Обязан ли работодатель проводить оценку профессиональных рисков при работе на высоте

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обязан ли работодатель, если да, то в соответствии с каким законодательством, проводить оценку профессиональных рисков? Обязательно ли привлечение аккредитованной организации? Существует ли методика проведения оценки профессиональных рисков?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопрос об обязательности проведения оценки уровней профессиональных рисков является спорным. Мы полагаем проведение такой оценки целесообразным.

Обоснование вывода:
Под профессиональным риском согласно ст. 209 ТК РФ понимается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами.
Обязанность работодателя по проведению оценки профессиональных рисков Трудовым кодексом РФ в настоящее время напрямую не установлена*(1). На этом основании многие специалисты делают вывод об отсутствии такой обязанности. В частности, такую точку зрения можно встретить в многочисленных консультациях Роструда (смотрите ответы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Тем не менее, на наш взгляд, при разрешении данного вопроса необходимо учитывать следующее. Согласно ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. Работодатель обязан, среди прочего, обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. В соответствии со ст. 209 ТК РФ под системой управления охраной труда понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Данная норма предусматривает утверждение Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений типового положения о системе управления охраной труда. Соответствующее Типовое положение было утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н.
По смыслу Типового положения (смотрите п.п. 33-39) оценка профессионального риска является неотъемлемой частью процедуры управления профессиональными рисками в СУОТ работодателя, без которой СУОТ не может считаться функционирующей. Поэтому некоторые специалисты (смотрите, например, мнение заместителя начальника отдела надзора и контроля в сфере охраны труда Роструда А. Назарова) высказывают точку зрения о том, что проводить оценку профессиональных рисков необходимо, а за непроведение оценки уровней профессиональных рисков предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Такую позицию можно встретить и в консультациях с портала "Онлайнинспекция.РФ", и в судебных решениях (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 N 09АП-12295/18, решения Санкт-Петербургского городского суда от 05.09.2019 N 7-1460/2019, Ленинского районного суда г. Тамбова Тамбовской области от 15.01.2020 N 12-5/2020, Выборгского городского суда Ленинградской области от 26.11.2019 N 12-529/2019, Онежского городского суда Архангельской области от 24.01.2020 N 12-4/2020, Октябрьского районного суда г. Тамбова Тамбовской области от 05.12.2019 N 12-607/2019, Костромского районного суда Костромской области от 29.01.2019 N 12-5/2019).
Нельзя, однако, не отметить, что само содержание упомянутых норм Типового положения представляется довольно спорным с точки зрения действующего законодательства. Так, согласно п. 33 Типового положения работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации в том числе оценки уровней профессиональных рисков. Однако в силу прямого указания ст. 209 ТК РФ обязанность по утверждению порядка оценки уровней профессиональных рисков возложена на Минтруд России. И фактически на сегодняшний день такой порядок отсутствует. В связи с этим позиция о необходимости проведения работодателем такой оценки, основанная на Типовом положении, также представляется не бесспорной.
Тем не менее, учитывая многократные случаи привлечения к административной ответственности за непроведение оценки уровней профессиональных рисков, полагаем целесообразным такую оценку проводить, а также обратиться за официальным разъяснением по данному вопросу в соответствующий орган исполнительной власти, а именно - Минтруд России по почте (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, 21) либо заполнить форму обращения на официальном сайте (https://rosmintrud.ru/reception/form).
При оценке рисков, по мнению некоторых специалистов*(2), в настоящее время следует руководствоваться ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.12.2009 N 680-ст, а также Руководством по оценке профессионального риска для здоровья работников: организационно-методические основы, принципы и критерии оценки" (Р 2.2.1766-03), утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

27 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Минтруд России в 2015 году предлагал зафиксировать в Кодексе такую обязанность работодателей, однако предложенный тогда проект закона так и не был внесен на рассмотрение в парламент. Правительством РФ (смотрите распоряжение от 26.04.2019 N 833-р) разработан комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, в рамках которого Минтруду России поручено разработать новый проект федерального закона в течение 2019 года, однако о разработке такого проекта на текущий момент нам неизвестно.
*(2) Смотрите, например, материалы:
- Оценка и управление профессиональными рисками для здоровья работников (Л.И. Ларионова, журнал "Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения", N 5, май 2019 г.);
- Как оценивают риски, связанные с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности (З.В. Стрельбицкая, журнал "Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения", N 2, февраль 2019 г.);
- Оценка рисков в системе управления охраной труда (журнал "Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения", N 10, октябрь 2018 г.).

Оценка рисков при работе на высоте является основой создания действующего механизма обеспечения безопасности на Вашем предприятии в рамках СУОТ.

Значение рискориентированного подхода к построению системы управления охраной труда [СУОТ] возрастает с каждым годом. В этом легко убедиться, сопоставляя требования межотраслевых нормативных документов, к примеру, пятилетней давности с актуальными требованиями правил охраны труда.

Одним из ярких примеров построения всей СУОТ «вокруг» результатов процедуры оценки рисков являются Правила охраны труда при работе на высоте [Правила].

Оценка профессиональных рисков определение

Процедура оценки рисков падения с высоты является элементом СУОТ предприятия, направленным на получение объективной и необходимо достаточной информации для принятия управленческих решений, направленных на создание безопасных условий при проведении работ на высоте через проведение мероприятий, предусмотренных пунктом 5 и пунктом 6 Правил.

Цель и задачи оценки рисков на высоте

Основной целью процедуры оценки рисков падения с высоты является определение комплекса мероприятий, направленных на защиту работников от опасных и вредных производственных факторов при проведении работ на высоте.

Оценка рисков при работах на высоте

Для достижения обозначенной цели необходимо выполнить ряд взаимосвязанных задач:

  • сбор и анализ информации об опасностях, связанных с падением работников с высоты и/или падением предметов с высоты и их источниках;
  • расчет количественного выражения рисков по каждому из выявленных источников опасности;
  • разработка мероприятий по управлению рисками и снижению их до допустимых значений.

Правовые основы процедуры оценки рисков

Обязанности работодателя по проведению оценки профрисков при работах на высоте закреплены в следующих нормативных документах:

  • Трудовой кодекс России ст. 212 — «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда»;
  • Трудовой кодекс России ст. 219 — «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда»;
  • Приказ МТиСЗ №438н от 19 августа 2016 года «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (п. п.33, 34, 35)
  • Приказ Минтруда России от 16.11.2020 №782н (пункт 4).

Представленные выше документы указывают на обязанность работодателя проводить оценку рисков падения с высоты. Иначе говоря, оценка профрисков теперь обязательна для всех.
Однако, представленные выше документы не дают рекомендации в выборе методики проведения такой процедуры.

Как провести оценку рисков падения с высоты. Выбор метода.

Основной сложностью, связанной с выбором методики оценки рисков падения с высоты, является отсутствие, на данный момент, единого метода. Согласно основному «посылу» Минтруда, работодатель определяет методику оценки рисков исходя из специфики своей деятельности. Говоря иначе, для оценки рисков, связанных с проведением работ на высоте Вы можете использовать методики оценки профессиональных рисков, уже применяемые на Вашем предприятии, или обратиться к иным методикам, о которых пойдет речь далее.

Метод Файна-Кинни

Метод Файна-Кинни для оценки профрисков представляет собой трехфакторную матричную модель, которая учитывает:

  • Вероятность наступления неблагоприятного события;
  • Частотность события. То есть количество ситуаций при которых работник подвергается анализируемым рискам в течение единицы времени (раз в месяц, два раза в день и т.д.);
  • Тяжесть наступления неблагополучного события. Разумеется, речь идет не только о тяжести последствий для самого пострадавшего. Здесь также необходимо оценивать и степень опасности от наступления неблагополучного события.

Двухфакторный метод Международной организации труда (ILO)

При применении двухфакторного матричного метода необходимо оценить только вероятность наступления неблагоприятного события и тяжесть последствий его наступления. Как Вы видите, показатель частотности в данном случае не применяется.

В своей работе, при проведении процедуры оценки рисков, мы руководствуемся именно двухфакторным матричным методом. Применение данного метода позволяет оперативно произвести оценку профессиональных рисков, как в рамках СУОТ, так и в рамках осмотра рабочего места на высоте перед допуском бригады к выполнению работ. Существенно облегчают проведение процедуры оцени рисков анкеты риска и так называемые чек-листы осмотра рабочего места на высоте.

Анкеты определения опасности (риска) при выполнении работ на высоте

Как работать с анкетой мероприятий:

  1. опишите опасную ситуацию, возникшую на рабочем месте;
  2. оцените величину риска;
  3. определите необходимые мероприятия по снижению риска;
  4. назначьте ответственное лицо за их выполнение;
  5. определите график выполнения намеченных мероприятий;
  6. контролируйте исполнение;
  7. определите остаточный риск

Что касается правовых вопросов применения приведенных выше методик, то разрешение на применение в отечественной практике международных методик оценки рисков закреплено в Федеральном законе от 4 октября 2010 г. № 265-ФЗ «О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)» и дополнительно разъясняется в ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».

Кроме того, в рамках совершенствования рискориентированного подхода к построению системы охраны труда на предприятии, был введен в действие национальный стандарт России ГОСТ Р 58771-2019 Менеджмент риска. Технологии оценки риска. Данный документ будет полезен специалистам, занимающимся адаптацией процедуры оценки профессиональных рисков СУОТ на своем предприятии.

Лицо, ответственное за оценку рисков падения с высоты

Для того, чтобы определить требования к лицу, назначаемому ответственным за проведение процедуры оценки рисков падения с высоты, необходимо обратиться к Правилам. Так, согласно пункту 46 правил, организацию процедуры оценки рисков осуществляет лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию и безопасное проведение работ на высоте. Данное лицо может само провести процедуру оценки рисков, либо делегировать такие обязанности иным специалистам с 3 группой по безопасности работ на высоте согласно уровням управления СУОТ.

Таким образом, ответственным за проведение процедуры оценки рисков может быть назначен любой специалист, имеющий 3 группу по безопасности работ на высоте.

Учитывая важность результатов процедуры оценки рисков необходимо отразить дополнительные требования к уровню подготовки и знаний ответственного за оценку рисков лица, а именно:
специалист должен уметь корректно применять выбранную предприятием методику оценки рисков;

  • знать специфику работ на высоте, проводимых на его предприятии (особенности доступа до рабочего места, частоту проведению работ, наличие надежных точек крепления и прочее);
  • понимать особенности применения средств коллективной защиты и систем обеспечения безопасности;
  • а, самое главное, руководствоваться принципом исключения работ на высоте, при разработке защитных мероприятий.

Оценка рисков при работах на высоте

Общий алгоритм действий ответственного лица можно представить в виде следующих этапов:

  1. Осмотр средств доступа до рабочего места на высоте и оценка их надежности и безопасности.
  2. Осмотр рабочей площадки на предмет наличия ограждений и/или надежных точек крепления по ВСЕЙ траектории перемещения работников.
  3. Анализ источников опасности на рабочих местах по анкетам риска или аналогичным инструментам
  4. Расчет количественного выражения риска, связанного с каждым источником опасности.
  5. Определение защитных мероприятий и подбор необходимых систем обеспечения безопасности.
  6. Оценка остаточного риска при реализации защитных мероприятий.
  7. Отражение полученных результатов в соответствующих документах СУОТ.

Оформление результатов процедуры оценки рисков

Результаты процедуры оценки рисков, согласно Правилам, отражаются в соответствующих локальных документах предприятия, предусмотренных СУОТ. В качестве таких документов могут использоваться отчеты об оценки рисков падения с высоты. Кроме того, в целях обязательного информирования работников о рисках на рабочих местах результаты оценки рисков падения с высоты отражаются в соответствующих разделах планов производства работ, технологических картах и нарядах-допусках на производство работ на высоте.

Что делать с отчётом об оценке рисков

Исходя из данных отчёта, определите мероприятия по снижению уровня риска до допустимых значений. Назначьте ответственных за выполнение данных мероприятий. Результаты процедуры оценки рисков отражаются в документации, предусмотренные СУОТ на Вашем предприятии.

После формирования отчёта:

  • определите список подходящих средств индивидуальной и коллективной защиты от падения.
  • составьте техническое задание на закупку СИЗ;
  • разработайте обязательную документацию, регламентирующую работы на высоте. К основным документам можно отнести ППР и ТК;
  • разработайте план спасения и эвакуации (ПСЭР);
  • определите требования к компетенции работника и программе его обучения.

По данной инструкции вы самостоятельно проведете оценку рисков работ на высоте. Если возникнут сложности, обратитесь к профессионалам.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 ноября 2020 года N 782н

1. Утвердить Правила по охране труда при работе на высоте согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.

в Министерстве юстиции

15 декабря 2020 года,

регистрационный N 61477

Приложение
к приказу Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 16 ноября 2020 года N 782н

Правила по охране труда при работе на высоте

I. Общие положения

1. Правила по охране труда при работе на высоте (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования по охране труда и регулируют порядок действий работодателя и работника при организации и проведении работ на высоте.

2. Требования Правил распространяются на работников и работодателей - физических или юридических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, выполняющими работы на высоте (далее - работодатели, работники).

3. К работам на высоте относятся работы, при которых:

а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:

при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;

при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения площадок менее 1,1 м;

б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.

4. Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда (далее - СУОТ) провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты в соответствии с классификацией работ на высоте, указанной в пункте 3 Правил.

Работы, отнесенные работодателем к работам на высоте, должны быть учтены в локальных документах СУОТ.

5. Работодатель для обеспечения безопасности работников должен по возможности исключить работы на высоте.

6. При невозможности исключения работ на высоте работодатель должен обеспечить реализацию мер СУОТ по снижению установленных уровней профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника, в том числе путем использования следующих инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия на работников идентифицированных опасностей:

а) применение защитных ограждений высотой 1,1 м и более, обеспечивающих безопасность работника от падения на площадках и рабочих местах;

б) применение инвентарных конструкций лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применением подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов;

в) использование средств коллективной и индивидуальной защиты.

7. Работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более; работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м, выполняются по заданию работодателя на производство работ с выдачей оформленного на специальном бланке наряда-допуска на производство работ (далее - наряд-допуск) (рекомендуемый образец предусмотрен приложением N 2 к Правилам).

8. Работы на высоте, для которых принятыми работодателем мерами обеспечения безопасности работника обеспечен допустимый минимальный риск его падения, в том числе, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 6, а также периодически повторяющиеся работы на высоте, указанные в пункте 7, и которые являются неотъемлемой частью действующего технологического процесса, характеризующиеся постоянством места, условий и характера работ, применением средств коллективной защиты, определенным и постоянным составом квалифицированных исполнителей, в соответствии с действующей у работодателя СУОТ можно проводить без оформления наряда-допуска.

Меры безопасности при проведении указанных работ должны быть изложены в технологических картах, инструкциях по охране труда или производственных инструкциях с учетом требований настоящих Правил.

9. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

а) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;

б) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.

11. Требования Правил учитываются при проектировании объектов, зданий, сооружений, при разработке технологических процессов и проектов производства работ по сборке, монтажу и демонтажу, а также эксплуатации механизмов или оборудования, зданий и сооружений.

II. Требования к работникам при работе на высоте

12. К работе на высоте допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет.

13. Работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ. Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации.

14. Работники, допускаемые к непосредственному выполнению работ на высоте, выполняемых с оформлением наряда-допуска, делятся на следующие группы по безопасности работ на высоте (далее - группы):

1 группа - работники, допускаемые к работам в составе бригады или под непосредственным контролем работника, назначенного приказом работодателя (далее - работники 1 группы);

2 группа - бригадиры, мастера, руководители стажировки, а также работники, назначаемые по наряду-допуску ответственными исполнителями (производителями) работ на высоте и работники, допускаемые к работам в составе бригады из числа высококвалифицированных рабочих и специалистов (далее - работники 2 группы);

15. К работникам 3 группы по безопасности работ на высоте (далее указанные категории - работники 3 группы) относятся:

а) работники, назначаемые работодателем ответственными за организацию и безопасное проведение работ на высоте, в том числе выполняемых с оформлением наряда-допуска;

б) ответственные за составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ;

в) работники, проводящие обслуживание и периодический осмотр средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

г) работники, выдающие наряды-допуски;

д) ответственные руководители работ на высоте, выполняемых с оформлением наряда-допуска;

е) должностные лица, в полномочия которых входит утверждение плана производства работ на высоте и/или технологических карт на производство работ на высоте;

ж) специалисты, проводящие обучение работам на высоте,

з) члены экзаменационных комиссий работодателей и организаций, проводящих обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.

Работники, относящиеся к 3 группе по безопасности работ на высоте, также могут быть допущены к непосредственному выполнению работ, при условии подтверждения квалификации и получения удостоверений на соответствующую группу.

16. Работодатель (уполномоченное им лицо) обязан организовать до начала проведения работы на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников:

а) допускаемых к работам на высоте впервые;

б) переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения;

в) имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.

17. Работники, выполняющие работы на высоте, должные знать и уметь применять безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте, а также обладать соответствующими практическими навыками.

Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте (в том числе практическим навыкам применения соответствующих СИЗ, их осмотра до и после использования) в заочной форме, а также исключительно с использованием электронного обучения и дистанционных технологий, проведение практических занятий по освоению безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте, а также прохождения стажировки в режиме самоподготовки работником не допускается.

18. Работники, впервые допускаемые к работам на высоте, в том числе, выполняющие работы на высоте с применением средств подмащивания, а также на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более должны:

а) знать инструкции по охране труда при проведении работ на высоте;

б) знать общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, в цехе;

в) знать производственные инструкции;

г) знать условия труда на рабочем месте;

д) знать обстоятельства и характерные причины несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на высоте в организациях (на предприятиях), случаи производственных травм, полученных при работах на высоте; обязанностями и действиями при аварии, пожаре; способы применения имеющихся на участке средств тушения пожара, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения, схемами и маршрутами эвакуации в аварийной ситуации;

е) знать основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для работы на высоте;

ж) знать зоны повышенной опасности, машины, механизмы, приборы, средства, обеспечивающие безопасность работы оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности);

з) знать и уметь применять безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте.

Работники, впервые допускаемые к работам на высоте, должны обладать практическими навыками применения оборудования, приборов, механизмов (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты) и оказания первой помощи пострадавшим, практическими навыками применения соответствующих СИЗ, их осмотром до и после использования.

19. Работники 1 группы по безопасности работ на высоте (работники, допускаемые к работам в составе бригады или под непосредственным контролем работника, назначенного приказом работодателя) дополнительно должны:

а) знать методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

б) знать и уметь применять основы техники эвакуации и спасения;

в) обладать практическими навыками оказания первой помощи пострадавшему.

20. Работники 2 группы по безопасности работ на высоте (мастера, бригадиры, руководители стажировки, а также работники, назначаемые по наряду-допуску на производство работ на высоте ответственными исполнителями (производителями) работ на высоте) в дополнение к требованиям, предъявляемым к работникам 1 группы по безопасности работ на высоте, должны быть ознакомлены с:

а) требованиями норм, правил, стандартов и регламентов по охране труда и безопасности работ; порядком расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

б) правилами и требованиями пользования, применения, эксплуатации, выдачи, ухода, хранения, осмотра, испытаний, браковки и сертификации средств защиты;

Марина Шобохонова

Начало 2021 года было шоком для каждого специалиста по охране труда. В силу вступили 40 новых правил по охране труда, которые заменили собой более сотен действовавших ранее нормативных актов. При этом уменьшение правил ОТ не смягчило требований к работнику и работодателю. Практически в каждых правилах прописана обязательность применения дополнительных мер безопасности в соответствии с результатами оценки профессиональных рисков.

  • Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе
  • Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя
  • Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм
  • Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков
  • Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов

Скачайте образцы:

Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе

Мы являемся свидетелями сдвига парадигмы в сторону риск-ориентированного подхода в охране труда. 95% новых правил содержат указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов.

Оценка профессиональных рисков в 2021 году перешла из области теории в практическое действие. Теперь при выполнении требований новых правил по охране труда, работодатель не только должен провести оценку профессиональных рисков (это даже не обсуждается), а принять конкретные действия по применению ее результатов.

Таблица. Требования к оценке профрисков в правилах по охране труда в 2021 году


Подробнее об изменениях законодательной базы по охране труда прочитайте в нашей статье: Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА

Еще до начала выполнения работ с повышенной опасностью необходимо учесть результаты оценки рисков. Поэтому результаты оценки рисков обязательно оформите в виде карты оценки рисков и доведите не только для работников, но и для разработчиков планов производства работ (ППР) и выдающих наряд.

Пример

Монтажнику выдают одежду согласно типовым нормам. Но в правилах по охране труда при работе на высоте указано, что работодатель в зависимости от результатов оценки рисков должен принять меры по минимизации рисков. В компании необходимо разработать карту оценки рисков и передать ее в техническую службу работодателя для принятия дополнительных мер.

Образец карты проведения оценки профессиональных рисков

Образец карты проведения оценки профессиональных рисков

Если работников в подразделении много, сделайте сводную карту по всем рабочим местам. В карте оценки рисков нужно указать меры по снижению воздействия опасностей. В зависимости от того, какие меры перечислены в карте оценки рисков, нужно разрабатывать улучшенные нормы выдачи спецодежды, приобретение дополнительных средств индивидуальной или коллективной защиты.

Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

  • устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Эти требования охраны труда необходимо закрепить в соответствующих инструкциях по охране труда, и доводить до работников в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
  • применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ. Это необходимо для контроля за безопасным производством работ.

Если по результатам СОУТ на рабочих местах установили наличие вредных (опасных) условий, работодатель обязан провести мероприятия, чтобы улучшить условия труда работников, снизить уровень профессионального риска и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если сделать это невозможно из-за характера или условий деятельности предприятия, то проводить работы без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.

Работы, связанные с риском для жизни и здоровья работников, можно поручать только наиболее квалифицированным, опытным работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В статье 196 ТК РФ указано, что работодатель сам определяет, кому из сотрудников нужно повышать квалификацию. Поэтому сам работодатель принимает решение в пользу подготовки работников на наиболее опасные рабочие места.

Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя

Требования к проведению оценки профессиональных рисков установлены статьей 212 ТК РФ. Работников и кандидатов необходимо ознакомить с рисками по их должности. Если риски являются неприемлемыми с точки зрения соискателей, они вправе найти другое, более безопасное место работы.

Работодатель обязан провести оценку рисков на предприятии:

  • составить реестр опасностей
  • рассчитать вероятность наступления неблагоприятного исхода и ущерба здоровью
  • составить план мероприятий по снижению или исключению рисков.

Многие специалисты по охране труда могут спросить, зачем же проводить оценку рисков, если уже проведена спецоценка. Всё очень просто. Во время спецоценки идентифицируют факторы, но не проводят оценку вероятности того, что фактор может привести к травме, острому или хроническому заболеванию, или к гибели. Если при приеме на работу человек узнает, что его рабочее место имеет высокую степень риска, у него есть выбор — принять этот риск, или искать другое место работы.

Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя

Одна из важнейших задач работодателя на этапе перехода к новой законодательной базе по охране труда — просмотреть и применить результаты уже проведенной оценки рисков. Для новых организаций и ИП-работодателей нужно срочно организовать оценку профрисков.

В соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда, специалисты по ОТ должны:

  • организовать проведение внеочередных видов обучения по охране труда (инструктажи, внеочередная проверка знаний новых правил)
  • провести первичное присвоение групп работ на высоте для работников с высоким риском падения со средств подмащивания (в УЦ, имеющих учебно-тренировочные полигоны)
  • актуализировать комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности
  • актуализировать комплект локальных нормативных актов работодателя, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников

Методы оценки профессиональных рисков

Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.

Работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению , в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов, может разработать методику самостоятельно, если у него есть такая возможность.

Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:

➤ Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011

Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.

Совет эксперта: ГОСТ является документом для добровольного применения. Указывать отмененный ГОСТ в разделе «Порядок оценки рисков» Положения о СУОТ будет некорректным, поэтому просмотрите методики в нем, которые актуальны для вашей организации и являются действующими.

➤ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.

Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.

Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:

  • учитывать текущую, прошлую и будущую деятельности компании;
  • учитывать, что тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
  • проводить оценку рисков при активном участии работников, занятых на этих рабочих местах, так как они владеют детализированной и точной информацией обо всех опасностях, связанных с выполнением ими своей работы;
  • учитывать не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм

1 этап. Идентификация рисков

Источниками информации для выявления опасностей служат:

  • нормативные правовые и технические акты, справочная и научно-техническая литература, локальные нормативные акты и др.;
  • результаты производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах;
  • результаты наблюдения за технологическим процессом, производственной средой, рабочим местом, работой подрядных организаций, внешними факторами производственной среды;
  • результаты анализа анкет, полученных от работников.
  • результаты аудита (опроса) сотрудников;
  • опыт практической деятельности.

Кроме анкет, источниками информации для идентификации рисков могут быть данные статистической информации по травматизму и профзаболеваемости, данные производственного контроля, анализ должностных инструкций и стандартных операционных процедур (проекты производства работ, технологические карты и технические регламенты).

Рекомендация эксперта: все работники организации заполняют анкеты, в которых отмечают частоту и вероятность того, что опасность возникает редко, часто, или постоянно. На основе анализа источников информации нужно сформировать реестр идентифицированных опасностей, подлежащий регулярной и своевременной актуализации.

2 этап. Определение вероятности и частоты наступления ущерба

На втором этапе Реестр обрабатывают чтобы выяснить, какой ущерб может быть причинен, если опасность произойдет. Для этого экспертная группа, состоящая из членов комиссии по проведению рисков может самостоятельно или с привлечением внешнего эксперта установить напротив каждой опасности степень тяжести полученного повреждения здоровью.

Для правильной оценки рисков нужно установить качественные значения вероятностей наступления ущербов: низкая, средняя и высокая. При этом вероятность исхода, не связанного с наступлением ущерба, оценивают как среднюю.

Низкая — в должностных инструкциях отсутствует необходимость проведения операций, манипуляций, при которых характерна конкретная опасность. Поэтому опасность не должна возникнуть вообще.

Например, в реестре опасностей указана опасность укуса животного. При этом на рабочем месте и в рабочем пространстве (в том числе территории) данными с пульта видеонаблюдения не зафиксировано ни одного случая появления животного.

Средняя — наступление риска возможно при грубом нарушении работником требований охраны труда, стандартных операционных процедур, технологических карт и регламентов, или выполнение трудовых обязанностей, не включенных в должностную инструкцию, по которым работник не обучен, не имеет необходимую квалификацию и допуск.

Высокая — наступление риска возникновения опасности характерно для указанной должности и обусловлено технологией выполнения работ.

Например, во время СОУТ установили, что на работника воздействует такой фактор, как шум, и определили на рабочем месте вредные условия труда подкласса 3.1. А в ходе оценки профрисков установили, какова вероятность того, что работник потеряет слух.

3 этап. Оценка расчет рисков

На третьем этапе оценки рисков полученные данные по вероятности наступления угрозы и тяжести ее последствий рассчитывают для того, чтобы установить уровень риска по каждой опасности, а также интегрированный риск. Затем производят ранжирование — от опасности с высоким риском к низкому риску.

Для определения степени риска необходимо провести расчет. Для этого последовательно выполняют следующие операции:

  1. Идентифицируют опасности и при необходимости их проявления.
  2. Каждой идентифицированной опасности ставят в соответствие возможный ущерб и соответствующий ему весовой коэффициент.
  3. Определяют качественные значения вероятностей наступления ущербов и исхода, не связанного с наступлением ущерба, и соответствующие им весовые коэффициенты путем логического анализа дерева событий или с использованием вербального описания вероятностей (частот).
  4. Путем перемножения численных значений вероятностей (частот) наступления ущербов на соответствующие весовые коэффициенты ущербов определяют риски по каждой из идентифицированных опасностей.
  5. По шкале оценки значимости рисков оценивают значимости рисков по каждой из идентифицированных опасностей.

Путем сложения рисков для каждой идентифицированной опасности на рабочем месте определяют общий риск.

4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению уровня риска и контроля его исполнения

На этом этапе заканчивается процесс непосредственно оценки, и наступает завершающий этап — этап принятия решения о снижении риска или отказа от него (исключение из технологической цепочки) и замену на приемлемый уровень риска. Это этап разработки плана мероприятий по снижению рисков.

По завершению работ по оценке профессиональных рисков, разрабатывают, утверждают и доводят до работников следующие локальные нормативные акты:

  • реестр опасностей;
  • отчет о проведении оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску.
  • план мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков

Все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть учтены при проведении инструктажей на рабочем месте и стажировке.

Все средства индивидуальной защиты нужно выдавать, а средства коллективной защиты устанавливать с учетом выявленных опасностей.

5 этап. Управление оцененными рисками

Поскольку оценка рисков не является самоцелью, основным этапом является именно управление оцененными рисками. Принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков или их исключению — вот такая задача стоит перед работодателем.

После вступления в силу приказа о применении результатов оценки профессиональных рисков, комиссия проводит работу по информированию работников о риске повреждения здоровья. Для этого нужно внести изменения в программу инструктажа на рабочем месте, программу вводного инструктажа, а также разместить материалы оценки профессиональных рисков в разделе «Охрана труда» — «Оценка профессиональных рисков на рабочих местах» на официальном сайте.

Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков

Оценка необходима для всех работодателей — если в компании работает хотя бы один сотрудник по трудовому договору (в том числе — внешний совместитель). Поэтому отсутствие в штате специалиста по охране труда не является основанием для непроведения оценки рисков , а соответственно, и правил по охране труда.

Статус оценки рисков существенно повысился после того, как процедуру указали в правилах по охране труда, являющихся нормативным правовым актом, прошедшим регистрацию в Минюсте России. Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП трактует непроведение и неприменение результатов оценки рисков как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в иных НПА Российской Федерации.

Штраф для компании составит до 80000 рублей, а для ИП или должностного лица организации — до 5000 рублей.

Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов

Не каждый даже самый опытный специалист по охране труда способен лично провести оценку рисков. Да, он может организовать работу, но для проведения оценки нужна командная работа. Особенно это касается производственных предприятий и крупного бизнеса. Советуем к такой сложной задаче, как оценка профрисков, привлекать внешних экспертов или направлять членов своей внутренней комиссии на обучение. Грамотно провести оценку профрисков в вашей компании вы можете здесь >>>

Помните, что у сторонней организации по проведению оценки рисков есть очевидное преимущество — свежий, независимый взгляд на проблемы предприятия. Профессионалы из специализированной организации по охране труда «заточены» на оценку, владеют различными методиками, постоянно повышают квалификацию, участвуют в круглых столах, в конференциях.

Чтобы избежать претензий инспектора ГИТ, доверьте проведение рисков опытным профессионалам. Прочитайте нашу статью Оценка профессиональных рисков: какую компанию привлечь.

Картинка Оценка профессиональных рисков на предприятии

Действующее законодательство требует от работодателей реализации многочисленных мер по защите законных прав и интересов работников. При этом если, например, проведение спецоценки условий труда урегулировано федеральным законом № 426-ФЗ и другими нормативными документами, то в отношении других мероприятий работодателям дается значительно большая степень свободы – и ответственности. Одно из них - оценка профессиональных рисков. В этой статье мы проанализируем правила ее выполнения и использования результатов проделанной работы.

Необходимость выполнения оценки

Общие принципы организации такой оценки определены Трудовым кодексом. Согласно статье 209 ТК РФ профессиональным риском называют вероятность того, что при выполнении трудовых обязанностей здоровью работника будет причинен вред, обусловленный воздействием производственных факторов. Для определения степени вероятности такого события используют процедуру оценки профессиональных рисков. Это комплексное обследование конкретного рабочего места на предмет присутствия вредоносного воздействия плюс расчет интенсивности этого воздействия на работника с учетом условий его труда и других факторов – например, применения особых защитных средств.

На основании результатов проведенной оценки работодатель разрабатывает систему управления профессиональными рисками и охраной труда (СУОТ). Такая обязанность прямо установлена статьей 212 ТК РФ. Список мер, входящих в состав этой системы, указывается в локальном нормативном документе и подлежит регулярному пересмотру с тем, чтобы обеспечить соответствие характеру рисков на предприятии.

Регламентирование порядка оценки

С той же специальной оценкой условий труда у работодателей обычно не возникает никаких сложностей: правила ее выполнения прописаны в соответствующих нормативных документах. С оценкой профессиональных рисков же не все так просто. В статье 209 ТК РФ указано, что порядок ее выполнения должен устанавливаться профильным органом исполнительной власти, роль которого сейчасвыполняет Минтруд. При этом в ходе разработки этого порядка должно учитываться мнение Российской трехсторонней комиссии, занимающейся вопросам регулирования трудовых отношений.

Однако сложность состоит в том, что этот порядок… Минтруд так и не разработал. При этом обязанность по выполнению оценки никто не отменял: более того, контролирующие органы в лице Государственной инспекции труда активно проверяют выполнение этой обязанности, а в случае нарушения такого требования применяют санкции, предусмотренные действующим законодательством. Поэтому работодателям приходится разрабатывать свои правила оценки и надеяться, что их точка зрения на то, как они должны выглядеть, совпадет с позицией проверяющих.

Цель оценки

Некоторую степень ясности в этот вопрос попытался внести сам Минтруд, опубликовав на своем официальном сайте разъяснения относительно целей выполнения оценки и порядка ее выполнения. В ведомстве отмечают, что ключевая цель государства в этой области, - это сохранение здоровья сотрудников российских предприятий. Для этого работодателям нужно решить следующие задачи:

  • выполнить идентификацию потенциально опасных операций и действий, входящих в состав трудового процесса;
  • определить возможные последствия таких действий;
  • установить степень вероятности их появления;
  • выяснить, каким образом можно сократить или ликвидировать эту вероятность.

В ходе организации этой работы министерство рекомендует работодателям не изобретать велосипед, а руководствоваться положениями уже разработанных стандартов и других нормативных документов. По мнению ведомства, это повысит эффективность принимаемых мер. Хотя справедливости ради укажем, что жесткие требования в этой области сейчас отсутствуют, а выполнение таких стандартов имеет добровольный характер. Поэтому работодатели вправе, изучив действующую нормативную базу, сами решить, какие правовые документы лягут в основу системы оценки рисков на конкретном предприятии.

Нормативная база оценки

На ресурсах, посвященных вопросам организации оценки профрисков, можно встретить упоминание о Конвенции МОТ № 187, ратифицированной Российской Федерацией, как об одном из основополагающих документов. В этой конвенции зафиксировано, что государства, поддержавшие ее, проводят системную оценку таких рисков, руководствуясь требованиями международного стандарта ILO-OSH 2001. В России этот стандарт адаптирован к национальным реалиям в виде межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007. Это базовый документ, описывающий основные положения систем, осуществляющих управление охраной труда на российских предприятиях. Изучив содержание этого стандарта, можно перечислить еще ряд нормативных документов, необходимых для его корректного применения. К ним относятся:

  • ГОСТ Р 12.0.007-2009, устанавливающий правила разработки таких систем;
  • ГОСТ Р 12.0.010-2009, определяющий правила оценки рисков;
  • ГОСТ Р 51897-2011, содержащий основные термины, используемые в сфере управления профрисками;
  • ГОСТ Р ИСО 31000-2010, представляющий собой руководство по осуществлению риск-менеджмента;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011, содержащий методику оценки рисков;
  • ГОСТ Р 54934-2012, описывающий правила реализации менеджмента, нацеленного на сохранение здоровья работников и повышение уровня безопасности их труда.

Однако на практике наиболее удобным для работодателей оказался руководящий документ Р 2.2.2006-05, утвержденный Главным санитарным врачом РФ. Его часто применяют вместе с документом под номером Р 2.2.1766-03. Эти документы устанавливают связь между присутствием на производстве вредных и опасных факторов, включая те, которые выявляются в ходе специальной оценки условий труда, и уровнем профессионального риска для работников.

Как провести оценку профрисков

Единой утвержденной методики оценки пока не существует. Предприятие вправе разработать и утвердить ее алгоритм, учитывая особенности технологического цикла в компании и имеющиеся вредоносные факторы. Однако в ходе практического решении этого вопроса сформировался относительно стандартный алгоритм этой процедуры, который подходит многим компаниям. Он включает следующие шаги.

  1. Определение работника или подразделения, ответственного за организацию оценки. Это зависит от распределения полномочий внутри организации, а также от других факторов, например, от числа работников предприятия. Если число сотрудников компании составляет более 50 человек, и в ней есть штатный специалист по охране труда, этот вопрос стоит поручить именно ему. Руководство небольших предприятий обычно передает эту задачу на аутсорс. Выбранный вариант нужно закрепить приказом за подписью руководителя.
  2. Идентификация профрисков. На этом этапе ответственный сотрудник или сотрудники проводят оценку деятельности организации, определяя факторы производства, которые потенциально могут негативно повлиять на здоровье сотрудников. Для этого используется эксплуатационная и техническая документация, наблюдение за трудовым процессом, опрос сотрудников и другие методы.

Результаты обследования удобно фиксировать в чек-листах, то есть списках вредоносных факторов, обнаруженных на рабочих местах. Для составления таких списков можно воспользоваться инструкцией МОТ «Факторы окружающей среды на рабочем месте», руководящим документом Р 2.2.2006-05 или другими методиками, который в лучше всего отражают специфику технологического цикла на конкретном предприятии.

Например, перечни таких факторов на производственном предприятии и в компании, где есть только «офисные» рабочие места, будут существенно различаться. Список анализируемых факторов должен соответствовать характеру работы организации; иначе у контролирующих органов могут возникнуть вопросы к его составителям.

  1. Анализ уровня риска. Для определения уровня риска нужно разработать количественную методику, которая позволила бы оценить этот показатель в баллах, процентах или других конкретных величинах. При создании этой методики эксперты рекомендуют учитывать три основных критерия:
  • вероятность конкретного негативного события;
  • подверженность работника воздействию анализируемого фактора;
  • возможные последствия такого воздействия.

Затем каждому фактору присваивается определенный вес, на основании которого исследователь получает численное значение показателя. Весь спектр возможных оценок разбивается на несколько уровней; их число обычно делают нечетным. Например, это может быть шкала из пяти ступеней, включающая градации от низкого до самого высокого уровня риска.

  1. Фиксация итогов. Результаты работы необходимо зафиксировать в виде отчетной документации, в которую входит карта профессиональных рисков для каждого рабочего места.
  2. Информирование работников. Результаты выполненной работы должны быть доведены до сотрудников предприятия. Это можно сделать, внеся соответствующие сведения в трудовой договор с работником. Если это невозможно, нужно указать в этом документе ссылку на карту профрисков. Ознакомление сотрудников с итогами процедуры проводится под роспись.

Разработка системы управления рисками

Итоги выполненного исследования становятся базой для разработки системы управления профрисками на предприятии. Такая система должна включать меры, обеспечивающие максимальную степень снижения уровня профрисков в конкретных условиях. К ним относятся такие факторы как имеющийся бюджет на охрану труда, численность персонала компании, текущие бизнес-задачи организации и другие. Обычно список мер, которые входят в состав этой системы, включает:

  • устранение воздействия вредоносных факторов в случаях, когда это возможно, - например, посредством замены человеческого труда на отдельных участках производства на автоматизированные операции;
  • замена воздействующего фактора на менее вредный, например, за счет смены действующих химических веществ в ходе реакций, входящих в состав технологического цикла;
  • снижение интенсивности воздействия вредоносного фактора, например, посредством установки фильтрующих элементов на участках производства, где есть вредные выхлопы;
  • выдача работникам необходимых защитных средств, если они ранее не применялись, или замена таких средств на более эффективные;
  • мероприятия по профилактике профзаболеваний;
  • мероприятия по предупреждению травмирования работников на опасных производственных участках;
  • другие действия.

Результаты применения мер, входящих в состав системы управления рисками, подлежат постоянному мониторингу. В случае недостаточной эффективности применяемых мер или изменения характера влияния вредоносных факторов компоненты такой системы должны быть пересмотрены.

Ответственность за непроведение оценки

Невыполнение оценки профрисков может быт расценено контролирующими органами как нарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. По данной статье на организацию может быть наложен штраф в размере от 50 до 80 тысяч рублей. При повторном нарушении этот штраф может быть увеличен до 100-200 тысяч рублей. Его также могут заменить остановкой работы организации на период до 90 суток.

Должностные лица, непосредственно ответственные за организацию оценки, но не выполнившие свои обязанности, на первый раз могут быть оштрафованы на сумму от 2 до 5 тысяч рублей. При повторном нарушении штраф могут увеличить до 30-40 тысяч рублей либо заменить его дисквалификацией на срок 1-3 года. На практике эти штрафы пока применяются достаточно редко, особенно при плановых проверках, однако не исключено, что в будущем ситуация поменяется.

Читайте также: