Может ли работник администрации быть депутатом

Опубликовано: 17.09.2024

Видимо в преддверии выборов вновь и вновь невольно мне на глаза попадаются заглавия заметок именно петербургских интернет-изданий, подобные той, что указана в анонсе. В них поднимается и дается однозначный ответ на вопрос, является правомерным совмещение депутатами муниципальных советов данной деятельности с государственной службой. В связи с этим хотелось бы воспользоваться высокой позицией в поисковой выдаче сайта zakon . ru и попытаться поставить точку в обсуждении этого вопроса в рамках действующего на момент данной публикации законодательства федерального, регионального и местного уровня.

Несмотря на то, что вариантов поисковых запросов множество, мне удалось найти (наверняка не все) различные варианты ответа на вопрос от чиновников, депутатов, пресс-служб и журналистов.

Предлагаю рассмотреть ситуацию на примере муниципалитетов Петербурга. Например, Муниципальные округа Васильевский и Звездное, Уставы которых находятся в открытом доступе.

Для ответа на поставленный вопрос СМИ, граждане зачастую вполне обоснованно обращаются к пп. "б" п. 2 ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которому в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае избрания на выборную должность в органе местного самоуправления. Для человека, не обладающего специальными юридическими навыками, вроде бы, все однозначно написано «выборная должность», а депутатов мы «выбираем», что вводит в объяснимое заблуждение.

Однако, законодательство Российской Федерации разграничивает понятия депутата представительного органа внутригородского муниципального образования и члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Подобное разграничение выводится как минимум путем текстуального толкования, его примером нам может послужить как наименование, так и диспозиция ст. 40 Федерального закона ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (такая же техника применена и в Уставах МО).

Далее, в соответствии со ст. 34 указанного Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

Также согласно п. 1 ст. 34 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Исходя из указанных норм, выборные должностные лица местного самоуправления создаются и действуют в соответствии с уставами муниципальных образований. Т.е. прямого указания на перечень лиц, входящих в понятие "выборное должностное лицо местного самоуправления", федеральное и региональное законодательство не содержит, ввиду чего обращаемся к местному регулированию - в Уставах Муниципальных образований закреплено, что к выборным должностным лицам местного самоуправления относится исключительно руководитель (глава) муниципального образования, осуществляющий свою деятельность на постоянной основе (ст.29 Устава МО Звездное, ст.3 Устава МО Васильевский).

Далее, ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ содержит дефиницию, согласно которой выборным должностным лицо местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В свою очередь, должностное лицо местного самоуправления определяется как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Таким образом, мы приходим к выводу, что на сегодняшний день ограничения, закрепленные в ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", распространяются на тех депутатов местного уровня, которые наделены указанными выше исполнительно-распорядительными полномочиями и работают на основании трудового договора, т.е. к данной категории мы можем отнести лишь депутатов (не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования), осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и получают за это соответствующее вознаграждение за труд.

Дискуссию о соразмерности, целесообразности подобного регулирования, его соответствии принципу разделения государственной и муниципальной власти в рамках публикации намеренно не поднимаю, поскольку она не соответствует цели размещения.

В данной статье поговорим о переводах муниципальных служащих, в частности, о том, какие должности могут замещать такие служащие, в чем состоят особенности перевода их на другую должность, какие структурные подразделения имеются в органах местного самоуправлении и что считается переводом в другое структурное подразделение.

Понятие перевода на другую работу раскрывается в ст. 72.1 ТК РФ. Под ним понимается постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Уточним, что перевод в другую местность муниципального служащего с работодателем невозможен в силу того, что органы местного самоуправления создаются, как правило, в том населенном пункте, в котором осуществляется местное самоуправление. В связи с этим рассмотрим перевод муниципального служащего в двух случаях – при изменении трудовой функции и (или) структурного подразделения.

Должности муниципальных служащих

Согласно ст. 57 ТК РФ трудовая функция – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Должность муниципальной службы – это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Устанавливаются такие должности муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

В систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, имеющий высшую силу, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования и правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования 1 .

Врезка

Представительный орган местного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, который обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Особый статус представительных органов местного самоуправления в первую очередь связан с их выборностью. Таким органом является, как правило, городская дума или совет депутатов.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами по категориям и группам должностей. Кроме этого, в зависимости от соответствия уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям, служащим присваиваются классные чины.

– помощники (советники) – должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаемые муниципальными служащими на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанного лица. Составляют ведущую группу должностей муниципальной службы;

– специалисты – должности, устанавливаемые для профессионального, а также организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, замещаемые без ограничения срока полномочий. Подразделяются на ведущую, старшую и младшую группы должностей муниципальной службы.

Такие категории установлены во многих субъектах РФ, но в некоторых отдельно предусмотрена категория «обеспечивающие специалисты».

К сведению

В законах субъектов РФ также сопоставляются группы должностей муниципальной службы и группы должностей государственной гражданской субъекта РФ. Так, высшая и главная группы муниципальной службы соответствуют главной группе гражданской службы.

– высшие должности – руководитель администрации муниципального образования;

– главные должности – первый заместитель/заместитель главы администрации муниципального образования, первый заместитель/заместитель руководителя администрации муниципального образования, руководитель органа администрации муниципального образования, управляющий делами администрации муниципального образования, первый заместитель руководителя органа местного самоуправления, заместитель председателя контрольно-счетного органа, начальник отдела, заместитель начальника отдела;

– ведущие должности – заместитель председателя комитета, заместитель начальника управления, заместитель начальника отдела; начальник отдела в составе комитета, управления, заместитель начальника отдела в составе комитета, управления; начальник сектора в составе комитета, управления, отдела.

Категория «помощники (советники)» – должности, замещаемые

на определенный срок полномочий. К ней относятся ведущие должности муниципальной службы – советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования, помощник главы муниципального образования.

– ведущая должность – консультант;

– старшие должности – главный специалист, ведущий специалист;

– младшие должности – специалист 1-й категории, специалист 2-й категории, специалист.

Если лицо, занимающее должность муниципальной службы администрации категории «специалист», является главным бухгалтером или его заместителем, то допускается двойное наименование должности.

– замещающим высшие должности муниципальной службы – чин «действительный муниципальный советник Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим главные должности – «муниципальный советник Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим ведущие должности – «советник муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим старшие должности – «старший референт муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим младшие должности – «референт муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса.

Для московских служащих срок пребывания в классном чине составляет от одного до двух лет. Чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Исключение – служащие, замещающие на определенный срок полномочий должности категорий «руководители» высшей группы должностей, «помощники (советники)»: им классные чины присваиваются без проведения квалификационных экзаменов 2 .

Перевод на другую должность

Напомним, что в силу ст. 72.1 ТК РФ перевод может быть постоянным и временным.

Постоянный перевод осуществляется только с письменного согласия работника. Если тот согласен, составляется соглашение к трудовому договору, на основании которого представитель нанимателя издает приказ о переводе. В течение недели со дня издания приказа запись о постоянном переводе вносится в трудовую книжку 3 .

Обратите внимание

Возможно, что у служащего изменилась трудовая функция, а должность осталась та же. В этом случае никакой перевод оформлять, конечно, не нужно, но работника следует известить об изменениях за два месяца до их введения. Если же муниципальный служащий не согласен продолжать работу в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы – вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья. В этом случае осуществляется перевод, о чем делается запись в трудовой книжке. При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа служащего от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Особенностью временного перевода является то, что он может осуществляться и без согласия работника, но при этом за последним сохраняются должность и место работы. Запись в трудовую книжку при временном переводе не вносится, издается приказ о временном переводе, основанием которого будут документы, подтверждающие необходимость такого перевода.

Итак, временный перевод может осуществляться:

– по инициативе работодателя. Такой перевод может быть произведен без согласия работника на срок до одного месяца в случаях: катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера); необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества; замещения временно отсутствующего работника (если простой, необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны указанными чрезвычайными обстоятельствами). Перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника (ч. 2, 3 ст. 72.2 ТК РФ);

– по соглашению сторон, заключенному в письменной форме. Так, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого сотрудника на работу. Причем если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным (ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ);

Обратите внимание

Если временный перевод стал постоянным, на основании приказа руководителя необходимо сделать запись в трудовой книжке. При этом датой перевода будет дата, с которой работник был переведен временно.

– по инициативе работника. Инициаторами такого перевода могут быть служащие, имеющие медицинские показания, а также беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК РФ). При этом за ними сохраняется средний заработок по прежней работе.

Перевод в другое структурное подразделения

Второе основание для перевода из названных нами – изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности. Определим, какие структурные подразделения могут быть в органах местного самоуправления. Прежде всего они бывают обособленными и необособленными.

Под обособленными структурными подразделениями исходя из положений ТК РФ и ГК РФ понимаются территориально обособленные подразделения, которые создаются для выполнения некоторых функций организации вне места ее нахождения, – филиалы и представительства. Деятельность филиалов (представительств) осуществляется на основании положений о филиале или представительстве, причем они должны быть указаны в уставе организации. Что касается органов муниципальной власти, у них не бывает ни филиалов, ни представительств.

Необособленные структурные подразделения образуются в результате внутреннего структурирования штата учреждения в целях распределения функций по управлению. Структура органов местного самоуправления устанавливается муниципальными правовыми актами.

К органам местного самоуправления, в которых осуществляют трудовую деятельность муниципальные служащие, относятся городские и районные администрации.

Обратите внимание

В штате, кроме должностей муниципальной службы, есть выборные должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, а также работники, которые осуществляют техническое обеспечение, но в своей деятельности руководствуются муниципальными нормативными актами.

Структура администраций города довольно сложна и имеет некоторые специфические особенности. Так, кроме главы администрации и заместителей главы в нее входят:

– структурные подразделения – отделы, сектора, например, отделы по экономике, по мобилизации, бухгалтерия, сектор по связям с общественностью;

– территориальные органы – администрации районов города. Они также являются юридическими лицами, действуют на основании устава и положений о них, утверждаемых правовым актом администрации города.

Руководство отраслевым органом осуществляет начальник управления (департамента), назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации города, который представляет интересы управления (департамента) без доверенности, осуществляет прием и увольнение работников, утверждает должностные инструкции, положения о структурных подразделениях управления (департамента), штатное расписание и исполняет иные обязанности, установленные уставом муниципального образования или иным муниципальным нормативным актом.

Управление деятельностью администраций районов на принципах единоначалия осуществляют главы этих администраций. Глава администрации района является должностным лицом местного самоуправления, заместителем главы администрации города и назначается на должность главой администрации города.

Учитывая структуру такого органа местного самоуправления, как администрация города, можно сделать следующий вывод: если муниципальный служащий переводится из одного структурного подразделения отраслевого органа (управления, департамента) в другое подразделение того же органа на ту же должность (при условии, что структурное подразделение не указано в трудовом договоре), это будет перемещение. В таком случае согласие работника не запрашивается, оформляется только приказ о перемещении.

Если же служащий переводится из структурного подразделения, указанного в его трудовом договоре, в другое, следует запросить у него согласие, заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, издать приказ о переводе и сделать запись в трудовой книжке.

В случае же перевода работника из одного отраслевого органа (управления, департамента) администрации в другое, несмотря на то, что отраслевые органы являются структурными подразделениями администрации, это будет уже перевод к другому работодателю. Дело в том, что данные подразделения являются разными юридическими лицами и работнику придется расторгать прежний трудовой договор с одним представителем нанимателя (работодателем) и заключать новый с другим. Здесь нужно руководствоваться ч. 2 ст. 72.1 ТК РФ, согласно которой такой перевод осуще-ствляется на основании письменной просьбы работника или с его письменного согласия. Свою просьбу служащий может выразить в заявлении об увольнении. В данном случае решение о переводе принимает представитель нанимателя (работодатель) – если он согласен, трудовой договор расторгается и на основании приказа в трудовой книжке производится следующая запись: «Трудовой договор прекращен в связи с переводом работника с его согласия на работу к другому работодателю, пункт 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

К сведению

При переводе муниципального служащего на новое место муниципальной службы его личное дело передается по новому месту службы 4 .

Обязанность работодателя перевести работника

Трудовым кодексом установлены случаи, когда работодатель обязан предложить сотруднику перевод на другую имеющуюся работу. Рассмотрим основания такого перевода.

1. Медицинское заключение о здоровье работника. В силу ст. 73 ТК РФ сотрудника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у него работу, не противопоказанную сотруднику по состоянию здоровья. Если он нуждается во временном переводе на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить сотрудника от работы с сохранением места работы (должности), а если требуется перевод на срок более четырех месяцев или постоянный, то при отказе сотрудника от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

К сведению

В целях раннего выявления заболеваний, в том числе препятствующих поступлению на муниципальную службу и ее прохождению, служащие в соответствии с порядком, установленным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н 5 , проходят ежегодную диспансеризацию. По результатам проведения обследования медицинское учреждение по месту наблюдения служащего выдает ему заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению. Перечень заболеваний и форма заключения установлены данным порядком. Если у служащего было выявлено заболевание, препятствующее прохождению службы, копия заключения в течение 10 дней направляется по месту прохождения службы.

2. Изменение организационных или технологических условий труда. Если в случае структурной реорганизации организации или в силу других причин определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О таких изменениях работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца. Если он не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан предложить ему перевод (ч. 3 ст. 74 ТК РФ).

3. Восстановление на работе лица, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

5. Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска (п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

7. Сокращение численности штата работников (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Во всех вышеуказанных случаях, за исключением перевода по медицинским показаниям, работодатель обязан в письменной форме предлагать работнику как вакантные должности или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии указанной работы или отказе от предложенной работы трудовой договор прекращается по соответствующим основаниям.

Обратите внимание

Местное самоуправление: муниципальные депутаты и где они обитают

Paccкaзывaeм, ктo тaкиe мyниципaльныe дeпyтaты, и кaк нeзaвиcимыe кaндидaты, избpaвшиecя в 2017 гoдy в Mocквe, пoмoгaют гopoжaнaм экoнoмить нa кaпpeмoнтe, блaгoycтpaивaть двopы и зaщищaть интepecы житeлeй.

Bce в Poccии знaют o дeпyтaтax Гocдyмы: иx вceгo 450, мы кaждый дeнь видим иx в тeлeвизope, oни пpинимaют зaкoны, пo кoтopым живeт вcя cтpaнa. Oднaкo бoльшинcтвo вoпpocoв, нeпocpeдcтвeннo кacaющиxcя кaчecтвa пoвceднeвнoй жизни вoкpyг peшaют coвceм нe oни – a мyниципaльныe дeпyтaты.

Ктo тaкиe мyниципaльныe дeпyтaты?

B Poccии oкoлo 70 тыcяч мyниципaльныx дeпyтaтoв

Гдe oбитaют мyниципaльныe дeпyтaты?

Myниципaльныe дeпyтaты oбязaны пpoвoдить coбpaния нe peжe oднoгo paзa в мecяц. Пpийти нa зaceдaниe co cвoeй пpoблeмoй мoжeт любoй жeлaющий: кpoмe тoгo, y вcex мyндeпoв ycтaнoвлeны дaты и вpeмя личнoгo пpиeмa. Узнaть oб этoм мoжнo нa caйтe мecтнoй aдминиcтpaции – гopoдa, пoceлкa или paйoнa – в paздeлe «мecтнoe caмoyпpaвлeниe».

B июлe 2018 гoдa нeзaвиcимый дeпyтaт мocкoвcкoгo paйoнa Paмeнки Никoлaй Бoбpинcкий paзбиpaлcя c дoкyмeнтaми пo дoмy нa Mocфильмoвcкoй yлицe – нaкaнyнe пpoшeл ливeнь, и из-зa нeиcпpaвнocти вoдocтoкa вoдoй зaтoпилo тpи квapтиpы. Oбнapyжилacь cтpaннocть: пo бyмaгaм, дoм бyквaльнo дeвять мecяцeв нaзaд кaпитaльнo oтpeмoнтиpoвaли, включaя вoдocтoчнyю тpyбy. Пpoвepяя дoкyмeнты o пpoвeдeннoм кaпитaльнoм peмoнтe, oн oбнapyжил пoд aктaми, вмecтe c кoмпaниeй-пoдpядчикoм и yпpaвляющeй кoмпaниeй пoддeльнyю coбcтвeннyю пoдпиcь. Toгдa дeпyтaт peшил пpoвepить вce ocтaльныe aкты o кaпитaльнoм peмoнтe – и oбнapyжил 12 фaльшивыx дoкyмeнтoв o якoбы пpoвeдeннoм «кaпитaльнoм peмoнтe» нa дeньги житeлeй нa oбщyю cyммy 36 млн pyблeй.

Myниципaльныe дeпyтaты зaнимaютcя пpиeмкoй кaпитaльнoгo peмoнтa мнoгoквapтиpныx дoмoв, кoтopый oплaчивaeтcя из дeнeг житeлeй, eжeгoднo coбиpaющиxcя чepeз плaтeжки ЖКУ. Ecли paбoты выпoлнeны c нapyшeниями или фиктивнo, a дeньги пpocтo yкpaдeны, тo нeзaвиcимый дeпyтaт нe бyдeт пoдпиcывaть aкт, a бyдeт дoбивaтьcя выпoлнeния вcex paбoт, зaявлeнныx в aктe и кaчecтвeннoгo peмoнтa.

Кaкиe пoлнoмoчия y мyниципaльныx дeпyтaтoв?

B кaждoм peгиoнe пoлнoмoчия мyниципaльныx дeпyтaтoв paзличны. B ocнoвнoм, этo:

  • вoпpocы кaпитaльнoгo peмoнтa дoмoв, тeплocнaбжeния, кoмплeкcнoгo paзвития paйoнa или гopoдa
  • pacпpeдeлeния мecтнoгo бюджeтa, в тoм чиcлe нa блaгoycтpoйcтвo, кoмплeкcнoe paзвитиe тeppитopий, в нeкoтopыx peгиoнax oни дoпyщeны к фopмиpoвaнию мecтныx нaлoгoв и cбopoв.
  • oпeки и пoпeчитeльcтвa, пpoвeдeниe paзличныx мepoпpиятий, в тoм чиcлe пpизывa нa вoeннyю cлyжбy
  • пpoвeдeниe peфepeндyмoв пo вoпpocaм мecтнoгo знaчeния.

Нo глaвнaя иx poль – этo oбщecтвeнный кoнтpoль. Myниципaльный дeпyтaт имeeт дocтyп к дoкyмeнтaм, a тaкжe пpaвo пoдaвaть дeпyтaтcкиe зaпpocы в opгaны влacти нa cпeциaльнoм блaнкe – нa кoтopыe иcпoлнитeльныe влacти oбязaны oтвeтить пo cyщecтвy в тeчeниe 30 днeй.

Пoлyчaют ли oни зapплaтy?

Нeт. Этo вoлoнтepcкaя paбoтa – вo мнoгиx peгиoнax oнa кoмпeнcиpyeтcя pядoм льгoт, нaпpимep, бecплaтным пpoeздoм в oбщecтвeннoм тpaнcпopтe. B Mocквe дeпyтaты мyниципaлитeтa имeют пpaвo выпиcaть ceбe cкpoмныe пpeмии пo итoгaм paбoты зa квapтaл. Пpи этoм 10% oт cocтaвa дeпyтaтoв имeют пpaвo пoлyчaть зapплaтy – нo пpи этoм зaнимaютcя opгaнизaциoнными вoпpocaми: пoмимo cвoиx пpямыx oбязaннocтeй, гoтoвят бyмaги и пpoтoкoлы, зaвeдyют кoppecпoндeнциeй, paбoтaя нa пoлный paбoчий дeнь.

B нoябpe 2018 гoдa вpaчи, paбoтaющиe в poддoмe №10 мocкoвcкoгo paйoнa 3юзинo, пpидя yтpoм нa paбoтy, yвидeли oпeчaтaнныe двepи: пo pacпopяжeнию Дeпздpaвa мeдyчpeждeниe peшили «oптимизиpoвaть», пpocoeдинив к жeнcкoй кoнcyльтaции в пoликлиникe №84. Нaд двyмя coтнями мeдpaбoтникoв нaвиcлa yгpoзa coкpaщeния, a нaд житeлями – лишитьcя eдинcтвeннoгo poддoмa нa 126 тыcяч житeлeй. Пocлe вмeшaтeльcтвa нeзaвиcимыx мyниципaльныx дeпyтaтoв Кoнcтaнтинa Янкaycкaca и Aлeкcaндpa 3aмятинa, cбopa 4 тыcяч пoдпиceй зa coxpaнeниe poддoмa и нecкoлькиx митингoв, пpoизoшли знaчитeльныe пoдвижки: влacти пepecтaли гoвopить o «ликвидaции» poддoмa, были выдeлeны дeньги нa peкoнcтpyкцию здaния, вpaчeй пooбeщaли пepeвecти в дpyгиe мeдyчpeждeния и кoмпeнcиpoвaть зapплaтy зa вpeмя пpocтoя, a нe yвoлить, мeдики cмoгли элeмeнтapнo пoпacть в здaниe и зaбpaть cвoи личныe вeщи c paбoчиx мecт.

Пoчeмy вaжнo гoлocoвaть зa нeзaвиcимыx мyниципaльныx дeпyтaтoв?

Myниципaльный ypoвeнь зa cчeт cвoeй лoкaльнocти пoзвoляeт житeлям избpaть «cвoeгo» кaндидaтa – a нe нaвязaннoгo извнe, и cтpoить peaльнo paбoтaющee мecтнoe caмoyпpaвлeниe: чтoбы был диaлoг c влacтью, a пpoблeмы житeлeй peшaлиcь. B Mocквe 146 мyниципaлитeтoв и 1502 мyниципaльныx дeпyтaтa: фaктичecки, кaждый дeпyтaт пpeдcтaвляeт житeлeй дecяти мнoгoквapтиpныx дoмoв. Этo yникaльнaя cитyaция, пpи кoтopoй житeли мoгyт выбpaть кaндидaтa «из cвoeгo двopa», кoтopoгo знaют личнo. Нaпpимep, coceдa-aктивиcтa, кoтopoмy дoвepяют житeли и кoтopый тoчнo бyдeт пpeдcтaвлять иx интepecы – в opгaнax влacти, пpи cпopax c мecтнoй aдминиcтpaциeй, кoммyнaльщикaми, oтпpaвлять зaпpocы для peшeния вoлнyющиx иx пpoблeм нa гopoдcкoм и фeдepaльнoм ypoвнe.

>10 нaпaдeний нa мyниципaльныx дeпyтaтoв пpoизoшлo зa пocлeдниe пять лeт в Mocквe

Кaк пpoгoлocoвaть зa нeзaвиcимыx мyниципaльныx дeпyтaтoв?

Baжнo eщe дo дaты выбopoв изyчить кaндидaтoв – и cдeлaть взвeшeнный выбop в пoльзy тoгo, кoгo вы знaeтe личнo, ктo зapeкoмeндoвaл ceбя в aктивиcтcкoй дeятeльнocти и ктo бyдeт пoмoгaть вaм и вaшим coceдям в peшeнии вoзникaющиx пpoблeм. Нeзaвиcимый кaндидaт – нe oбязaтeльнo caмoвыдвижeнeц: a тoт, кoгo вы знaeтe пo peaльным дeлaм и мoжeтe личнo пopyчитьcя зa eгo пopядoчнocть. Bo вpeмя пpeдвыбopнoй кaмпaнии кaндидaты oбычнo пpoвoдят вcтpeчи c житeлями – ecли coмнeвaeтecь, мoжнo пooбщaтьcя c кaждым из пpeтeндeнтoв. A ecли зacлyживaющeгo дoвepия кaндидaтa нeт, тo выдвинyтьcя мoжнo и caмoмy.

Кто такой депутат?

Как стать депутатом - это сборников советов, законодательных нюансов, рекомендаций «бывалых» на этом тернистом пути. Убеждена: многие думают, что это очень сложно и практически не реально, но если ознакомиться с этапами, как стать депутатом самовыдвиженцем или через партию в городской думе, то можно обозначить определенную стратегию и двигаться этап за этапом.

Разумеется, стоит учитывать и уровень демократии в стране, прозрачность избирательного процесса и финансовые силы на агитацию. Мне всегда нравятся сравнительные фотографии, где депутат гордумы Москвы или Питера со своим авто проставляется лицу на аналогичной должности, но в Будапеште, Брюсселе или Амстердаме, которые более скромные и ездят на работу на велосипеде. Хотя они оба депутата и менеджеры, которых мы нанимаем за свои налоги. Кто же такой депутат?

Оглавление:

Кто такой депутат?

Депутат - это выбранная должность на определенный срок и в орган, которая, как правило, сопровождается приобретением иммунитета. Различаются они в зависимости от статуса органа, куда избираются. Это представители народа, и, что интересно, в переводе с латыни слово означает «посланный». Отмечу, в России депутаты избираются в Нижнюю палату - Государственную думу, региональные парламенты.

В чем заключается работа депутата, права и обязанности

Узнав, как стать депутатом государственной думы, далее знакомимся с прямыми обязанностями. Поскольку это законодательный орган, то депутат должен:

  • выступать с законодательными инициативами;
  • участвовать в работе комитетов, принимать участие в голосовании;
  • следовать парламентской дисциплине.

Хочется добавить, что депутат должен помогать людям: не только тем, кто его выбрал, но и многим другим. Периодически должен проводить встречи и отчитываться о результатах работы.

Владимир Жириновский

Особенности депутатства

Изучая как стать депутатом, думы, района, стоит понимать определенные требования, которые выдвигаются к этому лицу. Они прописаны в законодательных актах, а кроме этого, даже во мнении людей есть определенный список этих качеств и компетенций. Занять такой пост - это одно из проявления смарт-целей, которые не обязательны к выполнению прямо сегодня, а строятся на перспективу. Кстати, за все высказывания в рамках публичных выступлений депутат не может быть осужден - это принцип депутатского индемнитета.

Со скольки лет можно баллотироваться

Чтобы понять, как стать депутатом РФ, необходимо понять, со скольки лет можно выдвигать свою кандидатуру. В нашей стране этот порог стартует от 21 года. Такой же возрастной порог и в Украине. Обязательное условие - отсутствие судимостей и наличие гражданства той страны, где баллотируешься. Кроме этого, депутат не может быть одновременно депутатом Думы или Совета Федерации, занимать другие посты, ведь это считается основной занятостью.

Молодые депутаты

Высшее образование

Интересный момент, но наличие высшего образование законом не прописано, да и лицо в 21 год не всегда может его иметь. Для российского электората эта позиция крайне важна, равным счетом, как поведение, семейное положение. Стратегически правильно, когда имя кандидата на слуху, работает сталеваров или знает, как делать деньги из воздуха и рассказывает это на своих курсах.

Личные качества будущего депутата

В некоторых интервью политиков, о том, как становятся депутатами, такие люди, которые сейчас при исполнении или срок их каденции уже закончился, отмечают - важны не только законодательные нормы, но и личные качества. Среди них:

  1. харизматичность, яркость имиджа;
  2. умение говорить с электоратом, задавать вопросы;
  3. решительность;
  4. последовательность;
  5. ответственность;
  6. честность;
  7. открытость.

Я бы добавила еще умение договариваться (в том числе, с разными людьми) и мыслить стратегически и наперед.

Как стать депутатом: пошаговая инструкция

Изучая, как стать депутатом, можно перед этим вступить в лдпр, другую партию или стать самовыдвиженцем. Детально узнать о том, как вступить в партию «Единая Россия» или другой силы можно на их сайтах. Далее получив партийный билет, стоит выбрать округ, где будете баллотироваться или будете выдвигаться по спискам. Оплата залога, предоставление подписей, написание заявления и автобиографии - обязательные условия, как и другие бюрократические моменты.

Округ для баллотирования

В этом случае стоит помнить о системе выборов:

  • партийная (по спискам - чем больше голосов набирает партия, тем больше ее членов проходят);
  • мажоритарная - по округу - большинство голосов в определенном участке.

Для выборов в муниципалитет, ГосДуму используется смешанная система, где количество депутатских кресел распределится равными долями по типам систем.

Подготовка и подача документов на включение в список

Технология, как стать депутатом от кпрф или другой политической силы, предусматривает написание автобиографии, подачу заявления в местные представительства ЦИК или главное отделение. Также подается и декларация про доходы за последний календарный год. Прилагается программа кандидата.

Открытие избирательного счета

Он должен быть создан обязательно. На него поступают пожертвования, которые могут быть направлены на агитацию, продвижение. В ЦИК предоставляется полная выписка по всем счетам с указанием даты и кем они были пополнены. Счет целевой и открывается непосредственно перед выборами или праймериз.

Агитация и сбор подписей

На специальном бланке, выданном ЦВК, вы должны собрать подписи жителей о том, что они хотят вас видеть кандидатом в депутаты. Этот документ подается вместе со всеми в момент регистрации. Как правило, подписи собирает помощник депутата, и за полтора года до выборов такие вакансии появляются достаточно часто. Как только вы стали кандидатом и открылась избирательная компания, можно агитировать в удобной форме: встречи, концерты, газеты, тв-материалы, реклама на радио.

Агитация

Внесение залога

Если вы не собрали нужное количество подписей, то можно внести залог. Как правило, такой способ выбирают самовыдвиженцы. Кстати, если вам интересно, как стать депутатом небольшого сельского поселения, то технология аналогична, только в избирательном округе могут быть сразу несколько сел и поселков. Тем, кто интересуется, как стать президентом, скажу, что залог вносят все кандидаты, а возвращается он только победителю или 2-м кандидатам, которые вышли во второй тур.

Ценные советы для будущих депутатов

Советы, как стать депутатом местных или всероссийских органов власти помогут работать в заданном направлении. Думаю, что с первой попытки мало кто (без финансовой поддержки и протектора) может пройти на такую должность, поэтому, главный совет - начинать работу минимум за год до даты выборов, а как выборы закончились не с положительным в вашу сторону результатом, продолжать двигаться. Если вы глубоко изучаете технологию, как стать депутатом госдумы в округе в Москве, то из-за большого количества избирателей делайте ставку на сотрудничество с топовыми партиями. Важно понимать, на какой период вы избираетесь, потому что, наперед изучив и спланировав, как стать депутатом в парламент, выдвигаемым в своем городе, стоит предлагать соответствующую стратегию развития избирателям.

Срок полномочий депутатов в разных странах мира

Страна Срок каденции депутата в общенациональном органе
Королевство Тайланд Сенат - на 6 лет
Нижняя палата - 4 года
Республика Франция Сенат - 6 лет
Национальная ассамблея - 5 лет
Республика Украина Верховный Совет - 5 лет
Российская Федерация Государственная дума и Совет Федераций - 5 лет

Вступите в любую партию

Читая советы, как стать депутатом местных органов власти или вовсе покорит ГосДуму, стоит понимать, что самовыдвиженцем проходить этот путь намного сложнее. Дело в том, что ментальные традиции и психология нашего народа нацелена на коллективное сознание, а значит тем, кто в партии, пройти проще. Выбирая подходящую партию, изучите такие аспекты:

  • уровень популярности по округу;
  • кто ее представляет сейчас;
  • законодательные инициативы;
  • устав;
  • особенности политики.

Окружите себя новыми связями

Несмотря на орган, куда хотите баллотироваться, нужно расширять базу знакомых в своем городе и по стране. Новые люди - это не только новые знания, это новые возможности, которые помогут вам в достижении успеха. Благодаря таким связям, можно найти и сформировать свою команду, привлечь спонсорскую помощь, разработать эффективную информационную стратегию. Чем больше людей - тем больше идей. Не забывайте, что нужно искать и специалистов в определенных отраслях.

Связи

Сделайте хорошую предвыборную кампанию

Найдите несколько доверенных лиц

Изучив, как стать депутатом думы или местного самоуправления, не стоит пытаться все сделать самостоятельно. С помощью помощников - доверенных лиц можно:

  • охватить в общении большее количество людей, понять их цели и желания;
  • освободить себя от решения некоторых вопросов, например, бюрократических;
  • распределить выполнение заданий для получения финального положительного результата.

Для небольшого города такие люди крайне важны, особенно в разработке эффективной коммуникационной стратегии.

Работайте с наблюдателями и членами ЦИК

Мало теоретически понимать, как стать политиком, важно изучить все подводные камни и нюансы. Одни из них - общение с членами ЦИК и наблюдателями. Эти люди знают избирательный процесс изнутри, могут рассказать законодательные нюансы. Важно, что члены ЦИК следят и за правильностью проведения агитации: в разрешенное время, на местах, где это имеет место быть. Резюмируя, хочется сказать: информации не так много, как стать депутатом в РФ или Украине.

ЦИК

Это либо цитаты из законодательной базы, либо же опыт тех людей, которые баллотировались или уже исполняли обязанности один или несколько сроков. Важно, что депутатом может стать как ИП, так и лицо, работающее в коммерческой организации, а как как стать самозанятым лицом уже на онлайн-страницах блога. Помните, что политика - вещь не очень чистая, Павел Грудинин, который баллотировался по пост президента РФ, как и другие, могли ощутить на себе прелести информационной атаки конкурентов. Желаю каждому, кто видит в себе силы ощущает стремление и желание все же покорить депутатский Олимп, вступить в партию, выиграть выборы и выполнять все ранее данные обязательства.

Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. (Из ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Далее по тексту – Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ)

Порядок формирования органов местного самоуправления, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. (Ст.34 ч.3 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ)

Примечание. До 2014 года порядок формирования органов местного самоуправления определялся только уставом муниципального образования. Изменения, внесенные в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ в 2014 году, позволили органам государственной власти субъектов РФ определять порядок выборов глав муниципальных образований и оказывать решающее влияние на их результаты, что усилило зависимость органов местного самоуправления от органов государственной власти.

Вопрос 1. Представительный орган муниципального образования

- представительный орган муниципального района и города с внутригородским делением может состоять из глав и депутатов представительных органов муниципальных образований, входящих в его состав.

Численность депутатов определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

(Ст.35 ч.6 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ)

Так, например, численность населения Архангельска составляет около 350 тыс. человек. Соответственно, Архангельская Городская Дума состоит из 30 депутатов, из них: 15 депутатов избираются по мажоритарной системе по одномандатным округам, а еще 15 - избираются по пропорциональной системе - т.е. по партийным спискам. (Статья 20 Устава МО "Город Архангельск").

В исключительной компетенции представительного органа находятся:

• принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку и т.д.

Представительный орган муниципального образования также имеет право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта федерации ( ст.6 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации")

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.
Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен большинством не менее двух третей депутатов представительного органа, то он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней.

(Ст.35 ч.13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ)

Структура представительного органа определяется его регламентом и уставом муниципального образования.

Например, Регламент, утверждённый решением Архангельского городского Совета депутатов (так до 01.01.2011г. назывался представительный орган МО «г.Архангельск») от 25.12.1998 N346 с последующими изменениями, предусматривает что в структуру Архангельской городской Думы входят: председатель, три его заместителя, постоянные комиссии, рабочие группы, депутатские объединения (фракции и депутатские группы), аппарат (для обеспечения работы Думы) и его руководитель.

На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов, которым запрещается заниматься предпринимательской и оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст.40 ч.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Так, Уставом МО «г.Архангельск» предусмотрено, что в Архангельской городской Думе на постоянной основе могут работать не более трех депутатов (10%*30=3). Решениями Архангельской городской Думы очередного созыва от 1.10.2018 года №№ 1, 2 и 5 для работы на постоянной основе избраны председатель, один из его заместителей и один депутат (руководитель фракции ЛДПР).

Представительный орган городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа обладает правами юридического лица в силу закона, а в иных муниципальных образованиях – если это предусмотрено уставом (ст.35 ч.9 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Вопрос 2. Глава муниципального образования.

- высшее должностное лицо муниципального образования ( Статья 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Полномочия главы муниципального образования:

• обеспечивает решение органами местного самоуправления вопросов местного значения и осуществление ими отдельных государственных полномочий.

Глава муниципального образования избирается:

половина которой назначается представительным органом муниципального образования, а половина - главой субъекта РФ (См. ст.36 ч.2.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ). Указанный порядок избрания главы муниципального образования был введен в 2014 году, одновременно с внесением изменений, предоставивших органам государственной власти субъектов РФ право определять порядок формирования органов местного самоуправления.

Правомерность подобных изменений, ограничивших возможность избрания главой муниципального образования кандидата, не согласованного с главой субъекта РФ, была подтверждена Решением Конституционного суда РФ от 1.12.2015г. №30-П 2015 ("Иркутское дело"). Однако двое судей КС РФ с этим решением не согласились и выступили с особым мнением.

В настоящее время в 79 из 83 городов - столиц субъектов РФ главы муниципальных образований избираются из числа лиц, отобранных конкурсной комиссией, т.е. под контролем глав соответствующих субъектов РФ.

Так, например, 17.11.2015 конкурсной комиссией для избрания Главой МО «Город Архангельск» была предложена кандидатура Годишь Игоря Викторовича, который 25.11.2015 был избран на сессии Архангельской городской Думы и с 4.12.2015 является главой муниципального образования «Город Архангельск». До 2015 года Глава МО «г.Арханегельск» избирался на муниципальных выборах. В 2008-2015 годах Главой МО (мэром) избирался Павленко Виктор Николаевич, ставший в 2015 году членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Губернатора Архангельской области.

Глава муниципального образования, помимо своей должности, всегда исполняет обязанности либо председателя представительного органа, либо главы местной администрации:

Если глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, то (в зависимости от положений устава муниципального образования) он либо исполняет полномочия председателя представительного органа, либо возглавляет местную администрацию.

Если глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава (из числа депутатов), то он не может возглавить местную администрацию, а исполняет обязанности председателя представительного органа.

Если глава муниципального образования избирается представительным органом из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией, то он не вправе стать председателем представительного органа, а возглавляет местную администрацию.

Глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации, за исключением сельских поселений и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, где одно лицо вправе совмещать эти три должности (Ст.36 ч.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Вопрос 3. Местная администрация

- исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (Ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Полномочия местной администрации определяются уставом муниципального образования.

Читайте также: