Обязан ли сервисный центр предоставлять акт о выполненных работах

Опубликовано: 17.09.2024

В отношении гарантийного ремонта п.1 ст.20 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает: «Если срок устранения не­достатков не определен в письменной форме соглашением сторон, то эти недо­статки должны быть устранены неза­медлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемо­го способа». А максимальный срок ремонта, установленный договором, не может пре­вышать 45 дней. Если же продавец не успел отремонтировать товар за это время, то соглашением сторон может быть опре­делен новый срок. Но при этом отсутствие запчастей, необходимого оборудования и другие отговорки не освобождают сервис-центр от ответственности и не являются основанием для нового срока. Что касается платного ремонта, то его срок должен быть оговорен в договоре, однако Закон не устанавливает максимальный пе­риод починки.

Если мастерская не успевает отремонти­ровать технику вовремя, потребитель вправе требовать выплаты неустойки (пени) за просрочку. Если речь идет о га­рантийном ремонте, то неустойка состав­ляет 1% от цены товара за каждый день просрочки (ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если же потребитель осуществляет ремонт за собственные день­ги, пеня будет выше - 3%, но не более об­щей стоимости ремонта. В данном слу­чае действует п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей». Кстати, обратите вни­мание: при гарантийном ремонте размер неустойки 1% ничем не ограничен. Расчет неустойки производится до дня за­вершения работ, а при длительной задерж­ке в ее выплате - до дня фактического удовлетворения требования потребителя. Фактическое начало ремонта должно быть обозначено в договоре, чтобы обе сторо­ны знали, от какой даты отсчитывать дни.

Требую аналог!

Если ремонт производится по гарантии, по­требитель может потребовать, чтобы ему в трехдневный срок безвозмездно предоста­вили аналогичный товар на период ремон­та. Такое право предоставлено п. 2 ст. 20 За­кона «О защите прав потребителей». Однако чтобы воспользоваться этим правом, по­требитель сам должен заявить это тре­бование сервис-центру (или продавцу то­вара). В то время как ремонтники по собственной инициативе не обязаны пре­доставлять такую замену. И еще. Существует Перечень товаров длительного поль­зования, на которые НЕ распростра­няется требование покупателя о без­возмездном предоставлении ему на период ремонта или замены анало­гичного товара. В него входят:

1.Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агре­гаты к ним, кроме товаров, предназначен­ных для использования инвалидами, про­гулочные суда и плавсредства.

3.Электробытовые приборы, используе­мые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, элек­трощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, элек­тробинты, электропледы, электроодеяла).

4.Электробытовые приборы, используе­мые для термической обработки продук­тов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипя­тильники, электрочайники, электроподо­греватели и другие товары).

Гражданское оружие, основные части. Как видите, в этом Перечне нет мобильных телефонов, телевизоров, компьютерной техники и тому подобных товаров. Так что если вы, скажем, отдали в починку ноутбук или мобильник, то вполне можете потре­бовать, чтобы вам предоставили аналог на время ремонта.

Диагностика

У платного ремонта тоже есть свои осо­бенности. Сначала вещь сдается на диагно­стику, за которую сразу же берут деньги. Когда будут получены результаты, потре­бителю сообщат, в чем именно заключает­ся неисправность и во сколько встанет ре­монт. Если владелец соглашается отдать вещь в починку, стоимость диагностики, как правило, засчитывается в цену ремон­та. А если нет, то деньги за диагностику не возвращаются.

Иногда клиенту требуется только диагно­стика и заключение о состоянии техники, а не ее ремонт. В таком случае сервис-центр обязан оформить не накладную на ремонт, а акт о приемке оборудования на диагностику. И соответственно за диагно­стику вы платите как за отдельную услугу.

Прием вещи после починки

Согласно п. 19 Правил бытового обслу­живания населения в РФ при выдаче от­ремонтированной бытовой радиоэлектрон­ной аппаратуры, бытовых машин и приборов исполнитель обязан продемонстрировать их безупречную работу. Если обнаружится, что ремонт проведен с недостатками, то в соот­ветствии со ст. 29 Закона «О защите прав по­требителей» клиент сервис-центра вправе по своему выбору потребовать:

• безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы);

• соответствующего уменьшения цены ока­занной услуги (выполненной работы);

• повторного выполнения работы (услуги);

• возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом.

Также заказчик может отказаться от испол­нения договора и рассчитывать на полное возмещение убытков, если в срок, установ­ленный договором, исполнитель не устра­нит недостатки оказанной услуги (выпол­ненной работы), а также если владелец вещи обнаружит существенные недостатки услуги (работы) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе настаивать на состав­лении двустороннего акта о выявленных недостатках. В дальнейшем такой акт по­требуется при предъявлении требований сервисному центру о возмещении причи­ненного ущерба, а при отказе сервисного центра его возместить - для доказатель­ства вины последнего в суде.

Нередко возникают такие ситуации: по­требитель принес неисправный товар в сервисный центр. Ему обещали сделать диагностику и установить причину по­ломки, а через три дня звонят и говорят, что товар отремонтировали и его можно забирать. И называют стоимость ремон­та, которая составляет чуть ли не 80% от цены нового товара. Но на такую сумму заказчик вовсе не рассчитывал. Для подобных случаев закон предусмат­ривает обязанность сервисного центра согласовать с клиентом стоимость ре­монта ДО его начала. Если же этого не сделали, а ремонт провели, потребитель вправе отказаться от оплаты. При этом мастерская НЕ может удерживать сдан­ную вещь и должна ее вернуть заказчику. Аналогичным образом можно поступать и в том случае, если с потребителем со­гласовали одну цену, а в процессе ремон­та потребовалось сделать дополнитель­ные работы, за которые нужно доплатить. Если эти работы не были ПРЕДВАРИ­ТЕЛЬНО согласованы с клиентом, он мо­жет отказаться от оплаты и оплатить только ту сумму, о которой с ним догова­ривались первоначально.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация, применяющая УСН, оказывает услуги по ремонту сложной техники, при этом с заказчиком заключается договор на оказание услуг по ремонту и выписывается акт выполненных работ, в котором содержатся перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и их цена и перечень запасных частей и материалов, используемых при ремонте, их стоимость и количество. Стоимость запчастей указывается отдельными строками. Общая стоимость запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту данной техники.
Какой первичный документ должна оформлять организация при оказании услуг по ремонту техники? Необходимо ли в данной ситуации оформлять накладную ТОРГ-12?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Факт исполнения подрядчиком обязательств по договору, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг) по ремонту, может подтверждаться актом выполненных работ (оказанных услуг).

Оформление накладной ТОРГ-12 в данной ситуации не требуется.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ одним из условий признания затрат в налоговом учете является их документальное подтверждение. Под документально подтвержденными следует понимать затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Первичные учетные документы являются подтверждением данных налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом необходимо учитывать, что первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Отметим, что Закон N 402-ФЗ (в отличие от действовавшего до 01.01.2013 года Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете") не обязывает составлять первичные учетные документы по унифицированным формам.

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта (организации) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Вместе с тем организациям не запрещено использовать формы первичных учетных документов, которые предусмотрены рекомендациями в области бухгалтерского учета, принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, и содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (Информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, в том числе и товарная накладная (унифицированная форма N ТОРГ-12), утверждены постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.

Товарная накладная ТОРГ-12 применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Документ составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания, а второй передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В рассматриваемом случае предметом договора является осуществление работ по ремонту техники.

В силу п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. При этом, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами (п. 1 ст. 704 ГК РФ).

Следовательно, заключенный сторонами договор носит признаки договора подряда.

Факт исполнения подрядчиком обязательств по договору в рассматриваемой ситуации может подтверждаться актом выполненных работ (оказанных услуг), форма которого разработана организацией-подрядчиком самостоятельно. При этом необходимым условием является наличие в акте выполненных работ (оказанных услуг) обязательных реквизитов, поименованных в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Поскольку в рассматриваемой ситуации имеет место не продажа каких-либо товаров, а выполнение ремонтных работ, считаем, что накладная N ТОРГ-12, являющаяся документом, предназначенным, прежде всего, для оформления операций по договору купли-продажи (поставки), здесь оформляться не должна.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Овчинникова Светлана

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Вводные: есть в НН один дилер, и есть автомобили, которые он, дилер, ремонтирует по гарантии. Только вот документы о проведении гарантийного ремонта он, дилер, на руки клиенту не выдает. То есть совсем. Выглядит это так: машина принимается, клиенту выдается временный (?) заказ-наряд, машина ремонтируется, по окончанию ремонта заказ-наряд закрывается, подписывается акт приемки ТС, все в 2-х экз. Документы отдаются радостному владельцу ТС для следования с оными в кассу оплаты (ну там кроме мойки оплачивать нечего, гарантия ж…). Факт наличия 2-х экз. документов не позволяет даже думать, что в их числе нет ни одного вашего. А ведь таки нет. Оба экземпляра забирает кассир и …всё. Далее, вы посылаетесь в зрительный зал к вашему менеджеру, который доступным языком доводит, что сии документы являются и нужны только для внутреннего документооборота, и вам в них никакой надобности. На ваши жалкие потуги выцыганить хоть копию озвученных документов получаете ответ "Нет. Ибо внутренний РЕГЛАМЕНТ ! И вообще это отношения производителя и дилера, и клиенту в них лезть негоже!".

Чего вдруг я? Да ТО-3 скоро, сидел перебирал прошлые бумажки, а с прошлых гарантийных ремонтов в наличии только чеки за мойку :) Тогда, вроде было не важно — приняли и сделали машину быстро оба раза, машина в строю, у меня претензий нет, чего еще желать? Ну не дали и не надо… Главное — на колесах! (примечательно, что обращения по ТО без вопросов — все с бумажками и печатями).

Решил посмотреть, чего "ваши интернеты" говорят. А оказалось, проблема широко известна и глубоко изучена. И преследует эта "невыдача документов" одну единственную цель (помимо внутренней кухни дилера) — исключить повторные обращения по дефектам, ибо с момента выезда от дилера после гарантийного ремонта у вас остаются чек с мойки и теплые воспоминания о проведении последнего. (напомню, что повторное обращение в течении гарантийного срока с этим же дефектом является фактом выявления существенного недостатка товара и поводом для расторжения договора купли-продажи).

Но далеко не это вызвало крайнее удивление меня и кота с картинки. Тут как бы каждый сам решает, молча соглашаться и уходить, сохраняя "добрые" отношения с дилером (ведь возможно вам с ним еще жить и жить), либо биться в кровь, выгрызая зубами каждую бумажку и используя все доступные рычаги воздействия.
Удивило как раз то, что этих рычагов в общем-то и нет. Ну не так что уж совсем, но "есть нюанс".
Единственным действующим документом, как оказалось, строго регламентирующим взаимоотношения в сфере оказания услуг является Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) "О защите прав потребителей", а именно его ст.20 п.3, который кроме прочего гласит, что "При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара."

Казалось бы БИНГО, ан нет, т.к. даже в случае подачи досудебной претензии, или, не дай бог, судебного иска шанс получить удовлетворение претензии или иска практически равен нулю. А все потому, что ни один нормативно-правовой акт не содержит прямого обязательства предоставлять потребителю именно ЗАКАЗ-НАРЯД или АКТ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ. Требуется "предоставить в письменной форме потребителю информацию…", но конкретных наименований документов нет. А на "нет" нет и всего остального.
Т.о. на лицо когнитивный диссонанс:
1. Клиент требует АКТ или ЗАКАЗ-НАРЯД, но предоставлять его никто не обязан.
2. Дилер впрямую не отказывает в предоставлении сведений в "другом" виде, но клиент ничего "другого" не просит.
ИТОГО: клиент не получает ничего.

Ну и риторические вопросы:
1. Интересно, какова будет реакция "одного из дилеров НН" в случае запроса информации по ремонту в виде, отличном от форм заказ-нарядов и актов выполненных работ или приема-передачи ТС?
2. Каков шанс получить документы за прошлые гарантийные ремонты с учетом подачи письменного запроса?

После публикации статьи про вступление в силу Приказа Минстроя об утверждении формы акта приёмки выполненных работ посыпалось множество вопросов и комментариев от управляющих организаций. И это вполне понятно, поскольку данная тема волнует все УК. Большинство вопросов касается порядка и сроков составления и подписания данных актов между УК и председателем совета дома либо уполномоченным ОСС представителем от собственников помещений в МКД.

В документе, утверждённом Минстроем, дана лишь форма акта приёмки выполненных работ. Но не сказано ни слова о порядке или сроках актирования и подписания данной формы. В сегодняшней статье попытаемся разобраться в этих вопросах.

«ЖКХ: мечты сбываются»: обзор выигранного УО дела о дезинфекции МКД

Порядок актирования выполненных работ между УК и собственниками помещений в МКД

Порядок составления и подписания акта приёмки выполненных работ прописан в Гражданском и Жилищном Кодексах РФ. К ним и обратимся за помощью и разъяснениями. Но прежде, чем докопаться до сути вопроса, необходимо углубиться в данную проблему.

Начать нужно с того, что в договоре управления МКД не прописан порядок актирования выполненных работ. В нём лишь говорится о порядке осуществления контроля собственниками помещений в доме за выполнением УК работ и оказанием услуг по договору управления (ст.162 ЖК РФ).

Но контроль собственников за выполнением обязательств УК по договору управления не имеет ничего общего с приёмкой выполненных работ. Это следует помнить и управляющей организации, и собственникам помещений в МКД.

Договор управления МКД представляет собой смешанный тип договорных обязательств между собственниками помещений в доме и управляющей организацией, которая выполняет работы по содержанию дома и оказывает услуги по управлению и текущему ремонту общего имущества МКД на возмездной (платной) основе (п.3 ст.421 ГК РФ).

Согласно ст.779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель в лице УК берёт на себя обязательства по заданию заказчика в лице собственников выполнять работы по содержанию общего имущества МКД за определённую плату. Заказчик в лице собственников помещений по этому же договору обязуется оплатить выполняемые УК работы.

Согласно ст.702 ГК РФ, работы по текущему ремонту общего имущества в МКД относятся к договору строительного подряда. По этому договору подрядчик обязуется выполнить работы по заданию заказчика и предъявить ему результат. Заказчик же, в свою очередь, по договору подряда обязуется принять выполненные работы и оплатить их.

Таким образом, приёмка выполненных работ по акту является не правом, а обязанностью заказчика, то есть, собственников помещений в МКД. Это к вопросу о том, что некоторые управляющие организации считают, якобы нельзя заставить собственников подписать данный акт, поскольку они не обязаны его подписывать.

Но Гражданский Кодекс РФ нам чётко прописал, что собственники не имеют право, а обязаны подписывать акт приёмки выполненных работ, когда представители управляющей организации приносят его на подпись.

Контроль за выполнением работ УК по договору

Прежде всего, нужно отметить, что во избежание недоразумений между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией порядок осуществления контроля за выполнением УК взятых на себя обязательств необходимо чётко прописать в договоре управления.

Но, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев данный пункт в договоре управления МКД не прописывается, из-за чего впоследствии возникают различные спорные ситуации.

В таком случае ст.748 ГК РФнам говорит, что заказчик имеет право контролировать процесс, сроки и качество выполняемых работ, но не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя (УК или подрядной организации). Аналогичные положения содержатся и в Правилах содержания общего имущества МКД (ПП РФ №491).

Поэтому, если собственник вам говорят, что не будут подписывать, так как хотят проверить сметную и фактическую стоимость строительных материалов либо самих работ, то они не имеют на это право. Собственники не могут проверять финансовую сторону вопроса. Они вправе только контролировать качество выполняемых работ.

Если в процессе выполнения работ заказчик обнаружит несоответствие заявленным нормам, дефекты или неисправности, то он должен немедленно сообщить об этом исполнителю в лице УК или подрядчика. В противном случае впоследствии заказчик работ теряет право ссылаться на обнаруженные дефекты, так как вовремя не заявил о них.

Должна ли УО содержать объекты на несформированном участке МКД

Ответственность УК за некачественные работы

Если в процессе работ собственники выявили ненадлежащее их качество и вовремя заявили об этом, то они могут потребовать уменьшения стоимости выполненных работ (ст.723 ГК РФ). Чтобы для УК или подрядной организации наступила ответственность за некачественные работы, собственники должны выявить недостатки и заактировать сей факт.

В течение 6 месяцев с момента обнаружения дефекта собственники имеют право подать в свою управляющую организацию письменное заявление о перерасчёте (Приложение к ПП РФ №491).

Иными словами, сначала нужно выявить дефект и заактировать его, а потом на основании акта писать в УК, а не наоборот. То есть, у собственников не получится такая схема, что спустя месяц или два они решат сделать перерасчёт за неубранный вовремя или плохо убранный подъезд, составив акт с опозданием.

Акт о выявленных нарушениях составляется и подписывается в присутствии представителя УК и уполномоченного собственника помещений в МКД либо председателя совета дома (ПП РФ №354). Выходит, что если нет акта о выявленных нарушениях, значит нет и самого дефекта. Из этого следует, что нет акта о дефектах - нет перерасчёта.

Причём, перерасчёт делается только за период с момента составления акта о ненадлежащем качестве выполненных работ по дату составления акта об устранении выявленных нарушений (пп.111,112 ПП РФ №354).

  • собственники помещений в МКД могут на правах заказчика контролировать выполнение работ и услуг, оказываемых УК по договору;
  • при выявлении дефекта или ненадлежащего качества выполняемых работ должен быть сразу же составлен соответствующий акт и подписан в присутствии собственников и представителей УК;
  • с момента составления и подписания акта о выявлении нарушений собственники имеют право в течение 6 месяцев в письменной форме потребовать от своей управляющей организации перерасчёта за выполненные ненадлежащим образом работы;
  • при отсутствии вовремя и грамотно составленного акта о выявлении нарушений УК вправе отказать в произведении перерасчёта за выполненные работы.

Кто должен подписывать акт приёмки выполненных работ от имени собственников помещений в МКД

Жилищный Кодекс РФ нам говорит, что сторонами подписания договора управления МКД являются собственники помещений в доме и управляющая организация (п.2 ст.162 ЖК РФ). Также по жилищному законодательству собственники обязаны на общем собрании избрать совет многоквартирного дома и его председателя для осуществления контроля за выполнением взятых УК по договору обязательств.

Совет дома осуществляет контроль за выполнением работ и оказанием услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (пп.5 п.5 ст.161.1 ЖК РФ).

При этом, в перечень полномочий совета дома не входит функция подписания актов приёмки выполненных УК работ. Таким образом, члены совета МКД равно как и остальные собственники помещений в доме не имеют право подписывать данный акт.

  • контролировать выполнение работ и оказание услуг УК по договору правления;
  • подписывать акты приёмки выполненных работ и оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме;
  • подписывать акты о выполнении работ и оказании услуг ненадлежащего качества по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме.

При этом, председатель совета дома не имеет право, а обязан подписывать акты приёмки выполненных работ с управляющей организацией от лица всех собственников помещений в МКД.

Если же работы выполнены надлежащим образом, актов о выявленных нарушениях не составлялось и претензии в УК не поступали, но председатель совета дома либо уполномоченное на общем собрании собственников лицо не хочет подписывать акт приёмки, то он считается подписанным в одностороннем порядке.

Любой собственник от лица всех владельцев помещений в МКД не может подписывать акт приёмки выполненных работ, не имея доверенности или решения ОСС (ст.160, п.1 ст.182, ст.185 ГК РФ).

  • акт приёмки выполненных работ должен быть подписан управляющей организацией в лице исполнителя и председателем совета МКД либо уполномоченным ОСС собственником в лице заказчика (ст.753 ГК РФ);
  • никто из собственников помещений в МКД без доверенности либо решения ОСС не может подписывать акты приёмки выполненных работ от лица всех владельцев помещений в МКД;
  • подписывать акты приёмки выполненных работ может только председатель света МКД либо уполномоченный решением ОСС собственник из числа владельцев помещений в доме;
  • без выбора председателя либо уполномоченного лица собственники помещений в МКД лишают себя права подписывать акт приёмки выполненных работ, но оставляют за собой право контролировать процесс их выполнения;
  • при отсутствии акта о выявленных в ходе выполнения работ нарушениях и в случае отказа председателя совета дома либо уполномоченного решением ОСС собственника подписывать акт приёмки выполненных работ документ считается подписанным в одностороннем порядке.

Сроки подписания акта приёмки выполненных работ

В Приказе Минстроя сроки подписания акта приёмки выполненных работ отсутствуют и прямого указания на примерный период отсутствует. Такие работы и услуги, как управление домом и содержание общего имущества в МКД заактировать попросту невозможно из-за частоты периодичности их выполнения. Что касается текущего ремонта, то тут всё проще, поскольку акт приёмки выполненных работ сдаётся по факту их окончания.

Поэтому оптимальными сроками подписания актов приёмки работ по содержанию общего имущества в МКД является ежемесячный период, то есть каждый месяц. Оптимальным сроком подписания акта приёмки выполненных работ по текущему ремонту является 1 раз в год или по факту их окончания.

Напоминаем, что если председатель совета дома или уполномоченный решением ОСС собственник отказывается подписывать акт, но при этом никаких письменных претензий или актов о выявленных нарушениях в УК не поступало, то документ считается подписанным в одностороннем порядке. Единственное, нужно будет сделать пометку об отказе подписания акта приёмки выполненных работ заказчиком от лица собственников.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

С 16.02.2016 г. вступил в силу Приказ Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Приказ № 761/пр).

Должна ли УК предоставлять акты выполненных работ?

Указанный Приказ является обязательным для исполнения управляющими организациями, т.к. необходимость этого акта была предусмотрена п. 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания МКД, и порядке их оказания и выполнения» (далее ПП РФ № 290). Акт по Приказу № 761/пр (далее – АВР) является составной частью технической документации дома.

Кто подписывает акты выполненных работ в МКД?

Из утвержденной Приказом № 761/пр формы следует, что со стороны заказчика акт выполненных работ подписывает председатель дома либо уполномоченный собственник помещения в МКД. Необходимые полномочия у такого собственника могут возникнуть на основании Протокола общего собрания собственников помещений , а также доверенности.

Вывод №1: При отсутствии в МКД председателя совета или лица, уполномоченного на подписание АВР, подписывать указанный акт некому. Члены совета дома и иные собственники не имеют законных оснований на подписание АВР.

Как часто УК необходимо составлять акт приемки работ?

Периодичность составления АВР по Приказу № 761/пр в нормативных документах не установлена. Порядок актирования работ может быть утвержден в договоре управления домом, например 1 раз в год, каждое полугодие, ежеквартально, ежемесячно.

В случае отсутствия в договоре управления МКД периодичности актирования работ, АВР должны составляться не реже 1 раза в год, т.к. это соответствует горизонту планирования работ УК (416 ПП РФ, 491 ПП РФ, ст. 162 ЖК РФ).

Учитывая, что работы по текущему ремонту выполняются периодически и по своей сути являются подрядом (ст. 753 ГК РФ), их можно актировать отдельно по мере выполнения.

Согласно ч. 11 ст. 162 ЖК РФ ежегодно в течение первого квартала текущего года управляющая организация представляет собственникам помещений отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Из этого можно сделать вывод, что актирование работ необходимо производить до момента составления ежегодного отчета, который должен содержать уже принятые работы.

Вывод №2: Периодичность составления АВР 1 раз в год не противоречит действующему законодательству, но может быть чаще по условиям договора управления. АВР должен предшествовать ежегодному отчету УК.

Какие работы необходимо указывать в АВР?

В утвержденной Приказом № 761/пр форме документа указываются только работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД. Т.е. работы по управлению многоквартирным домом актом приемки выполненных работ управляющей компании подтверждать не нужно (ст. 154 ЖК РФ).

Наименование вида работы (услуги) должно соответствовать «Минимальному перечню услуг и работ,необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденному ПП РФ № 290.

Таким образом, при составлении акта выполненных работ в ТСЖ и УК необходимо сгруппировать работы, выполняемые в рамках договора управления МКД в следующие основные группы:

  • Работы, необходимые для надлежащего содержания ненесущих конструкций многоквартирных домов.
  • Работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
  • Работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.
  • Работы по текущему ремонту общего имущества.

В АВР отражается стоимость за единицу выполненной работы (оказанной услуги) по договору управления или сметная стоимость за единицу выполненной работы (для работ по текущему ремонту).

Вывод №3: В АВР отражаются работы (услуги) только по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, приведенные в соответствие с ПП РФ № 290. Услуги по управлению, коммунальные ресурсы в целях СОИ и коммунальные услуги не актируются.

Может ли председатель дома не подписывать акт выполненных работ?

Согласно п. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу. В связи с этим, у УК возникает основание потребовать от уполномоченного собственника или председателя совета МКД такие работы принять.

Учитывая, что вопросы приемки работ и порядка подписания АВР законодательно не описаны, уполномоченное лицо или председатель совета дома не вправе указывать в акте приемки выполненных работ управляющей компанией свое несогласие с его содержанием, а также вписывать требования об устранении недостатков работ/услуг или о снижении платы по договору управления МКД.

Порядок оформления недопоставки услуг содержится в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и в Правилах изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту дома ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491.

Таким образом, единственным законным способом оспорить АВР является наличие составленных в установленном порядке актов о ненадлежащем качестве услуг.

Вместе с тем, оплата работ по договору управления не может зависеть от утверждения заказчиком АВР без претензий.

Вывод №4: Уполномоченное лицо либо председатель совета МКД обязан подписать направленный ему АВР. При этом обязанность оплаты услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома не зависит от факта подписания АВР.

Читайте также: