилиста объяснений, инспектор обязан разъяснить ему права (статью 25.1 КоАП РФ и статью 51 Конституцию РФ). Незаконным будет являться требование автоинспектора дать пояснения до момента разъяснения права. Автомобилист имеет полное право не согласиться с сотрудником ГИБДД о том, что якобы было допущено нарушение.

В-седьмых, по требованию автолюбителя сотрудник ГИБДД обязан разъяснить порядок обжалования своих действий. В случае возникновения конфликта или предъявления водителем претензий такие разъяснения должны даваться автоинспектором без каких-либо напоминаний (абзац 2 пункта 23 Регламента ГИБДД). При этом автолюбитель имеет право попросить у сотрудника ГИБДД номер телефона и местонахождение ответственного лица. Инспектор обязан предоставить данные сведения (абзац 4 пункта 23 Регламента ГИБДД).

Пункт 25 Регламента ГИБДД предоставляет водителю право использовать видео- и аудиозапись при общении с инспектором (если таковое не запрещено законодательством). Инспектор не имеет право препятствовать этому.

Все вышеуказанные действия сотрудником ГИБДД должны производиться сразу после возникновения соответствующей обязанности, без напоминания. Сам факт исполнения автоинспектором своей обязанности, но только после неоднократных напоминаний водителя или через продолжительный период времени после наступления соответствующей обязанности не исключает возможности привлечения его к дисциплинарной ответственности. Ведь обязанность должна исполняться своевременно, без попыток уклонения.


Недавно наблюдал за работой сотрудника ДПС на ул. Пожарова, где неизвестный по гражданке, при наличии жезла в руках, активно останавливал автомобили и даже проверял у них документы. Спросив у сотрудника ДПС, кто это такой и на каком основании он производит остановку транспорта и проверку документов, получил ответ - это стажер.


Проверив его документы, которые выглядели в виде справки, в которой было указано что это действительно стажер, а место его стажировки должно быть в помещении, которое он собственно и должен был охранять, сообщил в дежурную часть ГИБДД и попросил убрать этого "ряженого" с дороги и не нарушать сотруднику ДПС действующее законодательство.

Больше всего в этой ситуации меня возмущает покорность самих водителей, которые даже при наличии патрульного автомобиля ГИБДД в поле зрения, вот так спокойно останавливаются по требованию не пойми кого. Давайте разберем данную ситуацию.

Многие из вас обучались в учебных заведениях после школы. И проходили стажировку. Именно такую же практическую часть занятий проходит и будущий сотрудник ДПС называемый стажёром ГИБДД. Какие у него полномочия, права и обязанности, согласно приказам и регламентам? И, главное, что делать, если вас остановил сотрудник с таким статусом – имеет ли он право регулировать дорожное движение и проверять документы? Всё это и давайте выяснять!

Стажёр ГИБДД – это сотрудник полиции или нет? - Нет.

С одной стороны, Федеральный закон "О полиции" говорит о том, что на стажёров возлагаются все права и обязанности, распространяющиеся на сотрудников полиции.

С другой, та же статья 32 ФЗ "О полиции" регулирует, что привлечение такого статуса лиц осуществляется в порядке, определённым законодательством. Есть 2 нормативно-правовых акта, регулирующих деятельность лиц с таким статусом, и оба они устанавливают, что эти "лица" должностными никак не являются:

  • Федеральный закон №342-ФЗ устанавливает, что стажёр ДПС назначается без присвоения ему специального звания,
  • Приказ МВД №942 прямо указывает на то, что стажирующийся на должность ГИБДД не является сотрудником полиции.

Таким образом, стажёр выполняет все полномочия и обязанности и обладает правами сотрудника МВД, но не является сотрудником – должностным лицом. Кроме того, обучающийся на полицейского фактически не имеет власти над водителями автомобилей. И вот почему!

Могут ли стажирующиеся останавливать машины? - Нет.

Но для ответа на вопрос, имеет ли право стажёр остановить авто для проверки документов, выясним, чьи указания надлежит исполнять водителю – то есть взглянем сначала на обязанности автолюбителей. Их регулируют "Правила дорожного движения". Так, пункт 2.4 говорит о том, что право остановки транспортных средств предоставлены регулировщикам.

Кто же это такие и относятся ли к ним стажёры ГИБДД? Ответ на этот вопрос также содержится в ПДД – пункте 1.2:

Видите, чтобы быть регулировщиком, человек должен быть наделён этим правом в установленном порядке! А порядок регулирования дорожного движения, к которому относится право останавливать автомобили, для стажёров устанавливает Приказа МВД №942 "О порядке привлечения сотрудников ОВД":

  • поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения.

Имеют ли право проверять документы? - Тоже нет.

Если быть точнее, то нужно снова взглянуть на эту тонкость права со стороны водителя. В данном случае пункт 2.1.1 ПДД обязывает водителя передавать для проверки документы именно сотрудникам полиции.

А выше мы выяснили, что стажёр не является сотрудником МВД, поэтому и обязанности предъявлять и передавать ему водительское удостоверение, СТС и полис ОСАГО у водителя нет.

Как узнать, стажёр перед водителем или нет?
Очень просто! У стажирующихся нет соответствующего служебного удостоверения сотрудника полиции. У настоящего инспектора ДПС такой документ есть.

  • пункт 2.4 (последний абзац) Правил указывает, что регулировщики обязаны передавать его по требованию водителя,
  • ФЗ О полиции предписывает уже самим инспекторам ДПС предъявлять при обращении к гражданину удостоверение.
  • им не выдаётся форменная одежда, а обязательны только светоотражающие жилеты в целях их же безопасности на дороге, то есть стандартной синего или чёрного цвета формы у них не будет,
  • у стажёра также нет нагрудного знака,
  • наконец, у обучающимся на сотрудников полиции нет пистолета, им его запрещено выдавать.
  • регулировать дорожное движение – останавливать машины,
  • прямого запрета проверять документы у водителей нет, но обязанности передавать их стажёру нет у водителей,
  • составлять любые виды протоколов (о нарушении, досмотра, отстранения, задержания и иные) и выписывать постановление со штрафом на водителя,
  • оформлять ДТП,
  • выполнять любые действия (точнее, запрещено поручать такие действия руководителями стажирующегося), которые могут быть связаны с безопасностью самого стажёра, а также с ущемлением прав и свобод граждан,
  • носить оружие,
  • знакомиться с документами, составляющими гостайну.


Что делать, если остановил стажёр?
Каждый принимает конечно же решение самостоятельно. Я при такой ситуации не останавливаюсь. Это может закончиться погоней со всеми последствиями попытки вменения несуществующих нарушений, от чего спасет знание закона и наличие в автомобиле регистратора. По закону вы не обязаны выполнять требования стажёра ДПС, но надо не забывать, что стажёры никогда не стоят на дороге одни – с ними всегда находится по меньшей мере один настоящий сотрудник ГИБДД и если Вы не хотите вступать в перепалку, можете остановиться и попросить стажера, чтобы к вам подошел непосредственно сотрудник полиции и именно он вел с вами беседу.

Запомните, именно настоящий инспектор несёт ответственность за все действия стажёра и отвечает за незаконную остановку автомобилей и проверку документов. Более того, чаще всего именно сотрудник ГИБДД и поручает это последнему, но уже не в рамках полномочий стажёра – то есть незаконно.

Очень часто на дорогах случается ситуация, когда водителя останавливает человек в жилетке и джинсах, а с требованием предоставить водительские документы к автолюбителю подходит уже сотрудник полиции в форменной одежде. Это, как мы уже выяснили выше, также запрещается, так как стажирующийся не имеет полномочий регулировщика.

от 30 августа 2017 года N 685

О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; 2004, N 34, ст.3529; 2006, N 1, ст.10; 2011, N 27, ст.3873; 2015, N 1, ст.67.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.900.

1. Утвердить прилагаемый Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (приложение N 1).

2. Установить, что должностные лица, перечисленные в пункте 1 Перечня, указанного в пункте 1 настоящего приказа, осуществляют административное задержание в соответствии с пунктами 1, 4 и 9 части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Признать утратившими силу нормативные правовые акты МВД России согласно Перечню (приложение N 2).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.Колокольцев

в Министерстве юстиции

19 октября 2017 года,

регистрационный N 48613

Приложение N 1
к приказу МВД России
от 30 августа 2017 года N 685

Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25, перечисленных в части 1 статьи 23.3 и пунктах 1 и 79 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом осуществляемых полномочий вправе составлять следующие должностные лица:

1.1. В Центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации:

1.1.1. Министр внутренних дел Российской Федерации; первый заместитель Министра, статс-секретарь - заместитель Министра, заместители Министра внутренних дел Российской Федерации.

1.1.2. Начальник департамента; первый заместитель (заместители) начальника департамента; начальник главного управления; первый заместитель (заместители) начальника главного управления; начальник управления; первый заместитель (заместители) начальника управления.

1.1.3. Помощник Министра.

1.1.4. Главный инспектор.

1.1.5. Должностные лица, имеющие специальные звания сотрудников полиции.

1.2. В Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, управлениях на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам:

1.2.1. Начальник главного управления (управления); заместитель начальника главного управления (управления) - начальник полиции.

1.2.2. Должностные лица, имеющие специальные звания сотрудников полиции.

1.3. В Министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации:

1.3.1. Министр внутренних дел по республике, начальник главного управления (управления) МВД России по иному субъекту Российской Федерации; заместитель министра - начальник полиции; заместитель начальника главного управления (управления) - начальник полиции; заместители начальника полиции.

1.3.2. Оперуполномоченный (начальник, заместитель начальника, старший оперуполномоченный по особо важным делам, оперуполномоченный по особо важным делам, старший оперуполномоченный, оперуполномоченный оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность).

1.3.3. Должностные лица подразделений организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий.

1.3.4. Должностные лица подразделений организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних.

1.3.5. Должностные лица подразделений по организации применения административного законодательства.

1.3.6. Начальник дежурной части; заместитель начальника дежурной части; начальник смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный.

1.3.7. Должностные лица подразделений организации дознания.

1.3.8. Должностные лица управлений (отделов, отделений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

1.3.9. Должностные лица межрайонных подразделений ГИБДД: регистрационно-экзаменационных, экзаменационных, технического надзора и регистрации автомототранспортных средств.

1.3.10. Должностные лица строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД.

1.3.11. Должностные лица подразделений автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД.

1.3.12. Должностные лица подразделений дорожного и технического надзора, пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД.

1.3.13. Должностные лица строевых подразделений по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

1.3.14. Должностные лица подразделений организации и осуществления административного надзора.

1.3.15. Должностные лица подразделений по вопросам миграции.

1.3.16. Должностные лица оперативных подразделений.

1.3.17. Начальник центра временного содержания иностранных граждан.

1.3.18. Начальник, заместитель начальника специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту.

1.4. В управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, управлениях внутренних дел по административным округам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Москве, Управлении внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Москве, Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур", Четвертом управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управлении внутренних дел по г.Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю:

1.4.1. Начальник управления (отдела, отделения); заместитель начальника управления (отдела) - начальник полиции; заместители начальника полиции; начальник отдела (отделения) полиции; заместитель начальника отдела (отделения) полиции; начальник пункта полиции; оперуполномоченный.

1.4.2. Должностные лица подразделений охраны общественного порядка.

1.4.3. Должностные лица подразделений участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних.

1.4.4. Должностные лица отделов (отделений) ГИБДД.

1.4.5. Должностные лица строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД.

1.4.6. Должностные лица подразделений ГИБДД: регистрационно-экзаменационных, экзаменационных, технического надзора и регистрации автомототранспортных средств.

1.4.7. Должностные лица подразделений автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД.

1.4.8. Должностные лица строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции.

1.4.9. Должностные лица строевых подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

1.4.10. Начальник, заместитель начальника, старший дежурный, дежурный, начальник спецчасти, командир взвода, заместитель командира взвода изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых.

1.4.11. Должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства.

1.4.12. Должностные лица подразделений дознания.

1.4.13. Начальник дежурной части; заместитель начальника дежурной части; начальник смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный; дежурный; помощник оперативного дежурного.

1.4.14. Должностные лица строевых подразделений по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

1.4.15. Должностные лица подразделений по осуществлению административного надзора.

1.4.16. Должностные лица подразделений по вопросам миграции.

1.5. В линейных управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте:

1.5.1. Начальник линейного управления (отдела, отделения); заместитель начальника линейного управления (отдела) - начальник полиции; заместитель начальника полиции; начальник линейного отдела (отделения) полиции; заместитель начальника линейного отдела (отделения) полиции; начальник линейного пункта полиции; оперуполномоченный.

1.5.2. Должностные лица подразделений охраны общественного порядка.

1.5.3. Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних.

1.5.4. Должностные лица подразделений по досмотру.

1.5.5. Должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства.

1.5.6. Должностные лица строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции.

1.5.7. Начальник, заместитель начальника, старший дежурный, дежурный, начальник спецчасти, командир взвода, заместитель командира взвода изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых.

1.5.8. Должностные лица строевых подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

1.5.9. Должностные лица подразделений дознания.

1.5.10. Начальник дежурной части; начальник смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный; дежурный; помощник оперативного дежурного.

1.6. В Центре специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации:

1.6.1. Должностные лица строевых подразделений.

1.6.2. Должностные лица специализированного отдела регистрации и технического надзора автомототранспортных средств, экзаменационной и разрешительной работы.


Недавно наблюдал за работой сотрудника ДПС на ул. Пожарова, где неизвестный по гражданке, при наличии жезла в руках, активно останавливал автомобили и даже проверял у них документы. Спросив у сотрудника ДПС, кто это такой и на каком основании он производит остановку транспорта и проверку документов, получил ответ - это стажер.


Проверив его документы, которые выглядели в виде справки, в которой было указано что это действительно стажер, а место его стажировки должно быть в помещении, которое он собственно и должен был охранять, сообщил в дежурную часть ГИБДД и попросил убрать этого "ряженого" с дороги и не нарушать сотруднику ДПС действующее законодательство.

Больше всего в этой ситуации меня возмущает покорность самих водителей, которые даже при наличии патрульного автомобиля ГИБДД в поле зрения, вот так спокойно останавливаются по требованию не пойми кого. Давайте разберем данную ситуацию.

Многие из вас обучались в учебных заведениях после школы. И проходили стажировку. Именно такую же практическую часть занятий проходит и будущий сотрудник ДПС называемый стажёром ГИБДД. Какие у него полномочия, права и обязанности, согласно приказам и регламентам? И, главное, что делать, если вас остановил сотрудник с таким статусом – имеет ли он право регулировать дорожное движение и проверять документы? Всё это и давайте выяснять!

Стажёр ГИБДД – это сотрудник полиции или нет? - Нет.

С одной стороны, Федеральный закон "О полиции" говорит о том, что на стажёров возлагаются все права и обязанности, распространяющиеся на сотрудников полиции.

С другой, та же статья 32 ФЗ "О полиции" регулирует, что привлечение такого статуса лиц осуществляется в порядке, определённым законодательством. Есть 2 нормативно-правовых акта, регулирующих деятельность лиц с таким статусом, и оба они устанавливают, что эти "лица" должностными никак не являются:

  • Федеральный закон №342-ФЗ устанавливает, что стажёр ДПС назначается без присвоения ему специального звания,
  • Приказ МВД №942 прямо указывает на то, что стажирующийся на должность ГИБДД не является сотрудником полиции.

Таким образом, стажёр выполняет все полномочия и обязанности и обладает правами сотрудника МВД, но не является сотрудником – должностным лицом. Кроме того, обучающийся на полицейского фактически не имеет власти над водителями автомобилей. И вот почему!

Могут ли стажирующиеся останавливать машины? - Нет.

Но для ответа на вопрос, имеет ли право стажёр остановить авто для проверки документов, выясним, чьи указания надлежит исполнять водителю – то есть взглянем сначала на обязанности автолюбителей. Их регулируют "Правила дорожного движения". Так, пункт 2.4 говорит о том, что право остановки транспортных средств предоставлены регулировщикам.

Кто же это такие и относятся ли к ним стажёры ГИБДД? Ответ на этот вопрос также содержится в ПДД – пункте 1.2:

Видите, чтобы быть регулировщиком, человек должен быть наделён этим правом в установленном порядке! А порядок регулирования дорожного движения, к которому относится право останавливать автомобили, для стажёров устанавливает Приказа МВД №942 "О порядке привлечения сотрудников ОВД":

  • поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения.

Имеют ли право проверять документы? - Тоже нет.

Если быть точнее, то нужно снова взглянуть на эту тонкость права со стороны водителя. В данном случае пункт 2.1.1 ПДД обязывает водителя передавать для проверки документы именно сотрудникам полиции.

А выше мы выяснили, что стажёр не является сотрудником МВД, поэтому и обязанности предъявлять и передавать ему водительское удостоверение, СТС и полис ОСАГО у водителя нет.

Как узнать, стажёр перед водителем или нет?
Очень просто! У стажирующихся нет соответствующего служебного удостоверения сотрудника полиции. У настоящего инспектора ДПС такой документ есть.

  • пункт 2.4 (последний абзац) Правил указывает, что регулировщики обязаны передавать его по требованию водителя,
  • ФЗ О полиции предписывает уже самим инспекторам ДПС предъявлять при обращении к гражданину удостоверение.
  • им не выдаётся форменная одежда, а обязательны только светоотражающие жилеты в целях их же безопасности на дороге, то есть стандартной синего или чёрного цвета формы у них не будет,
  • у стажёра также нет нагрудного знака,
  • наконец, у обучающимся на сотрудников полиции нет пистолета, им его запрещено выдавать.
  • регулировать дорожное движение – останавливать машины,
  • прямого запрета проверять документы у водителей нет, но обязанности передавать их стажёру нет у водителей,
  • составлять любые виды протоколов (о нарушении, досмотра, отстранения, задержания и иные) и выписывать постановление со штрафом на водителя,
  • оформлять ДТП,
  • выполнять любые действия (точнее, запрещено поручать такие действия руководителями стажирующегося), которые могут быть связаны с безопасностью самого стажёра, а также с ущемлением прав и свобод граждан,
  • носить оружие,
  • знакомиться с документами, составляющими гостайну.


Что делать, если остановил стажёр?
Каждый принимает конечно же решение самостоятельно. Я при такой ситуации не останавливаюсь. Это может закончиться погоней со всеми последствиями попытки вменения несуществующих нарушений, от чего спасет знание закона и наличие в автомобиле регистратора. По закону вы не обязаны выполнять требования стажёра ДПС, но надо не забывать, что стажёры никогда не стоят на дороге одни – с ними всегда находится по меньшей мере один настоящий сотрудник ГИБДД и если Вы не хотите вступать в перепалку, можете остановиться и попросить стажера, чтобы к вам подошел непосредственно сотрудник полиции и именно он вел с вами беседу.

Запомните, именно настоящий инспектор несёт ответственность за все действия стажёра и отвечает за незаконную остановку автомобилей и проверку документов. Более того, чаще всего именно сотрудник ГИБДД и поручает это последнему, но уже не в рамках полномочий стажёра – то есть незаконно.

Очень часто на дорогах случается ситуация, когда водителя останавливает человек в жилетке и джинсах, а с требованием предоставить водительские документы к автолюбителю подходит уже сотрудник полиции в форменной одежде. Это, как мы уже выяснили выше, также запрещается, так как стажирующийся не имеет полномочий регулировщика.

Читайте также: