Может ли женщина работать водителем грузового автомобиля

Опубликовано: 17.09.2024

Сегодня практически нет различия между мужскими и женскими профессиями: представительницы прекрасной половины человечества водят автобусы и управляют локомотивами или самолетами, служат по контракту в армии, но девушки – водители фур ущемляют некоторым автолюбителям их мужское эго.

На трассах США, Японии и Европы женщины за рулем многотонных автопоездов давно не редкость, да и в странах СНГ и России некоторые из их числа стали весьма знаменитыми.

Почему женщины идут в дальнобой

Может ли женщина быть дальнобойщиком

Статус домохозяйки давно уже остался в глубоком прошлом, поэтому термин «женский дальнобой» уверенно входит в повседневную жизнь.

В автошколах девушки познают нюансы будущей профессии наравне с юношами, а некоторые из них на практических занятиях водят многотонную фуру лучше и увереннее.

По словам одного инструктора, он даже стал записывать на видео, как хрупкая девушка ставит тягач с полуприцепом под разгрузку, чтобы потом использовать сюжет для обучения будущих водителей.

На дорогах РФ женщина-дальнобойщик теперь не редкость, о них ведут рассказы из разряда народного эпоса во время посиделок у костра. Нередко можно услышать заявления водителей, что место женщины – на кухне, а такие же приверженцы старых устоев из числа руководителей отказывают им в приеме на работу под любым предлогом.

Те девушки, которые выбрали такую суровую профессию, любят мощную технику, их не страшат трудности дальних переездов, потому что они давно мечтали водить грузовую машину. Устраивают свой быт каждая по-своему, но в салоне обязательно присутствует небольшой букет.

Специфика работы

Работа дальнобойщика связана с суровыми условиями труда и неустроенностью быта – это касается питания, отправления естественных надобностей и личной гигиены, потому что существует строгий график движения, который нужно неукоснительно выполнять. Например, если произошел затор на трассе из-за ДТП, то потом придется сокращать остановку около кафе, чтобы не выбиться из графика движения.

Положительные моменты

Вначале поговорим о плюсах профессии водителя-дальнобойщика для девушек.

Слабый пол давно уже доказал, что любая профессия ему по плечу, нет разницы – политика это или строительство, разработка инженерных проектов, а также руководящие должности – от начальника отдела до директора коммерческой компании. Поэтому водитель-женщина многотонного транспортного средства не может быть исключением.

Некоторые скептики утверждают, что женщина, постоянно разъезжающая по неделям в рейсах, не может иметь нормальных семейных отношений, но жизнь доказывает обратное, ведь проводницы нечасто балуют домашних своим присутствием, но браки от этого не распадаются. Отец не хуже справляется с домашними обязанностями.

Женщина в силу своей природной конституции не сможет заменить тяжелое колесо на фуре, но на дорогах действует система взаимовыручки между дальнобойщиками – помочь товарищу в беде не считается обузой.

В плане личной гигиены – проблем не так уж и много, ведь женственность передается на генетическом уровне и спорить тут не о чем. Неряхи встречаются везде, независимо от пола, у некоторых женщин дома меньше порядка, чем в салоне у девушки-водителя.

Отрицательные стороны

Негативные стороны работы дальнобойщиком для женщин

Негатив присутствует в любой профессии, но водитель-дальнобойщик сталкивается с этим чаще:

  • водители старой закалки считают, что женщинам не место за рулем фуры, она должна воспитывать детей и готовить еду, поэтому и относятся к нововведению отрицательно;
  • профессия дальнобойщика относится к трудной работе, где требуется хорошая физическая подготовка;
  • специфика деятельности водителя большегрузной техники подразумевает профессиональные заболевания, которые могут подорвать женское здоровье, а ведь девушкам еще детей рожать надо;
  • невзгоды переездов налагают отпечаток на внешность, долгие часы приходится проводить в неподвижности, поэтому женщины могут располнеть и потерять былую привлекательность;
  • хороший дальнобойщик должен знать технику и уметь устранить любые неполадки, а откручивать на морозе прикипевшие гайки на двигателе женщинам не под силу.

Конечно, негатива в профессии много, но в то же время, а где его нет? Женщина-хирург, например, может простоять около оперируемого пациента от 5 до 12 часов. Женщины за рулем фур – явление новое и непривычное, но пройдет немного времени, и даже старые скептики станут относиться к этому движению иначе.

Отличие от водителя-мужчины

Так чем же девушки или женщины дальнобойщики отличаются от сильного пола?

Ориентация в пространстве

Сильный пол в расчетах использует километры и стороны света, т. к. часть мозга, контролирующая скорость и восприятие трехмерного пространства, развита лучше, а женщины ориентируются по ландшафту и направлению. Происходит это из древности, когда мужчины добывали пропитание, а слабый пол хранил очаг и готовил пищу.

Здоровье

Мужчины в целом стареют медленнее, а хронические заболевания, такие как артрит и артериальное давление с увеличением возраста наблюдается чаще у женщин. Но болевой порог у дам намного выше, чем у нас, поэтому в случае травматизма при аварии выжить у них больше шансов.

Однако силы не позволяют девушкам делать самостоятельно некоторую работу. Например, менять тент на фуру, что без проблем для мужчин.

Зрение

Мужчины лучше видят в темноте, читают мелкий шрифт, а женщины отлично различают цветовую гамму — только 0,5 % страдают дефицитом распознавания против 8 % у сильного пола.

Поведение за рулем

Статистика ДТП на дорогах РФ утверждает, что по вине женщин меньше аварий, потому что они аккуратнее водят машины, реже нарушают ПДД, не рискуют с опасным обгоном, начинают движение на светофоре не раньше других. Женщина за рулем ведет себя сдержаннее, чем мужчины, им не присуще стремление к лидерству, потому и на трассах они реже становятся виновниками аварий.

Однако девушкам сложнее управлять крупногабаритом. Например, им не позволяют везти самый длинный автопоезд.

Женщины могут паниковать, окажись фура на льду.

Нормативные требования

На основании документов, датированных концом прошлого и началом XXI века, женщинам запрещалось управление автобусом с пассажирами больше 14 человек и грузовым транспортом более 2,5 тонн.

Официально брать женщин на работу водителями большегрузных авто нельзя из-за ограничений на тяжелые условия труда, прописанные в Постановлении Правительства РФ за № 162.

Будни женщин-дальнобойщиц

Но нет запрета на управление личным грузовым транспортом или автобусом, поэтому женщины имеют право:

  • управлять большегрузным транспортом по доверенности;
  • приобретать их для использования в коммерческой деятельности.

Есть и хорошие новости: с января 2021-го официально будет разрешено женщинам работать водителями-дальнобойщиками и слесарями-ремонтниками, а также управлять электровозами.

Заработная плата

Заработная плата водителей дальних рейсов напрямую зависит от таких факторов:

  • Опыт работы, потому что водитель с большим стажем знает нюансы профессии, строго придерживается графика движения.
  • Важность груза, потому что новичку работодатель поручит перевезти трубы, но не дорогостоящий товар.
  • Время, проведенное в рейсе, – дальние поездки приносят больше дохода.
  • Имея грузовик, водитель существенно повышает уровень заработка.

Молодые шоферы зарабатывают 40—60 тыс., опытные водители 100—150 тыс., а собственники ТС — 250 тысяч рублей. Конечно же, имеет значение и регион приписки. Разницы между оплатой женщин и мужчин нет.

Режим и график работы

По продолжительности вождения большегрузных авто есть только общие ограничения, которые касаются всех дальнобойщиков. Впрочем, никто из дальнобойщиц не сетует на судьбу, потому что сами являлись инициаторами и знали, на какие трудности добровольно согласились.

Основная задача водителя – вовремя доставить груз по назначению, а как он будет это делать, зависит лично от дальнобойщика, в первую очередь имеют значение возможности автомобиля.

Сравнение с другими странами

По статистике, в США не хватает 50 тысяч дальнобойщиков, в течение ближайших 10 лет этот дефицит сможет возрасти более чем в 3 раза, поэтому для привлечения девушек компания установила на траках, которыми управляют дамы, броскую надпись – She drives CFI.

Легендой среди женщин-дальнобойщиц США является Стефани Клэнг, которая в конце 80-х годов прошлого века впервые села за руль тягача и за 31 год преодолела более 5 миллионов километров без аварий. На фурах компании в честь знаменитой дамы выполнены портреты, как дань уважения ее профессиональным качествам.

Исследования Национального института транспорта показали, что на конец 2017 года женщины составляли всего 7,9% от общего числа профессиональных дальнобой-щиков в стране. По данным организации Women In Trucking, 45 % автопарков готовы взять на работу представительниц слабого пола.

Что касается специальной техники для водителей-женщин, то компания Werner Enterprises из города Омахи, штат Небраска, оснащает тягачи автоматическим седельным устройством, позволяющим отсоединять полуприцеп, не покидая кабины. Компания Hadley, штат Мичиган, заменила стандартные модули для тягачей на электрические аналоги, чтобы облегчить работу женщин-дальнобойщиц.

Выводы

Прежде чем идти девушке в такую трудную профессию, нужно смириться с тем, что дома будешь довольно редко, а это является основным препятствием для многих будущих мам. Когда не получается, то не стоит огорчаться и опускать руки, надо обратиться за помощью к опытным водителям. Романтика присутствует, но и на страшные последствия аварий приходится смотреть не на экране ТВ.

Женщинам c января нынешнего года стал официально доступен ряд традиционно мужских профессий — в том числе водителя магистрального автопоезда. Решатся ли они разбавить коллектив дальнобойщиков и ждет ли таких работниц рынок?

В профессию прекрасный пол пустили благодаря вступлению в силу новых правил по ограничению женского труда. Речь об обновленном «Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Документ был утвержден в 2000 году, хотя фактически это список еще советского периода. До наступления нынешнего года он включал более 400 запрещенных профессий. Однако в документе есть оговорка, что работодатель вправе нанять женщину, если созданы безопасные условия труда, объясняли ранее в Минтруда. То есть разбавление мужского коллектива водителей было возможным, однако сопряжено с рядом бюрократических трудностей. И не все наниматели шли на их преодоление.


В 2016 году Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН рекомендовал России отменить перечень, рассмотрев жалобу девушки, которую не взяли на должность рулевого-моториста на судно. Связано это или нет, но в прошлом году список пересмотрели — число запрещенных профессий сократилось в четыре раза. Среди разрешенных теперь — машинист электропоезда, а также боцман или матрос на судне.

Что касается авто-отрасли, то снят запрет на работу водителем большегрузных автомобилей и сельскохозяйственной спецтехники (свыше 2,5 тонн). Впрочем, женщинам по-прежнему нельзя быть машинистами строительной техники (бульдозер, экскаватор, автогрейдер).

Что хочет женщина

Привлечет ли дам дальняя дорога, ведь они будут вынуждены находиться в пути от нескольких дней до нескольких месяцев?


«Спрос со стороны женщин на данную профессию достаточно мал, — сообщил директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. — Профессия все же более популярна среди мужчин. Ведь условия труда водителей, например, предполагают, что он может в дороге заменить колесо большегруза».

Пока соискательниц на место в рядах дальнобойщиков на рынке не так много, подтверждает директор по персоналу ООО «Байкал-Сервис ТК» Татьяна Козлова.

У слабого пола в работе на большегрузных автомобилях, конечно, особые приоритеты. «Помимо удобства и безопасности им важен график работы — предполагает ли он длительное отсутствие дома, поскольку большинство все-таки стремятся проводить больше времени с семьей», — рассказала представитель «Байкал-Сервис ТК».

Между тем, международный опыт свидетельствует в пользу женского труда на длительных рейсах. «В США и Австралии, к примеру, четверть водителей-дальнобойщиков — женщины, — привел пример коллега Татьяны Козловой, директор по административно-хозяйственной деятельности той же компании Александр Разин. — В России их доля пока невелика, где-то 2–3 % от общего числа дальнобойщиков, но, тем не менее, они есть».

Что касается сложностей в дальней дороге для дам, то, по словам эксперта, они преувеличены.

— напомнил он. — Они достаточно комфортны, оснащены разнообразными системами помощи водителю, да и дорожный сервис развит на порядок лучше, чем это было у нас в 1990‑е годы».

Не всем подойдет

А вот руководитель направления подготовки водителей ООО «Скания-Русь» Алексей Олин сложности для женского пола признает.

Он напомнил, что наряду с управлением автомобилем водителю приходится решать немало задач, требующих физической силы или связанных с определенными рисками. «Например, работы по подготовке фуры к загрузке и разгрузке, когда тент нужно расчехлить, груз увязать, стянуть, зачехлить, — отметил эксперт. — Или высотные работы, ведь высота автомобиля достигает 4 метров, и порой нужно находиться на самом верху».


К тому же, констатировал Олин, пока еще не все перевозчики соблюдают режим труда и отдыха, в результате водителям приходится работать по 12–14 часов без перерыва, порой по две-три недели без выходных.

Еще одна сложность, по его словам, связана с отсутствием санитарно-бытовой инфраструктуры во многих местах для погрузки и разгрузки техники, на таможенных пунктах.

«Определенный спрос на профессию водителя со стороны женщин существует — наверняка многие из нас видели их в такси, — напомнил заместитель генерального директора международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО» по транспорту Михаил Пальков. — А в некоторых транспортных компаниях женщины-водители работают и на большегрузных автомобилях».

Михаил Пальков считает, что

Ведь такой трудовой путь сложен «с точки зрения требуемых психоэмоциональных и физических кондиций», констатировал эксперт. «Также для женщин большое значение будут иметь обычные бытовые условия при длительных командировках, которые точно отличаются от привычных домашних», — добавил Пальков.

Директор междугороднего автотранспортного предприятия Intercity Александр Касьянов ожидает, что дальнобойщиц в России заметно прибавится.

Эксперт привел в пример пилотов воздушных судов. «В летных училищах для девушек сняли ограничения для поступления, и на данный момент на пилотов учится достаточно много девушек, — констатировал Касьянов. — А как мы знаем, самолет гораздо дороже автомобиля, и это не отпугивает девушек от профессии. В летных отрядах авиакомпаний постоянно пополняются ряды пилотов-женщин, поэтому ожидаем это и в автотранспортной сфере. У нас своя романтика».

Пол не важен

Но нужны ли работодателям такие сотрудники и готовы ли они платить им столько же, как и сотрудникам-мужчинам? Может ли риск ухода в декрет, просто предубеждение против женщин за рулем и другие факторы стать препятствием для того, чтобы их брать на работу?


«Работодателям нужны компетентные сотрудники, и совершенно не важно, представителями какого гендера они являются», — заявил о позиции компании «ТРАСКО» Михаил Пальков. — Если сотрудник отвечает всем предъявляемым к нему требованиям в части опыта, компетенций и профессионализма — мы с удовольствием предложим ему работу».

Что касается стерео-типов, которые есть в любой деятельности, то зачастую многие из них на поверку оказываются далекими от истины, считает Пальков. «Главное — это понимание, что профессия водителя непростая и сопряжена с повышенным вниманием и требованиями к уровню подготовки», — предупредил он.

«Профессиональные требования и успех никак не связаны с полом, — уверена руководитель отдела корпоративной культуры СДЭК Наталия Сальникова. — Если постепенно женщины будут «входить» в ранее недоступную отрасль (как это происходит активно в авиации), то и «наземная» логистика подтянется. Мы же, со своей стороны, никак не препятствуем и не оцениваем сотрудника по гендерным маркерам».

Тем более, подчеркнула эксперт, в компании исключают разную зарплату на одинаковой должности для мужчин и женщин, ведь сотрудников СДЭК оценивает по эффективности и вовлеченности. «Так что, если женщины сами захотят и будут успешно работать водителями — рынок труда постепенно подстроится, и мы — не исключение», — резюмировала Сальникова.

В «Байкал-Сервисе ТК» тоже заверили, что готовы принимать на водительскую работу и дам, если спрос с их стороны будет. «Каких-либо предубеждений против женщины за рулем у работодателей нет, — отметила Татьяна Козлова. — Сотрудникам, выполняющим один и тот же функционал, мы платим одинаковую зарплату, и женщины-водители не исключение».

Александру Касьянову тоже не принципиально, какого пола будет дальнобойщик. «Работодателям нужны верные люди, — уверен он. — И не важно, мужчина ты или женщина. Если свою работу человек выполняет хорошо, то почему мы должны вводить какие-либо ограничения? А если человеку не нравится, где он работает, то и держать его никто не будет. Я согласен платить больше верному работнику — не имеет значения, мужчина это или женщина, все зависит от того, насколько он хорошо выполняет свои обязанности».

В «Деловых Линиях» уже работают шесть женщин-водителей большегрузов, и, как рассказал Александр Лашкевич, отзывы их руководителей положительные — машины ухоженные, документооборот ведется аккуратно. «А при приеме на работу мы оцениваем только опыт и профессиональные качества будущего сотрудника», — подчеркнул он, добавив, что гендерных отличий в размере оплаты труда в компании нет.

Алексей Олин («Скания-Русь») отметил, что работодателям, делая выбор в пользу сотрудниц, следует учитывать ряд сложностей. Речь о таких обстоятельствах, как необходимость порой решать задачи, связанные с физической нагрузкой, и других факторах, которые уже были названы выше. Учитывать все это надо, «чтобы сохранить здоровье персонала и обеспечить приемлемые условия труда», добавил он.

Выбор в пользу безопасности

Среди плюсов сотрудников-женщин представители работодателей назвали дисциплинированность, организованность. И не только в дороге. Например, как сообщил Алексей Олин, женщины более внимательны в процессе обучения, охотно прислушиваются к рекомендациям и готовы применять новое. Между тем, это, по его словам, не всегда можно сказать о водителях-мужчинах, особенно со стажем. «Немаловажно и то, что женщины, в отличие от мужчин, в основном, становятся водителями грузовиков осознанно, не случайно, а значит, им интересно все, что связано с техникой, — считает эксперт. — И управляют автомобилями они не хуже мужчин, порой даже лучше, ведь современный грузовик во многом напоминает компьютер, он максимально приспособлен для комфортного управления: если разобраться в правилах эксплуатации, правильно их применять и своевременно проводить техобслуживание для предотвращения поломок».

Михаил Пальков даже считает, что массовый приход женщин в водительское дело, возможно, будет иметь последствия в сфере безопасности на дорогах. Он заметил, что те из женщин, кто решает всерьез связать свою жизнь с логистикой и дорогой, «являются очень аккуратными и внимательными участниками дорожного движения». «Поэтому вопросы безопасности движения совершенно точно могут быть подняты на небывалую доселе высоту, учитывая эти качества женщин-водителей, — считает он. — Во многом, возможно, это даже послужит стимулом поднять существующие ныне стандарты на рынке!».

Влияние на авторынок

«На наш взгляд, дефицит профессиональных водителей гораздо больше в категории Е — до 30–32%. Профессия ''стареет'', — поделился мнением Александр Лашкевич (''Деловые Линии''). — Сейчас 47 лет — это средний возраст водителей-дальнобойщиков, а молодежь в профессию не идет. Но устранить разрыв между спросом и предложением за счет водителей-женщин вряд ли удастся».

Эксперт привел пример: за весь 2020 год на одном из крупных сайтов поиска работы было размещено всего 63 резюме.

Алексей Олин подтверждает, что решение проблемы нехватки водительских кадров должно иметь куда более масштабный размах, чем привлечение в профессию дам. Ведь причин дефицита несколько. Во-первых, недостаточный уровень квалификации водителей, большинство из которых получили права 10–15 или даже 20–30 лет назад и больше не обучались, хотя техника постоянно модернизируется. Во-вторых, низкий уровень оплаты труда водителей. В-третьих, нежелание многих транспортных компаний заниматься кадровой политикой, развивать систему мотивации персонала.


Елена Грецкая

Елена Грецкая, водитель ООО «Ространс», Брянск:

"Водить грузовик было моей мечтой. Вот совсем мечтой-мечтой, понимаете? Рада, что она осуществилась. По первому образованию я преподаватель физкультуры, но грузовик взял верх — вот уже 16‑й год я управляю дальнобойным тягачом. В компании «Ространс» с 2010 года. За рулем верного «Дафа» объездила всю Европу, возила грузы из Италии, бывала в Китае. Сейчас мое направление — Турция. Маршрут идет через Осетию, Грузию. Тамошние мужчины, когда понимают, что за рулем грузовика женщина — испытывают просто культурный шок.

Если честно, не понимаю, почему Минтруда до последнего не пускало нас за руль грузовиков. В Европе женщины за рулем больших машин — распространенное явление. Может быть, наша техника раньше была не для барышень, но сейчас совсем другое дело: грузовики стали комфортабельные. За мою водительскую практику у меня только два раза были проблемы с заменой колес на дороге. Во всех остальных случаях мне всегда помогали коллеги-мужчины. Глобально мы выполняем одну и ту же работу, однако женщина за рулем более собранна и дисциплинированна. Это проявляется в манере вождения и в общении с сотрудниками ДПС, транспортной инспекцией. Наконец, женщина за рулем дальнобойного тягача — это красиво! Даже дорожные инспекторы совершенно по-другому со мной разговаривают. Хотя, не скрою, многие коллеги смотрят на меня открыв рот.

Муж работает вместе со мной в одной компании, он тоже водитель-международник. У нас двое детей, обыкновенная семья, и заботы у нас такие же, как и у всех. Главное, что работодатель идет мне навстречу, мои домашние не страдают. Конечно, водить грузовик в Европе и в нашей стране — это большая разница. Там много цивилизованных паркингов. Все красиво, чистенько. У нас пока таких стоянок немного, к сожалению, но я надеюсь, что ситуация изменится к лучшему.

Мне очень нравится моя работа. Я люблю ездить, а за это мне еще и платят, так что детская мечта осуществилась. Если совсем коротко — я работаю не только из-за денег, понимаете? Надеюсь, что есть в нашей стране такие, как я, у которых водить грузовик — детская мечта. Пока в нашей организации я одна женщина-водитель, но у меня иногда девочки спрашивают об условиях работы. А еще, когда я приезжаю домой на грузовике, дочка к машине тянется больше, чем сын. Может, гены?"

Получение и замена водительских прав может иметь некоторые особенности для различных категорий водителей. К нашим автоюристам за последний месяц поступили несколько вопросов. Которые касаются ограничений для женщин-водителей и мы решили разобраться, существуют ли какие-либо сложности для прекрасного пола с получением водительских прав и дальнейшим управлением автомобилем.

Вопрос 1: Здравствуйте! Пыталась открыть категорию на пассажирский автобус, мне сказали, что в этом нет смысла. Так как меня на работу не возьмут – женщины по закону не могут управлять пассажирским автобусом.

Вопрос 2: Добрый день! Скажите, существуют ли особенности получения водительских прав женщиной старше 45 лет или нет?

Эти и подробные вопросы периодически поступают на горячую линию к нашим специалистам. Попробуем разобраться.

Получение водительских прав для женщин в 2020 году

Процедура получения водительского удостоверения впервые урегулирована «Правилами проведения экзаменов…», утвержденными Постановлением Правительства от 24 октября 2014 года за №1097.

Никаких особенностей для женщин-водителей данный документ не содержит.

Точно так, не будет отличаться порядок замены водительского удостоверения для представительниц прекрасного пола.

Ранее был единственный нюанс – в составе врачей, которых необходимо пройти женщинам-кандидатам в водители. Для прекрасного пола обязательным являлось прохождение врача-гинеколога для получения необходимого положительного заключения

На сегодняшний день в текущей редакции Правил проведения медицинского освидетельствования не содержится требований об обязательном прохождении обследования врачом-гинекологом.

Полное наименование документа, регулирующего порядок медицинского обследования кандидатов в водители, приведено ниже. Можете ознакомиться с ним самостоятельно и убедиться в вышесказанном.

медицинское обследование женщин водителей

Ограничения для женщин-водителей в 2020 году

Каких-либо законодательных ограничений на использование женщинами автомобильного или иного транспорта не существует.

А вот на работу по найму в ряде случаев женщины не могут быть приняты ввиду ограничений на тяжелый труд.

Перечень профессий, по которым не допускается использование женского труда, установлен Постановлением Правительства №162 от 25 февраля 2000 года. В нем, а именно в разделе XXXI перечислены профессии, связанные с автомобилями и слесарными работами в отношении автотранспорта.

Полный перечень размещен ниже.

Ограничения для женщин-водителей в 2019 году

Таким образом, женщины не могут работать водителями грузовых автомобилей дальнего следования (на городской транспорт такие ограничения не распространяются) и водителями автобусов с числом пассажиромест свыше 14. Опять же – в отношении автобусов действуют те же ограничения, что и для грузовых машин – в пределах города и на пригородных маршрутах никаких ограничений для женского труда по такой профессии нет.

Итого, законодательно установлены следующие ограничения для женщин-водителей:

  • На работу водителем-дальнобойщиком на грузовом автомобиле массой свыше 2.5 тонн;
  • На работу водителем автобуса с пассажирскими местами свыше 14, исключая городские, пригородные и внутризаводские маршруты.

То есть женщинам управлять грузовиками и автобусами запрещено?

Нет, не запрещено. Ограничения касаются лишь найма женщин на такую работу – то есть юридическое лицо или ИП не вправе принимать представительниц прекрасного пола на такие должности с описанным в Перечне кругом обязанностей. За данные нарушения работодателю грозит ответственность.

Но этот документ регулирует трудовые отношения, но никак не дорожную сферу! Иными словами, никто не запрещает женщине-водителю управлять, допустим, своим собственным автобусом или грузовиком – в этом случае она ничего не нарушает, поскольку не является работодателем.

Аналогично женщина-водитель может:

  • Управлять перечисленными транспортными средствами по доверенности;
  • Арендовать их для личного использования или коммерческой работы.

Конечно, мало кто из дам стремится за руль фуры или пассажирского автобуса – но все же запрет на работу по найму водителем такого транспорта вовсе не означает запрет на управление ими.

В остальной же части законодательство не содержит ограничений или запретом для женщин на дороге. Да и статистика, несмотря на юмор в отношении женщин-водителей, все же непреклонна – прекрасный пол куда более осторожен на дороге и по женской вине происходит куда меньше серьезных ДТП с тяжкими последствиями.

"Когда мне звонят по работе, часто бросают трубку. Моя фамилия Москаленко – не понятно, парень или девушка. И после фразы звонящего «извините, я ошибся» мне приходится перезванивать и уверять – «нет, вы не ошиблись!»"

Даже Минтруд России пересмотрел список запрещенных для российских женщин профессий: теперь работа дальнобойщиком не будет считаться исключительно мужской. Предлагаем и вам взглянуть на этих водителей с другой стороны. С женской!
Люди – это движущая сила любой компании! С такими сотрудниками, как Елена Москаленко, Дентро точно не будет стоять на месте!

Из какой профессии и как вы пришли в дальнобой, или это ваша первая и единственная?

По профессии я бухгалтер, но никогда им не была по факту. Работая в торговле, я ездила на микроавтобусе. Когда понадобилась машина побольше, сдала на категорию С.

При выдаче прав инструктор мне сказал:

«Приходите через год!».

«Не сдала» - подумала я тогда!

«На категорию Е приходите!» - имел ввиду инструктор!

Я посмеялась – «зачем оно мне?!».

Спустя время меня взяли попутчиком на фуре в Новосибирск (были дела по работе) и дали порулить. И я поняла, что это мое! Когда пришла учиться на категорию Е, слукавила, что хочу научиться ездить с прицепом для работы в торговле.


Никогда не думали все-таки стать бухгалтером?

Нет, сейчас думаю, что лучше бы на портниху отучилась за время учебы на бухгалтера.

Ого, какие полярные у вас интересы! Портной-дальнобойщик…Вы – многогранный человек!

Что сразу спросили у вас на собеседовании во время устройства на работу?

Первый вопрос был: «Зачем вам это надо?». Как и большинство людей, в жизни я принимала какие-то неверные решения. Но на тот момент я была уверена, что с дальнобоем я точно не ошибусь. Так и есть – мне эта работа очень нравится!

Вопросы, которые вас раздражают во время работы?

Когда спрашивают про колеса, и как я их меняю. Отвечаю: «Никак! Стою и зову на помощь!»

Кстати, мы предложили нашим подписчикам стать соавторами интервью и самим спросить, что им хочется узнать о вас. И вот что интересует: «проявляют ли мужчины инициативу помочь в рабочих моментах»?

Это зависит от человека, часто бывает, что игнорируют. По моим наблюдениям, все-таки водители в возрасте, старой закалки чаще помогают на дороге! И люди кавказской национальности никогда не отказывают в помощи, возможно, у них немного другой менталитет.

А что касается растентовки, то у меня реф – с этим проще. Мне всегда помогали, если случались проблемы с его открытием или закрытием, и направляли, если нужно было без помех заехать на сложный участок.

Также был вопрос про необычные шторы на лобовом стекле. Откуда они у вас?

Я случайно наткнулась на них в одной из групп в «Одноклассниках», ребята из Екатеринбурга делают шторы с любым рисунком. А вот водитель, с которым у меня пересменка, всегда просит снять их перед его рейсом.


Почему вашу машину зовут Мурзик?

Микроавтобус, на котором я раньше работала, в народе называют французским Мурзиком. Так получилось, что все свои рабочие машины я называла Мурзиками. Когда пришла работать в Дентро, эта традиция никуда не делась.

Что берете с собой в рейс?

Мне кажется, я беру все! Иначе буду чувствовать себя незащищенной. Разве что продуктов беру мало, все-таки в рейсе можно увеличиться в объёмах.

Про мужчин говорят «помылся, и уже красивый». С женщинами это работает?

У меня в кабине есть маски для лица и даже бигуди, я пользуюсь косметикой в рейсе.

Но это зависит от настроения. Помню, как только я начала работать, я всегда красилась, после первой недели я перестала это делать, после второй перестала укладывать волосы, а как-то вообще вернулась из рейса в пижамном костюме. И все же, конечно, я стараюсь следить за внешним видом на работе!


Есть ли с собой какие-то средства защиты: газовый баллончик, бита?

Если честно, с собой такого нет. Пока что в ситуации, когда приходилось бы защищаться, я не попадала. У меня нет привычки останавливаться на незнакомых стоянках или в сомнительных местах, я с полной ответственностью отношусь к работе. Однако я думала о том, чтобы брать такие средства, т. к. хулиганов сейчас все больше.

Я знаю, что вы участвовали в передаче «Давай поженимся?». Расскажите!

Я долго думала, идти или нет. В итоге, не пожалела: это же такие эмоции. Первые три минуты в кадре было очень волнительно. Но я справилась даже без коньячка, который предлагали от волнения.

Образ ведущих в жизни и на экране отличается?

Мне понравилась Гузеева. Какие-то части, конечно же, вырезали из эфира, в том числе, из-за крепких русских слов Ларисы. Астролог Василиса – на самом деле очень милая женщина, настоящая леди.

Что из того, что мы видим, происходит на этом шоу по-настоящему?

Правда в том, что никто из героев не знает друг друга до съемок. Во время эфира мы не могли отлучиться, чтобы случайно не пересечься вне кадра.

Когда пришло время выбирать (а выбирать, если честно, было не из кого), я осталась без пары. Даже продюсер за кадром, когда узнал о моем решении, сказал: «Правильно сделали».

Правда, было обидно, что мне не разрешили сниматься в платье, которое я сама выбрала и купила, когда была в рейсе.

Стоп! Я правильно понимаю: съемки проходили во время вашего рейса?

Да! Я попросила выйти на работу своего сменщика. Я ехала в Кострому, и он довез груз до нужного места. Сразу после съемок, когда сменщик уже вернулся в Москву, я поехала дальше: уже утром села в свою фуру в Мытищах.

Вам говорили, что нужно будет сказать в эфире?

Нет! И наш выпуск получился достаточно приличным. Планировали показать эту передачу 8 марта, так как, женщина дальнобойщик – это интересный случай! Но в подобных шоу нужна провокация и больше шума. Поэтому в эфире 8 марта показали более скандальную серию с другими героями.


Женщины из этой сферы, предполагаю, обладают неслабым характером. Много ли «Я-сама» в вашей жизни?

Да, много. Меня изначально учили, что я могу надеяться только на себя, я не избалованная!

Есть ли условия для женщин дальнобойщиков на стоянках? Или везде общий душ и т. д?

Я стараюсь останавливаться там, где я уверена, что есть хорошие условия. При необходимости на стоянке могут закрыть душевую комнату для меня одной.

Какое отношение водителей мужчин к девушкам водителям? Сталкивались ли с ухмылками, неприятными шутками в свой адрес?

Ну, иногда советуют идти варить борщи! Бывали случаи, что по рации были ко мне претензии из-за невысокой скорости. Я не обращаю внимания, еду, чтобы было комфортно и безопасно.

Не тянет ли вас к плите?

Никогда к ней не тянуло. Дома я отношусь к этому как к моей обязанности, а в дороге могу, максимум, яичницу пожарить.

Как дети относятся к вашей работе, отговаривали от дальнобоя?

Раньше дочь была против-она спокойная, «зубрилка» - совершенно не такая, как я. Сейчас видит, что мне эта работа подходит, и не возражает.

Хотели бы, чтобы дети пошли по вашим стопам?

Нет, не хочу. Я буду за них сильно переживать.

Ругаетесь ли вы за рулём?

Разве что, с навигатором. Или, если водители очевидно нарушают правила, могу по рации что-то возразить. Я часто слышу, как ТЫкают или ругаются по рации, но я, даже если разозлюсь, обращаюсь на «Вы».

Люди отличаются в зависимости от региона?

Да, люди очень разные. Самые душевные и внимательные встречались в Сибири!

У многих работников есть проф. болезни. У дальнобойщиков это что может быть?
Мне кажется, могут быть проблемы с ногами – все-таки это сидячая работа. И еще набор веса-тоже профессиональное: с каждым рейсом у меня +5 кг. Поэтому я предпочитаю делать небольшую зарядку на улице во время работы.


Поделитесь запоминающимися случаями в рейсах?

Во время погрузки меня предупредили, что будут проводить дезинфекцию в прицепе. Я подхожу к прицепу, а у меня оттуда валит дым. Я думала, у меня фура горит. Оказывается, внутри была дымовая шашка для дезинфекции. Я очень сильно испугалась.

Вы интересовались статистикой, сколько женщин дальнобойщиков в России?

Я думаю, что около 30 человек.

По крайней мере в нашем общем женском чате примерно столько дальнобойщиц.

Наряду с понятием дальнобой, говорят еще и о "ближнебой". Что за постоянный бой у вас в профессии?

Даже не задумывалась над этим, не знаю. Мне кажется, раньше, лет 30 назад это действительно был бой. А сейчас это – одно удовольствие: такие машины сейчас – все за тебя делают!

Значит для вас это больше удовольствие, а не работа!

Зависит от того, что человек видит в этой работе. Даже красивую природу в дороге не все замечают!

Почему в России нет женщин — водителей грузовиков или машинистов электропоездов? Дело не в том, что женщины не хотят идти учиться на эти профессии, а в том, что в России действует постановление правительства, которое прямо запрещает брать женщин на работу более чем по 400 специальностям.

1. Рыбак
Женщинам в России не запрещено рыбачить, ограничения действуют только на прибрежный лов «на ручной тяге закидных неводов, подледный лов рыбы на закидных неводах, ставных сетях и вентерях».

2. Машинист электропоезда
Женщинам запрещено работать не только машинистами электропоездов, паровозов, тепловозов, дизель-поездов, но и их помощниками.


3. Водитель автобусов
Женщинам запрещено работать водителями автобусов более чем на 14 посадочных мест. Ограничение не касается городского и пригородного транспорта.


4. Боцман
В России не может быть женщин-боцманов, матросов, шкиперов и помощников шкипера.


5. Носильщик багажа и ручной клади в аэропорту
Если вы увидите, что ваш багаж или ручную кладь в аэропорту перемещает женщина, знайте, что это нарушение российских законов.


6. Машинист бульдозера
Женщинам нельзя работать на тракторах, грузовых автомобилях, аэросанях, бульдозерах.


7. Вальщик леса
Корчеватель пней и вальщик леса — неженские профессии.


9. Боец скота
Ограничения для женщин действуют при операциях с рогатым скотом и свиньями.

А вот полный перечень ПЕРЕЧЕНЬ ТЯЖЕЛЫХ РАБОТ И РАБОТ С ВРЕДНЫМИ ИЛИ ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН

I. Работы, связанные с подъемом и перемещением
тяжестей вручную, в случае превышения установленных норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную

II. Подземные работы

2. Подземные работы в горнодобывающей промышленности

Работы, выполняемые по профессиям и отдельными категориями
рабочих:
3. Вагранщик
4. Выбивальщик отливок, занятый на ручной выбивке
5. Завальщик шихты в вагранки и печи, занятый загрузкой шихты
вручную
6. Заварщик отливок
7. Заливщик металла
8. Обрубщик, занятый на работах с пневмоинструментом
9. Плавильщик металла и сплавов
10. Рабочие, занятые подвеской горячего литья на конвейере и
обслуживанием и ремонтом оборудования в тоннелях литейных цехов

Работы, выполняемые по профессиям:
11. Газосварщик и электросварщик ручной сварки, работающие в
закрытых емкостях (цистернах, котлах и т.п.), а также на высотных
сооружениях связи (башнях, мачтах) свыше 10 метров и верхолазных
работах

Котельные, холодноштамповочные, волочильные
и давильные работы

Работы, выполняемые по профессиям:
15. Бандажник, занятый на горячих работах
16. Пружинщик, занятый на горячих работах при навивке пружин
из проволоки диаметром свыше 10 мм
17. Раскатчик, занятый раскаткой колец в горячем состоянии
18. Рессорщик на обработке горячего металла

Металлопокрытия и окраска

23. Работы со свинцом

24. Горячий ремонт печей и топок котла
25. Корчевка пней
26. Крепление конструкций и деталей с применением строительно
- монтажного пистолета
27. Плитоломные работы, разборка зданий и сооружений
28. Пробивка отверстий (борозд, ниш и т.п.) в бетонных,
железобетонных и каменных (кирпичных) конструкциях вручную и с
применением пневмоинструмента

V. Горные работы

Открытые горные работы и поверхность действующих
и строящихся шахт и рудников, обогащение, агломерация,
брикетирование

Строительство метрополитенов, тоннелей и подземных
сооружений специального назначения

Работы, выполняемые по профессиям:
73. Монтажник горного оборудования
74. Проходчик на поверхностных работах

Работы, выполняемые по профессиям:
75. Горнорабочий россыпных месторождений
76. Долотозаправщик
77. Драгер
78. Матрос драги
79. Машинист драги
80. Машинист реактивной установки

Добыча и переработка торфа

Работы, выполняемые по профессиям:
81. Канавщик
82. Корчевщик
83. Машинист машин по добыче и переработке кускового торфа
84. Машинист машин по подготовке торфяных месторождений к
эксплуатации
85. Машинист торфодобывающего экскаватора
86. Торфорабочий, занятый на валке деревьев, на выстилке
торфяных кирпичей

VII. Бурение скважин

VIII. Добыча нефти и газа

IX. Черная металлургия

Работы, выполняемые по общим профессиям:
124. Ковшевой, занятый на работах с расплавленным металлом
125. Нагревальщик металла, занятый на работе в методических,
камерных печах и колодцах прокатного и трубного производств
126. Обработчик поверхностных пороков металла, занятый на
работах пневматическим инструментом

Работы, выполняемые по профессиям:
132. Машинист завалочной машины
133. Миксеровой
134. Набивщик блоков
135. Печевой восстановления железа и отжига железных порошков
136. Плавильщик раскислителей
137. Подручный сталевара конвертера
138. Подручный сталевара мартеновской печи
139. Подручный сталевара установки электрошлакового переплава
140. Подручный сталевара электропечи
141. Разливщик стали
142. Сталевар конвертера
143. Сталевар мартеновской печи
144. Сталевар установки электрошлакового переплава
145. Сталевар электропечи

Работы, выполняемые по профессиям:
151. Вальцовщик калибровочного стана
152. Вальцовщик стана горячего проката труб
153. Вальцовщик стана печной сварки труб
154. Вальцовщик стана холодного проката труб
155. Вальцовщик трубоформовочного стана
156. Волочильщик труб, занятый на немеханизированных станах
157. Калибровщик труб на прессе
158. Кузнец на молотах и прессах
159. Подручный вальцовщика стана горячего проката труб
160. Подручный вальцовщика стана холодного проката труб

Работы, выполняемые по профессиям и отдельными категориями
рабочих:
161. Горновой ферросплавных печей
162. Плавильщик, занятый на плавке и грануляции расплавленной
пятиокиси ванадия
163. Плавильщик ферросплавов
164. Рабочие, занятые выплавкой кремнистых сплавов в открытых
дуговых печах
165. Рабочие, занятые получением металлического хрома и
хромосодержащих сплавов алюминотермическим способом

X. Цветная металлургия

Производство цветных и редких металлов,
производство порошков из цветных металлов

180. Работы, выполняемые рабочими и мастерами, занятыми в
цехах (отделениях и участках) производства четыреххлористого
титана (тетрахлорида)
181. Работы, выполняемые рабочими и мастерами, занятыми в
цехах хлорирования лопаритового концентрата
182. Работы, выполняемые рабочими и мастерами, занятыми в
цехах (отделениях и участках) восстановления тетрахлорида и
сепарации металла в производстве металлического титана
183. Работы, выполняемые рабочими и мастерами, занятыми в
отделениях (на участках) хлорирования и ректификации титанового
сырья (шлаков)
184. Работы, выполняемые рабочими, занятыми в отделении
переработки шлаков методом возгона на фьюмингустановке в
производстве олова
185. Работы, выполняемые рабочими, занятыми в плавильных
цехах, а также по переработке огарков в производстве ртути

Обработка цветных металлов давлением

201. Работа, выполняемая прокатчиком горячего металла, занятым
на прокатке цветных металлов и их сплавов

Производство алюминия электролитическим способом

202. Работа, выполняемая рабочими и мастерами

203. Работа, выполняемая машинистом перегружателей, занятым на
ремонтных работах в труднодоступных местах пневматического и
гидравлического перегружателей

XI. Ремонт оборудования электростанций и сетей

Работы, выполняемые по профессиям:
204. Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи,
занятый на верхолазных работах ремонтом высоковольтных линий
электропередачи
205. Электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий,
занятый на ремонте кабельных вводов со свинцовым глетом и на пайке
свинцовых кабельных муфт и оболочек

XII. Производство абразивов

XIII. Электротехническое производство

Работы, выполняемые по общим профессиям:
211. Дистиллировщик ртути
212. Формовщик ртутных выпрямителей, выполняющий работы с
открытой ртутью

213. Работа, выполняемая рабочими на плавке пека

Работы, выполняемые по профессиям:
214. Опрессовщик кабелей свинцом или алюминием, занятый
опрессовкой свинцом горячим способом
215. Съемщик оболочек с кабельных изделий, занятый съемкой
только свинцовых оболочек

Производство химических источников тока

Работы, выполняемые по профессиям:
216. Литейщик изделий из свинцовых сплавов
217. Мешальщик сухой массы (для свинцовых аккумуляторов)
218. Плавильщик свинцовых сплавов
219. Разрубщик аккумуляторных пластин, занятый на штамповке -
разделении отформированных свинцовых пластин

XIV. Радиотехническое и электронное производства

XV. Производство и ремонт летательных аппаратов

Работы, выполняемые по профессиям:
223. Слесарь по ремонту авиадвигателей и слесарь по ремонту
агрегатов, занятые на ремонте моторов и агрегатов, работающих на
этилированном бензине

XVI. Судостроение и судоремонт

XVII. Химические производства

Производство неорганических продуктов

Производство карбида кальция

241. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на
печах и ручном дроблении карбида

242. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на
технологических стадиях

Производство ртути и ее соединений

243. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на
технологических стадиях, кроме производств с дистанционным
управлением

Производство желтого фосфора

244. Рабочие, сменные руководители и специалисты,
непосредственно занятые обслуживанием шахтных щелевых печей,
обжиговых и агломерационных печей, установок грануляции мелочи, в
отделениях электровозгонки фосфора, на заполнении фосфорных
емкостей, по обслуживанию складских емкостей фосфора, фосфорного
шлама, дистилляции шлама и на переработке огнежидких шлаков

Производство треххлористого фосфора
и пятисернистого фосфора

245. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на
технологических стадиях

Производство хлора ртутным способом

246. Рабочие, занятые на технологических стадиях

Производство жидкого хлора и двуокиси хлора

247. Рабочие, занятые на технологических стадиях

248. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые в
отделениях: ретортном и конденсации

Работы с фтором, фтористым водородом и фторидами

249. Рабочие, руководители и специалисты (кроме работ,
выполняемых в лабораториях с применением плавиковой кислоты и
фторидов)

Производство мышьяковистых и мышьяковых соединений

250. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на
технологических стадиях

Производство четыреххлористого кремния

251. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на
технологических стадиях

Производство йода технического

252. Рабочие, занятые на отжимке йода

Производство органических продуктов

Производство бензатрона и его хлор-
и бромпроизводных, вилонтрона

253. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на
технологических стадиях

Производство анилина, паранитроанилина,
анилиновых солей и флюсов

254. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на
технологических стадиях

Производство бензидина и его аналогов

255. Рабочие, руководители, специалисты и другие служащие,
занятые непосредственно в производствах и на станции растворения
указанных продуктов

Производство четыреххлористого углерода,
головакса, рематола, совола

256. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на
технологических стадиях

257. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на
технологических стадиях

Производство катализаторов, содержащих мышьяк

258. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на
технологических стадиях

Производство цирама, ртутно-
и мышьяксодержащих пестицидов

259. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на
технологических стадиях

260. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на
технологических стадиях

Производство хлоропренового каучука и латекса

261. Рабочие, занятые на технологических стадиях полимеризации
и выделения продукта

Производство этиловой жидкости

262. Рабочие, руководители и специалисты, занятые на
технологических стадиях

Производство бензола, толуола, ксилола

263. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на
технологических стадиях

Производство свинцового глета и сурика, свинцовых
кронов, белил, свинцовой зелени и ярьмедянки

264. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на
технологических стадиях

Производство химических волокон и нитей

265. Аппаратчик регенерации, занятый на регенерации
сероуглерода

266. Аппаратчики, занятые на контактном формовании

крупногабаритных изделий площадью 1,5 кв. м и более

Производство медикаментов, медицинских, биологических
препаратов и материалов

267. Аппаратчик фильтрации, занятый разборкой и сборкой фильтр
- прессов с размером рам более 500 мм вручную

269. Аппаратчик получения синтетических гормонов, занятый
получением препаратов тестостерона и его производных

XVIII. Производство и переработка резиновых смесей

Работы, выполняемые по профессиям:
270. Вулканизаторщик, занятый загрузкой, выгрузкой изделий в
котлах длиною свыше 6 метров, вулканизацией гребных валов
271. Машинист резиносмесителя
272. Рабочие, занятые в отделениях: холодной вулканизации,
выработки радоля и фактисов
273. Ремонтировщик резиновых изделий, занятый на изготовлении
и ремонте крупногабаритных резиновых деталей и изделий, на
вулканизации армированных деталей (крупные покрышки, резиновые
топливные баки, резервуары, транспортерные ленты и т.п.)

Производство, восстановление и ремонт шин

274. Работы, выполняемые вулканизаторщиком, сборщиком покрышек
(большегрузных)

XIX. Переработка нефти, газа, сланцев и угля, выработка
синтетических нефтепродуктов, нефтяных масел и смазок

Работы, выполняемые по профессиям и отдельными категориями
работников:
275. Коксоочиститель
276. Коксоразгрузчик
277. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на
технологических установках этилирования бензина
278. Рабочие, занятые в экстракционных цехах и отделениях
производств ароматических углеводородов
279. Рабочие, занятые приготовлением мышьяковых растворов при
очистке серосодержащего нефтяного газа

XX. Лесозаготовительные работы и лесосплав

Работы, выполняемые по профессиям:
286. Сплавщик
287. Такелажник, занятый на погрузке и разгрузке такелажа
288. Формировщик плотов

XXI. Производство целлюлозы, бумаги,
картона и изделий из них

XXII. Производство цемента

308. Работы, выполняемые рабочими на очистке шламовых
бассейнов и болтушек

XXIII. Обработка камня и производство
камнелитейных изделий

Работы, выполняемые по профессиям:
309. Заливщик камнелитейных изделий
310. Камневар
311. Камнетес
312. Машинист мельниц, занятый разломом диабазового щебня в
порошок
313. Наладчик оборудования по обработке камня
314. Распиловщик камня
315. Фрезеровщик камня

XXIV. Производство железобетонных
и бетонных изделий и конструкций

316. Работа резчиком бетонных и железобетонных изделий

XXV. Производство теплоизоляционных материалов

Работы, выполняемые по профессиям:
317. Битумщик
318. Вагранщик

XXVI. Производство мягкой кровли
и гидроизоляционных материалов

319. Работы, выполняемые загрузчиком варочных котлов

XXVII. Производство стекла и стеклоизделий

Работы, выполняемые по профессиям:
320. Кварцедув (кроме занятого изготовлением изделий диаметром
до 100 мм и толщиной стенки до 3 мм)
321. Кварцеплавильщик
322. Красильщик зеркал, занятый на работе с применением ртути
323. Составщик шихты, занятый на работах вручную с применением
свинцового сурика
324. Хальмовщик

Производство кожаной обуви

XXIX. Пищевая промышленность

342. Тюковка отходов гофренотарного производства
Работы, выполняемые по общим профессиям производств пищевой
продукции:
343. Аппаратчик диффузии, обслуживающий диффузоры
периодического действия при загрузке вручную
344. Заготовщик льда, занятый на заготовке льда в водоемах и
укладке его в бунты
345. Изготовитель костяного угля
346. Машинист очистительных машин, занятый разборкой
сепараторов вручную

Производство мясных продуктов

Работы, выполняемые по профессиям:
347. Боец скота, занятый на операциях оглушения, подцепки,
обескровливания крупного и мелкого рогатого скота и свиней;
нутровки, съемки шкур крупного рогатого скота ручным способом;
распиловки туш; шпарки и опалки свиных туш и голов; обработки туш
крупного рогатого скота горизонтальным способом
348. Мездрильщик шкур
349. Обработчик шкур

Добыча и переработка рыбы

358. Работа, выполняемая тестоводом, занятым на тестомесильных
машинах с подкатными дежами емкостью свыше 330 литров при
перемещении их вручную

359. Работа, выполняемая подсобным рабочим, занятым
транспортировкой тюков с табаком

360. Работа, выполняемая рабочим, занятым на размоле
амидохлорной ртути

Добыча и производство поваренной соли

Работы, выполняемые по профессиям:
361. Навальщик соли в бассейнах
362. Подготовитель бассейнов
363. Путевой рабочий на озере

XXX. Железнодорожный транспорт и метрополитен

Читайте также: