Может ли исполняющий обязанности директора выписать себе премию

Опубликовано: 03.10.2024

Я ЯВЛЯЮСЬ НАЧАЛЬНИКОМ ОТДЕЛА В ГОСУДАРСТВЕННОМ КАЗЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ, НА МЕНЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ВОЗЛОЖЕНО ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ДИРЕКТОРА, С ВЫПЛАТОЙ РАЗНИЦЫ ОКЛАДОВ , ВЫПЛАЧИВАЮТСЯ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ПРЕМИИ КА ДИРЕКТОРУ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ. ИМЕЮ ЛИ Я ПРАВО ПОЛУЧАТЬ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ПРЕМИИ КАК РАБОТНИК УЧРЕЖДЕНИЯ(НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА), ПРИКАЗЫ ИЗДАЮ НА СЕБЯ ?

Полагаем, что, поскольку директор является не только руководителем учреждения, но и его работником, он вправе в определенных случаях издавать соответствующие приказы даже в отношении самого себя. На это указывается и в письме Федеральной службы по труду и занятости от 11.03.2009 N 1143-ТЗ.
Соответственно, если полномочия директора надлежащим образом переданы другому работнику этого учреждения, то этот работник вправе также издавать приказы в отношении самого себя, причем именно по должности, закрепленной в его трудовом договоре.
Таким образом, работник, исполняющий обязанности директора, вправе издавать приказы в отношении себя.
Отметим, что премии являются частью заработной платы (ст. 129 ТК РФ). Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая ст. 135 ТК РФ). Системы оплаты труда (в том числе и системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) работников в соответствии с частью второй ст. 135, частью первой ст. 144 ТК РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 ТК РФ).
Следовательно, если положением об оплате труда, действующим в учреждении, и (или) трудовым договором предусмотрена выплата премии начальнику отдела, то, на наш взгляд, само по себе издание приказа о назначении данной выплаты лицом, которое является одновременно их получателем, не противоречит законодательству. При этом премия, которая полагается сотруднику по должности начальника отдела должна начисляться в соответствии с условиями положения об оплате труда, действующего в учреждении.

В данной ситуации необходимо ориентироваться, прежде всего, на действующие в вашем учреждении правила материального стимулирования работников учреждения, с формальной точки зрения действуют следующие правила, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ:

Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Поскольку казённое учреждение получает необходимое финансирование из бюджета, именно строго следование установленным правилам оплаты труда работников учреждения является гарантией отсутствия проблем для руководителя либо лица, исполняющего его обязанности. Наверняка для Вашего учреждения разработаны и утверждены соответствующие правила материального стимулирования работников учреждения, важно, чтобы получение соответствующих премий было обусловлено конкретными показателями работы учреждения и личным вкладом работника в достигнутый результат. Если Вы как И.О. директора, занимаетесь только работой руководителя и не выполняете функции начальника отдела, а в положении о премировании не предусмотрена автоматическая выплата премий по итогам месяца/года всем работникам учреждения, то правильнее будет начислять премию только по конкретным результатам Вашей работы в соответствующем периоде и только за работу директора. Если же Вы справляетесь с работой и директора, и начальника отдела и везде есть реальный результат, то можно ставить вопрос о начислении премии по обеим должностям, если только соответствующее положение о премировании не содержит прямых запретов на возможность одновременных выплат двух и более премий за один период работы.

Высшая инстанция разбирала дело директора библиотеки, которая, как руководитель культурного учреждения, выписывала премии всем сотрудникам, в том числе и себе. Материальный ущерб от действий госслужащей составил всего 10 тысяч рублей, примечательно, что такая сумма премий набралась за 9 месяцев работы директора библиотеки.

Тем не менее следствие усмотрело в ее действиях состав преступления «присвоение чужого имущества с использованием служебного положения» (часть 3 статьи 160 УК РФ).

Следствие утверждало, что директор муниципального бюджетного учреждения культуры «умышленно, вопреки интересам службы, из корыстной заинтересованности, связанной с повышением личного материального благосостояния, используя свое служебное положение, незаконно, без согласования с работодателем, включила себя в список лиц, подлежащих премированию».

По приговору Кореновского районного суда Краснодарского края руководитель библиотеки получила 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 8 месяцев. Краснодарский краевой и Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции оставили приговор без изменения.

Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств (часть 4 статьи 302 УПК РФ), напоминает ВС.

При решении вопроса о виновности лиц в совершении мошенничества, присвоения или растраты суды должны иметь в виду, что обязательным признаком хищения является наличие у лица корыстной цели, то есть стремления изъять и (или) обратить чужое имущество в свою пользу либо распорядиться указанным имуществом как своим собственным, разъяснял Пленум ВС в постановлении от 30 ноября 2017 года.

Признавая руководителя библиотеки виновной суд исходил из факта получения осужденной премии на основании незаконно изданных ею приказов о премировании, при отсутствии у нее полномочий на принятие таких решений.

Однако ВС считает, что сам по себе факт нарушения порядка премирования, принимая во внимание, что обвиняемая обоснованно предполагала свое право на данный вид вознаграждения, не свидетельствует о совершении ею преступления.

Согласно материалам дела, размер заработной платы работников библиотеки в соответствии с Указом президента РФ доводится до уровня средней заработной платы по Краснодарскому краю, для чего всем работникам начисляются премии в одинаковом размере, к категории получающих вознаграждение сотрудников относилась и должность обвиняемой.

При этом коллега подсудимой на допросе сообщила, что ей не было известно об отсутствии у директора полномочий включать себя в приказ о премировании, в противном случае, она бы сама подписала приказ в отношении своего начальника.

Свидетель также отметила, что денежные средства были выделены на премию всем работникам, в том числе и директору библиотеки, в пределах установленных лимитов.

Однако эти показания, подтверждающие, что глава учреждения, равно как и другие работники, имела право на получение премии не приведены в приговоре и не учтены судом при решении вопроса о виновности осужденной.

«Между тем эти показания свидетельствует о том, что у обвиняемой отсутствовал корыстный мотив, стремление незаконно и безвозмездно обратить в свою пользу денежные средства.

Сам по себе факт нарушения порядка премирования, принимая во внимание, что она обоснованно предполагала свое право на данный вид вознаграждения, необоснованно расценен судом как похищение ею денежных средств», - отмечает ВС.

Таким образом, установленные в суде обстоятельства указывают на отсутствие в действиях обвиняемой состава преступления, но не получили надлежащей оценки и при апелляционном, и при кассационном рассмотрении дела.

ВС считает, что нижестоящими судами допущена произвольная оценка доказательств, которая привела к ошибочным выводам о наличии в действиях осужденной состава преступления.

Допущенные судом существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона являются основанием не только для отмены приговора, но и прекращения уголовного дела, решил ВС.

Директор учреждения не вправе единолично принимать решения о начислении и выплате себе надбавок и премий и издавать на основании таких решений приказы.

Обоснование вывода:

Согласно ст. 129 ТК РФ стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются элементами заработной платы работника.

В силу ст. 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей государственных учреждений определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Как предусмотрено абзацами девятым и десятым п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, условия оплаты труда руководителей федеральных учреждений устанавливаются в трудовом договоре; при этом выплаты стимулирующего характера руководителю федерального учреждения выплачиваются по решению федерального органа исполнительной власти (государственного органа), федерального учреждения - главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение, с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности федерального учреждения и его руководителя. Из этого же пункта следует, что условия оплаты труда руководителей федеральных учреждений устанавливаются в трудовом договоре, заключаемом на основе типовой формы. Разделом V Типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 N 329, на основе которой заключается трудовой договор с руководителем государственного учреждения, предусмотрено указание на конкретное наименование стимулирующей выплаты, условия ее осуществления и ее размер.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.11.2008 N 666н были утверждены Разъяснения об использовании централизованных до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений, на установление руководителям этих учреждений выплат стимулирующего характера (далее - Разъяснения). Согласно п. 8 Разъяснений руководители учреждений премируются ежеквартально или по итогам работы за год. Выплата премии руководителям учреждений за соответствующий период для начисления премии производится на основании приказа учреждения при наличии соответствующего приказа главного распорядителя средств федерального бюджета (смотрите п. 12 Разъяснений). В соответствии с пунктами 14 и 15 Разъяснений новые условия премирования руководителей учреждений должны быть внесены в трудовой договор, заключаемый между руководителем учреждения и главным распорядителем средств федерального бюджета. Внесение изменений в условия премирования руководителей учреждений, установленные в трудовых договорах, осуществляется путем подписания дополнительного соглашения к трудовому договору. Дополнительное соглашение к трудовому договору заключается на срок до 1 года. По окончании календарного года дополнительное соглашение к трудовому договору может быть пересмотрено в части изменения размеров общего фонда стимулирования труда руководителя учреждения, а также перечня показателей, размеров и сроков премирования руководителя учреждения.

Как следует из п. 8.4. Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, подведомственных Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, премирование руководителей таких учреждений осуществляется с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения, за счет ассигнований федерального бюджета, централизованных Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Размеры премирования руководителя, порядок и критерии указанной выплаты ежегодно устанавливаются Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в дополнительном соглашении к трудовому договору руководителя учреждения.

Таким образом, руководитель Вашего учреждения не вправе принимать единоличные решения о начислении себе стимулирующих выплат (надбавок и (или) премий) в отсутствие распоряжений органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения, и согласования размеров таких выплат в дополнительном соглашении к трудовому договору, заключенному с руководителем учреждения (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.05.2011 N Ф07-3932/11 по делу N А42-2180/2010).

Вопрос о возможности руководителя государственного учреждения издавать приказы в отношении самого себя, как работника учреждения, прямо не урегулирован действующим законодательством. О правомерности издания приказов руководителем в отношении самого себя упоминается в письме Федеральной службы по труду и занятости от 11.03.2009 N 1143-ТЗ. Полагаем, что если начисление и выплата конкретной надбавки или премии руководителю учреждения осуществляется на основании решения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя возглавляемого им учреждения, и такая выплата предусмотрена дополнительным соглашением к трудовому договору, подписанным с руководителем учреждения, соответствующий приказ о выплате премии или надбавки, как и в отношении других работников, может быть издан и подписан от имени работодателя самим руководителем либо уполномоченным им на это лицом.


Ответ на этот вопрос, казалось бы, лежит на поверхности: директор может всё!

А вот и нет, директор не вправе самолично принять решение о премировании себя любимого. Почему? Да потому что директор такой же наёмный работник организации, как и все остальные. Просто в силу занимаемой должности он выполняет функции единоличного исполнительного органа и наделён практически неограниченными полномочиями для ведения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Его касается всё: от разработки стратегии успешного развития до покупки канцтоваров и организации корпоративов.

Да, именно директор контролирует как саму систему оплаты труда в организации, так и своевременность выплат работникам. Но если организация не является бюджетной, то условия оплаты труда её руководителя, в соответствии со ст. 145 ТК РФ определяются сторонами трудового договора. Таким образом, с точки зрения трудового законодательства, директор — это обычный наёмный работник, а решение о начислении премии должен принимать именно наниматель (ст. 135 ТК РФ и 191 ТК РФ). Нанимателями для директора компании являются учредители, участники общества или акционеры. (14-ФЗ от 08.02.1998, 208-ФЗ от 26.12.1995).

Но это вовсе не означает, что руководителя компании нельзя премировать. Ему могут выплачиваться и разовые премии, и премии за достижение определённых результатов, установленные на предприятии.

Понятно, что для начисления премии руководителю компании недостаточно просто издать приказ о премировании. На каждую премиальную выплату необходим распорядительный документ, в котором бы содержалось волеизъявление нанимателя премировать руководителя. К числу таких документов можно отнести:

  • протокол общего собрания участников общества (акционеров) — в основном, он является распорядительным документом для начисления премии руководителю в обществах с ограниченной ответственностью;
  • решение совета директоров или наблюдательного совета — этот распорядительный документ оформляют Акционерные общества;
  • решение единственного участника общества или акционера, владеющего всеми голосующими акциями.

Если же единственный учредитель возглавляет компанию, он имеет право принять решение о своём премировании единолично. В этом случае премия директору будет назначена на основании решения единственного учредителя, т.е. нанимателя. А значит процедура премирования будет соблюдена.

Директору могут начисляться не только разовые премии, но для этого они должны быть предусмотрены его трудовым договором, другими локальными нормативными актами организации, например, «Положением о премировании» или коллективным договором. Если возможность премирования директора определяется трудовым договором, то помимо размера оклада в нём должны быть указаны возможность премирования и показатели для премирования.

Чтобы у директора компании была возможность получать премии, установленные системой оплаты труда на предприятии, нанимателю в лице учредителей (участников или акционеров) необходимо утвердить условия, необходимые для его премирования, а именно:

  • показатели, за выполнение которых руководителю будет положена премия;
  • виды, размер и источники премирования;
  • порядок принятия решения и документального оформления премий директору.

А значит и приказ о начислении премии директору компании подписывается нанимателем в лице учредителей, а не им самим. Если, конечно, директор компании является единственным учредителем, то он сам может подписать такой приказ.

Порядок премирования руководителя организации не зависит от штата сотрудников. Даже если директор компании будет единственным штатным сотрудником, премии ему будут начисляться на основании распорядительных документов нанимателя, а размер премии будет зависеть от полученных показателей.

Несоблюдение процедуры премирования руководителя может быть чревато и для организации, и для самого директора.

Во-первых, в соответствии со ст. 255 НК РФ по решению налоговых органов такие премии могут быть исключены из расходов организации для уменьшения налогооблагаемой прибыли.

Во-вторых, суммы премий, самовольно начисленных и полученных директором, могут быть расценены как убытки, причинённые организации недобросовестными действиями её руководителя и взысканы с директора по решению учредителей или акционеров или же в судебном порядке (постановления АС Северо-Кавказского округа от 20.08.2019 N Ф08-7089/19, АС Уральского округа от 19.11.2019 N Ф09-7169/19, АС Волго-Вятского округа от 18.01.2019 N Ф01-6189/18, АС Западно-Сибирского округа от 17.12.2018 N Ф04-5100/18, АС Поволжского округа от 24.10.2018 N Ф06-38498/18).

В-третьих, директора, допустившего самовольное начисление премий, наниматель может уволить в связи с утратой доверия, приняв соответствующее решение.

Чаще всего судами суммы премий, начисленных руководителями организаций самовольно, признаются ущербом, подлежащим взысканию с руководителя.

Но есть и другие примеры. Так, в Определение Верховного Суда РФ от 30.10.2020 г. N 305-ЭС20-16181 по иску общества с ограниченной ответственностью к своему бывшему генеральному директору судья отказал во взыскании суммы убытков на сумму более 4 миллионов рублей. Обоснованием послужило то, что начисление генеральным директором общества премий не имело дальнейших негативных последствий. К тому же, директор обладал всеми необходимыми полномочиями для самостоятельного принятия решений относительно деятельности общества, в том числе и на определение размера премий работникам. Нанимателю им регулярно представлялись отчёты, которые содержали сведения о расходах на выплату заработной платы, в числе которых были и премии. Но наниматель не предпринял никаких попыток ограничить полномочия директора.

В заключении хочу сказать, что директор является единоличным исполнительным органом в компании, назначается он на должность решением общего собрания участников общества (учредителей, акционеров). С ним заключается трудовое соглашение, подписанное председателем собрания, на котором директор и был выбран. А значит все вопросы по поводу премирования директора решать может только наниматель в лице учредителей компании.


Екатерина Сорокина — эксперт по заработной плате проекта «Зарплата 360°»

Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более 3 лет. Доступно рассказывает сложные вещи на простом языке.

На время командировки директора исполняющей его обязанности была назначена начальник отдела кадров, имеющая персональную надбавку по основной работе. Оплата за совмещение за 2 недели выплачена из оклада директора. В результате за 2 недели ее зарплата вышла выше, чем у директора. Не возникнет ли у налоговой претензий по обоснованности отнесения затрат по налогу на прибыль?

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Оклад (должностной оклад) – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

При этом заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (ст. 132 ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 135 ТК РФ).

Таким образом, установленные трудовым договором начальнику отдела кадров оклад и надбавка признаются правомерными.

Ст. 60.2 ТК РФ установлено, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

В соответствии со ст. 151 ТК РФ при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

То есть в Вашем случае доплата является обязательной.

Размер доплаты регулируется только соглашением между работодателем и максимальным размером не ограничен.

Для целей налогообложения прибыли в соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда относятся, в частности начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ.

Поскольку в Вашем случае доплата за совмещение установлена в соответствии с ТК РФ, для целей налогообложения прибыли она признается экономически обоснованной.

Минфин РФ в письме от 29.10.2009 г. № 03-03-06/1/702 также сообщил, что трудовое законодательство не ограничивает размер доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы.

Поэтому согласно положениям ст. 255 НК РФ налогоплательщик вправе признать в составе расходов на оплату труда доплату за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы в размере, определенном соглашением сторон трудового договора.

Читайте также: