Обязан ли работник обучаться технологиям нужным для дистанционного преподавания

Опубликовано: 17.05.2024

1. Учителя, осуществляющие обучение с использованием электронного обучения (далее ЭО) и дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ), вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС. Учитель может применять не электронные источники учебного материала, например, учебники, учебные пособия, книги. Главное условия использование таких материалов – это доступность для каждого обучающегося.

2. Задание учитель выкладывает в день проведения урока по расписанию с 8.00 до 8.30 в графу «Домашнее задание» с тем, чтобы обучающийся мог спланировать свой день, планировать использование техники в течение дня.

Рекомендуемые сайты: resh.edu.ru, interneturok.ru, infourok.ru, videouroki.net, uchi.ru, foxford.ru, skyeng.com, Яндекс.Учебник, Яндекс.Школа. Мультфильмы Смешариков «Пин-код» и т.д.

Учителю следует рассмотреть возможность включать задания онлайн-платформ Фоксфорд.ру и ДЗ-онлайн (Физикон).

Ссылки на ролики (или фильмы) длительностью более 20 минут дополняются словом «рекомендуется».(Помните, возможность работать с техникой всем членам семьи на карантине может быть ограничена).

4. Учитель обязан заблаговременно сообщать через электронный дневник и (или) иные заранее определенные средства сообщений (электронную почту, мессенджеры или др.) обучающимся и родителям (законным представителям) о проведении видеоконференции, другого электронного занятия, в котором принимает личное участие.

Видео-конференц-связью (на Zoom, Skype, Google.Класс, Виртуальные классы на Учи.ру, Яндекс.класс, Инфоурок) не рекомендуется злоупотреблять. Учитель должен быть уверен, что у всех обучающихся есть возможность воспользоваться семейной техникой.
Не рекомендуется использование разработанных лично видеоуроков во избежание некомпетентных рецензий со стороны родительской общественности.

5. Прикрепляемые к заданию файлы могут быть в формате изображений (.jpg, .jpg, но не рекомендуется использовать .bmp из-за большого объема) и в формате документов (.pdf, но не рекомендуется .doc из-за возможной недоступности их использования).

6 . Продолжительность одного урока при дистанционном обучении составляетне более30 минут.

7. При планировании содержания учебной деятельности при дистанционном обучении, учитель должен соблюдать санитарно-эпидемиологические требования. Общее время работы обучающегося за компьютером не должно превышать нормы за урок:

в 1-2 классе – 20 минут,

4 классе – 25 минут,

5-6 классе – 30 минут,

7-11 классе – 35 минут.

При этом количество занятий с использованием компьютера в течение учебного дня для обучающихся должно составлять:

для обучающихся 1-4 классов – не более 45 минут,

5-8 классов – не более 90 минут,

9-11 классов – не более 135 минут.

8.Учителям предметникам стоит помнить о том, что обучающийся 5-11 классов будет в день получать задания от 5-6 учителей в связи с этим объем заданий должен быть посильным. Если учитель начальных классов может представить, какой объём придется выполнять обучающемуся, то учитель-предметник - нет.

9.Обратная связь. Учителю необходимо продумать формы контроля выполнения домашней работы и дать подробную инструкцию в графе “Домашнее задание”. Например, сфотографировать работу и прикрепить в Школьном портале. (Проверять личные сообщения в Школьном портале - обязательная часть работы учителя в период дистанционного обучения, так как это является единственнымобщимсредством общения учителя с родителями и обучающимися).

Учителя физической культуры, ИЗО, технологии, ОБЖ, музыки необходимо предложить каждому обучающимся посильную реферативную работу (не более двух работ в четверть для каждого обучающегося). Требовать видеороликов с рассказом стихотворения и выполнением физкультурных упражнений не следует, так как мы не имеем права требовать изображений детей.

Допустимо онлайн тестирование путем создания тестов в Школьном портале, Google-форме, других платформах.

10. Учитель обязан проверить домашнее задание, выставить отметку и при необходимости прокомментировать качество выполнения работы в электронном журнале.

В электронном журнале отметки “П”, “Б”, “Н” не ставятся. Вид работы дистанционного обучения обозначаем только «ДУ». Статистика участия обучающихся в дистанционном обучении ведется в google таблице ежедневно, где отмечается количество обучающихся, выполнивших задание, и ФИ обучающегося не приступившего к его выполнению до следующего урока. Корректировка данных возможна до пятницы текущей недели.

13.Оценки. Неудовлетворительные отметки не ставим. Если обучающийся не предоставил работу своевременно, то необходимо в школьном портале оставить соответствующий комментарий для родителей и сообщить об этом классному руководителю. Процесс контроля выполнения задания обучающимся возлагается на учителя-предметника и классного руководителя в равной мере.

14.Внеурочная деятельность проводится аналогично урочной т.е. в дистанционном режиме в соответствие с КТП и с использованием интернет ресурсов.

15.Обучающиеся надомного обучения осуществляют учебную деятельность посредством дистанционного обучения в формате для всех обучающихся школы.

16. Необходимо предусмотреть онлайн-консультации учителей основных предметов (особенно для 9-х и 11-х классов). Например, на Zoom, Skype, Google.Класс, Виртуальные классы на Учи.ру, Яндекс.класс, Инфоурок.

17.Педагоги-психологи осуществляют дистанционную работу по запросам родителей через классного руководителя.

18. До начала дистанционного обучения каждый классный руководитель обязан выявить обучающихся, которые не имеют доступа к сети Интернет. При наличии таковых учитель предметник составляет домашнее задание на 2-3 недели вперед и передает классному руководителю. Классный руководитель информирует родителя (законного представителя) или обучающегося о задании путем смс сообщения.

По мере выполнения заданийи предоставления их учителю, а также проверки учителем, отметки выставляются в электронный журнал.

Конюхова Е. В.

8 декабря 2020 года принят Федеральный закон № 407-ФЗ, который внес изменения в главу 49.1 ТК РФ, регулирующую взаимодействие работодателя с дистанционными работниками.

Определения «дистанционная работа», «удаленная работа», «выполнение трудовой функции дистанционно» стали синонимами.

Дистанционная работа — выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей связи общего пользования.

Варианты оформления дистанционной работы

3 варианта, как оформить сотрудников на «удаленке»

  1. Оформить трудовой договор на постоянной основе или временно на срок до шести месяцев.
  2. Оформить дополнительное соглашение к трудовому договору на постоянной основе или временно на срок до шести месяцев. Можно чередовать периоды работы удаленно и на стационарном рабочем месте.
  3. Временно по инициативе работодателя на основании приказа или локального нормативного акта. Это условие возможно на период действия исключительных обстоятельств, когда существует угроза жизни или нормальным жизненным условиям населения или его части. Например, если орган государственной власти или орган местного самоуправления приняли соответствующее решение (ст. 312.9 ТК РФ).

Электронная подпись при оформлении дистанционной работы

Трудовой договор и дополнительные соглашения к нему можно заключать письменно или в электронном виде (312.3 ТК РФ).

При электронном заключении документов необходимо использовать электронные подписи:

  • работодателю — усиленная квалифицированная электронная подпись;
  • работнику — усиленная квалифицированная или усиленная неквалифицированная электронная подпись.

То же правило действует при заключении договоров о материальной ответственности, ученических договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, а также при внесении изменений в эти договоры или их расторжении.

  • Простая электронная подпись — электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
  • Неквалифицированная электронная подпись — электронная подпись, которая:
  • получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
  • позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
  • позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
  • создается с использованием средств электронной подписи.

Иные документы можно подписать иными видами электронных подписей в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом работодателя.

  • Усиленная квалифицированная электронная подпись — электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и дополнительным признакам:
  • ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
  • для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подробнее об использовании работодателями электронных подписей смотрите в видеосюжете:

Подробные рекомендации по оформлению дистанционных работников вы услышите на семинаре «Кадровое делопроизводство и трудовое законодательство в 2020–2021 годах».

Что учесть при оформлении дистанционной работы

Рекомендуем придерживаться алгоритма:

  1. Подготовьте локальный нормативный акт или изменения в ПВТР о порядке оформления дистанционной работы.
  2. В локальном нормативном акте предусмотрите:
  • какие документы какими видами электронных подписей должны подписываться;
  • порядок взаимодействия работника и работодателя;
  • срок, в течение которого сторона трудовых отношений должна направлять подтверждение получения другой стороной электронного документа;
  • порядок обеспечения работников оборудованием или порядок и размеры выплаты компенсации за использование личного имущества работника.

Что делать, если работника невозможно перевести на «удаленку»

В силу специфики некоторых профессий не каждый может работать вне стационарного рабочего места. Или же бывает, что работодатель не в силах обеспечить работника необходимыми для «удаленки» оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации.

Если работодатель не смог организовать сотруднику дистант в случае действия исключительных обстоятельств или распоряжения органов власти о запрете на труд в офисе, то он обязан оплатить это время как простой. Причины такого простоя не зависят от работника и работодателя. Оплата будет в размере 2/3 оклада (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).

Режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника

Режим рабочего времени дистанционного работника можно устанавливать по своему усмотрению, если иное не предусмотрено коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Важно: если вы хотите контролировать режим рабочего времени работника, необходимо определять его локальным нормативным актом работодателя, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Если работник переведен на «удаленку» временно, вы можете предусмотреть эпизодическую возможность вызова его на стационарное рабочее место, в том числе по его инициативе. Не забывайте, что для этой ситуации есть исключения, которые поименованы в ст. 312.9
ТК РФ.

Условия и порядок вызова работника можно установить коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Важно: допсоглашением к трудовому договору или трудовым договором предусматривайте территорию, на которой работник выполняет трудовую функцию. Это позволит снять дополнительные вопросы при оформлении дистанционному работнику командировки или при принятии решения о вызове работника на стационарное рабочее место.

Если вы направляете дистанционного работника для выполнения служебного поручения в другую местность, отличную от той, что вы указали в трудовом договоре или допсоглашении, вы обязаны оформить этот как командировку (ч. 3 ст. 312. 6 ТК РФ).

Вопросы охраны труда при дистанционном формате работы

Работодатель обязан обеспечить работнику на «удаленке»:

  • санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда, в том числе при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем (абз. 17, 20, 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

По желанию вы можете установить дополнительные обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда.

Расторжение трудового договора с дистанционным работником

Помимо классических оснований, указанных в Трудовом кодексе РФ для расторжения трудового договора, для дистанционных работников законодатели предусмотрели дополнительные условия.

Трудовой договор с дистанционным работником может быть расторгнут:

  1. По инициативе работодателя, если работник без уважительной причины не взаимодействует с работодателем по рабочим вопросам более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя. Исключение — если вы предусмотрели более длительный срок (ч. 9 ст. 312.3 ТК РФ).
  2. Работник, который на «удаленке» постоянно, сменил местность выполнения трудовой функции, из-за чего исполнение обязанностей по трудовому договору на прежних условиях стало невозможным.

Советы и рекомендации по оформлению дистанционной работы

  • Интересно: увольнение по причине невзаимодействия с работодателем более двух рабочих дней относится к расторжению трудового договора по инициативе работодателя. Соответственно, через два дня уволить работника уже не получится. Помним, что необходимо соблюдать порядок применения дисциплинарного взыскания, где среди прочего работодатель обязан затребовать объяснение работника и выяснить уважительную или неуважительную причину невыхода на связь.
  • Внимательно просмотрите ст. 312.9 ТК РФ, которой вводится новое основание введения дистанционной работы по инициативе работодателя в исключительных случаях на основании локального нормативного акта работодателя. Перечень сведений, которые нужно указать в таком локальном нормативном акте (это может быть приказ), установлен в ст. 312.9 ТК РФ.

От работодателя требуется ознакомить работника с таким ЛНА. Подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору не нужно. Срок перевода на временную дистанционную работу в этом случае не может быть больше срока самого обстоятельства, причины, в связи с которой работники переводятся на дистанционный труд.


Законодатели не урегулировали вопрос, кто из сторон трудовых отношений — работник или работодатель — должен нести расходы на приобретение усиленной квалифицированной или неквалифицированной подписи дистанционного работника в ситуации, когда работник переводится на дистанционную работу через дополнительное соглашение к трудовому договору или с ним изначально заключается трудовой договор о дистанционной работе.

Видимо, этот вопрос стороны будут решать по договоренности — самим трудовым договором или дополнительным соглашением к нему.

Важно: при переводе на дистанционную работу по инициативе работодателя усиленная квалифицированная или усиленная неквалифицированная подпись со стороны работника не требуется.

Данный пост является реакцией на де-факто лишение права на образование учащихся 6-11 классов школ, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, со ссылкой на указ Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ.

Как представляется, данный указ не может быть истолкован как ограничивающий право на образование, гарантированное ст. 43 Конституции Российской Федерации, а также как допускающий причинение вреда здоровью обучающихся.

В силу п. 13.2 Указа Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ с 19 октября 2020 г. по 1 ноября 2020 г. включительно обеспечивается для обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, реализация основных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в порядке, определяемом администрацией образовательной организации.

Данное положение Указа послужило основанием для ограничения права обучающихся 6-11 классов большинства школ города Москвы на очное образование и реализацию образовательной программы исключительно с использованием электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации).

Между тем данное положение названного акта администрации города Москвы не может быть истолковано как предполагающее ограничение права на очное образование (в помещениях образовательной организации при непосредственным контакте с педагогическим работником) и его замену электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями для обучающихся, родители (законные представители) которых не выражали согласия на такое ограничение и замену.

А. Так, пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации закреплен принцип недопустимости дискриминации в сфере образования. Между тем то толкование положений п. 13.2 Указа Мэра города Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, согласно которому образовательные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, обязаны перейти на дистанционную форму обучения, в то время как иные образовательные организации могут продолжать образовательный процесс в очной форме, представляет собой дискриминационное, а потому ошибочное толкование.

Так, как видно из указа, его положения предполагают возможность различного режима обучения для лиц:

  1. обучающихся в образовательных организациях, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, и лиц
  2. обучающихся в иных образовательных организациях.

Речь идет о п. 13.4 названного указа, в силу которого федеральным органам власти и органам местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителей образовательных организаций, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, дополнительное образование, осуществляющих спортивную подготовку, а также частным образовательным организациям, предоставляющим начальное общее, основное общее, среднее общее образование, дополнительное образование, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется обеспечить принятие в установленном порядке решений, аналогичных решениям, указанным в пунктах 13.1 - 13.3 настоящего указа.

Следовательно, указ содержит возможность различного режима для лиц, обучающихся в разных образовательных организациях, только в том случае, когда он истолковывается как запрещающий проведение очного образования в подведомственных городу Москве образовательных организациях. Помимо недопустимости дискриминации, а также нарушения принципа равенства всех перед законом, в частности, равенства прав на образование, такое толкование нарушает п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании, в силу которого действует принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации.

B. Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона об образовании предусмотрено право выбора форм получения образования, форм обучения. В соответствии с ч. 3 ст. 44 Закона об образовании в Российской Федерации родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.

С учетом данного права п.13.2 Указа Мэра Москвы № 100-УМ не может быть истолкован как предполагающий лишение соответствующего права в случае, когда выбирается именно очная форма обучения, в частности, без использования электронного обучения и без применения дистанционных образовательных технологий.

C. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об образовании в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Данное право вытекает из ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Соответствующее право относится к правам человека, признанным на международном уровне. Так, в силу ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

Как следует из толкования, содержащегося в п. 2.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

D. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона об образовании в Российской Федерации обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. В свою очередь электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации) не могут квалифицироваться как очная форма обучения. Так, согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.12.2017 № 36-П, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица.

E. Статьей 19 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Между тем то истолкование п. 13.2 Указа Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, в силу которого родители одних детей могут выбирать форму получения образования (не относящиеся к образовательным организациям, учредителем которых выступает город Москва), а других - нет, вступает в прямое противоречие с принципом равенства всех перед законом, равно как и с равным правом всех на образование, а потому не может иметь место.

В этой связи п. 13.2 Указа Мэра Москвы не закрепляет запрета на продолжение очной формы обучения, а передает решение соответствующего вопроса на уровень администрации образовательной организации.

F. В подтверждение названного толкования следует сослаться на письмо Минпросвещения России от 09.10.2020 № ГД-1730/03, в силу которого ст. 12 и 28 Закона об образовании организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, самостоятельны в разработке названных образовательных программ.

G.Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ни Мэром, ни администрацией образовательной организации не может быть ограничено право на образование. Следовательно, не может быть ограничено право на получение очной формы обучения без применения электронного обучения и дистанционных информационных технологий, если соответствующие родители (законные представители) не давали на это своего согласия, тем более возражают против этого.

H. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации действует приоритет жизни и здоровья человека. В силу ч. 9 ст. 13 Закона об образовании в Российской Федерации использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Согласно п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать: - для обучающихся в I - IV классах - 15 мин.; - для обучающихся в V - VII классах - 20 мин.; - для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин.; - для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий - 30 мин., на втором - 20 мин. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I - IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V - VIII классах - 2 урока, для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока.

Очевидно, что эти требования в настоящее время не соблюдаются (количество уроков в названных классах превышает 3, длительность выходит за указанные пределы).

При этом в силу п. 2 ст. 28 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Очевидно, что образовательная программа, нарушающая названные выше предельные требования, не может иметь санитарно-эпидемиологического заключения.

I. По смыслу образовательной деятельности она не может быть сведена к передаче информации и тестовому контролю способности ее отражения. Такая деятельность должна включать помимо информационного компонента также и невербальный компонент, направленный на научение и подбор подходящих методов обеспечения понимания. Такое обеспечение понимания, помимо прочего, предполагает непосредственное взаимодействие педагогического работника с обучающимися, проверку реакции, подбор подходящих для данного момента, данной аудитории и данного места слов и выражений, примеров, темпа и т.п. Образование как движение к созданию понимания невозможно без вовлечения в сопереживание (эмпатия), которое принципиально невозможно в дистанционном формате. По этой причине передачу информации с использованием дистанционных технологий нельзя квалифицировать как образование в конституционно-правовом смысле. Во избежание введения потребителей в заблуждение такое информирование следует именовать образовательным продуктом и отделять от образования, право на которое имеет каждый.

K. В свете изложенного представляется необоснованной позиция образовательных организаций, ссылающихся на положения приведенного выше Указа в обоснование отказа в обеспечении права на очное образование тем родителям (законным представителям), которые не давали согласия на применение электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий и уж тем более требуют восстановить очное образование без электронного обучения и без названных дистанционных технологий.

L. В большей своей части все сказанное применимо и к обучающимся иных уровней обучения (студенты, магистранты).

По традиции данный пост является частным мнением и необязательно разделяется образовательными организациями, в которых автор осуществляет преподавательскую деятельность.

Несмотря на утвержденный порядок электронного обучения, на практике у образовательных организаций возникают затруднения. Например, в связи с совместной реализацией программ дистанционного обучения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2014 г. № А40-105516/13). Проанализируем действующие требования.

Различия электронного и дистанционного обучения

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ), при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии. К ним в том числе относятся:

  • дистанционные образовательные технологии;
  • электронное обучение.

Под первыми понимаются образовательные технологии, в основном осуществляемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. А вот электронным обучением признается организация образовательной деятельности с применением:

  • данных, содержащихся в базах;
  • информации, используемой при реализации образовательных программ;
  • информационных технологий, технических средств, обеспечивающих обработку информации;
  • информационно-телекоммуникационных сетей, помогающих передавать по линиям связи указанную информацию.

При этом взаимодействие обучающихся и педагогических работников играет немаловажную роль (п. 1 ст. 16 Закона № 273-ФЗ).

Для применения учреждениями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ был разработан соответствующий Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2. Его положения необходимо учитывать при применении следующих нормативно-правовых актов и документов:

  • Методических рекомендацийпо организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, которые утверждены письмом Минобрнауки России от 10 декабря 2012 г. № 07-832;
  • распоряжения Минобразования России от 26 августа 2003 г. № 985-24 о расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий;
  • письма Минобразования России и Рособрнадзора от 11 июня 2004 г. № 01-17/05-01 о применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.

Образовательным учреждениям следует руководствоваться и Методическими рекомендациями, представленными в письме Минобрнауки России от 10 апреля 2014 г. № 06-381 (далее –Рекомендации № 06-381).

Кроме того, приказом Минобрнауки России от 20 января 2014 г. № 22 утвержден перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, по которым не допускается реализация образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – Перечень № 22). (Перечень № 22 включает только те профессии и специальности, обучение по которым ведется в учреждениях среднего профессионального образования. Это, в частности, доменщик, автомеханик, художник по костюму, переплетчик, ювелир, пчеловод, сборщик изделий электронной техники).

Модели обучения

Учреждение, которое реализует программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, может выбрать следующие модели (Рекомендации № 06-381).

Полностью дистанционное обучение

Такая модель подразумевает использование режима, при котором образовательная программа осваивается полностью удаленно.

Соответственно все общение с педагогом происходит дистанционно.

Данный вариант помогает обеспечить доступность общего образования:

  • для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также для тех, кто не может регулярно посещать образовательные учреждения;
  • для учащихся, временно находящихся в другом городе (причинами может быть длительная командировка родителей, участие в спортивных соревнованиях, творческих, интеллектуальных конкурсах и др.).

Частичное использование дистанционных технологий

При частичном использовании дистанционных технологий образовательная программа реализуется путем чередования очных занятий с дистанционными.

Данный вариант может быть применим, например:

  • при изучении отдельных тем курса (для дифференцированного или индивидуального обучения, для слабых или, наоборот, очень сильных учащихся);
  • для обеспечения продолжения образовательного процесса в условиях введения в учреждении карантина или невозможности посещения занятий по причине погодных явлений.

Требования к материальному обеспечению

В зависимости от выбранной модели дистанционного обучения и в соответствии с Рекомендациями № 06-381 учреждение обеспечивает функционирование информационно-образовательной среды, включающей:

  • электронные информационные и образовательные ресурсы;
  • совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств.

Благодаря взаимодействию вышеперечисленных ресурсов и технологий происходит освоение образовательных программ (полностью или частично) независимо от местонахождения учащихся.(Условия закупки услуги подключения к интернету должны предусматривать предоставление доступа к сети в режиме 24 часа в сутки семь дней в неделю (без учета потребляемого трафика). Правда, за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ (при обеспечении общей доступности услуг не менее 99,5 процента в месяц)).

Требования к рабочему месту педработника

Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано:

  • персональным компьютером;
  • компьютерной периферией: микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками (для аудиоконференций, вебинаров), веб-камерой (для видеоконференций).

При этом конкретные требования к рабочему месту педагога необходимо установить во внутреннем локальном нормативном акте образовательного учреждения.

Например, в таком акте могут быть упомянуты:

  • интерактивная доска с проектором;
  • принтер, сканер (или многофункциональное устройство).

В отношении предметов естественнонаучного цикла в локальном акте можно предусмотреть:

  • цифровой микроскоп;
  • комплект цифровых измерителей (датчиков);
  • лабораторное оборудование.

А для занятий музыкой и изобразительным искусством могут использоваться специализированные средства ввода информации, такие как:

  • музыкальная клавиатура;
  • графический планшет.

Формирование информационной среды

В состав программно-аппаратных комплексов требуется включить (установить) программное обеспечение, которое необходимо для осуществления учебного процесса:

  • общего назначения: операционная система (системы), офисные приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы, графический, видео- и аудиоредакторы);
  • учебного назначения: интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды и др.

В свою очередь, педагогический работник выбирает из имеющихся или создает нужные для обучения ресурсы и задания. То есть планирует свою педагогическую деятельность. А обучающиеся – выполняют задания, предусмотренные образовательной программой. При необходимости они могут обратиться за помощью к педагогу.

Все результаты обучения сохраняются в информационной среде. Ведь на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогов.

Дистанционное обучение невозможно вести без использования специальной системы. Однако не все учреждения имеют необходимых штатных специалистов. В этом случае можно использовать доступ к системе, предоставляемый сторонней организацией (на основании договора).

При этом необходимо учитывать, что такая система обязана соответствовать ряду требований:

  • разработчик курса должен иметь полный контроль над ним (изменение настроек, правка содержания, обучение);
  • педагог должен обладать возможностью организации обучения, но без изменения содержания всего курса (Если педагогу необходимо внести какие-то изменения в обучающий курс, например добавить индивидуальные задания для студента, он должен обратиться к его разработчику).
  • должна быть обеспечена возможность загрузки курсов;
  • рекомендуется включить в образовательную программу набор различных элементов (например, ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, построения схем и др.);
  • должно быть обеспечено удобство редактирования текстовых областей с помощью встроенного HTML-редактора;
  • оценку работы обучающихся можно проводить разными способами – с возможностью создания собственных шкал для анализа результатов обучения по критериям;
  • все оценки должны собираться в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок;
  • нужна встроенная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая наблюдать участие в курсе как в целом, так и детально по каждому его элементу;
  • должна быть интегрирована электронная почта, позволяющая отправлять копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии педагогических работников и другую учебную информацию.

Кроме того, информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося как локально, так и на внешнем сайте.

Важно запомнить

Для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в штате учреждения необходимо иметь программиста и веб-дизайнера. Это поможет повысить уровень и качество предоставляемых услуг обучающимся. Сами же преподаватели обязаны уметь использовать информационно-коммуникационные технологии.

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий дал Минобрнауки Коми.

Как должно быть организовано обучение с использованием дистанционных образовательных технологий?

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при взаимодействии обучающихся и педагогических работников на расстоянии.

В рамках этой технологии обучения допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагога с обучающимся в аудитории.

С применением дистанционных технологий возможно проводить учебные занятия в online - режиме, текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

При организации такого обучения в зависимости от материально-технических условий используются видеоуроки, чаты с преподавателями, онлайн-тестирование и телеконференции.

В случае отсутствия технических возможностей использования интернет-ресурсов, возможно использовать сотовую связь, смс-оповещения.

Образовательная организация должна:

- проинформировать обучающихся и их родителей о расписании занятий, о графике текущего контроля успеваемости;

- и организовать процесс обучения с учетом необходимости изучения новых тем, организации задания;

- предусмотреть способы связи всех участников образовательных отношений.

При необходимости в сочетании с дистанционными образовательными технологиями допускается проведение очных консультаций обучающихся, присутствие на которых возможно только при наличии согласия родителей (законных представителей) обучающихся и с учетом мер по режиму повышенной готовности.

Как долго будет продолжать обучение с применением дистанционных образовательных технологий

Продолжительность обучения с применением дистанционных образовательных технологий определяется в соответствии с указом главы Коми, а также рекомендаций Минпросвещения России.

Какой объем домашнего задания допустим при организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий?

При осуществлении образовательной деятельности, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, образовательная организация при организации домашнего задания обязана соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила.

Согласно требованиям правил СанПиН 2.2.2.2821-10 объем домашних заданий (в совокупности по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2 - 3 классах - 1,5 часа, в 4 - 5 классах - 2 часа, в 6 - 8 классах - 2,5 часа, в 9 - 11 классах - до 3,5 часов. Обучение в первом классе проводится без домашних заданий.

Координация работы учителей-предметников по организации домашнего задания обучающимся должна осуществляться администрацией образовательной организации (заместитель директора, диспетчер по расписанию и др.).

Допустимо ли проводить в школе индивидуальные консультации?

Обучение в школах республики организовано с применением дистанционных образовательных технологий. При этом школы не закрыты на карантин. Образовательная организация имеет право организовать и провести консультации для желающих с учетом ограничения количества, определенных указом главы Коми, и с учетом соблюдения всех санитарно-эпидемиологических мер по предупреждению распространения инфекции. Обучающиеся с согласия их родителей (законных представителей) могут посетить школьную библиотеку, компьютерный класс, консультации с учителем и др.

Какие существуют требования и правила посещения дошкольной образовательной организации в период действия "режима повышенной готовности"?

В период действия "режима повышенной готовности" все дошкольные образовательные организации работают в штатном режиме.

Под свободным посещением подразумевается право выбора родителей (законных представителей) воспитанников на посещение дошкольной образовательной организации или пребывание воспитанников на домашнем режиме.

В случае принятия решения родителем о посещении ребенком детского сада дети принимаются строго в установленное время согласно режиму дня воспитанников.

При принятии решения родителями о свободном посещении дошкольной образовательной организации необходимо уведомить заведующего либо воспитателя о периоде отсутствия ребенка в детском саду.

Прием детей в дошкольные образовательные организации в период действия "режима повышенной готовности" осуществляется после проведения "утреннего фильтра" с обязательным измерением температуры тела.

Дети с признаками респираторного заболевания не допускаются к посещению дошкольной образовательной организации.

В случае выявления заболевших воспитанников в течение дня обеспечивается незамедлительная изоляция, вызов родителей и направление в медицинское учреждение.

Дети, отстраненные от посещения детского сада во время проведения "утреннего фильтра", допускаются к посещению только при наличии справки от врача о состоянии здоровья.

Нужно ли брать справку у врача, если ребенок отсутствовал продолжительное время?

В случае отсутствия ребенка в дошкольной образовательной организации более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней), а также после перенесенного заболевания, дети принимаются в детские сады только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

Таким образом, допуск ребенка в детский сад в случае длительного отсутствия или заболевания осуществляется только на основании справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

Могут ли выпускники прошлых лет, зарегистрировавшиеся на сдачу ЕГЭ в досрочный период, сдавать экзамены в основной период?

Выпускники прошлых лет в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации в 2020 году будут сдавать ЕГЭ в резервные дни основного периода.

Участие в ЕГЭ выпускников прошлых лет в основные дни основного периода допускается только при наличии у них уважительных причин, подтвержденных документально, и соответствующего решения Государственной экзаменационной комиссии Республики Коми.

В марте-апреле в школах планировалось проведение ВПР, но из-за перехода на дистанционное обучение не все проверочные работы были проведены. Будут ли проводиться ВПР в этом учебном году?

В связи с переходом школ на дистанционное обучение Рособрнадзором внесены изменения в график проведения ВПР в 2020 году.

Для обучающихся 4-7 классов даты проведения ВПР школы выберут самостоятельно – любой удобный день до 25 мая по завершении периода дистанционного обучения.

ВПР в 8 классах школам рекомендовано провести в дни, определенные Рособрнадзором, в период с 14 апреля по 14 мая.

Решение о проведении ВПР в 11 классах по физике и биологии по завершении каникулярного периода до 25 мая образовательная организация принимает самостоятельно.

В связи с переходом учреждений дополнительного образования на дистанционное обучение как должна осуществляться оплата за образовательные услуги при обучении ребенка по дополнительным общеобразовательным программам на платной основе

В соответствии с Правилами образовательное учреждение обязано обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора. Заказчик обязан обеспечить оплату услуг.

Вместе с тем, в условиях режима повышенной готовности и перевода обучающихся организаций дополнительного образования на дистанционную форму обучения, может возникнуть ситуация, когда организация дополнительного образования готова предоставить платную услугу при помощи дистанционных образовательных технологиях, а обучающийся в силу объективных причин (отсутствие материально-технических условий) не имеет возможности получить ее. Данные обстоятельства в сложившейся ситуации возможно трактовать как форс-мажорные.

Для урегулирования вопроса оплаты в таких условиях заказчику и исполнителю следует пересмотреть условия договора и заключить дополнительное соглашение, регламентирующее сроки оказания платной образовательной услуги и оплату услуг в сложившихся обстоятельствах.

Каким образом будут оцениваться знания школьников на дистанционном обучении? И как учителям проследить, чтобы ученик во время написания контрольных/онлайн-тестирований не списывал?

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация текущего контроля успеваемости относится к компетенции образовательной организации.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся регламентируется локальным нормативным актом образовательной организации. В период обучения с применением дистанционных образовательных технологий отметки за выполненные задания должны выставляться с учетом вышеуказанного локального нормативного акта и индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Школа и каждый учитель-предметник должны продумать формат заданий, выполняемых обучающимся, таким образом, чтобы избежать прямого списывания информации как из первоисточника, так и у одноклассника, что позволит объективно оценить выполненные задания.

Вместе с тем, федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня среди требований к результатам освоения образовательной программы есть и развитие способности самостоятельного поиска информации. Поэтому при подготовке заданий для обучающихся учитель может предусмотреть, в том числе, и поиск определенной информации по учебному предмету.

Кроме того образовательной организации необходимо определить формы обратной связи обучающегося с учителем-предметником.

Обратная связь может осуществляться посредством ГИС Республики Коми "Электронное образование", Подсистема "Сетевой Город. Образование" (направление выполненных заданий в электронном виде), личного контакта учителя и обучающегося (передача выполненных заданий, общение по телефону, смс-общение, общение в соцсетях).

Право проведение тестирования и других испытаний в онлайн-режиме (в том числе и онлайн-экзамен) остается за образовательной организацией, которое принимается ею с учетом целесообразности и наличия материально – технических условий как в самой образовательной организации, так и у обучающихся.

***Напоминаем о работе линии информационного сопровождения по вопросам организации дистанционного образования в школах и организациях среднего профессионального образования региона: номер телефона в Сыктывкаре 8(8212) 301-664.

Звонки принимаются в будние дни, с 8:45 до 17:15 с перерывом на обед (13:00-14:00).

Читайте также: