Обязан ли работодатель предоставлять профсоюзу информацию

Опубликовано: 10.05.2024

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для работников, являющихся членами этого профсоюза.

В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 377 ТК РФ

1. Статья 377 обязывает работодателя бесплатно предоставлять профсоюзам помещение для проведения заседаний, хранения документации. Бесплатно и в доступном для всех работников месте должна быть предоставлена и возможность размещения информации о деятельности профсоюза.

Более того, работодатель безвозмездно предоставляет в пользование действующим в организации выборным профсоюзным органам как минимум одно оборудованное помещение, если численность работников превышает 100 человек.

2. Комментируемую статью дополняют нормы Закона о профсоюзах. Так, ст. 28 этого Закона предусматривает предоставление профсоюзам, действующим в организациях, в бесплатное пользование оборудования, помещений, транспортных средств и средств связи, если это закреплено в коллективном договоре (соглашении).

Перечень объектов и порядок пользования ими определяются коллективным договором, соглашением. Так, в коллективном договоре может быть предусмотрено условие о передаче профессиональному союзу в бесплатное пользование находящихся на балансе работодателя либо арендуемых им зданий, сооружений, помещений и других объектов, а также баз отдыха, спортивных и оздоровительных центров, необходимых для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей.

При этом, как указано в ч. 1 комментируемой статьи, профсоюзы не вправе устанавливать плату за пользование такими объектами для работников, не являющихся членами профсоюза, выше установленной для работников, являющихся членами этого профсоюза. Хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются работодателем, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

3. Размеры отчислений профсоюзу средств на социально-культурную и иную работу в организации определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, коллективным договором, соглашением. Данное положение налагает на профессиональные союзы дополнительную ответственность при ведении коллективно-договорной работы, поскольку виды социально-культурных мероприятий, проводимых профсоюзом, и размеры средств, отчисляемых на эти цели работодателем, определяются в коллективном договоре, соглашении.

4. Часть 5 ст. 377 предусматривает: при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется в соответствии с коллективным договором, соглашением.

Письмом Банка России от 27.05.1997 N 456 "О порядке перечисления на счета профсоюзов денежных средств (взносов) из заработной платы работников" установлен порядок осуществления расчетов и проведения банковских операций, связанных с перечислением на счета профсоюза денежных средств из заработной платы работников. Указанные денежные средства перечисляются работодателем в соответствии с коллективным договором, соглашением на банковский счет профсоюза, открытый по решению постоянно действующего руководящего выборного коллегиального органа профсоюза, осуществляющего права юридического лица на основании ст. 8 Законом о профсоюзах, ст. ст. 8, 21, 32 Закона об общественных объединениях и устава данного профсоюза.

5. Часть 5 комментируемой статьи воспроизводит норму Закона о профсоюзах о том, что работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями.

Если в организации действуют несколько профсоюзов, участвовавших в подписании коллективного договора или отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, денежные средства перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально числу их членов.

Данное правило дает возможность работникам - не членам профсоюза формировать ту материальную базу, на основании которой профессиональные союзы осуществляют свою деятельность по представительству и защите интересов работников. Однако никто не может быть принужден к уплате таких взносов; они должны производиться только при наличии письменного заявления работника, а также соответствующих положений коллективного договора.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В настоящее время в организации утверждается и согласовывается с профсоюзом новое положение об оплате труда. До утверждения данного положения председатель профсоюзного комитета требует предоставлять на согласование профсоюзом все приказы о надбавках работникам, в том числе не являющимся членами профсоюза. 1. Необходимо ли предоставлять на согласование председателю профкома приказы о надбавках? Имеет ли право председатель профсоюзной организации требовать такого согласования? 2. Не является ли предоставление информации о надбавках сотрудникам профсоюзной организации нарушением закона о персональных данных? Имеет ли право профсоюзная организация получать информацию о надбавках сотрудникам, которые не являются членами профсоюза?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Работодатель не должен согласовывать издание индивидуальных распорядительных актов о назначении и выплате надбавок работникам с профсоюзной организацией. В свою очередь, председатель профсоюза не вправе требовать такого обязательного согласования.

2. Профсоюзы вправе запрашивать у работодателя ту информацию, которая связана с реализацией предоставленных им законом прав на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам оплаты труда. Предоставление профсоюзу такой информации не является нарушением Федерального закона "О персональных данных". Однако реализация права профсоюзов на информацию не означает наличие у профессиональных союзов безусловного, немотивированного и неограниченного права на истребование от работодателей, в частности, актов индивидуально-распорядительного характера (приказов, распоряжений). Таким образом, вопрос о предоставлении профсоюзу запрошенной им информации должен решаться в каждой конкретной ситуации с учетом приведенной профсоюзом мотивировки соответствующего требования.

Обоснование вывода:

1. Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Часть пятая ст. 144 ТК РФ обязывает устанавливать системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений с учетом положений единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов (далее - ЕКС), а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей. Таким образом, локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Определения локального нормативного акта законодательство не содержит. В то же время, как следует из статей 5 и 8 ТК РФ, локальный нормативный акт содержит нормы права. В юридической науке под нормой права понимается установленное или санкционированное государством обязательное правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Содержащиеся в этом определении признаки нормативности акта применяются во всех отраслях права (смотрите ст. 217.1 КАС РФ, ст. 195.1 АПК РФ, п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48, постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П, Разъяснения, утвержденные приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88). Для отнесения актов, изданных работодателем с целью регулирования трудовых отношений, к числу нормативных повсеместно используются те же самые критерии, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика (смотрите, например, определение Архангельского областного суда от 24.08.2015 N 33-3923/2015; определение Самарского областного суда от 20.04.2015 N 33-4222/2015; определение Московского областного суда от 04.06.2014 N 33-12441/2014; определение Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 N 33-173/14; определение Волгоградского областного суда от 29.11.2013 N 33-13071/2013; постановление Семнадцатого ААС от 18.06.2010 N 17АП-5254/10; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2008 N Ф04-5903/2008).

Таким образом, локальному нормативному акту, содержащему нормы трудового права, можно дать следующее определение. Это изданный работодателем акт, направленный на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон трудовых отношений, рассчитанный на неоднократное применение в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

В рассматриваемой ситуации приказы о назначении и выплате надбавок издаются ежемесячно в отношении конкретных работников, следовательно, они не носят характер локального нормативного акта, и при их издании работодатель не должен учитывать мнение представительного органа работника.

2. Согласно ст. 88 ТК РФ работодатель обязан не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (далее - Закон N 152-ФЗ) обработка персональных данных (в том числе их передача) может осуществляться только в установленных данной статьей случаях. Одним из таких случаев является получение от субъекта персональных данных согласия на их обработку (п. 1 ч. 1 указанной статьи). Буквальное толкование данной нормы позволяет заключить, что в иных случаях получение согласия на обработку персональных данных не требуется. В частности, п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ допускает обработку персональных данных, когда она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Согласно ст. 53 ТК РФ представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями. Так, в силу ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ (далее - Закон о профсоюзах) для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать в том числе от работодателей информацию по социально-трудовым вопросам.

Таким образом, на работодателя законом возложена обязанность по передаче профсоюзу информации по социально-трудовым вопросам. Если исполнение данной обязанности требует от работодателя предоставления профсоюзам персональных данных работников, получения от работников соответствующего согласия не требуется.

При этом в судебной практике имеются примеры признания правомерным требований профсоюза о предоставлении информации в том числе и по тем работникам, которые не являются членами профсоюза. Так, это может потребоваться для подготовки к проведению коллективных переговоров, контроля за исполнением коллективного договора. В таких случаях согласия работников на передачу их персональных данных также не требуется (смотрите п. 9 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2012 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012, апелляционное определение СК по административным делам Хабаровского краевого суда от 17.10.2014 по делу N 33-6616).

Однако в любом случае реализация права на информацию и на проведение проверок, гарантированных профессиональным союзам Трудовым кодексом РФ и Законом о профсоюзах, не означает наличие у профессиональных союзов безусловного, немотивированного и неограниченного права на истребование от работодателей любых локальных нормативных актов, а также актов индивидуально-распорядительного характера (приказов, распоряжений) (смотрите, например апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 02.07.2013 по делу N 33-7589/2013).

Таким образом, вопрос о предоставлении профсоюзу запрошенной им информации должен решаться в каждой конкретной ситуации с учетом приведенной профсоюзом мотивировки соответствующего требования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Предоставление информации профсоюзам

Для эффективной защиты трудовых прав работников профсоюзам необходим значительный объем самой разной информации, находящейся в распоряжении работодателя. Но зачастую ее получение становится большой проблемой. В этой статье мы расскажем об особенностях правового регулирования предоставления информации профсоюзным организациям.

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ

Наверняка каждый слышал известную фразу, приписываемую Н. Ротшильду: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. И хотя профсоюзы не ставят перед собой задачу овладения миром, получение от работодателей информации - необходимая часть работы профсоюзной организации, прежде всего первичной. Полные и достоверные сведения нужны профорганизации во многих случаях, прежде всего - при ведении коллективных переговоров. Ведь для того чтобы вносить обоснованные и реально выполнимые предложения по условиям колдоговора или соглашения, профсоюзная сторона должна четко представлять финансово-экономическое положение работодателя, владеть информацией по другим вопросам, связанным с деятельностью нанимателя. Кроме того, очень часто работодатели намеренно скрывают истинное положение дел, создавая иллюзию невозможности принять на себя те или иные социальные обязательства. Также информация необходима, чтобы контролировать соблюдение работодателем трудового законодательства, выполнение условий коллективного договора и соглашения. Добросовестное предоставление сведений в соответствии с законодательством способствует лучшему взаимопониманию между представителями работников и работодателем и, в конечном счете, повышает результативность усилий социальных партнеров, направленных на регулирование социально-трудовых отношений.

Право профсоюзов на получение информации и, соответственно, обязанность работодателей предоставлять ее профсоюзам закреплены в различных нормативно-правовых актах. Право на информацию относится к основополагающим правам профсоюзов, поскольку если не обеспечена его реализация, затрудняется использование других профсоюзных прав.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать информацию по социально-трудовым вопросам от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), от органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также обсуждать эту информацию с приглашением представителей всех перечисленных органов.

Согласно ч. 1 ст. 53 ТК РФ получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, является одной из основных форм участия работников в управлении организацией. В ч. 2 указанной статьи приведен перечень этих вопросов:

- реорганизация или ликвидация организации;

- введение технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;

- другие вопросы, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Последний из приведенных пунктов говорит о том, что данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен в соответствии с перечисленными актами.

МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Обязанность работодателя предоставлять профсоюзам информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров по заключению колдоговоров, соглашений, предусмотрена ч. 7 ст. 37 ТК РФ. Такая информация должна быть предоставлена работодателем не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса от профсоюзной организации.

В целях контроля за выполнением работодателем коллективного договора, соглашения профсоюзные организации, являющиеся одной из сторон указанных актов, вправе получать у работодателя сведения, необходимые для осуществления такого контроля (ч. 2 ст. 51 ТК РФ). При этом информация должна быть предоставлена работодателем в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса от профорганизации.

В некоторых случаях законодательство прямо указывает на конкретные профсоюзные органы, которые вправе получать от работодателя информацию. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов вправе получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей сведения о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях (ч. 6 ст. 370 ТК РФ).

При разрешении коллективного трудового спора путем забастовки представительный орган работников, возглавляющий забастовку, согласно ч. 2 ст. 411 ТК РФ имеет право получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников. На практике в подавляющем большинстве случаев в качестве представительного органа, возглавляющего забастовку, выступает профсоюзный орган.

ТК РФ также устанавливает обязанность работодателей в некоторых случаях при совершении определенных действий предоставить информацию профсоюзной организации и без каких-либо запросов с ее стороны. Например, согласно ч. 1 ст. 82 ТК РФ работодатель обязан письменно сообщить выборному органу первички о возможном расторжении трудовых договоров с работниками в связи с сокращением их численности или штата - не позднее, чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий (при возможном массовом увольнении - не позднее, чем за три месяца).

Для того чтобы право профсоюзов на информацию соблюдалось работодателями, за ее непредоставление необходимы соответствующие меры ответственности. Такие меры установлены КоАП РФ, но их эффективность недостаточна. Так, согласно ст. 5.29 КоАП РФ, непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в установленный законом срок сведений, необходимых для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением колдоговора, соглашения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 руб. до 3000 руб. Во многих случаях работодателю выгоднее заплатить такой штраф, чем предоставить профсоюзу сведения, анализ которых позволит выявить нарушения трудового законодательства и повлечет более суровую ответственность работодателя.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Отдельные виды информации в соответствии с законодательством носят конфиденциальный характер и имеют ограничения в доступе; некоторые из них охраняются как тайна.

Согласно Закону РФ от 21.07.1993 № 5485-I “О государственной тайне”, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ, являются государственной тайной, за разглашение которой предусмотрена уголовная ответственность. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен Указом президента РФ от 30.11.1995 № 1203.

Федеральный закон от 29.07.2004 № 98 “О коммерческой тайне” относит к информации, составляющей коммерческую тайну, сведения любого характера, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, в отношении которых обладателем сведений введен режим коммерческой тайны. Это могут быть производственные, технические, экономические, организационные сведения, сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также о способах осуществления профессиональной деятельности. Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, влечет ответственность вплоть до уголовной.

Еще одной разновидностью конфиденциальной информации является служебная тайна. В соответствии с Перечнем сведений конфиденциального характера (утв. Указом президента РФ от 6.03.1997 № 188) под служебной тайной следует понимать служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

Социальное партнерство один – из самых востребованных механизмов взаимодействия работодателя и работников.

Социальное партнерство один – из самых востребованных на сегодняшний день механизмов взаимодействия работодателя и работников организации. Однако в большинстве случаев подобные отношения выстраиваются посредством делегирования официальных представителей от имени участников трудовых отношений. И одну из ведущих ролей в подобных случаях играет первичная профсоюзная организация.

Что такое первичная профсоюзная организация?

Чтобы ответить на вопрос, что собой представляет первичная профсоюзная организация, каков ее состав, следует обратиться к ФЗ № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Так, в ст. 3 указанного НПА сказано, что первичная профсоюзная организация – это в первую очередь добровольное объединение работников одного предприятия, которое выстраивает свою деятельность на основании Устава общероссийского или же межрегионального профсоюза. Кроме того, деятельность может регламентировать и Устав первичной профсоюзной организации.

Любая первичная профсоюзная организация также выстраивает свою деятельность на основании Конституции РФ, что позволяет соблюсти все законные права и интересы работников организации, которых подобный орган представляет в социальном партнерстве.

Первичная профсоюзная организация – достаточно независимый орган, состав которого регламентируется Уставом. Данная организация не имеет никакого отношения к федеральной или муниципальной власти, к работодателям или их объединениям и прочим структурным единицам. Иными словами, первичная профсоюзная организация не представляет им какие-либо отчеты о деятельности, так как выстраивает работу на основании сотрудничества и полноценного диалога, благодаря чему интересы каждого участника полностью и беспрекословно соблюдаются.

Права первичной профсоюзной организации

У профкома, как и у любой другой организации, есть конкретные права и обязанности, которые регламентируются приведенным выше федеральным законом. Права первичной профсоюзной организации расписаны в главе 2 указанного НПА и включают в себя следующий перечень:

  • право профкома представлять работников организации с целью защиты их интересов и социально-трудовых прав;
  • право профкома осуществлять помощь для работников в получении рабочего места (содействие в занятости населения);
  • право профкома принимать непосредственное участие в ведении коллективных переговоров и принятии колдоговоров и соглашений;
  • право профкома принимать участие в собрание для урегулирования трудовых конфликтов и споров;
  • право профкома на информацию;
  • право профкома на принятие участия в подготовке и дополнительном образовании, которые может получить член объединения;
  • право профкома на контроль в организации по факту исполнения или неисполнения трудового законодательства;
  • право профкома участвовать в приватизации государственного или же муниципального имущества;
  • право профкома на осуществление соцзащиты работников и пр.

Представленный перечень прав, который получает профессиональный комитет, не является исчерпывающим и может быть дополнен на основании Уставов и иных положений деятельности этого выборного органа. Но следует помнить о том, что права подразумевают собой и определенные обязанности первичной профсоюзной организации, которые должен выполнять каждый член. Проанализировать их можно, прочитав Устав профсоюза.

Председатель первичной профсоюзной организации

Любой орган имеет свою четкую структуру. Не является в этом случае исключением и выборный профсоюзный комитет. Структура первичной профсоюзной организации подразумевает следующий состав:

  • общее собрание, которое представляет собой главенствующее объединение, иными словами это высший руководящий орган;
  • выборный профсоюзный комитет, который представляет собой коллегиальное объединение, где каждый член имеет право голоса;
  • президиум, или главный исполнительный орган;
  • председатель первичной профсоюзной организации;
  • контрольно-ревизионные комиссии.

Каждый из перечисленных органов имеет свои характерные черты и особенности. Но особого внимания заслуживает председатель профсоюзного комитета. Этот выборный орган является единоличным и назначается для решения текущих дел. Именно он принимает всевозможные меры и направляет их в заданное русло для воплощения на практике решений, которые приняло общее собрание.

Председатель (несмотря на то, что он выборный член профсоюзного комитета) несет персонифицированную ответственность за неисполнение возложенных на него обязательств.

Также именно данный член профсоюзного комитета представляет законные интересы выборного органа перед органами государственной или же муниципальной власти, работодателем и иными учреждениями. Полный перечень прав и обязанностей выборного председателя профсоюзного комитета можно увидеть в Уставе первичной профсоюзной организации.

Выборы в профсоюзный комитет председателя также основываются на Уставе профсоюза. В данном акте прописано, что занять пост председателя может только член этой организации. При этом выборный председатель может осуществлять свою деятельность на протяжении двух, трех или же пяти лет.

Устав первичной профсоюзной организации

Устав первичной профсоюзной организации (комитета) является одним из самых ключевых нормативно-правовых актов, регулирующий и регламентирующий деятельность, которую осуществляет это объединение.

Документ содержит в себе исчерпывающую информацию о том, как происходит создание профсоюзного комитета и его состав, интересы кого в своей работе представляет этот выборный орган, а также какие права и обязанности имеет каждый член профсоюза, а также на основании каких принципов действуют структурные подразделения.

Устав имеет четкую структуру, которая подразделяется на 8 объемных блоков. Подобный состав официального документа позволяет наиболее четко регламентировать деятельность, которую ведет профсоюзное объединение с той целью, чтобы максимально соблюсти интересы и права всех без исключения участников данного органа.

Первичные профсоюзные организации и члены, которые в ней не состоят. Особенности профкома

Каждая профсоюзная организация должна быть зарегистрирована как официальное юридическое лицо. Для этого адресуется заявление в компетентный орган государственной власти.

Только заявление, которое направляет общее собрание, может послужить основанием для регистрации профсоюза, а значит, сделать легитимным создание органа в рамках организации. Этот факт является одной из ключевых особенностей профсоюза, который представляет интересы работников в сфере трудовых отношений.

Не менее интересным фактом является то, что каждый член первичной профсоюзной организации должен осуществлять уплату взносов, которые формируют собой бюджет этого органа.

Интересы субъектов правоотношений при этом никоим образом не ущемляются. Каждый член профсоюза может принять решение о выходе из подобного объединения или о вступлении в членские ряды иной профсоюзной организации. При этом следует отметить, что член в первичной профсоюзной организации состоит только лишь на учете, тогда как официально он вступает в сам Профсоюз.


Поскольку профсоюзные организации МПРО "Учитель" нередко сталкиваются с проблемой предоставления информации, мы размещаем статью Центра социально-трудовых прав, которая разъясняет права профсоюзов. Также существует важное Определение Верховного суда РФ, вынесенное в пользу профсоюза, которому работодатель отказался дать данные о привлечении работников предприятия к работе сверхурочно и в выходные дни.

Право профсоюза на информацию

В ст. 17 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закреплено право профсоюза на информацию, а именно то, что для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам. Данное право имеет большое значение для активной деятельности профсоюза, так как даёт возможность реализовать иные права, гарантированные законодательством, например, право профсоюзного контроля.

Какую именно информацию может запросить профсоюз?

В ст. 17 ФЗ «О профсоюзах» дана достаточно абстрактная формулировка, а именно указывается только на социально-трудовой характер запрашиваемой информации, а также даётся отсылка на то, что такая информация необходима для осуществления уставной деятельности профсоюза. При буквальном толковании можно сказать, что профсоюз вправе требовать предоставления любых сведений, необходимых для осуществления уставной деятельности, под которой, в свою очередь, следует понимать деятельность по реализации иных прав и обязанностей профсоюзов, предоставленных законом.

Обратите внимание! При запросе определённой информации может возникнуть вопрос о соблюдении требований законодательства о защите персональных данных работников. Ограничения по обработке персональных данных в целом и персональных данных работников в частности, включающей в себя получение, хранение, комбинирование, передачу или любое другое их использование, установлены Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» и главой 14 ТК РФ («Защита персональных данных работника»). По общему правилу обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных. Однако, если обработка необходима для достижения целей, предусмотренных законом, согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется. На наш взгляд, с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ, статей 17 и 19 ФЗ «О профсоюзах», статьи 370 ТК РФ работодатель обязан предоставить по запросу профсоюза информацию, включающую персональные данные работников данного работодателя. При этом не требуется получения специального согласия работников на передачу персональных данных профсоюзу в том случае, если у работодателя работают члены данного профсоюза, а информация запрашивается профсоюзом для целей осуществления профсоюзного контроля. В тоже время, информацию о персональных данных работников, которые членами профсоюза не являются, работодатель без их согласия предоставить профсоюзу не может.

Важно! В судебной практике возникает много вопросов по порядку предоставления профсоюзу такого документа, как штатное расписание. В Определении Верховного суда Республики Карелия от 27.01.2012 по делу № 33-242/2012 было указано, что утверждение штатного расписания на предприятии относится к трудовым вопросам, решаемым предприятием для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации. Таким образом, штатное расписание не содержит информации о заработной плате и других персональных данных конкретных работников предприятия; работодатель не получает от работников сведения, вносимые в штатное расписание; соответственно, оно является документом самого работодателя. Следовательно, штатное расписание не содержит персональные данные работников, и работодатель обязан предоставить профсоюзу данный документ.

Также законодательное ограничение права профсоюзов на получение информации установлено статьей 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно части 2 данной статьи не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей.

Кто имеет право получать информацию?

В Законе о профсоюзах указывается, что это профсоюз, действующий у конкретного работодателя. Однако у одного работодателя может функционировать несколько первичных профсоюзных организаций, интересы которых порой могут не совпадать. Судебная практика выработала следующий, на наш взгляд, рациональный подход. Если профсоюзная организация участвовала в заключении коллективного договора от лица всего трудового коллектива, то она вправе требовать предоставления документов по всем работникам, в том числе не являющимся членами профсоюзной организации. Данный вывод обусловлен тем, что при защите коллективных прав и интересов работников во исполнение коллективного договора, профсоюз, заключивший этот трудовой договор, выступает в качестве общего представителя всех работников и на них можно распространять режим предоставления информации с персональными данными аналогичный членам профсоюза. Если же запрашиваемый вопрос не касается исполнения заключённого коллективного договора или данный профсоюз не выступал в качестве представителя всех работников, то запрашиваемая информация не должна касаться персональных данных работников — не членов профсоюза.

У кого профсоюз может запросить информацию и на каких условиях?

Закон чётко ограничивает круг субъектов – это работодатели, их объединения, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В течение какого срока информация должна быть предоставлена?

В ст. 37 ТК РФ закреплена обязанность сторон предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса, а в силу ч. 2 ст. 51 ТК РФ при проведении контроля за выполнением коллективного договора представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Что касается предоставления информации государственным или муниципальным органом, то здесь необходимо руководствоваться общим месячным сроком, который предусмотрен в ряде административных регламентов, а также в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

На каких условиях предоставляется информация?

Информация должна предоставляться бесплатно и беспрепятственно. В некоторых судебных решениях можно встретить интересную позицию работодателя, который фактически не оспаривает право профсоюза, но заявляет возражения по вопросу изготовления заверенных светокопий документов за свой счет. Суды данный довод не принимают, говоря о том, что на работодателя возлагается обязанность именно предоставить информацию, а не просто показать документ.

Где профсоюз имеет право размещать информацию о себе?

Во-первых, информация может размещаться в средствах массовой информации. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут сами быть учредителями средств массовой информации. В случае создания средства массовой информации профсоюз как учредитель приобретает более широкие возможности.

Во-вторых, в соответствии со ст. 377 ТК РФ которой работодатель обязан предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах). Во многих коллективных договорах, отраслевых соглашениях данное право раскрывается более подробно, например, указывается на возможность размещения информации о мероприятиях, проводимых профсоюзом, информации о составе и контактах членов выборного органа первичной профсоюзной организации профсоюза, на сайтах, на стендах в помещениях, может предоставляться возможность использования средств внутреннего радиовещания и телевидения, многотиражной печати, автотранспорта, информационно-правовых систем, интернет-ресурсов и возможностей электронной почты.

Читайте также: