Может ли работник нести расходы по финансированию мероприятий по улучшению условий труда

Опубликовано: 15.05.2024

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Комментарий к Статье 226 ТК РФ

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Другой комментарий к Ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств различных бюджетов, указанных в настоящей статье.

Кроме того, финансирование данных мероприятий осуществляется также за счет:

- средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;

- добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда и используемые на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, распределяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" (СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095) в следующем порядке (в процентах):

30 - органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;

40 - на текущий счет Минздравсоцразвития России;

30 - Государственной инспекции труда.

Правила учета средств от штрафов, направления использования этих средств и отчетность об их использовании определены Порядком, утвержденным Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 (БМТ РФ. 2001. N 3).

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

3. В соответствии с изменениями в ТК РФ от 30 июня 2006 г. изменен размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Раньше он составлял для всех организаций (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) не менее 0,1% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов. Теперь установлен единый размер - не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.

Статья 226 ТК посвящена финансированию мер, нацеленных на улучшение условий труда и его охраны. В ней указаны его источники и ключевые параметры.

Статья 226 ТК РФ

Положения ст. 226 ТК

Указывается, что финансирование мер, нацеленных на улучшение условий труда и его охраны, производится за счёт:

  • общефедерального бюджета;
  • региональных бюджетов;
  • местных бюджетов;
  • внебюджетных источников.

Основные параметры финансирования прописываются в соответствующих законах и актах.

Также допускается возможность данного финансирования за счёт взносов со стороны организаций и физических лиц. Подчёркнуто, что они носят добровольный характер.

Далее указаны границы этого финансирования нанимателями. Их величина составляет не меньше 0,2% от совокупности издержек на производство товаров/услуг. Исключения из этого правила касаются унитарных предприятий и федеральных госструктур. Стандартный список мероприятий, осуществляемых за счёт данных средств, устанавливается профильной госструктурой, занятой разработкой и осуществлением госполитики в области охраны труда, а также контролем за данной сферой.

Подчёркнуто, что могут создаваться и отдельные профильные фонды по охране труда. Они формируются на уровне:

  • отраслей экономики;
  • регионов РФ;
  • отдельных территорий;
  • конкретных нанимателей.

Принципы их формирования прописываются в соответствующих законах и нормативных актах на общефедеральном, региональном и местном уровне.

В конце статьи подчёркнуто, что сотрудник не несёт затрат на мероприятия по улучшению условий труда и его охране.

Рассмотренная статья не только устанавливает характер оплаты мер по охране труда, но и закрепляет освобождение сотрудников от необходимости как-то участвовать в этом финансировании.

Вопросы по использованию положений ст. 226 ТК

О каком стандартном списке мероприятий упоминает эта статья?

Имеется в виду список, утверждённый Приказом Минздравсоцразвития № 181н от 01.03.12. В него входят:

  • обустройство/обновление средств защиты персонала от неблагоприятных производственных факторов;
  • монтирование и обслуживание соответствующих средств сигнализации о возникновении ЧП;
  • обустройство систем контроля за уровнем опасности окружающей обстановки;
  • нанесение соответствующих предупреждающих знаков;
  • обучение сотрудников профильным навыкам и проверка этих знаний;
  • механизация определённых трудовых функций;
  • издание профильных инструкций;
  • оборудование специальных медпунктов;
  • снабжение сотрудников специальным защитным инвентарём (одеждой, обувью, защитными приспособлениями);
  • иные мероприятия, направленные на повышение безопасности и уровня подготовки персонала.

Всего данный перечень включает 32 пункта, охватывающих полный спектр мер по охране труда и повышению степени его безопасности. Но конкретные меры определяются менеджментом предприятия, исходя из его размеров, отрасли, наличия финансов и иных факторов. Обычно они фиксируются в колдоговорах или локальных актах. Данные мероприятия реализуются на ежегодной основе.

Налоговые нюансы финансирования перечисленных мероприятий подробно разъяснены Минфином в письме № 03-03-06/4/95 от 09.08.11.

Какие законы предусматривают создание фондов, упомянутых в данной статье?

В гл. 4 части первой ГК находится параграф 7, в котором описаны параметры функционирования унитарных организаций некоммерческого характера. Среди прочего там упоминается и возможность создания ими фондов. Нюансы их функционирования разобраны в статьях 123.17-123.20-3. А ст. 7 ФЗ № 7 от 12.01.96 предусматривает возможность образования фондов для всей совокупности некоммерческих организаций.

Важно заметить, что перечисленные источники предусматривают возможность создания фондов не только для реализации целей, указанных в ст. 226 ТК. Они могут использоваться и в других направлениях.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 226 ТК РФ

1. Положения комментируемой статьи предоставляют возможность финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда из различных источников.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться: за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников - в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами соответствующего уровня; за счет добровольных взносов организаций и физических лиц; за счет средств работодателя (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг); за счет фондов охраны труда, которые могут создаваться в отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, у работодателей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, указанными в ч. 4 ст. 226.

2. Участие государства в финансировании мероприятий по охране труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда (ч. 1 ст. 210). Финансирование мероприятий по охране труда может осуществляться в рамках финансирования федеральных и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда посредством выделения ассигнований в бюджете соответствующего уровня.

3. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В связи с этим финансирование большинства проводимых работодателем мероприятий по охране труда работников осуществляется за счет его собственных средств (ст. 212). В ч. 3 комментируемой статьи установлен единый для всех работодателей размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда - не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, финансируемых за счет указанных средств, определяется работодателем исходя из специфики его деятельности. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

4. В отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда. При создании фондов охраны труда необходимо руководствоваться ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Закона о некоммерческих организациях.

Фонды охраны труда могут быть образованы на основе обязательств, закрепленных в тарифных и региональных соглашениях о добровольном выделении целевых средств для реализации мероприятий по охране труда.

В субъектах РФ фонд охраны труда может формироваться за счет средств, выделяемых в бюджете на основе решения органов власти субъектов РФ. В законы об охране труда, принимаемые в субъектах РФ, включены нормы, предусматривающие создание фондов охраны труда. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона Московской области от 06.11.2001 N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области" центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, а также организации могут создавать фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. В г. Москве могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы (ч. 6 ст. 14 Закона г. Москвы от 12.03.2008 N 11 "Об охране труда в городе Москве"). Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться исключительно для проведения мероприятий по охране труда.

5. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться в определенной части за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральным законом от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (подп. 5 п. 1 ст. 7) Фонду предоставлено право в 2014 г. принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Порядок и условия финансового обеспечения страхователем указанных предупредительных мер определены Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.

6. В соответствии с НК РФ работодателям, осуществляющим мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников, предоставляются налоговые льготы. Так, на основании п. 1 ст. 252 и подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, и расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Предприятия обязаны проводить и финансировать мероприятия по улучшению условий и охране труда своих работников. Учитывая разъяснения чиновников, рассмотрим, что именно должны делать работодатели и как правильно учесть возникающие при этом расходы.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатели обязаны создавать безопасные условия и обеспечивать охрану труда. В частности, предприятие должно обеспечить:

– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, при использовании инструментов, сырья и материалов, при осуществлении технологических процессов;

– условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствуют требованиям охраны труда;

– выдачу за счет собственных средств специальной одежды, обуви, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи лицам, пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

– аттестацию рабочих мест;

– проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, внеочередных медосмотров.

Как прописано в статье 226 Трудового кодекса РФ, мероприятия по улучшению условий и охраны труда финансируются прежде всего за счет бюджетных средств. Также они могут оплачиваться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Но самое главное, что затрагивает все предприятия, – это закрепленная в статье 226 Трудового кодекса РФ обязанность работодателей (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) финансировать данные мероприятия в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Естественно, возникает вопрос: а можно ли учесть расходы работодателя на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в целях налогообложения прибыли?

Да, можно. Основание для этого – подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

И это подтвердили специалисты Минфина России в письме от 9 августа 2011 г. № 03-03-06/4/95.

О возможности налогового учета некоторых расходов, связанных с улучшением условий труда работников, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ чиновники говорили и раньше. К примеру, они поясняли, что можно признавать расходы на проведение медосмотров, предусмотренных требованиями законодательства (письмо Минфина России от 31 марта 2011 г. № 03-03-06/1/196).

А также расходы на содержание созданных на территории предприятия здравпунктов, в которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, занятых на вредных и тяжелых работах (письмо Минфина России от 4 марта 2010 г. № 03-03-06/1/109).

Учет операций, связанных с финансированием расходов на обеспечение мероприятий по улучшению условий труда и по охране труда, ведут в общеустановленном порядке.

Пример 1.
ООО «Производственник» в октябре 2011 года провело периодический медосмотр работников, которые трудятся во «вредном» цехе. Стоимость услуг медицинской организации по медосмотру составила 300 000 руб. Бухгалтер сделал такие записи:

ДЕБЕТ 20 (25) КРЕДИТ 60

– 300 000 руб. – отражены расходы на проведение медосмотра работников;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 300 000 руб. – оплачены услуги специализированной медицинской организации.

При приобретении спецодежды нужно учитывать требования Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н).

Так, если срок эксплуатации спецодежды согласно нормам ее выдачи не превышает 12 месяцев, ее стоимость можно списывать единовременно в момент передачи (отпуска) сотрудникам организации.

В остальных случаях переданная в эксплуатацию спецодежда переводится на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы» («Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»).

После этого ее стоимость ежемесячно списывается на расходы в течение всего срока полезного использования спецодежды.

Некоторые расходы, направленные на профилактику профзаболеваний и сокращение производственного травматизма работников, можно профинансировать за счет взносов в ФСС России на травматизм.

Правила финансового обеспечения таких мероприятий утверждаются ежегодно. Правила на 2011 год утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 11 февраля 2011 г. № 101н.

Воспользоваться такой возможностью могут предприятия, которые подали пакет документов в территориальный орган соцстраха в срок до 1 августа 2011 года и получить соответствующее разрешение.

Общий объем средств, направляемых на финансирование предупредительных мер в 2011 году, не может превышать 20 процентов от суммы страховых взносов, которые были начислены организацией за 2010 год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по «несчастному» страхованию (больничных, дополнительных отпусков), которые были произведены в том же 2010 году.

На сумму расходов, «разрешенных» фондом и фактически осуществленных в 2011 году, можно уменьшить сумму страховых взносов на травматизм за 2011 год.

За счет ФСС России в текущем году можно финансировать расходы на:

1) проведение аттестации рабочих мест;

2) реализацию мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями;

3) обучение по охране труда определенных категорий работников, в частности:

– работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда, а также руководителей таких организаций;

– руководителей и специалистов служб охраны труда;

– членов комитетов (комиссий) по охране труда;

– уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

4) приобретение средств индивидуальной защиты для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, а также смывающих и обезвреживающих средств;

5) санаторно-курортное лечение работников, занятых на вредных работах;

6) проведение обязательных периодических медосмотров работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами;

7) обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых такое питание предусмотрено Перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н;

8) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные (предрейсовые) медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры);

9) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).

После завершения запланированных мероприятий, согласно пункту 10 Правил, нужно представить все документы, подтверждающие произведенные расходы, в территориальный орган ФСС России. Траты, которые не будут подтверждены, к зачету в счет уплаты страховых взносов не принимаются.

Безусловно, необходимо вести в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС России отчет об их использовании. Правда, форма такого отчета Правилами не установлена.

Поэтому лучше всего по вопросу о том, по какой форме нужно отчитываться, обратиться в свой территориальный орган соцстраха.

Отметим, что в прошлом году ФСС России рекомендовал использовать для этих целей форму, приведенную в письме от 30 апреля 2010 г. № 02-03-10/07-4138.

Финансирование мероприятий по профилактике травматизма и профзаболеваний фактически производится за счет средств, начисленных в ФСС России – в тот фонд, в который производится уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и заболеваний.

При этом сам ФСС России – это государственный внебюджетный фонд.

Значит, при отражении операций по финансированию подобных мероприятий нужно исполнять требования ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утверждено приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н). Таким образом, на дату получения решения из фонда о том, что те или иные предупредительные меры разрешается профинансировать за счет средств соцстраха, сумму причитающегося целевого финансирования нужно отразить проводкой:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86

– отражена сумма целевого финансирования.

Далее по мере осуществления расходов сумма использованного целевого финансирования переносится с дебета счета 86 в кредит счетов 91 «Прочие доходы и расходы» (при финансировании текущих расходов) или 98 «Доходы будущих периодов» (при финансировании капитальных расходов и расходов на приобретение материальных ценностей).

Если по материальным ценностям, работам и услугам, приобретаемым в ходе подобных мероприятий, организация предъявила к вычету «входной» НДС, восстанавливать его не нужно. То, что данные расходы полностью или частично финансируются за счет средств ФСС России, никак не влияет на вычеты.

Об этом сказано в письме Минфина России от 24 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/615.

Пример 2.
ООО «Производственник» в июле 2011 года подало комплект документов в территориальный орган ФСС России для финансирования расходов на проведение медосмотров работников, занятых в основном производстве.

Стоимость услуг медицинской организации по проведению медосмотра составила 300 000 руб. При этом за счет средств фонда будет профинансировано 200 000 руб. А разница в размере 100 000 руб. финансируется за счет средств предприятия.

Медицинский осмотр был проведен в октябре.

Бухгалтер составил такие записи.

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86

– 200 000 руб. – отражено целевое финансирование в размере утвержденного объема финансирования.

ДЕБЕТ 20 (25) КРЕДИТ 60

– 300 000 руб. – отражены расходы на проведение медосмотра работников;

>|Медуслуги, оказываемые медицинскими организациями, НДС не облагаются (подп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).|<

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 300 000 руб. – оплачены услуги специализированной медицинской организации;

ДЕБЕТ 86
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– 200 000 руб. – признана в составе доходов сумма использованного целевого финансирования;

ДЕБЕТ 69 КРЕДИТ 76

– 200 000 руб. – зачтена сумма использованного финансирования в счет уменьшения начисленных страховых взносов на травматизм.

Как определить и оформить расходы по охране труда?

Планирование мероприятий по охране труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ). Следовательно, работодателю необходимо планировать их и проводить соответствующие мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

Типовой перечень ежегодно реализуемых мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

В него входят, в частности:

      • проведение в установленном порядке работ по специальной оценке условий труда, оценке уровней профессиональных рисков;
      • реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам специальной оценки условий труда;
      • внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
      • внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
      • внедрение или модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту сотрудников от поражения электрическим током;
      • модернизация оборудования, а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шума, вибрации, ультразвука, инфразвука) и излучений;
      • приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода сотрудников в соответствие с действующими нормами;
      • устройство новых или реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева сотрудников;
      • расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений;
      • приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения сотрудников питьевой водой;
      • обеспечение в установленном порядке сотрудников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
      • обеспечение хранения средств индивидуальной защиты, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), ремонта и своевременного обновления;
      • реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта среди персонала, в том числе компенсация сотрудникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях.

      Конкретный перечень мероприятий по охране труда определяется работодателем исходя из специфики его деятельности. Об этом сказано в сноске к Перечню, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

      Как правило, перечень таких мероприятий оформляется соответствующим разделом в коллективном договоре или отдельным локальным нормативным актом (ст. 8, 41 ТК РФ). Например, конкретный перечень мероприятий работодатель может закрепить в годовом плане, который утверждается соответствующим приказом.

      Внимание: если работодатель не разработает годовой план мероприятий по улучшению условий и охраны труда с суммой затрат, то его могут привлечь к административной ответственности. На это указывают и суды, см., например, решение Верховного суда Республики Карелия от 11 апреля 2014 г. № 21-153/2014.

      Статьи расходов на охрану труда

      В перечень расходов на мероприятия по улучшению условий и охраны труда входят:

      1. Организация службы по охране труда или заключение гражданско-правового договора на оказание услуг по охране труда, если численность сотрудников организации превышает 50 человек (ст. 217 ТК РФ).

      2. Обеспечение нормальных условий труда сотрудников в соответствии с требованиями охраны труда (абз. 5 ч. 2 ст. 212, абз. 2 ч. 1 ст. 219 ТК РФ). Например,

      стоимость работ по установке кондиционеров в целях обеспечения оптимальных микроклиматических условий (СанПиН 2.2.4.548-96, утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г. № 21).

      3. Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического благополучия сотрудников (ст. 223 ТК РФ). Например, затраты на создание в организации санитарного поста с аптечкой.

      4. Проведение специальной оценки условий труда и сертификации работ по охране труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

      5. Обучение и проверка знаний по охране труда сотрудников (ст. 225 ТК РФ).

      6. Проведение обязательных медицинских осмотров в определенных случаях (абз. 13 ч. 2 ст. 212, ст. 213, абз. 11 ч. 1 ст. 219 ТК РФ, приложение 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

      7. Выдача молока и лечебно-профилактического питания для сотрудников, работающих во вредных условиях, и спортсменов (ст. 222 ТК РФ).

      8. Лечение профессиональных заболеваний сотрудников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда.

      9. Приобретение специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств, если это предусмотрено требованиями законодательства (ст. 221 ТК РФ).

      10. Начисления, связанные с условиями труда, в том числе за работу во вредных и опасных условиях труда (ст. 147, абз. 13 ч. 1 ст. 219 ТК РФ).

      11. Оплата дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня (ст. 116 и 117 ТК РФ) по требованию законодательства.

      12. Создание и функционирование системы управления охраной труда (абз. 3 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

      13. Организация спортивных соревнований и чемпионатов для сотрудников, компенсация стоимости абонементов в спортзал или обустройство собственного фитнес-зала.

      Конкретный перечень мероприятий по охране труда определяется работодателем исходя из специфики его деятельности. Работодатель может включать другие мероприятия, направленные на оздоровление сотрудников и улучшение условий их труда, в соответствии с законодательными актами по охране труда. Об этом сказано в сноске к Перечню, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

      Расходы по охране труда должны соответствовать требованиям законодательства по охране труда и составлять не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции, работ, услуг (ч. 3 ст. 226 ТК РФ).

      Планирование фактических расходов на охрану труда

      Чтобы запланировать расходы по охране труда на будущий год:

          • запросите в бухгалтерии расшифровку расходов по охране труда и сумму затрат на производство продукции (услуг) за прошлый год;
          • установите примерную смету мероприятий по охране труда с учетом планируемых затрат на производство.

          Затем составьте программу мероприятий по охране труда с учетом годового плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Программу мероприятий утвердите у руководителя организации.

          При этом работодателю следует помнить, что часть расходов на охрану труда (в отношении сотрудников, занятых на работах с опасными и вредными условиями труда) может быть возмещена за счет средств ФСС России. Такое возмещение направлено на финансирование мероприятий по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний.

          К возмещаемым расходам относятся расходы на различные мероприятия по улучшению условий труда, приобретение спецодежды, обучение охране труда, проведение обязательных периодических медосмотров, обеспечение лечебно-

          профилактическим питанием, приобретение алкотестеров и тахографов, а также на санаторно-курортное лечение сотрудников.

          Объем средств, на возмещение которых работодатель может рассчитывать, составляет 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом выплат по обеспечению по соответствующему виду страхования, произведенных работодателем в предыдущем году. Такие требования установлены пунктами 2, 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н.

          Статистическая отчетность

          По результатам проведенных мероприятий и фактическим затратам по охране труда представьте статистическую отчетность по формам, которые утверждаются Росстатом (ч. 4 ст. 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ).

          К таким отчетам, в частности, относятся: