Плюсы и минусы разновозрастной группы детского сада из опыта работы

Опубликовано: 15.05.2024

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя некоторые трудности.

Исходя из нашего опыта: Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества и современным требованиям, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

1 трудность заключается в том, что методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.

2 трудность – это то, что сам педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это отнимает больше и сил и времени у педагога.

Ведь, по сути, во время одной деятельности педагогу в разновозрастной группе приходится проводить две микро деятельности.

Кроме того, от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

В нашем детском саду функционируют три группы. Две из которых укомплектованы детьми разных возрастов, т. е. организация работы ориентирована на программы двух возрастов. Это младшая (3-4л) и средняя (4-5л) группа и старшая (5-6л) и подготовительная (6-7л) группы.

На каждую группу у педагогов разработана рабочая программа, в которой прописана деятельность с детьми на два возраста (возрастные особенности, комплексно тематическое планирование, циклограмма и другое).

Непосредственно образовательная деятельность в группах строиться согласно учебному плану и СанПин. (слайд) Сетка нод выглядит следующим образом, например, в старшей и подготовительной группе.

Четверг 9.00-9.25 (1 подгруппа)

9.30-10.00 (2 подгруппа)

10.05-10.30 (1 подгруппа)

10.35-11.05 (2 подгруппа)

15.35-16.00 (1 подгруппа)

16.05-16.35 (2 подгруппа) 1. Развитие речи

2. ХТ (лепка/аппликация)

2. Физическая культура

Где 1 подгруппа это старшая группа, 2 подгруппа - подготовительная группа. Занятия проводятся согласно тематическому планированию.

НО есть вещи, на которые необходимо обратить внимание в разновозрастной группе.

Итак, на какие основные особенности необходимо обращать внимания, работая в разновозрастной группе:

Согласно современным стандартам образования, развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ выступает в роли «Второго воспитателя», в разновозрастной группе она строится по таким же принципам,только с небольшими уточнениями:

- игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.

- детская мебель, соответственно должна быть двух размеров.

- существенную роль играет размещение мебели, столы и кровати рекомендуется расставлять по возрастным подгруппам (например, старший возраст столы и стулья промаркированы цифрой 2, а в подготовительной цифрой 1).

Что мы и выполнили в нашем детском саду.

И всё же организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания, а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Организация режимных моментов: прогулка, мытье рук, питание, умывания, одевания и раздевания, дневной сон детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в небольшое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть, но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения.

Таким образом, преимуществом разновозрастного общения является:

• Дети чаще считаются с предпочтениями младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия.

• Младшие видят более понятный пример для действий.

• Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания.

• Контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.

Режимные процессы начинаем проводить вначале с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенности переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании.

Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания как в разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими, создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают младшим одеваться, рассказывают им сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о них. Особое значение приобретает пример старших для малышей. Малыши постоянно перенимают все положительные качества старших.

Младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.

Малыши попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям.

Это и является результатом повседневной и кропотливой работы воспитателей, правильной организации жизни и самодеятельности детей.

Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе во многом зависит от четкой, слаженной работы сотрудников группы, т. е. воспитателей и помощника воспитателя.

1. Дидактическая игра как форма организации обучения в разновозрастной группе сельского детского сада. М. Перетятку – статья из журнала “Дошкольное воспитание”, №7, 1990 г.

2. Малокомплектный детский сад (старшая разновозрастная группа): Пособие для воспитателя детского cада / В. В. Гербова, А. Н. Давидчук, Т. Н. Доронова и др. ; Под ред. М. А. Васильевой. – М. : Просвещение, 1988.

3. Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / А. Г. Арушанова, Е. Н. Вавилова, В. В. Гербова и др. ; Под ред. А. С. Алексеевой. – М. : Просвещение, 1990.

4. Особенности взаимодействий дошкольников в разновозрастной группе. Е. Герасимова – статья из журнала “Дошкольное воспитание”.

5. Проблемы межвозрастного общения детей. С. Г. Якобсон, Л. Д. Зенченко – статьи из журнала “Дошкольное воспитание”, № 2-3, 2003 г.

6. Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных представлений. А. Давидчук – статья из журнала “Дошкольное воспитание”.

7. Утренняя гимнастика в разновозрастной группе. Л. Пензулаева – статья из журнала “Дошкольное воспитание”, № 4-5, 2002 г.

Архипова Ирина Александровна

Одной из наиболее распространенных в настоящее время особенностей малокомплектных детских садов являются разновозрастные группы. И дошкольное учреждение детского сада, в котором я работаю воспитателем тоже не исключение.

В нашем детском саду растут и развиваются детки от 1.5 до 7 лет.

В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного и отрицательного.

Я думаю, что каждый из вас знаком с отрицательными и положительными моментами разновозрастных групп. Большинство из нас работают в этих условиях и наша задача – с одной стороны умело воспользоваться и взять на вооружение все положительные моменты, а с другой - сгладить отрицательные стороны разновозрастного взаимодействия.

Возможные плюсы - дети учатся общаться, причем старшие учатся быть терпимее к младшим, учатся быть ответственными. Робкий ребенок, заботясь о младших чувствует себя более взрослым, становится увереннее. Агрессивный ребенок учится сдерживать свои порывы. ведь толкнуть ровесника и толкнуть малыша разные вещи. Младшие тянутся за старшими, стараются выполнять более сложные задачи, нежели те, что были бы им предложены в группе ровесников. Видят к чему стремится. И становятся более самостоятельными.

Возможные минусы - время занятий разделяется на занятия с малышами и занятия со старшими. в результате старшие дети могут оказаться менее подготовленными к школе, нежели дети в группах ровесников. Старшие могут обижать младших, задирать их, высмеивать то что те чего-то еще не могут, что негативно скажется на самооценке малыша. в последующем этот малыш став старше начнет так же задирать младших.

А вот что будет преобладать в группе плюсы или минусы - это зависит только от нас воспитателей. И здесь наша роль, как воспитателя очень важна….

Поэтому в своей работе я стараюсь сформировать адекватные отношения между детьми. Стараюсь внимательно относиться к каждому ребенку, учу детей взаимодействовать друг с другом, учу дружить, делиться и разрешать возникшие конфликты.

Я считаю, что постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости и самостоятельности. Пример старших приобретает для младших деток особое стимулирующее значение.

ВложениеРазмер
Доклад воспитателя МДОУ «Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы» Архиповой Ирины Александровны Тема: "Плюсы и минусы организации сов 27.87 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОБУРАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района

Районное методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных учреждений

воспитателя МДОУ «Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы»

Архиповой Ирины Александровны

"Плюсы и минусы организации совместной и самостоятельной деятельности детей в разновозрастной группе"

Одной из наиболее распространенных в настоящее время особенностей малокомплектных детских садов являются разновозрастные группы. И дошкольное учреждение детского сада, в котором я работаю воспитателем тоже не исключение.

В нашем детском саду растут и развиваются детки от 1.5 до 7 лет.

В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного и отрицательного.

Я думаю, что каждый из вас знаком с отрицательными и положительными моментами разновозрастных групп. Большинство из нас работают в этих условиях и наша задача – с одной стороны умело воспользоваться и взять на вооружение все положительные моменты, а с другой - сгладить отрицательные стороны разновозрастного взаимодействия.

Возможные плюсы - дети учатся общаться, причем старшие учатся быть терпимее к младшим, учатся быть ответственными. Робкий ребенок, заботясь о младших чувствует себя более взрослым, становится увереннее. Агрессивный ребенок учится сдерживать свои порывы. ведь толкнуть ровесника и толкнуть малыша разные вещи. Младшие тянутся за старшими, стараются выполнять более сложные задачи, нежели те, что были бы им предложены в группе ровесников. Видят к чему стремится. И становятся более самостоятельными.

Возможные минусы - время занятий разделяется на занятия с малышами и занятия со старшими. в результате старшие дети могут оказаться менее подготовленными к школе, нежели дети в группах ровесников. Старшие могут обижать младших, задирать их, высмеивать то что те чего-то еще не могут, что негативно скажется на самооценке малыша. в последующем этот малыш став старше начнет так же задирать младших.

А вот что будет преобладать в группе плюсы или минусы - это зависит только от нас воспитателей. И здесь наша роль, как воспитателя очень важна ….

Поэтому в своей работе я стараюсь сформировать адекватные отношения между детьми. Стараюсь внимательно относиться к каждому ребенку, учу детей взаимодействовать друг с другом, учу дружить, делиться и разрешать возникшие конфликты.

Я считаю, что постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости и самостоятельности. Пример старших приобретает для младших деток особое стимулирующее значение.

В связи с этим в совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают сказки, защищают от обидчика, то есть заботятся о нем. Руководствуясь своими наблюдениями, могу утверждать, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. Эти навыки я считаю являются хорошей базой для формирования личности ребенка.

В моей группе некоторые детки опережают сверстников по развитию и им намного интересней общаться и играть со старшими детьми. Из этого можно сделать вывод, что общение с более старшими детьми и забота о маленьких стимулирует развитие и тех, и других. В итоге «в выигрыше» оказываются и дети постарше, и малыши.

И даже в ряде случаев мое воздействие, как педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого.

Конечно все это не просто и бывает тяжело. Все это является результатом моей повседневной и кропотливой работы, и правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, а еще умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями всех воспитанников, способности правильно распределять свое внимание, понимать и видеть каждого ребенка, и всю группу в целом.

И так моя задача как воспитателя – это создание максимально благоприятных условий для эмоционально насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям каждого воспитанника, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях.

Здесь так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.

1. Трудности в проведении НОД, совместной деятельности с детьми, так как перед нами стоят разные задачи.

1. Специфическую НОД организовывать по подгруппам (обучение грамоте, математика)

2. Однотемное объединение НОД, совместной деятельности (объединение на основе одной темы, но учитывая возраст детей, в зависимости от задач подбирать разные формы работы, разные задания в соответствии с их возрастом), например, НОД лепка, тема «Орешки для белочки», старшие лепят тарелочку, младшие – орешки. Совместная деятельность, продуктивная по теме «Земля – наш общий дом», это коллективная работа. У каждого ребенка был свой кусочек планеты, каждый украшал планету в силу своих возможностей. Затем соединили эти «кусочки» вместе и получилась красивая планета.

3. Чтобы сократить продолжительность НОД для малышей, например, на физкультуре, на какое-то время малыши могут оставаться «болельщиками» и наблюдать за игрой детей старшего дошкольного возраста.

Главное - мы учимся, играя!

Малыши не обязательно должны присутствовать до конца занятия, они могут уйти раньше играть в игровой уголок.

2. Малыши в разновозрастной группе являются привилегированным классом, так как часто за них убирают игрушки, старшие дети помогают им одеваться, поэтому, зачастую у них хуже развиты навыки самообслуживания и трудовые навыки.

1. Создавать такие ситуации, когда у малышей должны быть обязательно свои трудовые поручения. Старшие убирают в одном уголке, малыши в другом, единые правила для всех – взял игрушки – убери на место.

3. Трудности в режиме.

Гибкий режим, при пробуждении первых поднимать старших детей. Когда приходит второй воспитатель, берет с прогулки младших детей и идет с ними в группу, а второй воспитатель еще гуляет со старшими.

4. Старший ребенок иногда соперничает с младшим дошкольником, не учитывая соотношение сил, в результате младший в заведомом проигрыше, у малышей формируется заниженная самооценка. Например, младший отказывается рисовать, потому что он считает, что у него получается коляка-маляка.

Постоянно хвалить младших детей. Поднимать их самооценку, создавая ситуации. когда малыши вносят свой вклад в часть коллективной работы, который значительно улучшает результат. Например, коллективная аппликация «Наш город». Старшие вырезают деревья и дома и наклеивают их, а малыши приклеивают готовые машины, но очень красивые, которые заранее изготовил педагог, что значительно украшает коллективную работу.

5. Детям разных возрастов интересны разные игры.

Необходимо создания меж возрастного игрового пространства. В наборе должны быть игры для разного возраста детей.

1. Братья и сестры имеют возможность посещать одну группу, адаптация детей в разновозрастной группе проходит намного быстрее.

2. Младшие дети в разновозрастных группах развиваются быстрее.

Дети объединяются по возрастам. Хотя младшие дошкольники весьма «аморфно» относятся к своим сверстникам, не воспринимают их как полноценных партнеров и стремятся к общению со взрослыми, являющимися источниками познания и информации. Общение со старшими детьми, имеющими гораздо более богатый «жизненный» опыт, нежели сверстник, будет служить исходным этапом, «мостиком», который ускорит процесс распознавания в сверстнике полноценного партнера для игр и развитие ориентации на сверстника, что в свою очередь обеспечит развитие личности и, а так же будет способствовать усвоению нравственных норм.

3. Сейчас у многих детей нет братьев и сестер, им не о ком заботиться, дети в таких семьях иногда вырастают эгоистами.

В разновозрастных группах эта проблема отпадает сама собой.

Необходимо приучать старших детей заботиться о малышах, возможен вариант, когда старший отвечает за малыша. Но должно быть правило: взрослые помогают только тогда, когда малыши их об этом попросят.

В результате взрослые испытывают гордость от того, что к ним обращаются, как к взрослым, малыши попадают в ситуацию, когда они учатся обращаться за помощью к старшим. Очень важно учитывать симпатии малышей, потому что у старших дошкольников преобладает в основном деловая и познавательная мотивационная направленность, а у младших - личностная. Для них очень важна личная симпатия и эмоциональная окрашенность отношений, поэтому в ситуации выбора партнеров при разновозрастном взаимодействии отдавайте приоритет малышам, пусть они выбирают, кого они хотят попросить о помощи, акцентируя внимание более взрослых детей на том, что они старшие и несут ответственность за малыша.

4. У младших детей кризис 3 лет проходит более легко, который с одной стороны имеет много положительного - это огромный скачок и стимул в развитии, так как ребенок осознает себя как личность.

Но с другой стороны - в этот период ребенок считает себя самым главным, его мнение просто неоспоримо, все должны делать только так, как он сказал. Иногда этот кризис затягивается. В разновозрастной группе к малышу быстрее приходит осознание того, что он еще многое не умеет и он обращается за помощью к старшим, стремится чему –то у них научиться.

5. У отверженных детей старшего дошкольного возраста есть шанс проявить себя и повысить свою самооценку за счет младших детей.

К старшему ребенку будут прислушиваться малыши только потому, что он взрослее.

6.Неоспоримый факт, что взрослый для младших и старших дошкольников выступает как образец и идеал, источник тепла и заботы, авторитетный ценитель достижений ребенка. Старшие дошкольники видят в младшем дошкольнике партнера, готового к практическому взаимодействию, окрашенному яркими положительными эмоциями: хоть и младшее, но равное существо, объект пристрастного познания и оценки и как «невидимое зеркало», обеспечивающее ему самопознание и самооценку.

Взаимодействие детей разного возраста весьма полезно, поскольку приближено к ситуации многодетной семьи. В данной ситуации у младших появляется возможность продвигаться в своем развитии не только благодаря взрослым. Старшие дети тоже становятся образцом для подражания в игровой деятельности, при формировании бытовых навыков, правил поведения и т. д. Хотя объяснения старших дошкольников далеки от дидактических норм, младшие зачастую понимают их лучше, чем более грамотные указания взрослых. Например, в процессе НОД, на физкультуре можно поставить в пары ловить мяч старшего и младшего. Старшему дать возможность показать несложное упражнение малышам, научить их правильно выполнять это упражнение. На наш взгляд, организация физкультурных занятий в разновозрастной группе воссоздает уникальное игровое пространство детства, содействует амплификации развития, как младших, так и старших дошкольников.

Самое главное здесь заключается, как я считаю в непосредственном сотрудничестве и сотворчестве детей и воспитателя, младших детей и тех, кто постарше, развивает познавательную сферу детей, побуждает их к свободным естественным движениям.

Поэтому правильно организованное меж возрастное игровое пространство - это одна из возможностей эффективно стимулировать двигательную активность младших дошкольников.

А еще лучше, если эту потребность стимулируют не мы взрослые, а сами дети. Каждому этапу развития движений соответствует форма их усвоения, которая определяется характером ведущей деятельности. Для дошкольника такой деятельностью является игра.

Совместные игры создают условия для радостных эмоциональных переживаний, воспитывают дружеские взаимоотношения, элементарную дисциплинированность, умение действовать в коллективе сверстников, а также способствуют формированию произвольности и ответственного отношения к деятельности.

Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. И это требует от меня, как воспитателя более тонкой работы, умения наблюдать, вовремя что-то сказать, или наоборот, промолчать, предоставив возможность детям разобраться самим.

Долгое время в системе дошкольного образования было принято разделять детей на группы по возрастам. Однако такой принцип не давал возможности малышам развиваться самостоятельно, а также проявлять свои способности. Очень редко родители переводили своего ребенка в более старшую группу, чтобы раньше отдать чадо в школу. Сегодня же возможности изменились. И именно на них мы рекомендуем обратить внимание. Разновозрастные группы в детском саду позволяют повысить эффективность обучения в дошкольном учреждении, позволяют проявить характер ребенка.

Стоит отметить, что формирование групп происходит с учетом возрастных, психологических, интеллектуальных особенностей вашего ребенка. Предварительно проводится беседа с психологом, которая помогает выявить интересы и возможности малыша. После этого ребенок определяется в ту или иную группу. При этом в разновозрастной группе непременно будут сверстники вашего чада, поэтому вы можете не беспокоиться, что по возрасту он будет ощущать себя «белой вороной». А вот стремление быть примером или возможности подражать старшим товарищам будет предостаточно, чего нет в одновозрастной группе.


Особенности разновозрастной группы

Основной особенностью разновозрастной группы является то, что в нее входят дети от 4 до 6 лет. При этом занятия в разновозрастной группе происходит одновременно со всеми детьми, а вернее разложены на этапы, что позволяет сориентировать детей на развивающее обучение. Сами занятия могут иметь несколько алгоритмов:

Алгоритм 1 . Начинаются занятия с детьми старшего возраста, продолжаются с включением детей средней возрастной категории, а затем уже подключаются и малыши.

Алгоритм 2 . Занятия начинаются с игры, которая подходит самым маленьким, а затем уже переходят к упражнениям большей сложности и более информационно насыщенному блоку.

При этом на протяжении всех занятий в возрастной группе в процессе решения тех или иных задач участвуют все дети. Разница лишь в нагрузке и объеме заданий, а также их сложности. Такое построение занятий в разновозрастной группе дает возможность сориентироваться, как нужно осваивать те или иные навыки или знания. Малыши видят, как стараются дети постарше, а дети 6 лет не забывают знания, которые уже были привиты. При этом в ситуации с первым алгоритмом младшие дети изначально могут сформировать в своем сознании чувство ответственности. А вот второй алгоритм формирует творчество. В связи с этим мы практикуем оба алгоритма, что позволяет сделать процесс обучения и воспитания более насыщенным и эффективным.

Преимущества занятий в разновозрастной группе

Если вы всё же сомневаетесь, стоит ли отдавать ребенка в разновозрастную группу в детском саду , то отметим некоторые преимущества такого варианта:

1. Развивающее обучение. Видя пример старших детей в группе, остальные стараются им подражать, осваивая при этом важную информацию с легкостью. При этом педагоги могут выявить способности детей, которые лучше и быстрее схватывают материал. Соответственно, такие дети могут раньше идти в школу, а также заниматься в специализированных классах.

2. Саморазвитие. Стремление наследовать поведение и поступки детей постарше приучают к самостоятельности, организованности. При этом старшие дети стараются быть примером, а соответственно, также контролируют свои действия, стараются показать свои знания, навыки, выполнить задание лучше.

3. Взаимопомощь. При формировании группы из детей разного возраста педагоги понимают, что сами дети будут стараться помочь друг другу. Это позволяет повысить эффективность обучения, формирует у детей ощущение того, что вместе легче решать любые задачи. В такой группе дети не обижают друг друга, а стараются всячески помогать.

4. Ответственность. Взаимодействие детей старшего, среднего и младшего возраста является важным фактором при работе в группах. Занятия в группах проводятся преимущественно по принципу командной игры, что не просто дает знания, но и формирует чувство ответственности.

5. Получение разносторонних знаний. Дети разных возрастов во время занятий обмениваются мнениями, впечатлениями, а не просто демонстрируют знания. Это дает возможность гармонично всесторонне развиваться.

6. Занятия с учетом умственных и психологических особенностей, а не возраста. При формировании групп с каждым ребенком индивидуально проводит беседу с малышом, чтобы понять уровень его развития. После определенных тестов формируются группы. Это позволяет распланировать на дальнейшее занятия с различным уровнем сложности.

7. Индивидуальный подход к ребенку. Поскольку группы в детском саду небольшие, то во время занятий удается уделить внимание каждому ребенку. А учитывая разницу в возрасте, проявляется индивидуальность детей.

8. Разносторонняя социализация. Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения. Так, ребенок строит связи «ребенок-взрослый», где воспитатель выполняет роль наставника и учителя. Также формируется связь «сверстник-сверстник», где появляется опыт общения с себе равным. Третей формой общения выступает «малыш – старший ребенок» и соответственно «младший – старший». Такие варианты общения позволяют оценить различные возможности социализации, дает больше возможностей личностного развития.

Разновозрастная группа в детском саду

Разновозрастные группы в дошкольном образовании существовали всегда. Детские сады в сельской местности, где мало детей, вынуждены были формировать группы смешанного типа. Но в большинстве случаев, в ДОУ практикуется создание одновозрастных групп. Дети одного возраста имеют близкое психофизическое развитие, у них одинаковый режим дня, они занимаются по одной программе. Поэтому организовать деятельность такой группы проще. И хотя есть исследования, говорящие о преимуществах нахождения ребёнка в разновозрастной группе, отношение воспитателей к работе с ними не всегда однозначное. От педагога требуется учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов. Он должен так запланировать свою деятельность, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Это требует дополнительных усилий и знаний от воспитателя, затрат собственного времени.

Виды разновозрастных групп и проведение занятий с ними

Нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик.

Сложность при организации таких групп в том, что нужно учитывать дифференциацию учебной и физической нагрузки для детей разного возраста. Если игры, занятия продуктивной деятельностью, прогулки и экскурсии проводятся совместно, то при организации НОД, чаще проводят деление на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту дошкольника.

Как проводить деление, зависит от состава и количества детей. Планируя занятия, педагог учитывает деление хотя бы на две подгруппы:

  • Младшие — от двух лет до четырёх.
  • Старшие — от пяти до семи.

Если ли же в разновозрастной группе представлены все возрасты дошкольников и детей много, лучше разделить её на три части, в каждую из которых определяют детей смежного возраста:

  • Младшая — два-три года.
  • Средняя — четыре-пять.
  • Старшая — шесть-семь.

Но это деление достаточно условно. Для каждого занятия педагог продумывает план его проведения и работу с подгруппами: если изучаемая тема лёгкая, дети средней группы могут работать со старшими, если же сложная, то с младшими. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: кто лучше усваивает знания, тот может перейти в старшую группу; кому сложнее даётся учёба — к младшим.

Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада

В дошкольном образовании обучение детей базируется на двух видах деятельности: игра и занятия НОД. В смешанной подгруппе при хорошо организованной пространственно-обучающей среде, игра даёт больший положительный эффект, чем в одновозрастной. В значительной степени присутствует самостоятельный и взаимообучающий компонент. Воспитатель организовывает и играет с детьми; дошкольники, участвуя в игре, получают новые знания или закрепляют уже изученное.

При организации образовательных занятий возникают трудности ввиду различия в продолжительности занятий и умственной сложности. И тем не менее, эти уроки могут проводиться во всех формах учебных занятий:

  • Индивидуальные занятия.
  • Групповые.
  • Фронтальные.

Таблица: организация занятия с разновозрастной группой

  • Введение в тему.
  • Объявления общих правил и условий.
  • Разъяснение поэтапных шагов задания.
  • Деятельности, связанной с языком и речью (наблюдение, изучение, игра-драматизация и т.д.).

Воспитатель поэтапно работает с двумя разновозрастными подгруппами. Можно организовать урок, поэтапно начиная его с разными группами.

Поэтапное начало занятия

Схема не одновременного начала занятия

Можно использовать другую схему — заканчивать занятия по очереди с каждой группой.

Окончание занятия

Окончание занятия по очереди в каждой группе

Предметно-развивающая среда в разновозрастной группе

Обстановка, окружающая ребёнка на протяжении его пребывания в дошкольном учреждении, играет значительную роль в его развитии и её организации необходимо уделять серьёзное внимание. При планировании предметно-развивающей среды для разновозрастной группы необходимо учитывать не только требования ФГОС, но и сочетание предметов обстановки для разных возрастов.

Для правильного физического развития ребёнок должен принимать правильную позу, а это невозможно при неверно подобранной мебели. В смешанной группе размещается мебель разного размера (три — четыре размера), с соответствующей маркировкой, чтобы детям было проще ориентироваться.

Маркировка мебели в ДОУ

Цвет маркировки в зависимости от роста дошкольника

Лучше расставлять её по возрастным группам, тогда будет проще контролировать выполнение временного режима для разных возрастных подгрупп.

Метки для дошкольников на их шкафчиках, вешалках принято присваивать по следующему правилу: для самых младших берутся картинки, для среднего возраста — геометрические фигуры, а для старших обозначение даётся буквами или цифрами. Каждый год метка обновляется, чтобы ребёнок чувствовал — он стал старше, у него больше обязанностей, чем у младших детей.

При размещении дидактических игр, пособий и другого материала в уголках различной направленности, можно руководствоваться следующим: нижние полки предназначены для самых младших, верхние — для старших. Желательно сразу приучать малышей возвращать игрушку на своё место, а старшие дети могут контролировать выполнение этого требования. При такой организации можно для каждого возраста обеспечить соответствующее наполнение.

Видео: разновозрастная группа

Проведение занятий

По какой схеме организовываются занятия в разновозрастной группе, было рассмотрено выше. Здесь представлены планы-конспекты уроков, в которых занятия организованы по подгруппам.

  • Конспект познавательного занятия для разновозрастной группы «Дикие и домашние животные», в котором хорошо представлено различие в подборке заданий для разного возраста.
  • Конспект открытого занятия в разновозрастной группе на тему «Зима. Зимние забавы«. Занятие подробно разобрано для разных возрастных групп, есть много иллюстраций.

Ниже представлен конспект урока, в котором занятие заканчивается поэтапно для разных групп.

Таблица: конспект открытого занятия в разновозрастной группе детского сада по теме «В лесу геометрических фигур», автор Филиппова Ольга

В разновозрастной группе при совпадении тем, занятия можно проводить и одновременно со всеми детьми, расчитывая его продолжительность на средний возраст, чтобы отклонение от нормы было незначительным:

  • Занятие по математике на тему «Квадрат заблудился», автор Дикунова Виктория.
  • Открытое занятие в разновозрастной группе детского сада «Правила личной гигиены» (Старшие дети участвуют в постановке сценок).

Паспорт разновозрастной группы детского сада по ФГОС

Паспорт разновозрастной группы в детском саду включает следующую информацию:

  • Образовательная программа.
  • Сведения о воспитателях.
  • Список группы.
  • Режим дня (отдельно летний и зимний).
  • Расписание занятий.

Его можно представить на подобном стенде, для ознакомления родителей с режимом дня и программой занятий их ребёнка.

Стенд для детского сада

Паспорт группы можно разместить на стенде

Рабочая программа для разновозрастной группы детского сада

При разработке рабочей программы для разновозрастной группы учитываются требования ФГТ и основной образовательной программы данного ДОУ. Можно воспользоваться рекомендациями программы «От рождения до года» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа должна быть нацелена на разностороннее развитие дошкольников, способствовала воспитанию нравственности и духовному развитию. Особенность программы в том, что она не устанавливает жёсткие требования по знаниям детей, делая упор на развивающем обучении.

Основные цели программы для разновозрастной группы:

  • Обеспечение комфортных условий для нахождения в дошкольном учреждении.
  • Воспитание культурно-нравственных основ личности.
  • Создание условий для обеспечения психического и физического здоровья ребёнка и его дальнейшего развития в соответствии с возрастными и личностными качествами.
  • Подготовка к общению в современном социуме, к дальнейшему обучению.

Примеры рабочих программ для разновозрастной группы:

  • Подробная программа для разновозрастной группы с перечислением видов деятельности по всем направлениям работы.
  • Рабочая образовательная программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы (2–7 лет) по ФГОС ДО, автор Сивцева Л.Е. В этой статье кроме самой программы, даётся подробный план работы на год для всей группы.

Режим дня в разновозрастной группе детского сада

Правильный режим дня для малышей способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. В условиях смешанной группы невозможно абсолютно точно выполнить санитарные нормы временного режима для каждого возраста. При включении в группу нескольких возрастов график распорядка дня ориентируется на средний возраст. Для смешанной группы с детьми от трёх до семи лет это — пятилетние дети. Всегда выполняется правило: работу с младшими и медлительными детьми начинают первыми, их первыми одевают на прогулку, первыми готовят ко сну, первыми начинают кормить (при необходимости еда подготавливается заранее — делится на кусочки котлета или рыба). Исключение составляет только пробуждение послеобеденного сна — первых поднимают старших детей. Такая последовательность действий сведёт затраты времени на ожидание своей очереди к минимуму.

В предложенной таблице показан распорядок дня, учитывающий разницу в выполнении режимных моментов разных возрастных групп:

Примерный режим дня в разновозрастной группе

Режим дня учитывает возрастные особенности детей

Утверждённый режим дня группы, обязателен для выполнения педколлективом и детьми. Только в этом случае он становится воспитательным фактором и будет способствовать организации поведения детей, что для смешанной группы особенно важно.

При организации функционирования разновозрастной группы возрастает роль младшего воспитателя. И дело не только в важности выполнения его основных обязанностей: уборка помещения, помощь в одевании и раздевании детей, раздача пищи, контроль работы дежурных, а при проведении занятий — контроль выполнения заданий одной из подгрупп. Необходима слаженная работа педагогов при выполнении каждого пункта режима дня группы. Это позволит организовать учебно-воспитательную деятельность детей в полном объёме и выполнить задачи, стоящие перед ДОУ,

Отношение к организации разновозрастных групп в детских садах в последнее время изменилось. Если раньше такие группы создавались только в малокомплектных детских учреждениях, то теперь появилась тенденция формировать в ДОУ одновременно как одновозрастные, так и смешанные группы. Ребёнок, воспитывающийся в среде детей разного возраста, находится в более естественных и комфортных условиях, он быстрей развивается, ему проще входить в другую социальную среду, отличную от детского сада. И, хотя изменения только начинаются, возможно, в будущем,организация воспитательного процесса в ДОУ будет смещаться в сторону разновозрастных групп.

Автор: Мартынова Татьяна Николаевна

Организация: МДОУ «Детский сад №93» ,корпус 2

Населенный пункт: Республика Мордовия, г.Саранск, с. Горяйновка

«Преимущества разновозрастных групп заключается в возможности большей индивидуализации развития, стимуляции вербального развития, получение более богатого социального опыта, развитие нравственных качеств детей»

(Л.А.Парамонова)

Дошкольное образование рассматривается сегодня не только как этап подготовки к школе или жизни, а как самоценное явление. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основные качества будущего человека.

Поскольку основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения одновозрастным составом группы, довольно непросто достигать достаточного уровня знания в рамках ФГОС.

Работа педагога в разновозрастной группе имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Например, педагог должен:

  • знать программы возрастных групп;
  • уметь сочетать программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • правильно распределять внимание, понимание и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;
  • обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

Самая главная особенность организация работы в разновозрастной группе- это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель решает множество сопутствующих педагогическому процессу задач: научить старших заботится о младших, не перебивать, дать сначала высказаться младшим, ненавязчиво помочь, если они затрудняются с выполнением задания. Однако, эти сложности и составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста: малыши обучаются гораздо быстрее, подражая во всем старшим детям, а старшие дети становятся мягче и терпимее к младшим.

Подобная атмосфера может быть создана только в небольшой группе, в которой индивидуальный подход действительно возможен.

А что если в группе более 20 детей? Воспитатель должен постараться организовать такой микроклимат в группе, чтобы все дети были не обделены вниманием; разного вида занятия были эффективными; методы обучения проводились в соответствии усложнения материала.

Я считаю, что разновозрастная группа детского сада имеет значительный развивающий потенциал, однако он не включается автоматически.

В нашем корпусе детского сада три группы. И мне довелось работать с детьми возраста подготовительной к школе группе и средней группы, т.е.

6 лет и 4 года; затем возраста средней и старшей группы 4 года и 5 лет; и старшей и подготовительной к школе группы 5 и 6-7 лет.

В первую очередь нужно создать благоприятные условия для режимных моментов. Столы и стулья подготовлены согласно росту детей. Правильная расстановка мебели дает возможность дифференцировать длительность режимных процессов, предъявлять к детям одного возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста.

При планировании и организации занятий, необходимо соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни. Необходимо стремиться к реализации и других важных требований дошкольной педагогики: о соблюдении времени проведений занятий, их последовательности, о сочетании занятий. Воспитатель организует проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с требованиями Основной образовательной программы для каждой возрастной категории.

Дети на занятиях разделены на подгруппы. По продолжительности особенно отличаются занятия детей 6-7 лет и 4 лет.

Я не удаляю детей из группы, при организации подгрупповых занятий. Почему? Во-первых: нет такой возможности. Во-вторых: дети, которые не участвуют непосредственно в образовательной деятельности ( в данном случает дети 4 лет), становятся более дисциплинированными, а также невольно заинтересованными в том, что делают старшие, они становятся слушателями и хоть что-то, но запомнят для себя.

При проведении таких занятий взрослому необходимо держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание , а также уловить настроение каждого ребенка и его заинтересованность в данном конкретном занятии, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Для четырехлетних детей проводится занятие 15-20 минут. Чем занимаются в это время старшие дети? Если занятие подразумевает работу за столом (рисование, лепка, аппликация, ФЭМП),то для них организуется деятельность по выбору: рисование, самостоятельное конструирование из кубиков, легоконструктора или работа в дополнительных тетрадях. Во время занятий, дети старшего возраста могут помочь младшим. И делают это с желанием.

После завершения работы с детьми младшего возраста, организуется перерыв для детей всей группы. Хочу отметить, что физкультминутки во время занятий делают все дети.

После перерыва начинается занятие со старшими детьми. Теперь уже для детей младшего возраста организуется деятельность по выбору.

Дети младшего возраста наблюдают за занятиями. И хочется сказать, что мои четырехлетки, которые были с детьми возраста 6-7 лет, на занятиях по обучению грамоте, к концу учебного года знали почти все буквы. А более усидчивые стали читать в 5 лет, чем порадовали и меня, и родителей.

На занятиях по развитию речи, природному, социальному миру стараюсь вовлечь в образовательный процесс детей всей группы.

Сейчас наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности.

Как обеспечиваю активность и работоспособность детей во всех группах? Необходимо избегать длинных бесед, многословных объяснений, находить правильные темп и ритм любой деятельности. Целесообразны хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп, но при условии, что дошкольники хорошо поняли задание. Наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста.

Большое влияние на детей оказывает личный пример педагога. Работа в такой группе кропотлива и ответственна, требует большого такта и мастерства, огромных знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Воспитатель должен понимать каждого ребенка, знать его интересы и потребности.

Огромное значение имеет организация развивающей среды в группе. Создавая ,развивающую среду группы, воспитатели учитывают особенности детей, возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность, личностные особенности. В группе дети с удовольствием играют в уголках: «Живая комната», «Гараж», «Домик для кукол», «Салон красоты», «Дидактический стол», для малышей «Центр песка и воды»; для развития творческих способностей «Художественная мастерская Карандаша».

Организовать педагогический процесс, так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно- задача достаточно сложная.

Как педагог-практик, я понимаю, что с развитием научных тенденций нужно «отходить» от типовых программ, внедряя лучшие новаторские идеи. Ребенок стремится к активной деятельности, но само по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются, поэтому свою работу с детьми я построила на игровой технологии В.Воскобовича.

Чем привлеки игры?

С одной и той же игрой могут заниматься дети и 4-х , и 7-ми лет. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.

Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. ,Дети любят разнообразные игры. В своей образовательной деятельности я нередко использую квест - технологии.

Квесты для детей выполняют не только развлекательную функцию, но и реализовывают образовательные задачи.

Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей.

Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными. Они решают различные учебные задания (активные, логические, творческие, поисковые и др.):

-лабиринты ,шарады, головоломки;

-задания на экспериментирование и др.

Квест-это командная игра, поэтому детей объединяют в группы разного возраста. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща. Решается много воспитательных задач, формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие.

Роль педагога в игре- направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации ненавязчиво , в игровом, занимательном виде способствуют активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Такие группы, как наша- это первое социальное объединение детей, в котором они занимают разное положение. Здесь усваиваются навыки социального поведения и нравственных норм взаимодействия детей друг с другом и взрослыми в различных видах совместной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной и т.д.

Взаимодействие детей в условиях разновозрастной группы детского сада изменяет их отношение к сверстникам, которых они оценивают не только по личностным качествам, но и, по нравственным. Маленькие дети становятся центральной фигурой, через которую преломляется социальный опыт детей и приобретает практическую направленность, при постоянном, разумном руководстве и участии взрослого. В условиях разновозрастной группы изменяется отношение детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений с взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими.

По моим наблюдениям, действительно в образовательном процессе разновозрастной группы детского сада, огромная зона развивающих возможностей для детей. Благодаря разновозрастной среде детского сада наши дети активнее, результативнее и естественнее социализируются, и адаптируются в школе.

Конечно, в работе в разновозрастной группе есть и свои сложности.

Реализуя взаимодействие детей, мы утвердили следующие правила:

1.Старшие оказывают младшим помощь по их просьбе.

2.Младшие не мешают старшим работать и играть.

3.В группе категорически запрещено отбирать игрушки у другого ребенка, бить и оскорблять, кого бы то ни было в какой бы, то ни было ситуации, ломать чужие постройки , потратить продукты труда других детей и брать без разрешения владельца его личные вещи, игрушки, принесенные из дома. За соблюдением этого правила неукоснительно следят все взрослые, работающие в группе.

4.Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии - при условии, что они не мешают старшим детям.

Организуя жизнь людей, их разнообразную активную деятельность, наши воспитатели заботятся об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.

Читайте также: