Кто относится к работникам муниципальных учреждений

Опубликовано: 16.05.2024

1. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

2. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

Статья 8. Классификация муниципальных должностей муниципальной службы

1. Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

2. Законами субъекта Российской Федерации устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.

Статья 9. Квалификационные разряды муниципальных служащих

1. Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.

2. Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Статья 10. Права и обязанности муниципального служащего

Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Статья 11. Ограничения, связанные с муниципальной службой

1. Муниципальный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;

9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

10) принимать участие в забастовках;

11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

2. Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

3. Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Сведения о доходах муниципального служащего и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности

Муниципальный служащий ежегодно в соответствии с федеральным законом, а также гражданин при поступлении на муниципальную службу обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения.

ГАРАНТ:

О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе см. Указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484

Статья 13. Поощрение муниципального служащего

Виды поощрений муниципального служащего и порядок их применения устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Статья 14. Ответственность муниципального служащего

За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Статья 15. Гарантии для муниципального служащего

1. Муниципальному служащему гарантируются:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2) денежное содержание и иные выплаты;

3) ежегодный оплачиваемый отпуск;

4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

2. В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством Российской Федерации о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.

3. Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.

Статья 16. Денежное содержание муниципального служащего

Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Статья 17. Отпуск муниципального служащего

1. Муниципальному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий муниципальных служащих федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск суммируются и по желанию муниципального служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.

3. Муниципальному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 18. Пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи

1. На муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности.

2. В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 19. Стаж муниципальной службы

1. В стаж муниципальной службы муниципального служащего включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях.

Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего.

Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе.

Статья 20. Прохождение муниципальной службы

1. Поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой, требования к муниципальным должностям муниципальной службы определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Статья 20.1. Основания для прекращения муниципальной службы

1. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено также по инициативе руководителя органа местного самоуправления в случаях:

достижения предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы;

прекращения гражданства Российской Федерации;

несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего настоящим Федеральным законом;

разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

2. Выход на пенсию муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного для муниципальной службы возраста. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

Самая близкая к населению власть — это, как известно, местное самоуправление. Именно на этом уровне решается большинство вопросов, возникающих у жителей городов и других населенных пунктов (ЖКХ, образование и т.д.). Работу местных органов власти обеспечивают специальные чиновники — муниципальные служащие (МС).

Об особенностях их статуса вы узнаете из нашего материала. Если вы считаете, что представитель местной власти нарушил ваши права, без помощи профессионального юриста не обойтись. Также квалифицированная юридическая поддержка абсолютно необходима, если вы сами являетесь служащим и столкнулись с проблемами на рабочем месте.

Нет времени читать статью?

Где работают и чем занимаются муниципальные служащие?

Вне зависимости от того, в каком населенном пункте вы живете — городе, поселке и т.д. — на его территории обязательно есть местные органы власти (или, как их еще называют, органы местного самоуправления).

К числу таких органов относят городские и районные администрации, а также другие муниципальные структуры. Должности в подобных учреждениях занимают муниципальные служащие, исполняющие определенные обязанности в местном органе власти на возмездной основе (т.е. за денежное содержание или, проще говоря, заработную плату).

Чем же конкретно занимаются местные чиновники? Главная их задача — это обеспечение нормальной жизнедеятельности города, района и т.д. Перечень обязанностей каждого служащего зависит от того, какую именно должность он занимает.

Так, например, сотрудники комитетов (управлений) по финансам занимаются местным бюджетом, комитетов по ЖКХ — управляют сферой жилищно-коммунального хозяйства, управлений градостроительства — следят за исполнением градостроительных норм на территории муниципального образования.

Особенности правового статуса муниципальных служащих

Деятельность МС регулируется специальным нормативно-правовым актом — ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из этого закона можно получить следующую информацию:

  • права и обязанности служащих;
  • ограничения и запреты, установленные для местных чиновников;
  • требования к служебному поведению;
  • особенности проведения конкурса на замещение должностей и т.д.

Несмотря на существование специального закона, нормы Трудового кодекса РФ также распространяют свое действие на МС. Однако, в отличие от большинства работников, которые трудятся на общих основаниях, для МС предусмотрен ряд привилегий.

Так, например, они имеют право на более продолжительный ежегодный отпуск, а также на доплаты к пенсии. Кроме того, находящиеся на муниципальной службе работники могут получить дополнительное профессиональное образование (обучение будет оплачено из средств местного бюджета).

А какие запреты установлены для местных чиновников?

Как и государственная служба, муниципальная — это не только определенные привилегии, но и немалое количество ограничений и запретов. Если вы станете служащим в местном органе власти, нужно быть готовым к тому, что вам запретят:

  • заниматься предпринимательской деятельностью (о собственном бизнесе придется забыть);
  • публично высказываться о деятельности местной власти (т.е. критиковать местных чиновников — во всяком случае, публично — вы больше не сможете);
  • принимать звания и награды от иностранных государств без разрешения работодателя;
  • разглашать конфиденциальные сведения и служебную информацию;
  • выезжать в командировки за счет средств других лиц (если об оплате командировки договорится сам орган власти, то можно);
  • быть поверенным третьих лиц в органах власти;
  • заниматься оплачиваемой деятельностью без письменного разрешения работодателя (если оплата будет происходить за счет средств иностранных государств) и т.д.

Также после поступления на муниципальную службу потребуется отчитываться обо всех своих доходах и расходах (а также о расходах и доходах мужа/жены и несовершеннолетних детей).

То есть просто так купить квартиру уже не получится: вы будете обязаны рассказать работодателю, за какие именно средства приобреталась недвижимость. И еще один момент, к которому не все бывают готовы: сведения о доходах, расходах и принадлежащем вам и членам семьи имуществе будут публиковаться в открытых источниках (на сайте органа власти, в котором вы работаете).

Хочу стать муниципальным служащим. С чего начать?

Если никакие запреты вас не пугают и вы все же хотите начать трудиться на муниципальной службе, нужно иметь в виду, что поступление на нее — не всегда простая задача. Искать вакансии можно непосредственно на сайтах органов власти, на ресурсах службы занятости и на кадровых порталах. Для того чтобы трудоустроиться, нужно соответствовать требованиям, которые предъявляются к:

  • уровню образования;
  • стажу (встречаются вакансии без предъявления требований к стажу);
  • состоянию здоровья (для поступления на службу предоставляется медицинское заключение).

Нередко поступление на муниципальную службу происходит на конкурсной основе. Это означает, что вам будет нужно не только собрать пакет документов, но и успешно пройти все конкурсные испытания.

В каждом органе разрабатывается свой порядок проведения конкурса. Но, как правило, чаще всего он состоит из двух этапов — выполнения тестовых заданий и прохождения собеседования. Если вы окажетесь лучшим среди претендентов, с вами будет заключен трудовой договор.

Подведем итоги. Муниципальными служащими являются те сотрудники, которые работают в органах местного самоуправления на соответствующих должностях.

Порядок поступления на службу и ее последующего прохождения регулируется специальным законом. Если у вас возникли вопросы относительно статуса местных чиновников, особенностей трудоустройства и т.д., рекомендуем обратиться за консультацией к юристу.


Как ни парадоксально, но в законодательстве до сих пор не существует четкой формулировки, кто относится к категории работников бюджетной сферы. Почему это не прописано в законе, остается загадкой, но в правовых актах, регулирующих трудовые отношения, сам термин присутствует, хоть и не в прямой форме.

Как понять, кто относится к работникам бюджетной сферы?

Самым главным критерием, по которому можно понять, что вы или ваши знакомые - работники данной сферы, является оплата труда, точнее, источник поступления денежных средств для ее погашения. Если перечисление производится из бюджета, то значит вы относитесь к работникам, финансируемым государством, то есть бюджетникам.

Деньги могут выделяться из бюджетов трех уровней:

  • муниципального;
  • регионального;
  • государственного.

Но вне зависимости от того, из какого уровня ведется финансирование, это никак не влияет на правовой статус рабочего. Он в любом случае остается работником бюджетной сферы. Кто это - подробно разберем далее.

Категории работников бюджетной сферы

Типичные представители бюджетной сферы

Основная масса людей, отнесящихся к данной категории, является обслуживающим и руководящим персоналом в государственных учреждениях. Ниже представлен ориентировочный перечень тех, кто считается работником бюджетной сферы в России.

  • Сотрудники налоговой инспекции, выполняющие важную функцию в государстве пополнения регионального и государственного бюджета.
  • Таможенная служба и казначейство.
  • Работники сферы здравохранения, за исключением частных клиник.
  • Работники сферы образования, также за исключением преподавателей, работающих в частных школах и гимназиях.
  • Социальные службы.
  • Военнослужащие, за исключением срочников.
  • Сотрудники полиции, ученые т. д.

Теперь мы видим, кто это работники бюджетной сферы, и понимаем значимость для государства поддержки и финансирования граждан этой категории. Отметим, что помимо выделения из бюджета средств на оплату труда, также предоставляются различные льготы, в том числе и на улучшение жилищных условий. Хотя справедливости ради стоит признать, что и здесь сегодня не все гладко.

оклады работников бюджетной сферы

Численность бюджетников

На сегодня общая численность граждан, занятых в бюджетной сфере, превышает цифру в 14 млн. Из них 3,7 млн работают в государственных учреждениях федерального уровня, остальные - в учреждениях регионального и муниципального уровня.

Как видим, общая численность работников составляет значительную цифру, а значит ложится большой нагрузкой на бюджет.

Также заметим, что все расходы по финансированию лиц, относящихся к работникам бюджетной сферы, всегда закладываются в расходную часть бюджета. Поэтому в случаях, когда происходят задержки выплаты заработной платы или другие перебои с финансированием, вина ложится непосредственно на лиц, отвечающих за это.

работники бюджетной сферы в россии

Из чего складывается оплата труда

Для всех работников устанавливается тарифная ставка и размер оклада, который они получают. Суммы заработной платы могут сильно разниться, в зависимости от занимаемой должности, стажа, места проживания и т. д. Оклады работников бюджетной сферы во многом зависят от места работы.

Не секрет, что в столице и больших городах учителя, врачи и рабочие других специальностей, отнесенных к категории бюджетников, получают больше, чем их коллеги в регионах. И это одна из проблем, которую до сих пор не в силах решить государство.

Но оплата труда работников бюджетной сферы может зависеть и от других факторов. Так, надбавки положены за совмещение должностей, перевыполнение месячного объема работ, квалификацию. Также может применяться поощрительное стимулирование работников со стороны руководства путем денежных премий.

оплата труда работников бюджетной сферы

В некоторых регионах положены более значительные денежные надбавки, так как там заведомо условия жизни тяжелее и требуют больших затрат. В качестве примера можно привести Норильск, относящийся к северным регионам. Там заработные платы выше, но и затраты на оплату услуг ЖКХ также значительно превышают средне-российские.

Регулярно проводится и индексирование заработных плат с учетом инфляции и установленного прожиточного минимума. Но как показывает практика, зачастую оплата во многих категориях работников бюджетной сферы является недостаточной для приемлемого уровня жизни сегодня.

Категории работников бюджетной сферы

Средняя заработная плата по стране

По статистике, работники бюджетной сферы, кто этого не знает, зарабатывают в среднем меньше всех остальных граждан, занятых в коммерческой и частной сферах деятельности. Да и интерес со стороны потенциальных соискателей к вакансиям в данной сфере тоже ниже. За прошлый год число запросов по данным специальностям составило 3,6 % от общего числа. Это ясно показывает, что в среде трудоспособного населения вакансии в бюджетной сфере не стоят на первых местах при поиске работы.

Уровень средней заработной платы за 2017 год составил 29 тысяч рублей, что также ниже средней зарплаты в целом по стране.

Наглядно разницу в уровне дохода показывает статистика средней зарплаты по городам: в Москве этот показатель наиболее высок (41 тысяча), а самый низкий зафиксирован в Омске (16 тысяч). Как говорится комментарии излишни, стоит лишь добавить, что обычно в сельской местности и районных центрах уровни зарплат меньше, чем в областных центрах.

Работники бюджетной сферы кто это

Проблемы бюджетной сферы

Теперь зная, кто это - работники бюджетной сферы, и из чего складывается их заработок, нужно упомянуть и о других проблемах, назревших в данной области.

Одним из самых острых вопросов является устаревание оборудования и техники в школах, больницах и других учреждениях. Особенно актуальна данная проблема в малонаселенных пунктах, хотя и в больших городах тоже не все гладко.

Еще одним вопросом является нехватка профессиональных кадров, это также более ощутимо в небольших городах. Причина проста, тут уровень зарплат ниже, чем в городах-мегаполисах, а перспектив практически нет. Все, кто и заканчивает университеты и другие образовательные учреждения, стремятся закрепиться по своей специальности в больших городах. Впрочем, эта проблема характерна и для не бюджетной сферы занятости.

Ну и напоследок скажем, что такой показатель как "средняя заработная плата" весьма условен, ведь он складывается из наименьшей и самой большой оплаты, исходя из чего и выводится среднее значение.

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы, основная деятельность, финансовое обеспечение.

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы

Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.

Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.

Сформировать такое учреждение может:

  • Юридическое лицо;
  • Физическое лицо;
  • Российская Федерация либо ее субъект;
  • Муниципальное образование.

Государственные и муниципальные организации делятся на типы:

  • Казенные;
  • Бюджетные;
  • Автономные.

Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.

Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений

Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.

Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:

  • Науки;
  • Спорта;
  • Образования;
  • Культуры;
  • Социальной защиты;
  • Занятости населения;
  • В других сферах.

Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.

В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату – эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.

Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.

Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность

Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.

Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.

Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.

Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.

Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство

Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.

Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.

Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.

Отличие бюджетного учреждения от казенного

Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.

Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.

Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения

Автономное учреждение – организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.

Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.

Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.

Основной документ – Устав, который утверждает учредитель.

В документе фиксируются такие особенности деятельности:

  • Наименование.
  • Место регистрации.
  • Цели деятельности.
  • Предмет деятельности.
  • Перечень видов работ, которые находятся в полномочиях автономного образования.
  • Филиалы и представительства.
  • Компетенция и полномочия.
  • Структура организации.

Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Расположение Муниципального Бюджетного Учреждения

Добрый день! Подскажите где должно располагаться Муниципальное Бюджетное Учреждение, в отдельном здание или в здании администрации города?\r\nесли не может МБУ находится в здание администрации города нужна ссылка на документ

Согласно ст.54 ГК РФ:

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Фактическое место нахождение может быть и в отдельном здании, и в здании Администрации МО.

При возникновении сложностей рекомендую обратиться в офис к нашим специалистам.

В случае выполнения реконструкции здания казенного учреждения (школы), кто должен быть определен как ответственный заказчик и на основании чего?

В муниципальной школе был приостановлен образовательный процесс из-за установленного экспертизой факта аварийности здания. Планируется реконструкция школы. За пол-года ни муниципалитет, ни управление образования не издали ни одного распорядительного документа о дальнейшей судьбе учреждения и здания. Каков порядок действий директора школы в этой ситуации? И в случае выполнения работ по реконструкции здания, кто должен выступать ответственным заказчиком?\r\n\r\n\'Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru\'

Также казенное учреждение не вправе осуществлять функции государственного (муниципального) заказчика на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений. Как указывается в Письме данное право отсутствует у казенных учреждений не только в силу норм, содержащихся в Законе N 94-ФЗ, но и согласно иным нормативным правовым актам РФ в редакции Закона N 83-ФЗ.

Отсутствие у казенного учреждения права осуществлять функции заказчика по выполнению работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений, в соответствии с новым статусом бюджетных учреждений представляется вполне логичным. Поскольку бюджетное учреждение в соответствии с Законом N 83-ФЗ обладает самостоятельностью в финансово-хозяйственной деятельности и самостоятельно отвечает по принятым обязательствам, только бюджетное учреждение может отвечать за управление тем государственным (муниципальным) имуществом, которое закреплено за ним учредителем на праве оперативного управления, включая случаи строительства и реконструкции объектов, входящих в состав указанного имущества.

Уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов орган при этом вправе организовать размещение заказа для нужд бюджетного учреждения в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, но подписать гражданско-правовой договор с победителем торгов вправе только руководитель (директор) бюджетного учреждения.

С учетом изложенного казенное учреждение может осуществлять функции заказчика при строительстве объектов, которые еще не переданы в оперативное управление бюджетным учреждениям.

В данной статье поговорим о переводах муниципальных служащих, в частности, о том, какие должности могут замещать такие служащие, в чем состоят особенности перевода их на другую должность, какие структурные подразделения имеются в органах местного самоуправлении и что считается переводом в другое структурное подразделение.

Понятие перевода на другую работу раскрывается в ст. 72.1 ТК РФ. Под ним понимается постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Уточним, что перевод в другую местность муниципального служащего с работодателем невозможен в силу того, что органы местного самоуправления создаются, как правило, в том населенном пункте, в котором осуществляется местное самоуправление. В связи с этим рассмотрим перевод муниципального служащего в двух случаях – при изменении трудовой функции и (или) структурного подразделения.

Должности муниципальных служащих

Согласно ст. 57 ТК РФ трудовая функция – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Должность муниципальной службы – это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Устанавливаются такие должности муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

В систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, имеющий высшую силу, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования и правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования 1 .

Врезка

Представительный орган местного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, который обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Особый статус представительных органов местного самоуправления в первую очередь связан с их выборностью. Таким органом является, как правило, городская дума или совет депутатов.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами по категориям и группам должностей. Кроме этого, в зависимости от соответствия уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям, служащим присваиваются классные чины.

– помощники (советники) – должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаемые муниципальными служащими на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанного лица. Составляют ведущую группу должностей муниципальной службы;

– специалисты – должности, устанавливаемые для профессионального, а также организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, замещаемые без ограничения срока полномочий. Подразделяются на ведущую, старшую и младшую группы должностей муниципальной службы.

Такие категории установлены во многих субъектах РФ, но в некоторых отдельно предусмотрена категория «обеспечивающие специалисты».

К сведению

В законах субъектов РФ также сопоставляются группы должностей муниципальной службы и группы должностей государственной гражданской субъекта РФ. Так, высшая и главная группы муниципальной службы соответствуют главной группе гражданской службы.

– высшие должности – руководитель администрации муниципального образования;

– главные должности – первый заместитель/заместитель главы администрации муниципального образования, первый заместитель/заместитель руководителя администрации муниципального образования, руководитель органа администрации муниципального образования, управляющий делами администрации муниципального образования, первый заместитель руководителя органа местного самоуправления, заместитель председателя контрольно-счетного органа, начальник отдела, заместитель начальника отдела;

– ведущие должности – заместитель председателя комитета, заместитель начальника управления, заместитель начальника отдела; начальник отдела в составе комитета, управления, заместитель начальника отдела в составе комитета, управления; начальник сектора в составе комитета, управления, отдела.

Категория «помощники (советники)» – должности, замещаемые

на определенный срок полномочий. К ней относятся ведущие должности муниципальной службы – советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования, помощник главы муниципального образования.

– ведущая должность – консультант;

– старшие должности – главный специалист, ведущий специалист;

– младшие должности – специалист 1-й категории, специалист 2-й категории, специалист.

Если лицо, занимающее должность муниципальной службы администрации категории «специалист», является главным бухгалтером или его заместителем, то допускается двойное наименование должности.

– замещающим высшие должности муниципальной службы – чин «действительный муниципальный советник Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим главные должности – «муниципальный советник Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим ведущие должности – «советник муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим старшие должности – «старший референт муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим младшие должности – «референт муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса.

Для московских служащих срок пребывания в классном чине составляет от одного до двух лет. Чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Исключение – служащие, замещающие на определенный срок полномочий должности категорий «руководители» высшей группы должностей, «помощники (советники)»: им классные чины присваиваются без проведения квалификационных экзаменов 2 .

Перевод на другую должность

Напомним, что в силу ст. 72.1 ТК РФ перевод может быть постоянным и временным.

Постоянный перевод осуществляется только с письменного согласия работника. Если тот согласен, составляется соглашение к трудовому договору, на основании которого представитель нанимателя издает приказ о переводе. В течение недели со дня издания приказа запись о постоянном переводе вносится в трудовую книжку 3 .

Обратите внимание

Возможно, что у служащего изменилась трудовая функция, а должность осталась та же. В этом случае никакой перевод оформлять, конечно, не нужно, но работника следует известить об изменениях за два месяца до их введения. Если же муниципальный служащий не согласен продолжать работу в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы – вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья. В этом случае осуществляется перевод, о чем делается запись в трудовой книжке. При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа служащего от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Особенностью временного перевода является то, что он может осуществляться и без согласия работника, но при этом за последним сохраняются должность и место работы. Запись в трудовую книжку при временном переводе не вносится, издается приказ о временном переводе, основанием которого будут документы, подтверждающие необходимость такого перевода.

Итак, временный перевод может осуществляться:

– по инициативе работодателя. Такой перевод может быть произведен без согласия работника на срок до одного месяца в случаях: катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера); необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества; замещения временно отсутствующего работника (если простой, необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны указанными чрезвычайными обстоятельствами). Перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника (ч. 2, 3 ст. 72.2 ТК РФ);

– по соглашению сторон, заключенному в письменной форме. Так, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого сотрудника на работу. Причем если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным (ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ);

Обратите внимание

Если временный перевод стал постоянным, на основании приказа руководителя необходимо сделать запись в трудовой книжке. При этом датой перевода будет дата, с которой работник был переведен временно.

– по инициативе работника. Инициаторами такого перевода могут быть служащие, имеющие медицинские показания, а также беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК РФ). При этом за ними сохраняется средний заработок по прежней работе.

Перевод в другое структурное подразделения

Второе основание для перевода из названных нами – изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности. Определим, какие структурные подразделения могут быть в органах местного самоуправления. Прежде всего они бывают обособленными и необособленными.

Под обособленными структурными подразделениями исходя из положений ТК РФ и ГК РФ понимаются территориально обособленные подразделения, которые создаются для выполнения некоторых функций организации вне места ее нахождения, – филиалы и представительства. Деятельность филиалов (представительств) осуществляется на основании положений о филиале или представительстве, причем они должны быть указаны в уставе организации. Что касается органов муниципальной власти, у них не бывает ни филиалов, ни представительств.

Необособленные структурные подразделения образуются в результате внутреннего структурирования штата учреждения в целях распределения функций по управлению. Структура органов местного самоуправления устанавливается муниципальными правовыми актами.

К органам местного самоуправления, в которых осуществляют трудовую деятельность муниципальные служащие, относятся городские и районные администрации.

Обратите внимание

В штате, кроме должностей муниципальной службы, есть выборные должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, а также работники, которые осуществляют техническое обеспечение, но в своей деятельности руководствуются муниципальными нормативными актами.

Структура администраций города довольно сложна и имеет некоторые специфические особенности. Так, кроме главы администрации и заместителей главы в нее входят:

– структурные подразделения – отделы, сектора, например, отделы по экономике, по мобилизации, бухгалтерия, сектор по связям с общественностью;

– территориальные органы – администрации районов города. Они также являются юридическими лицами, действуют на основании устава и положений о них, утверждаемых правовым актом администрации города.

Руководство отраслевым органом осуществляет начальник управления (департамента), назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации города, который представляет интересы управления (департамента) без доверенности, осуществляет прием и увольнение работников, утверждает должностные инструкции, положения о структурных подразделениях управления (департамента), штатное расписание и исполняет иные обязанности, установленные уставом муниципального образования или иным муниципальным нормативным актом.

Управление деятельностью администраций районов на принципах единоначалия осуществляют главы этих администраций. Глава администрации района является должностным лицом местного самоуправления, заместителем главы администрации города и назначается на должность главой администрации города.

Учитывая структуру такого органа местного самоуправления, как администрация города, можно сделать следующий вывод: если муниципальный служащий переводится из одного структурного подразделения отраслевого органа (управления, департамента) в другое подразделение того же органа на ту же должность (при условии, что структурное подразделение не указано в трудовом договоре), это будет перемещение. В таком случае согласие работника не запрашивается, оформляется только приказ о перемещении.

Если же служащий переводится из структурного подразделения, указанного в его трудовом договоре, в другое, следует запросить у него согласие, заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, издать приказ о переводе и сделать запись в трудовой книжке.

В случае же перевода работника из одного отраслевого органа (управления, департамента) администрации в другое, несмотря на то, что отраслевые органы являются структурными подразделениями администрации, это будет уже перевод к другому работодателю. Дело в том, что данные подразделения являются разными юридическими лицами и работнику придется расторгать прежний трудовой договор с одним представителем нанимателя (работодателем) и заключать новый с другим. Здесь нужно руководствоваться ч. 2 ст. 72.1 ТК РФ, согласно которой такой перевод осуще-ствляется на основании письменной просьбы работника или с его письменного согласия. Свою просьбу служащий может выразить в заявлении об увольнении. В данном случае решение о переводе принимает представитель нанимателя (работодатель) – если он согласен, трудовой договор расторгается и на основании приказа в трудовой книжке производится следующая запись: «Трудовой договор прекращен в связи с переводом работника с его согласия на работу к другому работодателю, пункт 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

К сведению

При переводе муниципального служащего на новое место муниципальной службы его личное дело передается по новому месту службы 4 .

Обязанность работодателя перевести работника

Трудовым кодексом установлены случаи, когда работодатель обязан предложить сотруднику перевод на другую имеющуюся работу. Рассмотрим основания такого перевода.

1. Медицинское заключение о здоровье работника. В силу ст. 73 ТК РФ сотрудника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у него работу, не противопоказанную сотруднику по состоянию здоровья. Если он нуждается во временном переводе на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить сотрудника от работы с сохранением места работы (должности), а если требуется перевод на срок более четырех месяцев или постоянный, то при отказе сотрудника от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

К сведению

В целях раннего выявления заболеваний, в том числе препятствующих поступлению на муниципальную службу и ее прохождению, служащие в соответствии с порядком, установленным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н 5 , проходят ежегодную диспансеризацию. По результатам проведения обследования медицинское учреждение по месту наблюдения служащего выдает ему заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению. Перечень заболеваний и форма заключения установлены данным порядком. Если у служащего было выявлено заболевание, препятствующее прохождению службы, копия заключения в течение 10 дней направляется по месту прохождения службы.

2. Изменение организационных или технологических условий труда. Если в случае структурной реорганизации организации или в силу других причин определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О таких изменениях работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца. Если он не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан предложить ему перевод (ч. 3 ст. 74 ТК РФ).

3. Восстановление на работе лица, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

5. Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска (п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

7. Сокращение численности штата работников (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Во всех вышеуказанных случаях, за исключением перевода по медицинским показаниям, работодатель обязан в письменной форме предлагать работнику как вакантные должности или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии указанной работы или отказе от предложенной работы трудовой договор прекращается по соответствующим основаниям.

Обратите внимание

Читайте также: