Кто такой сотрудник гнк

Опубликовано: 23.04.2024

В начале 2015 года стало известно о ликвидации крупнейшей государственной структуры – федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Новость вызвала много обсуждений. В первую очередь возмущались сотрудники ведомства, дальнейшая судьба которых оставалась совершенно неизвестной. Не меньше вопросов вызвало и решение передать все полномочия и дела правоохранительным органам. МВД и без того не радует результатами деятельности, а теперь еще и появилась дополнительная нагрузка. В чем же причина сокращения ФСКН и как это отразится на борьбе с наркотиками в стране, будет рассмотрено ниже.

сокращение ФСКН

История

После вступления в силу президентского закона от 26.09.2002 был образован Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ при МВД. Причиной создания нового ведомства стало увеличение случаев изготовления и распространения наркотиков в разных регионах страны. Правоохранительные органы не справлялись с задачей, поэтому была необходима структура, целью которой было бы отслеживание путей сбыта, выявление сети организаторов и изготовителей.

В 2003 году комитет был преобразован в Госнаркоконтроль во главе с генералом полиции В. В. Черкесовым. Новое ведомство получило в свой состав большой штат сотрудников, до этого сокращенных из налоговой полиции. В этом же году было утверждено положение, регламентирующее сферу деятельности организации, права и полномочия служебных лиц. В 2004 году структура получила свое окончательное название – Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).

В 2011 году служба даже получила собственное знамя, утвержденное указом президента. Но уже в 2015 г. заговорили о скорой реорганизации двух государственных структур ФМС и ФСКН РФ. Причиной стал затяжной кризис, требовались массовые сокращения для стабилизации бюджета.

Направление деятельности

Задачи ведомства регламентированы Положением от 2003 года. Деятельность сотрудников направлена на предупреждение и выявление случаев незаконного оборота наркотических средств. Уголовным преследованием структура не занималась, в её обязанности входило предварительное расследование с передачей дел в МВД или прокуратуру. Согласно приказам ФСКН России, должностные лица имели право вести производство по административным делам с последующей передачей их в суд.

ликвидация ФКСН

Одной из целей службы было осуществление координации с разными структурами и государственными органами по вопросам контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Первостепенной задачей для организации было налаживание отношений с подобными структурами других стран для получения данных о ввозе или вывозе запрещенных веществ. За 13 лет была создана единая база данных, куда заносились данные о лицах, причастных к совершению преступления, их связях и другая оперативная информация. С 2008 года вплоть до ликвидации начальником ФСКН был Виктор Петрович Иванов.

Структура

В 2007 году в целях оптимизации работы в сфере борьбы с наркотиками был образован Государственный антинаркотический комитет. Этот орган не выполнял никаких исполнительных функций, в его задачи входила координация действий остальных ведомств в процессе борьбы с оборотом наркотиков. В его состав вошли министры и директора важнейших государственных структур РФ во главе с помощником президента Российской Федерации. Организует работу антинаркотического комитета управление ФСКН.

В состав федеральной службы входят 10 департаментов:

  • административный;
  • оперативно-розыскной;
  • собственной безопасности;
  • международно-правовой;
  • следственный;
  • по сотрудничеству с другими ведомствами;
  • тылового обеспечения;
  • криминалистический;
  • кадровый.

В каждом городе страны были сформированы региональные управления, которые подчинялись центральным аппаратам в области и Москве.

Общественное мнение

Как это ни странно, сокращение ФСКН среди простого населения или прошло незаметно, или нашло поддержку. За годы работы службы о ней сложилось довольно неоднозначное мнение. По статистике, больше половины осужденных, находящихся в колониях России, отбывают наказание по ст. 228, то есть за незаконный оборот наркотиков. И многие случаи задержания и предъявления обвинений вызывают сомнение в законности действий сотрудников ФСКН РФ. Большинство перекупщиков арестовывали во время контрольной закупки, когда человека порой намеренно подводят к приобретению запрещенных веществ.

Поэтому общественное мнение о структуре сложилось отрицательное. На всевозможных форумах можно найти истории людей, которым предъявляли обвинения за нежелание делиться информацией или же по причине личной неприязни. Судить о правоте тех или иных заявлений сложно, но то, что система требовала изменений, было понятно многим. Правда, никто не ожидал, что они будут столь кардинальными.

ФСКН РФ

Скандалы

Еще одной причиной недовольства населения стали неожиданные и иногда странные инициативы руководства Федеральной службы. В 2004 году большой скандал вызвал указ по запрету использования лекарственного препарата "Кетамин" ветеринарным клиникам. Это средство используется для наркоза и обезболивания животных. Такое решение вызвало бурную дискуссию в обществе и среди ветеринаров. На свой страх и риск они не переставали использовать "Кетамин", из-за чего было заведено немало уголовных дел.

Кетаминовые войны продолжались вплоть до 2006 года, когда Пленум Верховного Суда разрешил использование лекарства для лечения животных. Самый серьезный срок получил один из ветеринаров А. Шпак, за попытку передачи запрещенного вещества его осудили на 8 лет. Это дело вызвало большой общественный резонанс и долго обсуждалось в прессе.

сотрудники ФСКН

Общественная критика

По мнению экспертов, ликвидация ФСКН была вызвана не только финансовыми затруднениями в стране, но и крайним недоверием населения к этому ведомству. За годы деятельности службы оборот наркотических средств увеличился в несколько раз. Не стало меньше и наркоманов, по мнению общественности, притоны существуют и будут существовать, так как на большинство из них правоохранительные органы просто закрывают глаза.

Возмущение населения также вызывают всевозможные коррупционные скандалы и сведения о превышении полномочий. Например, громкий скандал разгорелся вокруг странного случая в Великом Новгороде, где замначальника местного отделения ФСКН указал местной жительнице на место закладки партии амфетамина в обмен на гаджет известной фирмы. Имел место и случай со смертью двух сотрудников от наркотической передозировки в сауне, принадлежащей ведомству.

По всей стране большое распространение получили синтетические наркотики, вызывающие куда большие последствия для организма человека. Несколько месяцев не могли оформить и издать закон, запрещающий этот тип наркотиков. Наряду с этим медики бьют тревогу, так как сегодня неизлечимо больные люди, испытывающие ужасные страдания, должны проходить целый ряд бюрократических препятствий для получения разрешения на употребление сильнодействующих болеутоляющих.

управление ФСКН

Ликвидация

В 2014 году Россия оказалась на пороге очередного кризиса. Падение цены на нефть, а также обесценивание рубля привели к серьезному дефициту бюджета. В рамках новой антикризисной программы Министерством финансов России было представлено новое направление по экономии государственных средств - предлагалось упразднить две федеральных службы.

Ликвидация ФСКН несла за собой увольнение 27 тыс. сотрудников по всей стране, лишь 7,5 тыс. планируется перевести в новый департамент при МВД. Первоначально назывались сроки до 1 июля 2017 года, но в недавнем заявлении Дмитрий Медведев сообщил о продлении действий по реорганизации структуры до 1 октября 2017 г.

Судьба сотрудников

По задумке правительства сокращение ФСКН должно было коснуться высших чинов, планировалось значительно сократить административный аппарат. Но по старой русской традиции больше всего пострадали рядовые сотрудники. В 2016 году В. В. Путин во время прямой линии с населением уверил собравшихся в беспочвенности страхов по поводу увольнения большого количества людей.

Бывшие сотрудники высказывают гневные возмущения по поводу проводимой реформы, связанной с сокращением ФСКН России. Согласно Указу президента №156, любой желающий и подходящий по подготовке человек может перейти на службу в другое ведомство без испытательного срока. Но более 16 тыс. человек оказались по каким-то причинам негодными для работы в МВД. А те, кто перешел, несколько месяцев не получали денежных компенсаций за месяцы вынужденного бездействия. В суды разных субъектов РФ постоянно приходят иски о восстановлении по службе или выплате полагающихся денежных средств.

приказы фскн россии

Последствия сокращения

Но правда, как всегда, оказалась иной. Массовые сокращения сотрудников ФСКН и передача дел в другие структуры весьма болезненно отразятся на всей борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Прокуроры и аналитики уже фиксируют значительное снижение темпов работы по выявлению и предотвращению незаконного сбыта наркотических средств. Еще хуже обстоит дело с организованными группировками, которые, почувствовав свободу, даже снизили цены на товар и особо не скрываются.

Последние новости

В настоящее время вопросы по поводу сокращения ФСКН так и не разрешены. Недаром Д. Медведев перенес окончательную дату ликвидации еще на 3 месяца. Не решен еще ряд важных вопросов, в первую очередь связанных с преемственностью дел и оперативных разработок новыми людьми.

Не изменилась ситуация и с тысячами бывших сотрудников. Более 20% от общего числа сразу же после принятия закона подали рапорт на пенсию, а 30% работоспособных профессионалов не нашли соответствующих должностей. Кроме того, существует проблема отсутствия выплат людям, которые до сих пор находятся в подвешенном состоянии. Суды на их стороне и подтверждают правомерность денежных исков, но МВД не считает себя преемником, поэтому отказывается выплачивать деньги.

ФСКН Росии сокращение

Как и все реформы в нашей стране, ликвидация ФСКН происходит с максимальными потерями. Как показывает практика, эта ситуация - не последний пример шоковой терапии для государственных структур России.

Успехи и провалы, весёлое начало и бесславный конец — в одном тексте.

31 марта 2016 года заместитель директора ФСКН России генерал Николай Аулов был объявлен в международный розыск. Правоохранительные органы Испании подозревали его в связях с организованной преступностью. Через 5 дней Президент Путин подписал указ об упразднении службы. Вот её история.

Предтечей органов наркоконтроля стала Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП). Кстати, знали ли вы, что налоги тесно связаны с половой жизнью (об этом чуть ниже)? Созданная поначалу в виде управления при Государственной налоговой службе, в 1995 году ФСНП окончательно оформилась как самостоятельное ведомство.

Запомнились налоговые полицейские постоянной борьбой за полномочия, ужасом, который наводили на предпринимателей и нестандартной работой в медиапространстве (коим тогда являлся, главным образом, телевизор). Вот один из её рекламных роликов (SMM-щики, учитесь):

Работали налоговики с нехарактерным для правоохранителей тех времён рвением. Уголовные дела, бесконечные проверки — бизнес очень не хотел стать предметом повышенного внимания службы. Стоит отметить, что в условиях хаоса и неразберихи России девяностых, финансовая дисциплина для предпринимателей была далеко не самым важным аспектом деятельности. Не платить налоги и сборы, уходить от них при помощи «левых» схем и не «выползать» из тени для того времени являлось чем-то обыденным.

Дабы наполнить и так зияющий дырами бюджет, государство создало соответствующий орган. На протяжении всей своей истории ФСНП набирала силу. Если поначалу в сферу её компетенции входило лишь 2 статьи УК РФ, то к моменту упразднения уже 53. Штат вырос с 12 тысяч до 50 тысяч сотрудников, была создана собственная Академия для обучения будущих фискальных полицейских, также служба получила возможность прослушивать телефонные разговоры и читать почту граждан.

Собираемость налогов ощутимо выросла, в этой части работу ФСНП признавали эффективной, она многократно окупала свой бюджет. Стоит сказать, что налоговики любили устрашающие акции, каждый третий выезд к мирным бумагомарателям сопровождался службой физической защиты, которая устраивала «маски-шоу» и доводила предпринимателей и сотрудников до сердечного приступа. К слову, однажды беременную жену влиятельного олигарха Лисовского заставили около часа стоять лицом к стене с поднятыми за головой руками.

Однако, с приходом к власти Путина приоритеты внутренней политики стали меняться. Новая команда в Кремле рьяно взялась за восстановление лежащей в руинах экономики и одним из принципиальных моментов стал инвестиционный климат. Проверки по поводу и без, постоянные доначисления и бесконечное давление никак не способствовали улучшению этого климата.

Помимо этого, если раньше естественные монополии в нефтегазовой сфере воспринимались Кремлём как неподконтрольные структуры под управлением кучки «зажравшихся» олигархов, то после расстановки своих людей монополисты стали экономической опорой новой власти. А у ФСНП, например, были конфликты с «Лукойлом» и «Газпромом».

Всё это вкупе с конкуренцией с МВД (чему там были совсем не рады) и постоянным стремлением руководства службы «нарастить» свои полномочия, привело к решению упразднить налоговую полицию. Часть сотрудников перешла в милицию, а остальной личный состав и материальная база — в Госнаркоконтроль (тогда ещё при МВД).

Куда больше собираемости налогов новую власть беспокоила ситуация с наркотиками. Милиция справлялась с задачами не сказать, что блестяще, а в крупных городах купить наркотические вещества можно было едва ли не в каждом переходе, причём самые разные.

Самое пугающее в этой ситуации было то, что наиболее активным потребителем становилась молодёжь — будущее страны. Это способствовало распространению множества заболеваний, а коррупция подразделений МВД, осуществлявших непосредственную борьбу с наркоторговлей, достигала эпических в процентном соотношении масштабов. В тот период в обществе закрепилось мнение, что сотрудники МВД вместо борьбы с наркоторговлей, занимались её «крышеванием».

Желающим собственными глазами посмотреть на происходящее тогда в стране, могут ознакомиться с документальными фильмами Евгения Ройзмана и фонда «Город без наркотиков» под названием «Оцепенение», «Золотой укол», «Нарковойны», «Наркотеррор» и другие. Предупреждаю, зрелище не для слабонервных.

Очевидным было также то, что наркотрафик — дело международное и заниматься им необходимо в координации с зарубежными коллегами, для чего ресурсов МВД не хватало. Помимо того, существует мнение, что наркоконтроль Путин создал в противовес ФСБ, чтобы было, кому «присматривать» за чекистами. Всё вышесказанное обусловило появление отдельного ведомства.

Созданный в 2002 году комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств при МВД, уже в 2003 был преобразован в самостоятельную службу — Госнаркоконтроль России. Ещё позднее ведомство переименовали в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков — ФСКН.

Становление проходило тяжело. Личный состав, набранный, первоочерёдно из бывших налоговых полицейских, явно не был готов решать задачи по борьбе с наркоторговлей. Материально-техническая база, доставшаяся от ФСНП, тоже была не лучшего качества. Кроме того, не были проработаны вопросы взаимодействия с другими ведомствами, не ясна повестка и алгоритмы работы.

Поэтому поначалу деятельность службы «буксовала» и первые результаты начались далеко не сразу. Руководить борьбой с наркотиками президент определил одного из своих ближайших соратников, первого заместителя директора ФСБ во времена, когда чекистов возглавлял сам Путин — Виктора Черкесова.

Он окончил юридический факультет ЛГУ и прошёл все ступени в органах госбезопасности — от оперативника до начальника Управления по Санкт-Петербургу и Ленобласти. По полученным там лекалам и начала складываться работа наркоконтроля. Не остановившись на бывших налоговиках, постепенно служба пополнялась сильными кадрами из бывших сотрудников МВД и ФСБ.

Черкесов взялся за организацию работы очень активно. К 2005 году появилась наработанная агентура, была сформирована методика и принципы работы. С каждым годом статистика улучшалась, в Кремле считали деятельность наркоконтроля эффективной.

Быстро набирающее силу ведомство, однако, радовало не всех. В процессе работы стали появились сведения о том, что отдельные сотрудники милиции и госбезопасности занимаются «крышеванием» наркоторговцев. Помимо этого, происходили столкновения и в сфере разделения полномочий, силовики стали конкурировать друг с другом.

«Старшим братьям» из госбезопасности не нравилось, что за ними установлен негласный контроль со стороны ФСКН, милиция же постоянно соперничала с наркополицейскими, так как в составе МВД было своё подразделение по контролю за незаконным оборотом наркотиков — ОБНОН.

Происходящее не могло не привести к серьёзным последствиям и они не заставили себя ждать.

Одной из главных жертв служебных «разборок» стал Виктор Черкесов. Противостояние ФСКН и ФСБ началось с так называемого «Дела Трёх китов». В 2000 году сотрудники Государственного таможенного комитета обнаружили, что мебель, реализуемая в торговых центрах «Три кита» и «Гранд», доставлена в Россию контрабандным путём.

«Дело Трёх китов» было, наверное, последним эпизодом в нашей стране, когда противостояние самых разных ведомств в правовой системе получило такую огласку. Всё, что будет происходит позже, будет скрываться и замалчиваться, так что масштабы влияния силовиков можно отследить именно здесь.

Генпрокуратура изымает дело, возбуждённое в МВД — после чего своим решением закрывает его. Зато возбуждает дела на следователя Зайцева, руководившего расследованием, а также на таможенников. В итоге генпрокурор Владимир Устинов отправляется в отставку. Судью Мосгорсуда, которая рассказывает о давлении на неё председателя суда в рамках дела Зайцева, лишают судейского статуса.

Происходят убийства свидетелей, отравлен сотрудник «Новой газеты» Юрий Щекочихин, занимавшийся журналистским расследованием «Дела Трёх китов».

Главным «пострадавшим» у чекистов стал Юрий Заостровцев — заместитель директора ФСБ, начальник департамента экономической безопасности. При этом пострадал он не особенно сильно — менее, чем через месяц после своей отставки Заостровцев был назначен первым заместителем председателя Внешэкономбанка.

ФСКН же, занимаясь оперативным сопровождением «мебельного дела», накапливала всё больше информации о том, кто из высокопоставленных чиновников был замешан в контрабанде и иной противозаконной деятельности. Часть информации наркополицейские успели реализовать, в результате чего постов лишились несколько генералов госбезопасности. Ответные действия не заставили себя ждать. В 2007 году прямо в аэропорту чекистами был задержан Александр Бульбов — начальник департамента оперативного обеспечения ФСКН, непосредственно руководивший работой по «Трём китам».

Ему инкриминировали превышение должностных полномочий, незаконную прослушку телефонных разговоров и преступления коррупционной направленности.

Виктор Черкесов и сам задержанный считали это местью со стороны органов госбезопасности. После ареста Бульбова директор ФСКН публикует в газете «Коммерсантъ» статью «Нельзя допустить, чтобы воины превратились в торговцев». В ней он говорит о противостоянии спецслужб, призывает отказаться от «произвола» и соблюдать нормы внутри чекистского сообщества.

Черкесов, очевидно, надеялся привлечь внимание к происходящему, но получил совсем не тот результат, которого ожидал. Некогда ближайший соратник потерял расположение Путина, посчитавшего, что предавать огласке происходящее в системе — неправильно. Он, якобы, даже посоветовал директору ФСКН выкинуть свои статьи на помойку. Некоторые издания отмечали, что междоусобица в правоохранительной системе на самом деле была вызвана борьбой Игоря Сечина и Виктора Черкесова за влияние.

Как бы то ни было, в мае 2007 года Черкесова отправили в отставку, а через три дня главой ФСКН был назначен Виктор Иванов.

Если про предыдущего начальника говорили, что он был достаточно лояльным, то о Иванове у сотрудников сформировалось совсем иное мнение. Жёсткий, скрытный, нетерпимый к чужому мнению и весьма упрямый — такое впечатление складывалось у подчинённых. К тому же он являлся человеком старой формации, был не очень гибким, не принимал и не понимал новых методов. Также говорили, что директор любил выискивать врагов и интриговать. Впрочем, это лишь мнения отдельных людей.

Виктор Иванов, хоть и назначен был Медведевым, для Путина был тоже совершенно не чужой человек. Как и Черкесов, относился к ближайшему кругу нынешнего президента. Иванов отдал много лет службе в органах госбезопасности, работал с Путиным в петербургской мэрии, после был заместителем руководителя президентской администрации.

Любопытно, что по утверждениям прессы, новый директор ФСКН был дружен с Юрием Заостровцевым, который ушёл из ФСБ из-за «Дела Трёх китов». Это даёт полное понимание картины того, кто победил в противостоянии чекистов и наркополицейских. Что интересно, как покажет дальнейшая история нашей страны, любое ведомство, «столкнувшееся лбами» с ФСБ, в итоге окажется проигравшим. МВД, Таможенная служба, ФСИН, ФСКН и даже разведчики из ГРУ потерпят поражение в конфликтах с госбезопасностью.

После назначения на должность Виктор Иванов сразу же отверг возможность того, что между силовиками в России имеется какое-либо противостояние. Уроки из ситуации с предыдущим директором были чётко усвоены. Период, когда он возглавлял службу (собственно говоря, до самого её конца), можно смело называть неоднозначным.

С одной стороны — эффективность работы, задержание крупных партий наркотиков, масштабные операции и международное сотрудничество. С другой — громкие скандалы с участием сотрудников наркополиции, невнятная политика в сфере как законного так и незаконного оборота наркотиков и подчас странные поступки директора ФСКН.

На посту главы наркоконтроля Иванов запомнился не то чтобы одиозным и эпатажным, но точно не характерным для руководителя федерального ведомства поведением.

Постоянная жажда увеличения полномочий, ужесточение «палочной» системы, предложения сеять по всей стране коноплю, потому что она полезна и вообще, помогает улучшать дороги, лоббирование системы досудебной блокировки сайтов и обвинения в причастности к отравлению полонием Александра Литвиненко — неполный список достижений второго директора ФСКН.

Если говорить о противостоянии наркополиции с МВД, то стоит отметить, что здесь, всё же, не было какого-то принципиального конфликта, отношения двух служб можно назвать конкуренцией. Эта конкуренция тоже не обходилась без жертв, но уже не таких масштабных и затрагивающих лиц не столь высокого уровня.

Количественно, если считать возбуждённые дела по основным «наркотическим» статьям, МВД перегоняло наркоконтроль. Однако, ситуация в корне меняется, если смотреть на картину целиком.

Во-первых, численность сотрудников и ресурсов у полиции была значительно выше, чем у ФСКН. Во-вторых, наркоконтроль специализировался на крупных, оптовых партиях, и, как правило, разрабатывал всю сеть от покупателя до поставщика, в то время как статистика МВД достигалась большей частью за счёт задержания рядовых наркопотребителей, выявления одноэпизодных преступлений. К тому же ФСКН налаживала, при этом, небезуспешно, международное сотрудничество в сфере борьбы с наркотрафиком.

При этом нельзя не сказать, что проводимая Виктором Ивановым политика усиления палочной системы также стала приводить к тому, что сотрудники ФСКН иной раз предпочитали поставить себе очередную галочку в статистику, не прикладывая при этом сверхусилий. Например, задержать сотрудника аптеки или «качка», решившего по случаю приобрести стероидные препараты. Всё легче, чем наркосети распутывать. Особенно ярко эта тенденция проявлялась ближе к ликвидации службы.

Кроме того, шло постоянное наблюдение и выявление коллег из другого ведомства на предмет совершения ими преступлений. Наркополицейские задерживали сотрудников МВД, те отвечали им взаимностью.

Итоговое упразднение ФСКН и переход всей наркоборьбы к МВД нельзя называть победой полицейских, так как у решения о расформировании было множество иных причин, но, конечно, постоянное подчёркивание Министерством внутренних дел своего преимущества перед наркоконтролем тоже внесло свою лепту в мнение Кремля о необходимости существования наркополиции.

Если говорить об итогах противостояния ФСКН с другими силовыми ведомствами, необходимо отметить, что никто из силовиков не получил решающей выгоды от упразднения службы, но всем точно задышалось легче. Во-первых, стало меньше контроля (больше не стоит опасаться, что тебя возьмут в разработку коллеги из другого ведомства), во-вторых, конкуренция в правоохранительной системе никогда и никого из этих самых правоохранителей не радует.

Самыми громкими успехами были, конечно, международные операции. Их было немало, они были успешными.

ТАСС-ДОСЬЕ. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) - федеральный орган исполнительной власти, отвечавший за проведение государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области контроля и надзора за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Упразднение

Указом президента РФ Владимира Путина "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" от 5 апреля 2016 г. ФСКН России была упразднена, а ее функции переданы Министерству внутренних дел РФ.

Согласно документу, мероприятия по передаче полномочий службы МВД должны быть завершены к 1 июня 2016 г.

Функции

Задачей ФСКН являлось обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, противодействие их незаконному распространению, а также координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти в этой сфере. В рамках своей компетенции служба осуществляла оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также производство по делам об административных правонарушениях. Кроме того, ведомство занималось реабилитацией (за исключением медицинской) наркозависимых лиц, в том числе путем координации деятельности неправительственных организаций по оказанию помощи наркозависимым. ФСКН формировало единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотиков.

Структура

В структуру ФСКН входили руководство ведомства, его центральный аппарат, а также территориальные управления в субъектах РФ. Предельная штатная численность ФСКН и ее территориальных органов (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий) составляла 33 тыс. 916 человек, в том числе 26 тыс. 10 сотрудников, 2 тыс. 965 федеральных государственных гражданских служащих и 4 тыс. 941 работников.

Руководство

Службу возглавлял директор, назначаемый и освобождаемый от должности президентом РФ. С 15 мая 2008 г. этот пост занимал Виктор Иванов.

Глава ведомства имел пять заместителей. Он также возглавлял Государственный антинаркотический комитет (ГАК; образован 18 октября 2007 г.), который обеспечивает координацию органов исполнительной власти и местного самоуправления РФ в деле противодействия незаконному обороту наркотиков. Аппарат ГАК входил в ФСКН на правах департамента.

Центральный аппарат и территориальные органы

В составе центрального аппарата службы - десять департаментов (оперативно-правовой, следственный, международно-правовой, собственной безопасности и др.). В субъектах РФ действуют 77 управлений ФСКН. У ведомства есть свой спецназ (5-й оперативно-боевой отдел "Ника", региональные отделы специального назначения "Гром"), кинологическая служба, офицеры связи за рубежом.

Подведомственные организации

В числе организаций, подчиненных ФСКН, три вуза, научно-исследовательский центр, ряд медицинских учреждений и др.

Символика и награды

ФСКН имела официальный геральдический знак - эмблему и знамя, утвержденные указами главы государства от 31 декабря 2004 г. и 2 января 2011 г. соответственно. У службы четыре ведомственные награды: две медали ("За отличие в службе в органах наркоконтроля" трех степеней, "За содействие органам наркоконтроля"), звание "Почетный сотрудник органов наркоконтроля" и нагрудный знак к нему, а также Почетная грамота службы.

День работника органов наркоконтроля

Ежегодно с 2008 г. 11 марта в России отмечается День работника органов наркоконтроля – профессиональный праздник сотрудников ФСКН.

История

24 сентября 2002 г. при Министерстве внутренних дел РФ был учрежден Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. 11 марта 2003 г. ведомство было преобразовано в самостоятельный Госкомитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России). Его руководителем был назначен бывший первый заместитель директора ФСБ России Виктор Черкесов. 9 марта 2004 г. Госнаркоконтроль был переименован в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, 28 июля 2004 г. - в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков, тогда же было утверждено ныне действующее положение о ведомстве.

Иллюстрация: Аня Леонова / Медиазона

Бывший оперативник ФСКН, а ныне следователь одного из областных управлений МВД в Центральной России размышляет об устройстве «палочной системы», искусстве «колки» подозреваемых, пользе «закона Яровой», бумаге, которую после присоединения Крыма приходится покупать за свой счет, и журналистах, готовых выдать пару оплеух за пытки.

Мотивы

Когда я еще был студентом, у меня один товарищ от героина погиб, скажем так. Повесился. Он немножко творческий был и со временем понял, что жизнь не туда летит. Я закончил вуз, в армии отслужил и решил пойти работать в органах наркоконтроля. Это я мотивы объясняю, почему я пришел. Вера была серьезная в то, что я смогу помочь людям. Я пришел с высшим юридическим. Прошел определенную проверку — ее кадры проводят, служба собственной безопасности. Ну, решили, что я подхожу.

Госнаркоконтроль

На службу в ГНК я поступил более десяти лет назад. В наркоконтроль приходили из милиции, из УФСИН приходили ребята. Потому что зарплата побольше была. Многим в те времена очень тяжело было, а тут — тысячи на две-три побольше. Потом ребята смотрели, что там сутками работаешь, плевали на это дело и уходили обратно в милицию. Тысячи на две–три поменьше получали, но там хотя бы не такой график. Это уже такое, личное: и с семьями проблемы, и бессонница одолевала.

Иногда ребята приходили и сразу уходили, потому что ты все-таки людей отправляешь на нары на большой срок. Кому-то это претило: месяца три-четыре смотрят на это и уходят. Служить непросто, не все выдерживают. Недавно следователь первого отдела по городу Уфе, лейтенант юстиции МВД написал видеообращение, выложил в сеть и застрелился. Это в новостях показали. Слюнтяй. Надо было уходить, если тяжело. Что он доказал и кому? Дочку оставил, кому она теперь нужна? Начальница его унижала, говорил, что она на него насела — у всех бывает. Когда что-то не получается, естественно, начальник требовать будет. Это все-таки система правоохранительная: если ты надел погоны, ты должен понимать, что от тебя будут требовать больше, чем от менеджера, который сидит в офисе и задницей стул протирает.

Оперативная работа

Особо наркоманами мы не интересовались, нам нужны были сбытчики. Работа оперативника наркоконтроля происходила в соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности»: мы имеем право подбирать лиц, которые нам оказывают помощь — это конфиденциальное сотрудничество. Кто-то их называет стукачами. Они много помогают, информацию получаем мы. Потом начинаем проводить оперативно-розыскные мероприятия. В частности, в наркоконтроле часто применялся оперативный эксперимент «проверочная закупка», «контролируемая поставка», «оперативное внедрение» — это серьезно, когда сотрудники внедряются во всякие организованные преступные группы.

Занимались сбытом, крупные изъятия: то есть 100 грамм героина, к примеру, 150, 200. Это для нашего города очень большая партия. Город маленький, стоит между Питером и Москвой. Вся дрянь летела через Питер сюда, в том числе даже синтетика из Прибалтики. Что касается героина афганского, Санкт-Петербург считался героиновой столицей России. Весь героин сначала туда шел, оттуда — к нам.

Палки

Палочная система никуда не делась. Норма в ГНК регламентировалась на усмотрение руководства. Нужно было сделать не менее, чем в прошлом году, а лучше — на одну палку больше! Есть такое понятие — АППГ, аналогичный период прошлого года. Это может быть месяц, два или полугодие. Аналогичный период сравнивается в процентном соотношении, и за плохие результаты получали наказания дисциплинарные: выговор, например, запись в личное дело. Строгий выговор — это лишение денег, премии; это где-то пятая часть зарплаты за один месяц у тебя улетает.

Есть определенный показатель. Например, нужно поймать организованную преступную группу. Говорили: на фиг ты мне тут наркомана на кармане притащил? Да, на уголовное дело хватает, но это фигня. Ты давай, организованную преступную группу ищи или крупные изъятия. Порошки различные — это от 100 грамм: героин, амфетамин. Таблетки — определенное количество. Если растительные, например, маковая солома, марихуана, мак — то более килограмма. Вот за это дрючили, что нет крупных изъятий. Поэтому на них бывали махинации. Вместо порошка можно насыпать муки, были и такие факты. Нет, я себя не запятнал, я спокойно сплю в этом плане. Я столько людей посадил, но они точно знают, что все было по-честному.

У нас еще регион маленький. О таких фактах знали все. Руководители разные мне попадались. Палочная система: от них требовали, а они — от нас. Как ты это сделаешь, неважно. Но не нужно подставляться, все это прекрасно понимали. Выбивать признательные показания — зачем? Чтобы потом человек на суде отказался? Или хуже, если ты его избил, а он в прокуратуру пошел и снял побои? Ты же за это сядешь.

Личное

Все, кто работал в наркоконтроле, приходя на суд, слышали в свой адрес: «Он мне подбросил». Сидит и из клетки жалуется. Процентов 90 таких товарищей было. Всем подкинули, что ли? Этого не может быть.

Нас вызывали как свидетелей по делу. Грубо говоря, я разрабатывал этого человека, я его вел. Когда я провожу оперативно-розыскные мероприятия, вся эта подноготная человека мне видна, что гниль он, что он творит. Но это в суде не озвучишь, потому что это — голые слова. Говоришь только факты, которым нашел подтверждение.

У меня до сих пор к тем, кто сбывал, очень плохое отношение. Это мерзость и мрази. У них у самих дети, а они детям продают это. Я видел, во что превращаются люди. Крокодил — известно такое? Когда люди гниют? Крокодил — это кожа такая, похожа на чешую. Это уже самый низ наркомании, когда даже на героин не хватает денег. А начиналось все с простого «покурили за углом с пацанами». Когда барыгу берешь, он сразу увиливает, это же просто марихуана или гашиш. Дружок, а во что это потом превращается? В соответствии с законом, это наркотическое средство «марихуана». Уже сколько лет не работаю, отношение все равно поганое. Мрази.

По глупости, случайно, деньги нужны были — так все говорят. Что значит оступился? Я понимаю: превысил скорость случайно. А тут человек сознательно идет и продает наркотики. Таких случайностей не бывает. Продажа наркотиков — это всегда прямой умысел.

Со временем решил сменить обстановку и ушел в МВД. Взяли меня следователем, с наркотиками перестал работать. Стало спокойнее. Система МВД создавалась десятилетиями, а наркоконтроль в 2003-м возник, и в 2016-м его не стало. То есть молодая была контора, а МВД — это все-таки стабильность, с двадцатых годов начала развиваться. Система весь Советский Союз и девяностые года выдержала.

Хотя где-то при осуществлении ОРМ (оперативно-розыскных мероприятий — МЗ) есть проблемы. Не хватает транспорта, сами ездим на своих машинах, на своем бензине. Очень много сотрудников так работают. Это все экономия бюджетных средств — после Крыма проблема тяжелее стала, экономят на всем. Канцелярию, бумагу за свой счет покупаем, принтеры заправляем. Часть выдают, но этого вообще не хватает.

Колка

Бывает так, что человек сознается после так называемой «колки», когда «колешь» человека. Большинство обывателей это представляют так: сидит человек, бедный, ни к чему не причастный, и его там дубасят. На самом деле это разговор по душам. Ты должен психологом быть, уметь к человеку в душу залезть. Некоторым достаточно сказать, что признание будет смягчающим обстоятельством. Кому-то надо, к примеру, пригрозить: «Ты все равно сядешь, дружок, но ты представь, как будет твоим жене и детям. Ты представь, вот как? Сколько им тебя ждать? Тебе восемь лет сидеть, а расскажешь — тебе четыре дадут».

По поводу избиений: видел я такие факты. Чтобы руки ломали — не было такого. Так, пару затрещин, чтобы человек не расслаблялся и понимал, куда попал. Издевательств тоже особо не было.

Когда сотрудников привлекают за пару оплеух, в СМИ это выносят как издевательства, пытки. Журналистов мы всегда очень не любили, потому что они любители преувеличить, сенсацию преподнести людям. Высшее руководство не может так сказать, потому что в силу своего статуса им с прессой надо общаться. Они, естественно, будут докладывать, что рады с общественностью поделиться информацией, статистикой. На самом деле обществу [информацию] порционно надо выдавать. Если все узнают о состоянии действительном то, что мы знаем, большинство скажет: «Это вы, менты, до такого довели».

Конспекты

Проблема всей России — это показушная работа. Каждый держится за свое место, каждый хочет доработать до пенсии, каждый свою работу показывает. Например, в МВД есть отдел кадров — Управление по работе с личным составом. УРЛС тоже должны оправдать, зачем они сидят, и много всего придумывают. В частности, идиотизм с конспектами. Ты должен своей рукой писать конспекты различных приказов. Это оценивают. Тетрадку каждый год заводишь заново. Это как бы показатель твоей работы. Такое ощущение, что раскрытие преступлений управлению по работе с личным составом не интересно. Вот у тебя конспект есть — ты молодец, сотрудник розыска. А конспекта у тебя нет — ты плохой, ты не работаешь.

Вот зачем они это сделали?

В прокуратуре ребятам тоже надо показывать свою деятельность. Не много, конечно, фактов. Но из-за ерунды ребята идут под суд, опера именно. Сейчас времена изменились, у нас все законники стали, а опера, получается, крайние. Случай был несколько лет назад. В одном из районов сотрудник вел кражу из машины. Там что-то похитили. И вот хозяин начинает перечислять сотруднику розыска, что у него из машины украли. В том числе украли магнитолу. Этот заявитель сам говорит, мол, не пишите ее, она рублей двести стоила, она еще кассетная была. Машина сама была «шестерка», старая. Опер магнитолу не стал вписывать. Прокуратура начала проверку по данному факту, вызвали этого дедка и опросили его. Выяснили, что факт кражи магнитолы был известен сотруднику. Дед-то без задней мысли объяснил, он не думал, что последствия будут. Сотрудника вызвали на ковер, возбудили уголовное дело — превышение должностных полномочий. Прокуратура отправила дело в суд, суд дал сотруднику штраф, не административный, а уголовный. То есть сотрудник судимый теперь, он уже в органы не устроится. А парень на хорошем счету был, жизнь немножко ему поломали. Вот зачем они это сделали?

Реформы

Надо понимать, зачем была нужна служба Госнаркоконтроля — для Всемирной торговой организации. Одно из условий для вступления в эту организацию: необходимо иметь отдельный орган, который занимается незаконным оборотом наркотиков. Поэтому в 2003 создали Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, ФСКН. Даже в консульствах, представительствах Российской Федерации в других странах, была должность сотрудника наркоконтроля, аттестованная. То есть с погонами сотрудник. Это, кстати, не все сотрудники наркоконтроля знали.

Осенью прошлого года я по телевизору смотрел речь Путина. Он сказал, что мы выполняем все условия для ВТО, а они нас так и не принимают, может быть, все-таки, на фиг их? Грубо говоря, речь длинная была. Я тогда сразу сказал, что ГНК, видимо, скоро не станет. Хотя сам уже в то время в МВД был. И вот в марте-начале апреля объявляют, что такой службы нет. И Федеральную миграционную службу тоже убрали сейчас в систему МВД. Это правильно, чтобы много служб не плодить и расходы оптимизировать. Федеральным ведь президентская доплата была положена.

«Закон Яровой»

Закон Яровой реально поможет. Это и оперативникам, и следователям поможет. Скандалы — это все ерунда. Когда человека лично коснется, он из либерала превратится в того, кто скажет: «Идите их расстреливайте».

Во-первых, проблема ИГИЛ сейчас не надумана. Во всех городах России очень много сотрудников ФСБ возвращают девчонок молодых. Их вербуют постоянно. Это не частный случай, это система. Девчонок возвращают в семьи, перехватывают в аэропортах. Сотрудники МВД, ФСБ над этим работают, это действительно большая проблема. Одно из ОРМ — прослушивание телефонных переговоров. Оно нарушает право на частную жизнь? Да, но это по постановлению суда. Я сам не могу ничего сделать. Если я это сделаю, я буду отвечать по закону об уголовной ответственности. В суде могут посмотреть на мои доводы и развернуть, мол, идите отсюда. А если я приведу конкретные факты — то да.

Это всех не коснется. Если ты нормальный гражданин, любовные записочки в вайбере шлешь, кого это интересует? Это на фиг никому не надо. А вот другие вещи, посерьезнее: наркотики, терроризм, похищение людей, оружие, работорговля… Закон для этого создан.

Латентная преступность

Статистика — очень коварная вещь. Важно, как ее вывернешь, как доклад составишь. Мы, конечно, поругиваем руководство, но это люди с головой, они прекрасно понимают, что докладывают. Кто станет докладывать, что в отделе все плохо? Ты ж сам по шапке получишь, еще и с должности снимут.

Есть такое понятие — латентная преступность. Она скрыта. То есть если было убийство, то вот труп. Это очевидно. А латентное — это неочевидно. Раньше это касалось изнасилований. Не каждая девушка пойдет и расскажет. Сейчас не такая уже ситуация, а раньше это очень латентной преступностью считалось, в девяностые особенно, да и в двухтысячные. Потому что большинство девушек не верили, что насильника посадят. Часто бывало, что и не сажали. Латентные преступления — это, опять же, вербовка террористов в ИГИЛ. Да даже кражи бытовые — не все идут заявления подавать.

Каждому свое

Я столько лет служу своей стране. Не то чтобы я патриотом себя считаю, но я люблю свою страну. Страна — это же не только государство, это мои родители, мои близкие. Не все в органах работают, я в каком-то смысле их защищаю.

А так работа интересная, веселая, хорошие ребята вокруг. Адреналин, опять же, на задержании, когда поджилки трясутся, хорошее очень ощущение. Работа для мужчин. Лоху делать нечего среди нас. На задержания боятся на самом деле все идти. Только кто-то ходит, чтобы свой страх побороть, а кто-то боится так, что сдвинуться с места не может. Я бы не смог сидеть в офисе, писать. Я бы не смог парикмахером работать. Как на Освенциме (на Бухенвальде — примечание редакции) написано было? Jedem das Seine, что значит — каждому свое.

Указ Президента РФ «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» от 11 марта 2003 г. № 306 фактически положил начало формированию нового правоохранительного органа – системе органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и 05 июня 2003 г. было утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. «Вопросы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков» данная служба была переименована в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), и этим Указом было утверждено Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент РФ. ФСКН России возглавляет директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (в ранге федерального министра), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

Директор несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на ФСКН России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Директор организует работу ФСКН России и руководит её деятельностью на принципах единоначалия, имеет пять заместителей, в том числе одного первого заместителя, одного статс-секретаря – заместителя директора, одного заместителя директора – руководителя аппарата Государственного антинаркотического комитета и одного заместителя директора – руководителя Оперативно-розыскного департамента. Установлено 10 департаментов по основным направлениям деятельности и аппарат Государственного антинаркотического комитета.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Основными задачами ФСКН России являются:

  • обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;
  • выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством РФ соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления:
  • в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту;
  • в области реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  • участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
  • создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
  • осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.

ФСКН России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также Положением о Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков. ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в её систему региональные управления ФСКН России, управления (отделы) ФСКН России по субъектам РФ, межрайонные, городские (районные) органы наркоконтроля, входящие в структуру территориальных органов, а также через организации и подразделения, созданные в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России.

ФСКН России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти1, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

ФСКН России осуществляет следующие полномочия:

  • осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по организации исполнения законодательства РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, о противодействии их незаконному обороту, а также о реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  • осуществляет разработку и реализацию государственных программ, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ:
  • в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту;
  • в области реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  • осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ;
  • обобщает практику применения законодательства РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах и участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
  • информирует Президента РФ, Правительство РФ и по их поручению федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • выявляет условия, способствующие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, и в пределах своей компетенции организует меры, направленные на их устранение;
  • осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ;
  • организует и осуществляет розыск лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к подследственности органов наркоконтроля, и скрылись от органов предварительного расследования или суда либо местонахождение которых неизвестно;
  • производит дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством РФ к подследственности органов наркоконтроля;
  • осуществляет в соответствии с законодательством РФ производство по делам об административных правонарушениях;
  • осуществляет контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в пределах своей компетенции – в области оборота сильнодействующих веществ;
  • осуществляет в установленной сфере деятельности выдачу разрешений, предусмотренных законодательством РФ;
  • осуществляет в соответствии с законодательством РФ хранение, перевозку и уничтожение конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
  • осуществляет контроль за соблюдением порядка уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
  • осуществляет в пределах своей компетенции противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений, отнесённых законодательством РФ к подследственности органов наркоконтроля;
  • согласовывает порядок хранения временно не используемых инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
  • оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  • получает, обрабатывает, анализирует и использует в пределах своей компетенции информацию о положении дел в области незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, незаконного оборота таких средств, веществ и их прекурсоров, а также в области реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  • ведёт единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
  • создаёт и использует информационные системы и банки данных в установленной сфере деятельности, ведет криминалистические учёты, осуществляет справочно-информационное обеспечение органов наркоконтроля;
  • устанавливает в соответствии с существующими стандартами единые требования к организации делопроизводства в системе органов наркоконтроля, организует хранение и использование оперативных, следственных, архивных и других материалов, а также определяет перечень дел оперативного учета, порядок их ведения;
  • участвует в соответствии с законодательством РФ в разработке проектов международных договоров РФ по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • осуществляет в соответствии с международными договорами РФ взаимодействие и информационный обмен с международными организациями и компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • представляет в соответствии с законодательством РФ интересы РФ по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях;
  • обеспечивает собственную безопасность органов наркоконтроля;
  • обеспечивает в соответствии с законодательством РФ защиту сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов наркоконтроля, лиц, оказывающих содействие этим органам, участников уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля, и их близких, на жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также на имущество которых совершаются преступные посягательства;
  • организует и проводит научные исследования по вопросам обеспечения контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, незаконному обороту таких средств, веществ и их прекурсоров, а также по вопросам реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  • проводит в соответствии с законодательством РФ криминалистические и другие экспертизы и исследования;
  • разрабатывает, изготавливает, приобретает и использует специальные технические средства в соответствии с законодательством РФ об оперативнорозыскной деятельности;
  • осуществляет кадровое обеспечение органов наркоконтроля, организует подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров, а также подготовку в установленном порядке кадров для соответствующих органов иностранных государств;
  • взаимодействует со средствами массовой информации и организует редакционно-издательскую деятельность в целях выполнения задач, возложенных на органы наркоконтроля;
  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ.

В ФСКН России образуется коллегия в составе директора ФСКН России (председатель коллегии), его заместителей, входящих в неё по должности, а также других лиц. Состав коллегии ФСКН России (кроме лиц, входящих в неё по должности) утверждается Президентом РФ. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСКН России, её территориальных органов, а также организаций и подразделений, созданных в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России, осуществляется за счёт средств федерального бюджета.

Читайте также: