Может ли сотрудник использовать подручные средства связывания

Опубликовано: 17.05.2024

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 37-ФЗ в пункт 6 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 12 с 13 декабря 2019 г. - Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 404-ФЗ

12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1-7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена пунктом 15 с 13 декабря 2019 г. - Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 404-ФЗ

15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам - в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

В соответствии со ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, 1. В случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие.

2. Порядок применения указанных в части первой настоящей статьи мер безопасности определяется законодательством Российской Федерации.

Таким нормативным правовым актом законодательства РФ в данном случае является Закон РФ от 21 июля 1993 г. N «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в статьях 30 и 31 которого приведены исчерпывающие основания применения спецсредств и огнестрельного оружия.

Так, в частности, в статье 30 Закона РФ от 21.07.1993 года № указано: Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют специальные средства в следующих случаях:

  1. для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и других граждан;
  2. для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу;
  3. для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
  4. при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;
  5. для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания.

В качестве специальных средств могут применяться:

  • резиновые палки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи;
  • наручники — в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящей статьи. При отсутствии наручников сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания;
  • светозвуковые средства отвлекающего воздействия — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 и 5 настоящей статьи;
  • средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящей статьи;
  • водометы и бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 настоящей статьи, и только по указанию начальника или заместителя начальника учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента их применения;
  • служебные собаки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 и 5 настоящей статьи.

Газовое оружие может применяться в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 и 5 настоящей статьи.

Виды специальных средств и газового оружия, а также интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия должно сводиться к минимальному причинению вреда осужденным, заключенным и иным лицам.

Запрещается применять специальные средства и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

Что касается применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы огнестрельного оружия, то в статье 31 Закона сказано: Порядок ношения оружия на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы устанавливается территориальными органами уголовно-исполнительной системы.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять огнестрельное оружие:

  1. для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан;
  2. для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников уголовно-исполнительной системы, осужденных заключенных и иных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием;
  3. для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
  4. для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения учреждений, исполняющих наказания, а также на транспортные средства;
  5. для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, совершающего побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных, а также для задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требование сотрудника уголовно-исполнительной системы о сдаче оружия.

Кроме того, огнестрельное оружие может использоваться:

  1. для остановки транспортного средства, с использованием которого совершается побег осужденным или заключенным;
  2. для предупреждения осужденных, заключенных и иных лиц о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные настоящей статьей основания для его применения.

Без предупреждения огнестрельное оружие применяется:

  1. при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств;
  2. при побеге осужденных и заключенных из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время движения;
  3. при попытке осужденного или заключенного, а также иного лица приблизиться к сотруднику уголовно-исполнительной системы с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником уголовно-исполнительной системы расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.

При применении огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы в течение 24 часов с момента его применения обязаны доложить непосредственному начальнику.

Администрация учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о каждом случае применения огнестрельного оружия незамедлительно уведомляет прокурора.

Предлагается краткий обзор спецсредств сотрудников полиции и возможность их применения.

Применение оружия и спецсредств сотрудниками полиции, находящимися при исполнении своих служебных обязанностей, как правило, всегда вызывает широкий общественный резонанс в обществе.

Право в отдельных случаях пользоваться табельным оружием и спецсредствами закреплено за сотрудниками органов внутренних дел в Федеральным законе «О полиции».

В частности, ст. 21 и ст. 23 данного закона гласят, что сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие, а также специальные средства несмертельного действия (спецсредства) — комплекс механических, химических, электрических и светозвуковых устройств, используемых правоохранительными органами для психофизического, травматического и удерживающего действия на правонарушителя, временного вывода его из строя.

Спецсредства полицейский может применить в следующих случаях:
(нажав на таблицу, вы переходите на сайт компании "Юридическая служба столицы")


Вот некоторые спецсредства:

Палки специальные - палка резиновая с металлической ручкой, телескопическая ПР-89, ПР-53, ПР-73, ПР-73М, ПР-90;

Специальные газовые средства - аэрозольные упаковки со слезоточивым газом («Черемуха-10», "Черемуха-110М, «Терен-4» и др.), аэрозольные распылители ("Контроль-М" (10%ОС), "Контроль-МК", "Контроль-ММ",«Резеда-10», «Резеда-10М», «Зверобой-10», «Зверобой-10М»); аэрозольный распылитель с раздражающим составом («Сирень-10»).

Средства ограничения подвижности - браслеты наручные (наручники) БР-58, БР-С, БКС-1, БОС.
При этом, в случае отсутствии средств ограничения подвижности, сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания, например ремень, веревку, жгут и т.д.

Специальные окрашивающие и маркирующие средства - «химловушки».

Электрошоковые устройства - ЭШУ-100, ЭШУ-200, ЭШУ-300, автономные искровые разрядники («АИР-107», «АИР-107У»).

Светошоковые устройства - световые и акустические специальные средства (светозвуковые гранаты «Заря-2», ГСЗ-Т, ГСЗ-Ш, «Взлет-М», «Факел», «Факел-С», «Пламя», «Пламя-М» («Пламя-М2»).

Служебные животные - как правило, это собаки.

Средства принудительной остановки транспорта - выдвижные дорожные блокираторы, автомобильные заграждения, устройства для остановки транспортных средств «Ежь», «Диана» и т.д.

Средства сковывания движения - комплект ССД, предназначен для набрасывания мягкого поверхностного элемента (сети) на биологический объект. ССД состоит из двух, соединенных с помощью резьбы составных частей: пускового устройства и раструба.

Водометы - водометные спецавтомобили: «Лавина-Ураган», "Шторм", "Гидромиль".

Несмотря на то, что по характеру воздействия на правонарушителя (противника), специальные средства имеют что-то общее с оружием, следует различать эти два понятия.

В первую очередь, спецсредства отличаются от оружия по преследуемым целям:

размеру причиненного вреда.

Если основной целью применения оружия является физическое уничтожение противника либо причинение ему такого вреда, который на длительное время выведет его из строя (чем создаст нагрузку на тыловые подразделения), то применение спецсредств преследует цель кратковременного выведения противника из строя без причинения серьёзного вреда с обязательным сохранением жизни.

Более подробный анализ спецсредств будет представлен позже.

Следите за обновлениями раздела на сайте компании «Юридическая служба столицы» .

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"
Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.
4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.
7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).
2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.
3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.
4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина.
6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.
7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.
8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.
9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;
11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;
15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам - в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.
3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:
1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;
2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:
1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;
2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;
3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;
4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.
3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.
4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:
1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;
5) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.
4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.
5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.
6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Существующая в МВД России статистика гибели и ранений сотрудников показывает, что нередко полицейские проявляют беспомощность, оказываются неспособными противостоять правонарушителям и уступают им в единоборствах, при этом многие сотрудники владеют техникой боевых приемов борьбы, и в целом уровень их физической подготовленности является удовлетворительным. Практическое же осуществление ими полномочий в ситуациях физического противодействия затрудняется в основном из-за недостаточной тактической подготовленности [4].

Основу тактической подготовленности составляют соответствующие знания и умения. Тактические умения результативно формируются применением боевых приемов борьбы в реальных ситуациях, то есть в ситуациях противоборства с противником, в процессе которого могут наноситься травмы. Из-за травматизма моделировать в учебном процессе подобное противоборство с полной психофизической мобилизацией невозможно. Поэтому тактические знания в реальных ситуациях самозащиты и задержания правонарушителей (при условии практического освоения техники боевых приемов борьбы) являют собой весьма существенный резерв в успешном исходе противоборства. При этом специфика тактики применения боевых приемов борьбы сотрудниками заключается в тесном увязывании ее с правомерностью их использования. В любом случае сотруднику полиции для эффективного осуществления своих полномочий необходимо представлять элементарный тактический алгоритм действий в ситуациях, связанных с применением силовых способов задержания правонарушителей.

Задержание с применением силовых способов (силовое задержание), как правило, является ответным действием на нападение, сопротивление или неподчинение требованиям сотрудника полиции, а также в ситуациях, когда есть основания полагать, что правонарушитель может осуществить по отношению к сотруднику или другому лицу насильственные действия [3].

Проведение силового задержания тактически наиболее целесообразно осуществлять неожиданно для правонарушителя (врасплох), применяя наиболее адекватные в конкретной ситуации боевые приемы борьбы и, прежде всего, болевые приемы на руку или удушающие приемы. При их проведении можно легко контролировать степень прилагаемых физических усилий, тем самым снижая риск возникновения травм, опасных для здоровья задерживаемого. Кроме того, болевые и удушающие приемы достаточно универсальны и выполняются во всех положениях (стоя, сидя, лежа) и при любом расположении к правонарушителю (сзади, спереди, сбоку), необходимо только наличие или создание хотя бы минимальных благоприятных условий: 1) проведение приема внезапно, упреждая действия задерживаемого или предварительно отвлекая его внимание; 2) выведение противника из равновесия, сохраняя собственное; 3) снижение уровня сопротивления правонарушителя, не дающего напряжением мышц провести прием, за счет нанесения расслабляющего (шокирующего) удара, который преимущественно наносится ногой (стопой, коленом) в болевые точки на теле противника (подъем стопы, голень, ахиллесово сухожилие, колено, пах, низ живота), при этом обе руки используются непосредственно для проведения болевого или удушающего приема.

Практика силового задержания правонарушителя показала, что надежнее всего это делать вдвоем в слаженном взаимодействии с напарником [4]. Тактика действий при этом требует: 1) заблаговременно определить роли каждого сотрудника: кто первый проводит прием, направленный на задержание, а кто создает ему благоприятствующие условия для успешного проведения приема; 2) не начинать одновременно проводить болевые приемы, направленные на задержание, в противном случае это может создать взаимные помехи их проведению; 3) заранее определить сигнал к смене ролей в случаях непредвиденных обстоятельств (недостаточная подготовленность, наступившее утомление или травма одного из напарников).

Наибольшая вероятность успеха силового задержания обеспечивается его внезапностью. Оптимальный вариант - подойти к задерживаемому сзади. При подходе же к нему спереди надо замаскировать свои намерения (демонстративно смотреть на другого человека, вести непринужденную беседу с товарищем и др.). В случае утраты элемента внезап­ности принимаются меры к тому, чтобы задержива­емый, напряженно ожидающий активных дей­ствий, по возможно­сти успокоился, пос­ле чего неожиданно производится задержание. При этом нельзя забывать, что среди окружающих могут находиться люди, которые могут попытаться помочь задержанному, в таких случаях необходима бдительность, быстрота и решительность действий [5].

Необходимым условием тактики обеспечения личной безопасности сотрудника после силового задержания является обязательная проверка задержанного на наличие у него оружия и последующее изъятие обнаруженных опасных предметов, которыми он мог бы воспользоваться в качестве средств нападения. Такая проверка включает: 1) приведение задержанного в подконтрольное положение, исключающее возможность неожиданного нападения на сотрудника (стоя с упором в стену возможно дальше от нее, максимально широко расставив ноги и прогнув спину; стоя на коленях руки за головой; лежа на земле или капоте автомобиля и т.п.); 2) последовательное прощупывание одежды, уделяя особое внимание скрытным местам: рукавам, карманам, подмышечным впадинам, поясному ремню, головному убору, воротнику и др.; 3) извлечение обнаруженных опасных предметов, выталкивая их или выворачивая карман наизнанку, захватив за видимый край подкладки (полностью руки в карманы засовывать нельзя); 4) при оказании задержанным сопротивления действовать по ситуации: усилить болевое воздействие приема, надежно зафиксировав правонарушителя; пригласить напарника для совместных действий; надеть на задержанного наручники (применить другие специальные средства ограничения подвижности) и завершить обнаружение и изъятие опасных предметов.

Применяя соответствующие приемы надевания наручников, необходимо руководствоваться следующим: 1) руки задержанного с надетыми наручниками не должны находиться в неестественном скрученном положении, иначе их можно серьезно травмировать; 2) замочные скважины наручников в надетом положении должны быть обращены вверх, что ограничивает возможность их самостоятельного открывания; 3) наручники, надетые на руки за спиной (а не спереди) задержанного, значительно снижают уровень его противодействия; 4) более эффективно и безопасно надевать наручники во взаимодействии с напарником (задача одного сотрудника страховать или создавать благоприятствующие условия напарнику, задача другого - непосредственно производить надевание наручников); 5) в случаях, если наручники и другие специальные средства ограничения подвижности отсутствуют, то используются любые подручные средства связывания (поясной ремень, шнурки, галстук, веревка и др.).

В ситуациях, когда есть основания полагать, что правонарушитель представляет повышенную опасность (превосходит в физической силе, владеет навыками спортсмена-единоборца, вооружен, имеет пособников и т.п.), то «сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность», выполнив задержание под угрозой его применения [6].

Осуществляя задержание под угрозой применения огнестрельного оружия, сотрудник полиции должен находиться от правонарушителя на расстоянии, обеспечивающем его личную безопасность - 3-7 метров. Командуя уверенным голосом, не позволяющим сомневаться в требованиях сотрудника: «Полиция! Стой! Стрелять буду! Брось оружие на землю! и т.п.», - заставить задерживаемого подчиниться. Если требования не выполняются, то производится предупредительный выстрел. В случае попытки правонарушителя напасть или открыть огонь становится неуместным подача сотрудником любых команд и выполнение предупредительного выстрела, оружие применяется с производством выстрела на поражение, «при этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба» [6].

Если требования «стоять, выбросить оружие и т.д.» правонарушителем выполнены, то подаются команды, которые в зависимости от задачи и необходимости в конкретной ситуации, могут быть направлены на его сопровождение в требуемое место (к спецавтотранспорту, в отдел полиции и т.д.) или приведение задержанного в подконтрольное положение с целью обнаружения и изъятия опасных предметов и/или надевания наручников.

Недопустимо сокращать безопасную дистанцию во время сопровождения (конвоирования) правонарушителя под угрозой применения огнестрельного оружия. Сближение с задержанным для проведения действий, направленных на обнаружение и изъятие опасных предметов и/или надевания наручников, может производиться только после того, как он займет подконтрольное положение, исключающее возможность неожиданного нападения. При выполнении всех действий пистолет из руки в руку не перекладывается. Недопустимо упираться стволом оружия в задерживаемого, подталкивая им, ствол должен направляться в безопасном направлении. Проводя задержание вдвоем, линия огня при всех перемещениях никогда не должна пересекаться с направлением напарника. С целью исключения случайного выстрела необходимо выводить палец за пределы спусковой скобы, а не держать его на спусковом крючке.

Тактика конвоирования задержанного должна гарантировать: во-первых, значительное ограничение свободы его передвижения; во-вторых, затрату минимально возможного времени для доставления в требуемое место; в-третьих, исключение возможности по­бега. Это может быть обеспечено: 1) применением болевого приема на руку (как правило, загиба руки за спину или дожима кисти «под ручку»), позволяющего надежно сковать действия сопровождаемого. При этом важно визуально или физически контролировать его свободную руку; 2) надеванием наручников (других специальных средств ограничения подвижности или подручных средств связывания) на руки за спиной конвоируемого; 3) угрозой применения огнестрельного оружия с постоянным визуальным контролем рук сопровождаемого и соблюдением безопасной дистанции до него; 4) выбором безопасного маршрута, позволяющего кратчайшим путем, минуя близко расположенные проходные дворы, заборы, калитки и многолюд­ные места, доставить конвоируемого в пункт назначения; 5) контролем территории, прилегающей к маршруту следования, не позволяя посторонним приближаться к задержанному, которому может быть оказана помощь в освобождении.

Если силовое задержание правонарушителя неожиданно и быстро произвести не удалось, то это впоследствии может привести к нападению на сотрудника полиции. В таком случае защитные действия определяют конкретные условия и задача, стоящая перед сотрудником. Например, при нападении и возникновении реальной угрозы его жизни и здоровью оптимальным тактическим решением может являться разрыв дистанции (отбегание от нападающего), извлечение пистолета, задержание под угрозой его применения или в критических обстоятельствах - производство выстрела на поражение. Если ситуация позволяет, то ответным действием может быть удар в болевую точку, захват и болевой прием на руку или бросок с переходом на приемы в положении противника лежа. Такая схема защиты, как правило, предусматривает использование предварительных действий, отвлекающих внимание нападающего или заставляющих его на время потерять ориентацию (окрик несуществующего товарища, стоящего за спиной нападающего, бросок шапкой, зонтом, сумкой, песком в лицо нападающего и т.п.), после чего происходит мгновенное сближение с ним и применение одного из силовых способов задержания. Целесообразно после любого нападения на сотрудника полиции завершать силовое задержание надеванием наручников или других специальных средств ограничения подвижности или связыванием подручными средствами. Это обеспечивает личную безопасность сотрудника и позволяет эффективно провести обнаружение, изъятие опасных предметов и конвоирование задержанного. Если при надевании наручников правонарушитель оказывает сопротивление, то в зависимости от ситуации надо провести усиление болевого воздействия приемов или нанести удар наручниками в уязвимое место, встать, разорвать дистанцию, извлечь пистолет, задержать под угрозой его применения или применить оружие на поражение.

Если нападающий вооружен палкой или похожим предметом, то особенностью такого нападения, как правило, являются широкие и рубящие маховые удары, которые представляют наибольшую опасность на дальней дистанции, вблизи их поражающая мощь заметно меньше [5]. Поэтому тактика действий при защите от ударов палкой заключается в выборе удобного момента для сближения с нападающим и проведении контратакующих приемов.

Особенность защитных действий от ударов ножом заключается в необходимости остерегаться клинка, исключая возможность уколов и порезов [5]. Эффективно обеспечивать личную безопасность сотрудника полиции в ситуациях защиты от нападения вооруженного ножом позволяет следующая тактика действий: разрыв и соблюдение безопасной дистанции с целью недосягаемости ударов ножом, извлечение пистолета и приведение его в готовность к применению, задержание под угрозой применения пистолета или применение его на поражение.

Сотрудник, вооруженный палкой специальной, при защите от ударов ножом может использовать встречные удары палкой, позволяющие выбить нож у нападающего и произвести его силовое задержание [2]. По такой же схеме осуществляется защита с использованием подручных средств, конструктивно схожих с палкой специальной.

В ситуации, позволяющей в качестве ответного действия после защиты от удара ножом использовать болевой прием на руку, необходимо захватить двумя руками кисть вооруженной руки нападающего, обеспечивая ее надежный контроль и исключая возможность свободного движения ножа, и болевым воздействием провести обезоруживание.

Наиболее опасной является ситуация угрозы сотруднику применением огнестрельного оружия. В этом случае выбор защитных действий обусловлен рядом факторов: дистанцией между сотрудником и нападающим; типом оружия (короткоствольное или длинноствольное); целью, которую преследует нападающий [5].

Определяющим фактором является дистанция до нападающего. Возможность результативно ликвидировать угрозу оружием существует только в тех случаях, когда оружие направлено сзади в упор или спереди с близкого (до 1 метра) расстояния. В других условиях успешно применить какой-либо прием практически невозможно.

Первичные тактические действия защиты от угрозы применения огнестрельного оружия направлены на оценку обстановки и определение рас­стояния до нападающего. В случае необходимости, отвлекая его внимание, надо приблизиться на расстояние вытянутой руки к оружию. Выбрав удобный момент, быстро уйти (поворотом, шагом, прыжком) в сторону с линии направления ствола (линии огня) и захватить вооруженную руку с пистолетом, исключив свободное движение кисти с оружием, или захватить ствол ружья (карабина, автомата и т.п.) и отвести его от себя, затем обезоружить болевым приемом на удерживающую пистолет руку или вырыванием (выкручиванием) ружья из рук нападающего, после чего завершить силовое задержание. Основным технико-тактическим элементом, обеспечивающим безопасность при защите от угрозы применения любого огнестрельного оружия, является уход с линии огня. При этом, захватив руку с пистолетом или ствол ружья, и, выполняя последующие действия по обезоруживанию и задержанию нападающего, ни в коем случае нельзя, чтобы линия направления ствола оружия пересекалась с телом сотрудника - надо направлять ствол вверх или в другое безопасное направление [1].

Приведенный краткий обзор ситуаций, возникающих в службе сотрудников полиции, позволяет говорить о том, что сотруднику необходимо уметь эффективно применять боевые приемы борьбы, специальные средства, огнестрельное оружие и иметь соответствующий уровень развития профессионально значимых психофизических качеств и способностей, а предложенные выше варианты тактических действий позволят ему достаточно надежно сковать правонарушителя, обеспечив правомерность решений и личную безопасность, при этом авторы не претендуют на полное освещение рассматриваемой проблемы, а дают лишь общие рекомендации.

Рецензенты:

Макеева В.С., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой «Туризм, рекреация и спорт» Госуниверситета - УНПК, г. Орел.

Калашников А.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры социологии, психологии и культурологии Госуниверситета - УНПК, г. Орел.

Читайте также: