Может ли медицинский работник разгласить врачебную тайну

Опубликовано: 17.09.2024

При обращении в медицинскую организацию частой причиной споров с медицинским персоналом является вопрос о том, можно ли заявителю получить сведения, составляющие врачебную тайну пациента. Предлагаем вашему вниманию ответы на наиболее частые вопросы.

Что такое врачебная тайна и в чем ее особенность?

По сути, врачебная тайна – это вся совокупность сведений о взаимоотношении пациента с медицинской организацией. При этом и пациенты (их представители), и медицинские работники в решение вопросов о доступе к врачебной тайне действуют в едином правовом поле. Таковым документом является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья), а именно его ст. 13. Содержание этой статьи отражает особое отношение государства к охране врачебной тайны.

Так, в п. 4 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188, врачебная тайна была отнесена к сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Так что становятся понятными опасения медицинских организаций в недопущении необоснованного разглашения врачебной тайны: за такие нарушения в отношении виновных лиц предусмотрена административная (ст. 13.14 КоАП РФ) и уголовная (ч. 2 ст. 137 Уголовного кодекса РФ) ответственность.Действие же сторон на «правовом поле» ст. 13 Закона об охране здоровья принципиально важно: в ч. 3 ст. 3 Закона об охране здоровья сказано, что в случае противоречия норм об охране здоровья, содержащихся в других нормативных актах, применяются нормы Закона об охране здоровья. Также что знать нормы ст. 13 Закона об охране здоровья нужно всем.

Когда врачебную тайну можно разглашать?

Закон предусматривает две законных возможности для разглашения врачебной тайны: (1) при наличии согласия пациента и (2) при отсутствии такового (в ряде случаях).Согласие пациента на разглашение врачебной тайны должно быть добровольным и осознанным. Оно может быть выражено непосредственно (например, в виде заявления, в устной или письменной форме) или опосредованно (через доверенность). Доверенность — это особое волеизъявление пациента, сделанное в письменном виде. Законом предусмотрены доверенности, совершенные в простой письменной и нотариально удостоверенной форме. Медицинскими организациями особое предпочтение отдается нотариально удостоверенным доверенностям, так как у них большая степень защиты от подделки и простота в проверке их действия. Однако закон не содержит прямого требования к пациентам оформлять доверенности на разглашение их врачебной тайны только у нотариуса (ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ). Разглашению врачебной тайны предшествует подача доверенным лицом заявления в письменной форме. Срок рассмотрения такого заявления в любом случае не должен превышать 30 календарных дней со дня его регистрации (ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Кроме этого, для обоснования необходимости ознакомления с врачебной тайной, а также подтверждения подлинности простой письменной формы доверенности (при наличии таковой) доверенное лицо вправе ссылаться на требования ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которым законным является запрос, содержащий номер его паспорта (а также сведения о дате выдачи и выдавшем органе), и сведения, подтверждающие участие пациента в отношениях с учреждением здравоохранения.

В отсутствие согласия пациента врачебная тайна может быть разглашена лишь в определенных, законом четко ограниченных случаях (ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья): например, по запросам правоохранителей; при особых состояниях пациента (не может выразить волю, имеется инфекционное заболевание, пациент-несовершеннолетний); для расследования несчастных случаев на производстве и проч. Перечень является исчерпывающим. В этом случае не требуется не только согласие пациента, но и извещение пациента о совершении медицинской организацией таких действий.

Кто такие законные представители пациента и что они могут?

Особой ситуацией доверия пациента своему представителю является так называемое законное представительство. Законными представителями могут быть родители, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства и некоторые другие лица. Они представляют интересы пациентов в силу их беспомощности. Законные представители могут быть не только у несовершеннолетних, но и у ограниченно дееспособных и недееспособных (как их попечители и опекуны). Этот перечень является закрытым, поэтому иные родственники (супруги, дети, дедушки/бабушки), а также соседи и знакомые, по общему правилу, не являются законными представителями и не могут требовать разглашение им врачебной тайны пациента, если у них нет соответствующей доверенности.

Адвокатский запрос и врачебная тайна: кто сильнее?

Адвокат также вынужден подчиняться требованиям ч. 3 ст. 3 Закона об охране здоровья (преимущество данного закона перед прочими), поэтому к запросу адвоката также необходимо прикладывать доверенность на представление интересов. Кроме этого, медицинские организации вправе удостовериться в личности адвоката, запросив у него адвокатское удостоверение, поручения коллегии адвокатов по ведению дел данного пациента, ордер и проч.

Что такое ознакомление с оригиналами медицинской документации?

С недавних пор закон предоставляет право пациентам (их законным представителям) не только получать устную информацию о состоянии здоровья и копии и (или) выписки из медицинской документации, дубликаты, копии справок, медицинских заключений, но и ознакамливаться с оригиналами медицинской документации. Это бывает нужно для динамического наблюдения за состоянием здоровья, контроля правильности и полноты ведения медицинской документации, сличения оригинала и ранее выданных копий и проч.

Право на ознакомление с оригиналами медицинской документации стало также реакцией на позицию законодательства о том, что такие оригиналы являются собственностью медицинской организации и, как правило, не выдаются (не должны выдаваться) на руки даже пациентам (см., например, письмо Минздравсоцразвития России от 04.04.2005 № 734/МЗ-14 «О порядке хранения амбулаторной карты»).

Приказ Минздрава России от 29.06.2016 № 425н утвердил Порядок ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента.

Документом предусмотрены следующие варианты такого ознакомления:

  • пациентом — во время приема (посещения на дому) при оказании ему первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях;
  • пациентом — в подразделении медицинской организации, в котором он пребывает при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара;
  • пациентом и (или) его законным представителем — в помещении учреждения, предназначенном для ознакомления с медицинской документацией.

Ознакомлению должна предшествовать подача заявителем письменного заявления.

По общему правилу, ознакомление с медицинской документацией должно производиться в присутствии и под контролем медицинского работника, с доведением до заявителя требований о необходимости аккуратного, бережного обращения с медицинской документацией, недопустимости ее порчи, внесения правок, аудио-, фото-, видеосъемки.

Действует ли запрет на разглашение врачебной тайны после смерти пациента?

Медицинские организации обязаны хранить врачебную тайну даже после смерти пациента (ч. 2 ст. 13 Закона об охране здоровья). Кроме этого, после смерти пациента прекращают действие все ранее выданные им доверенности (пп. 5 п. 1 ст. 188 ГК РФ).

Поэтому запросить можно только заключение о причине смерти и диагнозе заболевания (ч. 5 ст. 67 Закона об охране здоровья, п. 3 2Порядка проведения патолого-анатомических вскрытий, утвержденного приказом Минздрава России от 06.06.2013 № 354н, п. 6 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 № 441н). Обычно под этим понимается медицинское свидетельство о смерти по формам № 106/у-08, № 106-2/у-08.

Выдается заключение о причине смерти и диагнозе заболевания супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушке, бабушке), а при их отсутствии иным родственникам либо законному представителю умершего, правоохранительным и контрольным органам.Показательно то, что неоднократные попытки прописать в Законе об охране здоровья более свободные возможности для получения врачебной тайны от умерших родственников не находят поддержки у Правительства РФ: сохранность врачебной тайны после смерти пациента гарантируется Конституцией РФ.

Если нет доверенности: информированное добровольное согласие

Информированное добровольное согласие пациента (ИДС) — это документ, подписываемый пациентом старше 15 лет и отражающий его осознанное и добровольное согласие на медицинское вмешательство. При этом пациент должен быть дееспособным. Медицинские организации наделены правом дополнять ИДС особыми формулировками, одной из которых является предоставление пациенту права на разглашение его врачебной тайны указанному им лицу. ФИО такого доверенного лица вносится пациентом в текст ИДС. Если представитель пациента знает, что он был поименован пациентом в тексте ИДС, то он может претендовать на разглашение ему врачебной тайны даже без доверенности.Но в отношении пациентов до 15 лет и недееспособных (ограниченно дееспособных) разгласить врачебную тайну можно только их законным представителям (см. выше).При этом ИДС не заполняется пациентом, если он не вправе (несовершеннолетний, недееспособный и проч.) или физиологически неспособен это сделать (опьянение, без сознания, спутанное сознание, кома, наркоз, клиническая смерть и проч.).

Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

Статья 13 . Соблюдение врачебной тайны

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 января 2020 г. N 1-П взаимосвязанные положения частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания не позволяет определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента его супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) и (или) иных лиц, указанных в его информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 января 2020 г. N 1-П взаимосвязанные положения частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания не позволяет определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента его супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) и (или) иных лиц, указанных в его информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 12 апреля 2020 г. - Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 93-ФЗ

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, а также в связи с исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ часть 4 статьи 13 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1

3.1) в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 22 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 438-ФЗ

5) в целях информирования органов внутренних дел:

а) о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

б) о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности;

в) о смерти пациента, личность которого не установлена;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ в пункт 6 части 4 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 78-ФЗ в пункт 7 части 4 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в соответствии с частью 6 статьи 34.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки и являющейся заказчиком услуг по спортивной подготовке, во время прохождения таким лицом спортивной подготовки в организации, осуществляющей спортивную подготовку, в том числе во время его участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ) врачебной тайной являются сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.

Каков правовой режим сведений, составляющих врачебную тайну?

По общему правилу сведения, составляющие врачебную тайну, не подлежат разглашению. В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона №323-ФЗ разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, допускается с письменного согласия гражданина или его законного представителя в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

В каких случаях допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя?

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в следующих случаях:

- в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;

- при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

- по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания;

- в целях осуществления контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию;

- в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста 15 лет, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

- в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

- в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

- в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки и являющейся заказчиком услуг по спортивной подготовке, во время прохождения таким лицом спортивной подготовки в организации, осуществляющей спортивную подготовку, в том числе во время его участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки;

- при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

- в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

- в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Необходимо также отметить, что Конституционный суд РФ определил правовой режим доступа к информации о состоянии здоровья и медицинской документации пациента после его смерти. По мнению Конституционного суда РФ, медицинская информация, непосредственно касающаяся не самого гражданина, а его умерших близких (супруга, родственника и др.), как связанная с памятью о дорогих ему людях, может представлять для него не меньшую важность, чем сведения о нем самом, а потому отказ в ее получении, особенно в тех случаях, когда наличие такой информации помогло бы внести ясность в обстоятельства смерти, существенно затрагивает его права - как имущественные, так и личные неимущественные. Следовательно, суд разрешил выдавать супругу (супруге), близким родственникам умершего пациента его медицинские документы, содержащие врачебную тайну. Подробнее о практике применения положений закона, касающихся врачебной тайны, в статье.

Какая ответственность предусмотрена за разглашение врачебной тайны?

За разглашение врачебной тайны законодательством предусмотрены следующие виды ответственности:

Каждый гражданин, обращающийся за медицинской помощью, вправе рассчитывать на конфиденциальность. Информация о его состоянии, диагнозе и лечении не должна покинуть пределы врачебного кабинета. Это право закреплено 13-й статьей закона 323-ФЗ, посвященного охране здоровья граждан. Держать в секрете данные о пациентах — обязанность не только лечащих врачей, но и всего медперсонала: работников регистратуры, санитаров, интернов, фармацевтов. Разглашение врачебной тайны расценивается как серьезное нарушение законодательства и влечет ответственность вплоть до уголовной

Какая статья УК РФ предусматривает ответственность за разглашение сведенией, составляющих врачебную тайну.

Что грозит за разглашение

Наказание определяется степенью вины нарушителя и тяжестью последствий. Дисциплинарная ответственность предусматривает вынесение выговора или увольнение. Совершившему гражданское правонарушение предстоит возместить моральный ущерб, причиненный пациенту. По административной линии с медицинского работника могут взыскать штраф в размере до 5 000 рублей. Если разглашение врачебной тайны повлекло уголовную ответственность, виновного накажут по всей строгости: штрафом до 300 000 рублей, запретом на профессиональную деятельность, принудительными работами, арестом или лишением свободы.

Какие сведения составляют медицинскую тайну

Люди в белых халатах должны держать в секрете результаты обследований и анализов пациентов, а также поставленные им диагнозы. Не подлежит огласке и сам факт посещения гражданином медучреждения и обращения за консультацией к специалисту. Если врачу стали известны подробности личной жизни пациента, его материального положения или другие данные немедицинского характера, он обязан сохранить в тайне и это. Закон действует и в отношении умерших пациентов: в листок нетрудоспособности вносятся только общие данные о заболевании без указания диагноза.

Когда огласка допустима

В отдельных случаях обнародование сведений, составляющих медицинскую тайну, допускается законом. Обязательство хранить информацию в секрете не действует, если:

  • утаивание способно привести к развитию эпидемий или массовых отравлений;
  • пациент получил производственную травму, и дело требует расследования;
  • человек, нуждающийся в обследовании и лечении, не способен принимать решения и выражать свои желания;
  • родители больного наркоманией подростка находятся в неведении относительно его состояния;
  • пациент поступил с повреждениями, полученными вследствие насильственных действий.

Все обстоятельства, при которых запрет на разглашение отменяется, перечислены в 4-й части 13-й статьи закона 323-ФЗ.

Врачебная тайна нарушена: как защитить свои права?

Практика показывает, что в части сохранения сведений о пациенте закон работает довольно слабо. Медработники передают информацию о больных посетителям и тем, кто справляется об их здоровье по телефону. При этом далеко не всегда требуют от интересующихся подтверждения родства с пациентом. И еще реже получают предварительное согласие на разглашение от самого больного.

Врач, обсуждающий со студентами состояние больного, тоже нарушает закон о неразглашении. Даже опубликованное научное сообщение об интересном случае в медицинской практике противоправно, если не было получено согласия со стороны пациента.

Фото больничной палаты с подписью «рабочие будни», выложенное в интернете, — тоже нарушение, которое может стоить занимаемой должности. Так произошло с медсестрой, опубликовавшей подобный снимок на страничке соцсети. Фотография попалась на глаза девушке, которая узнала в одной из пациенток свою мать и не поленилась довести дело до суда. Медсестру наказали штрафом и уволили.

Позаботьтесь о доказательствах

Чтобы наказать виновного, необходимо доказать факт разглашения врачебной тайны. С этим часто возникают проблемы. Голословные заявления не имеют юридической силы — нужны свидетельские показания и документальные подтверждения. Если у вас есть доказательства нарушения, вы можете:

Квалифицированные юристы помогут оценить весомость доказательной базы, составить грамотное исковое заявление и добиться привлечения нарушителя к ответственности.

По общему правилу, в соответствии со статьей 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» сведения, составляющие врачебную тайну не подлежат разглашению, за исключением случаев, когда есть письменное согласие лица или его законного представителя на разглашение конфиденциальной информации третьим лицам.

Значимость института врачебной тайны является бесспорной, тем не менее, права личности могут быть ограничены. Возможность ограничения прав и свобод граждан закреплена в статье 55 Конституции Российской Федерации, где указано, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом…». Таким образом, перечень случаев, когда разглашение врачебной тайны допустимо, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Такими случаями являются:

1. Предоставление сведений составляющих врачебную тайну в целях обследования и лечения лиц, которые не способны самостоятельно выразить свою волю

В указанном случае понимается такое состояние пациента, когда медицинское вмешательство необходимо проводить по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека. Или же при отсутствии законных представителей лица, если пациент страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих. Понятие «заболевания, представляющего опасность ля окружающих» нами будет подробно рассмотрено в следующем пункте.

К сожалению, в действующем законодательстве не раскрывается понятие «экстренные показания», однако в Приказе Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» содержится перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, а именно:

  • Отсутствие сознания;
  • Остановка дыхания и кровообращения;
  • Наружные кровотечения;
  • Инородных тела верхних дыхательных путей;
  • Травмы различных областей тела;
  • Ожоги, воздействие высоких температур, теплового излучения;
  • Отморожение и другие эффекты воздействий низких температур;
  • Отравления.

Таким образом, можно предположить, что наличие одного из вышеуказанных состояний и не способность лица выразить свою волю на медицинское вмешательство является основанием для правомерного разглашения сведений, составляющих врачебную тайну при необходимости.

2. В случае возникновения угрозы распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений

В постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715 указан перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, следовательно, при наличии одного из указанных в нем заболеваний, допустимо разглашение сведений о диагнозе пациента с целью предотвращения массового распространения инфекционных заболеваний.

В перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих включены следующие болезни:

  • ВИЧ;
  • Вирусные геморрагические лихорадки и вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими;
  • Гельминтозы;
  • Гепатит В;
  • Гепатит С;
  • Дифтерия;
  • Инфекции, передающиеся преимущественно половым путем;
  • Лепра;
  • Малярия;
  • Педикулез, акариаз и другие инфестации;
  • Сап и мелиоидоз;
  • Сибирская язва;
  • Туберкулез;
  • Холера;
  • Чума;
  • Коронавирусная инфекция.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 43 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» лицам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических организациях. А лиц, страдающих туберкулезом и ВИЧ-инфекцией, включают в соответствующий Федеральный регистр, в котором указывается ФИО пациента, место его жительства, паспортные данные, диагноз заболевания и иные необходимые сведения. Данные мероприятия связаны с тем, что указанные выше инфекционные заболевания, характеризуются тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, а также быстрым распространением среди населения.

Как мы уже сказали выше, кроме закрытого перечня инфекционных заболеваний, при возникновении массовых отравлений и поражений также допустимо разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. под массовыми неинфекционными заболеваниями, то есть отравлениями, понимают заболевания человека, вызванные воздействием физических и/или химических, и/или социальных факторов среды обитания. То есть, в данном случае происходит массовая интоксикация организма у группы людей, в результате воздействия токсичных веществ путем попадания на кожу и слизистые поверхности, абсорбции через дыхательные пути, употребления с водой или пищей. Массовым признается заболевание, если количество лиц, обратившихся за медицинской помощью, превышает количество пациентов, которое по нормам или сложившейся практике принимает врач в течении одного рабочего дня.

3. По запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции» в связи с расследуемыми уголовными или находящимися в производстве административными делами полиция вправе запрашивать по мотивированному запросу от медицинских организаций сведения:

  • о лицах, поступивших с телесными повреждениями или ранениями насильственного характера или полученные в результате ДТП;
  • о лицах, имеющих противопоказания к управлению транспортными средствами;
  • о лицах, больных наркоманией на которых судьей возложена обязанность пройти диагностику, профилактическое лечение или социальную реабилитацию в связи с употреблением наркотических средств или психотропных веществ без соответствующего врачебного назначения.

Также полиция вправе запрашивать данные патологоанатомического или судебно-медицинского исследования умерших лиц, если имеются основания полагать, что смерть наступила в результате противоправных деяний или в случае, если лицо скончалось дома.

Выемка медицинской документации осуществляется на основании судебного решения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2017 г. № 19 № О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан».

Тем не менее, следует учитывать, что при отсутствии согласия лица или его законного представителя сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть предоставлены медицинской организацией по запросу дознавателя или следователя в связи с проведением проверки по сообщению о факте преступления, в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ.

4. При оказании медицинской помощи лицам, не достигшим 15-летнего возраста, а также лицам больным наркоманией, не достигшим возраста 16-ти лет, с целью информирования их родителей или законных представителей

В данном случае сообщение родителям или законным представителям несовершеннолетнего лица сведений о состоянии его здоровья является необходимой мерой, в связи с тем, что они обязаны заботиться о здоровье своих детей в соответствии со статьей 63 Семейного кодекса РФ.

Хотелось бы отметить, что в современных реалиях необходима корректировка данной нормы, так как лица, достигшие возраста 15 лет, но не достигшие совершеннолетия, то есть 18 лет, имеют право на получение информации о состоянии своего здоровья лично. В данном случае, родители или законные представители без согласия их ребенка не могут получить доступ к врачебной тайне, а в данном возрасте подростки склоны скрывать информацию от своих родителей. В тоже время, с родителей не снимается ответственность за состояние здоровья их детей, что входит в противоречие с действующим законодательством.

Группой парламентариев инициировано внесение поправок в ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законопроектом № 835025-7 в части распространение права родителей на получение информации о здоровье их несовершеннолетних детей до достижения ими возраста 18-ти лет, который в данный момент находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по охране здоровья. Принятие указанных поправок, на наш взгляд, смогло бы устранить существующий пробел в действующем законодательстве и существенным образом повлиять на состояние здоровья несовершеннолетних в связи с тем, что лечение заболеваний, а не сокрытие их от взрослых по различным причинам, является приоритетной задачей в части сохранения здоровья будущего поколения.

5. В случае наличия обстоятельств, которые позволяют полагать, что вред здоровью был причинен в результате противоправных деяний

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 г. № 565н « Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий» медицинские организации передают в территориальные органы МВД России по месту нахождения медицинской организации о поступлении или обращении пациентов при наличии у них следующих признаков причинения вреда здоровью:

  • Огнестрельного ранения;
  • Ранений и травм, полученных при взрывах или иных происшествиях, разрешение заявлений которых отнесено к компетенции ОВД;
  • Колотых, резаных, колото-резанных, рваных ран;
  • Переломы костей, гематомы, ушибы мягких тканей;
  • Гематомы внутренних органов, ушибы или сотрясение головного мозга;
  • Повреждения, связанные с воздействием высоких или низких температур, высокого или низкого барометрического давления;
  • Механическая асфиксия;
  • Поражение электрическим током;
  • Состояния, вызванные воздействием токсичных, ядовитых или психотропных веществ;
  • Признаки изнасилования или насильственных действий сексуального характера;
  • Признаки проведения вмешательств с целью аборта вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию;
  • Истощении;
  • А также любые иные признаки, дающие основание полагать, что вред здоровью причинен в результате противоправных действий третьих лиц.

6. При проведении военно-врачебной экспертизы

В связи с тем, что в соответствии со статьей 61 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» военно-врачебная экспертиза производится в целях определения годности к военной службе, установления причин увечий и заболеваний военнослужащих разглашение сведений составляющих врачебную тайну является необходимым для определения состояния здоровья лица и принятия решения о призыве на военную службу, поступлении в военные образовательные организации среднего или высшего образования, призыве на военные сборы и прочее.

На основании Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» по окончании проведения военно-врачебной экспертизы медики предоставляют заключение (врачебно-военный исход) в котором указываются результаты обследования и лечения и дают основание для вынесения заключения о категории годности гражданина к военной службе. С указанным документом знакомятся в военных комиссариатах, где выносится заключение о месте службы, роде войск (месте альтернативной гражданской службы) или освобождении от военной службы.

7. В случае расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, либо несчастного случая с обучающимся во время его нахождения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в случае несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией

Раскрытие врачебной тайны о состоянии здоровья лица при указанных выше несчастных случаях является необходимой мерой для всестороннего и полного расследования причиненного вреда здоровью.

В Приказе Минздравсоцразвития РФ №275 от 15.04.2005 г. «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве» содержится учетная форма № 315-у «Медицинское заключение о характере и полученных повреждений здоровья в результате несчастного случае на производстве и степени их тяжести». В соответствии со статьей 229.2 Трудового Кодекса РФ медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждений, причиненных здоровью работника или причине его смерти, является обязательным составляющим при расследовании каждого несчастного случая.

8. В случае обмена информацией между медицинскими учреждениями с учётом соблюдения требований законодательства о персональных данных

Обмен информацией между медицинскими учреждениями может проводится с различными целями, но в основном он осуществляется для обеспечения:

  • Информационного взаимодействия между организациями в рамках оказания медицинской помощи, включая направление пациентов в иные медицинские организации при наличии соответствующих показаний;
  • Информационного взаимодействия с централизованными региональными и федеральными информационными ресурсами в части обмена информацией, непосредственно связанной с лечебно-диагностическим процессом.

В целях единообразного функционирования информационных систем были подготовлены и выпущены «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций» утвержденные Минздравом РФ от 01.02.2016 г.

Обмен информацией между медицинскими учреждениями осуществляется всегда с неукоснительным соблюдением норм действующего законодательства о защите персональных данных с целью недопущения распространения сведений, составляющих врачебную тайну.

9. При осуществлении учета и контроля в системе социального страхования

В связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством выплаты застрахованным лицам при наступлении страхового случая производятся из бюджета фонда социального страхования, то последний, в свою очередь, имеет право на учет и контроль за расходованием бюджетных средств.

Следует обратить внимание, на то, что основными статьями расходов в системе социального страхования являются: выплаты пособий по листкам временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение, выплаты в связи с наступлением инвалидности и иные страховые случаи, касающиеся временной или стойкой утраты трудоспособности лица. Закономерно предполагать, что контроль за выдачей больничных листков и правомерностью установления инвалидности является целесообразным, так как на выплаты расходуются бюджетные средства. При проведении такого рода проверок в подавляющем большинстве случаев для анализа экспертам требуется медицинская карта больного. Предоставление в данном случае необходимой документации, содержащей врачебную тайну, является необходимым для осуществления контроля за действиями медицинских работников, влекущими правовые последствия в виде наступления страхового случая и назначения указанных выплат.

10. При осуществлении контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии со статьей 87 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» осуществляется в формах государственного, ведомственного и внутреннего контроля. Контроль за медицинской деятельностью является необходимым условием нормального функционирования системы здравоохранения в связи с тем, что благодаря ему удается пресечь и/или выявить правонарушения при осуществлении медицинской деятельности.

Доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну, при осуществлении контроля за качеством и безопасностью медицинской деятельности необходим при проведении проверок соблюдения медицинскими организациями порядков и стандартов оказания медицинской помощи, соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, осмотров, освидетельствований, диспансеризаций.

Так, например, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 3810н от 07.06.2019г. «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется с целью обеспечения прав граждан на доступную и качественную медицинскую помощь, соблюдение требований по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.

Во исполнение указанных целей все медицинские организации вне зависимости от формы собственности должны проводить:

  • Оценку качества и безопасности медицинской деятельности, а также сбор статистических данных, которые отражают качество и безопасность медицинской деятельности;
  • Учет побочных действий от лекарственных препаратов, использований медицинских изделий;
  • Учет нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности, в частности обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда здоровью или повлекших причинение вреда здоровью гражданам или медицинским работникам.

Следовательно, во исполнение указанных целей возникает необходимость в доступе к сведениям, составляющим врачебную тайну, без анализа которых не представляется возможным осуществления в полном объеме контроля за качеством и безопасностью медицинской деятельности.

Обобщая рассмотренные нами случаи разглашения врачебной тайны без согласия лица, можно сказать, что все они являются оправданными и необходимыми. В некоторых случаях они направлены непосредственно на защиту жизни и здоровья самого пациента, в других случаях на защиту окружающих лиц. Принимая во внимание, что данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, недопустимо говорить о возможных незаконны ограничениях прав и свобод лица, в связи с разглашением сведений, составляющих врачебную тайну.

Читайте также: