Оплачивается ли работа наблюдателя на выборах

Опубликовано: 03.05.2024

15 февраля 2016 года вступили в силу поправки в Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Федеральный закон № 29-ФЗ от 15.02.2016 г.) , посвящённые изменению порядка наблюдения на выборах.

Обратим внимание на основные изменения в порядке выборов:

Кандидат или политическая партия, выдвинувшие список кандидатов, получили право прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же комиссии не более чем пять раз. Нововведение достаточно понятно («чтобы не передумывали постоянно»). Данная поправка направлена на «стабилизацию» составов избирательных комиссий в том числе и по состоящим в них членам с правом совещательного голоса. Только следует учитывать, что если на пару месяцев длительности избирательной кампании такого количества «подменных» членов комиссии хватит, то на последующий пятилетний срок полномочий (в случае избрания кандидатов в соответствующий орган) может и не хватить.

Кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или уполномоченный представитель избирательного объединения получили право на присутствие на заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Казавшийся очевидным для лиц, не знакомых с избирательным законодательством, порядок («как так, не пустить человека на рассмотрение его заявления») в действительности не предусматривался до того избирательным законодательством: комиссия была вправе не допустить кандидата на заседание комиссии по его регистрации, и это право комиссии подтверждается судебной практикой. Вместе с тем, такое право теперь будет реализовываться кандидатом в одиночку: или кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, что может затруднить им в дальнейшем доказывание происходившего на заседании комиссии.

Кандидаты, наблюдатели и иные лица, имеющие право присутствовать при голосовании и подсчёте голосов, получили право знакомиться не только с протоколами об итогах голосования, но и со сводными таблицами, куда вносятся соответствующие данные. Так как протоколы вышестоящих комиссий формируются, как правило, на основании именно сводных таблиц, ознакомление с такой таблицей и сличение её с имеющимися заверенными копиями протоколов поможет более быстро отыскать ошибку при составлении протокола об итогах голосования.

Кандидат или политическая партия вправе назначить в каждую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые вправе поочерёдно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Новацией является возможность назначения не более двух наблюдателей. До того закон не ограничивал количество возможных наблюдателей при условии, что в помещении для голосования будет присутствовать не более одного.

Федеральным законом может быть установлено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Действительно, общих требований к гражданству и возрасту наблюдателей федеральным законодательством не предусмотрено, а потому отдельные ограничения для наблюдателей вводятся специальными федеральными законами для конкретных выборов.

Установлено, что одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. Таким образом, обычно существовавшая практика мобильных групп наблюдателей уходит в прошлое: если наблюдатель внесён в список из максимально разрешённых двух наблюдателей хотя бы в одной комиссии, то в любую другую комиссию он быть наблюдателем не вправе. При этом возникает ряд вопросов, при которых возможны злоупотребления: так как от наблюдателя для включения в список наблюдателей не требуется получения согласия, то возможно (при условии получения информации о том, кто планируется наблюдателями) включение указанных лиц в списки наблюдателей другими партиями и кандидатами, что приведёт к тому, что список, поданный позднее, будет содержать лиц, уже включённых в списки наблюдателей. Дополнительно не указано, на каких именно выборах присутствуют ограничения по единственному месту наблюдения, таким образом данное ограничение абсолютно и с учётом того, что участковые комиссии формируются на пять лет, может носить при его реализации абсолютно непредсказуемый характер (тем более, что закон не содержит иного порядка исключения наблюдателя из списка наблюдателей конкретного участка, даже по заявлению самого наблюдателя).

Разрешено быть наблюдателями членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, если их членство соответствующим образом приостановлено. При этом закон в положениях о приостановке членства в избирательных комиссиях не содержит желания члена избирательной комиссии стать наблюдателем: необходимо быть или близким родственником или непосредственным подчинённым одного из кандидатов на соответствующих выборах.

Разрешён допуск наблюдателей и прочих указанных лиц в помещение, в котором производится подсчёт голосов, на участках, образованных воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Ранее на «закрытых» участках наблюдатели и прочие лица имели право присутствовать только в помещении для голосования, но не в помещении для подсчёта голосов.

Сохраняется требование наблюдателя предъявить в участковую комиссию уведомление о его направлении в день голосования или день, предшествующий голосованию. При этом отдельно указано, что такое уведомление может быть представлено только наблюдателем, включенным в поданный в вышестоящую комиссию соответствующий список наблюдателей.

Наблюдателям предоставили право проводить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. Такое право, фактически, существовало и раньше, поскольку прямого запрета на такие действия закон не содержал, однако с его реализацией у наблюдателей, как правило, возникали сложности. Теперь закон вводит два условия для съёмки: предварительное уведомление и осуществление её со специально отведённого места. При этом не указывается порядок такого уведомления и то, что именно должно быть видно с этого места. Также стоит обратить внимание, что съёмка разрешена в помещении для голосования, но не в иных помещениях комиссии и не в помещении для подсчёта голосов. Вместе с тем, таким правом, по смыслу закона перестали быть наделены иные лица, присутствующие при голосовании: кандидаты, их доверенные лица, члены комиссий с правом совещательного голоса.

Наблюдателям и иным лицам разрешён допуск в помещение для голосование не менее, чем за один час до начала голосования. При этом сохраняются положения закона, указывающие право данных лиц на доступ в помещение с момента начала работы комиссии в день голосования. Таким образом, их стоит толковать как обязанность соответствующих лиц обеспечить возможность наблюдателей присутствовать в помещении для голосования не менее чем за один час до начала голосования даже если никто из членов комиссии для участия в работе комиссии не прибыл.

Закреплены полномочия председателя комиссии на отдачу обязательных для исполнения всеми присутствующими в помещении для голосования распоряжений, установлено, что в его отсутствие такие распоряжения вправе отдавать заместитель председателя комиссии, секретарь или иной уполномоченный комиссией член комиссии с правом решающего голоса. Фактически, такое право существовало и ранее и реализовывалось при помощи присутствующих на заседании сотрудников полиции, но теперь оно закреплено законом, а потому невыполнение указанного требования может быть расценено как нарушение законодательства о выборах. Можно также ожидать введения административной ответственности за невыполнение распоряжений председателя избирательной комиссии (в настоящее время существует ответственность за невыполнение распоряжений комиссии в целом). Это дополнительно усиливает статус председателя комиссии во время проведения голосования.

Закреплено право лиц, присутствующих при голосовании и подсчёте голосов избирателей, на свободный вход и выход из помещения во время проведения такого подсчёта. Ранее такого права законом не оговаривалось, что фактически толковалось как присутствие во время подсчёта только лиц, находившихся в помещении на момент окончания голосования (включая недопуск на подсчёт припозднившихся наблюдателей), а также недопуск в помещение лиц, единожды вышедших из него во время подсчёта.

Установлено, что член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке. Ранее для этого требовалось мотивированного решения комиссии в письменной форме, но необходимо было устанавливать нарушение положений именно закона о выборах, референдуме, а не любого из положений законодательства о выборах (куда входят и иные правовые акты, помимо законов). Вместе с тем, с учётом трудоёмкости установления такого нарушения в судебном порядке (несмотря на то, что суды обязаны рассматривать такие заявления в день голосования немедленно, требуется написание соответствующего заявления, проведение судебного заседания, изготовление мотивированного судебного решения, что может занять несколько часов) количество удалённых наблюдателей должно уменьшиться.

Предусмотрена обязанность по представлению кандидатам, наблюдателям и иным лицам, имеющим право наблюдать за подсчётом голосов, возможности присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом. Несмотря на кажущуюся тавтологичность, данное требование направлено на реализацию имеющегося права непосредственного наблюдения за подсчётом, которое до того зачастую не реализовывалось из-за «отсутствия технической возможности присутствия всех желающих в помещении для подсчёта» или иным схожим поводам.

Добрый день, продолжаю раскрывать инсайды политической и государственной жизни. В этой статье расскажу кто, каким образом, а главное - сколько может заработать на выборах.

Безусловно, от уровня выборов и политической силы, на которую работает человек, уровень оплаты может меняться. Я прошел практически все ступени работы на выборах. В этой статье расскажу только о белых способах заработках в выборный период исходя из расценок на федеральных выборах в Москве и Московской области.

Низшая лига игроков.

Уличный агитатор – этот формат работы постепенно изживает себя и считается политтехнологами самым неэффективным. Если мы говорим только про раздачу листовок и брошюр, то тут расценки такие же, как и у обычных промоутеров – от 200 рублей в час. Однако у уличной агитации чаще всего есть и другие задачи. Например, сбор статистических данных или «горячих контактов». А между делом заодно раздают агитматериалы. Здесь возможны премии за выполнение планов. Такие агитаторы уже получают либо фиксированную ставку от 300 рублей за час работы, либо получают оплату за результат.

Агитатор «От двери до двери» - на данный момент считается одним из самых эффективных методов живой агитации. Смысл в том, что агитатор приходит к вам в подъезд. Работа крайне сложная и отчасти опасная. Большинство людей негативно настроены к ходокам по квартирам. Задача не только раздать агитационный материал, но и получить обратную связь от человека, форма обратной связи почти всегда подразумевает ФИО и телефон. Для чего собирают эти данные – тема отдельной статьи. Здесь оплата идет за результат, как правило, применяется комплексная система оценки: минимальный оклад, количество пройденных квартир, эффективность взаимодействия (убедил проголосовать и получил контакт, только проинфомировал и.т.д.). Иногда есть и скрытые задачи. В среднем зарабатывают 2-3 тысячи в день (расценки по Москве). В свою политическую юность я заработал первые «ощутимые деньги» именно на агитации от двери до двери, 60 тысяч примерно за 20 рабочих дней.

Наблюдатель без права голоса – обычный наблюдатель, работает строго с 8 до 8. Самая простая и бессмысленная работа на выборах. Платят не больше 2000 рублей, обычно тысячу + кормежка (последнее время перестали даже кормить). В основном пенсионеры и студенты, реже учителя, которые не попали в состав комиссии. Иногда работает и вовсе за одну еду идею. Конечно хороший наблюдатель – это очень важный участник выборов, который может пресечь серьезное нарушение. Но для большинства партий это формальность, поэтому в 90% случаев платят за просто сидение.

Наблюдатель от «Навального» - На самом деле Навальный тут не причем. Это наблюдатели от организаций, наблюдающих за выборами: «Голос», «Сонар», «Лига избирателей» и другие. Так как запомнить их всех сложно, то любой мутный тип с айфоном априори «от Навального». Это самые честные , внимательные и ответственные наблюдатели. Работают в основном за идею. Однако, идеалистов в нашей стране немного. Поэтому расценки начинаются от полутора тысяч. Задачи: нервировать избирательную комиссию (это не специально) и делать как можно больше фото, а также выполнять задания кураторов. Чаще всего такого наблюдателя и вовсе не пускают на участок, тогда главная цель – максимально громко и красиво поскандалить, обязательно сняв это на видео. В целом за выполнение дополнительных задач можно заработать до пяти тысяч рублей.

Наблюдатель с голосом или член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса – тут придется посидеть чуть дольше. Данный вид наблюдателя имеет специальное удостоверение («почувствуй силу корочки») выданное Территориальной избирательной комиссией, и обязан присутствовать на подсчете голосов, а также оставить свой автограф в протоколе. Работа начинается также в 8 утра, а заканчивается поздно ночью. С появлением «КОИБ» (электронная урна) появился шанс освободиться достаточно рано. Однако ситуации бывают разные. Например, если количество бюллетеней внутри «КОИБа» не сойдется с количеством выданных, придется считать все вручную. Такой наблюдатель получает уже от 2000 рублей, но не более 5000. Пять тысяч обычно платят если повезло узнать что-то лишнее за хорошую и усердную работу.

Человек-соцопрос (EXITPOL) - как правило имеет громкую должность, например Социолог фонда Национальных исследований политических процессов , по факту раздражают анкетирует людей на выходе. Расценки на услуги зависят от погоды, в хорошую погоду это от 1500 до 3000 рублей, в плохую или холодную могут приплатить на 500 рублей больше.

Средняя лига игроков.

Специалисты районного штаба – по сути, обычные статисты, а также организаторы агитационной кампании в конкретном районе. Как правило, это сотрудники местной управы или администрации. На время работы в штабе берут отпуск, либо совмещают, что возможно только при условии если Глава района закрывает глаза на отсутствие данных работников на рабочем месте. Сидят на окладе, получают от 40 до 100 тысяч рублей, в зависимости от должности. Работа сложная, работают в среднем по 12 часов, в день выборов – ночуют в штабе, по сути именно на них держится вся предвыборная кампания. Руководитель районного штаба получает от 100 до 250 тысяч рублей. Зависит от численности населения в районе, его престижности, электоральной активности и основной должности руководителя. В штабах оппозиционных кандидатов численность сотрудников значительно меньше, но зарплаты примерно такие же, но как правило, ниже чем у правящей партии.

Технолог – это что-то по типу плохого политтехнолога. Является своего рода наставником всех агитаторов, проводит их обучение, разрабатывает стратегию агитации на районном уровне, по сути, занимается технической работой. В среднем получает в районе 80 000 рублей.

Члены участковой избирательной комиссии – как правило, учителя и бюджетники. Должность выборная и очень ответственная. Начинают работать примерно за 2 недели до выборов. В среднем получают по итогам в районе 20 000-25000 рублей. Если член УИК работал только в день выборов, то его заработок составит примерно 5-8 тысяч рублей за один день. В некоторых случаях заработок бывает несколько больше. Все зависит от обстоятельств и честности члена уик. Однако, даже в самом «экстравагантном» сценарии рядовой член комиссии вряд ли получит больше 50 000 рублей (это не за день, сюда включена еще работа до выборов). Председатель и Секретарь комиссии получают чуть больше 40-50 тысяч рублей в первом случае, и не больше 100 тысяч при определенных обстоятельствах.

Высшая лига игроков.

В высшую лигу входит центральный штаб кандидата, здесь все получают зарплату по рынку в зависимости от своей специальности (SMM, программисты, орговики, политтехнологи, статисты и.т.д.) . Зарплата «орговиков» (организационная работа: встречи с населением, мероприятия и.т.д.) примерно от 70 до 150 тысяч рублей.

Супер-лига: Главный политтехнолог или Руководитель штаба.

Иногда это один человек, иногда разный. Здесь все зависит от уровня кандидата и уровня самого политтехнолога. Как правило, он руководит всем бюджетом кампании и забирает себе сэкономленные деньги. Официальная зарплата будет средней для топ-менеджемента 300-400 тысяч рублей в месяц. Реальный же доход главного политтехнолога на выборах федерального уровня от 100 до 500 тысяч долларов за предвыборную кампанию.

Как мы видим на выборах крутятся большие деньги, в зависимости от политического опыта, связей, знаний и навыков вы можете хорошо заработать на выборах. В этой статье я рассказал только об относительно легальном заработке, есть еще так называемые "черные политтехнологии", о них мы поговорим в другой раз. Подписывайтесь на мой канал, чтобы получать самые интересные инсайды из мира политики и госслужбы, а также самые актуальные новости.

"Он, конечно, отличается от того "Золотого стандарта", который у нас был в прошлом году в Единый день голосования. Прежде всего, потому что у нас изменилось законодательство, появились многие новации, которые были опробованы во время общероссийского голосования (по Конституции)", - рассказал "Российской газете" председатель Координационного совета ОПРФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев.

При этом стандарт, который был на плебисците по поправкам, также отличается от нынешнего и не только терминами. "Тогда было другое законодательство, не было периода агитации и прочее", - пояснил он.

Новый "Золотой стандарт" состоит из 53 пунктов, по которым общественные наблюдатели будут оценивать соответствие процесса голосования закону и требованиям санитарной безопасности.

"Мы начинаем с вопросов, связанных с контролем за здоровьем граждан​​​. Мы делали это на общероссийском голосовании, делаем и сейчас, у нас есть полное понимание со стороны ЦИК, что абсолютный контроль за этим должен быть обеспечен", - подчеркнул Григорьев в ходе презентации.

Перед началом голосования наблюдатели проверят, проведена ли дезинфекция помещения, организован ли температурный контроль, есть ли средства защиты у всех участников процесса. Среди обязательных требований - наличие антисептиков для рук и соблюдение дистанции в 1,5 метра.

В 31 регионе России, где проходят выборов губернаторов, заксобраний и довыборы депутатов Госдумы, голосование будет трехдневным. Поэтому особое внимание уделяется сохранности бюллетеней.

Раннее Центризбирком утвердил правила хранения избирательной документации 11-13 сентября и обязал участковые комиссии по окончании голосования в пятницу и субботу перемещать бланки из всех ящиков в сейф-пакеты в присутствии наблюдателей. В "Золотой стандарт" внесли несколько пунктов, по которым наблюдатели оценят правильность их использования. Участники презентации смогли лично убедиться в том, что вскрыть пакет незаметно не выйдет - нарушителя выдаст текст, который проступает на месте склейки пакета или на боковых швах.


Также наблюдатели проследят за порядком использования комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Как рассказала секретарь ЦИК Майя Гришина, устройства будут работать только 13 сентября, иначе не позволяет их программное обеспечение. 11 и 12 сентября на участках, оборудованных КОИБами, голосование будет проходит обычным способом, бюллетени упакуют в сейф-пакеты и введут в КОИБ 13 сентября перед подсчетом голосов. Это будет происходить в присутствии наблюдателей и "под видеокамеру", подчеркнула Гришина. "Мы об этом позаботились, должна быть размещена табличка, где будет точно видно, что это не какие-то незаконные действия с избирательными бюллетенями, а специально предусмотренная законом и инструкциями ЦИК процедура", - сказала она.

Наблюдатели будут работать не только в помещениях участков, но и на выезде. "Это непременное условие на всех этапах процесса голосования", - подчеркнула Гришина.

Максим Григорьев заверил, что людей хватит на все дни голосования. "В данном случае ситуация намного проще, чем на общероссийском голосовании, когда наблюдатели были только от нас. Сейчас они будут также от партий и кандидатов", - отметил он в беседе с "РГ". "Наблюдатели будут на всех участках, где проходят выборы, в том числе - во время выездного голосования", - добавил Григорьев.

Формированием корпуса общественных наблюдателей занимаются палаты в регионах. Но федеральная палата также не остается в стороне. "У нас три дня (11-13 сентября - прим. "РГ") будет работать ситуационный центр, будут брифинги. Мы постоянно взаимодействуем с палатами на местах, члены Координационного совета ездят в регионы, полностью держим руку на пульсе", - рассказал Григорьев.

На следующей неделе ОПРФ начнет обучение наблюдателей в соответствии с "Золотым стандартом". Во вторник оно пройдет в формате видеоконференции, в которой смогут принять участие все желающие.

Выборы в нашей стране проводят каждый год, иногда дважды.

В организации выборов занято много людей: чиновники, полицейские, спасатели, медики. Важную роль играют члены избирательных комиссий — на последних президентских выборах я работал в одной из них.

В этой статье я расскажу, как попасть в избирательную комиссию и сколько можно заработать. Если вы хотели изменить что-то в стране, господь подает вам сигнал через эти строки — вот ваш шанс.

Избирательные комиссии

Выборы федерального уровня организует Центральная избирательная комиссия — ЦИК . ЦИК у подчиняются комиссии в регионах. Под ними находятся ТИК и — территориальные избирательные комиссии. Все три уровня комиссий работают в России постоянно, это обычные государственные учреждения, устроиться туда просто так с улицы сложно.

Во время выборов возобновляет работу и четвертый — нижний уровень — участковые избирательные комиссии — УИК . Каждая обслуживает один избирательный участок. В большом городе может быть несколько сотен таких УИК ов. Они открываются за несколько недель до выборов, и попасть сюда проще, чем в вышестоящую комиссию.

Я живу в Омске. Выборы в нашем регионе организует избирательная комиссия Омской области, на уровень ниже находятся 39 ТИК ов. Наша территориальная комиссия обслуживает Октябрьский округ города и располагается в местной администрации. Она управляет 73 участковыми избиркомами. В одном из них я и работал.

Трудоустройство

В участковую избирательную комиссию нельзя попасть через вакансию в интернете или центр занятости. Сюда не берут даже по знакомству. В члены избиркома человека выдвигают другие граждане, причем по специальной процедуре, которая описана в законе об основных гарантиях избирательных прав.

Чтобы стать членом УИК а, надо обратиться в вышестоящую комиссию — территориальную. Узнать, где она находится, можно на сайте ЦИК . В ТИК е придется заполнить специальную форму. Выдвинуться можно тремя способами.

От политической партии или общественного объединения. Так сделала моя знакомая, от которой я и узнал про эту работу. Она просто пришла в местное отделение «Справедливой России» и попросила помочь устроиться в комиссию. У многих партий дефицит кадров в регионах, а иметь представителя в комиссии им нужно. Знакомой без проблем подписали заявку. Никаких обязательств у нее не возникло, и никто из «Справедливой России» ее никогда потом ни о чем не просил.

По месту работы или учебы. Обычно, чтобы закрыть потребность в членах участковых комиссий, чиновники по разнарядке спускают в школы, больницы, детские сады и предприятия, сколько надо прислать человек для работы. Я работаю в страховой компании, где на начальство никто не давит, а само оно не заинтересовано в общественной активности сотрудников. Поэтому на работе отказались подписать мне заявку.

срок работы одного состава УИКа

По месту жительства. Жильцы одного или нескольких домов могут выдвинуть своего представителя в УИК . Для этого надо собрать их подписи — меня попросили принести минимум шесть. Я взял подписи у мамы, у соседки, у старшей по подъезду и у трех местных мужиков, которые подошли во дворе и попросили закурить.

Я подавал документы перед выборами в госдуму в 2016 году, но тогда остался в резерве. Зато на следующий год, когда в городе проводили выборы в горсовет, меня позвали в комиссию.

Состав участковой избирательной комиссии формируется на 5 лет. Я попал в основной состав комиссии из резерва и теперь буду работать на всех выборах, которые проводятся на нашем участке. Если по какой-то причине пропущу, то на следующие выборы все равно пригласят. Чтобы не звали, надо прийти в территориальную комиссию и лично написать заявление о выходе из состава УИК а либо, когда истечет 5-летний срок работы нынешнего состава, не подписывать заявление на включение в новый состав.

В состав комиссии входят рядовые члены и руководство — председатель, его заместитель и секретарь. В день выборов в нашей комиссии появлялись еще «члены комиссии с правом совещательного голоса». Они контролировали нашу работу вместе с наблюдателями.

Поквартирный обход

Обычно работа участковой избирательной комиссии проходит в два этапа: дежурство в предвыборный период и работа в день выборов. Но на президентских выборах 18 марта 2018 года появился предварительный этап — поквартирный обход.

За четыре недели до выборов предстояло обойти все квартиры избирателей на участке и пригласить всех на выборы лично. Если человек говорил, что не сможет прийти голосовать, то мы рассказывали ему, как проголосовать на другом участке, где он будет в день выборов.

Сначала мне показалось, что это нереальная задача. Во-первых, я думал, что многих будет сложно застать дома, но оказалось, что после трех безрезультатных визитов квартира считается «отработанной» — можно исключить ее из обхода. Во-вторых, на участке числилось 1700 избирателей — всех обойти казалось сложным. Но в итоге на одного-двух членов комиссии пришлось по многоэтажному дому, а пройти его нужно было за восемь дней. Мне как самому молодому достался самый большой дом — 244 квартиры. Никто не отмечал, сколько на самом деле мы работали, — просто ставилась задача и на нее отводился определенный срок. Я обошел порученный мне дом за три дня.

Еще я боялся, что жители будут грубить и вообще агрессивно относиться. Но выяснилось, что большинство — доброжелательные люди. В случае чего можно было взять с собой участкового и старшего по дому. В моем доме проблемных избирателей не было, и я не слышал, чтобы кому-то из коллег понадобилась помощь.

Дежурства

Следующий этап — дежурства на избирательном участке. Они начинаются как минимум за две недели до дня выборов, когда стартует досрочное голосование или, как на последних выборах, прием заявлений для голосования на другом участке. Еще в эти дни мы готовили помещение, тестировали технику и занимались бумажной работой. Все члены комиссии работали одинаково, вне зависимости от должности.

Загрузка на этапе дежурств невысокая. Часто я брал с собой ноутбук и успевал помимо предвыборных дел заниматься своей основной работой. Правда, потом может выясниться, что не напрягаются и все остальные, и какие-то вещи придется срочно делать за день до выборов.

Дежурства распределяются на общих собраниях. Каждый выбирает удобное ему время, так что их можно и нужно совмещать с основной работой. Некоторые мои коллеги по комиссии вообще не могли дежурить, и их от этой обязанности освободили. В то же время работодатель не имеет права уволить члена избирательной комиссии в период ее работы.

День выборов

Работа в день выборов состоит из двух частей: голосования и подсчета голосов. Голосование проходит с 8 до 20 часов, но прибыть нужно раньше. Здесь уже четко прослеживается разделение труда: председатель, заместитель и секретарь разбираются с жалобами, принимают заявления, отчитываются в ТИК и руководят общим процессом. Рядовые члены комиссии регистрируют избирателей и выдают бюллетени. Мне как самому молодому поручили следить за порядком на участке и близлежащей территории.

В мою задачу входило выявлять нарушения, например агитацию за какого-либо кандидата — в день выборов на территории избирательного участка она запрещена. Но на моем участке был только один такой случай: девушка вслух сказала, за кого она советует проголосовать. Ей сделали замечание.

Часто избиратели пытаются зайти в кабинки по двое: например, муж с женой или дети помогают бабушке. Это тоже нарушение: в кабинке должен находиться один человек. К таким случаям я обычно относился с пониманием, но предупреждал председателя. Он в свою очередь обращался к другим избирателям, чтобы они были свидетелями того, что по двое в кабинку заходят по уважительной причине.

После 14 часов меня как самого молодого отправили проводить голосование на дому. Голосовать на дому можно, если человек болен, пожилой или инвалид. Правда, придется сообщить об этом в УИК заранее.

В 2017 году, на выборах в горсовет Омска, на нашем участке было всего пять таких заявок. Мы справились быстро. Но на президентских выборах в 2018 число желающих выросло до тридцати. Мы вышли в 15:00, а вернулись после 19:00, когда до закрытия участка оставалось уже меньше часа.

По квартирам с ящиком я ходил не один. По правилам голосование вне помещения проводят как минимум два члена избирательной комиссии. С ними идет полицейский или сотрудник ЧОП а. Кроме того, могут присоединиться и наблюдатели.

Подсчет голосов

Пять человек подсчитали все голоса минут за двадцать.

Проблемы начинаются, если не сходятся цифры: количество выданных бюллетеней, количество неиспользованных и количество голосов. Тогда придется искать ошибку до тех пор, пока все не сойдется. В прошлом году у нас «потерялся» один голос. Мы пересчитывали все несколько раз, потратили больше двух часов, пока не догадались посмотреть на пол: пропавший бюллетень упал.

На президентских выборах 18 марта 2018 года у нас на участке вместо обычных урн использовались сканеры- КОИБ ы. Это автоматические комплексы обработки бюллетеней, которые считывают информацию о голосовании уже в тот момент, когда бюллетень опускают в урну. КОИБ выдает результат выборов сразу после 20 часов. Если все сходится, то считать голоса не нужно.

Когда голоса подсчитаны и все сошлось, членам комиссии остается выдать копии протоколов всем заинтересованным лицам, погасить неиспользованные бланки, упаковать бюллетени, убрать помещение и ждать. Никто не расходится, пока председатель, заместитель и секретарь не вернутся из ТИК а, сдав результаты. Если все пойдет гладко, освободиться можно уже к 22 часам.

Оплата

У члена участковой избирательной комиссии почасовая оплата. Она рассчитывается исходя из МРОТ , важности выборов и территории. На выборах в горсовет Омска в 2017 году нам полагалась базовая оплата 27 рублей в час, на выборах президента в 2018 — 47 рублей в час. При этом итоговые суммы были выше.

С выплат, связанных с выборами, не взимаются налоги. К базовой ставке сначала применяется территориальный коэффициент, так называемый северный. В Омской области он равен 1,15. За работу в ночное время и в выходные оплата удваивается. Кроме того, по итогам выборов начисляли премию в размере 100—150% от зарплаты, если не было претензий к работе.

Вышло, что на муниципальных выборах я проработал 33 часа, на президентских — 42 часа.

11-13 сентября в России проходили выборы, в нашем городе выбирали депутатов городской думы.

За 2 недели до этого мой знакомый предложил поработать на выборах в качестве наблюдателя.

В чем заключается работа наблюдателя и сколько за это платят в этом видео:

Дубликаты не найдены

Я листаю пикабу чтобы видео смотреть?

Не смотри, листай дальше

7.5 за три дня заплатили, получается, что за 5 лет почти и не изменились цены

7500 за все дни

Специально посмотрел. Заплатили 7500, отдали 15000 ещё за какого-то друга. Мууутная история

С вами шоу "Сдохни или умри", сегодняшний эпизод - Работа в Беларуси

Интересно, на сколько времени ему самому хватит здоровья пахать на трёх работах сразу.

С вами шоу "Сдохни или умри", сегодняшний эпизод - Работа в Беларуси Республика Беларусь, Работа, Мнение, Выборы, Ректор, Жизнь, Заработок

Как я был наблюдателем на президентских выборах

В качестве избирателя я ходил на выборы президента в 2004, 2008 и 2012, чуть больше чем за неделю я решил быть наблюдателем, о чём и расскажу вам сейчас. Сперва полез гуглить чтобы узнать как стать наблюдателем в моём городе. Понял, что у нас есть лишь отделение Единой России, КПРФ, ЛДПР и штаб Навального. Сам я не являюсь приверженцем ни одной из этих партий. Увидел что у штаба Навального, как раз в этот день вечером какая-то лекция обучающая наблюдателей. Думаю, а чтобы не съездить, не глянуть на всё это изнутри.

Просторный офис. Молодые люди, как сразу я понял завсегдотаи этого штаба. С порога я сразу же спросил:

-Здравствуйте, а как вы можете набирать наблюдателей, ведь Навальный не допущен?

-А мы не то него, а от других кандидатов.

-Хм, хитро. Насколько я знаю у всех кандидатов есть бюджет, у вас это как-то оплачивается?

-Нет, у нас всё на добровольной основе. Всё, вы уходите?

-Нет, я бы хотел послушать лекцию.

-Ок. Как я понимаю, вы не сторонник Навального?

-Верно. Я просто хочу быть наблюдателем и увидеть как всё устроено.

-А не засланный казачок ли вы? У нас такие бывают.

-Нет, не беспокойтесь.

Нас таких пришло три человека, я, парень, который работает в колледже и девушка студентка, которые разделяют взгляды этого штаба.Проговорили мы почти два часа, нам всё хорошо разъяснили, кто такой наблюдатель, что на можно, что нельзя, какие могут быть нарушения и тд и тп. Хотя и были споры у нас. Например нам говорят, в комиссию в основном входят учителя, это как правило совковые мигеры и тд, там будет полицейский, на него можете не рассчитывать, они все не хорошие люди. Я сказал, что в целом, за частую так и есть, но не надо всех под одну гребенку, у вас риторика уж больно обвинительная, зря вы так. Записываться наблюдателем я там не стал. Сказал, что схожу ещё в КПРФ.

Как я был наблюдателем на президентских выборах Выборы 2018, Выборы, Политика, Наблюдатели, Длиннопост

В этом здании на втором этаже находится отделение местного КПРФ, что меня очень удивило, вроде партия то не бедная. Маленькая тесная комната, старый комп, две женщины пенсионного возраста, которые там работают и женщины такого же возраста в очень недорогой одежде, которые пришли записываться наблюдателями.

-Здравствуйте! Я хочу быть наблюдателем.

-О! Молодёжь! Это очень хорошо! Пишите заявление, сейчас всё вам расскажем.

Женщины постоянно друг друга перебивали, вспоминали о том как раньше было хорошо, хотя и старались рассказать о том как быть наблюдателем и о возможных нарушениях на выборах.

-Вот вы молодой человек, за социализм или капитализм?

Тут же перед моими глазами, возникает плакат с Лениным, со словами: ну и как тебе живется при капитализме?

-В общем то нормально, хотя и хуже чем раньше, доход упал.

-Во, во, а вот Грудинин и наша партия. и пошло поехало.

-Извините, но ведь Грудинин 100% капиталист.

-А, всё с вами ясно, вы Навальнист!

-Нет, вовсе нет, более вам скажу, я и не стронник действующей власти, за Путина никогда не голосовал.

-А кому же вы верите тогда?

-Никому. Только себе.

-Ну хотя бы себе, это уже радует.

В общем мы весело пообщались. Эти женщины реально идейные, верят в свои иделы. Я им посоветовал тоже менять риторику и привлекать молодёжь активную, они рассказали, что молодежь была, показывали какие-то фотографии молодых людей из их штаба, но они к сожалению все уехали в Москву. Бежит молодёжь из города, жалуются женщины и к сожалению это реально так. В итоге я записался у них и стал наблюдателем с правом совещательного голоса от Грудинина. Так как я пришёл довольно поздно, мне на выбор предложили три оставшихся участка, два из них это такие ебеня, а третий моя родная школа, порог которой я не переступал с 2001 года. Выбрал школу. Пообещали заплатить 1000 руб и очень расстроились узнав, что голосовать я не буду. Даже говорили, не хотите за Грудинина, просто испортите бюллетень, но проголосуйте. Мне выдали памятку двадцати страничную, где всё подробно описано.

Как я был наблюдателем на президентских выборах Выборы 2018, Выборы, Политика, Наблюдатели, Длиннопост

Как я был наблюдателем на президентских выборах Выборы 2018, Выборы, Политика, Наблюдатели, Длиннопост

18 марта 2018 года, время 07:20, я переступаю порог родной школы и начинается мой длинный день наблюдателя. Председателем нашего уик была директор школы, которая удивилась увидев меня, так как в школьные годы я прилежностью не отличался. Я поинтересовался сколько людей зарегестрирвано на участке, сколько заявок для голосования на дому и сколько снялось с нашего участка через госуслуги. Посмотрел как опечатывают урны и тд. Нас было четыре наблюдателя, парень мой ровесник от единой России, этого уже четвёртые его выборы и две молодые девушки, одна так же от Ед. России и другая от общественной палаты. Среди членов уик так же представители Ед. России, всяких организаций и одна от ЛДПР.

Как я был наблюдателем на президентских выборах Выборы 2018, Выборы, Политика, Наблюдатели, Длиннопост

Как я был наблюдателем на президентских выборах Выборы 2018, Выборы, Политика, Наблюдатели, Длиннопост

Так же с восьми утра и до четырёх дня на улице дежурили две молодые девушки, которые спрашивали у вышедших из участка кто за кого голосовал. Параллельно шли ещё выборы по благоустройству гордских парков, но у них свои урны и находились они в вестибюле школы. Позже ещё начался какой-то концерт в актовом зале, куда пришло много школьников, их родителей, какие-то поделки, картины и прочее.

Сразу же после открытия нашего уик пришло не мало избирателей, в основном это были люди пенсионного и предпенсионного возраста и народ так и шёл. В одиннадцатом часу дня собрались ехать к тем, кто голосует на дому. Я сразу же согласился поехать. Мне это было особенно интересно, так как моя мама когда-то была наблюдателем на выборах в Госдуму и у них случилось следующее. Грубо говоря у них было 40 заявок для голосования на дому, вечером, когла выборы окончились и стали вскрывать урны для голосования на дому, там оказалось не 40, а 80 бюллетеней. У нас было 50 заявок, в итоге выездов было четыре, в два из них ездил я. В нашу группу входило два члена уик и два наблюдателя,я и девушка от Единой России. Я в принципе представлял, в каких кваритрах мы будем и кто эти люди которые голосуют на дому, так как в своё время поездил по таким квартирам. Немного не о выборах, а обитателях подобных квартир. У нас парализовало деда и ему требовались памперсы для взрослых. Так как он получил инвалидность государство бесплатно ему предоставляло эти памперсы из расчёта три в неделю, а их в день столько требовалось. Их нам привозили партиями раз в три месяца, а то и позже. Естественно мы покупали памперсы сами, по началу в аптеке, а они не дешёвые, а потом стали брать по объявлениям, их продавали те, у кого например умер больной родственник, а партия памрерсов осталось, но в основном их продавали сами инвалиды или их семьи, если там живут лишь бабушка с дедушкой. Помню как то позвонил по объявлению и бабушка сказала, вы только подождите, я очень долго открываю дверь, я на коляске. Когда открыла, я купил у неё несколько упаковок с пампресами, а она сказала, что купим теперь с дедом молока и фруктов. Прошло уже не мало времени, а я до сих пор помню эту бабушку. Но вернёмся к нашим надомникам. В основном это были инвалиды, кто-то лежачий, у кого-то давление и прочее. Многие спрашивали, а за кого нам голосовать? Но наши члены уик были как кремень, за кого хотите, мы советовать вам права не имеем. Многие плохо видели и спрашивали, а где тут (один из кандидатов), но после усилий находили его. Все желали нам и тому за кого проголосовали здоровья и всего хорошего. Все были очень нам рады, некоторые не хотели чтобы мы уходили и предлагали чаю и посидеть, поговорить. Видно, что людям хочется простого человеческого общения. У одной бабушки не оказалось паспорта, забрала дочь. И она говорила нам, ну как же так, меня Путин знает, вот он с девятым мая меня поздравлял и показывала конверт с поздравлениями.

Квартиры были разные. Были и с очень хоршим ремонтом, дорогой техникой, были просто ухоженные, скромно, но всё нужное есть, были очень бедные, где годами не было ремонта и обои старше меня, а были такие. В две мы с девушкой не смогли зайти, воняло так, что начало резать глаза, бедные наши члены уик, они вышли оттуда никакие. Естественно за время проведенное на участке наблюдатели и некоторые члены уик друг с другом перезнакомились. Узнали, кто тут на каких условиях и кому сколько платят за это. Парень от Единой России, который так же как я наблюдатель с правом совещательного голоса, должен получить 2000 тыс руб, девушка от Единой России, просто наблюдатель 1000, от общественной палаты так же и те что на улице, тоже по 1000. Некоторые члены уик сказали, что у них 15000 и вообще рассказали как устроена партийная жизнь, всякие митинги и торжества. После чего я понял зачем люди вступают в партии и что это даёт. Так же представителей Единой России бесплатно кормили, вот такими вот наборами с гречкой.

Как я был наблюдателем на президентских выборах Выборы 2018, Выборы, Политика, Наблюдатели, Длиннопост

Буфет на участке был не дорогой, всё вкусно и дёшево. Каких то эксцессов, нарушений, вбросов, провокаций и всего прочего чем пестрит сеть у нас не было. Председатель комиссии отвечала на любой вопрос и ни как ни чему не препятствовала, что очень радует! Прям принято за свой уик и родную школу. Всё честно! Единственная особенность, у нас голосовали военнослужащие, человек 10, все они были в разное время и каждый уходя фотографировал наш участок, видимо уж больно он им понравился.

Я не жалею, что сходил, что ожидал увидеть, то и увидел, результат по голосованию меня сильно не удивил.

Меня интересовало три вещи, явка, наберет ли Путин 70% и проголосует ли кто нибудь за Сурайкина, уж больно фамилия у него звучная. Спасибо, что дочитали, надеюсь было интересно. Ну и цифры на последок.

Читайте также: