Плюсы работы учителя иностранного языка

Опубликовано: 17.09.2024

Профессия учителя иностранного языка требует высшего педагогического образования. Подходит для лингвистов с развитыми коммуникативными навыками, стрессоустойчивых и любящих работу с детьми.

Учитель иностранного языка специализируется на обучении школьников, студентов или взрослых, составляет учебные программы, объясняет материал, ищет подходы к учащимся, чтобы помочь им добиться лучших успехов в освоении языка. Эта профессия требует достаточно развитых коммуникативных навыков и относится к типу «человек-человек». Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание

Учитель иностранного языка, во-первых, хорошо разбирается в общих принципах педагогики. Это и психология учащихся, и базовые правила структурирования материала, и оформление сопутствующих документов, и даже манера речи, способствующая усвоению информации. И во-вторых, такой специалист отличается глубоким знанием своего предмета, то есть иностранного языка, и специфики преподавания именно этой дисциплины. Ведь изучение лексики, грамматики, разговорного английского (к примеру) весьма существенно отличается от решения задач по математике или изучения стран и континентов по географии.


Особенности профессии

Учителя, специализирующиеся на иностранных языках, могут работать в школах, ссузах, высших учебных заведениях, а также в коммерческих образовательных центрах (или вести собственную репетиторскую практику). Курсы от коммерческих центров сейчас довольно востребованы среди учащихся всех возрастов, многие крупные компании даже специально нанимают преподавателей для своих сотрудников. В любом случае, заниматься учителю иностранного языка приходится примерно следующим:

Специфика работы учителя иностранного языка может варьироваться в зависимости от того, где и с какими учениками он работает. Так, при обучении взрослых педагогу обычно нужно заполнять меньше документов и реже выполнять «сопутствующие» обязанности (вроде посещения педсоветов или проведения родительских собраний). Зато работа с детьми обычно быстрее дает заметный результат, поскольку им проще воспринимать и усваивать новую информацию.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Возможность помогать людям, видеть результаты своего труда в их знаниях (она привлечет тех, кто считает педагогику своим призванием).
  2. Достаточное число вакансий в муниципальных и коммерческих образовательных учреждениях.
  3. Продолжительный отпуск (особенно при работе в школах, ссузах и университетах).
  4. Возможность получать достаточно высокий заработок (в частных школах, лингвистических центрах, подрабатывая репетиторством и т.п.).
  5. Возможность реализовать творческие способности.
  6. Общение с большим количеством людей (поэтому такая специальность предполагает достаточно развитые коммуникативные навыки).
  7. Хорошее знание иностранного языка, которое помогает в общении, путешествиях, а также в случае переквалификации.
  8. Общественная значимость профессии.

Минусы

  1. Необходимость в сильной эмоциональной отдаче (из-за этого у педагогов «профессиональное выгорание» происходит быстрее, чем у представителей многих других специальностей).
  2. Интенсивный график работы.
  3. Не самый высокий уровень заработных плат в муниципальных учреждениях образования.
  4. Необходимость тратить много времени и сил на бумажную волокиту (это особенно касается работы в школе), проходить регулярные проверки.
  5. Периодически возникающие конфликты с учениками, их родителями, другими педагогами, администрацией учебного заведения.
  6. Личная ответственность за безопасность учащихся.
  7. Необходимость выполнять ряд дополнительных задач, которые далеко не всегда интересны и приятны (те же родительские собрания, субботники и тому подобное).

Важные личные качества

Для учителя иностранного языка, как и для любого учителя, очень важна стрессоустойчивость, усидчивость, коммуникативность, умение завоевать и поддерживать авторитет в коллективе, а также эмпатия, позволяющая понять, когда стоит повести себя жестче, а когда – смягчить острые углы. И, конечно же, такой педагог должен отличаться хорошей памятью, безупречной дикцией, отлично знать и «чувствовать» тот язык, который он преподает. Впрочем, умение признавать свои ошибки для учителя тоже важно, поскольку от них не застрахован ни один человек. И чтобы «сохранить лицо» перед учащимися, порой полезно признать свою неправоту, усмирив гордыню.

Обучение на учителя иностранного языка

Для того, чтобы получить эту профессию и возможность соответствующего трудоустройства, необходимо получить высшее образование (код специальности - 44.03.05). Для поступления важны результаты ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и иностранному языку. Обучение может проводиться в очной, заочной и очно-заочной (так называемой «вечерней») форме.

Сейчас трудно поверить, что каких-то 30 лет назад английский язык совершенно не требовался большинству населения нашей страны. И учитель английского языка не пользовался особым вниманием учеников. А как дело обстоит сейчас?

Учитель английского языка – это специалист, который преподает основы английского языка школьникам, студентам и другим категориям населения.

История

Обучение иностранным языкам в России раньше было доступно только привилегированным сословиям. В XVIII-XIX веке каждый ребенок в уважающей себя дворянской семье обязан был свободно владеть французским языком. Для этого выписывали репетиторов из-за границы, а занятия проходили на дому.

В советской школе в довоенный период основным иностранным языком был немецкий. С развитием системы общего школьного образования в XX веке и изменением расстановки сил в мире все больший вес приобретал английский язык. Со временем он стал основным языком международного общения в бизнесе, дипломатии и культуре. В связи с закрытостью Советского Союза в школах английский преподавали не на самом высоком уровне, поэтому выпускники школ имели в аттестате оценку, но не имели знаний, за исключением школ с углублённым изучением языков. Впрочем, огорчения по этому поводу никто не испытывал, поскольку применить свои знания на практике подавляющее большинство советских людей просто не могло.

В современной России ситуация постепенно исправляется. Английскому выделяется большее количество часов в школьной программе, обновляются методики преподавания и преподавательский состав. Открывается множество языковых школ для людей разного возраста, доступна специализированная литература и процветает репетиторство.

Описание и характеристика профессии

Профессия «учитель английского языка» предусматривает не только обучение слушателей основам фонетики, лексики и грамматики. Хороший преподаватель умеет заинтересовать ребенка в изучении языков не только аргументом "без английского сейчас в жизни никуда", но и своими обширными знаниями во всех направлениях, связанных со своим предметом.

Ученикам необходимо давать такие знания, которые можно будет применить в реальной жизни. Заучивание слов и правил – это хорошо, но умение говорить и понимать услышанное – не менее важно. Поэтому хорошие учителя проводят изучение языков на материале явлений повседневной жизни: политики, спорта, моды, путешествий, музыки, кино и т.д. Преподаватель должен прекрасно ориентироваться во всех этих темах, ему нужно иметь широкую эрудицию и современные знания.

Важный аспект освоения языка – это изучение культуры соответствующей страны. Если речь идет об английском, то здесь можно говорить обо всех странах Британского Содружества: Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, а также о США. Знание традиций и культурных особенностей страны помогает людям общаться с представителями других народов.

Основными местами работы преподавателей английского являются:

  • общеобразовательные учреждения (детские сады, школы, в том числе частные);
  • учебные заведения профессионального образования (училища, колледжи, университеты);
  • специализированные школы и курсы изучения иностранных языков для людей разного возраста.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Стать учителем английского языка в наши дни очень просто: нужно поступить в лингвистический вуз или на факультет иностранных языков университета, которые есть сейчас в каждом регионе. Там готовят школьных преподавателей как исключительно английского языка, так и в сочетании с другим языком или даже другим предметом. Самыми востребованными являются такие специальности:

  • "Иностранный язык: английский";
  • "Иностранный язык: английский и немецкий или испанский, французский";
  • "География, иностранный язык";
  • "Начальное образование и иностранный язык";
  • "История, иностранный язык" и др.

Ведущие вузы, обучающие указанным специальностям, это:

  • Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. Здесь на факультете английского языка есть направление педагогического образования. Второй язык студенты могу выбрать для себя сами (итальянский, немецкий, французский или испанский).
  • Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. На инязе здесь есть кафедра английского языка, второй язык – немецкий, французский или китайский.
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет в своем составе имеет Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Л.Н. Толстого. Будущим филологам и педагогам предоставляется возможность получать качественные знания, заниматься наукой и реализовывать себя в различных сферах деятельности.
  • Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Здесь в Институте иностранных языков учащимся предлагают стать учителями с совмещением двух профилей на выбор: английского, китайского, французского, испанского языков. В вузе действует ряд международных образовательных центров.
  • Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург). На кафедре иностранных языков можно получить диплом учителя английского, французского или немецкого языка.

Для поступления нужно подать комиссии результаты ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и английскому языку. Для специальностей с дополнительным профилем потребуется также экзамен по выбранному предмету.

Но просто окончить вуз и преподавать по конспектам, которые быстро устаревают, недостаточно: раз в три года понадобится проходить курсы повышения квалификации при региональных органах управления образованием.

Профессиональные обязанности

Независимо от места работы преподавателя английского, в его обязанности входит ряд функций:

  • проведение уроков в соответствии с утвержденными образовательными программами с учетов возрастных особенностей учащихся;
  • составление рабочих программ на учебный год и плана каждого занятия;
  • проверка тетрадей и выполнения домашнего задания;
  • обеспечение подготовки учеников в соответствии с образовательными стандартами, действующими в стране;
  • проведение контрольных работ и разбор совершенных учениками ошибок;
  • ведение учета посещения уроков, выставление оценок, контроль успеваемости, подача отчетов;
  • работа с родителями учеников;
  • обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности и охраны труда.

За этими сухими фразами скрывается огромный объем работы, которую необходимо провести преподавателю, чтобы достичь желаемого результата. Он должен обеспечить освоение учащимися таких компетенций, как:

  • языковая (лингвистическая) – понимание основ системы иностранного языка, знание лексики и фонетики;
  • речевая – умение формировать связный текст в устном и письменном виде в соответствии с нормами английского языка;
  • социокультурная – знания о национально-культурных традициях и особенностях, свойственных англоязычным странам;
  • социолингвистическая – способность использовать нужные языковые средства в зависимости от сложившейся ситуации.

Учитель должен найти подход к каждому ученику, разобраться в причинах, препятствующих усвоению материала, и принять меры для устранения этих причин. Преподаватель должен использовать различные дидактические приемы для создания на уроке раскрепощенной и доброжелательной психологической атмосферы, для повышения желания изучать язык и развиваться.

Кому подходит

Эта профессия подходит тем, кто обладает необходимыми познаниями в родном и иностранном языках, и при этом имеет склонность к работе с детьми. Для достижения результата от учителя требуется:

  • профессиональное владение своим предметом;
  • умение применять на практике разные методики преподавания и воспитательной работы;
  • знание учебников и программ по английскому языку;
  • навыки подготовки к урокам (оформление класса, наглядные материалы, интересные упражнения);
  • использование разных дидактических приемов для лучшего понимания материала учениками;
  • умение дифференцированный подход к учащимся с различными способностями, уровнем знаний и желанием учиться;
  • знание возрастной психологии детей;
  • владение различными способами убеждения детей и аргументации своей позиции.

Что касается личных особенностей, то для педагога важны такие качества характера:

  • трудолюбие и настойчивость;
  • терпеливость и любовь к детям;
  • справедливость и непредвзятость;
  • умение работать системно и планировать учебный процесс;
  • способность найти контакт с каждым ребенком и его родителями;
  • четкая громкая хорошо поставленная речь;
  • хорошая память и внимание к мелочам;
  • умение донести до слушателей свою мысль;
  • широкий кругозор и умение ориентироваться в своем предмете;

Важнейшее качество настоящего учителя – это постоянная актуализация своих знаний. Если не любить свой предмет и не интересоваться им, то ученики это сразу почувствуют, тем более, что они с детства пользуются интернетом, где значительная часть информации на английском языке.

Заработная плата

Профессия учителя в России не относится к высокооплачиваемым. В среднем школьный учитель иностранного языка получает 15 тысяч рублей, но педагоги со стажем в полтора раза больше, преподаватель английского в колледже или вузе – 20-25 тысяч рублей. В отдаленных районах с суровыми климатическими условиями, а также в столице учителям готовы платить больше: в Москве – свыше 60 тысяч рублей, на Чукотке – до 50 тысяч рублей, на Камчатке – более 40 тысяч рублей. Невысокая зарплата несколько сглаживается почти трехмесячным летним отпуском.

Если знания педагога на высоком уровне, то у него есть шанс быть приглашенным на работу в частную лингвистическую или общеобразовательную школу. Заработная плата здесь в разы выше (60-80 тысяч рублей), но и выкладываться нужно до предела.

Как построить карьеру

В государственных школах карьерный рост учителя иностранного языка заключается в повышении его категории после успешного прохождения аттестации. Некоторым удается дослужиться до должности завуча или директора школы, в вузах самым способным и пробивным светит должность заведующего кафедрой или декана.

Если нужен опытный репетитор с хорошими рекомендациями, то один час обойдется заказчику в 2,5-3 тысячи рублей с выездом на дом к преподавателю. За индивидуальные занятия с преподавателем языковой школы нужно будет заплатить около 2 тысяч рублей в час.

Другое направление развития – это использовать свои знания языка в других сферах. Варианты: гостиничный бизнес, туризм (менеджер турфирмы, гид-переводчик), государственная служба в органах, связанных с внешними сношениями. Также есть возможность устроиться на предприятие, у которого есть экономические связи с иностранными партнерами в качестве личного переводчика руководителя.

Перспективы профессии

Сегодня спрос на преподавателей английского языка очень велик, но хорошо зарабатывать могут только те учителя, которые не просто имеют диплом, но и прекрасно владеют своим предметом, а также умеют его донести до учеников.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия учитель английского языка подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Все профессии важны, все профессии нужны, но учитель — профессия, суть которой в помощи детям стать настоящими людьми, грамотными, образованными. От учителей зависит судьба ребенка, его взгляд на жизнь. Кто-то дает ученикам знания, кто-то — крылья. Приятно осознавать всю важность и значимость своего труда, приятно видеть, каких высот добились твои ученики. Но подавляющее большинство выпускников педагогических колледжей и институтов идут куда угодно, но только не в школы. Почему? Разобраться в этом вопросе нам поможет собеседница Reconomica Татьяна из Пензенской области, которая работает учителем иностранного языка в самой обычной школе.

Начало пути

Здравствуйте! Меня зовут Татьяна, мне 30 лет. Я бы хотела рассказать вам о своем опыте работы учителем иностранного языка. Сразу оговорюсь, что живу я в Пензенской области, населенные пункты тут небольшие, поэтому что-то может не совпадать с ситуацией в школах в больших городах.

Получение профессии учителя

Получить профессию учителя можно либо в педагогическом колледже, либо в институте. Некоторые сначала заканчивают колледж, потом идут заочно в институт. Параллельно можно уже работать в школе. После колледжа обучение в институте будет намного короче, и при имеющейся работе по специальности не придется искать место для прохождения практики. Собственно, многие именно так и поступают. А я высшее образование получала совсем по другой специальности.

Наша группа пришла учиться после 9 класса. Срок обучения в нашем случае 5 лет. Есть направления и со сроком 4 года, но у нас был иностранный язык, здесь срок больше.

В колледже можно стать учителем только одного иностранного языка, в институте — двух. С одной оговоркой: обучение в вузе должно быть очным. Заочно — тоже только один язык.

Без практики — никуда

Практика в школе у нас началась только с третьего курса. К сожалению, с языком она совершенно не была связана. Мы должны были научиться проводить внеклассные мероприятия, классные часы. В общем, нас готовили к будущему классному руководству.

в лагере

После четвертого курса нас отправили в летние лагеря.

На четвертом курсе нас наконец-то допустили до уроков. Каждый из нас проводил 1-2 урока в неделю.

После четвертого курса нас отправили в летние лагеря. Я была вожатой. Нужно было отработать одну смену. Некоторым понравилось, и они работали все лето. Я отработала только три недели.

А затем был последний, пятый, курс и преддипломная практика длиною в месяц в настоящей школе. Проситься на практику я пошла в свою школу, где когда-то сама училась. Меня без проблем приняли. Может, это покажется странным, но та практика была самой легкой из всех. Учитель, классы которого я взяла, много требований не предъявлял, и я спокойно работала. Примерно к середине февраля практика закончилась, и я вернулась к учебе. Впереди были последние недельки учебы, экзамены и выпускной.

Как найти работу в школе

В интернете я часто видела вопрос: как устроиться работать в школу? Думаю, здесь вариантов немного:

  • пойти по моему пути: хорошо показать себя во время практики и надеяться на предложение;
  • пойти в ближайший отдел образования и узнать, нет ли в каких-то школах вакансий;
  • обратиться непосредственно в саму школу к директору или завучу.

В сельских школах сейчас недостаток учителей, и это касается не только иностранного языка. Это, конечно, несколько облегчает поиск работы.

учитель

Учитель, классы которого я взяла, много требований не предъявлял, и я спокойно работала.

Примерно в середине марта мне позвонила завуч из школы, где я проходила практику, пригласила меня на работу. Оказалось, оба учителя английского собираются увольняться, и им срочно нужно кого-то найти. Я согласилась. Это сельская школа-девятилетка. Работать я начала с четвертой четверти, часов мне дали совсем мало. Работать нужно было по субботам, а в остальные дни учиться.

Особенности работы в школе

Со следующего учебного года я осталась единственным учителем иностранного языка во всей школе. Учила всех, со 2 по 9 класс. Школа небольшая, поэтому параллельных классов почти не было. Нагрузка была 24 часа в неделю. Это на 6 часов больше ставки. Затем нагрузка стала 21 час и остается такой до сегодняшнего дня.

Обязанности учителя

Ставка учителя-предметника — 18 часов в неделю. Многие люди не понимают, почему так мало. Обычно недоумевающие не учитывают, что у преподавателя только оплачиваемых часов 18, а есть и те, что не учитываются.

Вообще предполагается, что учитель должен работать 18 оплачиваемых плюс примерно столько же неоплачиваемых часов, то есть всего 36.

Оплачиваемые часы — это сами уроки и перемены. Таким образом, час учителя — это действительно час, а не 45 минут. На перемене учитель точно так же находится на работе: заполняет журнал, готовится к следующему уроку, решает текущие проблемы. Это такое же рабочее время.

Помимо собственно уроков, учитель имеет еще ряд обязанностей:

  • проверка тетрадей,
  • подготовка различных отчетов и мероприятий,
  • подготовка к урокам,
  • проведение родительских собраний,
  • участие в педагогических советах и многое другое.

Сейчас еще повсеместно ввели электронные журналы. То есть учитель сначала заполняет бумажный журнал, а потом эти же сведения вносит в электронный. В некоторых городских школах оставили только электронные. Но я считаю, что мы еще не готовы к полной отмене обычных журналов: слишком часто в системе встречаются ошибки.

бумажная волокита

Помимо уроков, учитель должен проверять тетради, заполнять журнал, готовить планы занятий.

Работа учителя летом и отпуск

В самый первый год работы отпуска летом у меня не было — я успела поработать слишком мало, поэтому пришлось работать все лето. Ученикам кажется, что в летний период учителю делать нечего, но это совсем не так. Работы много. Пришли ученики на практику — надо за ними следить, давать им задания, отмечать отработанные дни. В школе есть пришкольный лагерь? Значит, придется поработать воспитателем. А все ли готово в классе? Не нужно ли обновить стенды, методическую литературу? И, конечно, лето — время написания рабочих программ, по которым будет вестись работа весь учебный год.

Кстати, о времени нахождения в школе учителя. Летом учитель должен работать ровно столько часов, сколько у него было уроков в учебном году.

Если учитель — не новичок или не только что из декрета, то летом положен отпуск. Отпуск хороший — целых 56 дней.

Финансовый вопрос

Конечно, всех интересует и вопрос зарплаты.

Ставка учителя-предметника 18 часов, и за эти голые часы заплатят всего лишь около 8 тысяч рублей. Хочешь больше — набирай часы.

Но есть и надбавки. Например, на приобретение методической литературы каждый месяц учителю выделяется по 100 рублей. Рублей 200 добавят за проверку тетрадей. Есть также надбавки за стаж и образование, за классное руководство, но они небольшие. Прибавку к зарплате можно получить, и заработав категорию. В некоторых школах есть и стимулирующие выплаты, но в нашей школе такого нет.

на уроке английского

Ставка учителя-предметника 18 часов, и за эти голые часы заплатят всего лишь около 8 тысяч рублей.

Плюсы и минусы работы в школе

Плюсы работы учителем

В любой профессии есть как положительные стороны, так и отрицательные. Начнем с хорошего:

  1. Большой отпуск.
  2. Если не брать слишком много часов, то в школе не нужно находиться целый рабочий день.
  3. Это отличная работа для творческого и общительного человека.
  4. Возможность приносить людям пользу.
  5. Возможность раньше уйти на пенсию. Для этого нужно иметь 25 лет педагогического стажа.

Минусы работы учителем

К сожалению, работа учителем не всегда приятна.

  • Самый большой минус — крайне низкая зарплата.
  • Слишком большой стресс ежедневно.
  • Периодически приходится делать работу, не относящуюся к непосредственным обязанностям (уборка территории, участие в различных спортивных, культурных и других мероприятиях и так далее).
  • Разноуровневые классы.
  • Слишком большое количество никому не нужных отчетов.
  • Иллюзия выбора программ и учебников.

Последний пункт тоже довольно любопытный. По закону учитель имеет право сам выбирать программу и учебник, по которому он будет работать. На деле же, приходится работать с тем, что дают.

учебник

Что дают, с тем и работаем.

А разноуровневые классы — что это? Помните, раньше самые умные детки учились в «А», послабее в «Б» и так далее? Сейчас такого нет — все учатся вместе. Это, несомненно, полезно, но только для родительского эго. Самый сильный ученик в таком классе лишен возможности идти вперед, а самый слабый никогда не догонит даже середнячков.

Мои личные выводы

Общий стаж работы в школе у меня – почти 10 лет. Из них почти половину я провела в декретах, поэтому фактический опыт работы — всего около 6 лет. За это время я многое узнала, многому научилась. Уже давно не боюсь идти в класс, даже новый. Хорошо ориентируюсь в своих учебниках, могу на ходу что-то изменить в уроке, подстроиться под конкретный класс.

Я вижу результаты своей работы, могу сказать, что мне она нравится. И все же эта работа далеко не для всех. Подавляющее большинство выпускников педагогических колледжей и институтов идут куда угодно, но только не в школы. Нехватка кадров стоит порой очень остро.

учитель

Подавляющее большинство выпускников педагогических колледжей и институтов идут куда угодно, но только не в школы.

Все о профессии учитель английского языка

Учитель – одна из самых интересных, но и самых сложных профессий. Особенно это касается языков, ведь ученику нужно не только правильно все объяснить и научить азам речи, но и привить любовь к предмету, чтобы при желании он мог двигаться дальше самостоятельно. В этой статье мы поговорим о такой специальности, как учитель английского языка, ее особенностях, положительных и отрицательных моментах.

Описание

Обучение иностранному языку – это многогранный и непростой процесс, в котором учитель играет важнейшую роль.

Хороший преподаватель должен досконально знать свой предмет, поскольку в английском языке множество грамматически сложных правил, оборотов, идиом. Некомпетентность здесь недопустима.

Кроме того, учителю важно иметь и психологические навыки общения с людьми, а особенно с детьми: нужно найти подход к ним, в том числе к сложным и гиперактивным ребятам, убедить в том, что им необходимы эти знания.


В преподавании английского языка одним из главных аспектов является знание культуры Великобритании, ее обычаев, традиций, праздников. Эту историю нужно донести и до учеников, ведь осведомленность о культуре изучаемого языка поможет им быстрее найти общий язык с носителем, если с таковым придется общаться во взрослой жизни.

Не менее важны знания в политике, моде, кулинарии, общественной жизни, бизнесе. Умение говорить на эти темы позволит ученикам быстрее и интереснее учить язык, так как в повседневной жизни нужно уметь поддержать разговор обо всем.

Учителя английского языка могут работать в следующих местах:

  • детские сады и школы;
  • техникумы, лицеи, высшие учебные заведения;
  • крупные компании, нуждающиеся в обучении сотрудников определенной лексике;
  • репетиторские центры.

Наиболее остро нехватка кадров ощущается в школах. Можно сказать, что учителям здесь нелегко по причине большой нагрузки.


Их обязанностями становятся:

  • составление планов уроков и их проведение;
  • заполнение журналов успеваемости, а также электронных журналов;
  • постоянная связь с родителями учеников;
  • применение инновационных технологий: наиболее эффективны те уроки, где за правило взяты показы видео, прослушивание диалогов, составление проектов;
  • заполнение различных документов, ведение портфолио;
  • сбор материальной базы, в которую входят учебники, видео- и фотоматериалы, распечатки, журналы (если у учителя есть свой кабинет);
  • проверка тетрадей, домашних заданий, проведение контрольных работ и тестов;
  • помощь в организации внеучебных мероприятий, например, сопровождение учеников на выставку, природу, в музей;
  • если дети маленькие, к списку обязанностей добавляется постановка с ними различных тематических утренников и сценок.

Работа в высшем учебном заведении многим покажется проще, поскольку здесь хотя бы отпадает требование поддерживать связь с родителями, выстраивать дисциплину, организовывать поездки и праздники.


Отдельно нужно сказать и о работе в крупных фирмах, куда учителей нанимают для обучения сотрудников. Как правило, это не общий курс, а узкая специфика: бизнес, технологии, компьютерные программы и т. д. Здесь учителю важно разработать собственный эффективный план обучения, а это довольно непростая задача.

Плюсы и минусы

Идеальных профессий, которые нравились бы каждым своим аспектом, не существует, везде есть преимущества и недостатки. Рассмотрим, какие они у специальности учитель английского языка.

Плюсы:

  • ежедневное общение с большим количеством людей, поэтому преподаватель никогда не чувствует себя одиноким;
  • радость и ощущение гордости за себя при видимых результатах своего труда, желании учеников посещать уроки и усваивать знания;
  • постоянное творческое развитие, посещение театров, выставок, музеев;
  • уважение к профессии, ведь очень многие понимают, насколько она сложна;
  • длительный отпуск, который составляет два и более месяца, возможность быстро зарабатывать отгулы;
  • оплачиваемые отпуска, больничные, социальная защита;
  • большое количество вакантных мест в самых разных заведениях.


Минусы:

  • нестабильный график: после работы часто приходится оставаться для проверки тетрадей, заполнения журналов, участия в родительском собрании;
  • необходимость вести множество документов, составлять планы, а ведь если нагрузка у учителя большая, такая документация отнимет много сил;
  • ответственность за учеников: во время урока учителю нельзя оставлять детей одних, нужно следить за ними и на переменах;
  • участие в мероприятиях, которые могут быть неприятны учителям: митинги, проведение выборов, уборка территории;
  • заработная плата, которая далеко не всегда соответствует прикладываемым преподавателем усилиям;
  • возможность длительного и морально трудного конфликта между учителем и учеником, а также между учителем и родителем;
  • очень быстрое эмоциональное выгорание, поскольку преподаватель отдает много сил для того, чтобы качественно обучить детей.


Необходимые качества

Чтобы работать педагогом и видеть результат своих усилий, необходимо иметь ряд важных для этой специальности качеств: как личных, так и профессиональных.

Профессиональные

Настоящий профессионал своего дела всегда привлекает к себе внимание окружающих.

Учиться у такого преподавателя хотят все, поскольку доверяют ему и знают, что он досконально разбирается в своем предмете.

Профессиональные качества учителя английского языка выражаются в следующем.

  • Знание своего предмета от А до Я, а также стремление к постоянному повышению уровня. Ежегодно специалистами разрабатываются сотни новых методик, и учитель обязательно должен иметь о них представление, внедрять в свою учебную программу.
  • Наличие высшего профильного образования. Это один из главных пунктов, без которого не возьмут на работу в школу и тем более в высшее учебное заведение. Кроме того, учитель должен обладать знаниями в области психологии общения и педагогики.
  • Умение разрабатывать собственные методики и применять их на практике. Не менее важно и знание того, как правильно пользоваться наработками других специалистов. В приоритете должны стоять учебники иностранных издательств, в которых подача материала более доступна и разложена «по полочкам».
  • Умение планировать. Урок английского языка значительно отличается от урока, например, математики, где 45 минут можно решать однообразные примеры. Здесь есть множество вариаций: игры, песни, погружение в реальную среду, просмотр фильма, работа в паре и группах. Именно поэтому учителю важно так спланировать урок, чтобы в его время вместилось все, что требуется проработать с учениками.
  • Знание того, как поддержать дисциплину. Без дисциплины в школе обучение далеко не продвинется. Почувствовав в учителе слабость, школьники перестанут его уважать, будут позволять себе вольности во время урока. Допустить этого нельзя, поэтому каждый преподаватель должен уметь быстро призвать детей к дисциплине.


Личные

Профессиональные качества, перечисленные выше, обязан иметь абсолютно каждый преподаватель английского языка. Но не менее важными являются и личные характеристики, формирующие отношение учеников к учителю.

  • Способность к саморазвитию. Это касается не методик преподавания, а кругозора учителя в целом. Преподавателю важно много читать, общаться с разными людьми, путешествовать и получать новые знания, которые обязательно пригодятся в профессии.
  • Дружелюбность. Никакому ученику не понравится мрачный, находящийся в плохом настроении учитель. Таких преподавателей дети не ценят.
  • Понимание и терпение. Преподаватель должен осознавать, что его ученики только начинают осваивать новый предмет, а потому будут ошибки, нежелание учиться, разочарование в собственных силах. Учителю важно не дать детям пасть духом, понять их переживания, правильно мотивировать. Даже если вы видите, что ребенок врет или намеренно желает вывести из себя, не стоит срываться и поддаваться эмоциям.
  • Энтузиазм и креативность. Ученики, видящие учителя, который любит свой предмет, не могут им не заинтересоваться. Равнодушный преподаватель, монотонным тоном подающий информацию, вызовет скуку и желание поскорее покинуть урок. Так же будет и с преподавателями, лишенными воображения. Даже если под рукой нет книги или весь материал пройден, можно устроить веселую игру, разыграть сценку, попросить детей что-то нарисовать и презентовать.


Дополнительными качествами, которые необходимы преподавателям английского, станут:

  • трудолюбие;
  • справедливость;
  • ответственность;
  • стрессоустойчивость;
  • чувство юмора и оптимизм;
  • любовь к детям.

Где обучиться?

Как уже было сказано, для того, чтобы получить должность учителя английского языка, необходимо окончить ВУЗ.

Высшие учебные заведения имеются в каждом регионе страны, поэтому выбор будет обширным.


Самыми лучшими учреждениями являются:

  • Московский государственный университет;
  • Московский педагогический университет;
  • Крымский федеральный университет имени Вернадского;
  • Южноуральский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
  • Российский государственный гуманитарный университет.

Также можно повысить свою квалификацию и пройти переподготовку. Например, это легко сделать в Московском педагогическом государственном университете. Для этого потребуется диплом о высшем педагогическом образовании, а также знание английского языка на среднем уровне. Обучение займет максимум полгода.


Средняя зарплата

К сожалению, учителя, работающие в школах, получают довольно мало, особенно если они только начинают карьеру. Средняя оплата труда – от 12 до 15 тысяч рублей. Однако с ростом опыта и профессионализма увеличивается и заработная плата.

Кроме того, идут надбавки за классное руководство, проверку тетрадей, проведение мероприятий, участие в общественной жизни, стаж. Зарплата в таком случае может достигать 25 тысяч и выше.

Если говорить о высших учебных заведениях, то здесь оплата стартует от 20 тысяч рублей и ежегодно повышается. Больше всего платят в частных школах и репетиторских центрах, но все зависит от их уровня. Обычно зарплата составляет 60-100 тысяч рублей. Важно помнить, что чем выше уровень заведения и оплата труда, тем труднее будет работать.


Карьера и перспективы

Чтобы успешно развивать свою карьеру, учителю требуется постоянное совершенствование. Это просмотр вебинаров, посещение семинаров и конференций, чтение методической литературы, а также блогов других преподавателей, общение с носителями языка. Большинство из всего этого можно получить в школе с углубленным изучением иностранных языков.

Такие школы стремятся к тому, чтобы учителя с каждым днем становились все профессиональнее, а потому часто отправляют их на разные мероприятия, после посещения которых можно получить сертификат.

Полученные сертификаты всегда нужно сохранять, поскольку раз в несколько лет учителю приходится проходить курсы повышения квалификации и аттестацию. А наличие дополнительных сертификатов будет только положительной характеристикой.

Также к ним можно приложить документы, свидетельствующие о прохождении вами определенных курсов, например, «Коммуникативная методика преподавания».


Работая в обычной школе, учитель будет с годами совершенствоваться, получая категории, пока не дойдет до высшей.

При наличии определенного упорства можно стать завучем и даже директором.

Дальнейшего развития событий здесь не предвидится. Те, кто работает в высших учебных заведениях, тоже постоянно повышают квалификацию. Здесь есть возможность писать диссертации, что может стать стартовой точкой в получении должности заведующего кафедрой или даже декана.

Развивать свою карьеру можно и путем набора учеников, особенно если нагрузка мала. Частное преподавание хорошо оплачивается, кроме того, можно собрать учеников группами или работать по Skype. При наличии способностей к бизнесу есть возможность даже открыть собственные курсы или школу по преподаванию английского языка.

Мы решили взвесить все за и против и рассмотреть преимущества и недостатки работы преподавателем в школе английского языка.

Плюсы

Не нужно самостоятельно искать клиентов

Школа же сама предоставляет вам учеников и готовые группы для проведения занятий, плюс прогрессивные частные школы очень заботятся о своем имидже, что положительно сказывается на качестве восприятия преподавателя студентами.

Не придется водить учеников домой или ездить к ним

Если частный преподаватель работает дома, его квартира, по сути, превращается в рабочий офис и всегда должна быть готова к приему учеников. Дом перестает быть личным пространством преподавателя и его семьи, да и домашние хлопоты могут мешать регулярному проведению занятий.

Постоянное посещение чужих домов тоже может вызывать дискомфорт, к тому же ежедневные поездки в разные концы города очень утомляют и отнимают много времени.

Отсутствие лишних трат

Тут выделим несколько составляющих.

  1. Более высокая фактическая стоимость часа работы

Одним из главных факторов в пользу репетиторства для преподавателей английского является возможность более высокого заработка: в то время как школы платят фиксированную сумму за час работы, репетитор по сути может брать с учеников любую сумму, которую студенты готовы платить за его работу.

В чем же в таком случае плюс работы в школе? Давайте посчитаем:

В итоге получаем 10 гривен и 2 часа (1 час занятий и 1 на дорогу) потраченного времени на заработанные 100 гривен, то есть по факту час работы репетитором в таком случае стоит всего 45 гривен.

  1. Не нужно платить за аренду кабинета

Репетиторы, которые не готовы принимать учеников у себя дома или ездить по городу от студента к студенту, часто арендуют небольшие офисные помещения для работы, что добавляет еще один весомый пункт в их статье расходов. Более-менее презентабельный кабинет с удобным расположением обойдется от 50$ в областных центрах и от 100-150$ в столице.

Не стоит даже говорить о том, что при работе в школе эти траты автоматически отпадают.

  1. Отсутствие мелких трат

Любой преподаватель согласится, что все мелкие траты в конце месяца складываются в кругленькую сумму. Сюда входит покупка канцтоваров, учебников, распечатка обучающих материалов и пр. Все это вам предоставит школа, и на доходе, конечно же, это никак не отразится.

Отсутствие административной работы

Дополнительные преимущества

Минусы

Несвободный график

Преподаватели в школах работают по готовому расписанию и отменять или переносить занятия могут только по уважительной причине, чего не скажешь о репетиторах, которые самостоятельно формируют свой график работы и могут при этом учитывать все свои интересы.

Даже в самых благоприятных условиях труда, с хорошим начальством и коллективом, всегда остается ощущение подчинения кому-то. У вас в любом случае будет начальник (директор, руководитель школы или методист), который будет требовать от вас знаний, навыков, выполнения плана и пр.

Стандартизированная программа

Для преподавателей, которые привыкли к определенным методам проведения занятий, следование программе и методике школы может вызвать определенные проблемы, особенно, если они с этой программой не согласны.

Репетитор же полностью свободен в выборе методов обучения и учебного материала, и может адаптировать его как под себя, так и под своих учеников.

Возможность самостоятельно влиять на уровень дохода

Полная занятость

Выбор в пользу работы в школе или репетиторства всегда будет зависеть от личных приоритетов. Школа дает возможность сконцентрироваться непосредственно на преподавательской работе, хорошо зарабатывать и не отвлекаться на решение организационных вопросов; репетиторство же предоставляет больше самостоятельности и свободы, но, в свою очередь, требует больше ответственности, временных и материальных затрат.

Читайте также: