Можно ли распределить имущество унитарного предприятия между его работниками

Опубликовано: 17.09.2024

Статья посвящена особенностям правового режима создания и функционирования муниципальных унитарных предприятий. Рассмотрение вопросов правового регулирования участия данных коммерческих организаций в предпринимательской деятельности, позволило автору установить их неспособность конкурировать с остальными участниками рыночных отношений. В целях более эффективного использования муниципального имущества, предлагаются конкретные научно и практически обоснованные меры по решению указанной проблемы. Ключевые слова: муниципальное унитарное предприятие, хозяйственное ведение, оперативное управление, публичная собственность. Муниципальные образования, посредством специфической формы хозяйствования, опосредованно, через муниципальные унитарные предприятия, осуществляют часть своих функций в сфере гражданско-правовых отношений.
Согласно ст. 113 ГК РФ и Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"1 (далее Закон об унитарных предприятиях), муниципальное унитарное предприятие может быть создано в форме унитарного предприятия, т.е. коммерческой организации, не наделенной правом собственности, а основанной на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Муниципальные образования для осуществления уставной деятельности передают муниципальным унитарным предприятиям часть своего имущества, т.е. становятся учредителями, которые определяют цель, задачи, условия функционирования предприятия, регулируют цены и тарифы на выпускаемую продукцию или оказываемые услуги, утверждают уставы, назначают руководителей и возможно, ведущих специалистов данных предприятий.
В ГК РФ и Законе об унитарных предприятиях выделены два вида унитарных предприятий: основанных на праве хозяйственного ведения и основанных на праве оперативного управления. Если обратиться к законодательству, действовавшему до введения части первой ГК РФ, то оно определяло для унитарных предприятий объем прав по управлению имуществом как полного хозяйственного ведения. Вступивший в силу ГК РФ, использует формулировку "хозяйственного ведения" исключив слово "полного", тем самым подчеркивая ограничения по самостоятельному использованию и распоряжению имуществом.
Право хозяйственного ведения означает, что муниципальное унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на этом праве недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества, иным образом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника, т.е. без разрешения на то органа местного самоуправления. В своем Постановлении Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г. № 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"3 указал на то, что сделки, совершенные унитарными предприятиями, обладающими имуществом на праве хозяйственного ведения, заключенные без согласия собственника и направленные на отчуждение недвижимого имущества или распоряжение им иным способом, после 7 декабря 1994 года, являются ничтожными и органы, уполномоченные собственником управлять государственной или муниципальной собственностью, вправе обращаться в суды с исками о признании таких сделок недействительными или о применении последствий недействительности ничтожных сделок.
Право оперативного управления предполагает закрепление муниципального имущества за казенным предприятием, которое вправе отчуждать или иным способом распоряжаться данным имуществом лишь с согласия собственника этого имущества и только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Единственно, что может казенное предприятие - самостоятельно реализовать производимую им продукцию, если иное не установлено законом или другими правовыми актами. Иным закрепленным за предприятием имуществом, как движимым, так и недвижимым, т.е. даже денежными средствами, муниципальное казенное предприятие вправе распоряжаться лишь с согласия уполномоченного на это органа местного самоуправления. При этом, порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества (ст. 296, 297 ГК РФ). Казенное предприятие не формирует уставный фонд. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой органом местного самоуправления.
Термин "казенное предприятие" впервые был использован в Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 "О реформе государственных предприятий"4 (утратил силу). Названным Указом предусматривалось создание казенных заводов (фабрик и хозяйств) на базе ограниченного числа ликвидируемых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними всего имущества предприятий. При этом казенное предприятие являлось правопреемником ликвидированного государственного предприятия.
В отличие от имущества иных юридических лиц, имущество унитарного предприятия неделимо, оно не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между его работниками и представляет собой единый имущественный комплекс. Законодатель настолько "обособил", в буквальном смысле, имущество муниципального унитарного предприятия, что лишил это предприятие самостоятельного права создавать другие унитарные предприятия (дочерние предприятия) путем передачи им части своего имущества. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"6, унитарные предприятия не могут выступать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества и быть доверительными управляющими по договору доверительного управления (ч. 1 ст. 1015 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях, собственник имущества муниципального унитарного предприятия субсидиарно отвечает по обязательствам, вне зависимости от способа доведения его до банкротства, т.е. как путем осуществления действий, так и бездействия. Такой подход обусловлен тем, что орган местного самоуправления вправе не только давать указания и иным образом определять деятельность предприятия, но и осуществлять контроль за сохранностью и использованием по назначению принадлежащего предприятию имущества, обращаться в суд с исками о признании недействительной оспоримой сделки с этим имуществом и истребовать его из чужого незаконного владения (пп. 6, 7, 11 п. 1, п. 3, 4 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях) и главное, согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"7, своевременно принимать меры по предупреждению банкротства предприятия. В остальном, права муниципальных унитарных предприятий существенно не отличаются от прав иных коммерческих организаций. Так же как и другие коммерческие организации, отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие осуществляет только на основании лицензии. Причем особых правил лицензирования деятельности унитарного предприятия отечественным законодательством не предусмотрено. По своей сути, муниципальное унитарное предприятие, не являясь собственником закрепленного за ним имущества, представляющего сложный имущественный комплекс, наделяется муниципальным образованием ограниченным правом выступать в гражданском обороте, используя это имущество. Плоды, продукция и доходы от производственной деятельности по существу являются собственными средствами предприятия, а не муниципального образования, т.к. это имущество не входит в состав муниципальной собственности. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия. Данной норме ГК РФ корреспондирует и п. 1 ст. 17 Закона об унитарных предприятиях.
Остается открытым вопрос – насколько велика эта часть прибыли. Собственник, т.е. муниципальное образование, в уставе унитарного предприятия не указывает точных цифр. Например, в п. 4.12. Устава муниципального унитарного предприятия "ЖИЛСЕРВИС" муниципального образования г. Тында, содержится следующие положение: "Собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Процент отчисления устанавливается по итогам работы предприятия за квартал по постановлению мэра8".
Возможно, вследствие ограничения прав на свою продукцию, унитарные муниципальные предприятия не могут конкурировать с частным бизнесом. По видимому, законодателю следует четко определить количественные показатели той части прибыли от доходов, плодов и продукции, которая должна оставаться в собственности унитарного предприятия. Это необходимо для защиты имущественных прав не только муниципального унитарного предприятия, но и самого муниципального образования.
Являясь коммерческой организацией, унитарные предприятия обладают не общей, а специальной правоспособностью, наряду с некоммерческими организациями. Согласно ст. 113 ГК РФ, ст. 2 и п. 1 ст. 3 Закона об унитарных предприятиях, унитарное предприятие может обладать гражданскими правами, соответствующими предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно ст. 9 того же Закона, в уставе унитарного предприятия должны быть названы виды его деятельности. Данная специальная норма сужает границы правоспособности муниципального унитарного предприятия. Однако это является еще одной предпосылкой грамотного хозяйственного подхода учредителя к выбору тех видов деятельности и заключению в будущем таких сделок, которые дадут наибольший экономический эффект.
Соответственно, унитарные предприятия вправе совершать сделки только в рамках предмета и целей деятельности, установленных собственником передаваемого предприятиям имущества. Муниципальные образования, закрепляя за унитарным предприятием свое имущество, заинтересованы в его использовании по определенному назначению в соответствии с тем предметом деятельности, который определен уставом предприятия. Таким образом, они могут императивно обозначать и контролировать деятельность созданного ими предприятия, которое даже из благих намерений (имеется в виду увеличение доходности) не может изменить цель и предмет своей деятельности (некое подобие планового хозяйства). При этом надо учитывать, что даже разрешенная собственником сделка, но не укладывающаяся в целевое назначение имущества унитарного муниципального предприятия, может быть признана недействительной.

Участие унитарных предприятий в гражданском обороте порождает немало проблем как практического, так и теоретического характера вследствие того, что данные субъекты не являются собственниками принадлежащего им имущества. В правовой и экономической литературе длительное время ведутся научные споры относительно целесообразности и обоснованности существования такой организационно-правовой конструкции, как унитарное предприятие.
По мнению В.А. Дроздовцева, унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (которое представляет собой попытку совместить не совместимое, т.е. сочетать несколько либерализованную командно-административную систему с рыночной экономикой), являются неэффективными в хозяйственной деятельности и их следует реорганизовать в акционерные общества, где единственным акционером будет государство.
Таким образом, происходит переход вещного права в обязательственное, а предприятие, став акционерным обществом, функционирует в экономике страны на тех же основаниях, что и остальные юридические лица.
Е.А. Суханов считает, что на современном этапе развития России, сохранение правосубъектности за предприятием, являющимся производственно-техническим комплексом, архаично и подходит только для плановой экономики, которая показала свою полную непригодность в условиях рыночного хозяйствования11. Однако существование таких субъектов можно считать неизбежным следствием переходного характера отечественного хозяйства. В дальнейшем следует сохранить лишь федеральные казенные предприятия.
Аналогичное положение содержится в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, где говорится о бесперспективности данной организационно-правовой формы юридического лица, необходимости ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций и допускается сохранение лишь федеральных казенных предприятий, исходя из реальных государственных потребностей для некоторых особо важных сфер экономики.
Противоположной Е.А. Суханову точки зрения придерживается Ю.К. Толстой, считающий, что организационно-правовая форма унитарного предприятия достаточно приспособлена для рыночной экономики и необходимо данный правовой режим распространить и на предприятия частных собственников.
Н.А. Модин предлагает передавать предприятие, как имущественный комплекс муниципальной собственности, в доверительное управление органу местного самоуправления. Такая правовая конструкция вызывает сомнение. Каким образом уполномоченному органу, осуществляющему контроль за законным функционированием муниципальной собственности, может быть передано еще и право доверительного управления той же самой собственности. Помимо этого, необходимо учитывать, что имущество может быть передано только на конкурсной основе и только самому эффективному управляющему. Непонятно, каким образом орган местного самоуправления сможет участвовать на равных с иными претендентами в торгах, если учесть что по своей сути торги являются основным инструментом, позволяющим обойти частный интерес конкретного лица, действующего от имени организатора торгов, с целью получения контрагента наиболее выгодного для муниципального образования. Для этого, как минимум, что надо сделать муниципальному образованию – это принять на работу лучших специалистов региона по многочисленным производственным направлениям: экономике, ЖКХ, строительстве, транспорте и т.д., что несомненно, априори утопично. Однако мы согласны с Н.А. Модиным, как и с академиком В.В. Лаптевым в том, что нельзя считать правильным признание предприятия и субъектом и объектом права.
В связи с этим встает вопрос относительно самостоятельности унитарного предприятия в предпринимательской деятельности. С одной стороны, Закон об унитарных предприятиях устанавливает статус муниципального унитарного предприятия как коммерческой организации, которая преследует такую основную цель как систематическое извлечение прибыли (ст. 2 ГК РФ), с другой – не наделяет ее правом собственности и обязывает нести социальное бремя (если отбросить основания и условия создания государственных унитарных предприятий, то для муниципальных, Закон об унитарных предприятиях оставил только социально необходимую и/или дотационную деятельность).
Данная амбивалентность сопоставима с контроверзой внутри одного тезиса. Достаточно трудно такое противоречие считать основой всякого поступательного движения – не происходит уничтожение старого качественно новым, т.к. замена названия организационно-правовой формы не изменяет сущности подчинения унитарного предприятия публичной власти. Как итог – цикличность развития общественных отношений и их регулирование носит явно не поступательно-позитивный характер. В отличие от свободной предпринимательской деятельности, присущей коммерческой организации, мы сталкиваемся с субъектом, который не только не может самостоятельно выбрать вид деятельности, но и пути решения поставленных перед ним муниципальным образованием задач, т.к. они контролируются уполномоченным муниципальным органом. Помимо этого, распределение прибыли также зависит от публичного собственника, что приводит к отсутствию мотивации в получении высоких экономических результатов и соответственно к ограниченным возможностям при ремонте оборудования и модернизации производства.
Как показала объективная экономическая действительность, унитарные предприятия не способны в обычных условиях конкурировать с остальными коммерческими организациями, т.е. они как являлись аутсайдерами в рыночных отношениях, так ими и останутся. Даже вливание в них значительных бюджетных средств не приведет к качественным изменениям. Соответственно, для решения создавшейся проблемы необходим иной подход, гарантирующий эффективное функционирование публичной собственности.
Основными факторами, тормозящими механизм нормального участия унитарных предприятий в гражданском обороте и соответственно приводящими к их неконкурентоспособности, являются: обязательное сохранение публичного имущества; социальная направленность; ограниченное право распоряжения переданным имуществом; отсутствие заинтересованности в результате (имеется в виду заинтересованность, сопоставимая с заинтересованностью собственника).
Что касается предложения акционировать унитарные предприятия, то автор не может его считать правильным, т.к. это ведет к отчуждению публичного имущества, что изначально воспринимается неприемлемым.
Существует другая возможность активного использования публичного имущества. Признать предприятие не субъектом права, а только объектом, т.е. совокупностью имущества и имущественных прав и передать его в доверительное управление профессиональным участникам рынка. В этом случае имущество остается у публичного собственника и переходит в управление к заинтересованным, эффективно работающим не рынке юридическим лицам. При этом сохраняется возможность в любой момент поменять управляющего, не отвечающего необходимым требованиям.
Если же государство заинтересовано в сохранении такой структуры, как унитарное предприятие, необходимо обеспечить для него заведомо лучшие условия на рынке, по отношению к частным юридическим лицам. Наилучший вариант – установить монополию на вид деятельности, которым занимается унитарное предприятие, что позволит защитить публичные интересы. Если говорить о муниципальных унитарных предприятиях, то для них необходимо освободить те сегменты рынка, куда не будут допускаться частные предприниматели (например, жилищное строительство, пассажирские перевозки, дорожное строительство и т.д.).

Доцент кафедры Юриспруденции Московской Гуманитарно-Технической Академии,
кандидат юридических наук, адвокат,
Глинка Владлен Игоревич

Да хранит Вас Бог!





Судья, осуждающий невинного, осуждает самого себя. Публий Сир

Это созданная на основании закона коммерческая организация, учрежденная субъектом публичной власти, у которой не возникает прав собственности на переданное ей имущество.

Основные положения об унитарном предприятии содержатся в ст. 113 и 114 ГК. Там раскрываются базовые вопросы, определяющие правовое регулирование формирования и деятельности этих юрлиц.

Они конкретизированы в законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В нем содержатся нормы, регулирующие все аспекты деятельности УП.

Специфический характер таких юрлиц предполагает особый порядок, определяющий те или иные действия. В частности процедуры присоединения и преобразования, а также реорганизацию.

Что такое УП?

Общее понятие такой организации дано в ст. 113 ГК. Однако в нем указаны далеко не все основные признаки этого юрлица.

Понятие, предусмотренное ст. 2 закона также является неполным. Выходом может послужить установление основных характеристик УП. Они помогут сформулировать наиболее полное понятие унитарных предприятий.

  • Эта организация является коммерческим юридическим лицом. Основной ее задачей выступает извлечение прибыли.
  • Ей передается имущество, на которое у образованного УП не возникает право собственности. Речь идет о праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
  • Учредителем выступает публично-правовой субъект. Федеральная власть, региональные органы или муниципалитеты.
  • Оно создается только в определенных законом случаях. Ввиду ограничений на участие государства в экономике, действующий порядок подразумевает исключительные причины учреждения УП, связанные с достижением определенных целей (безопасность или социально значимые вопросы). С этим связаны и особые режимы присоединения, преобразования и других процедур, которые могут присутствовать в деятельности УП.

Указанные признаки формируют следующее понятие.

Унитарное предприятие – это созданная на основании закона коммерческая организация, учрежденная субъектом публичной власти в исключительных целях, у которой не возникает прав собственности на переданное ей имущество.

Разновидности УП

Существуют 2 основные классификации УП. Первая связана с учредителем, а вторая – с типом создаваемой организации.

В зависимости от учредителя

Ст. 113 ГК и ст. 2 закона предусматривают порядок создания следующих организаций.

  • Государственное унитарное предприятие. Так называются организации, учредителями которых выступают региональные власти. Их учредителями выступают те субъекты, которым высшими исполнительными органами делегированы соответствующие полномочия. Цели их создания носят социальный характер. Территория их деятельности ограничивается регионом.
  • Федеральное государственное унитарное предприятие. Закон выделяет такие организации, поскольку их учредителем может быть Правительство, либо другой федеральный орган, который получил соответствующее право. Их создание продиктовано всеми предусмотренными законом целями (безопасность и социальная сфера). Они осуществляют деятельность по всей стране. Особняком стоят предприятия, учрежденные в соответствии со специальным законодательством для осуществления определенных функций. Примером служит «Почта России».
  • Муниципальное унитарное предприятие. Оно учреждается муниципальной властью с целью выполнения ряда социальных функций. Территория деятельности МУПа ограничивается населенным пунктом, районом или другой формой соответствующего образования.

В зависимости от типа предприятия

Ст. 2 закона разделяет виды унитарных предприятий на государственные (муниципальные) и казенные. Они представляют различные формы. Основным отличием между ними выступает статус переданного имущества. Если первые обладают им на праве хозяйственного ведения, то вторым оно предоставлено на праве оперативного управления.

Это существенное отличие, так как казенные предприятия распоряжаются переданным имуществом только с согласия собственника, а остальные самостоятельно, соблюдая необходимый порядок согласования отдельных сделок.

Также существуют и другие особенности. Примером служит уставный фонд. В отличие от государственного или муниципального УП, в казенном предприятии он не формируется.

Правовое положение УП

Правового положение УП урегулировано главой 1 закона. Она устанавливает правоспособность, порядок их участия в других организациях, а также ответственность.

Особенности правоспособности УП

Согласно ст. 3 закона, УП обладают специальной правоспособностью. Необходимо, чтобы все отношения с другими организациями отвечали целям деятельности и ее предмету.

Оно может создаваться как на определенный срок, так и на постоянной основе. Как и остальные организации, оно подлежит процедуре государственной регистрации, после чего и возникает правоспособность.

УП, за исключением казенных, не вправе вести деятельность, не связанную с процессом создания, до тех пор, пока не уставной фонд не сформируется полностью.

Правила участия в других организациях

По общему правилу, УП может участвовать как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях. Однако для реализации такой возможности потребуется согласие учредителя. Оно понадобится и в случаях, связанных с распоряжением долями и вкладами в уставном и складочном капитале, а также акциями.

Отдельное ограничение касается невозможности участия УП в кредитных организациях.

Особенности ответственности УП

Согласно общим правилам, УП не несет ответственности по обязательствам учредителя, но отвечает своим имуществом по собственным.

Учредители ГУПа и МУПа не несут ответственности по его обязательствам. Однако закон предусматривает исключение. Учредитель несет субсидиарную ответственность в случаях, когда банкротство организации обусловлено его действиями.

В случае с казенными предприятиями, учредители несут субсидиарную ответственность в ситуациях, когда имущества организации недостаточно для удовлетворения претензий кредиторов.

Особенности реорганизации и ликвидации УП

Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий предусмотрена главой 5 закона. Она устанавливает ряд особых правил проведения таких процедур.

Реорганизация

Реорганизация унитарного предприятия может совершаться во всех возможных формах, при условии соблюдения ряда правил. Она предписывает ограниченный состав участников слияния, присоединения и разделения.

Случаи слияния и присоединения возможны при участии 2-х и более УП. Реорганизация унитарного предприятия в этой форме с другими юрлицами невозможна. Разделение и выделение тоже допускается только с образованием аналогичных организаций.

Реорганизация унитарного предприятия посредством преобразования может осуществляться только в случае создания государственного (муниципального) учреждения, либо автономной некоммерческой организации. Исключения составляют случаи приватизации.

Ликвидация

Ликвидация унитарного предприятия происходит по стандартным для всех юрлиц основаниям (ст. 61 ГК). Процедура предполагает создание ликвидационной комиссии, выполняющей все функции по управлению и работе с кредиторами.

Ликвидация унитарного предприятия считается осуществленной с даты внесения соответствующих данных в ЕГРЮЛ.

Данная услуга предоставляется государственным унитарным предприятиям Санкт-Петербурга при необходимости дачи согласия на участие государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга в коммерческих и некоммерческих организациях, а также на заключение государственными унитарными предприятиями Санкт-Петербурга договоров простого товарищества.

Договор простого товарищества:

  • по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели;
  • сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Полномочия по принятию решения об участии в коммерческих и некоммерческих организациях осуществляет правительство Санкт-Петербурга. Необходимость получения данной услуги следует из особой организационно-правовой формы юридического лица у государственных унитарных предприятий.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Согласно Федеральному закону от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.


Полное наименование:

Результат предоставления

Срок предоставления

Поступающие заявления о предоставлении государственной услуги рассматриваются в течение 60 рабочих дней со дня их регистрации в Комитете.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Государственные унитарные предприятия Санкт-Петербурга, заинтересованные в получении согласия на участие в коммерческих и некоммерческих организациях, а также на заключение договоров простого товарищества.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Государственные унитарные предприятия, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Уполномоченные представители.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в Комитет.
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. Получает расписку о приеме документов.
  4. В случае принятия Комитетом положительного получает копию распоряжения Комитета о согласовании участия государственного унитарного предприятия (ГУП) в некоммерческой и(или) коммерческой организации либо проекта распоряжения Комитета о согласовании участия ГУП в простом товариществе.
  5. В случае принятия Комитетом решения об отказе в предоставлении услуги получает письмо Комитета об отказе в согласовании его участия в коммерческих и(или) некоммерческих организациях, а также заключении договоров простого товарищества по форме с обоснованием причин отказа.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  • поступление от заявителя заявления о прекращении рассмотрения ранее поданного заявления;
  • в заявлении не указано наименование Государственного унитарного предприятия (ГУП), направившего заявление, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • представлены не все необходимые документы.

Основания для приостонавления (отказа) предоставления государственной услуги:

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация заявления

Специалист Организационного отдела Комитета:

  1. Осуществляет прием и регистрацию поступившего в Комитет заявления с приложением необходимых документов.
  2. Передает после регистрации заявление вместе с приложенными документами заместителю председателя Комитета, координирующему и контролирующему деятельность Управление корпоративных отношений и приватизации городского имущества (УКОиПГИ).

Заместитель председателя Комитета:

  • Направляет поступившее заявление с комплектом документов с резолюцией в УКОиПГИ для рассмотрения и принятия решения.

II. Подготовка и направление межведомственных запросов

Специалист УКОиПГИ:

Начальник УКОиПГИ:

  • Согласовывает письмо в течение одного рабочего дня.

Специалист УКОиПГИ:

  • Направляет согласованное начальником УКОиПГИ письмо Комитета для подписания заместителю председателя Комитета, который принимает решение о подписании письма Комитета либо о его возврате на доработку в течение двух рабочих дней.

III. Рассмотрение заявления и принятие решения

Специалист УКОиПГИ:

Начальник УКОиПГИ:

  • Визирует подготовленное письмо Комитета в течение трех рабочих дней.

Заместитель председателя Комитета:

  • Подписывает письмо в течение пяти рабочих дней.

IV. Подготовка распоряжения Комитета

Специалист УКОиПГИ:

  • В течение 10 рабочих дней разрабатывает проект распоряжения Комитета в одном экземпляре, а также осуществляет подготовку справки о согласовании указанного проекта распоряжения Комитета с начальником УКОиПГИ, юрисконсультом УКОиПГИ, Управлением экономической безопасности (УЭБ).

Начальник УКОиПГИ, юрисконсульт УКОиПГИ, начальник УЭБ:

  • Согласовывают подготовленный проект распоряжения Комитета путем его визирования в справке о согласовании проекта.

Юрисконсульт УКОиПГИ:

  • Дополнительно визирует проект распоряжения Комитета.

Специалист УЭБ:

  • Проводит экспертизу проекта распоряжения Комитета на отсутствие в указанном проекте коррупционных факторов.

Заместитель председателя Комитета:

  1. Подписывает проект распоряжения Комитета после согласования.
  2. После подписания направляет распоряжение в Организационное управление для регистрации и отправки заявителю.

V. Информирование ГУП о принятом решении

Специалист УКОиПГИ:

  • В целях уведомления ГУП о согласовании его участия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также о согласовании заключения ГУП договоров простого товарищества направляет ему копию распоряжения Комитета.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

II. Дополнительные документы (в случае обращения доверенного лица представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность.
  2. Доверенность, подтверждающая наличие права действовать от имени заявителя в целях получения государственной услуги, либо иной документ, подтверждающий в соответствии с действующим законодательством полномочия лица обращаться от имени заявителя в целях получения государственной услуги.
  3. Полномочия представителя заявителя могут быть удостоверены договором, который ранее был заключен с учетом положений статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.

III. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

Документы, выдаваемые заявителю

  1. Распоряжение Комитета о согласовании участия ГУП в коммерческих и некоммерческих организациях.
  2. Распоряжение Комитета о согласовании заключения ГУП договора простого товарищества.
  3. Письмо об отказе в предоставлении государственной услуг.
  4. Уведомление Комитета об отказе в согласовании ГУП участия в коммерческих и (или) некоммерческих организациях, а также на заключение договоров простого товарищества с обоснованием причин отказа.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению

Организации, выдающие конечные документы

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, сотрудниками Комитета, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме в Комитет, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), Сайта Комитета по адресу: www.commim.spb.ru, федерального Портала, Портала. При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется. Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете. Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо сотрудника Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях Комитета, должностного лица Комитета либо сотрудника Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале. Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться, в частности, в организационно-правовой форме муниципальных унитарных предприятий.

Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – ФЗ № 161) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Исходя из систематического толкования вышеприведенных норм права, можно сделать следующий вывод: муниципальные унитарные предприятия (МУП) – это коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, т.е. организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность - самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Однако подобный вывод вызывает сомнения в силу следующего.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ № 161 унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Исходя из данной нормы, в уставе конкретного МУП могут быть предусмотрены цели, в частности, социально-общественного характера, не направленные на систематическое извлечение прибыли, а направленные на служение общественному благу, основной целью деятельности МУПов является решение социальных задач, а не извлечение прибыли.

В качестве примера можно привести МУП, которые обслуживают ветхое и аварийное жилье. О систематическом извлечении прибыли говорить не приходится, поскольку обслуживание ветхого или аварийного жилья часто является убыточным, ведь не спроста управляющие организации (управляющие компании) отказываются заключать договоры на управление многоквартирным домом, который отнесен к категории ветхого или аварийного жилья.

Деятельность МУП существенно отличается от предпринимательской деятельности иных юридических лиц, в первую очередь тем, что МУП обладают специальной правоспособностью, поэтому и правовое регулирование предпринимательской деятельности МУП специфично. В первую очередь это связано с тем, что МУП не могут свободно распоряжаться денежными средствами и иным имуществом без согласия собственника; во вторую, согласно ст. 295 ГК РФ, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества. Размер части прибыли, а также порядок и сроки перечисления прибыли определяются субъектом РФ, а также уставом предприятия. Однако положение о получении прибыли является правом, а не обязанностью собственника, нередки случаи, когда МУП по решению собственника вообще освобождается от обязанности перечислять часть прибыли.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к субъектам малого и среднего предпринимательства не относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, следовательно, нормы по гарантиям, льготам, установленные этим Законом, на МУП не распространяются.

Это еще раз демонстрирует то, что МУП занимают особое, отличное от иных коммерческих предприятий, место в системе субъектов предпринимательской деятельности, в первую очередь связанное с тем, что имущество, которое использует МУП в своей хозяйственной деятельности, принадлежит ему на особом ограниченном вещном праве, является муниципальной собственностью.

Таким образом, полагаю, что МУП отнесены к коммерческим организациям неправомерно. Кроме того, для развития предпринимательских начал необходимо совершенствовать законодательное регулирование. Без этого в том положении, в каком находится сегодня МУП, эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность весьма затруднительно.

Исходя из этого, отнесение МУП в соответствии с разделом Х Жилищного кодекса РФ к субъектам предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, является необоснованным и незаконным.

Более того, обязательное лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами до 01 мая 2015г., которое будет распространяться и на МУП, является, на мой взгляд, незаконной и несправедливой.

Уважаемые коллеги, согласны ли вы с тем, что МУП не относятся к субъектам предпринимательской деятельности, а также с тем, что на МУП не должно распространяться требование ЖК РФ о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами?

Если вы согласны, то убедительно прошу вас привести дополнительные доводы в обоснование данной позиции.

Рыночная экономика предполагает значительное разнообразие организационно-правовых форм предприятий. Это объясняется тем, что одна часть национального хозяйства страны принадлежит и управляется частными гражданами либо индивидуально, либо коллективно, другая часть управляется учрежденными правительством или местными органами власти организациями. Кроме того, бизнес в любом государстве осуществляется в различных масштабах.

Индивидуальный предприниматель ведет дело за свой счет, самостоятельно принимает решения. Его преимущество в оперативности принятия решений и моментальном реагировании на запросы потребителей. Однако при такой форме организации бизнеса ограничены финансовые ресурсы, что не позволяет вести производство в больших масштабах. Ограниченность масштабов производства является причиной высоких издержек и низкой конкурентоспособности.

Объединение физических и юридических лиц для ведения совместной деятельности позволяет увеличить объем привлекаемых производственных ресурсов. Вместе с тем, на предприятиях, имеющих нескольких владельцев невысока оперативность принятия решений.

Преимуществами небольших предприятий можно считать хороший обзор бизнеса, недостатком – высокие издержки производства из-за ограниченности производственных и финансовых ресурсов.

Крупные предприятия имеют более низкие издержки за счет массового производства, но теряют оперативность управления, заинтересованность работников в конечных результатах деятельности.

Коммерческие предприятия согласно российскому законодательству могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, в форме унитарных предприятий и производственных кооперативов.

Хозяйственные товарищества и общества - это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также приобретенное и произведенное в процессе деятельности товарищества или общества, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества и общества имеют много общих черт, основное же их различие состоит в том, что товарищество – это объединение лиц, а общество – это объединение капиталов.

Хозяйственные товарищества - могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Основным документом, определяющим принципы деятельности хозяйственного товарищества, является учредительный договор .

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, либо иные права, имеющие денежную оценку.

Члены хозяйственного товарищества имеют право участвовать в управлении делами товарищества, принимать участие в деятельности товарищества. Полученная прибыль делится между совладельцами пропорционально долям в складочном капитале. В случае ликвидации товарищества его участники получают часть имущества, оставшуюся после расчетов с кредиторами.

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

В полном товариществе все участники равны в своих правах и обязательствах по делам созданной ими фирмы. При неудаче они рискуют собственным имуществом. Полные товарищи солидарно несут субсидиарную ответственность. Солидарная ответственность означает, что отвечают все, независимо от того, на кого обращено взыскание. Субсидиарная ответственность означает то, что если имущества товарищества недостаточно для погашения долгов, товарищи отвечают лично принадлежащим им имуществом пропорционально вкладам.

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Вкладчики имеют право на долю прибыли, пропорциональную их вкладу.

Предприятия, созданные в форме товариществ имеют ряд преимуществ:

· возможность аккумулировать значительные средства в относительно короткие сроки;

· каждый полный товарищ имеет право заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества наравне с другими;

· полные товарищества наиболее привлекательны для кредиторов, так как их члены несут неограниченную ответственность по обязательствам товарищества;

· дополнительным преимуществом товарищества на вере является то, что для увеличения своего капитала они могут привлечь средства вкладчиков.

· между полными товарищами должны быть доверительные отношения;

· каждый член товарищества несет полную и солидарную неограниченную ответственность по обязательствам этой организации, т.е. в случае банкротства каждый член (кроме коммандитистов) отвечает не только вкладом, но и личным имуществом.

· товарищество не может быть создано одним участником.

Такая организационно-правовая форма, как полное товарищество, в практике российского предпринимательства почти не встречается. Она непопулярна среди предпринимателей, потому что не устанавливает пределов их ответственности по долгам товарищества. При этом государство не предоставляет никаких привилегий для товариществ.

За рубежом для товариществ существуют льготы по налогам и кредитованию. Они широко распространены в аграрном секторе, сфере услуг (юридических, аудиторских, консультационных, медицинских фирмах и т.д.), торговле, общественном питании.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Для текущего управления деятельностью общества создается исполнительный орган, который может быть избран также и не из числа его участников.

Общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующего обязательного личного участия своих членов в делах общества.

Преимущества общества с ограниченной ответственностью:

· возможность аккумулировать значительные средства в относительно короткие сроки;

· может быть создано одним лицом;

· в деятельности могут участвовать как юридические, так и физические лица, причем как коммерческие, так и некоммерческие.

· члены общества несут ограниченную ответственность по обязательствам общества.

· уставный капитал не может быть меньше величины, установленной законодательством;

· общество не очень привлекательно для кредиторов, так как его члены несут ограниченную ответственность;

· число участников ООО не должно превышать пятидесяти.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) отличается от общества с ограниченной ответственностью тем, что его участники несут ответственность по обязательствам общества своим имуществом в размере кратном стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными участниками. Отличие от полного товарищества в том, что размер ответственности ограничен . Ответственность может, например, ограничиваться трехкратным размером вклада.

Все перечисленные выше организационно-хозяйственные формы характерны для небольших по размерам предприятий. Для крупных производств требуется другая форма привлечения капитала, которая бы обеспечивала стабильное функционирование общества. В большинстве стран мира такие предприятия создаются в форме акционерного общества.

Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество может быть открытого и закрытого типа.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом (АО).

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО).

Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Акционеры не могут прямо контролировать операции АО. Они выбирают совет директоров, который руководит хозяйственной деятельностью АО с целью извлечения прибыли в пользу акционеров.

Высшим органом управления является общее собрание его акционеров.

Прибыль, приходящаяся на акцию, называется дивидендом.

· гарантия от того, что при выходе его участников основной капитал общества будет уменьшен;

· возможность сконцентрировать большой капитал;

· возможность быстрого отчуждения акций, что дает возможность почти мгновенного перелива большого капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со складывающейся конъюнктурой;

· ограниченная ответственность акционеров (в пределах своих акций) в случае банкротства общества.

К недостаткам можно отнести отсутствие возможности у всех владельцев акций принимать участие в управлении акционерным обществом, так как для реального контроля надо иметь не менее 20% акций. В руках отдельных лиц сосредоточивается огромный капитал, что при отсутствии надлежащего законодательства и контроля со стороны акционеров может привести к злоупотреблению и некомпетентности в его использовании.

В России акционерные общества появились в начале XVIII в. Спрос на акции всегда был высок. Это способствовало появлению большого количества предприятий такой формы. По данным статистики за 1911 год общее число акционерных предприятий только в промышленности и на транспорте составили 821.

В конце 1917 – начале 1918 гг. процесс развития акционерных обществ прекратился. Однако с 1920 году опять начался рост их числа. На начало 1925 года насчитывалось свыше ста пятидесяти акционерных обществ. Важнейшей сферой была торговля и торгово-промышленная деятельность. В конце 20-х – начале 30-х годов акционерные общества были ликвидированы или преобразованы в государственные объединения. Сохранились лишь два акционерных предприятия: Банк для внешней торговли СССР (создан в 1924 г.) и Всесоюзное акционерное общество «Интурист» (организовано в 1929 г.). В 1973 году было создано страховое акционерное общество СССР - «Ингосстрах».

Производственные кооперативы – это добровольное объединение граждан для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанное на личном трудовом участии членов кооператива и объединении их имущественных паевых взносов

Основным отличием производственного кооператива от товариществ и обществ заключается в том, что он основан на добровольном объединении физических лиц – граждан, которые не являются индивидуальными предпринимателями, но участвуют в деятельности кооператива личным трудом. Соответственно этому каждый член кооператива имеет один голос в управлении его делами, независимо от размеров своего имущественного вклада. Полученная в кооперативе прибыль распределяется с учетом их трудового участия членов кооператива. Членов кооператива должно быть не менее пяти человек;

· прибыль распределяется пропорционально трудовому вкладу, что создает заинтересованность членов кооператива в добросовестном отношении к труду;

· законодательство не ограничивает число членов кооператива, что предоставляет большие возможности для физических лиц при вступлении в кооператив;

· равные права всех членов, т.к. каждый из них имеет только один голос.

Основные недостатки кооператива:

· число членов кооператива должно быть не меньше пяти, что ограничивает возможности по их созданию;

· каждый член несет ограниченную ответственность по долгам кооператива.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарное предприятие имеет ряд особенностей:

· собственником имущества остается учредитель, т.е. государство;

· имущество унитарного предприятия неделимо, т.е. ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками унитарного предприятия;

· во главе предприятия стоит единоличный руководитель, который назначается собственником имущества.

Унитарные предприятия подразделяются на две категории: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, то есть предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении.

Несмотря на некоторые ограничения в распоряжении имуществом, унитарное предприятие обладает большими правами в области производственной и хозяйственной деятельности.

Читайте также: