Почему у инженеров низкие зарплаты

Опубликовано: 17.09.2024

Эксперты ВШЭ опровергли распространенное представление о нехватке на рынке труда молодых инженеров и избытке экономистов. Шансы найти работу, сроки ее поисков, связь трудоустройства с образованием, размеры зарплат для обеих групп почти одинаковы. Вакансии инженеров могут пустовать, скорее, из-за их несоответствия притязаниям выпускников.

Специалисты в достатке

Дефицит молодых инженеров в России преувеличен, показало исследование Елены Варшавской и Елены Котырло. По данным Росстата (Федерального наблюдения трудоустройства выпускников 2016 года), дипломированных «технарей» подготовлено вполне достаточно.

В начале рыночных реформ, в первой половине 1990-х, доля начинающих инженеров среди всех выпускников вузов составляла 28%. За двадцать лет, к середине 2010-х, она сократилась лишь на 6 процентных пунктов — до 22%. И это на фоне сжатия спроса на инженеров в пореформенные годы — период массового закрытия промышленных предприятий.

По экономистам расклад такой: одна пятая от всего выпуска в 1991–1995 годах и треть — в 2011–2015 годах — на фоне резкого расширения сфер (финансы, торговля, сфера услуг и пр.), в которых они востребованы.

Показательна и другая статистика: численность молодых «технарей» существенно превышает когорту их старших коллег.

Профессионалов инженерно-технического профиля в возрасте 25–34 лет в полтора раза больше, чем в возрасте 55–64 лет.

Если на макроэкономическом уровне дефицита инженеров нет, то, по-видимому, вопрос — в качестве рабочих мест.

Невыгодные места

Вакансии часто не соответствуют ожиданиям молодых дипломированных инженеров — по зарплатам и должностям. Исследования показывают, что студенты инженерно-технического профиля ожидают получить наиболее высокую отдачу от образования — в виде зарплаты, позиции и пр. Тем самым поиски работы могут затягиваться. Создается впечатление дефицита молодых специалистов.

При этом многие вынуждены соглашаться на позиции, предполагающие более низкий уровень образования. Цифры нисходящей квалификационной мобильности впечатляют.

Почти каждый пятый (18,6%) дипломированный инженер трудится как рабочий. Эта цифра втрое больше по сравнению с экономистами (6,2%).

Оговоримся: в ряде случаев работа инженеров в качестве «синих воротничков» может означать, что современные технологии требуют высокого уровня профессионального образования — при формально низкой позиции. Но от этого не легче: такие условия не слишком привлекательны для выпускников. Вакансии не закрываются.

Впрочем, ощущение дефицита инженеров может возникать и по другим причинам. Вакансии могут долго пустовать из-за разрыва компетенций выпускников и требований современного производства.

Уровни нехватки

С «декларируемым дефицитом» инженеров сталкиваются и другие страны. «В США и Великобритании первые утверждения о недостаточной численности STEM-специалистов (Science, Technology, Engineering, and Mathematics) прозвучали еще в начале 1950-х годов, и эта точка зрения до сих пор является весьма распространенной среди политиков и работодателей», — пишут исследователи.

Однако исследования доказывают, что недостаток STEM-специалистов сильно преувеличен.

В России анализ соотношения образования и трудоустройства также не подтверждает нехватку «технарей». Подсчеты обычно строятся на макроуровне (важны индикаторы состояния рынка труда, безработицы и пр.) и на микроуровне (данные опросов работодателей). Оценки предприятий и фирм относительно нехватки кадров нередко завышены. Во многих случаях «дефицит» возникает потому, что «работодатель не может заплатить сложившуюся ставку зарплаты за определенный навык».

Хороший индикатор соотношения предложения и спроса на рынке труда — переход выпускников от учебы к трудоустройству. Если инженеров действительно мало, они легче найдут работу. А экономисты, если их избыток, столкнутся с ограниченным предложением рабочих мест и будут дольше трудоустраиваться. Для них сокращаются шансы занятости по профессии и работы на позиции, адекватной уровню образования.

Исследователи проанализировали переход «учеба — работа» для выпускников двух профилей.

В поисках места

Выяснилось, что обе группы без особых различий входят в профессию. Трудоустроено абсолютное большинство — по 90% в каждой группе. «Шансы найти работу, продолжительность ее поиска, показатели соответствия первой работы уровню и профилю образования фактически одинаковы для молодых дипломированных инженеров и экономистов», – установили авторы. Размеры стартовых зарплат тоже сопоставимы.

Рассмотрим показатели в деталях.

Работу одинаково ищут и выпускники-экономисты, и инженеры (62,6 и 63,8% соответственно). Первые — несколько дольше (в среднем три месяца) по сравнению со вторыми (два месяца). Среди инженеров чуть большая доля нашли работу почти сразу, меньше чем за месяц: 38% против 31% у экономистов.

Однако в формальном секторе экономики «технари» проигрывают «гуманитариям». Для инженеров сроки поиска работы в этом секторе примерно на 19% больше, чем для экономистов. Это может означать, что предложение рабочих мест со стороны корпоративного сектора для этой профессии ограничено. Но не исключено, что выпускники слишком взыскательны.

Основные проблемы при трудоустройстве — отсутствие опыта (его назвали три четверти экономистов и две трети инженеров), низкий уровень зарплат, отсутствие подходящих рабочих мест и невозможность найти работу по специальности. Больших различий между выпускниками двух специальностей здесь нет, но об отсутствии приемлемых рабочих мест несколько чаще говорили инженеры.

Карьера и статус

Особенности рабочих мест для двух групп тоже сопоставимы. Но инженеры все же оказываются в менее выгодном положении.

Доля тех, кто работает в соответствии с уровнем образования, почти одинакова в обеих группах. 59,7% экономистов и 57,4% инженеров трудятся в качестве руководителей или специалистов высшего уровня квалификации. Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счетов существенную нисходящую квалификационную мобильность среди «технарей» (одна пятая).

Исследователи комментируют: «Можно предположить, что выпускники-инженеры в ряде случаев начинают трудовую биографию с относительной низкой должности, чтобы впоследствии, после получения практического опыта, продвинуться по карьерной лестнице». Практика старта с более низких позиций существует, в первую очередь, на промышленных предприятиях с относительно высоким уровнем оплаты труда.

Косвенно это подтверждается тем, что занятость в добывающей промышленности и производстве электроэнергии снижает шансы соответствия работы уровню образования инженеров на 24% и 21% соответственно.

Стартовые зарплаты в обеих группах похожи, более 20 тысяч рублей. Но если смотреть в деталях — учитывать индивидуальные характеристики, знания и навыки, место работы, локальный рынок труда, то зарплаты начинающих инженеров оказываются чуть ниже зарплат экономистов, хотя различия не значимы.

Вероятность работы по специальности почти одинакова для обеих групп. В то же время, выпускники-инженеры, занятые в торговле и госуправлении, трудятся по специальности на 27–31% и 18–22% реже, чем экономисты, занятые в тех же сферах. Правда, проживание в регионах с высокоразвитой обрабатывающей промышленностью и электроэнергетикой увеличивает для инженеров шансы работы по профессии.

Коррекция дисбаланса

Проблема дефицита специалистов инженерного профиля, о которой настойчиво говорят работодатели, имеет мало обще­го с недостатком предложения на макроуровне. Декларируемый дефицит инженеров связан с нехваткой кадров в масштабах отдельных организаций, которая объясняется качеством рабочих мест. Но не стоит недооценивать и влияние таких издержек: «Возможно, из-за недостатка информации об открывающихся на локальных рынках труда узкопрофильных вакансиях, а также ввиду высоких затрат на переезд невостребованными оказываются специализированные навыки инженеров, как правило, более узкие по сравнению с компетенциями, которые получают выпускники-экономисты», — пишут Елена Варшавская и Елена Котырло.

Вопрос в том, как сбалансировать ситуацию. Сокращение бюджетного приема на экономический профиль и увеличение — на технический вряд ли поможет заполнить инженерные вакансии. Искусственное расширение доступности инженерно-технического образования может привести к усилению негативного отбора (прихода слабых учащихся). Это означает повышенные издержки на подготовку, которые едва ли окупятся.

По мнению исследователей, вузам необходимо:

сформировать образовательные модели, учитывающие специфику экономики региона;

координировать образовательную деятельность с работодателями;

построить систему мониторинга трудоустройства выпускников.

Игрокам образовательного рынка нужна достоверная информация о востребованности тех или иных специалистов, заключают исследователи.
IQ

Россия – одна из главных промышленных держав, мы занимаем четвертое место на планете по объему промышленного производства, уступая только Китаю, США и Индии. Последнее десятилетие наша страна стремительно развивает промышленность, которая состоит из многих отраслей, предприятий, заводов, фабрик.

Конечно, одна из востребованных профессий на рынке труда России – инженер. Это нужная профессия. Поскольку Россия большая, будет интересно разобрать подробнее, сколько зарабатывает инженер в разных регионах страны.

Чем занимаются инженеры

В России производятся промышленные товары любого типа, а это привилегия немногих стран. По данным Росстата вся промышленность нашей страны делится на три главные составляющие:

  • добыча полезных ископаемых – до 27%;
  • обрабатывающее производство – до 65%;
  • распределение энергоресурсов до – 9%.

Важные отрасли тяжелой промышленности, такие как металлургия, машиностроение, химическая промышленность, отрасли добычи и переработки углеводородов, других ископаемых, а также строительство, легкая, пищевая промышленность – все эти сферы не будут работать без контроля и участия работников с профессией инженер.

Ведь именно ему доверяются все основные рычаги регулировки, развития данных сфер.

Чтобы работать по этой профессии, необходимо получить высшее техническое образование, иметь математические способности. Специалист должен обладать следующими профессиональными качествами:

  • изобретательность, воображение;
  • творческий подход к решению технических, нестандартных задач;
  • целеустремленность, желание доводить поставленные задачи до полного выполнения;
  • ответственность за разрабатываемые проекты, гарантии полной компетентности;

Во всех направлениях промышленности, на заводах, фабриках, на производстве существует нехватка хороших специалистов – инженеров. Молодой специалист после получения высшего образования имеет возможность устроится на работу, подняться по карьерной лестнице, начав работу с мастера на участке и дойдя до директора. Инженеры есть в любой сфере.

Можно устроиться на лакокрасочную фабрику или на молочный завод. А можно на завод по изготовлению автомобилей и сконструировать новую модель авто. Выбор в нашей стране огромен.

Средняя зарплата инженера в России

Средняя зарплата инженера по России складывается из многих факторов. Человек, работающий по этой профессии, с каждым годом получает больше опыта. Следовательно, чем больше трудовой стаж, тем работник становится ценней – как опытный специалист. Поэтому у начинающего инженера и работника со стажем зарплаты отличаются в разы, а средняя заработная плата не покажет этой явной разницы.

Например, в Ярославле средняя зарплата инженера составляет 34 000 рублей. Но при этом оклады молодых специалистов начинается от 29 000 рублей, а оклады ведущих инженеров со стажем начинаются от 40 000 рублей и выше.

Для молодого специалиста всегда есть стимул – возможность карьерного роста, развития своих навыков и как следствие – увеличение зарплаты за профессионализм. Инженеры высшего звена – руководители – получают заработную плату в несколько раз больше, чем начинающие молодые работники.

Также рассмотрим пример в целом по России. Средняя зарплата инженера по стране составляла 48 000 рублей. Но у начинающего работника оклад может быть от 23 000 рублей, а у специалиста со стажем от 71 000 рублей.

Зависимость зарплаты от специфики деятельности

Существует непосредственная зависимость уровня зарплаты инженера от вида деятельности. Небольшая компания не всегда может предложить большой оклад специалисту, а большие промышленные корпорации предлагают соискателям приличные зарплаты.

Рассмотрим наглядный пример, как зарплата инженера зависит от специфики деятельности.

  • Инженер программист, одна из востребованных профессий сегодня. От этого специалиста зависит чуть ли не весь рабочий процесс, учитывая прогрессивный рывок в компьютеризации. Средняя заработная плата по России у программистов 72 000 рублей. При этом начинающему специалисту предлагают оклад не ниже 52 000 рублей. 30% от вакансий программиста предлагают в Москве и Московской области. Здесь средний оклад программисту предлагают от 98 000 рублей. Максимальные зарплаты от 160 000 рублей и выше.
  • Проектировщики – люди которые в прямом смысле строят нашу жизнь. Они составляют проекты мостов, домов, больших комплексов, авто и железных дорог, проектируют самолеты, космические спутники, корабли, морскую технику, многое другое. Средняя зарплата по России по данной профессии составляет от 45 000 рублей. Начинающему специалисту предлагают оклад от 24 000 рублей. Наиболее высоко оплачивается эта профессия сейчас в Магаданской области, где средняя зарплата от 100 000 рублей и выше. Чуть ниже 90–75тысяч рублей в восточной части Сибири.
  • Инженер-строитель – одна из почетнейших специальностей во все времена. Средний оклад по России составляет 33 000 рублей. При этом самым востребованным районом на эту профессию считается опять Магадан. Здесь зарплата инженера строителя составляет 190 000 рублей. Наиболее высоко оплачиваемые предложения по этой профессии в Москве, Санкт-Петербурге, Перми. Зарплаты соответственно составляют 65 000, 60 000 и 50 000 рублей.
  • Инженеры-технологи могут быть в разных сферах, к примеру – общественном питании или металлургии. Здесь большой спектр деятельности. Зарплаты, соответственно, тоже будут отличаться, средний показатель по России – 37 000 рублей. Эта профессия наиболее высоко оплачивается в Астраханской области – 52 000 рублей. Также рассмотрим, сколько получают инженеры более узкого сегмента. Например, инженер-технолог общепита имеет средний показатель зарплаты по стране – 51 000 рублей, а в Москве и области зарплата от 56 000 рублей. Средняя зарплата по России инженера-технолога по сварке – 43 000 рублей, а в Нижегородской области от 86 000 рублей.

Зависимость зарплаты от региона страны

По примерам видно, что зарплата инженера зависит не только от стажа и специфики деятельности, но еще и от региона нашей большой страны. Каждый населенный пункт, город, область, край или округ имеют свой определенный бюджет и финансирование. Берется во внимание также и другие важные показатели, например:

  • удаленность от центра страны;
  • возможные строительные действия, новые проекты;
  • наличие или отсутствие заводов, фабрик;
  • социальные условия, инфраструктура, дороги, климатические условия;
  • наличие или отсутствие технических вузов, а с этим прямое соотношение в наличии или отсутствии инженерных профессий в конкретном районе.

По этим показателям становится понятно, что чем больше удаленность от центральной части страны конкретного региона, тем возможна бо́льшая нехватка в специалистах, и деятельность инженеров особенно ценится. А при отсутствии конкуренции приходится специалистов «заманивать» повышенными зарплатами из «зон комфорта». Что мы и видим на примере Магаданской области, где зарплата проектировщиков составляет более 100 000 руб.

Но есть другая зависимость – это мегаполисы. В Москве, Санкт-Петербурге и областных городах, как правило, найти работу инженеру намного легче, и оклады выше. Это связано с большим количеством самых разных организаций, фабрик, заводов и производств, наличием вузов. Распределение вакансий по городам-миллионщикам в разы больше. Рассмотрим таблицу средней зарплаты инженеров в России по некоторым регионам (рублей):

  • Магаданская область – 60 000 (Магадан – 64 000)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ – 54 000 (Салехард – 55 000)
  • Чукотский автономный округ – 49 000 (Анадырь –56 000)
  • Камчатский край – 47 000 (Петропавловск-Камчатский – 54 000)
  • Московская область – 43 000 (Москва – 56 000)
  • Ленинградская область – 42 000 (Санкт-Петербург – 39 000)
  • Сахалинская область – 36 000 (Южно-Сахалинск – 43 000)
  • Краснодарский край – 30 000 (Краснодар – 42 000)
  • Свердловская область – 29 000 (Екатеринбург – 37 000)
  • Новосибирская область – 28 000 (Новосибирск – 32 000)

На этом примере видно, что удаленные от центральной части страны районы выплачивают зарплату инженерам значительно более высокую. При этом видно, что в областных центрах оклады выше, чем в области или крае. Также высокие зарплаты в Москве и Северной столице.

Профессия инженера в России востребована, на нее всегда существуют вакансии. Молодым специалистам можно устроиться на работу на территории всей страны. Есть возможности карьерного роста, а значит, и постоянного увеличения заработной платы.

ingener3

Как мы знаем, недооценка квалифицированного труда россиян наблюдается не только в бюджетной сфере, но и во многих других отраслях отечественной экономики. Одними из таких недооцененных специалистов объективно считаются и инженеры, труд которых еще в советское время ценился гораздо выше. Как отмечают эксперты, низкий уровень зарплат специалистов инженерных специальностей в ряде секторов промышленности приводит к «межсекторной миграции» работников в другие отрасли. Сегодня, по независимым оценкам аналитиков, угроза потерять своих лучших технологов и конструкторов нависла над почти двумя третями российских предприятий.

Белые воротнички имеют вполне обоснованное желание работать в крупных международных корпорациях или частных отечественных компаниях, и куда меньше желают трудоустройства на государственные предприятия или на административную работу, например, в государственных органах. Многие даже готовы на резкий переход из одних в другие. Что становится для них главной мотивацией, и чем обоснована такая неприязнь к государственному сектору? Карьерист.ру постарался разобраться в ситуации.

Утечка инженерных кадров

Согласно исследованию рекрутинговой компании «Юнити», результаты которого приводит «Независимая газета», больше 62% промышленных компаний могут остаться без своих передовых инженеров – их не устраивают предоставляемые работодателем условия труда. По информации кадрового агентства, отток инженеров из стратегически важных сфер отмечается на протяжении последних нескольких лет – это началось еще до кризиса и с ним усугубилось. Изначально утечка наблюдалась в авиастроении, оборонном комплексе, ракетостроении и авиа-космических предприятиях, причина – низкий уровень зарплат, который недотягивал даже до среднего по рынку.

mp900439299

62% промышленных компаний могут остаться без своих передовых инженеров

Именно зарплата, несоответствующая квалификации работника, становится основной причиной увольнения инженеров. Но этим не заканчивается – отсутствие у руководства объективного понимания зарплатных ожиданий рынка приводит к проблемам с подбором новых работников. Специалисты уверены – вакансии с зарплатой ниже среднерыночной закрываются гораздо дольше, что создает массу хлопот, если замена нужна быстро. По словам специалиста «Юнити» Ольги Сапожниковой, которые приводит «Независимая газета», сервисные компании сегодня составляют серьезную конкуренцию промышленным предприятиям в кадровом вопросе. Все чаще молодые и перспективные инженеры выбирают именно их, претендуя на жалование в 80-100 тыс. рублей, в то время, как предел завода – это 35 тыс. рублей зарплаты.

Эксперт утверждает, что идея сменить место работы часто приходит к специалистам инженерных специальностей в тяжелый для их предприятия период, например, когда нагрузка на 1 сотрудника существенно возрастает. Серьезное перенапряжение способно вынудить специалиста на уход с того места работы, где он отработал даже 10 лет, и готов был работать дальше на таких же не самых выгодных условиях. Производственные стрессы неспособны позитивно отражаться на настроении работников, поэтому они и решаются на резкие изменения. Тем более что рынок готов предложить достаточное количество неплохих вакансий.

Зарплата – это главное

В качестве других мотивирующих к трудоустройству факторов, россияне выделяют интересную работу, карьерный рост, комфортный быт компании и официальное оформление. Гораздо меньше соискателей интересует репутация и имидж организации, уровень подготовки коллектива и график. Вместе с тем дополнительной мотивацией для многих становится наличие добровольной страховки, покрытие транспортных и продуктовых расходов и корпоративное обучение – все это можно встретить лишь в крупных частных компаниях, куда, очевидно, и стремятся инженеры.

mechanical-engineer-720

Но, рекрутинговые эксперты обращают внимание и на некоторые другие, противоположные оттоку тенденции. В частности, в Kelly Services утверждают, что в нынешних условиях на рынке труда выросла лояльность к работодателю, что обусловлено как боязнью к переходу в неизвестные соискателю компании, так и неблагоприятной ситуацией на рынке труда, когда толковых вакансий оказывается гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд. Параллельно и вполне логично, вместе с лояльностью увеличивается и число тех, кто готов смириться с ранее неприемлемыми условиями труда. Согласно вышеуказанному исследованию, если зарплата устраивает работника, то около половины опрошенных готовы к неинтересной монотонной работе и даже переработкам. Кроме этого, многие согласны на неофициальное трудоустройство, отсутствие соцгарантий и прочие грубые нарушения трудовых прав. Настроения высококвалифицированных инженеров совпадают с этими показателями, главное – это зарплата.

Вполне логичными представляются и предпочтения в выборе работодателя – если в международных корпорациях готовы трудиться почти 60% граждан, в частных отечественных – около 30%, то госструктурах и государственных предприятиях не больше 8-10%.

Неприязнь к госсектору

Наблюдаемая неприязнь квалифицированных специалистов инженерных специальной к госсектору вполне объяснима, утверждают эксперты Kelly Services. Последние несколько лет представители власти вызывают недоверие у перспективных соискателей, поэтому желающих работать с ними традиционно мало. Первостепенной причиной, конечно же, является низкая зарплата. Еще в 2011 году на работу в государственной компании инженеры смотрели с гораздо большим оптимизмом – их привлекало соблюдение социального пакета, «белая» зарплата, официальное трудоустройство и гарантии от незаконного сокращения на случай кризиса.

Несмотря на это, не всем повезет найти желаемую работу в международной компании – государственные структуры, согласно исследованиям Международного валютного фонда, занимают до 70% всего ВВП. Так, несмотря на больше 20 лет приватизации, государство остается доминирующим работодателем на всем рынке, аккумулируя при этом самые объемные капиталы. И звание «самого богатого работодателя» позволяет государству игнорировать конкурентоспособность для работников, полностью исключая это понятие из кадровой политики, мол, все равно придут, работать-то больше негде… Вполне естественно, что такой подход отталкивает соискателей. И с приходом кризиса ситуация усугубилась, считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, чьи слова приводит «Независимая газета». Он считает, что урезание финансирования заметно снизило привлекательность государственных компаний для соискателей, в особенности инженерных специальностей.

1286699890_f_17964405

Квалифицированные специалисты инженерных специальностей относятся отрицательно к госсектору.

С ним частично не согласен Павел Сигал из «Опоры России». По его мнению, зарплаты на промышленных предприятиях находятся на среднем уровне, но сотрудников гораздо больше отталкивают консервативные особенности корпоративной культуры, которые отмечаются излишней жесткостью к подчиненным. Именно это, вместе с медленным карьерным ростом, как считает эксперт, больше всего отталкивает инженеров. Но, как показывает исследование Kelly Services, уровень зарплат гораздо больше корпоративных правил волнует специалистов. Так что если бы в государственных промышленных предприятиях инженерам предлагали конкурентное и адекватное жалование, они бы охотно терпели консервативность и жесткость их руководства.

Колонка гендиректора WayRay о проблемах производства в России.

Основатель компании WayRay, создавшей голографическую систему навигации для автомобилей, Виталий Пономарев написал колонку для vc.ru. Он рассказал, почему инженерная отрасль в России уязвима, и сделал предположение о том, как изменить ее к лучшему.

Представим себе московского инженера — человека с высшим инженерным образованием и опытом работы в несколько лет на крупном российском производстве. Что он может себе позволить на свою зарплату 45 тысяч рублей в месяц? Снять однокомнатную квартиру за 25−30 тысяч, потратить несколько тысяч на проезд и на еду. Такой доход позволяет выживать в городе, но точно не жить. Даже завести семью с таким доходом — рискованная операция.

Несколько лет назад к нам на собеседование пришел молодой инженер. К моменту нашего знакомства его уже дважды отчисляли из «Бауманки» за неуспеваемость. Причина была проста: стипендии на жизнь не хватало, это вынуждало его работать, что, в свою очередь, сказывалось на учебе. Получался замкнутый круг.

Парень был очень талантлив и хорошо разбирался в таких вещах, в каких не всегда разбираются специалисты с десятилетним опытом. Тем не менее на работу его брать никто не хотел. Он был совершенно разбит, почти голодал и просил зарплату в 20 тысяч рублей. Не у всех коллег он вызвал доверие, но электронщик нам был нужен, притом срочно. Я поверил в парня, и мы его взяли.

Он успешно работает с нами до сих пор, разрабатывает электронику, получает хорошую зарплату. Вдобавок мы компенсируем ему затраты на жилье как особо ценному и давнему сотруднику.

Что было бы с ним, если бы он не попал в WayRay? Наверное, пошел бы работать менеджером по продажам, в этой отрасли есть хоть какие-то деньги. Или трудился бы слесарем в автосалоне, зарабатывал 50−60 тысяч рублей. Но, чтобы работать слесарем, не обязательно иметь высшее техническое образование, чаще всего оплаченное в полном объеме государством.

WayRay — не первый мой бизнес, но меня до сих пор шокируют собеседования с людьми, которые приходят к нам на инженерные вакансии. Я сравниваю зарплатные ожидания кандидатов в ИТ, маркетинге и дизайне с тем, что хотят получать инженеры, и мне становится не по себе. Для меня инженер — это творческая специальность. Человек, который решает инженерные задачи, — творец, в отличие от большинства программистов, которые зачастую занимаются рутиной.

Но в представлении общества все наоборот. Например, к нам приходит программист среднего уровня и говорит на собеседовании: «Я хочу 150 тысяч». И я вынужден платить, потому что такие зарплаты нормальны для рынка и работодателю никуда не деться.

А оптик на вопрос о зарплатных ожиданиях дрожащим голосом отвечает: «50 тысяч», будто это много. Когда молчишь в ответ, он, немного стыдясь, оправдывается: говорит, что сейчас получает 35 тысяч рублей в месяц на одном из передовых российских производств — что-то из оборонки, авиастроения или космоса. Ему очень нравится его работа, ведь в том числе и от него зависит, как полетит ракета; у него хорошее образование и багаж знаний, но ему элементарно не хватает денег на жизнь.

Он находится в экстремальных условиях выживания инженера в Центральной России. Он бы рад и дальше трудиться во благо Родины, но ему очень хочется есть. Надо действительно пламенно любить свою работу, чтобы жить на 35 тысяч в месяц в Москве.

Средняя зарплата разработчика в Москве составляет 120−150 тысяч рублей, средняя зарплата инженера — 45 тысяч.

Получается, что в год средний московский инженер зарабатывает 540 тысяч рублей. Инженеры на схожих предприятиях в США зарабатывают $110−150 тысяч в год, в Китае и Европе доход примерно такой же, причем в Германии даже немного выше.

Средняя заработная плата в Москве составляет 66 тысяч рублей, но ведь инженера невозможно отнести к средним специалистам. Ему нужно было получить высшее образование, поработать на производстве хотя бы 3−5 лет, накопить багаж разнообразных знаний. Инженер — это сложная работа.

В регионах ситуация немного другая. Зарплата на предприятиях одного уровня в Москве, Владимире и Нижнем Новгороде примерно одинаковая, но в регионах на эти деньги можно прожить, в отличие от Москвы и Подмосковья.

Почему инженеры все-таки остаются в стране

В Германии инженер — это специалист широкого профиля с фундаментальным образованием, которое дает ему возможность работать в разных индустриях. Он может специализироваться на конкретных сферах, что повышает его доход до небес.

В России ситуация иная. Мы живем в иллюзии нашего фундаментального образования: выпускники ни черта не умеют на практике и набираются опыта уже в работе на конкретном производстве. Этим они ограничивают себя в возможности попробовать другие сферы. Такова специфика рынка. Нам не нужны инженеры, которые разбираются во всем, — нам нужны руки, которые умеют закручивать гайки и проектировать лопасти для турбин.

Это отголоски советской системы подготовки инженерных кадров. Нам кажется, что у нас было великолепное высшее образование широкого профиля, но в случае с инженерами оно часто было заточено под конкретную отрасль или предприятие.

Незнание языка и отсутствие релевантного опыта

Именно поэтому наши инженеры не уезжают из страны — при огромной миграции программистов. Инженеры бы тоже уезжали, но они не знают английского языка, им не хватает компетенций, а компании не готовы тратить время и деньги на их обучение.

Программисту легко поддерживать свой уровень знаний: все, что необходимо для его работы, находится в компьютере. Инженеру тяжелее: его квалификация зависит от того, над чем он работает, а также от средств разработки и производства. Если у него нет опыта работы на западных современных станках и проектирования на современном софте, то на Западе, да и на Востоке работы ему не найти.

Если программисты живут в виртуальном мире, то инженеры — в реальном.

В WayRay уходит шесть месяцев на обучение любого инженера, с какого бы российского производства он ни пришел. Мы вынуждены шесть месяцев платить человеку и учить его работать по обычным мировым стандартам.

Следующая причина, почему наши инженеры не востребованы за рубежом, — отсутствие коммерческих проектов, в которых они могли бы набираться опыта. В России есть несколько отраслей, в которых инженеры востребованы: нефтянка, машиностроение, оборонка. Эти отрасли сложно назвать частными. И есть такие сферы, в которых вообще нет никакой работы для инженера, потому что такого малого и среднего бизнеса у нас просто нет.

Отсутствие релевантного бизнеса

Одна из проблем — отсутствие внутреннего спроса и низкая покупательная способность. Помимо ее решения, нужно создавать условия, в которых бизнес захочет реализовывать коммерческие проекты в России, ведь нельзя насильно привезти компании в страну и сказать: открывайтесь.

Как это сделать? Один из путей — дешевые кредиты. Банки считают, что можно выдавать кредиты под 25−30%. Какой бизнес это выдержит? Возможно, только высокорентабельные монополии. Нет бизнеса — нет спроса на инженеров.

Основной заказчик труда инженеров — это государство: инфраструктура и трубопроводы сами себя не спроектируют и не построят. Представителям государства впору вспомнить и разговоры о том, что пора что-то менять, создавать условия. Разве нам нужно столько программистов, инженеров или малого бизнеса, который, например, делал бы оборудование для добычи нефти на морском шельфе? Мы же всегда можем их купить за рубежом. Нужно просто провести тендер, выбрать поставщика — и все готово, оборудование на складе.

Конечно, у нас есть очень правильная манифестация импортозамещения, но она начинает работать тогда, когда от слов переходят к действиям. Чтобы это произошло, каждому чиновнику в стране нужно поменять установки: думать не о том, как проще, а о том, как лучше. Как сделать процессы такими, чтобы страна сама производила необходимое оборудование. Нужно создать мотивацию для госслужащих, чтобы они хотели сохранить свою работу и показывать хорошие KPI по росту собственного производства в стране.

И вопрос начинает звучать иначе. Может быть, чтобы сделать инженеров востребованными специалистами с достойным доходом, нужно поднять зарплату чиновникам?

Сегодня о том, что из России «утекают мозги», не говорит только ленивый. В этом есть рациональное зерно, ведь согласно статистике, кадровая обстановка в стране ухудшается с каждым годом. Объясняет такую ситуацию множество негативных факторов, обусловленных как внутренней, так и внешней ситуацией на рынке труда.

Состояние инженерной отрасли в России

Первая и самая главная причина кадрового оттока – зарплата, ведь даже в Москве инженер получает около 35-45 тыс. российских рублей, тогда средний уровень доходов в столице соответствует 66 тыс. Приблизительно аналогичная ситуация наблюдается и в регионах, поскольку должность инженера по-прежнему актуальна для государственных предприятий с практически аналогичной ставкой. Однако в том же Нижнем Новгороде, Вологде или Череповце такой заработок не кажется столь уж критичным, особенно на контрасте с другими профессиями.

Именно поэтому чаще всего срываются с места именно столичные инженеры, а также те, кто вынужден трудиться за копейки в Северной Пальмире и других дорогих мегаполисах. Да и уровень образования в России уже давно оставляет желать лучшего, в результате чего выпускники ВУЗов выходят откровенно «сырыми» и дезориентированными в суровых трудовых реалиях.

Нет, безусловно, и сегодня есть инженерные должности, приносящие занимаемым их лицам высокие доходы, ведь чего только стоит нефтеперерабатывающая промышленность, атомная энергетика и ВПК, где высококвалифицированные специалисты не только ценятся, но и высоко оплачиваются. Однако попасть туда не так просто, особенно если учесть тот факт, что красный диплом уже давно перестал быть эффективным подспорьем для хорошего трудоустройства.

Инженер за работой

Читайте еще

Перспективы для инженера на отечественном рынке труда

Времена, когда ИТР-овские должности котировались, уже давно канули в лету. Причин тому несколько, и ключевыми из них является высокая конкуренция на рынке труда ввиду сокращения общего количества рабочих мест, а также практически полное отсутствие развития инновационных технологий и опыта в вопросах патентоведения. В итоге руководству крупных компаний гораздо проще нанять специалистов из-за рубежа, чем обучать своих с привлечением все тех же иностранных коучей.

Что касается перспектив, то их немного, но они все-таки есть, поскольку помимо основного заказчика в лице государства, существует и ряд частных сфер, где хорошие спецы уж точно не помешают. Наглядным примером тому является стремительно развивающийся строительный бизнес, где действительно можно неплохо заработать, если, конечно, в стране не грянет очередной затяжной кризис.

Кроме того, сейчас как никогда ценятся такие узкопрофильные инженеры, как геодезисты, которые могут найти применение своему опыту и знаниям в самых разных сферах, начиная со все того же градостроительства и заканчивая сооружением инфраструктурных объектов для предприятий, занимающихся добычей и переработкой земельных ресурсов.

Защитная каска

В каких странах востребованы инженеры профессии

Во всех остальных случаях имеет смысл всерьез задуматься о возможной трудовой иммиграции. Главное – понять, в каких именно странах инженерная профессия ценится выше всего. И сегодня в тройку лидеров по этому параметру попадают такие государства, как Германия, Испания и Болгария. Кроме того, неплохие перспективы для инженеров проглядываются и в США, ОАЭ, Словении, Хорватии, Турции и в других активно развивающихся странах, где всегда рады людям «с мозгами».

Читайте еще

Необходимые навыки для трудоустройства за границей

И конечно же, пройти этот отбор сможет не каждый желающий, невзирая на всю востребованность профессии за рубежом. Для этого необходимо соответствовать следующим критериям:

  1. Хорошая база знаний.
  2. Опыт работы (студентам придется доучиваться за рубежом) и официальный трудовой стаж в родной стране от 2 лет.
  3. Свободное владение языком.
  4. Знание и умение применять на практике современные компьютерные технологии, включая программы по графике и дизайну.
  5. Умение работать с цифрами и сметами, а также ведение отчетности.
  6. Диплом об образовании (в идеале подтвержденный в этой стране).

И чаще всего специалисты с таким багажом находят себя в строительной, конструкторской, машиностроительной и автодорожной сфере, хотя не исключены и такие специальности, как инженер-электрик, горный мастер, механик и пр.

Инженеры в касках

Средняя заработная плата в различных странах

Конечно же, переезд за рубеж имеет множество подводных камней, и мягко говоря, это непросто, поскольку другой менталитет, языковой барьер, отсутствие друзей и близких делают свое дело. Однако мотивация настолько сильна, что многие специалисты готовы пожертвовать сиюминутным комфортом ради более перспективного будущего и в большинстве случаев добиваются успеха.

Если говорить о цифрах, то в тех же странах ЕС можно заработать в месяц от 1 до 4 тыс. евро, тогда как в США и Канаде этот показатель редко когда опускается ниже 3-4 тыс. долларов США.

Инженер с проектом

Но такая зарплата является заоблачной только для стран третьего мира, тогда как в самом ЕС и США на нее явно не забалуешь, ввиду высокого уровня жизни. И именно этот момент обязательно следует учитывать, окончательно взвешивая все за и против.

Читайте также: