Может ли ип использовать личный автомобиль в работе

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Индивидуальный предприниматель в процессе своей деятельности использует легковой автомобиль, оформленный на супруга. ИП применяет УСН, автомобиль был приобретен после вступления в брак. Каков порядок учета предпринимателем расходов на содержание автомобиля (ГСМ, запасные части и прочее)?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для признания расходов на содержание автомобиля в целях налогообложения ИП не требуется обязательного наличия договора аренды, заключенного с супругом, либо иного разрешения супруга.
Признание ИП в составе расходов сумм компенсации за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля сопряжено с налоговыми рисками.

Обоснование вывода:
Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (п. 1 ст. 34 СК РФ).
Таким образом, автомобиль, приобретенный одним из супругов во время брака, является совместной собственностью обоих супругов.
Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов (п. 1 ст. 35 СК РФ).
Для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга (п. 3 ст. 35 СК РФ).
Поскольку положения п. 3 ст. 35 СК РФ на анализируемую ситуацию не распространяются, полагаем, что обязательного наличия какого-либо разрешения одного из супругов на использование автомобиля в предпринимательской деятельности другим супругом не требуется.
При определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие УСН, уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Так, согласно пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", вправе уменьшить полученный доход на расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ.
В письмах Минфина России от 26.01.2007 N 03-11-04/2/19, от 01.02.2006 N 03-11-04/2/24 разъясняется, что налогоплательщик вправе учесть в целях налогообложения расходы на ГСМ и иные расходы на содержание автомобиля, если по условиям договором аренды все расходы по содержанию автомобиля несет арендатор.
В свою очередь, в письме УФНС России по г. Москве от 31.03.2006 N 18-11/3/25186 говорится, что в целях признания расходов на содержание транспорта он должен принадлежать организации или на праве собственности, или использоваться на основании договора аренды.
Так как в рассматриваемом случае автомобиль принадлежит физическом лицу (а значит, и ИП*(1)) на праве общей совместной собственности, можно сделать вывод, что наличие договора аренды необязательно для признания расходов на содержание автомобиля.
Из писем ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@, УФНС России по г. Москве от 31.03.2006 N 18-11/3/25186 следует, что налогоплательщики вправе учесть в составе расходов на содержание служебного транспорта затраты, связанные с приобретением ГСМ, при наличии оформленных согласно законодательству РФ документов, подтверждающих использование автомобиля в производственных (служебных) целях. По мнению чиновников, такими документами могут быть, например, договоры с поставщиками (покупателями, заказчиками), путевые листы, акты о показаниях спидометров и т.д.
Учитывая изложенное, считаем, что ИП вправе при наличии соответствующих документов учесть в целях налогообложения расходы на содержание автомобиля (ГСМ, запасные части и пр.) и без заключенного с супругом договора аренды автомобиля.
Косвенно в пользу нашего мнения свидетельствует постановление АС Западно-Сибирского округа от 27.12.2016 по делу N А27-26167/2015. В нем в подобной ситуации судьи поддержали позицию налогового органа, отказавшего ИП в признании расходов на приобретение ГСМ и запчастей, не по причине отсутствия договора аренды, а по причине непредставления предпринимателем документов, подтверждающих фактический расход топлива и производственный характер маршрута следования.
Вместе с тем мы полагаем, что в целях избежания налоговых рисков не будет лишним наличие нотариально заверенного согласия другого супруга на использование автомобиля.
НК РФ не устанавливает каких-либо норм расхода ГСМ. При этом представители финансового ведомства считают возможным ориентироваться на Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (смотрите, например, письма Минфина России от 27.01.14 N 03-03-06/1/2875 и от 17.11.2011 N 03-11-11/288).
Также следует учитывать, что имеются существенные налоговые риски в случае признания в расходах сумм компенсации за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92.
Наша позиция основана на буквальном прочтении ст. 188 ТК РФ, которая предусматривает, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.
В вашем же случае предприниматель использует своё собственное имущество, то есть в случае выплаты компенсации ИП будет выплачивать ее сам себе.
Разъяснений уполномоченных органов применительно к вашей ситуации нами не обнаружено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

3 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Гражданское законодательство РФ не разделяет имущество физического лица на имущество, принадлежащее ему исключительно как гражданину, и имущество, принадлежащее ему исключительно как ИП (постановление КС РФ от 17.12.1996 N 20-П).

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Расходы на личный автомобиль ИП на УСН «Доходы минус расходы»

Часто ИП на УСН «Доходы минус расходы» используют личный автомобиль в бизнесе. Разберёмся, можно ли учесть расходы на его покупку и содержание при расчёте налога.

Расходы на покупку личного автомобиля

Прежде чем учитывать затраты в расходах УСН, подумайте, как доказать налоговой, что используете автомобиль для бизнеса. Чем дальше ваш вид деятельности от перевозок или разъездов, тем сложнее это сделать.

Случай из жизни: ИП занимается установкой металлопластиковых конструкций и учитывает в расходах стоимость легкового автомобиля, который он, по его словам, использует для «получения заказов, проведения замеров и доставки комплектующих». Налоговая признала это неправомерным, «поскольку предприниматель осуществляет вид деятельности, не относящийся к грузовым и пассажирским грузоперевозкам», доначислила налог, пени и штраф.

Предприниматель начал судиться с налоговой, и суды разных инстанций поддержали его. Запомните ключевые фразы из судебного постановления — пригодятся на случай споров:

  • «Автомобиль приобретен и использовался предпринимателем непосредственно в процессе предпринимательской деятельности, с целью получения дохода от данного вида деятельности, а доводы налогового органа об использовании транспортного средства в личных целях носят предположительный характер».
  • «Налоговое законодательство не содержит ограничений по включению в расходы затрат по приобретению и обслуживанию транспортных средств, приобретенных для осуществления предпринимательской деятельности. В этой связи доводы инспекции о том, что расходы принимаются лишь при осуществлении деятельности, связанной с грузовыми и пассажирскими перевозками, не основаны на законе». (Постановление ФАС Уральского округа от 18 октября 2007 г. по делу № Ф09-8532/07-С3).

Но нельзя надеяться на то, что от налоговой больше не будет претензий. Минфин в письме от 26.03.2008 г. № 03-04-05-01/79 утверждает, что «легковой автомобиль, используемый индивидуальным предпринимателем для поездок в банк, налоговые инспекции, центры технического обслуживания, к покупателям и поставщикам для заключения договоров, не может быть признан основным средством».

Получается, вы рискуете, если учитываете расходы на покупку автомобиля, который необязателен для вашего бизнеса. Доказывать свою позицию, возможно, придётся в суде. Но нет гарантии, что решение суда будет таким же благоприятным.

Ещё раз: сначала решите, сможете ли доказать налоговой пользу личного автомобиля для бизнеса. Для чего вы его используете? Помогает ли он вам получать доходы? Почему вы не можете получать доходы без него? Если вы ответили на эти вопросы и даже отрепетировали ответ вместе с другом-скептиком, можете учитывать расходы на покупку автомобиля в налоге УСН.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба подготовит налоговую декларацию по УСН и рассчитает налоги. Сервисом пользуется 100 000 ИП и ООО. Попробуйте тоже!

Расходы на использование автомобиля

Вы можете включить затраты на эксплуатацию автомобиля — прежде всего, на покупку топлива — в расходы на УСН, если вы ездили на нём по делам бизнеса. Если вы занимаетесь транспортными перевозками, затраты относятся к материальным расходам, а если другим бизнесом — к расходам на служебный транспорт.

Чтобы учесть затраты на покупку бензина, обычных чеков с заправки недостаточно. Нужно подтвердить маршрут поездок — обычно для этого используют путевые листы. Форма путевых листов утверждена только для автотранспортных предприятий. Если у вас другой бизнес, придумайте собственную форму.

Вероятно, что у налоговиков может возникнуть мнение о том, что расходы на топливо ИП должны укладываться в нормы, установленные «Методическими рекомендациями нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утверждёнными распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р. Поэтому ИП лучше ознакомиться с этим документом и соотноситься с его нормами.

Учёт в УСН расходов на бензин отстоять проще, чем затраты на его покупку личного автомобиля, но всё же риск спора с налоговой сохраняется. Однажды арбитражный суд запретил учитывать такие расходы ИП-юристу: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 г. № Ф04-1130/2008(973-А45-34. Там речь идёт не о налогоплательщике УСН, но аргументы суда универсальны — автомобиль не является основным средством, поэтому затраты на его использование в расходы включаться не должны.

Другие расходы на эксплуатацию, например, на мойку или охраняемую стоянку, ещё с большей вероятностью могут вызвать вопросы налоговой. Поэтому с ними лучше совсем не рисковать.


Любая коммерческая деятельность направлена на получение прибыли, причем по принципу «чем больше – тем лучше». И деятельность индивидуального предпринимателя не исключение, он тоже стремится получить максимальную прибыль, увеличивая доходы и оптимизируя свои расходы. В этой статье мы рассмотрим возможность учета предпринимателем расходов на содержание личного автомобиля при расчете налогов. Иногда автомобиль ИП нужен действительно для бизнеса, а не для понтов и личных разъездов. Можно ли отстоять такие расходы?

Автомобиль как основное средство

Первым моментом, когда индивидуальный предприниматель может учесть «автомобильные» затраты в расходах, является его включение в состав основных средств. Ведь тогда появляется возможность или ежемесячного начисления амортизации (при ОСНО), или включения стоимости машины в состав расходов в первый год ее использования (при УСН).

Только не каждый ИП вправе включить в состав основных средств свой личный автомобиль. Чиновники считают, что основным средством можно признать лишь тот автотранспорт, который непосредственно участвует в получении предпринимателем дохода, например, при осуществлении грузовых или пассажирских перевозок. Если же бизнесмен использует автомобиль как вспомогательное средство (например, для поездок в банк), то он не может быть признан ОС (письмо Минфина России от 26.03.2008г. №03-04-05-01/79).

Но даже если деятельность коммерсанта напрямую связана с использованием данного транспортного средства, возникает новый вопрос – можно ли учесть в расходах стоимость автомобиля, приобретенного ранее регистрации владельца в качестве ИП? Минфин развеял сомнения в своем письме от 06.06.2013г. №03-11-11/164. В нем сказано, что ИП, находящийся на упрощенной системе налогообложения, вправе учесть расходы на приобретение автомобиля в течение первых трех лет применения УСН.

Обратите внимание, в письме была рассмотрена ситуация, когда имели место быть сразу три обстоятельства: приобретение транспортного средства (бензовоза) физическим лицом, впоследствии зарегистрировавшегося в качестве ИП и использовавшего данное средство в своей деятельности. Чиновники квалифицировали покупку бензовоза как операцию, осуществленную в целях предпринимательской деятельности, и признали право ИП учесть данное средство как ОС с последующим включением расходов на его приобретение в расчет единого налога при УСН.

Включение автомобиля в состав основных средств для предпринимателя не составит особого труда – достаточно иметь документы, подтверждающие затраты на его покупку, и приказ или распоряжение о признании его основным средством. Но если при проверке налоговики не согласятся с таким решением, бизнесмену придется отстаивать свою позицию в суде.

Учитываем ГСМ

Когда предприниматель не хочет рисковать и решает не включать стоимость автомобиля в расходы, как еще он может уменьшить налог при помощи «автомобильных» затрат? Самый простой способ – учесть в расходах стоимость бензина. Но и здесь есть спорный вопрос – нормировать или нет затраты на топливо?

Исторически сложилось мнение, что расходы на ГСМ надо непременно нормировать. Существуют Методические рекомендации Минтранса России от 14.03.2008г. №АМ-23-р, содержащие нормы расхода топлива, а также коэффициенты для различных территорий, времен года и т.д. Данные нормативы изначально разрабатывались для автотранспортных предприятий, но налоговые органы считают их применение необходимым для всех налогоплательщиков.

Если в Рекомендациях вы не нашли норм для своего автомобиля, то можно воспользоваться данными завода-изготовителя или разработать нормы расхода топлива самостоятельно. Но, обратите внимание, в НК РФ нет никаких условий о нормировании расходов на ГСМ, поэтому вы можете от него отказаться. Только в этом случае будьте готовы к судебным разбирательствам с налоговиками.

Минфин подтверждает мнение, что нормировать расходы на бензин не обязательно, как и использовать нормы, установленные Минтрансом (письмо Минфина России от 27.01.2014г. №03-03-06/1/2875).

Суды тоже встают на сторону налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами и позволяют списывать в расходы полную стоимость топлива (постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008г. по делу №А09-3658/0729, постановление ФАС Московского округа от 25.09.2007г., 28.09.2007г. по делу №КАА41/986607).

Не зависимо от того, будете вы нормировать затраты на бензин или нет, следует составить решение с перечнем личного имущества, используемого в предпринимательской деятельности. Включив в него автомобиль, вы будете вправе принимать к налоговому учету все экономически обоснованные расходы, связанные с его эксплуатацией.

Документальное подтверждение

В случае с обоснованием расходов на топливо одними чеками АЗС не обойтись, придется оформлять и такой документ, как путевой лист. В нем содержится вся информация о маршруте поездки, времени выезда и возвращения, а также показания одометра. Форму путевого листа вы можете разработать самостоятельно, указав обязательные реквизиты, утвержденные приказом Минтранса от 18.09.2008г. №152. Порядок заполнения путевых листов также указан в данном нормативном акте.

Важная деталь: если вы используете личный автомобиль в предпринимательской деятельности, то в договорах, счетах, письмах и прочих документах указывайте тот факт, что доставку, например, осуществляет сам ИП или что переговоры ведутся на территории партнера и т.д. Конечно, это не заменит путевых листов, но будет являться дополнительным подтверждением экономической обоснованности расходов.

Эксплуатационные расходы

В отличие от расходов на ГСМ, расходы на эксплуатацию автомобиля учесть не так просто. Если деятельность предпринимателя напрямую связана с использованием личного транспортного средства, то эксплуатационные расходы будут обоснованы. А вот если автомобиль используется для поездки в офис или в банк, то налоговые инспекторы однозначно не примут расходы на его содержание в качестве уменьшающих налоговую базу.

В судебной практике тоже не все решения выносятся в пользу ИП. Например, ФАС Западно-Сибирского округа не согласился с решением предпринимателя включать в расходы затраты на оплату автостоянки, техосмотра, ОСАГО, приобретение ГСМ (бензина, масла, охлаждающей жидкости) и т.п. (постановление от 26.02.2008г. №Ф04-1130/2008 (973-А45-34)).

Судьи обосновали свое решение тем, что деятельность бизнесмена была связана с оказанием юридических услуг, а личный автомобиль использовался для поездки в офис. Следовательно, затраты на его содержание никак не были связаны с получением предпринимателем дохода от оказания юридических услуг, а значит, не могли включаться в состав расходов.

Определяем вид затрат

Итак, «автомобильные» затраты можно включить в расходы и тем самым уменьшить налоги. В частности, у предпринимателя, находящегося на упрощенке, уменьшается единый налог, а ИП, применяющий общий режим налогообложения, может включить эти расходы в состав профессионального вычета по НДФЛ.

Самым «безопасным» для коммерсанта расходом является приобретение ГСМ, поскольку налоговики практически не обращают на него внимания (если все правильно оформлено, конечно). Но надо решить, к какому виду затрат его отнести.

Приобретение топлива для личного автомобиля, используемого в предпринимательской деятельности, связанной с перевозками, можно отнести к материальным расходам (пп.5 п.1 ст.254 НК РФ). Если же деятельность ИП далека от транспортных перевозок, но бизнесмен активно использует свой автомобиль для доставки заказов, деловых поездок и т.д., то затраты на бензин относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп.11,12 п.1 ст.264 НК РФ).

В упрощенной системе налогообложения данные виды затрат также включены в закрытый перечень расходов. Поэтому «упрощенцы» в зависимости от вида деятельности могут учитывать расходы на приобретение ГСМ и как материальные (пп.5 п.1 ст.346.16 НК РФ), и как расходы на содержание служебного транспорта (пп.12 п.1 ст.346.16 НК РФ).

О расходах на командировки для ИП, читайте здесь . Можно ли учесть расходы ИП, осуществленные до государственной регистрации, смотрите тут.

Можем ли мы привлечь для выполнения услуг водителя-экспедитора индивидуального предпринимателя? Какой договор заключить с ИП и какими документами подтверждать выполнение его услуг? На какой системе налогообложения может быть ИП в данном случае?

В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст. 781 ГК РФ).

По инициативе налоговой инспекции в судебном порядке гражданско-правовой договор может быть переквалифицирован в трудовой с соответствующим доначислением налогов, пеней и начислением штрафов.

Поэтому работодателю следует четко знать отличия между этими двумя видами договоров.

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовым договором является соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

По общему правилу, установленному ст. 420 ГК РФ, гражданско-правовым договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Предметом гражданско-правовых договоров является, как правило, выполнение задания, поручения заказчика.

То есть если по трудовому договору выполняется определенная трудовая функция (причем, регулярно), то по гражданско-пра­вовому договору выполняется определенное задание, определенный объем работ, услуг.

То есть по гражданско-правовому договору исполнитель не признается работником, а заказчик не признается работодателем.

Работник по трудовому договору обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у работодателя, соблюдать трудовую дисциплину, режим труда и отдыха, соблюдать требования по охране труда.

В частности, по договору возмездного оказания услуг исполнитель самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика.

Подтверждением оказания услуг по управлению автотранспортным средством являются акты.

В договоре оказания услуг нельзя писать, что исполнитель оказывает услуги по управлению автомобилем.

Следует указать, что исполнитель оказывает услуги по перевозке грузов (пассажиров) по определенным заказчиком маршрутам.

Гражданско-правовой договор должен быть заключен на определенный срок (месяц, год и т.п.).

Расходы на оплату труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями, не относятся к расходам на уплату труда, учитываемым для целей налогообложения прибыли (п. 21 ст. 255 НК РФ).

Расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации, относятся к прочим расходам организации (п.п. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Согласно п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату НДФЛ осуществляют самостоятельно по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Таким образом, при получении индивидуальными предпринимателями от организации доходов от осуществления предпринимательской деятельности организация не признается налоговым агентом, поскольку в данной ситуации исчисление и уплату НДФЛ налогоплательщики осуществляют самостоятельно.

В письме от 21.03.2011 г. № 03-04-06/3-52 Минфин РФ указал, что в документах (в рассматриваемом случае в договоре о выполнении работ (оказании услуг) между физическим лицом и организацией), являющихся основанием для выплаты дохода, должно быть отражено, что договор с организацией заключен индивидуальным предпринимателем (номер и дата свидетельства о государственной регистрации, орган, выдавший документ, ИНН) в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Феде­рации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

Для организаций объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям).

Таким образом, на выплаты предпринимателю по договору оказания услуг Ваша организация не начисляет страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ФСС РФ.

Доходы от оказываемых услуг по управлению автомобилем должны учитываться предпринимателем в рамках общей или упрощенной системы налогообложения.

Применять в данном случае ЕНВД или патентную систему налогообложения предприниматель не вправе.

Согласно п.п. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ применять ЕНВД в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов предприниматель вправе только в том случае, если он имеет на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Патентная система налогообложения применяется в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (п.п. 10, 11 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Как разъяснил Минфин РФ в письме от 15.01.2013 г. № 03-11-12/02, договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров регулируются главой 40 «Перевозка» ГК РФ.

Ст. 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно ст. 9 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ) перевозчик обязан предоставить в сроки, установленные договором перевозки груза, транспортные средства, контейнеры, пригодные для перевозок соответствующего груза.

То есть ПСН также может применяться предпринимателем только при наличии у предпринимателя собственных или арендованных транспортных средств.

Сначала разберемся, вправе ли индивидуальный предприниматель включать собственный автомобиль в состав основных средств? Положительный ответ выгоден бизнесмену, ведь тогда он сможет начислять амортизацию, то есть стоимость машины постепенно включать в состав расходов и тем самым снизить сумму налога. Учесть амортизацию можно только по имуществу, принадлежащему коммерсанту и используемому в предпринимательской деятельности. О чем сказано в подпункте 4 пункта 15 Порядка учета, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430 (далее - Порядок учета).

Инспекторы отмечают, что ответ на поставленный вопрос зависит от вида деятельности. Если ИП занимается транспортными перевозками и у него есть соответствующая лицензия, тогда машина является средством труда и входит в состав основных средств. У предпринимателей, чья деятельность не связана с грузовыми и пассажирскими перевозками, автомобиль не является источником дохода, а выступает лишь вспомогательным средством, создающим дополнительные удобства, поэтому к имуществу ИП не относится. Например, предприниматель работает в сфере оптовой торговли, а собственный автомобиль использует для перевозки заказов. Инспекторы отмечают, что оказание услуг по доставке грузов не относится к сфере оптовой или розничной торговли, а является самостоятельным видом деятельности. Коммерсант вправе считать машину амортизируемым основным средством, только если в свидетельстве о регистрации помимо торгово-закупочной будет названа деятельность «транспортные грузоперевозки» (письмо МНС России от 27 октября 2004 г. № 04-3-01/665@).

Минфин России в письме от 26 марта 2008 г. № 03-04-05-01/79 ссылается на пункт 24 Порядка учета. Там говорится, что к основным средствам относится имущество, используемое в качестве средств труда, приобретенное за плату, принадлежащее ИП на праве собственности, непосредственно используемое для осуществления деятельности. Легковой автомобиль, используемый коммерсантом для поездок в банк, налоговые инспекции, центры технического обслуживания, к покупателям и поставщикам для заключения договоров, не считается основным средством. Следовательно, амортизацию по нему начислять нельзя.

Можно попытаться оспорить позицию контролеров в суде, но если вы не готовы тратить время и средства, тогда остается лишь отказаться от начисления амортизации по личному автомобилю.

Покупка бензина

Если амортизацию начислять нельзя, то в отношении трат, связанных с обслуживанием машины, ситуация иная. Ведомства разрешают бизнесмену учесть данные суммы.

Когда предприниматель осуществляет торгово-закупочную деятельность и использует личный автомобиль для перевозки товаров, покупка ГСМ войдет в состав расходов, непосредственно связанных с продажами, как затраты по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых ценностей (письмо МНС России от 27 октября 2004 г. № 04-3-01/665@). Минфин в вышеназванном письме от 26 марта 2008 г. не запрещает коммерсантам учитывать расходы, связанные с использованием машины в деятельности, но у ИП должно быть подтверждение того, что автомобиль необходим для работы.

Помимо путевых листов, которые докажут маршруты движения, кассовых чеков, подтверждающих покупку ГСМ, коммерсанту стоит озаботиться внутренней документацией. Известно, что индивидуальный предприниматель одновременно считается физлицом. Все его имущество подразделяется на используемое и не используемое в коммерческой деятельности. Бизнесмен обязан вести раздельный учет, выделяя ценности, необходимые для работы. Какие предметы относить к таковым, он определяет самостоятельно.

ИП составляет письменное распоряжение (решение) с перечнем имущества, необходимого для бизнеса. Конечно, в том числе стоит упомянуть и личный автомобиль. Документ станет дополнительным основанием для принятия к учету затрат, связанных с личным автомобилем. Кстати, закон не содержит ограничений на имущество, которое ИП может использовать в деятельности.

Если документально коммерсант отнес личный автомобиль к имуществу, необходимому для бизнеса, он будет считаться основным средством. Это означает, что по нему можно начислять амортизацию, ведь личный автомобиль в данном случае отвечает всем условиям: принадлежит предпринимателю на праве собственности; приобретен за плату, используется в предпринимательской деятельности. Учтите: не исключено, что инспекторы не согласятся с подобным внутренним документом, запретив коммерсанту начислять амортизацию.

Виды затрат

Итак, расходы, связанные с использованием автомобиля в предпринимательской деятельности, в частности приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ), учесть при расчете налога можно. У коммерсантов на общем режиме они войдут в состав профессионального вычета по НДФЛ, «упрощенцы» включат их в сумму расходов по единому налогу.

Если деятельность предпринимателя связана с транспортными перевозками (оказание автотранспортных услуг), расходы на ГСМ полностью войдут в состав материальных расходов (письмо УФНС России по г. Москве от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100253). К материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Таким образом, приобретение топлива можно квалифицировать как материальные расходы.

Когда деятельность напрямую с перевозками не связана, но автомобиль необходим коммерсанту для деловых поездок, доставки заказов, покупка бензина относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11, 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Согласно названной статье, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся траты на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного).

В закрытом перечне расходов «упрощенца» эти виды затрат также названы. Так что коммерсанты на спецрежиме могут учесть ГСМ и как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), и как расходы на содержание служебного транспорта (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) в зависимости от вида деятельности.

В любом случае для учета необходимо, чтобы траты были обоснованными и документально подтвержденными. Таково требование пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Норма предназначена для фирм, но распространяется и на коммерсантов, в том числе на спецрежиме.

Путевой лист

Подтверждением того, что топливо потрачено в производственных целях, является путевой лист. Указывают на это и налоговые инспекторы (письмо УМНС по г. Москве от 30 апреля 2004 г. № 26-12/31459), и Росстат (письмо Федеральной службы государственной статистики от 3 февраля 2005 г. № ИУ-09-22/257).

Общая форма путевого листа утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 (далее - постановление № 78). Этот бланк предприниматель обязан использовать только в одном случае - когда он заключает договор с властями на перевозку пассажиров автобусами по утвержденной маршрутной сети. В остальных случаях использование «чужой» формы путевого листа станет поводом для претензий контролеров, правда, судьи, скорее всего, примут сторону ИП (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 июля 2005 г. № Ф03-А04/05-2/1832).

Специально для индивидуалов форма путевого листа утверждена приказом Минтранса России от 30 июня 2000 г. № 68 (далее - приказ № 68). В документе содержится три бланка:

- путевой лист грузового автомобиля ИП по форме № ПГ-1 (приложение 1);

- путевой лист автобуса ИП по форме № ПА-1 (приложение 2);

- путевой лист легкового автомобиля ИП по форме № ПЛ-1 (приложение 3).

Бланки в целом похожи, различия лишь в описании работы водителя за день: указывается количество груза, либо число пассажиров, либо заказчики, которым осуществлена доставка. Помимо бланка путевого листа приказ № 68 утверждает форму журнала регистрации путевых листов и порядок заполнения листов. Кстати, этот же документ поручает транспортной инспекции в ходе проверок контролировать соблюдение коммерсантами требований приказа № 68. Отметим, норма касается только бизнесменов, занимающихся перевозочной деятельностью.

Путевой лист действителен в течение одного дня. На более длительный срок он выписывается, только когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены) вне места постоянной стоянки автомобиля. Заполненный бланк водитель (или сам предприниматель) держит при себе в течение всего рабочего времени, поскольку он должен его предъявить по требованию сотрудников милиции и транспортной инспекции. В бланке проставляются показания спидометра и величина расхода ГСМ, указывается точный маршрут следования, подтверждающий производственный характер транспортных расходов. Можно ли при этом не писать конкретные адреса, а указать «по городу» или «служебные поездки»? В письме Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129 чиновники пояснили, что путевой лист, не содержащий информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные бизнесменом расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. А значит, списать на его основании затраты не удастся.

К путевым листам необходимо приложить чеки АЗС. Они укажут сумму расходов и подтвердят факт оплаты ГСМ. А вот одного лишь кассового чека АЗС для учета покупки топлива недостаточно. Без путевого листа у коммерсанта не будет доказательства того, что поездки осуществлялись в рамках деятельности (письмо УФНС России по г. Москве от 12 октября 2007 г. № 28-11/097861).

Если все перечисленные рекомендации предпринимателем исполнены должным образом, а проверяющие тем не менее отказывают в признании данных расходов, то это является нарушением прав налогоплательщика. В таком случае защитить права следует путем обжалования решения контролеров в вышестоящей инспекции или арбитражном суде.

Таблица. Споры, связанные с учетом расходов на покупку ГСМ

Контролеры запретили ИП включать в расходы затраты на покупку ГСМ, так как путевые листы бизнесмена по форме и содержанию не соответствовали Приказу № 68, кроме того, в них отсутствуют показания спидометра

Судьи проверяющих не поддержали. ИП оказывал услуги по изготовлению, доставке и установке окон из ПВХ. Собственные автомобили он использовал для доставки продукции покупателям, при этом стоимость услуги включалась в цену и оплачивалась клиентами. Кроме того, на личных машинах закупаемый товар привозился на склад, осуществлялось внутреннее перемещение ценностей. То есть автомобили использовались непосредственно в предпринимательской деятельности. Порядок ведения путевых листов, утвержденный Приказом № 68, введен для документального оформления оказываемых транспортных услуг, а также для обеспечения безопасной работы транспорта. Он не предназначен для решения налоговых вопросов, поэтому ссылка проверяющих на несоблюдение бизнесменом требований Приказа № 68 не может стать причиной для непринятия расходов (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2008 г. № Ф04-2350/2008(3457-А27-25))

Инспекторы запретили учитывать расходы на покупку ГСМ, так как ИП не подтвердил использование автомобиля в рамках коммерческой деятельности. Путевые листы, представленные в качестве доказательства, по мнению проверяющих, оформлены ненадлежащим образом

Арбитры приняли сторону инспекторов. Коммерсант использовал бланки (форма № 3), утвержденные Постановлением № 78. Данный факт судьи не сочли нарушением, указав, что бланк обязателен, в частности, для автотранспортных организаций и по правилам заполнения, утвержденным этим документом, путевой лист выписывается в одном экземпляре и действителен только на один день или смену.
Бланки бизнесмена не содержали сведений о месте отправления и назначения, времени выезда, пройденном километраже и выписывались не ежедневно, а на месяц, поэтому они не стали доказательством расходов. Коммерсант в свою защиту ссылался на правила для бланков, утвержденные Приказом № 68. Но судьи посчитали, что документ в данной ситуации неприменим, так как ИП не осуществлял деятельность, связанную с грузоперевозками и перевозками пассажиров. Тем более что там содержится то же самое правило – путевые листы должны оформляться ежедневно (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 марта 2008 г. № А82-1453/2007-37)

Затраты на покупку ГСМ коммерсант учесть не вправе, поскольку путевые листы оформлены неверно, отсутствуют кассовые чеки, подтверждающие приобретение бензина

Арбитры приняли сторону ИП, указав, что первичным документом, подтверждающим расходы на ГСМ, является путевой лист, утвержденный Постановлением № 78, а порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности утвержден Приказом № 68. На бланке должны указываться номер и дата выдачи, серия и номер автомобиля, его марка, цель поездки, показания спидометра, остаток горючего при выезде и возвращении. На основании этих данных путевого листа определяется фактический расход ГСМ по конкретному автомобилю. Путевые листы ИП были оформлены по правилам.
Отсутствие кассовых чеков на решение судей не повлияло. В законодательстве не говорится о том, что чек является единственным документом, подтверждающим расходы. ИП свои траты определил расчетным путем. Зная расход топлива и пробег из путевых листов, он воспользовался средними потребительскими ценами на бензин по региону. Сведения ему предоставило отделение статистики. Данные расчеты контролеры не опровергали, поэтому затраты на ГСМ бизнесмен правомерно включил в расходы (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 октября 2007 г. № Ф09-8532/07-С3)

Предприниматель вместо бланков, утвержденных Приказом № 68, заполнял форму № 3, предусмотренную Постановлением № 78. Данные бланки не предназначены для ИП, поэтому инспекторы сочли расходы документально не подтвержденными

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 11 сентября 2007 г. № А19-2439/07-33-Ф02-5298/2007 отметил, что представленные коммерсантом путевые листы содержат все необходимые реквизиты и данные, подтверждающие использование ГСМ в предпринимательской деятельности. Иных причин для того, чтобы путевые листы считать недействительными, а затраты – необоснованными, не было. Контролеры не представили доказательств недостоверности сведений, указанных в документах, а также отсутствия связи их с деятельностью бизнесмена

Эксклюзивный путевой лист

Минфин России в письме от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129 предоставляет предпринимателям право самостоятельно разработать форму путевого листа либо иного документа, который будет подтверждать сумму расходов на ГСМ. В бланке обязательно должны быть указаны следующие реквизиты:

- дата составления документа;

- Ф.И.О. предпринимателя, от имени которого составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Самостоятельно разработанная форма обязательно должна содержать информацию о пути следования автомобиля. Такие данные позволят судить о факте использования автомобиля ИП в предпринимательских целях, указывает на это и Минфин в своем письме. Учтите: если ИП будет применять собственный бланк, он должен быть приведен в учетной политике либо утвержден приказом коммерсанта.

от редакции

Автомобильная практика

Марина Силакова, эксперт журнала

Включая автомобиль в состав основных средств, коммерсант в любом случае рискует. Внутренний приказ бизнесмена (решение или распоряжение) об отнесении того или иного имущества к используемому в рамках коммерческой деятельности в споре с инспекторами пригодится, но станет ли он действенным аргументом – сказать сложно. К сожалению, арбитражной практики на этот счет мы не нашли. Не исключено, что судьи будут решать вопрос об отнесении имущества в состав основных средств, исходя из фактического применения машины, а также вида деятельности предпринимателя. Например, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 26 февраля 2008 г. № Ф04-1130/2008(973-А45-34) запретил коммерсанту включить в расходы траты, связанные с использованием личного автомобиля. А именно: оплату автостоянки, техосмотра, замену колес, покупку радиатора, приобретение масла, антифриза, охлаждающей жидкости, бензина. Бизнесмен занимался оказанием юридических услуг, для работы арендовал офис. В данной ситуации автомобиль не может рассматриваться в качестве средства труда, поэтому основным средством быть не может. Соответственно, все затраты на содержание, эксплуатацию, ремонт машины, ОСАГО не могут включаться в состав расходов ИП. Затраты никак не связаны с получением дохода от оказания юридических услуг.

Правда, есть и противоположные решения. Предприниматель занимался установкой металлопластиковых конструкций. Для работы (поездок для получения заказов, проведения замеров и доставки комплектующих для установки конструкций) он приобрел машину. Расходы на покупку автомобиля ИП учел при расчете налога (УСН), и суд его поддержал. Арбитры указали, что машина куплена и используется непосредственно в процессе деятельности, доводы инспекторов об использовании транспорта в личных целях носят лишь предположительный характер (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 октября 2007 г. № Ф09-8532/ 07-С3).

Что касается путевых листов, несмотря на разрешающие письма Минфина и ФНС, правильно оформленные путевые листы, инспекторы нередко отказывают бизнесменам в учете расходов на покупку ГСМ. Причина – личный автомобиль предпринимателя не относится в состав основных средств. При этом контролеры ссылаются на внутренние указания, игнорируя официальные разъяснения ведомств.

В подобной ситуации у коммерсанта остается право оспорить запрет в суде. Учтите, предсказать решение судей сложно. В большинстве случаев они поддерживают коммерсанта, но не последнюю роль играют нюансы в оформлении путевых листов, вид деятельности. В статье мы говорили о том, что бланк, утвержденный постановлением № 78, предприниматели могут использовать, только когда заключают договор с властями. Одни арбитры об этом не забывают, другие нарушением это не считают и выносят решение в пользу ИП, основываясь в том числе на постановлении № 78. Для судей вид используемого бланка не так важен. Определяющим становится то, насколько правильно заполнен путевой лист. Некоторые ситуации, связанные с учетом расходов на покупку топлива, мы собрали в таблице.

Читайте также: