Плюсы работы в бюджетной организации

Опубликовано: 16.05.2024

Немногим моим коллегам пришлось пройти путь от работы с предпринимателями и коммерческими компаниями до трудоустройства в государственных учреждениях. В большинстве случаев они нарабатывали многогодовой опыт и их приглашали на такую должность. Но даже главному бухгалтеру со стажем и высокой квалификацией перепрофилирование дается нелегко.

Выделим принципиальные отличия:

  1. Иные формы учреждений.
  2. Финансирование из двух источников – бюджет и собственная платная деятельность.
  3. Разные планы счетов.
  4. Применение особых видов кодификации.
  5. Специализированная отчетность.
  6. Жесткие сроки для любого действия (операции) и наказание за их нарушение.
  7. Проведение закупок работ, услуг и товаров через торги.

Как видите, непросто сменить рабочий кабинет в бухгалтерии какого-нибудь ООО на место в госучреждении. Конечно, есть и существенные плюсы: стабильная работа, наличие полного социального пакета (отпуск, больничные, пособия и т.д.), полностью официальная заработная плата. К тому же часто для специалистов предусмотрена возможность повышения квалификации и, разумеется, карьерного роста. Все это не каждая организация способна предложить (тем более ИП), поэтому работа в бюджете считается престижной (по крайней мере, что касается профессии бухгалтера).

Для тех, кто планирует сменить сферу деятельности, разберем основные сложности и ключевые моменты такого перехода. Для начала немного поговорим о системе государственных учреждений.

Для кого предназначен бюджетный учет?

К таким организациям относятся (см. п. 1 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина №162н от 06.12.2010):

  • Госорганы (в качестве примера можно привести МВД).
  • Местное самоуправление (как вариант – городская администрация).
  • Как федеральные, так и территориальные органы управления внебюджетными фондами (знакомые нам ФСС, ПФР, ТФОМС).
  • Казенные учреждения (это уже скорее подтип госучреждений).
  • Госкорпорации (они стоят особняком и тем не менее финансируются за счет бюджета, к примеру, РОСАТОМ).

Перечень несколько шире, в списке взяты самые основные.

Важно! Отдельные виды госучреждений (госкорпорации, унитарные предприятия и др.) ведут обычный бухгалтерский учет вместе с бюджетным, параллельно и обособленно.

Особенности автономных учреждений (АУ)

В зависимости от ситуации, вида расходов и финансирования, остатки средств, не использованных в текущем календарном году, учреждение потратит на уставные цели, перенесет на следующий период или вернет в бюджет.

В отличие от участника ООО, собственник имущества в АУ никак не отвечает по возникшим обязательствам, верно и обратное утверждение. Он не имеет права получать прибыль от деятельности (т.е. отсутствуют дивиденды). Это при том, что наряду с уставной осуществляется предпринимательская деятельность (соответствующая целям создания учреждения), о чем говорится в п. 2 ст.10 ФЗ №7.

Ежегодно, несмотря на результаты работы, АУ публикует в СМИ, которые устанавливает учредитель, отчеты о своей деятельности (аналогично обязанности для некоторых коммерческих компаний размещать свою отчетность в открытом доступе на сайте).

Возможности и ограничения бюджетных учреждений (БУ)

Имеют сходные цели с автономными: оказание услуг, предусмотренных законодательством, в социальных областях (научная и образовательная деятельность, здравоохранение и т.д.).

Для ведения деятельности устанавливаются задания, которые составляет орган-учредитель. Сверх задания допускается (в том числе за плату) выполнять работы (оказывать услуги):

  • В рамках основной деятельности. Размер платы (тариф) устанавливается руководящим органом.
  • Иные, если они соответствуют уставу и указаны в учредительных документах БУ.

Финансируется БУ из бюджета путем выдачи субсидий, которые, помимо прочего, включают расходы на содержание недвижимого имущества (в т.ч. особо ценного) и налогов на него. Такое имущество допускается сдавать в аренду при условии согласия учредителя. Есть, правда, минус – в этом случае его содержание учредителем прекращается.

Кстати! В отличие от ООО, имущество, полученное бюджетным учреждением, не принадлежит ему на праве собственности, а находится на праве оперативного управления согласно п. 9 ст. 9.2 Закона 7-ФЗ.

Операции со средствами проводятся через лицевые счета. По некоторым операциям есть ограничения. Как уже говорилось выше, использовать по собственному усмотрению особо ценное имущество (ОЦИ) нельзя. Причина понятна: оно предназначено для осуществления уставной деятельности. Порядок признания ОЦИ указан в Постановлении №538.

Потребуется согласие и при совершении крупной сделки (по умолчанию – свыше 10% балансовой стоимости активов БУ). Также бюджетное учреждение не может размещать депозиты в банке.

Казенные учреждения (КУ)

Подчиняются в зависимости от уровня госоргану или органу местного самоуправления. Средства к существованию им обеспечивает соответствующий бюджет (в качестве основания используется смета).

Помимо финансирования, получают доходы от платной деятельности, но при условии, что такое право указано в учредительных документах. Размер и/или порядок платы за услуги (работы) устанавливается руководящим органом (опять же в зависимости от уровня учреждения). Все денежные потоки КУ контролирует казначейство или финансовый орган субъекта РФ путем открытия специальных лицевых счетов.

Тотальный контроль сказывается на работе: смета предусматривает буквально все статьи расходов от покупки канцелярии до коммунальных затрат и фонда оплаты труда, поэтому при ведении учета в «казёнке» необходимо следить за движением средств по каждому пункту.

Обратите внимание! Существуют правила и ограничения при заключении контрактов (договоров) казенным учреждением. В частности, они прописаны в п. 5, п 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

Для бухгалтера немаловажной покажется информация об операциях, которые совершать КУ не в праве:

  • Получать кредиты (в том числе бюджетные), займы, субсидии.
  • Покупать ценные бумаги.

Зато оно может передать право ведения бюджетного учета и формирования отчетности специализированной сторонней организации – централизованной бухгалтерии (она чем-то похожа на аутсорсинговые компании).

Финансирование и госзакупки

Важно! Некоторые учреждения имеют более широкие права (хотя несут больше обязанностей и ответственности), например, автономные.

Осуществление платных услуг возможно, если разрешает законодательство. В качестве распространенного примера – школы. Наравне с обычным обучением они организуют дошкольное образование (так называемые «малышкины школы»), где будущие первоклассники знакомятся с азами учебы (а заодно и с самим учебным заведением, учителями), проверяют свои знания.

Для ведения контроля за расходованием предоставленных средств бюджетные организации:

  • Ведут учет методом двойной записи. Формируют внутренние регистры, налоговую, бухгалтерскую и бюджетную отчетность.
  • Придерживаются принятой учетной политики учреждения и действующим планом счетов.
  • Все операции подтверждают оформленными в соответствии с законодательством первичными документами.
  • Проводят инвентаризацию.
  • Проходят проверки как аналогичные «стандартным» выездным – от ФСС, ПФР и налоговой службы, так и внутренние (ведомственные).
  • Публикуют сведения и своей деятельности, в том числе с предоставлением финансовых отчетов.

Заметили, что многие пункты один в один как у коммерческих? Это возвращает нас к общим основам ведения учета, они одинаковы везде.

План счетов и кодификация

  • №183н (автономные).
  • №174н (бюджетные).
  • №162н (казенные).

Коммерсантам в этом плане проще: счета имеют всего два знака (кроме забалансовых), легко запоминаются. Бюджетники получили себе счета, состоящие аж из 26 знаков (разрядов)! Давайте посмотрим, какие коды в них входят:

Правда, к облегчению тех, кто сейчас, возможно, передумал менять рабочую область, скажу – в бухучете госучреждений фактически используют только 9 последних разрядов (с 18 по 26). Довольно запутанная система кодировки расписана в ЕПС и специальных инструкциях.

Оставшиеся девять разрядов заполняются в зависимости от того, к какому типу относится учреждение (см. приказы Минфина по утверждению планов счетов выше). Например, казенные учреждения в кодировке с 24-го по 26-й символ отражают коды КОСГУ.

Вот мы и дошли до еще одной особенности бюджетного учета – классификациях КОСГУ и КВР. Для их правильного сопоставления существуют таблицы, утвержденные и опубликованные Минфином. Они призваны облегчить труд бухгалтеров-бюджетников.

Важно! КВР – код вида расхода. Трехзначный код, объединяющий однородные операции. КОСГУ – классификация операций сектора государственного управления. Шифр детализирует расход по КВР.

Необычными выглядят и проводки в бюджете. Вот хотя бы пример операции по покупке материалов у поставщика: Дебет 010500000 «Материальные запасы» Кредит 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов». Для опытного специалиста эта кодировка понятна так же, как для нас с вами счет 50 «Касса».

Также есть некоторая специфика в ведении самого учета. Несколько лет назад, а именно в 2016 году, был утвержден Федеральный стандарт под названием «Основные средства» (Приказ Минфина №257н от 31.12.2016), который действует и в 2020 году. Бюджетники в обязательном порядке применяют его с 2018 года, причем методы учета и оценки отличаются от принятых в коммерции. Первоначальная стоимость ОС, например, для бюджетного учреждения не имеет значения.

В то же время для коммерческих организаций тоже существуют подобные стандарты, но применяются (по крайней мере, пока) по желанию. Поэтому, если захотите перейти (так и хочется сказать «на темную сторону силы») в государственное учреждение, придется серьезно подойти к матчасти и изучению бюджетного законодательства.

Отчетность

Состав отчетности для госучреждений отличается, как вы уже догадались, от привычных нам балансов, деклараций и расчетов. Хотя наряду с бюджетным многие учреждения ведут и обычный бухгалтерский учет, взносы и налоги по заработной плате у них те же, поэтому, конечно, они отчитываются и по стандартным формам.

Есть и специализированная отчетность. Сроки подачи устанавливает вышестоящий орган по инструкциям №33н (Приказ Минфина от 25.03.2011) и №191н (Приказ Минфина от 28.12.2010). Причем ориентировкой для подчиненных учреждений является срок, установленный Федеральным казначейством для распорядителей бюджетных средств:

  • Ежемесячные отчеты — до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
  • Ежеквартальные и годовые – индивидуально (в зависимости от вида распорядителя).

Для бюджетников тоже существует электронная отчетность – система «Электронный бюджет». Через нее учреждения отчитываются по срокам, установленным вышеуказанными инструкциями.

Если присмотреться, то некоторые формы бюджетной отчетности напоминают «свое родное»: баланс учреждения, отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, сведения об остатках денежных средств учреждения. Тем не менее эти формы все-таки нацелены на сбор данных об использовании средств бюджета их распределении, экономии и т.д.

Обратите внимание! В статистику бюджетникам, так же как и простым смертным, приходится отчитываться. Учреждение периодически должно обращаться на сайт Госкомстата и проверять наличие в индивидуальном списке обязательных форм.

Подводя итоги: работа в сфере бюджетного учета имеет свои преимущества, но совершенно без подготовки и ликбеза в этой области переходить в госучреждение рискованно, можно допустить серьезные ошибки и испортить репутацию (как говорится, зарабатывается она годами, а разрушается за один день).

Если решились на переход:

  • Попробуйте устроиться в централизованную бухгалтерию, это будет аналогично опыту работы в аутсорсинге и поможет освоиться.
  • Пообщайтесь с коллегами-бюджетниками на форумах и в специализированных группах.
  • assistentus.ru регулярно размещает статьи и новости, посвященные не только традиционному, но и бюджетному учету – следите за публикациями.
  • В этой статье приведено много ссылок на нормативные документы, воспользуйтесь ими.

Мы не коснулись в статье госзаказа и государственных закупок, о них мне бы хотелось поговорить подробнее в будущем. Это тоже очень интересная и достаточно сложная тема.

Работа в бюджетных организациях: плюсы и минусы

До сих пор люди на форумах в интернете спорят о том, стоит ли работать в бюджетной организации. Какие же аргументы они приводят, чтобы обосновать свое мнение?

Какой труд относят к работе в бюджетной сфере?

Основным критерием, по которому работник относится к данной сфере, является источник, из которого выделяются денежные средства на оплату его труда. Если они перечисляются из бюджета, то труженика называют бюджетником. При этом деньги поступают из бюджета одного из 3-х уровней:

  1. Государства.
  2. Региона.
  3. Муниципалитета.

Большинство людей, принадлежащих к этой категории, являются руководителями или специалистами-исполнителями в государственных учреждениях. В этот список входят:

  1. Чиновники городских, областных и иных администраций.
  2. Сотрудники казначейств, налоговых инспекций и таможенной службы.
  3. Военнослужащие по контракту, приравненные к ним сотрудники полиции и других служб.
  4. Работники образовательных, научных и медицинских учреждений, кроме частных.
  5. Служащие центров занятости, социальных служб, государственных фондов и т.д.

Работа в бюджетных организациях

Плюсы

  • Трудоустройство официальное и постоянное, а не временное по договору подряда. При этом берут и без опыта работы.
  • Заработная плата полностью «белая», следовательно, больше отчислений идет на счет будущей пенсии. Выплачивается она в одни и те же даты независимо от полученного результата, т.е. не надо озадачиваться тем, как реализовать залежавшийся товар и отвоевать долю рынка у конкурента.
  • Большую часть заработной платы составляет фиксированный оклад, при лишении премии часто теряется меньшая часть заработной платы.
  • Правила нормированного рабочего дня и продолжительности отпуска в основном соблюдаются. Реже, чем в коммерции, меняются обязанности.
  • Оплачиваются полностью больничные, декретные, отпуска (в том числе учебные), поскольку начисляются они с полной заработной платы. Работают профсоюзы, поэтому их членам выписывается материальная помощь, даются путевки для детей в оздоровительные лагеря.
  • Перерывы на перекур с общими беседами и чаепитиями, которые устанавливаются или допускаются в режиме рабочего дня. Обычно это «принято» в подразделениях госслужбы, где много работников.
  • Возможно свободное время на себя, ребенка и семью в течение трудовых будней. Для этого практикуются перевод на полставки, отпрашивание или подмены, например, чтобы сходить на утренник к ребенку или отвести его в школу. Отлучки по личным делам могут затягиваться на полдня. Некоторые при слабой загруженности тратят время с пользой: учатся параллельно в аспирантуре, имеют подработки. Хотя есть организации, где «не принято» брать больничные, чай пить некогда, а окончание работы тогда, когда скажет начальник.
  • Дополнительные «плюшки». Существуют места с существенным размером премий, отпусками более 1,5 месяцев, ведомственными поликлиниками с хорошими врачами. Длиннее отпуск, чем в коммерции, ежегодная индексация зарплаты.

Работник центра занятости

Минусы

  • Вместо реальной работы ее видимость. На некоторых рабочих местах существенную часть времени сотрудники пишут горы служебных записок, отписок, разных таблиц, а к отчетным датам умудряются сотворить настоящие «шедевры» в виде отчетов, и такие документы устраивают руководителей. Некоторые служащие в рабочее время «зависают» в социальных сетях, на посвященных своим хобби форумах и чатах, сайтах знакомств и путешествий. Для тех, кто не привык «просиживать» штаны, такая занятость может показаться каторгой.
  • Сложно изменить рутину. Система отношения к делу давно сложилась. Как правило, большинство после 40-45 лет, их вполне устраивает привычное рабочее «болото», поскольку они прекрасно осознают, что на другом месте, возможно, придется приспосабливаться к менее «тепличным» условиям и более быстрому темпу работы. Они паникуют перед такими перспективами и поэтому жестко сопротивляются любым изменениям и нововведениям при угрозе нарушить их привычное, пусть порой полуленивое, «барахтанье».
  • Средняя заработная плата ниже по величине, чем в среднем по России. Например, у гражданского персонала в воинских частях оклады и индексация к ним устанавливаются отраслевыми приказами и оказываются ниже МРОТ, индексация бывает реже, чем у других бюджетников. При этом доход по одной и той же должности в крупных городах может быть в разы выше, чем в глубинке.
  • Большой разброс интенсивности и оплаты труда даже у работников госслужбы. Одни «отсиживают» с 9 до 18 часов, другие получают в 2 раза больше, но «пашут». Нет гибкого графика, возможности удаленной работы.
  • Теряется ценность специалиста. В отделах большинство должностей одинаковые, значит, работника легко заменить. Оклады у них ненамного выше минимального заработка по конкретному региону. Премии у рядового работника обычно небольшие, а если не угодил вышестоящим, то еще и урезаются. Заставляют участвовать в массовых мероприятиях типа демонстраций или встреч с кандидатами во власть под угрозой лишения премии.
  • Постоянные проверки на соответствие законодательству. Приходится писать много макулатуры.
  • Медленный карьерный рост. Если новый сослуживец пытается проявить инициативу и самостоятельность, то часто его не только не «продвигают», но «навешивают» кучу дополнительных обязанностей, не торопясь существенно повышать оплату труда.
  • В некоторых организациях работа происходит «от сих до сих». При необходимости отлучиться, например, к врачу или если прорвало трубу, требуется соблюсти установленную процедуру с возможными документальным оформлением и отработкой. Но, например, у преподавателей вузов на подготовку к занятиям и написание рабочих программ и другой документации часто уходит времени гораздо больше, чем определено в нормативах.

Выводы

Ознакомившись с положительными и отрицательными сторонами труда в бюджетной сфере, каждый может сделать выбор о его привлекательности для себя. Учтите лишь следующее. Если есть какая-то относительная стабильность оплаты труда и соблюдения трудового законодательства, то она в бюджетной сфере. Но любая такая организация является винтиком формировавшейся десятилетиями бюрократической системы с четко регламентированными процессами, поэтому инициативным и творческим людям работать в ней неинтересно, ведь обычно там нет места креативу!

Бюджетная организация представляет собой десятилетиями сложившуюся бюрократическую систему. Такая работа имеет четко регламентированные процессы, где нет места креативу и нововведениям. Примерами подобных учреждений служат различные муниципальные образования: центры занятости, социальные учреждения, государственные фонды и т.д. Хочется сразу оговориться, что речь не идет о врачах и учителях, труд которых чрезвычайно важен для развития общества. Если вы стоите перед выбором, работать в бюджетной организации или нет, приведу несколько аргументов «за» и против этого.

Во-первых, в бюджетных учреждениях чаще всего есть фиксированный оклад, что для некоторых людей, является главным фактором выбора рабочего места. Второй аргумент «за» - трудоустройство будет официальным, т.е Вы получите «белую» зарплату, ежегодный оплачиваемый отпуск и при необходимости больничный. И, пожалуй, на этом плюсы заканчиваются. Большинство таких организаций, как говорилось ранее, представляют собой неизменную бюрократическую систему. О чем это говорит, о том, что все Ваши действия будут крутиться вокруг бесконечных бумажек, никому не нужных отписок и проверок «сверху».

Бюджетные служащие постоянно имеют свободное время и «гоняют чаи», конкретные действия выполняются в последний момент. А если сотруднику нечем заняться, то он начинает перемывать косточки коллегам, плести сплетни и интриги, которые приводит к склокам в коллективе, особенно, в женском. Самое важное в таких организациях - это создать видимость выполненного дела, обязательно зафиксировать его на фото или отпиской-отчетом. По сути, такой подход не будет нести конкретной пользы ни для Вас, ни для людей. Конечно, бюджетники нужны, но современная жизнь требует постоянных изменений, сегодня необходимо идти в ногу со временем и развиваться. Даже если Вы по натуре трудолюбивый и деятельный человек, то работа в бюджетной организации очень демативирует и расслабляет.

Попытки что-то изменить ни к чему не приведут, ведь эта система сложилась задолго до Вашего прихода. Коллектив таких учреждений уже сложился из лиц, которых устраивает амебный образ жизни. В большинстве своем, это люди после 40 лет, молодежь, как правило, долго не задерживается. Если же Вы попытаетесь принести новшества в рабочий процесс, то, наткнетесь на жесткое противостояние «акул» организации, которые ничего не хотят менять. Ваш энтузиазм и активность в таких условиях постепенно будут угасать и Вы, в конечном итоге, превратитесь в такую же «амебу». Рядового сотрудника бюджетной организации отличает дикий страх перед будущим. Чем старше он становится, тем труднее будет уйти с насиженного места, ведь он понимает, что на другом месте, едва ли сможет выдержать современный темп работы.

Работа в бюджетной организации имеет еще существенный недостаток. Должности, как правило, у всех одинаковые, а следовательно, Вас легко заменить на другого работника. Теряется ценность человека как специалиста, никто не будет держаться за работника. Любимые слова начальника отдела: «Если что-то не устраивает, уходи, мы сегодня же найдем тебе замену». Оклады в таких заведениях, чуть больше минимального уровня заработной платы по региону. Это предпосылка голодной старости и нищенской пенсии. Премии для рядового сотрудника бывают редко и постоянно урезаются. Нужно четко представлять, что бюджетники самый социально не защищенный класс населения. Если в стране кризис, то в первую очередь им начинают урезать зарплаты и сокращать штат. Кроме того, в таких организациях у вас не будет своего мнения. Наглядно это показывают различные праздники и парады, где бюджетных работников просто нагоняют для массовки и толпы. Вам скажут идти на митинг или парад, часто, под угрозами не выплаты премии, и вам придется пойти, даже если сами не поддерживаете позицию данного митинга.

Выбор остается за Вами, но на последок, хочется вспомнить статистику, утверждающую, что в современном мире меняется темп работы. Для инициативных и деятельных людей работа в бюджетной организации не представляет желаемых перспектив. Рост по карьерной лестнице практически невозможен, ведь все престижные места заняты многочисленными родственниками начальников отделов и руководителей.

С 1 июля для бюджетников введут очередные изменения по зарплатам. Они касаются среди прочего премий и надбавок работникам. Сейчас чиновники, профсоюзы поясняют бюджетным организациям, как будет работать новая схема оплаты труда, при этом чтобы «не допустить и предупредить социальную напряженность в коллективе» и исключить случаи снижения зарплат. Напомним, предыдущие существенные изменения по зарплатам бюджетников, которые ввели с 2020 года, сопровождались многочисленными ошибками в начислении и выплате зарплат бюджетникам, жалобами бюджетников, коллективными обращениями, пишет TUT.BY.

Июльские изменения по зарплатам бюджетников предусмотрены указом № 482 от 22 декабря 2020 года. После этого профильные ведомства приняли постановления, чтобы ввести зарплатные новшества, в том числе в здравоохранении, образовании, культуре.

Если коротко про изменения, которые введут с 1 июля:

  • увеличат размера средств, которые идут на премирование работников бюджетных организаций - с 5% до 20% (но в пределах предусмотренных выделенных денег на оплату труда);
  • на премирование смогут направлять неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, в том числе неиспользованные в январе-июне этого года (об этом ранее заявляли в Минтруда);
  • у медиков отменят надбавку за высокие достижения в труде, а у работников культуры отменят надбавку "за высокие профессиональные и творческие достижения в труде";
  • у работников культуры появится "надбавка за высокие профессиональные и творческие достижения в работе, сложность и напряженность труда" - в размере от 5 до 25% суммы окладов работников;
  • для медиков введут новую компенсирующую выплату - базовая доплата;
  • в здравоохранении надбавка за сложность и напряженность работы будет не ограничена максимальным размером (сейчас - до 200% оклада);
  • в здравоохранении надбавку за обеспечение показателей деятельности бюджетной организации установят руководителям бюджетных организаций в размере до 200% оклада включительно (сейчас - до 100% оклада включительно).

Выше перечислены основные новшества, которые введут с 1 июля в целом для бюджетников, а также некоторые изменения конкретно для медиков, работников культуры. Более детально про планируемые зарплатные новшества для бюджетников в отдельных сферах деятельности можно найти в постановлениях профильных ведомств (они перечислены по ссылке). Но нужно учитывать, что планируемые новшества прописаны "на языке" законодательства, некоторым может быть затруднительно самостоятельно разобраться в изменениях. В этой ситуации можно попробовать обратиться за пояснениями к своему руководству. Есть шанс, что они уже разобрались, как с 1 июля будут по-новому рассчитывать зарплаты.

"Поскольку с 1 июля 2021 года на премирование будут направляться не только средства в размере 20% сумм окладов работников, но и неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, то установление иных стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат в конкретном размере позволит сохранить уровень оплаты труда работников, установленный до 1 июля 2021 года", - поясняли ранее в Минтруда.

Чиновники называют предстоящие изменения совершенствованием системы оплаты труда.

Сейчас на местах проводят совещания и дают пояснения, в том числе чтобы по «недопущению и предупреждению социальной напряженности в коллективах». Это делают поручению правительства №30/102-103/2788р от 23 апреля - по вопросам реализации указа №482.

На одном из семинаров по июльским зарплатным изменениям особое внимание уделили ситуации по бюджетным организациям сферы образования, здравоохранения". Также говорилось про "незамедлительное принятие действенных меры по исключению случаев снижения заработной платы работников бюджетных организаций".

В некоторых бюджетных организациях в проекте коллективного договора, который намерены ввести с 1 июля после введения зарплатных новшеств, прописывают, что наниматель и профсоюз обязуются «принимать исчерпывающие меры по социальной защищенности работников, а также недопущению и предупреждению социальной напряженности в коллективе». А также проводить разъяснительную работу с каждым работником по вопросам новой системы оплаты труда.

Почему чиновники и в самих организациях полагают, что из-за зарплатных новшеств может возникнуть социальная напряженность, не поясняется. Не исключено, что из-за предыдущего опыта по существенным изменения по зарплатам в 2020 году, которые сопровождались многочисленными ошибками в начислении и выплате зарплат бюджетникам, жалобами бюджетников, коллективными обращениями.

Напомним, ранее в Минфине заявляли, что назрела необходимость пересмотра штатов бюджетных организаций.


В России всё время заявляют о том, что необходимо повышать зарплаты бюджетникам, особенно на региональном уровне. Говорят-говорят, проводят госпрограммы и даже выделяют какие-то деньги. Но почему-то сами работники государственных учреждений всё никак не чувствуют положительных изменений, а рассказы о средних зарплатах работниц роддома в Башкирии по региону вызывают дружный смех на весь Интернет. Да-да, я сейчас говорю про вот это видео.

Обычные бюджетники никогда не могли похвастаться высокими зарплатами, но в последние годы ситуация стала поистине удручающей. Чтобы обеспечить себе минимально возможный уровень жизни, работникам приходится брать две а иногда даже три ставки, и нагрузка по ним становится всё больше.

Как же стало возможным, что квалифицированным медикам, учителям, преподавателям и воспитателям платят зарплаты на уровне МРОТ и даже ниже? Оказалось, что причина подобного положения дел кроется даже не в коррупции, а в нескольких важных законах, принятие которых прошло настолько бесшумно, что общественность их даже не заметила. Да и как их заметишь, когда за день в Госдуму поступают десятки новых законопроектов.

Правозащитница Ирина Канторович, выступив на съезде Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие», приоткрыла завесу тайны и рассказала, почему бюджетникам настолько мало платят.

Ольга Голодец свидетельствует о том, что у нас в России наблюдается «уникальное явление – работающие бедные». Только у нас в стране такое явление есть. Мой тезис таков: «Это уникальное явление породили уникальные же законы, принятые 7-12 лет назад, и эти законы противоречат мировой практике»

Ирина Канторович

И вот перечень этих законов:


1. В 2007 году оклады разрешили делать меньше МРОТ

В 2007 году, согласно части 2 статьи 2 ФЗ от 20.04.2007 № 54-ФЗ, в статью 133 ТК РФ были внесены изменения. В части 4 данной статьи утратила силу фраза о том, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы не могут быть ниже МРОТ.

Ещё интереснее ситуация у тех, кто работает на Севере.

Практика установления окладов ниже МРОТ привела, в частности, к тому, что работники регионов с особыми климатическими условиями (районов Севера и т.п.) законно получают зарплату, равную МРОТ, составной частью которой являются территориальные надбавки.

Ирина Канторович


2. В 2007 году МРОТ по определению перестал быть оплатой труда неквалифицированного работника

Тот же самый Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ полностью уничтожил определение МРОТ.

Раньше в статье 129 ТК РФ определение МРОТ звучало так: плата за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Поправками это определение попросту убрали. Теперь в Трудовом кодексе не встретить определение того, что же такое МРОТ. Говорится лишь об обязательности его уплаты и размере. Таким образом, этот закон подготовил почву для того, чтобы высококвалифицированным гражданам с высшим образованием начали платить зарплаты размером с МРОТ.


3. В 2011 году ликвидировали Единую тарифную сетку

Раньше в России действовали единые тарифные сетки (ЕТС). Они устанавливались для работников бюджетных организаций.


По ЕТС оклад составлял основную часть зарплаты. У квалифицированного работника он был в разы больше действующего на тот момент МРОТ. Зарплата равнялась окладу, и это не вызывало социального напряжения.

Таким образом установление ставок окладов стало лишь правом, а не обязанностью Правительства. Увы, до сих пор они этим правом не воспользовались.

Затем базовые должностные оклады стали назначать муниципальные власти. В результате базовые должностные оклады стали ниже МРОТ во многих регионах страны.

При этом бюджетное учреждение самостоятельно утверждает и размер окладов, и размер надбавок, согласно статье 144 ТК РФ.

Размеры окладов не могут быть ниже тех, что установлены на муниципальном уровне, однако и без того низкие на муниципальном уровне ставки фактически и выплачиваются работникам. Редко где предусмотрены надбавки сверх них.

Например, согласно п.1.6 Постановления Губернатора Владимирской области от 30 июля 2008 года N 544 (с изменениями на 24 декабря 2018 года), актуальный базовый оклад работников профессорско-преподавательского состава 7350 рублей. Ознакомиться с документом и другими ставками можно здесь.


5. Бюджетным учреждениям разрешили оставлять неиспользованные деньги себе

Ещё один гвоздь в крышку гроба адекватных зарплат забили в 2010 году. Частью 17 ст. 30 83-ФЗ было установлено, что учреждение может оставлять себе на будущее не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленным из государственного бюджета.

В свою очередь, региональные законы предписывают, как распоряжаться сэкономленными деньгами. Например, это прописано в законодательстве г. Москвы.

Экономия по фонду оплаты труда, включая начисления на фонд оплаты труда, по коммунальным услугам и материальным затратам может направляться на выплаты стимулирующего характера», то есть на премии. (п.17 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. № 619-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N 932-ПП.)

Таким образом, если до 2010 года бюджетные учреждения ещё пытались использовать все выделенные средства на ремонт, закупку техники или на повышение зарплат всего персонала, то после 2010 года ситуация стала развиваться совершенно в другом русле. Руководство стало выписывать себе премии.

Вот такие меры последовательно принимались в России. Ознакомиться с выступлением Ирины Конторович можно на её страничке на YouTube.

Читайте также: