Нужно ли платить районный коэффициент дистанционному работнику

Опубликовано: 14.05.2024

Нужно ли получать согласие работника на дистанционку?

На дистанционных работников в период выполнения ими трудовой функции дистанционно распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных главой 49.1 ТК РФ (абз. 4 ст. 312.1 ТК РФ).

Обязательным условием трудового договора является условие о характере работы (ст. 57 ТК РФ), в данном случае дистанционный характер. Кроме того, в таком трудовом договоре должны быть указаны иные условия, содержащиеся в ст. 312.1 — 312.4, 312.6 ТК РФ.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только на основании соглашения сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ (ст. 72 ТК РФ).

Трудовой договор с дистанционными работниками, равно как и дополнительное соглашение к трудовому договору (в том числе о переводе на дистанционную работу), могут заключаться (ст. 67, 72, 312.2 ТК РФ):

  • в общем порядке (в письменной форме),
  • путем обмена между работником и работодателем электронными документами в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 312.3 ТК РФ.

Следовательно, приём сотрудника на дистанционную работу осуществляется на основании трудового договора, перевод сотрудника на дистанционную работу также в общем случае осуществляется на основании дополнительного соглашения. В том числе в случае, если такой перевод связан с изменением организационных или технологических условий труда по смыслу ст. 74 ТК РФ.

Однако, в случае наступления исключительных случаев, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть временно переведен по инициативе работодателя на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (случаев). Временный перевод работника на дистанционную работу по инициативе работодателя также может быть осуществлен в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления (ст. 312.9 ТК РФ).

При наступлении указанных обстоятельств, работодатель издаёт локальный нормативный акт (ЛНА), содержащий:

  • указание на обстоятельство (случай) из числа указанных в ч. 1 ст. 312.9 ТК РФ, послужившее основанием для принятия работодателем решения о временном переводе работников на дистанционную работу;
  • список работников, временно переводимых на дистанционную работу;
  • срок, на который работники временно переводятся на дистанционную работу;

На основании ст. 312.9 ТК РФ работники не могут быть на дистанционную работу на период более длительный, чем обстоятельства, послужившие основанием для перехода к дистанционной работе.

  • порядок обеспечения работников средствами труда и порядок компенсации понесённых ими расходов;
  • порядок организации труда работников (режим работы, порядок взаимодействия работника и работодателя, порядок предоставления сотрудниками отчётов и т.п.).
  • иные положения, связанные с организацией труда работников, временно переводимых на дистанционную работу.

Подобный порядок (инициатива нанимателя, согласие работника не требуется) применим только в исключительных случаях, указанных в ч. 1 ст. 312.9 ТК РФ и действует только на время существования данных обстоятельств.

Сохранятся ли «северные» льготы?

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).

Отличительной чертой дистанционной работы является выполнение трудовой функции вне места нахождения работодателя (филиала, представительства, обособленного подразделения), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя (ст. 312.1 ТК РФ).

На дистанционных работников в период выполнения ими трудовой функции дистанционно распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных главой 49.1 ТК РФ (абз. 4 ст. 312.1 ТК РФ). Условие о месте работы является обязательным для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

Таким образом, по нашему мнению, в трудовом договоре с дистанционным работником в качестве места работы необходимо указать наименование населённого пункта, в котором дистанционный работник будет фактически выполнять свою трудовую функцию.

С 19 июня больничные, декретные и детские пособия надо считать по новым правилам: увеличивать МРОТ на районные коэффициенты. Расскажем, что изменилось в расчётах, и покажем примеры.

Когда действуют новые правила

Новые правила расчёта утверждены Федеральным законом от 08.06.2020 № 175-ФЗ. Они действуют для пособий, которые начинаются 19 июня 2020 или позже. Изменения касаются трёх видов пособий (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • по уходу за ребенком до 1,5 лет.

В общем случае эти выплаты считают исходя из средней зарплаты за предшествующие два года, но есть два исключения (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):

  1. За предыдущие два года не было официальных доходов.
  2. Среднемесячный заработок за предыдущие два года ниже МРОТ.

Новое правило касается всех работников, у которых за предыдущие два года зарплата оказалась больше, чем 24 МРОТ, но меньше, чем 24 МРОТ, с учётом районного коэффициента.

Что изменилось в расчёте больничных

Раньше специалисты ФСС придерживались мнения, что при сравнении среднего заработка с МРОТ районные коэффициенты учитывать не нужно. Они разъясняли, что районный коэффициент уже учтён в фактическом среднем заработке расчётного периода (письмо ФСС РФ от 17.12.2018 № 02-11-03/17-02-468ОП).

Судьи с такой позицией ФСС были не согласны. Они отмечали, что районный коэффициент нужно применять ещё на этапе сравнения фактического и минимального среднедневного заработка (определение ВАС РФ от 26.05.2014 № ВАС-5881/14, определение ВС РФ от 03.11.2017 № 304-КГ17-15715). Поэтому считать можно было и так, но при готовности отстаивать свою позицию в суде.

С 19 июня порядок расчёта пособий не изменился — шаги остались те же. Но теперь в законе официально закреплена позиция судов — при сравнении среднего заработка работника с МРОТ, нужно учитывать районный коэффициент, установленный в регионах и местностях. Это исключает парадокс, из-за которого работник с меньшим доходом за два года получал больничный в большей сумме, чем коллега с доходом выше.

Пример

В ООО «Волна» два работника отправляются на больничный с 21.01.2020 по 30.01.2020. Страховой стаж каждого больше 8 лет, то есть они получают 100 % оплату больничных. В регионе действует районный коэффициент 50 %.

Работники отличаются только доходом, который они получили за два предыдущих года (2018–2019 гг.):

  • доход первого работника — 291 113 рублей (меньше, чем 24 МРОТ);
  • доход второго работника — 291 121 рублей (больше, чем 24 МРОТ).

Посчитаем сумму оплаты десяти дней больничного, которую получит каждый из них.

Расчёт по старым правилам

398,78 < 398,79

Минимальный заработок выше

398,80 > 398,79

Фактический заработок выше

Итог: В ООО «Волна» два работника с доходом за два года, который отличается всего на 8 рублей, и одинаковым страховым стажем. При этом первому работнику с меньшим доходом больничный оплатят в сумме, которая в 1,5 раза больше, чем сумма оплаты второго работника. На месте второго работника хочется подойти к бухгалтеру и попросить не учитывать 8 рублей за прошлые два года.

Отличие связано с тем, что по старой методике ФСС применять районный коэффициент было можно только в том случае, когда средний заработок, рассчитанный из МРОТ, оказывался выше фактического. То есть пособие рассчитывается исходя из минимального среднедневного заработка. Если фактический заработок превысил минимальный — районный коэффициент не применялся. Такая методологическая проблема действовала с 1 января 2011 по 19 июня 2020 (до вступления в силу Федерального закона от 08.06.2020 № 175-ФЗ).

Расчёт по новым правилам — с 19 июня 2020 года

С вступлением в силу новых правил районный коэффициент нужно будет применять ещё на этапе сравнения фактического среднедневного заработка с минимальным, что исключит проблему.

Посмотрим, как будет выглядеть расчёт в июле 2020 года. Июль взят умышленно, так как там 31 календарный день. Чтобы исключить влияние Федерального закона от 01.04.2020 № 104-ФЗ на результаты расчета.

398,78 < 598,19

Минимальный заработок выше

398,80 < 598,19

Минимальный заработок выше

Итог: В этом случае справедливость восторжествовала — оба сотрудника получили одинаковый размер пособия. Отметим, что Федеральный закон от 01.04.2020 № 104-ФЗ для больничных в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года частично компенсировал проблему, которая была вызвана правилами ФСС. Но окончательно вопрос урегулировал только Федеральный закон от 08.06.2020 № 175-ФЗ.

Как изменятся пособия для работников на условиях неполного рабочего времени

По новым правилам будут рассчитывать пособия и тем, кто работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Для сравнения фактического и минимального заработка тоже нужно учитывать районный коэффициент. Порядок практически аналогичен.

Единственное отличие — средний заработок таких сотрудников нужно определять пропорционально продолжительности их рабочего времени. Например, если работник трудится на полставки, добавляем коэффициент 0,5.

Минимальная сумма среднедневного заработка будет рассчитываться по формуле:

24 месяца × МРОТ × Районный коэффициент × Коэффициент занятости / 730 дней

Больничный за полный месяц не может быть меньше МРОТ с учётом районного коэффициента и коэффициента занятости. Это правило касается больничных, приходящихся на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года (Федеральный закон от 01.04.2020 № 104-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком не может быть ниже 6 752 рублей с увеличением на районный коэффициент (Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Самые важные статьи на почту раз в месяц

Добрый день, Елена! Это хороший вопрос.
104-ФЗ от 01.04.2020 в расчет больничных добавил еще один этап.
После того, как мы посчитали сумму больничного, надо убедиться, что полученная сумма в пересчете на полный месяц не окажется меньше, чем МРОТ*районный*коэффициент_занятости.
Давайте рассмотрим два примера. Один "до 19 июня", другой "после 19 июня".

Пример 1 (до 19 июня):
Больничный с 1 июня по 10 июня. В этом случае основной расчет пройдет по тем же правилам, что прописаны в статье для больничного с 21.01.2020 по 30.01.2020. На выходе получим для первого работника 5981,85, а для второго работника 3988.
Теперь применяем 104-ФЗ.
За весь июнь мы должны платить больничный в размере не меньше чем 12130 * 1.5 * 1 = 18195 (где 1.5 - районный, 1 - означает работу на полную ставку). Отсюда вытекает, что за 10 дней июня мы должны платить не меньше, чем (12130*1.5*1)*10/30 = 6065.
Получается, что у первого работника, что у второго работника сумма больничного, приходящегося на июнь, оказалась меньше этой суммы. Поэтому сумму больничного "дотягиваем" до 6065. Оба этих работника получат больничный в размере 6065.

Пример 2 (после 19 июня):
Больничный с 21 июня по 30 июня. В этом случае основной расчет пройдет по тем же правилам, что прописаны в статье для больничного в июле. На выходе получим для обоих работников 5981,90.
Теперь, аналогично первому примеру применяем 104-ФЗ.
За 10 дней июня мы должны платить не меньше чем (12130*1.5*1)*10/30 = 6065.
Получается, что у первого работника, что у второго работника, сумма больничного, приходящегося на июнь, оказалась меньше этой суммы. Поэтому сумму больничного "дотягиваем" до 6065. Оба этих работника получат больничный в размере 6065.

Поэтому в статье упоминается что 104-ФЗ частично "исправляет" проблему. Для месяцев, в которых меньше 31 дня проблема исчезает полностью, для месяцев в которых 31 день разница значительно уменьшалась. Но 104-ФЗ имеет ограниченный период действия и после 31.12.2020 проблема бы вернулась.

Пример 3 (действие 104-ФЗ для мая):
Больничный с 1 мая по 10 мая. В этом случае основной расчет пройдет по тем же правилам, что прописаны в статье для больничного с 21.01.2020 по 30.01.2020. На выходе получим для первого работника 5981,85, а для второго работника 3988.
Применяем 104-ФЗ.
За весь май мы должны платить больничный в размере не меньше, чем 12130 * 1.5 * 1 = 18195. А за 10 дней мая мы должны платить не меньше, чем (12130*1.5*1)*10/31 = 5869,35.
Получается что у первого работника сумма больничного уже удовлетворяет требованиям 104-ФЗ. Поэтому только сумма второго работника надо дотянуть до 5869,35.
Таким образом первый получит 5981,85, а второй 5869,35. То есть второй работник получит все же меньше первого, но разница уже не так катастрофична.

Для чего вообще потребовалось введение районных коэффициентов?
Россия, как государство, имеет очень обширную территорию. Граждане нашей страны, проживающие в различных регионах, оказываются иногда в сильно отличающихся условиях. В некоторых областях по причинам климатического характера гораздо выше стоимость проживания, при этом трудовые и бытовые условия значительно более сложные и сопряжены с дополнительными нагрузками на здоровье людей. Было бы несправедливо одинаково оценивать труд при таких отличиях в изначальных «правилах игры». Нужен определенный государственный механизм, который бы относительно уравнял в правах всех трудящихся РФ. Роль его в трудовом праве призван выполнять районный коэффициент (РК).

Что это за правовая норма, на какие денежные категории она распространяется, как фиксируется документально и каким образом ее правильно рассчитать, мы рассмотрим в данной статье.

Больше пяти лет Верховный Суд РФ не может определиться в вопросе о том, как согласуются между собой три положения Трудового кодекса РФ. Из-за этого даже прокуроры не могут понять, где заканчиваются права работников, которые следует защищать.
ВС РФ потерял смысл районного коэффициента?

Районные коэффициенты в Трудовом кодексе

Трудовой Кодекс РФ определяет районный коэффициент как механизм выравнивания доходов трудящихся за счет повышающего финансового показателя, индексирующего выплаты в регионах с особыми климатическими условиями и приравненными к ним.

Этот способ государственной поддержки работающих граждан действует на правительственном и местном уровне.

ТК РФ и другие законодательные акты прописывают эту норму в следующих положениях:

  • ст. 316 ТК говорит о том, что районные индексирующие коэффициенты устанавливает непосредственно Правительство РФ, что не исключает возможности дополнительных «добавок» из местных бюджетов;
  • ст. 146, ст. 148 ТК подробно расшифровывают понятие РК в качестве гарантированной государством надбавки к различным видам выплат для работающих граждан;
  • территории, на которых будет актуален фиксированный РК, приведены в Постановлении Министерства труда от 11 сентября 1995 года № 49;
  • ст. 10 Федерального закона N 4520-1 от 19 февраля 1993 года подробно освещает «северные» надбавки.

Вопрос: Применяется ли районный коэффициент к заработной плате работников обособленных подразделений в Новосибирске и Хабаровске и предоставляются ли им дополнительные дни отпуска, если организация расположена в Москве?
Посмотреть ответ

Кто может претендовать на районные доплаты

Средства с учетом районного коэффициента в качестве гарантированных державой выплат будут получать работники, проживающие и трудящиеся в предусмотренных законом регионах, вне зависимости от формы собственности организации. Особенности региона, определяющие для назначения РК:

  • зависимость от транспорта;
  • наличествующая инфраструктура;
  • экологические условия;
  • климат;
  • сфера функционирования предприятия.

ВАЖНО! Районный коэффициент применяется ко всем сотрудникам, работающим на основании трудового договора, без исключения, с самого первого рабочего дня – при существенном условии их постоянного проживания или занятости на оговоренных территориях.

К местностям со статусом, требующим финансового выравнивания, относятся такие территории РФ:

  • южная часть восточносибирского региона;
  • Дальний Восток;
  • Крайний Север и статусно аналогичные ему регионы.

Вопрос: Организация, расположенная в районах Крайнего Севера, выплачивает премии к юбилейным датам в организации и к профессиональному празднику. Выплата премий прописана в коллективном договоре. Начисляются ли на данные премии районные коэффициенты и северные надбавки?
Посмотреть ответ

Выплаты, индексируемые РК

Закон подразумевает перечень финансовых доходов, на которые распространяется обязанность применения районной надбавки:

  • минимальный размер трудового вознаграждения и, соответственно, все выплаты, «привязанные» к МРОТ;
  • оклад, тарифная ставка, сама заработная плата – вся сумма, получаемая сотрудником на руки;
  • все доплаты к трудовому вознаграждению – компенсации, премии, надбавки за стаж, за квалификацию, за военную или коммерческую тайну и т.п.;
  • доплата «за вредность»;
  • компенсация временной нетрудоспособности;
  • вознаграждение сезонных рабочих, совместителей, работников на гибком графике или неполном рабочем дне;
  • пенсионные начисления;
  • другие средства, выплачиваемые на основании трудового или коллективного договора.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Пенсионеры будут получать повышенные суммы только до тех пор, пока проживают на «особых» территориях, переезд в обязательном порядке снимет районную индексацию пенсии.

На эти выплаты РК не распространяется

По логичным причинам коэффициент не применяется к следующим денежным начислениям в пользу сотрудников:

  • оплата отпускных – при их начислении используется ставка, которая уже учитывает РК;
  • единично оказываемая материальная помощь – если эта выплата нерегулярна, а порядок ее начисления не прописан в колдоговоре или специальном положении предприятия;
  • нерегулярные премии;
  • командировочные средства, если работник не едет в область, также принадлежащую к «особым» регионам;
  • надбавки за работу в условиях Крайнего Севера и аналогичных регионах – РК и «северная» доплата представляют собой разные показатели, смешивать их не следует, хоть они и увеличивают одни и те же выплаты.

Вопрос: В организации объявлен простой по независящим от сторон трудового договора причинам. Должен ли работодатель начислить районный коэффициент в районах Крайнего Севера на оплату времени такого простоя?
Посмотреть ответ

РК в трудовом договоре и других документах

Поскольку РК является государственной гарантией, отражающей оплату труда, информация о ней должна содержаться в трудовом договоре как его существенное условие. В этом важнейшем документе обязательно указывается сумма вознаграждения за труд, поэтому региональную доплату надо непременно вписать в его условия.

Допустимо дать в трудовом договоре ссылку на положения колдоговора с этой же информацией либо на текст Положения о заработной плате.

Как начислить выплаты с учетом РК

Районный коэффициент увеличивает размер финансовой выплаты на определенный процент. Бухгалтерия рассчитывает оплату по обычной схеме, действующей для всей страны, а затем умножает получившиеся цифры на свой региональный коэффициент.

Если работодатель затрудняется с определением размера данного показателя, ему следует обратиться в региональную Инспекцию по труду, владеющую всей информацией по этому вопросу, ведь соблюдение этой законодательной нормы обязательно для всех предпринимателей. На их официальном сайте и других информационных ресурсах можно познакомиться с таблицей, содержащей перечень «особых» регионов РФ с соответствующими финансовыми коэффициентами.

По какому коду в справке 2-НДФЛ указываются процентная надбавка и районный коэффициент, начисленные к премиям за производственные результаты?

Таблица районных коэффициентов к заработной плате по субъектам РФ

Северяне получают больше

Надбавки за труд на Севере имеют ту же функцию и механизм действия, что и РК. Но эти показатели несколько отличаются. Крайний Север стоит особняком в ряду регионов со специальным финансовым статусом, отличаясь особыми климатическими условиями. Именно так интерпретируются законодательные нормы, принятые еще в советское время и оставшиеся практически неизменными.

«Северная надбавка» – доплата постоянного процента к окладной части зарплаты, осуществляющаяся за труд в отдельных регионах РФ, отличающихся суровыми климатическими условиями (Крайний Север и аналогичные районы). Ее размер не отличается для всех территорий, входящих в этот перечень:

  • 10% за первые трудовые полгода;
  • каждые 6 месяцев происходит 10% увеличения до установленного лимита в 80%, а в отдельных областях – до 100%;
  • территории, приравненные к Крайнему Северу, позволяют увеличивать надбавку на 10% только после года работы и делать это 1 раз в год с возрастанием до 50% (в некоторых регионах до 30%);
  • особые нормы актуальны для молодых специалистов (до 30-летнего возраста) – они получают двойную надбавку (20%) ускоренно, начиная с первого рабочего дня, если до начала работы прожили в данном регионе 5 и более лет.

Особенности северных выплат для разных категорий трудящихся

Оплата по северному коэффициенту будет несколько отличаться у сотрудников, выполняющих работу в различных режимах:

Районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате применяются для оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Работодатель, действующий в этих местностях, обязан платить эти социальные выплаты в полном размере в установленные в соответствии со ст. 22 ТК РФ сроки (ст. 315 ТК РФ). Указанные выплаты представляют собой компенсацию за труд в особых климатических условиях. Поскольку Омская область не относится к районам Крайнего Севера, то порядок начисления процентной надбавки здесь анализироваться не будет. В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливается исключительно Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен. Органы государственной власти и местного самоуправления подобными полномочиями не наделены. Поэтому, на основании ст. 423 ТК РФ к зарплате работников применяются районные коэффициенты в размерах, установленных органами государственной власти РСФСР или бывшего СССР. В частности в Омской области районный коэффициент 1,15 (15%) установлен Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.01.1971 № 325/24. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления за счёт средств местных бюджетов вправе устанавливать более высокие районные коэффициенты для органов госвласти и местного самоуправления (ст. 6, 5 ТК РФ). Поскольку при этом суммы коэффициентов, выплачиваемые сверх федерального стандарта, должны финансироваться исключительно из средств бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, в Омской области эта норма не применяется. Коммерческие и другие организации, финансируемые из средств учредителей, согласно ст. 135 ТК РФ могут устанавливать любые размеры районных коэффициентов, закрепляя их в коллективных договорах, локальных нормативных актах организации или непосредственно в трудовых договорах. Районный коэффициент представляет собой показатель относительно увеличения заработной платы работников, которые трудятся в суровых природно-климатических условиях. Конкретный размер коэффициентов устанавливается в основном в пределах 1,15 - 2.0 в зависимости от степени тяжести условий проживания и работы. Районные коэффициенты учитываются при исчислении заработной платы работников по месту их фактической постоянной работы независимо от местонахождения работодателя (пп. «б» п. 2 Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 № 15/30). За невыплату районных коэффициентов или за задержку их выплаты работодатели могут быть привлечены к материальной, административной и уголовной ответственности (ст. ст. 142, 236 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП, ст. 145.1 УК РФ). По смыслу ст. 316 ТК РФ районный коэффициент увеличивает заработную плату работников, выполняющих трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Районный коэффициент начисляется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник (пп. «б» п. 2 Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 № 15/30 «О порядке применения условий труда, установленных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 № 620, к отдельным категориям работников»). Место фактической постоянной работы работника может не совпадать с местом нахождения организации или её структурного подразделения. Если работник трудится в обособленном структурном подразделении организации, которое расположено в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, то независимо от места нахождения самой организации оплата его труда должна производится с учётом районного коэффициента. (Обзор Верховного Суда РФ от 26.12.2014). Право на получение районных коэффициентов к заработной плате возникает у работника с первого дня работы в соответствующих местностях и сохраняется до дня увольнения включительно. Районный коэффициент начисляется на заработную плату, в которую включаются все выплаты в пользу работающих лиц, носящие характер заработной платы, в том числе вознаграждения за выслугу лет (см. Постановление Минтруда России от 11.09.1995 г. № 49). Кроме того, районный коэффициент начисляется на надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) и компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда. К таким выплатам относятся: - надбавки к тарифным ставкам и окладам за классность, звание по профессии, непрерывный стаж работы по специальности, профессиональное мастерство, высокую квалификацию, должностным лицам, допущенным к государственной тайне, профессорам и доцентам в государственных образовательных учреждениях; - ежемесячные надбавки к должностным окладам (ставкам) за выслугу лет (непрерывную работу); - вознаграждение по итогам работы за год, предусмотренное системой оплаты труда или положением о премировании; - доплаты за условия труда при работе в ночное время, в многосменном режиме, за совмещение профессий (должностей), за учебные степени работникам, занимающих штатные должности в высших учебных заведениях. Кроме того, районный коэффициент применяется к заработной плате работников, занятых на сезонных и временных работах, а также работающих по совместительству. В состав заработка, на который начисляется районный коэффициент, не включаются: - процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; - все виды выплат по среднему заработку (отпускные суммы, оплата выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата на время обучения, повышенная квалификация и др.); - материальная помощь (в т. ч. федеральным госслужащим); - единовременные поощрения, не предусмотренные системой оплаты труда. Не является основанием для начисления районного коэффициента направления работника в командировку в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, если основное место работы не относится к указанным районам и местностям, т. к. в командировке (ст. 166 ТК РФ) работник выполняет поручение работодателя, а не трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором (Обзор Верховного Суда РФ от 26.12.2014). Поскольку зарплата максимальным размером не ограничивается (ст. 312 ТК РФ), районный коэффициент начисляется на всю заработную плату (ст. 129 ТК РФ). В связи с тем, что районный коэффициент не образует новых тарифных ставок и окладов, он не учитывается при исчислении различных видов выплат из расчёта тарифной ставки или оклада (например, надбавки к зарплате взамен суточных, доплаты за работу в ночь и т.д.) В организациях, финансируемых из бюджета, исходя из требований ст. 144 ТК РФ, применяются районные коэффициенты, установленные централизованно. Прочие организации (бизнес), согласно ст. 135 ТК РФ могут применять при оплате труда своих работников размеры коэффициентов, закрепляя их в локальных нормативных актах (коллективных договорах), в трудовых договорах. Расходы на районные коэффициенты относятся на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль. Таким образом, существующая нормативная база требует от работодателей начислять районный коэффициент на всю заработную плату, которая в соответствии со ст. 129 ТК РФ может включать в свой состав три элемента: фиксированную часть в виде оклада или тарифной ставки, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (премий и т.д.), которые отличаются по целям, содержанию и основаниям начисления. Компенсационные выплаты, которые входят в состав зарплаты, следует отличать от компенсационных выплат, установленных гл. 23 ТК РФ, которые не являются частью заработной платы и представляют выплаты для возмещения затрат, связанных с исполнением работником вне места работы трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ (ст. 165). Следует обратить внимание, что ч. 1 ст. 129 ТК РФ к компенсационным выплатам, являющимся частью заработной платы, относятся доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Эта норма позволяет отнести районный коэффициент к компенсационным выплатам, как к части заработной платы. Именно так большинство работодателей истолковали и применяют указанное нормативное положение. Начисляя зарплату таким образом, т. е. включая районный коэффициент в состав заработной платы, работодатели фактически не применяют районный коэффициент к заработной плате. Кроме того, когда вся месячная зарплата начисляется и выплачивается в размере МРОТ и в неё включается оклад, все компенсации, в том числе районный коэффициент, да ещё и премия, то происходит фактическое «обнуление» этих формально начисленных компенсационных выплат. Этим работодатель нарушает как ст. 37 Конституции РФ, не допускающую выплату вознаграждения за труд ниже установленного федеральным законом МРОТ, так и требования ТК РФ по гарантиям повышения оплаты труда, если работники заняты на вредных, опасных и иных условиях труда, отклоняющихся от нормальных, в том числе на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146 – 148, 149 ТК РФ). К сожалению, отсутствие однозначных формулировок в ст. 129, 133 и 135 ТК РФ по поводу порядка начисления районного коэффициента на заработную плату породило практически повсеместную практику включения работодателями районного коэффициента в состав элементов не только заработной платы, начисленной за месяц, но даже и в состав МРОТ. Сохранению такого законного «беззакония» способствует судебная практика. Так 10 марта 2010 г. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ был утверждён Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2009 года. В Обзоре Верховный Суд РФ разъяснил, что из анализа ст. 129, 133 и 135 РФ следует, что размеры окладов и тарифных ставок, определяющих месячную зарплату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (должностные обязанности) в нормальных условиях, не могут быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты должны начисляться сверх МРОТ. Однако уже в июле 2010 г. Верховный Суд РФ отказался от этой точки зрения, отозвав своё разъяснение по этому вопросу. В результате высшие суды в целом ряде определений по конкретным жалобам стали воспроизводить первоначальную позицию Президиума Верховного Суда РФ, сформированную в указанном выше Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 г. Одним из таких очередных решений Верховного Суда РФ стало Определение от 7 октября 2011 года № 3-В11-31 по надзорной жалобе об отмене решения Воркутинского городского суда республики Коми. Указанное Определение повторило точку зрения из Обзора судебной практики от 10 марта 2010 г. и направило исковое заявление на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Некоторые надзорные органы, забыв, что они надзирают над законами, взяли это определение за основу и требуют, чтобы работодатели пересматривали свои Положения об оплате труда и начисляли районный коэффициент на всю зарплату. Однако правовая природа решений судебных органов заключается в том, что они не являются актами, содержащими нормы права, т. е. не носят нормативного характера, а являются актами применения права к разрешению конкретной ситуации. Поэтому работникам, права которых на начисления районного коэффициента на зарплату нарушены, необходимо обращаться в суды. Надзорные органы могли бы оказать таким работникам помощь в составлении исковых заявлений, а не заставлять работодателей выполнять судебные решения даже Верховного суда, которые не касаются этого работодателя. Правильней было бы изменить норму закона. Сделать её более ясной, юридически чёткой и однозначной. Тогда будет понятно, что надзор осуществляется за тем, как работодателями исполняется закон. Нам всем надо учиться жить по закону, а не по понятиям или определениям, даже если это Верховный Суд. Работодателям следует также понять, что ст. 133.1 ТК РФ позволяет региональным соглашением устанавливать размер МРОТ в субъекте больше, чем размер федерального МРОТ. По мнению Верховного Суда РФ, который анализировал практику применения ст. ст. 316 и 317 ТК РФ (Обзор судебной практики, утверждённый Президиумом Верховного Суда РФ от 26.02.2014 г.) районный коэффициент не начисляется к размеру МРОТ, установленному в субъекте РФ. В Омской области Соглашением от 25 декабря 2014 г. № 113-РС подписано «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Омской области», которым с 1 января 2015 года установлено для работников: - внебюджетной сферы (кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вида экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство») - 6860 рублей; - организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вид экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», и организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов Омской области - 5965 руб. Исходя из этого, работодатели внебюджетной сферы имеют право устанавливать зарплату в размере МРОТ, установленного в Омской области без начисления районного коэффициента, т. е. 6860 рублей за месяц. Работодатели бюджетной сферы, а также те, которые действуют в сфере сельского хозяйства, охоты и лесозаготовок, должны на МРОТ, который соответствует федеральному уровню 5965 рублей в месяц начислять районный коэффициент, т. е. 5965 Х 1,15 = 6859.75 рублей. Вот такая занимательная арифметика повышения уровня реальной зарплаты у нас в Омской области.

Копьёва Т.В. – главный госинспектор труда Госинспекции труда в Омской области
Кануннников А.Б. – кандидат юридических наук, доцент ОмГАУ

Мы продолжаем отвечать на ваши вопросы по дистанционной и удаленной работе. Напомним, что для решения вопросов, которые интересуют именно вас, у нас открыт сервис: «Персональный консультант по трудовому праву 24/7». А главные навыки работы с дистанционными сотрудниками вы сможете отработать на одном из дней кадрового интенсивна с Валентиной Митрофановой, который пройдет с 1 по 5 февраля.

Сегодня разберем, вопросы по определению и назначению районных коэффициентов и северных надбавок сотрудникам, которые будут работать удаленно.

Вопрос: Каким образом работодатель может / должен узнавать в каком городе трудится сотрудник для корректного назначения выплаты в соответствии
с действующими правилами в конкретном регионе?

На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (с учетом особенностей) (часть 3 статьи 312.1 Трудового кодекса РФ).

При выполнении дистанционной работы место выполнения работником работы определяется им по своему усмотрению (часть 1 статьи 312.1. Трудового кодекса РФ), то есть работник может работать в частности в местности с особыми климатическими условиями.

В случае если работник выполняет свою трудовую функцию в местностях с особыми климатическими условиями – он имеет право на выплату ему районного коэффициента и северной надбавки, независимо от того, является он дистанционным работником или нет (статья 146 Трудового кодекса РФ).

Соответственно, если работник сообщил работодателю о том, что он выполняет свою работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и, исходя из представленных документов, следует, что работник работает (или может работать) в этих местностях, работодатель должен выплачивать работнику районный коэффициент и севернуюнадбавку.

Даже при отсутствии в трудовом договоре города, в котором работает работник, при условии, что работодатель уведомлен где работает работник, лишение работника районного коэффициента, северной надбавки может рассматриваться как целенаправленное ущемление прав работника.

Обратите внимание, что право на получение районного коэффициента, северной надбавки возникает не потому что эти выплаты указаны в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему, а потому что работник работает в местности с неблагоприятными климатическими условиями.

Таким образом, у работодателя появляется обязанность по выплате районного коэффициента и северной надбавки в случае, если работник уведомит, что исполняет трудовую функцию в соответствующей местности. В этом случае рекомендуется заключать с работником дополнительное соглашение для возможности отнесения расходов на расходы по оплате труда по статье 255 Налогового кодекса РФ.

Вопрос: Должен ли сотрудник информировать работодателя о месте работы (проживания), а также о своем стаже в конкретном регионе? Если да, то как и какие документы он должен будет предоставить?

Конкретного перечня документов (и периодичности запроса подтверждающих документов) законодательство не устанавливает. Как вариант, подтверждением выполнения работником трудовой функции в определенной местности может служить паспорт работника, подтверждающий его регистрацию в определенном населенном пункте.

Однако, зачастую прописка работника, адрес его проживания и место выполнения работы не совпадают. В связи с чем определять размер районного коэффициента только на основании паспорта работника будет не совсем корректно. Ввиду отсутствия перечня подтверждающих документов, у работодателя зачастую не остается иного выхода, кроме как поверить работнику, в случае если он утверждает, что работает в местности с неблагоприятными климатическими условиями и установить работнику районный коэффициент, поверив работнику «на слово», так как у работника по закону отсутствует обязанность предоставлять подтверждающие документы.

У работника нет обязанности информировать работодателя как о месте выполнения им трудовой функции, так и о месте проживания. Также у работника нет обязанности информировать работодателя о своем стаже в конкретном регионе.

Вопрос: В связи с переходом на электронные трудовые книжки как новый работодатель может самостоятельно узнать/проверить стаж работы работника в конкретном регионе?

У работодателя нет обязанности проверять стаж работы работника в конкретном регионе. В случае, если работник обращается за назначением надбавки, то в этом случае работодатель вправе проинформировать работника, что для определения размера надбавки необходимо подтвердить стаж работы, либо работнику будет назначен минимальный размер надбавки.

Вопрос: Если сотрудник работает на удаленно и по личной инициативе принимает решение переехать и работать из другого региона, например Владивосток, должны ли ему начисляться районный коэффициент, северная надбавка и дополнительные дни отпуска? Как работник должен об этом проинформировать работодателя, какие документы предоставить?

Даже в случае, если работник по своей инициативе переедет в другой регион, например Владивосток, то в случае уведомления об этом работодателя у последнего появляется обязанность по выплате районного коэффициента, северной надбавки и дополнительного отпуска.

Работник может уведомить работодателя любым способом (по почте, по электронной почте, иным способом, предусмотренный в организации для взаимодействия работодателя и работника).

В связи с тем, действующее законодательство не предусматривает порядка определения и начисления размера районного коэффициента, северной надбавки для дистанционных работников, компания может закрепить этот порядок в своих локально-нормативных актах.

Как оформлять дистанционную работу по новым правилам? Какие правки внести в ЛНА и трудовой договор с работником? Как обезопасить компанию? – все это разберем на кадровом интенсиве с Валентиной Митрофановой с 1 по 5 февраля.

Читайте также: