Может ли иностранное должностное лицо быть взяткополучателем

Опубликовано: 17.09.2024

О взяткодателях и взяткополучателях

К то из вас не слышал такой фразы «дать на лапу»? Возможно, вы сами когда-то давали кому-то взятку, что является уголовно наказуемым делом. Хоть и говорят, что в советское время взяток не было, все это сказки. Так, свою благодарность выражали медперсоналу и врачам за операции и уход за больными, чиновным лицам за определенную помощь в оформлении документов. Это явление никуда не испарилось, а продолжает активно развиваться в нашей стране. В современном мире дача взятки стала настолько частым и даже повседневным явлением, что в борьбе с взяточничеством принимают активное участие даже президенты в своих государствах.

О даче взятки, особенности преступления

Итак, к взятке относятся ценности материального характера, такие как деньги, вещи, услуги или имущественная выгода, которые берут должностные лица за конкретные действия, в которых заинтересованы взяткодатели. Подобного рода действия и иногда бездействие должностное лицо совершает или может совершить благодаря своему служебному положению.

Взятку также дают за продвижение или покровительство на работе, прикрытие ошибок на службе. Дача и прием взятки считаются незаконными действиями и уголовно наказываются.

Кстати, «дать на лапу» госслужащему считается одним из проявлений коррупции. Слово «взятка» используется при подкупе госслужащего, а подкуп сотрудников коммерческих организаций называется «коммерческим подкупом».

Дача взятки не так уж проста в своем действии, в таком деле используются целые схемы, из-за которых очень сложно порой раскрыть преступления такого рода. Даже при передаче мелких взяток зачастую используются посредники, так как очень легко взять с поличным принимающего и подающего взятку. А вот при передаче крупных взяток используются более сложные и специально продуманные схемы и планы.

Самые известные взяточнические схемы:

А) Деньги кладутся на электронный кошелек или банковский счет, а лицо, которому предназначена взятка, получает набор цифр, позволяющий снять и использовать деньги.

Б) Фирма, которая оформлена на подставное лицо, получает очень выгодный контракт.

В) На банковский счет подставной фирмы переводятся деньги за якобы предоставленные услуги.

Г) Дача взятки происходит за счет предоставления особых услуг какому-то из родственников взяточника. К примеру, в российской взяточнической практике зачастую в качестве взятки выступает оплата обучения детей получателя такой взятки.

Еще пару лет назад дача взятки каралась штрафом, сумма которого не превышала размер взятки. С 16 мая 2011 года взяточничество стало наказывать по-другому. На сегодня взятка штрафуется так, что размер взимаемого штрафа во много раз больше самой взятки. В нашей стране, несмотря на огромное количество случаев с взятками, государство не стоит на месте в борьбе с коррупцией.

Дача взятки наказывается согласно 291 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Согласно закону получатель взятки – это должностное лицо. Тот, кто дает взятку, считается вменяемым лицом, достигшим шестнадцати лет. Должностное лицо, которое берет взятку, может относиться не только к российскому, но и к зарубежному государству, а также к какой-нибудь известной международной организации.

Иностранным должностным лицом может быть любое выбранное или назначенное лицо, занимающее какую-то должность в законодательном, судебном, исполнительном или административном органе другого государства

Как карается подобное преступление

За дачу взятки лично или через посредника виновное лицо будет наказано штрафом до тридцатикратного размера от суммы взятки, тюремным заключением до двух лет со штрафом в десятикратном размере от суммы взятки.

Дача взятки в большом размере, переданная через посредника или лично, наказывается лишением свободы до трех лет со штрафом в пятнадцатикратном размере от суммы взятки. Также за такое преступление виновное лицо может быть оштрафовано до сорокакратного размера от суммы взятки.

Взятку обычно дают за содействие при помощи законных или противозаконных действий. Дача взятки за бездействие или наоборот незаконные действия должностного лица карается законом (п.3 ст.291 УК РФ) и предусматривает наказание в виде тюремного заключения до восьми лет с оплатой штрафа в тридцатикратном размере от суммы взятки или в виде штрафа до шестидесятикратного размера от суммы взятки.

За дачу взятки в крупном размере или группой по изначальному договору виновных могут наказать лишением свободы до двенадцати лет со штрафом до семидесятикратной суммы от взятки и просто штрафом до девяностократной суммы от взятки.

Если взяткополучатель принял хотя бы какую-то часть взятки, то это считается моментом окончания преступления. Если часть ценностей взяли родственники или близкие люди должностного лица с его разрешения и согласия, то такое преступление тоже считается оконченным.

Значительный, то есть большой размер взятки, составляет сумму больше двадцати пяти тысяч рублей, крупный размер – более ста пятидесяти тысяч рублей.

Должностное лицо, получившее взятку и способствующее расследованию преступления, должно быть освобождено от уголовного наказания.

В таких историях с дачей взяток помощь адвоката важна для борьбы с бюрократией и ее налаженной системой укрытия своих людей. На сегодняшний день выписываются огромные штрафы и сроки тюремного заключения для борьбы с коррупцией. Помните, что уголовную ответственность несут не только берущие взятки, но и дающие их. Если с вас требуют взятку или не хотят решить проблему без денежного вознаграждения с вашей стороны, первым делом обратитесь к уголовному адвокату, который подробно расскажет вам, чем может закончиться такое дело.

Абдульманова Зульфия Асхатовна, адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

В настоящей работе оцениваются противоречия, возникшие в действующем УК в связи с введением иностранных должностных лиц в качестве субъектов, и предлагаются варианты решения.

Ключевые слова: коррупция, получение взятки, иностранное должностное лицо, видовой объект.

On the problem of deeming the foreign official to be the subject of receiving a bribe

The author goes into collisions within the Russian criminal law caused by the introduction of foreign officials into it. The main aim of the article is to suggest a proper way to eliminate these collisions.

Key words: corruption, passive bribery, foreign official, crime object.

Ни одна из проблем государственного аппарата не приносит столько вреда, как коррупция <1>. В рамках комплекса мер по борьбе с этим явлением Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" была изменена диспозиция ст. 290 УК РФ таким образом, что в качестве субъектов получения взятки были признаны не только должностные лица, но и "иностранные должностные лица и должностные лица публичных международных организаций".

<1> См.: Кузьмин Н.А. К вопросу о понятии и природе коррупции // Российский следователь. 2009. N 24. С. 23.

Понятие должностного лица давно сформировалось на законодательном и теоретическом уровнях <2> и успешно используется в уголовно-правовой практике, а категории "иностранное должностное лицо" и "должностное лицо публичной международной организации" являются новеллами уголовного законодательства, вносят определенные сложности в правоприменительный процесс и требуют дополнительных разъяснений.

<2> См.: Феркалюк Ю.И. Представитель власти как субъект должностных преступлений // Российский следователь. 2009. N 12. С. 11.

Для ответа на возникающие вопросы о понимании "иностранного должностного лица" целесообразно обратиться к соответствующим международно-правовым документам. Для определения числа иностранных должностных лиц в первую очередь следует сослаться на Конвенцию ООН против коррупции, которая понимает их как "любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия" <3>. Помимо приведенного документа представляется необходимым привести Конвенцию ОЭСР "По борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок", которая обращает особое внимание на рассматриваемых нами субъектов, определяя их как ". любое лицо, занимающее назначаемую или выборную должность в органе законодательной, исполнительной или судебной власти иностранного государства, любое лицо, отправляющее государственные функции для иностранного государства, в том числе и для государственного органа, предприятия или учреждения, а также любое должностное лицо или представителя международной организации" <4>. Как видно из приведенных определений, данных в ключевых международных документах по изучаемому вопросу, подход к числу лиц, рассматриваемых как "иностранные должностные", разнится, причем второй намного шире этой категории лиц и включает в себя также "должностных лиц публичных международных организаций", которые, в свою очередь, делают различие между должностным лицом публичной международной организации и ее представителем.

<3> URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121140 (дата обращения: 18.03.2015).
<4> URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=7522 (дата обращения: 18.03.2015).

Верховный Суд РФ, в свою очередь, счел необходимым включить в Постановление Пленума по рассматриваемому вопросу <5> соответствующее пояснение, где указано, что "под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор)". Используемое Верховным Судом понимание отражает предпочтение, оказываемое Конвенции ООН при разрешении данного вопроса.

<5> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 (ред. от 3 декабря 2013 г.) "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" // СПС "КонсультантПлюс".

Обратимся к тексту диспозиции ст. 290 УК РФ в части, где указываются действия, за которые получается взятка, речь идет о "действиях (бездействии) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящих в служебные полномочия должностного лица, либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе".

Представляется обоснованным исходить из того, что действия иностранных должностных лиц осуществляются в интересах государства, наделившего лицо такими полномочиями. Приведем понятие иностранного государства, основываясь на тексте указанной выше Конвенции ОЭСР: "Термин иностранное государство включает все уровни и структуры системы государственного и муниципального управления от центральных до местных органов власти". Основываясь на тексте приведенного определения, можно привести в пример Министра внутренних дел Французской Республики, который в числе своих обширных полномочий имеет весь спектр обязанностей, связанных с поддержанием внутреннего порядка и законности, организацию деятельности жандармерии и полиции, внутреннюю разведку и даже контроль за выдачей идентификационных документов. По логике предписания, содержащегося в рассматриваемой статье, он будет подлежать ответственности за полученную на территории Российской Федерации (ст. 11 УК РФ) взятку по ст. 290 УК РФ.

Вместе с тем нельзя упускать из внимания объекты рассматриваемого преступления: родовой, видовой и непосредственный. Многие современные исследователи исходят из того, что родовой объект представляет собой "общественные отношения, обеспечивающие уголовно-правовую охрану основ конституционного строя и государства, нормальную деятельность всего государственного аппарата и органов местного самоуправления" <6>. Видовым объектом должностных преступлений, в свою очередь, признается нормальная, регламентированная законом и отвечающая интересам развития общества деятельность аппарата публичной власти, который олицетворяют государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы местного самоуправления, а также аппарат управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ, либо деятельность органов управления государственных или муниципальных учреждений, государственных корпораций <7>. Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, совпадает с видовым. По мнению исследователей, центральным элементом всех перечисленных объектов являются "интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления" <8>. Приведенные понимания объекта не охватывают и не должны по смыслу закона охватывать деяния, наносящие, по сути, ущерб интересам государственной службы другой страны. А в соответствии с приведенным выше примером и объемом должностных полномочий, содержащихся в Декрете N 771 Французской Республики от 2012 г. <9>, должностное лицо, получая взятку за действия, входящие в круг его служебных обязанностей, не может причинить вред поставленным под охрану гл. 30 УК РФ интересам Российской Федерации.

<6> Уголовное право. Общая и Особенная части / под ред. Н.Г. Кадникова. М.: Городец, 2006. С. 116.
<7> Уголовное право Российской Федерации (Общая и Особенная части): учебник для бакалавров / под ред. д.ю.н., проф. А.И. Чучаева. М., 2015.
<8> См.: Малиновский И.В. Коррупция и уголовный закон // Российский следователь. 2009. N 15. С. 11.
<9> no 2012 - 771 du 24 mai 2012, article 1.

Тем не менее необходимость криминализации рассматриваемых деяний в случае совершения их указанными субъектами в контексте имплементации ряда конвенций очевидна. Такая имплементация должна производиться на основе органичного включения новых положений в рамки существующего национального права. На наш взгляд, вызывает сомнения возможность соответствия коррупционных преступлений, совершаемых указанными субъектами, перечисленным родовому, видовому и непосредственному объектам.

Приведенное выше несоответствие между кругом полномочий иностранных должностных лиц и общественными отношениями, поставленными под охрану в гл. 30 УК РФ, подлежит устранению. По нашему мнению, описанная проблема может иметь два решения.

Изменение названий гл. 30 УК РФ и разд. 10 таким образом, чтобы формулировки включали в себя не только интересы государственной службы Российской Федерации, но и интересы государственной службы других стран.

Выделение должностных преступлений, совершаемых иностранными должностными лицами и должностными лицами публичных международных организаций, в отдельные составы, объединение их в отдельную главу в рамках другого раздела, название которого будет включать в себя круг объектов, к которому относятся эти преступления.

У каждого из предложенных решений имеются свои плюсы и минусы, однако нам представляется более обоснованным второе решение по причине того, что выделение этих преступлений в отдельные составы позволит учесть некоторые другие вопросы, связанные с имплементацией положений конвенций ООН и ОЭСР в российское законодательство. В целом отрицать необходимость существования составов преступлений, предусматривающих ответственность за коррупционные преступления для изучаемой категории субъектов, невозможно.

В октябре 2003 года Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию против коррупции (1). В ней государства—участники конвенции выразили обеспокоенность серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества.

Эти проблемы, по их мнению, подрывают демократические институты и ценности, а также наносят ущерб устойчивому развитию и правопорядку.

Они также пришли к выводу о том, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает экономику и общество всех стран.

При этом коррупция может быть непосредственно связана с деятельностью публичных должностных лиц (ПДЛ), наделенных властными полномочиями. В связи с этим в конвенции было принято понятие ПДЛ. Это лицо, в частности, может:

  • занимать какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности;
  • выполнять какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставлять какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этой страны;
  • считаться публичным лицом на основании внутреннего законодательства государства—участника конвенции.

Помимо этого, группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) в своих рекомендациях указывает на необходимость проверки деятельности иностранных ПДЛ для выявления отмывания доходов и финансирования терроризма.

В июне 2013 года группа выпустила руководство по взаимодействию с ПДЛ, в котором отметило их особый статус из-за значимых публичных функций, которыми они наделены. Тогда FATF отмечала, что ПДЛ могут использовать свое положение для отмывания денег, совершения преступлений коррупционной направленности, а также для финансирования терроризма.

В 12 рекомендации группа предписывает юрисдикциям вводить для финансовых учреждений ряд обязанностей:

  • использовать системы управления рисками для определения того, является ли клиент или бенефициарный собственник публичным должностным лицом;
  • получать разрешение старшего руководства на установление (или продолжение для существующих клиентов) таких деловых отношений;
  • принимать разумные меры для установления источника благосостояния и источника денежных средств;
  • проводить углубленный мониторинг деловых отношений.

Финансовые учреждения должны быть обязаны принимать разумные меры, позволяющие определить, является ли клиент или бенефициарный собственник ПДЛ своей страны или лицом, которому вверены или были вверены важные функции международной организацией. В частности, Росфинмониторинг в своих рекомендациях о бенефициарах клиентов (2) рекомендует пользоваться в том числе открытыми источниками информации, включая информационный сервис X-Compliance.

В случаях более высокого риска деловых отношений с такими лицами финансовые учреждения должны быть обязаны применять меры, перечисленные в 12 рекомендации.

В России дополнительные требования об идентификации ПДЛ устанавливает закон о противодействии отмыванию преступных доходов (3). Статья 7.3 этого закона предписывает организациям (субъекты № 115-ФЗ, статья 5), проводящим операции с денежными средствами и другим имуществом:

  • выявлять ПДЛ среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание;
  • принимать на обслуживание иностранных ПДЛ только на основании письменного решения руководителя организации;
  • определять источники происхождения денежных средств или другого имущества иностранных ПДЛ;
  • регулярно обновлять информацию о находящихся на обслуживании иностранных ПДЛ;
  • уделять внимание операциям с денежными средствами или другим имуществом, проводимыми иностранными ПДЛ, их супругами, другими близкими родственниками или от имени этих лиц.

В декабре 2017 года Росфинмониторинг опубликовал методические рекомендации по выявлению ПДЛ (4). В них ведомство определило понятия всех трех категорий ПДЛ, а также привело примеры должностей, которые они могут занимать.

Так, иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ), по мнению Росфинмониторинга, это любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

К ним могут относиться:

  • главы государств (включая правящие королевские династии) или правительств;
  • министры, их заместители и помощники;
  • высшие правительственные чиновники;
  • руководители и заместители руководителей судебных органов власти "последней инстанции"(Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;
  • государственный прокурор и его заместители;
  • члены парламента или другого законодательного органа.

Должностное лицо публичной международной организации (ПДЛМО) — это лицо, которому доверены или были доверены важные функции международной организацией (за исключением руководителей среднего звена или лиц, занимающих более низкие позиции в этой категории).

В таким ведомство, в частности, относит руководителей, замруководителя международных и наднациональных организаций:

  • Организация Объединенных Наций (ООН);
  • Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР);
  • Экономический и Социальный Совет ООН;
  • Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК);
  • Международный олимпийский комитет (МОК);
  • Всемирный банк (ВБ);
  • Международный валютный фонд (МВФ);
  • Европейская комиссия;
  • Европейский центральный банк (ЕЦБ);
  • Европарламент.

Также Росфинмониторинг относит к ПДЛМО руководителей и членов международных и наднациональных судебных организаций:

  • Международный суд ООН;
  • Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ);
  • Суд Европейского союза.

К российским публичным должностным лицам (РПДЛ) ведомство относит лиц, занимающих ряд госдолжностей, входящих в совет директоров ЦБ, занимающих должности в госкорпорациях и других организациях.

При определении статуса РПДЛ организациям следует использовать указ президента РФ о государственных должностях (5).

В методических рекомендациях ведомство также рассказывает о том, каким образом следует выявлять ПДЛ. Выявление ПДЛ необходимо как при совершении разовых операций, так и при установлении деловых отношений, предполагающих осуществление более чем одной сделки.

Один из вариантов — анкетирование и устный опрос. Организация при идентификации или обновлении сведений может предоставить клиенту анкету. В ней присутствует специальное поле, в котором клиент ставит отметку о его принадлежности к ПДЛ. После заполнения анкеты клиенту можно задать уточняющие вопросы о его возможной принадлежности к категории ПДЛ или лицам, связанным с ПДЛ.

Росфинмониторинг также рекомендует использовать разные информационные ресурсы и коммерческие базы данных. Так, данные о совете директоров ЦБ можно посмотреть на официальном сайте регулятора. Помимо этого, организации могут использовать специальные ресурсы с базами данных.

Ведомство относит к ним, помимо прочих, и информационный сервис X-Compliance. В частности, Росфинмониторинг рекомендует пользоваться системой сервиса в методических рекомендациях по выявлению ПДЛ (4). В X-Compliance ПДЛ также делятся на международные, иностранные и российские. Пользователи ресурса могут проверить основные сведения о данных лицах: поле, дате рождения, полном имени, месте работы.

В методических рекомендациях Росфинмониторинга также раскрывается порядок принятия ПДЛ на обслуживание в организации и работы с ними.

Во-первых, организации обязаны разработать форму письменного документа, в котором будет фиксироваться решение руководителя организации или ее подразделения о принятии ПДЛ на обслуживание.

Во-вторых, организации обязаны сообщать Росфинмониторингу об операциях с участием ПДЛ, если субъектам № 115-ФЗ кажется, что они связаны с отмыванием преступных доходов. Организации направляют эту информацию в ведомство в порядке, установленном специальной инструкцией (6).

(1) "Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции" (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)

(2) Информационное письмо Росфинмониторинга от 04.12.2018 N 57 "О методических рекомендациях по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов"

(3) Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ

(4) Информационное письмо Росфинмониторинга от 12 декабря 2017 года № 53 "О Методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами"

(5) Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 32 (ред. от 15.05.2018) "О государственных должностях Российской Федерации"

(6) Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2016 № 110

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны принимать меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание следующих публичных должностных лиц (ПДЛ) в соответствии со статьей 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ: наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

Иностранное должностное лицо как субъект получения взятки по УК РФ (гаев, Криминологический журнал БГУЭП N 1 (27), I квартал 2014 г

Иностранное должностное лицо как субъект получения взятки по УК РФ

Уголовное право (особенная часть)

Получение взятки (ст. 290 УК РФ), отграничение от коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ).

незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ).

В ч. 5., 6 ст. 290УК предусмотрены также иныеособо квалифицирующиепризнаки – получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в крупной размере (свыше 150 тысяч рублей); в особо крупном размере (свыше 1 миллиона). Статья 204 УК РФ установила ответственность за коммерческий подкуп. Фактически нормы данной статьи устанавливают ответственность за два различных состава преступления: Должностное лицо–лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ.

доктор юридических наук, профессор, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Российская Федерация

Должностное лицо как субъект получения взятки

К должностным лицам относятся две категории специальных субъектов:

К организационно-распорядительным относят функции, которые включают в себя руководство коллективом, участком работы, служебной или производственной деятельностью других работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и привлечение к ответственности и т. п.).

Следует отметить, что в соответствии с примечании 1 к ст. 285 УК к числу должностных лиц не относятся руководители государственных и муниципальных предприятий. Такие функции, в частности, осуществляют в пределах своих полномочий руководители министерств, ведомств, комитетов, департаментов, государственных учреждений, организаций их заместители, руководители различных структурных подразделений (начальники отделов, секторов, лабораторий, кафедр, их заместители и т. п.). В соответствии с примечанием 1 к ст.

201 они являются лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих организациях (независимо от формы собственности), и несут ответственность за совершаемые по службе преступления по статьям гл. 23.

Не все нормы УК, касающиеся взяточничества, изложены предельно ясно, поэтому большое значение для их правильного применения имеет постановление Пленума ВС от 09.07.2013 № 24. В нем можно найти разъяснения относительно понятийного аппарата, используемого в нормах УК, применения норм о взяточничестве к преступлениям, совершенным в соучастии, и некоторые другие важные аспекты правоприменения.

Получение взятки отличается большим количеством возможных объектов посягательства и самого предмета преступления.

  • отношения, складывающие при отправлении правосудия и судопроизводстве;
  • справедливое распределение материальных благ;
  • свобода конкуренции и т. д.
  • в государственных органах;
  • органах местного самоуправления;
  • государственных или муниципальных учреждениях;
  • Вооруженных силах и воинских формированиях РФ;
  • хозяйствующих субъектах с доминирующей долей государственного или муниципального участия.

Непосредственно могут затрагиваться и иные общественные отношения, например.

Некоторые проблемы определения субъекта получения взятки

Петрикова С. В., Леонтьев А. В. Некоторые проблемы определения субъекта получения взятки // Молодой ученый. 2016. №29. С. 271-274.

URL https: //moluch.ru/archive/133/37295/ (дата обращения: 01.05.2019).

Районными судами Республики Мордовия за получение взятки осуждено: в 2013 году — 6 лиц (что составляет 0,3 % от общего числа осужденных); в 2015 году — 11 лиц (что составляет 0,6 от общего числа осужденных) [3]. Отметим, что в 2013 году один из осужденных за получение взятки лиц относился к отрасли здравоохранения и соцобеспечения, двое являлись работниками сферы образования. В 2015 году двое из осужденных за получение взятки также относились к отрасли образования [4].

Получение взятки и ответственность за это по УК РФ

Согласно уголовному кодексу РФ, получение и дача взятки являются уголовно-наказуемыми деяниями, за которые предусмотрена ответственность. (ст.290 УК РФ).

Согласно статистике за 2015 год среди всех осужденных за получение взятки 44% являются государственными и муниципальными служащими. На втором месте находятся работники сфер социального обслуживания и здравоохранения.

Взятка — это не только денежные средства, ценные бумаги, иные предметы, имеющие материальную ценность.

Взятка может выражаться, например, в предоставлении бесплатной путевки или проведении ремонтных работ совершенно бесплатно для взяткополучателя.Важно! Если лицо работает в государственном или муниципальном учреждении, но не является должностным лицом, то он при получении денежных средств будет нести ответственность, предусмотренную другими статьями особенной части уголовного закона. Под должностным лицом в современном законодательстве понимается представитель власти, которого избрали или назначили на должность, связанную с выполнением распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, корпорациях, Вооруженных силах РФ.

Иностранное должностное лицо как субъект получения взятки по УК РФ

Для правильного применения ст. 293 УК РФ следует исходить из общих условий уголовной ответственности за бездействие, каковыми являются :

Состав получения взятки -формальный, преступление признается оконченным с момента получения должност­ным лицом хотя бы части передаваемых ценностей или принятия хотя бы части выгод имущественного характера.

Между бездействием виновного и наступлением указанного последствия должна быть установлена причинная связь. Нормы ст. 290 и 291 УК РФ неоднократно подвергались изменениям и дополнениям. Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ ст. 290 УК РФ была изложена в новой редакции, согласно которой теперь наказуемо получение взятки не только должностным лицом, но и иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации.

Таким образом, законодателем учтены признаки субъекта данного преступления, а также размеры взятки. Аналогичные поправки были внесены указанным Законом в ст. 291 УК РФ. Наиболее распространенным среди преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является взяточничество. Оно представляет собой одну из самых общественно опасных форм коррупции.

При этом отождествлять эти понятия не следует. Коррупция — это антисоциальное явление, имеющее свою структуру и содержание, включающее в себя многочисленные действия и проявляющееся вовне, а взяточничество — преступление, за совершение которого наступает уголовная ответственность и наказание. Наличие специальных полномочий означает, что лицо выполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. При ϶ᴛᴏм лицо не назначается на должность и не замещает ее, а исполняет строго определенные функции.

Нужно помнить, такие функции могут осуществляться одноразово или в течение определенного времени. Довольно часто они совмещаются с основной работой. Приговор суда по ч 3 ст 290 ук рф получение взятки? Так, представителями законодательной власти будут члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

За получение взятки в таких случаях должностным лицам, в том числе иностранным или выступающим от имени международной организации, назначается:

Правоведы отмечают, что состав преступления будет формироваться в том случае, если указанные действия будут облачены в конкретные противозаконные акты. В качестве них могут выступать необоснованные:

Ст. 290, ч. 1 УК РФ устанавливает общий состав преступления и соответствующее наказание.

Уголовное право

Часть 3 ст. 290 УК РФ предусматривает ответственность (еще более строгую) за действия, предусмотренные ч. 1 или 2 данной статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления. Понятие этих субъектов раскрывалось при характеристике понятия должностного лица как субъекта должностных преступлений в предыдущем параграфе Курса.

Состав взятки является оконченным с момента получения должностным лицом предмета взятки. Если взятка не была получена по причинам, не зависящим от взяткополучателя, содеянное квалифицируется как покушение на дачу взятки.3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.


Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Общее понятие

По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

Сумма взятки

Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг.

Значительный, крупный и особо крупный размер взятки

В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

  • Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
  • Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
  • Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.

Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой, в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

Иные материальные блага и ценности. Отличие от взятки

Немного по-иному обстоит дело с материальными благам и ценностями. Ст. 575 ГК РФ устанавливает прямой запрет на дарение различных ценностей должностным лицам в связи с исполнением ими возложенных обязанностей, исключая обычные подарки. Под обычными подарками понимаются предметы и ценности, цена которых не превышает 3000 рублей.

Дача взятки


Понятие

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

Ответственность и наказание за дачу взятки. Судебная практика

Согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Более подробно санкции за квалифицированные виды указанного преступления представлены в таблице ниже:

Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

Пример. А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.

Пример. З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать ему содействие в уклонении от службы в армии и предложил выдать ему отсрочку по основаниям, которые реально не имели место. В обмен за содействие гражданин предложил 160 000 рублей. Деяние будет квалифицировано по ч. 4 ст. 291 УК РФ, поскольку здесь имеет место крупный размер взятки и ее дача за заведомо противоправное действие сотрудника военкомата.

Как избежать ответственности за дачу взятки

В примечании к разбираемой статье указано, что взяткодатель освобождается от ответственности, если им соблюдено одно из следующих условий:

  • - Добровольно заявлено о даче взятки в органы полиции.
  • - Оказано активное содействие в раскрытии преступления.
  • - Должностное лицо, получившее взятку, занималось ее вымогательством и само предложило совершить данное деяние.

Получение взятки

Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ. Получение взятки – это принятие должностным лицом государственных или муниципальных органов всех уровней, а также иностранных организаций, денежного или выраженного в иной форме вознаграждения за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя. Взятка необязательно может выражаться в твердой сумме или же материальных ценностях, это могут быть услуги, гарантии или преференции по службе, содействие в решении важных для взяткополучателя вопросов. Наказуемо как личное получение взятки, так и ее принятие через третьих лиц.

Как и в случае с дачей взятки, вознаграждаться может как действие, так и бездействие или же содействие в принятии того или иного решения в пользу дающего взятку лица при условии, что это входит в служебную компетенцию взяткополучателя.

Пособничество в получении и даче взятки

В рамках активной борьбы с коррупцией, в 2011 году была введена ст. 291.1 УК РФ, карающая за оказание посреднических услуг при совершении коррупционных преступлений. Это может быть как непосредственно передача взятки, так и оказание содействия взяткодателю или взяткополучателю в исполнении преступного замысла. В связи с тем, что именно посреднические действия позволяют коррупционерам уходить от ответственности, заметая следы и страхуя себя от возможных проблем, наказание по ст. 291.1 УК РФ, как и по непосредственно «взяточным» статьям, также установлено в виде штрафов, кратным размерам взятки, посредничество по получению или передаче которой оказывалось пособником.

При этом, как и в ст. 290 и 291 УК РФ, посредничество при взяточничестве за исполнение заведомо противоречащих закону действий наказывается более сурово, достигая штрафов в размере 60-кратной суммы взятки или тюремного срока до 7 лет.

Наказуемо также и обещание содействия в передаче взятки или в ее получении, когда лицо реально имело возможность выполнить свое общение. Обман, то есть введение взяткодателя или взяткополучателя в заблуждение о своих связях и возможностей не может быть квалифицировано по ст. 291.1 – чаще всего такие действия подпадают под состав мошенничества.

Закон позволяет посредникам избежать ответственности при условии, если ими добровольно сообщено в правоохранительные органы о факте дачи или получения взятки, а также оказано максимальное содействие в раскрытии преступления.

Провокация взятки

Защищая интересы добросовестных должностных лиц, которых еще не поглотила повсеместная коррупция, Уголовный закон статьей 304 УК РФ наказывает лиц, провоцирующих взятку – то есть совершающих передачу денежных средств или иных вещей, которые подпадают под определение взятки, должностному лицу без его согласия или же совершая это с целью очернить его, создать ложное представление о якобы совершенном им преступлении.

Важно, что должностное лицо не должно соглашаться на получение взятки и должно отказать провокатору в выполнении его просьбы. Деньги могут быть положены на стол, в документы или засунуты в карман должностному лицу, но он не должен совершать каких-либо действий, даже косвенно свидетельствующих о согласии с этим. Провокация взятки влечет ответственность в виде тюремного срока до 5 лет, либо штрафа до 200 тыс. рублей.

Как не стать жертвой провокации взятки, если вы должностное лицо? Просто не брать взятки! О любых попытках подкупа следует немедленно сообщить своему руководству, как то предписывают служебные инструкции и закон.

Пример: Гражданин А., получив неоднократный отказ от инспектора ГИБДД возвратить ему водительские права и не составлять протокол, положил 15 тысяч рублей тремя купюрами по 5 тыс. на сиденье и покинул автомобиль инспектора, предложив ему подумать, а сам в это время позвонил на горячую линию ГУВД и сообщил о взяточничестве. В это же время инспектор ГИБДД известил свое руководство о попытке дачи взятки. В итоге действия гражданина А. были квалифицированы по ст. 304 УК РФ, так как его целью являлось создание искусственных признаков преступления и им были переданы деньги без согласия инспектора.

Отличие взятки от коммерческого подкупа

Под коммерческим подкупом понимается получение денег или материальных ценностей лицом, работающим в коммерческой организации и имеющим управленческие полномочия в обмен на совершение каких-либо действий в пользу лица, предлагающего вознаграждение.

Главное отличие взятки от коммерческого подкупа: взятка может быть дана только должностному лицу, работающему на государственные или муниципальные органы, тогда как подкуп может быть совершен лишь в коммерческой сфере.

Ответственность за коммерческий подкуп, одновременно как за получение, так и за его совершение, прописана в ст. 204 УК РФ. Условия освобождения от ответственности аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной в органы и содействие в следствии по делу.

Вымогательство взятки

В современной жизни вымогательство взятки случается сплошь и рядом: сегодня нам намекает на «решение проблемы» сотрудник ГИБДД, завтра просит «помочь в трудностях» учитель в школе, послезавтра придется положить 1000 рублей в карман врачу в ответ на его «мест нет, но можно попытаться решить вопрос».

Помните, что от должностного лица должно исходить прямое требование или явно намекающие словесные выражения (можно обсудить, можно договориться, что будем делать с вами и т.д.) о возможности решить вашу проблему за взятку. Обусловленный законом отказ от исполнения каких-либо действий не может являться вымогательством взятки, даже если вы где-то слышали о том, что нужно «дать на лапу».


Действия при вымогательстве

  1. Обязательно подготовьтесь к разговору, вооружитесь диктофоном (который ни в коем случае нельзя демонстрировать вымогателю) и идите на прием к коррупционеру. Получив предложение «решить вопрос» пообещайте подумать или же, якобы, идите за деньгами, а сами готовьте ответный ход. Если вы уже «вооружены» средствами аудиозаписи, постарайтесь заставить должностное лицо прямо назвать свои требования: уточняйте, торгуйтесь, называйте другие суммы – важно, чтобы из разговора был явно виден факт вымогательства!
  2. Обратитесь в правоохранительные органы, в зависимости от статуса и положения лица, вымогающего взятку:
  • - В отношении сотрудников полиции - в службу собственной безопасности ГУВД региона, в следственный комитет или в ФСБ.
  • - В отношении должностных лиц гос- и муниципальных организаций (врачей, учителей, госслужащих) – в полицию или прокуратуру.
  • - В отношении судей, руководителей муниципальных образований, губернаторов, депутатов – в следственный комитет или ФСБ.
  1. Следуйте инструкциям оперативников.

Важно: обязательно помните, что считается взяткой – ведь из-за коробки конфет или бутылки средней цены алкоголя достаточно обратиться к вышестоящему руководству должностного лица, поскольку доказать преступный состав взятки при таком скромном вознаграждении будет проблематично.

Действия при обвинении в даче взятки

Если вы попали в поле зрения правоохранительных органов по обвинению в даче взятки, следует первым делом вне зависимости от обстоятельств случившегося, заручиться помощью адвоката – с юридической помощью вы будете надежно защищены от злоупотреблений, ложных обвинений и произвола.

В случаях, когда вами действительно была дана взятка должностному лицу за совершение заведомо незаконного действия и взятка давалась по вашей инициативе, остается лишь оказать максимальное содействие следствию, признать вину и надеяться на снижение наказания.

Когда же, на ваш взгляд, имело место вымогательство взятки со стороны чиновника, необходимо доказать это любой ценой - свидетельскими показаниями, аудио- видеозаписями, показаниями и объяснениями.

Помните, что обвинение в даче взятки может быть предъявлено лишь правоохранительными органами согласно компетенции. Голословные утверждения, например оппонента по спору в суде, о том, что вы давали кому-то взятку, ничтожны и могут быть наказаны по статье «Клевета».

Действия при обвинении в получении (вымогательстве) взятки

Риск стать обвиняемым в получении взятки есть у любого должностного лица. Даже если вы работаете честно, не допускаете злоупотреблений и чтите закон – в один неприятный момент к вам могут зайти в кабинет и одеть наручники люди в форме.

Что же делать, если вас ошибочно обвиняют в получении взятки, например – подбросив деньги в документы или кабинет?

  1. Наймите квалифицированного юриста, специализирующегося по коррупционным преступлениям. С ним защищаться будет проще.
  2. Если факта получения взятки по вашей воле не было, доказывайте факт провокации взятки со стороны взяткодателя. Это касается случаев, когда деньги были подброшены в документы, в кабинет, в ящик стола или в карман. Их могут положить в коробку конфет, которая взяткой не является, но которую вы, вполне возможно, охотно приняли в качестве благодарности.
  3. Используйте все возможные способы защиты:
  • - Записи с камер наблюдения по месту работы.
  • - Показания коллег, которые слышали ваш разговор.
  • - Показания знакомых взяткодателя – говорил ли он им о взятке, жаловался ли на вымогательство.
  • - Документы, подтверждающие законность ваших действий в отношении взяткодателя – решения об отказе, инструкции, регламенты и т.д.
  1. Если прямых доказательств – аудиозаписи или результатов оперативного эксперимента нет, обжалуйте возбуждение уголовного дела в суде – сам факт наличия подброшенных денег ни о чем не говорит.

В ситуации, когда взятка все же была вами получена и требования взяткодателя исполнены, лучше всего признать вину в пределах реально совершенного деяния. Адвокату и вам предстоит постараться добиться максимального смягчения наказания, особо заострив внимание на таких смягчающих обстоятельствах, как тяжелое материальное или семейное положение; тяжелая жизненная ситуация и т.д.

Читайте также: