Обязательны ли решения управляющего совета для руководителя образовательной организации

Опубликовано: 17.09.2024


Управляющий совет создается для решения следующих основных задач:

  1. определение основных направлений (программы) развития общеобразовательного учреждения, особенностей его образовательной программы;
  2. повышение эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения;
  3. содействие созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
  4. контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении.

По вопросам стратегического управления школой решения принимает Управляющий совет в целом. Поэтому школьный управляющий в персональном качестве не может непосредственно вмешиваться в профессиональную деятельность директора и педагогов, требовать от них или от учащихся выполнения своих пожеланий. В это же время многое в работе Управляющего совета зависит от личной инициативы и вовлеченности его членов.

Что может делать Управляющий совет

Управляющий совет может проводить заседания, создавать рабочие группы и комиссии, разрабатывать и принимать локальные нормативные акты, разрабатывать рекомендации, проводить контрольные мероприятия, исследования, мониторинги, создавать аттестационные, аккредитационные, медальные, конфликтные и иные комиссии; в рамках контроля за качеством образования осуществлять процедуры проведения контрольных и тестовых работ для учащихся; направлять обращения, выполнять представительские функции и т.п. по вопросам, которые отнесены Уставом образовательного учреждения к сфере компетенции Управляющего совета.

Также Управляющий совет может поднимать вопрос и выносить рекомендации по иным вопросам, которые прямо не включены в перечень его полномочий. Решения Управляющего совета в этом случае будут иметь рекомендательный характер, не обязательный для участников образовательного процесса и администрации школы.

Каковы обязанности администрации школы при взаимодействии с Управляющим советом?

Управляющий совет имеет право требовать от администрации предоставления информации по вопросам, находящимся в его компетенции.

Администрация обязана предоставлять помещения для проведения собраний Управляющего совета.

Управляющий совет разрабатывает, принимает и участвует в реализации нормативно-правовых документов, регламентирующих жизнедеятельность школы, педагогического, ученического коллективов и ассоциации родителей при итоговом согласовании с администрацией школы.

Чего не может делать Управляющий совет

Управляющий совет не вправе принимать локальные нормативные акты по вопросам, которые выходят за пределы его полномочий, а также по вопросам, которые отнесены законодательством и Уставом к компетенции других субъектов управления образовательным учреждением. Такие положения не должны включаться в перечень полномочий Управляющего совета.

Объем полномочий Управляющего совета, предусмотренный Уставом, не должен отличаться от Полномочий, прописанных в Положении об Управляющем совете школы.

Полномочия Управляющего совета

В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ, к полномочиям Управляющих советов могут относиться:

  1. согласование компонента образовательного учреждения, государственного стандарта общего образования, «школьного компонента» и профилей обучения;
  2. утверждение программы развития учреждения;
  3. согласование выбора учебников из числа рекомендованных (допущенных) Минобразования и науки России;
  4. установление режима занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий;
  5. решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся;
  6. рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала учреждения;
  7. содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения;
  8. заслушивание отчета руководителя учреждения по итогам учебного и финансового года;
  9. рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в учреждении.

В Законе «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа», помимо вышеперечисленных полномочий, упоминаются:

  1. представление ежегодного публичного отчета общеобразовательного учреждения общественности и учредителю;
  2. участие в определении системы стимулирования качественного труда работников общеобразовательного учреждения.

Закон Республики Саха (Якутия) «О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного и общего образования в Республике Саха (Якутия)» предлагает закрытый перечень полномочий Управляющего совета:

  1. участие в разработке образовательной программы;
  2. утверждение положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения;
  3. утверждение распределения стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения;
  4. привлечение средств для нужд образовательного учреждения;
  5. установление режима работы образовательного учреждения;
  6. содействие созданию в образовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
  7. осуществление контроля за соблюдением условий обучения, воспитания и труда в образовательном учреждении, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников;
  8. осуществление контроля за соблюдением общих требований к приему граждан в образовательные учреждения, а также к переводу их в другие образовательные учреждения;
  9. осуществление контроля за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством;
  10. участие в осуществлении контроля за работой подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений;
  11. участие в осуществлении контроля качества дошкольного и общего образования;
  12. утверждение публичного отчета о результатах деятельности образовательного учреждения;
  13. разрешение конфликтных ситуаций.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ, Управляющий совет может при наличии оснований ходатайствовать перед руководителем учреждения о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа административного персонала.

Ответственность

Совет несет ответственность перед учредителем за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию. Директор учреждения вправе самостоятельно принимать решение в случае отсутствия решения Совета в установленные сроки.

Учредитель вправе распустить Совет, если Совет не проводит свои заседания в течение полугода, не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие действующему законодательству РФ. В этом случае либо происходит новое формирование Совета по установленной процедуре, либо учредитель принимает решение о нецелесообразности формирования в данном учреждении Управляющего совета на определенный срок.

Какие задачи может решать Управляющий совет?

Общие задачи

1) определение основных направлений развития общеобразовательного учреждения;
2) участие в определении компонента образовательного учреждения в составе реализуемого государственного стандарта общего образования и иных значимых составляющих образовательного процесса в целом (профили обучения, система оценки знаний обучающихся и другие);
3) содействие созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
4) финансово-экономическое содействие работе общеобразовательного учреждения за счет рационального использования выделяемых учреждению бюджетных средств, доходов от собственной, приносящей доход деятельности и привлечения средств из внебюджетных источников;
5) обеспечение прозрачности привлекаемых и расходуемых финансовых и материальных средств;
6) участие в формировании единоличного органа управления общеобразовательным учреждением и осуществление контроля за его деятельностью;
7) контроль за качеством и безопасностью условий обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении.

В вопросах функционирования школы

1) разработка Устава школы;
2) внесение изменений и дополнений в Устав школы;
3) установление режима занятий обучающихся, в том числе продолжительность учебной недели - пятидневная или шестидневная;
4) определение времени начала и окончания занятий;
5) разработка графиков каникул и определение сроков их начала;
6) принятие решений о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды обучающихся и персонала школы;
7) рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в Учреждения;
8) осуществление контроля над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе;
9) рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) ;
10) при наличии оснований - право ходатайствовать перед руководителем Учреждения о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа административного персонала;
11) содействие в обеспечении социальной защиты несовершеннолетних;
12) принятие решений об исключении учащихся из школы по представлению педагогического совета школы;
13) представление педагогических и других работников школы к различным видам поощрения, включая материальное поощрение из средств школы;

В организации образовательного процесса

1) согласование с администрацией школы компонента образовательного государственного стандарта общего образования ("школьный компонент");
2) согласование профилей обучения в старшей школе;
3) выбора учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ;

В сфере финансово-хозяйственной деятельности

1) согласование по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год;
2) согласование сметы бюджетного финансирования;
3) утверждение сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;
4) утверждение сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;
5) содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы;
6) согласование сдачи в аренду школой закрепленных за ней объектов собственности;
7) содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения;
8) заслушивание отчета директора школы по итогам учебного и финансового года;
9) привлечение дополнительных финансовых средств для укрепления и развития материально-технической базы школы;

Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда

Периодичность и суммы выплат стимулирующей части заработной платы для каждого педагогического работника образовательного учреждения определяется на основании Публичного Доклада общеобразовательного учреждения о распределении стимулирующей части платы труда педагогических работников.
Доклад представляется руководителем образовательного учреждения на заседании Управляющего совета образовательного учреждения, посвященного вопросам распределения стимулирующей части заработной платы. В Докладе отражается:
1) Структура фонда оплаты труда образовательного учреждения, общий объем, объем базовой части, объем стимулирующей части фонда оплаты труда.
2) Перечень нормативно-правовых и регламентных документов, определяющих порядок распределения стимулирующей части заработной платы педагогических работников.
3) Ознакомление с методикой расчета стимулирующей части заработной платы педагогических работников образовательного учреждения.
4) Представление основного расчетного показателя для определения размера стимулирующих выплат каждому работнику - денежный вес одного балла оценки профессиональной деятельности педагогического работника.
5) Представление списка педагогических работников (с перечислением должности и выполняемых функций) с указанием количества баллов, набранных по показателям оценки качества, используемым для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда (с подробным указанием оснований для начисления по каждому пункту).
6) Предложения по количеству баллов, набранных педагогическим работником и рассчитанного на сновании этого размера выплат стимулирующего характера.
7) Указание общего объема распределенных средств стимулирующего фонда оплаты труда.
8) Предложение утвердить предложенный список.

В определении стратегии развития школы

1) утверждение программы развития школы по представлению руководителя образовательного учреждения;
2) определение путей взаимодействия школы с научно-исследовательскими, производственными, кооперативными организациями, добровольными обществами, отделениями творческих союзов, другими государственными и общественными институтами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития учащихся и творческой деятельности педагогов;
3) поддержка общественных инициатив по совершенствованию и развитию обучения и воспитания молодежи, творческих поисков и опытно-экспериментальной работы педагогов

ПОЛНОМОЧИЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА ШКОЛЫ – имеющиеся у управляющего совета ограниченные права использовать ресурсы школьной организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач.

Предельным списком полномочий, которыми могут в сумме обладать руководитель образовательного учреждения и Управляющий совет школы, является перечень компетенций самой образовательной организации как юридического лица (см. ст. «Компетенция образовательной организации»).

Управляющий совет утверждает:

1. Стратегические цели, направления и приоритеты развития образовательного учреждения.

2. Программу развития образовательного учреждения, включая стратегию развития образовательных программ и технологий.

3. Ежегодный публичный доклад учреждения.

4. Принятие образовательным учреждением дополнений и изменений в устав образовательного учреждения с последующим утверждением их учредителем.

5. Локальный акт о порядке и критериях распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников и административно-управленческого персонала образовательного учреждения.

6. Порядок введения (отмены) единой формы одежды для обучающихся и работников образовательного учреждения в период учебных занятий и культурно-массовых мероприятий.

7. Отчисление обучающегося (воспитанника) в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

8. Локальные правовые акты учреждения, регламентирующие деятельность Управляющего совета. Управляющий совет утверждает или согласует (о согласовании или утверждении см. выше):

• показатели качества (не ниже установленных государством, органами власти субъекта РФ и учредителем) условий и качества результатов образования, укрепления здоровья, реализации прав и законных интересов участников образовательного процесса в образовательном учреждении;

• согласованный с учредителем календарный учебный график образовательного учреждения;

• режим работы образовательного учреждения;

• план мероприятий создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания образовательного учреждения;

• образовательную программу (программы) и профили обучения на старшей ступени образовательного учреждения;

• компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования («школьного компонента» – до его отмены) или (после введения), выделенные для самостоятельного утверждения общеобразовательным учреждением во ФГОС части и вопросы;

• бюджетную заявку (финансовый план выполнения государственного (муниципального) задания) и смету расходования выделенных бюджетных средств;

• смету расходования средств от приносящей доход деятельности образовательного учреждения и иных средств из внебюджетных источников финансирования;

• отчет руководителя образовательного учреждения об исполнении государственного (муниципального) задания и сметы расходования бюджетных средств и представление его учредителю;

• отчет руководителя образовательного учреждения об исполнении сметы расходования средств, поступивших от осуществления приносящей доход деятельности и из иных внебюджетных источников;

• положение о порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся;

• план образовательного учреждения по материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, оборудованию помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; - локальный акт о порядке организации в образовательном учреждении приносящей доход деятельности, включая реализацию платных дополнительных образовательных услуг, и другой деятельности по привлечению дополнительных финансовых и материальных средств из внебюджетных источников, цели, порядок и направления их расходования;

• существенные условия договоров образовательного учреждения с обучающимися, их родителями (законными представителями) о предоставлении дополнительных платных образовательных услуг, включая цены и тарифы;

• план и критерии текущего контроля образовательного процесса и профессиональных достижений работников образовательного учреждения;

• локальный акт, устанавливающий перечень, значения и денежный эквивалент критериев оценки качества работы работников и административно-управленческого персонала при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда;

• локальный акт об установлении порядка и размеров надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения за выполнение работы сверх предусмотренной функциональными обязанностями;

• штатное расписание образовательного учреждения;

• локальный акт об установлении порядка замещения вакансий штатного расписания;

• локальный акт об установлении порядка участия в управлении образовательным учреждением форм и органов самоуправления педагогических и иных работников, обучающихся, их родителей (законных представителей);

• локальный акт об установлении порядка деятельности в образовательном учреждении и взаимодействия с образовательным учреждением общественных объединений и некоммерческих организаций, участие образовательного учреждения в образовательных объединениях, ассоциациях (союзах);

• кандидатуру на замещение должности руководителя образовательного учреждения, если такой порядок замещения должности руководителя учреждения предусмотрен уставом учреждения;

• решение о сдаче в аренду образовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности в порядке, установленном учредителем;

• план повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения;

• положения о структурных подразделениях (в том числе филиалах, представительствах) образовательной организации.

Также Управляющий совет вправе вносить рекомендации учредителю:

• по содержанию зданий и сооружений образовательной организации и прилегающей к ним территории;

• по кандидатуре руководителя образовательной организации в случае, если в соответствии с уставом руководитель назначается учредителем образовательной организации;

• о стимулирующих выплатах руководителю образовательной организации;

• о расторжении трудового договора с руководителем образовательной организации при наличии законных оснований;

• по другим вопросам деятельности и функционирования образовательной организации, отнесенным к компетенции учредителя.

Управляющий совет вносит рекомендации руководителю образовательной организации:

• о заключении и расторжении трудовых договоров с работниками образовательной организации;

• по другим вопросам, отнесенным к компетенции руководителя образовательной организации.

С согласия учредителя за Управляющим советом школы могут быть в уставе закреплены и другие полномочия по управлению образовательной организацией в пределах компетенции образовательной организации, установленной статьей 28 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Можно рекомендовать постепенный порядок освоения Управляющим советом его полномочий по управлению школой. Деятельность Управляющего совета регламентируется уставом школы, положением об Управляющем совете, регламентом Управляющего совета, положением о выборах в Управляющий совет и т. п.

Институт развития государственно-общественного управления образованием

общественное участие в управлении образованием

Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019. Использование материалов без разрешения владельцев не допускается

Управляющие советы — это одна из моделей государственно-общественного характера управления школой. Принципиальным отличием Управляющего совета является то, что это та переговорная площадка, которая может объединить представителей разных органов управления школой, где все участники могут обсудить и договориться, в каком направлении развиваться школе, и далее всем вместе включиться в реализацию поставленных целей и задач.

ВложениеРазмер
upravlyayushchie_sovety.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управляющие советы в школах.

Наверное, на сегодняшний день, нет организации более гибкой и восприимчивой к изменениям, чем школа: новые формы получения образования, новые формы сдачи итоговой аттестации, введение ФГОС первого и второго поколений и т. д.

Не осталась без изменений и форма управления современной школой. Одна из последних тенденций, набирающих обороты в отечественной системе образования, – Управляющие Советы в школах. Каким образом сегодня может быть реализовано государственно-общественное управление образовательными учреждениями?

Нельзя сказать, что ранее к управлению школой не общественные организации (тогда это были шефские организации), Совет школы или родители (родительские комитеты на протяжении многих лет являлись важным управленческим звеном), но в новь созданный Управляющий совет отличается от тех форм государственно-общественного управления, что были в школе раньше. Например, тогда в совет школы входили учителя и родители. В Управляющий совет, помимо них, теперь входят и обучающиеся, и представители учредителя, и кооптируемые представители общественности. Это делает такую форму управления более прозрачной, более открытой для общества. Директор школы перестает быть «единоначальником», его «соуправителем» становится Управляющий совет. Это полноценный, равноправный орган управления, чьи решения обязательны для исполнения.

Принципиальным отличием Управляющего совета является то, что это та переговорная площадка, которая может объединить представителей разных органов управления школой , где все участники могут обсудить и договориться, в каком направлении развиваться школе , и далее всем вместе включиться в реализацию поставленных целей и задач. А далее, когда есть понимание, какие целевые программы надо поддерживать, все органы само- и соуправления, родительские комитет, попечительский совет и т.д.— продолжают работать в рамках разработанной сообща стратегии развития школы , каждый занимается своим направлением

За рубежом такие советы существует очень давно, например, в Нидерландах практика управления школой родителями была известна еще с 1917 года, в США, в отдельных штатах, – с 1918, а в Великобритании в 1987 году была создана Ассоциация школьных управляющих. Полномочия советов также сильно разнятся: есть органы с совещательной функцией, помогающие директору школы (Голландия, Норвегия, Бельгия, Австрия, Шотландия, Германия); органы с определенными полномочиями в принятии решений, которые вместе с руководителем школы отвечают за текущую работу школы (Греция, Франция, Италия, Дания, Испания, Португалия); общественные органы с полномочиями школьного управления (Ирландия, Швеция, Финляндия, Англия, Уэльс, Северная Ирландия).

Так зачем нужен Управляющий совет? Любая организация создается «для чего-то». Задачи, стоящие перед Управляющим советом, серьезные. Это разработка и корректировка стратегии развития школы, определение целей, задач и ресурсов, необходимых для их достижения. Это создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов и участие в финансово-хозяйственной деятельности школы. Это обеспечение прозрачности в деятельности школы по организации образовательного процесса и в финансовых вопросах. И, наконец, это обеспечение доступности информации для всех участников образовательного процесса.

В компетенцию Управляющего совета входит согласование школьного компонента и профилей обучения, рассмотрение жалоб и заявлений учащихся, родителей. Также УС содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы.

При этом конечная цель всех усилий – содействие улучшению качества образования.

Таким образом, становится очевидным, что сегодня школа не должна оставаться один на один со своими проблемами. Участие родителей, общественности в жизни школы необходимо. Одной из главных задач Управляющего совета – сплочение сообществ педагогов, учеников и их родителей. Это нужно для того, чтобы обсуждая вопросы развития образовательного учреждения, каждый из членов совета понимал значимость общего дела. Чтобы проблемы школы не были лишь головной болью директора школы, педагогов…Плохо это или хорошо, но факт остается фактом: школа перестала быть учреждением, которое полностью финансируется государством. Общественность к осознанию этого факта надо готовить. И роль Управляющего совета в этом процессе трудно переоценить. Надеюсь, со временем общество поймет и примет как аксиому: школа – наша общая забота. И если родители хотят, чтобы их ребенок учился в хороших условиях, надо эти условия создать.


В начале нулевых в российских школах начали работать управляющие советы - коллегиальные органы государственно-общественного управления. Школы столицы одними из первых начали применять на практике новую модель организаций. О том, как советы работают сегодня и что они могут изменить в работе школы - читайте в нашем материале

Как появились

Первые управляющие советы появились в России в начале 2000-х по инициативе советника министра образования РФ, директора московской школы №1060 Анатолия Пинского.

В это время в стране начиналась реформа образования. Институт развития образования РАО изучил ситуацию в сфере управления школ. Исследователи пришли к выводу, что в российских школах существует не меньше десятка разных управляющих общественных организаций: попечительских советов, родительских комитетов и разнообразных коллегий.

Власти решили применить опыт Германии, Австрии, Шотландии и других европейских стран и создать модель органа государственно-общественного управления, единого для всех российских школ. Объединение получило название управляющего совета.

Государственно-общественное управление школ в России имеет долгую историю: попечительские советы при образовательных учреждениях существовали еще в дореволюционной России.

В начале 2000-х было принято решение унифицировать школьные общественные управляющие организации, определить их полномочия и сформулировать правовые основы их работы. В 2004 году в 8 российских городах и регионах, в том числе, в Москве начали работать первые управляющие советы при школах.

Как работают

Деятельность управляющих советов при школах регулируется четырьмя главными документами: законом "Об образовании в Российской Федерации", школьным уставом, положением об управляющем совете и регламентом работы управляющего совета.

Закон об образовании определяет совет как коллегиальный орган управления. Это значит, что учителя, старшие школьники, родители и представители общественности с помощью совета могут участвовать в управлении школой и предлагать или оспаривать изменения в ее работе.

При этом федеральный закон не обязывает школьные органы общественного управления работать по единой схеме. Каждая школа может сама продумывать, как часто проводить заседания, какие вопросы обсуждать на встречах и как воплощать в жизнь решения органа.

В законе об образовании говорится, что управление образовательным учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоначалие реализуется в работе директора школы. А коллегиальность – как раз в работе управляющего совета.

В статье 26 "Закона об образовании" сформулированы основные принципы работы объединения. Частности – структуру, порядок формирования, срок полномочий и компетенцию – определяет сама школа, точнее, ее устав.

В управляющий совет входят учителя, другие работники образовательного учреждения (например, завхоз или бухгалтер), родители и ученики.

Директор школы и представитель учредителя, то есть окружного управления образованием или департамента образования, являются членами совета по должности. Другими словами, в число участников их выбирать не нужно - они работают в совете по умолчанию.

Кроме того, в совете могут работать так называемые кооптированные члены, то есть участники, которые принимаются в состав органа без дополнительных выборов. Обычно это представители вузов и различных предприятий, депутаты Мосгордумы и выпускники.

В работе нашего управляющего совета принимают участие и старшие школьники. Конечно, есть вопросы, которые мы с детьми не обсуждаем. Например, зарплата учителей – думаю, это было бы непедагогично . Но в принятии многих важных для школы решений ребята участвуют. Так, недавно, мы решили войти в юниор-лигу КВН, и наша команда уже несколько раз выступала в клубе.

Орган решает все важные для школы вопросы.

По данным Высшей школы экономики, в средние образовательные учреждения ежегодно поступает до 150 миллиардов рублей из внебюджетных источников. Поэтому распределение финансов является одной из важных задач работы совета. Но, конечно, далеко не единственной.

В частности, совет устанавливает режим занятий, в том числе продолжительность учебной недели.

Орган наделен правом выбирать "школьный компонент" программы, то есть ее вариативную часть, утверждать программу развития школы, решать вопросы, связанные с питанием, формой, безопасностью и здоровьем детей. Также совет определяет профили обучения в старшей школе и выбирает учебники из числа допущенных министерством образования.

Кроме того, орган рассматривает жалобы и заявления школьников и их законных представителей - родителей.

Своим решением совет может исключить ученика из школы, ходатайствовать перед учредителем о расторжении трудового договора с учителем, директором или любым другим работником школы, внести учредителю предложение о поощрении работников и директора и многое другое.

Перед каждым заседанием совета формируется повестка дня. По ней на заседании проходит голосование.

Если это неконфликтная ситуация, например, введение занятия по шахматам, решение может быть сразу принято и применено. Если проблема более серьезная, такая, как утверждение школьной формы, то после принятия решения мы проводим еще и публичные слушания. На них проголосовать может каждый родитель.

Как обратиться с предложением или войти в состав совета

Связаться с управляющим советом, как правило, можно через специальный раздел на сайте школы. Кроме того, обычно в каждом образовательном учреждении есть стенд с информацией о работе органа и контактами его представителей.

В управляющий совет можно обращаться по вопросам:

  • введения или изменения школьной формы;
  • школьного питания;
  • расписания занятий и работы группы продленного дня;
  • расходования школой внебюджетных средств;
  • выбора учебников, "школьного компонента" программы и профилей обучения;
  • проведения мероприятий
  • любых возникающих в школе конфликтов.

Думаю, в состав совета современной школы обязательно должны входить эксперты в разных областях: юристы, экономисты, врачи, ученые и так далее. Совет подчас сталкивается с непростыми задачами, для решения которых нужны глубокие профессиональные знания и опыт.

Еще важно, чтобы в работе всех таких школьных организаций участвовали папы. Обычно вся забота о школьном образовании ребенка ложится на плечи матери. Чтобы избежать преобладания мам в совете, мы для них создали специальный орган - школьный родительский комитет. А в управляющем совете у нас только папы.


В начале нулевых в российских школах начали работать управляющие советы - коллегиальные органы государственно-общественного управления. Школы столицы одними из первых начали применять на практике новую модель организаций. О том, как советы работают сегодня и что они могут изменить в работе школы - читайте в нашем материале

Как появились

Первые управляющие советы появились в России в начале 2000-х по инициативе советника министра образования РФ, директора московской школы №1060 Анатолия Пинского.

В это время в стране начиналась реформа образования. Институт развития образования РАО изучил ситуацию в сфере управления школ. Исследователи пришли к выводу, что в российских школах существует не меньше десятка разных управляющих общественных организаций: попечительских советов, родительских комитетов и разнообразных коллегий.

Власти решили применить опыт Германии, Австрии, Шотландии и других европейских стран и создать модель органа государственно-общественного управления, единого для всех российских школ. Объединение получило название управляющего совета.

Государственно-общественное управление школ в России имеет долгую историю: попечительские советы при образовательных учреждениях существовали еще в дореволюционной России.

В начале 2000-х было принято решение унифицировать школьные общественные управляющие организации, определить их полномочия и сформулировать правовые основы их работы. В 2004 году в 8 российских городах и регионах, в том числе, в Москве начали работать первые управляющие советы при школах.

Как работают

Деятельность управляющих советов при школах регулируется четырьмя главными документами: законом "Об образовании в Российской Федерации", школьным уставом, положением об управляющем совете и регламентом работы управляющего совета.

Закон об образовании определяет совет как коллегиальный орган управления. Это значит, что учителя, старшие школьники, родители и представители общественности с помощью совета могут участвовать в управлении школой и предлагать или оспаривать изменения в ее работе.

При этом федеральный закон не обязывает школьные органы общественного управления работать по единой схеме. Каждая школа может сама продумывать, как часто проводить заседания, какие вопросы обсуждать на встречах и как воплощать в жизнь решения органа.

В законе об образовании говорится, что управление образовательным учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоначалие реализуется в работе директора школы. А коллегиальность – как раз в работе управляющего совета.

В статье 26 "Закона об образовании" сформулированы основные принципы работы объединения. Частности – структуру, порядок формирования, срок полномочий и компетенцию – определяет сама школа, точнее, ее устав.

В управляющий совет входят учителя, другие работники образовательного учреждения (например, завхоз или бухгалтер), родители и ученики.

Директор школы и представитель учредителя, то есть окружного управления образованием или департамента образования, являются членами совета по должности. Другими словами, в число участников их выбирать не нужно - они работают в совете по умолчанию.

Кроме того, в совете могут работать так называемые кооптированные члены, то есть участники, которые принимаются в состав органа без дополнительных выборов. Обычно это представители вузов и различных предприятий, депутаты Мосгордумы и выпускники.

В работе нашего управляющего совета принимают участие и старшие школьники. Конечно, есть вопросы, которые мы с детьми не обсуждаем. Например, зарплата учителей – думаю, это было бы непедагогично . Но в принятии многих важных для школы решений ребята участвуют. Так, недавно, мы решили войти в юниор-лигу КВН, и наша команда уже несколько раз выступала в клубе.

Орган решает все важные для школы вопросы.

По данным Высшей школы экономики, в средние образовательные учреждения ежегодно поступает до 150 миллиардов рублей из внебюджетных источников. Поэтому распределение финансов является одной из важных задач работы совета. Но, конечно, далеко не единственной.

В частности, совет устанавливает режим занятий, в том числе продолжительность учебной недели.

Орган наделен правом выбирать "школьный компонент" программы, то есть ее вариативную часть, утверждать программу развития школы, решать вопросы, связанные с питанием, формой, безопасностью и здоровьем детей. Также совет определяет профили обучения в старшей школе и выбирает учебники из числа допущенных министерством образования.

Кроме того, орган рассматривает жалобы и заявления школьников и их законных представителей - родителей.

Своим решением совет может исключить ученика из школы, ходатайствовать перед учредителем о расторжении трудового договора с учителем, директором или любым другим работником школы, внести учредителю предложение о поощрении работников и директора и многое другое.

Перед каждым заседанием совета формируется повестка дня. По ней на заседании проходит голосование.

Если это неконфликтная ситуация, например, введение занятия по шахматам, решение может быть сразу принято и применено. Если проблема более серьезная, такая, как утверждение школьной формы, то после принятия решения мы проводим еще и публичные слушания. На них проголосовать может каждый родитель.

Как обратиться с предложением или войти в состав совета

Связаться с управляющим советом, как правило, можно через специальный раздел на сайте школы. Кроме того, обычно в каждом образовательном учреждении есть стенд с информацией о работе органа и контактами его представителей.

В управляющий совет можно обращаться по вопросам:

  • введения или изменения школьной формы;
  • школьного питания;
  • расписания занятий и работы группы продленного дня;
  • расходования школой внебюджетных средств;
  • выбора учебников, "школьного компонента" программы и профилей обучения;
  • проведения мероприятий
  • любых возникающих в школе конфликтов.

Думаю, в состав совета современной школы обязательно должны входить эксперты в разных областях: юристы, экономисты, врачи, ученые и так далее. Совет подчас сталкивается с непростыми задачами, для решения которых нужны глубокие профессиональные знания и опыт.

Еще важно, чтобы в работе всех таких школьных организаций участвовали папы. Обычно вся забота о школьном образовании ребенка ложится на плечи матери. Чтобы избежать преобладания мам в совете, мы для них создали специальный орган - школьный родительский комитет. А в управляющем совете у нас только папы.

Читайте также: