Нужна ли лицензия ип на образовательную деятельность без сотрудников

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ИП осуществляет деятельность по обучению населения на курсах и по репетиторству в области бухгалтерского учета, налогообложения и кадрового дела. Деятельность осуществляется по патентной системе.
ИП привлекает для проведения курсов преподавателей, сам преподавания не ведет. Отношения с преподавателями оформляются договорами оказания информационных услуг (преподаватели тоже являются ИП). Преподаватели работают дистанционно, то есть преподают через вебинары, а проверку работ учеников осуществляют дистанционно по Интернету.
Обязан ли ИП получать лицензию на образовательную деятельность и что она дает ИП и его обучающимся?


1. Согласно п. 17 ст. 2 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательной деятельностью признается деятельность по реализации образовательных программ, то есть комплексов основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, форм аттестации, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п. 9 ст. 2 Закона N 273-ФЗ). В свете такого максимально обобщенного определения полагаем, что деятельность по обучению в области бухгалтерского учета, налогообложения и кадрового дела должна рассматриваться (в том числе компетентными органами) именно как образовательная деятельность (смотрите также п. 18 (реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации) и 19 (реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки) Перечня образовательных услуг по реализации образовательных программ (Приложение к Положению о лицензировании образовательной деятельности).
Образовательная деятельность в соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также частью 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ подлежит обязательному лицензированию. При этом соискателями соответствующих лицензий согласно части 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ выступают образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. То есть, исходя из буквального толкования закона, индивидуальный предприниматель, который оказывает образовательные услуги лично, без привлечения других лиц, вправе работать без оформления лицензии. Если же он привлекает к осуществлению такой деятельности педагогических работников (в данном случае непринципиально происходит это на основании трудового или гражданско-правового договора), ему необходима лицензия (смотрите также письмо Минфина России от 18.08.2014 N 03-04-05/41163).
2. При осуществлении образовательной деятельности индивидуальный предприниматель вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 2 ст. 16, п. 20 ст. 2, ч. 2 ст. 21 Закона N 273-ФЗ).
ИП вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от его места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ч. 1 ст. 16 Закона N 273-ФЗ).
Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, установлены в п.п. 4, 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение N 966). В частности, к таковым отнесены:
- наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
- наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Однако при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий соблюдение таких условий не требуется.
Согласно пп. "а" п. 5 Положения N 966 для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий необходимо наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со ст. 16 Закона N 273-ФЗ.
Поэтому в общем случае индивидуальному предпринимателю достаточно представить подписанную им справку о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды (пп. "и" п. 10 Положения N 966, пп. "и" п. 12 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.11.2014 N 1517, пп. "и" п. 12 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.03.2015 N 244). При этом необходимым минимальным условием использования дистанционных образовательных технологий является наличие соответствующего программного обеспечения (интернет-браузер) и подключения к сети Интернет.
3. Стоимость государственной пошлины за первичную выдачу лицензии составляет 7500 рублей (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Отметим также, что за осуществление лицензируемых видов деятельности без получения лицензии возможно привлечение к административной (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ) или даже уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

18 сентября 2018 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Лицензия на образовательную деятельность: нужна ли она языковым школам и детским центрам?

На образовательную деятельность нужно получать лицензию. Обычные школы и вузы не сомневаются в её необходимости. Для частных компаний, например, языковых школ и детских секций, ситуация не так очевидна. Считаются ли тренировки и нешкольные занятия образованием? Если да, какие есть исключения?

Что такое образовательная деятельность

Начнём с популярного заблуждения. Предприниматели говорят: «Мы не школа, мы не выдаём аттестаты, поэтому к нам не должно быть вопросов». Но аттестат — не единственный критерий образовательной деятельности. Закон об образовании определяет множество признаков. Наличие любого из них может привести к спорам с Рособрнадзором.

Обучение ведётся по программе, где обозначены:

предмет, объем и режим обучения;

преподаватели и условия обучения;

способы и формы оценки результатов.

Образовательная программа:

представлена в виде рабочей программы, графика, учебного плана или расписания занятий;

содержит методические и оценочные материалы.

Обучение ведут преподаватели (штатные или по договорам ГПХ).

Уровень полученных знаний и навыков проверяется, оценивается и, в итоге, подтверждается.

На самом деле учебные центры, языковые курсы, онлайн-школы — занимаются образованием. Просто не общим, а дополнительным.

Рособрнадзор это знает. Даже если в ОКВЭДе указана развлекательная деятельность, школа позиционирует себя как «центр досуга», а учителя называют себя как-то иначе, инспекторы постараются выяснить две вещи:

1. Является ли деятельность фактически образовательной.

2. Попадает ли предприниматель или организация в список исключений, которые освобождают от получения лицензии.

Когда лицензия точно не нужна: исключения

Освобождены от получения лицензии:

1. Физические лица. Они не могут заниматься образовательной деятельностью по ст. 21 Закона об образовании. Для этого нужен статус ИП или юридического лица. Им можно только заниматься репетиторством, давать частные уроки (например, музыки, рисования), вести тренинги.

2. Индивидуальные предприниматели, которые лично ведут обучение и не привлекают других педагогов. Например, если вы лично ведёте онлайн-курс по фотографии, лицензия не нужна в любом случае. Даже если это годовая программа обучения с выдачей сертификата в конце.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Спорные ситуации из судебной практики

Когда Рособрнадзор находит нарушение, компанию наказывают по 14.1 КоАП. ИП штрафуют на 4-5 тыс. ₽, ООО — на 40-50 тыс. ₽. Затем инспекторы приходят второй раз, чтобы проверить исправления. Значит, компании заодно придётся обязательно получить лицензию и соответствовать лицензионным требованиям. А это довольно сложно и дорого, а некоторые помещения вообще нельзя адаптировать под требования санпинов.

Поэтому предприниматели обращаются в суд и пытаются доказать, что они не занимаются образовательной деятельностью. Судебная практика очень неоднозначна, особенно на уровне районных судов.

Покажем на двух примерах:

1. Дело № А56-25488/2013. Учебный центр по инициативе прокуратуры привлекался к административной ответственности за образовательную деятельность без лицензии. Центр обучал иностранным языкам, компьютерной грамотности и другим предметам. Курсы носили платный характер. Знания учеников не проверялись, документ об образовании не выдавался. Суд пришёл к выводу, что всех признаков образовательной деятельности нет, а есть только её отдельные характеристики. Ответственности центр избежал.

2. Дело № 310-АД17-3729. Дошло до Верховного суда, более свежее и показательное. Ответчик — учебный центр, который занимался подготовкой судоводителей маломерных судов. Ситуация схожая: платные курсы без итоговой аттестации и выдачи свидетельства. Но в данном случае Верховный суд сделал вывод о том, что невыдача свидетельств об окончании программы не мешает считать деятельность образовательной.

Напомним, что суды ориентируются на Верховный суд, но не всегда принимают аналогичные решения. Есть шанс, что языковая школа или детский центр получат решение, как в первом случае, — и им не придётся платить штраф и возиться с лицензией.

Как подстраховаться от претензий

1. Не указывать образовательную деятельность в кодах ОКВЭД, уставных документах, на сайте, в рекламе и т.д.

2. Позиционировать деятельность как информационную, консультативную, развлекательную — это типичные варианты.

3. Отказаться от использования «образовательной» и «обучающей» терминологии. Хорошо подходят «семинары», «вебинары», «лекции», «мастер-классы» и т.п. Вместо «обучался» — «участвовал», «прослушал».

4. Не заявлять о возможности повышения профессионального уровня, получении новой квалификации, новой профессии и т.п. Не должно быть этого и в документации.

5. Не использовать систему тестов, оценок для проверки знаний, тем более как основание для выдачи итогового документа. Если есть «домашки» — только добровольные, ни к чему не обязывающие, без оценок.

6. В сертификатах, дипломах, свидетельствах, если они предусмотрены, достаточно отразить факт прохождения (участия, прослушивания) определённой программы (семинара, лекции, тематического курса). Под запретом — указание на повышение профессионального уровня (получение нового) и возможность работы по специальности.

Чем меньше реальная деятельность похожа на образовательную, тем меньше риск штрафа за отсутствие лицензии.

Если скучно разбираться с теорией, мотайте в конец статьи. Там откровение владельца детского центра: он знает законы, но у него нет лицензии и делать ее он не будет. Публикуем на условиях анонимности.

Марина Петрова

Когда лицензия не нужна

Когда детским центрам нужна лицензия — в «Деле»

Напомним: если детский центр занимается образовательной деятельностью, ему нужна лицензия и без нее работать нельзя. Об этом мы рассказывали в прошлой статье. Но есть исключение: если ИП работает лично, без сотрудников-педагогов, лицензия не нужна.

Все остальные клубы без лицензии не должны ничему учить. Зато вот чем они могут заниматься:

  • присматривать за детьми;
  • развлекать;
  • проводить занятия для социализации и общего развития.

Разберем, что можно и чего нельзя детским центрам в каждом из этих случаев.

Не нужна лицензия, если ИП работает лично и не нанимает педагогов

В 2013 году закон разделил предпринимателей:

  • работают сами, не нанимают педагогов в штат — лицензия не нужна;
  • открывают детские клубы и нанимают педагогов в штат — нужна лицензия. А руководителям придется получать корочку «Менеджмент в образовании», достаточно трехмесячных дистанционных курсов профессиональной переподготовки.

Чтобы открыть детский клуб без лицензии, предприниматель должен работать сам, без наемных педагогов. Для этого ему придется получать профильное образование. Например, для курсов по рисованию подойдет диплом высшего образования «Учитель изобразительного искусства» или среднее образование по специальности «Живопись». Если по образованию он экономист, достаточно пройти курсы переподготовки, например по программе «Педагог ИЗО в организациях дополнительного образования».

В штат можно нанять администратора, повара, инструктора, уборщицу или няню, но нельзя взять на работу человека с должностью воспитателя, педагога, учителя, преподавателя, методиста в трудовой книжке.

Ольга — музыкант, и занимается флейтой с малышами от трех лет. Она преподает сама, поэтому лицензия ей не нужна.

Если она возьмет на работу преподавателя по вокалу, придется получать лицензию. Без лицензии она может нанять администратора, чтобы он отвечал на звонки, вел социальные сети, следил за чистотой. Но учить детей музыке администратор не сможет.

Иногда предприниматели оформляют преподавателя администратором, чтобы не получать лицензию. Кажется, что всё равно никто не узнает. В реальности это рискованно. Если родители пожалуются на клуб, придет проверка. Тогда выяснится, что администратор учит детей. Доказать это будет несложно: достаточно опросить родителей.

Если ИП работает сам, из ОКВЭДов подойдет код 85.41 — «Образование дополнительное детей и взрослых».

В клубе без лицензии присматривают за детьми

Если с детьми гуляют и играют, их кормят и укладывают спать по режиму, лицензия не нужна. Клуб заключает с родителями договор на присмотр и уход. Закон говорит о присмотре и уходе так:


Таким клубам нужно выбирать код ОКВЭД 88.91 — «Предоставление услуг по дневному уходу за детьми», он относится к социальным услугам. С таким ОКВЭДом надо заниматься социальными услугами. Если начать готовить к школе, это может обнаружить проверка. В лучшем случае обойдется требованием получить лицензию или предупреждением, в худшем — штрафом или даже приостановлением деятельности клуба.

Детский клуб «Радужка» занимался присмотром и уходом за детьми. В клуб пришла прокуратура, потому что два раза в неделю с детьми проводили уроки по подготовке к школе. Прокуратура нашла признаки, что клуб занимался образовательной деятельностью:

  • учебники, прописи, рабочие тетради;
  • договор оферты со стоимостью занятий группы «Знай-ка», в котором упомянута дошкольная программа для детей 5—6 лет;
  • методические материалы и пособия в комнате для занятий.

Суд согласился с прокуратурой, но заменил штраф на предупреждение. Судебное дело.

В клубе развлекают детей

Развлекательные клубы есть почти в каждом торговом центре: там можно оставить ребенка, пока ходишь по магазинам, или заказать праздник, шоу-программу, квест. В клубе много игрушек, лабиринты, батуты, горки, а с детьми работают аниматоры, инструкторы, организаторы. Прийти и уйти можно в любое время. Фиксированных занятий нет, а родители платят по часам или за мероприятие.

Такие клубы работают под ОКВЭДом 93.29.9 — «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая».

Клуб проводит общеразвивающие занятия

В клубе с детьми занимаются творчеством, танцами, спортом. Это похоже на образовательную деятельность, но у занятий не все признаки образовательной деятельности и другие коды ОКВЭД.

Клубную деятельность выбирают предприниматели, которые не считают свои занятия образовательными. Они называют центры досуговыми, нанимают специалистов по работе с детьми и инструкторов, работают без образовательной программы и фиксированного расписания.

Наташа ходит в клуб на занятия по лепке и арт-терапии. Иногда маме некогда водить дочь, и та пропускает занятия. Но это неважно: в клубе нет жесткого расписания, никто не оценивает результат. Главное, чтобы ребенку нравилось.

Из ОКВЭДов подойдет 90.04.3 — «Деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества».

С клубной деятельностью не всё однозначно. В 2013 году Министерство образования описало, как организовывать дополнительное образование, и перечислило его формы:

  • клубы,
  • секции,
  • кружки,
  • лаборатории,
  • студии,
  • оркестры,
  • творческие коллективы,
  • ансамбли,
  • театры.

Ничто не мешает кружкам, клубам и секциям быть образовательными. Судебные решения по клубным делам разные. Иногда суды встают на сторону предпринимателей.

Прокуратура проверила центр раннего развития «Супердетки» и посчитала, что компания ведет образовательную деятельность без лицензии. В центре учили английскому. Предприниматель настаивала, что у нее кружок, специальных программ нет, и это не образование.

Суд рассмотрел такие факты о клубе:

  • с родителями заключали договоры о досуговой и воспитательной деятельности;
  • количество детей на занятиях всегда разное, посещение клуба несистематическое;
  • в клубе нет педагогогов, там работают руководитель кружка, администратор и организатор детского досуга;
  • в документах и рекламе нет ничего об обучении.

Суд не увидел в работе клуба образовательной деятельности и согласился с собственником. Судебное дело.

В другом деле прокуратура выиграла.

Прокуратура и Министерство образования проверили детский клуб «Веселые горошины». Проверяющие опросили собственника, проверили сайт и документы и вот что нашли:

  • программу дошкольного образования «Детство»;
  • расписание занятий для детей разного возраста;
  • договоры с родителями на обучение по образовательной программе;
  • трудовые договоры с педагогами — воспитателем и логопедом;
  • должностную инструкцию воспитателя с описанием его обязанностей как педагога;
  • медицинские книжки педагогов.

Суд решил, что клуб ведет образовательную деятельность, и оштрафовал его на 4000 рублей.

Эксперт портала Гарант.ру разобрал вопрос про кружок танцев и тоже не дал однозначного ответа на вопрос, нужна ли лицензия:


Образовательная деятельность — это набор признаков: системность, результат, обязательность, продолжительность, последовательность. Чтобы доказать, что лицензия не нужна, придется показать, что в занятиях таких признаков нет, и подтвердить это договорами и другими документами.

Мнение владельца детского клуба

У Михаила (это вымышленное имя) детские центры в двух городах и франчайзинговая сеть. Он рассказал, что думает о лицензиях.

— У меня два детских центра. В них мы готовим детей к школе, занимаемся ментальной арифметикой, скорочтением и каллиграфией. Такие центры не нужно было лицензировать, пока в 2013 году не приняли новый закон об образовании.

Один из моих детских центров работает с лицензией. Пятнадцать лет назад я начал заниматься дополнительным образованием взрослых, организовал курсы повышения квалификации и получил лицензию для дополнительного образования. Позже просто добавил занятия для детей.

Когда я открыл второй клуб в торгово-офисном центре, я тоже хотел его лицензировать. Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут. Как минимум одна стена должна быть несгораемой, поэтому разрешения работать в этом помещении он не дал.

Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут

Менять место было затратно, но проблема даже не в этом. У нас в городе почти нет помещений с пожарным выходом и тремя туалетами, как требуется для детских центров. Либо цена за аренду такая, что детскому клубу не потянуть.

Если лицензируешь клуб, раз в три года будут приходить проверки. К последней я готовился три месяца, похудел на четыре килограмма. Зато когда лицензии нет, ты в списках департамента образования не значишься, и проверка придет только если жалоба или форс-мажор. Поэтому один из центров я не стал лицензировать.

Я завуалировал образовательную деятельность: взял клубный ОКВЭД, педагогов оформил инструкторами-модераторами. Мы как бы не обучаем никого, просто проводим время за изучением английского. Многие центры работают именно так.

Чтобы центр развивался, нужны педагоги. Но если в штате педагоги, нужна лицензия. Чтобы избежать лицензирования, руководители или никак не оформляют педагогов, или оформляют по трудовому договору консультантами, инструкторами.

Иногда ИП берет ОКВЭДы «аренда» и «консультационная деятельность», приглашает других ИП с педагогическим образованием и сдает им свое помещение. То есть сам предприниматель клуб не держит, а отдает место для занятий с детьми. Ему лицензия не нужна и приглашенным предпринимателям тоже — каждый из них работает сам. Кажется, всем хорошо. Проблема в том, что тогда каждому педагогу нужно открыть расчетный счет, поставить онлайн-кассу и деньги принимать, заключать договоры с родителями. Не каждый педагог на это пойдет.

За образовательной деятельностью в области присматривают восемь сотрудников. Они по плану проверяют детские сады, школы, дома творчества и всех, у кого уже есть лицензия. Им некогда бегать по клубам. Мы тоже стараемся не давать повода для проверок и соблюдать законы: официально регистрируемся, платим налоги, по-честному занимаемся с детьми.

Мнение юридического консультанта

Юридический консультант Марина Петрова поделилась мыслями о мнении владельца детского клуба:

— Требования к небольшим клубам с образовательными занятиями кажутся избыточными. Клубу с двумя преподавателями и парой классов затруднительно работать по правилам, которые написаны для домов творчества с четырьмя сотнями детей. Но есть требования закона, которые касаются жизни и здоровья, их нужно выполнять. Например, закон запрещает открывать клубы в цоколе, потому что там не хватает дневного света и свежего воздуха.

С ограничениями можно работать. Если в цоколе полноценные окна и хорошая вентиляция, я рекомендую пригласить Роспотребнадзор для консультации. Они осмотрят помещение и могут его одобрить.

ИП не нужно получать заключение МЧС для оформления лицензии. Но правила пожарной безопасности соблюдать нужно. Иначе при проверке клуб могут оштрафовать. Чтобы просчитать пожарные риски, можно обратиться в компанию, которая делает пожарные аудиты. Она расскажет, как действовать.

Найти подходящее помещение сложнее всего. Понимаю тех, кто открывался пять—десять лет назад: место насиженное, уходить не хочется и затратно, как говорит Михаил. Но, если руководитель решил заниматься этим бизнесом всерьез, я бы порекомендовала готовиться к переезду.

Плановые проверки проходят обычно раз в три года. В образовании, социальных услугах, здравоохранении и некоторых других сферах — раз в два года. Бывает, что плановые проверки вовсе не приходят. Повод для внеплановой — жалоба или решение прокуратуры.

Если дети занимаются в клубе с лицензией, родители могут получать налоговые вычеты, оплачивать занятия материнским капиталом, а в будущем — и сертификатами дополнительного образования.


С экспертом по праву разобрали все финансовые, налоговые и юридические аспекты открытия онлайн-школы. В статье — коротко обо всем, что нужно знать, чтобы начать заниматься онлайн-образованием.

Что выбрать: физлицо, ИП, самозанятость или ООО

Перед тем как открывать онлайн-школу, нужно определиться с формой регистрации бизнеса.

По закону любой человек, который что-либо продает, оказывает услуги, сдает в аренду и регулярно получает за это деньги, должен зарегистрировать бизнес. Без регистрации заниматься предпринимательской деятельностью запрещено законом. Поэтому открыть школу физлицу без регистрации не получится.

В России есть три формы регистрации бизнеса: ООО, ИП и самозанятость.

Если онлайн-школа будет заниматься образованием с выдачей дипломов, без статуса ИП или ООО работать нельзя. Самозанятые не могут заниматься образованием и выдавать дипломы.

Если же это не школа в привычном понимании, а просто обучающие курсы, которые ведет один человек, могут подойти все три формы регистрации, ограничений нет.

Какую форму выбрать для регистрации онлайн-школы

Что планируете делатьЧто подойдет
Будете вести онлайн-курсы один, без сотрудников и без дипломов Самозанятость
Планируете запустить полноценную школу, принимать оплату через форму на сайте, нанимать сотрудниковИП
Открываете бизнес с партнерами, планируете привлекать инвесторов в обмен на долю в компании и готовы получать лицензиюООО

Теперь о каждом варианте подробнее.

Самозанятость — это специальный налоговый режим для физлиц и ИП без сотрудников. Самозанятые регистрируются за 10 минут через мобильное приложение и платят налог на профессиональный доход.

Ставки налога — 4% при работе с физлицами, и 6% при работе с юрлицами. Для всех плательщиков предусмотрен вычет 10 000 ₽, который можно получить один раз.

Благодаря ему время ставки налога будут даже ниже: 3 и 4% соответственно.

У самозанятых есть ряд ограничений, им нельзя:

  • нанимать сотрудников;
  • перепродавать товары или работать по агентским договорам;
  • зарабатывать больше 2,4 млн рублей в год.

Если нарушить эти ограничения, самозанятый перестанет быть плательщиком налога на профессиональный доход. Надо будет зарегистрироваться как ИП.

Индивидуальный предприниматель. С точки зрения закона ИП — это физическое лицо, которое имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Он может открывать бизнес, нанимать сотрудников, но при этом с точки зрения закона это один конкретный человек, который зарегистрировался как предприниматель. Поэтому ИП нельзя открыть с партнером и продать долю в бизнесе.

ИП не нужен юридический адрес: бизнес зарегистрируют по месту прописки.

Все деньги на счете ИП — его личные. Он не обязан платить себе зарплату, может тратить деньги с расчетного счета сразу на свои личные нужды. Но при этом и все долги — тоже его личные, по обязательствам бизнеса он отвечает своим имуществом.

ИП может нанимать сотрудников и зарабатывать деньги практически без ограничений. Поэтому такой вариант подойдет большинству онлайн-школ — есть все необходимое для работы, но при этом меньше сложностей с отчетностью, чем у ООО.

ООО. Это компания, юридическое лицо, которое могут открыть один или несколько учредителей. ООО принадлежит учредителям как актив — например, как квартира или машина.

Если учредитель один, он владеет всем бизнесом. Несколько учредителей владеют долями компании пропорционально их вкладам в уставный капитал.

Деньги ООО принадлежат компании, нельзя так просто пойти и снять их со счета. Чтобы использовать деньги в личных целях, учредителям надо платить себе зарплату или начислять дивиденды и платить с них дополнительные налоги.

У ООО должен быть уставный капитал — минимум 10 000 ₽. Его учредители вносят на счет юрлица. А еще ООО нужен юридический адрес: это может быть арендованное помещение или недвижимость из учредителей.

Юрлицо обязано вести бухгалтерский учет и нанимать сотрудников в штат — как минимум сразу компания обязана трудоустроить директора. Это значит, что без бухгалтера в ООО, скорее всего, не обойтись: за сотрудников надо сдавать много дополнительной отчетности.

Для онлайн-школы ООО может подойти, если вы начинаете бизнес с партнерами и вам надо юридически закрепить доли. Или если вы привлекаете инвестиции в обмен на долю в бизнесе.

Какую систему налогообложения выбрать для онлайн-школы

Для онлайн-школы подойдет ПСН и УСН.

Патентная система налогообложения. Применять патентную систему налогообложения могут только ИП, для ООО и самозанятости этот режим не подходит. Для ИП на патенте есть ограничения:

  • иметь не больше 15 сотрудников по всем видам предпринимательской деятельности;
  • годовой доход не больше 60 миллионов рублей.

Патент покупается на определенный срок — от месяца до года. Стоимость патента определяют власти конкретного региона, в каждом регионе для каждого вида деятельности она своя. Рассчитать стоимость патента можно в сервисе на сайте ФНС.

Можно ли оформить патент по образовательной деятельности, зависит от региона. Он может и не предусмотреть такой патент. Список услуг для образования дошкольников есть в группировке с кодом 85.11, а для сферы дополнительного образования детей и взрослых — в группе с кодом 85.41.

Стоимость годового патента на образовательную деятельность в Москве

Стоимость патента зависит от выбранной деятельности, срока патента и региона, где находится бизнес.

Упрощенная система налогообложения (УСН). Самый популярный режим среди малого бизнеса — подходит и для ИП, и для ООО. На этой системе бизнес платить только один налог по УСН.

Есть два способа расчета налогов по УСН:

  • УСН «Доходы» — на ней платят до 6% от всех доходов бизнеса;
  • УСН «Доходы минус расходы» — на ней платят до 15% от разницы между доходом и расходами, которые можно подтвердить документами.

УСН «Доходы» стоит выбрать, если расходов у бизнеса немного — например, в онлайн-школе вы сами ведете обучение и тратите деньги только на рекламу.

Если расходов много и все их можно подтвердить — например, вы платите большую официальную зарплату сотрудникам, а еще вкладываетесь в оборудование и качественный монтаж видеоуроков, — могут быть выгоднее «Доходы минус расходы».

Чтобы понять, как система налогообложения подойдет вам, надо просчитать все три варианта.

Узнайте стоимость патента в вашем регионе и сравните с тем, сколько приблизительно потратите на налоги на УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы».

Каким онлайн-школам нужна лицензия

Иногда онлайн-школе нужно получить лицензию на образовательную деятельность. Такую лицензию выдает Рособрнадзор и региональные госорганы. Подать заявление можно на портале госуслуг.

Когда нужна образовательная лицензия. Главное условие, при котором нужна лицензия — будет ли школа обучать людей по программе из перечня образовательных услуг и выдавать дипломы об образовании государственного образца. Такой диплом подтверждает квалификацию или переквалификацию.

Если планируете выдавать дипломы о получении образования, присваивать квалификации или переквалификации — лицензия нужна.

Такой деятельностью могут заниматься только ИП и ООО, самозанятость для этого не подойдет. Для ООО действует дополнительное ограничение — образовательная деятельность, которая подразумевает выдачу дипломов не должна быть основной, а только дополнительной. Поэтому проще зарегистрировать ИП.

Если у ИП нет других преподавателей, действует послабление — он может работать без лицензии. То есть, если в онлайн-школе преподает только сам ИП, школа может выдавать дипломы государственного образца без лицензии.

Когда можно работать без лицензии. Если онлайн-школа выдает дипломы не об образовании, а об обучении или вообще не выдает никаких подтверждающих документов, она может работать без лицензии.

Диплом об обучении подтверждает прохождение обучения, но не факт наличия образования. По такому нельзя присвоить квалификацию или категорию. Он как бы сообщает, что этот человек прослушал курс, получил новые знания.

Такой деятельностью можно заниматься при любой форме регистрации бизнеса: самозанятым, ИП или ООО. Лицензию получать не нужно, ограничений нет.

Не нужна лицензияНужна лицензия
Курсы по личностному росту и ораторскому мастерствуКурсы повышения квалификации для бухгалтеров
Онлайн-школа фитнеса, которая проводит марафоны для тех, кто хочет привести себя в формуКурсы подготовки парикмахеров с выдачей диплома государственного образца
Онлайн-курсы и вебинары по таргету и продвижению в инстаграмКурсы для медбратьев и медсестер с присвоением квалификации

За образовательную деятельность без лицензии, в тех случаях, когда она нужна, предусмотрен штраф:

  • для ИП — 4000—5000 ₽;
  • для юрлица — 40 000—50 000 ₽.

Если есть сомнения, нужна ли лицензия для вашей сферы бизнеса, рекомендуем проконсультироваться с профильным юристом.

Надо ли регистрировать товарный знак

Для онлайн-школы это не обязательно. Но если вы хотите развивать свой бренд и быть уверенным, что никто не откроет другую школу с таким же названием, лучше зарегистрировать товарный знак.

Что еще нужно для онлайн-школы

Вы зарегистрировали бизнес, получили лицензию и даже подали заявку на торговый знак. Теперь осталось открыть расчетный счет, подключить кассу, настроить удобные способы оплаты и подготовить оферту.

Открыть расчетный счет в банке. Счет понадобится, чтобы принимать оплату от покупателей онлайн, рассчитываться с контрагентами, платить налоги и взносы. Без расчетного счета работать не получится.

Подключить онлайн-кассу. С 1 июля 2021 года заканчивается льгота для ИП без работников, которые продают товары собственного производств, сами оказывают услуги или выполняют работы. Поэтому теперь онлайн-касса будет нужна всем ИП, чтобы принимать плату за образовательные услуги.


АТОЛ SIGMA 7 — пример онлайн-кассы

Онлайн-касса — это реальный гаджет, который находится у предпринимателя. Через нее надо пробивать каждую продажу, она формирует и печатает чек для покупателя, а информацию о продаже отправляет в налоговую.

Для оплаты на сайте нужна облачная онлайн-касса. Облачная касса работает как сервис: вы арендуете реальную кассу, которая находится в дата-центре, и передаете на нее информацию о продажах в интернет-магазине. Касса удаленно формирует чек и посылает его покупателю на e-mail или телефон.

Онлайн-касса — не то же самое, что интернет-эквайринг. Эквайринг принимает оплату картами, а онлайн-касса пробивает чек и отправляет его покупателю и в налоговую. Чтобы принимать от покупателей оплату на сайте, надо подключить и кассу, и эквайринг.

Подключить интернет-эквайринг, оплату в кредит или рассрочку. Чтобы клиентам было удобно оплачивать курсы, необходимо подключить современные способы оплаты.

Интернет-эквайринг нужен, чтобы принимать оплату картой на сайте. Его можно прикрутить напрямую к сайту, тогда клиент сможет оплачивать курсы самостоятельно без вашего участия.

Еще можно самому формировать ссылку на оплату в личном кабинете банка и отправлять ее клиенту в мессенджер — это удобно, если вы продаете вручную через, например, соцсети и у вас нет сайта.

Если вы планируете продавать курсы, которые стоят дорого, можете подключить сервис кредитного брокера от банка. С помощью него ваши покупатели смогут купить курс в кредит или рассрочку.

В сфере онлайн-образования рассрочка помогает привлечь новых учеников и повысить средний чек. Не все готовы сразу расстаться с большой суммой за онлайн-обучение, а рассрочка позволяет разделить платеж на несколько частей.

Подготовить оферту. Онлайн-школе стоит заключать договора с клиентами. Для школы это защита от недовольных учеников, а для покупателя — гарантия, что ему окажут те услуги, на которые он рассчитывал. Удобнее всего это делать с помощью публичной оферты. Как такую составить и как ей пользоваться — рассказываем в отдельной статье.

В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N° 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон об образовании) к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Частью 2 статьи 21 Федерального закона об образовании установлено, что на индивидуальных предпринимателей, обучающихся, педагогических работников, занятых у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (часть 1 статьи 32 Федерального закона об образовании).

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (часть 3 статьи 32 Федерального закона об образовании).

К основным общеобразовательным программа относятся:

  • образовательные программы дошкольного образования;
  • образовательные программы начального общего образования;
  • образовательные программы основного общего образования;
  • образовательные программы среднего общего образования.

К дополнительным общеобразовательным программа относятся:

  • дополнительные общеразвивающие программы;
  • дополнительные предпрофессиональные программы.

*К основным программа профессионального обучения относятся:

  • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
  • программы повышения квалификации рабочих, служащих;
  • программы переподготовки рабочих, служащих.

*Реализация основных программ профессионального обучения осуществляется в соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 июля 2013 года N° 513.

Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы (часть 4 статьи 32 Федерального закона об образовании).

При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности (часть 5 статьи 32 Федерального закона об образовании).
Согласно части 2 статьи 91 Федерального закона об образовании соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Обращаем внимание, что согласно части 10 статьи 108 Федерального закона об образовании индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 года. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.

Порядок лицензирования образовательной деятельности устанавливает Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N° 966.

Читайте также: