На сколько направлений делится индивидуальная методическая работа учителя

Опубликовано: 03.10.2024

Индивидуальная методическая работа включает: самостоятельную работу по повышению профессиональной и педагогической квалификации (самообразование); методическую помощь преподавателям и мастерам со стороны руководителей учебного заведения, учебно-методических кабинетов, а также помощь опытных преподавателей и мастеров менее опытным.

Важной составной частью методической работы в училище является самостоятельная работа мастеров и преподавателей.

Важное место в самостоятельной работе мастеров и преподавателей занимает изучение основ педагогики, психологии, организации и методики обучения и воспитания. Работа эта проводится дифференцированно в зависимости от уровня подготовки и опыта мастеров и преподавателей, и содержание ее определяется программами педагогического самообразования, в которых приведены проблемы, подлежащие изучению, тематика рефератов, вопросы для самоконтроля, необходимая литература. В целях оказания методической помощи мастерам и преподавателям в изучении основ педагогических наук и подготовки рефератов систематически проводятся установочные лекции и консультации.

Кроме того, мастера и преподаватели изучают научные труды, методические рекомендации и информационно-методические материалы, которые в обобщенном виде раскрывают педагогический опыт лучших училищ, результаты научных исследований проблем профтехобразования. Опыт передовых мастеров и преподавателей освещается в брошюрах, выпускаемых издательством «Высшая школа», а также на страницах журнала «Профессионально-техническое образование».

Из других направлений самостоятельной работы мастеров и преподавателей следует отметить: изучение технической литературы, периодической печати и материалов научно-технической информации, раскрывающих передовой опыт новаторов производства, современную технику и технологию.

Индивидуальная методическая помощь мастерам и преподавателям со стороны руководителей училищ осуществляется главным образом путем консультаций о подготовке и проведении занятий, содержании докладов и сообщений на педагогические чтения, педагогические советы и конференции, а также рекомендаций по вопросам самообразования.

Индивидуальная методическая помощь мастерам и преподавателям оказывается также в процессе внутриучилищного контроля за их учебно-воспитательной работой, который осуществляют директор, его заместители, заведующий учебной частью по общеобразовательным предметам и старший мастер.

Педагогический кабинет - важный фактор методической работы в училище. Основными его задачами являются: накопление и систематизация материалов по вопросам учебно-воспитательной и методической работы, помощь мастерам и преподавателям в повышении их методической и специальной подготовки, пропаганда передового педагогического и производственного опыта.

Педагогические кабинеты лучших училищ оснащены и оформлены всем необходимым для качественной подготовки мастеров и преподавателей к урокам. В них концентрируется научно-техническая литература, учебные планы и программы, методические пособия и разработки, материалы органов научно-технической и педагогической информации, отражающие передовую технику и технологию, передовой опыт новаторов производства, лучших преподавателей и мастеров, различные технические и педагогические издания, справочные материалы, литература по обмену опытом, рекомендации по оснащению учебных кабинетов, лабораторий и мастерских, положения, инструкции, инструктивно-методические указания органов профтехобразования и другие материалы.

В педагогических кабинетах подбираются необходимые произведения основоположников по вопросам обучения и воспитания молодежи, произведения выдающихся педагогов, материалы, отражающие итоги научных исследований в области профессиональной педагогики, педагогические и технические журналы и газеты, что позволяет мастерам и преподавателям быть в курсе всех новинок в технике и технологии производства, обучении и воспитании учащихся.




В педагогических кабинетах наряду с другими оформляются стенды с плакатами, освещающие работу мастера производственного обучения: «Подготовка мастера к занятиям», «Вводный инструктаж», «Схема плана урока», «Схема методической разработки» и т. п. Здесь же помещаются образцы планов уроков, характерных для различных этапов обучения, конспектов, перечни учебно-производственных работ, инструкционно-технологическая документация и т. п.

Педагогический кабинет работает под непосредственным руководством заместителя директора по учебно-производственной работе, в тесном контакте с методическими и предметными комиссиями. Кабинет организует информацию работников училища о новых работах и статьях по учебно-методическим и техническим вопросам, педагогические семинары и практикумы, лекции по техническим и педагогическим вопросам, встречи работников училища с новаторами производства, передовыми мастерами и преподавателями других училищ. В педагогическом кабинете проводятся консультации мастеров и преподавателей по педагогическим и техническим вопросам, читательские конференции по обсуждению новых учебников и учебных пособий, педагогической литературы, журнальных статей.

Сорока Полина Сергеевна

Индивидуальная методическая работа учителя как один из путей повышения уровня профессионального мастерства.

Воспитать человека с современным мышлением, способного само реализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методических служб. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.

По отношению к учителю методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в методической работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус в школе. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов.

Цель МО - : непрерывное совершенствование профессионального мастерства педагога, формирование компетентного подхода в деятельности учителя.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

Одним из приоритетных направлений в методической работе является предоставление учителю широких возможностей для выбора формы, модели профессионального совершенствования.

Действующее законодательство РФ и нормативно-правовые документы обеспечивают государственную поддержку каждому педагогическому и руководящему работнику образования в повышении квалификации не реже, чем один раз в пять лет. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие курсов повышения квалификации, организуемых различными структурами. Как очные, так и заочные курсы, в том числе дистанционные с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, как бесплатные, так и организуемые на платной основе. Задача методической службы заключается в обеспечении доступа педагогов к этим курсам и оказании консультативной и информационной поддержки при выборе направления повышения квалификации.

Курсы повышения квалификации учителя нашей школы проходят своевременно.

Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Системообразующий компонент всей методической работы - индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей. Самообразование - управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности.

Выбор учителем методической темы по самообразованию определяется потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-практической деятельности.

Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.

Любая педагогическая работа – это практическая деятельность. Расширение рынка технологий обучения обуславливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися. Чтобы сделать процесс обучения основам наук эффективным, недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию нестандартных технологий в обучении.

Профессиональная деятельность школьного учителя за последние годы претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются напрямую связаны с ИК-технологиями.

В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Мало спланировать и организовать методические мероприятия (консультации, семинары, практикумы), надо включить в работу и самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем своей подготовленности и педагогической деятельности.

Аттестация остается одним из важных, эффективных направлений повышения профессионального мастерства педагогов. Это процесс, стимулирующий творчество учителя.

Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, праздников. В школе имеется опыт проведения предметных недель, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя

Многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создаёт праздничную творческую атмосферу, что способствует развитию творчества самого учителя, его осознанию своего вида деятельности. Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметных недель вызывают большой интерес учащихся, увеличивают мотивацию к изучению предметов.

Каждый учитель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления, разработки уроков, внеклассных мероприятий.

Итак, совершенствование педагогического мастерства учителя через МО предполагает различную научно-методическую деятельность:

постоянное ознакомление с современными научными исследованиями в области преподавания различных дисциплин;

изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм уроков;

ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и оценка их;

повышение квалификации (в большей степени через обучение на разнообразных проблемных курсах и т.д.);

стремление учителя к повышению квалификационного разряда;

самообразование, направленное на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки;

посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации, методов преподавания;

проведение выставок, смотров творческой деятельности учителя (доклады, выступления, конспекты открытых уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников».


Доклад на тему «Значение терминологии и профессиональной лексики в развитии личности и повышения уровня профессионального мастерства современного строителя» - преподаватель Пономарёва А.С.

Выполнение проекта под руководством преподавателя Информатики Пономарёвой.А.С. по созданию сайта для использования в учебных целях,учащимся первого курса СК №12 Тиньковым Никитой. Материал .


Совершенствование профессиональных качеств учителя как один из путей повышения социального статуса педагога

Данный материал позволяет рассмотреть самообразование педагога и его деятельность по повышению профессионализма как один из путей повышения социального статуса учителя.


Презентация к докладу "Совершенствование профессиональных качеств учителя как один из путей повышения социального статуса педагога"

Данная презентация является сопровождением к докладу по теме "Совершенствование профессиональных качеств учителя как один из путей повышения социального статуса педагога".

Из опыта проведения методической недели как одной из форм повышения уровня профессионального мастерства педагогов.


Выступление « Самообразование учителя английского языка как один из путей повышения профессионального мастерства»

Выступление « Самообразование учителя английского языка как один из путей повышения профессионального мастерства» на секции учителей английского языка в рамках августовской кон.


Индивидуальный план работы учителя информатики с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению на 2016-2017 учебный год.

Индивидуальный план работы учителя информатики с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению на 2016-2017 учебный год.

Методическая работа – одно из важнейших звеньев системы непрерывной подготовки педагогических кадров школы.

Методическая работа в образовательных учреждениях России представляет собой часть непрерывного образования воспитателей и учителей.

Целями методической работы в школе является:

  • освоение наиболее рациональными методами и приемами воспитания и обучения;
  • повышение собственного профессионального мастерства;
  • повышение методической подготовленности педагога к осуществлению педагогической работы.

Методическая работа проводится непрерывно на протяжении всего учебного года. Она распространяется не только на практическую деятельность педагога, но и на его теоретическую подготовку к урокам.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Направления методической работы в школе 430 руб.
  • Реферат Направления методической работы в школе 280 руб.
  • Контрольная работа Направления методической работы в школе 250 руб.

В настоящее время в условиях модернизации образования актуальность методической работы в школе особенно возрастает. Это связано с тем, что в образовательный процесс вводятся инновационные технологии, происходит внедрение новейших средств обучения и т.д. Каждый педагог должен в полной мере владеть всеми инновациями, уметь эффективно и грамотно внедрять технологии, применять средства и формы обучения. Успешность реализуемой в школе методической работы во многом зависит от правильности поставленных целей и задач, подобранных методов и форм работы с педагогическим коллективом и в целом с ее содержанием.

Основными направлениями методической работы в школе являются:

  1. Создание научно-методических объединений по вопросам образовательной деятельности школы, координация работы членов объединений по повышению уровня профессиональной квалификации педагогов, а также повышения уровня усвоения знаний учащимися.
  2. Организация и обеспечение эффективных условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогического коллектива школы.
  3. Оказание необходимой помощи педагогам в деятельности по самообразованию и самосовершенствованию.
  4. Необходимое информационное обеспечение образовательного процесса в школе.
  5. Повышение мотивации педагогического коллектива на осуществление анализа собственной педагогической, научно-исследовательской и поисковой деятельности в рамках образовательного процесса школы.
  6. Создание необходимых условий для ознакомления, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта.

При планировании и организации методической работы в школе, педагогический коллектив в первую очередь старается отобрать только те методы и средства работы, которые бы действительно позволили решить проблемы, стоящие перед школой в данный момент.

Формы методической работы

Педагогический совет – является одной из наиболее распространенных форм методической работы, представляет собой высший орган педагогического руководства школой, который решает вопросы по проблемам повышения мастерства педагогов, качества процессов воспитания и обучения, а также осуществляется обмен опытом педагогов, заслушиваются творческие отчеты и сообщения.

Основные формы проведения педагогических советов - творческие группы, деловые игры, диалоговое общение, анализ, обсуждение педагогических результатов, дискуссии.

Методический совет – коллегиальный совещательный орган, созданный при педагогическом совете, организующий педагогическую работу учителей и создающий все необходимые условия для развития их творчества. Вся деятельность Методического Совета осуществляется на основании годового плана.

Методический Совет определяет стратегию и тактику по совершенствованию педагогического мастерства учителей. На Методическом Совете формулируются основные вопросы, которые необходимо рассмотреть на методических совещаниях и объединениях, осуществляется разработка программ практикумов и семинаров.

Предметное методическое объединения педагогов – включает в себя многообразие деятельности:

  • повышение общего уровня педагогической деятельности и качества преподносимых учащимся знаний;
  • внедрение в образовательный процесс передового педагогического опыта и достижений современной науки;
  • обсуждение наиболее сложных тем и разделов образовательных программ;
  • осуществление оценки собственной педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой;
  • разработка, внедрение и апробирование разнообразных обучающих и контролирующих программ (технологий), оценка их эффективности;
  • подготовка тематики проверочных работ для учащихся по итогам изучения темы, раздела, дисциплины, обсуждение их результативности и полученных результатов.

Деятельность методического объединения осуществляется в соответствии с установленным планом. Особое внимание уделяется совершенствованию образовательного процесса.

Проблемные теоретико-практические семинары – направлены на обеспечение единства теоретической и практической подготовки педагогического коллектива. Занятия, проводимые для педагогов в рамках семинаров, направлены на повышение мотивации к самообразованию. Чаще всего семинарские занятия проводятся в форме деловых или ролевых игр, игр-практикумов, тренингов и т.п.

Творческие группы – группы педагогов, которые созданы на основании общих интересов. Работа в группе основана на какой-либо идее, которую педагоги-единомышленники разрабатывают и внедряют в образовательный процесс с целью его совершенствования и повышения качества образования в школе.

Педагогическое самообразование учителей. В соответствии с новым образовательным стандартом (ФГОС), каждый педагог должен быть активным субъектов процесса самосовершенствования. От того как педагогом осуществляется самообразование зависит качество образовательного процесса в школе, уровень внедрения инноваций и технологий, передового педагогического опыта и т.д. Именно поэтому процессу самообразования учителей отводится такое большое значение.

Организация методического процесса: свободная индивидуальная методическая деятельность педагогов; интерактивные формы методического обучения; сочетание индивидуальной, групповой и коллективной методической деятельности; управленческое консультирование.

Содержание методического образования педагогов: научно-методические, практические, дидактические материалы в помощь педагогам; программа развития ОУ.

Взаимодействие педагога и администрации школы: совместные тренинги; делегирование управленческих полномочий педагогам-мастерам; гуманистическая позиция руководителей всех уровней и др.

При планировании научно-методической работы школы педагогический коллектив должен отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Формы научно-методической работы:

1. Тематические педагогические советы.

2. Научно-методические советы.

3. Методическая работа на кафедрах.

4. Работа учителей над темами самообразования.

5. Открытые уроки, их анализ и самоанализ учителя.

6. Взаимоотношение и анализ уроков.

7. Работа психолого-педагогического семинара.

8. Диагностическая лаборатория кафедр.

9. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.

10. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.

12. Внеклассная работа на кафедрах.

Методические формы повышения квалификации

Таблица 3. Методические формы повышения квалификации

Индивидуальные Групповые Фронтальные
– Индивидуальное шефство – Наставничество – Консультации методиста, психолога – Самообразование (самовоспитание) – Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого педагога – Проблемные консультации – Творческие микрогруппы – Тематические семинары –Психологический тренинг – Школа педагогического мастерства – Организационно- деятельностные, ролевые игры – Коллоквиумы –Психолого-педагогический практикум – Школа молодого специалиста – АКС (анализ конкретных ситуаций) – Взаимопосещение уроков – Творческие мастерские – Педсовет –НМС, КЭС –Психолого-педагогические семинары – «Круглый стол» – Теоретические, методические и практические конференции

С несколько иных позиций можно рассматривать научно-методическую работу в школе, если определять её как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства учителя и воспитателя, на развитие творческого потенциала школы, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ методической работы представляют собой три группы:

- единые методические темы;

- научно-практические конференции и педагогические чтения;

- читательские и зрительские конференции;

- творческие микрогруппы учителей;

- школы передового опыта;

- взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий.

- работа над личной творческой темой;

РАБОТА НАД ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ выступает фактором сплочения коллектива. Актуальность ее зависит от уровня деятельности коллектива, интересов учителей. Тема охватывает учебную и внеурочную воспитательную работу. Работа над темой требует подведения промежуточных итогов, корректировки.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ проводятся раз в четверть. Требуют высокой квалификации организаторов и прямых связей с учеными. Положительная тенденция - взаимосвязь теории
и практики. Результатом деятельности семинара становятся не только знания, но и практические умения и навыки.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ способствуют обогащению интересов и духовных потребностей учителей. Примером нетрадиционного проведения конференции являются короткие выступления с последующей дискуссией.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ нацелены на освоение каждым учителем содержания, основных требований и идей новых учебных программ. Виды деятельности: открытые уроки, педагогические консилиумы, творческие отчеты и т.д.

МИКРОГРУППЫ формируются для освоения нового опыта, методики по принципу психологической совместимости, состоят из 3-6 человек. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает теорию, затем обсуждает ее с коллегами и реализует изучаемую идею
в своей практике.

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ имеют следующее назначение:

а) распространение прогрессивного опыта имеющего высокий конечный результат;

б) экспериментальное подтверждение теории, экспертная оценка ее

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ методработы осуществляется с помощью:

-оборудования методкабинетов (монографии, методические пособия, вырезки из журналов и газет, картотеки педагогической литературы, методические разработки лучших уроков и внеклассных мероприятий и т.д.)

Общешкольный план методической работы входит составной частью в план учебно-воспитательной работы школы в раздел "Работа с кадрами". Работу планирует и организует методический совет, основываясь на диагностировании уровня ЗУН и компетенций учащихся и учете затруднений учителей.

Планируется тема работы коллектива, проблематика педагогических советов, тема учительской конференции и т.д.

Практика работы показала, что существует и иной взгляд на методическую работу. Согласно исследованиям, основной формой методической работы (самой массовой) педагоги традиционно считают школьные методические объединения (кафедры) учителей. В то же время, работа методических объединений не может (по содержанию
и функциям) полностью удовлетворить потребности педагогов и требований администрации к методической работе. Будучи организационной формой, она должна определять направления и формы взаимной и индивидуальной педагогической деятельности. Все формы методических занятий делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать
и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

К индивидуальным формам относятся:

• изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;

• рефлексия и анализ собственной деятельности;

• накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;

• создание собственной папки достижений (портфолио);

• создание методической копилки;

• разработка собственных средств наглядности;

• работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;

• разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;

• подготовка выступления на педсовете по проблеме;

• посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;

• собеседование у администрации;

• индивидуальная работа с наставником (наставничество);

• разработка авторского курса или учебного пособия;

• выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.

Формы коллективной методической работы:

• работа над единой методической темой;

• теоретические семинары (доклады, сообщения)

• конкурсы педагогического мастерства;

• деловые игры, ролевые игры;

• обсуждение передового педагогического опыта

• выставки передового педагогического опыта;

• обсуждение авторских программ;

Подбор форм, соответствующих поставленным задачам, - вот одна из целей управления методической работой. Однако для своевременной и точной реализации всех выбранных форм необходимо правильно определить структуру инновационно-методической работы в школе.

Интернет-сайт: http://old.iro.yar.ru/conferences/metod/kuricina.html

Вопросы и задания

1. Заполните таблицу «Основные направления научно – методической работы»:

№ п/п Направления Содержание

2. Подготовьте сообщение на тему: «Формы повышения квалификации».

3.Подготовьте сообщение по вопросам содержания и форм организации методической работы в школе

Пособие содержит описание специфики, форм, видов методической деятельности, используемой в системе дополнительного образования. А также методическую разработку тренинга в игровой форме, рекомендуемого для проведения на методических советах, коллективных собраниях, программу дополнительного образования «Экология человека» и описание методической продукции используемой в работе педагога дополнительного образования.

Методическое пособие предназначено для методистов, педагогов и других работников дополнительного образования.

Глоссарий

Сущность методической деятельности

- «деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,

- обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;

- обсуждение и оценка авторских образовательных программ, учебных пособий;

- обсуждение методов диагностики развития детей;

- обсуждение результативного педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;

- педагогические чтения, научно-практические конференции и др.;

Обобщение педагогического опыта – это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников.

Обобщение опыта – это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Изучается: массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт, найденный в массовой практике.

В основе деятельности эксперта (педагога, методиста) заложено, прежде всего, осмысление, обоснование, анализ и обобщенное систематизированное описание педагогического опыта. При выборе педагогического опыта и его дальнейшего изучения эксперту необходимо обоснование обстоятельств, свидетельствующих о наличии такого опыта (длительное изучение реальной практической деятельности педагога, программно-методических материалов программ воспитательной деятельности, свидетельствующих о высокой и устойчивой результативности образовательно-воспитательного процесса в учреждении или детском творческом объединении на протяжении ряда лет).

Важным этапом в ходе изучения педагогического опыта является постановка четкого целеполагания дальнейшего обобщения. Эксперт должен сделать прогноз и аргументацию ценностей предстоящего обобщения. Обобщить – это вывести и сформулировать основные идеи, на которых базируется конкретный педагогический опыт. Не менее важно обосновать актуальность, продуктивность и перспективность выявленных идей, раскрыть условия, при которых возможна их реализация. Эксперт должен стремиться к выявлению объективных закономерностей творческого использования и развития конкретного педагогического опыта.

Процедурную сторону обобщения педагогического опыта составляют конкретные приемы, методики, способы обработки и описания полученного результата.

Основным методом первичного изучения опыта является самодиагностика педагогом своей профессиональной деятельности (результативность образовательной программы, результативность воспитательной деятельности, профессиональная компетентность и т.д.). Эксперт должен ознакомиться с индивидуально-авторской или экспериментальной образовательной программой педагога, представляющей собой оригинальную методическую разработку, в которой дается обоснование новизны, актуальности новых концептуальных положений по одной из образовательных направленностей (художественно-эстетическая, культурологическая, социально-педагогическая, научно-техническая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая и др.).

В образовательной программе должен присутствовать раздел «Управление образовательной программой (по этапный контроль и результативность). Обычно, образовательные программы такого типа снабжены богатым учебно-методическим комплексом, раскрывающим технологические особенности программы. Педагог дополнительного образования также может представить на рассмотрение эксперту программу воспитательной деятельности детского творческого объединения, составленную на основе Концепции и Программы развития, Воспитательной системы данного УДО. Для объективной оценки результативности деятельности педагога эксперт или инициативная группа могут составить примерный план обследования научно-методической, образовательной и воспитательной деятельности данного педагога.

Методы изучения педагогического опыта: посещение занятий по предварительному согласованию с педагогом; анализ посещенного занятия по предложенной схеме; анкетирование; выявление нового; беседа-опрос; наблюдение; тестирование; анализ продуктов творческой педагогической деятельности.

Обобщение передового опыта начинается с его описания на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводится классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила. Более высокий уровень анализа предполагает установление причинно-следственных связей, механизма взаимодействия различных сторон учебного процесса, уяснение внутренних закономерностей достижения успеха в обучении и воспитании. От описания опыта необходимо переходить к его анализу, выявлению типичного в деятельности педагога-новатора. Например, последовательное обобщение результативного педагогического опыта преодоления неуспеваемости в школах Ростовской области показало, что полученные результаты были следствием комплекса мероприятий, связанных с оптимизацией содержания, средств и методов обучения, сочетанием коллективной и индивидуальной работы в классе, с усилением воспитательного потенциала обучения, творческим характером учебных задач.

- актуальность и социальная значимость педагогической деятельности (в достижении цели и решении образовательно-воспитательных задач, в содержании педагогической, методической и управленческой деятельности);

- научные основы педагогического опыта (научные концепции, теории, положения, методики, в развитии которых проводился педагогический эксперимент, нарабатывался педагогический опыт);

- успешное применение известных научных методик и положительного педагогического опыта;

- рационализация отдельных сторон педагогического, методического, управленческого труда;

- воспроизводство с элементами модификации положительного педагогического опыта в новых педагогических условиях.

Если обобщаемый опыт ориентирован на режим развития, рекомендуется разработать параметры и критерии, адекватные требованиям, предъявляемым к самоорганизуемой педагогической деятельности. В этом контексте критериями, т.е. мерилами оценки качества актуальности, результативности, новизны и т.д., могут выступать различные уровни:

- самостоятельности, компетентности, профессионализма, продуктивности, самообразованности;

- умений реализовывать концептуальные основы и. принципы педагогической синергетики;

- способности заменять или пересматривать ценности, влияющие на отбор содержания образования;

- своеобразных позиций: инновационные моменты, наличие высокого профессионализма и специального мастерства (педагогического почерка) педагога.

Виды методической продукции

Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции:

Методическое описание содержит простое изложение проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию - подробное описание и разъяснение события, действия. Предположим, методист описывает ход интеллектуальной игры «Дебаты»: подробное описание состава команд игроков (название команд, возрастной состав, психологический настрой на предстоящую игру и т. д.); поэтапное описание, возможные замечания, корректировки и т. д.; подробное описание технологических аспектов основного хода интеллектуальной игры "Дебаты".

Выставка может быть:

В своей структуре методическая выставка имеет: название, точно отражающее тему выставки, ее назначение; адресат; разделы выставки.

Примерная структура реферата:

- введение (содержит краткий анализ избранной проблемы, обоснование актуальности; во введении определяются предмет, цели и задачи предстоящего исследования, описываются методики и технологии исследования);

- теоретическая часть (содержит анализ концептуальных положений по избранной проблеме, анализ первоисточников; раскрывает научное состояние проблемы, ее новые аспекты, требующие дальнейшего углубленного изучения и т. д.);

- практическая часть (включает авторские разработки, описание позитивных, негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т.д.). Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.

- заключение (содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования);

- приложения (прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности)

Вступительная часть – пояснительная записка, где обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа.

Изложение главного тезиса, что именно рекомендуется сделать по улучшению существующего положения.

- нормативные документы, определяющие деятельность в данном направлении;

- разработки конкретных дел, сценарии проведенных мероприятий;

В методических отделах, методических кабинетах накапливается фонд методических материалов. Методисты создают тематические папки по всем образовательным направленностям, существующим в конкретном учреждении.

Примерная схема сценария:

Название; адресат; цели и задачи; участники, реализующие сценарий, действующие лица; полный текст выбранного сценария; использованная литература.

Сценарий снабжается методическими советами, ремарками. Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.

Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия:

- церемониал – торжественная церемония, яркий праздник (открытие, закрытие, награждение, вручение дипломов, грамот, призов участникам). Организаторам праздников необходимо четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль формирования (расстановка участников, как элемент стиля, интонация, речь, темп);

- атмосфера приподнятости, возбуждения – одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного замысла. Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник всеми участниками переживается как бы на уровнях: «с собой», «с другими / всеми участниками», «через рассказ».

При разработке годового плана методической деятельности многие педагогические коллективы в начале учебного года определяют методическую тему, над которой будут работать в течение всего года. Например, «Овладение принципами программно-методического обеспечения в УДО», «Определение качества образовательно-воспитательной деятельности в УДО»

(рассчитана на возраст учащихся 11 – 14 лет)

Срок реализации 2 года

Пояснительная записка

В понятии окружающей среды отражено единство взаимосвязи человека и общества с природой. Человек в определенном смысле является продолжением природы, в то же время он является силой преобразования природы. В отличие от животных сообществ, люди взаимодействуют со средой, как организмы, сознательно изменяющие ее для создания материальных благ. Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни - Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

Новизна. В проведении занятий используются новые педагогические технологии: гуманно-личностные и сотрудничества, где акцент ставится на предоставление воспитуемому свободу выбора и самостоятельности, на реализацию равенства в отношениях педагога и ребенка, на поддержку личности. В программе осуществляется неразрывная связь теоретических и практических занятий.

Цель программы – продолжение формирование у кружковцев экологической культуры, системы ценностных отношений к природе и окружающему миру. Создание условий для формирования и развития творческого потенциала личности обучающегося, способного к творческому самовыражению.

Задачи программы - обучающие:

2. Выработка четкого представления о строении организма человека, его функциональных системах, их значение.

4. Формирование сознательного отношения к охране окружающей среды.

Особенности программы – осуществление развивающего воздействия на обучающихся через формирование у школьников системы элементарных знаний и умений экологического характера, которые необходимы для дальнейшей успешной социализации обучающихся.

Срок реализации – 2 года.

Формы и режим занятий:

Основные формы работы кружка: групповые, коллективные. Проведение игровых приёмов помогает закреплению материала, организовывает досуг. Проведение экскурсий в природу помогает накапливать знания о разнообразии растительного и животного мира.

Продолжительность занятий : занятия проводятся согласно расписанию.

Занятия в группах второго года обучения проходят 2 раза в неделю по 3 академических часа.

Основные формы занятий : диагностика (анкеты, тесты, опросы), беседы, викторины, конкурсно-развлекательные программы, познавательные игры, творческие занятия, мастер-классы, игровые тренинги.

Возраст обучающихся 11-14 лет.

Предполагаемые результаты.

Качественные критерии оценки результатов деятельности детского объединения:

- изменение уровня сформированности экологической культуры школьников (заинтересованность проблемами сбережения природных ресурсов, изменение отношения к живым объектам), активизация жизненной позиции;

- способность применять полученные знания в повседневной жизни.

Количественные критерии:

- количество усвоенных новых понятий к концу занятия (тестирование, собеседование);

- промежуточный и итоговый контроль (тестирование);

- сохранность контингента учащихся (статистический отчет);

- вовлечение школьников в учебно-исследовательскую и практическую деятельность (% от общего количества учащихся);

- количество учащихся, выступивших на конференциях разного уровня (статистический анализ).

В результате работы по программе обучающиеся должны: иметь представление о биологическом разнообразии своей местности, его значении и мерах сохранения; овладеть методиками мониторинга.

Обучающиеся овладеют навыками: работы с литературой; составления и оформления отчетов; исследовательской деятельности; публичного выступления на конференциях; практического использования полученных результатов в природоохранных целях.

Педагогические принципы, положенные в основу программы:

Методы обучения:

Методическая работа.

Организационная работа .

Читайте также: