Нужно ли платить аванс за электроэнергию

Опубликовано: 17.09.2024

Читайте условия заключенного вами договора. Т.к. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Похожие вопросы

ответы на вопрос:

Если у Вас установлен счётчик, платите за фактически потреблённую электроэнергию. Если поставщик электроэнергии требует предоплату, как условие заключения договора на поставку электроэнергии либо по лицевому счету, обращайтесь в прокуратуру и на основании ст. 10 ФЗ-3,,О прокуратуре РФ,, требуйте защиты Ваших прав и законных интересов. Прокуратура обязана провести по Вашему заявлению всестороннюю проверку и если в действиях поставщика будут найдены нарушения закона, прокуратура внесёт представление об устранении нарушений, с сообщением Вам о принятых мерах.

Геннадий Сергеевич, любое СНТ - это юридическое лицо и очевидно, является абонентом электросетей.

ответы на вопрос:

Вам первый юрист достаточно подробно написал, что и как вам делать.

А кто раннее заключал договор и кому принадлежит все оборудование и на чье это балансе?

ответы на вопрос:

Сергей Викторович. Для начала нужно указать в вопросе кто вы? и похоже что вы не физ. лицо. А если это так. то имеют полное право на предоплату или наоборот.

ответы на вопрос:

Да.как правило, договор предоставления эл.энергии требует авансовых платежей.

ответы на вопрос:

Однозначно не законна.

ответы на вопрос:

Для ответа на ваш вопрос необходимо изучить договор на поставку электроэнергии.

Без этого затруднительно ответить на ваш вопрос. Скорее всего в договоре прописаны условия предоплаты.

в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вы имеете право написать жалобу в прокуратуру, а они обязаны будут провести проверку и принять меры.

Смотрите условия договора.

Если хотите, то конечно.

ГК РФ Статья 450. Основания изменения и расторжения договора Позиции высших судов по ст. 450 ГК РФ >>>

1. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Многосторонним договором, исполнение которого связано с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, может быть предусмотрена возможность изменения или расторжения такого договора по соглашению как всех, так и большинства лиц, участвующих в указанном договоре, если иное не установлено законом. В указанном в настоящем абзаце договоре может быть предусмотрен порядок определения такого большинства. (абзац введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

2. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: Консультант Плюс: примечание.

Изменение или расторжение договора по данному основанию влечет последствия, предусмотренные частью 5 ст. 453 настоящего Кодекса.

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

4. Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Статья 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

соответствии с п. 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 04.05.212 № 442 (далее – ОПФРР), потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке:

  • 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
  • 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
  • стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

В случае если договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) заключается с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, в нем предусматривается условие о предварительной оплате от 50 до 100 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, до 1-го числа этого месяца (установлено типовой формой договора энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

В соответствии с п. 81 ОПФРР:

  • граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом;
  • исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

В соответствии с п. 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, плата за коммунальные услуги по электроснабжению вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

АО «Мосэнергосбыт», являясь клиентоориентированной компанией, прикладывает все усилия для того, чтобы процесс оплаты электроэнергии был максимально удобным. Для этого мы постоянно развиваем и расширяем способы и каналы оплаты.

Ознакомиться со всеми доступными способами оплаты электроэнергии частными лицами, в том числе без комиссии, можно здесь.

Также потребители могут оплатить электроэнергию банковской картой прямо на нашем сайте:

Для самостоятельной оплаты электроэнергии физическими лицами в адрес АО «Мосэнергосбыт» через кредитные организации или иные платёжные сервисы необходимо использовать следующие реквизиты:

  • для жителей г. Москвы:
    Получатель: АО «Мосэнергосбыт» ИНН 7736520080
    Банковские реквизиты:
    ПАО «Сбербанк» г. Москва
    БИК 044525225
    к/с 30101810400000000225
    р/с 40702810738360027199
  • для жителей Московской области:
    Получатель: АО «Мосэнергосбыт» ИНН 7736520080
    Банковские реквизиты:
    ПАО «Сбербанк» г. Москва
    БИК 044525225
    к/с 30101810400000000225
    р/с 40702810338360027201

Для оплаты электроэнергии в адрес АО «Мосэнергосбыт» со стороны юридических лиц необходимо использовать следующие реквизиты:

  • для юридических лиц, обслуживающихся в отделениях г. Москвы:
    Получатель: АО «Мосэнергосбыт» ИНН 7736520080
    Банковские реквизиты:
    ГПБ (АО)
    БИК 044525823
    к/с 30101810200000000823
    р/с 40702810500000183088
  • для юридических лиц, обслуживающихся в территориальных отделениях Московской области:
    Получатель: АО «Мосэнергосбыт» ИНН 7736520080
    Банковские реквизиты:
    ГПБ (АО)
    БИК 044525823
    к/с 30101810200000000823
    р/с 40702810100000033088
  • для юридических лиц, обслуживающихся вне зоны деятельности АО «Мосэнергосбыт», как гарантирующего поставщика:
    Получатель: АО «Мосэнергосбыт» ИНН 7736520080
    Банковские реквизиты:
    р/с 40702810800000003088 в Банк ГПБ (АО), г. Москва
    к/с 30101810200000000823
    БИК 044525823
    Получатель: АО «Мосэнергосбыт» ИНН 7736520080
    Банковские реквизиты:
    р/с 40702810138360107570 в Московский банк ПАО Сбербанк
    к/с 30101810400000000225
    БИК 044525225

ВНИМАНИЕ. Реквизиты для оплаты электроэнергии в адрес АО "Мосэнергосбыт" клиентами отделения крупных потребителей:

Электроснабжающая организация требует произвести авансовый платёж за электроэнергию. Но, согласно Гражданскому кодексу РФ, потребитель обязан оплачивать объём электроэнергии, который принял фактически. Вправе ли ресурсоснабжающая организация настаивать на авансе?

В сегодняшней статье мы разберёмся, какие документы регламентируют порядок оплаты электроэнергии и можно ли этот порядок изменить.

Нормативные порядок и сроки оплаты

По общему правилу, установленному ст. 544 Гражданского кодекса РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за потребленную энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Иными словами, абонент платит по факту потребления энергии в соответствии с порядком, который предусмотрен нормативным актом или договором между энергоснабжающей организацией и абонентом.

Нормативный порядок оплаты электроэнергии гарантирующему поставщику электрической энергии установлен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.

В соответствии с п.п. 40, 44, 65 (1), 79 Основных положений N 442 поставка электроэнергии разбивается на расчётные периоды, равные одному месяцу. Определение объёма взаимных обязательств поставщика и потребителя электроэнергии, в том числе объёма поставленной энергии и её стоимости, осуществляется по итогам каждого расчётного периода.

  • Исполнители коммунальной услуги (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) обязаны вносить оплату стоимости поставленной за расчётный период электроэнергии до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Аналогичное правило закреплено в п. 25 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами N 124.
  • Для иных лиц предусмотрено два промежуточных авансовых платежа за электроэнергию: до 10-го и до 25-го числа расчётного месяца, то есть месяца, в котором осуществлялась поставка энергии (п. 82 Основных положений N 442). Заметим, что речь идёт именно об авансе, а не о предоплате 100% стоимости.

До 10-го числа вносится 30% стоимости договорного объёма потребления электроэнергии в месяце, за который осуществляется оплата.

До 25-го числа вносится 40% стоимости договорного объёма потребления.

До 18-го числа месяца, следующего за расчётным, вносится окончательный платёж за полученную энергию. Фактически поставленный объём оплачивается третьим платежом.

Чтобы рассчитать размер авансовой оплаты, оплачиваемый объём электроэнергии принимается равным объёму потребления электроэнергии за предшествующий расчётный период, то есть за прошлый месяц.

Позиция суда относительно изменения порядка оплаты

Уралводоканал просил суд утвердить редакцию договора энергоснабжения со сроком оплаты электроэнергии до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Организация ссылалась на то, что является слабой стороной в отношениях по поставке электроэнергии и нуждается в особой охране и защите, поскольку она единственный поставщик по отпуску питьевой воды и принятию сточных вод на территории г. Добрянка Пермского края.

  • такая система предусмотрена нормативным актом,
  • норма является диспозитивной, то есть предписание применяется, если соглашением сторон не предусмотрено иное, а соглашение о неприменении соответствующей нормы сторонами не достигнуто,
  • потребитель не является исполнителем коммунальных услуг (Постановление ФАС Уральского округа от 13.03.2014 по делу № А50-13241/2013).

Договорный порядок оплаты

Гражданский кодекс РФ закрепляет принцип свободы договора и устанавливает, что условия договора определяются по усмотрению сторон кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом и иными правовыми актами. Такими правовыми актами являются императивные нормы, то есть правила, не подлежащие изменению по усмотрению сторон и действующие в момент заключения договора (п. 4 ст. 421 и ст. 422 ГК РФ).

  • нормативные сроки оплаты, установленные постановлениями Правительства РФ N 442 и N 124;
  • или договорные сроки с указанием более поздних дат оплаты, нежели установлены постановлениями Правительства РФ N 442 и N 124.

Если стороны не могут договориться о сроках оплаты электроэнергии, их спор должен быть передан на рассмотрение суда. При рассмотрении подобного спора суды основываются на балансе интересов сторон. Как показывает практика, суды изменяют сроки оплаты в том случае, если это необходимо для устранения неравенства и разногласий между сторонами относительно объёмов поставленной электроэнергии.

Позиция суда относительно изменения сроков оплаты

В суде рассматривался спор между ТСЖ и АО «Мариэнергосбыт» о согласовании условия договора энергоснабжения по срокам оплаты электроэнергии, поступающей в МКД. Несмотря на наличие нормативного правила о сроке оплаты электроэнергии до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, суд установил срок оплаты ТСЖ электроэнергии – до 25-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Основанием принятия подобного решения послужило следующее обстоятельство: поставка электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений на индивидуальное потребление осуществлялась по прямым договорам, с ТСЖ спорный договор был заключён лишь на объём электроэнергии, поступающий на общедомовые нужды. Как отметил суд, обязательство собственников помещений по оплате электроэнергии совпадает с датой оплаты Товариществом электроэнергии АО «Мариэнергосбыт». Для соблюдения баланса интересов сторон требуется согласовать срок оплаты – до 25 числа (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.04.2015 по делу N А38-535/2014).

При заключении договора между УО и энергоснабжающей организацией возникли разногласия по вопросу об определении сроков исполнения обязательства по оплате электроэнергии. Суд учёл возможность изменения срока оплаты электроэнергии на более поздний – до 22-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, основываясь на п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 253, а также учитывая сроки оплаты гражданами коммунальных услуг и сроки перечисления банком УО полученных от них денежных средств (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2014 по делу N А28-5906/2013).

В целях соблюдения интересов и баланса сторон, учитывая сроки оплаты коммунальных услуг гражданами и сроки перечисления банком денежных средств граждан УО, принимая во внимание количество находящихся в управлении УО жилых домов, суды посчитали возможным установить срок оплаты электроэнергии до 18-го числа месяца, следующего за расчётным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2016 по делу N А12-43813/2015).

Учитывая большой объём ежемесячно проверяемой информации, связанной с обслуживанием УО значительного количества МКД (185) и принимая во внимание необходимость осуществления УО деятельности по взысканию задолженности с потребителей в судебном порядке, а также учитывая иные обстоятельства, суды посчитали возможным утвердить редакцию условия договора о сроках оплаты, предложенную УО: «до 25-го числа месяца, следующего за расчётным» (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2016 по делу N А12-38064/2015).

Выводы

1) Авансовые платежи за электроэнергию, предусмотренные в п. 82 Основных положений N 442, не могут применяться к исполнителям коммунальной услуги, поскольку для них предусмотрены иные сроки оплаты – до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, или более поздний срок, согласованный договором или определённый судом.

2) Иные абоненты (например, собственники нежилых помещений, РСО), для которых предусмотрена авансовая схема платежей за электроэнергию в виде двух промежуточных платежей до 10-го и до 25-го числа расчётного месяца, могут её изменить в договорном порядке на более поздние сроки. Исходя из практики, подобное представляется маловероятным.

3) Электроснабжающая организация не вправе требовать предоплаты, то есть 100 % оплаты за фактически непредоставленную в пользу абонента энергию.

Ответственность за просрочку оплаты электроэнергии

Ответственность за просрочку оплаты электроэнергии в виде неустойки для всех абонентов и исполнителей коммунальных услуг и/или в виде ограничения/приостановления предоставления электроэнергии за исключением УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК и отдельной категории абонентов может наступить лишь в случае просрочки оплаты переданной электроэнергии, то есть за фактически принятое, но не оплаченное получателем количество энергии за месяц при наступлении срока окончательного расчета. Для целей расчётов и применения мер ответственности юридический факт передачи электроэнергии возникает по окончании расчётного периода в момент фиксации объёма поставки (п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7). Для исполнителей коммунальной услуги (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) этот момент определяется 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Для иных лиц – 18-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, если иные сроки не были предусмотрены договором.

Таким образом, у электроснабжающей организации отсутствуют правовые основания применять меры ответственности (взыскивать неустойку, отключать электроэнергию) к абонентам, которые допускают просрочку авансовых или иных платежей до окончания расчётного периода.

Судебная практика по привлечению к ответственности за просрочку оплаты

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Определении от 06.10.2016 N 305-ЭС16-8210, «поскольку факт поставки электроэнергии ни к 10-му, ни к 25-му числу расчётного месяца не подлежит фиксации и не был зафиксирован, обязанность компании оплатить предварительный платеж, исчисленный от ориентировочного объёма поставляемой электроэнергии за текущий месяц, не корреспондировала обязанности сбытовой компании поставить к этой дате определенное количество электроэнергии, несвоевременное осуществление первого и второго платежей не является достаточным основанием для привлечения компании к ответственности в соответствии со ст. 395 ГК РФ за просрочку оплаты поставленной электроэнергии».

Защита от незаконных требований электроснабжающей организации

Если электроснабжающая организация применяет к абоненту штрафные санкции или отключение в качестве меры ответственности за просрочку оплаты электроэнергии, УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК могут обратиться за защитой своих прав в антимонопольный орган. Требования электроснабжающей организации в данном случае будут квалифицированы как противоречащие антимонопольному законодательству.

Автор статьи: Киракосян Сусана Арсеновна, кандидат юридических наук, доцент, доцент филиала КубГУ г. Новороссийска, партнёр юридической фирмы «Эсток-Консалтинг», независимый эксперт при Минюсте РФ по антикоррупционной экспертизе НПА.

Как правило, в договорах энергоснабжения с потребителями (кроме граждан, ЭСБ/ЭСО и ИКУ) закреплены стандартные (по большей части императивные – пп. 82, 83 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442) условия об оплате: расчетный период – месяц, оплата в течение месяца до 10 числа в размере 30% от объема предыдущего месяца, до 25 числа в размере 40% от объема предыдущего месяца, окончательный объем до 18 числа следующего месяца.

Естественно, при неоплате встает вопрос о санкциях – процентах и пене.

Насколько можно судить, до определенного момента существовала практика взыскания процентов по 395 ГК РФ (Определение ВАС РФ от 27.02.2007 N 15651/06 по делу N А40-72454/05-26-452), пока Постановлением Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 N 15651/06 по делу N А40-72454/05-26-452 она не была сломана.

Президиум указал, что Начисление процентов за просрочку оплаты товаров (в данном случае - энергии), не переданных покупателю (получателю), противоречит смыслу пункта 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, которым такая возможность не предусмотрена. Следовательно, общество "Мосэнерго" вправе требовать от общества "МОЭК" предварительной оплаты. Ответственность же за неисполнение этого обязательства могла быть применена только в случаях, установленных законом или соглашением, однако ни законом, ни соглашением она не была предусмотрена.

Постановление быстро, решительно было воспринято ФАСами и тройками ВАСа (Определение ВАС РФ от 25.03.2010 N ВАС-2764/10 по делу N А40-77-056/08-135-632, Определение ВАС РФ от 01.09.2010 N ВАС-11210/10 по делу N А70-8277/2009)

Суды во всех случаях квалифицировали промежуточные платежи как авансы, и иногда даже на упорные вопросы кивали в сторону ст. 487 ГК РФ, частью второй которой установлено, что В случае неисполнения покупателем обязанности предварительно оплатить товар применяются правила, предусмотренные статьей 328 – право на приостановление или отказ от договора. Довольно забавно при этом, что ч. 4 ст. 487 ГК РФ в обратном случае (при предварительной оплате, но не передаче покупателю) прямо предусматривает применение ст. 395 ГК РФ.

Очевидно, вопрос технической реализации права на отказ передать уже поставленный и использованный товар при неоплате предварительного платежа настолько занимал умы энергетиков, что споры по этому поводу продолжались еще долго (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2013 по делу N А05-13576/2012). Конечно же, данные факты подогревала аргументация судов вроде «обязанность Комбината оплатить до 25-го числа счет на сумму, равную 40% стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности), не корреспондировала обязанности Компании поставить к этой дате определенное количество тепловой энергии».

В подпункте Б пункта 2 Правилах введения ограничений, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, установлено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушение своих обязательств потребителем, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии […], в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа […].

С одной стороны, вроде бы платежи названы «предварительными» и на лицо 487 ГК РФ, с другой – как раз наоборот, так как учитывая общий «постоплатный» характер взаимоотношений сторон, ответственность начинает наступать* после фактической поставки товара, и «предоплатная» оговорка находится в общей «постоплатной» норме.

Представляется всё же, что суды при оценке фактических обстоятельств не учли двойной сдвиг платежей в противоположные стороны.

По смыслу нормы о предварительной оплате «утром деньги – вечером стулья». Если бы авансовые оплаты обуславливали предоставление электроэнергии в следующем месяце (т.е. норма об оплате сформулирована была при примерно «потребитель за 10 дней до начала месяца вносит предоплату в размере»), то возможен был бы отказ от еще неисполненного обязательства.

На деле же, поставляя электроэнергию с 01 по 10 число месяца, гарантирующий поставщик** уже несет расходы по ее производству, но их оплата отсрочена («сдвинута вправо») более, чем на месяц (18 число следующего месяца). Так что законодатель оплату делит и сдвигает сроки оплаты «влево». При этом общий принцип «сначала электроэнергия, потом оплата» не нарушается почти никогда (исключением может служить случай, когда в текущем месяце потребитель резко снижает потребление).

Определенная надежда на изменение практики возлагалась на новый ВС, но тот внезапно порезал даже установленную в договорах пеню на предварительные платежи, фактически указав, что договор должен прямым текстом отдельно содержать условие о пене на предварительные платежи (Определение Верховного Суда РФ от 21.11.2014 N 302-ЭС14-5020 по делу N А33-464/2014, см также Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.12.2014 по делу N А78-1624/2014).

Не стоит ли изменить практику?

* Начинает наступать, потому что фактически потребителя нельзя отключить сразу, а необходимо предупредить и так далее.

** Возьмем его для простоты, хотя затраты несут все организации энергетической инфраструктуры.

Я – индивидуальный предприниматель. Энергоснабжающая организация изменила условия договора купли-продажи электрической энергии на 2009 год в части оплаты за электрическую энергию. Предлагают вносить авансовый платеж в размере 100% от согласованного договорного объема потребления электрической энергии на соответствующий расчетный период до 10 числа расчетного месяца. В протоколе разногласий я предложила оплату производить ежемесячно до 10 числа следующего за отчетным месяца, за фактически принятое количество энергии. Энергоснабжающая организация ссылается на Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 г. № 294. Правы ли они?

В постановлении ничего не сказано про порядок оплаты для индивидуальных предпринимателей, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.

Ст. 544 Гражданского кодекса РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В настоящее время порядок расчетов за энергию регулируется Законом РФ от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 г. № 294, которым утвержден Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ.

Согласно ст. 3 Закона № 41-ФЗ оплата электрической энергии производится потребителями до 15-го числа текущего месяца. Но только в том случае, если иное не установлено соглашением сторон.

То есть Закон допускает и иной порядок оплаты, если стороны придут к соответствующему соглашению.

Ст. 5 Закона № 41-ФЗ установлено, что в области государственного регулирования тарифов Правительство РФ устанавливает размер абонентной платы за указанные услуги и определяет порядок их оплаты.

Поскольку согласно ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется не только законом, но и иными правовыми актами, Правительство РФ в соответствии со ст. 544 ГК РФ установило правила расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ для энергоснабжающих организаций независимо от их организационно-правовой формы и потребителей (юридических лиц) энергии и природного газа.

В соответствии с п. 2 Порядка оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон.

При этом норма п. 2 Порядка не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.

То есть приоритетна авансовая форма платежей, но стороны договора могут установить и иной порядок расчетов.

На это же указал Верховный Суд РФ в Решении от 14.10.2003 г. № ГКПИ 03-1046: постановление Правительства РФ № 294 не запрещает сторонам в договоре энергоснабжения установить условия оплаты энергии без применения авансовых платежей, что соответствует принципу диспозитивности, не ограничивает право сторон в договоре на самостоятельное определение порядка оплаты за принятую энергию и не может рассматриваться как ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов.

То есть формально Вас никто не может обязать осуществлять расчеты за электроэнергию посредством авансовых платежей.

Вы имеете право не согласиться с предложением другой стороны договора.

Но практически Вы это сделать не можете в силу монополистического положения на рынке энергоснабжающей организации.

Из чего следует, что выбора у Вас нет.

Ст. 23 НК РФ установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Договор энергоснабжения является разновидностью договора купли-продажи.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

§6 «Энергоснабжение» главы 30 ГК РФ выделяет в отдельную сторону договора энергоснабжения гражданина, использующего энергию для бытового потребления.

Иные абоненты (потребители) объединены в одну группу (что юридические лица, что индивидуальные предприниматели).

Для целей Закона № 41-ФЗ под потребителем понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью).

Таким образом, в хозяйственной деятельности (в том числе в рамках договора энергоснабжения) к индивидуальным предпринимателям применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц.

То, что в постановлении Правительства РФ № 294 в качестве потребителей энергии названы только юридические лица, может послужить только доводом в судебном иске к энергоснабжающей организации.

Урегулировать ситуацию в досудебном порядке Вам вряд ли удастся.

Кроме того, на наш взгляд, то, что в п. 1 постановления № 294 в числе потребителей не поименованы индивидуальные предприниматели, является технической ошибкой, а не осознанным исключением.

Но это только предположение.

Однако эта ошибка (или не ошибка) в тексте документа может быть серьезным аргументом в суде.

Читайте также: