Может ли трудовой коллектив влиять на принятие решений работодателем

Опубликовано: 17.09.2024

Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 371 ТК РФ

1. Существуют решения, которые работодатель не вправе принять без учета мнения профсоюзного органа (другого представительного органа работников). В соответствии с ТК работодатель обязан учитывать мнение профсоюзного органа, когда принимает решение по следующим вопросам:

- о введении и об отмене режима неполного рабочего времени (ст. 74);

- о привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99;

- об определении перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101);

- о разделении рабочего дня на части, с тем чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации (ст. 105);

- об определении порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, дополнительного вознаграждения (ст. 112);

- о привлечении работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113;

- об установлении с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков для работников (ст. 116);

- об утверждении графика отпусков (ст. 123);

- о введении системы оплаты и стимулирования труда, в т.ч. повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135);

- об утверждении формы расчетного листка (ст. 136);

- об установлении конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147);

- об установлении конкретных доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153);

- об установлении конкретных размеров заработной платы в ночное время (ст. 154);

- о введении и применении систем нормирования труда (ст. 159);

- о принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162);

- о введении мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ст. 180);

- об утверждении правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190);

- о формах подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей (ст. 196);

- об утверждении инструкций по охране труда для работников (ст. 212);

- об установлении норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221);

- об утверждении порядка применения вахтового метода (ст. 297);

- об увеличении продолжительности вахты до трех месяцев (ст. 299);

- об утверждении графика работы на вахте (ст. 301);

- об установлении надбавки за вахтовый метод работы (ст. 302);

- об определении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 325);

- об определении размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 326).

При этом во многих случаях упоминаются не только органы профсоюзов, но и представительные органы работников (ст. ст. 101, 135, 136, 147, 153, 154, 162, 190, 196 ТК).

Может ли это вызвать разночтения законодательных норм? Нет, поскольку в соответствии со ст. 29 ТК представителями работников являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.

Далее ТК устанавливает: работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30). При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю (ст. 31 ТК).

Таким образом, и в соответствии с законодательством, и по сложившейся практике правом представлять и защищать интересы работников обладают прежде всего профессиональные союзы. При недостаточной представительности профсоюза (менее половины работающих в организации) или принятии соответствующего решения работниками, не являющимися членами профсоюза, эти работники вправе создать свои представительные органы в порядке, установленном законом (путем избрания их на общем собрании).

При этом международная практика исходит из того, что права представительных органов - как профсоюзных, так и непрофсоюзных - равны. Сказанное подтверждает и российский законодатель, поскольку процедура учета мнения представительного органа работников и выборного органа первичной профсоюзной организации едина и определяется ст. 372 ТК (см. комментарий к ней).

Исходя из этого, рассматриваемый вопрос должен быть решен следующим образом. В тех случаях, когда в соответствии с ТК требуется учет мнения представителей работников, соответствующие консультации должны быть проведены с любым представителем, уполномоченным работниками, - профессиональным союзом или иным избранным работниками органом.

2. Коллективным договором или локальными нормативными актами могут быть установлены и иные не перечисленные выше вопросы, при решении которых необходим учет мнения соответствующего профсоюзного или иного представительного органа.

3. В соответствии со ст. 8 ТК коллективный договор (соглашение) может предусмотреть принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Это означает, что могут быть определены случаи, когда требуется не учет мнения, а согласие профсоюза на принятие того или иного локального нормативного акта, затрагивающего существенные права и интересы работников. В подобных случаях отсутствие такого согласования влечет недействительность принятого акта.

Практически каждая организация в России выступает в качестве объекта социального партнерства, в рамках которого должны быть соблюдены все законные интересы и права работников.

Соблюдение законных интересов и прав как отдельных работников, так и полноценного трудового коллектива – одна из самых важных и злободневных тем, которая достаточно подробно регламентируется в трудовом законодательстве РФ. В частности, основополагающим моментом считается избрание представителей работников, которые могут повлиять на коллективные решения, принимаемые в рамках одной организации. Именно поэтому данной теме посвящен отдельный раздел Трудового кодекса РФ, а именно, глава 4 указанного нормативно-правового акта.

Кто такие иные представители работников?

Практически каждая организация на сегодняшний день в России выступает в качестве объекта социального партнерства, в рамках которого должны быть соблюдены все законные интересы и права работников, прописанные в законодательстве России. При этом практически каждая организация выбирает профсоюзы, которые и представляют трудовой коллектив перед работодателем. Однако ТК РФ предусматривает возможность того, чтобы интересы коллектива в спорных ситуациях отстаивали и иные представители работников.

Ответ на вопрос о том, кто такие иные представители работников (не первичная профсоюзная организация) дает статья 31 действующего ТК РФ. Если обратиться к указанной норме права, то можно вывести общее определение этой дефиниции.

Иной представитель работников – это лицо, которое избирается трудовым коллективом независимо от того, входит оно в профсоюзы или же нет.

Но в данном случае следует помнить о том, что иные представители могут отстаивать интересы работников только на конкретном локальном уровне. Другими словами, иные представители (не профсоюзная первичная организация) могут быть избраны только в рамках одной компании, где имеются конкретные работодатели.

Таким образом, иные представители работников – это важное звено в цепи трудового коллектива, которое может не только осуществлять представительство работников перед работодателем, но и влиять непосредственно на принятие основополагающих решений в рамках компании.

Как избираются иные представители?

Как избирается первичная профсоюзная организация известно каждому работнику, а вот о процедуре избрания иных представителей работников имеют представление только единицы. Именно поэтому раскрытие данного вопроса также является одной из ключевых тем в рамках трудового законодательства, имеющего юридическую силу на территории России.

О том, как избираются подобные представители, прописано в статье 31 ТК РФ. В частности, данному вопросу посвящен п.3 указанной статьи. Если обратиться к данной правовой норме, то можно понять, что иные представители работников могут быть выбраны только в двух конкретных ситуациях:

  • если первичная профсоюзная организация не была сформирована в рамках фирмы;
  • если одна конкретная организация профсоюза включает менее половины работников трудового коллектива.

При этом следует помнить о том, что количество профсоюзов, действующих в рамках одной компании, не учитывается при избрании иных представителей работодателей. Их может быть безмерное число, при этом они могут объединять собой более 50 % трудового коллектива. Главное условие – чтобы большая часть коллектива не входила в одно профсоюзное объединение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие в организации действующих профсоюзов не является препятствием для избрания иных представителей от лица работников.

Избрание представительного лица рабочего коллектива происходит в полном соответствии с правовыми нормами, прописанными в рамках ТК РФ.

В частности, для этого организовывается коллективное собрание, где осуществляется голосование всех участников трудового договора. Голосование за избрание представительного органа осуществляется тайно. После подсчета голосов оглашается решение, которое подкрепляется официальным протоколом, имеющим юридическую силу.

В качестве представителя работников может быть выбрано только лицо, которое имеет подписанный трудовой договор с компанией, в рамках которой и происходит голосование. То есть этот общественный орган должен считаться официальным работником этой фирмы, а не сторонним представителем.

Правомочия непрофсоюзных представителей работников

Если говорить о полномочиях, которыми наделяются иные представители работников на территории конкретной организации, то они регламентируются пунктом 3 статьи 31 ТК РФ. В частности, в данной правовой норме указано, что представлять коллектив подобный орган имеет право только в рамках социального партнерства. Остальные полномочия возлагаются на плечи профсоюза.

В качестве иного представителя, который является непрофсоюзной организацией, может выступать:

  • сам трудовой коллектив компании;
  • орган общественной самодеятельности социального партнерства.

Про полномочия трудового коллектива написано достаточное количество юридической литературы. А вот тема, которая затрагивает собой органы общественной самодеятельности в рамках социального партнерства, требует дополнительных разъяснений.

Что же понимается под понятием орган общественной самодеятельности? Это общественное объединение, которое отличается отсутствием членства. Создано оно с целью решения коллективных проблем, в частности, в рамках трудового коллектива.

Орган общественной самодеятельности позволяет удовлетворить потребности и интересы неограниченного количества субъектов правоотношений, которые заключили трудовой договор с работодателем в рамках социального партнерства.

При этом все основополагающие цели, которые ставят перед представителем работники, должны быть полностью удовлетворены.

Строительство рабочего процесса представительного органа общественной самодеятельности выстраивается с учетом основополагающих пунктов, прописанных в Уставе той или иной организации, где и были выбраны представители от работников.

Этот орган не имеет какой-либо вышестоящей инстанции, которая контролирует выполнение правомочий. Не является обязательным условием для участия в объединении и оформление членства, что и считается основополагающим отличием от привычных профсоюзных организаций.

Если рассматривать вопрос о необходимости регистрации органа общественной самодеятельности, то в данном случае как таковой законодательной обязанности со стороны трудового коллектива, избравшего представителя, нет. Но если все же решение о постановке на регистрационный учет органа будет осуществлено, то в дальнейшем ему присваивается статус юрлица.

Орган общественной самодеятельности в виде юрлица может иметь в собственности:

  • объекты недвижимости,
  • земельные наделы,
  • транспорт;
  • инвентарь, необходимый для исполнения прямых обязанностей, прописанных Уставом;
  • денежный фонд, который формируется за счет добровольных взносов работников трудового коллектива социального партнерства и пр.;
  • собственные СМИ, в которых будет публиковаться не только актуальная информация для сотрудников, но и официальные отчеты о проведенной работе и деятельности, издательства и еженедельники и др.;
  • дополнительное имущество, необходимое для функционирования представительного органа работников предприятия.

При этом орган (организация) избирается на конкретный временной период, после чего может быть как распущен, так и переизбран на другой срок. Принятие решения о реорганизации представительного органа происходит на общем собрании собственников путем голосования.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что права и интересы трудового коллектива перед работодателем могут быть защищены как первичной профсоюзной организацией, так и иными представителями. Подобная возможность закрепляется трудовым законодательством РФ, в частности, основополагающим актом в данной сфере Трудовым кодексом.

1. Несмотря на то что весь комплекс прав по управлению трудом принадлежит работодателю, последний в случаях, предусмотренных ТК, принимает соответствующие решения только после завершения процедуры учета мнения профсоюзного органа (представительного органа работников).

Локальные нормативные акты, принятые работодателем без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников, недействительны и не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК).

2. Трудовой кодекс устанавливает необходимость использования процедуры учета мнения выборного профсоюзного органа, во-первых, при принятии отдельных локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, во-вторых, при расторжении трудового договора с работниками - членами профсоюза по инициативе работодателя по отдельным основаниям и, в-третьих, при принятии отдельных управленческих решений.

3. Применительно к процедурам принятия управленческих решений с учетом мнения представителей работников ТК использует различные наименования представителей работников.

С учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации осуществляются:

- введение и отмена ранее срока режима неполного рабочего времени при угрозе массового увольнения из-за изменений определенных сторонами условий трудового договора (ст. 74 ТК);

- установление режима разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК);

- определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочий праздничный день (ст. 112 ТК);

- установление дополнительных отпусков (ст. 116 ТК);

- утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК);

- принятие мер по предотвращению массового увольнения (ст. 180 ТК);

- установление порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК);

- увеличение продолжительности вахты до 3 месяцев (ст. 299 ТК);

- утверждение графика работы при вахтовом методе (ст. 301 ТК);

- установление надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 302 ТК);

- установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа при использовании отпуска работниками, занятыми у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК);

- установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом работников, занятых у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 326 ТК).

Работодатель должен учесть мнение представительного органа работников, например, в следующих случаях:

- установление порядка проведения аттестации (ст. 81 ТК);

- определение перечня работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК);

- составление графиков сменности (ст. 103 ТК);

- установление системы оплаты труда (ст. 135 ТК);

- утверждение формы расчетного листка (ст. 136 ТК);

- установление размеров повышенной оплаты труда на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями (ст. 147 ТК);

- установление конкретных размеров оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153 ТК);

- установление размеров доплат за работу в ночное время (ст. 154 ТК);

- определение систем нормирования труда, введение, замена, пересмотр норм труда (ст. ст. 159, 162 ТК);

- утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК);

- определение перечня профессий и специальностей, форм профессиональной подготовки и переподготовки работников (ст. 196 ТК).

Наконец, при разработке и утверждении правил и инструкций по охране труда (ст. 212 ТК) работодатель учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Под представительным органом работников следует понимать орган, представляющий работников в отношениях социального партнерства (выборный орган первичной профсоюзной организации, уполномоченный законом или работниками на представительство, иной представительный орган работников). О представителях работников см. подробнее ст. ст. 29 - 31 ТК и комментарий к ним.

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК. Особого порядка учета мнения представительного органа работников ТК не устанавливает, поэтому на практике следует руководствоваться порядком, предусмотренным ст. 372 ТК.

4. При расторжении трудового договора по инициативе работодателя мнение выборного органа первичной профсоюзной организации учитывается работодателем, если прекращение трудового договора осуществляется в связи с сокращением численности или штата работников (п. 2 ст. 81 ТК), недостаточной квалификацией работника, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ст. 81 ТК), неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей (п. 5 ст. 81 ТК).

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя определяется ст. 373 ТК.

5. С учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации осуществляется привлечение к сверхурочным работам (ч. 4 ст. 99 ТК), к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 5 ст. 113) в случаях, не отнесенных законодателем к чрезвычайным, не терпящим отлагательства. В данном случае действия работодателя не направлены на установление правил длительного действия, применяемых в отношении неопределенного круга лиц. Соответственно, принимаемые в данном случае решения работодателя не обладают признаками нормативности, являясь актами реализации права.

Особой процедуры учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии управленческих решений ненормативного характера ТК не устанавливает. При осуществлении процедуры учета мнения выборного профсоюзного органа в данном случае необходимо руководствоваться правилами учета мнения при принятии решений ненормативного характера (ст. 373 ТК). Соответствующие процедуры также желательно устанавливать в коллективном договоре, соглашении.

6. Перечень вопросов, решаемых работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа, может быть расширен коллективным договором, соглашением.

7. Обязательность использования процедуры учета мнения выборного профсоюзного органа не означает наличия у работодателя обязанности согласиться с мнением представителя работников или сообразовывать свои решения с его предложениями. Право принятия окончательного решения сохраняется за работодателем, который может как соглашаться, так и отвергнуть позицию и предложения выборного профсоюзного органа.

По своей сути данная процедура представляет собой консультации, которые работодатель обязан проводить с представителями работников. В ходе данных консультаций стороны могут выработать согласованное решение или констатировать наличие разногласий при сохранении за работодателем права на принятие управленческого решения незамедлительно после завершения консультаций.

Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 371 Трудового Кодекса РФ

Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

§ 1. Кодекс предусматривает случаи, когда работодатель может принимать решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа (см. ст. 73, 82, 99, 113, 123, 301 и комментарии к ним).

§ 2. В ряде случаев решение принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, в качестве которого чаще всего также выступает профсоюзный орган (см. ст. 103, 144, 147, 154, 162, 190, 196 ТК и комментарии к ним).

Следующий комментарий к статье 371 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 371 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Несмотря на то что весь комплекс прав по управлению трудом принадлежит работодателю, в случаях, предусмотренных ТК, он принимает соответствующие решения только после завершения процедуры учета мнения профсоюзного органа (представительного органа работников).

Локальные нормативные акты, принятые работодателем без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников, недействительны и не подлежат применению (ст. 8 ТК).

2. Трудовой кодекс устанавливает необходимость использования процедуры учета мнения выборного профсоюзного органа в следующих случаях: а) при принятии отдельных локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; б) при расторжении трудового договора с работниками - членами профсоюза по инициативе работодателя по отдельным основаниям; в) при принятии отдельных управленческих решений.

3. Применительно к процедурам принятия управленческих решений с учетом мнения представителей работников ТК использует различные наименования представителей работников.

Работодатель принимает локальные нормативные акты с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в случаях, предусмотренных ст. ст. 74, 105, 112, 116, 123, 297, 299, 301, 302, 325, 326, 348.1 ТК.

Работодатель должен учитывать мнение представительного органа работников в случаях, установленных ст. ст. 81, 101, 103, 135, 136, 147, 153, 154, 159, 162, 190, 196 ТК.

Наконец, ст. ст. 212, 221 ТК обязывают работодателя учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Под представительным органом работников следует понимать орган, представляющий работников в отношениях социального партнерства (выборный орган первичной профсоюзной организации, уполномоченной законом или работниками на представительство, иной представительный орган работников) (см. ст. ст. 29 - 31 ТК и комментарий к ним).

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов утвержден ст. 372 ТК. Особого порядка учета мнения представительного органа работников ТК не устанавливает, поэтому на практике следует руководствоваться положениями ст. 372 ТК.

4. При расторжении трудового договора по инициативе работодателя мнение выборного органа первичной профсоюзной организации учитывается работодателем не во всех случаях, а только если прекращение трудового договора осуществляется в соответствии с п. п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа в данных случаях определяется ст. 373 ТК.

5. С учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации работодатель принимает управленческие решения в случаях, предусмотренных ст. ст. 99, 113 ТК. Принимаемые в данном случае решения работодателя не обладают признаками нормативности, являясь актами реализации права. Особой процедуры учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии таких решений ТК не устанавливает, поэтому в данном случае необходимо руководствоваться правилами учета мнения при принятии решений ненормативного характера (ст. 373 ТК). Соответствующие процедуры также желательно устанавливать в коллективном договоре, соглашении.

6. Перечень вопросов, решаемых работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа, может быть расширен коллективным договором, соглашением.

7. Обязательность использования процедуры учета мнения выборного профсоюзного органа не означает наличия у работодателя обязанности согласиться с мнением представителя работников или сообразовывать свои решения с его предложениями. Право принятия окончательного решения сохраняется за работодателем, который может как согласиться, так и отвергнуть позицию и предложения выборного профсоюзного органа.

Остались вопросы по ст 371 ТК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 371 ТК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Коллективные трудовые споры – представляют собой разногласие, которое возникло между руководством и работниками. Появляется при невыполнении администрацией каких-либо обязательств. Это могут быть изменение условий труда или уменьшение его оплаты, иные ситуации.

ВНИМАНИЕ : наш адвокат по трудовым вопросам проведет консультацию и разъяснит, на чьей стороне закон в конкретном случае в Вашем коллективном трудовом споре.


Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

Разрешение коллективных трудовых споров будет выстраиваться в следующей последовательности:

Коллективные трудовые споры

  1. комиссией по примирению сторон;
  2. независимым посредником;
  3. арбитражем по трудовым отношениям или судебным разбирательством общей юрисдикции (если вынесенное досудебное решение коллектив не устраивает, то его можно обжаловать в суде, споры с работодателем часто проходят в пользу работников, как более незащищенных сторон трудовых отношений);
  4. исполнение решения суда

Особенности и пути разрешение коллективных трудовых споров (разногласий):

Такие споры в судах относят к сложной категории. Срок подачи документов для рассмотрения дела в суде очень мал. Полностью собрать доказательную базу тоже сложно. Работодатели всегда стремятся сбор доказательств затруднить и остаться безнаказанными. Именно поэтому и желательна профессиональная помощь юристов.

Во время судебного заседания представитель трудового коллектива будет чувствовать себя более уверенно, имея в качестве своего представителя квалифицированного адвоката. Ему не придется досконально изучать правовые основания исковых требований, заявленных коллективом, оценивать доводы противоположной стороны, а также выступать с аргументацией позиции коллектива по обсуждаемому вопросу.

Разрешение коллективного трудового спора будет опираться лишь на ТК РФ, а также другие законы, необходимые для урегулирования правоотношений между сторонами.

ВНИМАНИЕ : смотрите видео по теме защита трудовых прав работника, а также подписывайтесь на наш канал YouTube , чтобы иметь возможность бесплатной онлайн консультации юриста через комментарии к ролику.

Причины возникновения коллективных трудовых споров

На практике и в повседневной жизни возникают различные споры как между работниками, так и между отделами. В основном споры бывают между работниками и работодателями, когда одна сторона явно чем-то недовольна и хочет уладить ситуацию, например, работник может быть недоволен задержкой заработной платы, а работодатель может быть недоволен исполнением трудовых обязанностей работником.

Причины возникновения споров закреплены в трудовом законодательстве, а также между кем возникают данные споры. Споры могут возникать исходя из производственного характера (например, установление нового сменного графика вместо пятидневки) и правового характера по следующим причинам:

  1. Изменение условий труда и установление новых правил распорядка (например, новый график рабочего дня, новое время, новая заработная плата);
  2. Заключение или изменение трудового договора либо соглашения к нему;
  3. Принятие новых приказов, локальных актов, противоречащих трудовой функции работника;
  4. Отказ работодателя учесть мнение работника при принятии новых актов на предприятии;
  5. Изменение условий выплаты вознаграждений, премий и других различных поощрений;
  6. Иные причины коллективного спора.

Главное правильно разрешить спор с учетом законодательства, чтобы обе стороны были в выигрыше, ведь коллективные споры дело очень серьезное, так как спор может дойти до Трудовой инспекции и даже до судебного разбирательства.

Органы по урегулированию коллективных трудовых споров

Законодательство закрепляет органы, которые могут урегулировать споры, возникающие из трудового производства, к ним относятся:

  • Государственная инспекция труда в Свердловской области. В службу стороны обращаются, когда исчерпаны внутренние правила разрешения коллективного трудового спора. Служба выявляет причины образования споров, а также ищет способ их урегулирования, организует примирительные процедуры, предлагает различные решения споров, их возможного урегулирования;
  • Трудовой арбитраж (образуется самостоятельно между сторонами, только с привлечением службы по труду и занятости, в данном случае образуется состав арбитров, которые будут изучать документы и исследовать коллективный трудовой спор, выявлять факты, принятое решение арбитрами обязательно к исполнению). Трудовой арбитраж можно организовать только после того как была проведена примирительная комиссия и приглашен посредник, но это не дало никакого результата;
  • Примирительные комиссии (формируются на предприятиях в составе из нескольких человек для разрешения коллективного спора); Состав комиссии оформляется непосредственно приказом на предприятии, при проведении примирительных процедур между сторонами (работником и работодателем) ведется протокол в ходе дела. Решение между сторонами может быть одно либо соглашение по спору между ними достигнуто, либо нет. В случае, отрицательного решения, стороны могут обратиться в дальнейшем в службу для урегулирования конфликтов;
  • Посредничество (в данной ситуации органом, разрешающий трудовой спор является посредник, которого нанимают стороны. Посредник является специалистом по разрешению коллективных споров. Посредника можно пригласить после того как была организована и проведена примирительная комиссия, посредник будет рассматривать спор только на основании составленного протокола).
  • Органы прокуратуры

Участники коллективного трудового спора

Участниками спора всегда являются две стороны с одной стороны могут быть работники, объединение работников (например, конкретный отдел), профсоюзы, работники различных филиалов, представительств, обособленных подразделений, а с другой стороны всегда выступает работодатель, а если их несколько, то группа работодателей. В некоторых случаях это могут быть директора, управляющие (т. е. лица, которые имеют право действовать без доверенности, от имени компании, а могут быть и учредители один либо несколько.

Сроки рассмотрения коллективных трудовых споров

Споры могут рассматриваться по-разному, в зависимости от способа и органа их урегулирования. Например, Примирительная комиссия будет рассматривать спор в течение 5 рабочих дней с момента её образования. Если примирительная комиссия не помогла урегулировать спор и стороны не пришли к соглашению, то в течении 3 рабочих дней стороны приглашают посредника (специалиста) для рассмотрения.

Посредник рассматривает спор в течение 7 рабочих дней не более. Трудовой арбитраж также не может рассматривать спор белее 5 рабочих дней. Самым последним и более эффективным является Федеральная служба по труду и занятости, она сама извещает и консультирует стороны о порядке и сроках рассмотрения споров, но обычно срок рассмотрения составляет не более одного месяца.

Подсудность коллективных трудовых споров

Коллективные трудовые споры регулируются всегда трудовым законодательством, соответственно на основании закона рассмотрение трудовых споров подсудно судам общей юрисдикции, не арбитражным. Спор должен рассматриваться районным либо мировым судом с учетом гражданских обстоятельств по месту нахождения организации, в которой данный спор возник. Выбор суда за работником, он может обратиться в суд по адресу Ответчика или по своему месту жительства.

До передачи дела в суд спор может рассматривать комиссия по трудовым спорам, если в десятидневный срок она не рассмотрит дело после его передачи, то дело передается также в суд.

Адвокат по коллективным трудовым спорам в Екатеринбурге

Чтобы не оказаться в проигрыше, желательно прибегать к помощи адвокатов. Такие услуги оказывают наши специалисты по трудовым отношениям. В нашу компетенцию входят Ваши вопросу. Для Вас наши адвокаты, участвующие не раз в рассмотрение коллективных трудовых споров, помогут:

  1. Оформить документацию , что может в дальнейшем пресечь коллективные трудовые споры
  2. Проконсультируют по вопросам трудовых отношений с работодателем с акцентом на коллективные трудовые споры
  3. Будут присутствовать на переговорах представителей трудового коллектива с работодателем
  4. Разрешат ситуацию в судебном разбирательстве при разрешении трудового спора в Екатеринбурге, а также на иной территории нашей страны

Опытный адвокат без проблем сможет преодолеть все трудности, а трудовой коллектив будет уверен в положительном конечном результате.

Читайте еще о работе нашего трудового адвоката:

Начнем разрешение спора с анализа Вашего трудового договора адвокатом


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Читайте также: