Нужно ли платить курортный сбор в командировке

Опубликовано: 17.09.2024

Курортный сбор в федеральных и региональных законодательных актах

Курортный сбор – обязательная сумма, взимаемая, по мысли законодателя, с отдыхающих, находящихся в экспериментальных регионах более суток. При этом на практике сбор взимается не только с отдыхающих, но и с командированных лиц, прибывших в курортную зону с рабочей поездкой. Размер сбора власти 4-х регионов устанавливают самостоятельно, а на федеральном уровне закреплен лишь предельный порог выплат – не выше 50 руб. текущем году, 100 руб. – в 2019-м.

Законодательно установлены категории граждан, которым разрешено не платить сбор:

  1. Герои России и СССР, полные кавалеры ордена Славы, аналогично – Герои Труда РФ и Герои Соцтруда, имеющие 3 степени Ордена Трудовой Славы.
  2. Участники ВОВ и ветераны боев, согласно ФЗ «О ветеранах».
  3. Жители блокадного Ленинграда, работники тыла, трудящиеся в годы ВОВ на объектах военного значения.
  4. Инвалиды войны и инвалиды 1-й, 2-й групп, сопровождающие инвалидов 1-й группы и детей-инвалидов.
  5. Граждане, прибывшие для прохождения специального лечения на курорте и сопровождающие больных детей.
  6. Подвергшиеся радиации в зоне ЧАЭС и аналогичных ей зонах.
  7. Туберкулезные больные.
  8. Члены семей погибших или умерших инвалидов, участников ВОВ, ветеранов войны, участников групп ПВО, медицинских работников г. Ленинграда.
  9. Малоимущие.
  10. Несовершеннолетние и учащиеся учебных заведений на курортах, до 24-х лет, учащиеся очно.
  11. Спортсмены и спортивные деятели, прибывшие на соревнования.
  12. Официально работающие на курорте лица, на постоянной основе.
  13. Имеющие на курорте жилье: собственные дома, помещения.

Местные законодатели могут расширять указанный список иными категориями. Доказательством права на использование льготы служит оригинал соответствующего документа или его заверенная нотариусом копия. Их предъявляют оператору сбора.

На сегодняшний день ставки сбора в сутки за человека, установленные законами в регионах, значительно различаются. Кроме того, плата взимается не на всей территории региона, а лишь в местах, наиболее посещаемых туристами в курортный сезон:

  1. Краснодарский край (Анапа, Сочи, Джубга, Геленджик, Горячий ключ, Небуг, Шепси, Новомихайловский) — 10 рублей в сутки. Перечислить платеж оператору необходимо в течение 5 дней после окончания отчетного месяца или сообщить о невозможности это сделать. За неуплату предусмотрен штраф от 500 руб. и выше.
  2. Крым (Ялта, Алушта, Феодосия, Евпатория, Судак, Саки, Черноморский район) — 10 рублей. Перечисление делается не позднее 10 дней после окончания отчетного месяца, а уведомить власти о проблемах со взиманием сумм платежа можно в течение месяца.
  3. Ставропольский край (Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск) — 50 рублей. Перечисляют сбор до 28-го числа следующего месяца, а уведомление том, что сбор не взимался по тем или иным причинам, контролирующий орган должен получить не позднее 3-х дней с момента этого события.
  4. Алтай (Белокуриха) — 30 рублей. Платеж осуществляют в течение 10 дней после окончания месяца, а о невозможности получить сбор с клиента гостиницы или жильца съемной квартиры сообщают властям.

Кстати говоря! В Крыму, по решению властей, сбор начнет действовать на год позже, в 2019 году. Власти Краснодарского края начнут взимать сбор с 16 июля сего года – в связи с проведением на указанной территории Чемпионата Мира по футболу.

Методика расчета сбора на 1 человека проста: число суток проживания минус одни сутки умножается на суточную сумму сбора. В стоимость проживания эту сумму включать запрещено. Сбор берется единожды и платится оператору не позже даты отъезда с занимаемой площади, с получением отдельного экземпляра подтверждающего документа от оператора.

Суммы сбора направят в бюджет регионов, на их развитие.

Бухгалтерский учет

Начисление и перечисление в бюджет указанного платежа делается проводками: Дт76/Кт 68, Дт 68/Кт 51. У организации сбор учитывается на основании утвержденного авансового отчета командированного сотрудника по ф. АО-1. Списание затрат делается стандартной проводкой: Дт 20 (21,23, 44)/Кт 71.

Затраты относятся в зависимости от целей командировки. Так, если работник растениеводческого предприятия заключил договор на поставку запчастей для ремонтной мастерской, сумма курортного сбора относится на вспомогательные производства (сч. 23), если договор касался приобретения семенного материала, используют счет основного производства — 20, а если тот же сотрудник заключил соглашение о продаже готовой продукции, целесообразно отнести затраты на счет 44.

Налоговый учет и отчетность

Как уже отмечалось, сбор не включается в стоимость проживания у оператора. Исполнение оператором обязанностей в соответствии с ФЗ №214 не ведет к получению им финансовой выгоды, а следовательно, не образует объекта налогообложения по УСН, НДФЛ, налогу на прибыль.

Курортный сбор не подлежит включению в расчеты по НДС, поскольку не является оплатой услуг оператора, не включается в реализацию услуг для целей налогообложения (ст. 146-1 НК РФ). Об этом говорится в письме ФНС №СД-4-3/6986@ от 12-04-18 г.

Организация, командировавшая сотрудника в регионы применения сбора, учитывает эти расходы, наряду с другими, в расходах по командировке. Правомерно учитывать их в расчетах по налогу на прибыль и УСН.

Курортный сбор был введен Федеральным законом от 29.07.2017 № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» (далее — Закон № 214-ФЗ). Он представляет собой плату за пользование курортной инфраструктурой (п. 2 ст. 1 Закона № 214-ФЗ), а его плательщиками являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в гостиницах или иных жилых помещениях, предназначенных для временного проживания (объектах размещения), более 24 часов (ст. 6 Закона № 214-ФЗ).

Перечень лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, приведен в п. 1 ст. 7 Закона № 214-ФЗ. Командированные сотрудники в нем не названы. Но регионам дано право устанавливать иные категории лиц, которые не уплачивают курортный сбор (п. 2 ст. 7 Закона № 214-ФЗ).

В Краснодарском крае г. Сочи отнесен к числу территорий, где взимается курортный сбор в размере 10 руб. в сутки (п. 3 ст. 5, 6 Закона Краснодарского края от 27.11.2017 № 3690-КЗ «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края „Об административных правонарушениях“»). При этом перечень лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, полностью соответствует приведенному в п. 1 ст. 7 Закона № 214-ФЗ. Таким образом, работники из других регионов за время своего нахождения в командировке на территории г. Сочи обязаны уплачивать курортный сбор из расчета 10 руб. в сутки.

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания гражданина в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора (п. 1 ст. 8 Закона № 214-ФЗ). Она взимается оператором курортного сбора (гостиницей или иным лицом, осуществляющим деятельность по временному размещению и проживанию) не позднее момента выезда из объекта размещения (п. 2 ст. 8 Закона № 214-ФЗ).

Курортный сбор подлежит возмещению

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных с такой поездкой (ст. 167 ТК РФ). В частности, ему возмещаются: расходы по проезду и найму жилого помещения, суточные и иные расходы, произведенные с разрешения или ведома работодателя (ст. 168 ТК РФ).

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания (п. 1 ст. 8 Закона № 214-ФЗ). Поэтому ее нельзя рассматривать как расходы на наем жилого помещения. Однако уплата курортного сбора является необходимым условием пребывания командированного работника в г. Сочи. За невыполнение обязанностей по его уплате предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 2000 руб. (ст. 9.1.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях»). Таким образом, курортный сбор представляет собой обязательный расход по командировке, который работодатель в силу положений ст. 167 ТК РФ обязан компенсировать командированному сотруднику.

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат, в том числе связанных с исполнением трудовых обязанностей. Так, при оплате работодателем расходов на командировки не включаются в доход, подлежащий обложению НДФЛ, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы на наем жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, расходы на получение и регистрацию служебного заграничного паспорта, получение виз, расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

Выше мы выяснили, что работодатель в соответствии с трудовым законодательством обязан возмещать командированному сотруднику его расходы по уплате курортного сбора. Поскольку такая компенсационная выплата связана с исполнением работником трудовых обязанностей и установлена действующим законодательством, она, в силу положений п. 3 ст. 217 НК РФ не должна облагаться НДФЛ. При этом не важно, что курортный сбор прямо не назван в п. 3 ст. 217 НК РФ в числе сумм возмещения расходов на командировки, которые не включаются в доход, облагаемый НДФЛ.

Это подтверждается разъяснениями Минфина России, данными в письме от 17.05.2018 № 03-15-06/33309. В нем рассматривался вопрос об обложении НДФЛ выплат при однодневной командировке, которые так же, как и курортный сбор, прямо не поименованы в п. 3 ст. 217 НК РФ. Финансисты указали, что выплаты при однодневной командировке нельзя квалифицировать как суточные. Но в силу положений трудового законодательства командированному работнику возмещаются иные расходы, произведенные с разрешения или ведома работодателя. Такие расходы, в отличие от суточных, должны иметь обязательное документальное подтверждение. Поэтому если денежные средства, выплачиваемые работнику при направлении в однодневную командировку, не являются суточными, а относятся к иным расходам, связанным со служебной командировкой, суммы возмещения таких расходов могут быть учтены в составе доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ. При этом необходимо наличие документального подтверждения произведенных за счет указанных денежных средств расходов.

Страховые взносы

Перечень выплат, которые не облагаются страховыми взносами при оплате расходов на командировки, содержится в п. 2 ст. 422 НК РФ. Он полностью соответствует приведенному в п. 3 ст. 217 НК РФ, и суммы курортного сбора в нем не названы. Однако Минфин России считает, что не облагаются страховыми взносами и иные выплаты, которые прямо не поименованы в п. 2 ст. 422 НК РФ, но подлежат возмещению работнику в соответствии с трудовым законодательством. Так, в уже упоминавшемся нами письме от 17.05.2018 № 03-15-06/33309 финансисты отметили, что расходы работника, связанные со служебной командировкой и произведенные с разрешения или ведома работодателя в соответствии со ст. 168 ТК РФ, не подлежат обложению страховыми взносами на основании п. 2 ст. 422 НК РФ как фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на командировку.

Из этого можно сделать вывод, что при наличии документального подтверждения суммы возмещения затрат на уплату курортного сбора тоже не облагаются страховыми взносами.

Учет в расходах по УСН

В закрытом перечне расходов, которые учитываются при УСН, названы расходы на командировки, которые включают в себя, в частности, консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы (подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Как уже было указано выше, курортный сбор представляет собой плату за пользование курортной инфраструктурой (п. 2 ст. 1 Закона № 214-ФЗ). Следовательно, суммы возмещения затрат командированного работника по уплате курортного сбора могут быть учтены в расходах по УСН как «иные аналогичные платежи и сборы».

Документальное подтверждение уплаты курортного сбора

При взимании суммы курортного сбора оператор курортного сбора выдает плательщику документ, подтверждающий факт уплаты (п. 2 ст. 10 Закона № 214-ФЗ). В письмах Минфина России от 14.06.2018 № 03-01-15/40748 и ФНС России от 25.05.2018 № ЕД-4-20/10130@ разъяснено, что уплата курортного сбора не является расчетом в понимании Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» и не требует применения ККТ. А в письме от 19.04.2018 № ЕД-4-20/7551 ФНС России отметила, что, учитывая позицию Банка России, изложенную в письме от 02.04.2018 № 05-45-1/2303, в качестве документа, подтверждающего факт уплаты курортного сбора, может использоваться квитанция к приходному кассовому ордеру.

Таким образом, достаточным документальным подтверждением уплаты курортного сбора будет наличие квитанции к приходному ордеру, выданной командированному работнику оператором курортного сбора.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 16 июля 2018 г. № 23-01-06/49454 О перечислении денежных средств от уплаты курортного сбора в бюджет субъекта РФ и о возмещении расходов гражданским служащим (работникам) по уплате курортного сбора в течение нахождения в служебной командировке

В связи с часто поступающими обращениями федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находится федеральные государственные казенные учреждения, являющиеся операторами курортного сбора, по вопросам перечисления денежных средств от уплаты курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации, участвующего в эксперименте, а также возмещения расходов гражданским служащим (работникам) по уплате курортного сбора за время его пребывания на территории действия эксперимента, Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) оператором курортного сбора осуществляется перечисление курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации.

Оператором курортного сбора в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона N 214-ФЗ определено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается размер курортного сбора, в том числе порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 214-ФЗ установлено, что сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения.

Следовательно, сумма курортного сбора, взимаемая операторами курортного сбора с плательщиков курортного сбора, не связана с расчетами по оплате проживания последних в объектах размещения, при этом данные платежи, поступающие как в наличной, так и в безналичной форме, следует разделять с целью обеспечения поступления денежных средств от уплаты курортного сбора в полном объеме в бюджет субъекта Российской Федерации, участвующего в эксперименте.

При этом операции по перечислению оператором курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации средств курортного сбора, поступивших ему, целесообразно учитывать на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств (с кодом 05), открытый на балансовом счете N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение" в территориальном органе Федерального казначейства по месту своего обслуживания, с последующим перечислением указанных средств на счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. N 125н (далее - Порядок N 125н), с указанием в платежном документе кода классификации доходов бюджетов субъекта Российской Федерации по соответствующему администратору дохода, администрирующему средства курортного сбора, согласно перечню главных администраторов доходов, утвержденному законом о бюджете субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того обращаем внимание, что в случае взимания суммы курортного сбора оператором курортного сбора с плательщиков курортного сбора в составе оплаты проживания в объектах размещения, и учета этих сумм, в том числе курортного сбора в доходах федерального бюджета, оператору курортного сбора надлежит осуществить уточнение/перечисление сумм курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации, участвующего в эксперименте, в соответствии с Порядком N 125н.

Исходя из вышеизложенных норм Федерального закона N 214-ФЗ, а так же согласно положениям Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н, в случае если федеральное государственное казенное учреждение в рамках эксперимента является оператором курортного сбора, то операции по учету сумм курортного сбора подлежат отражению в бухгалтерском учете на счете 3 304 01 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" с отражением следующих бухгалтерских записей: по дебету 3 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" и кредиту 3 304 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение".

Обращаем внимание, что для осуществления полномочий оператора курортного сбора закрепление полномочий главного администратора (администратора) доходов от поступающей платы за пользование курортной инфраструктурой (курортного сбора) не требуется,

Что касается вопроса возмещения расходов гражданским служащим (работникам) по уплате курортного сбора за время его пребывания на территории действия эксперимента, Министерство финансов Российской Федерации считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 1 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 (далее - Порядок), федеральные государственные гражданские служащие направляются в служебные командировки по решению представителя нанимателя (руководителя государственного органа или его аппарата либо лица, замещающего государственную должность Российской Федерации) или уполномоченного им лица на определенный срок для выполнения служебного задания (вне постоянного места прохождения федеральной государственной гражданской службы) на территории Российской Федерации, в том числе на территории субъектов Российской Федерации, в которых проводится эксперимент.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона 214-ФЗ эксперимент проводится посредством введения в муниципальных образованиях, территории которых включены в территорию эксперимента, курортного сбора для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры - совокупности объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов.

При этом в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 214-ФЗ плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

Федеральный государственный гражданский служащий (далее - гражданский служащий) направляется в служебную командировку на территорию субъекта Российской Федерации, в котором проводится эксперимент, для выполнения служебного задания и обладает соответствующим статусом.

Вместе с тем, учитывая, что операторы курортного сбора взимают курортный сбор, в том числе с гражданских служащих (принимая во внимание, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 214-ФЗ гражданские служащие не освобождены от уплаты курортного сбора), в вопросах возмещения гражданским служащим расходов на оплату курортного сбора следует руководствоваться положениями Порядка, касающимися возмещения гражданскому служащему расходов, связанных с направлением в служебную командировку.

Так, согласно пункту 11 Порядка при направлении гражданского служащего в служебную командировку ему гарантируются сохранение должности гражданской службы и денежного содержания, а также возмещаются:

а) расходы по проезду к месту командирования и обратно - к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы;

б) расходы по проезду из одного населенного пункта в другой, если гражданский служащий командирован в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах;

в) расходы по найму жилого помещения;

г) дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные);

д) иные расходы, связанные со служебной командировкой (при условии, что они произведены гражданским служащим с разрешения или ведома представителя нанимателя или уполномоченного им лица).

Таким образом, при представлении гражданским служащим представителю нанимателя документов, подтверждающих оплату гражданским служащим курортного сбора в течение нахождения в служебной командировке на территории субъекта Российской Федерации, в котором проводится эксперимент, с целью возмещения гражданскому служащему соответствующих расходов, данные расходы целесообразно относить к иным расходам, связанным со служебной командировкой (подпункт "д" пункта 11 Порядка), и осуществлять возмещение гражданскому служащему соответствующих расходов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно положений Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н отражение расходов, связанных с командированием работников (служащих) государственного органа, включая возмещение иных расходов связанных со служебными командировками, в том числе при отнесении к ним расходов по уплате курортного сбора, осуществляется по аналогии с отражением возмещения иных расходов связанных с командированием гражданских служащих по коду вида расходов 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда" и КОСГУ 212.

В.В. Колычев

Обзор документа

Приведена информация для федеральных органов власти, в ведении которых находятся ФКУ, являющиеся операторами курортного сбора.

Оператором признается юрлицо или ИП, осуществляющие деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в т. ч. в жилых помещениях. Он перечисляет сбор в бюджет региона (Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края).

Сумма сбора, взимаемая операторами с плательщиков, не связана с расчетами по оплате проживания. Данные платежи, поступающие как в наличной, так и в безналичной форме, следует разделять с целью обеспечения поступления средств от уплаты сбора в полном объеме в бюджет соответствующего региона.

Операции по перечислению сбора в бюджет региона целесообразно учитывать на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств (с кодом 05), открытый на балансовом счете N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение" в территориальном органе Федерального казначейства по месту обслуживания, с последующим перечислением средств на счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами".

В бухучете операции по учету сумм сбора отражаются на счете 3 304 01 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" с отражением следующих записей: по дебету 3 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" и кредиту 3 304 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение".

При представлении госслужащим документов, подтверждающих оплату сбора в течение нахождения в командировке, для возмещения ему данных затрат их целесообразно относить к иным расходам, связанным с командировкой. Они отражаются по коду вида расходов 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда" и КОСГУ 212.

Несмотря на то, что взимание курортного сбора должно начаться не ранее 1 мая 2018 года, некоторая нормативная база субъектов РФ, участвующих в эксперименте, уже существует. Рассмотрим эти новые требования законодательства более подробно.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

Пилотный эксперимент

Введение в 2018 году курортного сбора будет реализовано как пилотный проект в Республике Крым, в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.

На федеральном уровне курортный сбор регулируется законом от 29.07.2017 № 214-ФЗ, а на региональном уровне определяется ставка, порядок и сроки его взимания и перечисления в региональный бюджет, порядок финансирования объектов курортной инфраструктуры. Перечисленные условия действуют на основании следующих нормативных актов:

  1. Закон Республики Крым от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017;
  2. Закон Алтайского края от 01.11.2017 № 76-ЗС;
  3. Закон Краснодарского края от 27.11.2017 № 3690-КЗ;
  4. Закон Ставропольского края от 08.12.2017 № 130-КЗ.

Срок действия курортного сбора с 01.05.2018 по 31.12.2022 (ст. 2. Закона № 214-ФЗ).

Территории взимания курортного сбора и его плательщики

Каждый регион самостоятельно определяет те муниципальные образования, на которых вводится курортный сбор. Например, согласно ст. 2 закона Республики Крым от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017, территорией эксперимента признаются:

  • городской округ Алушта;
  • городской округ Евпатория;
  • городской округ Саки;
  • городской округ Судак;
  • городской округ Феодосия;
  • городской округ Ялта;
  • Черноморский район.

В 2018 году Крым отказался от применения курортного сбора и перенес его на 1 мая 2019 года. Решение принято Государственным советом республики. Соответствующие поправки приняты в региональный закон «О введении курортного сбора» от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017 - прим. редакции.

На Алтае — это город Белокуриха (ст. 1. закона от 01.11.2017 № 76-ЗС); в Ставропольском крае — города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск (ст. 3. закона от 08.12.2017 № 130-КЗ), а в Краснодарском крае к таким территориям относятся города Анапа, Геленджик, Сочи, Горячий Ключ и некоторые поселения Туапсинского района (ст. 5. закона от 27.11.2017 № 3690-КЗ).

Плательщиками курортного сбора являются физические лица (в том числе и иностранцы), достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов (ст. 6. Закона № 214-ФЗ).

Объект размещения — здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и проживанию (пп. 2 п. 1 ст. 3. Закона № 214-ФЗ).

Кто освобожден от уплаты сбора - всего 19 категорий физлиц, полный перечень можно найти в ст. 7 Закона № 214-ФЗ: это инвалиды I и II групп; сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов; малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие; прибывшие в целях получения медпомощи или медицинской реабилитации; постоянно работающие и проживающие на территории взимания сбора и другие категории физлиц.

Пример
Автоматически освобождаются от уплаты обязательного курортного сбора команды спортсменов вместе со своими судьями и тренерами, которые будут прибывать для участия в Чемпионате по футболу.

Кроме того, так же освобождаются от уплаты курортного сбора болельщики из тех стран, которые участвуют в чемпионате, представители СМИ и другие лица, принимающие участие в подготовке к запланированным мероприятиям.

Операторы курортного сбора

Закон № 214-ФЗ вводит новое понятие «оператор курортного сбора» — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие гостиничную деятельность. Обязанности те же, что и у налогового агента: исчислить, взыскать и перечислить в бюджет суммы курортного сбора (п. 1. ст. 10. Закона № 214-ФЗ). Оператор сбора взимает плату с отдыхающих не позднее момента выезда из объекта размещения. Кроме того, оператор обязан выдать физлицу документ, подтверждающий факт уплаты (п. 2. ст. 10. Закона № 214-ФЗ). Повторное взимание сбора за один и тот же период проживания не допускается.

Если удержать сбор невозможно, оператор обязан уведомить об этом местные власти, контролирующие уплату сбора.

К самим операторам законодательство устанавливает жёсткие требования: они должны быть включены уполномоченным органом субъекта РФ в реестр операторов курортного сбора, порядок ведения которого утверждается высшим исполнительным органом власти субъекта.

Операторы курортного сбора обязаны вести учет не только сумм сбора, но и самих плательщиков, а также освобождаемых от уплаты сбора лиц, с соблюдением требований федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

За неуплату сбора предусмотрен штраф для физлиц в размере от 500 до 2000 рублей. Нарушение оператором порядка и сроков исчисления и взимания сбора влечет наложение штрафа на юрлиц или ИП в размере от 5 до 15 тыс. рублей.

Ставки сбора, порядок исчисления и перечисления

В зависимости от региона, ставка курортного сбора за одни сутки проживания плательщика в объекте размещения составляет:

  • в Республике Крым: с 1 мая до 30 сентября - 10 рублей; с 1 января до 30 апреля и с 1 октября до 31 декабря - ноль рублей (ст. 3. закона от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017);
  • в Алтайском крае: в 2018 году - 30 рублей, в 2019-2022 годах - 50 рублей (ст. 2. закона от 01.11.2017 № 76-ЗС);
  • в Краснодарском крае - 10 рублей (ст. 6. закона от 27.11.2017 № 3690-КЗ);
  • в Ставропольском крае - 50 рублей (ст. 4 закона от 08.12.2017 № 130-КЗ).

Срок введения сбора во всех регионах — 1 мая 2018 года.

Порядок исчисления суммы, подлежащей уплате, определяется как произведение количества дней фактического проживания плательщика сбора в объекте размещения (за исключением дня заезда) и соответствующего размера (ставки) курортного сбора (ст. 8. Закона № 214-ФЗ). Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.

Пример
Семья из четырех человек (мать, отец, сын 19 лет и дочь 8 лет) планирует отдохнуть в Ставропольском крае с 1 по 17 июня 2018 года. Сбор рассчитывается только за совершеннолетних отдыхающих, поэтому ребенок 8 лет освобождается от уплаты сбора. День заезда — 1 июня исключается из расчета. Итого расчетный период — 16 суток. Ставка сбора — 50 рублей/сутки. Рассчитаем сбор: (16 дн. x 50 руб.) x 3 чел. = 2400 руб.
Порядок и сроки перечисления сбора в бюджет субъекта эксперимента указаны в соответствующем региональном законе. У трех регионов это ежемесячный платеж в срок, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, а в Ставрополье — 28-е число месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление курортного сбора.

Налогообложение операторов курортного сбора

Перечисляемая оператору сумма курортного сбора не связана с расчетами по оплате проживания, кроме этого оператор является лишь посредником между туристом, вносящим сбор, и бюджетом. Следовательно, суммы курортного сбора, поступивших оператору — не доход гостиницы, поэтому не учитываются в УСН-базе, базе по налогу на прибыль, по НДС и по НДФЛ (Письмо ФНС от 12.04.2018 № СД-4-3/6986@).

Особенности оформления командировки на территорию эксперимента

С 1 мая 2018 года дополнительно к квитанции, подтверждающей оказание гостиничных услуг, работник должен получить от оператора документ, подтверждающий факт уплаты им курортного сбора. После возвращения из командировки, работник прикладывает такой документ к своей служебной записке, для получения компенсации.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных с командировками, определяются на основании ст. 168 ТК РФ, в соответствии с условиями коллективных договоров или локальных нормативных актов организации-работодателя. Видимо, некоторым предприятиям будет необходимо откорректировать такие акты с учетом рассматриваемых изменений законодательства.

До внесения указанных изменений в локальные нормативные акты, работодатель может воспользоваться формулировкой абз. пятого ст. 168 ТК РФ, а именно: «иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя», включив расходы на курортный сбор в формулировку приказа о направлении в командировку.

Отчетность по курортному сбору

На момент написания данной статьи, формы отчетности по курортному сбору не приняты. Только Краснодарский край разместил 19.03.2018 проект «Порядка ведения реестра операторов курортного сбора и перечня сведений, содержащихся в нем».

Будет ли отчетность ежемесячной или ежеквартальной — пока неизвестно. Существует лишь несколько утвержденных нормативных актов, определяющих порядок представления отчетности:

Постановление Правительства РФ от 25.10.2017 № 1293 «Об утверждении правил представления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае, в Правительство РФ проекта ежегодного отчета о ходе и результатах такого эксперимента за прошедший период»;

Приказ Минкавказа России от 14.11.2017 № 178 «Об установлении общих требований к отчетам о ходе эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае, а также утверждении порядка и сроков представления таких отчетов в уполномоченный орган».


Курортный сбор – разновидность государственных сборов в курортной местности. В качестве плательщиков курортного сбора выступают физические лица, прибывающие в курортную местность. Правовой основой уплаты курортного сбора являются законодательные акты и соответствующий нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления. В них устанавливаются: размер ставки курортного сбора, порядок уплаты курортного сбора, льготы по уплате курортного сбора, а также перечень населённых пунктов, относимых к категории курортной местности.

С 2004 года Закон РСФСР «О курортном сборе с физических лиц» утратил силу. В 2015 году в СМИ появились предположения, что курортный сбор может быть снова введен в России через несколько лет. 19 июля 2017 года Госдума приняла закон о введении курортного сбора. 30 июля 2017 года президент РФ В. Путин подписал закон о курортном сборе в ряде российских регионов. С 1 мая 2018 года курортный сбор введен в четырех регионах страны: в Крыму, в Ставропольском, Краснодарском и Алтайском краях. 28 марта 2018 года 25 апреля 2018 года Государственный совет Крыма внес изменения в региональный закон, отложив введение курортного сбора на май 2019-го.

Введение сбора воспринято населением РФ негативно: так, 78% опрошенных высказались против введения такого сбора – и, по мнению экспертов, развитию внутреннего устойчивого туризма не способствует. В качестве альтернативы сбору для развития туристических регионов, включая местную социальную среду, предлагается формировать культуру добровольных пожертвований.

Курортный сбор в России: законодательные аспекты

Конкретные территории, на которых вводится сбор, а также точный размер, порядок исчисления, взимания и перечисления его в бюджет устанавливаются правовым актом субъекта РФ. На федеральном уровне регулирует курортный сбор в России Закон № 214-ФЗ от 29.07.17 Документ принят для проведения эксперимента. Основной целью данного мероприятия является развитие, сохранение и укрепление зон туристического отдыха, а также проведение последующей оценки эффективности практического внедрения эксперимента. На региональном уровне взимание платежа началось с 1 мая 2018-го. Общий срок проведения подобного эксперимента – вплоть по 31.12.22.

Действующий Закон о курортном сборе устанавливает, что введение сбора осуществляется на территориях муниципальных образований законодательством субъектов РФ. На сегодняшний момент во всех четырех территориях уже приняты региональные акты:

По причине проведения мирового Чемпионата по футболу начало действие КС перенесено на 16.07.18.

КС взимается не по всему краю, а только в следующих городах – Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Ессентуки.

КС взимается исключительно при отдыхе в г. Белокуриха. На остальной территории края уплачивать сбор не требуется.

Территории, на которые распространяется курортный сбор

Основание: Закон Республики Крым от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017.

Территория эксперимента включает территории следующих муниципальных образований Республики Крым по городским округам (г. о.):

  • г.о. Алушта;
  • г.о. Евпатория;
  • г.о. Саки;
  • г.о. Судак;
  • г.о. Феодосия;
  • г.о. Ялта;
  • Черноморский район.

От уплаты сбора освобождаются жители Республики Крым, люди, отправляющиеся в Крым на лечение в рамках обязательного медицинского или социального страхования. Льгота также распространяется на категории граждан, которые перечислены в статье 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 214-ФЗ.

Перечислить сбор в бюджет нужно до 10-го числа месяца, идущего за отчетным. В случае, если по какой-либо причине сбор с отдыхающего получить было невозможно, то сообщить об этом необходимо в течение 30 дней.Список льготных лиц расширен. Помимо тех, кто перечислен в ФЗ, не оплачивают курортный сбор также направленные на лечение в рамках социального или медицинского страхования, а также имеющие место проживания на территории Крыма.

Курортный сбор на Алтае

Основание: Закон Алтайского края от 01.11.2017 № 76-ЗС.

На Алтае эксперимент с курортным сбором начнется пока только с Белокурихи. Размер курортного сбора в 2018 году составит 30 руб. за одни сутки фактического проживания плательщика сбора в объекте размещения. В 2019–2022 годах размер курортного сбора составит 50 руб. за сутки.

Оплата курортного сбора должна осуществляться в момент оплаты жилья отдыхающим, но не позднее дня выезда. В случае, если оплата сбора была произведена вперед, а плательщику пришлось выехать досрочно, гостиница обязана произвести перерасчет платежа и вернуть отдыхающему лишнюю часть. Если по какой-либо причине курортный сбор удержать не удалось, то гостиница обязана в течение 30 дней сообщить об этом органу власти, ответственному за работу с платежом.

В регионе расширен перечень льготных лиц. Помимо тех, кто непосредственно указан в федеральном законе, в число освобожденных включены лица, направленные в регион на лечение по медицинскому и социальному страхованию. Операторы должны перечислять собранные средства в бюджет до 10-го числа месяца, идущего за отчетным.

Курортный сбор в Ставропольском крае

Основание: Закон Ставропольского края от 08.12.2017 № 130-КЗ.

В Ставропольском крае курортный сбор придется платить тем, кто остановится в городах-курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.

Курортный сбор действует в соответствии с Федеральным законом по 31 декабря 2022 года и устанавливается в размере 50 руб.

Гостиницы должны перечислять собранные сборы в бюджет не позднее 28-го числа месяца, который идет за месяцем отчета. Если по какой-либо причине не удалось получить сумму сбора с отдыхающего, гостиница обязана сообщить об этом в течение 3-х дней.

Курортный сбор в Краснодарском крае

Основание: Закон Краснодарского края от 27.11.2017 № 3690-КЗ.

Эксперимент с курортным сбором затронет следующие муниципальные образования:

    города-курорты Анапа, Геленджик, Сочи;

Размер курортного сбора – 10 руб. с человека в сутки.

Жители края от уплаты курортного сбора освобождены.

Перечислять собранный курортный сбор операторы должны в течение 5-ти дней после завершения отчетного периода. В такой же срок необходимо уведомить ответственный орган о невозможности удержать сбор с отдыхающего.

Порядок исчисления и уплаты в бюджет

Закон № 214-ФЗ определяет в общем, кто должен уплачивать сбор в пользу государства. Но по решению отдельных регионов принимается дополнительный список льготников, которые освобождены от этой обязанности. Кроме того, субъекты РФ утверждают точные ставки, территорию и порядок взимания, а также сроки перечисления сумм. Если регион подает заявку о выходе из курортного эксперимента, исчисление сбора полностью прекращается.

Если владелец дома – частное лицо, платить курортный сбор не нужно. Если частники без статуса ИП требуют деньги со ссылкой на бюджетные платежи, это незаконно.

Командировочным тоже придется платить?

Кто освобожден от курортного сбора:

  • физлица со званиями Героя РФ, СССР, а также со статусом кавалера (полного) ордена Славы;
  • физлица со званиями Героя Соцтруда, Героя Труда РФ, а также имеющие награду в виде Ордена Трудовой Славы 3 ст.;
  • физлица-участники ВОВ;
  • в соответствии с подпунктом 1–4 пункта 1 статьи 3 Закона № 5-ФЗ от 12.01.95 – физлица-ветераны боевых действий;
  • физлица-инвалиды войн;
  • физлица, имеющие награду «Житель блокадного Ленинграда»;
  • физлица, трудившиеся в период ВОВ – полный перечень соответствующих объектов приведен в статье 7 Закона. К примеру, это военно-морские базы, оборонные противовоздушные объекты, прифронтовые территории авто- и железных дорог и т. д.;
  • родственники погибших участников ВОВ, инвалидов войн, ветеранов-участников боевых действий, лиц – членов личного состава команд противовоздушной обороны, персонала Ленинградских больниц и госпиталей;
  • попавшие под Чернобыльскую радиацию лица; граждане, подвергшиеся радиации в ходе ядерных испытаний в Семипалатинском полигоне; другие приравненные к указанной категории лица;
  • инвалиды I и II групп;
  • сопровождающие детей с инвалидностью лица, а также инвалидов I группы;
  • семьи со статусом малоимущих, а также одинокие физлица с аналогичным статусом и другие граждане с доходом менее утвержденного в регионе размера прожиточного минимума;
  • физлица, посетившие регион с целью прохождения специальной реабилитации или медпомощи, включая пребывание в санаториях курортного типа, а также их сопровождающие при условии поездки несовершеннолетнего лица;
  • физлица больные туберкулезом;
  • физлица младше 24 лет, прибывшие в регион с целью получения образования по очной форме;
  • физлица, пребывающие в регионе на постоянной основе на условиях заключенного трудового договора или контракта служебного типа;
  • физлица, владеющие местом жительства в регионе, включая жилые дома или доли в них;
  • прибывающие с целью участия в спортмероприятиях спортсмены, судьи, тренеры и прочие специалисты в сфере физкультуры и спорта.

Точный тариф КС утверждается властями субъектов РФ. При этом согласно пункту 4 статьи 5 Закона размер ставки не должен устанавливаться выше 100 руб., а в 2018 г. – выше 50 руб. Допускается дифференциация платежа по сезонам, значению и месту нахождения отдельного курорта, периоду пребывания туриста.

Как будут собирать?

Величина сбора к уплате рассчитывается из общего числа фактически прожитых на курорте дней, кроме дня заезда туриста, и утвержденной тарифной ставки. Включение вычисленного результата в счет цены проживания не допускается, равно как и повторное удержание КС за один период отдыха. Удержание сбора выполняется не позже выезда гражданина из гостиницы или иного объекта для проживания.

Перечисляет деньги в пользу государства непосредственно оператор по завершении пребывания туриста на территории размещения. Зачисляются средства в региональный бюджет того субъекта, где отдыхало физлицо.

Курортный сбор не входит в путевку и стоимость проживания в гостинице. Его оплачивают отдельно за каждый день до выезда из отеля. День заезда не считается.Если ездить по региону или менять отель, повторно за один и тот же период платить не придется.

Читайте также: