Может ли директор нко получать зарплату

Опубликовано: 17.09.2024

Вопросы управления автономной некоммерческой организацией урегулированы гражданским законодательством.

Статус автономной некоммерческой организации определен в ст. 123.24 – 123.25 ГК. Указанные положения конкретизированы соответствующими нормами закона «О некоммерческих организациях».

Согласно ним, АНО считается некоммерческое юридическое лицо унитарного типа, не предусматривающее членства, создающееся на базе имущественных взносов лиц для образовательных, научных, культурных и медицинских целей, а также для деятельности в иных некоммерческих сферах.

Особенности и порядок управления деятельностью АНО

Вопросы управления АНО также урегулированы гражданским законодательством.

Она предусматривает несколько способов ведения дел. В зависимости от числа участников, отличают единоличный и коллегиальный метод.

Решение о выборе способа управления этой некоммерческой структурой должен содержать ее устав. Поэтому она называется автономной. Его приятие возможно только при единогласном решении. Каждый учредитель должен согласовать правила, составляющие устав.

Единственное требование закона связно с необходимостью назначить руководителя, выбор наименования которого также осуществляет учредитель или участники. Среди вариантов может быть генеральный директор, президент, директор, управляющий, исполнительный директор и иные наименования.

Помимо структуры управления, устав автономной некоммерческой организации должен содержать положения, определяющие набор вопросов, которые решают те или иные структуры юрлица.

Статус учредителей

Помимо традиционных правомочий, связанных с принятием тех или иных решений по вопросам деятельности этой автономной структуры, учредителям предоставлен широкий набор полномочий. По сути, законодательство не ограничивает их набором вопросов, входящих в исключительную компетенцию.

Согласно действующим нормам, управление может осуществлять единственный участник или их общее собрание при создании этой некоммерческой структуры несколькими лицами. Если в их число входит публично-правовое образование, то его актами определяется порядок представительства интересов такового в ходе деятельности АНО.

Модель такого управления предполагает передачу полномочий, связанных с повседневной деятельностью. Их должен осуществлять единоличный исполнительный орган. К сфере полномочий учредителей должны относиться наиболее важные вопросы, требующие контроля. Такая схема распределения функций связана с тем, что создатель или собрание участников действуют не на постоянной основе.

Чтобы предупредить злоупотребления, которые может допустить исполнительный руководитель АНО, ее единственный учредитель или собрание участников вправе назначить (избрать) единоличный орган управления из своего состава. Это поможет усилить контроль.

Постоянно действующий коллегиальный орган АНО, его компетенция

Закон дает возможность включить в устав АНО положения, предусматривающие коллегиальный орган управления. Его деятельность осуществляется на постоянной основе.

Коллегиальный орган служит промежуточным звеном между собранием участников и руководителем. Учитывая такой статус, он может служить обязательной инстанцией для одобрения тех или иных сделок, совершаемых руководителем от имени АНО.

При включении правил в устав АНО, можно воспользоваться некоторыми положениями законодательства об АО, регулирующими статус совета директоров.

Создание такой структуры не имеет смысла, если АНО создана одним учредителем, не оперирует большим количеством имущества или не выполняет особо важной роли в жизни общества. Во всех остальных случаях, лучше создавать коллегиальный орган.

Он может иметь любое наименование. Наиболее распространенными являются наблюдательные и попечительские советы, а также управляющие советы.

Закон не устанавливает ограничений по поводу членства в них. Устав может предусматривать как избрание в коллегиальный орган учредителей АНО, так и сторонних лиц, по представлению отдельных участников.

Статус единоличного органа управления

Устав АНО должен содержать положения о наименовании руководящей должности и полномочиях лица, занимающего ее. Соответствующие положения ГК допускают ее замещение как учредителем АНО, так и лицом, не входящим в состав.

Полномочия руководителя должны иметь оперативный характер и позволять решать ту или иную проблему в кратчайшие сроки.

От учредителей потребуется сбалансированно распределить компетенцию между единоличным органом и остальными структурами АНО. С одной стороны, получение согласия на ту или иную сделку не должно быть тотальным, а с другой – существует необходимость защиты интересов АНО при совершении крупных сделок.

Закон разрешает АНО осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках тех целей, которые предусмотрены уставом. По этой причине, важно назначить руководителя, который справится с поставленными задачами и сможет контролировать бизнес-направление.

Не каждый учредитель сможет это делать в постоянном режиме. Поэтому целесообразно отыскать специалиста, разбирающегося в сфере деятельности АНО и понимающего основы ведения успешного бизнеса, а не идти на неоправданный риск.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Оплата труда директора в АНО, в случае, когда он сам является учредителем.

Доброго времени суток! Вопрос состоит в том, что я являюсь единственным учредителем и в то же время директором АНО. Директору начисляется заработная плата в соответствии с трудовым договором. На период реализации проекта по гранту мне необходимо исполнять по совместительству обязанности "инструктора". Могу ли я на время реализации проекта составить с собой доп. соглашение о совмещении должности директора и "инструктора" с соответствующей зарплатой для "инструктора", а на этот период времени директор будет исполнять свои обязанности на безвозмездной основе?

Трудовое законодательство не предусматривает возможности привлечения работника по трудовому договору к безвозмездному труду.

Оплата труда директора в АНО, в случае, когда он сам является учредителем.

Доброго времени суток! Вопрос состоит в том, что я являюсь единственным учредителем и в то же время директором АНО. Директору начисляется заработная плата в соответствии с трудовым договором. На период реализации проекта по гранту мне необходимо исполнять по совместительству обязанности "инструктора". Могу ли я на время реализации проекта составить с собой доп. соглашение о совмещении должности директора и "инструктора" с соответствующей зарплатой для "инструктора", а на этот период времени директор будет исполнять свои обязанности на безвозмездной основе?

Трудовое законодательство не предусматривает возможности привлечения работника по трудовому договору к безвозмездному труду.

трудовые отношения в некоммерческой организации

Здравствуйте! В нашей создаваемой /не зарегистрированной пока))) /организации АНО ТРИ Учредителя, один из которых выбран собранием Директором АНО. Директор АНО имеет право на какую-то з/п? ЕСЛИ рассмотреть другой вариант: ДВА Учредителя и Директор (являющийся третьим лицом). Директор АНО имеет право на какую-то з/п? Помогите разобраться с этим вопросом.

Директор это должность, значит, заключены трудовые договора ст.16, 56, 57, 67 ТК РФ. А должность предполагает оплату труда ст.132-135 ТК РФ.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) ст.129 ТК РФ.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Зарплата Директора АНО

Здравствуйте! В нашей создаваемой /не зарегистрированной пока))) /организации АНО ТРИ Учредителя, один из которых выбран собранием Директором АНО. Директор АНО имеет право на какую-то з/п? ЕСЛИ рассмотреть другой вариант: ДВА Учредителя и Директор (являющийся третьим лицом). Директор АНО имеет право на какую-то з/п? Помогите разобраться с этим вопросом.


Директор это должность, значит, заключены трудовые договора ст.16, 56, 57, 67 ТК РФ. А должность предполагает оплату труда ст.132-135 ТК РФ.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) ст.129 ТК РФ.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Я слышала, на пример, что не больше чем 1/3 учредителей могут получать зарплату. Это правда? Или всё регулируется тем, что написанно в уставе? Какие вообще запреты и нормы есть по зарплате учредители АНО? В тексте федерального закона я их не вижу. но другое дело, что могут быть какие-то общепринятые нормы.

Учредитель вправе получать только доход от прибыли в том отношении, в котором был сделан взнос в уставный капитал. Зарплату получают лишь наемные работники. Директор (генеральный директор) – исполнительный орган общества. Он относится к штату наемных работников и должен получать за свой труд заработную плату.

Это регулируется Трудовым кодексом РФ. Участник общества может занимать должность директора, и в этом случае ему по закону полагается и доля от прибыли, и зарплата. То, что он одновременно может быть одним из учредителей фирмы, роли не играет, однако российская практика по таким делам двойственная. Исключение составляет ситуация, когда директор является единственным учредителем фирмы.
ТК РФ положения указанной главы не распространяются на руководителя организации в случае, если он является единственным участником (учредителем) организации. В том числе положения статьи 275 ТК РФ о заключении трудового договора с руководителем организации.

Правление АНО

Если правление АНО состоит из 1 учредителя и 2 физ.лиц, не являющихся учредителями, каким образом можно исключить 2 физ.лиц, не являющихся учредителями из правления?

Галина, добрый вечер!

Вам нужно заполнить бланк заявления по форме Р14001 и подпись заявителя подлежит обязательному заверению в нотариальной конторе.

ФЗ №7 «О НКО» от 31 января текущего 2019 года гласит, что согласие остальных членов организации на выход участника АНО не требуется.

Но протокол собрания при замене учредителей/участников оформить всё же необходимо. Кроме заявления и решения общего собрания, в регистрирующий орган не нужно более направлять никаких других документов. Поскольку происходящие изменения не касаются устава АНО, оплата государственной пошлины не взимается, соответственно квитанцию в комплект документов для налоговой службы прикладывать не нужно.


В мире есть вечные споры. К ним относится и разговор о том, как должна оплачиваться работа в благотворительности и должна ли вообще.

Дискуссии эти возникают постоянно, и не только у нас в стране, а страсти накаляются, прежде всего, из-за столкновения базовых ценностных установок и отсутствия внятной единой позиции об этом внутри самого сектора.

Одни исходят из того, что добро нельзя делать за деньги. Это, по их мнению, две несовместимых вещи: доброе – чистое, деньги – грязные, идут от разных начал в любой религии. Сюда же добавляется представление о скромности (добрые дела требуют тишины), а в «скромность» входит еще и требование «умеренности».

Деятельность некоммерческих организаций регламентируются статьями трудового законодательства РФ аналогично другим юридическим лицам, равно коммерческим. Это значит, что зарплата в НКО должна выплачиваться работникам в установленные сроки не реже чем два раза в месяц (ст. 136 ТК РФ). Размер общего фонда заработной платы устанавливается исходя из финансового планирования и выполнения смет по отдельно взятым программам или проектам. Однако организация оплаты труда в НКО имеет свои нюансы, касающиеся размера и порядка начисления зарплаты сотрудникам.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ст. 16, п. 3) накладывает определенные ограничения на оплату труда административно-управленческого персонала некоммерческих организаций. НКО должна выделять на выплату зарплаты не более 20% от общего объема финансовых средств, расходуемых за год. Следует отметить, что данное ограничение не касается оплаты труда работников, которые непосредственно заняты в реализации благотворительных программ. В некоммерческих организациях применяется повременная схема оплаты труда работников. То есть сотрудники получают твердый оклад безо всяких надбавок и премий. В тех НКО, которые имеют дело с грантами в иностранной валюте (долларах или евро), используется привязка размера окладов к курсу соответствующей валюты.

Если сотрудник НКО отработал месяц не полностью, то он получает лишь часть оклада, пропорциональную отработанным дням или часам. Заработная плата в НКО целиком и полностью зависит от штатного расписания. Качество работы сотрудника напрямую не влияет на ее размер. Лица, которые осуществляют фандрайзинг (сбор средств на благотворительные программы), как правило, получают сдельную оплату за свой труд. Например, процент от общей суммы привлеченных средств.

Руководитель НКО обладает полным спектром полномочий, позволяющих ему самостоятельно определять систему оплаты труда, размер тарифных ставок и окладов, а также соотношение размеров выплат между сотрудниками, занимающими различные должности. Надзор за деятельностью некоммерческой организации ведется членами попечительского совета, согласно п. 3 ст. 7 ФЗ № 135.

По мнению Дмитрия Поликанова, президента фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», кандидата политических наук, некоммерческая деятельность – это такой же вид экономической деятельности, как и все остальные. Просто во главу угла ставится не извлечение прибыли, а достижение общественного блага. Ключевое слово — «прибыль», не надо путать и не смешивать со словом «доход» или «заработок». В благотворительном секторе люди работают – так же, как они это делают в офисе, учреждении или на заводе. Для них важна нематериальная мотивация, они получают душевную отдачу и иногда даже благодарность за свои дела, но кормить семьи им тоже надо. Этот труд должен быть оплачен соразмерно результату, как и любой другой. Есть некое лукавство в сравнении административных и программных расходов. Конечно, любому добросовестному человеку — и в бизнесе тоже — хочется оптимизации издержек, то есть уменьшения затрат на содержание организации. Но это не конечное мерило всего.В бизнесе всё меряют по прибыли, а не по издержкам. Среди НКО таким ориентиром должен быть социальный эффект от деятельности, те изменения в стране или какой-то конкретной сфере, которые произошли благодаря той или иной структуре. Оценивать эти изменения, как и в бизнесе, должен совет директоров плюс попечительский совет как надзорный орган в благотворительных фондах. Если управляющие советы и доноров всё устраивает, то, по большому счету, это внутреннее дело организации, сколько и кто у нее получает – никто же из нас не пытается указывать бизнесу, что такое много, а что такое мало в отношении начальника отдела и старшего менеджера.

Второй важный фактор в этом плане – масштаб работы. Если социальный эффект распространяется на одно село, это одна история. Если фонд собирает десятки или сотни миллионов рублей – другая. Большие деньги – это еще и большая ответственность, а также повышенные требования к профессионализму. Никому же не приходит в голову, что зарплата директора шиномонтажа и крупного завода, пусть и в одном регионе, должна быть одинаковой. В отношении благотворительности почему-то считается нормальным, что все должны работать в равных условиях, независимо от объема деятельности.

Третий момент – соотношение системной и адресной помощи. Очевидно, что при доминировании последней очень сложно убедить донора в необходимости оплаты административных структур. Хотя нормальный благотворительный фонд делает за жертвователя большую часть работы: выявляет нуждающихся в помощи, проверяет их медицинские и прочие документы, ищет наиболее эффективный способ содействия, тратится на поиск и убеждение тех же самых доноров. А это всё — время и деньги. Еще больших затрат это требует в случае системной благотворительности – когда организация пытается решить проблему в целом, не допустить ее повторения. Ведь помочь Ване или Пете важно, но еще важнее, например, поддержать исследования или открыть центры, которые позволят в будущем сделать эти адресные сборы ненужными. Тут для многих жертвователей, живущих в стереотипе «благотворительность = адресная», наступает ступор: какие еще зарплаты, зачем, ведь надо «людям помогать»! И тут очень важно объяснять, что помощь бывает разной.

Когда финансы поют романсы

Иногда в работе НКО случаются непредвиденные ситуации, связанные с нехваткой денег на выплату заработной платы сотрудникам. В таком случае, чтобы не идти в разрез с законом, у некоммерческой организации есть несколько путей решения данной проблемы:

1. Начисление работникам «минималки», размер которой строго регламентирован текущим законодательством. С 1 мая 2018 года размер минимальной заработной платы труда увеличен до 11 163 рублей. От нового МРОТ зависит расчет множества выплат, и перед руководителями НКО стоит не простая задача обеспечить своим сотрудникам выплату пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также многочисленные социальные выплаты, величина которых привязана к минимальному размеру оплаты труда. При принятии решения о начислении «минималки» необходимо грамотно объяснить сотрудникам причины такого решения, чтобы свести к нулю конфликтные ситуации.

2. Перевод сотрудников на неполный рабочий день. Этот шаг существенно сократит расходы на заработную плату и позволит относительно безболезненно преодолеть финансовый кризис.

3. Отправление части работников в неоплачиваемый отпуск. Их решение должно быть добровольным, так что руководителю придется постараться и подобрать нужные слова, чтобы обиженные работники не сделали свой отпуск бессрочным.

В заключение важный нюанс: в НКО, финансируемых средствами грантов, не предусмотрена выплата отпускных пособий. Это является прямым нарушением трудового законодательства. В связи с этим некоммерческая организация обязана найти дополнительные источники дохода для выплаты работникам отпускных.

Возможно, сейчас все острее ставится вопрос о финансовой обеспеченности НКО, о расширении числа источников дохода НКО, об расширении спектра оказания социальных услуг, привлечения различных форм фандрайзинга для решения социальных вопросов, пришла пора информационной открытости не только о доходах организаций, но и размерах зарплаты в НКО. Всему этому должны способствовать стандарты этой самой открытости и прозрачности. Дилемма между моральностью и аморальностью заработка в НКО – ложная. Если человек не ворует, а честно работает, общество от его работы получает эффективный результат, то он должен получать за это достойные деньги. По крайней мере до тех пор, пока деньги являются универсальным средством обмена в обществе. И в этом плане нужна консолидированная объективная позиция самого сектора, как субъекта экономики страны.

В 2016—2019 годах я был начальником муниципального отдела по работе с общественностью в одном из регионов. В числе прочего занимался сотрудничеством с некоммерческими организациями — НКО.

Я ушел из чиновников, а сейчас состою сразу в двух местных экологических НКО. Я помогаю им взаимодействовать с властью, вести отчетность и получать гранты. В этой статье я расскажу, как устроены такие организации, где и для чего они могут взять деньги.

Что такое НКО и чем они занимаются

Если несколько человек хотят заниматься каким-то общественно полезным делом, они могут объединиться и создать некоммерческую организацию. С точки зрения закона, НКО — это юридическое лицо, которое должно иметь свой устав и отчетность. Отмечу, что юрлица тоже могут создать НКО: например, некоммерческое партнерство или ассоциацию.

Главное отличие такой организации от коммерческой фирмы в том, что НКО создают не для заработка, а чтобы делать добрые дела: помогать бездомным, заботиться об экологии, защищать права человека, проводить культурные мероприятия и даже продвигать какую-то религию. Юридически Русская православная церковь — это тоже некоммерческая организация.

Составить полный перечень всех направлений работы некоммерческих организаций невозможно: общественная жизнь и потребности людей могут быть самыми разными. Например, НКО «Друзья океана» занимается защитой морских животных, а объединение «Космопоиск» ищет инопланетные цивилизации.

Не все юридические организации, которые создали не ради заработка, относят к НКО. Садоводческие и огородоводческие товарищества, товарищества собственников недвижимости, потребительские кооперативы и политические партии — это тоже общественные организации, которые работают не для прибыли. Но по закону они не попадают под определение НКО.

Как зарегистрировать НКО

Регистрацией некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции. Если вы живете не в Москве, то в само министерство в столице ехать необязательно: в каждом регионе есть отделения Минюста.

Для регистрации придется собрать пакет документов. Главный — устав. Прежде чем его писать, необходимо решить, как, где и чем будет заниматься организация.

Сформулировать цель организации лучше максимально широко. Если потом захотите получить грант, может оказаться, что цель в уставе слишком узкая, и в конкурсе ваша организация участвовать не сможет. Поэтому лучше писать не конкретно «поддержка матерей», «защита женщин от домашнего насилия» или «обучение женщин вождению автомобиля», а указать более абстрактную формулировку «поддержка женщин».

Целей может быть несколько, но лучше, если они будут каким-то образом связаны между собой. Заявку на регистрацию НКО, которая хочет сохранять памятники архитектуры и развивать городские пространства, Минюст, скорее всего, одобрит. Если же организация планирует сохранять памятники и одновременно учить детей играть на виолончели, то документы вернут и скажут создать две разные НКО. Еще я советую не употреблять размытые формулировки вроде «иные цели» или «иные виды деятельности»: как показывает мой опыт, такое в Минюсте не любят.

Выбрать организационно-правовую форму. Полный список всех видов НКО перечислен в профильном законе. Я советую отталкиваться от того, как именно будет работать организация. Если вы планируете собирать деньги, а затем распределять их среди нуждающихся, то лучше регистрировать фонд. Если хотите оказывать какие-то услуги, например учить женщин водить автомобиль или детей — играть на виолончели, создавайте автономную некоммерческую организацию. Если будете защищать памятники, регистрируйте общественную организацию.

Определиться с географией вашей организации. Если зарегистрировать Общество любителей вязания крючком Краснодарского края, то в последующем получить субсидию из бюджета другого региона не получится. Организация может быть и всероссийской, и региональной, и местной. Я советую исходить из того, где вы действительно планируете работать.

Придумать название, которое будет отражать организационно-правовую форму, уставные цели и географию деятельности. Если хотите защищать редких животных в рязанских заповедниках, то название может звучать так: «Рязанская региональная экологическая общественная организация защиты животных “Цапля”».

Определиться, где возьмете деньги, помещение и другое имущество. Организация может собирать членские взносы или пожертвования, получать субсидии из бюджета, участвовать в конкурсах на гранты, оказывать услуги и даже зарабатывать на своем имуществе: например, владеть акциями и получать с них дивиденды. Организация «Ночлежка», которая помогает бездомным в Москве и Санкт-Петербурге, живет главным образом на пожертвования, а многие спортивные секции — за счет оказания услуг: так зарабатывает школа айкидо в Омске.

Провести учредительное собрание, если организацию создают несколько человек или юрлиц. Факт того, что собрание действительно было, нужно подтвердить протоколом. Если НКО создает один участник, то он должен написать решение единственного учредителя. Четких требований к этим документам закон не предъявляет.

В итоге в Минюсте потребуют четыре документа:

  1. Заявление о государственной регистрации юридического лица. Форма есть на сайте Минюста.
  2. Устав в трех экземплярах. Примеров в интернете много, хороший образец есть на сайте «Регфорум-ру».
  3. Протокол учредительного собрания или решение единственного учредителя в двух экземплярах. Его можно написать в свободной форме.
  4. Квитанцию об оплате госпошлины в 4000 Р за регистрацию юрлица. Реквизиты можно узнать в местном отделении Минюста.

Все документы нужно отнести в местный Минюст. Можно зарегистрировать НКО и по почте, но тогда заявление придется заверять у нотариуса.

По закону документы на регистрацию общественных организаций и движений обязаны рассмотреть за 28 календарных дней, религиозных организаций — за 6 месяцев, так как может понадобиться религиоведческая экспертиза. Для других форм НКО срок составляет 12 рабочих дней.

Во многих регионах существуют специальные организации для помощи НКО: ресурсные центры. Здесь посоветуют, что надо написать в уставе, помогут подобрать название и собрать документы для регистрации. Есть ли ресурсный центр в вашем городе, подскажут в муниципалитете.

Как только НКО зарегистрируют, у учредителей сразу появится обязанность вести бухгалтерию организации и отчитываться Минюсту каждый год до 15 апреля. Отчетность ничего сложного из себя не представляет, важно только помнить, что она отличается для разных организационно-правовых форм НКО.

Отчеты в Минюст

Общественные организации сдают два отчета. Первый — уведомление о продолжении деятельности, в котором необходимо указать название руководящего органа организации, место его нахождения и сведения о руководителях. Второй — отчет о финансировании из иностранных источников по утвержденной министерством форме.

Сам я с работой организаций, которые получают финансирование из-за рубежа , не сталкивался, но слышал от коллег, что сдать отчет для такой НКО — большая проблема. Государство проверяет все очень дотошно. Если поступлений из-за границы нет, то везде надо просто поставить нули.

Религиозные организации должны сдавать специальный отчет в Минюст, где надо указать виды деятельности и способы формирования имущества.

Прочие НКО без иностранного участия с годовым доходом меньше 3 млн рублей должны также предоставить два документа: уведомление о продолжении деятельности и уведомление об отсутствии иностранного финансирования. Строгих форм нет, все можно сдать в произвольном виде.

Прочие НКО с годовым доходом более 3 млн рублей или с иностранным участием сдают два отчета:

  1. Отчет о деятельности и составе руководящих органов. Сюда можно просто переписать из устава виды деятельности, которыми занималась НКО в отчетном году, и простым языком рассказать о реализованных проектах. Форма есть на сайте Минюста.
  2. Отчет о расходах. В нем придется указать, откуда организация брала деньги в течение года: оказывала услуги, что-то продавала или сдавала в аренду, получала пожертвования. Здесь же надо детально расписать все расходы. Форма отчета также размещена на сайте Минюста.

Если в отчетах обнаружат ошибку или вы их не предоставите, могут оштрафовать: физлицо — на 100—300 Р , должностное лицо — на 300—500 Р , юрлицо — на 3000—5000 Р .

Несмотря на то что для небольших НКО отчеты не вызывают особых трудностей, иногда они все же бывают. Если возникнут сложности, советую обратиться в ресурсный центр в вашем городе или к юристам. Например, ассоциация «Юристы за гражданское общество» может бесплатно помочь консультацией.

Отчеты в налоговую

НКО облагаются налогами. По умолчанию все организации попадают под основную систему налогообложения — в этом случае придется платить по общей ставке НДС, налог на доходы и на имущество. Поэтому я советую во время регистрации в Минюсте вместе с пакетом документов подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения существенно облегчает жизнь НКО: если выбрать объект налогообложения «Доходы», то платить придется всего 6%. Если выбрать систему «Доходы минус расходы», ставка составит 15% от прибыли.

Чтобы перейти на УСН, в организации должно работать меньше 100 сотрудников, а годовой доход не должен превышать 150 млн рублей. Кроме того, нельзя пользоваться упрощенной системой, если больше 25% учредителей организации — другие юридические лица.

При расчете налоговой базы НКО могут не учитывать некоторые виды доходов. Например, членские взносы, пожертвования, гранты. Полный список перечислен в статье 251 налогового кодекса.

Если в отчетности обнаружат ошибку или вы ее не предоставите, это грозит штрафом: для граждан — от 100 до 300 Р , для должностных лиц — от 300 до 500 Р .

Где НКО может найти деньги

Совсем без денег некоммерческая организация работать не может: ей нужно оплачивать аренду, где-то брать транспорт, печатать листовки или брошюры. Поэтому заниматься деятельностью, которая приносит доход, НКО не запрещено. Главное, чтобы заработанные деньги тратили на достижение прописанных в уставе целей, а не распределяли между членами организации.

Деньги и другое имущество, например недвижимость, мебель или ценные бумаги, НКО могут получать от членских взносов, продажи товаров или услуг, пожертвований, грантов, а также из местных бюджетов.

Если с пожертвованиями, предпринимательством и членскими взносами все понятно, то с грантами, в том числе государственными, немного сложнее.

Кто может получить помощь от государства

Для того чтобы претендовать на бюджетные деньги, организация должна соответствовать нескольким требованиям. Главное — быть социально ориентированной организацией. В эту категорию попадают только те НКО, у которых в уставе прописаны определенные виды деятельности.

Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита. К этому типу относят общества инвалидов, хосписы или организации, которые помогают незащищенным категориям граждан: например, центр помощи жертвам домашнего насилия «Насилию-нет».

Центр «Насилию-нет» внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать

Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и других катастроф. Такие организации могут обучать правильно себя вести во время землетрясения или при пожаре.

Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, военных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам. Самая известная подобная НКО — Красный Крест.

Охрана окружающей среды и защита животных. Это не только крупные НКО вроде Всемирного фонда дикой природы, но и мелкие экологические организации и приюты для животных. Например, сочинская НКО «Дельфа» занимается спасением черноморских дельфинов.

Охрана объектов исторического, культурного или природоохранного значения. К примеру, в Татарстане работает Объединенная природоохранная дружина имени Фаи Мухамадеевой.

Оказание юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям, деятельность по защите прав и свобод человека. В Воронеже работает Центр защиты прав СМИ, который консультирует журналистов и представляет их интересы в судах.

Благотворительность и волонтерство. Как правило, подобной работой занимаются различные фонды, которые собирают деньги на лечение или организовывают добровольцев для социальных проектов. Например, фонд «Вера», который помогает хосписам.

Образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, спорт. В эту категорию попадают всевозможные кружки, спортивные секции и даже театры. Московский театр мюзикла — тоже НКО.

Борьба с коррупцией. Самая известная такая организация — Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального. В России она признана иностранным агентом.

Развитие межнационального сотрудничества, а также сохранение и защита культуры, языков и традиций народов России. Сюда относят все национальные организации, общины и диаспоры.

Патриотическое воспитание — это различные союзы ветеранов, военные клубы и даже просто краеведческие кружки.

Поиск воинских захоронений и установление имен погибших и пропавших без вести — такие поисковые отряды, которые ищут и перезахоранивают солдат времен Великой Отечественной войны, есть практически в каждом регионе.

Профилактика и тушение пожаров — это, например, добровольческие дружины. Самая известная организация — Всероссийское добровольческое пожарное общество.

Адаптация и интеграция мигрантов — эти организации помогают приезжим с жильем и работой, обучают языку, оказывают правовую помощь. В Москве такой деятельностью занимается комитет «Гражданское содействие».

Увековечение памяти жертв политических репрессий. Такие организации изучают архивные документы, собирают информацию о репрессированных, публикуют ее, устанавливают мемориальные таблички и памятники. Самая известная подобная НКО в России — «Мемориал». Она относится к иностранным агентам.

Международный Мемориал внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать

Как государство помогает НКО

Финансовую помощь от власти НКО обычно получают в виде субсидий из бюджета на реализацию социально значимых проектов. Это значит, что деньги дают не просто на то, чтобы организация продолжала работу, а под конкретное мероприятие, которое решает какую-то социальную проблему. От НКО требуют обосновать существование этой проблемы, описать, как проект поможет в ее решении и какие результаты будут достигнуты, и составить смету расходов. В нее можно включить и зарплату сотрудников, которые задействованы в проекте.

Например, в Перми НКО могут получить субсидии от местной администрации на военно-патриотическую подготовку, проведение семинаров и фестивалей и даже на празднование Первомая.

Иногда можно получить субсидию на покупку имущества, необходимого НКО. Я помогал обществу слепых получить деньги на мебель. Субсидию провели как социально значимый проект: за новым столом члены устроили серию чаепитий. Один шахматный клуб закупил наборы шахмат для проведения турниров. Соревнования прошли, а шахматы остались у клуба.

Кроме субсидий, из муниципальных и региональных бюджетов можно получать и федеральные гранты. Самый крупный грантодатель в России — Фонд президентских грантов. Требования к участникам суровые: заявку оценивают независимо друг от друга сразу несколько экспертов, форма сметы для конкурсных проектов очень сложная, а в случае победы фонд получает право контролировать расчетный счет НКО и все имущество, приобретенное за счет гранта.

Зато объем возможных субсидий в разы больше, чем можно получить от муниципалитета. Формально размер гранта не ограничен, но для новичков и небольших организаций, планирующих реализовать проект в пределах одного поселка или города, лучше просить не больше 500 тысяч рублей. Критерии оценки проектов от НКО на такие суммы менее жесткие, чем для тех, кто хочет миллионы.

Кроме Фонда президентских грантов, деньги на конкурсной основе выделяют и другие организации. Православные НКО могут подать заявку на грант в фонд «Соработничество», популяризаторы русского языка — в «Русский мир», экологи — в российское отделение Всемирного фонда дикой природы. Недавно Фонд Владимира Потанина объявил конкурс на поддержку НКО, работающих с социально незащищенными и уязвимыми группами людей в условиях распространения коронавируса.

По своему опыту знаю, что обычно чиновники заинтересованы в том, чтобы НКО участвовали в грантовых конкурсах. Количество заявок от каждого муниципалитета в Фонд президентских грантов — один из критериев оценки работы администрации с гражданами. На языке чиновников это называется конструктивной общественной повесткой. Если из города не было ни одной заявки, значит, мэрия не работает с общественностью. Поэтому муниципалитеты и региональные администрации периодически устраивают семинары для НКО, где рассказывают, как правильно оформить заявку на грант, на что обращают внимание эксперты Фонда, как отчитываться за полученные деньги.

О чем нужно помнить, если НКО выдали бюджетные деньги

Надо контролировать все расходы. Советую нанять бухгалтера, который будет следить за финансами. Я сталкивался с обидными ситуациями, когда по невнимательности сотрудники организации теряли чеки или направляли деньги на нужные для проектов, но не указанные в заявке расходы. Я знаю историю, когда корейская диаспора в Приморье получила субсидию на проведение Чхусока — национального праздника. За бюджетные деньги арендовали концертный зал, пригласили музыкантов, сшили костюмы. А еще купили продукты для национального блюда сонпхён. Кулинарной статьи расходов не было в смете, и деньги за продукты пришлось возвращать в бюджет.

Вовремя платить налоги. Отсутствие долгов перед налоговой — обязательное условие для НКО, которые подают заявки на гранты или бюджетные субсидии. Я знаю случаи, когда организация вовремя вносила все платежи в бюджет, но из-за ошибки налоговой у нее появлялись долги. Чтобы избежать таких ситуаций, советую перед подачей заявки на грант поинтересоваться в налоговой, все ли в порядке.

Внимательно читать договор на предоставление субсидий. Иногда в этих документах пишут странные вещи. Например, в договоре может быть указано, что НКО не имеет права покупать товары и заказывать услуги для проекта за пределами конкретного региона.

Сначала читать, потом подписывать

Соблюдать сроки отчетности по грантам и субсидиям: из-за просрочки в один день могут потребовать вернуть все деньги, хотя они уже потрачены.

Сохранять все чеки и договоры. Неиспользованные средства придется вернуть в бюджет, а если на какую-то вещь нет чека, то государство сочтет, что вы ничего не покупали.

Трижды подумать, прежде чем получать гранты или пожертвования из-за границы. Это не запрещено, но такая НКО автоматически получает статус иностранного агента. Это влечет за собой массу неприятных последствий: например, организации придется везде указывать, что она иностранный агент. А еще к таким НКО предъявляют жесткие требования по ежегодной отчетности, которую надо сдавать в Минюст.

Ассоциация «Юристы за гражданское общество» провела исследование и выяснила, что содержание такой НКО обходится дороже в среднем на 273 тысячи рублей в год. Это деньги, которые организация тратит на подготовку всех требуемых Минюстом документов. Кроме того, если обычную НКО могут в течение года не проверять вообще, то иностранного агента ждут постоянные визиты контролеров.

На конференции Форума Доноров управляющий директор «Тройки Диалог» Гор Нахапетян заявил, что для того чтобы благотворительность была эффективной – там должны работать высокопрофессиональные менеджеры с заработной платой не менее $10 тыс. (именно в таком размере «Тройка Диалог», по словам Гора Нахапетяна, обеспечивает з.п. менеджеру фонда «Подари жизнь»).


Гор Нахапетян на конференции Форума Доноров

Для многих, по меньшей мере, это слышать непривычно. Приверженность социально-значимым ценностям, мобильное реагирование на самые острые проблемы, увлеченность делом, самопожертвование – эти сильные стороны общественного движения пока еще плохо, на взгляд многих, укладываются в систему бизнес-координат. Трудно вообразить во что превратятся общественники, если будут вершить свое милосердие по бизнес-плану. Но с другой стороны, может быть уже пришло время расстаться с представлениями о «бесплатных», и потому неизбежно слабых и непрофессиональных НКО ?

Комментарии материала:

Нельзя к НКО подходить обобщенно. Есть НКО в ранге инициативных групп, и многие организации в этом ранге и остаются. Инициативной группе важно решить какую-то узкую и локальную проблему (детскую площадку построить, праздник для детей устроить) - такие организации, будучи даже зарегистрированными, могут годами обходиться без счета и показывать нулевой баланс. Если инициативная группа получает грант, она обязана завести счет и назначить бухгалтера. Если проекты идут один за одним, демонстрируя активную позицию НКО, бухгалтер первым требует оплаты своего труда. По положению, он обязан иметь свое рабочее место и сейф. Вот уже первый оплачиваемый работник плюс расходы на офис. Постепенно проекты начинают отнимать больше времени и люди пытаются это компенсировать. Ко всему, они тратят личное время и ресурсы на оказание услуг, у которых есть и коммерческая цена, и они, дабы не утонуть в клиентуре, правомерно начинают ограничивать спрос. Так инициативная группа становится полупрофессиональной НКО, сотрудники которой сочетают работу на общественной ниве с постоянной работой. Наконец, происходит пермутация номер 3, когда полупрофессиональные НКО становятся профессиональными, и сотрудники переходят работать в них на постоянную основу. Кроме природных общественников НКО должны часто брать в штат специалистов, которым вообще по барабану, в общественной или коммерческой структуре они работают - плати, и все тут. Спрашивается, а) почему все НКО нужно причесывать под одну гребенку б) почему сотрудники в успешной профессиональной НКО должны работать "за так", тогда как у них тоже есть семьи и собственные животы, которые нужно кормить и чем-то прикрывать в) почему к НКО настойчиво крепят ярлык волонтерской компании, которой может быть в кайф работать только забесплатно, и никак иначе? Совершенно согласен с Нахапетяном.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Чтобы у проекта был бюджет - его нужно сначала заработать. Или "наклянчить", что тоже не просто. А это уже опыт эффективной работы. Гор говорит про ИХ проект. Они заработали, они знают, что проектами нужно уметь управлять. Они умеют (раз заработали). Они и управляют.
Я к тому, что если команда успешно заработала на проект - значит опыт эффективной работы у нее уже есть и большая вероятность, что и благотворительный проект они реализуют эффективно, конечно, с определенной мотивацией.
Если команда не может заработать денег на благотворительный проект (или насобирать), то и зарплаты-то откуда?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Прямой связи между бюджетом и эффективностью нет, но бюджет ведь сначала нужно эффективно заработать. Ведь добрый дядя просто так его не подарит. Значит опыт эффективной работы уже присутствует.
Гор говорит про ИХ проект. Они бизнесмены и знают, что большие проекты должны управляться. А законы менеджмента - едины.
Выходя на определенный уровень финансирования любой проект требует соответствующего уровня управления. Другое дело, что 99% проектов никогда на этот уровень не выйдут, т.е. их менеджеры денег никогда не заработают (и не насобирают). А откуда тогда взяться зарплатам?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Согласен, что нет прямой связи между бюджетом организации и ее эффективностью. Да и денежная мотивация - не самое главное, любой более или менее зрелый человек это знает.
Видимо как везде важен баланс.
Сейчас большая часть наших общественных организаций работает вообще без всяких зарплат и думаю, вся страна сильно от этого проигрывает. Чтобы как-то менять этот порядок вещей, нужна "перезагрузка".
Общественное не должно быть синонимом бесплатного.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Цитата: "Трудно вообразить во что превратятся общественники, если будут вершить свое милосердие по бизнес-плану".

Цитата: "Но с другой стороны, может быть уже пришло время расстаться с представлениями о «бесплатных», и потому неизбежно слабых и непрофессиональных НКО ?"
Не всегда согласен, что бесплатная НКО - это неизбежно слабая НКО.
Как не согласен и с тем, что платная НКО - это неизбежно сильная НКО.

Часто от сотрудников благотворительных организаций можно услышать правило, что 20% полученного пожертвования они имеют право потратить на административные расходы благотворительной организации. Это не совсем верно.

На самом деле в ст. 16 Закона N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» написано: «Благотворительная организация не вправе использовать на ОПЛАТУ ТРУДА административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, РАСХОДУЕМЫХ этой организацией за финансовый ГОД».

Обратите внимание на 3 принципиальных момента:

1) Речь идет не о пожертвованиях (поступлении денег в организацию), а о РАСХОДАХ организации;

2) Речь идет о совокупных расходах за ГОД, а не за день, не о расходах в проекте, в программе или на одного благополучателя;

3) Речь идет только о ЗАРПЛАТЕ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА, а не обо всех административных расходах.

Давайте разберемся подробнее!

1) По умолчанию многие считают, что расходы благотворительной организации равны доходам, т.е. пожертвованиям, и поэтому вычисляют 20% из поступивших пожертвований. Это верно по сути, но только если брать все время существования организации. А в законе говорится о финансовом годе. Разберем на примерах:

Благотворительный фонд «Зайка» за 2019 год собрал 1 млн. рублей пожертвований, но истратил только 700 тыс. рублей, т.к. 300 тыс. рублей поступили на проект «Кормим заек в холода» и будут истрачены только в январе 2020 г. В этом случае 20% надо вычислять не от 1 млн. рублей поступлений, а от 700 тыс. рублей. расходов, что будет равно 140 тыс. рублей.

Благотворительный фонд «Солнышко» за 2019 год тоже собрал 1 млн. рублей пожертвований и истратил их все, но на начало года на расчетном счету находились 250 тыс. рублей, собранные в 2018 году, которые тоже были израсходованы в 2019 году. 20% нужно вычислять от 1250 тыс. рублей, что составит 250 тыс. рублей.

2) В смету благотворительной программы или проекта административные расходы вообще могут быть не заложены, а учитываться отдельно.

Например, в благотворительном фонде «Солнышко» при сборе средств на оплату лечения Васи Иванова 100% от каждого пожертвования направляется на оплату его лечения, а административные расходы оплачиваются из иных пожертвований, для которых указано назначение «на уставные цели», или «на административные расходы».

А в благотворительном фонде «Зайка» в описании проекта «Кормим заек в холода» записано, что административные расходы фонда составляют 30% от всех затрат по проекту, таким образом из каждых пожертвованных на проект 100 рублей на административные расходы будет истрачено 30 рублей, а 70 рублей – на покупку корма и доставку его в лес.

3) В 20% не включаются расходы на аренду офиса, оплату интернета, покупку офисной мебели или техники и другие административные расходы, кроме собственно зарплаты административно-управленческого персонала. Таким персоналом могут являться директор, бухгалтер, секретарь, фандрайзер, уборщица и другие сотрудники, которые непосредственно не участвуют в реализации благотворительных программ.

Иногда случается, что руководитель организации является также и руководителем проекта. В этом случае должны быть четко разделены обязанности: например, в основном трудовом договоре говорится об обязанностях и указан размер зарплаты директора, а в доп. соглашении либо в отдельном договоре ГПХ – функционал руководителя проекта и вознаграждение за эту работу. Тогда в 20% войдет не вся сумма, получаемая руководителем, а только та, которая выплачивается непосредственно за выполнение административной функции.

В то же время, при подсчете расходов на оплату труда административно-управленческого персонала учитывается не только сумма, выданная сотруднику, но и оплаченный за сотрудника НДФЛ, а также отчисления в фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.).

Например: директор БФ «Зайка» в 2019 году ежемесячно получал зарплату из кассы в размере 8700 руб., всего за год – 8700х12=104400 руб. Добавим НДФЛ (104400*13/87) = 15600 руб. и страховые взносы ((104400+15600)*0.202) = 24240 руб.

Всего расходы на оплату труда директора составили 104400+15600+24240=144240 рублей.

Таким образом, хотя «на руки» директор получил всего 104400 рублей, для расчета применяются все расходы, связанные с выплатой ему зарплаты, т.е. 144240 рублей. Это больше чем 20% от расходов организации (140 тыс. руб. от расходов на сумму 700 тыс. руб.), что является нарушением п.3. ст.16 135-ФЗ.

Часто вначале года заранее трудно определить, какой уровень зарплат сотрудникам можно установить. Нужно исходить из финансового плана и в течение года считать текущее соотношение зарплат АУП к расходам. Если снизить зарплаты не позволяет Трудовой Кодекс, то всегда можно улучшить это соотношение, начав работать результативнее, оказывая больше помощи, тем самым увеличив совокупные расходы.

Читайте также: