Кто такой идеологический работник

Опубликовано: 15.05.2024

коллективов, требующая приложения определенных интеллектуальных и физических усилий. Любая работа выступает как трудовой процесс, включающий субъект деятельности, ее цель, предмет, средства, формы и методы, а также результат деятельности. Принято различать такие виды труда, как физический и умственный, промышленный и сель­скохозяйственный, рутинный и творческий, руководящий и ис­полнительский, квалифицированный и неквалифицирован­ный и др. Работа, труд, целесообразная деятельность являются необходимым условием существования, как каждого отдельного индивида, так и различных объединений людей.

Идеология, как мы уже усвоили, есть продукт мышления групп людей. Это означает, что всякая идеологическая кон­струкция выступает как результат умственного труда, в котором участвуют представители данной группы людей (в идеале — каждый ее член) или нанятые для этой цели специалисты. Внеш­ним выражением результатов такого вида труда является опре­деленные идеи, понятия, принципы, представления, учения, теории, концепции и доктрины. Это — главный продукт идео­логической работы. Людей, которые выполняют такого рода умственную работу, принято называть идеологами в соб­ственном смысле этого слова. Они обычно становятся лидера­ми национального движения, руководителями государства или видными общественно-политическими деятелями.

Однако в механизме функционирования идеологии госу­дарства задействовано гораздо большее число людей, нежели круг лиц, занятых «производством» самих идей. Эти люди вы­полняют самые разнообразные функции по приведению в действие всех перечисленных выше элементов идеологическо­го механизма государства. Результат их работы закрепляется в виде речей, политических документов, нормативных актов, книг, брошюр, картин, скульптур, афиш, рекламных роликов, фильмов, газетных и журнальных публикаций, радио, и телепе­редач, театральных спектаклей и массовых представлений, раз­ного рода технических сооружений с идеологическим смыслом и т.д. Все они имеют своей целью определенное воздействие на сознание и поведение людей. Иными словами, создатели тако­го рода продукции также в той или иной мере участвуют в осу­ществлении идеологической работы.

Под идеологической работой принято понимать деятель­ность людей — умственную и физическую, руководящую и ис­полнительную, творческую и рутинную, — содержанием кото­рой является производство идей, учений, теорий, концепций и доктрин, их нормативно-правовое закрепление, систематиза­ция и доведение до сознания различных категорий граждан с помощью разнообразных средств, форм и методов.

Идеологической работой в указанном смысле в любом госу­дарстве в той или иной мере занимаются философы, социоло­ги, историки, политологи и психологи, руководители и сотруд­ники органов власти и управления, депутаты и их помощники, эксперты и консультанты, журналисты и редакторы, писатели и издатели, сценаристы, режиссеры, артисты, художники и ди­зайнеры, архитекторы и скульпторы, преподаватели и воспита­тели, сотрудники секретных служб и пропагандистских цент­ров. Именно они решают, что писать и как писать, что говорить и как говорить, что печатать и что нет; они решают, какие ста­вить фильмы и готовить радио- и телепередачи, какие устраи­вать зрелища и каким содержанием их наполнять, кому и какие памятники возводить, какие исторические места реконструи­ровать и какие мемориальные комплексы сооружать.

Данный вид деятельности можно определять как работу еще и потому, что он является для всех участвующих в нем лю­дей основным источником существования. Причем во многих странах, особенно в индустриально развитых, такая работа яв­ляется одной из самых высокооплачиваемых. Это, как отмечает А.А. Зиновьев, — организованная работа, осуществляемая из поколения в поколение. Лица, вновь вступающие на это попри­ще, получают определенную подготовку с целью приобретения необходимых для такого вида деятельности знаний, умений и навыков. Они обязаны следовать определенным правилам профессиональной идеологической среды, чтобы зарабатывать на жизнь, делать карьеру и приобретать известность [21].

Не следует, однако, отождествлять собственно идеологиче­скую работу и политическую деятельность. Это вытекает из со­отношения идеологии и политики, которое рассматривалось выше. Идеологическую работу могут выполнять лица, органи­зации и учреждения, не наделенные властными полномочиями и не добивающиеся власти. Что же касается политиков или ин­ститутов власти, то идеологическая работа — формулирование общезначимых идей, ценностей, целей и представлений, их до­ведение до сознания граждан — является составным аспектом их политической деятельности.

Идейный плюрализм гражданского общества и государственная идеология

Суть проблемы

Гражданским называется общество, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена законом. Такое общество составляет комп­лекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов (включая семью, школу, средства массовой информации, про­изводственные, творческие и иные объединения по интересам, церковь, общественные организации и движения), взаимодей­ствие которых регулируется гражданским правом.

Суть проблемы, обозначенной в формулировке параграфа, заключается в кажущейся несовместимости идейно-политического плюрализма, присущего гражданскому обществу, и госу­дарственной идеологии как целостного комплекса идей, оруди­ем реализации которых является государство. На этом основа­нии одни авторы, признавая необходимость «общественно зна­чимой приоритетной национальной идеи», все же отказывают государственной идеологии в праве на существование [22]. Другие полагают, что никакая идеология не может устанавли­ваться в качестве государственной или обязательной, не при­знавая при этом необходимость каких бы то ни было обще­ственно значимых идей [23]. Третьи же считают, что только идеология политических партий или иных общественных объ­единений не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан, не отрицая необходимости наличия государствен­ной идеологии [24].

Действительно, с одной стороны, не вызывает сомнений та­кая черта гражданского общества, как мировоззренческий плюрализм. Очевидно, что для гражданского общества харак­терна разветвленная социальная структура, каждая из составля­ющих которой является носителем специфического социаль­ного интереса, а значит, и собственной системы идей, ценно­стей и представлений. Этим и предопределяется идейно-поли­тическое многообразие, присущее гражданскому обществу. С другой стороны, очевидным является и тот факт, что каждое политически организованное сообщество людей также являет­ся носителем особых, затрагивающих его жизненные основа­ния как целого, интересов, которые в равной мере относятся ко всем членам сообщества. Систему идей, ценностей и представ­лений, носителем которых являются организованный в полити­ческое сообщество народ, как мы уже знаем, принято называть государственной идеологией.

В связи с этим закономерно возникает вопрос: в какой мере согласуются друг с другом частные интересы многочис­ленных составляющих гражданское общество социальных субъектов и интересы нации как государственно-организо­ванной общности людей?

На каждом крупном белорусском производстве, в каждом райисполкоме есть свой идеолог, а иногда и целый отдел идеологии.

На каждом крупном белорусском производстве, в каждом райисполкоме есть свой идеолог, а иногда и целый отдел идеологии. Обычно идеолог — это солидно одетый человек среднего возраста, занимающий отдельный кабинет. На днях в интернете появилась информация, что зарплата идеолога одного из предприятий в 2,5 раза превышает среднюю по Беларуси.

Nj7wukiotja

Наверное, за эти немалые деньги идеолог решает какие-то важные вопросы? Еврорадио поймало себя на том, что мы. не знаем, чем занимается вся эта армия идеологов! Тогда мы обратились в идеологические отделы белорусских предприятий и райисполкомов, и попросили их руководителей рассказать о своём обычном рабочем дне.

Выяснилось, что работа идеолога настолько ответственная и напряжённая, что времени рассказывать о ней журналистам нет.

"Почему мы должны отвечать?"

Ведущий специалист по идеологической работе на Глубокском молочно-консервном комбинате Виктор Копылов не захотел отвечать на вопросы Еврорадио.

"Я не знаю, кто со мной разговаривает. Почему мы должны вам давать такие ответы? Обращайтесь с официальным запросом", — ответил ведущий идеолог и бросил трубку.

Очень занята

Затруднились ответить на наши вопросы и в идеологическом отделе солигорского предприятия "Купалинка". Заместитель директора по идеологической работе Илона Гражинская сначала попросила позвонить позже. Но и потом отказалась объяснить Еврорадио, в чём заключается её работа, сославшись на большую занятость.

Посмотрите в интернете

Не нашли возможности рассказать Еврорадио о своей работе и на Толочинским консервном заводе. Заместитель директора по идеологической работе Валентина Арабчик ответила, что нет времени что-то объяснять, и посоветовала посмотреть должностные обязанности идеологов в интернете.

Работает в коллективе

Не все идеологи закрываются от журналистов. Галина Ковалёва, заместитель главного директора по идеологической работе Рогачёвского молочно-консервного комбината, рассказывать о своей работе не стала, мол, по телефону не хватит времени. Зато рассказала о предприятии, на котором работает:

"Сегодня наше предприятие процветает. Работники имеют достойную оплату труда и другие социальные льготы, предусмотренные большим коллективным договором. Вот это, наверное, и есть результат работы нашего коллектива. Мой в том числе".

На предприятии добавляют, что открыты для диалога и для конструктивного сотрудничества, и предложили нам приехать и посмотреть, как работает завод.

Выводят на позитив

На витебском заводе "Витязь" считают, что работа идеолога — в любой ситуации искать позитивные моменты.

"Как бы ни было трудно финансово, однозначно должны быть положительные моменты, — ответила Еврорадио помощница генерального директора по идеологической работе Елена Нежурина. — Мы проводим выставки, встречи с ветеранами. Нужно на позитив выводить народ".

"Хоть вам о своей работе расскажу"

Кроме идеологических отделов на предприятиях, Еврорадио обратилось в райисполкомы. В отделе идеологической работы Дубровенского райисполкома нам рассказали, что ведут большую культурную работу. Но не только.

"Рабочий день очень насыщен, — рассказывает начальник отдела Людмила Дударева. — 2 апреля был День единения народов Беларуси и России. На границе мы встречали российскую делегацию. Знакомили людей с городом, с культурой. У меня стаж работы более двадцати лет, но две тысячи рублей я никогда не получала. Даже и близко к этому нет".

Чиновница продолжает рассказывать о многочисленных культурных событиях, которые пройдут в районе в ближайшие месяцы.

"Ещё работаем над подпиской на периодические издания, — говорит Дударева, вздыхая. — У нас есть "Днепровская правда", на которую мы должны обеспечить. И ещё на областную газету "Витебские вести". Нелёгкое, скажем так, направление. Занимаемся и благоустройством. Давайте, я вам ещё расскажу. Я хоть кому-то об этом расскажу".

Работает с народом

В отделе идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Шарковщинского райисполкома Еврорадио рассказали, что не сидят в кабинетах.

"Начнём с того, что работа не кабинетная, — рассказала начальник отдела Людмила Стома. — Мы в народе, в трудовых коллективах. В данный момент мы готовимся к мероприятию "Человек года Шарковщины". К нам постоянно обращаются люди".

Что касается зарплаты в 2500 рублей, представительница райисполкома говорит, что их зарплата далека от этой цифры: "Мы на государственной службе, потому как у всех, так и у нас".

В райисполкоме добавляют, что должность идеолога ни в коем случае не является бесполезной.

коллективов, требующая приложения определенных интеллектуальных и физических усилий. Любая работа выступает как трудовой процесс, включающий субъект деятельности, ее цель, предмет, средства, формы и методы, а также результат деятельности. Принято различать такие виды труда, как физический и умственный, промышленный и сель­скохозяйственный, рутинный и творческий, руководящий и ис­полнительский, квалифицированный и неквалифицирован­ный и др. Работа, труд, целесообразная деятельность являются необходимым условием существования, как каждого отдельного индивида, так и различных объединений людей.

Идеология, как мы уже усвоили, есть продукт мышления групп людей. Это означает, что всякая идеологическая кон­струкция выступает как результат умственного труда, в котором участвуют представители данной группы людей (в идеале — каждый ее член) или нанятые для этой цели специалисты. Внеш­ним выражением результатов такого вида труда является опре­деленные идеи, понятия, принципы, представления, учения, теории, концепции и доктрины. Это — главный продукт идео­логической работы. Людей, которые выполняют такого рода умственную работу, принято называть идеологами в соб­ственном смысле этого слова. Они обычно становятся лидера­ми национального движения, руководителями государства или видными общественно-политическими деятелями.

Однако в механизме функционирования идеологии госу­дарства задействовано гораздо большее число людей, нежели круг лиц, занятых «производством» самих идей. Эти люди вы­полняют самые разнообразные функции по приведению в действие всех перечисленных выше элементов идеологическо­го механизма государства. Результат их работы закрепляется в виде речей, политических документов, нормативных актов, книг, брошюр, картин, скульптур, афиш, рекламных роликов, фильмов, газетных и журнальных публикаций, радио, и телепе­редач, театральных спектаклей и массовых представлений, раз­ного рода технических сооружений с идеологическим смыслом и т.д. Все они имеют своей целью определенное воздействие на сознание и поведение людей. Иными словами, создатели тако­го рода продукции также в той или иной мере участвуют в осу­ществлении идеологической работы.

Под идеологической работой принято понимать деятель­ность людей — умственную и физическую, руководящую и ис­полнительную, творческую и рутинную, — содержанием кото­рой является производство идей, учений, теорий, концепций и доктрин, их нормативно-правовое закрепление, систематиза­ция и доведение до сознания различных категорий граждан с помощью разнообразных средств, форм и методов.

Идеологической работой в указанном смысле в любом госу­дарстве в той или иной мере занимаются философы, социоло­ги, историки, политологи и психологи, руководители и сотруд­ники органов власти и управления, депутаты и их помощники, эксперты и консультанты, журналисты и редакторы, писатели и издатели, сценаристы, режиссеры, артисты, художники и ди­зайнеры, архитекторы и скульпторы, преподаватели и воспита­тели, сотрудники секретных служб и пропагандистских цент­ров. Именно они решают, что писать и как писать, что говорить и как говорить, что печатать и что нет; они решают, какие ста­вить фильмы и готовить радио- и телепередачи, какие устраи­вать зрелища и каким содержанием их наполнять, кому и какие памятники возводить, какие исторические места реконструи­ровать и какие мемориальные комплексы сооружать.

Данный вид деятельности можно определять как работу еще и потому, что он является для всех участвующих в нем лю­дей основным источником существования. Причем во многих странах, особенно в индустриально развитых, такая работа яв­ляется одной из самых высокооплачиваемых. Это, как отмечает А.А. Зиновьев, — организованная работа, осуществляемая из поколения в поколение. Лица, вновь вступающие на это попри­ще, получают определенную подготовку с целью приобретения необходимых для такого вида деятельности знаний, умений и навыков. Они обязаны следовать определенным правилам профессиональной идеологической среды, чтобы зарабатывать на жизнь, делать карьеру и приобретать известность [21].

Не следует, однако, отождествлять собственно идеологиче­скую работу и политическую деятельность. Это вытекает из со­отношения идеологии и политики, которое рассматривалось выше. Идеологическую работу могут выполнять лица, органи­зации и учреждения, не наделенные властными полномочиями и не добивающиеся власти. Что же касается политиков или ин­ститутов власти, то идеологическая работа — формулирование общезначимых идей, ценностей, целей и представлений, их до­ведение до сознания граждан — является составным аспектом их политической деятельности.

Идейный плюрализм гражданского общества и государственная идеология

Суть проблемы

Гражданским называется общество, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена законом. Такое общество составляет комп­лекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов (включая семью, школу, средства массовой информации, про­изводственные, творческие и иные объединения по интересам, церковь, общественные организации и движения), взаимодей­ствие которых регулируется гражданским правом.

Суть проблемы, обозначенной в формулировке параграфа, заключается в кажущейся несовместимости идейно-политического плюрализма, присущего гражданскому обществу, и госу­дарственной идеологии как целостного комплекса идей, оруди­ем реализации которых является государство. На этом основа­нии одни авторы, признавая необходимость «общественно зна­чимой приоритетной национальной идеи», все же отказывают государственной идеологии в праве на существование [22]. Другие полагают, что никакая идеология не может устанавли­ваться в качестве государственной или обязательной, не при­знавая при этом необходимость каких бы то ни было обще­ственно значимых идей [23]. Третьи же считают, что только идеология политических партий или иных общественных объ­единений не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан, не отрицая необходимости наличия государствен­ной идеологии [24].

Действительно, с одной стороны, не вызывает сомнений та­кая черта гражданского общества, как мировоззренческий плюрализм. Очевидно, что для гражданского общества харак­терна разветвленная социальная структура, каждая из составля­ющих которой является носителем специфического социаль­ного интереса, а значит, и собственной системы идей, ценно­стей и представлений. Этим и предопределяется идейно-поли­тическое многообразие, присущее гражданскому обществу. С другой стороны, очевидным является и тот факт, что каждое политически организованное сообщество людей также являет­ся носителем особых, затрагивающих его жизненные основа­ния как целого, интересов, которые в равной мере относятся ко всем членам сообщества. Систему идей, ценностей и представ­лений, носителем которых являются организованный в полити­ческое сообщество народ, как мы уже знаем, принято называть государственной идеологией.

В связи с этим закономерно возникает вопрос: в какой мере согласуются друг с другом частные интересы многочис­ленных составляющих гражданское общество социальных субъектов и интересы нации как государственно-организо­ванной общности людей?

Сосуществование идеологий

Политически организованное сообщество, т.е. государство, изначально возникает как объединение людей, основанное на принципе согласования их индивидуальных, групповых и общих интересов. В политической науке прочно утвердилась точка зрения, согласно которой политика по своей сути есть

стремление осуществить в обществе принципы порядка и спра­ведливости. Историческая тенденция развития политического сообщества также состоит не в ослаблении, а в усилении значи­мости указанных принципов.

Гражданское общество знаменует собой выход на новый ка­чественный уровень реализации принципа согласования инди­видуальных, групповых и общих интересов людей. Важнейшая отличительная черта такого общества состоит в новом, добровольном характере связей и отношений между людьми. Это оз­начает, что в таком обществе люди и их организации обладают реальной, гарантированной государством возможностью свободно объединяться для достижения общих хозяйственных, политических, научных, культурных и всевозможных иных целей. Само гражданское общество как целое представляет собой спе­цифическую макроассоциацию составляющих его частных лиц и их добровольных объединений, в основе которой находятся осознаваемые всеми ее участниками общие интересы. Прин­цип согласования индивидуальных, групповых и общих интере­сов в нем становится доминирующим, в его строжайшем соблюдении заинтересованы все составляющие данное общество социальные субъекты. И политический процесс в гражданском обществе осуществляется уже не иначе, как на основе стремления правящей группы обеспечить баланс интересов различных! участников сообщества.

Как заметил еще немецкий философ В.Ф. Гегель (1770— 1831), общий интерес содержит в себе и частный интерес каж­дого отдельного члена политического сообщества. «Индивид,— писал он, — должен каким-либо образом находить в исполне­нии своей обязанности также и свой собственный интерес, свое удовлетворение или расчет, и из его отношения к государству для него должно возникнуть право, благодаря которому всеобщее дело становится его собственным, особенным делом. Поистине, особенный интерес не должен быть отстранен или даже подавлен, а должен быть приведен в согласие со всеоб­щим, благодаря чему будет сохранен он сам и сохранено всеоб­щее» [25]. Это предполагает добровольный отказ — частичный, а в отдельных случаях и полный — от своих узкогрупповых устремлений ради реализации общенациональных интересов.

Таким образом, государственная идеология в гражданском обществе представляет собой не что иное, как концентриро­ванное выражение общих интересов всех членов сообщества,

т.е. национальных интересов. Это означает, что государствен­ная идеология не только совместима с идейным плюрализмом гражданского общества, но ее наличие является необходи­мым условием жизнедеятельности такого общества, обеспече­ния его целостности и стабильности. Иными словами, в граж­данском обществе государственная и частные идеологии сосу­ществуют при добровольном признании всеми социальными Субъектами приоритета идей, ценностей и представлений об­щенациональной значимости, т.е. государственной идеоло­гии, что получает свое юридическое закрепление в конститу­ции государства.

Идеология.
Про идеологию много написано правильного и не очень, но еще больше супер- и псевдонаучной зауми, которая очень эффективно запутывает суть проблемы.

Цель данного материала – помочь идеологу уверенно стоять на твердой теоретической почве, чтобы не путался в мелочах, и мог дать достойный отпор любому демагогу. Материал дается достаточно схематично, но ценность любой схемы в том, что, отвлекаясь от подробностей, наглядно видны общие закономерности становления и развития того или иного объекта исследования.

Маркс - «История есть не что иное, как деятельность, преследующего свои цели человека». Вот из этого и будем исходить.

Человек существо деятельное, находится в определенных природных и социальных условиях. Базовая потребность, как у любого живого существа – выживание, самосохранение. Для этого возникает необходимость преобразования окружающей среды в формы пригодные для жизни. Развитие человека порождает всё новые потребности, усложняющиеся количественно и качественно, которые, в свою очередь, формируют независимо от желания человека, новый веер потребностей. Высшие потребности – познание, творчество, гуманизм. Вместе с ними появляются ложные, пседопотребности, которые в настоящее время продуцируются и внедряются правящим классом намеренно для отвлечения от проблем реальной жизни. По сути, происходит своеобразная реинкарнация «хлеба и зрелищ!»

Движущей силой удовлетворения потребностей выступает интерес.

Интерес (не любопытство!) – центральная категория при изучении идеологии. Разберем подробнее. Интерес – это объективное отношение к действительности. Человек осознает существующие препятствия для удовлетворения потребностей.

Появляются мотивы, желания, помыслы, идеи изменить эти препятствия в свою пользу. АКТИВНОСТЬ человека (группы, этноса, класса, государства) приобретает направленность, вектор действия. Интерес является своеобразным энергетическим запалом действия и определения его вектора.

Определяется идеальная модель будущего - ЦЕЛЬ, для достижения которой вырабатывается комплекс способов, приемов, исполнителей. Привлекательная цель – мощнейший фактор сплочения социального субъекта.
Ценности.
Выделяются ЦЕННОСТИ, т.е. наиболее значимые для самосохранения и построения будущего предметы, мысли, теории, доктрины, символы, способы действия и пр. (Более подробно в статье «Культура как поле социально-классовой борьбы»).

Становление этих составляющих означает появление идеологии как таковой – особой сферы знания и действия. В достаточно зрелом виде, идеология появилась в Европе примерно к середине 19 века, хотя отдельные ее элементы уходят в незапамятные времена.

Вся жизнь социума – бесконечный многоуровневый конфликт интересов личных, групповых, классовых, государственных, геополитических, национальных. В классовом обществе правящий класс свои субъективные интересы выдает за общенародные, которые народные массы должны защищать как свои кровные, что и происходит.

Идеологическая борьба – это борьба за коренные интересы, а поскольку интересы формируются экономическим строем, значит, это должна быть борьба за смену строя, общественно-экономической формации. Другого пути природа не придумала, в силу отсутствия такового.

Основные приемы борьбы:

- подмена коренных интересов, целей, ценностей одного класса интересами другого класса, и ситуативными (вроде Крым наш), или просто ложными… Диапазон велик и постоянно пополняется;

- камуфляж своих живодерских интересов в различные формы – религиозные, националистические, абстрактно-гуманистические, экологические и пр.;

- неустанное шельмование значимых ценностей, целей социального оппонента;

- искажение, фальсификация истории. Самый действенный способ из этой обоймы – полуправда.

Лучшая оборона – действовать на опережение.

Особенности любой идеологии. Идеология и наука.

Любая идеология неизбежно содержит в себе социальную мифологию, некоторые преувеличения в свою пользу и наоборот. Идеология, поскольку ее суть – побуждение к действию, должна содержать в себе мощный заряд эмоционально-образного воздействия.

Необходимость постоянного воздействия, при систематической смене и поиске новых форм, поскольку старые формы через определенное время не воспринимаются. (Почему сейчас так популярен Платошкин? Он сказал что-то новое? Нет. Просто сменилась форма подачи материала, что вроде задушевного разговора. Хотя его избыточно-настойчивые призывы идти голосовать, напоминают попа Гапона.)

Маркс определял идеологию как ложное, иллюзорное сознание. И не зря, в то время борьба за умы масс шла с помощью религии, социальной мифологии, традиций, обычаев, предрассудков и не могло быть иначе. Но без элементов науки все равно было не обойтись. Чтобы защищать свои коренные интересы, особенно нарождающейся буржуазии, необходима наука. Не зря один из французских просветителей-энциклопедистов Вольтер прямо сказал в адрес церкви – «раздавите гадину!».

Общество бурно усложнялось, дифференцировалось, требовалось научное управление. Идеология не исключение. Величайшие прозрения классиков марксизма впервые вооружили наукой пролетариат, наиболее прогрессивный класс.

Одна из причин временного поражения социализма в нашей стране – глубокое отставание теоретического обеспечения принятия политических решений плюс вражина, руководившая идеологией и заведомо направлявшая ее в тупик.Хороший урок! Не забыть бы его.


СИСТЕМА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Любое общество обладает сложной структурой – взаимодействием больших групп людей, связанных общими коренными интересами. Реализация социальных интересов требует их осознания, защиты и проведения в жизнь. Комплекс этих задач и составляет содержание идеологической работы.

Системная организация общества предопределяет и системную организацию идеологии во всех ее проявлениях. Система является взаимосвязанным целым, в основе которого лежит системообразующее начало (принцип). В нашем случае, таким началом является борьба за социализм.

Сложные динамические системы, к которым относится идеология, состоят из уровней и элементов с устойчивыми связями между ними. Уровни и элементы - относительно неделимые части системы. Иногда их называют подсистемами, так как они обладают всеми системными признаками, но подчиненными центральной системе.

Уровни делятся на высшие и низшие, объединенные связями субординации, соподчинения (низшие уровни подчинены высшим) по вертикали. Уровни состоят из примерно однотипных элементов, объединённых связями координации, по горизонтали.

Идеология как система.

Важнейшая особенность идеологии – в принципе не может развиваться стихийно. Это может быть только результатом целенаправленной сознательной работы людей, обладающих определенными навыками и уровнем подготовки.

Система идеологической работы включает в себя как минимум три уровня: теоретический; научно-практический; непосредственная агитация и пропаганда.

Четко выраженной границы между уровнями не имеется, но всё-таки у каждого имеется своя специфика.

Это высший уровень, центральное ядро всей системы идеологической работы. Теоретический уровень предполагает на основе глубокого теоретического анализа:

- Определение стратегии и тактики на перспективу и текущий момент;

- Разработку и корректирование основополагающих документов партии, или иного руководящего органа;

- Разработку рекомендаций, материалов методического плана для организации практической работы;

- Обоснование принятия знаковых политических решений;

- Изучение и разработка современных политтехнологий;

- Изучение социальной структуры современной РФ: а) что представляет современный рабочий класс, тенденции его развития, участия в революционной борьбе; б) формы взаимодействия с нашими союзниками, противниками, индифферентным болотом;

- Культура в современной политической и классовой борьбе. Сейчас выходит на первый план;

- Система ценностей - обоснование, распространение, защита.

Перечислены некоторые направления теоретической работы. Современность полностью подтверждает известный тезис: нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Кто исполнители: нужен поиск, много, очень много подготовленных людей, которые сейчас не у дел и не собираются нести в аудитории бред современного "обществознания".

- непосредственная организация идеологической работы:

а) выпуск газеты. Обычная ошибка – не учитывается, что газета – это сложный организм, со своей СЕТЬЮ (КОРРЕСПОНДЕНТАМИ на местах) сбора информации и профессиональными журналистами.

Иначе газета теряет свой смысл, превращаясь в газету одного автора, или информационный листок о партийной жизни, или идут просто перепечатки интересных материалов из разных источников. Газета начинает выполнять свое предназначение только во время выборов разного уровня.

б) обучение. Теоретически-обучающая работа коммунистического движения в РФ идет очень интенсивно, перечислим некоторые центры - "Фонд рабочая академия", «Красный университет»,"Красное ТВ", "Рабочий университет им. Хлебникова", "Красная школа" (Самара), "Коломенский куст", ж-л "Политическое просвещение" выпускается КПРФ, имеется много интересного, глубокого материала и пр. и пр. Было бы неплохо, точнее необходимо, объединить всё в единый центр, по крайней мере, вести работу в этом направлении. А может, на данном этапе так и надо?

в) обеспечение материалами разного уровня обязательно актуальными и на бумажных носителях обкомов, райкомов, первичек;

г) участие в различных "круглых столах", дискуссиях, выступления в любой аудитории (на ТВ, радио и пр.). Небольшая ремарка. Идеологи времен КПСС являлись РЕТРАНСЛЯТОРАМИ материалов, спущенных сверху. Кто лучше организует, заставит изучать материалы очередного съезда, тот и молодец.

В настоящее время на местах приходится проявлять творческий подход, нет выхода! Старый опыт не работает. Необходим постоянно действующий семинар по обмену опытом. В каждом региональном отделении имеется человек, прямо или косвенно отвечающий за идеологию. Это уже готовая команда в рамках всей партии, которую надо объединить, творчески использовать и распространять наработанный опыт.

Агитация и пропаганда

Непосредственная работа с разной аудиторией:

- распространение газет, листовок, агитматериалов;

- организация и проведение митингов, праздничных мероприятий, пикетов, акций протеста…;

- использование любой возможности для выступления, даже в агрессивно-враждебной аудитории;

- по возможности – помощь (участие) в организации забастовок…

Идеология требует постоянного обновления, развития. - Самая большая проблема на сегодняшний день.
Лукичев В.А. Благовещенск-на-Амуре 2019г. октябрь.

Главный принцип Идеолога принадлежность к какой-либо идеологии.

Идеолог живет Идеей. Она может идти вразрез с общепринятой идеологией, но обязательно олицетворяет Идеал, на достижение которого направлены все помыслы Идеолога.

Идеолог это

Также главный принцип идеологов точнее всего суть типа – Идеолог – изложил американский философ Уильям Джемс. Идеолог это концентрция на внутреннем самоощущении, духовных исканиях. Джемс выделяет рационализм как основополагающую особенность мышления идеологов. Они уверены, что способны создавать теоретические концепции, не нуждающиеся в опытном подтверждении. Только отвлеченные рассуждения, логические выкладки и дедукция имеют вес в глазах идеологов. Характерными чертами идеологов по Джемсу являются: интеллект, идеализм, религиозность, свободолюбие, монизм и догматизм. Идеологи часто оставляют яркий след в истории и порой неоднозначный. В зависимости от движущих мотивов система ценностей идеолога может, как созидать, так и разрушать. Тогда в первом случае он становится подвижником Идеи, идеологом – героем. Например, Д.Бруно, диссиденты-шестидесятники, Ж. д’Арк, Павка Корчагин. Во втором случае главный светлый идеал справедливости, правды, патриотизма, свободы гипертрофируется в сознании идеолога до состояния зла и уничтожения. Здесь уместно вспомнить И.Грозного, Ленина, Троцкого, Сталина, Гитлера.

Идеолог это

Идеологи в литературе это А.Болконский и Р.Раскольников, по воле Л.Толстого и Ф.Достоевского ставших выразителями идей своих поколений. Князь Андрей Болконский всю жизнь был поглощен идеей о существовании человечества как единого целого, и своего отчуждения от него. Четкое осознание этого пришло к нему впервые перед Аустерлицким сражением, когда даже Наполеон показался ему «удаленным» человечком. И высшую несправедливость князь видел в войне, когда человечество убивает само себя. И только смерть, которую он ассоциировал с величием неба, царящего над обольщением жизнью, способна повлиять на людей. Болконский не желал участвовать в убийстве одних мелких людей другими и вышел в отставку. Но патриотизм, чувство долга и стремление к правде победило в нем отрешенность, когда началась отечественная война. Смертельно раненый на Бородинском поле, князь переживает очищение через возвышение над этим (Катарсис) и внутренне примиряется с несовершенством жизни.

Раскольников, также как и Болконский, внутренне закрыт и всецело поглощен выстраиванием идеологической концепции. Трагедия его в том, что считая себя творцом Идеи, по сути, оказался ее заложником. Изначально восставая против социальной несправедливости и желая облагодетельствовать всех и сразу, Раскольников пережил все логические этапы своей утопии и в итоге объясняет убийство правом сильной личности. Люди же видятся ему только серой, низменной массой, которая нуждается в тирании. Раскольников был захвачен, идеей искоренить социальное зло. И сделать это мог только выдающийся, передовой человек, т.е. он сам. Само общество, по его мнению, было на это не способно. Переполнявшая его гордыня требовала действия, способного подтвердить правильность теории. Убийство старухи-процентщицы стало экспериментом, в котором Раскольников проверил свою верность идее и таким образом перешел от теории к практике. Но опыт не удался. Гуманный по природе Раскольников вверг себя в жесточайший идеологический и психологический кризис. Образ Раскольникова служит примером «чистого идеолога» генерирующего идеи и теории. Как видим, идеологи делятся на тех, кто сам готов к самопожертвованию за Идею и тех, кто начинает мстить обществу за то, что оно не соответствует идеалу. Звучит пугающе, но тем интереснее разобраться в этом типаже.

Идеолог это

Идеолог это армейские люди. Вы наверняка слышали «Патриотизм, прежде всего», «Долг перед Родиной» это главный идеологический принцип.

Идеолог это изобретатели. Все как один идеологи. «Стремление к неизвестному», «Воплощение идеи в жизнь» это главный ценностный принцип изобретателя, несмотря на любые жизненные трудности, безденежье, отсутствие семьи. Изобретатель идёт к своей цели несмотря не на что. Здесь на ум приходит, по-моему главный изобретатель 20 века Никола Тесла.

Читайте также: